Ошибки появляются
при смешении предложного и беспредложного
управления.
Студенты уделяют
внимание на записи во время лекций.
Уделять внимание
можно чему-то, а не на что-то. Следовательно,
верно: Студенты
уделяют внимание записям во время
лекций.
Другой пример
ошибки подобного рода:
Согласно приказа
декана заведующая кафедры уехала в
командировку.
Управляемое
слово стоит не в том падеже, которого
требует управляющее слово:
заведующая
(чем?)—
кафедрой,
согласно
(чему?)
— приказу.
Поэтому
правильно сказать:
Согласно приказу
декана заведующая кафедрой уехала в
командировку.
В
предложении типа:
Автор сочувствует
и даже славит Игоря
ошибка
обусловлена тем, что при двух однородных
членах предложения, требующих
разных падежей управляемого слова,
стоит всего одно дополнение. Необходимо
исправить предложение: Автор
сочувствует Игорю и даже славит его.
Но самые большие
трудности связаны с выбором падежа
прямого дополнения при переходных
глаголах с отрицанием.
Дополнение может
ставиться в форме родительного
падежа, если непосредственно относится
к глаголу. Не
забуду твоей доброты.
Но может дополнение
ставиться и в форме винительного падежа:
– при
постановке дополнения перед глаголом:
Весну
Иван не любил;
– при
двойном отрицании: Не
могу не похвалить его игру;
– при повелительной
форме глагола: Не
читай открытку;
– при наличии
наречий со значением ограничения: Я
еще не видел фильм.
При глаголе с
отрицанием может быть инфинитив, тогда
он управляет дополнением и ставит его
в форму винительного падежа.
Я не стану
рассказывать эту историю.
Иногда (при
отвлеченных понятиях) дополнение
ставится в родительном падеже.
Он не смог
перенести горя.
Глаголы со значением
«желать» требуют родительного
падежа.
Желаю счастья;
жажду славы; добиваюсь успеха…
Дополнение при
этих глаголах, поставленное в винительный
падеж, приобретает добавочное значение
конкретности, определенности. Сравните:
Ждать
трамвая (любого)
— ждать
трамвай (определенный).
4.Порядок слов
В
русском языке порядок слов свободный.
Он может быть прямым и обратным – в
зависимости
от положения подлежащего и сказуемого
в предложении.
Вечерняя заря в
пучине догорала,
Над
мрачной Эльбою носилась тишина.
(А. С. Пушкин).
В этом сложном
предложении первое с прямым порядком
слов, второе – с обратным.
Мы можем переставить
и второстепенные члены на другие места:
заря вечерняя,
догорала в пучине.
Но такое варьирование не может продолжаться
до бесконечности,
так как второстепенные члены предложения
обычно ставятся рядом
с теми словами, от которых они зависят
по смыслу или грамматически. Это
же относится и к служебным словам. И
если мы не будем следовать норме, то
в нашей речи появятся такие предложения:
В школе открылась
выставка работ родителей и детей из
природного материала.
Получается, что
дети – из природного материала.
Стальная
стрела, подвластная воле «хозяина»,
наклоняется то вперед, то плавно
движется в сторону, то легко и стремительно
поднимается вверх. А
здесь неправильно расставлены союзы
перед однородными членами предложения.
Первый из них необходимо поставить
перед глаголом наклоняется.
А затем он
незаметно вошел в узкую дверь и по еще
узкой
винтовой лестнице поднялся на второй
этаж.
Чтобы восстановить
смысл данного предложения, нужно наречие
еще поставить
перед предлогом по,
так как здесь речь идет о продолжении
действия: вошел,
поднялся —
а не о характеристике лестницы.
5.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ.
Нередко прямая
речь в передаче третьего лица преобразуется
в косвенную. При
этом не следует
забывать, что в подобном случае меняется
форма местоимений.
Игорь спросил,
кто поедет со мной на турбазу.
Надо:
Игорь спросил,
кто поедет с ним на турбазу.
6.УПОТРЕБЛЕНИЕ
ОБОСОБЛЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
Наибольшее
количество ошибок появляется при
употреблении деепричастных
оборотов.
Выйдя в море, уже
рассвело.
Главный член
безличного предложения не указывает
на действующее лицо,
поэтому нельзя
включать в состав безличного предложения
деепричастный
оборот.
7.»НАНИЗЫВАНИЕ»
ПАДЕЖЕЙ
Неуместное
повторение одной и той же падежной формы
— довольно частая ошибка и в устной, и
в письменной речи. Например:
Идентификация
процессов изменения значений параметров
системы.
К. Чуковский высмеял
один пример из учебника по русской
литературе: «Творческая обработка
образа дворового идет по линии усиления
показа трагизма его судьбы».
8.«НАНИЗЫВАНИЕ» ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С
ОДИНАКОВЫМИ
СОЮЗАМИ.
Не менее частая и
грубая ошибка – повторение в одном
сложном предложении нескольких
придаточных предложений с одинаковыми
союзами:
Я
мечтаю, чтобы мы поехали в лес, чтобы
там были белые грибы, чтобы мы их
собирали.
Правильно было бы
сказать, к примеру:
Я мечтаю поехать
в лес, где были бы белые грибы, которые
бы мы собирали.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Употребление имён прилагательных
При употреблении имён прилагательных наиболее распространенными являются следующие ошибки:
1. Смешение простой и составной сравнительной степени прилагательного: Разработка новой темы становится всё более интенсивнее.
2. Смешение полной и краткой формы прилагательного: Один брат шумный, другой – тих.
3. Смешение сравнительной и превосходной степени прилагательного: Это ещё более худший вариант решения проблемы.
Употребление имён числительных
1. При употреблении числительных наибольшую трудность вызывает склонение составных количественных и порядковых числительных. При этом необходимо помнить следующие правила:
а) при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово, являющееся простым порядковым числительным: двадцать две тысячи девятьсот сорок четвёртого, двадцать две тысячи девятьсот сорок четвёртого;
б) при склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: двадцати двум тысячам девятистам сорока четырём.
2. Собирательные числительные: двое, трое, пятеро, семеро и др. употребляются с названиями лиц мужского и общего рода, с названиями детенышей животных: трое друзей, семеро козлят, а также с существительными, которые употребляются только в форме мн. ч.: двое суток.
3. Часто появляются ошибки при употреблении числительных оба, обе: Обоим девушкам надо пересдать экзамен. С существительными женского рода надо сочетать числительное обе: обеим девушкам.
Употребление местоимений
1. Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя группа победила в соревнованиях.
2. Распространенная ошибка – неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой – свой, твой – свой…): Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого?
3. Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Трудно приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы – нормы построения и употребления словосочетаний и предложений.
Основные нарушения синтаксических норм:
1. Неправильное употребление деепричастного оборота: Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
2. Неправильное употребление причастного оборота: Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.
3. Нарушение порядка слов: Заметно после дождей уровень воды в реке повышается.
4. Неправильный выбор союза или союзного слова при построении сложноподчинённого предложения: Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.
5. Употребление личного местоимения в качестве дублирующего подлежащего: Праздничный торт, он был очень вкусный.
6. Ошибка в управлении и выборе предлога: Весь вечер подруги говорили за жизнь. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.
7. Ошибки в согласовании подлежащего со сказуемым. Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось такой фразы: Детвора благодарны шефам за помощь.
· При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и существительное в родительном падеже (ряд групп, большинство присутствующих часть учеников), сказуемое может стоять как в единственном числе, так и во множественном.
Единственное число | Множественное число |
Ø существительное обозначает неодушевленные предметы: ряд столов стоял…; Ø не подчеркивается активность действующих лиц: большинство учеников отсутствовало. | употребляется при подчеркивании активности действия лиц: Часть студентов сдали экзамен. |
· При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (три девицы, семь часов), сказуемое также может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.
Единственное число | Множественное число |
Ø при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне; Ø если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет; Ø при составном числительном, оканчивающемся на один: Тридцать один богатырь выходит. | если подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин). |
· Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь:
Уже много студентов посетило эту выставку.
· Форма сказуемого при подлежащем, которое имеет уточнение, зависит от формы подлежащего.
Различные уточнения, сравнительные обороты, присоединительные конструкции, относящиеся к подлежащему, на координацию подлежащего и сказуемого не влияют: Никто, даже самые смелые и отчаянные, не решился бы заночевать в этом лесу (вариант не решились не допустим).
В группах типа те, кто. первые, кто. последние, кто. в придаточном предложении сказуемое может стоять и в единственном числе, и во множественном числе.
Единственное число | Множественное число |
характерно для книжных стилей: Те, кто не сделает прививку, рискуют заболеть. | считается более уместным в разговорной речи: Те, кто не сделают прививку, рискуют заболеть. |
В группах с личным местоимением типа я, кто. ты, кто. и т.п. сказуемое в придаточном предложении координирует с местоимением: Вы, кто знаете, что это не так, не должны молчать.
8. Ошибки в согласовании определения с определяемым словом.
· Определение при существительном общего рода ставится в форму мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначено существительным:
Ваня – большой сластена.
Вера – большая сластена.
· Если при существительном есть числительные два, три, четыре, то форма определения будет зависеть от позиции в предложении и от рода имени существительного:
Ø если определение стоит послечислительных два, три, четыре и относится к существительному мужского или среднего рода, то оно ставится в форме родительного падежа единственного числа: Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
Если определение относится к существительному женского рода, то оно ставится в форме именительного падежа множественного числа: Три покрашенныескамейки;
Ø определение, стоящее перед числительными два, три, четыре, независимо от рода существительного ставится в форме именительного падежа: На них он выменял борзые три собаки (А.С. Грибоедов).
Исключение составляют прилагательные целый, добрый, полный: целых два дня, полных три недели:
Ø если определение стоит после существительного, то возможны обе формы — именительного и родительного падежей множественного числа, при этом предпочтительна форма именительного падежа: Три дома (помещения, квартиры), проданные / проданных в прошлом месяце…
· Притяжательные прилагательные на –ин и –ов при числительных два, три, четыре ставятся в форме родительного падежа: Три маминых книги я дала читать подруге.
· Согласование приложений:
Ø Приложение к существительным город, село, поселок, деревня, река следует согласовать с последними: из города Харькова, к городу Мариуполю, в городе Ростове-Великом, из деревни Прохоровки, по реке Оке. Часто не изменяются названия сел, поселков, хуторов, деревень и рек, если грамматический род этих названий не совпадает с родом слов село, поселок, хутор, деревня, река. Например: село Красная Заря— у села Красная Заря, деревня Ключ— в деревне Ключ, река Амур –no реке Амур. Не изменяются географические названия в форме множественного числа: в селе Кулиничи, под райцентром Москаленки, из города Мосты, а также названия на -о: под городом Иваново, за поселком Комарово.
В официально-деловом стиле и специальной литературе при указанных существительных можно встретить приложения в именительном падеже: В городе Новгород состоялся региональный семинар по развитию малого бизнеса. Однако такие сочетания нормой не одобряются.
Ø Приложения после существительных озеро, остров, полуостров, станция, залив и т.п. ставятся в начальной форме: на озере Байкал, на полуострове Таймыр, на станции Луговая и т.д.
Ø Иноязычные (а также малоупотребительные русские и славянские) топонимы во избежание их искажения употребляются, как правило, в начальной форме: у белорусского городка Мир, в немецком городе Оснабрюк, на реке Нил, у литовского поселка Линц.
9. Ошибки при переводе прямой речи в косвенную.
Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными предложениями, в которых придаточная часть присоединяется к главной союзами что, чтобы, будто.Иногда косвенная речь передается в форме косвенного вопроса, присоединяемого к главной части союзом ли или союзным словом.
При замене прямой речи косвенной речью следует:
1) правильно выбрать союз (или союзное слово);
2) изменить личные и притяжательные местоимения и глагольные формы, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора (т.е. от третьего лица).
Например: Староста сказал: «Я стипендию получу сегодня после обеда». – Староста сказал, что стипендию онполучит сегод
Понятие «культура речи».
Понятие культуры речи в лингвистике толкуется двояко. С одной стороны, это понятие используется для обозначения специальной науки и соответствующей учебной дисциплины, а с другой стороны – конкретного явления социальной и языковой действительности, являющегося предметом исследования этой науки.
1. Культура речи – это раздел языкознания (лингвистики), изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно-регулирующая). Сопоставление разных форм устной и письменной речи, раскрытие норм литературного языка на всех уровнях языковой системы (произношение, ударение, грамматические конструкции, словоупотребление, строение словосочетаний и предложений) позволяют не только выявлять тенденции языкового развития, но и оказывать воздействие на этот процесс, способствовать реальному воплощению в речевой практике литературных норм, проводить целенаправленную языковую политику.
Основы будущей науки, занимающейся нормализацией речевой деятельности, закладывались на протяжении многих столетий. Так, древнейшие рукописные и печатные книги Киевской Руси уже хранили и закрепляли традиции письменности, а позднее отражали и особенности живой речи. Первые попытки сознательного формирования норм письменной речи относятся к XVIII веку, когда российское общество осознало, что отсутствие единства в написаниях затрудняет общение и создаёт множество неудобств. Теоретической нормализации русского языка в XVIII–XIX вв. предшествовала практическая деятельность по составлению грамматик, риторик и словарей, по описанию в учебных целях системы литературного языка, его норм и стилей. Важную роль в становлении науки о речевой культуре, о языковых нормах сыграли М. В. Ломоносов («Российская грамматика», «Риторики»: краткая и «пространная»), В. К. Тредиаковский («Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой»), А. П. Сумароков («О правописании»), А. Х. Востоков («Грамматика русского языка») и другие выдающие российские ученые.
В XX в. продолжилась работа по активной нормализации речевой деятельности и по выработке научных принципов культуры речи. Весомый вклад в становление культуры речи как науки в 30–60-е гг. XX в. внесли В.И. Чернышёв, В.В. Виноградов, А.А. Шахматов, Д.Н. Ушаков, С.И. Ожегов и другие советские исследователи. Самостоятельной дисциплиной культура речи становится в 70-е гг. ХХ в.: у неё формируется свой предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.
Деятельность учёных, специализирующихся на культуре речи, направлена не столько на «недопущение» и запретительство, сколько на создание позитивной программы лингвистического воспитания, выработку языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.
2. Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатруднённое применение языка в целях общения. Иными словами, под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Данное определение позволяет выделить 3 аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.
1. Нормативный аспект предполагает соответствие речи тем требованиям, которые сформировались в данном языковом коллективе в определенный исторический период; он связан с правильностью, образцовостью речи, с соблюдением литературных норм произношения (орфоэпическая норма), ударения (акцентологическая норма), словоупотребления (лексическая норма), формообразования (морфологическая норма), построения словосочетаний и предложений (синтаксическая норма).
2. Коммуникативный аспект связан с отбором уместных и оправданных языковых средств в определенной ситуации общения, с осознанным использованием в речевой практике тех слов, словоформ и оборотов, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативной ситуации и отвечают целям общения. Этот аспект предполагает владение говорящим функциональными разновидностями языка, а также умение ориентироваться на прагматические условия общения.
3. Этический аспект культуры речи определяется знанием правил речевого поведения и умением их применять в конкретных ситуациях общения. Этот аспект культуры речи связан с понятием речевой этикет, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.
Выделяется два уровня культуры речи:
1 – базовый уровень, предполагающий владение нормами устного и письменного литературного языка — правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления;
2 – высший уровень речевого мастерства, предполагающий овладение умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Культура речи вместе со стилистикой относится к лингвистическим наукам, занимающимся изучением употребления языка («внешняя лингвистика»). Эти науки следует отличать от наук, занимающихся изучением структуры языка – фонологии, лексикологии, морфологии, словообразования, синтаксиса («внутренняя лингвистика»).
Трудные случаи употребления имени прилагательного
Для правильного, нормативного образования форм имени прилагательного необходимо знать его грамматические признаки, которые во многом зависят от принадлежности прилагательного к одному из трех разрядов — качественным, относительным или притяжательным.
Качественные прилагательные обозначают качества характеризуемого предмета, которые определяются самостоятельно, вне зависимости от каких-либо других признаков или предметов (размер, цвет, физические и физиологические характеристики, черты характера и т.д.), и могут проявляться в большей или меньшей степени — например: большой — больше, громкий — более громкий, честный — самый честный, умный — умнейший.
Относительные прилагательные обозначают признаки характеризуемого предмета, которые определяются через его соотношение, связь, взаимодействие с какими-либо предметами или действиями, например, мраморный (сделанный, состоящий из мрамора), технический (относящийся к технике), вязальный (предназначенный для того, чтобы вязать).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность кому- либо, например, дядин портфель, нос (принадлежащий дяде или являющийся его частью), медвежья берлога (принадлежащая медведю), заячьи уши (являющиеся частью зайца).
источники:
https://megalektsii.ru/s30150t3.html
https://studme.org/259614/literatura/trudnye_sluchai_upotrebleniya_imeni_prilagatelnogo
СИНТАКСИС
Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Словосочетание и его грамматические признаки
Словосочетание — это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
— определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);
— объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
— обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).
Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город — какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные. К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников; к глагольным — совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь; к наречным — совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло; к местоименным — мы с тобой, каждый из нас.
Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).
§ 2. Связь слов в словосочетании и предложении
В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их. В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого; собрался сделать, соберутся сделать; его дом, его дому.
Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование |
Управление |
Примыкание |
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
§ 3. Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Образец разбора
Язык есть вековой труд4 целого поколения (Даль).
какой?
Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).
§ 4. Тестовые задания
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?
а) вьющиеся растения
б) любой человек
в) изумительной красоты
г) в третьем классе
2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
а) иди гулять
б) сделать случайно
в) ушел не попрощавшись
г) выбегая навстречу
3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
а) крайне недовольный
б) практически не выполнимо
в) огорченно прошептал
г) (на улице) по-весеннему тепло
4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
а) разговор по душам
б) прийти поговорить
в) близко от нас
г) руководить театром
5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
а) яйца всмятку
б) вернуться к полуночи
в) приказал отступать
г) окончание школы
6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
а) рисовать красиво
б) желание уехать
в) идти по бульвару
г) думать о друге
7. В каком словосочетании вид связи — согласование?
а) наши шефы
б) быстро доехать
в) прогулка верхом
г) выглянуло из-за туч
8. В каком словосочетании вид связи — управление?
а) немного странно
б) забыл рассказать
в) таять во мгле
г) рубашка навыпуск
9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?
а) бутылка из-под молока
б) говорить по-французски
в) тринадцатая глава
г) глядеть по сторонам
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.
§ 5. Нормы управления
Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.
ЗАПОМНИТЕ:
характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
гордиться кем/чем: гордиться внуком
задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.
(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)
(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)
В связи с чем? (творительный падеж)
(в связи с выборами)
В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.
В ИЗ
НА С
Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.
ЗАПОМНИТЕ:
беспокоиться о ком |
тревожиться за кого |
идентичный чему |
сходный с чем |
надеть что на что |
одеть кого во что |
обращать внимание на что |
уделять внимание чему |
отзыв о чем |
рецензия на что |
превосходство над чем |
преимущество перед чем |
предостеречь от чего |
предупредить о чем |
препятствовать чему |
тормозить что |
уверенность в чем |
вера во что |
уплатить за что |
оплатить что |
Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
§ 6. Тестовые задания
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) поражаться — кому? чему?
б) восхищаться — кем? чем?
в) возмущаться — кем? чем?
г) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) рад — кому? чему?
б) обеспокоен — кем? чем?
в) доволен — за кого? что?
г) спокоен — за кого? что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
а) отзыв — на что?
б) вера — во что?
в) рецензия — на что?
г) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.
б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)
б) примириться (недостатки)
в) отчитаться (работа)
г) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)
б) уклониться (ответ)
в) разочароваться (профессия)
г) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
а) родительного падежа
б) винительного падежа
в) дательного падежа
г) творительного падежа
Ответ:
1) Мать описывает (что? В.п.) путешествие.
2) Действуем согласно (чему? Д.п.) распоряжению.
3) Заведующий (чем? Т.п.) складом отдал распоряжение.
4) График нарушен вопреки (чему? Д.п.) указанию директора.
5) Больше (чего? Р.п.) времени уделить (чему? Д.п) чтению книг.
6) Павел пришёл из армии.
7) Студенты уделяют внимание (чему? Д.п без предлога) записи во время лекций.
Задание 4.
Исправьте синтаксические ошибки:
1) Любить природу и наслаждаться ею.
2) Смотреть на картину и любоваться ею.
3) О поэме Блока «Двенадцать» не утихают споры до сих пор.
4) Я люблю играть на фортепиано и петь в хоре.
5) Он посмотрел только что вышедший на экран фильм, уже нашумевший в кинематографических кругах.
6) Ряд предложений остался нерассмотренным. (подлежащее ряд стоит в ед. ч.)
7) Ряд парт был придвинут к стене. (подлежащее ряд муж. рода)
Тридцать одна делегация принимала участие в совещании. (подлежащее делегация стоит в ед. ч.)
9) Женщины, в том числе Анна Петровна, выразили своё возмущение. (подлежащее женщины стоит во множ. числе)
10) Все, кто видел море, не забывают его. (подлежащее все стоит во множ. числе)
Объяснение:
Исправьте ошибки в предложениях.
1. Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей.
2. Девушка очень тосковала по брате.
3. Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально.
4. Он выехал из города согласно предписания.
5. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
6.В отделе критики и библиографии “толстых” журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы.
7. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.
8. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
9.Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.
10. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.
Ошибки появляются
при смешении предложного и беспредложного
управления.
Студенты уделяют
внимание на записи во время лекций.
Уделять внимание
можно чему-то, а не на что-то. Следовательно,
верно: Студенты
уделяют внимание записям во время
лекций.
Другой пример
ошибки подобного рода:
Согласно приказа
декана заведующая кафедры уехала в
командировку.
Управляемое
слово стоит не в том падеже, которого
требует управляющее слово:
заведующая
(чем?)—
кафедрой,
согласно
(чему?)
— приказу.
Поэтому
правильно сказать:
Согласно приказу
декана заведующая кафедрой уехала в
командировку.
В
предложении типа:
Автор сочувствует
и даже славит Игоря
ошибка
обусловлена тем, что при двух однородных
членах предложения, требующих
разных падежей управляемого слова,
стоит всего одно дополнение. Необходимо
исправить предложение: Автор
сочувствует Игорю и даже славит его.
Но самые большие
трудности связаны с выбором падежа
прямого дополнения при переходных
глаголах с отрицанием.
Дополнение может
ставиться в форме родительного
падежа, если непосредственно относится
к глаголу. Не
забуду твоей доброты.
Но может дополнение
ставиться и в форме винительного падежа:
– при
постановке дополнения перед глаголом:
Весну
Иван не любил;
– при
двойном отрицании: Не
могу не похвалить его игру;
– при повелительной
форме глагола: Не
читай открытку;
– при наличии
наречий со значением ограничения: Я
еще не видел фильм.
При глаголе с
отрицанием может быть инфинитив, тогда
он управляет дополнением и ставит его
в форму винительного падежа.
Я не стану
рассказывать эту историю.
Иногда (при
отвлеченных понятиях) дополнение
ставится в родительном падеже.
Он не смог
перенести горя.
Глаголы со значением
«желать» требуют родительного
падежа.
Желаю счастья;
жажду славы; добиваюсь успеха…
Дополнение при
этих глаголах, поставленное в винительный
падеж, приобретает добавочное значение
конкретности, определенности. Сравните:
Ждать
трамвая (любого)
— ждать
трамвай (определенный).
4.Порядок слов
В
русском языке порядок слов свободный.
Он может быть прямым и обратным – в
зависимости
от положения подлежащего и сказуемого
в предложении.
Вечерняя заря в
пучине догорала,
Над
мрачной Эльбою носилась тишина.
(А. С. Пушкин).
В этом сложном
предложении первое с прямым порядком
слов, второе – с обратным.
Мы можем переставить
и второстепенные члены на другие места:
заря вечерняя,
догорала в пучине.
Но такое варьирование не может продолжаться
до бесконечности,
так как второстепенные члены предложения
обычно ставятся рядом
с теми словами, от которых они зависят
по смыслу или грамматически. Это
же относится и к служебным словам. И
если мы не будем следовать норме, то
в нашей речи появятся такие предложения:
В школе открылась
выставка работ родителей и детей из
природного материала.
Получается, что
дети – из природного материала.
Стальная
стрела, подвластная воле «хозяина»,
наклоняется то вперед, то плавно
движется в сторону, то легко и стремительно
поднимается вверх. А
здесь неправильно расставлены союзы
перед однородными членами предложения.
Первый из них необходимо поставить
перед глаголом наклоняется.
А затем он
незаметно вошел в узкую дверь и по еще
узкой
винтовой лестнице поднялся на второй
этаж.
Чтобы восстановить
смысл данного предложения, нужно наречие
еще поставить
перед предлогом по,
так как здесь речь идет о продолжении
действия: вошел,
поднялся —
а не о характеристике лестницы.
5.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ПРЯМОЙ РЕЧИ В КОСВЕННУЮ.
Нередко прямая
речь в передаче третьего лица преобразуется
в косвенную. При
этом не следует
забывать, что в подобном случае меняется
форма местоимений.
Игорь спросил,
кто поедет со мной на турбазу.
Надо:
Игорь спросил,
кто поедет с ним на турбазу.
6.УПОТРЕБЛЕНИЕ
ОБОСОБЛЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ.
Наибольшее
количество ошибок появляется при
употреблении деепричастных
оборотов.
Выйдя в море, уже
рассвело.
Главный член
безличного предложения не указывает
на действующее лицо,
поэтому нельзя
включать в состав безличного предложения
деепричастный
оборот.
7.»НАНИЗЫВАНИЕ»
ПАДЕЖЕЙ
Неуместное
повторение одной и той же падежной формы
— довольно частая ошибка и в устной, и
в письменной речи. Например:
Идентификация
процессов изменения значений параметров
системы.
К. Чуковский высмеял
один пример из учебника по русской
литературе: «Творческая обработка
образа дворового идет по линии усиления
показа трагизма его судьбы».
8.«НАНИЗЫВАНИЕ» ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С
ОДИНАКОВЫМИ
СОЮЗАМИ.
Не менее частая и
грубая ошибка – повторение в одном
сложном предложении нескольких
придаточных предложений с одинаковыми
союзами:
Я
мечтаю, чтобы мы поехали в лес, чтобы
там были белые грибы, чтобы мы их
собирали.
Правильно было бы
сказать, к примеру:
Я мечтаю поехать
в лес, где были бы белые грибы, которые
бы мы собирали.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
:
Любить природу и наслаждаться ею.
Смотреть на картину и любоваться ею.
О поэме Блока «Двенадцать» не утихают споры до сих пор.
Я люблю играть на фортепиано и петь в хоре.
Он посмотрел только что вышедший на экраны фильм, уже нашумевший в кинематографических кругах .
ИСП.ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ:
Мать описывает о путешествии
Действуем согласно распоряжения
Заведующий склада отдал распоряжение
График нарушен вопреки указания директора
Больше время уделить на чтение книг
Павел пришёл с армии
Студенты уделяют внимание на записи во время лекций