Если вы говорите о физической препоне, преграде, заслоне, загородке, о каком-либо материальном (вещественном) предмете, мешающем продвинуться дальше, барьере, который нужно ПРЕодолеть для дальнейшего продвижения, то обозначающее их слово «препятствие» во всех его формах правильно пишется на «-пят-» с приставкой«пре-». Форма «припятствие» неверная и не существует ни в каком значении.
Примеры:
- «Даже небольшая горная речка это труднопреодолимое препятствие в силу быстроты её течения, неровности и неустойчивости каменистого дна».
- «Утыканный гвоздями забор не препятствие для опытного вора-домушника».
- «Бег с препятствиями – вид спорта военного происхождения».
Точно так же «препя́тствие» с одним лишь «пре-» нужно писать, имея в виду некоторое обстоятельство, не дающее что-то сделать, ПРЕпятствующее, мешающее осуществлению чего-либо:
- «Инфляционная экономика задумывалась как препятствие для циклического перепроизводства и порождаемых им экономических кризисов».
- «Встречные ветры перестали быть непреодолимым препятствием для изобретённых португальцами лёгких каравелл и грузовых “круглых кораблей” – эти парусники могли ходить в лавировку на шесть румбов от противного ветра».
Недавно появившееся в просторечном лексиконе «препрятствие» грубейшая ошибка из разряда того, что в современном сетевом сленге обозначается как «ржунемогу» (простите); литературные «курам на смех» или «и смех, и грех» в данном случае заведомо слабы. Ну что такое это самое «препрятствие»? Место, куда можно спрятаться так, что и вовсе со свету сгинешь? Тайник, который и сам потом не отыщешь? «Волки от испуга скушали друг друга» Корнея Чуковского и то понятнее. А за такую ахинею как «препрятствие» единственно возможная ошибка на экзамене или собеседовании по русскому – безусловное «неудовлетворительно».
Анализ ошибки
Попытка выяснить, откуда же в живом языке взялась такая несусветная дичь как «препрятствие», приводит, в который уж раз, через Викисловарь к некоторым «достижениям» теперешнего русского языкознания, ряд учёных (без кавычек) знатоков которого в правильном «препятствие» «приклеивает» к исконному, древнему корню «-пят-» достаточно широко распространённый в русском языке суффикс «-ств-». «Современный научный» корень этого слова получается, таким образом, «-пятств-».
«Изнасилование корня суффиксом» (ещё раз – прошу прощения) здесь ещё полбеды. А беда – после единственной гласной в корне четыре идущих подряд согласных, из которых три глухие, причём две из них повторяющиеся через глухую же. В южнославянских языках (сербохорватском, например) есть слова на «много согласных подряд». По крайней мере одно подобное имеется и в русском, не вполне приличное «взбзднуть». Но в них стоят подряд или только твёрдые согласные, или же с мягкими чередуются твёрдые («Крнка», сербохорватск.), которые выговариваются гораздо легче и откладываются в сознании чётче, чем глухие.
Сообразуясь по корню «-пят-», объяснить значение слова «препятствие» нетрудно: это нечто, что заставляет повернуть вспять, попятиться, пойти на попятный (обратный) путь. Но «-пятств-» это уже что-то, здравым умом невообразимое. Не позавидуешь преподавателю, пытающемуся разъяснить неокрепшим ещё умам смысл самого этого «-пятств-»: никаких «пятствований» в русском языке нет и сроду не бывало. Ещё хуже, если ученики – взрослые, с устоявшимся мышлением люди, родной язык которых не флективный, а, скажем, какой-то из тюркских, агглютинативных.
Так ли уж после того удивительно, что вполне здравомыслящие люди пытаются неосознанно уравновесить «беспросветную глушь» «-пятств-», добавляя ему звонкости и чёткости путем «заталкивания» «р»? Непонимание, или неполное понимание смысла употребляемых слов и достаточно грамотных людей приводит к грубым ошибкам речи.
Поэтому запомните: настоящий, истинный, исконный корень слова «препятствие» – «-пят-»; приставка к нему – «пре-», и ни к каким «пряткам» это существительное отношения не имеет.
Значения
Слово «препятствие» употребляется в русском языке в прямом и переносном значении (примеры даны в начале статьи):
- Прямое – физическая (вещественная, материальная) преграда, препона (синонимы), не позволяющая двигаться далее по намеченному пути или же существенно затрудняющая дальнейшее продвижение по нему, Примеры 1 – 3. Частичные синонимы «барьер», «загородка», «заслон», «рогатка».
- Переносное – причина, обстоятельство или их стечение, мешающее или вовсе не дающее возможности сделать намеченное, добиться желаемого, приобрести (получить) требуемое, Примеры 4 и 5. Реже – предмет, не преграждающий путь, но причиняющий значительные неудобства передвижению. Синонимы те же, но частичные в переносном значении малоупотребительны.
Грамматика
«препятствие» – неодушевлённое имя существительное среднего рода I академического склонения (2-го в школьной традиции). Состоит из приставки «пре-», корня «-пят-», суффиксов «-ств-», «-и-» и окончания «-е» (по современной академической морфологии – из приставки «пре-», корня «-пятств-», суффикса «-и-» и окончания «-е»). Постановка ударения и разделение переносами пре-пя́т-ствие; в рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить пре-пя́тст-вие. Падежные формы:
- Именительный: препя́тствие (ед. ч.); препя́тствия (мн. ч.).
- Родительный: препя́тствия (ед. ч.); препя́тствий (мн. ч.).
- Дательный: препя́тствию (ед. ч.); препя́тствиям (мн. ч.).
- Винительный: препя́тствие (ед. ч.); препя́тствия (мн. ч.).
- Творительный: препя́тствием (ед. ч.); препя́тствиями (мн. ч.).
- Предложный: <в, на, об, при> препя́тствии (ед. ч.); <в, на, об, при> препя́тствиях (мн. ч.).
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Работа над ошибками, со словами, акварель, претензия, привередливый, презирать, препятствие, преграда, беззаботный, чересчур, рассчитать.
Составить с этими слова предложения.
Перед вами страница с вопросом Работа над ошибками, со словами, акварель, претензия, привередливый, презирать, препятствие, преграда, беззаботный, чересчур, рассчитать?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
«Моей подружке ее»
Если ты улыбаешься
Если ты весела
и красива.
Если ты одета прекрасно
И шагаешь легко
и игриво-
Это значит
Иглы выпали у меня из рук или ещё что не будь предумать
При погружении тела в воду, она давит на него сверху и снизу, с боков. Постарайся доказать свою верность односельчанам, либо уезжай из села. Но дорог ведь не столько результат, сколько накал да интерес самой охоты. Дедушка стремился воспитать внука достойным гражданином и хорошим человеком, и при этом он использовал свои уникальные методы. К отличительным особенностям рыбы- капли, можно отнести отсутствие плавательного пузыря, мускулатуры, а также студенистое строение тела.
<span>Кувшинка свои лепестки раскрывает утром ,а закрывает вечером.</span>
1) местоимения:у тебя. Из произведения «мойдодыр»
2)местоимение:тебе.произвеление «Сказка о рыбаке и рыбке»
3)местоимения:они.произведение «сказка о рыбалке и рыбке».
4)местоимения:вы.из произведения «Сказка о царе Салтане»
Работа над ошибками,со словами,акварель,претензия,привередливый,презирать,препятствие,преграда,беззаботный,чересчур, рассчитать.Составить с этими слова предложения
Начинающий
в разделе Русский язык
Всего ответов: 2
1)Я рисовала свою картину качественной акварелью.
2)Мой друг предъявил мне претензию по поводу моего поведения.
3)Люди оказались для меня слишком привередливыми.
4)Я не собираюсь презирать эту невинную девочку!
5)Я с легкостью прохожу все препятствия, встречающиеся на моем пути.
6)Преграда мне не помеха!
7)Этот день был легок и беззаботен.
8)Ты чересчур добрый, чем мне казалось раньше.
9)Меня попросили рассчитать что-нибудь, и я согласилась.
ТвояГеографичка_zn
Начинающий
Работа над ошибками, со словами, акварель, претензия, привередливый, презирать, препятствие, преграда, беззаботный, чересчур, рассчитать.
Составить с этими слова предложения.
Перед вами страница с вопросом Работа над ошибками, со словами, акварель, претензия, привередливый, презирать, препятствие, преграда, беззаботный, чересчур, рассчитать?, который относится к
категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для
учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и
сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и
выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется
варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском»,
который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав
кнопку в верхней части страницы.
Для правильного написания данного слова нужно вспомнить правило написания приставок -пре и -при. Приставку -при мы пишем, когда слово имеет значение «приближение». Например, приехать, прибыть, прийти, присоединиться. Приставку -пре мы употребляем в том числе в значение «что-то преодолеть, изменить». Например, преобразиться, преграда, препятствие. система выбрала этот ответ лучшим strekoza 7 лет назад К слову «препятствие» не нужно подбирать проверочное слово. Проблема может возникнуть с написанием «Е» в первом слоге, слово «препятствие» является словарным. Его просто необходимо запомнить, чтобы не допустить позорную ошибку. Rogneda 7 лет назад В слове препятствие ударныем является гласный второго слога корня: препятств-и-е- корень/суффикс/окончание. Может возникнуть сомнение в написании безударной гласной первого слога. Эта часть слова является этимологической приставкой. Как правильно написать в этом слове: пре- или при-? Эти приставки в русской орфографии являются смысловыми, то есть их выбор зависит от их значения. В слове «препятствие» пишется пре-, так как эта часть слова употреблена в значении пере-. Препятствие — это то, что нужно переодолеть, перелезть, перейти. В случае затруднения справимся о написании этого слова в орфографичексом словаре. majestikmolsent 8 лет назад Могу ошибаться,но как по мне,данное слово «прЕпяТствие» является словарным словом,а соответственно и будет лишь запоминаться на правильность написания.Выделенные буквы являются теми местами,где можно допустить ошибки.Следует отметить,что нельзя к данному слову применять проверочное слово,как «пята»,дабы проверить на верное написание согласную «т»,так как слова не являются однокоренными,как может показаться на первый взгляд. ТутКакТут 7 лет назад Проверочное слово для «препятствие» не найдете, его просто нет и это факт, так как оно можно сказать словарное и нужно всегда держать в уме что бы не забыть и не показаться глупым. Но чем чаще сталкиваться с его написанием, тем точнее можно будет запомнить что и как пишется, в этом случае практика одно из самых важных дел. Лучше всего зафиксировать слово еще со школы. Violet a 7 лет назад П Р Е П Я Т С Т В И Е. В слове «препятствие» можно допустить одну ошибку, «прЕпятствие» сомнение может вызвать написание гласной в первом слоге, так как если заглянуть в морфемно-орфографический словарь, там четко написано, что приставка «пре» в современном русском языке не выделяется и написание буквы «Е» в слове «препятствие» нужно запомнить, а само слово относится к словарным. Хеленочка 8 лет назад В слове «препятствие» единственная гласная корня находится под ударением, так что проверять ее не нужно. Ведь с помощью проверочных слов проверяются гласные только корня. В этом слове сомнение может вызвать приставка. Здесь используется приставка «пре», потому что приставка «при» пишется, если она имеет значение «приближение, присоединение». Марлена 7 лет назад К этому слову нельзя подобрать проверочного слова и его нужно просто запомнить. Запомнить нужно то, что приставка ПРЕ пишется когда имеется ввиду преодолевания чего-то, а приставка ПРИ при приближении чего-то. Так легче запомнить. А если вы все равно путаетесь в приставках, то просто запомните что слово пишется так: препятствие. Елена Д 7 лет назад В слове «препятствие» вероятна только одна ошибка — в написании приставки «пре-«. Её можно легко перепутать с приставкой «при-«, которая, однако, используется в словах с определённым значением. В нашем случае можно рассматривать в качестве подходящего значение «через», но вообще правописание слова «препятствие» необходимо запомнить. дольфаника 7 лет назад Допустить ошибку можно в первом слоге «пре», написав «при» и можно пропустить вторую букву Т в сочетании ТСТ. Но это слово не проверяемое, это слово подлежит запоминанию, нужно запомнить, как пишется и писать правильно. Слово заимствованное и обозначало сеть, мешающую пройти. Знаете ответ? |