Таблица для работы над ошибками после диктанта

Орфограмма

Запомни!

Как работаем

1.

Большая буква в начале предложения.

Начало предложения пишу с заглавной буквы.

Напиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

2.

Пропуск, замена буквы.

Лишние буквы.

Напиши слово правильно. Подчеркни орфограмму.

3.

Деление на слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Напиши слово. Обозначь гласные. Раздели слово на слоги.

4.

Перенос слова.

Нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

Напиши слово, разделяя его чёрточками для переноса.

5.

Мягкий знак —

показатель

мягкости.

Напиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

6.

Гласные после шипящих.

жи — ши пишу с и

ча — ща пишу с а 

чу — щу пишу с у

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

7.

Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн.

Пишу сочетания без мягкого знака.

Напиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

8.

Ударение.

Напиши слово. Поставь в нём ударение правильно.

9.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Поставь ударения. Подчеркни орфограмму.

10.

Слова с непроверяемыми написаниями.

Посмотри в словарик. Запомни, как оно пишется.

Напиши слово два раза. Если можешь, подбери и запиши 2 однокоренных слова. Выдели в словах корень. Обозначь ударение. Подчеркни орфограмму.

11.

Парные звонкие и глухие согласные.

Согласные в конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово и запиши рядом. Выдели в словах корень. Подчеркни орфограмму.

12.

Заглавная буква в имени собственном.

Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.

13.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

Напиши слово. Подбери и напиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Выдели орфограмму.

14.

Удвоенные согласные в слове.

Напиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни удвоенную согласную.

15.

Знаки

препинания в конце предложения.

Напиши предложение. Прочитай с правильной интонацией. Поставь знак препинания.

16

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Корни однокоренных слов пишутся одинаково.

Подбери и напиши проверочное слово. Напиши слово с орфограммой правильно. Выдели орфограмму.

17

Гласные и согласные в приставках.

Приставки в словах пишутся одинаково, независимо от произношения.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Выдели орфограмму.

18

Правописание приставок со словом.

Приставка — это часть сова. Она пишется слитно со словом.

Напиши слово правильно. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с другими приставками. Выдели приставки.

19

Правописание предлога со словом (орфограмма — пробел)

Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Запиши ещё 2 слова с таким предлогом. Выдели орфограмму.

20

Разделительный твёрдый знак.

Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

21

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

На конце имён существительных женского рода в ед. числе пишется мягкий знак.

Определи род имени существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

22

НЕ с глаголами (орфограмма — пробел)

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

23

Правописание родовых окончаний имени существительного

М.р. – нулевое , -а, -я

Ж.р. -а, -я

Ср.р. -о, -е

Определи род существительного. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

24

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

Определи склонение и падеж. Вспомни окончание в этом склонении и падеже. Напиши слово правильно. Проверь окончание с помощью слова-помощника. Выдели орфограмму.

25

Правописание родовых окончаний имени прилагательного

М.р. – ой, -ый, -ий

Ж.р. -ая, -яя

Ср.р. -ое, -ее

Задай от существительного вопрос к прилагательному. Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.

26

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Поставь от существительного вопрос к прилагательному. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Напиши слово правильно. Выдели орфограмму.

27

Предлог с местоимением

Предлоги с местоимениями (как и с другими словами) пишутся отдельно

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Напиши ещё 2 слова на это правило. Выдели орфограмму.

28

Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ на конце глаголов.

Если вопросе к глаголу заканчивается на –ТЬ, то в глаголе пишется –ТЬСЯ.

Задай к глаголу вопрос. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.

29

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

На конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени пишется мягкий знак.

Напиши глагол правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели орфограмму.

30

Правописание безударных личных окончаний глаголов

У глаголов I спряжения в окончании гласные е, у, ю.

У глаголов I I спряжения в окончании гласные и, а, я.

Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед      —ТЬ. Определи спряжение глагола. Назови гласную, которую следует писать в этом спряжении. Напиши глагол правильно. Выдели орфограмму.

Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.

Последовательность работы

1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.

2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.

3. Подчеркните (выделите) орфограмму.

4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.

5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.

ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.

Номер п/п

Характер орфограммы (правило)

Работа над ошибками

1.

Предложение

Начало предложения пишется с заглавной буквы.
В конце предложения ставится:

  • точка (.) – повествовательное предложение;

  • вопросительный знак (?) – вопросительное предложение;

  • восклицательный знак (!) – восклицательное предложение.

Предложение

Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения.

2.

Перенос слова

  • Слова переносятся по слогам.

  • Нельзя переносить односложные слова.

  • Нельзя одну букву оставлять на строке или переносить на другую.

  • При переносе «Ь» и «Ъ» остаются на строке.

  • При переносе буква «Й» остаётся на строке.

  • Слова с разделительным «Ь» надо переносить так: с бра- тья-ми, на сту- льях.

  • Нельзя одну букву отрывать от корня.

  • При переносе слов с двойными согласными, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Перенос слова

Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса.

Если слово нельзя переносить, записать его целиком.

3.

«Ь» — показатель мягкости согласного

Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий.

«Ь» — показатель мягкости согласного

Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь».

4.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

  • Сочетания ЖИ-ШИ, пишется с буквой «и».

  • Сочетания ЧА-ЩА, пишется с буквой «а».

  • Сочетания ЧУ-ЩУ, пишется с буквой «у».

  • Сочетания ЧКЧННЧНЩ пишутся без мягкого знака.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием.

5.

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную.

6.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести  гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный).

Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки.

7.

Парные согласные в корне слова

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н].

Парные согласные в корне слова

Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной.

8.

Заглавная буква в именах собственных

С заглавной буквы пишутся:

  • имена, отчества, фамилии людей;

  • клички животных;

  • названия стран, городов, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей.

Заглавная буква в именах собственных

Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму.

9.

Предлог

Предлог – это слово. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Предлог служит для связи слов в предложении.

Предлог

Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово.

10.

Разделительный мягкий знак

Разделительный  «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е,  ё,  и,  ю,  я, если после согласных слышится звук [й’].

Разделительный мягкий знак

Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком.

11.

Слова с удвоенными согласными

В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить.

Слова с удвоенными согласными

Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную.

Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной.

Этап 1.   Учет ошибок

МБОУ Греково-Степановская СОШ

                                                                   Учет ошибок контрольном диктанте по русскому языку,

выполненном  16 октября 2012 года в 6 классе

Список класса

отм.

орфограммы

пунктуация

1

2

7

10

17

Ок. Т. пад

18

Прямая речь

1

2

++

3

++

4

+

+ больш буква нач пр. р

4

+

+

+

+

5

++

+

+

+

7

+

++

+

+

8

н

9

+

+больш буква нач пр. р

10

++

Количество ош

2

8

1

1

1

1

5

Задание

Список класса

№ задания

отм.

1

2

3

4

5

1.Найти однокоренные слова.

1

5

2.Проверяемые гласные- пров. слова

2

5

3. Разбор по составу

3

5

+-

4.Тип заглавие

4

4

5. Составить план

4

4

5

4

+-

7

4

8

н

9

5

10

5

4

4

Примечание. Обратить внимание                                                                  Никита – пр. речь                                                                

Лера- четко формулировать осн мысль                                                        Даня- Пр. речь( 2 предложения), 1 непровер., из-за

Женя- буква к , там где г; ж-х                                                                            Олег- Вовой, большого, пр. речь .                

Пр. речь обратить внимание всех

Словарный диктант    Тротуар, из-за, газон, коробочка, по делам, во дворе, пополз, облегчение, продолжается

Этап 2. Анализ контрольного диктанта.

Анализ контрольного диктанта,

выполненного  16 октября 2012 года в 6 классе.

По списку учащихся-10

Писали работу-9

Получили оценки.

  За диктант:            За задание:

 «5»-2;                     «5»-5

«4»- 4                      «4»-4

«3»- 3                      «3»-0

«2»-0                       «2»-0

Диктант – уровень обученности  — 62%            Качество обученности 100%

Задание  — уровень обученности  — 84 %          Качество обученности 100%

Допустили типичные орфографические ошибки:

— правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова- 8,

— правописание безударных проверяемых гласных в корне слова-2,

Правописание предлогов с другими словами-1,

Правописание гласных и согласных в приставках-1,

Правописание о-ё после шипящих в окончании прилагательного-1,

Правописание падежных окончаний существительных- 1.

Допустили типичные пунктуационные  ошибки:

Знаки препинания в предложении с прямой речью-8.

Анализ дополнительного задания

Допустили типичные  ошибки при выполнении задания:

Разбор слов по составу-4

Составление плана-4

Подбор однокоренных слов-1

Выводы:

Повторить знаки препинания в предложении с прямой речью.

Подготовить дидактический материал для коррекционной работы.

Систематически проводить словарный диктант из  слов  с непроверяемыми орфограммами;

Систематически работать с орфографическим словарем.

Систематически проводить все виды разбора.

Работать над умением составлять план текста.

Провести индивидуальную работу над ошибками.

Сравнительный анализ.

Данная контрольная работа выполнена на11%лучше( (62+84):2=73), чем входная диагностическая работа  по уровню обученности и на 11 % лучше по качеству обученности.

Этап 3. Коррекция знаний

1.Работа над типичными  ошибками на уроке.

-Объяснительный диктант  на орфограммы,  в которых были допущены ошибки.

— Игра  по командам. « Кто больше». (Найти в тексте диктанта какую-либо  орфограмму.)

— Работа с раздаточным материалом. Расставить знаки препинания в  предложениях, в которых были допущены ошибки и подобных.

-Выполнение заданий, в которых были допущены  типичные ошибки.

2.Индивидуальная работа над орфографическими ошибками   (обычно дается на дом) проводится по таблице.

Пишу правильно

Почему

3 примера

Облегчение

Проверяемая гласная в корне,  проверочное слово лѐгче

Удивительный, лесной, местами.

По делам

 Предлог с существительным(им. Падеж делом

В лесу, по местам, для дома.

Работа над пунктуационными ошибками проводится следующим образом: ученик выписывает предложение с ошибкой, правильно расставляет знаки препинания, подчеркивает основы, если предложение сложное, однородные члены предложения и т.п.

3. Слова с ошибками заносит в индивидуальную карточку. Делается в виде закладки в учебник (или любой другой карточки)

 Индивидуальная карточка ученика     Ф.И.О.

Дата

Правило

Оценка.

Подпись проверившего.

16.10 2012

Проверяемые гласные в корне

5

Иванов Саша

Предлоги со словами

(Можно № орфограммы)

4

Иванов Саша

(Проверить может родитель, учитель, ученик.)

Знаки препинания при прямой речи

5

Петров Ваня

 Этап 4. Создание портфолио ученика, класса

В начале 5 класса, учитель  с учениками заводит папки (тетради) для подготовки к экзаменам, где по мере изучения записывает формулировки изученных правил (одно правило на странице).

После каждой работы над ошибками ученик сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно вписывает слова с ошибками на нужную страницу. Так же он работает и с пунктограммами.  Удобно для этого пользоваться нумерацией орфограмм по УМК Ладыженской Т. А., Тростенцовой  Л. А., Баранова М. Т., Григорян  Л. Т.

  С этим портфолио ученик переходит из класса в класс ( к другому учителю, в другую школу), готовится к контрольным работам…

Этап 5. Диагностика

Дата

Вид работы

Класс

Предмет

СОУ

% обученности

6.09.2012

Входная диагностическая работа

6

русский

65

87

16.10.2012

Контрольная работа №2

6

русский

62/84

73

100

1 четверть

На основе этой таблицы делаются диаграммы для сравнительного анализа достижений ученика, работы учителя, работы класса и т.п.

Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.

Последовательность работы

1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.

2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.

3. Подчеркните (выделите) орфограмму.

4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.

5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.

ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.

Номер п/п

Характер орфограммы (правило)

Работа над ошибками

1.

Предложение

Начало предложения пишется с заглавной буквы.
В конце предложения ставится:

  • точка (.) – повествовательное предложение;

  • вопросительный знак (?) – вопросительное предложение;

  • восклицательный знак (!) – восклицательное предложение.

Предложение

Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения.

2.

Перенос слова

  • Слова переносятся по слогам.

  • Нельзя переносить односложные слова.

  • Нельзя одну букву оставлять на строке или переносить на другую.

  • При переносе «Ь» и «Ъ» остаются на строке.

  • При переносе буква «Й» остаётся на строке.

  • Слова с разделительным «Ь» надо переносить так: с бра- тья-ми, на сту- льях.

  • Нельзя одну букву отрывать от корня.

  • При переносе слов с двойными согласными, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Перенос слова

Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса.

Если слово нельзя переносить, записать его целиком.

3.

«Ь» — показатель мягкости согласного

Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий.

«Ь» — показатель мягкости согласного

Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь».

4.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

  • Сочетания ЖИ-ШИ, пишется с буквой «и».

  • Сочетания ЧА-ЩА, пишется с буквой «а».

  • Сочетания ЧУ-ЩУ, пишется с буквой «у».

  • Сочетания ЧКЧННЧНЩ пишутся без мягкого знака.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием.

5.

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную.

6.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести  гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный).

Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки.

7.

Парные согласные в корне слова

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н].

Парные согласные в корне слова

Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной.

8.

Заглавная буква в именах собственных

С заглавной буквы пишутся:

  • имена, отчества, фамилии людей;

  • клички животных;

  • названия стран, городов, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей.

Заглавная буква в именах собственных

Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму.

9.

Предлог

Предлог – это слово. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Предлог служит для связи слов в предложении.

Предлог

Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово.

10.

Разделительный мягкий знак

Разделительный  «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е,  ё,  и,  ю,  я, если после согласных слышится звук [й’].

Разделительный мягкий знак

Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком.

11.

Слова с удвоенными согласными

В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить.

Слова с удвоенными согласными

Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную.

Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной.

Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена
ошибка
Примеры
Решает решать – 1 спр. колет — колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными
членами
                                               
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах
пред.
                                               
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА

                 
5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров.
ударением
                                           
2 Безударные гласные в корне слова,
непров. удар.
                                           
3 Согласные буквы в корне слова и на конце
(гл. и зв., непроизносимые согласные)
                                           
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися
гласными
                                           
12 Ь после шипящих на конце у
существительных муж. и ж.р.
                                           
13 Падежные окончания имён
существительных
                                           
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах
прошедшего времени
                                           
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1

Морозные узоры на окнах

Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.

Памятка по выполнению работы над ошибками

по русскому языку в 5-8 классах

1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.

4. Словарное слово. Напиши слово три раза.

5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.

6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).

8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.

9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.

10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.

11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.

12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.

13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.

14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.

15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).

16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога  как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.

17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.

18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).

19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.

20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.

21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.

22. НЕ с глаголом.  Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.  Не_пришёл, не_выучил.

23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.

24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.

25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).

26. Гласные в суффиксах глаголов,  причастий, деепричастий.  Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.

27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).

28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.

29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.

30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.

31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.

32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например:   «П,»- а.     А: «П!»

33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕНОКОСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД» РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Памятка по выполнению

работы над ошибками по русскому языку.

Урок подготовила

Старикова Галина Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сенокосненская школа-детский сад»

Раздольненского района

Республики Крым

с.Сенокосное,2016г.

Памятка по выполнению

работы над ошибками по русскому языку.

Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка!
Необходимо проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое главное — чтобы ошибки эти больше не повторялись в ваших работах!

В работе над ошибками главное слово – работа.

Итак, цель работы над ошибками — так проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Как проработать?

Работа состоит из трех частей:

  1. Объяснение допущенных орфографических ошибок.

  1. Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, описка (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.

  2. Далее идёт работа над ошибками, которые нашел учитель.

Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).

Слово, в котором допущена ошибка

Напиши слово верно.

Правило, объясняющее написание

Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило

Не_ спешил

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Не_отправил

Не_знал

Не_ прочитал

предъявлять

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

Объём

Изъявить

Подъёмный

по_ вас

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

к_ тебе

о _себе

к _ней

обезьяна

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

ульи

соловьи

бульон

Роскошь-сущ.3 скл. жен.рода

Мягкий знак после шипящих

ж,ч,ш,щ

брошь

помощь

тушь

шёпот- шептать

Правописание о, ё ,е после

шипящих и ц в различных частях слова

жёлудь.-желудей

чёлка-чело

шёл-пришедший

2. Объяснение допущенных пунктуационных ошибок.

1. Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)

2. Выписать предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы 3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.

ОБРАЗЕЦ:

  1. Знаки препинания при однородных членах

Льётся тёплый, солнечный воздух, шумят воробьи на сирени возле дома. О, О

Пахло грибами, прелой листвой и сыростью распластавшегося неподалёку болотца.

Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи. (А. Серафимович)

  1. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Юный лес,│ в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
Передо мной было большое круглое болото, │занесённое снегом.│.
Скамья,│
укрывшаяся под сенью гигантских лип│,по традиции зовётся »онегинской».

3. Работа над грамматическими ошибками.

Грамматическая ошибка — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.

Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок


п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более вкуснее, красившее

4

Ошибочное образование формы числительного

С семистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего дома, ихние тетради

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пишат о жизни природы

7

Нарушения согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися роком.

8

Нарушения управления

Нужно сделать свою жизнь более красивую

Повествует читателей

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея

11

Ошибки в построении  предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение родины и почему я её люблю

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Человеку показалось то, что это…

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Для завершения работы над ошибками можно дать письменное сочинение

на тему «Почему я сделал (а) ошибки?»

Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет

«Почему я сделал ошибки?»

Примерный план

1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.

2 Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:

А. Не усвоил новый материал.

Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).

В. Допустил ошибку в словарном слове,

Г. Обстановка в классе во время диктанта.

Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).

Оценка собственных знаний, выводы.

ОБРАЗЕЦ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

(1 4 КЛАССЫ )

1.ПЕРЕНОС СЛОВА.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси – на, ка –рандаш, каран – даш, длин ный.

2.ПРАВОПИСАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЧЕТАНИЙ:

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН, НЧ, РЧ, ЩН – НЩ.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с этим же

сочетанием. Подчеркни эти сочетания.

Жираф, + животное, жизнь, ужи, наживка, лужи.

3. ЗАГЛАВНАЯ БУКВЫ В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова, являющихся

именами собственными. Подчеркни большую букву.

Волгоград, + Москва, Антон, Елена, Енисей, Мурка.

4.ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ СО СЛОВАМИ.

Выпиши слово с предлогом, между ними вставь слово или вопрос.

В лесу – в (каком?) лесу или в (тёмном) лесу.

Но:

Убежал –гл., у глаголов нет предлогов.

5. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА (А, О, Е, И, Я),

ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели (если можешь ) корень.

Подбери и запиши проверочное слово. Обозначь орфограмму.

Река –реки.

6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ НЕ ПРОВЕРЯЕМАЯ

УДАРЕНИЕМ.

Выпиши слово правильно и запиши его ещё 3 раза. подчеркни

безударную гласную.

Лопата, + лопата, лопата, лопата, лопата, лопата.

7.ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

Выпиши слово правильно . Подбери и запиши проверочное слово.

Обозначь орфограмму.

Дождь – дождик.

Ягодка – ягоды.

8 .МЯГКИЙ ЗНАК.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с мягким

знаком в той же позиции. Подчеркни мягкий знак.

Мель, + день, пень, конь.

Или:

Деньки, + коньки, пальто, дальний.

Или:

Деревья, + листья, бельё, Софья.

9.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши ещё 3 слова с

разделительным твёрдым знаком обозначь орфограмму.

Разъезд, + подъём, объём, отъезд.

10.ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.

Выпиши слово правильно и запиши его ещё 3 раз. Подчеркни двойную

согласную.

Аллея, + аллея, аллея, аллея, аллея, аллея.

11.НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

Выпиши слово правильно и подбери и запиши к нему проверочное

слово. Выдели (если можешь) корень слова. Обозначь орфограмму.

Честный –честь.

12 МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.

Выпиши слово правильно, укажи род. Подбери и запиши ещё 3 слова с

шипящим на конце, указывая род.

Дочь (ж.р) печь, чертёж, клич.

13.ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подбери и запиши

ещё 3 слова с этой же приставкой.

Полетели, + побежали, потянули, пошёл.

14.СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ (О, Е)

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную

гласную. Запиши ещё 3 слова на эту орфограмму.

Водовоз, + самолёт, мясорубка, пароход.

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06

(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).

Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.

В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.

Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.

. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).

Заполни табл. №1.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:

а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);

б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!

Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.

Таблица № 1

Слово, в котором была допущена ошибка Правило, на которое была допущена
ошибка
Примеры
Решает решать – 1 спр. колет — колоть, 1 спр.

Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2

“Словарик: Я пишу правильно”

________________________________________________________
Дата

ПИШУ ПРАВИЛЬНО

_________________________________________________________

Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.

Таблица № 3

Фамилия ученика 5 класс “  ”

№п/п Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                               
1 Знаки препинания в конце предложения                                                
2 Запятая в предложении с однородными
членами
                                               
3 Обращение                                                
4 Обобщающие слова при однородных членах
пред.
                                               
5 Прямая речь                                                
6 Сложное предложение                                                
  Оценка за работу                                                

ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”

ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
                 
5 КЛАСС “ ”

№П.П Правило, на которое допущена
ошибка
Число
                                           
1 Безударные гласные в корне слова, пров.
ударением
                                           
2 Безударные гласные в корне слова,
непров. удар.
                                           
3 Согласные буквы в корне слова и на конце
(гл. и зв., непроизносимые согласные)
                                           
4 Буквы И, У, А после шипящих                                            
5 Разделительный Ъ и Ь знак                                            
6 Правописание приставок (кроме на з/с)                                            
7 Приставки на З/С                                            
8 Предлоги                                            
9 И, Ы после Ц в корне слова                                            
10 Е.,О после шипящих в корне слова                                            
11 Правописание корней с чередующимися
гласными
                                           
12 Ь после шипящих на конце у
существительных муж. и ж.р.
                                           
13 Падежные окончания имён
существительных
                                           
14 Падежные окончания имён прилагательных                                            
15 Правописание кратких прилагательных                                            
16 1 и 2 спряжение глаголов                                            
17 Гласная перед суффиксом –л в глаголах
прошедшего времени
                                           
18 Не с глаголами                                            
19 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах                                            
20 Словарные слова                                            
  Оценка за работу                                            

Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:

  • саму работу над ошибками;
  • анализ ошибок;
  • словарную работу.

Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.

Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)

Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.

Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.

  • Письмо к учёному соседу.
  • Как я воевал с ошибками.
  • Почему я плохо (хорошо) написал диктант.

Приложение 1

  • Таблица грамматические ошибки предложения
  • Таблица грамматическая ошибка речевая ошибка
  • Таблица вид ошибки примеры правильный вариант
  • Таблица анализа ошибок письма
  • Таблица анализа дисграфических ошибок