Скифы жили на территории россии до того как там появились русские исправить ошибку

В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

Аборигены России

«Скифы – это аборигены нашей страны, – говорит краевед. – Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».

На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали – и торговали, и воевали. Собственно, скифы – греческое слово, сами они именовали себя саками. 

По необычной деревеньке свободно ходят гуси, утки, ослик и даже пара бобров.

Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев – сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины – светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда – выступали в роли союзников.

В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН – она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.

Кому достанется «принцесса»?

«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, – отмечает Николай Сапелкин. – Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники – царские скифы, чуть севернее – будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».

Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.

Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии – со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.

25-летняя скифская принцесса умерла от рака груди. Фото: Commons.wikimedia.org

Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке – в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла – ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.

К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.

К счастью, сейчас мумия – собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины – рак молочной железы.

Сергей Иванов, "Жилье восточных славян"

Гончары и металлурги

К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов – сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное – серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.

Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.

Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя – они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.

Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные – всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта – по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.

Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.

«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, – отмечает краевед. – Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».

В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» – значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.

Вглубь степей

В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов – мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.

Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым – из страны скифов вернулись лишь  жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.

Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ – пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.

Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное – пусть не прямое – культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.

Нас уверяют наши «уважаемые» историки, что в античные времена, когда жили древние греки, территорию современной России населяли разрозненные полудикие племена.

Этих историков можно по фамилиям назвать, они занимались редактированием и публикацией книг «древних» греков в советское время. Так, за правильностью изложения книги Геродота «История» следили: Лурье, Струве и Доватур. За правильностью перевода «Географии» Страбона следил Крюгер. Каждый второй их комментарий написан в стиле «тут Геродот ошибался», или «греки не знали областей выше Кавказа и областей Индии».

Ну что же, открываем книги, напечатанные до 1917 года. Читаем:

«Гора [Тавр] имеет ширину во многих местах около 3000 стадий, длина же ея почти ровняется длине всей Азии, именно около 45000 стадий, от берега Рода до краёв Индии и Скифии в направлении к востоку.» Страбон «География», 1879г., книга одиннадцатая, глава первая:

Речь идет о тех самых горах, которые разделяют всю Азию на Северную и Южную. Интересно, что граница Азии проходит не по Уральским горам, а по реке Танаис, которая Дон.

Горы Тавра тянутся от современной Турции до Китая, который Чина. И действительно, при пересчете, зная, что 1 стадия равна 150 метрам (эту цифру можно посчитать из книги Геродота), горы Тавра по Страбону ровняются в длину 6750 км, когда в реальности они 6810 км. 100%-ая точность!

Видим, что руководители переводов книг советского периода просто нагло лгут!

Ну и далее вообще.. Наши официальные историки говорят, что «древние» греки не знали географию выше Черного моря. Якобы потому, что они ходили по Борисфену (Днепру) только 100 км выше по течению и всё. А почему дальше не ходили?

Продолжаем читать Страбона о местности в районе Каспия:

«Начиная от северных стран и Океана населяют некоторые скифы, номады, живущие в повозках; ближе к нам подле скифов живут сарматы, а также скифы, аорси и сираки, простирающиеся к югу до Кавказских гор».

Далее написано, что номады ( «кочевники», в переводе) действительно живут в шалашах и занимаются в земледелием.

И тут же написано, что севернее скифов в теснине живут Вшееды (Фтейрофаги), сейчас мы их знаем под именем «шведов». Интересно, они перестали есть вшей?

Лично у меня не возникает ощущения, что «древние» греки плохо были знакомы с географией. Скорее наоборот: Описываемая Геродотом (якобы 5 век до н.э.) и Страбоном (якобы 1 век до н.э.) «древняя» история почти полностью совпадает с картами 16-17 веков. Исключение составляют отдельные тонкости, вроде той, что Страбон пишет о моменте до него и после жизни Гомера и Геродота, когда «полюс то оказывался над нами в зените, то уходил под землю», но об этом в другой раз.

Другими словами, от Каспийского моря до Северного ледовитого океана и до Тихого океана на востоке всю территорию занимали скифы — именно это написано у Страбона.

Скифия лежит севернее всех гор Тавра, на всём протяжении до океана на севере и востоке :

На Кавказе также живут скифские племена; так же по южному берегу Екскинского Понта (Черное море); во Фракии (Северо-восточная часть Балкан) и Мидии (юг Каспия):

И именно поэтому есть такой глобус 1633 года, где Северный ледовитый океан называется Скифским. На этом же глобусе (и у меня полно таких) присутствует вся «древнегреческая» топонимика. И тут же есть Тартария. (Глобус взят из Французской национальной библиотеки).

Ну или глобус 1728 года. Аналогичная картина, на этом же месте в 18-19 веке написано название страны Тартария. Т.е. страна называется Тартария, но живут в ней скифы (сарматы). «Энциклопедия Брокгауза-Ефрона» (Фридрих Арнольд Брокгауз — западно-германский немец и Илья Абранович Еврон — из Петербурга) и другие энциклопедии, на ней основанные, с этим несогласны, но у Тартарии был правитель Иван Васильевич, были свои деньги, гербы и флаги, это — государство. И вот Тартария, она же Скифия, она же Россия на глобусе:

Очень показательна карта Фра-Мауро 1440 года. Тут прямо на сарматах подписана страна Россия и рядом Тартария:

Ну или вот такая карта из Атласа «Le Testu, Guillaume» 1556 года из той же «Галлики». На ней Москва с областью Московия находится в области Великой Тартарии (точно там, где ее описывал Страбон, называя «Великой Скифией», т.е. это одно и то же), тут же Гиперборейские горы и Гиперборея Скифская, тут же скифы и сарматы, тут же столица региона — Новгород.

Оригинал карты тут: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8447838j/f1.planchecontact

Другие карты Скифии и Сарматии.

На этой карте 1531 года также есть Скифы, Тартария, Московия и Россия:

Карта Лоренца Фрая 1541г:

Карта Мюнстера 1552г. Тут Скифы, Аланы, Гиперборея, Московия:

И еще одна его карта, тут Сарматия располагается до Германии включительно:

Карта Тартарии 1561 года. Тут Скифия Внешняя (Extra) изображена в самом центре Великой Тартарии:

Вот интересная карта Людовика Великого 1658 года. На ней нет скифов, зато славяне (sclavi) и их же племена венедов (winidi и vinidi) расположены на тех же местах, где мы выше видели сарматов, а именно в Богемии (столица – Прага), Германии на месте Берлина и севернее, а также на области Венета (Венеция) в современной Италии. Именно поэтому Мавро Орбини, Егор Классен, С.А.Фаминицын и Ломоносов утверждали, что Берлин, как и многие другие европейские города, основали славяне:

Карта Дю Валя 1663 года. Тут снова скифы, сарматы до от Японии до Германии:

Карта Скифии и Сарматии, они же Россия Европейская, около 1690 года. Видим, что европейская часть России от Крыма до Мурманского моря, оно же Сарматский океан, находятся в Сарматии:

Карта Киприянова, 1707 год, все скифы и сарматы на месте, живут в Тартарии:

Карта гипотетического Каспийспиского моря до катаклизма, 1792 год. Автор – Жан Батист Клодт Делисл де Салль. Тут скифы изображены там же, где их описывал Страбон – в Турции, а также в Индии:

Карта Таврического, или Скифского, полуострова, 1820 год:

Историческая карта Шателена 1720 года, опять сарматы живут в Московии, что в Тартарии, в Польше тоже живут сарматы. Тут же в районе Выборга живут Готы и Визиготы:

А это еще одна карта Шателена 1720 года. Все то же самое, только во всей Европе обозначен единственный город – Москва, т.е. она – столица Европы:

Ну это уже время Петра Окаянного, с этого времени «древние» народы и «древние» названия мест с карт пропадают, но остается Тартария. Посмотрим на нее.

Видим, что на фоне Великой Тартарии (Grande Tartarie) существует другое ее название – Тартария Московская. А на юге, на границе с Индией обособлены Тартария Независимая и Тартария Китайская. Не путаем с Китаем – он отдельно. 

Карта 1741 Orbis Veteribus Noti Tabula Nova (с сайте raremaps.com). Нагляднее некуда:

Карта Де Ла Марша, 1806 год:

А вот интересная карта Азии 1806 года. Тут видно, что на месте Независимой Тартарии находится Тартария Западная, а восточнее от нее – Восточная, которая ранее на картах называлась Китайской Тартарией. Севернее Западной Тартарии обозначена Казацкая Орда. Также на карте обозначены многочисленные города-остроги и погосты.

Карта Де Лисле, 1825 год. Тут постепенно Великая Тартария начинает получать название Российской империи или Сибири, до 1812 года таких названий здесь не встречается:

После этой даты карты постепенно принимают современный вид и интереса не представляют. «Тартария» превращается в «татарию». Но в 1839 году Аэросмит публикует еще одну историческую карту, на которой снова обозначены сарматы в районе европейской России:

И он не единственный. В 1840 году аналогичную карту публикует Тассо.

Потом Монин, 1845 год:

А потом Варты в 1850 году, чисто русские (Russian plains) и сарматы в Европе:

А теперь сравним с картой из советского издания «Истории» Геродота 1984 года, где описано расположение скифов по мнению ученых историков: Лурье, Струве, Доватура. Там говорится, что скифы жили исключительно по берегам Черного моря, не далее 200 км от берега и приведено такое изображение:

Надо ли говорить, что вся книга пестрит сносками с мнением вышеуказанных «историков», что Геродот ошибается, а на самом деле было так, так и так. И как после этого изучать историю по советским учебникам?

А вот теперь объясните мне, уважаемые официальные историки, как так могло случиться, что «разрозненные» племена по всей этой огромной территории не имели государственности, но назывались «скифами» и имели ум не пускать к себе диких «древних» греков, которые вечно воевали между собой? 

Вопрос второй. Как так получилось, господа официальные историки, что всего за 100 лет в 19 веке, всего 150 лет назад, вместо «Тартарии» на карте мира начинают писать «Российская империя», и при этом сообщается, что скифы и тартары никакого отношения к русским не имеют.

Именно поэтому и писал поэт Александр Блок:

«Да, скифы -мы, да, азиаты — мы..»

Прим.: естественно, чтобы цензура пропустила, пришлось дописать «косоглазые и с жадными глазами»..

И это еще не всё. Страбон сообщает, что «кочевые по пустыням племена» (по мнению официальных историков) скифов на телегах изобрели двузубый якорь. (страница 305 в «Географии» Страбона).

Это вообще как?

А почему греки не ходили выше 100 км по Днепру-Борисфену? На этот вопрос Страбон даёт однозначный ответ: потому что Эвксинский понт, которым они называли Черное море, и в который впадает Днепр, был так назван потому, что «эвксинский», или «алсинский» переводится как «негостеприимный» и назван по причине ужаса, который наводили скифы на греков. Скифы правили Черным морем. Вот такие «сухопутные» скифы. ( Страбон «География», страница 302).

А теперь посмотрим на атласы.

Есть такой атлас 1630 года от известных нам Генри Ходдокуса и Герарда Меркатора (они — современники Ивана Васильевича Великого). Этот атлас переведен на французский язык. 

Читаем (перевожу):

1. Написано: Тартария — империя великого хама (хана), управляемая Иоаном. Помимо того, что она есть в Европе, также включает в себя Сарматскую Азию, Скитию (Скифию) и Серию (Серику), которая известна как «Катай».

Это к вопросу, почему «Тартария» обычно пишется восточнее Урала — потому что основная (но не главная) территория России именно там.

2. Написано: Московиты известны как «роксолане».

О них писали Страбон и даже Геродот. Т.е. «античные» греки прекрасно знали о русских и Москве. Их же называли «великими скифами», которые правили другими скифами.

Т.е. опять видим, что главной территорией Скифии-Тартарии-России всегда была Московия (про что и писали «древние» греки), и она современница так называемой «античности». И опять видим, что наш Иван Васильевич — античный император, хан, Тартарии-Скифии-России. Так что — да, раньше русскими правили тартары, ханы, и они были русскими. «Ханами» назывались русские цари.

Также видим, что античность — это средневековье. Об этом же пишут Анатолий Фоменко с Глебом Носовским, но они к этому пришли совершенно другим путём.

Атлас тут: https://www.raremaps.com/gallery/detail/68987/atlas-s..

Стоимость атласа: $24,000.00 (1.896.000 руб.)

Это не единственный атлас. Есть и другие:

Атлас Bertii Tabularum, 1606 год.

Bertii Tabularum, 1606

Bertii Tabularum, 1606

Атлас Geography Rectified, Robert Morden, 1680 год (конец 17 века!).

В нем четко сказано, что Московия ранее называлась Сарматией.

Geography Rectified, Robert Morden, 1680

Geography Rectified, Robert Morden, 1680

«Космография» 1670 года. В ней говорится, что князь Владимир правит Великой Скифией:

Атлас «Истории Российской Империи», составленный Иваном Ахматовым по Карамзину в 1829 году. Тут славяне изображаются буквально одновременно и вперемежку со скифами, сарматами, венетами-винитами, свевами, готами, и даже вперемежку с германцами; т.е. мы — один народ:

Французский атлас 1896 года.

Тут прямым текстом написано, что сарматы — это славяне и финны, а еще прусы. Еще раз: атлас 1896 года!:

Послесловие.

Надеюсь, что я доказал читателю, что славяне имеют прямое отношение к Древнему миру. Славяне — античный, древний народ, историю которого чудовищно исказили, извратили в 18-19 веке и сейчас продолжают. Тем не менее, даже в уже «исправленных» цензурой книгах 19 века было написано, что славяне — древнейший народ, что другие народы взяли у них культуру, искусства и науки. Об этом я подробно писал в статье по «древним» грекам. 

Я призываю читать дореволюционные книги. Не комментарии или краткие изложения, а именно оцифрованные дореволюционные оригиналы, они сейчас доступны всем во всех крупнейших мировых библиотеках, включая Национальную Электронную Библиотеку. Потому что мы видим, как целенаправленно ученые 20 и 21 века берут из старых книг выгодное им и не хотят видеть то, что им не выгодно, в худших традициях передергивая, недоговаривая и перевирая исторические данные, на ходу сочиняя новые небылицы.

По картам же мы четко видим, что славяне — самый многочисленный древний народ, занимающий, как и сейчас, самую большую территорию. И это не только современная Россия. Народ русов — это и Балканские народы до Греции-Эллады, Польша, Прибалтика, частично Германия, Турция и Индия, Китай-Катай, и, конечно, Белоруссия с Окраиной. Население Японии до прихода современных японцев — это айны; они — скифы-русские, пришедшие из Румынии. 

Мы все — один народ, которому наши правители с германо-датско-голландскими корнями за последние 150-350 лет навязали разные языки и культуру. 

Они разъединили нас. 

Мы должны снова объединиться, потому что в одиночку мы слабы, даже прокормить себя можем с трудом, а объединившись — хоть на Марс полетим.

На этом пока всё.

Все полные версии этих и других карт можно скачать здесь: Архив старых карт.

Кому понравилась статья, не забываем делиться с друзьями.

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.

В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

источник

В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

Аборигены России

«Скифы – это аборигены нашей страны, – говорит краевед. – Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».

На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали – и торговали, и воевали. Собственно, скифы – греческое слово, сами они именовали себя саками. 

По необычной деревеньке свободно ходят гуси, утки, ослик и даже пара бобров.

Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев – сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины – светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда – выступали в роли союзников.

В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН – она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.

Кому достанется «принцесса»?

«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, – отмечает Николай Сапелкин. – Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники – царские скифы, чуть севернее – будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».

Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.

Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии – со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.

25-летняя скифская принцесса умерла от рака груди. Фото: Commons.wikimedia.org

Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке – в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла – ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.

К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.

К счастью, сейчас мумия – собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины – рак молочной железы.

Сергей Иванов, "Жилье восточных славян"

Гончары и металлурги

К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов – сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное – серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.

Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.

Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя – они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.

Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные – всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта – по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.

Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.

«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, – отмечает краевед. – Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».

В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» – значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.

Вглубь степей

В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов – мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.

Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым – из страны скифов вернулись лишь  жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.

Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ – пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.

Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное – пусть не прямое – культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.

Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1

Ряд русских историков, исследователей 18-20 столетий и современного времени считали и считают, что т. н. скифы и родственные им народы (киммерийцы, сарматы, роксаланы и др.) имеют непосредственное отношение к Руси, русскому народу, суперэтносу русов. К примеру, Борис Рыбаков считал, что «скифы-пахари», по Геродоту они жили в районе Приднепровья, относились к праславянам. Юрий Петухов относил скифов к суперэтносу русов. Поэтому есть смысл подробнее остановиться на этом древнейшем периоде истории нашей Родины, рассмотреть скифский мир и скифов внимательнее. Не зря византийские источники называли русов первых князей семьи Рюриковичей «тавроскифами», «Великой Скифией».

Киммерийцы и предшествующие им культуры

Наиболее ранние из доступных науке письменных источников древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (т. е. «Киммериец») – это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф. Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен). Мы видим полную преемственность – от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени «киммериец» можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.

Киммерийцы жили в южнорусских степях ещё в начале железного века – 1 тыс. до н. э. Но ясно, что их цивилизация сложилась намного раньше. Археологические данные говорят о том, что в позднем бронзовом веке, в 1600-1100 гг. до н. э., степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала Срубная культура. «Срубники» были земледельческо-скотоводческим народом индоевропейского корня. Они были предшественниками Киммерийского царства. Срубная археологическая культура в свою очередь обнаруживает полную преемственность с более древними культурами: Катакомбной (3-2 тыс. до н. э.), Ямной (4-3 тыс. до н. э.). Эти культуры также занимали территории Южной России. Ямная культура считается «протоарийской»: именно с её территории и в то время исходили миграционные импульсы, которые привели к сложению на огромных территориях Евразии в 3-начале 2 тыс. до н. э. многих родственных культур и народов индоевропейской языковой семьи.

Все эти культуры отличались одним обрядом погребения в курганах (что говорит об общности религиозных представлений), он различается только в деталях – сначала под курганом делали обычную яму, затем конструкцию в виде катакомбы, ещё позже устанавливали деревянный сруб. На протяжении всей эпохи бронзы сохранялась преемственность в керамике, жилище, хозяйстве (сочетавшее пашенное земледелие с оседлым скотоводством), в антропологическом типе.

Киммерийцы — прямые потомки этих древних культур. Они потомки тех, кто предпочёл остаться на прародине, в то время, как другие индоевропейцы расселились по Европе и Азии. Память о северной прародине надолго сохранилась у жителей Индии, Персии и других регионов. О «степи» помнили и жители Скандинавии, Ирландии. Скандинавские саги сообщают, что предки норманнов пришли из «Великой Свитьод» («Малая Свитьод» — Швеция), причерноморских степей. Кстати, не зря затем идеологи Третьего рейха, которые отстаивали первичность древних германцев и скандинавов, считали, что Крым, причерноморские степи должны стать часть «Великого рейха». Переселение предков норманнов на север произошло примерно в конце 3 тыс. до н. э. Согласно Эддам, Один имел владения в Азии, на востоке от реки Танаис (Дон). Родство европейских народов ощущалось ещё в античную и даже раннесредневековую эпоху. А, греческие и римские авторы пользовались термином «кельто-скифы», который подчёркивал родство восточных (скифских) и западных (кельтов) «северных варваров».

Ясно, что киммерийцы и скифы (их самоназвание, по греческим источникам, сколоты) — это прямые наследники более ранних культур. Но написанная в 18-20 веках история, а писалась она под геополитические реалии того времени, представила историю евразийских степей как бессмысленную смену одних народов другими. Согласно этой теории, один неизвестно откуда взявшийся народ вытесняет и истребляет другой. И так повторяется вновь и вновь. Древние «арии» исчезают и уходят, их сменяет «новый народ» — киммерийцы, затем приходит черёд скифов и сарматов и т. д. Данные археологии, мифологии, исторических литературных памятников, археологии говорят о том, что скифы были ближайшими соседями и родственниками киммерийцев, являясь потомками той же самой Срубной археологической культуры. Движение скифов на запад шло не из «глубин Азии», а от Волги. Нет данных и о том, что скифы полностью истребили или вытеснили киммерийцев. Большинство населения Скифии железного века составляли те же люди, что и раньше – «киммерийцы».

В тоже время есть и данные о том, что Киммерийское царство (династия их царей) пала под натиском скифов. Ко времени около 800 г. до н. э. относится гибель поселений Кобяковской (позднесрубной) культуры на нижнем Дону. Об этом рассказывают древние письменные источники. Судя по всему, в это время произошла смена правящей элиты. Киммерийское царство (династия) было сменено Скифским, но основная масса населения никуда не делась, составив большую часть населения. Только часть людей последовали за князьями – киммерийцы появляются в Малой Азии и на Балканском полуострове.

Что известно о киммерийцах и скифах?

Название народа «киммерийцы», судя по всему, происходит от слова «степь» (хеттское «гимра» — «степь»). То есть это «степняки». Интересно, что эта традиция – называть союз племён по названию местности сохранилась и позже. Сравните: «поляне» — союз славянских племён, живущих в лесостепной зоне («поле»), «древляне» — живущие в лесах и пр. «Скифами» называли южнорусских степняков греки, сами себя они называли «сколоты» — от имени царя Коло (Колоксай, слово «ксай» означает «царь, князь»). Слово «коло» в славянском языке означает «круг» (солнечный круг). Оно связано с солнечным культом.

Согласно античным историкам, скифы трижды господствовали над всей Азией. Первый период продолжался полторы тысячи лет и завершился около 2054 г. до н. э. Таким образом, скифы доминировали в Азии в 36-21 вв. до н. э., в эпоху ранней бронзы. Этот период совпадает со временем существования Ямной культуры и началом Катакомбной. Как уже отмечалось, эти культуры обнаруживают преемственность, но ясно, что период перехода одной культуры в другую отражает какие-то серьёзные социально-политические, возможно, религиозные сдвиги, внутреннюю перестройку. Естественно, что в этот момент Великая Скифия ослабла и потеряла часть влияния на окружающие регионы. Античные источники и отразили общую геополитическую ситуацию, хотя не донесли до нас подробностей.

В период 21-13 вв. до н. э. упоминается «царство амазонок», которое было тесно связано со Скифией. Согласно Помпею Трогу, это царство основали скифские юноши царского рода Плин и Сколопит. Греческие мифические рассказы об «амазонках» явно преувеличенно пересказывают реальные обычаи скифских женщин.

В 16 веке до н. э. зафиксировано появление в Причерноморье культуры многоваликовой керамики, которая нехарактерна для скифов. Одновременно античные источники сообщают о поражении, которое скифы понесли от фракийцев. Кроме того, в это время прекращается Катакомбная культура, к тому же все западные области этой культуры оказываются занятыми общностью «многоваликовой культуры». А за Доном до Урала сложилась Срубная культура, которая продолжала местную традицию. Многоваликовая и Срубная культуры были разделены линией крепостей на Нижнем Дону. Примерно в 14 в. до н. э. скифы восстановили своё господство на территории современной Украины. Срубная культура восторжествовала.

В 13 веке устанавливается второй период господства скифов в Азии. Данайцы-танаиты (донцы) во главе с Ахиллом участвуют в штурме и взятии Трои. На берег Средиземного моря обрушивается нашествие «народов моря» — скифы после захвата Босфора проникают в Эгеиду, используют в военных операциях морские пути. Античные источники сообщают о войнах скифов с Египтом. Причём, египтяне даже пытались совершить вторжение в Скифию, но потерпели полное поражение. Павел Орозий датирует эту войну 1234 г. до н. э. Вторжение «северных варваров» привело к крушению Хеттского царства в Малой Азии, достигло Палестины и нанесло сильный удар по Египту. Египетские источники называют «народы моря» гитами (гетами), а это было одно из самых распространенных имён в среде скифов. Во времена Геродота «геты» жили на Дунае, «фиссагеты» на Волге, «массагеты» в Средней Азии. Изображения «гитов» весьма похожи на образы казаков уже средневековой эпохи – бритые, с длинными усами и чубами, конические шапки, штаны, сапоги. О войне скифов с Египтом сообщают и русские источники: Никаноровская летопись упоминает о походе на Египет предков русских – братьев Скифа и Зардана. «Зардан» вполне сопоставим с названием одного из «народов моря», которые напали на Египет – «шарданами». Через некоторое время после нападения на Египет шарданы захватили остров Сардиния (они дали ему своё имя).

Примерно в 1100-1000 гг. до н. э. Срубная культура распадается. Появляется различие между «скифами» (восточная часть прежней общности) и «киммерийцами» (западная часть). Но это не были два разных народа. Русский историк Г. В. Вернадский совершенно правильно писал, что «… время от времени новые правящие рода захватывали контроль над страной, и несмотря на то что некоторые группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось, лишь принимая примесь крови пришельцев» (Г. В. Вернадский. Древняя Русь). Границей между Киммерийским царством (оно простиралось от Карпат и низовьев Дуная на западе до Приазовья) и Скифией был Дон. Около 800 г. до н. э. рубеж был прорван. Причём, «вторжение» скифов надо понимать не как неожиданное нападение нового, чужого народа, а как внутрисистемное изменение (скифы и киммерийцы относились к одной древней цивилизации, культуре). Примерно в 800 г. до н. э. в южнорусских степях сменилась политическая власть, одна династия была сменена другой. Это косвенно подтверждает и Геродот. Он сообщает, что наступление скифов вызвало раскол среди киммерийцев. Правящая элита решила сопротивляться до конца, а простой народ поддержал «захватчиков». Началась гражданская война. Киммерийская правящая элита потерпела поражение, и скифы заняли территории Приазовья и Причерноморья фактически без боя. Исходя из этих данных, Вернадский даже предположил, что киммерийская элита была инородной по отношению к простому народу. Н. И. Васильева (автор исследования «Великая Скифия») говорит о кризисе социальной системы: произошло «загнивание» правящих классов, распад общества на группы, потеря обороноспособности. Во время падения Киммерийского царства не было полной смены населения. Были свергнуты только правящие слои. Пришедшие скифы образовали новую элиту.

В 7 в. до н. э. начался третий этап господства скифов над Азией. Скифы вторгаются в Мидию, Сирию, Палестину, создают в Малой Азии своё государственное образование. Тот факт, что скифы имели мощное войско, способное успешно бить армии развитых государств, говорит о развитой экономике Скифии. Она позволяла вооружать большие армии, формировать флоты.

Великая Скифия

В начале 1 тыс. до н. э. практически вся степная зона Евразии была под контролем скифской цивилизации. Это была этнополитическая общность объединенная родством и единством духовной и материальной культуры. Археологические памятники Великой Скифии найдены от Дуная до Китайской стены. Причём, не следует отождествлять территорию Скифии только со степной зоной. Большинство авторов античной эпохи утверждали, что на севере скифам подчинены лесные области и земли вплоть до безжизненных арктических пустынь. Огромное влияние скифов прослеживается в других регионах Азии: в Центральной Европе, Малой Азии, Персии, Индии, Китае. Интересно, что территории Великой Скифии занимают ту же землю, что и русский народ (суперэтнос русов). Правда, часть территорий из-за смуты конца 20 — начала 21 веков в настоящее время утрачена.

Внутри Великой Скифии выделялось несколько областей, территориально–политических объединений. Это скифы, с которыми греки вступали в непосредственный контакт, они занимали территорию от устья Дуная до Волги.

Их восточными соседями примерно с 6 века до н. э. были сарматы-савроматы. Первоначально они занимали территорию южного Приуралья. Сарматы, видимо, были потомками части Андроновской культуры. Эта культура развилась на основе Ямной и охватывает период времени XVII—IX веках до н. э. Примерно в 600 г. до н. э. сарматы вышли к Волге и Дону, а во 2 веке до н. э. заняли всё северное Причерноморье, фактически повторив «опыт» скифов. Согласно Геродоту, сарматы были потомками скифов и «амазонок», говорили на «испорченном» скифском языке. То есть скифы и сарматы были одним народом, они имели небольшие территориальные различия и разные правящие династии.

Земли к востоку от Каспийского моря, Приаралье и Среднюю Азию занимали массагеты (в Индии и Персии их называли саками). Персидские источники говорят, что во всём этом регионе проживал только один народ – саки.

В Южной Сибири, Семиречье проживали родственные скифам исседоны (их часто отождествляют с известными по китайским источникам усунями) и аримаспы (или «арейманы» — воинственный народ ариев). Индоевропейцами-европеоидами была заселена не только Южная Сибирь, но и Центральная Азия, значительная часть Тибета и Северного Китая. Надо отметить, индоевропейцы-арии, Великая Скифия оказали огромное влияние на китайскую цивилизацию – подробнее смотрите в статье Китайская цивилизация и Великая Скифия. Многие царства Древнего Китая и их династии были образованы индоевропейцами-ариями. В том числе и династия Цинь, положившая в начале 3 в. до н. э. основу объединенной китайской империи.

Ни один из древних авторов, которые писали о древних скифах, не указал на серьёзные языковые различия между жителями Скифии. Это говорит о том, что огромные территории населял один народ. Все названия скифских «народов» – это территориальные обозначения. Вроде славянских «земель», союзов племен периода раннего средневековья.

Период расцвета этой цивилизации – 800-400 годы до н. э. (третий этап господства скифов в Азии). В это время на юге Великая Скифия включала в сферу своего влияния Персию, Северную Индию и северо-западные области Китая. Во многих странах правили династии и правящие элиты, которые имели «арийское» происхождение. Римский историк Помпей Трог сообщает, что скифы были родоначальниками Парфянского и Бактрийского царств. «Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побеждёнными чуждым владычеством».

В Великой Скифии была развитая металлургия, они производили качественное оружие. Военное искусство, базировавшееся на действиях кавалерии, внезапных ударах и отходах, отличном владении мастерством всадника и лучника, заставляло уважать силу скифов. Единственной опасностью для Великой Скифии были родственные народы, династии, которые усвоили их передовую военную культуру. Воинственные персы (парси, народ индоевропейско-арийской общности) дважды пытались атаковать Великую Скифию – в 530 г. до н. э. в битве против массагетов (скифов Средней Азии) потерпел полное поражение и погиб Кир II Великий, в 512 году до н. э. Дарий I Великий предпринял вторжение в Причерноморские владения скифов. Но скифы применили тактику выжженной земли, и военная экспедиция завершилась полным крахом, измождённая персидская армия была разгромлена. Дарий сам чудом уцелел.

Неудачу потерпели, и попытки македонян расширить свою сферу влияния за счёт Скифии. Александр Филиппыч не смог твёрдо утвердиться в Средней Азии, его полководцы не смогли прорваться через Дунай.

Это была самая мощная в военном отношении цивилизация планеты, которая столетиями контролировала огромные территории Евразии. Только геополитические реалии последних столетий не дают историкам признать, что все развитые цивилизации существовали на периферии Великой Скифии. Древний Египет, Древняя Греция, цивилизации Передней Азии, Древняя Индия, Древний Китай – не были пассионарным ядром Древнего мира, им была Скифия. Великая Скифия доминировала от бассейна реки Хуанхэ, Тибета и Северной Индии до Центральной Европы и Палестины. Причём, «северные варвары» не только господствовали в военно-политическом плане. Уровень развития их экономики был не ниже, чем у культур Юга. «Варвары» Севера первыми приручили лошадь, изобрели колесницу, вызвав революцию в средствах передвижения. Есть мнение, что и первые шаги в сфере культивации растений были сделаны в районе Среднерусской возвышенности. Наиболее ранние сельскохозяйственные культуры, известные в центрах Передней Азии и Северного Китая – полба, ячмень, просо – происходят из Средней Европы. По мнению Н. И. Васильевой, «по уровню развития «техносферы» жители Восточной Европы и степной зоны Азии не только не отставали от народов тёплых стран, но и значительно опережали их».

Кроме того, на основе мифологии (духовной культуры) «варваров» Севера создано почти всё культурное наследие древнего мира. «Веды» и «Авеста» (как и другие литературные памятники той эпохи) ставшие основой индийской и иранской культур, пришли вместе с ариями с севера. Греческая мифология создана на основе эпоса «варваров», которые пришли с Севера (Гипербореи). Почти все боги Олимпа, в том числе и Зевс, Аполлон, Лета, Артемида, Арес, Посейдон и пр., имеют не греческое происхождение, их образы принесены в готовом виде с севера. На юге их только приукрасили. Есть предположение, что первая письменность, к которой восходят все системы прогрессивной слоговой и алфавитной письменности, которыми пользовались культуры Средиземноморья и Южной Азии, также была создана в Северной Евразии. К примеру, такого мнения придерживается Г. С. Гриневич – автор работы «Праславянская письменность».

Великая Скифия дала миру и передовой образец политико-социального устройства – государственно-общинный строй («коммунизм» того времени, от слова «коммуна» — «община»). Он был более прогрессивным, чем рабовладельческие страны Юга.

Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.) 1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские

Куда исчезли скифы?

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

  • Скинуться ли ошибки если скинуть клемму аккумулятора
  • Скинуть ошибку чек на форд фокус 2
  • Скинуть ошибку подушки ниссан ноте
  • Скинуть ошибку подушки безопасности ниссан теана j32
  • Скинуть ошибку подушки безопасности ниссан икстрейл т31