Страх совершить ошибку у ребенка

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я всегда занималась интеллектуальным развитием Арины, даже когда она была совсем маленькой. Мы посещали различные курсы для дошколят, а дома занимались с ней по методикам развития интеллекта для малышей, что, конечно приносило свои результаты. Но, когда пришло время идти в первый класс, я вдруг обнаружила, что в Чебоксарах нет ни одного развивающего центра для школьников. То есть, я могла записать дочь в спортивную секцию: на плавание или гимнастику, могла развивать её творческую составляющую: в музыкальной школе или на рисовании, могла записать в языковые школы, но для развития интеллекта не было ничего — все курсы были рассчитаны только на дошколят».

Читать запись

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Нейронные связи в детском мозге еще только формируются, поэтому ситуации, когда малыш путает близкие по написанию и/или звучанию буквы — не редкость. Причем единых норм не существует: одни дети легко, без особых усилий со стороны родителей или учителей осваивают буквы, называют и показывают их без ошибок, а другие малыши наоборот, с трудом заучивают буквы и долго путают их между собой. О том, почему это происходит и как научить ребенка запомнить буквы, мы поговорим в нашей статье.

Читать запись

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.

Читать запись

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Математика — один из самых сложных и одновременно важнейших школьных предметов. Хорошие знания по математике облегчают освоение многих других предметов: от физики до основ программирования. Фактически математика является фундаментом, на котором строится успех в обучении — не только школьном, но и профессиональном. Поэтому так важно начать заниматься этим предметом еще до школы.

Читать запись

Что такое счеты абакус и для чего они

Что такое счеты абакус и для чего они

Уже в древности людям требовалось постоянно проводить несложные расчёты — в быту, торговле, во время строительства. Для того, чтобы облегчить такую задачу и было создано простейшее счётное приспособление — абакус, или абак.

Читать запись

У требовательных и нетерпимых родителей-перфекционистов дети вряд ли научатся воспринимать ошибки спокойно

«Если не можешь сделать лучше всех, даже не берись», — множество людей живет с такой установкой. Для них любая ошибка становится почти трагедией. Как не передать детям свой страх и научить их относиться к ошибкам как к необходимому опыту?

Почему дети так боятся ошибок

Страх перед ошибкой формируется еще в раннем возрасте, когда ребенок в своих оценках и в восприятии мира ориентируется на родителей, объясняет детский психолог Мария Григорьева. Например, мама водит малыша на развивающие занятия и очень переживает, успешен ли ее ребенок, все ли у него получается аккуратно и четко. Для нее важнее результат, а не процесс обучения. Но именно процесс, интерес к процессу обучения формирует мотивацию и самооценку ребенка.

«Боязнь ошибок может возникать из-за установок родителей, которые сформировались у них еще в детстве, — говорит Мария Григорьева. — Если у взрослого синдром отличника и он привык все делать на пять с плюсом, то высока вероятность, что ребенок станет заложником этой установки. Соответственно, если родители хотят, чтобы их сын или дочь были свободны от нее, им придется для начала внимательно и чутко отнестись к самим себе, позволить себе быть несовершенными».

Например, все мы знаем, что редкий ребенок сможет ловко орудовать ложкой с первого раза. Никто из мам и пап, бабушек и дедушек не удивляется тому, что поначалу после самостоятельного завтрака стол, стул и сам ребенок покрыты слоем каши или пюре.

Со временем его навыки улучшаются, последствия использования ложки уже не так заметны, ребенок учится и постепенно овладевает столовыми приборами в совершенстве. Если же родители вдруг начнут стыдить ребенка, ругать его за пролитый суп, за кашу на столе, то в ответ на критику он может отказаться есть самостоятельно. Взрослым придется долго кормить ребенка самим или дожидаться возраста, когда его моторика разовьется настолько, чтобы он смог сразу есть аккуратно.

«Родителям хорошо бы постоянно себе напоминать, что освоение любого другого навыка — чтения, письма, счета — идет по тому же самому пути, что и освоение использования ложки, — замечает Мария Григорьева. — Успех в любом деле достигается через опыт, в том числе опыт проб и ошибок».

Почему взрослые требуют совершенства

Родители сами боятся

За требованием родителей, чтобы у ребенка все всегда было аккуратно, красиво и без ошибок, часто стоит их собственная тревога, собственный страх. Чаще всего родители боятся оценки других, тревожатся, что их сочтут плохими, некомпетентными родителями.

«Когда ребенок приходит с низкой оценкой из школы, а мама расстраивается и спрашивает, что получили другие дети, это, скорее всего, означает, что реакция мамы продиктована не самим результатом ребенка, а тревогой, что она оказалась не на высоте как мать. При этом ребенок, обнаруживая реакцию мамы, страдает — ему страшно будет ошибиться в следующий раз, он будет чувствовать себя виноватым, глупым, неправильным», — объясняет Мария Григорьева.

Ребенок хорошо считывает реакции значимых взрослых, и эти реакции на него влияют. Он довольно рано чувствует и понимает, что для его родителей «построить башенку неправильно» — плохо, «не доделать башенку и убежать играть в машинки» — ужасно, «получить „тройку“» — конец света. Даже если родители и не ругают ребенка, но испытывают раздражение, тревогу, что их ребенок «не такой, как все, а это стыдно», то ребенок чувствует это, начинает также тревожиться, испытывать страх, напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.

У родителей завышенные ожидания

Бывает, что родители не готовы к ошибкам своих детей. Особенно если те быстро развиваются, начинают рано ходить, говорить, читать. Ожидания по отношению к таким детям изначально выше, и поэтому у них может быть сильнее выражен страх перед ошибками.

«Когда ребенок развивается медленнее, испытывая проблемы в каких-то областях, родители чаще оказываются готовы к ошибкам, к несовершенству, они не ставят ребенку слишком высокую планку, не ждут выдающихся результатов, но при этом радуются достижениям. Ребенок имеет возможность развиваться в своем темпе, без завышенных ожиданий, — объясняет Мария Григорьева. — А вот родители детей „со способностями“ пребывают в некоторой иллюзии, что их ребенок может справляться со всеми задачами с первого раза, легко и без ошибок. Когда ошибки случаются, а они неизбежны, у родителей происходит крушение этой иллюзии. Разочарование родителей может повредить ребенку, ведь если родители растеряны и расстроены, то поддержки от них ребенок может и не дождаться».

К чему приводит страх ошибки

Боязнь сделать ошибку — выученная реакция ребенка, сначала воспринятая от родителей, а затем закрепленная в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.

Чем сильнее страх разочаровать взрослых, тем сильнее внутренняя тревога, напряжение. Постоянный стресс, заниженная самооценка, потеря мотивации — это последствия страха сделать ошибку, ощущения собственной «неидеальности», «плохости».

Любому человеку с низкой самооценкой, и ребенку тоже, приходится самоутверждаться за счет других. Необходимость быть хорошим для всех рано или поздно может привести к потере внутренней мотивации развиваться, к апатии, прокрастинации, полному отказу действовать.

Как помочь ребенку справиться со страхом

Мария Григорьева предлагает родителям исследовать свою реакцию на ошибки ребенка, спросить себя: «Почему это так меня задевает? Чего я боюсь на самом деле?» И начинать с себя. Если вы понимаете, что ваш ребенок впадает в ступор перед возможной неудачей, — может быть, вы сами излишне критикуете себя за ошибки.

Постарайтесь избегать сравнения ребенка с другими детьми, иначе он не будет ощущать себя ценным и нужным, а свои потребности значимыми. «Важно понимать, что когда взрослые сравнивают детей друг с другом как „плохого“ и „хорошего“, „глупого“ и „умного“, то они пытаются „натянуть“ на своего ребенка желанный образ, который может никогда не совпасть с реальностью».

Если ребенок жалуется, что ему страшно отвечать у доски, говорит, что боится ошибиться в контрольной, тревожится за свои оценки, прислушайтесь к его словам. Психолог Светлана Бельская советует родителям в такой ситуации прежде всего работать со своими чувствами и реакциями.

  1. Не отрицать проблему. Вы говорите ребенку: «Что это за ерунда?», «Не выдумывай!», «У тебя все хорошо». Это может привести к тому, что ребенок станет ощущать не только тревогу, но и одиночество, отсутствие поддержки.
  2. Напоминать себе, что ребенок без вас не справится со своим страхом, ему понадобится ваша помощь, а возможно, и помощь психолога.

Способы поддержать ребенка

1. Позвольте ребенку испытывать страх, говорите с ним об этом. Мягко убеждайте его, что делать ошибки — неприятно, но такое бывает у каждого человека. Приводите примеры из собственной жизни — это не только придаст ребенку сил, утешит, но и сделает вас ближе.

2. Отслеживайте, как часто вы упрекаете или стыдите ребенка за его промахи. Чем реже это будет происходить, тем меньше он будет чувствовать себя несчастным и думать, что с ним «что-то не так».

3. Обращайте внимание ребенка на то, в чем он силен, что у него получается хорошо — тогда он будет понимать, что у него есть сильные стороны и что ими можно компенсировать недостатки. Отмечайте любые успехи — даже самые маленькие достижения. Попробуйте смягчить его переживания от ошибки, например, с помощью фразы: «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался, — это здорово!»

«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать

«У меня не получится», «я хуже всех». Детям, которые растут с ощущением, что у других все получается лучше, очень трудно жить. Они как будто не слышат слов одобрения, не воспринимают чужую поддержку. Откуда берется эта глубокая неуверенность в себе?

«Моя 8-летняя дочь каждый раз идет на тренировку со слезами, — рассказывает 39-летняя Марина. — Она занимается художественной гимнастикой уже 4 года, делает заметные успехи, но сама считает, что у нее ничего не выходит. Перед соревнованиями — сплошные истерики: «я неправильно выполню элемент, я уроню ленту, я буду хуже всех».

Сил уже нет успокаивать и уговаривать. Может, бросить уже эту гимнастику? Не будет спорта — одной головной болью меньше. Но, с другой стороны, это значит, что мы спасовали перед трудностями? Как это скажется на дочери, когда она вырастет?»

Ребенку, который растет с ощущением, что у других детей что-то получается лучше, чем у него, очень трудно жить. Ведь каждый шаг для него, будь то освоение нового элемента в танце, концерт в музыкальной школе или проверочная работа, — это мучительное предъявление себя.

Ему хочется учиться, осваивать незнакомое, но это желание наталкивается на страх совершить ошибку и не оправдать ожидания авторитетного взрослого. Любое критическое замечание преподавателя он воспринимает как приговор: «У меня не получается, и я хуже всех».

Легко справляясь с учебой, такие дети плохо сдают экзамены: «было очень сложно», «туман перед глазами, гул в ушах, не могу прочитать вопрос задания внимательно». Часто они выдают высокую температуру и заболевают накануне ответственных мероприятий.

Дотянуться до планки

«Подобные ситуации возникают, как ни странно, в очень хороших семьях, где родители внимательны к ребенку и откликаются на все его послания, — рассказывает возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Эти родители, как правило, сами по жизни отличники, «достигаторы», они умеют прикладывать усилия, чтобы преодолевать трудности. И ребенку своему невольно высокую планку задают».

Успешным и требовательным к себе взрослым даже не приходится специально проговаривать правила. Ребенок сам считывает из атмосферы семьи: я должен быть безупречным, этого ждут от меня дома, других вариантов просто нет. Эта установка складывается с первых лет жизни.

«Приезжая консультировать родителей с 3-4-летними детьми к ним домой, я всегда предлагаю ребенку поиграть, — рассказывает Галия Нигметжанова. — В игре легче определить, насколько хорошо ребенок может общаться, сотрудничать, обходится с предметами, ставить цели. Это самые обычные игры: пирамидки, доски с геометрическими фигурами.

И часто я замечаю: мы с ребенком начинаем играть, и к нам подсаживается кто-то из родителей, чаще мама, и с большим волнением наблюдает за каждым действием ребенка.

Я ощущаю ее напряжение, замечаю, как маме важно, чтобы ребенок все выполнил правильно

Едва он нарушит правило — станет нанизывать кольца на пирамидку не в том порядке, мама тут же начинает оправдываться: «Он все умеет, просто плохо спал/ устал». Я вижу ее тревогу и чувство вины за то, что она недоучила, недоработала и не в самой лучшей комплектации предоставила своего ребенка. А мы ведь с ним просто играем!»

Ребенок легко считывает напряжение мамы и перенимает его. И когда он выходит в какую-то новую социальную среду — в детский сад, группу развития или спортивную секцию, у него появляется тревога: он придирчиво следит за своими действиями и чувствует вину за свое несовершенство.

Он зеркально отражает поведение родителей. Никто дома не говорил ему, что невозможно быть совершенным, когда только начинаешь учиться.

Действовать вместе

Как изменить этот пессимистичный сценарий? «Изменений ждать не приходится, пока сами родители не узнают себя в этих ситуациях, не соотнесут с собой эти переживания, — поясняет Галия Нигметжанова. — Я предлагаю таким родителям вспомнить: а как они сами себя чувствуют, когда оказываются в новой ситуации, с какими чувствами идут на экзамен, кастинг или ожидают ревизии, как это все для них?

Было бы очень полезно искать этот ответ вместе с ребенком, параллельно — делиться с ним своими переживаниями, страхами, что работа не получится, а экзамен не будет сдан. Вы стесняетесь записаться в танцевальную студию, хотя обожаете балет и мечтаете освоить некоторые движения?

Попробуйте записаться в студию и рассказывайте о том, что у вас (не) получается, своей дочери или сыну

Или ходите туда вместе. Рассказывайте ребенку о том, как справляетесь и как преодолеваете желание спрятать себя и скрыть свои несовершенства. И его напряжение спадет».

Вот еще несколько рекомендаций.

  • Больше обращайте внимание не на ошибки ребенка, а на то, что у него получается. Собирает он пазл или пирамидку — найдите повод порадоваться его ловкости и сообразительности. «Ты сделал вот это, и это — как здорово!»
  • Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя, самому себя оценивать. Спрашивайте чаще: «А как ты сам это видишь? Что тебе самому понравилось?» Каждый раз, когда он говорит, что у него ничего не получается, не спеша просматривайте пройденный путь, напоминайте ему, с чем он уже справился, что им сделано хорошего.
  • Подхватывайте смыслы ребенка! Речь не о том, чтобы слепо за ним следовать и попустительствовать любым его желаниям. Нет. Важно относиться с вниманием к тому, что им движет, когда он чем-то занимается. Ему нравится делать то, в чем он может быть первым? Или его главный смысл — встречаться с друзьями, ему с ними весело? Правильно поймав этот интерес, необходимо это обсудить, проговорить, поддержать: а где ты себя чувствовал первым? Как ты себя чувствовал? Остался ли ты доволен?

Ребенку, который видит, что его понимают, легче продолжать трудную для себя деятельность и находить личные смыслы в любых других делах. Он с большей отвагой берется пробовать и начинать что-то новое, не опасаясь критики и обесценивания.

Галия

Об эксперте

Галия Нигметжанова — детский, семейный психолог, соавтор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).

Источник фотографий:Getty Images

Ребенок не должен бояться сталкиваться с различными ошибками. Он должен понимать, что в жизни иногда случаются неудачи. И это не является концом света.

При подобном подходе ребенку будет проще воспринимать ситуацию. Он не будет придавать ей чрезвычайной важности. Как следствие, неудачи в его жизни будут происходить намного реже.

Мы расскажем о том, как научить ребенка не бояться плохих ситуаций. Правильно с ними взаимодействовать. И достигать успехов в жизни.

Почему дети боятся совершать ошибки и терпеть неудачи?

Это происходит по ряду следующих причин:

  1. Ребенок не может жить без чувства того, что его кто-то хвалит. Чаще — старшие родственники. Например, родители, бабушка с дедушкой, сестра, брат и так далее. Ребенок чувствует себя полезным только в том случае, если получил похвалу от определенного человека. Услышал, что он молодец. Если же похвалы нет, то ребенок начинает грустить. Может впадать в депрессию. Чувствовать себя бесполезным и так далее. Для ребенка с подобной проблемой крайне важна похвала, поэтому он не готов смириться ни с какой неудачей. Даже самой маленькой. Хотя из ошибок и состоит жизнь.
  2. Завышенная самооценка. У детей в раннем возрасте (до похода в школу) очень часто слишком высокое мнение о себе и способностях. Находясь среди любящих родителей, они слишком много времени уделяют общению с ними. Чувствуют себя исключительными и самыми лучшими во всех отношениях. Однако затем, при выполнении определенных задач, оказывается, что это не так. Они могут допускать ошибки так же, как и другие люди. Когда к ребенку приходит осознание этого, он пребывает в шоковом состоянии.
  3. Пример взрослых. Если родители никогда не признавали свои ошибки и к любой проблеме относились, как к концу света, это может перенять и ребенок. Ему будет довольно неудобно взаимодействовать с окружающими людьми. Поскольку любая проблема для него будет становиться трагедией.
  4. Гиперопека. К ухудшению состояния ребенка может привести и гиперопека. В рамках нее родители стараются всеми силами защитить чадо от любых проблем. Сделать так, чтобы мир был идеальным. Чтобы в нем у ребенка все только получалось, и никаких трудностей не возникало. В результате, ребенок привыкает получать желаемое без усилий. Думает, что у него подобным образом будет получаться действовать всю жизнь. А когда позже выясняется, что, оказывается, для достижения чего-либо нужно эффективно поработать, ситуация выходит из-под контроля. Малейшие трудности вводят ребенка в ступор. Он начинает чувствовать себя крайне неудобно и негативно. Что может плохо на него повлиять в процессе.
  5. Ребенка часто сравнивают с другими. У чада могут начаться проблемы и из-за того, что родители или другие близкие люди постоянно проводят параллели между ним и кем-то. Говорят: «Кирюша из соседнего подъезда закончил этот год на отлично. А ты — нет. Кирюша молодец, он вырастет и будет зарабатывать много денег» и так далее. Забудьте об этих фразах. Они никак не мотивируют. Ваш ребенок должен быть для вас самым лучшим. А условный отличник Кирюша, который всю жизнь проучится на пятерки, совсем необязательно станет успешным, как ваше чадо, которое будет получать четверки. В жизни оценки и мимолетные достижения — совсем не главное. Очень много примеров того, как троечники и хорошисты становились крупными бизнесменами и зарабатывали миллионы, а отличники работали на них за среднестатистическую зарплату.
  6. Слишком большие амбиции у взрослых. Ребенок не может прыгнуть выше головы, поэтому вам не стоит завышать свои амбиции по поводу него. Если вы вдруг почему-то решили, что школьник должен быть отличником, и заставляете его получать пятерки, ругая за четверки, это неправильно. Для того, чтобы получать только «отлично», должны быть предпосылки. Если ребенок несколько лет под ряд заканчивал год на пятерки, то вы вполне можете попросить его продолжить традицию. Он вполне может это сделать. Однако, если ребенок несколько лет под ряд учился на четверки, а потом вам резко захотелось, чтобы у него появилась красная медаль и в дневнике были одни только пятерки, то осуществить желаемого не получится. Вы будете только лишь ссориться с ребенком, что плохо на вас повлияет. Чадо будет довольно тяжело справляться с проблемами и неудачами на пути к достижению пятерок. Как следствие, вы сделаете ему детскую травму. Поэтому старайтесь ни коим образом не давить на ребенка. Это положительным образом на вас не повлияет.

Как помочь чаду перестать бояться делать различные ошибки?

Ваша задача — сформировать у ребенка мнение, что неудачи (если они случаются иногда) это нормальное явление. Безусловно, чадо периодически будет грустить из-за проблем. Всячески расстраиваться. Но впадать в депрессию и думать, что его мир разрушен, не должен. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций.

Поменяйте отношение ребенка к неудаче

Научите ребенка тому, что любая неудача и проблема — это возможность выучить что-то новое. Улучшить себя. И это действительно самый действенный способ для самосовершенствования.

Например, если ребенок ехал на велосипеде по проезжей части ночью без светоотражателей, и чуть не угодил под машину, то, сильно испугавшись, он теперь не будет так делать. Поскольку будет знать, что всегда есть риск столкнуться с серьезной проблемой. И поставить под угрозу здоровье.

Без попадания в стрессовую ситуацию ребенок бы не понял, как делать нельзя. А в подобной ситуации он сможет отлично справиться с поставленной задачей.

Также не стоит стараться всячески ограничить чадо от ошибок. Ребенок должен уметь справляться с ними, преодолевать трудности. А также уметь черпать что-то новое.

Старайтесь выделять именно достижения ребенка

Никогда не делайте акцент на неудачах чада. Старайтесь всеми силами выделять исключительно его достижения.

Если ребенок потерпел неудачу, то скажите ему, что сейчас он действует более эффективно, чем раньше. Следовательно, чадо сможет, спустя ряд тренировок, справиться со своей задачей эффективнее. Постараться любыми силами достичь чего-либо. И сделать все для улучшения собственных навыков.

Старайтесь не сильно хвалить ребенка

Иногда ребенку можно говорить комплименты о его деятельности. Но перебарщивать с ними и льстить не стоит. Это никак эффективно на чадо не повлияет. Приведет к ухудшению ваших отношений с ним.

Ребенок должен понимать, что его похвалят только если он действительно будет действовать эффективно. И хорошо справится с задачей, которую от него требуют. Ребенок должен понимать, что просто так похвалы в его адрес не будет. Не выполнив определенную задачу, ничего заслужить нельзя. В этом случае ребенок всегда будет стараться для того, чтобы справиться с ошибкой.

Старайтесь хвалить ребенка за конкретные вещи

Похвала с вашей стороны не должна быть абстрактной. Ребенок должен знать, что конкретно он сделал хорошо. В этом случае он будет видеть результат. И подмечать ваше отношение к нему. Улучшаете свои навыки в определенном вопросе.

«Конкретная» похвала должна выглядеть следующим образом. Вы должны указывать, что конкретно хорошо получилось у чада. Например, можете сказать: «Ты красиво разукрасил эту картинку». И так далее. Это не сложно, но зато помогает не разбаловать чадо комплиментами.

Не делайте упор на способности ребенка

Когда ребенок справляется с определенной задачей, старайтесь делать упор на определенные усилия. Хвалить чадо за это. Говорите, что ребенок отлично справился с определенной задачей, поскольку хорошо и упорно потрудился. А не потому, что «ты справился с заданием, поскольку умный». Это неправильная формулировка.

Ведь если ребенок не справится с заданием, он, получается, будет глупым? Мы так не считаем. Если ребенок не справится с заданием, значит, он просто приложил мало усилий. И плохо постарался. А не потому, что его интеллект поставлен под вопрос.

Что делать, если у ребенка случилась неудача?

Если у чада в жизни случилась неудача, необходимо поддержать его следующим образом:

  1. Постарайтесь не показывать, что вы расстроены или пребываете в состоянии ярости из-за неудачи ребенка. Если чадо увидит нервозность с вашей стороны, это может плохо на него повлиять. Он еще сильнее расстроится.
  2. Поговорите с ребенком. Узнайте, что он чувствует. Скажите, что понимаете его эмоции. Объясните, что все в порядке. Конец света не произошел. В следующий раз, если более серьезно подойти к вопросу, можно будет повзаимодействовать эффективнее. Можете также погрустить вместе с чадом.
  3. Скажите ребенку, что проблемы и неудачи иногда случаются в жизни у всех. При этом подобное никак не влияет на человека, как на личность. Он остается настолько же хорошим человеком, как и раньше. А исправить ситуацию можно будет чуть попозже.

Как страх ошибки влияет на самочувствие и поведение

Боязнь допустить ошибку у детей и взрослых иногда вызывает заметные телесные реакции. Если стресс провоцирует у ребёнка тошноту, диарею, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание или озноб, ему нужна помощь. Признаки страха не всегда отражаются на здоровье.

Ребёнок, который боится сделать ошибку, часто отказывается пробовать себя в новых видах деятельности. Он хочет заниматься только тем, что у него уже хорошо получается. Особенно часто из боязни дети избегают коллективных мероприятий, где свидетелями промаха могут стать сразу много людей.

Почему ошибаться полезно

Страх сковывает не только тело, он ограничивает и интеллектуальные ресурсы человека. Тот, кто боится, не осмеливается на перемены, недополучает свежих впечатлений и лишается положительного опыта. Более смелые люди охотнее покидают зону комфорта и пополняют свой багаж практических навыков. Они допускают ошибки, но всё-таки чаще добиваются успеха.

не надо бояться ошибок
не надо бояться ошибок

Зелёное поле — успех, красное — ошибки. Тот, кто боится ошибиться, лишает себя возможности расширить пространство положительного опыта. Ошибки будут в любом случае, но их значительно меньше. Без них невозможно представить эффективное обучение. Мы получаем знания, когда анализируем свои недочёты, и улучшаем навыки, когда исправляем ошибки. Весь процесс образования — это работа над ошибками. Тот, кто избегает промахов, упускает возможность научиться новому.

Какая похвала ослабляет самооценку

Ни один родитель не пытается специально подрывать самооценку своего ребёнка, однако иногда даже похвала бывает демотивирующей. Любое действие и слово родителя — это послание ребёнку о том, как ему воспринимать самого себя. Каждое послание несёт установку либо на фиксацию результата, либо на дальнейшее развитие.

Когда родитель даёт установку с фиксацией, ребёнок слышит: «Твои качества неизменны, и я тебя оцениваю». Установка на рост и развитие звучит так: «Ты развивающаяся личность, и я хочу, чтобы ты двигался вперёд». Истинное содержание похвалы не всегда легко распознать.

Как распознать установку с фиксацией

Рассмотрим, как звучит восторженная реплика довольного родителя и как на неё мог бы отреагировать ребёнок.

— Ты так быстро сделал уроки, какой ты умный!

— Значит, если я не смогу выучить уроки быстро, то я глупый.

— Только посмотрите на эту картину! Да у тебя талант! Ты просто Пикассо!

— У-у, мне не следует рисовать ничего сложного, иначе все увидят, что я никакой не Пикассо и что особых талантов у меня нет.

— Какая ты умница — получила пятёрку, хотя совсем даже и не готовилась!

— Стоит перестать готовиться, а то все заметят, что я не такая уж хорошая и умная без усилий, сама по себе.

При таких формулировках успех означает, что дети умны — тогда ошибки будут признаком глупости. Похвала приятна, но эффект от неё длится недолго. При малейшей трудности уверенность ребёнка улетучивается, а мотивация стремится к нулю.

Как хвалить и поддерживать правильно

Лучше отказаться от оценки ума и талантов ребёнка и сместить акцент на труд, который он вложил. Говорить не «ты отличный художник», а «я вижу, ты долго трудился над своей работой». Вместо «Маша у нас круглая отличница!» стоит отметить, как много и усердно школьница занимается ради высоких оценок.

Самооценка ребёнка может падать и после провалов и неудач. Например, после олимпиады по предмету, творческого конкурса или спортивного соревнования можно услышать:

— Твоё выступление нам понравилось больше, чем другие. 

Неглупый ребёнок сразу распознает в этих словах неискренность.

— Тебе несправедливо не дали первое место!

Перекладывание вины на других не принесёт пользы ребёнку.

— Да спорт вообще не самое главное в жизни.

Такой фразой родители обесценивают то, что интересно ребёнку.

— У тебя есть всё, чтобы в следующий раз победить!

Такая формулировка несколько переоценивает способности ребёнка: не стимулирует тренироваться, а говорит «оставайся на том же уровне, и тебе повезёт».

Самый экологичный вариант — признать чувства ребёнка, сказать: «Я вижу, что ты разочарован, и я сочувствую тебе». После этого нужно дать понять, что вы верите в его способности и трудолюбие. Если постараться, в будущем он может показать более высокий результат.

Чтобы хвалить ребёнка правильно, нужно честно говорить о его сильных и слабых сторонах. Со временем он будет более реалистично оценивать свои ресурсы и понимать, что ему многое по плечу. Разобраться в этом поможет упражнение «Зато». Предложите ребёнку написать на листе своё негативное качество: например, «медленно читаю» или «теряю телефон» — тогда вы можете добавить «зато ты хороший друг». Потом вы пишете свою слабость, а ребёнок дописывает «зато…» В результате, помимо списка известных недостатков, у вас появится лист достоинств, благодаря которым самооценка ребёнка укрепится. 

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

  • Страх совершить ошибку психология
  • Страх совершить ошибку на работе
  • Страх признать свои ошибки
  • Страх перед ошибками корень бюрократии
  • Страх ошибок на работе психология