ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
1. Заглавная буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
Делай так: Птицы улетели.
2. Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: мыши, жизнь, щавель.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чеи-ки.
4. Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
Выпиши слово, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при-леж-ные.
5. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Маша, Алёша, Миша.
6. Слова с непроверяемым написанием (словарные).
Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Правописание приставок.
Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежал, потянули.
11. Правописание предлогов.
Напиши слово вместе с предлогом.
Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
Запомни! Предлог — это отдельное слово.
Предлог со словом пишется раздельно.
12. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая — горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: берёзка — берёза..
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
14. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
15. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
16. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
17.Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так: пришкольный
18. Разбор предложения по частям речи.
Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. сущ. глаг. прилаг. сущ,
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
19. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки. Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
20. Неверно выполнено какое-нибудь задание.
Выпиши только его и выполни задание.
Конспект
урока по русскому языку
Класс: 4.
Дата:
_____________________
Тема: Анализ
диктанта. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое
значение.
Цели: актуализировать
знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение
определять слово по лексическому значению.
Тип урока: изучение
нового материала.
Планируемые
результаты:
предметные:
научиться определять лексическое значение слов несколькими
способами, работать с толковым словарем.
личностные: мотивация
к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных
задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие
познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного
понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания.
Формируемые УУД:
регулятивные: соотносить
правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать
действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение
классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать
учебное сотрудничество,
осознанно
строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать
одноклассников, приходить к общему решению в совместной
деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт
разных мнений.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II.
Актуализация знаний
Анализ
проверочного диктанта, выполнение работы над ошибками.
III.
Целеполагание
— Откройте учебник
на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.
— Прочитайте,
какие знания мы получим, чему научимся.
— Прочитайте, с
какими понятиями (терминами) мы будем работать.
— Найдите на
иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)
— Найдите
антонимы. (Вежливый — грубый.)
Русский учёный В.
И. Даль сказал: «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и
чувства свои, дар говорить…»
— Как вы понимаете
эти слова?
— Почему слово
обладает этим даром?
— О чём мы будем
говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
IV. Работа
по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 57 (с. 42).
— Прочитайте
высказывания.
— Как вы понимаете
высказывание о языке М. Горького?
— Какой смысл
несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?
V.
Физкультминутка
VI.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 58 (с. 41).
— Рассмотрите
рисунки.
— Объясните
лексическое значение слов — названий предметов. (При возникновении затруднений
учащиеся обращаются к толковому словарю.)
— Какие слова
имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь — прибор
для управления курсором на компьютере.)
— В какие
тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные,
электротехника, небесные тела.)
— Выполните
письменное задание к упражнению.
(На данном этапе
урока можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Прочитайте
материал рубрики «Вспомните!».
— Для чего служат
слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)
— Что такое
лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)
— Какой
раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка?
(Лексика.)
— В каких
словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)
— Какие
толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В.И.Даля, СИ. Ожегова.)
VII.
Подведение итогов урока
— Что такое
лексическое значение слова?
— Где можно узнать
лексическое значение слова?
— Какие слова
называются многозначными?
VIII.
Рефлексия
— Оцените свою
работу на уроке.
Домашнее задание
Не задано.
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ.
1. Заглавная буква в начале предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Выдели орфограмму.
Делай так: Птицы улетели.
2. Гласная после шипящих. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: мыши, жизнь, щавель.
3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: ру-чеи-ки.
4. Пропуск, замена, перестановка искажение букв.
Выпиши слово, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при-леж-ные.
5. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: Маша, Алёша, Миша.
6. Слова с непроверяемым написанием (словарные).
Напиши слово три раза. Подчеркни букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.
7. Ь – показатель мягкости.
Выпиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова на это правило.
Делай так: огонь, учитель, морковь.
8. Разделительные ъ и ь знаки.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил .
3апомни! Разделительный ь знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.
9. Правописание приставок.
Напиши слово верно. Выдели орфограмму. Придумай и запиши еще два слова с приставками.
Делай так: приехал, заехал, уехал.
Запомни! Приставка — часть слова. Она пишется слитно.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежал, потянули.
11. Правописание предлогов.
Напиши слово вместе с предлогом.
Делай так: у_дома, у (какого?) дома, у_6ольшого дома.
Запомни! Предлог — это отдельное слово.
Предлог со словом пишется раздельно.
12. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.
Делай так: гористая — горка.
Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.
13. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово грамотно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой
допущена ошибка. Напиши проверочное слово.
Делай так: берёзка — берёза..
Вспомни правило проверки парных согласных в корне.
14. Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный.
Напиши проверочное слово.
Делай так: честный — честь.
Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.
15. Удвоенные согласные.
Выпиши слово правильно. Выдели орфограмму. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групповой, подгруппа.
16. Буквосочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: дочка, речка, мощный.
17.Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Делай так: пришкольный
18. Разбор предложения по частям речи.
Впиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. сущ. глаг. прилаг. сущ,
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
19. Разбор по членам предложения.
Выпиши предложение.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки. Выпиши словосочетания: побежали с гор, звонкие ручейки.
Запомни! Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетание. Это нераспространенное предложение
20. Неверно выполнено какое-нибудь задание.
Выпиши только его и выполни задание.
Организация работы над
орфографическими ошибками в контрольных
диктантах.
Данный урок входит в обязательный перечень
уроков школьной практики. Работа над ошибками
предполагает их объяснение, исправление и
закрепление правильного написания слов. В
зависимости от видов работ различают три
методики организации исправления ошибок и
закрепления орфографической нормы:
— организация работы над орфографическими
ошибками в обучающих упражнениях;
— организация работы над орфографическими
ошибками в контрольных диктантах;
— организация работы над орфографическими
ошибками в письменных работах по развитию речи.
Рассмотрим вторую методику.
Учитель сообщает тему, цель урока, даёт общую
характеристику и оценку качества выполненной
работы, называет учащихся, отлично и хорошо
справившихся с работой, указывает, на что
обратить внимание тем, кто допустил ошибки. Не
следует в этом случае по этическим причинам
называть фамилии учеников, не справившихся с
работой. Следует также отметить продвижение
учащихся в овладении орфографией.
Практика показывает, что невозможно работать
над всеми видами ошибок, допущенными в работе.
Готовясь к такому уроку, учителю следует
классифицировать ошибки учеников <Приложение 1>, затем выбрать
наиболее частотные орфограммы. Среди них должны
быть:
— орфограммы, проверяемые в связи с изучением
грамматической темы;
— орфограммы, ранее пройденные в других
грамматических темах.
Учитывая разные уровни познавательной
активности учеников, следует на таком уроке
использовать дифференцированное обучение, чтобы
урок был интересным и высокоэффективным. В связи
с этим наиболее действенной представляется
точка зрения Е.В.Коротаевой. [2].
Не секрет, что для различных учащихся
характерна разная степень в активном познании.
Учителю нужно работать и с тем школьником,
который пассивно принимает знания, и с таким,
который включается в учебный процесс время от
времени в зависимости от учебной ситуации, и с
тем, для кого активная позиция в учебном процессе
стала привычной. Существуют объективные
показатели уровня познавательной активности:
стабильность, прилежание, осознанность учения,
творческие проявления, поведение в
нестандартных учебных ситуациях. Всё это даёт
возможность выделить следующие уровни
проявления активности:
- нулевой;
- относительно-активный;
- исполнительно-активный;
- творческий.
Предлагаю следующую модель данного урока:
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм при
помощи:
1) Объяснительного диктанта.
Объяснительный диктант – объяснение
орфограммы проводится после записи предложения
и текста.
2) Предупредительного диктанта.
Предупредительный диктант – перед записью
отдельного предложения или текста устно
проводится объяснение определённых орфограмм.
Чтобы учащиеся более внимательно относились к
устному орфографическому разбору, учитель
предлагает перед написанием слов письменно
объяснить соответствующие орфограммы.
3) Выборочно – распределительного диктанта.
Выборочно – распределительный диктант – вид
слухового или зрительного диктанта. В отличие от
других видов диктанта предполагает запись не
всего диктуемого, а лишь тех слов, в которых есть
орфограммы на изучаемое правило.
4) Безошибочного диктанта.
Используется в практике школы как форма
предупредительного диктанта с целью повышения
активности учащихся. Прослушав текст, ученики
ставят вопросы в отношении написания тех или
иных словоформ. На эти вопросы отвечают желающие.
При такой организации работы активность
учеников предельно высока.
5) Творческого диктанта.
Творческий диктант состоит в расширении
пишущим диктуемого за счёт включения отдельных
слов, словосочетаний. Работа по орфографии
происходит в первую очередь над орфограммами во
вставляемых словах. Тем самым у школьников
вырабатывается навык применять орфографические
правила в условиях, когда приходится думать о
содержании и грамматическом оформлении
предложения.
Использовать дифференцированные задания.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Учащиеся нулевого уровня познавательной
активности работают с деформированным текстом
диктанта. Учащиеся творческого уровня
познавательной активности выполняют
индивидуальные задания. Для заданий желательно
использовать:
— сочинения «малых» форм (с опорой на орфограммы
диктанта);
— «бином фантазии»;
— лингвистические задачи;
IV. Итоговый контроль.
Составляется из словоформ, над которыми велась
работа на уроке.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
Тема: Урок работы над ошибками
диктанта.
6 класс.<Приложение
2>
Цели:
- Используя принцип дифференциации, организовать
исправление ошибок, допущенных в диктанте, и
закрепить орфографическую норму. - Развить умение правильно писать слова с данными
орфограммами. - Воспитывать самостоятельность и творческую
инициативу.
Ход урока.
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм.
Следует включить в работу над ошибками четыре
вида орфограмм:
- правописание безударной гласной в корне слова;
- буквы з и с на конце приставок;
- правописание гласных и согласных в приставках;
- гласные в приставках пре- и при-.
1 – 3 – ранее пройденные орфограммы;
4 — орфограмма, проверяемая в связи с изучением
грамматической темы.
Правописание безударной гласной в
корне слова.
Предупредительный диктант.
Находиться недалеко, удивительная панорама,
выйти на террасу, военная кампания, покормить
собаку, короткая магистраль, сторожить ревниво.
(Желательно использовать 60% – 70% слов из текста
диктанта).
Буквы з и с на конце приставок.
Диктант на замену.
Образец: малыш без защиты – беззащитный малыш.
Ночь без шума, даль без предела, рыцарь без
страха, труд без пользы, жидкость без цвета,
пропасть без дна, зима без снега, человек без
жалости, небо без звёзд, гласный без ударения.
(После записи делается обязательный вывод о
правописании букв з и с на конце
приставок).
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Безошибочный диктант.
Н..ступили первые осе..ие з..морозки. С
ни..корослых 2 кустов н..чинает и..чезать
б..гряная листва. С д..ревьев бе..к..нечным д..ждём
ра..сыпаются листья. Ра..щедрилась кр..савица
осень на краски! Реже стали ра..п..вать в..сёлые
песни птицы. Они г..товятся к ..тлёту на юг. Птицам
ст..новится и хол..дно и гол..дно. Не жалуются на
бе..кормицу только др..зды. С б..льшим ап..титом
н..брасываются они на гроздья р..бины.
(Деформированный текст написан на доске).
Гласные в приставках пре- и при-.
Выборочно-распределительный диктант.
Заполните таблицу:
пре- |
при- |
приставка не |
(Используются словоформы с данной орфограммой
из текста диктанта).
Приехавшие, привыкли, привилегия, присмотрелся,
приносились, примитивный, преобразовать мир,
привычки, преласково, прибрежный, претензия,
приоритет, преступление, приласкают,
прикоснулась, прелюдия, притворить дверь,
претворить в дело.
Творческий диктант.
Замените в диктуемых предложениях выражения
словами с пре- или при-.
В нашей стране ветераны войны и труда
пользуются особыми льготами (привилегиями).
Бабушка рассказала мне удивительную легенду
(предание). Мы попали на первое представление
пьесы (премьеру). Он был продолжателем рода
(преемником). Завтра начинаем ремонт (приступаем).
Глава государства (президент) выступил с
обращением к народу.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Ученики с нулевым уровнем познавательной
активности получают для работы деформированный
текст диктанта.
Кусака пр..см..трелась к лицам людей и усвоила их
пр..вычки: за полчаса до обеда уже ст..яла в кустах
и пр..ласково п..маргивала, не зная, ударят ее или
пр..л..скают. Её пр..л..скали.
Маленькая теплая рука пр..к..снулась
нерешительно к ш..ршавой г..л..ве и смело з..бегала
по всему ш..рстистому телу.
Всею св..ей душой ра..цвела Кусака. У нее было
имя, на которое она стр..мглав н..слась из з..леной
глубины сада. Она пр..надлежала людям и м..гла им
служить. Разве не достаточно этого для счастья
с..баки?
Ученики с творческим уровнем познавательной
активности получают следующие задания:
— «бином фантазии» — напишите мини-сочинение
«Пришла приставка при- в гости к…»;
— заполните таблицу:
Приставки, написание |
||
единообразно (всегда пишутся одинаково, независимо от произношения) |
меняется перед глухими согласными (написание можно проверить произношением) |
Зависит от значения приставки (написание гласных определяется по значению приставки) |
— решите лингвистическую задачу.
Пример.
Почему возникает орфографическая задача при
написании следующих слов: пр..бывает,
пр..творяется, пр..ступает? Составьте
словосочетания или предложения для
подтверждения правильного ответа.
(Предложенные задания выполняются учащимися на
выбор).
Ученики с исполнительно-активным и
относительно-активным уровнями познавательной
активности получают следующие задания:
1) Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите
его, а оставшиеся слова запишите и разберите по
составу. Какому правилу подчиняется написание
приставок в этих словах?
а) Беззаботный, легкомысленный, ветреный,
беспечный, беспокойный.
б) Бесчувственный, бездушный,
бессодержательный, жестокий, бессердечный.
в) Безграничный, бесконечный, бесперебойный,
беспредельный, безбрежный.
2) Заменив приставки, образуйте от данных
глаголов слова с противоположным значением.
Запишите их, обозначьте орфограммы. Какие из
полученных слов пишутся с разделительным ъ?
Раздвигать, выезжать, разжать, соединить.
3) Подберите к каждому глаголу подходящие по
смыслу слова (из заключенных в скобки) и запишите
словосочетания. Объясните различия в написании
приставок.
Прибывать – пребывать (поездом, в Москве);
придать – предать (значение, товарищей);
приступить – преступить (закон, к к учению);
призирать – презирать (сироту, предателю).
4) Составьте словосочетания, подбирая к словам
из первой группы зависимые слова из второй.
Обозначьте приставки.
Пр..взойти | Норму выработки |
пр..высить | свою вину |
пр..клоняться | все рекорды |
пр..уменьшить | в учёбе |
пр..успевать | перед мужеством |
IV. Итоговый контроль.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Организация дифференцированного домашнего
задания.
Ученики нулевого, относительно-активного и
исполнительно-активного уровней получают
следующее задание. Выполните индивидуальную
работу над ошибками по образцу:
Пишу правильно |
Объясняю |
Привожу пример |
Ревни?во |
Ре?вность |
Улегла?сь |
Выпишите слова, в которых были допущены ошибки,
в индивидуальные тетради «Мои ошибки». Выучите
написание слов.
Ученики творческого уровня получают задание.
Подберите материал для обратного диктанта.
Используйте справочную литературу.
Использованная литература.
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических
навыков. – М.,1987. - Коротаева Е.В. Уровни познавательной
активности.//РЯШ, 1996, № 4. - Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку. – М.,1991. - Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений:
учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед./
Сост. А.Ю. Купалова; Науч. Ред. В.В. Бабайцева. –
М.,1992. - Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по
русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный
год.//РЯШ, 2003, № 4.
Муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская
средняя общеобразовательная школа
Выступление
на РМО учителей русского языка и литературы
«Организация
работы школьников над орфографическими ошибками в диктантах» (из опыта работы)
Васильева
Светлана Николаевна,
учитель русского
языка и литературы
МКОУ
Новобирюсинская СОШ
(Слайд
2) Никто не станет спорить, что работа над ошибками
необходима, так как это важный этап формирования орфографических умений
учащихся. Но традиционная работа над ошибками приносит мало пользы. Как обычно
она проводится? Работу над ошибками делают все: и те, кто получил «2» и «3», и
те, кто получил «4» и «5». Успевающие
ученики хорошо справляются с этой работой, а тот, кто получил «2», едва
успевает механически списать записанное на доске. Когда после такой работы
спрашиваешь детей, какие ошибки они допустили в диктанте, они вспоминают лишь
те, над которыми работал весь класс и которые были записаны на доске. А если
спросить об ошибках, допущенных в предыдущих работах, даже и не вспомнят, на
какое правило они были. Чтобы исправить положение и получить результат, надо
было искать выход из создавшегося положения. Работа над темой началась с анализа практических и
контрольных работ учащихся, который показал, что многие дети не видят
орфограмму или не могут подобрать проверочное слово. Некоторые учащиеся правило
знают, орфограмму найти могут, но при письме под диктовку свои знания и умения
не применяют.
(Слайд 3) Был сделан вывод, что эффективность
работы над ошибками зависит от нескольких факторов:
·
систематичности её проведения;
·
разнообразия видов упражнений, нацеленных на усвоение и
закрепление орфограмм;
·
наличия индивидуального и дифференцированного подхода к
каждому ученику.
(Слайд
4) Практика показывает, что невозможно работать над
всеми видами ошибок, допущенными в работе. Существует
множество приёмов и методов работы над ошибками. В моей практике имеет место
такой метод работы: проверяя диктант, составляю на отдельном листке список
слов, в которых были допущены ошибки, и группирую их по типам орфограмм. Перед
уроком на доске выписываю в столбик под порядковыми номерами по одному слову с
каждой орфограммой, оставляя пустой следующую строчку. После того, как ребята
ознакомились со своими ошибками, я даю тем, кто получил «5», индивидуальные
задания, связанные с текстом диктанта (например, найти слова с
непроверяемыми орфограммами, выписать их, а затем составить с ними связный
текст на любую тему). Остальные учащиеся находят орфограммы в указанных на
доске словах и устно подробно объясняют их, вспоминают соответствующее правило
и обозначают графически. После
того, как орфограммы разобраны, ученики должны найти в тексте слова с
аналогичными орфограммами и дописать их в соответствующую строчку.
(Слайд 5) Работа
над отобранными видами орфограмм проводится при помощи:
1) Объяснительного диктанта.
Объяснительный диктант – объяснение орфограммы проводится после
записи предложения и текста.
2) Предупредительного диктанта.
Предупредительный диктант – перед записью отдельного предложения
или текста устно проводится объяснение определённых орфограмм. Чтобы учащиеся
более внимательно относились к устному орфографическому разбору, я предлагаю
перед написанием слов письменно объяснить соответствующие орфограммы.
3) Выборочно-распределительного диктанта.
Выборочно-распределительный диктант – вид слухового или
зрительного диктанта. В отличие от других видов диктанта предполагает запись не
всего диктуемого, а лишь тех слов, в которых есть орфограммы на изучаемое
правило.
4) Безошибочного диктанта.
Используется в практике школы как форма предупредительного
диктанта с целью повышения активности учащихся. Прослушав текст, ученики ставят
вопросы в отношении написания тех или иных словоформ. На эти вопросы отвечают
желающие. При такой организации работы активность учеников предельно высока.
5) Творческого диктанта.
Творческий диктант – это запись текста под
диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим
изменением каждого предложения по заданию учителя.
Работа по орфографии происходит в первую очередь над орфограммами во
вставляемых словах. Тем самым у школьников вырабатывается навык применять
орфографические правила в условиях, когда приходится думать о содержании и
грамматическом оформлении предложения.
(Слайд 6) Самостоятельная работа
учащихся по закреплению данных орфограмм.
Важное место в обучении
правописанию отводится самостоятельной работе учащихся над своими ошибками. Приёмы
самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа
правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения
учащихся работать самостоятельно и других условий. Поэтому задания подбираю такие, чтобы ученик не механически
выполнял его, а сознательно применял нужное орфографическое правило, подбирал
собственные примеры. Например, если ученик ошибся в правописании
чередующихся гласных в корне, полезно дать задание подобрать предложения со
словами, в которых бы встречались обе чередующиеся гласные.
(Слайд 7) Задание может быть сформулировано таким образом:
1) придумать предложение со словами: прилагать и сложить
ИЛИ
2) подобрать 5 – 6 слов с корнями —лаг-//-лож-.
Возможен другой вариант работы с индивидуальными карточками
над текстом диктанта. В соответствии с этой карточкой ученик сам ищет
допущенные в диктанте ошибки, объясняя, исправляет их и подбирает собственные
аналогичные примеры.
(Слайд Например:
1. Найдите и объясните ошибки в словах с безударными гласными.
2.
Правописание предлогов. Найдите ошибку в тексте, найдите ещё 2-3
примера из текста.
3.
Как пишется не с глаголами? Найдите ошибку в тексте.
Эти
вопросы указывают, на какие правила он допустил ошибки.
Я убедилась, что индивидуальная работа – это нелегко, но важное и нужное дело в повышении грамотности.
Трудно разграничить, где заканчивается работа
над орфографическими ошибками и начинается работа по их предупреждению. Вот один из приёмов повышения грамотности – «эстафета»
по орфографии. (Слайд
9) Раздаю листики ученикам, сидящим на
последних партах каждого ряда. Называю тему. Например, в 5 классе «Безударные
гласные, проверяемые ударением». Все учащиеся получают одно задание: написать
слово с проверяемой безударной гласной. 1-й ученик записывает слово, передаёт
лист следующему. Обязательное условие эстафеты: слова повторять нельзя. Прежде
чем написать своё слово, ученик должен посмотреть, нет ли его уже в дошедшем до
него листочке. Такие эстафеты наглядно демонстрируют степень усвоения учениками
изученной темы. Можно давать разные задания каждому ряду.
(Слайд 10) Итоговый контроль
В конце работы над
ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.
·
самопроверка;
·
работа в парах (в
данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
·
работа в группах,
когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
·
работа со всем классом.
Мои наблюдения показывают, что работа в парах и группах ребятам
очень нравится. Они стараются помочь друг другу, с удовольствием готовят дома
словарные и графические диктанты.
В конце работы над
ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу,
анализируют свои ошибки, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают
свои предложения. Учащиеся могут неоднократно
допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому
следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении
поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок. Слова из
индивидуальных учетных листов учащихся (списки слов в рабочих тетрадях и в тетради
«Мои ошибки») использую при опросе детей (выясняю, как они усвоили правописание
тех или иных слов). (Слайд
11) Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся
систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.
Работа над ошибками – это необходимая составная часть
дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод,
который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каждого ученика,
знать степень его работоспособности на уроке, его возможности, чтобы эффективно
и продуктивно строить с ним работу.
Тема: «Работа над ошибками контрольного диктанта»
8 класс
Цели урока:
-мобилизовать учащихся на преодоление пробелов знаний, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта и сочинения;
-повторить орфографические правила: правописание приставок, корней с чередованием, правописание наречий;
-формировать пунктуационные навыки
Задачи:
-
Образовательные:
-
Знать правила правописания приставок
-
Уметь ставить знаки препинания в простом предложении
-
-
Развивающие:
-
развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
-
развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
-
развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).
-
-
Воспитывающие:
-
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группе;
-
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
-
создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.
-
Ход урока
Открытия делаются тогда,
когда все думают, что этого быть не может,
а один человек этого не знает.
А. Энштейн
1. Учитель: Кто может прокомментировать слова А.Энштейна, написанные на доске?
(ответы учащихся)
2. Тема нашего урока «Работа над ошибками» Как можно соотнести слова физика и тему нашего урока?
Дело в том, что открытия даются только тем, кто систематически занимается. Работая изо дня в день. Только тогда количество может перейти в качество. Если мы постоянно будем повторять правила, то сможем грамотно писат , без орфографических и пунктуационных ошибок. В этом и цель нашего урока.
3.Орфографическая разминка.
Запись пословиц на доске. Найти и выделить приставки, объяснить правописание.
А) Без рассуждения не делай осужде6ия.
Задание: выделить приставки, объяснить их правописание
Бездушное слов сердце заморозит.
Рассердиться -не беда, а долго помнить не годится.
Бездомному псу и нищий- хозяин.
Взаимопроверка, исправление ошибок.
Б) Запись пословиц на доске. Найти и выделить чередование гласных в корне. объяснить правописание
На слово не верь, прежде сосчитай да проверь.
Куда дерево клонилось, туда и повалилось.
Хоть опоздать, да от людей не отстать.
Без весеннего денечка нет хорошего росточка.
Не от радости мальки скачут, а от щуки.
На чужое добро и глаза разгораются.
Взаимопроверка, исправление ошибок.
4.Работа с текстом. Запись предложений на доске.
1.
-
Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
-
Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.
-
Парящий над полем орёл вдруг камнем полетел вниз.
-
Внезапно налетевший ветер сорвал с моей головы шляпу.
(Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом., но после –обособляется)
(Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.)
-
Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
-
Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.
Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
-
Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.
(Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.)
Задание: составит схему предложений, объяснить знаки препинания или их отсутствие
11. Поставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Дуб – дерево.
Оптика – раздел физики.
Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
Старший брат – мой учитель.
Старший брат мой – учитель.
У. Работа по таблице.
Теперь каждый откроет свой диктант и сделает работу над свобами в нем допущенными.
Но сначала надо повторить алгоритм выполнения работы:
Слово |
Объяснить орфограмму |
Подтвердить примерами |
Исключения из правила(если есть) |
|
У1. Синтаксический анализ предложений ( работа у доски)
Ветер, дувший с моря, вызывал у путников беспокойство.
Высоты гор- непроходимые препятствия на пути к цели.
Анализ пунктограмм.
У11. Индивидуальная работа с карточками
А) Жизнь прожить- не поле перейти.
Не все коту масленица.
Гость, однако, не хозяин в доме.
Б)Волк не пастух.
Я механик.
Жить- значит Родину любить.
(Взаимопроверка.)
У111. Подведение итогов урока. Выводы.
Над какими орфограммами и пунктограммами работали на уроке?.
Какие правила помогли правильно написать слова и поставить знаки препинания?
Как правильно работать над ошибками?
1Х. Домашнее задание.
Выписать из словаря по 10 слов на правописание приставок. Графически объяснить и правописание.
Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.
Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку в 5-8 классах
1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.
4. Словарное слово. Напиши слово три раза.
5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.
6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).
8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.
9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.
10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.
11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.
12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.
13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.
14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.
15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.
17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.
18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).
19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.
20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.
21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.
22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.
23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.
24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.
25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).
26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.
27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).
28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.
29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.
30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.
31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: «П,»- а. А: «П!»
33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
Конспект урока по русскому языку. 3 класс.
Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности
проверки их написания.
Цели: 1) Развивать орфографическую зоркость, развитие умения исправлять ошибки, подбирать слова на
правило, обобщение изученных правил, написания слов.
2) Развивать речь, расширять словарный запас, наблюдательность, умение рассуждать,
анализировать.
3)Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, умение работать в паре,
уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
Оборудование: тетради для чистописания, светофоры, памятка работы над ошибками, таблички
с правилами, тетради с примерами к правилам.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Пора заняться русским языком?
Дети: Пора за дело браться,
Давайте заниматься,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать!
II. Определение темы и цели урока.
1) — Вчера мы писали диктант по изученным темам. Чем вы предлагаете заняться сегодня на уроке?
(- Сделать работу над ошибками , допущенных в диктанте.
— Закрепить изученные правила
— Развивать орфографическую зоркость…)
— Тема нашего урока «Работа над ошибками диктанта. Распознавание орфограмм в разных частях слова
и особенности их проверки.»
2) — Зачем нам надо это?
— Чтобы грамотно писать, углубить знания по русскому языку…
3) – Чем вы предлагаете заняться на уроке?
( Дети предлагают этапы урока: — чистописание
— работа со словами из словаря
— анализ допущенных ошибок
— работа над ошибками
— закрепление изученных правил
— работа в парах
— сам работа и т. д
III. Проверка домашней работы
— Какие однокоренные слова с разделительным твёрдым знаком вы написали. Найдите и прочитайте.
— Кто написал другие? Прочитайте.
— Какие ещё 3 слова вы написали с разделительным мягким знаком, прочитайте друг у друга.
Взаимопроверка тетрадей.
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант отвечает 2 варианту.
( Учитель слушает работу 1 пары )
IV. Чистописание .
1) Учитель — Без чистописания невозможно…
Дети — …красивого написания.
2) — Выполняем в Прописях стр 24. Проверили посадку. Правильно положили прописи.
— Посмотрите и вспомните написание буквы «с».
— Что вы знаете про букву «С»?
— Посмотрите на слияния «си», на соединение «ес», на слово «сёстры».
— Какое соединение буквы « с» с другими буквами?
— Выполняем 1,2,3 строки в Прописи.
3) — Оцениваем работу товарища по окончании работы.
V. Работа со словами из словаря.
1) — Напишите слово из словаря по его описанию ( 1 человек у доски):
а) Ряд ступенек для подъёма и спуска ( .. лестница)
— Сколько звуков, букв в этом слове?( 7 зв., 8 б)
— Почему?
б) Сильный холод, стужа (…мороз)
в) День торжества, установленный в честь или в память кого- то, чего-то (… праздник )
г) Сшитые , в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования (…тетрадь)
— Напишите сколько звуков, букв в этом слове. (6 зв., 7 б)
— Почему?
д) Крупное хищное животное с большим грузным телом и короткими ногами( …медведь)
е) Употребляется как приветствии при встречи ( …здравствуй)
ё) Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение ( …чувство)
ж) Крупный населённый пункт (…город)
з) Население государства, жители страны (… народ)
и) Тонкая палочка графита в деревянной оболочке, предназначенная для письма, рисования, черчения (…карандаш)
2) — Откройте доску. Проверьте написание . ( светофор)
— Что вы можете сказать об этих словах?
— На какие группы можно разделить слова?
— Вспомните правило о правописании слов с непроизносимыми согласными?
— 2 вариант отвечает 1 варианту. Работа в паре. Ученик у доски отвечает учителю.
3) — Составьте простое, нераспространенное, повествовательное предложение с одним из слов словаря.
— А теперь сделайте это предложение простым , распространенным, повествовательным.
VI . Физпауза ( проводят дежурные)
VШ. Сообщение общих результатов контрольной работы.
Учитель называет лучшие работы, отмечает , почему они лучшие, поощряет тех, кто достиг
лучших результатов по сравнению с предыдущей работой.
IХ. Коллективная работа над ошибками.
1) Анализ допущенных ошибок.
2) Работа над непроизносимыми согласными.
— Какие непроизносимые согласные надо проверять?( в, д, л,т)
— Как надо проверять? ( табличка )
— Работа над ошибками – непроизносимой согласной
14. гигант — гигантских, _________, ________ , _________ ( 3 разных слова)
3) – Но среди слов с непроизносимыми согласными есть необычные слова. Что это
за слова? (чудесный, интересный).
4) Закрепление.
— Самостоятельная работа упр 169 с 80 справочное пособие. Списать 2 предложения.
— 1 человек на доске . Самопроверка.
( Лестница — чудесница бежит сама собой. Местный пруд зарос гигантским тростником. )
— Разберите 2 предложение по членам.
5) Слова с разделительным Ъ и Ь.
— Вспомните, где пишется разделительный Ъ .(е,ё,ю,я)
— Работа над ошибками – разделительный Ъ
13. взъерошилась, объявление, съёжился, предъюбилейный
— Выделите приставки и корень.
6 ) Закрепление.
— Продиктуйте друг другу 5 слов с Ъ и Ь .
— Взаимопроверка.
7 ) Самостоятельная работа.
— Выпишите ошибки в словарь «Мои ошибки».
— Проработайте остальные ошибки самостоятельно.
— С.р. упр 256
Индивидуальная работа.
Х. Подведение итогов урока.
—Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
— Какие мысли унесете с урока?
ХI. Домашняя работа.
— упр 251( справ ), по 5 слов с Ъ, Ь, с непроиз сог.
Обновлено: 30.01.2023
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Учимся работать над ошибками
учитель начальных классов
Употребление заглавной буквы в начале предложения
- Начало предложения на письме обозначается заглавной буквой!
учеёк лишь журчит.
Употребление знаков препинания в конце предложения
- Точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!) ставятся в конце предложения.
Употребление заглавной буквы в именах собственных
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, сёл, деревень, гор – это собственные имена существительные. Пишутся с заглавной (большой) буквы.
Употребление заглавной буквы в именах собственных
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей — это собственные имена существительные. Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки.
Проверяемые безударные гласные
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Если буква у тебя
То немедленно её
Ставь под ударение!
Непроверяемые безударные гласные
В русском языке есть слова, в которых написание проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
Звонкие и глухие согласные
Чтобы проверить звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или звонким звуком [н].
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Звук согласный проверяй,
Рядом [н] подставляй!
Удвоенные согласные в слове — это орфограмма. Написание удвоенных согласных в корне надо проверять по орфографическому словарю.
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни – га, пе — нал, ста — кан.
- Не переносят слова, которые имеют один слог и слог из одной гласной буквы: улей, змея.
- Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку: шкаф, класс, ссора.
- Буквы Й и Ь не отделяют от стоящей перед ними буквы: май — ка, конь — ки, вью – га, ру – чьи.
- При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: ван — на, кас — са, рус — ский.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слов после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и следующий гласный звук.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
УМК «Школа России» (2 класс) Тема урока : Работа над ошибками. По диктанту «На даче» Цели урока : научить исправлять ошибки; развивать орфографиче¬скую зоркость. Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Памятка поможет обучаемым при регулярном выполнении работ над ошибками по русскому языку меньше допускать недочетов по изученным орфограммам.
Оформление работы над ошибками по русскому языку во 2-4 классе
Пропускаю 2 рабочие строки после работы.
На третьей строке пишу посередине с большой буквы:
Работа над ошибками
Начинаю с ошибок в оформлении предложений. Выписываю предложения без ошибок, подчеркиваю простым карандашом места, где были допущены ошибки.
Каждое предложение выписываю с красной строки.
Выписываю слово без ошибок с новой строки, подчеркиваю простым карандашом исправленную букву и определяю орфограмму.
Нахожу эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же номером.
Памятка по работе над ошибками
Орфограмма /объяснение оформления работы
Оформление предложений при письме.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
Образец: Выпал пушистый снег.
Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Таня, Москва, Енисей, Жучка.
Пропуск, замена, вставка буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем букву, в написании которой ты ошибся.
Образец: Звонок, ученик.
Слог. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Образец: у – чи – тель – 3 слога.
Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Образец: оси – на, груп-па
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Ель, тень, пень. Коньки, мальчик, пальто.
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Тучка, мощный, дачник.
Правописание жи – ши, ча – ща, чу-щу.
Правильно выпиши слово, в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Мыши, шишка, камыши. Чайка, час, чайник.
Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (а, я, о, е, и).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Образец:
Вода́ – во́ды.
Словарные слова.
Образец: Капу́ста, капу́ста, капу́ста.
В этом году был хороший урожай капу́сты.
Парная согласная в корне слова.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Образец: Мороз-морозы, ягодка-ягоды.
Разделительный Ь.
Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными Е, Е, И, Ю, Я.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни Ь и гласную букву.
Образец: Вьюга, листья, соловьи.
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Образец: К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Суббота, скоро, апрель, синонимы, октябрь, одежда, алфавит.
Алфавит, апрель, одежда, октябрь, синонимы, скоро, суббота.
Работа по теме урока
- Правописание сочетаний.
- Правописание парных согласных.
- Мягкий знак для обозначения мягкости.
- Правописание разделительного мягкого знака.
- Безударный гласный.
- Словарные слова.
- Правописание предлогов.
Найдите в тексте диктанта слова на соответствующие орфограммы.
Спишите текст
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Выпишите из текста по 1 слову на каждую орфограмму.
1. Правописание сочетаний.
2. Правописание парных согласных.
3. Мягкий знак для обозначения мягкости.
4. Правописание разделительного мягкого знака.
5. Безударный гласный.
6. Словарные слова.
7. Правописание предлогов.
Подведение итогов
1. На какое правило больше всего выписано слов?
2. Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в следующий раз?
3. Какое задание понравилось больше всего?
Спасибо за урок!
-75%
Читайте также:
- Приведите примеры учета теплопроводности в жизни кратко
- Формирования и службы гражданской обороны кратко
- Журнал вызова скорой помощи в школе образец
- Пространственно временная и динамическая организация бытия кратко
- Метод конверта отбор проб почвы кратко
Организация работы над
орфографическими ошибками в контрольных
диктантах.
Данный урок входит в обязательный перечень
уроков школьной практики. Работа над ошибками
предполагает их объяснение, исправление и
закрепление правильного написания слов. В
зависимости от видов работ различают три
методики организации исправления ошибок и
закрепления орфографической нормы:
— организация работы над орфографическими
ошибками в обучающих упражнениях;
— организация работы над орфографическими
ошибками в контрольных диктантах;
— организация работы над орфографическими
ошибками в письменных работах по развитию речи.
Рассмотрим вторую методику.
Учитель сообщает тему, цель урока, даёт общую
характеристику и оценку качества выполненной
работы, называет учащихся, отлично и хорошо
справившихся с работой, указывает, на что
обратить внимание тем, кто допустил ошибки. Не
следует в этом случае по этическим причинам
называть фамилии учеников, не справившихся с
работой. Следует также отметить продвижение
учащихся в овладении орфографией.
Практика показывает, что невозможно работать
над всеми видами ошибок, допущенными в работе.
Готовясь к такому уроку, учителю следует
классифицировать ошибки учеников <Приложение 1>, затем выбрать
наиболее частотные орфограммы. Среди них должны
быть:
— орфограммы, проверяемые в связи с изучением
грамматической темы;
— орфограммы, ранее пройденные в других
грамматических темах.
Учитывая разные уровни познавательной
активности учеников, следует на таком уроке
использовать дифференцированное обучение, чтобы
урок был интересным и высокоэффективным. В связи
с этим наиболее действенной представляется
точка зрения Е.В.Коротаевой. [2].
Не секрет, что для различных учащихся
характерна разная степень в активном познании.
Учителю нужно работать и с тем школьником,
который пассивно принимает знания, и с таким,
который включается в учебный процесс время от
времени в зависимости от учебной ситуации, и с
тем, для кого активная позиция в учебном процессе
стала привычной. Существуют объективные
показатели уровня познавательной активности:
стабильность, прилежание, осознанность учения,
творческие проявления, поведение в
нестандартных учебных ситуациях. Всё это даёт
возможность выделить следующие уровни
проявления активности:
- нулевой;
- относительно-активный;
- исполнительно-активный;
- творческий.
Предлагаю следующую модель данного урока:
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм при
помощи:
1) Объяснительного диктанта.
Объяснительный диктант – объяснение
орфограммы проводится после записи предложения
и текста.
2) Предупредительного диктанта.
Предупредительный диктант – перед записью
отдельного предложения или текста устно
проводится объяснение определённых орфограмм.
Чтобы учащиеся более внимательно относились к
устному орфографическому разбору, учитель
предлагает перед написанием слов письменно
объяснить соответствующие орфограммы.
3) Выборочно – распределительного диктанта.
Выборочно – распределительный диктант – вид
слухового или зрительного диктанта. В отличие от
других видов диктанта предполагает запись не
всего диктуемого, а лишь тех слов, в которых есть
орфограммы на изучаемое правило.
4) Безошибочного диктанта.
Используется в практике школы как форма
предупредительного диктанта с целью повышения
активности учащихся. Прослушав текст, ученики
ставят вопросы в отношении написания тех или
иных словоформ. На эти вопросы отвечают желающие.
При такой организации работы активность
учеников предельно высока.
5) Творческого диктанта.
Творческий диктант состоит в расширении
пишущим диктуемого за счёт включения отдельных
слов, словосочетаний. Работа по орфографии
происходит в первую очередь над орфограммами во
вставляемых словах. Тем самым у школьников
вырабатывается навык применять орфографические
правила в условиях, когда приходится думать о
содержании и грамматическом оформлении
предложения.
Использовать дифференцированные задания.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Учащиеся нулевого уровня познавательной
активности работают с деформированным текстом
диктанта. Учащиеся творческого уровня
познавательной активности выполняют
индивидуальные задания. Для заданий желательно
использовать:
— сочинения «малых» форм (с опорой на орфограммы
диктанта);
— «бином фантазии»;
— лингвистические задачи;
IV. Итоговый контроль.
Составляется из словоформ, над которыми велась
работа на уроке.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
Тема: Урок работы над ошибками
диктанта.
6 класс.<Приложение
2>
Цели:
- Используя принцип дифференциации, организовать
исправление ошибок, допущенных в диктанте, и
закрепить орфографическую норму. - Развить умение правильно писать слова с данными
орфограммами. - Воспитывать самостоятельность и творческую
инициативу.
Ход урока.
I. Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Общая оценка результатов контрольной работы.
II. Работа над отобранными видами орфограмм.
Следует включить в работу над ошибками четыре
вида орфограмм:
- правописание безударной гласной в корне слова;
- буквы з и с на конце приставок;
- правописание гласных и согласных в приставках;
- гласные в приставках пре- и при-.
1 – 3 – ранее пройденные орфограммы;
4 — орфограмма, проверяемая в связи с изучением
грамматической темы.
Правописание безударной гласной в
корне слова.
Предупредительный диктант.
Находиться недалеко, удивительная панорама,
выйти на террасу, военная кампания, покормить
собаку, короткая магистраль, сторожить ревниво.
(Желательно использовать 60% – 70% слов из текста
диктанта).
Буквы з и с на конце приставок.
Диктант на замену.
Образец: малыш без защиты – беззащитный малыш.
Ночь без шума, даль без предела, рыцарь без
страха, труд без пользы, жидкость без цвета,
пропасть без дна, зима без снега, человек без
жалости, небо без звёзд, гласный без ударения.
(После записи делается обязательный вывод о
правописании букв з и с на конце
приставок).
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Безошибочный диктант.
Н..ступили первые осе..ие з..морозки. С
ни..корослых 2 кустов н..чинает и..чезать
б..гряная листва. С д..ревьев бе..к..нечным д..ждём
ра..сыпаются листья. Ра..щедрилась кр..савица
осень на краски! Реже стали ра..п..вать в..сёлые
песни птицы. Они г..товятся к ..тлёту на юг. Птицам
ст..новится и хол..дно и гол..дно. Не жалуются на
бе..кормицу только др..зды. С б..льшим ап..титом
н..брасываются они на гроздья р..бины.
(Деформированный текст написан на доске).
Гласные в приставках пре- и при-.
Выборочно-распределительный диктант.
Заполните таблицу:
пре- |
при- |
приставка не |
(Используются словоформы с данной орфограммой
из текста диктанта).
Приехавшие, привыкли, привилегия, присмотрелся,
приносились, примитивный, преобразовать мир,
привычки, преласково, прибрежный, претензия,
приоритет, преступление, приласкают,
прикоснулась, прелюдия, притворить дверь,
претворить в дело.
Творческий диктант.
Замените в диктуемых предложениях выражения
словами с пре- или при-.
В нашей стране ветераны войны и труда
пользуются особыми льготами (привилегиями).
Бабушка рассказала мне удивительную легенду
(предание). Мы попали на первое представление
пьесы (премьеру). Он был продолжателем рода
(преемником). Завтра начинаем ремонт (приступаем).
Глава государства (президент) выступил с
обращением к народу.
III. Самостоятельная работа учащихся по
закреплению данных орфограмм.
Ученики с нулевым уровнем познавательной
активности получают для работы деформированный
текст диктанта.
Кусака пр..см..трелась к лицам людей и усвоила их
пр..вычки: за полчаса до обеда уже ст..яла в кустах
и пр..ласково п..маргивала, не зная, ударят ее или
пр..л..скают. Её пр..л..скали.
Маленькая теплая рука пр..к..снулась
нерешительно к ш..ршавой г..л..ве и смело з..бегала
по всему ш..рстистому телу.
Всею св..ей душой ра..цвела Кусака. У нее было
имя, на которое она стр..мглав н..слась из з..леной
глубины сада. Она пр..надлежала людям и м..гла им
служить. Разве не достаточно этого для счастья
с..баки?
Ученики с творческим уровнем познавательной
активности получают следующие задания:
— «бином фантазии» — напишите мини-сочинение
«Пришла приставка при- в гости к…»;
— заполните таблицу:
Приставки, написание |
||
единообразно (всегда пишутся одинаково, независимо от произношения) |
меняется перед глухими согласными (написание можно проверить произношением) |
Зависит от значения приставки (написание гласных определяется по значению приставки) |
— решите лингвистическую задачу.
Пример.
Почему возникает орфографическая задача при
написании следующих слов: пр..бывает,
пр..творяется, пр..ступает? Составьте
словосочетания или предложения для
подтверждения правильного ответа.
(Предложенные задания выполняются учащимися на
выбор).
Ученики с исполнительно-активным и
относительно-активным уровнями познавательной
активности получают следующие задания:
1) Какое слово в каждой группе лишнее? Исключите
его, а оставшиеся слова запишите и разберите по
составу. Какому правилу подчиняется написание
приставок в этих словах?
а) Беззаботный, легкомысленный, ветреный,
беспечный, беспокойный.
б) Бесчувственный, бездушный,
бессодержательный, жестокий, бессердечный.
в) Безграничный, бесконечный, бесперебойный,
беспредельный, безбрежный.
2) Заменив приставки, образуйте от данных
глаголов слова с противоположным значением.
Запишите их, обозначьте орфограммы. Какие из
полученных слов пишутся с разделительным ъ?
Раздвигать, выезжать, разжать, соединить.
3) Подберите к каждому глаголу подходящие по
смыслу слова (из заключенных в скобки) и запишите
словосочетания. Объясните различия в написании
приставок.
Прибывать – пребывать (поездом, в Москве);
придать – предать (значение, товарищей);
приступить – преступить (закон, к к учению);
призирать – презирать (сироту, предателю).
4) Составьте словосочетания, подбирая к словам
из первой группы зависимые слова из второй.
Обозначьте приставки.
Пр..взойти | Норму выработки |
пр..высить | свою вину |
пр..клоняться | все рекорды |
пр..уменьшить | в учёбе |
пр..успевать | перед мужеством |
IV. Итоговый контроль.
V. Выводы по уроку.
VI. Обсуждение оценок за урок.
VII. Организация дифференцированного домашнего
задания.
Ученики нулевого, относительно-активного и
исполнительно-активного уровней получают
следующее задание. Выполните индивидуальную
работу над ошибками по образцу:
Пишу правильно |
Объясняю |
Привожу пример |
Ревни?во |
Ре?вность |
Улегла?сь |
Выпишите слова, в которых были допущены ошибки,
в индивидуальные тетради «Мои ошибки». Выучите
написание слов.
Ученики творческого уровня получают задание.
Подберите материал для обратного диктанта.
Используйте справочную литературу.
Использованная литература.
- Алгазина Н.Н. Формирование орфографических
навыков. – М.,1987. - Коротаева Е.В. Уровни познавательной
активности.//РЯШ, 1996, № 4. - Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по
русскому языку. – М.,1991. - Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений:
учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учеб. завед./
Сост. А.Ю. Купалова; Науч. Ред. В.В. Бабайцева. –
М.,1992. - Костяева Т.А. Ориентировочное планирование по
русскому языку для VI класса на 2003/2004 учебный
год.//РЯШ, 2003, № 4.
Тема: «Работа над ошибками контрольного диктанта»
8 класс
Цели урока:
-мобилизовать учащихся на преодоление пробелов знаний, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта и сочинения;
-повторить орфографические правила: правописание приставок, корней с чередованием, правописание наречий;
-формировать пунктуационные навыки
Задачи:
-
Образовательные:
-
Знать правила правописания приставок
-
Уметь ставить знаки препинания в простом предложении
-
-
Развивающие:
-
развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
-
развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
-
развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).
-
-
Воспитывающие:
-
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группе;
-
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
-
создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.
-
Ход урока
Открытия делаются тогда,
когда все думают, что этого быть не может,
а один человек этого не знает.
А. Энштейн
1. Учитель: Кто может прокомментировать слова А.Энштейна, написанные на доске?
(ответы учащихся)
2. Тема нашего урока «Работа над ошибками» Как можно соотнести слова физика и тему нашего урока?
Дело в том, что открытия даются только тем, кто систематически занимается. Работая изо дня в день. Только тогда количество может перейти в качество. Если мы постоянно будем повторять правила, то сможем грамотно писат , без орфографических и пунктуационных ошибок. В этом и цель нашего урока.
3.Орфографическая разминка.
Запись пословиц на доске. Найти и выделить приставки, объяснить правописание.
А) Без рассуждения не делай осужде6ия.
Задание: выделить приставки, объяснить их правописание
Бездушное слов сердце заморозит.
Рассердиться -не беда, а долго помнить не годится.
Бездомному псу и нищий- хозяин.
Взаимопроверка, исправление ошибок.
Б) Запись пословиц на доске. Найти и выделить чередование гласных в корне. объяснить правописание
На слово не верь, прежде сосчитай да проверь.
Куда дерево клонилось, туда и повалилось.
Хоть опоздать, да от людей не отстать.
Без весеннего денечка нет хорошего росточка.
Не от радости мальки скачут, а от щуки.
На чужое добро и глаза разгораются.
Взаимопроверка, исправление ошибок.
4.Работа с текстом. Запись предложений на доске.
1.
-
Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
-
Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.
-
Парящий над полем орёл вдруг камнем полетел вниз.
-
Внезапно налетевший ветер сорвал с моей головы шляпу.
(Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом., но после –обособляется)
(Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.)
-
Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
-
Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.
Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
-
Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.
(Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.)
Задание: составит схему предложений, объяснить знаки препинания или их отсутствие
11. Поставить знаки препинания, объяснить их постановку.
Дуб – дерево.
Оптика – раздел физики.
Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
Старший брат – мой учитель.
Старший брат мой – учитель.
У. Работа по таблице.
Теперь каждый откроет свой диктант и сделает работу над свобами в нем допущенными.
Но сначала надо повторить алгоритм выполнения работы:
Слово |
Объяснить орфограмму |
Подтвердить примерами |
Исключения из правила(если есть) |
|
У1. Синтаксический анализ предложений ( работа у доски)
Ветер, дувший с моря, вызывал у путников беспокойство.
Высоты гор- непроходимые препятствия на пути к цели.
Анализ пунктограмм.
У11. Индивидуальная работа с карточками
А) Жизнь прожить- не поле перейти.
Не все коту масленица.
Гость, однако, не хозяин в доме.
Б)Волк не пастух.
Я механик.
Жить- значит Родину любить.
(Взаимопроверка.)
У111. Подведение итогов урока. Выводы.
Над какими орфограммами и пунктограммами работали на уроке?.
Какие правила помогли правильно написать слова и поставить знаки препинания?
Как правильно работать над ошибками?
1Х. Домашнее задание.
Выписать из словаря по 10 слов на правописание приставок. Графически объяснить и правописание.