Синтаксические нормы построения сложного предложения наиболее типичные ошибки

  1. Типичные ошибки при построении сложных предложений и способы их устранения

Сложное предложение
– имеющее в своем составе два или
несколько простых предложений, образующих
в смысловом и интонационном отношении
единое целое.

Сложносочиненное
предложение (ССП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой сочинительными
союзами.

Сложноподчиненное
сложное предложение (СПП)

– сложное предложение, части которого
связаны между собой подчинительными
союзами или союзными словами.

Ошибки в построении
сложного предложения
чаще
всего связаны с неточным употреблением
союзных средств, с нарушением соотношения
видовременных форм глаголов-сказуемых,
а также с неправильном порядком слов в
предложении. Различаются ошибки в
построении сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Ошибки в построении
сложносочиненных предложений:

  1. Употребление
    противительных союзов а,но
    вместо соединительного союза и:
    Тигр вскочил
    на спину слона, но задел лапами дрова,
    но дрова упали на него.

  2. Употребление
    соединительного союза и
    вместо противительных союзов а,но:
    Ундина была
    огорчена изменой своего возлюбленного,
    и он ничего не понимал.

  3. Употребление лишнего
    союза, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов: Всем
    предприятиям было предложено представить
    заявки на потребное сырье,
    но
    однако
    некоторые
    из них своевременно этого не сделали.

  4. Тавтологическое
    употребление сочинительных союзов:
    Искали его
    три дня, но все напрасно, но(лишний союз)
    потом нашли в степи без чувств.

  5. Неправильное
    употребление двойных повторяющихся
    разделительных союзов: То
    озеро становится черным, вздувается,
    но (должно быть то) вот оно тихое,
    ласковое, нежное.

  6. Объединение
    сочинительной связью разнотипных
    синтаксических структур (простого и
    сложного предложения): Ум
    тогда понимали не только как просвещенность,
    интеллигентность, но и с понятием
    «умный» связывали представление о
    вольнодумстве (
    правильно:
    но и как вольнодумство).

Ошибки в построении
сложноподчиненных предложений:

  1. Одновременное
    употребление подчинительных и
    сочинительных союзов: Как только
    перестал дождь, и мы отправились домой.
    Как только
    перестал дождь, мы отправились домой;
    Только хозяин откинул руку назад, но
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.
    — Только хозяин откинул руку назад, как
    вдруг из чащи леса вышел огромный тигр.

  2. Пропуск соотносительных
    местоимений и наречий в главной части
    сложноподчиненного предложения: В
    армии Петя стремился быть в опасных
    местах, он просился ___,где опаснее.
    (туда).

  3. Пропуск союза:
    Преданность
    его Маше Мироновой проявлялась в том,
    __ когда маша была в руках злодеев, он
    спас ее (союз что).

  4. Употребление лишних
    союзов, в том числе постановка рядом
    однозначных союзов; автор пишет, что
    будто бы его теоретические положения
    проверены на практике (либо что,
    либо будто
    бы
    ).

  5. Употребление одних
    союзов и союзных слов вместо других:
    Шел третий
    урок, как (когда) в окно класса заглянуло
    солнышко.

  6. Тавтологическое
    употребление союзов и союзных слов и
    загромождение сложного предложения
    придаточным: Когда
    утром встали все казаки, Тарас очень
    удивился, когда увидел, что среди казаков
    не было Андрия. — Когда утром все казаки
    встали, Тарас очень удивился, что среди
    них не было Андрия.

  7. Употребление
    разнотипных придаточных частей в
    качестве однородных: Для
    замены кислотной линии просим дать
    указание: а) о выделении труб нержавеющей
    стали небольшого размера; в) оплата
    монтажной бригады должна производиться
    (о выделении, об оплате…).

  8. Объединение
    сочинительной связью членов простого
    предложения и придаточных частей
    сложноподчиненного предложения: Он
    увидел молодую девушку, пришедшую за
    водой и которая поразила его своей
    красотой (пришедшую за водой поразившую
    его).

  9. Смещение конструкции
    (конец предложения дается в ином
    синтаксическом плане, чем начало):
    Последнее, на
    чем я остановлюсь, это на вопросе об
    использовании цитат (это вопрос об
    использовании цитат).

  10. Нарушение порядка
    слов (отделение придаточной определительной
    части от определяемого слова): Состоялся
    новый спектакль в Доме культуры, какого
    мы никогда прежде не видели (в доме
    культура состоялся новый спектакль,
    какого…).

Общей ошибкой при
построении всех типов сложных предложений

является несоотнесенность видовременных
форм глаголов-сказуемых: Вдруг
ударил гром, сверкнула молния и женщины
кричали (закричали). В сосновом лесу
обычно бывает темно, еле-еле сквозь
деревья пробивался луч солнца
(пробивается).

Способы устранения
ошибок при построении сложных предложений:

Если выбор
синтаксической конструкции не связан
с проблемой сохранения авторского
стиля, редактор вправе упорядочить
структуру сложного предложения, уточнить
союзную связь, сократить количество
придаточных частей: Среди
частей и соединений флота, какие
отличились на побережье Черного моря,
был и артиллерийский дивизион, которым
командовал Солуянов. — Среди частей и
соединений флота, которые отличились
на побережье Черного моря, был и
артиллерийский дивизион под командованием
Солуянова.

В первом примере
потребовалась замена союзного слова:
вместо относительного местоимения
какие (привносящего добавочный оттенок
уподобления, сравнения) употреблено
местоимение которые, вторая придаточная
часть заменена параллельной конструкцией.
Во втором примере редактор сокращает
количество придаточных частей, устраняет
повторение союзного слова который,
соединяющего неоднородные придаточные
при последовательном их подчинении.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Сложное предложение1. В сложном предложении не следует употреблять несколько союзов с одним значением, это приводит к избыточности, т.е. к ошибке. Неправильно: Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. Правильно: Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

2. Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. Неправильно: Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Помните, что союз чтобы включает в себя частицу бы, поэтому повторять её не нужно. Неправильно: Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.3. Распространённая ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. Неправильно: Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Или: Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. Правильно: Я понимаю, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

4. Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой. Неправильно: Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. Чтобы не повторять союз, надо пользоваться синонимическими конструкциями, например: Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

5. Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом. Неправильно: Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. Правильно: Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

6. Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то обратите внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. Неудачно: Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дрог — автограф или писатель?).
В таких предложениях нужно внимательно проверить и форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). Неправильно: Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. Правильно: Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало.

7. Будьте внимательны к предложениям с косвенной речью: нередко косвенную речь смешивают с прямой. Неправильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что мы готовы сдать работы. Правильно: Уже через полчаса некоторые студенты сказали, что они готовы сдать работы.

Примеры сложных предложений для самопроверки:

1. Любому человеку полезнее прогуляться в парке, чем нежели сидеть целый вечер за компьютером.
2. Ей пришлось вернуться в город, в котором она провела детство, которое теперь казалось таким далёким. 
3. В анкету нужно внести паспортные данные и в какой должности работаете в настоящее время.
4. Если бы в эту минуту в комнату заглянул бы какой-нибудь взрослый, он увидел бы странное зрелище.
5. О том, что ЕГЭ станет основной формой вступительных испытаний в большинстве вузов страны, ожидали немногие.

Обновлено: 27.06.2023

Использование языковых норм в русском языке очень важно, так как это помогает выстроить грамматически правильные предложения, а также может показать культуру человека и его грамотность.

Языковые нормы — это правила использования языковых средств в конкретный период развития писательско-словесного (литературного) языка, то есть правила произношения, словоупотребления, грамматики, правописания.

К характерным чертам языковых норм относят:

  • относительную устойчивость;
  • общеупотребительность;
  • распространенность;
  • общеобязательность;

Основные источники языковой нормы:

  • произведения современных писателей, которые продолжают классические традиции;
  • публикации СМИ (средств массовой информации);
  • произведения писателей-классиков;
  • данные лингвистических исследований;

Языковые нормы делятся на:

  1. Директивные (императивные) — обязательные предложения к употреблению для всех членов.
  2. Вариативные — варианты, допускающие для написания и произнесения: твóрог — творóг.

Классификация языковых норм:

Орфоэпические нормы — это нормы произношения и ударения. Орфоэпические нормы основаны на правильной постановке ударения в словах, их произношении.

Лексические нормы — это такие нормы языка, определяющие корректность выбора слова, а также употребление его в тех смыслах, которые оно имеет в литературном языке.

К типичным ошибкам в этой группе относятся:

Морфологические нормы — это нормы верного создания грамматических форм слов частей речи. Это правила, согласно которым происходит образование грамматических форм частей речи.

Синтаксические нормы регулируют правила построения предложений и словосочетаний.

Пунктуационные нормы — это правила, указывающие применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Иногда от постановки знаков препинания зависит смысл предложения.

Орфографические нормы — нормы написания слов. Нужная орфограмма всегда выбирается с учетом лексической и грамматической характеристики слова (часть речи, лексическое значение, морфема, грамматическая категория слова).

Стилистические нормы — комплекс исторически сложившихся и вместе с тем обоснованно развивающихся установленных реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. За каждым стилем языка закреплен определенный набор слов, форм слов, предложений.

Нормы синтаксиса в русском языке

Существует три типа связи между словами в словосочетании: согласование, управление и примыкание.

Существует такое понятие как нормы управления. Обратимся к определению:

Норма управления — это вид подчинительной связи, отражающей особенность построения словосочетания, при которой требуется постановка зависимого имени главного слова в определенном падеже.

Нормы управления делятся на:

  1. Глагольные.
  2. Именные.
  3. Предложные.

Обратимся к таблице ниже:

Падеж Предлоги Примеры
Именительный
Винительный через, за, про, на, в, под через сквер, про друга, на столе, под дождем, в машине
Родительный до, из, возле, около, от, с, у, без, подле возле дома, из коробки, до реки, около подъезда, от города, с тобой, у дяди, без решения
Дательный к, по к маме, по шоссе
Творительный между, под, с, за, над между стульями, под подушкой, над пропастью
Предложный при, об, о, в, на на гамаке, в деревне

Нормы согласования

Согласование — грамматическая связь, в которой, зная тип главного слова, можно назвать форму зависимого слова, и в таком случае можно не обращаться к лексическому значению какого-либо из компонентов связи.

Главным словом при согласовании считается та форма, в которой определяется смысл, исключительно передаваемый в высказывании; форма зависимого слова выбирается еще и в соответствии с формой главного слова.

Согласование является слабой связью, поскольку не существует таких главных слов, которые всегда требовали бы согласованных с ними зависимых в качестве необходимого условия своего употребления. Однако это не исключает наличия случаев, когда зависимое слово обязательно.

Согласование может быть неполным и полным. При неполном согласовании сопоставление зависимых слов главному происходит не по всем имеющимся у них одноименным категориям.

Обычно в описаниях языковых грамматик согласование представляется как единство грамматического значения (или его определенных элементов, например числа, падежа или рода) и связанного с ним слова и существительного.

Нормы синтаксиса сложного предложения

Когда происходит построение сложного предложения не нужно добавлять в него слишком много придаточных.

Следует обратить внимание на неподходящую вставку или, наоборот, отсутствие указательных слов (то, тот, такой и др.)

Нарушение синтаксических норм

Нарушение порядка слов:

Часто встречается ошибка употребления однородных членов предложения.

Неправильное употребление союзов и предлогов при однородных членах предложения:

  • видовых и родовых понятий: медведь и животное;
  • в качестве однородных членов вещественно-неоднородных понятий: толковая и логичная цель;
  • неопределенной формы глагола и существительного: желаю здоровья и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • перекрещивающихся понятий: подруги и девушки;

Нарушение норм управления:

  • нарушение управления при синонимичных словах: уверенность в завтрашний день.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему?) им.

Ошибки при построении сложного предложения

  • загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал теорию, что его неверно поняли поклонники, сказав, что ему представляется совершенно иная точка зрения.

Нужно: Он высказал теорию, что его неверно поняли поклонники, потому что его точка зрения совершенно иная.

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для записей, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка книг по алфавиту.

Правильно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для записей, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещать список книг по алфавиту.

Главное, на чем настаивал диктор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал диктор, — это учет фактора адресата.

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Тем не менее мы должны сказать. Или: Однако мы должны сказать. Или: Но мы должны сказать.

  • неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были кони казаков, морды которых были в грязи.

Нужно: Перед нами были казачьи кони, морды которых были в грязи.

Неверное употребление деепричастного оборота

Подъезжая к озеру, мы остановили повозку лошадей и бросились купаться в воду.

Нужно: Подъехав к озеру, мы остановили повозку лошадей и бросились купаться в воду.

  • не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, автобус уже уехал. Приехав в поселок, было еще светло.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, автобус уже уехал. Когда мы приехали в поселок, было еще светло.

Синтаксические нормы — нормы построения словосочетаний и предложений.

Построение сложных предложений :

2.Недостаточное количество союзов при построение предложений недопустимо в книжных стилях (представители думы переселяются в столицы, ездят на курорты, дерутся)

3. В СПП с несколькими придаточными не должны повторятся одни и те же союзы, не должны употребляться лишние (отец попросил, чтобы я пришел пораньше, чтобы увидеться с ним)

4. Составные союзы в разных частях сложного предложения должны употребляться правильно (образ Печорина настолько отличается от образа Онегина, как только отличаются обстоятельства жизни героев (несколько))

5. Неоправданным является употребление БЫ при союзах, образованных с ее помощью (он попросил сестру, чтобы она принесла бы книгу)

6. Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений (последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском) (это вопрос о Ленском)

7. Нельзя совмещать конструкции главного и придаточного предложений (пьеса разоблачает темное царство и как дикие кабанихи относятся к зависимым от них людям(. и жесткое отношение))

8. Нельзя сталкивать близкие по значению союзы и союзные слова (он считал, что будто мы его неправильно понимаем)

9. При построении сложного предложения необходимо употреблять союзы и союзные слова в соответствии со значением придаточного (вопрос обсуждался на совещании, где и было принято решение)

10. Нельзя смешивать прямую и косвенную речь (Базаров говорит Аркадии, что твой человек отставной).

К нормам построения простого предложения относят нормы согласования подлежащего и сказуемого. Частотны ошибки при согласовании подлежащего, выраженного собирательным числительным с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть) и сказуемого: Меньшинство группы пришли на занятие (соответствует норме: Меньшинство пришло на занятие).

Сказуемое имеет форму единственного числа:

1) если при собирательном существительном нет зависимых слов: Большинство радовалось победе;

2) если при собирательном существительном есть зависимое слово в родительном падеже единственного числа: Большинство молодежи было радо появлению новой социальной программы;

3) еслисказуемое выражено страдательным глаголом или страдательным причастием: Ряд студентов был опрошен в течение прошедшего времени;

4) если в состав подлежащего входят слова лет, дней, часов: Большинство дней этого месяца ушло на подготовку к экзаменам.

Сказуемое употребляется в форме множественного числа:

1) если подлежащее и сказуемое оторваны друг от друга: Ряд представителœей разных фирм участвовали в семинаре.

2) если при подлежащем есть несколько управляемых слов в форме родительного падежа множественного числа: Большинство писательœей, учёных, педагогов выступили за реформу образования;

3) если при подлежащем есть однородные сказуемые: Большинство студентов своевременно выполнили контрольные работы, сдали зачёты и подготовились к экзаменам:

4) если именная часть сказуемого имеет форму множественного числа: Большинство были призёрами соревнований.

Сказуемое может употребляться как в форме единственного, так и в форме множественного числа, в случае если собирательное существительное имеет зависимые слова в форме родительного падежа множественного числа. При возможности вариантов существует тенденция к согласованию подлежащего и сказуемого по смыслу.

Сказуемого при подлежащем, выраженном числительным с зависимым словом в родительном падеже, может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Сказуемое имеет форму единственного числа, если:

1) подлежащее стоит после сказуемого: Было решено пять задач; Не пришло на занятие трое студентов;

2) подлежащее называет неодушевлённый предмет и осложнено вторым родительным падежом: Два стакана чая стояло на столе;

3) подлежащее – количественное сочетание со словом один: Двадцать один человек получил премию;

4) подлежащее – количественное сочетание со словами полтора, полтораста;

5) подлежащее – количественное сочетание со словами столько, сколько, много, немного, мало, немало: Сколько человек пришло на лекцию? Немало праздников организовано нашей компанией;

6) в состав подлежащего входят слова всего, лишь, только: Всего шесть студентов сдали зачёт;

7) подлежащее обозначает промежуток времени: Десять дней прошло после нашей встречи;

8) подлежащее обозначает меру веса: Два килограмма яблок лежало на столе;

9) подлежащее обозначает меру пространства: Восемь метров дороги проложено за 7 часов;

10) подлежащее имеет значение приблизительности: В Челябинске живёт около миллиона человек;

11) слова в составе подлежащего отдалены друг от друга: Студентов пришло пятеро;

12) подлежащее – сочетание по кому-нибудь/чему-нибудь: В коробку помещалось по четыре банки.

Сказуемое употребляется в форме множественного числа, если:

1) подлежащее – количественное сочетание со словом оба (обе): Оба упражнения составлены;

2) в составе подлежащего есть определение: Эти восемь задач решены; Все семь вопросов были записаны на занятии;

3) к подлежащему относится придаточная часть со словом который: Десять задач, которые мы решили на практическом занятии, были и в экзаменационных билетах.

Сказуемое может стоять как в форме множественного числа, так и в форме единственного числа, в случае если в составе подлежащего есть слово несколько.

Ошибки часто возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, имеющем при себе приложение: Магазин ʼʼМагмикаʼʼ появилась в нашем городе недавно.

Как правило, сказуемое согласуется с подлежащим, приложение не влияет на подлежащее. При сочетании видового понятия и родового функцию приложения выполняет видовое понятие: Трава зверобой росла везде. При сочетании нарицательного существительного и собственного существительного в роли подлежащего выступает собственное существительное, обозначающее имя человека: В класс вошла директор школы Елена Алексеевна. В случае если в предложении имя собственное не относится к человеку, то оно является приложением: Журнал ʼʼНаука и жизньʼʼ вышел 10 сентября. Пояснительные слова, присоединительные конструкции, стоящие при подлежащем не влияют на согласование: Всё, даже природа, радовалось. При согласовании сказуемого со сложным существительным учитываются смысловые отношения между частями сложного слова: сказуемое согласуется с той частью слова, которая обозначает более широкое понятие (Кресло-кровать стояло у стены) или конкретный предмет (Чудо-студент всœех развеселил).

Кроме неправильного согласования подлежащего и сказуемого, ошибки возникают при построении однородного ряда: сочетание полной и краткой форм прилагательных (Моя речь ясна, точна, логична, иногда яркая и эмоциональная), сочетание существительного и неопределённой формы глагола (Книги помогают нам в учёбе и выбирать профессию), использование слов, обозначающих несопоставимые понятия (Мы пошли в поход, с собой взяли картошку, палатку и Марию Ивановну), родовое и видовое понятие (Мы читали стихотворения и произведения Пушкина) и др.

В качестве однородных членов предложения могут использоваться только слова, обозначающие сопоставимые понятия: Мы пошли в поход, с собой взяли картошку, лук, мясо.

В однородный ряд могут входить слова, обозначающие непересекающиеся понятия: Мы читали стихотворения и повести Пушкина.

Однородные члены предложения бывают выражены разными частями речи (Он шел босой и без рубахи), но не могут в однородный ряд входить существительное и глагол в неопределенной форме, полная и краткая формы прилагательных, простое глагольное и составное именное сказуемое.

При построении однородного ряда крайне важно помнить, что зависимое слово должно употребляться в одном и том же падеже при главных словах: Мы должны организовывать и контролировать работу студентов. Синтаксическая норма нарушена в предложении: Мы должны руководить и организовывать работу студентов. Обобщающее слово при однородном ряде должно стоять в той же форме, что и другие члены однородного ряда. В предложении В саду я увидел цветы: георгин, гладиолус, ромашка, астра это правило нарушено.

При построении предложения часто возникают трудности, связанные с употреблении причастного и деепричастного оборотов.

Деепричастие – форма глагола, которая обозначает добавочное действие, выполняемое кем-либо. По этой причине в предложении деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Иначе возникает ошибка: Не чувствуя усталости, наш путь продолжался.

Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. Причастный оборот может стоять до или после определяемого слова. Определяемое слово внутри причастного оборота приводит к двусмысленности высказывания: Мы наблюдали за выступавшими детьми на сцене.

Неудачный порядок слов в предложении может приводить к искажению смысла высказывания: Мы купили игрушки для детей из пластмассы. В русском языке свободный порядок слов, но он может влиять на смысловые и оценочные оттенки предложения.

Синтаксические нормы — нормы построения словосочетаний и предложений.

Построение сложных предложений :

Недостаточное количество союзов при построение предложений недопустимо в книжных стилях (представители думы переселяются в столицы, ездят на курорты, дерутся)

3. В СПП с несколькими придаточными не должны повторятся одни и те же союзы, не должны употребляться лишние (отец попросил, чтобы я пришел пораньше, чтобы увидеться с ним)

4. Составные союзы в разных частях сложного предложения должны употребляться правильно (образ Печорина настолько отличается от образа Онегина, как только отличаются обстоятельства жизни героев (несколько))

5. Неоправданным является употребление БЫ при союзах, образованных с ее помощью (он попросил сестру, чтобы она принесла бы книгу)

6. Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений (последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском) (это вопрос о Ленском)

7. Нельзя совмещать конструкции главного и придаточного предложений (пьеса разоблачает темное царство и как дикие кабанихи относятся к зависимым от них людям(. и жесткое отношение))

8. Нельзя сталкивать близкие по значению союзы и союзные слова (он считал, что будто мы его неправильно понимаем)

9. При построении сложного предложения необходимо употреблять союзы и союзные слова в соответствии со значением придаточного (вопрос обсуждался на совещании, где и было принято решение)

10. Нельзя смешивать прямую и косвенную речь (Базаров говорит Аркадии, что твой человек отставной)

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении -подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Верно.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Верно.

Пример.

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Приложение.

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень //А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2009 – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы// Арутюнова Н.Д.. — М.: УРСС, 2003 – 383 с.;

Материал для самостоятельного изучения:

Сложное предложение – это предложение, в котором содержится две или несколько грамматических основ.

Сложносочинённые – это предложения, части которых равноправны, т.е. мы не можем от одной части задать вопрос к другой, или в ряде случаев мы можем каждую часть использовать как отдельное простое предложение, и смысл его не будет искажён. Сложноподчинённые – это такие сложные союзные предложения, в которых одна часть является главной, то есть мы можем задать вопрос от неё к другой части, зависимой, которая называется придаточным предложением.

Условия жизни изменятся, и зло перестанет господствовать, и человек станет человеку самым близким другом и братом. (сложносоч.)

Когда я проснулся, ласковое апрельское солнце весело глядело во все окна моей комнаты. (сложноподч.)

Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений в зависимости от смысловых отношений между частями сложного предложения. Интонация перечисления: на стыке простых предложений в составе сложного ставится запятая или точка с запятой.

Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, я сно проступает даль…

Интонация причины или интонация, раскрывающая, дополняющая первое предложение: на стыке простых предложений в составе сложного ставится двоеточие.

Трус не любит жизни: он только боится её потерять

Степь пестрела цветами: ярко белели ромашки, синели васильки, алели полевые гвоздики.

Он взглянул наверх: над ним расстилалось бескрайнее осеннее ещё мягкое тёмное небо, усеянное звёздами.

Интонация следствия, времени, условия, противопоставления: на стыке простых предложений в составе сложного тире.

Дуб держится – к земле тростиночка припала.

Он неудачно прыгнул- волна накрыла ему голову.

Преодолеем перевал до захода солнца – успех экспедиции обспечен.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ

Задание 1. Выделение цветом.

Прочитайте предложения. Укажите в них основы.

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Правильный вариант

1. Перед ними стелется равнина, где ели изредка взошли.

2. Бывают дни, когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре.

3. Начиналась уже осень, хотя стоял еще август.

4. Уж проходят караваны чрез те скалы, где носились лишь туманы да цари-орлы.

5. Что Ноздрёв лгун отъявленный, это было известно всем.

6. Все, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то бурном горячечном бреду.

7. Пугачëв сел на том диване, на котором бывало дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги.

8. Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь.

Задание 2. Единичный выбор

Исключите предложение, в котором есть пунктуационные ошибки.

1. Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.

2. Идея единого европейского пространства, поклонником которой был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, обрела множество сторонников.

4. Света подошла к мальчику старшая сестра, которого училась с ней в одном классе и поздоровалась.

5. После Берлинского конгресса Болгария, геостратегическое положение которой было очевидно, стала главной точкой опоры российской политики.

Правильный вариант: 4. В этом предложении неверно выделено придаточное определительное. Правильный вариант этого предложения: Света подошла к мальчику, старшая сестра которого училась с ней в одном классе, и поздоровалась.

Читайте также:

      

  • Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности кратко
  •   

  • Какие качества истинных христиан проявили борис и глеб кратко
  •   

  • Daily life and shopping план урока
  •   

  • Определите какие из следующих предложений являются высказываниями а какие нет школа 19 хорошая школа
  •   

  • Конкурс моя педагогическая находка для воспитателей доу

  • Синтаксические нормы построения простого предложения наиболее типичные ошибки
  • Синтаксические грамматические ошибки примеры
  • Синтаксическая ошибка яндекс учебник
  • Синтаксическая ошибка это речевая или грамматическая
  • Синтаксическая ошибка это простыми словами