ошибки словообразовательные
- ошибки словообразовательные
-
Вид речевых ошибок, нарушающих нормы словообразования. Проявляются в неоправданном словосочинительстве, смешении суффиксов, приставок, видоизменении слов нормативного языка: орлиха, луковенок, пластмасло. О.с. нарушают правильность, точность речи, уместность и чистоту.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим».
.
2010.
Смотреть что такое «ошибки словообразовательные» в других словарях:
-
ошибки, не зависящие от форм речи — Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические ошибки. Они могут появляться в обеих формах речи: письменной и устной. О., не з. от ф.р., нарушают различные коммуникативные качества речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
-
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ — РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Р. о. связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи. Традиционно классифицируются в соответствии с уровнями языка и подразделяются на… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
Русское личное имя — Святцы (Печатный двор, 1646 год) … Википедия
-
информационная модель точности речи — I. Значение: одно из главных коммуникативных качеств речи, заключающееся в точности словоупотребления и в точности выражения мысли; II. формы точности речи: 1) точность словоупотребления; 2) смысловая точность; III. языковые уровни: 1) фонетика;… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Термин и определение
Ошибки словообразовательные
Опубликовано:
karina_soboleva_98
Предмет:
Языкознание и филология
👍 Проверено Автор24
одна из разновидностей речевых ошибок, нарушение словообразовательных норм русского языка.
Научные статьи на тему «Ошибки словообразовательные»
1.
Русский язык: словообразование и орфография
Единицей изучения орфографии является орфограмма – место возможной ошибки в слове….
Применение навыков словообразовательного анализа в практике правописания
Нередко для решения вопроса…
о правописании того или иного слова необходимо обращаться к словообразовательному анализу….
Постоим словообразовательную цепочку: виноградинка – виноградина – виноград….
Учёт словообразовательного принципа важен для правильного написания служебных слов.
Статья от экспертов
2.
Типичные ошибки в проведении словообразовательного анализа
Проанализированы явления в сфере состава слова и словообразования, неправильная трактовка которых может привести к непониманию самой сути словообразовательного процесса и, как следствие, к механическому заучиванию учащимися учебного материала. Указано, что учет описанных фактов поможет учителю формировать у учащихся представление о целостном характере языковой системы, успешно работать над повышением орфографической грамотности и расширением лингвистического кругозора учащихся. Сделан вывод, …
3.
Вопросы словообразования и словоизменения в школьной практике
Предотвращают ошибки в выделении морфемного состава слова….
Ученикам важно дать представление о словообразовательных и словоизменительных средствах, учитывая и формообразующие…
Напротив, словообразовательные средства являются частью основы вновь возникших слов….
Подберите слова, соответствующие словообразовательным (или структурным) схемам….
Найдите ошибки в морфемном членении.
Статья от экспертов
4.
Детские словообразовательные ошибки как средство обучения младших школьников морфемике
В данной статье рассматриваются детские словообразовательные ошибки, проявляющиеся в дошкольном возрасте, в период «словотворчества». Выявлены основные причины их появления. В работе определено понятие «отрицательный» языковой материал, его роль в изучении грамматики младшими школьниками. В статье описано использование детских речевых ошибок с точки зрения разграничения их по фактору преодоленности или непреодоленности к началу школьного обучения. Определено, что словообразовательные ошибк…
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- 📝 Напиши термин
- ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных
карточек
1.
Тема занятия
«Ошибки в словообразовании»
2.
Изучите внимательно материал лекции.
Перепишите теорию в тетрадь по родному языку
или подготовьте файл в формате Word,
распечатайте материал.
Выполните письменно домашнее задание в тетради
по родному языку.
3.
Словообразовательные нормы —
это нормы образования и
употребления производных слов.
4.
Словообразовательные
ошибки – это результат
словосочинительства с
нарушением
словообразовательных норм.
5.
Словообразовательные
ошибки относятся к ГРАММАТИЧЕСКИМ
ошибкам.
Грамматические ошибки (Г) – это нарушение
какой-либо грамматической нормы –
словообразовательной, морфологической,
синтаксической.
6. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК (это деление условно)
— неправильное прямое
словообразование (ошибки в корне):
зайцата (вместо зайчата),
пинжак (пиджак),
приурачивать (приурочивать) и т.п.
7. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— заместительное словообразование,
т.е. замена какой-либо морфемы
(приставки, суффикса):
подчерк — почерк,
раздумчивый взгляд — задумчивый,
уклонство — уклонение
8. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— образование несуществующих
форм слова:
НЕПРАВИЛЬНО
пылесосю
победю
хочут
жгет
ихний
ПРАВИЛЬНО
использую пылесос
одержу победу
хотят
жжет
их
9. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— словосочинительство, ошибочное
словообразование, искажение слов,
т.е. создание несуществующего
слова:
НЕПРАВИЛЬНО
мотовщик
рецензист
неоглядаемая
ПРАВИЛЬНО
мот
рецензент
—
10.
Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?
А дома ждет меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах – резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.
СосульКи!
Надевайте шапКи и
ботинКи
В железной бане – две селеды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.
Я в кружу положу завары,
Раскрою «Кобзаря» Шевчены –
Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены.
Павел ШАПЧИЦ
11.
12.
13. Создание несуществующего слова
14. ихний, евошный, евонный — только ИХ, ЕГО
15.
16.
17.
18.
19.
20. Домашнее задание
1. Исправьте словообразовательные ошибки
РАЗНОЧИНСКАЯ интеллигенция,
ПОЛНОСТЬ изображения,
БЛАГОРОДНОСТЬ души,
ВЗЯТНИЧЕСТВО, УПОРНОСТЬ,
НАДСМЕШКА, СКУЧАНИЕ,
ИХНИЕ слова, ЕВОЙНЫЕ родители
ЗАВСЕГДАТЕЛИ трактира,
ЖАЖДАЕТ, ПОКЛАДИ, СФОТКАЙ.
21. 2. Найдите два слова, в которых допущены словообразовательные ошибки
Домашнее задание
2. Найдите два слова, в которых допущены
словообразовательные ошибки
22.
Когда частица НЕ и
НИ становятся
приставкой, а слово
без «не» и «ни» не
употребляется!
3. Выпишите слова, которые
без «не» и «ни»
не употребляются.
Проверьте их правописание
по орфографическому
словарю
Шёл по улице удачник,
Весь в глиже, одетый брежно,
И на вид он очень взрачный,
Сразу видно, что годяй!
Он людимый, он имущий,
Удивительный дотёпа,
Он доумок и доучка,
И доразвитый вполне.
А ему идёт навстречу
Врастеничная Смеяна,
Языком вполне цензурным
Говорит ему взначай:
Я уклюжая такая,
И природная поседа,
Я радивая ужасно,
Очень ряшество люблю!
А давай-ка мы с тобою
Будем жить в законном браке,
Ведь такой кудышной пары
Сыщут вряд ли кто и где!
23. 4. Повтори правило правописания
24. 5. Выполните упражнение. Спишите предложения, напишите слитно или раздельно «не» и «ни»
(н…)как
(н…)запомнить
(н…)(с)кем погулять
(н…)кого нет дома
(н…)(у )кого спросить
(н…)кто (н…)виноват
(н…)зачем просить
(н…)когда (н…)встретимся
(н…)куда (н…)пойду
(н…)как (н…)запомнить
(н…)кто в очках
(н…)кто (н…)пришел
Содержание
- Словообразовательные ошибки.
- ОШИБКИ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
- Лекция 25. Грамматические ошибки. Словообразование
Словообразовательные ошибки.
Со словообразованием связаны две большие проблемы:
а) соблюдение норм или правил образования слов и
б) выбор того или иного слова, в составе которого есть оценочные морфемы, в конкретной ситуации общения. Первая проблема относится к области культуры речи, вторая – в большей степени к стилистике. Неправильно образованные слова называются окказионализмами.
Словообразовательно-стилистические ошибки, как правило, связаны с использованием в официально-деловом и научном стилях экспрессивно-окрашенной, разговорной лексики с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Мастерская производит окраску в зелёненький цвет).
Самыми распространёнными словообразовательными ошибками, которые влияют на написание слов, являются следующие:
-неправильный выбор приставки (под-черк вместо по-черк);
-неверный выбор суффикса (уклон-ств-о вместо уклон-ени-е);
-ошибка в корне слова (при-урач-ива-ть вместо при-уроч-ива-ть)
Среди всех морфем самые большие словообразовательные возможности у суффиксов. С помощью суффиксов слова могут выражать оценочно-ласкательное значение (девч-оночка, хорош-еньк-ий ), презрение (журнал-юг-а, хил-як), иронию (грязн — еньк-ий), усиление какого-либо признака (жадн-ющ-ий, рук-аст-ый) и т.д. Все приведённые примеры относятся к разговорной речи, однако это не означает, что в этой сфере слова не подчиняются правилам. Речь портит неоправданное использование ласковых словечек (В этом магазине продаётся симпатичненький ситчик, просто загляденьице!)
Типичными книжными суффиксами, которые встречаются в абстрактных словах-понятиях являются –ени/-ни (гор-ени-е. стар-а-ни-е), -ость (повторяем-ость, сжигаем-ость), -изн- (отч-изн-а, крут-изн-а), -изм (нигил-изм) и др.
Немотивированное использование книжной лексики в разговорной речи выглядит смешно и считается стилистической ошибкой (В центре села наконец-то воздвигли столовую), однако оно может быть оправдано, если фраза произносится иронично (Не соблаговолите ли, любезнейший, наконец-то починить кран?)
Таким образом, употребляя то или иное слово, нужно быть внимательнее к составу слова, который подскажет, где и как уместно его использовать.
Большинство профессионализмов и терминов имеет иноязычное происхождение, восходит к латинскому и английскому языкам. Многие специальные слова образованы с помощью иноязычных корней, суффиксов и приставок, чаще всего латинского происхождения, и носят интернациональный характер: авиа, авто, библио, гео, граф, лог, теле, скоп, фон, фото (автономия, геология).
Вопросы для самоконтроля.
1. Каковы основные способы словообразования?
2. Какой способ является наиболее продуктивным?
3. Какие способы образования слов входят в состав морфологического способа?
4. Охарактеризуйте каждый из способов словообразования и приведите примеры слов, которые относятся к вашей будущей профессии.
5. Чем отличаются словообразовательный анализ и разбор слова по составу? Укажите порядок выполнения того и другого, приведя в качестве примеров слова, свойственные вашей профессии.
Домашнее задание
1) Составить конспект по теоретической части.
2) Выполнить тест.
3) Срок выполнения-26.03.2020 до 18.00
Тест
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.
8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.
9. Какое слово образовано бессуффиксным способом
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный
11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход
14. Укажите способ образования слова ВОСХОД
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход
15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Источник
ОШИБКИ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Словообразование — раздел, изучающий процессы образования слов; он тесно связан и с лексикой, и с грамматикой. Поэтому словообразовательные ошибки можно было бы рассматривать с точки зрения употребления слов или частей речи. Но мы считаем полезным сказать о них отдельно.
Словообразовательные ресурсы русского языка очень богаты. Они позволяют придавать словам разнообразную экспрессивную окраску. Однако надо помнить, что зачастую такие слова имеют просторечный характер: фотка, сфоткаться, кошмарить, бабло, препод, компра, конса, общага и т.п.Их употребление недопустимо в большинстве ситуаций общения. Не всегда бывают удачными и словообразовательные новации: Средство удалит пятна, неподсильные порошку; Дарю тебе хорошую идею – заромань её; Можно охудожествить и нехудожественный материал; У неё было чёрное кожпальто ; Производим закуп волос длиной не менее 30 см. Возможно: Средство удалит пятна, которые не под силу порошку; Дарю тебе хорошую идею для романа ; Можно сделать художественным и нехудожественный материал; У неё было чёрное кожаное пальто ; Покупаем волосы длиной не менее 30 см. Встречаются случаи неправильного использования аффиксов, в частности, приставок: У деда были густые, надвисающие над глазами брови (надо: нависающие); От этого удорожает себестоимость ремонта (надо: подорожает); занизится прибыль предприятия (надо: снизится); Милицейская машина стала уже достигать преступников (надо: настигать).
Некоторые ошибки в словообразовании связаны с неверным употреблением частей речи. Не всегда оправдано, например, употребление формы женского рода личных существительных: Выступала лауреатка третьей премии конкурса имени Чайковского (надо: лауреат); Мария Кюри – учёная с мировым именем (надо: ученый); Я хочу поговорить с директоршей лично! (надо: с директором). Стоит напомнить, что часто просторечная женская форма личного имени мужского рода используется в значении «супруга»: капитанша, банкирша, министерша.
Бывает неоправданным и конструирование отвлечённых и собирательных имён существительных: За каждой строкой – огромная начитанность, насмотренность ; Он производит сильное впечатление своей высокоинтеллектуальностью ; Это не для юношества, а для старчества . Лучше сказать, например, так: За каждой строкой – огромный жизненный опыт; Он производит сильное впечатление своим интеллектом; Это не для юношей, а для людей зрелых.
Словообразовательные ошибки нередко встречаются при образовании формы совершенного вида глагола, например: Мой отец поженилс я на маме через три дня знакомства (надо: женился); На корабле засбоила система энергоснабжения (надо: стала давать сбой); В старом деле о коррупции зафигурировал губернатор края (надо: оказался замешанным); Мне сымпонировало его умение слушать собеседника (надо: понравилось). Как мы видим, не всегда достаточно при исправлении ошибки поменять форму слова (как мы это сделали в первом предложении: поженился – женился, т.к. жениться – двувидовой глагол), часто необходима его замена, как в остальных примерах.
Источник
Лекция 25. Грамматические ошибки. Словообразование
Лекция 25. Грамматические ошибки. Словообразование
Литературный язык – образцовый язык, которому присущи определенные нормы.
Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.
Нормы литературного языка многочисленны. Они определяют его устную и письменную формы.
Особо выделим те нормы, которые часто нарушаются в речи.
Словарь авторов и показывает, как пишутся разные формы слова, соотносит правописание слов с конкретными правилами и помогает различать орфограммы, которые легко перепутать.
(регулируются толковыми словарями)
Стилистические пометы в толковых словарях служат для характеристики той части словарного состава современного литературного языка, которая по тем или иным причинам ограничена в своем употреблении.
(определяют правила изменения слов и образования форм слов)
Словарь авторов и представляют собой лингвистическое описание сложных явлений русской морфологии.
(Правила соединения слов в грамматике в разделе «Синтаксис»)
(употребление языковых средств, уместных в определенной ситуации)
Похитить (книжн.) – украсть (нейтр.) – утащить, стянуть (разг.)
Норма, как и язык, может измениться со временем. Изменение норм начинается в речи. Изменения считаются литературными, если они оцениваются учеными-лингвистами как соответствующие тенденциям развития языка, его закономерностям. Фиксация новых явлений в словарях и грамматиках придает им статус литературных. Иногда в словарях указывают обе нормы (старую и новую). Становление одного варианта нормы требует времени.
Известный лингвист писал: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных авторов».
Грамматическая система, как известно, обладает относительно большой устойчивостью и слабой восприимчивостью к влиянию социальных факторов. Литературные нормы на грамматическом уровне, по сравнению с нормами на других уровнях языковой системы, легче поддаются регламентации; они обстоятельно изучены и кодифицированы. Однако и грамматические категории подвержены историческим изменениям, которые приводят к сдвигам в нормах, их неустойчивости, возникновению разнообразных грамматических вариантов. Таковыми являются равноценные нормативные варианты: ставень ¾ ставня, цехи ¾ цеха; нормативные варианты, стилистически неравноценные: пять ¾ пять грамм, подытоживать ¾ подытоживать (первые ¾ книжные, вторые ¾ разговорные); нормативные, семантически неравноценные варианты: до дома ¾ до дому, (поезд) двигается ¾ движется; современный и устаревший (или устаревающий): санаторий ¾ санатория, профессоры ¾ профессора, ТАСС сообщил ¾ ТАСС сообщило; литературный и просторечный или диалектный: мурлычет ¾ мурлыкает, ляг ¾ ляжь, шоферы ¾ шофера
Следует различать грамматические и речевые ошибки.
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:
· раздумчивый (взгляд) вместо задумчивый, благородность вместо благородство (ошибка в словообразовательной структуре слова, использование не той приставки, не того суффикса);
· без комментарий, более правильнее (неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма);
· удивляюсь его силой, жажда к славе (нарушена структура словосочетания — не соблюдаются нормы управления);
· Покатавшись на катке, болят ноги. В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и однородными членами, т. е. нарушены синтаксические нормы).
В отличие от грамматических ошибок речевые недочёты — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических норм. Например:
· Штольц — один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов». Само по себе слово одноимённый (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
· Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Разновидностью речевых недочётов являются стилистические ошибки. Это необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, немотивированное использование диалектных и просторечных слов и выражений, устаревшей лексики.
К речевым недочётам относятся также ошибки, вызванные нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
В отличие от орфографической грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, она не только видима, но и слышима: ляжь; бежат; иду по тропинке, ведущую в парк; уверенность в победу.
Перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приводится в таблицах.
Речевые ошибки и недочёты
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
Мысль развивается на продолжении всего рассказа.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом
Моё отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства).
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
Употребление рядом или близко однокоренных слов
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении.
Далее автор углубляется в литературный материал.
Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.
Разновидности грамматических ошибок
· Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются:
Например, Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. Общественный устрой. По асфальтной дорожке. С детства у нее были приклонности к музыке. Воины проявляли упорность и отвагу. Надо понять, что все это не зазря делалось. Вызывает уважение неколебимость характера героев. Л. Толстой назвал народ толкателями истории. Известно, что Гумилев обсмеивал талант Ахматовой.
Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
· Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
· Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм.
Источник
ОШИБКИ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
неоправданное авторской задачей употребление в письменной или устной речи производных слов, образованных по несуществующим в литературном языке моделям, представляющим своего рода синонимическую замену уже имеющихся структур, принятых обществом; разновидность Грамматических ошибок (см.)
Сегодня весьма актуальным считается вопрос, связанный с нарушением языковых норм, а именно с тем, правомерно ли трактовать эти нарушения как ошибки. Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим два текста: (1) Вот потенциальные призывники и смекнули, что лучше сейчас «по-шустрому» сходить в армию, чем защищать родное Отечество без малого три года. В кругу работников военкоматов вошли в обиход термины «пошустризм» и «пошустристы» (КП. 07.07.2008) и (2) Воины проявляли упорность и отвагу.
В первом тексте «нарушителями» нормы являются единицы пошустризм (ср. также разг. пофигизм) и пошустристы, каждое из которых мотивировано наречием по-шустрому, что прослеживается в тексте газеты. В русском языке модели образования сущ. от наречий единичны, более того, отсутствуют дериваты, отнаречные субстантивы, с формантами -изм и -ист (ср. примеры слов, приведённые в [Русская грамматика 1980: 219]). Во втором тексте сталкиваемся с единицей упорность, которой нет в языке в силу наличия нормативного слова .упорство.
Как видим, все рассмотренные единицы нарушают норму, т.е. не являются фактами литературного языка. Разница заключается в том, что первые две — пошустризм и пошустристы — не воспринимаются как ошибка, т.к. они в тексте раскрывают авторскую цель, неся на себе эмоциональную окраску, называют новое для общества явление: во-первых, состояние определённой группы людей (пошустризм), во-вторых, самих людей, охваченных этим состоянием (пошустристы). Это даёт основание рассматривать отмеченные единицы как Окказионализмы (см.). Иначе обстоит дело со словом упорность. Здесь налицо речевая ошибка, связанная с неправильным выбором суффиксального форманта -ость вместо — ств(о).Сравните в этой связи также С детства у неё были приклонности к музыке, где в приклонности ошибочно использована приставка при- вместо нормативной с-. В данном случае также имеет место словообразовательная ошибка, связанная с неправильным выбором словообразовательного средства.
Текстовые примеры дают нам право говорить, что далеко не каждое нарушение словообразовательной нормы может быть признано ошибкой. Речевая практика может способствовать не только проникновению в нормированный язык новых для литературного языка единиц, но и укреплению в нём новых моделей. Как отмечает Л.П. Крысин, «взаимоотношения языковой нормы и речевого узуса не всегда антиномичны, т.е. не всегда имеют форму конфликта, разрешаемого непременно в пользу какой-то одной из сторон. Вариативность, сосуществование, с одной стороны, языковых средств, освящённых традицией и закреплённых в норме путём её кодификации, и, с другой, языковых средств новых, идущих из речевой практики, также представляет собой форму взаимоотношений нормы и узуса» [Крысин 2008: 195]. Все факты речетворчества, когда налицо использование креативных наименований, вряд ли можно считать речевой ошибкой. Разные виды норм неодинаково влияют на успешность общения. Порой «этические и коммуникативные нормы, т.е. нормы, которые поддерживают конструктивное неконфронтационное общение, более значимы. Главное в конструктивном общении — гармония» [Ипполитова и др. 2006: 105]. Иногда человек идёт на намеренное, осознанное нарушение правил языка с целью привлечь внимание к своей речи как игре с формой и смыслом. Такая языковая игра обладает ещё одним очень важным свойством: она ориентирована на адресата и должна быть понятна ему.
Часто в лингвистической литературе факты словотворчества детской речи (ср.: Это обычайное дело; Вон пошёл фотоаппаратчик и др.) квалифицируются как словообразовательные ошибки. Считаем это нецелесообразным, т.к. детское словотворчество (словосочинительство) — это процесс познания ребёнком норм языка. Ребенок (как правило, дошкольник) так говорит, потому что именно так видит и понимает, именно так чувствует внутреннюю форму слова и его потенциал.
Творческое нарушение норм возможно только с «высоты» прекрасного владения речью и при условии, что эти отступления от нормы квалифицируются слушающими не только как намеренные, но и как оправданные. При восприятии устной или письменной речи человек, имеющий законченное среднее образование вполне может определить, в каком случае использовано нормативное слово, а в каком — нет.
Лит.: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001; Евсеева И.В. Детское слово-сочинительство и языковая игра // Игра как приём текстопорождения: коллективная монография. Красноярск, 2010; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006; Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М., 2008; КРРЭСС. М., 2003; Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи. URL: www.gramma.ru; Учебный словарь стилистических терминов. URL: www.sigieja.narod.ru/Stilslovar2.htm.
И.В. Евсеева
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
Ошибки в словообразовании
Словообразование
— раздел,
изучающий процессы образования слов;
он тесно связан и с лексикой, и с
грамматикой. Поэтому словообразовательные
ошибки можно было бы рассматривать с
точки зрения употребления слов или
частей речи. Но мы считаем полезным
сказать о них отдельно.
Словообразовательные
ресурсы русского языка очень богаты.
Они позволяют придавать словам
разнообразную экспрессивную окраску.
Однако надо помнить, что зачастую такие
слова имеют просторечный характер:
фотка,
сфоткаться, кошмарить, бабло, препод,
компра, конса, общага и
т.п.
Их употребление недопустимо в большинстве
ситуаций общения.
Не
всегда
бывают удачными и словообразовательные
новации: Средство
удалит пятна, неподсильные
порошку; Дарю тебе хорошую идею –
заромань
её;
Можно охудожествить
и нехудожественный материал; У неё было
чёрное кожпальто;
Производим закуп
волос
длиной не менее 30 см.
Возможно:
Средство
удалит пятна, которые
не под силу
порошку; Дарю тебе хорошую идею для
романа;
Можно
сделать
художественным
и нехудожественный материал; У неё было
чёрное кожаное
пальто;
Покупаем
волосы длиной не менее 30 см.
Встречаются
случаи неправильного
использования аффиксов, в частности,
приставок: У
деда были густые,
надвисающие
над глазами брови (надо:
нависающие);
От этого удорожает
себестоимость ремонта (надо:
подорожает);
занизится
прибыль предприятия (надо:
снизится);
Милицейская машина стала уже достигать
преступников (надо:
настигать).
Некоторые
ошибки в словообразовании связаны с
неверным употреблением частей речи. Не
всегда оправдано,
например, употребление формы женского
рода личных существительных: Выступала
лауреатка
третьей премии конкурса имени Чайковского
(надо:
лауреат);
Мария Кюри – учёная
с мировым именем (надо:
ученый);
Я хочу поговорить с директоршей
лично! (надо:
с директором).
Стоит напомнить, что часто просторечная
женская форма личного имени мужского
рода используется в значении «супруга»:
капитанша,
банкирша, министерша.
Бывает
неоправданным
и конструирование отвлечённых и
собирательных имён существительных:
За
каждой строкой – огромная начитанность,
насмотренность;
Он производит сильное впечатление своей
высокоинтеллектуальностью;
Это не для юношества, а для старчества.
Лучше
сказать, например, так: За
каждой строкой – огромный жизненный
опыт; Он производит сильное впечатление
своим интеллектом; Это не для юношей, а
для людей зрелых.
Словообразовательные
ошибки нередко встречаются при образовании
формы совершенного вида глагола,
например:
Мой отец поженился
на маме через три дня знакомства (надо:
женился);
На
корабле засбоила
система энергоснабжения (надо:
стала давать сбой);
В старом деле о коррупции
зафигурировал
губернатор края (надо:
оказался замешанным);
Мне сымпонировало
его
умение слушать собеседника (надо:
понравилось).
Как
мы видим, не всегда достаточно при
исправлении ошибки поменять форму слова
(как мы это сделали в первом предложении:
поженился
– женился,
т.к. жениться
–
двувидовой глагол), часто необходима
его замена, как в остальных примерах.
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ОШИБКИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
Вид речевых ошибок, нарушающих нормы словообразования. Проявляются в неоправданном словосочинительстве, смешении суффиксов, приставок, видоизменении слов нормативного языка: орлиха, луковенок, пластмасло. О.с. нарушают правильность, точность речи, уместность и чистоту.
ОШИБКИ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ →← ОШИБКИ СИНТАКСИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
неоправданное авторской задачей употребление в письменной или устной речи производных слов, образованных по несуществующим в литературном языке моделям, представляющим своего рода синонимическую замену уже имеющихся структур, принятых обществом; разновидность Грамматических ошибок (см.)
Сегодня весьма актуальным считается вопрос, связанный с нарушением языковых норм, а именно с тем, правомерно ли трактовать эти нарушения как ошибки. Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим два текста: (1) Вот потенциальные призывники и смекнули, что лучше сейчас «по-шустрому» сходить в армию, чем защищать родное Отечество без малого три года. В кругу работников военкоматов вошли в обиход термины «пошустризм» и «пошустристы» (КП. 07.07.2008) и (2) Воины проявляли упорность и отвагу.
В первом тексте «нарушителями» нормы являются единицы пошустризм (ср. также разг. пофигизм) и пошустристы, каждое из которых мотивировано наречием по-шустрому, что прослеживается в тексте газеты. В русском языке модели образования сущ. от наречий единичны, более того, отсутствуют дериваты, отнаречные субстантивы, с формантами -изм и -ист (ср. примеры слов, приведённые в [Русская грамматика 1980: 219]). Во втором тексте сталкиваемся с единицей упорность, которой нет в языке в силу наличия нормативного слова .упорство.
Как видим, все рассмотренные единицы нарушают норму, т.е. не являются фактами литературного языка. Разница заключается в том, что первые две — пошустризм и пошустристы — не воспринимаются как ошибка, т.к. они в тексте раскрывают авторскую цель, неся на себе эмоциональную окраску, называют новое для общества явление: во-первых, состояние определённой группы людей (пошустризм), во-вторых, самих людей, охваченных этим состоянием (пошустристы). Это даёт основание рассматривать отмеченные единицы как Окказионализмы (см.). Иначе обстоит дело со словом упорность. Здесь налицо речевая ошибка, связанная с неправильным выбором суффиксального форманта -ость вместо — ств(о).Сравните в этой связи также С детства у неё были приклонности к музыке, где в приклонности ошибочно использована приставка при- вместо нормативной с-. В данном случае также имеет место словообразовательная ошибка, связанная с неправильным выбором словообразовательного средства.
Текстовые примеры дают нам право говорить, что далеко не каждое нарушение словообразовательной нормы может быть признано ошибкой. Речевая практика может способствовать не только проникновению в нормированный язык новых для литературного языка единиц, но и укреплению в нём новых моделей. Как отмечает Л.П. Крысин, «взаимоотношения языковой нормы и речевого узуса не всегда антиномичны, т.е. не всегда имеют форму конфликта, разрешаемого непременно в пользу какой-то одной из сторон. Вариативность, сосуществование, с одной стороны, языковых средств, освящённых традицией и закреплённых в норме путём её кодификации, и, с другой, языковых средств новых, идущих из речевой практики, также представляет собой форму взаимоотношений нормы и узуса» [Крысин 2008: 195]. Все факты речетворчества, когда налицо использование креативных наименований, вряд ли можно считать речевой ошибкой. Разные виды норм неодинаково влияют на успешность общения. Порой «этические и коммуникативные нормы, т.е. нормы, которые поддерживают конструктивное неконфронтационное общение, более значимы. Главное в конструктивном общении — гармония» [Ипполитова и др. 2006: 105]. Иногда человек идёт на намеренное, осознанное нарушение правил языка с целью привлечь внимание к своей речи как игре с формой и смыслом. Такая языковая игра обладает ещё одним очень важным свойством: она ориентирована на адресата и должна быть понятна ему.
Часто в лингвистической литературе факты словотворчества детской речи (ср.: Это обычайное дело; Вон пошёл фотоаппаратчик и др.) квалифицируются как словообразовательные ошибки. Считаем это нецелесообразным, т.к. детское словотворчество (словосочинительство) — это процесс познания ребёнком норм языка. Ребенок (как правило, дошкольник) так говорит, потому что именно так видит и понимает, именно так чувствует внутреннюю форму слова и его потенциал.
Творческое нарушение норм возможно только с «высоты» прекрасного владения речью и при условии, что эти отступления от нормы квалифицируются слушающими не только как намеренные, но и как оправданные. При восприятии устной или письменной речи человек, имеющий законченное среднее образование вполне может определить, в каком случае использовано нормативное слово, а в каком — нет.
Лит.: Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001; Евсеева И.В. Детское слово-сочинительство и языковая игра // Игра как приём текстопорождения: коллективная монография. Красноярск, 2010; Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992; Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. М., 2006; Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М., 2008; КРРЭСС. М., 2003; Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи. URL: www.gramma.ru; Учебный словарь стилистических терминов. URL: www.sigieja.narod.ru/Stilslovar2.htm.
И.В. Евсеева
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
ВАЖНО!
Порядок морфемного разбора слова
1. Выделить окончание и основу; значение окончания.
2. Выделить приставку (приставки), суффикс (суффиксы); значение приставки и суффикса (если оно ясно).
3. Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
Порядок словообразовательного разбора слова
1. Дать толкование лексического значения слова.
2. Сравнить основу данного слова с основой слова, от которого оно образовано. Выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано.
3. Определить способ образования слова.