Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.
Соседний кот важно прошел на кухню, давать советы и замечания; деградировать к худшему; главная суть проблемы; вновь возобновить; играть важную скрипку; облокотиться спиной; габаритные размеры; незаконное расхищение; представить ответное слово.
Тренируемся и закрепляем полученные знания по употреблению паронимов.
Упражнения к теме «Употребление паронимов»
Упражнение 1. Объясните разницу в значении словосочетаний.
молодой советник — молодой советчик;
опасный человек — опасливый человек;
кардинальное решение — кардинальское решение;
осудить поступок — обсудить поступок;
соседний дом — соседский дом;
хозяйские интересы — хозяйственные интересы;
мелкие придирки — мелочные придирки;
абсолютный невежа — абсолютный невежда;
годовой отпуск — годичный отпуск.
Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.
поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);
абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);
дипломант — дипломат (хладнокровный, юный, конкурса);
описка — отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);
советник — советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный);
фабрикат — фабрикант (дешёвый, богатый, зарубежный, высококачественный);
кожный — кожаный (портфель, заболевание);
классный — классовый (характер, руководитель, строй);
удачный — удачливый (день, охотник, намёк, операция);
расчётный — расчётливый (человек, книжка, характер, система);
экономичный — экономический (базис, машина, метод, закон, затраты);
нетерпимый — нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение);
исполнительный — исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).
Упражнение 3. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания.
отдельный — отдельский;
диктат — диктант;
демократичный — демократический;
запасный — запасливый;
осудить — обсудить;
генеральный — генеральский;
скрытый — скрытный;
экономия — экономика;
безответный — безответственный;
злой — злостный;
явный — явственный;
остатки — останки;
рыбий — рыбный;
логичный — логический;
покупательный — покупательский;
представить — предоставить;
оклик — отклик;
эффектный — эффективный;
невежа — невежда.
Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
- Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
- Герой все время находится в подвесном состоянии.
- В этот день я услышала много обидчивых слов.
- Любой поступок заслуживает осуждения.
- Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
- Студент быстро освоил материал.
- Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
- Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
- В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
- Она приготовила сытый завтрак.
- Болотистый ил является отличным удобрением.
- Она пришла в цветистом платье.
- Соседний кот важно прошел на кухню.
- В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
- Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
- В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
- Землю надо обезводеть.
- На поляне мы увидели высокий земельный холм.
- Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
- Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
- С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
- Ему была представлена возможность поехать на юг.
- Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
- На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
- Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
- Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
- Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
- Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
- Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
- В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Упражнение 110. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.
1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.
2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий).
3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.
4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.
5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением).
6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).
7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.
8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников).
10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства.
11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно).
12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе.
13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.
14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.
15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник.
16. Кони пошли шагом и (встали, стали).
17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками.
18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).
19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос.
20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель.
21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.
22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист.
23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование.
24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны).
25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях.
26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
Упражнение 111. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.
1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.
2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки.
3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.
4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов.
5. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
6. Декада французской музыки продлится две недели.
7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария.
8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.
9. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди – бо́льшая половина дистанции.
10. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет.
11. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии.
12. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.
13. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы.
14. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу.
15. Заседание оперативного штаба намечено на 1 октября. Именно с этой даты традиционно начинается отопительный сезон в нашем регионе.
16. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер – один на весь регион.
17. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!
18. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса.
19. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.
20. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.
21. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции.
22. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой.
23. Мы вышли к лесистому озеру.
24. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
25. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване.
26. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества.
27. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.
Упражнение 112. Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.
1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга.
2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм.
3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит.
4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности.
5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли.
6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.
7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.
8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.
9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.
10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую.
11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время.
12. Это доставило чиновникам большие неприятства.
13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера.
14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме.
15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках.
16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти.
17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха.
18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место.
19. В вечернем воздухе слышался запах сирени.
20. Книга является обогатителем нашей души.
21. В стране идёт восстановление разрухи.
22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям.
23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя.
24. Хозяйство у Манилова забросанное.
25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала.
26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения.
27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова.
28. Фамусов – закоренелый дворянин.
29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу.
30. По дороге бежали босые ноги девочки.
31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами.
32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне.
33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню.
34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха.
35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара.
36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины.
37. Испытания нового прибора прошли без затруднений.
38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав.
39. Зрительская память у меня феноменальная.
40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта.
41. Вперёд подумай, потом – отвечай.
42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано.
43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость.
44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков.
45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием.
46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.
47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.
48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно.
49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно.
50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.
51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.
52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина.
53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением.
56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.
57. Раневская, приехав, целуется со шкафом.
58. Анна Керн – это девушка Пушкина.
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм Слово предоставляется руководителю экономического отдела?
Русский язык | 10 — 11 классы
Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм Слово предоставляется руководителю экономического отдела.
Где можно ознакомиться с прейскурантом цен на вашу продукцию?
Из — за своих грубых манер он прослыл невеждой.
Важным моментом является то, что в данный момент мы не распологаем никакой информацией по данному вопросу.
С виновного взыскали материальный ущерб.
Слово предоставляется руководителю экономическим отделом
Где можно познакомиться с прейскурантом цен на вашу продукцию?
Из — за грубых манер он прослыл невеждой.
Важным является то, что в данный момент мы не располагаем никакой информацией по данному вопросу.
С виновного взыскан материальный ущерб.
Отметьте варианты где нарушения нормы лексической сочетаемости слов ответы взыскать материальный ущерб удовлетворить современным потребностям предпринять меры заслужить уважение выражать опасения?
Отметьте варианты где нарушения нормы лексической сочетаемости слов ответы взыскать материальный ущерб удовлетворить современным потребностям предпринять меры заслужить уважение выражать опасения.
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм?
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм.
Стихотворение юной поэтессы стало бестселлером.
Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм?
Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.
Соседний кот важно прошел на кухню, давать советы и замечания ; деградировать к худшему ; главная суть проблемы ; вновь возобновить ; играть важную скрипку ; облокотиться спиной ; габаритные размеры ; незаконное расхищение ; представить ответное слово.
9. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм : 1?
9. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм : 1.
Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков.
2. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
3. Отец умер, когда ему было девять лет.
4. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров.
Исправьте лексическую ошибку :Я хочу обратить ваше внимание на очень важную, актуальную проблему?
Исправьте лексическую ошибку :
Я хочу обратить ваше внимание на очень важную, актуальную проблему.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения?
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.
1) Согласно заявления его перевели на другую работу.
Исправьте лексические ошибки в предложении : Актер раздавал свои автографы?
Исправьте лексические ошибки в предложении : Актер раздавал свои автографы.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения?
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм, и исправьте предложения.
1) Те, кто прикладывают много усилий, всегда добиваются своего.
2) Наш завод оказался более передовым.
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм?
Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм.
Наш магазин предлагает бесплатный кредит.
Феноменальная предсказательница предскажет судьбу.
Помогите?
Исправить ошибки в предложениях связанных с нарушением синтаксических норм.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм Слово предоставляется руководителю экономического отдела?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
3 — б, это деепричастный оборот 4 — в.
1отевет б 2 ответ а надеюсь.
Я люблю школу, а в частности информатику. Этот урок такой такой занимательный и интересный, он способствует развитию мозга и разминки пальцев. Когда мы приходим на урок у меня сразу готовность номер один, так как компьютеров в нашей школе очень мал..
Мой любимый предмет информатика. Его преподаватель ИМЯ_УЧИТЕЛЯ. На уроке мы учимся управлению и свойствам компьютера. Я люблю этот предмет потому — что ПРИЧИНА.
Ров, паста, тор, рот, нота, тон, пот, топ, роса, оса, нора, рана, пар, рис, сова, вор.
«ПАСТАФАРИАНСТВО» Паста ; Паства ; Пастор ; Пари ; Пар ; Пост ; Пас ; Пот ; Ас ; Сафари ; Стоит ; Стоп ; Сто ; Сова ; Сорит ; Сито ; Сон ; Сан ; Страна ; Риностоп ; Рис ; Твари ; Твори ; Топ ; Топ — топ ; Тон ; Торт ; Тона ; Тина ; Тир ; Рана ; Роса ..
Есть латинские, которые X, V, а арабские просто арабы придумали.
Книга — это наш , и друг, и товарищ , и путь к неизвестному . Открывая страницы любимой Книги , сразу переносишься в события рассказа , слушаешь своих героев , представляешь себя на их месте . Только из книг мы узнаем историю своего народа , своей ..
БЫл тЁплый дЕнь. ДЕти идУт в рОщу. ВОт большОй пень. А тАм Осы. ДЕти убежАли домОй.
Был тЁплый день. ДЕти идУт в шкОлу. КругОм тишинА. Вот большОй пень. А там Осы. ДЕти убежАли домОй.
Устраните ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Объясните свои действия. I. Первый дебют, родные пенаты
Ваш ответ
решение вопроса
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические 43,275
- гуманитарные 33,618
- юридические 17,900
- школьный раздел 606,155
- разное 16,822
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Лексические ошибки
Употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости.
Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.
источники:
http://www.soloby.ru/758961/%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F
http://4ege.ru/trening-russkiy/58900-leksicheskie-oshibki.html
Материал для работы по теме «Работа над грамматическими ошибками в работах учащихся».
Упражнение 1.
Предложенные задания помогут учащимся в работе с паронимами в речи. Тренировка задания 5 в ЕГЭ.
Исправьте ошибки в употреблении паронимов в следующих предложениях:
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Упражнение 2.
Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Объясните Ваш выбор. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях возможны варианты:
1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.
2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий).
3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.
4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.
5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением).
6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом).
7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия.
8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников).
10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства.
11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно).
12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе.
13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов.
14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала.
15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник.
16. Кони пошли шагом и (встали, стали).
17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками.
18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица).
19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос.
20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель.
21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство.
22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист.
23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование.
24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны).
25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях.
26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.
Упражнение 3.
Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.
1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума.
2. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители.
3. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов.
4. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
5. Декада французской музыки продлится две недели.
6. Нерадивых водителей неизменно встречает авария.
7. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов.
8. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди – бо́льшая половина дистанции.
9. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет.
10. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии.
11. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью.
12. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы.
13. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу.
14. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер – один на весь регион.
15. Какие только чудеса не вытворяет современная наука!
16. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса.
17. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок.
18. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки.
19. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции.
20. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой.
21. Мы вышли к лесистому озеру.
22. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга.
23. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване.
24. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества.
25. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.
Упражнение 4.
В данных предложениях есть ошибки у потреблении грамматических форм рахличных частей речи. Найдите эти ошибки и исправьте их.
1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.
2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.
3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.
4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.
5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.
6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.
7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.
8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?
9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.
10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.
11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.
12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.
Упражнение 5.
Дайте оценку использованию лексических средств в следующих предложениях. Выделите употребление слова без учёта его значения, анахронизм, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.
1. Мы знакомы с Галей с первого класса, она моя главная подруга.
2. Для того чтобы завод заработал ритмично, нам придётся решить не одну дилемму, а десятки дилемм.
3. Пятнадцатый маршрут трамвая здесь не ездит.
4. Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности.
5. Определился восьмой участник четвертьфинальной дуэли.
6. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, как ребята больше любят смотреть телевизор, чем читать книги.
7. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели – от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.
8. Погода сопутствовала хорошему отдыху.
9. Владельцам вишнёвого сада грозит разорительство.
10. С удручающей ясностью понял я, что два года учёбы прошли впустую.
11. У меня всегда, ещё с юношеских лет, было ощущение, что я живу в историчное время.
12. Это доставило чиновникам большие неприятства.
13. Командир решил взять новобранца в испытательский полёт вместо опытного бортинженера.
14. Почтовое отделение переведено в помещение, расположенное в выстроенном многоэтажном доме.
15. Московское управление банка получило участок для застройки жилого дома в Химках.
16. Добрый человек плачет от радости, а злостный – от зависти.
17. Костя был совершенно лишён музыкального слуха.
18. Лишь досадливые промашки не позволили ему занять первое место.
19. В вечернем воздухе слышался запах сирени.
20. Книга является обогатителем нашей души.
21. В стране идёт восстановление разрухи.
22. Он ставит перед собой цель не только личную – жить полноценно, но и другую – быть корыстным людям.
23. В. Маяковский пишет о неименуемой гибели буржуазного строя.
24. Хозяйство у Манилова забросанное.
25. Левая нога Пушкина свешивается с пьедестала.
26. Ради счастья народа Саша отказывается от своего происхождения.
27. Тургенев считал, что не время ещё для появления революционеров-демократов в России, поэтому он сознательно умерщвляет Базарова.
28. Фамусов – закоренелый дворянин.
29. У Ленина мысли больше нашего морщат кожу.
30. По дороге бежали босые ноги девочки.
31. Распаханные снарядами поля заколосились хлебами.
32. Всё смешалось в один очистительный водопад: солдаты, матросы, крестьяне.
33. При исполнении этого прыжка надо опираться на всю ступню.
34. В грядущем году завод наметил провести реконструкцию третьего цеха.
35. Гарри Хайт считается самым высоким человеком в США. Именно благодаря своим габаритам ему удалось найти работу швейцара.
36. В романе описывается борьба, которую ведут партизаны против японской интервенщины.
37. Испытания нового прибора прошли без затруднений.
38. По степи неслись крики перепела и медвяные запахи скошенных трав.
39. Зрительская память у меня феноменальная.
40. С каждым годом росло исполнительное мастерство музыканта.
41. Вперёд подумай, потом – отвечай.
42. Почва – часть единственной природы, где всё взаимосвязано.
43. Несмотря на долгие годы, проведенные ею в добровольческом изгнании, она сохранила прежнюю красоту и величавость.
44. На именины Татьяны съехались соседи – дворовые, владельцы соседних земельных участков.
45. Жители микрорайона трудились на возрождённом субботнике с большим желанием.
46. Вблизи села геологи обнаружили минеральные истоки.
47. В квартирах злых неплательщиков будет отключена горячая вода.
48. Как я уже сказал выше, реконструкцию завода надо начинать немедленно.
49. Судить о причинах взрыва можно только предположительно.
50. В нашем коллективе всегда старались поддержать зачинщиков любого интересного дела.
51. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.
52. Я знаю, что ещё живы предки А.С. Пушкина.
53. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.
54. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги.
55. Приближения дня премьеры в театре ждут с нетерпением.
56. Плохо, когда по всем каналам демонстрируется одно и то же название хорошего, но уже поднадоевшего всем фильма.
57. Раневская, приехав, целуется со шкафом.
58. Анна Керн – это девушка Пушкина.
Упражнение 6.
Упражнение на знание значения фразеологизмов и правильного употребления фразеологических оборотов в речи.
I. В данных ниже сочетаниях слов отметьте фразеологизмы. Объясните их значение.
1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.
II. Отметьте фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Запишите эти фразеологизмы в исправленном виде.
1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.
III. Замените выделенные фразеологизмы одним словом.
1. Все бежали как на пожар.
2. Туристы берегли спички как зеницу ока.
3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.
4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.
5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.
7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.
10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.
IV. О каком человеке так говорят в народе?
Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.
V. . Вместо точек напишите названия животных, птиц, насекомых.
… носа не подточит; как … в воде; делать … слона; когда … на горе свистнет; … на смех; как … на сене; биться как … об лед; … съел; как сонная …; морской …; … отпущения; стреляный …; как … в бочке; куда … костей не заносил; как угорелая …; дразнить …; пускать … в огород; делить шкуру неубитого …; не в … корм; брать … за рога; черная … пробежала; … в павлиньих перьях; куда Макар … не гонял; белая …; … в овечьей шкуре; вертеться как … в колесе; подложить …; как … дробина; показать где … зимуют; драть как сидорову …; писать как … лапой
1. Правильно: соседский кот прошёл на кухню.
2. Замечания нельзя «давать», можно заменить на «высказывать».
3. Деградация уже подразумевает ухудшение. Поэтому просто «деградировать».
4. Суть уже предполагает главное. Поэтому «суть проблемы».
5. Просто «возобновить».
6. Играть первую скрипку.
7. Упереться спиной, например. Спина — не локоть, чтобы облокачиваться.
8. Размеры и габариты — одно и то же.
9. Расхищение не может быть законным.
10. Правильно: предоставить ответное слово.
-
- 0
-
Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
1.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонеМЕнт.
2. Герой все время находится в подвеШЕНном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидНых слов.
4. Любой пРоступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далЬНие холмы.
6. Студент быстро Усвоил материал.
7. Мой брат — человек практичНЫй, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновАТым видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высоКИе дома.
10. Она приготовила сытНый завтрак.
11. БолотНый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветАстом платье.
13. СоседКИй кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусСТВЕНное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на разНых этажах.
16. В жаркий день приятно походить по тенИСТым аллеям.
17. Землю надо обезводИть.
18. На поляне мы увидели высокий земЛЯНОй холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережЛИВая.
20. Давайте найдем в себе скрыТые резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовОЛЬСТВием учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была предОставлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборОЧные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресаНт которого характеризует себя так: «Я
одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежДОй.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое Существование.
27. Он не любил работать и вел празднЫй образ жизни.
28. Маяковский стоял у истоКов нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятНы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендУЕМой литературы.
-
Комментариев (0)
Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм.
Соседний кот важно прошел на кухню, давать советы и замечания ; деградировать к худшему ; главная суть проблемы ; вновь возобновить ; играть важную скрипку ; облокотиться спиной ; габаритные размеры ; незаконное расхищение ; представить ответное слово.
На этой странице сайта размещен вопрос Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических и фразеологических норм? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.