Морфологические
нормы
Вопросы для
самоконтроля
1. Какие нормы
называются морфологическими?
2. Каковы тенденции
развития грамматических норм?
3. Назовите причины
появления грамматических вариантов.
Охарактеризуйте стилистические пометы
в словарях, отражающие вариативность
употребления грамматических форм.
4. Проанализируйте
особенности употребления имен
существительных:
а) колебания в
роде, падеже, числе;
б) определение
рода несклоняемых существительных и
аббревиатур;
в) варианты падежных
окончаний;
г) особенности
склонения собственных имен существительных.
5. Охарактеризуйте
нормы употребления грамматических форм
имени прилагательного и местоимения.
6. Назовите трудные
случаи употребления имен числительных
и количественно-именных сочетаний.
7. Каковы особенности
употребления глагольных форм?
Тренировочные
задания
1. Имя существительное
1. Категория
рода
1. Поставьте
существительное в форму единственного
числа, определите его род.
Бакенбарды,
бандероли, банкноты, ботинки, ботфорты,
вуали, голосины, домины, жирафы, клипсы,
коррективы, манжеты, мозоли, молодчины,
плацкарты, погоны, проруби, рельсы,
рояли, сандалии, тапки, туфли, тюли,
шампуни.
Авеню, АТС, бра,
Батуми, безе, Бизе, боа, визави, Дели,
жюри, какаду, какао, Капри, кенгуру, КГБ,
кольраби, коммюнике, кофе, крупье, ЛДПР,
Миссисипи, ООН, пенальти, пони, салями,
табу, ТЭЦ, хиппи, цеце, цунами, ЧелГУ,
Чили, ЮНЕСКО.
2. Выберите слова,
которые не соответствуют литературной
норме. В каком случае нельзя подобрать
пару по родовому признаку.
Агроном, адвокат,
акушерка, аспирантка, балерина, генерал,
директриса, доярка, директор, кондуктор,
конькобежец, корреспондент, космонавт,
маникюрша, певец, свинарка, секретарь,
спортсмен, ткачиха, юбиляр.
2. Категория числа
От данных
существительных образуйте форму мн.
числа. Какие существит. имеют варианты?
Автор, бухгалтер,
вексель, директор, договор, доктор,
инженер, инспектор, катер, кондуктор,
лектор, мех, образ, повар, пропуск,
профессор, слесарь, соболь, токарь,
тормоз, трактор, хлеб, шофер, якорь.
3. Образование
падежных форм
1. Образуйте от
данных существительных форму Род. падежа
мн. числа.
Англичане, апельсины,
баклажаны, вафли, гектары, грузины,
гусары, дно, заморозки, калмыки, кии,
килограммы, кочерги, мандарины, микроны,
носки, полотенца, рельсы, сапоги, свечи,
томаты, туркмены, туфли, чулки, цапли,
якуты, ясли.
2. Раскройте
скобки, употребив имена и фамилии в
нужной форме.
Встреча с (Иван
Петрович Петух, Нинель Павловна Солоп,
Даниель Дефо, Томас Майн Рид, Павел
Александрович Долгих, Петр Ремень,
Даниленко, Немирович-Данченко, Татьяна
Друбич, Виктор Друбич, Фенимор Купер).
2. Имя прилагательное
1. Образуйте от
данных прилагательных три формы: краткую,
простые формы сравнительной и превосходной
степени.
Хороший, плохой,
естественный, торжественный, искусственный,
золотой, красивый.
2. В каких из
приведенных ниже сочетаний возможна
замена полной формы прилагательного
краткой формой, а в каких – нет? Объясните.
Белый снег – белый
стих, глухой согласный – глухой человек,
круглый шар – круглый сирота.
3. Отметьте
нарушения норм употребления имен
прилагательных.
1) Он был горяч,
полный жизни. 2) Не стремлюсь быть лучше,
оригинальной, хочу оставаться сама
собой. 3) Самый крупнейший город в мире
– Мехико. 4) Разработка новой темы
становится все более интенсивнее. 5)
Один брат шумный, другой – тих. 6) Более
быстрее развивается машиностроение.
7) Этот ребенок склонный к простуде.
Поступок имел самые тяжелейшие
последствия. 9) Дипломная работа должна
быть переплетенная. 10) Поведение его
было далеко не безупречно. 11) Наш край
богатый талантами. 12) Указанный признак
здесь более сильнее. 13) Этот дом более
высок. 14) Отец у Коли более строже.
3. Местоимение
1. Отметьте
нарушения норм употребления местоимений.
1) На ихней стоянке
горел костер. 2) Когда в университет
приходит новое поколение, мы убеждаемся,
насколько различен уровень их подготовки.
3) Мальчик был сирота; отец умер, когда
ему было три года. 4) Группа попросила
переэкзаменовать их в первую очередь.
5) Лицо у ней круглое. 6) Мать попросила
дочь принести свое платье. 7) Нога
провалилась в снег почти до колена. Их
трудно было вытаскивать. Народ не
понимает причин кризиса. Они полагают,
что их главный враг интеллигенция. 9)
Скольки часами позже вы подошли к месту
происшествия? 10) В это день Петров вывел
Джека на прогулку со всеми своими
медалями. 11) Курсовая работа студентки
Остаповой дает право говорить о том,
что она не отступает от норм литературного
языка.
4. Имя числительное
1. Раскройте
скобки, выберите подходящий вариант,
устраните неправильные формы.
1. Радостно
встретились после долгой разлуки
(два/двое друг). 2. Парохода ждали только
четверо женщин. 3. В семье было (три/ трое
сын), все (три/трое) — прекрасные охотники.
4. Насыпь возводилась с помощью двоих
бульдозеров. 5. В обоих странах скоро
будут выборы. 6. 7. Трое работниц не смогли
выйти на работу. 8. На обеих берегах реки
раскинулись поля. 9. У обоих ворот стояли
постовые. 10. Главная бухгалтерия
обслуживает теперь тринадцать детских
садов и двадцать четыре яслей.
! 2. Перепишите
предложения,
раскрыв скобки и записав числительные
словами.
1. От 964 отнять 89.
2. Предложение принято 375 (голос) против
44 (голос). 3. Деревня находится (163 километр)
от города. 4. Пособие с 2475 (чертеж). 5. Груз
весом 1500 тонн. 6. Прошло 23 (сутки) после
окончания экспедиции. 7. Можно было
вполне обойтись (полторы тысячи рублей).
8. Трамвайная остановка находится совсем
близко, в (полтораста шагов) отсюда. 9.
Результат – 3,5 (процент).10. На традиционных
встречах выпускников я ежегодно встречаю
своих (24 однокурсника). 11. Из 31 (участника
– участников) соревнований особенно
выделились двое. 12. Наш город отпраздновал
2500-летие. 13. Длинной вереницей вытянулись
медленно ехавшие (22 саней).
5. Глагол
1. Раскройте
скобки, употребляя вместо инфинитива
подходящую глагольную форму.
1. Лодки не стоят
неподвижно, они (колыхаться)
на воде. 2. Собрание выбирает комиссию
и (уполномочить)
ее составить
проект резолюции. 3. В тот же день на
рассвете неприятельский отряд
(вторгнуться)
в район
расположения наших войск. 4. Развитие
науки (обусловить)
развитие производства. 5. Мы были довольны
тем, что (избегнуть)
неприятной
встречи.6. После контузии он все больше
и больше (глохнуть).
2. Образуйте форму
1-го лица ед. числа будущего времени от
следующих глаголов.
Победить, убедить,
очутиться, ощутить, умертвить, роптать,
выздороветь, опротиветь, опостылеть.
3. Выберите
вариант, соответствующий языковой
норме:
1) полоскает –
полощет, плескает – плещет;
2) сыпет – сыплет,
щипет – щиплет;
3) глохнул – глох,
сохнул – сох, мокнул – мок;
4) положь – положи
– поклади – ложить – класть – ложиться;
5) едь – езжай –
поезжай;
6) надеть – одеть;
7) платить –
оплатить – заплатить;
стирать –
стираться, полоскать – полоскаться,
играть – играться.
4. Исправьте
ошибки в употреблении глагольных форм.
1) Через год Иван
закончил факультет и возвращается на
должность начальника штаба… 2) Присмотрясь
внимательно, вы увидите многое. 3)
Определив эти величины и измеряя силу
тяжести на различных широтах, мы
рассчитаем сжатие Земли. 4) Монтаж
турбины был выполнен на три недели
раньше намечаемых планом сроков. 5) К
автобусу бежала одевающаяся модно
женщина и аккуратно бреющийся мужчина.
6) Свиньи, отправляющиеся на убой,
нагуляли много жира.
2
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Типичные ошибки.
Неверное употребление рода сказуемого.
- Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.
Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.
1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)
2-ая основа – кто приехал (верно).
Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)
Верно.
Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.
- Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.
Неверно.
Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)
Верно.
Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.
Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.
- Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.
Неверно.
Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.
Верно.
Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.
- Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.
Пояснение.
Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.
Верно.
Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.
- Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.
Неверно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.
Верно.
Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.
- Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.
Неверно.
Много лет прошли после нашей встречи.
Верно.
Много лет прошло после нашей встречи.
Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.
1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах нет зависимых слов.
Неверно.
Большинство были согласны с выступающим.
Верно.
Большинство было согласно с выступающим.
- Если подлежащее- неодушевлённое существительное.
Неверно.
Несколько школ были не готовы к началу учебного года.
Верно.
Несколько школ было не готово к началу учебного года.
2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.
- Если при данных словах есть зависимые слова.
Неверно.
Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.
Верно.
Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.
- Если подлежащее- одушевлённое существительное.
Неверно.
Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.
Верно.
Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.
- Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.
Неверно.
Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.
Верно.
Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
- Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
- Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
- Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
- Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
- Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
- Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.
Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.
Практические задания на тему » Согласование подлежащего и сказуемого»
Практические задания по теме » Согласование подлежащего и сказуемого»
Просмотр содержимого документа
«Практические задания на тему » Согласование подлежащего и сказуемого»»
Практикум по теме: Задание: поставить сказуемое в нужной форме.
- 1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать ) докладчика.
- 2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться ) глубоких знаний у учащихся.
- 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.
- 4. На берегу (стоять) несколько верб.
- 5. Часть учеников (уехать) на соревнования.
- 6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в лагерь.
- 7. За коляской (бежать) четыре пса.
- 8. Над головой (просвистать) две пули.
- 9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.
- Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.
- В центральном универмаге продаются много товаров.
- Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.
- В шкафу лежат много интересных книг.
- На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.
- Детство и юность её прошло в купеческой семье.
- В деревне послышались топот и крики.
- Большинство дверей было низко для его роста.
- В кружке занимается пять учеников.
- Большинство названных книг изданы недавно
ТЕСТ. СОГЛАСОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО.
- 1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении :
- а) Несколько учеников подошли к письменному столу.
- б) Большинство домов обветшало.
- в) В узы поступили сорок один человек.
- г) Движущей силой истории является народ.
- 2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:
- а) Молодёжь получают знания.
- б) Он бал больной гриппом.
- в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
- г) Слово взяла профессор Сергеева.
- 3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:
- а) Свет и тепло исходили от костра.
- б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
- в) Часть станков была отправлена.
- г) На столе стоит три подсвечника.
- 4.Найдите предложение без грамматической ошибки:
- а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
- б) СМИ провело однодневную акцию протеста.
- в) С тех пор миновало пять лет.
- г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех
Итоговое тестирование по теме:
- 1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении :
- а) Несколько учеников подошли к письменному столу.
- б) Большинство домов обветшало.
- в) В узы поступили сорок один человек.
- г) Движущей силой истории является народ.
Итоговое тестирование по теме:
- 2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:
- а) Молодёжь получают знания.
- б) Он бал больной гриппом.
- в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
- г) Слово взяла профессор Сергеева.
Итоговое тестирование по теме:
- 3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:
- а) Свет и тепло исходили от костра.
- б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
- в) Часть станков была отправлена.
- г) На столе стоит три подсвечника.
Итоговое тестирование по теме:
- 4.Найдите предложение без грамматической ошибки:
- а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
- б) СМИ провело однодневную акцию протеста.
- в) С тех пор миновало пять лет.
- г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех
Итоговое тестирование по теме:
- 5. Укажите примеры с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
- а) Большинство учеников выполнили задание правильно.
- б) Библиотека-музей приобрела книги известного ученого.
- в) Кто из экзаменующихся набрал сто баллов на ОГЭ?
- г) До конца школы мне остались два года.
Практическая работа по теме «Согласование сказуемого с подлежащим» (8 класс)
Практическая работа «Согласование сказуемого с подлежащим»
1. Ознакомьтесь с основными правилами согласования
1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе. Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились)
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы, например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы. Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
6. При словах много, мало, немного, немало , сколько сказуемое ставится в единственном числе. Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа.
7. Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе .
8. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.
9. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).
10. Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
2) Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cам ое глубок ое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовал а сенсационный материал.
ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен
2. Запишите предложения, исправив грамматические ошибки в соответствии с действующим правилом, укажите пункт правила .
1. Ряд столов стояли посередине аудитории. (пункт. )
2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. (пункт. )
3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. (пункт. )
4. На конгресс прибыли двести пятьдесят один делегат. (пункт. )
5. Тысяча человек отправилось в турне. (пункт. )
6. Прошли сто лет. (пункт. )
7. На экскурсию пошли всего десять школьников. (пункт. )
8. Много выпускников нашей школы стали работать в городских больницах и санаториях. (пункт. )
3. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму
1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал.. нормы по лыжам.
2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима..тся администрацией школы.
3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал. .на экзаменах глубокие знания.
4. Установлен.. три мировых рекорда.
5. Сорок два станка неумолчно гудел.. и равномерно вздрагивал.
6. Много детей был.. больн.. гриппом.
7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил..о нашем приходе.
8. Такси стоял.. у наших ворот.
4 . Запишите, выбрав нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.
1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.
2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ.
3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин.
4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
5. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму.
1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной.
2. Гора Эльбрус высок.. .
3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы.
4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века.
5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года.
6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.
Практическая работа » Согласование сказуемого с подлежащим»
1. Ознакомьтесь с основными правилами согласования
1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе. Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились).
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы, например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы. Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.
6. При словах много, мало, немного, немало , сколько сказуемое ставится в единственном числе. Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа.
7. . Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе .
8 . С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.
ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу. Например: ЮНЕСКО объявил о о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявил а о своем решении.
9. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).
10. Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:
1)Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.
2) Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cам ое глубок ое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовал а сенсационный материал.
ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен
2. Запишите предложения, исправив грамматические ошибки в соответствии с действующим правилом, укажите пункт правила .
1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. (пункт. )
2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. (пункт. )
3. Двадцать человек стояли в стороне. (пункт. )
4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. (пункт. )
5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. (пункт. )
6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. (пункт. )
7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку. (пункт. )
3. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму
1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле.
2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек.
3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде.
4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания.
6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь.
7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.
4 . Запишите, выбрав нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.
1. Часы-будильник (прозвонили, позвонил) утром.
2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ.
3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин.
4. Газета «Аргументы и факты» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.
5. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите предложения, поставив сказуемое в нужную грамматическую форму.
1. Река Иртыш широко разлил.. прошлой весной.
2. Гора Эверест высок.. .
3. Телекомпания «ОРТ» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы.
4. Диван-кровать стоял.. у стены.
5. Музей-квартира художника будет открыт.. для посетителей в конце года.
6. Письмо- извешение доставлен.. адресату.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Дидактический материал составлен на основе рабочей программы по русскому языку 8 класса. Практическая работа по теме «Согласование сказуемого с подлежащим» состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части обобщены основные правила согласования, в практической части предложены разнообразные задания, закрепляющие знания по теме.Работа может быть использована в системе дистанционного обучения.
источники:
http://multiurok.ru/files/prakticheskie-zadaniia-na-temu-soglasovanie-podlez.html
http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-teme-soglasovanie-skazuemogo-s-podlezhashim-8-klass-5233918.html
Исправьте морфологические ошибки:
1. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной.
2. Когда Ноздрёв аставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел.
3. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался стеклянный дождь.
4. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать.
5. Ихняя школа победила в соревновании.
6. Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия?
7. В сумке оказалось пять крупных ярко-оранжевых апельсин.
8. У меня нет туфлей на выход.
9. Нет ли у тебя лишней пары носок?
10. До Москвы мы едем плацкартом.
Эта статья является продолжением темы «Употребление местоимений». Первую статью по данной теме можно прочитать здесь.
Местоимения 3 лица заменяют ближайшее к ним существительное.
Нарушение этого правила ведёт к искажению смысла:
Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года.
Следует употреблять:
Мальчик был сирота; отец умер, когда сыну было три года.
Собирательные существительные не могут заменяться местоимениями мн.ч.
Нельзя употреблять: Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь.
Следует вместо ИХ употребить ЕЁ, так как местоимение должно стоять в тех же числе и роде, что и существительное, вместо которого употребляется это местоимение.
Тест 81. Отметьте нарушения норм употребления местоимений.
1. Гурова женили рано, когда он был ещё студентом второго курса.
2. Когда Ноздрёв насильно заставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел.
3. Какая-то птица села на ветку, и с неё посыпался стеклянный дождь.
4. И тут они увидели этот шарф. Вася снял с себя пальто и обмотал его вокруг себя.
5. На ихней стоянке горел костёр.
6. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать.
7. Курсовая работа студентки Остаповой даёт право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.
8. Кондратов сидел долго: спешить ему было некуда.
9. Если кто-нибудь скажет что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.
10. Пусть на этих километрах Владимиру встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть.
Тест 82. Отметьте нарушения норм употребления местоимений.
1. Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
2. Группа просила проэкзаменовать её в первую очередь.
3. Народ не понимает причин кризиса.
4. Из журнала «Ровесник» можно многое узнать о жизни молодёжи в других странах, об их интересах и увлечениях.
5. В книге рассказывается о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
6. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.
7. Руководство отряда выехало в лагерь, где им необходимо срочно организовать работу студентов.
8. «Поднятая целина» рассказывает о вступлении донского казачества на путь коллективизации, о сложностях выбора ими такого пути.
9. Руководство опасалось, что оно лишиться власти.
10. Весь народ боролся с захватчиками. Он верил, что победа близка.
Тест 83. Отметьте нарушения норм употребления местоимений.
1. В это день Петров вывел Джека на прогулку о всеми своими медалями.
2. Тайна Венеры, казалось, скрыта от науки: её не видно.
3. Выросло целое поколение, для которых война — история.
4. Сзади него шла нагруженная вещами телега.
5. Больной попросил сестру налить ему воды.
6. В отношении неё необходимо принять меры.
7. Когда он приступил к защите, он стал читать тезисы.
8. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
9. Вздохнув вслед за мной раза два. Гагин предложил мне пойти к нему, посмотреть его этюды.
10. Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия?
Ответы
Источник: Т.Б.Карпова, Е.А.Баженова, Л.Р.Дускаева «Нормы русского языка в таблицах и тестах» Пермь 2010
Содержание ▲
-
Употребление местоимений
3-го лица
… - Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три…
- Отметьте нарушения
1. Гурова женили рано, когда… -
Ответы
2
3
4
5
… - нарушения
1. Гурова женили рано, когда он был… - Отметьте нарушения
1. Экскурсовод давал… -
Ответы
1
2
4
5
… - нарушения
1. Экскурсовод давал объяснения своим… - Отметьте нарушения
1. Когда в институт приходит… -
Ответы
1
3
4
5
… - нарушения
1. Когда в институт приходит новое… - Отметьте нарушения
1. Давыдов собирает крестьян,… -
Ответы
2
3
… - нарушения
1. Давыдов собирает крестьян, чтобы… - Итоговый тест
отметьте нарушения
1. В этот день… - 6. В отношении нее необходимо принять меры.
7.… -
Ответы
1
2
3
6
7
10
… - нарушения
1. В этот день Петров вывел Джека на… - 6. В отношении нее необходимо принять меры.
7.… - Итоги
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки… - Скачать
- Похожие презентации
Вы можете ознакомиться и скачать
Употребление местоимений 3-го лица.
Презентация содержит 20 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились
–
поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Употребление местоимений
3-го лица
Слайд 2
Описание слайда:
Мальчик был сирота; отец умер, когда ему было три года.
Группа просила проэкзаменовать их в первую очередь.
Слайд 3
Описание слайда:
Отметьте нарушения
1. Гурова женили рано, когда он был еще студентом второго курса.
2. Когда Ноздрев насильно заставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел.
3. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался стеклянный дождь.
4. И тут они увидели этот шарф. Вася снял с себя пальто и обмотал его вокруг себя.
5. На ихней стоянке горел костер.
Слайд 4
Описание слайда:
Ответы
2
3
4
5
Слайд 5
Описание слайда:
нарушения
1. Гурова женили рано, когда он был еще студентом второго курса.
2. Когда Ноздрев насильно заставил Чичикова играть в шашки, он даже оробел.
3. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался стеклянный дождь.
4. И тут они увидели этот шарф. Вася снял с себя пальто и обмотал его вокруг себя.
5. На ихней стоянке горел костер.
Слайд 6
Описание слайда:
Отметьте нарушения
1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать.
2. Курсовая работа студентки Остаповой дает право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.
3. Кондратов сидел долго: спешить ему было некуда.
4. Если кто-нибудь скажет что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.
5. Пусть на этих километрах Владимиру встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть.
Слайд 7
Описание слайда:
Ответы
1
2
4
5
Слайд 8
Описание слайда:
нарушения
1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать.
2. Курсовая работа студентки Остаповой дает право говорить о том, что она не отступает от норм литературного языка.
3. Кондратов сидел долго: спешить ему было некуда.
4. Если кто-нибудь скажет что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.
5. Пусть на этих километрах Владимиру встретятся хорошие люди, а попутный ветер поможет их преодолеть.
Слайд 9
Описание слайда:
Отметьте нарушения
1. Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
2. Группа просила проэкзаменовать ее в первую очередь.
3. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг – интеллигенция.
4. Из журнала «Ровесник» можно многое узнать о жизни молодежи в других странах, об их интересах и увлечениях.
5. В книге рассказывается о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
Слайд 10
Описание слайда:
Ответы
1
3
4
5
Слайд 11
Описание слайда:
нарушения
1. Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.
2. Группа просила проэкзаменовать ее в первую очередь.
3. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг – интеллигенция.
4. Из журнала «Ровесник» можно многое узнать о жизни молодежи в других странах, об их интересах и увлечениях.
5. В книге рассказывается о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
Слайд 12
Описание слайда:
Отметьте нарушения
1. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.
2. Руководство отряда выехало в лагерь, где им необходимо срочно организовать работу студентов.
3. «Поднятая целина» рассказывает о вступлении донского казачества на путь коллективизации, о сложностях выбора ими такого пути.
4. Руководство опасалось, что оно лишится власти.
5. Весь народ боролся с захватчиками. Он верил, что победа близка.
Слайд 13
Описание слайда:
Ответы
2
3
Слайд 14
Описание слайда:
нарушения
1. Давыдов собирает крестьян, чтобы посвятить их в свои планы.
2. Руководство отряда выехало в лагерь, где им необходимо срочно организовать работу студентов.
3. «Поднятая целина» рассказывает о вступлении донского казачества на путь коллективизации, о сложностях выбора ими такого пути.
4. Руководство опасалось, что оно лишится власти.
5. Весь народ боролся с захватчиками. Он верил, что победа близка.
Слайд 15
Описание слайда:
Итоговый тест
отметьте нарушения
1. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
2. Тайна Венеры, казалось, скрыта от науки: ее не видно.
3. Выросло целое поколение, для которых война – история.
4. Сзади него шла нагруженная вещами телега.
5. Больной попросил сестру налить ему воды.
Слайд 16
Описание слайда:
6. В отношении нее необходимо принять меры.
7. Когда он приступил к защите, он стал читать тезисы.
8. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
9. Вздохнув вслед за мной два раза, Гагин предложил мне пойти к нему, посмотреть его этюды.
10. Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия?
Слайд 17
Описание слайда:
Ответы
1
2
3
6
7
10
Слайд 18
Описание слайда:
нарушения
1. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
2. Тайна Венеры, казалось, скрыта от науки: ее не видно.
3. Выросло целое поколение, для которых война – история.
4. Сзади него шла нагруженная вещами телега.
5. Больной попросил сестру налить ему воды.
Слайд 19
Описание слайда:
6. В отношении нее необходимо принять меры.
7. Когда он приступил к защите, он стал читать тезисы.
8. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей.
9. Вздохнув вслед за мной два раза, Гагин предложил мне пойти к нему, посмотреть его этюды.
10. Скольки часами позже вы подошли к месту происшествия?
Слайд 20
Описание слайда:
Итоги
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4-10 ошибок – «2»
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.