1.В заключение слово для доклада представили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно сложная ситуация. 3. В честь старейших ветеранов нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актера.
Где здесь ошибки? Я кроме орфографических не нашел ни одной лексической ошибки.
задан 8 июн 2013 в 18:04
1
1.предоставили — смешение паронимов (представили-предоставили)2.-тавтология.3.- плеоназм.4-лексическая несочетаемость.5- плеоназм.
Исправленное:1.В заключение слово для доклада предОставили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно трудная ситуация. 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. Перед предстоящим боем солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография великого актера.
ответ дан 8 июн 2013 в 18:54
ЛюдмилаЛюдмила
78.9k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков
2
Соглашаясь с предыдущими вариантами исправления, вношу корективы: 2. В конце 80-х годов в партии и в стране возникла достаточно сложная ситуация (все-таки ситуация не складывается, а возникает). 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак у проходной (предлог «у» здесь более уместен, так как установленный на проходной памятный знак будет мешать проходящим через проходную) . 4. В преддверии боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
ответ дан 8 июн 2013 в 20:26
виктор1799виктор1799
12.5k10 золотых знаков37 серебряных знаков45 бронзовых знаков
2
~1. — предоставили (пусть будет смешение паронимов, хотя, вернее всего, это просто оговорка/описка.
~2. — «достаточно» — слово-паразит, оно ничего не значит. Сложилась сложная — никак не плеоназм, разный смысл.
~3. — ошибки не вижу. Ветераны могут быть и не старейшие, а старейшие работники могут оказаться и не ветеранами этого завода.
~4. — ошибки не вижу. «Преддверие предстоящего» — стилистическая шероховатость, на ошибку не тянет. Тут смысл в том, что «преддверие» не стоит употреблять во временнОм значении, это категория пространственная. А в переносном (т.е временнОм значении) значении употребление — принадлежность высого стиля, очень, причем, пафосного. Или иронического. У боя нет преддверия, ни у предстоящего, ни у какого еще. Не плеоназм точно. Имхо.
~5. — тут согласен. «автобиография жизни» — избыточность, «жизнь» лишняя, биография и так жизнеописание.
ответ дан 10 июн 2013 в 16:27
behemothusbehemothus
77.3k22 золотых знака72 серебряных знака160 бронзовых знаков
1.В заключение слово для доклада представили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно сложная ситуация. 3. В честь старейших ветеранов нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография жизни великого актера.
Где здесь ошибки? Я кроме орфографических не нашел ни одной лексической ошибки.
задан 8 июн 2013 в 18:04
1
1.предоставили — смешение паронимов (представили-предоставили)2.-тавтология.3.- плеоназм.4-лексическая несочетаемость.5- плеоназм.
Исправленное:1.В заключение слово для доклада предОставили директору заводу. 2. В конце 80-х годов в партии и в стране сложилась достаточно трудная ситуация. 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак на проходной. 4. Перед предстоящим боем солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 5. В издательстве готовится к печати новая книга – автобиография великого актера.
ответ дан 8 июн 2013 в 18:54
ЛюдмилаЛюдмила
78.7k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков
2
Соглашаясь с предыдущими вариантами исправления, вношу корективы: 2. В конце 80-х годов в партии и в стране возникла достаточно сложная ситуация (все-таки ситуация не складывается, а возникает). 3. В честь старейших работников нашего завода установлен памятный знак у проходной (предлог «у» здесь более уместен, так как установленный на проходной памятный знак будет мешать проходящим через проходную) . 4. В преддверии боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
ответ дан 8 июн 2013 в 20:26
виктор1799виктор1799
12.5k10 золотых знаков36 серебряных знаков45 бронзовых знаков
2
~1. — предоставили (пусть будет смешение паронимов, хотя, вернее всего, это просто оговорка/описка.
~2. — «достаточно» — слово-паразит, оно ничего не значит. Сложилась сложная — никак не плеоназм, разный смысл.
~3. — ошибки не вижу. Ветераны могут быть и не старейшие, а старейшие работники могут оказаться и не ветеранами этого завода.
~4. — ошибки не вижу. «Преддверие предстоящего» — стилистическая шероховатость, на ошибку не тянет. Тут смысл в том, что «преддверие» не стоит употреблять во временнОм значении, это категория пространственная. А в переносном (т.е временнОм значении) значении употребление — принадлежность высого стиля, очень, причем, пафосного. Или иронического. У боя нет преддверия, ни у предстоящего, ни у какого еще. Не плеоназм точно. Имхо.
~5. — тут согласен. «автобиография жизни» — избыточность, «жизнь» лишняя, биография и так жизнеописание.
ответ дан 10 июн 2013 в 16:27
behemothusbehemothus
77k22 золотых знака68 серебряных знаков157 бронзовых знаков
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
evelynknapp794
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Помогите с географией.
-
Помогите пожалуйста с географией срочно
-
Помогите с географией
-
Помогите, урок географии.
-
Литература
44 минут назад
Вопросы по сказу «Левша» Лесков
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Нужно решить все задания с решением. Ответить на контрольные вопросы.
-
до 10 хотя бы подсобите пацаны
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
23118
-
Sofka
7419
-
zlatikaziatik
5776
-
vov4ik329
5111
-
DobriyChelovek
4625
-
olpopovich
3461
-
TheDenty
3258
-
dobriykaban
2540
-
Udachnick
1867
-
ViktoriaBell0
1740
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Презентация «Лексические ошибки»
В презентации представлена классификация лексических ошибок к новому варианту ЕГЭ 2018г.
Содержимое разработки
Лексические ошибки
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
с. Тополево Семенова Н. Н.
Найти ошибки, исправить.
- 1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты.
- 2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки.
- 3. Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения.
- 4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.
- 5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала .
Виды лексических ошибок
- Неразличение паронимов;
- Лексическая несочетаемость;
- Ошибочное употребление иноязычных слов;
- Плеоназм;
- Тавтология;
- Ошибки, связанные с неполнотой высказывания;
- Неуместное употребление стилистически сниженной лексики;
- Употребление слова в несвойственном ему значении.
Неразличение паронимов
- Письмо отправили адресанту по почте.
- Человек ведет праздничную жизнь.
- Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
- Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
- Как только предоставится возможность, я поеду на юг.
Лексическая несочетаемость
- Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
- Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
- Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
- Подавляющее количество заданий было выполнено.
- В голове у него метнулась мысль о побеге.
Ошибочное употребление иноязычных слов
- Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.
- Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу.
- Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
- Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.
- Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.
Плеоназм
- Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
- Все гости получили памятные сувениры.
- Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
- О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
- Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
Тавтология
- Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
- Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
- Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
- Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
- В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
Ошибки, связанные с неполнотой высказывания
- Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
- Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
- На уроках ребята хорошо ведут.
- Необходимо повысить эффективность.
- Я уже чувствую после болезни хорошо
Неуместное употребление стилистически сниженной лексики
- Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
- Куприн – потрясающий писатель своего времени.
- Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
- Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
- Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания
Употребление слова в несвойственном ему значении
- Костер все больше и больше распалялся, пылал.
- Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.
- Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
- Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.
- Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.
- Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий
Проверьте себя
- Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной . Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
- 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
- 2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /
- 3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
- Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
- Народ был, народ есть, народ будет есть.
- Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).
- Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
- Одно, брат, дело — огурцов посол. Другое — если ты посол (Козл.)
- Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).
Исправьте ошибки
- 1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства
- 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей
- 3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности
- 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно
- 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.
- 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения
- 7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий
- 8. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи
- 1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства
- 2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят
- 3. Писатель берет своих героев из жизни.
- 4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.
- 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий
- 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения
- 7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий
- 8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи
Спасибо за внимание!
-80%
Похожие файлы
-
Урок русского языка «Группы слов по значению. Синонимы»
-
Презентация к уроку русского языка «Буквы О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»
-
Массивы
-
Урок русского языка по теме: «Ы-и после ц»
-
Конспект урока и презентация по русскому языку «Слова исконно русские и заимствованные»
Вы смотрели
Высокий уровень
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Приведённые
существительные могут сочетаться со
следующими прилагательными:
портфель |
кожаный |
заболевание |
кожный |
мозг |
костный |
гребень |
костяной |
костяшный |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Приведённые
существительные могут сочетаться со
следующими прилагательными:
осанка |
царственный |
человек |
исполнительный |
мантия |
царский |
репертуар |
исполнительский |
царствующий |
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
В
предложении «Благодаря ошибкам
электриков, город остался без света»
допущена ошибка. Укажите, в каком из
перечисленных словосочетаний нарушен
принцип сочетаемости слов
R
благодаря ошибкам
J
ошибкам электриков
J город
остался
J
остался без света
Тема 9. Лексические нормы «Базовый уровень»
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Раздел
языкознания, изучающий словарный состав
языка (лексику), рассматривающий в
различных аспектах основную единицу
языка – слово – называется…
Правильные
варианты ответа: лекс*к*логия
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Устаревшее
слово, имеющее в современном языке
соответствующий синоним: Вотще
(напрасно, тщетно), выя
(шея), издревле
(исстари), лицедей
(актер), сей
(этот), сиречь
(то
есть), называется…
Правильные
варианты ответа: *рх*изм
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Слова,
обозначающие исчезнувшие из жизни
предметы, явления, ставшие неактуальными
понятиями: боярин,
бурса, ваучер, опричник, октябренок,
называются…
Правильные
варианты ответа: ист*ризмы
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Слова,
одинаковые по звучанию и/или написанию,
но не связанные, совершенно разные по
значению, называются…
Правильные
варианты ответа: *м*нимы
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Правила
употребления слов в соответствии с их
лексическим значением, морфемной
структурой и сочетаемостью (валентностью)
называются…
Правильные
варианты ответа: л*ксич*ск#$# нормы
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Словосочетания,
в которых значение одного компонента
(слова) полностью входит в значение
другого (смысловое дублирование),
называются…
Правильные
варианты ответа: пл**назм#$#
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Повторение
одних и тех же слов или однокоренных
слов в пределах одной фразы – это…
Правильные
варианты ответа: т**т*логия
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Однокоренные слова,
близкие по звучанию, но не совпадающие
в значениях, называются …
J
омонимами
R
паронимами
J
синонимами
J
антонимами
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Нарушение лексической
сочетаемости слов – это …
J
искажение
формы слова
J
неправильный
порядок слов
J
неправильное
произношение
R
употребление
слов без учета их значений
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Нарушение смыслового
согласования слов – это … ошибка.
J
произносительная
J
синтаксическая
J
стилистическая
R
лексическая
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1.
Устойчивые,
семантически несвободные сочетания
слов, постоянные по своему значению,
составу и структуре, воспроизводимые
в речи в качестве готовых и целостных
лексических единиц, называются…
Правильные
варианты ответа: фр*з**л*гизмы;
фр*з**л*гич*ские *д*ниц#$#; фр*з**л*гич*ск#$#
*б*рот#$#
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложениях
содержится тавтология:
J
Одно слово
способно переполнить чашу терпения.
R
В своей
деятельности руководители руководствуются
заранее составленными планами.
R
Ясность
цели позволяет целеустремленно добиваться
намеченного.
R
Прогулы
занятий являются самым нежелательным
явлением.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Тавтологичными
являются сочетания:
J
видеть
насквозь
R
объединить
воедино
J
сочинить
сказку
R
выставить
на выставку
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения без
тавтологий:
J
Очень полно
и ярко Некрасов изобразил образы
крестьян.
J
Рост
преступности вырос.
R
Доброе
слово лучше богатства.
R
Часто
ораторы навёрстывают длиною то, чего
не хватает у них в глубину.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Тавтология есть в
предложениях:
R
Истец
доказывает свою правоту бездоказательными
доказательствами.
J
Повторение
однокоренных слов, создающее тавтологию,
– очень распространенная ошибка.
J
Слова
улетают, написанное остается.
R
Он всего
лишь описал случай, который случился с
ним.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложении Много
нового и познавательного узнали допущена
ошибка …
J
плеоназм
J
канцеляризм
R
тавтология
J
контаминация
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения содержат
тавтологию:
J
Для личного
счастья не менее необходимо наблюдать
за словами.
R
Когда
выступающий выступал, все внимательно
слушали.
J
Из слов не
построить стен.
R
Необходимо
поурочное планирование уроков.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Тавтология есть в
словосочетаниях:
J
со всех
сторон окружены
J
указать
на недостатки
R
спросить
вопрос
R
умножить
во много раз
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Словосочетания с
тавтологией не являются ошибочными:
J
старая
старушка
R
написать
письмо
R
расцвели
цветы
J
сочинить
сочинение
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Нормативными
являются тавтологические сочетания:
J
разболелась
больная нога
R
словарь
иностранных слов
J
болеть
неизлечимой болезнью
R
бригадир
первой бригады
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Тавтология является
средством создания сатирической окраски,
комизма (каламбура) в предложениях:
R
Молодая
была уже немолода.
J
От всего
сердца шлю вам сердечный привет.
J
Студент
позволяет себе непозволительные
высказывания.
R
Позвольте
вам этого не позволить.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложения с
тавтологией:
R
На буровой
сложилась сложная ситуация.
R
Вскрываются
все новые факты беззаконных деяний
этого деятеля и его деятельности.
J
Хорошо
слушать и хорошо отвечать — это одно из
величайших совершенств, которое только
возможно в разговоре.
J
По своему
происхождению предлоги делятся на
производные и непроизводные.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Тавтология есть в
предложениях:
R
Между
природой и человеком не существует
существенной разницы.
R
Строительство
нового корпуса не должно замирать на
мертвой точке.
J
Необъятный
небесный свод раздался, раздвинулся
еще шире.
R
Милая,
добрая, отзывчивая — так отзывались о
ней все.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Нет тавтологии в
предложениях:
J
Питательная
маска подпитывает кожу.
R
Служба
службой, а дружба дружбой.
J
До сих пор
неизвестен творец этого уникального
творения.
R
Служить
бы рад, прислуживаться тошно.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Допущена лексическая
ошибка – плеоназм – в следующих
предложениях:
J
Город преобразился перед новогодними
праздниками.
R
Основной костяк группы составляют 5-6
человек.
J
Нужное слово всегда дорогу к сердцу
найдет.
R
Главная суть заключается в знании норм
языка.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Плеоназмы встречаются
в следующих сочетаниях слов:
J
думать
умом
R
вернуться
назад
R
планы на
будущее
J
бездоказательные
доказательства
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Предложение содержит
плеоназм …
R
Совместно
разработали и согласовали план.
J
Что-то у
меня ручка перестала функционировать.
J
Настоящий
конец образования дает только сама
жизнь.
J
Дорогу
осилит идущий.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
В предложении Автор
затрагивает важные для настоящего
времени актуальные проблемы
есть лексическая ошибка … .
Правильный вариант
ответа: пл**назм
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Паронимы употреблены
неверно в предложениях:
R
Ваша жена
– эффективная женщина.
R
Наконец-то
обнаружены остатки царской семьи.
J
Мама
приготовила сытный обед.
R
Любой
поступок заслуживает осуждения.
-
Задание {{ 1 }} ТЗ 1.
Паронимы представить
— предоставить
употреблены правильно в предложениях:
R
Нового
сотрудника представил сам директор.
R
Прошу
предоставить отпуск в январе.
J
Отчет о
работе необходимо предоставить в
декабре.
J
В конце
вечера сцену представили гостям.
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Лексика
– это
R
совокупность слов данного языка, весь
его словарный запас
J
словарный запас одного человека
J
устаревающие слова
J новые
слова, появляющиеся в языке
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
С точки
зрения употребления в языке различают
R
активную и пассивную лексику
J
лексику разговорную и литературную
J
стилистически окрашенные слова
J
заимствованную и исконно русскую лексику
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Словарный
состав русского языка включает в себя
J только
исконную лексику
J
незначительное количество заимствованной
лексики
R как
исконную, так и заимствованную лексику
J только
новые слова
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Эвфемизм
– это
R слово
или выражение, служащее в определённых
условиях для замены таких обозначений,
которые представляются говорящему
нежелательными, не вполне вежливыми
или слишком резкими
J
иноязычные по происхождению наименования
вещей и понятий, свойственных жизни и
культуре того или иного народа
J это
устаревшие слова, вышедшие из активного
употребления, вместо которых в современном
русском языке употребляются другие
слова
J
это новые слова, ещё не вошедшие в
активное употребление
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Заимствованные
слова – это слова
R из
других языков
J из
других стилей
J другой
эмоциональной окраски
J из
других текстов
-
Задание
{{ 1 }} ТЗ 1
Полисемия
– это
R
многозначность
J
однозначность
J
однозвучность
J
эмоциональная окраска слова
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Задание 6.
Лексические нормы
Лексические нормы
- это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи.
Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы
- его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, (т.е. точность речи)
- слово выражало наше отношение, то есть было выразительным (т.е. выразительность речи),
- употребление слов в речи определялось сферой их функционирования ( т.е.стилевая принадлежность речи)
Типичные лексические ошибки в аспекте точности
- Нарушение лексической сочетаемости слов.
- Смешение паронимов.
- Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).
- Многословие.
- Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)
1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
- Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Лексическая несочетаемость – нарушение этой способности.
Например: черствый хлеб, черствый человек , но не черствый торт, черствый друг ; глубокая ночь, глубокая старость , но не глубокий день, глубокая юность .
НО следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов . Это один из видов тропов – оксюморон ( например: обыкновенное чудо, живой труп )
- Ошибки этого типа связаны с тем, что носитель языка не замечает , что:
- слова противоречат друг другу, одно исключает другое по смыслу : (пр.: танцевальная песня)
- слова имею разную оценочную окраску : (пр.: полчища тружеников)
- слова разнородны по стилю (пр.: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню)
- слова несовместимы по традиции (пр.: выполнить желание, НО НЕ выполнить мечту; сильная привязанность, страсть, ненависть НО НЕ сильная дружба.
2. Смешение паронимов.
- Паронимы – слова, сходные по звучанию , но не совпадающие по значению
Пр.: останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический).
- Но паронимы не могут заменять друг друга
Пр.: иллюстративная книга НО иллюстрированный материал
3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).
- Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением.
- Неточность словоупотребления возникает, когда носитель языка не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание .
ПР.: Татьяна противопоказана Онегину ( вместо : противопоставлена).
Пр.: Татьяна любит няню – эту седобородую старушку ( вместо: седовласую или седую).
4. Многословие (речевая избыточность). Виды:
- Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество ) – употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов
ПР.: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица»)
ПР.: Смелый и храбрый человек.
ПР.: Свободная вакансия, главная суть.
ПР.: Шляпа упала вниз
ПР.: Вы забываете главная суть
ПР.: Талант его бесполезно пропадает
4. Многословие (речевая избыточность). Виды:
- Тавтология (от греч. tauto – то же самое , logos – слово ) – повторение однокоренных слов.
ПР.: Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку . («контр» – ответ)
Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему :
ПР: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку .
НО В языке немало тавтологичных сочетаний , употребление которых неизбежно , поскольку в них используется терминологическая лексика .
ПР.: словарь иностранных слов, бригадир первой бригады .
Тавтологичными могут быть фразеологические обороты :
ПР.: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом
4. Многословие (речевая избыточность). Виды:
- «Расщепление» сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием :
ПР.: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора ВМЕСТО Ученики решили убрать школьный двор).
- «Слова-паразиты» – разнообразные частицы и слова , которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др .).
- Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания.
ПР.: В кабинете висели русские писатели. ВМЕСТО В кабинете висели портреты русских писателей.
- Ошибки в употреблении местоимений . Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект.
ПР.: Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь.
ЕГЭ (задание 6)
В ЕГЭ встречаются задания по проверке знания лексических норм 2х типов:
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.
из демо:
очень
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.
- Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
- Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
- Все гости получили памятные сувениры.
- Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
- О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
- Каждый покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляющей этот товар.
- Я впервые познакомилась с ней в прошлом году.
- Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.
- На экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную мемориальную доску.
- Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в месяце мае.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.
отправлен
- Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
- Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
- Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже
- Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
- Подавляющее количество заданий было выполнено.
- В голове у него метнулась мысль о побеге.
- Большую роль в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность.
- В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
- Необходимо повысить подготовку специалистов.
- Большая половина девушек предпочитает длинные волосы
- Эти функции поручаются классному руководителю.
роль
тонет
пример
большинство
возникла
значение
непростая
улучшить
более половины
возлагаются
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.
- Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был его первый дебют.
- Внутренний интерьер здания поражал роскошью.
- Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.
- В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.
- Мы поднялись вверх по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.
- За истекший период времени нами были проведены осушительные работы .
- Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
- В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два пожилых человека.
- Чтобы получить премию, надо закончить начатую работу.
- Командир приказал уничтожить полностью врага.
- Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.
- Бабушка медленно взяла нож и отрезала равную половину яблока, тихо сказала: «Ешь».
- Он работал молча, без слов, но качественно.
- Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте, в самые ближайшие дни мы это выясним.
- По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
- Татьяна долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за три дня.
- Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
- На выставке были представлены деревянные изделия из древесины Моя бабушка любит народный фольклор.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово . Запишите подобранное слово , соблюдая нормы современного русского литературного языка.
хватал
- Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим в Семилетнюю войну.
- Листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
- Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
- Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал.
- В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
- Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
- Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
- Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
- Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
- Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою .
минорное
чёрном
часть
дать
бедной
приложил
внимания
впечатление
симпатизирует
Лексические ошибки
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ
с. Тополево Семенова Н. Н.
Найти ошибки, исправить.
1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты.
2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки.
3. Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения.
4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.
5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
Виды лексических ошибок
Неразличение паронимов;
Лексическая несочетаемость;
Ошибочное употребление иноязычных слов;
Плеоназм;
Тавтология;
Ошибки, связанные с неполнотой высказывания;
Неуместное употребление стилистически сниженной лексики;
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Неразличение паронимов
Письмо отправили адресанту по почте.
Человек ведет праздничную жизнь.
Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
Как только предоставится возможность, я поеду на юг.
Лексическая несочетаемость
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
Подавляющее количество заданий было выполнено.
В голове у него метнулась мысль о побеге.
Ошибочное употребление иноязычных слов
Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.
Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу.
Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.
Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.
Плеоназм
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
Все гости получили памятные сувениры.
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
Тавтология
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.
Ошибки, связанные с неполнотой высказывания
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
На уроках ребята хорошо ведут.
Необходимо повысить эффективность.
Я уже чувствую после болезни хорошо
Неуместное употребление стилистически сниженной лексики
Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
Куприн – потрясающий писатель своего времени.
Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания
Употребление слова в несвойственном ему значении
Костер все больше и больше распалялся, пылал.
Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.
Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.
Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий
Проверьте себя
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.
Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
Народ был, народ есть, народ будет есть.
Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).
Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
Одно, брат, дело — огурцов посол. Другое — если ты посол (Козл.)
Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).
Исправьте ошибки
1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства
2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей
3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности
4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно
5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.
6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения
7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий
8. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи
1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства
2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят
3. Писатель берет своих героев из жизни.
4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.
5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий
6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения
7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий
8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи
найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки ревниво охраняют свою территорию. Началась очередная предвыборная компания. В коллективе сложилась сложная ситуация. Вечеринки с самогоном — это все что может утолить энергию тракториста Матвея. В нашей программе вы узнаете где зародились кофейные зерна. Сегодня очень холодно поэтому советуем одеть шапки. Хозяин офиса пристально следит за чистотой офиса.
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки ревниво охраняют …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » Русский язык » найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки ревниво охраняют свою территорию. Началась очередная предвыборная компания. В коллективе сложилась сложная ситуация.
41 месяцев назад
найдите ошибки,вызванные нарушением лексических норм.исправьте предложения. Мой сосед еще и коллега по работе. Кошки
ревниво охраняют свою территорию. Началась очередная предвыборная компания. В коллективе сложилась сложная ситуация. Вечеринки с самогоном — это все что может утолить энергию тракториста Матвея. В нашей программе вы узнаете где зародились кофейные зерна. Сегодня очень холодно поэтому советуем одеть шапки. Хозяин офиса пристально следит за чистотой офиса.
Ответы
Будь первым, кто ответит на вопрос
Тема №14481
Ответы к тесту по русскому языку Нормы современного русского литератур
Задание 1
____________ — неоправданное употребление однокоренных слов в одном высказывании.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
Задание 2
____________ — речевой оборот, в котором используются лишние
уточняющие слова.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Речевая недостаточность;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) плеоназм;
4) тавтология.
Задание 3
____________ — слова, не несущие смысловой нагрузки, воспринимаемые как слова-паразиты.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Паронимы;
2) лишние слова;
3) трюизмы;
4) тропы.
Задание 4
____________ — общеизвестное положение, создающее многословие.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) трюизм;
3) афоризм;
4) тавтология.
Задание 5
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
____________ — пропуск части высказывания, создающий затруднение в понимании.
1) Трюизм;
2) каламбур;
3) фигура умолчания;
4) речевая недостаточность.
Задание 6
____________ — нарушение логики мышления или логики изложения
в процессе высказывания.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) антифразис;
3) алогизм;
4) антитеза.
Задание 7
____________ — нарушение традиционного сочетания слов по смыслу.
Назовите ошибку, которой соответствует данное определение (выберите один вариант ответа).
1) Плеоназм;
2) нарушение лексической сочетаемости;
3) парафраз;
4) пуризм.
Задание 8
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) крайне удивительные результаты;
2) добиться улучшения условий;
3) ребенок представлен самому себе;
4) интересный вопрос.
Задание 9
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) пристальное внимание;
2) уяснить существо вопроса;
3) прототип героя;
4) сытный суп.
Задание 10
Лексическая сочетаемость нарушена в выражениях (выберите несколько вариантов ответа)
1) гуманитарный профиль;
2) задать вопрос;
3) широкая информация;
4) не проронить фразы.
Задание 11
Определите, в каких словосочетаниях присутствует тавтология (выберите несколько вариантов ответа).
1) Окончательно закончен;
2) собрались на собрание;
3) для наших с вами сотрудников
4) сложилась сложная ситуация.
Задание 12
Определите, в каких словосочетаниях присутствует плеоназм (выберите несколько вариантов ответа).
1) Свободная вакансия;
2) обсуждать вопросы;
3) открытие вернисажа сезона;
4) заброшенный парк.
Задание 13
Определите, в каких высказываниях допущена речевая избыточность
(выберите несколько вариантов ответа).
1) Всем участникам круглого стола подарили памятные сувениры;
2) Много повидал на своем веку;
3) Солнце печет, и укрыться негде;
4) Урал известен промышленной индустрией.
Задание 14
Определите, в каких предложениях допущена речевая недостаточность (выберите несколько вариантов ответа).
1) Неаполь — портовый город, куда прибывают и отбывают торговые суда;
2) Физические упражнения благотворно воздействуют на нервную
систему;
3) Г оворят, мои стихи похожи на Ахматову;
4) Часто жарким летним днем, оказавшись у водоема, люди теряют
чувство меры и забывают о возможности переохлаждения организма.
Задание 15
Определите, какое высказывание является трюизмом (выберите один
вариант ответа).
1) Делу время — потехе час;
2) Каша быстрого приготовления сэкономит ваше время;
3) Болезни наносят организму вред;
4) К искусственным относятся объекты и явления, созданные трудом
человека.
Задание 16
Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена
намеренно (выберите один вариант ответа).
1) Первый дебют;
2) кесарю кесарево;
3) отредактированная редактором;
4) потерпеть победу.
Задание 17
Определите, в каком словосочетании лексическая ошибка допущена
намеренно (выберите один вариант ответа).
1) Минимальный минимум;
2) очень огромный;
3) живой труп;
4) брифинг для журналистов.
Задание 18
Укажите, в каких случаях паронимы оборонительный — оборонный
употреблены неправильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Военными была выбрана оборонительная тактика;
2) Войска заняли оборонную позицию;
3) Были выделены большие средства на оборонные нужды;
4) До последней капли крови бойцы вели оборонные бои.
Задание 19
Укажите, в каких случаях паронимы логичный — логический употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Вполне логический вывод сделал Иван из произошедших событий;
2) Логические рассуждения в процессе доказательства теоремы привели к неожиданному результату;
3) Логическими, убедительными были его доказательства теоремы;
4) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались
вполне логичными.
Задание 20
Укажите, в каких случаях паронимы обозначать — означать употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Длительная болезнь резко обозначила черты его лица;
2) Реки означают на карте голубым цветом;
3) Воинственные крики и шум во дворе обозначали, что мальчишки
опять затеяли драку;
4) Улыбка обозначила сеть мелких морщинок у ее глаз.
Задание 21
Укажите, в каких случаях паронимы освоить — усвоить употреблены правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Во время обучения в университете я усвоил два иностранных языка;
2) Освоить культурное наследие прошлого — одна из задач гуманитарного знания;
3) Некоторые младшие школьники с трудом усваивают таблицу умножения;
4) В отпуске мы хотели бы усвоить правила игры в бридж.
Задание 22
Укажите, в каких случаях паронимы злой — злостный употреблены
правильно (выберите несколько вариантов ответа).
1) Его злая выходка удивила и рассердила всех гостей;
2) Он допустил много промахов и ошибок, но не по злой воле;
3) Злые неплательщики будут оштрафованы;
4) На цепи сидела злая собака.
Задание 23
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) В со зд авш ем ся п о л о ж ен и и н ам о ставал ся о д и н вы х о д — в о зв р ащ аться д о м о й н а свои х д вои х;
2) Т ы н ач ал ьн и к — теб е и кар ты в р у ки ;
3) Я д у м аю , ч то л у ч ш е у м ер еть, ч ем ж и ть н а к олен ях;
4) С только ты н ап у сти л ту м ан а в свою р еч ь , ч то я со всем зап утался.
Задание 24
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) Х о д и т и л и го в о р и т, а у сам о го н а л б у нап и сан о: ч естн ы й ч ел о век;
2) А л ьп и н и сты не тер я л и д у х а и у п о р н о ш ли вверх;
3) В и к то р у п ятн ад ц ать — и он со всем о тб и л ся о т рук;
4) Д ер евн я н аш а очен ь м и л а — п р о сто р ай зем н ой.
Задание 25
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) К о вр и ги н вн и м ател ьн о слу ш ал и м о тал н а ус;
2) П о сто р о н н и е л ю д и о х отн о п у таю тся в ч у ж и е д ел а и м у тят воду;
3) Д евуш ка вы глядела как настоящ ая м анекенщ ица: кровь с м олоком ,
д а и только!;
4) В р азго в о р ах ты , ко н еч н о , со б ак у съел, а во ен н о го д ел а не знаеш ь.
Задание 26
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) С то ял и п р о зр ач н о -ясн ы е д н и б аб ьего лета;
2) С п си х о л о го м м о ж н о п о д ел и ть ся сво и м и б о л ьн ы м и м естам и ;
3) Р ы царь всегда бы л готов лечь костьм и за то, что считал правильны м ;
4) Я вам р ек о м ен д у ю д ер ж ать я зы к за зуб ам и , а то у л ети те ту д а, куда
М ак ар тел я т не гонял.
Задание 27
У к аж и те, в к ак о м п р ед л о ж ен и и ф р азео л о ги зм у п о тр еб л ен неверно
(вы б ер и те од и н вар и ан т ответа).
1) С ем ен М и х ай л о в и ч б ы л тем ж е м и р о м м азан , ч то и его брат. В се
скр ы тн и ч ал ;
2) Немного виноватым чувствовал он себя перед этим молодым парнем, у которого еще молоко на губах не обсохло;
3) В первые годы семейной жизни Климов находился между молотом и наковальней: метался между матерью, требующей внимания, и женой, считавшей претензии свекрови излишними;
4) Михаил Илларионович говорил в кругу своей семьи: я калиф на
час — люблю много гостей.
Задание 28
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно
(выберите один вариант ответа).
1) Содержатели частных театров были так бедны, что едва сводили
концы с концами;
2) Не мудрствуя лукаво, мы согласились с предложенным планом;
3) На шум постояльцы выскочили в чем мать родила, в одних пижамах;
4) Интересно, что делим шкуру неубитого медведя: считаем выручку, хотя не знаем, будет ли улов.
Задание 29
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно
(выберите один вариант ответа).
1) — Мама, — говорила Людмила, — я вам голову даю на отсечение,
что он будет моим;
2) Приказ, о котором вы столько говорите, оказался филькиной грамотой, не в обиду вам будет сказано;
3) Теперь вашему раскаянию уже не поверят. Теперь вы хоть реки
слез пролейте — и тогда скажут, что это крокодиловы слезы;
4) Фирменное блюдо льва — антилопы и зебры.
Задание 30
Укажите, в каком предложении фразеологизм употреблен неверно (выберите один вариант ответа).
1) Администрация края смотрит на это безобразие спустя рукава;
2) Зря вы разгневались, мечете громы и молнии, а свою ошибку проглядели;
3) Дети, может быть, не меньше нас ищут руководящее начало и ариаднину нить, которая выводила бы их из лабиринта их детских недоразумений;
4) Неведомая земля, на которую не ступала нога человека.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Категория: Русский язык | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 2.6/10