исправьте грамматические ошибки в предложениях 1. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
2. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
3. Многие из тех, кто бывали в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
4. Институт окончили четыреста один студент.
5. Пятнадцать лет так прошли.
6. «Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым.
7. Те, кто бывали в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус.
8. Те, кто никогда не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого пространства.
9. Все, кто опоздал, извинился.
10. На съезд прибыли сто один делегат.
11. Полтарелки ещё остались.
12. Молодёжь в автобусе толкаются и шумят.
13. Большинство возражали.
14. Все три всадника ехало молча.
15. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проносятся…
16. Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов.
17. Пятьдесят один строительный объект сданы в этом году.
18. Большинство домов в этой деревне было деревянными.
19. Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
20. Заметка написана простым и понятным языком и посвящено актуальным проблемам взаимоотношения людей.
ВС
Виталий Семенов
1. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проноситься. 2. Выставка-просмотр декоративных тканей открыта ежедневно. В прошлом году на этой конференции выступил 31 человек. 4. ИТАР-ТАСС распространяет заявление нашего правительства. 5. Большинство лыжников, принявших участие в соревнованиях, остались удовлетворены результатами.
НОРМЫ СИНТАКСИСА
Нормы синтаксиса требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.
1. Согласование сказуемого с подлежащим
Согласование сказуемого с подлежащим в простом предложении:
• Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: *Детвора благодарны шефам за подарок.
Детвора – существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети – благодарны.
• При подлежащем, выраженным сочетанием нарицательного и собственного имени, сказуемое согласуется с последним: Референт Иванова помогла составить директору отчет. Доцент Сергеева прочла лекцию.
• При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть, свыше, пара и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. Ряд новых домов стоял в конце деревни.
Если нет управляемого слова: Большинство проголосовало
Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста:
а) при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три книги лежат на столе. Четыре ученика вошли в класс. Позади щелкнули два выстрела, просвистели две пули. Тридцать два человека дышали одним духом;
б) при составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик;
в) при словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки. Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка;
г) при существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое ставится в единственном числе: Прошло две недели. Пробило девять часов. Пятнадцать лет прошло;
д) если при счетном подлежащем имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча;
е) наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое;
ж) если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моей тележкою четверка быков тащила другую; Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту;
з) при словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, пело в ветвях. Сколько разных чувств прошло во мне, сколько мыслей туманом пронеслось.
• Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: Вуз объявил набор студентов.
При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет).
- Если однородные подлежащие, сказуемое во мн. числе: Промышленность и с.х. развиваются.
• При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) (брат с сестрой, отец с сыном) сказуемое ставится во множественном числе, если оба названия предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащим); и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались. Мать с ребенком пошла в поликлинику.
При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню.
2. Нормы управления
• Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным (не Р.п.) падежом: согласно расписаниЮ, вопреки предсказаниЮ (ош: согласно расписаниЯ, вопреки предсказаниЯ)
• Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления:
беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь;
похожий на кого-н. – сходный с кем-н.
предостеречь от чего-н. – предупредить о чем-н.
упрекать в чем-нибудь – порицать, осуждать за что-нибудь;
отчитываться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь;
обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь;
удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь;
превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь;
уверенность в чем-н. – вера во что-н.
• При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т. п.
Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться поэзией (Любить что? Увлекаться чем?) .
Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить поэзию и увлекаться ею.
- Запомните!
По приездЕ, по отъездЕ, по приходЕ (не У)
По выполнениИ, по окончаниИ, по заключениИ (не Ю)
Скучаю по вас. Стреляли по нас (доп. скучаю по вам, стреляли по нам)
- Вследствие чего
- Благодаря чему
- Ввиду чего
- Из-за чего
3. Употребление однородных членов
Не могут сочетаться:
— инфинитив и существительное: Я люблю футбол и плавать. (пр: Я люблю футбол и плавание)
— полная и краткая формы прилагательных, причастий: его выводы простые и понятны. (пр. Его выводы просты и понятны)
• Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов:
«не только – а также» (вместо не только – но и);
«как – а также» (вместо как – так и);
«поскольку – поэтому» (вместо поскольку — постольку)
4. Употребление деепричастных оборотов
• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
• Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
• Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причале.
скачать
А5.Синтаксические нормы.
1.Нарушение согласования главных членов в сложноподчиненном предложении
??? Все, кто бывал (-и) на Бородинском поле, обнажает (-ют) голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Неправильно!
Все
, кто бывал на Бородинском поле,
обнажает
голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Все,
кто бывали
на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Правильно!
Все
,
кто бывал
на Бородинском поле,
обнажают
голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
Запомните:
ТЕ (ВСЕ) + глагол сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:
Те, кто не знали слова песни, молча раскрывали рот.
Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию.
Тем, кто были постарше, предложили стулья.
2.Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
|
ЧЕМУ? (Дат. п.) |
Предлог благодаря употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачным следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным.
Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом
|
ЧЕГО? (Род. п.) |
Нарушение управления в словосочетании с предлогом ПО
НЕПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ПО прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.
По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.
По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.
В этих предложениях предлог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, следует употребить в форме предложного, а не дательного падежа: По прибытии в Москву (= после прибытия в Москву), по приезде в Венецию (= после приезда в Венецию), по завершении строительства (= после завершения строительства), по окончание курсов (= после окончания курсов).
- Оплатить что – уплатить за что
- беспокоиться о ком – тревожиться за кого
- надеть что на что – одеть кого во что
- обращать внимание на что – уделять внимание чему
- отзыв о чем – рецензия на что
- предостеречь от чего – предупредить о чем
- заметить что – догадаться о чем
- указывать на что
- признаться в чём
- отчитаться в чём
- скучать, грустить по ком (по вас, нас)
- поражаться чему
- упрекать в чём
- удивляться чему
4. Неправильное употребление в предложении ИМЁН СОБСТВЕННЫХ, заключённых в кавычки и представляющих собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов, телепередач и т.д.
??? Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние (-их) воды (-ах)»
Неправильно!
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»
Правильно!
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды»
Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф.Тютчевым в «Весенних водах»
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, названия литературных произведений, газет, книг, журналов, кинофильмов, телепередач, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.:
Неправильно!
В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.
Правильно!
В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение.
Неправильно!
В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы.
Правильно!
В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
Неправильно!
Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо».
Правильно!
Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белый Бим Черное Ухо».
Запомните: 1) название произведения, заключенное в кавычки данное после родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), должно стоять в форме именительного падежа: В оде А.С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы.
2) название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), изменяется по падежам: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:
Журнал «Природу»
мы выписываем несколько лет. В торговом
комплексе «Юбилейном»
будет открыта секция электротоваров.
5.Неправильное употребление второстепенных членов и придаточных предложений
Неправильно!
Экономисты говорят о снижении инфляции и (что задержки зарплаты больше не будет).
Правильно!
Экономисты говорят, (что инфляция снизится) и (что задержки зарплаты больше не будет). – однородные придаточные.
Экономисты говорят
о снижении
инфляции и
отсутствии
фактов задержки зарплаты. – однородные дополнения.
Неправильно!
Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и (который приняла комиссия).
Правильно!
Скоро будет заселен дом, выросший на глазах за несколько месяцев и принятый комиссией. – однородные распространенные определения.
Скоро будет заселен дом, (который вырос на глазах за несколько месяцев) и (который приняла комиссия). – однородные придаточные.
Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.
Ожидали
(чего?)
и надеялись
(на что?)
на встречу
Правильно!
Слушатели передачи ожидали (чего?) встречи с известным телеведущим и надеялись (на что?) на нее.
7.Нарушение структуры причастного оборота
Неправильно!
Одним из самостоятельных видов искусства является графика, существующим с конца XV века.
Правильно!
Одним из самостоятельных видов искусства является графика (какая?), существующая с конца XV века.
А) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота (причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части):
Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.
Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный оборот, что неправильно с точки зрения грамматики. Правильный вариант построения этого предложения: Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться.
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения, как:
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Б) Нельзя, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
В этом предложении причастный оборот относится к сочетанию слов «одно из чудес» и должен согласовываться с главным словом в этом словосочетании («одно») в роде, числе и падеже. Следовательно, причастный оборот должен выглядеть так: «одно из чудес света» (какое?) «привлекающее туристов со всего света». Правильно: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Не забывайте: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже, что проверяется по вопросу, который задается от определяемого слова к причастию.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения как: Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.
В) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является для него определяемым словом для этого причастного оборота:
Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
В этом предложении причастный оборот идет после имени существительного «юг», которое не является для него определительным. Причастный оборот характеризует слово «лес» и должен быть употреблен после него. Следовательно, правильным будет следующий вариант: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
8.Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов
Неправильно!
За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
Правильно!
За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, но и драматический театр и библиотека.
Запомни двойные союзы:
как…так и
не только…но и
не столько…сколько
не так…как
хотя и…но
не то что(бы)…но(а)
если не…то
Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.
Правильно!
Уезжая в командировку, отец обещал: «Я обязательно вернусь к праздникам».
Уезжая в командировку, отец обещал,
скачать
Исправьте грамматические ошибки в предложениях 1. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.
2. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
3. Многие из тех, кто бывали в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
4. Институт окончили четыреста один студент.
5. Пятнадцать лет так прошли.
6. «Герой нашего времени» написано М.Ю. Лермонтовым.
7. Те, кто бывали в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус.
8. Те, кто никогда не бывал в пустыне, представляет её в виде большого необитаемого пространства.
9. Все, кто опоздал, извинился.
10. На съезд прибыли сто один делегат.
11. Полтарелки ещё остались.
12. Молодёжь в автобусе толкаются и шумят.
13. Большинство возражали.
14. Все три всадника ехало молча.
15. Сколько разных чувств проходят во мне, сколько мыслей туманом проносятся…
16. Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов.
17. Пятьдесят один строительный объект сданы в этом году.
18. Большинство домов в этой деревне было деревянными.
19. Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
20. Заметка написана простым и понятным языком и посвящено актуальным проблемам взаимоотношения людей.