Такое поведение не свойственно для образованного человека ошибка

Урок русского языка в 11а классе

«Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания 4, 6, 7).

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, компьютер для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.

Ход урока.

I. Вступительное слово

II. Орфоэпическая минутка. Задание 4. (Презентация 1)

Расставьте ударение в словах

Августовский, алкоголь, апостроф, аристократия, асимметрия, аф(е,ё)ра, баловать, баловник, бармен, банты, благовест, благоволить, бочковый, гастрономия, грушевый, дефис, диспансер, договор, досуг, дочерна, дремота, духовник, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, звонит, знамение, иконопись, искра, каталог, катарсис, кашлянуть, квартал, кедровый, кинематография, коклюш, крапива, красивее, кухонный, ломота, ломоть, мельком, надолго, обеспечение, отчасти, премировать, столяр, танцовщица, торты, туфля, украинский, форзац, ходатайствовать, цыган, шприцы, щавель, шарфы.

III. Актуализация знаний морфологических норм. Задание 5

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. (Презентация 2)

любимые профессора

ярче солнца

более пятьсот (пятисот) миллионов

кратчайший путь

Ответ:3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

к трёмстам сорока четырём избирателям

едьте поездом

ихними детьми

пятидесятью тремя метрами

Ответ:1.

3. Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

Не едьте поездом, а поезжайте поездом

Не ихними детьми, а их детьми

Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

1. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

пара сапог

пара носков

салат из помидоров

занавески из тюли (тюля)

Ответ:4

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

3. Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании, и дайте объяснения

Не трое подруг, а три подруги

Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году

Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).

Задание 7

Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений»

Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

Работа в группах.

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Ответ:

Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е, Л, Н

Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И

Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

Замена одной части двойного союза на инородное слово.

З, О

Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Мы уже давно выписываем журнал «Природа».

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему формирования личности человека.

Цели урока: закреплять знания, развивать
умения, необходимые для выполнения тестовых
заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи: закреплять и
расширять знания орфоэпических, морфологических
и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык
анализа, сопоставления, обобщения; продолжить
работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать
развитию интереса к изучению русского языка;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный
комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ,
сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в
словах ударение

красивее камбала
коклюш обеспечение
вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить

 III. Актуализация знаний морфологических
норм.
А3

Задания, направленные на повторение
морфологических норм (Задания с комментариями
выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот)
    миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении
количественных числительных, обозначающих целое
число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть
сформулировано задание А3

2. Укажите пример, в котором нормы
формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при
формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение
морфологических норм (Задания выполняются
самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой
в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Ответ: 4

Укажите пример, в котором нормы
формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

Исправьте ошибки, допущенные при
формообразовании и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три
    подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом
    году, а в две тысячи тринадцатом
    году.
  3. Не несколько пар джинс, а
    несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм
(построение предложений с деепричастиями). А4

1. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение
художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление
о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие выражено
глаголом
предаёт

Добавочное действие при основном выражено
деепричвстием
изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ: 3

3. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ: 2

4.Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 11

Перелистывая страницы,

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

Ответ: 3

5. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о
происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть
привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о
существовании жизни вне Земли.

Ответ: 3

V. Актуализация знаний синтаксических норм
(норм согласования, норм управления, норм
построения предложений с однородными членами,
норм построения СПП). А5

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в
построении предложений”

Слайд 13

1) Использование таких однородных
сказуемых, которые требуют разного падежа
дополнений.
Он не переставал любить и
вспоминать о Родине.
2) Употребление в качестве однородных
причастного оборота и придаточного предложения.
Скоро будет заселён дом,
выросший на глазах за несколько месяцев и
который приняла комиссия.
3) Нарушение порядка слов при двойных
союзах.
Мы не только получили
учебник, но и сборник задач.
4) Замена одной части двойного союза на
инородное слово.
Созданы благоприятные
условия не только для опубликования научных
работ, а также для внедрения их в практику.
5) Нарушение норм управления (неверное
использование падежных форм).
Существуют три основных
группы качеств человека, благодаря которых можно
повысить уровень личного обаяния:
коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
6) Недочёты в употреблении прямой и
косвенной речи.
Пушкин бросает вызов
обществу, говоря, что “в свой жестокий век
восславил я свободу”.

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения
в зависимости от типа грамматической ошибки
(нарушения синтаксической нормы) по группам.
Заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты
прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для
образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили
всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему
присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для
решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы
хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро
локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на
развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на
развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только
от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались
участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем
журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о
формировании личности человека.

Слайд 15

1) Использование таких однородных
сказуемых, которые требуют разного падежа
дополнений.
Е, Л, Н
2) Употребление в качестве однородных
причастного оборота и придаточного предложения.
И
3) Нарушение порядка слов при двойных
союзах.
П
4) Замена одной части двойного союза на
инородное слово.
З, О
5) Нарушение норм управления (неверное
использование падежных форм).
А, Б, В, Г, Д, К, М, С
6) Недочёты в употреблении прямой и
косвенной речи.
Ж

Исправляем грамматические ошибки в
предложениях. Слайд 16, 17

Согласно приказа ректора студенты
прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Согласно приказу ректора
студенты прошли повторное тестирование в
формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно
расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила
причины аварии.
Такое поведение не свойственно для
образованного человека.
Такое поведение не
свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему
необычному.
В посёлке интересовались
всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему
присоединиться к обсуждению.
Ученик спросил, можно ли ему
присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для
решения задач, а также для проверки.
Формула используется не
только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы
хотели купить.
Книга, которая интересует
нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро
локализован.
Благодаря пожарным огонь
быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался
чтением.
Следует уделять большое внимание на
развитие образного мышления.
Следует уделять большое
внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только
от сноровки, а от знания технологии.
Успех в соревновании
зависит не только от сноровки, но и от знания
технологии.
Украшения не только раскупались
участниками фестиваля, но и музеями России.
Украшения раскупались не
только участниками фестиваля, но и музеями
России.
Мы уже давно выписываем
журнал “Природу”.
Мы узе давно выписываем
журнал “Природа”
Гонцов поднимает проблему о
формировании личности человека.
Гонцов поднимает проблему о
формировании личности человека.

VI. Актуализация знаний синтаксических норм
(замены придаточного определительного
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом)

Разбор задания А6. Слайд 18

1. В каких предложениях придаточные заменить нельзя ? Почему?

1. Характерная примета художественного стиля –
множество слов, которые употреблены в переносном
значении.

2. В тексте много синонимов, которые постепенно
складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся
с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал
бы
остаться неизвестным, должен получить
все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем
напором, который продемонстрировали их
соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает
затруднения у учеников, для которых
данный язык является родным.

7. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

Делаем вывод, анализируя предложения.

2. Заполняем таблицу

А6 Замена придаточного определительного
причастным оборотом. Слайд 19

Придаточные с союзным словом который
заменить можно, если…
Придаточные с союзным словом который
заменить нельзя, если…
1. слово который стоит
в форме именительного или винительного падежа без
предлога.
1. слово который стоит
в форме косвенного падежа (кроме
винительного падежа без предлога).
2. сказуемое придаточного предложения
стоит в форме настоящего или
прошедшего времени изъявительного наклонения
2. сказуемое в придаточном предложении
стоит в форме будущего времени или
сослагательного (условного) наклонения.
3. в главном предложении нет
указательного местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т. Д.),
которое обязательно требует в качестве
продолжения придаточного предложения с союзным
словом который.
3. в главном предложении есть
указательное местоимение
(ТОТ,
ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.Д
.
), которое
обязательно требует в качестве придаточного
предложения с союзным словом который.

!придаточные предложения, в
которых вместо слова
КОТОРЫЙ встречаются союзные слова
ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить
причастным оборотом
НЕЛЬЗЯ

В работе над данным заданием можно применять
алгоритм. Слайд №20

1. В придаточном вместо союзного слова который
употреблены слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА,
КОГДА ?

2. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ
употреблено в косвенном падеже (кроме
винительного без предлога)?

3. Сказуемое в придаточном предложении стоит в
форме будущего времени или в условном наклонении?

4. В главном предложении есть указательные
местоимения ТОТ, ТОГО, ТЕ, ТЕМ,ТЕХ и
т.д.?

Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете
“ДА”, то придаточное заменить причастным
оборотом нельзя. Если же на все четыре вопроса
даёте ответ “НЕТ”, то придаточное заменить
можно.

3. Работа по карточкам (с взаимопроверкой) Слайд
21, 22

Задание: Укажите предложения, в которых
придаточную часть можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым
взглядом, который заставлял забывать
некрасивость
её лица.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала
Азазелло, который стоял у спинки кровати.

3. Камни, из которых слагаются
ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то
формировались под водой.

4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава,
которую ещё не тронул иней.

5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе
первичной атмосферы Земли не было.

6. Так как мы не смогли отменить ту
нашу встречу в Лондоне, которая состоится
завтра, то было принято решение обменять билеты.

7. Сестра постоянно была занята своими какими
-то
делами, которые частенько брали верх над
учёбой.

8. Вечером мы были на туристической базе,
которая
стояла на берегу моря и занимала
почти полпарка.

9. В приёмную вошёл человек, которого
я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в
кабинет.

10. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют
природу.

VII. Работа по подготовке к части С ЕГЭ по
русскому языку

Слайд 23 Задание 1 Подберите аргументы к
следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств,
делающих человека Человеком.

Задание 2 Укажите фрагмент сочинения, который
содержит аргумент, не являющийся подтверждением
данного тезиса.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти,
наблюдая над жизнью человеческого общества. К
двадцать первому веку человечество достигло
высокого уровня развития, но если бы люди не
помогали друг другу, не действовали сообща, то,
может быть, до сих пор основным орудием труда
являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в
русской литературе. Например, о созидательной
силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в
романе “Преступление и наказание”. Только Соня
Мармеладова, воплощающая собой идею
христианского всепрощения, смогла понять
истерзанную душу Родиона Раскольникова и
повести его к раскаянию и последующему
возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз
встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и
Маргарита”. Милосердие ещё осталось в
ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по
мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие
движет Маргаритой, которая просит избавить
несчастную Фриду от мучительных напоминаний о
совершённом ею страшном преступлении. Наконец,
Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь
о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данному тезису.

Слайд 24 Тезис: Годы детства – это
прежде всего воспитание сердца
. (В. Сухомлинский)

Слайд 25 Тезис: Безволие,
никчёмность – родная сестра подлости. (В.
Сухомлинский)

VIII. Рефлексия. Слайд 26

  • Я справился (не справился)….
  • Я смог (не смог)….
  • У меня получилось (не получилось)…
  • Я доволен(не доволен) собой …
  • Мне было трудно…
  • Мне было легко…
  • Мне необходимо поработать над…

Примеры

Исправления

1. Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью.

1. Когда я раскрыл свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью.

2. Пушкин повел свою Мадонну к венцу — «чистейшей прелести чистейший образец.

2. Пушкин повел к венцу свою Мадонну-«чистейшей прелести чистейший образец

3.Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Загнул крылья

3. Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им. Сложил крылья.

4. Михаил безропотно переносил все тяжести жизни. Смешение паронимов. Я наперерез отказался. Детство героя прошло в бедноте. У него была врожденная благородность.

4. Михаил безропотно переносил все тяготы жизни. Я отказался наотрез. Детство героя прошло в бедности. У него было врожденное благородство

5. Наступил утренний рассвет.(лишние слова)

Пернатые птицы.

5.Наступил рассвет. Наступило утро. Перелетные птицы.

6.Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову.(нарушение порядка слов в предл

6.Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь.

7. В рассказе рассказывается (тавтология)

7. В рассказе говорится…

8. Неправильное употребление слов.

Я пошел домой с унылой головой.

Я пошел домой с понурой головой.

9. Неоправданные повторы слов и однокоренных слов в контексте: воюют на войне, эта проблема в этом тексте, он, несмотря на опасность, заболел опасными болезнями. Люди открывают новые открытия.

Сражаются на войне, эта проблема в данном тексте, он несмотря на опасность, заболел вирусным гепатитом. Люди совершают новые открытия.

10. Плеоназм- употребление лишнего слова. библиотека книг, тема любви к Родине и патриотизм, человек и природа взаимосвязаны друг с другом

Тема патриотизма красной нитью проходит.

11. Ошибки в словообразовании. Он надсмехается над соседом. Я подскользнулся на улиц. Раболепит. Маша трудолюбима. Едь в город. Мест.Ихний отец, еный, обоих девочек.

Он насмехается над соседом. Я поскользнулся на улице. Маша трудолюбива. Поезжай в город.

Их отец был красив. Его имя очень редкое, Обеих девочек я хорошо знал.

12. Ошибочное образование формы прилагательного. Он был красивше, более интереснее.

Он был красивее. Эта книга более интересная.

13. Форма существительного. Сколько время? Хорошая шампунь, много полотенцев, 350 грамм помидор, две пары носок, чулков.

Сколько времени, много полотенец, 350 граммов помидоров, две пары носков, чулок.

14.Нарушена структура словосочетания : заплатить за квартплату, удостоен наградой, нужно оплатить за проезд,

Заплатить квартплату, удостоен награды, нужно оплатить проезд.

15. Предлоги: согласно, благодаря, вопреки употребляются с Д.П. 2) По приезде, по прибытии, по прилете, по убытии( если по имеет значение «после», то слово ставится в П.

По прилете в город Петербург мы остановились в гостинице. Благодаря удачному дню, у нас все получилось.

16. Нарушения синтаксической нормы: Поезд прибыл согласно расписания. Комиссия установила о причинах аварии. Такое поведение не свойственно для образованного человека. В поселке интересовались и верили всему необычному. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Поезд прибыл согласно расписанию. Комиссия установила причины аварии. Такое поведение не свойственно образованному человеку. В поселке интересовались всем необычным и верили во все необычное. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению. . Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Цели урока: закреплять знания, развивать
умения, необходимые для выполнения тестовых
заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи: закреплять и
расширять знания орфоэпических, морфологических
и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык
анализа, сопоставления, обобщения; продолжить
работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать
развитию интереса к изучению русского языка;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный
комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ,
сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в
словах ударение

красивее камбала
коклюш обеспечение
вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить

 III. Актуализация знаний морфологических
норм.
А3

Задания, направленные на повторение
морфологических норм (Задания с комментариями
выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в
образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот)
    миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении
количественных числительных, обозначающих целое
число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть
сформулировано задание А3

2. Укажите пример, в котором нормы
формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при
формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение
морфологических норм (Задания выполняются
самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой
в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Ответ: 4

Укажите пример, в котором нормы
формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

Исправьте ошибки, допущенные при
формообразовании и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три
    подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом
    году, а в две тысячи тринадцатом
    году.
  3. Не несколько пар джинс, а
    несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм
(построение предложений с деепричастиями). А4

1. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение
художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление
о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие выражено
глаголом
предаёт

Добавочное действие при основном выражено
деепричвстием
изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ: 3

3. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ: 2

4.Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 11

Перелистывая страницы,

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

Ответ: 3

5. Задание: укажите грамматически правильное
продолжение предложения. Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о
происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть
привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о
существовании жизни вне Земли.

Ответ: 3

V. Актуализация знаний синтаксических норм
(норм согласования, норм управления, норм
построения предложений с однородными членами,
норм построения СПП). А5

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в
построении предложений”

Слайд 13

1) Использование таких однородных
сказуемых, которые требуют разного падежа
дополнений.
Он не переставал любить и
вспоминать о Родине.
2) Употребление в качестве однородных
причастного оборота и придаточного предложения.
Скоро будет заселён дом,
выросший на глазах за несколько месяцев и
который приняла комиссия.
3) Нарушение порядка слов при двойных
союзах.
Мы не только получили
учебник, но и сборник задач.
4) Замена одной части двойного союза на
инородное слово.
Созданы благоприятные
условия не только для опубликования научных
работ, а также для внедрения их в практику.
5) Нарушение норм управления (неверное
использование падежных форм).
Существуют три основных
группы качеств человека, благодаря которых можно
повысить уровень личного обаяния:
коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
6) Недочёты в употреблении прямой и
косвенной речи.
Пушкин бросает вызов
обществу, говоря, что “в свой жестокий век
восславил я свободу”.

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения
в зависимости от типа грамматической ошибки
(нарушения синтаксической нормы) по группам.
Заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты
прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для
образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили
всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему
присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для
решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы
хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро
локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на
развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на
развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только
от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались
участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем
журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о
формировании личности человека.

Слайд 15

1) Использование таких однородных
сказуемых, которые требуют разного падежа
дополнений.
Е, Л, Н
2) Употребление в качестве однородных
причастного оборота и придаточного предложения.
И
3) Нарушение порядка слов при двойных
союзах.
П
4) Замена одной части двойного союза на
инородное слово.
З, О
5) Нарушение норм управления (неверное
использование падежных форм).
А, Б, В, Г, Д, К, М, С
6) Недочёты в употреблении прямой и
косвенной речи.
Ж

Исправляем грамматические ошибки в
предложениях. Слайд 16, 17

Согласно приказа ректора студенты
прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Согласно приказу ректора
студенты прошли повторное тестирование в
формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно
расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила
причины аварии.
Такое поведение не свойственно для
образованного человека.
Такое поведение не
свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему
необычному.
В посёлке интересовались
всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему
присоединиться к обсуждению.
Ученик спросил, можно ли ему
присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для
решения задач, а также для проверки.
Формула используется не
только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы
хотели купить.
Книга, которая интересует
нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро
локализован.
Благодаря пожарным огонь
быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался
чтением.
Следует уделять большое внимание на
развитие образного мышления.
Следует уделять большое
внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только
от сноровки, а от знания технологии.
Успех в соревновании
зависит не только от сноровки, но и от знания
технологии.
Украшения не только раскупались
участниками фестиваля, но и музеями России.
Украшения раскупались не
только участниками фестиваля, но и музеями
России.
Мы уже давно выписываем
журнал “Природу”.
Мы узе давно выписываем
журнал “Природа”
Гонцов поднимает проблему о
формировании личности человека.
Гонцов поднимает проблему о
формировании личности человека.

VI. Актуализация знаний синтаксических норм
(замены придаточного определительного
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом)

Разбор задания А6. Слайд 18

1. В каких предложениях придаточные заменить нельзя ? Почему?

1. Характерная примета художественного стиля –
множество слов, которые употреблены в переносном
значении.

2. В тексте много синонимов, которые постепенно
складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся
с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал
бы
остаться неизвестным, должен получить
все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем
напором, который продемонстрировали их
соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает
затруднения у учеников, для которых
данный язык является родным.

7. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

Делаем вывод, анализируя предложения.

2. Заполняем таблицу

А6 Замена придаточного определительного
причастным оборотом. Слайд 19

Придаточные с союзным словом который
заменить можно, если…
Придаточные с союзным словом который
заменить нельзя, если…
1. слово который стоит
в форме именительного или винительного падежа без
предлога.
1. слово который стоит
в форме косвенного падежа (кроме
винительного падежа без предлога).
2. сказуемое придаточного предложения
стоит в форме настоящего или
прошедшего времени изъявительного наклонения
2. сказуемое в придаточном предложении
стоит в форме будущего времени или
сослагательного (условного) наклонения.
3. в главном предложении нет
указательного местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т. Д.),
которое обязательно требует в качестве
продолжения придаточного предложения с союзным
словом который.
3. в главном предложении есть
указательное местоимение
(ТОТ,
ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.Д
.
), которое
обязательно требует в качестве придаточного
предложения с союзным словом который.

!придаточные предложения, в
которых вместо слова
КОТОРЫЙ встречаются союзные слова
ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить
причастным оборотом
НЕЛЬЗЯ

В работе над данным заданием можно применять
алгоритм. Слайд №20

1. В придаточном вместо союзного слова который
употреблены слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА,
КОГДА ?

2. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ
употреблено в косвенном падеже (кроме
винительного без предлога)?

3. Сказуемое в придаточном предложении стоит в
форме будущего времени или в условном наклонении?

4. В главном предложении есть указательные
местоимения ТОТ, ТОГО, ТЕ, ТЕМ,ТЕХ и
т.д.?

Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете
“ДА”, то придаточное заменить причастным
оборотом нельзя. Если же на все четыре вопроса
даёте ответ “НЕТ”, то придаточное заменить
можно.

3. Работа по карточкам (с взаимопроверкой) Слайд
21, 22

Задание: Укажите предложения, в которых
придаточную часть можно заменить
обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым
взглядом, который заставлял забывать
некрасивость
её лица.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала
Азазелло, который стоял у спинки кровати.

3. Камни, из которых слагаются
ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то
формировались под водой.

4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава,
которую ещё не тронул иней.

5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе
первичной атмосферы Земли не было.

6. Так как мы не смогли отменить ту
нашу встречу в Лондоне, которая состоится
завтра, то было принято решение обменять билеты.

7. Сестра постоянно была занята своими какими
-то
делами, которые частенько брали верх над
учёбой.

8. Вечером мы были на туристической базе,
которая
стояла на берегу моря и занимала
почти полпарка.

9. В приёмную вошёл человек, которого
я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в
кабинет.

10. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют
природу.

VII. Работа по подготовке к части С ЕГЭ по
русскому языку

Слайд 23 Задание 1 Подберите аргументы к
следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств,
делающих человека Человеком.

Задание 2 Укажите фрагмент сочинения, который
содержит аргумент, не являющийся подтверждением
данного тезиса.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти,
наблюдая над жизнью человеческого общества. К
двадцать первому веку человечество достигло
высокого уровня развития, но если бы люди не
помогали друг другу, не действовали сообща, то,
может быть, до сих пор основным орудием труда
являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в
русской литературе. Например, о созидательной
силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в
романе “Преступление и наказание”. Только Соня
Мармеладова, воплощающая собой идею
христианского всепрощения, смогла понять
истерзанную душу Родиона Раскольникова и
повести его к раскаянию и последующему
возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз
встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и
Маргарита”. Милосердие ещё осталось в
ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по
мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие
движет Маргаритой, которая просит избавить
несчастную Фриду от мучительных напоминаний о
совершённом ею страшном преступлении. Наконец,
Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь
о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данному тезису.

Слайд 24 Тезис: Годы детства – это
прежде всего воспитание сердца
. (В. Сухомлинский)

Слайд 25 Тезис: Безволие,
никчёмность – родная сестра подлости. (В.
Сухомлинский)

VIII. Рефлексия. Слайд 26

  • Я справился (не справился)….
  • Я смог (не смог)….
  • У меня получилось (не получилось)…
  • Я доволен(не доволен) собой …
  • Мне было трудно…
  • Мне было легко…
  • Мне необходимо поработать над…

Урок русского языка в 11а классе

«Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания 4, 6, 7).

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, компьютер для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.

Ход урока.

I. Вступительное слово

II. Орфоэпическая минутка. Задание 4. (Презентация 1)

Расставьте ударение в словах

Августовский, алкоголь, апостроф, аристократия, асимметрия, аф(е,ё)ра, баловать, баловник, бармен, банты, благовест, благоволить, бочковый, гастрономия, грушевый, дефис, диспансер, договор, досуг, дочерна, дремота, духовник, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, звонит, знамение, иконопись, искра, каталог, катарсис, кашлянуть, квартал, кедровый, кинематография, коклюш, крапива, красивее, кухонный, ломота, ломоть, мельком, надолго, обеспечение, отчасти, премировать, столяр, танцовщица, торты, туфля, украинский, форзац, ходатайствовать, цыган, шприцы, щавель, шарфы.

III. Актуализация знаний морфологических норм. Задание 5

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. (Презентация 2)

любимые профессора

ярче солнца

более пятьсот (пятисот) миллионов

кратчайший путь

Ответ:3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

к трёмстам сорока четырём избирателям

едьте поездом

ихними детьми

пятидесятью тремя метрами

Ответ:1.

3. Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

Не едьте поездом, а поезжайте поездом

Не ихними детьми, а их детьми

Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

1. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

пара сапог

пара носков

салат из помидоров

занавески из тюли (тюля)

Ответ:4

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

3. Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании, и дайте объяснения

Не трое подруг, а три подруги

Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году

Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП).

Задание 7

Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений»

Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

Работа в группах.

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Ответ:

Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е, Л, Н

Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И

Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

Замена одной части двойного союза на инородное слово.

З, О

Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях.

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Мы уже давно выписываем журнал «Природа».

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему формирования личности человека.

Таблица с примерами.

Название ошибки

Пример

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Всем знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и СРАЖАЮЩЕМСЯ с тигром Шерханом.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные музыкальные произведения. (Кто изучал фольклор? Музыкальные произведения?)

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В романе «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев. (В романе «Евгений Онегин»…)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. (Никто …. не ожидал)

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Циолковский писал, что основная цель моей жизни – продвинуть человечество вперёд.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Благодаря подписанного договора наши права не были нарушены. Благодаря ДОГОВОРУ (предлоги

согласно, благодаря, наперекор, вопреки

требуют дательного падежа)

В рассказе описывается о путешествии по Европе. (В рассказе описывается путешествие …)

Ошибка в построении сложного предложения

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. (Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание).

Нарушение границ сложного предложения

В письме говорилось, что в город едет ревизор. Которым управляет Сквозник-Дмухановский.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Сестра читает книгу и пересказала её брату.

Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали. (Надо: закричали)

Ошибка в употреблении числительного

Трое подруг приехали в город. Надо: три подруги. Собирательное числительное с существительными женского рода не употребляются.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1.Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3.Если однородные члены причастия или прилагательные, то они должны быть оба в одной форме, полной или краткой.

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя пропускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нельзя нарушать порядок слов при использовании двойных союзов.

8.Части двойных союзов постоянны, их нельзя заменять другими словами.

Как …, так и…

Не только…, но и…

Если не…, то…

Не столько…, сколько…

Части двойных  союзов (то…то, не то…не то…и др.)должны стоять рядом с однородными членами.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.

3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5.Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

7.Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

8.В Египте мы наблюдали много интересного как в природе, а также и в обычаях.

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2018. Ответы к заданиям

Загрузка…

Слишком долго?

Перезагрузить документ

|

Открыть в новой вкладке

Сохранить [126.33 KB]

Ответы:


Ответы ЕГЭ по русскому языку 2018

  • Следующая публикация ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 19
  • Предыдущая публикация ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 17

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 17

    ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 17

    24.01.2018

  • ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 5

    ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 5

  • ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 37

    ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 37

    24.01.2018

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Нестрашный ЕГЭ по русскому языку

Нестрашный ЕГЭ по русскому языку

Нестрашный ЕГЭ по русскому языку

Нестрашный ЕГЭ по русскому языку

Орфоэпическая минутка красивее камбала коклюш обеспечение вероисповедание ворожея торты жалюзи плесневеть начался ходатайство звонишь премировать зубчатый генезис брала исчерпать балованный доверху издревле каталог мастерски банты…

Орфоэпическая минутка красивее камбала коклюш обеспечение вероисповедание ворожея торты жалюзи плесневеть начался ходатайство звонишь премировать зубчатый генезис брала исчерпать балованный доверху издревле каталог мастерски банты…

Орфоэпическая минутка

красивее камбала
коклюш обеспечение вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить

красивее камбала
коклюш обеспечение вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углублённый облегчить

А1

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)любимые профессора
2)ярче солнца
3)более пятьсот миллионов
4)кратчайший путь

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

А3

Укажите пример, в котором нормы формообразования
не нарушены

к трёмстам сорока четырём избирателям
едьте поездом
ихними детьми
пятидесятью тремя метрами

более пятьсот миллионов

любимые профессора
ярче солнца
более пятисот миллионов
кратчайший путь

А3 Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании поезжайте поездом их детьми пятьюдесятью метрами

А3 Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании поезжайте поездом их детьми пятьюдесятью метрами

едьте поездом

ихними детьми

пятидесятью метрами

А3

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании

поезжайте поездом

их детьми

пятьюдесятью метрами

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова

пара сапог
пара носков
салат из помидоров
занавески из тюли

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова

А3

Укажите пример, в котором нормы формообразования
не нарушены

1)трое подруг
2)в двух тысяча тринадцатом году
3)более красивый
4)несколько пар джинс

пара сапог
пара носков
салат из помидоров
занавески из тюля

тюли

А3 трое подруг в двух тысяча тринадцатом году несколько пар джинс

А3 трое подруг в двух тысяча тринадцатом году несколько пар джинс

А3

трое подруг

в двух тысяча тринадцатом году

несколько пар джинс

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании

три подруги

тринадцатом году

в две тысячи

несколько пар джинсов

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

1)на картине запечатлевается мироощущение художника.
2)художником создаётся точная его копия.
3)художник передаёт своё представление о мире.
4)для художника важно его собственное мироощущение.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

А4

Основное действие

Добавочное действие при основном действии

изображая

?

передаёт

Изображая любой предмет,

Пользуясь фразеологическим словарём, 1) меня поразило богатство языка

Пользуясь фразеологическим словарём, 1) меня поразило богатство языка

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.
2) сначала читается вступительная статья.
3) объясните значение этого выражения.
4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

А4

Применяя новый метод, 1) были достигнуты блестящие результаты

Применяя новый метод, 1) были достигнуты блестящие результаты

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.
2) можно быстро овладеть любым языком.
3) язык усваивается очень быстро.
4) сокращаются сроки овладения языком.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

А4

Перелистывая страницы, Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Перелистывая страницы, Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Перелистывая страницы,

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

А4

1)книга показалась мне интересной.
2)на меня нахлынули воспоминания.
3) я на минутку задумался.
4) мне внезапно стало весело.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

А4

А5 Типичные ошибки в построении предложений 1)

А5 Типичные ошибки в построении предложений 1)

А5

Типичные ошибки в построении предложений

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4)Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

А5 Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам

А5 Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам

А5

Распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Б. Нужно оплатить за проезд.
В. Поезд прибыл согласно расписания.
Г. Комиссия установила о причинах аварии.
Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.
Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.
Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.
З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.
И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.
К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.
Л. Он любил и увлекался чтением.
М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.
О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.
П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.
Р. Мы уже давно выписываем журнал «Природу».
С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека

А5 Типичные ошибки в построении предложений 1)

А5 Типичные ошибки в построении предложений 1)

А5

Типичные ошибки в построении предложений

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

4)Замена одной части двойного союза на инородное слово.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Е, Л, Н

И

П

З, О

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

Ж

А5 Исправляем грамматические ошибки (нарушения синтаксической нормы) в предложениях

А5 Исправляем грамматические ошибки (нарушения синтаксической нормы) в предложениях

А5

Исправляем грамматические ошибки
(нарушения синтаксической нормы) в предложениях

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Комиссия установила о причинах аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природа».

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

В каких предложениях придаточные заменить нельзя ?

В каких предложениях придаточные заменить нельзя ?

В каких предложениях придаточные заменить нельзя ? Почему?

1. Характерная примета художественного стиля – множество слов, которые употреблены в переносном значении.

2. В тексте много синонимов, которые постепенно складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал бы остаться неизвестным, должен получить все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем напором, который продемонстрировали их соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает затруднения у учеников, для которых данный язык является родным.

7.В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

А6

справятся

пожелал бы

тем

для которых

где

А6 Замена придаточного определительного причастным оборотом

А6 Замена придаточного определительного причастным оборотом

А6

Замена придаточного определительного причастным оборотом

Придаточные с союзным словом который заменить можно, если…

Придаточные с союзным словом который заменить нельзя, если…

1.слово который стоит в форме именительного или винительного падежа без предлога.

1.слово который стоит в форме косвенного падежа (кроме винительного падежа без предлога).

2.сказуемое придаточного предложения стоит в форме настоящего или прошедшего времени изъявительного наклонения

2. сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или сослагательного (условного) наклонения.

3.в главном предложении нет указательного местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т. Д.), которое обязательно требует в качестве продолжения придаточного предложения с союзным словом который.

3. в главном предложении есть указательное местоимение (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.Д.), которое обязательно требует в качестве придаточного предложения с союзным словом который.

!придаточные предложения, в которых вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить причастным оборотом НЕЛЬЗЯ

Алгоритм замены придаточного определительного причастным оборотом одно «ДА» четыре «НЕТ» придаточное заменить можно

Алгоритм замены придаточного определительного причастным оборотом одно «ДА» четыре «НЕТ» придаточное заменить можно

Алгоритм
замены придаточного определительного
причастным оборотом

одно «ДА»

четыре «НЕТ»

придаточное заменить можно

А6

придаточное заменить нельзя

В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ употреблено в косвенном падеже (кроме винительного без предлога)?

Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица

Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим
лучистым взглядом, который заставлял забывать
некрасивость её лица.
2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала
Азазелло, который стоял у спинки кровати.
3.Камни, из которых слагаются ныне вершины
Альп или Гималаев, когда – то формировались под
водой.
4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая
трава, которую ещё не тронул иней.

заставляющим

стоявшего

не тронутая инеем

А6

Укажите предложения, в которых придаточную часть
можно заменить обособленным определением, выраженным
причастным оборотом.

Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы

Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы

5. Как показали исследования учёных, кислорода,
которым мы дышим, в составе первичной
атмосферы Земли не было.
6. Так как мы не смогли отменить ту нашу
встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то
было принято решение обменять билеты.
7. Сестра постоянно была занята своими какими-то
делами, которые частенько брали верх над учёбой.
8. Вечером мы были на туристической базе, которая
стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.
9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё в
Лондоне, и сразу направился в кабинет.
10. Есть люди, которые как-то по — особенному
чувствуют природу.

частенько бравшими

стоявшей

чувствующие

занимавшей

С1 Задание. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса

С1 Задание. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса

С1

Задание. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса

Тезис:
Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Фрагменты сочинений:
1)Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

 3)Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

С1 Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца (В

С1 Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца (В

С1

Тезис:
Годы детства – это прежде всего воспитание сердца
(В. Сухомлинский)

Подберите аргументы к данному тезису

С1 Тезис: Безволие, никчёмность – родная сестра подлости

С1 Тезис: Безволие, никчёмность – родная сестра подлости

С1

Тезис:
Безволие, никчёмность – родная сестра подлости.
(В. Сухомлинский)

Подберите аргументы к данному тезису

Рефлексия Я справился (не справился)…

Рефлексия Я справился (не справился)…

Рефлексия

Я справился (не справился)….
Я смог (не смог)….
У меня получилось (не получилось)…
Я доволен(не доволен) собой …
Мне было трудно…
Мне было легко…
Мне необходимо поработать над…

Нестрашный ЕГЭ по русскому языку

Нестрашный ЕГЭ по русскому языку

  • Тактические ошибки при проведении слр
  • Тандерберд ошибка отправления сообщения
  • Такого позора я до своего гроба не забуду где ошибка
  • Тактические ошибки при проведении следственных действий
  • Тандерберд ошибка отправки сообщения