Сложилась сложная ситуация лексическая ошибка

1.В заключение слово для доклада представили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно сложная ситуация. 3. В честь старейших ветеранов нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актера.

Где здесь ошибки? Я кроме орфографических не нашел ни одной лексической ошибки.

задан 8 июн 2013 в 18:04

AQZ's user avatar

1

1.предоставили — смешение паронимов (представили-предоставили)2.-тавтология.3.- плеоназм.4-лексическая несочетаемость.5- плеоназм.

Исправленное:1.В заключение слово для доклада предОставили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно трудная ситуация. 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. Перед предстоящим боем солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография великого актера.

ответ дан 8 июн 2013 в 18:54

Людмила's user avatar

ЛюдмилаЛюдмила

78.9k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков

2

Соглашаясь с предыдущими вариантами исправления, вношу корективы: 2. В конце 80-х годов в партии и в стране возникла достаточно сложная ситуация (все-таки ситуация не складывается, а возникает). 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак у проходной (предлог «у» здесь более уместен, так как установленный на проходной памятный знак будет мешать проходящим через проходную) . 4. В преддверии боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

ответ дан 8 июн 2013 в 20:26

виктор1799's user avatar

виктор1799виктор1799

12.5k10 золотых знаков37 серебряных знаков45 бронзовых знаков

2

~1. — предоставили (пусть будет смешение паронимов, хотя, вернее всего, это просто оговорка/описка.
~2. — «достаточно» — слово-паразит, оно ничего не значит. Сложилась сложная — никак не плеоназм, разный смысл.
~3. — ошибки не вижу. Ветераны могут быть и не старейшие, а старейшие работники могут оказаться и не ветеранами этого завода.
~4. — ошибки не вижу. «Преддверие предстоящего» — стилистическая шероховатость, на ошибку не тянет. Тут смысл в том, что «преддверие» не стоит употреблять во временнОм значении, это категория пространственная. А в переносном (т.е временнОм значении) значении употребление — принадлежность высого стиля, очень, причем, пафосного. Или иронического. У боя нет преддверия, ни у предстоящего, ни у какого еще. Не плеоназм точно. Имхо.
~5. — тут согласен. «автобиография жизни» — избыточность, «жизнь» лишняя, биография и так жизнеописание.

ответ дан 10 июн 2013 в 16:27

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77.3k22 золотых знака72 серебряных знака160 бронзовых знаков

1.В заключение слово для доклада представили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно сложная ситуация. 3. В честь старейших ветеранов нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актера.

Где здесь ошибки? Я кроме орфографических не нашел ни одной лексической ошибки.

задан 8 июн 2013 в 18:04

AQZ's user avatar

1

1.предоставили — смешение паронимов (представили-предоставили)2.-тавтология.3.- плеоназм.4-лексическая несочетаемость.5- плеоназм.

Исправленное:1.В заключение слово для доклада предОставили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно трудная ситуация. 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. Перед предстоящим боем солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография великого актера.

ответ дан 8 июн 2013 в 18:54

Людмила's user avatar

ЛюдмилаЛюдмила

78.7k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков

2

Соглашаясь с предыдущими вариантами исправления, вношу корективы: 2. В конце 80-х годов в партии и в стране возникла достаточно сложная ситуация (все-таки ситуация не складывается, а возникает). 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак у проходной (предлог «у» здесь более уместен, так как установленный на проходной памятный знак будет мешать проходящим через проходную) . 4. В преддверии боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

ответ дан 8 июн 2013 в 20:26

виктор1799's user avatar

виктор1799виктор1799

12.5k10 золотых знаков36 серебряных знаков45 бронзовых знаков

2

~1. — предоставили (пусть будет смешение паронимов, хотя, вернее всего, это просто оговорка/описка.
~2. — «достаточно» — слово-паразит, оно ничего не значит. Сложилась сложная — никак не плеоназм, разный смысл.
~3. — ошибки не вижу. Ветераны могут быть и не старейшие, а старейшие работники могут оказаться и не ветеранами этого завода.
~4. — ошибки не вижу. «Преддверие предстоящего» — стилистическая шероховатость, на ошибку не тянет. Тут смысл в том, что «преддверие» не стоит употреблять во временнОм значении, это категория пространственная. А в переносном (т.е временнОм значении) значении употребление — принадлежность высого стиля, очень, причем, пафосного. Или иронического. У боя нет преддверия, ни у предстоящего, ни у какого еще. Не плеоназм точно. Имхо.
~5. — тут согласен. «автобиография жизни» — избыточность, «жизнь» лишняя, биография и так жизнеописание.

ответ дан 10 июн 2013 в 16:27

behemothus's user avatar

behemothusbehemothus

77k22 золотых знака68 серебряных знаков157 бронзовых знаков

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      evelynknapp794

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • Помогите с географией.

  • Помогите пожалуйста с географией срочно

  • Помогите с географией

  • Помогите, урок географии.

  • Литература

    44 минут назад

    Вопросы по сказу «Левша» Лесков

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • Нужно решить все задания с решением. Ответить на контрольные вопросы.

  • до 10 хотя бы подсобите пацаны

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    23118

  • avatar

    Sofka

    7419

  • avatar

    zlatikaziatik

    5776

  • avatar

    vov4ik329

    5111

  • avatar

    DobriyChelovek

    4625

  • avatar

    olpopovich

    3461

  • avatar

    TheDenty

    3258

  • avatar

    dobriykaban

    2540

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    ViktoriaBell0

    1740

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Презентация «Лексические ошибки»

В презентации представлена классификация лексических ошибок к новому варианту ЕГЭ 2018г.

Содержимое разработки

Лексические ошибки Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Тополево Семенова Н. Н.

Лексические ошибки

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

с. Тополево Семенова Н. Н.

Найти ошибки, исправить. 1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты. 2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки. 3.  Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения. 4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.   5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала .

Найти ошибки, исправить.

  • 1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты.
  • 2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки.
  • 3.  Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения.
  • 4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.  
  • 5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала .

Виды лексических ошибок Неразличение паронимов; Лексическая несочетаемость; Ошибочное употребление иноязычных слов; Плеоназм; Тавтология; Ошибки, связанные с неполнотой высказывания; Неуместное употребление стилистически сниженной лексики; Употребление слова в несвойственном ему значении.

Виды лексических ошибок

  • Неразличение паронимов;
  • Лексическая несочетаемость;
  • Ошибочное употребление иноязычных слов;
  • Плеоназм;
  • Тавтология;
  • Ошибки, связанные с неполнотой высказывания;
  • Неуместное употребление стилистически сниженной лексики;
  • Употребление слова в несвойственном ему значении.

Неразличение паронимов Письмо отправили  адресанту по почте. Человек ведет праздничную жизнь. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. Как только предоставится возможность, я поеду на юг.

Неразличение паронимов

  • Письмо отправили  адресанту по почте.
  • Человек ведет праздничную жизнь.
  • Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
  • Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
  • Как только предоставится возможность, я поеду на юг.

Лексическая несочетаемость Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. Подавляющее количество заданий было выполнено. В голове у него метнулась мысль о побеге.

Лексическая несочетаемость

  • Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  • Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  • Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
  • Подавляющее количество заданий было выполнено.
  • В голове у него метнулась мысль о побеге.

Ошибочное употребление иноязычных слов Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

Ошибочное употребление иноязычных слов

  • Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.
  • Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу.
  • Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
  • Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.
  • Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

Плеоназм Он крепко держит в своих руках штурвал руля. Все гости получили памятные сувениры. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Плеоназм

  • Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  • Все гости получили памятные сувениры.
  • Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  • О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  • Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Тавтология Руководители предприятий настроены на деловой настрой. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш. Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей. Активисты активно участвуют в работе с молодежью. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

Тавтология

  • Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
  • Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
  • Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
  • Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
  • В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

Ошибки, связанные с неполнотой высказывания Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. На уроках ребята хорошо ведут. Необходимо повысить эффективность. Я уже чувствую после болезни хорошо

Ошибки, связанные с неполнотой высказывания

  • Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
  • Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
  • На уроках ребята хорошо ведут.
  • Необходимо повысить эффективность.
  • Я уже чувствую после болезни хорошо

Неуместное употребление стилистически сниженной лексики Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. Куприн – потрясающий писатель своего времени. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

Неуместное употребление стилистически сниженной лексики

  • Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
  • Куприн – потрясающий писатель своего времени.
  • Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
  • Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
  • Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

Употребление слова в несвойственном ему значении Костер все больше и больше распалялся, пылал. Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Костер все больше и больше распалялся, пылал.
  • Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.
  • Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  • Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.
  • Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

  • Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий

Проверьте себя Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной . Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Проверьте себя

  • Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной . Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/ 2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка /   3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

  • 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/
  • 2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка /
  •   3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). Народ был, народ есть, народ будет есть. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).

  • Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
  • Народ был, народ есть, народ будет есть.
  • Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).

Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»). Одно, брат, дело - огурцов посол. Другое - если ты посол (Козл.) Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

  • Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
  • Одно, брат, дело — огурцов посол. Другое — если ты посол (Козл.)
  • Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

Исправьте ошибки     1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей 3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения 7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий 8.  Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи

Исправьте ошибки

  •     1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства
  • 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей
  • 3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности
  • 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно
  • 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.
  • 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения
  • 7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий
  • 8.  Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи

    1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства     2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят     3. Писатель берет своих героев из жизни.     4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко. 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения 7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий     8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи

  •     1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства
  •     2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят
  •     3. Писатель берет своих героев из жизни.
  •     4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.
  • 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий
  • 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения
  • 7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий
  •     8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!



-80%

Похожие файлы

  • Урок русского языка «Группы слов по значению. Синонимы»

  • Презентация к уроку русского языка «Буквы О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»

  • Массивы

  • Урок русского языка по теме: «Ы-и после ц»

  • Конспект урока и презентация по русскому языку «Слова исконно русские и заимствованные»

Вы смотрели

Высокий уровень

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Приведённые
существительные могут сочетаться со
следующими прилагательными:

портфель

кожаный

заболевание

кожный

мозг

костный

гребень

костяной

костяшный

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Приведённые
существительные могут сочетаться со
следующими прилагательными:

осанка

царственный

человек

исполнительный

мантия

царский

репертуар

исполнительский

царствующий

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

В
предложении «Благодаря ошибкам
электриков, город остался без света»
допущена ошибка. Укажите, в каком из
перечисленных словосочетаний нарушен
принцип сочетаемости слов

R
благодаря ошибкам

J
ошибкам электриков

J город
остался

J
остался без света

Тема 9. Лексические нормы «Базовый уровень»

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Раздел
языкознания, изучающий словарный состав
языка (лексику), рассматривающий в
различных аспектах основную единицу
языка – слово – называется…

Правильные
варианты ответа: лекс*к*логия

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Устаревшее
слово, имеющее в современном языке
соответствующий синоним: Вотще
(напрасно, тщетно), выя
(шея), издревле
(исстари), лицедей
(актер), сей
(этот), сиречь
(то
есть), называется…

Правильные
варианты ответа: *рх*изм

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Слова,
обозначающие исчезнувшие из жизни
предметы, явления, ставшие неактуальными
понятиями: боярин,
бурса, ваучер, опричник, октябренок
,
называются…

Правильные
варианты ответа: ист*ризмы

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Слова,
одинаковые по звучанию и/или написанию,
но не связанные, совершенно разные по
значению, называются…

Правильные
варианты ответа: *м*нимы

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Правила
употребления слов в соответствии с их
лексическим значением, морфемной
структурой и сочетаемостью (валентностью)
называются…

Правильные
варианты ответа: л*ксич*ск#$# нормы

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Словосочетания,
в которых значение одного компонента
(слова) полностью входит в значение
другого (смысловое дублирование),
называются…

Правильные
варианты ответа: пл**назм#$#

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Повторение
одних и тех же слов или однокоренных
слов в пределах одной фразы – это…

Правильные
варианты ответа: т**т*логия

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Однокоренные слова,
близкие по звучанию, но не совпадающие
в значениях, называются …

J
омонимами

R
паронимами

J
синонимами

J
антонимами

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Нарушение лексической
сочетаемости слов – это …

J
искажение
формы слова

J
неправильный
порядок слов

J
неправильное
произношение

R
употребление
слов без учета их значений

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Нарушение смыслового
согласования слов – это … ошибка.

J
произносительная

J
синтаксическая

J
стилистическая

R
лексическая

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1.

Устойчивые,
семантически несвободные сочетания
слов, постоянные по своему значению,
составу и структуре, воспроизводимые
в речи в качестве готовых и целостных
лексических единиц, называются…

Правильные
варианты ответа: фр*з**л*гизмы;
фр*з**л*гич*ские *д*ниц#$#; фр*з**л*гич*ск#$#
*б*рот#$#

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

В предложениях
содержится тавтология:

J
Одно слово
способно переполнить чашу терпения.

R
В своей
деятельности руководители руководствуются
заранее составленными планами.

R
Ясность
цели позволяет целеустремленно добиваться
намеченного.

R
Прогулы
занятий являются самым нежелательным
явлением.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Тавтологичными
являются сочетания:

J
видеть
насквозь

R
объединить
воедино

J
сочинить
сказку

R
выставить
на выставку

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Предложения без
тавтологий:

J
Очень полно
и ярко Некрасов изобразил образы
крестьян.

J
Рост
преступности вырос.

R
Доброе
слово лучше богатства.

R
Часто
ораторы навёрстывают длиною то, чего
не хватает у них в глубину.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Тавтология есть в
предложениях:

R
Истец
доказывает свою правоту бездоказательными
доказательствами.

J
Повторение
однокоренных слов, создающее тавтологию,
– очень распространенная ошибка.

J
Слова
улетают, написанное остается.

R
Он всего
лишь описал случай, который случился с
ним.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

В предложении Много
нового и познавательного узнали
допущена
ошибка …

J
плеоназм

J
канцеляризм

R
тавтология

J
контаминация

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Предложения содержат
тавтологию:

J
Для личного
счастья не менее необходимо наблюдать
за словами.

R
Когда
выступающий выступал, все внимательно
слушали.

J
Из слов не
построить стен.

R
Необходимо
поурочное планирование уроков.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Тавтология есть в
словосочетаниях:

J
со всех
сторон окружены

J
указать
на недостатки

R
спросить
вопрос

R
умножить
во много раз

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Словосочетания с
тавтологией не являются ошибочными:

J
старая
старушка

R
написать
письмо

R
расцвели
цветы

J
сочинить
сочинение

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Нормативными
являются тавтологические сочетания:

J
разболелась
больная нога

R
словарь
иностранных слов

J
болеть
неизлечимой болезнью

R
бригадир
первой бригады

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Тавтология является
средством создания сатирической окраски,
комизма (каламбура) в предложениях:

R
Молодая
была уже немолода.

J
От всего
сердца шлю вам сердечный привет.

J
Студент
позволяет себе непозволительные
высказывания.

R
Позвольте
вам этого не позволить.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Предложения с
тавтологией:

R
На буровой
сложилась сложная ситуация.

R
Вскрываются
все новые факты беззаконных деяний
этого деятеля и его деятельности.

J
Хорошо
слушать и хорошо отвечать — это одно из
величайших совершенств, которое только
возможно в разговоре.

J
По своему
происхождению предлоги делятся на
производные и непроизводные.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Тавтология есть в
предложениях:

R
Между
природой и человеком не существует
существенной разницы.

R
Строительство
нового корпуса не должно замирать на
мертвой точке.

J
Необъятный
небесный свод раздался, раздвинулся
еще шире.

R
Милая,
добрая, отзывчивая — так отзывались о
ней все.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Нет тавтологии в
предложениях:

J
Питательная
маска подпитывает кожу.

R
Служба
службой, а дружба дружбой.

J
До сих пор
неизвестен творец этого уникального
творения.

R
Служить
бы рад, прислуживаться тошно.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Допущена лексическая
ошибка – плеоназм – в следующих
предложениях:

J
Город преобразился перед новогодними
праздниками.

R
Основной костяк группы составляют 5-6
человек.

J
Нужное слово всегда дорогу к сердцу
найдет.

R
Главная суть заключается в знании норм
языка.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Плеоназмы встречаются
в следующих сочетаниях слов:

J
думать
умом

R
вернуться
назад

R
планы на
будущее

J
бездоказательные
доказательства

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Предложение содержит
плеоназм …

R
Совместно
разработали и согласовали план.

J
Что-то у
меня ручка перестала функционировать.

J
Настоящий
конец образования дает только сама
жизнь.

J
Дорогу
осилит идущий.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

В предложении Автор
затрагивает важные для настоящего
времени актуальные проблемы

есть лексическая ошибка … .

Правильный вариант
ответа: пл**назм

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Паронимы употреблены
неверно в предложениях:

R
Ваша жена
– эффективная женщина.

R
Наконец-то
обнаружены остатки царской семьи.

J
Мама
приготовила сытный обед.

R
Любой
поступок заслуживает осуждения.

  1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1.

Паронимы представить
— предоставить

употреблены правильно в предложениях:

R
Нового
сотрудника представил сам директор.

R
Прошу
предоставить отпуск в январе.

J
Отчет о
работе необходимо предоставить в
декабре.

J
В конце
вечера сцену представили гостям.

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Лексика
– это

R
совокупность слов данного языка, весь
его словарный запас

J
словарный запас одного человека

J
устаревающие слова

J новые
слова, появляющиеся в языке

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

С точки
зрения употребления в языке различают

R
активную и пассивную лексику

J
лексику разговорную и литературную

J
стилистически окрашенные слова

J
заимствованную и исконно русскую лексику

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Словарный
состав русского языка включает в себя

J только
исконную лексику

J
незначительное количество заимствованной
лексики

R как
исконную, так и заимствованную лексику

J только
новые слова

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Эвфемизм
– это

R слово
или выражение, служащее в определённых
условиях для замены таких обозначений,
которые представляются говорящему
нежелательными, не вполне вежливыми
или слишком резкими

J
иноязычные по происхождению наименования
вещей и понятий, свойственных жизни и
культуре того или иного народа

J это
устаревшие слова, вышедшие из активного
употребления, вместо которых в современном
русском языке употребляются другие
слова

J
это новые слова, ещё не вошедшие в
активное употребление

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Заимствованные
слова – это слова

R из
других языков

J из
других стилей

J другой
эмоциональной окраски

J из
других текстов

  1. Задание
    {{ 1 }} ТЗ 1

Полисемия
– это

R
многозначность

J
однозначность

J
однозвучность

J
эмоциональная окраска слова

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Задание 6. Лексические нормы

Задание 6.

Лексические нормы

Лексические нормы это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, (т.е. точность речи) слово выражало наше отношение, то есть было выразительным (т.е. выразительность речи), употребление слов в речи определялось сферой их функционирования ( т.е.стилевая принадлежность речи)

Лексические нормы

  • это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы

  • его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, (т.е. точность речи)
  • слово выражало наше отношение, то есть было выразительным (т.е. выразительность речи),
  • употребление слов в речи определялось сферой их функционирования ( т.е.стилевая принадлежность речи)

Типичные лексические ошибки в аспекте точности Нарушение лексической сочетаемости слов. Смешение паронимов. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Многословие. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

Типичные лексические ошибки в аспекте точности

  • Нарушение лексической сочетаемости слов.
  • Смешение паронимов.
  • Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).
  • Многословие.
  • Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Лексическая несочетаемость – нарушение этой способности. Например: черствый хлеб, черствый человек , но не черствый торт, черствый друг ; глубокая ночь, глубокая старость , но не глубокий день, глубокая юность . НО следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов . Это один из видов тропов – оксюморон ( например: обыкновенное чудо, живой труп ) Ошибки этого типа связаны с тем, что носитель языка не замечает , что: слова противоречат друг другу, одно исключает другое по смыслу : (пр.: танцевальная песня) слова имею разную оценочную окраску : (пр.: полчища тружеников) слова разнородны по стилю (пр.: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню) слова несовместимы по традиции (пр.: выполнить желание, НО НЕ выполнить мечту; сильная привязанность, страсть, ненависть НО НЕ сильная дружба.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов.

  • Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Лексическая несочетаемость – нарушение этой способности.

Например: черствый хлеб, черствый человек , но не черствый торт, черствый друг ; глубокая ночь, глубокая старость , но не глубокий день, глубокая юность .

НО следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов . Это один из видов тропов – оксюморон ( например: обыкновенное чудо, живой труп )

  • Ошибки этого типа связаны с тем, что носитель языка не замечает , что:
  • слова противоречат друг другу, одно исключает другое по смыслу : (пр.: танцевальная песня)
  • слова имею разную оценочную окраску : (пр.: полчища тружеников)
  • слова разнородны по стилю (пр.: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню)
  • слова несовместимы по традиции (пр.: выполнить желание, НО НЕ выполнить мечту; сильная привязанность, страсть, ненависть НО НЕ сильная дружба.

2. Смешение паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию , но не совпадающие по значению Пр.: останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический). Но паронимы не могут заменять друг друга Пр.: иллюстративная книга НО иллюстрированный материал

2. Смешение паронимов.

  • Паронимы – слова, сходные по звучанию , но не совпадающие по значению

Пр.: останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический).

  • Но паронимы не могут заменять друг друга

Пр.: иллюстративная книга НО иллюстрированный материал

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда носитель языка не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание . ПР.: Татьяна противопоказана Онегину ( вместо : противопоставлена). Пр.: Татьяна любит няню – эту седобородую старушку ( вместо: седовласую или седую).

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).

  • Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением.
  • Неточность словоупотребления возникает, когда носитель языка не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание .

ПР.: Татьяна противопоказана Онегину ( вместо : противопоставлена).

Пр.: Татьяна любит няню – эту седобородую старушку ( вместо: седовласую или седую).

4. Многословие (речевая избыточность). Виды: Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество ) – употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов ПР.: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица») ПР.: Смелый и храбрый человек. ПР.: Свободная вакансия, главная суть. ПР.: Шляпа упала вниз ПР.: Вы забываете главная суть ПР.: Талант его бесполезно пропадает

4. Многословие (речевая избыточность). Виды:

  • Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество ) – употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов

ПР.: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица»)

ПР.: Смелый и храбрый человек.

ПР.: Свободная вакансия, главная суть.

ПР.: Шляпа упала вниз

ПР.: Вы забываете главная суть

ПР.: Талант его бесполезно пропадает

4. Многословие (речевая избыточность). Виды: Тавтология (от греч. tauto – то же самое , logos – слово ) – повторение однокоренных слов. ПР.: Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку . («контр» – ответ) Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему : ПР: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку . НО В языке немало тавтологичных сочетаний , употребление которых неизбежно , поскольку в них используется терминологическая лексика . ПР.: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты : ПР.: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом

4. Многословие (речевая избыточность). Виды:

  • Тавтология (от греч. tauto – то же самое , logos – слово ) – повторение однокоренных слов.

ПР.: Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку . («контр» – ответ)

Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему :

ПР: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку .

НО В языке немало тавтологичных сочетаний , употребление которых неизбежно , поскольку в них используется терминологическая лексика .

ПР.: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады .

Тавтологичными могут быть фразеологические обороты :

ПР.: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом

4. Многословие (речевая избыточность). Виды: «Расщепление» сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием : ПР.: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора ВМЕСТО Ученики решили убрать школьный двор). «Слова-паразиты» – разнообразные частицы и слова , которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др .). Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания. ПР.: В кабинете висели русские писатели. ВМЕСТО В кабинете висели портреты русских писателей. Ошибки в употреблении местоимений . Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. ПР.: Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь.

4. Многословие (речевая избыточность). Виды:

  • «Расщепление» сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием :

ПР.: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора ВМЕСТО Ученики решили убрать школьный двор).

  • «Слова-паразиты» – разнообразные частицы и слова , которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др .).
  • Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания.

ПР.: В кабинете висели русские писатели. ВМЕСТО В кабинете висели портреты русских писателей.

  • Ошибки в употреблении местоимений . Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект.

ПР.: Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь.

ЕГЭ (задание 6) В ЕГЭ встречаются задания по проверке знания лексических норм 2х типов: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

ЕГЭ (задание 6)

В ЕГЭ встречаются задания по проверке знания лексических норм 2х типов:

  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.
  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

из демо: очень

из демо:

очень

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово. Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом. Он крепко держит в своих руках штурвал руля. Все гости получили памятные сувениры. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. Каждый покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляющей этот товар. Я впервые познакомилась с ней в прошлом году. Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе. На экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную мемориальную доску. Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

  • Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
  • Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  • Все гости получили памятные сувениры.
  • Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  • О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  • Каждый покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляющей этот товар.
  • Я впервые познакомилась с ней в прошлом году.
  • Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
  • На экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную мемориальную доску.
  • Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка. отправлен Больной был немедленно госпитализирован в больницу. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Подавляющее количество заданий было выполнено. В голове у него метнулась мысль о побеге. Большую роль в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация. Необходимо повысить подготовку специалистов. Большая половина девушек предпочитает длинные волосы Эти функции поручаются классному руководителю. роль тонет пример большинство возникла значение непростая улучшить более половины возлагаются

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

отправлен

  • Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
  • Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
  • Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже
  • Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  • Подавляющее количество заданий было выполнено.
  • В голове у него метнулась мысль о побеге.
  • Большую роль в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность.
  • В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
  • Необходимо повысить подготовку специалистов.
  • Большая половина девушек предпочитает длинные волосы
  • Эти функции поручаются классному руководителю.

роль

тонет

пример

большинство

возникла

значение

непростая

улучшить

более половины

возлагаются

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

  • Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был его первый дебют.
  • Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
  • Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.
  • В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.
  • Мы поднялись вверх по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
  • За истекший период времени нами были проведены осушительные работы .
  • Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  • В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два пожилых человека.
  • Чтобы получить премию, надо закончить начатую работу.
  • Командир приказал уничтожить полностью врага.
  • Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
  • Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную половину яблока, тихо сказала: «Ешь».
  • Он работал молча, без слов, но качественно.
  • Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте, в самые ближайшие дни мы это выясним.
  • По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
  • Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за три дня.
  • Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
  • На выставке были представлены деревянные изделия из древесины Моя бабушка любит народный фольклор.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.

хватал

  • Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим в Семилетнюю войну.
  • Листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
  • Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
  • Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал.
  • В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
  • Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
  • Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
  • Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
  • Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
  • Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою .

минорное

чёрном

часть

дать

бедной

приложил

внимания

впечатление

симпатизирует

Лексические ошибки
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
с. Тополево Семенова Н. Н.

Найти ошибки, исправить.

1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты.
2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки.
3.  Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения.
4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.  
5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

Виды лексических ошибок

Неразличение паронимов;
Лексическая несочетаемость;
Ошибочное употребление иноязычных слов;
Плеоназм;
Тавтология;
Ошибки, связанные с неполнотой высказывания;
Неуместное употребление стилистически сниженной лексики;
Употребление слова в несвойственном ему значении.

Неразличение паронимов

Письмо отправили  адресанту по почте.
Человек ведет праздничную жизнь.
Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
Как только предоставится возможность, я поеду на юг.

Лексическая несочетаемость

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
Подавляющее количество заданий было выполнено.
В голове у него метнулась мысль о побеге.

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.
Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу.
Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.
Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

Плеоназм

Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
Все гости получили памятные сувениры.
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Тавтология

Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

Ошибки, связанные с неполнотой высказывания

Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
На уроках ребята хорошо ведут.
Необходимо повысить эффективность.
Я уже чувствую после болезни хорошо

Неуместное употребление стилистически сниженной лексики

Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
Куприн – потрясающий писатель своего времени.
Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

Употребление слова в несвойственном ему значении

Костер все больше и больше распалялся, пылал.
Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.
Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий

Проверьте себя

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/
2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка/
 3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
Народ был, народ есть, народ будет есть.
Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).

Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
Одно, брат, дело — огурцов посол. Другое — если ты посол (Козл.)
Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

Исправьте ошибки

    1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства
2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей
3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности
4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно
5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.
6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения
7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий
8.  Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи

    1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства
    2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят
    3. Писатель берет своих героев из жизни.
    4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.
5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий
6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения
7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий
    8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи

найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки ревниво охраняют свою территорию. Началась очередная предвыборная компания. В коллективе сложилась сложная ситуация. Вечеринки с самогоном — это все что может утолить энергию тракториста Матвея. В нашей программе вы узнаете где зародились кофейные зерна. Сегодня очень холодно поэтому советуем одеть шапки. Хозяин офиса пристально следит за чистотой офиса.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки ревниво охраняют …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки ревниво охраняют свою территорию. Началась очередная предвыборная компания. В коллективе сложилась сложная ситуация.

41 месяцев назад

найдите ошибки,вызванные нарушением лексических норм.исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки

ревниво охраняют свою территорию. Началась очередная предвыборная компания. В коллективе сложилась сложная ситуация. Вечеринки с самогоном — это все что может утолить энергию тракториста Матвея. В нашей программе вы узнаете где зародились кофейные зерна. Сегодня очень холодно поэтому советуем одеть шапки. Хозяин офиса пристально следит за чистотой офиса.

Ответы

Будь первым, кто ответит на вопрос


Тема №14481

Ответы к тесту по русскому языку Нормы современного русского литератур

Задание 1
____________ — неоправданное употребление однокоренных слов в одном высказывании.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
Задание 2
____________ — речевой оборот, в котором используются лишние
уточняющие слова.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Речевая недостаточность;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) плеоназм;
4) тавтология.
Задание 3
____________ — слова, не несущие смысловой нагрузки, воспринимаемые как слова-паразиты.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Паронимы;
2) лишние слова;
3) трюизмы;
4) тропы.
Задание 4
____________ — общеизвестное положение, создающее многословие.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) трюизм;
3) афоризм;
4) тавтология.
Задание 5
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
____________ — пропуск части высказывания, создающий затруднение в понимании.
1) Трюизм;
2) каламбур;
3) фигура умолчания;
4) речевая недостаточность.
Задание 6
____________ — нарушение логики мышления или логики изложения
в процессе высказывания.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) антифразис;
3) алогизм;
4) антитеза.
Задание 7
____________ — нарушение традиционного сочетания слов по смыслу.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) парафраз;
4) пуризм.
Задание 8
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) крайне удивительные результаты;
2) добиться улучшения условий;
3) ребенок представлен самому себе;
4) интересный вопрос.
Задание 9
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) пристальное внимание;
2) уяснить существо вопроса;
3) прототип героя;
4) сытный суп.
Задание 10
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) гуманитарный профиль;
2) задать вопрос;
3) широкая информация;
4) не проронить фразы.
Задание 11
Определите, в каких словосочетаниях присутствует тавтология (выберите несколько вариантов ответа).
1) Окончательно закончен;
2) собрались на собрание;
3) для наших с вами сотрудников
4) сложилась сложная ситуация.
Задание 12
Определите, в каких словосочетаниях присутствует плеоназм (выберите несколько вариантов ответа).
1) Свободная вакансия;
2) обсуждать вопросы;
3) открытие вернисажа сезона;
4) заброшенный парк.
Задание 13
Определите, в каких высказываниях допущена речевая избыточность
(выберите несколько вариантов ответа).
1) Всем участникам круглого стола подарили памятные сувениры;
2) Много повидал на своем веку;
3) Солнце печет, и укрыться негде;
4) Урал известен промышленной индустрией.
Задание 14
Определите, в каких предложениях допущена речевая недостаточность (выберите несколько вариантов ответа).
1) Неаполь — портовый город, куда прибывают и отбывают торговые суда;
2) Физические упражнения благотворно воздействуют на нервную
систему;
3) Г оворят, мои стихи похожи на Ахматову;
4) Часто жарким летним днем, оказавшись у водоема, люди теряют
чувство меры и забывают о возможности переохлаждения организма.
Задание 15
Определите, какое высказывание является трюизмом (выберите один
вариант ответа).
1) Делу время — потехе час;
2) Каша быстрого приготовления сэкономит ваше время;
3) Болезни наносят организму вред;
4) К искусственным относятся объекты и явления, созданные трудом
человека.
Задание 16
Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена
намеренно (выберите один вариант ответа).
1) Первый дебют;
2) кесарю кесарево;
3) отредактированная редактором;
4) потерпеть победу.
Задание 17
Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена
намеренно (выберите один вариант ответа).
1) Минимальный минимум;
2) очень огромный;
3) живой труп;
4) брифинг для журналистов.
Задание 18
Укажите, в каких случаях паронимы оборонительный — оборонный
употреблены неправильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Военными была выбрана оборонительная тактика;
2) Войска заняли оборонную позицию;
3) Были выделены большие средства на оборонные нужды;
4) До последней капли крови бойцы вели оборонные бои.
Задание 19
Укажите, в каких случаях паронимы логичный — логический употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Вполне логический вывод сделал Иван из произошедших событий;
2) Логические рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату;
3) Логическими, убедительными были его доказательства теоремы;
4) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались
вполне логичными.
Задание 20
Укажите, в каких случаях паронимы обозначать — означать употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Длительная болезнь резко обозначила черты его лица;
2) Реки означают на карте голубым цветом;
3) Воинственные крики и шум во дворе обозначали, что мальчишки
опять затеяли драку;
4) Улыбка обозначила сеть мелких морщинок у ее глаз.
Задание 21
Укажите, в каких случаях паронимы освоить — усвоить употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Во время обучения в университете я усвоил два иностранных языка;
2) Освоить культурное наследие прошлого — одна из задач гуманитарного знания;
3) Некоторые младшие школьники с трудом усваивают таблицу умножения;
4) В отпуске мы хотели бы усвоить правила игры в бридж.
Задание 22
Укажите, в каких случаях паронимы злой — злостный употреблены
правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Его злая выходка удивила и рассердила всех гостей;
2) Он допустил много промахов и ошибок, но не по злой воле;
3) Злые неплательщики будут оштрафованы;
4) На цепи сидела злая собака.
Задание 23
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) В со зд авш ем ся п о л о ж ен и и н ам о ставал ся о д и н вы х о д — в о зв р ащ аться д о м о й н а свои х д вои х;
2) Т ы н ач ал ьн и к — теб е и кар ты в р у ки ;
3) Я д у м аю , ч то л у ч ш е у м ер еть, ч ем ж и ть н а к олен ях;
4) С только ты н ап у сти л ту м ан а в свою р еч ь , ч то я со всем зап утался.
Задание 24
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) Х о д и т и л и го в о р и т, а у сам о го н а л б у нап и сан о: ч естн ы й ч ел о век;
2) А л ьп и н и сты не тер я л и д у х а и у п о р н о ш ли вверх;
3) В и к то р у п ятн ад ц ать — и он со всем о тб и л ся о т рук;
4) Д ер евн я н аш а очен ь м и л а — п р о сто р ай зем н ой.
Задание 25
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) К о вр и ги н вн и м ател ьн о слу ш ал и м о тал н а ус;
2) П о сто р о н н и е л ю д и о х отн о п у таю тся в ч у ж и е д ел а и м у тят воду;
3) Д евуш ка вы глядела как настоящ ая м анекенщ ица: кровь с м олоком ,
д а и только!;
4) В р азго в о р ах ты , ко н еч н о , со б ак у съел, а во ен н о го д ел а не знаеш ь.
Задание 26
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) С то ял и п р о зр ач н о -ясн ы е д н и б аб ьего лета;
2) С п си х о л о го м м о ж н о п о д ел и ть ся сво и м и б о л ьн ы м и м естам и ;
3) Р ы царь всегда бы л готов лечь костьм и за то, что считал правильны м ;
4) Я вам р ек о м ен д у ю д ер ж ать я зы к за зуб ам и , а то у л ети те ту д а, куда
М ак ар тел я т не гонял.
Задание 27
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) С ем ен М и х ай л о в и ч б ы л тем ж е м и р о м м азан , ч то и его брат. В се
скр ы тн и ч ал ;
2) Немного виноватым чувствовал он себя перед этим молодым парнем, у которого еще молоко на губах не обсохло;
3) В первые годы семейной жизни Климов находился между молотом и наковальней: метался между матерью, требующей внимания, и женой, считавшей претензии свекрови излишними;
4) Михаил Илларионович говорил в кругу своей семьи: я калиф на
час — люблю много гостей.
Задание 28
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно
(выберите один вариант ответа).
1) Содержатели частных театров были так бедны, что едва сводили
концы с концами;
2) Не мудрствуя лукаво, мы согласились с предложенным планом;
3) На шум постояльцы выскочили в чем мать родила, в одних пижамах;
4) Интересно, что делим шкуру неубитого медведя: считаем выручку, хотя не знаем, будет ли улов.
Задание 29
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно
(выберите один вариант ответа).
1) — Мама, — говорила Людмила, — я вам голову даю на отсечение,
что он будет моим;
2) Приказ, о котором вы столько говорите, оказался филькиной грамотой, не в обиду вам будет сказано;
3) Теперь вашему раскаянию уже не поверят. Теперь вы хоть реки
слез пролейте — и тогда скажут, что это крокодиловы слезы;
4) Фирменное блюдо льва — антилопы и зебры.
Задание 30
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно (выберите один вариант ответа).
1) Администрация края смотрит на это безобразие спустя рукава;
2) Зря вы разгневались, мечете громы и молнии, а свою ошибку проглядели;
3) Дети, может быть, не меньше нас ищут руководящее начало и ариаднину нить, которая выводила бы их из лабиринта их детских недоразумений;
4) Неведомая земля, на которую не ступала нога человека.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Русский язык | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 2.6/10

  • Сложением называется действие при котором числа складываются где ошибка
  • Служба sstp ошибка 1079
  • Служба времени windows ошибка 1058
  • Служба sshdbroker не удается прочитать описание код ошибки 15100
  • Служба sql server не запускается ошибка 1814