Так готовясь к походу проходили дни исправить ошибку

Исправьте ошибки в построение простых и сложных предложений.
1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией .
2. Руководствуемый личными интересами, министр не подписал предложенный проект.
3. Так, готовясь к походу, проходили дни.
4. Ряд молодых ученых направлен за рубеж
5. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.
6. Докладчик пытался убедить своих слушателе в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.
7. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
8. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

Исправьте письменно ошибки, связанные с неправильным употреблением

деепричастий и деепричастных оборотов.
1 Вариант: 1) Прочитав внимательно произведение каждому станет понятна его основная
мысль. 2) Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 3) Слушая музыку,
у него слезы были на глазах. 4) Сотрудничая с нами, вам гарантируется успех. 50 Торговый зал
был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 6) Вспоминая эти встречи, мне думается,
что они были для меня отличной школой. 7) Имея право выбирать своего руководителя, судьба
коллектива во многом зависела от самих людей. 8) Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 9)
Возвращаясь домой, меня застиг дождь. 10) Удовлетворяя просьбу машиниста Дьяконова, ниже
публикуются ответы инженера.
2 Вариант: 1) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 2) Так и не
взлетев, самолеты были уничтожены врагом. 3) Отправляя в командировку в Чечню наших
товарищей, у каждого из нас сжимается сердце. 4) Находясь в лагере, рацион у них был богаче
и разнообразнее. 5) Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о
причинах этого. 6) Вспоминая эти встречи, мне думается, что они были для меня отличной
школой. 7) Окончив десятилетку, меня осенью призвали в армию. 8) Открыв сборник
произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 9) Переводя на другой язык стихотворение,
оно теряет свою красоту. 10) Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.
3 Вариант: 1) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять
смысл. 2) Прочитав пьесу, передо мной витали образы персонажей. 3) Сыграв роль сильной
женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 4) Изучая процесс разгосударствления,
обнаруживается определенная закономерность. 5) Вернувшись в родные края, их жизнь будет в
безопасности. 6) Читая эту комедию, просто не верится, что написана она в наши дни. 7) Пройдя
первый обжиг, изделие покрывается глазурью. 8) Танк, получив большое количество пробоин,
был подожжен. 9) Изучая иностранный язык, необходимо много читать. 10) . Проработав всего
два месяца, у него возникли сложности с начальником цеха.
4 Вариант: 1) Закончив работу, мне стало радостно на душе. 2) Закончив рукопись, она
была передана редактору. 3) Объяснение может быть найдено взяв в качестве иллюстрации
последние события. 4) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5)
Прочитав рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 6) Выяснив, что
объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 7) В чемпионате мира по
шахматам Г.Каспаров, встречаясь с А.Карповым, одержал блестящую победу. 8) Рассуждая
таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 9) Так, готовясь к походу,
проходили дни. 10) Они зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.
5 Вариант: 1) Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток
во время еды, запивая их водой. 2) Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 3)
Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль. 4) Употребляя существительные
в различном роде, меняется смысл. 5) Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и
бенгальские огни. 6) Приехав на турбазу, было еще темно. 7) Поднявшись еще раз на трибуну,
аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами. 8) Крайне
недисциплинированный, он был отчислен, едва приступив к работе. 9) Приходя домой, у Петра
слипались глаза от усталости. 10) Пообедав в студенческой столовой, к ней подошел староста.

Найдите случаи расщепления глагола, замените глагольно-именное сочетание глаголом.
1. Закладка силоса осуществляется в бетонированные траншеи.
2. Затяжка ремонта произошла из-за слабой работы строителей.
3. Химчистка производит выводку пятен.
4. Не допускайте пролива бензна и масла

Найдите ошибки при употреблении форм глагола в речи
литературных героев. Напишите правильные глагольные формы.
1. — Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот.. (М.А.Булгаков).
2. …кот (…) откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу
(М.А.Булгаков).
Она сегодня быть обещалась (В.Конецкий).

Найдите в пословицах деепричастия . Подберите к ним
современные литературные варианты.
1. Снявши голову, по волосам не плачут.
2. Руки сложа не сиди, в оба гляди.
3. Весёлая голова живёт спустя рукава.
4. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
5. Себя жалеючи, кверху не плюй.
6. Что имеем, не храним, потерявши — плачем.
7. Не кайся, рано вставши, млад женившись.

Найдите ошибки в построении деепричастных оборотов.
Отредактируйте предложения. (Предложения могут быть структурно преобразованы, главное — грамотно выразить мысль).

1. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется.
2. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени.
3. Так, готовясь к походу, проходили дни.
4. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.
5. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым.

Найдите и устраните ошибки в предложениях.
а)Я попросил прохожего указать дорогу до вокзала.
б)Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории совхоза, кормами и сеном.
в)Толпа людей ворвалась в здание.
г)Заведующая кафедрой, срочно подойдите к себе!
д)Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта.
е)Так, готовясь к походу, проходили дни.
ж)Мне хочется прочитать исторический роман или повесть.
з)Ответ по его заявлению отправлен своевременно.
и)Стены украшают плакаты и флажки.
к)После двух туров впереди шествует советский спортсмен.

1.
Найдите глагол, не употребляющийся в
форме 1-го лица ед. ч. Образуйте формы
1-го лица от остальных глаголов.

1.
Посидеть, находить, победить, бередить,
заводить. 2. Уходить, убедить,
выводить, разбудить, оградить. 3. Полетать,
заплетать, коротать, рассветать, блистать.
4. Удить, будить, чудить, ходить, заводить.
5. Спускаться, ласкаться, плескаться,
таскаться, смеркаться. 6. Владеть, седеть,
глядеть, галдеть, одеть, грозить. 7.
Бредить, шкодить, гладить, ездить, видеть.
8. Клонить, пленить, тошнить, манить,
звонить. 9. Прозревать, созревать,
назревать, обозревать, подозревать. 10.
Надеть, задеть, сидеть, дудеть, поддеть,
приютить, блестеть.

2.
Образуйте формы настоящего (простого
будущего) времени. Приведите

возможные варианты. В случае необходимости
придумайте предложения.

Махать,
рыскать, брызгать, пылать, метать,
кликать, опостылеть, выздороветь,
мяукать, мурлыкать, чтить, постелить,
полоскать, метаться, плескать, плескаться,
капать, колыхаться, кудахтать, опротиветь,
оздоровить, двигаться, зиждиться,
поджечь, молоть, молотить.

3. Образуйте формы
прошедшего времени. Укажите возможные
варианты.

Вторгнуться,
воскреснуть, липнуть, достигнуть,
свистнуть, замолкнуть, вянуть, глохнуть,
прибегнуть, померкнуть, опухнуть,
прогоркнуть, капнуть, стукнуть, окрепнуть.

4. Установите
временную форму и временное значение
выделенных глаголов.

1.
Встанешь,
бывало, поутру и словно с горы на салазках
покатишься
(Т.). 2. Теперь Игнатий Андреевич напади
на меня ни за что ни про что (Ф.). 3. Стоит
Истомина; она, одной ногой касаясь пола,
другою медленно кружит, и вдруг прыжок,
и вдруг летит, летит, как пух из уст Эола;
то стан совьет,
то разовьет
и быстрой ножкой ножку бьет (П.). 4. Вечером
также рыба берет охотнее… особенно
поздно вечером: тогда и крупная рыба
начнет
смело ходить
около берегов (Акс.). 5. Я было струсил, а
Матрена-то как ударит
вожжами, да как помчится
прямо на возок (Т.). 6. Ну, я спать пошла
(Остр.). 7. Живем в одном городе, почти
рядом, а увидишься
раз в неделю (Остр.). 8. Я тут же бряк
с ног долой (Леск.). 9. Мне Москва снится
каждую ночь, я совсем как помешанная…
Мы переезжаем
туда в июне (Ч.). 10. Итак — я еду
учиться в Казанский университет (М.Г.).
11. И день
и ночь по снеговой пустыне спешу
к вам голову сломя, — и как вас нахожу?
(Гр.). 12. И уж это всегда убьют,
кто напрашивается (Л. Т.).

5.
Найдите примеры, в которых глагольные
формы не соответствуют литературной
норме. При выполнении задания пользуйтесь
справочниками.

1.
Сложить два числа, разложить на множители,
уложить вещи, ложить книги на стол,
положить руки на парту. 2. Уважайте
старших, приезжайте к нам, погружайте
термометр медленнее, езжайте скорее,
нагружаете машину. 3. Одеть пальто, задеть
соседа, сидеть рядом, раздеть ребенка,
владеть собой. 4. Отрежь хлеба, намажь
маслом, съешь кусочек, спрячь нож, ляжь
отдохнуть. 5. Рабочие соревнуются, дети
играются, родители волнуются,
друзья переписываются, обиды забываются.
6. Не дружите с эго-истами,
не дрожите напрасно, не бежите по
лестнице, не служите двум господам, не
лежите на траве. 7. Надеть платок, одеть
малыша, раздеть пальто, задеть сетку,
вдеть нитку. 8. Дети топочут в коридоре,
организаторы вечера хлопочут обо всем,
ребята не хочут отдыхать, волны рокочут
вдали, старушки бормочут невнятно. 9.
Сушить грибы, решить задачу, крошить
хлеб, пошить платье, тушить огонь. 10.
Дома кроются железом, куры роются в
земле, строятся новые заводы, скоро дома
скроются из виду, мои сыновья уже броются.

6.
В шутливом рассказе Н.Г. Чернышевского
отразились его взгляды на виды и
префиксацию глаголов как на явление
глубоко национальное и неповторимое.
Постарайтесь подобрать два глагола и
составить с ними такие же рассказы.

В
споре и богатстве русского и французского
языков мнения разошлись. Убедительнейшим
аргументом в пользу превосходства
первого оказались приставочные глаголы.

— Мне кажется, что
очень легко доказать богатство и
превосходство русского языка перед
французским.

— Как? Что? Докажите?
— закричало ему несколько голосов.

— Да,
вот, господа! Про меня можно сказать,
что я заплешивел.
Этот глагол выражает начало, основание
к дальнейшему следствию. Про Ивана
Ивановича (он указал на своего приятеля)
должно сказать, что он пооплешивел
— этот глагол, как вы сами понимаете,
выражает, что Иван Иванович не совсем
еще плешив, но порядочно подвинулся к
своей цели. Петр Петрович (это был мнимый
знаток русского языка и главный спорщик),
конечно, не обидится и не станет спорить,
если я скажу про него, что он оплешивел,
так как этот глагол означает почти
конченное событие. Про Сергея Ильича я
имею полное право сказать, что он
переплешивел,
т.е. вдался в излишество по части волос,
а если бы здесь был Трофим Петрович,
которого вы все знаете, то он, наверное,
согласился бы со мною, без всякого
возражения, что он уже отплешивел,
т.е. исполнил все по этой части и более
ничего уже сделать не может. Извольте
перевести все эти глаголы на французский
язык, и тогда я соглашусь, что он богаче
русского.

Все расхохотались
и согласились с мнением магистра.

7.
Подберите к данным глаголам синонимичные
однокоренные глаголы с другой приставкой
или без нее. Во всех ли значениях они
синонимичны? Установите стилистическую
окраску глаголов.

Закончить,
потратить, отослать, припрятать,
примерить, выехать, скрепить, расписаться,
отобрать, напугаться, спускаться,
затянуть, раскрыть, изорвать, покрасить.

8.
Проанализируйте различия в значениях
между глаголами (в сочетании со словами,
стоящими в скобках). В каких случаях
глаголы являются синонимами? Есть ли
между глаголами стилистические различия?

1. Укрыть, закрыть,
накрыть, покрыть, прикрыть (одеялом).

2.
Раскормить, закормить, обкормить,
выкормить, откормить, покормить,
накормить, подкормить (поросенка).

3. Вылечить, залечить,
подлечить (болезнь).

4. Прибить, забить,
вбить (гвоздь).

9.
От данных глаголов образуйте формы
повелительного наклонения 2-го лица
единственного числа. Дайте стилистическую
оценку возможным вариантам.

Исчезнуть,
закончить, медлить, продолжить, доить,
поить, напоить, бежать, лечь, высунуть,
высыпать, почистить, испортить, корчить,
морщить, уведомить, лакомиться, ехать,
ездить, поехать, закупорить.

10. Определите
смысловые и стилистические оттенки
выделенных глагольных форм.

1.
Бессильному не смейся и слабого обидеть
не
моги
!
(Кр.). 2. И будь
не я, коптел бы ты в Твери (Гр.). 3. Да
ведают

потомки православных земли родной
минувшую судьбу (П.). 4. Уж не мешайте,
пусть
я расскажу
(Г.).
5. И после такой жизни на него вдруг
навалили тяжелую обузу выносить на
плечах службу целого дома! Он и служи
барину, и мети,
и чисть,
он и на побегушках! (Гонч.). 6. Ты бы
заглянула

ко мне завтра? (М. Г.). 7. Таня примирительно
сказала: «Поехали».
8. Скажи-ка,
дядя, ведь недаром Москва, спаленная
пожаром, французу отдана (Л.). 9. Пускай
они оставят
Годунова, своих князей у них довольно…
(П.). 10. Но натяните
до последней
возможности и наляжьте
тяжестью пальца на натянутую струну —
она лопнет (Л. Т.). 11. Девица уронила платок
— ты поднимай,
она входит — ты вставай
и давай
ей стул, уходит — ты провожай
(Ч.). 12. Ни проворства в тебе, ни юркости
— как есть увалень! Всякий, кто хочет,
подойди
к тебе и ешь!
(С.-Щ.). 13. Пожарные, лей!
14. Минуй
нас пуще всех печалей и барский гнев, и
барская любовь (Гр.).

11.
Укажите смысловые и стилистические
возможности выделенных форм.

1.
Да верхлевский дьячок видал
меня, он и сказал… (Гонч.). 2. Ермило брал
не брезговал
и медным пятаком (Н.). 3. Обыкновенно они
делывали
это только в дни именин (С.-Щ.). 4. Он
останавливался посредине комнаты и
подымал
кверху руки (Кор.). 5. Его пастух кнутом
стеганул
(Гладк.). 6. За окном, в телефонных проводах,
свистал
ветер (Шол.). 7. Пужануть
бы по ним с берданки!

12. Вставьте
пропущенные буквы.

1.
Нередко мальчишку запод..зривали во
всякого рода проделках.
2. Развитие науки обусл..вливает
технический прогресс. 3. Нельзя без
оснований обвинять кого бы то ни было,
нельзя опор..чивать чужую репутацию. 4.
В конце занятий преподаватель обычно
подыт..живает все сказанное. 5. Мы старались
приур..чивать свой отпуск к началу лета.
6. Трудно было сразу охватить весь
материал, и приходилось сосредот..чивать
внимание на основном. 7. Друзья подб..дривали
друг друга. 8. Стало традицией присв..ивать
это звание лучшему среди них. 9.
«Уполном..чивать кого бы то ни было на
какие бы то ни было действия вы не
вправе», — железным голосом сказал он.
10. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной
обстановки меры впоследствии
узак..нивались. 11. В конце встречи мы
усл..вливались о месте и времени следующей
встречи.

13. Раскрывая
скобки, выберите одну из форм; мотивируйте
выбор; укажите возможность варианта.

1.
Какие-то люди (ходили — шли) по аллеям.
2. Машины (возят — везут) песок на стройку.
3. Утром врач (приходил — пришел) к
больному. 4. После напряженной работы
он (ехал — ездил) на курорт и снова
(занимался — занялся) любимым делом. 5.
Опытный шофер превосходно (водит —
ведет) машину. 6. Почтальон (приносил —
принес) письмо, но не оставил, так как
адресата не было дома. 7. Кто-то неслышно
(подходил — подошел) к дому. 8. На работу
я обычно (еду — езжу) на автобусе. 9. Где
ты едешь, там и он (ехал — ездил). 10. Катер
(плыл — плавал) по этому заливу не раз,
но подобного шторма команде видеть не
приходилось. 11. Белка с необычной грацией
и ловкостью (лазила — лезла) по дереву,
будто подсмеиваясь над своими неуклюжими
преследователями. 12. В наш город (приехали
— приезжали) артисты Большого театра,
и вчера мы ходили на их концерт.

14. Исправьте
ошибки.

1.
Обломов иногда открывал книгу, но не
дочитывает ее. 2. Экскурсанты сначала
шли пешком, а затем более недели проехали
на лошадях.
3. Почаще навещайте больного, каждый
раз несите ему свежие фрукты. 4. Не
портьте себе зрение чтением книг при
недостаточном освещении. 5. Каждый
день на работу нас везли на машине. 6.
Когда в следующий раз я очучусь в этих
краях, я буду лучше ориентироваться в
обстановке. 7. Если вам опротивят мясные
блюда, врач переведет вас на диету. 8.
Легкий морозец приятно щипет лицо и
руки. 9. Коллектив завода много раз
премировался. 10. Чего он только не умеет
делать: и плотничать, и кирпич класть,
и сенокосилку починить, и найти надежный
источник воды под землей.

15. Перепишите.
Обозначьте ударение в словах, где
пропущены буквы.

Ж..сткий
диван, говорить общ.., мельничный ж..рнов,
утлый ч..лн, лесная трущ..ба, чугунная
реш..тка, крепкая беч..вка, купить по
деш..вке, ч..порный человек, спелый
крыж..вник, тяж..лый ож..г, подж..г сарая,
ож..г руку, борьба с саранч..й, отправиться
за багаж..м, идти с нош..й, быстрый скач..к,
забавная собач..нка, холщ..вый мешок,
парч..вая скатерть, камыш..вая крыша,
жж..ный кофе, ноч..вка в лесу, вооруж..нное
нападение, глянц..витая бумага, облиц..вка
стен, мягкая ш..рстка.

Практическое занятие №10

Тема: Грамматические нормы русского языка. Употребление форм глагола

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.

2. Особенности образования и употребления форм причастий.

3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

2.Выполните практические задания:

1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно. Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.

2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними. Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.

3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.

1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.

5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.

Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.

7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях

Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.

8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.

3. Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач… нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл… мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.

Литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

Данилова Е. А. Русский язык и культура речи : учеб метод компл дисц для студентов нефилологических специальностей / Е. А. Данилова. Чебоксары : Чуваш гос

Содержание

2.Определите род несклоняемых имен существительных, подберите к ним определения и составьте словосочетания («прилагательное+суще
5.Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода
2.Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, и объясните выбор варианта
3.Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных
4.Установите различие между значением и употреблением форм множественного числа именительного падежа. Составьте с ними словосоче
5.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных
6. Раскройте скобки, ставя существительное в нужной форме. Выбор обоснуйте.
Практическое занятие №8
2. Раскройте скобки, запишите числительные словами, выбирая правильно разряд и форму числительного и зависимого существительного
3. Раскройте скобки, напишите числительные словами.
2. Образуйте краткие формы от прилагательных на -енный. Укажите возможные варианты.
3. В каких сочетаниях возможно заменить полную форму прилагательного на краткую, а в каких – нет? Объясните, почему.
4. 1) Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательн
2) По аналогии составьте самостоятельно словосочетания с предложенными формами прилагательных, учитывая смысловые и стилистическ
2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия
7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях

Подобный материал:

  • Методические указания к изучению курса для студентов нефилологических специальностей, 973.3kb.
  • Учебное пособие для студентов факультетов русской и чувашской филологии Чебоксары, 4201.24kb.
  • Курс 1 сессия (установочная) Иностранный язык (Данилова) Русский язык и культура речи, 12.53kb.
  • Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей. Благовещенск:, 1278.83kb.
  • Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов,, 1454.81kb.
  • «Русский язык и культура речи», 479.57kb.
  • Учебное пособие для студентов факультетов русской и чувашской филологии Чебоксары, 606.88kb.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
  • Учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии Специальность, 990.29kb.
  • Методические указания к практическим занятиям для студентов нефилологических специальностей, 717.63kb.

Тема: Грамматические нормы современного русского языка.

Трудные случаи употребления имен существительных.

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Понятие о грамматических нормах современного русского языка. Виды грамматических норм.

2. Категория рода имен существительных. Слова, имеющие параллельные формы мужского и женского рода; дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний.

3. Правила определения рода несклоняемых имен существительных.

4. Род названий лиц женского пола по профессии, должности.

2. Выполните практические задания:

1. Определите наличие или отсутствие дифференциации значений данных существительных в зависимости от родовых окончаний

Ставень-ставня, гранат-граната, взяток-взятка, рельс-рельса, карьер-карьера, шпрот-шпрота, округ-округа, бакенбард-бакенбарда, пролаз-пролаза, кед-кеда, жар-жара, спазм-спазма, банкнот-банкнота, манжет-манжета, метод-метода.

2.Определите род несклоняемых имен существительных, подберите к ним определения и составьте словосочетания («прилагательное+существительное»):

Танго, салями, конферансье, кофе, леди, Миссисипи, сабо, фрау, эскимо, кенгуру, сулугуни, меню, Гоби, колибри, манго, рефери, шимпанзе, ранчо, цеце, кули, маэстро, гну, бенгали, пери, индиго, хинди.

3.Вместо точек вставьте необходимые буквы. Объясните выбор той или иной формы.

1.Перу был… одной из первых жертв испанских конквистадоров. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск… кофе. 3. Дв… колибри привлекли внимание орнитолога. 4. Актер надел небольш… пенсне в золотой оправе. 5. Эсперанто был… создан… доктором Л. Заменгофом в качестве вспомогательного языка. 6. Солнечн…. Сухуми находится южнее Сочи.

4.Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Объясните случаи отсутствия соответствия.

Физик, лаборант, секретарь, адвокат, председатель, лейтенант, бригадир, металлург, судья, артист, депутат, кондуктор, премьер-министр, педагог, дворник, токарь, врач, пловец, вождь, техник, товарищ, певец, машинист, пилот, критик, библиограф.

5.Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода

Намотчица, ткачиха, санитарка, гонщица, солистка, баскетболистка, акушерка, продавщица, учительница, сиделка, телефонистка.

3. Орфо-пунктуационный практикум

1. Повторите правило постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

2. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя свой выбор:

1) В нашем краю старинная примета в двадцатый день после журавлей начинается пахота под яровое. 2) Мы дадим жизнь зерну оно даст жизнь людям. 3) Небо было черное звезды горели ярко переливались всеми цветами радуги на земле тоже было темно.4) Не старость была виною сила одолела силу. 5) Тишина была полная ни шума шагов ни покашливания не было слышно.6) Выйдет солнце из-за облака чувствуешь на лице горячую маску света. 7) Смелые побеждают трусливые погибают. 8) По ходу сообщения слышались чьи-то шаги кто-то поднимался на наблюдательный пункт. 9) Молвит слово соловей поет. 10) Телевидение программа на неделю. 11) Лес рубят щепки летят.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова Н.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

7. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М., 2002.

8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

Практическое занятие №7

Тема: Грамматические нормы современного русского языка.

Трудные случаи употребления имен существительных.

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Склонение имен собственных (типа Роберт Смит, Генрих и Томас Манны, Анна Зегерс и т.п.).

2. Определение рода аббревиатур.

3. Проявление категории одушевленности- неодушевленности в формах падежа.

4. Трудности образования формы именительного падежа множественного числа имен существительных ( на –ы(-и) или на –а(-я)).

5. Трудности образования формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

2.Выполните практические задания:

1. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени собственного. Свой ответ мотивируйте

1) Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 2) Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 3) У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 4) Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 5) Театр поставил новую пьесу (Жан-Поль Сартр). 6) Новое произведение Генриха и Томаса (Манн) было выпущено небольшим тиражом. 7) Супруги (Клинтон) прибыли на отдых в Калифорнию. 8) Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 9) В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 10) Об этом ты можешь прочесть у ( Марсель Пруст). 11) Режиссер уже получил от ( Николь Кидман) согласие на участие в съемках. 12) Август и Каролина ( Шлегель) посетили концерт известного певца. 13) Муж и жена ( Ниринг) отправились в путешествие на яхте. 14) После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15) В детстве он охотно читал (Жюль Верн). 16) Оба брата (Петров) успешно сдали сессию. 17) Сестры (Пресс) приняли участие в дебатах. 18) Эти книги прислали для студентки (Гордейчук).

2.Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, и объясните выбор варианта

1) Аквалангист с удивлением смотрел на странн… чудовищ…, проплывавш… мимо него. 2) Призводится посадка на « Седов…». 3) Ипподром приобрел четыр… прекрасн… скаков… лошад… 4) Астроном наблюдал в телескоп Нептун… 5) Ранней весной нужно уничтожать личин…к… вредных насекомых. 6) Начальство решило наказать это… субъект… 7) Ветер подхватил бумажн… зме… 8) Жюри отметило как лучших 32 участник… смотра художественной самодеятельности. 9) Во втором акте пьесы автор ввел комическ… персонаж… 10) Он с удовольствием ел омар… 11) На кинофестивале можно увидеть вс… звезд… экрана.

3.Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:

Бульдозер, бухгалтер, вексель, вектор, ветер, возраст, выговор, вымпел, год, госпиталь, джемпер, директор, диспетчер, дно, договор, инспектор, китель, контейнер, крендель, купол, лагерь, лифтер, мастер, образ, паспорт, плуг, погреб, порт, проректор, слесарь, токарь, столяр, сторож, тополь, якорь.

4.Установите различие между значением и употреблением форм множественного числа именительного падежа. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Зубы–зубья, колени–колена–коленья, корни–коренья, мехи–меха, образы–образа, пропуски–пропуска, соболи – соболя, тормозы – тормоза, тоны – тона, хлебы–хлеба, цветы – цвета.

5.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:

Абрикос, акр, ампер, ананас, апельсин, баклажан, барышня, башня, башкир, блюдце, валенок, вафля, гектар, гренадер, грузин, доля, дядя, заморозки, карат, килограмм, княжна, консервы, копье, кочерга, мандарин, миля, монгол, носки, одеяльце, сабля, седло, таможня, томат, туркмен, яблоня.

6. Раскройте скобки, ставя существительное в нужной форме. Выбор обоснуйте.

1) Миша обнаружил, что у него закончился запас (лезвие) для бритвы. 2) Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 3) Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 4) Поставлен новый счетчик на 10 (ампер). 5) Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 6) В универмаге богатый ассортимент изящных (туфля), безразмерных (чулок), модных дамских (сапог). 7) В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло).

3. Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Н/НН в прилагательных и причастиях».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание.

Исти…ый, безветре…ый, назва…ый брат, отчая…ый, маринова…ый, льви…ый, жела…ый, кова…ый, краше…ые хной волосы, румя…ый, свяще…ый, перестира…ое белье, коше…ый луг, посаже…ый отец, ране…ый боец, новорожде…ый, выкова..ый, плохо жева…ая пища, лимо…ый, глиня…ый, развороше…ый, осе….ий, ране…ый в плечо солдат, чека…ый, ветчи…ый, усиле…ый, толсте…ый, премирова…ый, масл…ые краски, негада…ый, дли…оватый, исти…ый, племе….ой, варе..ая репа, броше…ый, име…ой, жаре…ый в масле гусь.

Литература

См. к практическому занятию №6

Практическое занятие №8

Тема: Грамматические нормы русского языка.

Трудные случаи употребления имен числительных.

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Варианты сочетаний числительных с существительными.

2. Особенности склонения составных количественных числительных.

3. Особенности склонения числительных сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста.

4. Склонение и употребление собирательных числительных.

5. Склонение порядковых и дробных числительных.

2.Выполните практические задания:

1. Перестройте высказывание так, чтобы сочетание числительных с существительными не вызывало затруднений.

1) Мы с друзьями отдыхали на турбазе 23 суток. 2) Для работы ателье необходимо закупить 134 ножниц. 3) Бабушка так увлеклась вязанием, что через месяц в ее сундуке я обнаружила 24 рукавичек. 4) По накатанной зимней дороге друг за другом ехали 34 саней. 5) В лучшей оптике города для наших бабушек и дедушек мы заказали 8 очков.

2. Раскройте скобки, запишите числительные словами, выбирая правильно разряд и форму числительного и зависимого существительного.

1) За целый день продано всего (4 ножницы). 2) У нашей кошки (5 котенок). 3) Для оборудования компьютерного класса необходимо (25 стул). 4) Передо мной в очереди стояло всего (3 женщина). 5) Вместе с отцом в отделе работают (9 инженер) 6) Я мечтаю о (10 сутки) в Париже.

3. Раскройте скобки, напишите числительные словами.

1) Разность между (87) и (59) составляет 28. 2) Библиотека университета ежемесячно пополняется (300-400 книг). 3) Около (500 миллионов рублей) было выдано за последние два года. 4) Вместе с новыми (1204 слова) учебник английского языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 5) Небольшой старинный город на берегу Волги с (4675 жителей) привлекает много туристов. 6) В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 7) Прибыл поезд с (265 пассажиров). 8) Сбор молока дошел до (2375 литров). 9) В работе секции принимало участие около (полтора десятка) студентов. 10) Трамвайная остановка находиться в (полтораста шагов) отсюда. 11) Из (697) вычесть 345.

4. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных. Отредактируйте предложения, при необходимости заменяя собирательные числительные количественными (и наоборот).

1. Пятеро студенток участвовали в конкурсе. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро профессоров, о результатах они доложат на совещании. 4. Неизвестный отстреливался с обоих рук. 5. На фотографии было трое его младших сестер. 6. Трое юношей и девушек исполняли красивый танец. 7. Машины стояли по обоим сторонам улицы. 8. У бабушки в деревне уже трое кошек и двое собак.

3. Орфо- пунктуационный практикум

1. Повторите тему «Тире между подлежащим и сказуемым».

2. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя свой выбор:

1) Сердце не камень. 2) Жизнь прекрасна и удивительна. 3) Задумчивость это признак душевного перелома. 4) Гусь как известно птица рассудительная. 5) Это удивительное дело сон! 6) Брат давно хирург. 7) Дважды два четыре. 8) Музыка могучий источник мысли. 9) Пессимизм ложь, потому что пессимизм философия неудачников. 10) «Евгений Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина. 11) Говорить с вами только слова зря тратить. 12) Это правильно читать каждый день. 13) Степан мне друг. 14) Пруд как блестящая сталь. 15) Ученье вот чума, ученость вот причина. 16) Ты гений.

4. Подготовьтесь к самостоятельной работе по склонению числительных.

Литература

См. литературу к практическому занятию №6

Практическое занятие №9

Тема: Грамматические нормы русского языка.

Употребление имен прилагательных и местоимений.

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Разряды имен прилагательных.

2. Полная и краткая формы имен прилагательных, различия между ними. Особенности их употребления в речи.

3. Степени сравнения прилагательных. Образование и употребление.

4. Особенности употребления местоимений.

2.Выполните практические задания:

1. От данных прилагательных образуйте краткие формы. В случае невозможности образования укажите причины.

Светлый, бурый, сине-зеленый, добрый, гнедой, искренний, отсталый, правильный, маленький, вороной, умнейший, смелый, безмолвный, бледно-голубой, соленый, большой, ранний, красивый, каменный, близкий, родственный.

2. Образуйте краткие формы от прилагательных на -енный. Укажите возможные варианты.

Бессмысленный, бесчисленный, безнравственный, величественный, воинственный, естественный, искусственный, легкомысленный, медленный, откровенный, подведомственный, свойственный, соответственный, существенный, таинственный, тождественный.

3. В каких сочетаниях возможно заменить полную форму прилагательного на краткую, а в каких – нет? Объясните, почему.

Больной вопрос – больной ребенок.

Белый сахар – белый стих.

Черная тень – черная дыра.

Глухой согласный – глухой человек.

Теплый квас – теплый взгляд.

Круглый шар – круглая сирота.

Холодный ветер – холодный цвет.

Скорая помощь – скорое решение.

Черный свитер – черный день.

4. 1) Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Девочка живая – девочка жива; мальчик спокойный – мальчик спокоен; стена низкая – стена низка; старик больной – старик болен; пациент плохой – пациент плох; жена счастливая – жена счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; джинсы короткие – джинсы коротки; задача трудная – задача трудна; девушка красивая – девушка красива; лицо спокойное – лицо спокойно.

2) По аналогии составьте самостоятельно словосочетания с предложенными формами прилагательных, учитывая смысловые и стилистические различия между ними.

Готов – готовый; широкий – широк; должен – должный; виноват – виноватый; благодарен – благодарный; свободный – свободен; дорог – дорогой.

5. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения (и простую, и составную) и составьте с ними словосочетания. Если формообразование невозможно, укажите причины.

Большой, глубокий, звонкий, хороший, злющий, гордый, здоровый, клетчатый, плохой, молодой, полосатый, сухой, смелый, скверный, грубый, мокрый, сверхмощный, близкий, холостой, ультраправый, хромой, фиолетовый.

6. Выберите одно из предложенных в скобках местоимений.

1. (Сам, самый) факт принятия решения будет определен большинством голосов. 2. (Всякий, каждый, любой) последний день месяца в библиотеке будет проводиться как санитарный. 3. Студенческий билет и зачетная книжка будут выдаваться (всякому, каждому, любому) студенту, зачисленному на первый курс. 4. В (любом, каждом, всяком) коллективе есть человек, которого можно назвать душой компании. 5. Я (сам, самому) себе удивляюсь, когда вспоминаю (свои, мои) приключения в Африке. 6. (Самой, сама) себе она, конечно, очень нравится. 7. Дорогу к недавно построенному супермаркету вам подскажет (каждый, всякий, любой) прохожий. 8. (Всякий, всяк, любой, каждый) сверчок знай (свой, его) шесток. 9. На следующем занятии все студенты выступят (с их, со своими) докладами. 10. Мы не застали секретаря в (своем, его) кабинете.

7. Найдите ошибки в употреблении местоимений и произведите стилистическую правку следующих предложений. Ответ мотивируйте.

1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете. 2. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости. 3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 5. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 6. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

3. Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Правописание НЕ и НИ».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1) (Н…) могу (н…) радоваться вашему приезду. 2) Я (н…) раз об этом спрашивал. 3) Пришел как (н…) в чем (н…) бывало. 4) Сколько (н…) делай добра людям, благодарности нельзя ждать. 5) Пока (н…) приобрел коня, садись на осла. 6) И куда мы только (н…) обращались! 7) (Н…) два (н…) полтора. 8) (Н…)кто иной (н…) мог это сделать лучше. 9) в доме (н…) крошки. 10) (Н…) разу (н…) появился на занятиях. 11) Разрешение может дать (н…) кто иной, как декан.12) Говорить с глупым – (н…) до чего (н…) договориться. 13) Сколько ее (н…) спрашивали, она (н…)чего (н…) сказала. 14) (Н…) к кому (н…) обращался. 15) Общество было для него необходимо, где бы он (н…) жил.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 305-308.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С. 64-68.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 135-159.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – С. 218-232.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык и культура речи (для студентов-нефилологов): Учебное пособие. – М., 2003.

Практическое занятие №10

Тема: Грамматические нормы русского языка.

Употребление форм глагола

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.

2. Особенности образования и употребления форм причастий.

3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

2.Выполните практические задания:

1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно.

Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.

2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними.

Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.

3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.

1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.

5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.

Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.

7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях

Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.

8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.

3. Орфо- пунктуационный практикум

1.Повторите тему «Гласные в суффиксах причастий».

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Стро…щийся, та…щий снег, завис…щий от обстоятельств, дыш…щий, обвеш…нные продавцом покупатели, насто…нный чай, стрел…ный воробей, кол…щий, обессил…вший от болезни, держ…щий, хлопоч…щий, выкач…нная из подвала бочка, мол…щиеся прихожане, замеш…нный в преступлении, обид…вший, ла…щая собака, выкач…нная из подвала вода, незыбл…мый, пристрел…нное ружье, бор…щийся, раскле…вший, наде…щийся, клевещ…щий.

Литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

Практическое занятие №11

  • Таблица ошибок хонда фит 2002
  • Таблица ошибок хонда фит 2001 года
  • Таблица ошибок форд фокус 1 2004 года
  • Таблица ошибок фольксваген поло
  • Таблица ошибок фена на камаз