Фонематическая дислексия виды ошибок

Содержание статьи

  1. Дислексия — это..
  2. Характеристика фонематической дислексии
  3. Формы фонематической дислексии
  4. Причины
  5. Диагностика фонематической дислексии
  6. Коррекция
  7. Развитие фонематического анализа и синтеза

Дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, которое возникает из-за проблем с высшими психическими функциями — вниманием, памятью, мышлением и речью. 

Для этого нарушения характерны повторяющиеся ошибки стойкого характера (побуквенное чтение, смешение или замена букв, аграмматизмы, искажение слоговой структуры слова, проблемы с осмыслением прочитанного и т.д.).

С учетом нарушенных операций чтения, Р.И. Лалаева выделила следующую классификацию дислексии, согласно которой встречается 6 видов этого расстройства: семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная и фонематическая дислексия, о которой мы поговорим чуть подробнее.

Европейские исследования показали, что среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. В школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.

Интересен и тот факт, что среди мальчиков это нарушение встречается намного чаще, чем у девочек (примерное соотношение 4,5:1), а также то, что есть определенные сложности раннего выявления этого расстройства.

Фонематическая дислексия – это наиболее распространенная форма данного нарушения, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она связана с недоразвитием функций фонематической системы, в которой каждая единица характеризуется совокупность смыслоразличительных признаков, а также слухопроизносительной системы и фонематического анализа.

Фонематическая дислексия связана с недостаточной сформированностью речевых функций. Для этого нарушения характерна следующая симптоматика:

  • сложности усвоения букв, а также замены звуков, схожих по акустическим и артикуляторным признакам;
  • побуквенное чтение;
  • искажение звуко-слоговой структуры слова, которое выражается в добавлении при чтении лишних букв, пропусках согласных (марка — «мара»), перестановках звуков (утка — «тука»), пропусках, а также перестановках слогов (лопата — «лотапа», «лата»).

Учитывая несформированность основных функций фонематической системы (смыслоразличительной, слухопроизносительной дифференциацией фонем и фонематического анализа), фонематическую дислексию принято делить на 2 вида:

  • Нарушения чтения, связанные с недостаточным развитием фонематического восприятия.
  • Нарушения чтения, вызванные недоразвитием функции фонематического анализа.

Дислексия может встречаться в структуре сложного заболевания: задержка психического развития, ДЦП, умственная отсталость. Но данное расстройство встречается и у тех детей, у которых нет проблем с интеллектом.

На механизм развития нарушения влияет взаимодействие сразу нескольких составляющих. С одной стороны, это различные аномалии формирования головного мозга ребенка и особенности его развития. Они могут быть вызваны следующими причинами:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности.
  • Гипоксия плода, вызванная преждевременной отслойкой плаценты, пороком сердца (у материли или плода), затяжными родами и т.д.
  • Интоксикация организма, что вызвало токсическое поражение центральной нервной системы. Она может быть вызвана употреблением алкоголя, наркотических препаратов или некоторых видов лекарств.
  • Механические повреждения плода во время родовой деятельности.
  • Черепно-мозговые травмы, а также инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в постнатальный период.

Многочисленные исследования подтверждают, что очень часто причиной возникновения фонематической дислексии является генетическая предрасположенность. При этом в разных странах процент таких случаев примерно идентичен.

Другая составляющая, которая может повлиять на развитие данного нарушения – это социальные факторы:

  • нехватка речевого общения между ребенком и родителями;
  • синдром «госпитализма» (вызван длительной разлукой с матерью или любым взрослым человеком, к которому есть эмоциональная привязанность, либо отсутствие такого человека);
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм в семье;
  • раннее освоение грамоты;
  • неблагоприятное речевое окружение.

В первом классе трудно определить, есть ли у ребенка дислексия или нет, потому что все ученики имеют достаточно большой разброс по темпу и качеству освоения материала. При этом ошибки, которые допускают дети с дислексией, в большинстве случаев те же самые, что и ошибки детей, которые только начинают учиться читать. Но если посмотреть в динамике, то ошибки у детей-дислексиков сохраняются дольше и в большом количестве, поэтому они испытывают серьезные проблемы с пониманием прочитанного.

Но используя специальные методы раннего выявления и методики (к примеру, скрининг-метод) можно выявить фонематическую дислексию еще до поступления ребенка в школу.

Устранение фонематической дислексии – это сложный коррекционный процесс, при котором особое внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, а также формированию представления о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова.

Логопедическая работа, в данном случае, проводится сразу в трех направлениях: развитие анализа предложений на слова, развитие слогового анализа и синтеза, а также формирование фонематического анализа и синтеза.

Чтобы ребенок научился определять количество, место и последовательность слов в предложении, можно использовать следующие задания:

определение границ предложения в напечатанном тексте (без точек);

на основании показанной сюжетной картинки ребенок должен придумать простое предложение, а также определить количество слов в нем;

придумать предложение с определенным количеством слов;

составление предложения из слов, которые даны в хаотичном порядке;

составление предложения на основе нескольких сюжетных картинок, где изображен один и тот же предмет, но в разных ситуациях.

В развитии слогового анализа большое значение имеет навык выделения гласных звуков слова. Важно донести до них правило, что в слове столько же слогов, сколько и гласных звуков.

Комплексная работа по дифференциации гласных и согласных звуков начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их признаков.

Используются разные виды заданий:

  1. Выделение гласного звука из слога. Задания: назвать только гласный звук слога; поднять букву, которая соответствует гласному звуку слога; придумать слог с соответствующей гласной и т.д.
  2. Выделение гласных звуков из слова. На первом этапе выполняются более простые упражнения: назвать все гласные звуки в слове; выписать только гласные звуки определенного слова (к примеру, слово «ручка» обозначается как «у — а») и т.д. Затем сложность заданий повышается: придумать слово с двумя или тремя слогами; придумать слово с определенным слогом в начале и конце.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится в определенной последовательности:

  • Выделение звука на фоне слова. Иными словами, перед ребенком ставится задача определить, есть ли определенный звук в перечне слов (к примеру, определить, есть ли звук М в словах лыжи, маска, карандаш, макет, сумка, лом, сом и т.д.).
  • Вычленение звука из начала и конца слова. Ребенок должен определить в слове первый и последний звук, указать место звука в слове.
  • Определение последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков в слове, а также места звука по отношению к другим звукам.

Это только часть всего коррекционного процесса фонематической дислексии для детей раннего школьного возраста. Важно понимать, что коррекция может быть достаточно длительной, поэтому важно начать профилактику еще в дошкольный период (с 5-6 лет).

Дети с дислексией достаточно болезненно переживают свой недостаток, поэтому они нуждаются в щадящих условиях обучения и ряде послаблений. К сожалению, в условиях обычной школы этого очень сложно добиться. Но если педагог будет знать, что в его классе есть ребенок-дислексик, то в его силах создать для него максимально подходящую среду обучения. В частности, таких детей следует освобождать от необходимости чтения вслух при всем классе, давать им больше времени при выполнении текстовых заданий и т.д.

Фонематическая дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) — памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность — ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.

Общая информация

Виды дислексии

Вопросами нарушения письменной речи занимается логопедия. В ней принято выделять алексию – полную неспособность овладеть чтением, дислексию – ученик способен частично овладеть процессом.

Выделяют разные классификации дислексии. Р. Беккер в ее основе выделял степень проявления. При литеральной появляются сложности с освоением букв, при вербальной тяжело осваивать слова. Он выделял разные виды нарушения чтения.

В логопедии распространение получила классификация, разработанная Хватцевым. Он выделял семантическую, мнестическую, фонематическую, оптико-пространственную, оптическую дислексии.

В Европе проводили исследования. Согласно им, среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. Беккер отмечала, что в школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.

Говорить о проблемах с чтением или письмом можно только в школьном возрасте, у дошкольников могут быть предпосылки для их появления.

Лалаева тоже проводила аналогичные исследования. Согласно им, в коррекционном образовании доля таких детей — 62% от всех учеников начального звена. В учреждениях для лиц с задержкой психического развития — 50%. Проблема распространена больше у мальчиков, чем у девочек.

Почему возникает

Среди специалистов нет единого мнения о том, как формируются нарушения письменной речи. Одна группа выделяет наследственную предрасположенность. У близнецов смогли обнаружить факторы риска:

  • задержку речевого развития;
  • левшество;
  • неврологические болезни.

В этиологии дислексии у детей имеет влияние наследственный фактор

Рейнхольд указывал, что в основе подобного нарушения незрелость определенных зон коры мозга. Это проявляется в задержке развития речевых функций.

Специалисты сходятся в том, что влияние оказывает сочетание факторов. Длительные соматические болезни, поражения мозга (менингит, энцефалит, травмы) могут приводить к проблемам. У взрослых дислексия бывает после инсульта, черепно-мозговых травм.

К социальным факторам относят билингвизм, дефекты речи у взрослых, дефицит контакта. В неблагополучной среде не происходит формирование ВПФ.

Механизм формирования дислексии включает генетические, биологические, социальные факторы. Чаще всего причиной нарушения становятся минимальные мозговые дисфункции. У детей сохранный интеллект, отмечаются небольшие сложности с ВПФ. В отличие от нарушений устной речи, дислексия иногда появляется на фоне снижения слуха, интеллектуальной недостаточности, проблем опорно-двигательного аппарата.

Дислексия у школьников с нормальным уровнем интеллекта имеет характерные особенности:

  • неравномерность или отставание физического развития;
  • необычная структура интеллекта;
  • нарушение последовательности восприятия информации, сложности с восприятием цельного образа.

Проявляться дислексия может разными симптомами. Логопеды проводят диагностику учащихся, выделяют группу риска, детально обследуют процессы чтения, письма.

Признаки

Механизмы и симптоматика фонематической дислексии

Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Дети не могут это сделать 2-4 года. Тяжело осваивают буквы, не могут соединить их в слоги, слова.

При таком нарушении некоторые дети легко запоминают отдельные буквы, но в процессе чтения делают ошибки. Они не выделяют букву как графему.

Хватцев считал, что основа проблемы – это нарушение фонематического слуха. В дошкольном возрасте ребенок не усвоил звуковую систему, он не различает звуки, близкие по звучанию ([С]-[Ц], [Ш]-[Ж]). Пример искаженного восприятия: «таскали — даскали», «яйцо — яйсо».

Выделяют еще одну форму фонематической дислексии. При ней у школьника появляется побуквенное чтение, изменение структуры слова. При стечении согласных пропускаются буквы, между двумя согласными вставляется гласный, слоги переставляются, пропускаются.

Выделяют психологическую симптоматику. У детей отмечаются сложности с пространственным ориентированием, неточно определяются формы, величины.

Правильное развитие пространственных представлений (право−лево, верх−низ) является основой для усвоения букв. Для этого учат ориентироваться в пределах тела (предметы слева или справа), потом переходят к отсчету от предмета (слева от кубика лежит…?). Третий этап самый сложный — ориентировка в трехмерном пространстве.

Только после этого переходят к пространственным представлениям на бумаге. Дошкольник должен уметь определять верх страницы, низ, находить строчку. Без этих навыков нельзя учить его писать.

Геометрический диктант на листке

Диагностика

Говорить о проблемах с чтением, письмом можно к концу второго класса. Тревожные моменты специалист видит после первого года обучения в школе. Своевременно выявленная проблема повышает шансы на полное избавление от дефекта.

Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед проводит подробное обследование. Родители школьника обязательно консультируются у врачей, которые оценивают познавательную деятельность, состояние нервной и зрительной системы.

Логопед изучает медицинскую документацию, собирает анамнез. Он проверяет состояние органов артикуляции, уровень активной речи, общую и мелкую моторику. Оценивается уровень речевого слуха, фонематического анализа и синтеза. Проверяется грамматика, лексический запас.

Ключевой момент диагностики — изучение состояния процессов письма и чтения. Для этого школьнику дают списать печатный, рукописный текст, после ему диктуют несколько предложений.

Изучают способность читать отдельные буквы, слоги, слова. Оценивается скорость и способность понимать прочитанное.

По окончании диагностики логопед выносит заключение о степени, виде нарушения. При необходимости он рекомендует консультации других специалистов.

Направления работы

Для преодоления проблемы специалисты используют разные способы коррекции. Оптимальное количество занятий в неделю — 4 урока. Проводится работа над развитием фонематического восприятия. Ученика учат различать оппозиционные звуки на слух, после закрепляют этот навык на письме, чтении.

Развитие фонематического восприятия

Уточняется разница в произношении звуков, акцентируется внимание на ощущениях от артикуляции. Если есть дефекты в устной речи, то их устраняют. В случае сохранности всех звуков, отрабатывают утрированную артикуляцию.

Проводится работа над формированием навыка анализа и синтеза. Дети должны уметь выделять звук, слог, составлять схему предложения. В качестве отработки навыка предлагаются задания с дописыванием букв, слогов.

Логопед помогает развивать словарный запас, учит образовывать новые слова, применять их в речи. Тренируется навык устной и письменной связной речи.

Дислексия в чистом виде бывает редко, чаще всего она связана с нарушением письма. Поэтому работа ведется как над чтением, так и над письмом.

Устранение дислексии требует 2-3 года регулярных занятий. Родителям нужно постоянно тренировать ребенка, помогать ему, выполнять задания логопеда. Иногда может потребоваться помощь психолога, который будет развивать ВПФ.

Особенности работы

Для реализации каждого направления коррекционной работы используют определенные задания. Логопед фиксирует, какие звуки путает школьник, начиная реализовывать первый этап процесса.

На нем последовательно уточняется произношение звука. Для лучшего усвоения образа используют зрительный, тактильный анализатор. Букву складывают из фасоли, пластилина, палочек, чертят ее на песке.

Для облегчения выделения позиции звука используют схемы в виде птички. Нарисованная птица, расчерченная на три части вертикальными полосами: голова − начало слова, туловище середина, хвост конец.

Второй этап — это разделение на слух двух схожих звуков. Для этого акцентируют внимание на навыках слухового контроля.

Для выработки чуткости зрительного анализатора предлагают «зашумленные картинки». На них нарисованы буквы, предметы, силуэты и они сверху покрыты большим количеством штрихов. Школьнику нужно выделить, назвать все, что изображено.

Школьнику предлагается сюжетная картинка, по которой он придумывает предложения, подсчитывает количество слов. Усложненное задание — дается схема, к которой нужно подобрать подходящее предложение.

В домашних условиях можно заниматься по готовым рабочим тетрадям. Хорошее пособие есть под авторством Оглобиной. Хороший комплект у Мазановой.

Логопедическая тетрадь для коррекции дислексии Оглобиной

Профилактические мероприятия

Необходимо развивать устную речь, стимулировать речевой слух и другие ВПФ. В возрасте 6-7 лет начинают подготовку к обучению чтению и письму.

Нельзя торопиться с освоением новых знаний. Нервная система формируется в определенном темпе. Как только зоны коры закончат развитие, ребенок легко освоит навык. При появлении тревожных симптомов, возникновении сложностей в обучении необходимо сразу обратиться за консультацией к логопеду.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дислексия. Ошибки при чтении.

«Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное  несформированностью  (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера». 

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой.

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться  вне единства письменной и устной речи.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавании букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Т.Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звукобуквенными обозначениями;
2) послоговое чтение;
3) становление синтетических приемов чтения;
4) синтетическое чтение.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую, тактильную.

Она связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками  являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки К и З  отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки С и З отличаются одним признаком  (с – глухой, з – звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т.д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано  с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы – козы) или изменение последовательности (липа – пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

Выделяют следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы приводит к изменению смысла)

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно)

фонематический анализ (разложение слова на составляющие его фонемы)

в процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции.

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно.

Вторая форма – нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках  звуков (утка – «тука»); в пропусках и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

(механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т.е. целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью , недифференцированностью представлений о синтетических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушении фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания прочитанного. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с СД затрудняются  в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлена несформированностью представлений о синтетических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдается: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» — «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Она проявляется в трудностях усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и заменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т – Г, Ь – Р, Н – П – И). данная форма дислексии связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при срисовывании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н). выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с ОД буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графических буквах являются неточными и недифференцированными.

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.

При литеральной ОД наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной ОД нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (Е – И, Ж – Х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (А – Б, Б – Л, Л – К).

У слепых детей с ТД имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с ТД воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него  наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности.

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Во избежание подобных проявлений необходимо как можно раньше начать коррекционную работу».

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при дислексии.

               

Наверх

Дислексия

Дислексия

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Дислексия

Дислексия

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

  • черепно-мозговая травма;
  • нейроинфекции;
  • цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.);
  • истощающие заболевания.

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Дислексия — лечение в Москве

Детская дислексия: виды, причины, симптомы и профилактика

Причины дислексии у ребёнка и методы её коррекции. Примеры и советы нейропсихолога

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.

Дислексия — что это за «болезнь»?

Когда появляются видимые проблемы при написании слов и чтении у ребенка, родители начинают задумываться о причинах и подозревать у ребенка дислексию и, разумеется, озадачиваются вопросом: «Дислексия: что это такое?». 
Итак, дислексией у ребёнка
называют специфическое расстройство, выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь, характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения гуманитарным дисциплинам.

Симптомы дислексии:

— изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;

— трудности в освоении правописания и принципов чтения;

— замена слов, схожих по смыслу и звучанию;

— «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;

— трудности с распознаванием слов;

— частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;

— затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;

— низкая скорость чтения и письма;

— игнорирование знаков препинания и т.п.

Причины возникновения дислексии:

Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников:

1)    Нейробиологические

При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.

2)    Генетические

Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка, является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.

Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.

3)    Социальные факторы

непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в силах справиться в столь юном возрасте. Так, например, родитель старается уже в 3-4 года сделать из малыша вундеркинда, обучая его чтению и письму в кратчайшие сроки, не осознавая, что главной функцией мозга в этом возрасте является физиологическое развитие. Позже – школа, адаптация, большой объем информации, Д/З, кружки, секции… В таком ритме будет сложно даже взрослому, что уж говорить про ребенка.

социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.

Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.

неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.

Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.

Виды дислексии с примерами:

Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:

1)    Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.

Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.

2)    Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.

3)    Семантическая дислексия. При таком расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее» чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем предложения и текста.

4)    Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.

5)    Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.

6)    Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.

Методы коррекции дислексии

Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.

Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.

Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка, которые будут полезны при любом виде нарушения:

1.    Составление рассказа по серии картинок.

2.    Упражнения на развитие всех видов памяти.

3.    Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.

4.    Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.  

5.    Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.

6.    Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.

7.    Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.

Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.

Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.

Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.

Как помочь. Советы нейропсихолога

Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.

Важно не давить на ребёнка и быть к нему максимально лояльным, особенно при выполнении упражнений. Необходимо относиться к проблеме спокойно и терпеливо, иначе можно вызвать чувство вины у малыша. Помните, он никаким образом не виноват в возникшей патологии. Главное — дать ему время.

Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.

Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.

От родителя зависит многое, но в одиночку справиться с дислексией невозможно. Поэтому важно всегда обращаться к специалистам: нейропсихологам, логопедам-дефектологам, которые проведут диагностику, составят индивидуальный план коррекции и подберут эффективные методы по борьбе с конкретным видом нарушения.

  • Фоновое обновление параметров работы программы ошибка при выполнении файловой операции
  • Фондиталь котел ошибка е72
  • Фоновое задание ошибка выполнения сеанс отсутствует или удален
  • Фондиталь антея коды ошибок
  • Фоновое задание ошибка выполнения недостаточно фактических параметров для метода фонового задания