Синонимы это богатство языка ошибка

Ошибки в использовании синонимов

Тавтология, как и
плеоназм, может быть стилистическим
приёмом, усиливающим действенность
речи. В разговорной речи используются
такие тавтологические сочетания, как
сослужить
службу, всякая всячина, горе горькое
и
др. Тавтология лежит в основе многих
фразеологизмов (есть
поедом, видать виды, пропадать пропадом,
ходить ходуном

и др.). Особенно важное значение приобретают
тавтологические повторы в художественной
и публицистической речи: и
вдруг
белым-бела
берёзка в угрюмом ельнике одна.
Силы
мира
сильны
как никогда!

Но для того, чтобы тавтология не стала
речевой ошибкой, нужно умело использовать
лексические ресурсы языка.

Избежать
неоправданного повторения слов можно,
если использовать слова-синонимы.
Синонимы – это слова, которые звучат и
пишутся по-разному, а по смыслу совпадают
или очень близки. Само слово «синоним»
происходит от греч. synonemos,
что значит «соимённость» или
«одноимённость». Примеры синонимов:
весёлый —
радостный, орфография – правописание,
способный – талантливый – гениальный,
бранить – ругать.
Синонимы
могут быть не только парами, но и
образовывать целые цепочки слов –
синонимические ряды. Во главе синонимичного
ряда стоит главное слово – доминанта.
Как правило, доминанта синонимического
ряда – это стилистически нейтральное
слово, которое наиболее полно передаёт
значение всего синонимического ряда:
врач – доктор
– лекарь – знахарь – эскулап.

Доминанта в специальных словарях
синонимов всегда стоит в начале
синонимического ряда.

По словам Л.П.
Крысина, «синонимы – это богатство
языка. Пользуясь разными способами
обозначения одного и того же предмета,
свойства или действия, человек как бы
расцвечивает свою речь, делает её
выразительной, гибкой». Однако пользоваться
синонимами нужно вдумчиво, потому что
в языке нет абсолютно одинаковых слов.
Об этом говорил ещё В.Г. Белинский: «В
языке нет и не может быть слов, абсолютно
тождественных по своему значению. Если
вошедшее в какой-нибудь язык иностранное
слово уступает национальному, и уже как
лишнее, а потому ненужное, само собой
выходит из употребления. Так исчезли
«виктория» (вместо «победа»), «презент»
(вместо «подарок»), «пиитет» (вместо
«уважение») и множество других». С ним
согласен известный русский лингвист
20 века Г.О. Винокур: «…синонимичность
является фикцией. Синоним является
синонимом до тех пор, пока он находится
в словаре. Но в контексте живой речи
нельзя найти ни одного положения, в
котором было бы всё равно, как сказать:
конь или
лошадь,
ребёнок или
дитя,
дорога или
путь». Таким
образом, при выборе синонима необходимо
учитывать тот оттенок смысла, который
он передаёт. Например, пишут: Необходимо
оградить
молоко
от попадания вредных веществ
.
В этом случае совсем не подходит глагол
оградить,
а нужен его синоним уберечь.
Следовательно, неправильный выбор
синонима может привести к неточности
словоупотребления. Ещё примеры: Имя
драматурга
знакомо
во многих
странах. Теннис
культивируется
в нашем
городе с 1949 года
.

  • Если говорящий
    затрудняется дать научное определение
    того или иного понятия, может возникнуть
    неоправданное нанизывание синонимов,
    которые выражают мысли приблизительно,
    порождая речевую избыточность: Нарушение
    правил пользования газом приводит
    к
    беде, к несчастью, к драматическим
    последствиям
    .
    Конечно, в речи мастеров слова нанизывание
    синонимов становится ярким и действенным
    стилистическим приёмом.

Синонимы, включенные
в один синонимический ряд, нередко
отличаются не только по значению, но и
по стилистической окраске: работать,
трудиться, трубить (разг.), вкалывать
(прост.), ишачить (прост.)
.
Уместное использование разговорных и
даже просторечных синонимов, безусловно,
помогает выразить сильные эмоции
человека: «И
страна берёзового ситца не заманит
шляться
босиком».
«Шляться» (грубое просторечное слово)
– бродить без дела; в данном случае
слово «шляться» подчёркивает оттенок
неповиновения, непослушания.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. К выделенным словам (учитывая их
реальное значение в данном контексте)
подберите синонимы. Определите
экспрессивно-стилистическое различие
между выбранными Вами словами и синонимами
в стихотворении А.С.Пушкина.

Когда для смертного
умолкнет
шумный
день,

И на немые стогны
града

Полупрозрачная
наляжет ночи тень

И
сон
,
дневных
трудов
награда,

В то время для
меня влачатся в
тишине

Часы томительного
бденья:

В бездействии
ночном
живей
горят
во мне

Змеи сердечной
угрызенья;

Мечты
кипят; в уме, подавленном
тоской,

Теснится тяжких
дум избыток;

Воспоминание
безмолвно
предо мной

Свой длинный
развивает свиток:

И, с отвращением
читая жизнь мою,

Я трепещу и
проклинаю,

И горько
жалуюсь, и горько слезы лью

Но строк печальных
не смываю.

2. С помощью двухтомного «Словаря
синонимов русского языка» под ред. А.П.
Евгеньевой», «Краткого словаря синонимов
русского языка» В.Н. Клюевой или толковых
словарей современного русского языка
определите различие между синонимами
в данных синонимических рядах.

1.Аплодировать,
рукоплескать, хлопать. 2. Блестеть,
сверкать, искрится, сиять, блистать. 3.
Буря, ураган, тайфун. 4.Высота, вышина,
высь. 5. Горячий, жаркий, жгучий, знойный,
палящий, раскаленный. 6. Давно, когда-то,
некогда.

3. К данным словам подберите синонимы.

Абстрактный,
абсурд, аккуратный, армия, безмолвный,
беспокойный, важный, великолепный,
глядеть, говорливый, грациозный, доложить,
известный, искренний, оборона, развлечение,
сердится, часто, шалун.

4. Определите стилистическую
окрашенность слов в данных синонимических
рядах (общеупотребительные, характерные
для научного стиля, характерные для
делового стиля, характерные для
поэтической речи, характерные для
разговорной речи или просторечия. За
справками обращайтесь словарям, указанным
в задании № 2).

1. Будущий,
грядущий, предстоящий. 2.Внешность,
обличие. 3. Просьба, ходатайство. 4.Глаза,
очи, гляделки. 5.Голова, глава, башка.
6.Дергать, тормошить. 7. Истратить,
растранжирить, разбазарить. 8.Провожать,
сопровождать. 9.Плакать, реветь, выть.
10. Признак, примета, симптом. 11. Лицо,
лик, морда, харя.

5. Подберите более точные синонимы в
выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры
соорудили
линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен
действию стужи
и тепла.. 3. С оттепелью придут
для нас главные заботы.
4. Кровля выполнена
очень плохо. 5.Это возможно только на
основе всемерной
механизации работ. 6. Осадчук – мастер
высокого класса, она будет работать
высококачественно.
7.Месторождения нефти в Среднем Приобье
расположены
далеко от железных работ. 8.Комбайн исчез
в логу, возник
далеко, на другом конце поля, потом
развернулся и пошел
быстро в нашу сторону. 9.Приближалась
ознакомительная практика, и студенты
испытывали смятение.
10.С изумлением
мы узнавали
свою группу крови. 11.Интерес к новой
работе был настолько большой, что
администрации пришлось сдерживать
порывы
многих рабочих переквалифицироваться.
12.До сих пор у нас применяется бензиновый
двигатель, который потребляет
дорогое топливо в значительных размерах.
13. Это препятствие нелегко одолеть.
14. В комнате, где пребывает
большая группа людей, не
знающих
об
эксперименте, человек, несущий стопку
книг, неожиданно бросает
их. 15. В пресс-центре рабочая и в то же
время хлопотливая
обстановка.

Тавтология, как и плеоназм, может быть стилистическим приёмом, усиливающим действенность речи. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как сослужить службу, всякая всячина, горе горькое и др. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (есть поедом, видать виды, пропадать пропадом, ходить ходуном и др.). Особенно важное значение приобретают тавтологические повторы в художественной и публицистической речи: и вдруг белым-бела берёзка в угрюмом ельнике одна. Силы мира сильны как никогда! Но для того, чтобы тавтология не стала речевой ошибкой, нужно умело использовать лексические ресурсы языка.

Избежать неоправданного повторения слов можно, если использовать слова-синонимы. Синонимы — это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки. Само слово «синоним» происходит от греч. synonemos, что значит «соимённость» или «одноимённость». Примеры синонимов: весёлый — радостный, орфография — правописание, способный — талантливый — гениальный, бранить — ругать. Синонимы могут быть не только парами, но и образовывать целые цепочки слов — синонимические ряды. Во главе синонимичного ряда стоит главное слово — доминанта. Как правило, доминанта синонимического ряда — это стилистически нейтральное слово, которое наиболее полно передаёт значение всего синонимического ряда: врач — доктор — лекарь — знахарь — эскулап. Доминанта в специальных словарях синонимов всегда стоит в начале синонимического ряда.

По словам Л.П. Крысина, «синонимы — это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета, свойства или действия, человек как бы расцвечивает свою речь, делает её выразительной, гибкой». Однако пользоваться синонимами нужно вдумчиво, потому что в языке нет абсолютно одинаковых слов. Об этом говорил ещё В.Г. Белинский: «В языке нет и не может быть слов, абсолютно тождественных по своему значению. Если вошедшее в какой-нибудь язык иностранное слово уступает национальному, и уже как лишнее, а потому ненужное, само собой выходит из употребления. Так исчезли «виктория» (вместо «победа»), «презент» (вместо «подарок»), «пиитет» (вместо «уважение») и множество других». С ним согласен известный русский лингвист 20 века Г.О. Винокур: «…синонимичность является фикцией. Синоним является синонимом до тех пор, пока он находится в словаре. Но в контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы всё равно, как сказать: конь или лошадь, ребёнок или дитя, дорога или путь». Таким образом, при выборе синонима необходимо учитывать тот оттенок смысла, который он передаёт. Например, пишут: Необходимо оградить молоко от попадания вредных веществ. В этом случае совсем не подходит глагол оградить, а нужен его синоним уберечь. Следовательно, неправильный выбор синонима может привести к неточности словоупотребления. Ещё примеры: Имя драматурга знакомо во многих странах. Теннис культивируется в нашем городе с 1949 года.

Если говорящий затрудняется дать научное определение того или иного понятия, может возникнуть неоправданное нанизывание синонимов, которые выражают мысли приблизительно, порождая речевую избыточность: Нарушение правил пользования газом приводит к беде, к несчастью, к драматическим последствиям. 

Синонимы, включенные в один синонимический ряд, нередко отличаются не только по значению, но и по стилистической окраске: работать, трудиться, трубить (разг.), вкалывать (прост.), ишачить (прост.). Уместное использование разговорных и даже просторечных синонимов, безусловно, помогает выразить сильные эмоции человека: «И страна берёзового ситца не заманит шляться босиком». «Шляться» (грубое просторечное слово) — бродить без дела; в данном случае слово «шляться» подчёркивает оттенок неповиновения, непослушания.

Ошибки в использовании синонимов

Тавтология, как и
плеоназм, может быть стилистическим
приёмом, усиливающим действенность
речи. В разговорной речи используются
такие тавтологические сочетания, как
сослужить
службу, всякая всячина, горе горькое
и
др. Тавтология лежит в основе многих
фразеологизмов (есть
поедом, видать виды, пропадать пропадом,
ходить ходуном

и др.). Особенно важное значение приобретают
тавтологические повторы в художественной
и публицистической речи: и
вдруг
белым-бела
берёзка в угрюмом ельнике одна.
Силы
мира
сильны
как никогда!

Но для того, чтобы тавтология не стала
речевой ошибкой, нужно умело использовать
лексические ресурсы языка.

Избежать
неоправданного повторения слов можно,
если использовать слова-синонимы.
Синонимы – это слова, которые звучат и
пишутся по-разному, а по смыслу совпадают
или очень близки. Само слово «синоним»
происходит от греч. synonemos,
что значит «соимённость» или
«одноимённость». Примеры синонимов:
весёлый —
радостный, орфография – правописание,
способный – талантливый – гениальный,
бранить – ругать.
Синонимы
могут быть не только парами, но и
образовывать целые цепочки слов –
синонимические ряды. Во главе синонимичного
ряда стоит главное слово – доминанта.
Как правило, доминанта синонимического
ряда – это стилистически нейтральное
слово, которое наиболее полно передаёт
значение всего синонимического ряда:
врач – доктор
– лекарь – знахарь – эскулап.

Доминанта в специальных словарях
синонимов всегда стоит в начале
синонимического ряда.

По словам Л.П.
Крысина, «синонимы – это богатство
языка. Пользуясь разными способами
обозначения одного и того же предмета,
свойства или действия, человек как бы
расцвечивает свою речь, делает её
выразительной, гибкой». Однако пользоваться
синонимами нужно вдумчиво, потому что
в языке нет абсолютно одинаковых слов.
Об этом говорил ещё В.Г. Белинский: «В
языке нет и не может быть слов, абсолютно
тождественных по своему значению. Если
вошедшее в какой-нибудь язык иностранное
слово уступает национальному, и уже как
лишнее, а потому ненужное, само собой
выходит из употребления. Так исчезли
«виктория» (вместо «победа»), «презент»
(вместо «подарок»), «пиитет» (вместо
«уважение») и множество других». С ним
согласен известный русский лингвист
20 века Г.О. Винокур: «…синонимичность
является фикцией. Синоним является
синонимом до тех пор, пока он находится
в словаре. Но в контексте живой речи
нельзя найти ни одного положения, в
котором было бы всё равно, как сказать:
конь или
лошадь,
ребёнок или
дитя,
дорога или
путь». Таким
образом, при выборе синонима необходимо
учитывать тот оттенок смысла, который
он передаёт. Например, пишут: Необходимо
оградить
молоко
от попадания вредных веществ
.
В этом случае совсем не подходит глагол
оградить,
а нужен его синоним уберечь.
Следовательно, неправильный выбор
синонима может привести к неточности
словоупотребления. Ещё примеры: Имя
драматурга
знакомо
во многих
странах. Теннис
культивируется
в нашем
городе с 1949 года
.

  • Если говорящий
    затрудняется дать научное определение
    того или иного понятия, может возникнуть
    неоправданное нанизывание синонимов,
    которые выражают мысли приблизительно,
    порождая речевую избыточность: Нарушение
    правил пользования газом приводит
    к
    беде, к несчастью, к драматическим
    последствиям
    .
    Конечно, в речи мастеров слова нанизывание
    синонимов становится ярким и действенным
    стилистическим приёмом.

Синонимы, включенные
в один синонимический ряд, нередко
отличаются не только по значению, но и
по стилистической окраске: работать,
трудиться, трубить (разг.), вкалывать
(прост.), ишачить (прост.)
.
Уместное использование разговорных и
даже просторечных синонимов, безусловно,
помогает выразить сильные эмоции
человека: «И
страна берёзового ситца не заманит
шляться
босиком».
«Шляться» (грубое просторечное слово)
– бродить без дела; в данном случае
слово «шляться» подчёркивает оттенок
неповиновения, непослушания.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. К выделенным словам (учитывая их
реальное значение в данном контексте)
подберите синонимы. Определите
экспрессивно-стилистическое различие
между выбранными Вами словами и синонимами
в стихотворении А.С.Пушкина.

Когда для смертного
умолкнет
шумный
день,

И на немые стогны
града

Полупрозрачная
наляжет ночи тень

И
сон
,
дневных
трудов
награда,

В то время для
меня влачатся в
тишине

Часы томительного
бденья:

В бездействии
ночном
живей
горят
во мне

Змеи сердечной
угрызенья;

Мечты
кипят; в уме, подавленном
тоской,

Теснится тяжких
дум избыток;

Воспоминание
безмолвно
предо мной

Свой длинный
развивает свиток:

И, с отвращением
читая жизнь мою,

Я трепещу и
проклинаю,

И горько
жалуюсь, и горько слезы лью

Но строк печальных
не смываю.

2. С помощью двухтомного «Словаря
синонимов русского языка» под ред. А.П.
Евгеньевой», «Краткого словаря синонимов
русского языка» В.Н. Клюевой или толковых
словарей современного русского языка
определите различие между синонимами
в данных синонимических рядах.

1.Аплодировать,
рукоплескать, хлопать. 2. Блестеть,
сверкать, искрится, сиять, блистать. 3.
Буря, ураган, тайфун. 4.Высота, вышина,
высь. 5. Горячий, жаркий, жгучий, знойный,
палящий, раскаленный. 6. Давно, когда-то,
некогда.

3. К данным словам подберите синонимы.

Абстрактный,
абсурд, аккуратный, армия, безмолвный,
беспокойный, важный, великолепный,
глядеть, говорливый, грациозный, доложить,
известный, искренний, оборона, развлечение,
сердится, часто, шалун.

4. Определите стилистическую
окрашенность слов в данных синонимических
рядах (общеупотребительные, характерные
для научного стиля, характерные для
делового стиля, характерные для
поэтической речи, характерные для
разговорной речи или просторечия. За
справками обращайтесь словарям, указанным
в задании № 2).

1. Будущий,
грядущий, предстоящий. 2.Внешность,
обличие. 3. Просьба, ходатайство. 4.Глаза,
очи, гляделки. 5.Голова, глава, башка.
6.Дергать, тормошить. 7. Истратить,
растранжирить, разбазарить. 8.Провожать,
сопровождать. 9.Плакать, реветь, выть.
10. Признак, примета, симптом. 11. Лицо,
лик, морда, харя.

5. Подберите более точные синонимы в
выделенным словам; исправьте предложения.

1. В 1931 г. инженеры
соорудили
линейный ускоритель. 2. Самолет подвержен
действию стужи
и тепла.. 3. С оттепелью придут
для нас главные заботы.
4. Кровля выполнена
очень плохо. 5.Это возможно только на
основе всемерной
механизации работ. 6. Осадчук – мастер
высокого класса, она будет работать
высококачественно.
7.Месторождения нефти в Среднем Приобье
расположены
далеко от железных работ. 8.Комбайн исчез
в логу, возник
далеко, на другом конце поля, потом
развернулся и пошел
быстро в нашу сторону. 9.Приближалась
ознакомительная практика, и студенты
испытывали смятение.
10.С изумлением
мы узнавали
свою группу крови. 11.Интерес к новой
работе был настолько большой, что
администрации пришлось сдерживать
порывы
многих рабочих переквалифицироваться.
12.До сих пор у нас применяется бензиновый
двигатель, который потребляет
дорогое топливо в значительных размерах.
13. Это препятствие нелегко одолеть.
14. В комнате, где пребывает
большая группа людей, не
знающих
об
эксперименте, человек, несущий стопку
книг, неожиданно бросает
их. 15. В пресс-центре рабочая и в то же
время хлопотливая
обстановка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тебе предстоит прочитать учебно-научный текст, который называется «Синонимы — это богатство языка». Попробуй предположить, о чём в нём будет говориться. Прочитай текст, сопоставь его содержание со своими предположениями.
Синонимы — это богатство языка
Особенно много в языке таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и большая их часть — яркие, эмоционально окрашенные слова и обороты: перехитрить, объегорить, надуть, провести, одурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца и др.
В речи синонимы служат для разных целей. Например, для того чтобы не повторять несколько раз подряд одно и то же слово. Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного называния близких, но всё же различающихся свойств.
Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета, свойства или действия, человек как бы расцвечивает свою речь, делает её более выразительной, гибкой. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке.
(«Энциклопедический словарь юного филолога»)

1. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию. +
б) Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
в) Двое девушек собирали цветы на лугу.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
б) Части общей темы называются микротемами. +
в) Бойцы верили и надеялись в победу.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
б) Он в своих высказываниях недалёк к истине.
в) Поезд пришёл согласно расписанию. +

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Синонимы – это богатство языка. +
б) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
в) Я люблю и наслаждаюсь морем.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
а) Зимой он очень тосковал по южному морю.
б) Я не претендую на эту должность.
в) В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России. +

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
б) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен +
в) Мы выписываем журнал «Природа»

7. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) С Ростова я вернулась поздним вечером.
б) Летом я поеду до дедушки в деревню.
в) Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь. +

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей. +
б) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.
в) Все желающие могут пройти в зал.

9. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
б) Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
в) Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику. +

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Критики приняли спектакль благосклонно.
б) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат. +
в) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.

11. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) На выставке представлена не только живопись, но и скульптура. +
б) Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
в) По истории нам задано пересказ параграфа.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
б) Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление. +
в) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.

13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
а) В «Науке и жизни» печатают много полезной информации. +
б) Эти претензии ни на чем не обоснованы.
в) Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) :
а) Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
б) Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
в) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше. +

15. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат. +
б) Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
в) Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

17. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
б) Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
в) «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу. +

18. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
а) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям. +
в) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.

19. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
б) Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
в) Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой. +

20. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
а) Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах». +
в) Все, кто изучал творчество М. Ю. Лермонтова, знают много его стихотворений.

21. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Все, кто могли, выбежали к реке. +
б) Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
в) Прошу вас оплатить проезд в оба конца.

22. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
ошибка в построении сложного предложения:
а) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Человеку показалось то, что это сон. +
в) Благодаря состоявшемуся разговору с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

23. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
б) В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
в) Сказки любят как дети, но и взрослые. +

24. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

25. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
б) «Гранатовый браслет» А. Куприна — шедевр не только русской, но и мировой литературы.
в) К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова. +

26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
б) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. +
в) Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».

27. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. +
б) В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
в) Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.

28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
б) А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
в) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. +

29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои. +
б) Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
в) Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.

30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Н. В. Гоголь писал, что ему хочется в «Мёртвых душах» показать всю Русь.
б) Гринёв восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в её честь. +
в) Я спросил её, можно ли переночевать в их доме.

  • Синквейн к слову ошибка
  • Синонимы слову ошибка на английском
  • Синий экран смерти что делать windows 7 ошибка 000f4
  • Синонимы ошибки при употреблении
  • Синий экран смерти чтение ошибок