1.2. 1. Подготовьтесь
к выполнению теста: прочитайте и запомните
правила использования слова в связи с
его лексическим значением
Правила
выбора слова
Правило |
Типичные ошибки |
Пример ошибки |
|
1. |
Употребление |
Задуманные |
|
2. |
Нарушение |
— — |
|
3. Многозначные |
-Столкновение
— Небрежное |
Молодая
( Рост
(Слово |
Молодая
Легко |
4.
Но |
Использование |
Не
и |
|
5. |
Многословие
—
—тавтологии |
:
Упал
Часто Мы Необычный |
Правила сочетания
слов
Правила
лексической сочетаемости фактически
базируются на одном условии:
при употреблении слова в речи необходимо
еще учитывать его способность соединяться
с другими словами.
Соединение слов в словосочетания на
основе их лексического значения имеет
ряд ограничений.
1.
Одинаковые по значению слова (синонимы)
могут по-разному соединяться с другими
словами, например: принято говорить
истинный
друг, но
подлинный
документ;
любить
родину,
отечество, отчизну, но
разлучаться
с родиной,
а не
с отчизной, отечеством
2.Сочетанию
слов может препятствовать их смысловая
несовместимость, которая возникает
вследствие того, что одно из слов
употреблено в несвойственном ему
значении, например: нельзя сказать
фиолетовый
апельсин, облокотиться спиной, вода
горит.
3. При
соединении слов может возникнуть
смысловая неточность, из-за того, что
слово было использовано без учета
ограничений в его лексическом значении.
Так, при употреблении глаголов причинять/
причинить,
необходимо помнить, что в их значении
производить
/ произвести, служить / послужить причиной
чего-нибудь
есть ограничение — чего-нибудь
(неприятного),
поэтому правильно говорить причинять
горе, причинять неприятности,
но нельзя сказать причинять
радость, причинять удовольствие.
Нарушение
лексической сочетаемости может быть
продиктовано сознательным стремлением
автора удивить слушателя (читателя)
необычным соединением слов. Тогда
несочетаемость слов становится средством
создания комического эффекта, лежащего
в основе различных шуток, например: Мы
достигли
зияющих вершин.;;
Трудно поощрять
чужие недостатки,
но еще труднее поощрять чужие достоинства.
4.С
проблемой лексической сочетаемости
связано и правильное использование
фразеологизмов. Фразеологизмы — это
сложные по составу языковые единицы,
имеющие устойчивый характер: ломать
голову, сгущать краски, кот наплакал и
т.д.. Многие фразеологизмы можно заменить
одним словом, например: раскинуть
умом – подумать,
пятое колесо в телеге –
лишний.
Для
фразеологизмов характерно:
—
постоянство лексического состава (т.е.
большинство фразеологизмов не допускают
включения новых слов: нельзя сказать
еще
ниже потупить печальный взор
вместо потупить
взор)/
Не может быть также оправдано и сокращение
фразеологизма, например: Успехи
этого студента желают лучшего
(правильно: …оставляют
желать лучшего).
Нельзя допускать искажение лексического
состава фразеологизма: Не
мудрствуя долго (правильно:
…лукаво)
или замена предлога: ставить
точки на И
(правильно: …над
И),
семи
пядей на лбу
(правильно: …во
лбу);
—
устойчивость грамматического строя
(т.е. в них обычно не меняются формы
слова: нельзя сказать бить
баклушу вместо
бить баклуши).
—
точность и определенность значения
(т.е. фразеологизм обладает цельным
значением, которое не складывается из
значения слов, входящих в него). Для
характеристики фразеологизма используется
термин идиоматичность
(смысловая неразложимость, слитность,
неделимость выражения на отдельные
компоненты) Это значит, что фразеологизм
нельзя понять, исходя из значения его
компонентов. Примером могут служить
выражения, в состав которых входят одни
и те же слова, как то: синий
чулок
(женщина,
всецело поглощенная книжными и научными
интересами)
и
синяя
птица
(прекрасная, но недостижимая мечта,
символ счастья, удачи).
Невнимательное
отношение к правилам использования
фразеологизма ведет к его дефразеологизации
(семантическому распаду), что в свою
очередь формирует ошибку в речи.
1. 2. 2.Выполните
тест
Задания |
Варианты ответа |
1.Речевая |
а) б) в) |
2. |
а) б) в) г) |
3. |
а) б) в) г) |
4.Данное В
(Т. |
а) б) в) г) |
5. |
а) б) в) г) |
6. |
а) б) в) г) |
7.Речевая |
а) б) в) г) |
8.Следующая Океан, |
а) б) в) г) |
9.Нет |
а) б) в) г) |
10.Значение |
а) б) в) г) |
11.Условия, |
а) б) в) г) |
12.Паронимы |
а). б).Мы в).Самоотверженный г).По |
13.Речевая |
а). б). в). г). |
14. |
а) б) в) г) |
15. йОгурт поделка фальшивый ветряной |
а) б) в) г) |
16. |
а) б) в) г) |
17.Нормы |
а) б) в) г) |
1. 2. 3. Проверьте
правильность ответов
1 -а; 2 – б и в; 3 —
б; 4 — а; 5 — г; 6 – б и г; 7 — а; 8 — а; 9 — г; 10 — в;11
– б;12 – а и б; 13 – в;14- б; 15 — б;1 6.в; 17 – в
2. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. 3. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 6. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 7. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
-
Контрольная работа № 1
-
Вариант
1
-
Задание
1.
В каком ряду во всех словах на месте
пропусков пишется о?
1)
пар..докс, ди..гональ, перл..мутр, ф..рель
2)
облигация,
гобелен,
коллизия,
панорама
3)
пл..гиат, х…реография, дисл..кация,
ди..грамма
4)
н..велла, дикт..фон, ди..фрагма, анн..тация
Задание
2.
В каком ряду все слова имеют корни с
чередующимися гласными?
1)
р..стительность, выр..щенный, р..сист,
р..стовчанин
2)
неприк..саемые, к..сательная,
неук..снительно, пок..сился
3)
отсч..т, сч..тывать, подсч..тавший,
выч..танный текст
4)
сотворить,
притвориться,
творительный,
утворь
Задание
3.
В каком ряду во всех словах на месте
пропусков нужно вставить буквы?
1)
окрес..ные аген..ства, гиган..ское
пас..бище, я..ственно блес..нуть
2)
голландские явства,
добросовестный
экскаваторщик,
счастливый сверстник
3)
сума..шедшая идея, захолус..ная
мес..ность, лес..ный отзыв, громоз..кая
лес..-ница
4)
извес..ный рен..генолог, тягос..ное
предчу..ствие, кос..ный мозг, неприятный
ин-ци..дент
Задание
4.
В каком ряду во всех словах после шипящих
пишется ё?
1)
беч..вка, моч..ный, ож..г (руку), ч..боты
2)
щёголь, ещё,
смешён,
сгущённый
3)
копч..ности, кумач..вый, отч..тливый,
расч..т
4)
золоч..ный, ноч..вка, ружьец.., кош..лка
Задание
5.
В каком ряду на месте пропусков пишется
ь?
1)
под..ячий, лис..и, гил..отина, ад..ютант
2)
воз..ми, кур..езный, фельд..егерь, ар..ергард
3)
интерьер,
волчьи,
Кузьмич,
интервьюировать
4)
почтал..он, комп..ютерный,
четырех..ярусный, прос..ба
Задание
6.
В каком
ряду во всех словах на месте пропуска
пишется ь?
1) бросить клич..,
утеш..ся малым
2) не реж..те мелко,
серебряная брош..ка
3) ударить
наотмашь,
намажь
масло на хлеб
4) быстро пострич..ся,
суп горяч..
Задание
7.
В каком ряду на месте пропусков нужно
писать с?
1)
и..хлёстанный, во..горание, ..делыцина,
ра..стараться
2)
нисходящий,
чересполосица,
сзади,
бесчинствовать
3)
бе..вкусный, и..правленный,
во..препятствовать, и..чезнуть
4)
ра..шитый, и..хоженный, ни..ложенный,
бе..системно
Задание
8.
В каком ряду во всех словах пишется и?
1)
прибывать
в санатории, прив..легии,
принимать
гостя, приспущенный
флаг
2)
непр..ступная крепость, пр..старелый
пр..вратник, пр..зирать непр..ятеля
3)
пр..зреть сироту, пр..готовленное
пр..даное, церковный пр..дел, пр..бывать
к Пр..озерску
4)
пр..дать форму, пр..нарядиться к
пр..зентации, пр..ступить к крепости,
непр..ходящие ценности
Задание
9.
В каком ряду все слова пишутся с нн?
1)
кова..ая решетка, масля..ая краска,
свежезамороже..ая рыба, цели..ые земли
2)
строче..ая шелком блузка, переперче..ая
еда, незва..ый гость, долгожда..ый ответ
3)
замасле..ый фартук, моче..ые яблоки,
гравирова..ая надпись
4)
нерешеный
вопрос, брошенная
бочка, бракованная
деталь, импровизированный
концерт
Задание
10.
В каком ряду все слова пишутся с нн?
1)
Мы постоянно
проезжали пустынные
лесочки, в которых величаво стояли
опущённые
инеем ели.
2) В
оси..ике с позолоче..ой листвой даже
поздней осенью могут быть найде..ы грибы.
3) По
краям просеки были навале..ы срубле..ые
ветви, а за ними величестве..о возвышалась
коло..ада соснового леса.
4)
Преступники будут схваче..ы в счита..ые
дни.
Задание
11.
В каком предложении все слова с не
пишутся
раздельно? Раскройте скобки.
1) В
еще (не) раскрытые окна заглядывает (не)
большая птичка и (не) торопливо
прохаживается по карнизу.
2) (Не)
глубокие, но болезненные ссадины и
царапины причиняли беспокойство,
поэтому (не) хотелось думать о (не)
законченном строительстве.
3) Сын
(не) по-детски посмотрел на отца и, (не)
дав ему договорить, выбежал в еще (не)
освещенный дворик.
4)
Приезжие были (не) притязательны: их
ничуть (не) волновало то, что территория
еще (не) благоустроена, фасады (не)
покрашены.
Задание
12.
В
каком предложении на месте пропусков
пишется е?
Раскройте
скобки.
1) (Н..)
огня, (н..) черной хаты, глушь и снег…
2) Я
подъехал (н..) к селу и (н..) к городу,
потому что увиденному трудно было
дать название.
3) Мы
молча переглянулись и еле сдержали
смех: и на этот раз его замечание было
(н..) к селу (н..) к городу.
4) Как
(н..) (в) чем (н..) бывало обидчик уселся
рядом, и Лиза (н..) нашла слов, чтобы
ответить ему.
Задание
13.
В каком ряду все слова пишутся через
дефис? Раскройте скобки.
1)
(алма) атинец, (экс) чемпион, (пресс) центр,
(уныло) серый
2)
(черно) бурка, (историко) архивный, (Южно)
Сахалинск, (матч) реванш
3)
(сравнительно) исторический, (проектно)
конструкторский, (унтер) офицер, (бледно)
голубой
4)
(каменно) бетонный, (морально) устойчивый,
(правда) истина, (чертовски) хитрая
усмешка
Задание
14.
В каком предложении данные в скобках
слова пишутся слитно? Раскройте скобки.
1) (По)
моему, мы придем к тому, (от) чего отошли,
(за) то и будем наказаны.
2) (По)
моему лицу было ясно, что сегодня (по)
домашнему ему одеваться не следовало
бы.
3)
(В) виду того, что нас так (же) ждали к
ужину, мы отложили прогулку, за (то)
явились (во) время.
4) (Во)
время блужданий по России я часто думал
о том, что (бы) осталось от природы, если
(бы) не было лесов.
Задание
15.
В каком предложении не
ставится запятая? Знаки препинания не
расставлены. Их следует поставить и
подчеркнуть.
1)
Все в его внешнем виде говорило о
слабовольном,
нерешительном характере.
2)
Тяжелые,
кованые
ворота вдруг легко поддались одному
усилию руки.
3)
Даже холодные мрачные очертания замка
уже не наводили на
моего
спутника ужас.
4)
Теплым,
ясным
днем пришла Зинаиде весточка от сына.
Задание
16.
В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Предложение перепишите, сохраняя цифры
и ставя рядом с ними знаки препинания.
Укажите правильный ответ.
За
станцией (1) дрожа (2) и покрывая свист
метели (3) оглушительно засвистел гудок.
1)
1 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4)
1, 3
Задание
17.
В каком предложении перед и
ставится
запятая? Знаки препинания не расставлены.
Их следует поставить и подчеркнуть.
Укажите правильный ответ.
1)
Эти мысли не давали покоя и днем и ночью
и преследовали меня.
2)
И стар и млад понимали тогда значение
происходящего.
3)
Казалось ливни никогда не прекратятся
и отдых будет окончательно испорчен.
4)
Во взгляде моего собеседника была
уверенность в себе,
и у меня появилось желание доказать
свою правоту.
Задание
18.
Какое предложение осложнено вводным
словом? Знаки препинания не расставлены.
Их следует поставить и подчеркнуть.
Укажите правильный ответ.
1)
Каждый понимает счастье по-своему.
2)
Я считаю что счастье – это дар судьбы.
3)
Рейс,
к счастью,
задерживался из-за плохой погоды.
4)
Увы он счастия не ищет и не от счастия
бежит.
Задание
19.
В каком предложении не
ставится тире? Знаки препинания не
расставлены. Их следует поставить и
подчеркнуть. Укажите правильный ответ.
1)
Давно уже наступили сумерки она все еще
сидела в гостиной.
2)
Прошло три дня—все
вокруг преобразилось.
3)
Любить природу значит беречь ее.
4)
На камнях на земле на берегу рос мох.
Задание
20.
Какое предложение сложноподчиненное?
Знаки препинания не расставлены. Их
следует поставить и подчеркнуть. Укажите
правильный ответ.
1)
Небо очистилось выглянуло солнце.
2)
Все птицы притихли но зато шелестели
листья деревьев.
3)
Установите,
к
какому виду насекомых относится шмель.
4)
Сердито завывал ветер и стучал в окно.
Задание
21.
Какая из характеристик предложения
является неверной? Запишите предложение
и полностью правильный ответ.
И.
А. Гончаров писал, что Ломоносов, Державин,
Фонвизин и другие русские писатели
заронили в нем «охоту к чтению», а книги
о путешествиях – желание, тогда еще
неясное и бессознательное, видеть в
путешествиях дальние страны.
1)
Сложное предложение с выделенными двумя
однородными придаточными.
2)
Сложное предложение, состоит из трех
простых; выделено противопоставление.
3)
Выделенное предложение неполное,
пропущенный член восстанавливается из
предыдущего предложения, на месте
пропуска члена предложения стоит тире.
4)
Выделенное предложение осложнено
вводной конструкцией, выделяемой
запятыми.
Задание
22. Укажите,
в каком месте допущена пунктуационная
ошибка. Предложение перепишите, сохраняя
цифры и ставя рядом с ними знаки
препинания. После предложения запишите
ответ в виде цифр. Свой ответ поясните.
В
центре города, (1) там, (2) где рядом с
театром гастрономический магазин, а,
(3)
напротив, (4)
«Бандажи и корсеты», (5) стояло, (6)
ничем не примечательное здание, (7)
похожее на черепаху.
Задание
23.
В
каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые? Предложение
перепишите, сохраняя цифры и ставя рядом
с ними знаки препинания.
Митя
часто просто любовался сестрой (1) и (2)
даже когда ему приходилось выслушивать
её жалобы на то (3) что она плохо выглядит
после ночных дежурств в больнице (4)
Любаша казалась ему красивой.
1)
1, 2, 4
2)
1, 2, 3, 4
3)
1, 3
4)
3, 4
Задание
24. Лексическое
значение какого слова сформулировано
неправильно?
Исправьте ошибку и отметьте верный
ответ.
-
адекватный
– вполне соответствующий чему-либо,
тождественный, совпадающий -
закоснелый –
утративший подвижность, гибкость;
устарелый, отсталый -
криминальный
– относящийся к преступлению, уголовный -
сентиментальный
– особо тщательный, до мелочи точный
Задание
25. В каком
предложении слово длительный
употреблено неправильно? Исправьте
ошибку и отметьте верный ответ.
1) Все свои закупки
жители этого японского городка делали
крайне редко, совершая длительные
путешествия.
2)
Канал оказался судоходным и очень
длительным.
ДЛИННЫМ
3)
На этот раз длительные рукоплескания
превратились в овации.
4) Мастерство
писателя вырастает из тонкого и
длительного наблюдения за окружающими
его людьми.
Задание
26. Какая пара
фразеологизмов не
является
антонимами? Отметьте и запишите верный
ответ.
1) рукой подать, за
тридевять земель
2) семи пядей во
лбу, звезд с неба не хватает
3)
раз-два и обчелся, как с гуся вода
4) прежде всего, в
последнюю очередь
Задание
27. В каком
предложении слово
буйный уместно
заменить словом
бурный?
Исправьте
ошибку и отметьте верный ответ.
-
Гремели камнями,
боролись две буйные горные речки. -
И он уже не в силах
унять буйной ярости и гнева. -
В XIV
веке на Руси начался буйный расцвет
архитектуры. -
Его
буйное воображение приходилось
сдерживать и направлять.
Задание
28. В
каком предложении допущена ошибка?
Исправьте
ошибку и отметьте верный ответ.
1)
Этот поступок вызвал не только бурю
негодования, но и удивление.
2)
На встречу с пилотом пришли те, кто любит
небо.
3)
Этот художник – один из признанных
идеологов движения и сыграл важную роль
в общественной жизни.
4)
В романе «Обломов» несколько главных
героев.
Задание
29. В каком
предложении не
допущена ошибка? Исправить все ошибки,
отметить верный ответ.
1) В Сочи прибыли
самолёты с двумястами
ДВУХСТАМИ
пятьюдесятью пятью детьми.
2)
Мои должностные обязанности заключаются
в подборе и руководстве кадрами.
3) Я обоими
ОБЕИМИ
руками готов голосовать за жилищную
реформу, были бы средства.
4) От этих бывших
когда-то
ТАКИХ НАРЯДНЫХ
такими нарядными туфлей осталось одно
воспоминание.
Задание
30. В каком
предложении допущена ошибка в употреблении
фразеологизма? Исправьте ошибку и
отметьте верный ответ.
1)
Строительство школы не должно замирать
на мертвой точке.
2) Мы
уезжаем на Мертвое море.
НЕ ФРАЗ-М
3) Уснул мертвым
сном.
4) Точка отсчёта
не всегда является неизменной.
Помогите пожалуйста) Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте все предложения?
1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.
2. Автор «Слово о полку Игореве», считает, что следовать рассказам Бояна не следует.
3. Это свойство свойственно всем писателям.
4. Строительство школы не должно замирать на
мертвой точке.
5. Питательная маска подпитывает кожу.
6. Деятельность фирмы становилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Помогите пожалуйста) Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте все предложения?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
Помогите, пожалуйста, нужно найти ошибки и исправить предложения. Объяснить в чем заключаются ошибки:
1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
4. Строительство шоклы не должно замирать на мертвой точке.
5. Нельзя нивелировать оценки ученикам.
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
Я так думаю что здесь ошибки в таких словах:
1. Ученики пристально слушали выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
5. Нельзя нивелировать оценки ученикам.
Добавлено спустя 5 минут 1 секунду:
1. Можно пристально смотреть, но не пристально слушать. поэтому здесь можно заменить пристально смотреть на внимательно смотрели.
Верно?
Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
Покорить можно заменить на захватить.
Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:
3. Искусство влияет на рост культурности человека.
влияет может заменить словм увеличивает
Добавлено спустя 53 секунды:
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
не слово замирать , а останавливаться.
Добавлено спустя 2 минуты 47 секунд:
Нельзя нивелировать оценки ученикам.
нивелировать заменяем завышать
Добавлено спустя 1 минуту 24 секунды:
В итоге получается:
1. Ученики пристально смотрели выступление артиста.
2. Когда Русь была разгромлена, ее смогло захватить татаро-монгольское иго.
3. Искусство повышает рост культурности человека.
4. Строительство школы не должно останавливаться на мертвой точке.
5. Нельзя завышать оценки ученикам.
Добавлено спустя 42 секунды:
Правильно ли я рассуждаю?