Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок №32. Стойка на лопатках
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- значение стойки на лопатках;
- техника выполнения стойки на лопатках.
Урок посвящён освоению упражнения «стойка на лопатках». Рассматриваются его основные особенности и возможные ошибки в процессе выполнения.
Глоссарий
Берёзка – традиционное российское название стойки на лопатках.
Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.
Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.
Мышца, поднимающая лопатку – мышца, которая поднимает лопатку, несколько поворачивая и смещая нижний угол лопатки в сторону позвоночного столба.
Сарвангасана – стойка на лопатках в хатха-йоге.
Свеча – традиционное европейское название стойки на лопатках.
Стойка – статичное положение.
Основная литература:
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Стойка на лопатках – акробатический элемент, включенный в обязательную программу уроков физической культуры. Помимо этого, стойка на лопатках активно используется в тренировках легкоатлетами, гимнастами, борцами и многими другими.
Польза стойки на лопатках была отмечена нашими дальними предками. В глубокой древности она стала неотъемлемым элементом индийской йоги, где получила название «сарвангасана» и рекомендовалась как средство от усталости, перевозбуждения или плохого настроения. Считалось, что она приводит к общему омоложению всего организма. В европейской лечебной гимнастике это упражнение тоже было достаточно популярно. Из-за сходства внешнего вида оно получило название «свеча». Считалось, что оно значительно ускоряет восстановление всех тканей и систем организма. А у спортсменов дореволюционной России это упражнение получило тёплое и близкое сердцу название «берёзка», и его выполнение считалось необходимым для достижения хорошей осанки и стройности.
Наши предки во многом были правы. Выполнение данного элемента гимнастики несёт значительную пользу для здоровья. Регулярное выполнение стойки на лопатках помогает снизить нагрузку в системе кровообращения; восстановить проходимость и эластичность сосудов; улучшить подвижность позвоночника; укрепить связки и суставы. Благодаря перевернутому положению тела, улучшается насыщение внутренних органов кислородом, происходит обновление клеток и тканей тела. Стойка на лопатках – прекрасное средство для развития гибкости и тренировки основных групп мышечной системы человека: мышц шеи, ног, спины и пресса.
В то же время не стоит выполнять её необдуманно. Стойка на лопатках противопоказана при травмах любого отдела позвоночника, смещении межпозвоночных дисков, других заболеваниях спины. Не рекомендуется практиковать упражнение людям, склонным к гипертонии и сопутствующим ей заболеваниям сердца.
Стойка на лопатках, при всей кажущейся простоте, имеет достаточно сложную технику выполнения. Чтобы выполнить стойку на лопатках, нужно лечь так, чтобы лопатки были на краю мата, а голова — на полу. Таким образом, шея будет в безопасности. Нужно вытянуть прямые руки вдоль корпуса. С выдохом нужно поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу. Разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. Нужно следить за своим телом. Оно должно быть от плеч до стоп перпендикулярно полу и вытянуто вверх. Стопы должны быть сдвинуты вместе, а бёдра стремиться «завернуться» внутрь. Ладони на спине должны лежать так, чтобы большие пальцы были направлены в стороны, а остальные — к позвоночнику.
Здоровому человеку для достижения эффекта в этой позе рекомендуется оставаться не менее 30 секунд, со временем увеличивая продолжительность. При самостоятельных занятиях необходимо следить за самочувствием и в зависимости от него определять время выполнения.
Если стойку на лопатках не получается выполнить сразу, существуют специальные подводящие упражнения, которые позволят усвоить технику и облегчить выполнение.
При выполнении стойки на лопатках возможны ошибки. Наиболее характерны из них следующие: отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями. Помните – при выполнении любого упражнения самое главное – соблюдение техники безопасности и сохранение здоровья!
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Найдите слова по теме урока.
Решение:
Стойка – статичное положение.
Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.
Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.
2. Расположите в правильном временном порядке последовательность действий при стойке на лопатках:
1. Разогнуть ноги.
2. Коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу.
3. Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову.
Решение.
3, 2, 1
Разбор решения: Разогнуть ноги нужно в конце – значит это третий этап. Коснуться пола лопатками, опереться руками в поясницу на первом этапе невозможно. Значит, первым этапом будет «Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову».
Техника и методика обучения «стойка на лопатках»
Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
Подводящие упражнения:
- Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. Выпрямить ноги, согнуть.
- Перекатом назад из упора присев стойка на лопатках. Скрестное движения в лицевой плоскости.
- То же, но скрестные движения в боковой плоскости.
- То же, повороты туловища и ног влево и вправо.
- Из стойки на лопатках с опорой руками о поясницу поочередно выпрямляя руки перейти в стойку на лопатках с опорой на пол.
Типичные ошибки:
- Сгибание в тазобедренных суставах.
- Тело отведено от вертикальной плоскости.
- Широко разведены локти.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно ( по мере необходимости ) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.
Комплекс общеразвивающих упражнений:
1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, выпрямить.
2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные движения ногами в боковой плоскости.
З. То же, что упр. 2, но скрестные движения в лицевой плоскости.
4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги в коленях и коснуться пола за головой, в и. п.
5. И. п. — стойка на лопатках. Носками коснуться пола за головой, в и. п.
6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот туловища и ног влево; то же — вправо.
7. И. П.- стойка на лопатках, ноги врозь пошире. Коснуться носками разведенных ног пола справа и слева от головы, в и. п.
8. И. П.- стойка на лопатках. Носками обеих ног коснуться пола слева, в и. п.; то же, но справа, в и. п.
9. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги и опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.
10. И., П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, опереться коленями о пол за головой, опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, выпрямляя руки, перекат назад через голову или плечо в упор присев на коленях, перекат вперед в положение лежа на спине, ноги вперед.
11. И. П.- стойка на лопатках. Носком правой (левой) прямой ноги коснуться пола за головой подальше, согнуть ее и опереться коленом, голову наклонить к левому (правому) плечу, перекат через правое (левое) плечо в упор на правом колене, левую ногу назад, перекат вперед в стойку на лопатках.
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок №32. Стойка на лопатках
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- значение стойки на лопатках;
- техника выполнения стойки на лопатках.
Урок посвящён освоению упражнения «стойка на лопатках». Рассматриваются его основные особенности и возможные ошибки в процессе выполнения.
Глоссарий
Берёзка – традиционное российское название стойки на лопатках.
Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.
Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.
Мышца, поднимающая лопатку – мышца, которая поднимает лопатку, несколько поворачивая и смещая нижний угол лопатки в сторону позвоночного столба.
Сарвангасана – стойка на лопатках в хатха-йоге.
Свеча – традиционное европейское название стойки на лопатках.
Стойка – статичное положение.
Основная литература:
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, [1] с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Стойка на лопатках – акробатический элемент, включенный в обязательную программу уроков физической культуры. Помимо этого, стойка на лопатках активно используется в тренировках легкоатлетами, гимнастами, борцами и многими другими.
Польза стойки на лопатках была отмечена нашими дальними предками. В глубокой древности она стала неотъемлемым элементом индийской йоги, где получила название «сарвангасана» и рекомендовалась как средство от усталости, перевозбуждения или плохого настроения. Считалось, что она приводит к общему омоложению всего организма. В европейской лечебной гимнастике это упражнение тоже было достаточно популярно. Из-за сходства внешнего вида оно получило название «свеча». Считалось, что оно значительно ускоряет восстановление всех тканей и систем организма. А у спортсменов дореволюционной России это упражнение получило тёплое и близкое сердцу название «берёзка», и его выполнение считалось необходимым для достижения хорошей осанки и стройности.
Наши предки во многом были правы. Выполнение данного элемента гимнастики несёт значительную пользу для здоровья. Регулярное выполнение стойки на лопатках помогает снизить нагрузку в системе кровообращения; восстановить проходимость и эластичность сосудов; улучшить подвижность позвоночника; укрепить связки и суставы. Благодаря перевернутому положению тела, улучшается насыщение внутренних органов кислородом, происходит обновление клеток и тканей тела. Стойка на лопатках – прекрасное средство для развития гибкости и тренировки основных групп мышечной системы человека: мышц шеи, ног, спины и пресса.
В то же время не стоит выполнять её необдуманно. Стойка на лопатках противопоказана при травмах любого отдела позвоночника, смещении межпозвоночных дисков, других заболеваниях спины. Не рекомендуется практиковать упражнение людям, склонным к гипертонии и сопутствующим ей заболеваниям сердца.
Стойка на лопатках, при всей кажущейся простоте, имеет достаточно сложную технику выполнения. Чтобы выполнить стойку на лопатках, нужно лечь так, чтобы лопатки были на краю мата, а голова — на полу. Таким образом, шея будет в безопасности. Нужно вытянуть прямые руки вдоль корпуса. С выдохом нужно поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу. Разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить. Нужно следить за своим телом. Оно должно быть от плеч до стоп перпендикулярно полу и вытянуто вверх. Стопы должны быть сдвинуты вместе, а бёдра стремиться «завернуться» внутрь. Ладони на спине должны лежать так, чтобы большие пальцы были направлены в стороны, а остальные — к позвоночнику.
Здоровому человеку для достижения эффекта в этой позе рекомендуется оставаться не менее 30 секунд, со временем увеличивая продолжительность. При самостоятельных занятиях необходимо следить за самочувствием и в зависимости от него определять время выполнения.
Если стойку на лопатках не получается выполнить сразу, существуют специальные подводящие упражнения, которые позволят усвоить технику и облегчить выполнение.
При выполнении стойки на лопатках возможны ошибки. Наиболее характерны из них следующие: отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями. Помните – при выполнении любого упражнения самое главное – соблюдение техники безопасности и сохранение здоровья!
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Найдите слова по теме урока.
Решение:
Стойка – статичное положение.
Йога – совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма.
Лопатка – кость пояса верхних конечностей, обеспечивающая сочленение плечевой кости с ключицей.
2. Расположите в правильном временном порядке последовательность действий при стойке на лопатках:
1. Разогнуть ноги.
2. Коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу.
3. Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову.
Решение.
3, 2, 1
Разбор решения: Разогнуть ноги нужно в конце – значит это третий этап. Коснуться пола лопатками, опереться руками в поясницу на первом этапе невозможно. Значит, первым этапом будет «Поднять колени к груди и перекатом, без помощи рук увести стопы за голову».
«Стойке на лопатках».
№
Частные задачи
Учебный материал
I.
1. Проверить умение выполнять базовые элементы.
1. Группировка
сидя. Из положения сидя на мате согнуть ноги (ступни на полу, колени
слегка разведены), руками взяться за середину голени и сильно прижать ноги к
груди, опустив голову к коленям и прижав руки к туловищу (рис.1.).
2. Группировка
лежа на спине. Из положения лежа на спине согнуть ноги, взяться
руками за голени, подтянуть ноги к груди, наклонить голову вперед (рис. 2.).
3. Группировка
в приседе. В положении приседа взяться руками за середину голеней,
подтянуть ноги к груди, наклонить голову к коленям и прижать локти к
туловищу; сидеть на всей ступне.
4.
Перекат назад — вперед. Из исходного положения упор присев
легким толчком с одновременным захватом руками за середину голени
(группировка) сделать перекат на круглую спину, опуская при этом голову на грудь.
Перекат вперед осуществляется энергичным движением вперед плечами и ногами.
5. Из упора присев перекатом назад «полуберезка» (руки поддерживают спину, согнутые ноги коленями ко лбу, носки оттянуты). Учитель идет вдоль матов и делает нужные замечания. Затем подает команду: «Упор присев принять!» Ученики перекатом вперед в группировке приходят в упор присев. Учитель командует: «Встать, руки вверх, руки опустить!»
После необходимых замечаний упражнение повторяют еще 4 раза. Наиболее типичная ошибка — отклонение туловища от вертикали и округленная спина. В известной степени выпрямлению спины помогают правильно поставленные в упор руки: локти на матах не разводят слишком широко (чуть шире плеч), а ладони обратным хватом твердо поддерживают поясницу. Выпрямлению спины помогает и увеличение расстояния между лбом и приближаемыми к нему коленями.
6. Из упора присев перекат назад в группировке — «полуберезка»; педалирование ногами («велосипед»). Повторить 2 раза.
2. Развить необходимые физические качества.
1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги,
выпрямить.
2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные
движения ногами в боковой плоскости.
З. То же, что упр. 2, но скрестные
движения в лицевой плоскости.
4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть
ноги в коленях и коснуться пола за головой, в и. п.
5. И. п. — стойка на лопатках. Носками
коснуться пола за головой, в и. п.
6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот
туловища и ног влево; то же — вправо.
7. И. П.- стойка на лопатках,
ноги врозь пошире. Коснуться носками разведенных ног пола справа и слева от
головы, в и. п.
8. И. П.- стойка на лопатках.
Носками обеих ног коснуться пола слева, в и. п.; то же, но справа, в и. п.
9. И. П.- стойка на лопатках.
Согнуть ноги и опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.
10. И., П.- стойка на лопатках.
Согнуть ноги, опереться коленями о пол за головой, опереться ладонями о пол,
пальцами к лопаткам у плеч, выпрямляя руки, перекат назад через голову или
плечо в упор присев на коленях, перекат вперед в положение лежа на спине,
ноги вперед.
11. И. П.- стойка на лопатках.
Носком правой (левой) прямой ноги коснуться пола за головой подальше,
согнуть ее и опереться коленом, голову наклонить к левому (правому) плечу,
перекат через правое (левое) плечо в упор на правом колене, левую ногу назад,
перекат вперед в стойку на лопатках.
3. Ознакомить учеников с техникой выполнения стойки на лопатках
Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за
середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола
лопатками, опереться руками в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на
лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
4. Проверить знания и условия техники выполнения стойки на лопатках
Выполнение стойки на лопатках. 1. Учитель демонстрирует переход из «полуберезки» до положения стойки на лопатках («березка») и указывает типичные ошибки: при выходе в «березку» спина опускается к матам, а ноги, образуя с ней угол, зависают над головой. Или руки, опираясь на мат широко расставленными локтями, всё же недостаточно прочно упираются в поясницу.
Надо учитывать, что не все младшие школьники из за малой гибкости в области поясницы (возрастные особенности!) могут выполнить «березку» с прямой спиной. И хотя требовать от всех школьников правильного выполнения упражнения рановато, им показывают эталон, к которому надо стремиться. Для этого вызывают ученика, выполняющего «березку» правильно. Учитель обращает внимание школьников на его оттянутые носки и на то, что туловище и поднятые ноги составляют прямую линию, перпендикулярную полу. Для наглядности учитель опускает от середины стопы вызванного для показа ученика веревочку с грузиком (можно скакалку или цепь от перекладины), которая, натянувшись, должна пройти вдоль его ног и туловища. Отклонение тела от вертикали считается ошибкой и в дальнейшем будет влиять на получаемую за выполнение «березки» оценку.
Затем ученики самостоятельно пробуют выполнить «березку» из удобного для них положения (чаще из положения лежа на спине). На самостоятельное опробование дается не более 1 мин., иначе дети начинают отвлекаться от занятий.
II.
Углубленное изучение. Проверить умения выполнениям в стандартных
условиях.
После комментариев учителя класс выполняет упражнение под его команду: Упор присев, голову на грудь! Круглая спина! Перекат назад «полуберезка»! Держать!» Учитель указывает ученикам на их ошибки и продолжает: «березка»! Держать!» Снова указывает на ошибки учеников. И последняя команда: «Упор присев принять! Встать, руки вверх, руки опустить!» Повторить 4 раза.
Учитель на примере одного из учеников демонстрирует способ помощи товарищу при выполнении им «березки». Школьник выполняет «полуберезку», затем «березку». Помогающий становится сзади и чуть сбоку от него. Придерживая обеими руками ноги исполнителя, помогающий подставляет под его спину свое колено, что не позволяет спине исполнителя опуститься к матам. Затем осторожно отводит ноги исполнителя назад и делает шаг в сторону. При такой помощи травмирование исполнителя невозможно: дальше допустимого для каждого ученика предела ноги назад не отклонятся — исполнитель просто опустится спиной на маты. Ученикам надо строго указать, чтобы они ни в коем случае не пытались подтянуть исполнителя за ноги вверх: во—первых, это им не удастся (о чем говорить ученикам не следует, чтобы у кого—то не появилось желание доказать обратное), а во—вторых, исполнитель теряет равновесие и падает на маты.
III.
Этап совершенствования:
1. Совершенствовать технику выполнения стойки на лопатках ;
2. Выполнение упражнения в усложненных условиях;
После объяснений ученики (двое на каждом мате) поочередно выполняют «березку» с помощью товарища. Девочки и мальчики занимаются раздельно. Учитель идет вдоль гимнастических дорожек, оказывая помощь и исправляя ошибки учеников. Чтобы не возникало споров, кто будет исполнителем, а кто помогающим, смена ролей происходит по команде учителя через 1 мин. Упражнение повторяют 2 раза.
1. Упор присев, «полуберезка», «березка», «полуберезка», «березка» — перекатом вперед в группировке упор присев, встать (2 раза).
2. Из упора присев пять перекатов назад — вперед («качалка») и по команде учителя выполнить березку. Перекатом вперед в группировке – упор присев. Встать, руки вверх, руки опустить (2 раза).
3. Упор присев, перекат назад — вперед до упора присев и перекатом назад «березка». Перекатом вперед в группировке упор присев. Встать, руки вверх, руки опустить (2 раза).
4. Упор присев, перекатом назад «полуберезка», «велосипед», «березка», «велосипед», «березка». Перекатом вперед в группировке упор присев, встать, руки вверх, руки опустить (2 раза).
Учитель подводит итоги выполнения акробатических упражнений и напоминает о необходимости выполнения домашних заданий.
Техника и методика обучения «стойка на лопатках»
Техника выполнения. Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и разогнуть ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.
Подводящие упражнения:
- Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги. Выпрямить ноги, согнуть.
- Перекатом назад из упора присев стойка на лопатках. Скрестное движения в лицевой плоскости.
- То же, но скрестные движения в боковой плоскости.
- То же, повороты туловища и ног влево и вправо.
- Из стойки на лопатках с опорой руками о поясницу поочередно выпрямляя руки перейти в стойку на лопатках с опорой на пол.
Типичные ошибки:
- Сгибание в тазобедренных суставах.
- Тело отведено от вертикальной плоскости.
- Широко разведены локти.
Страховка и помощь:
Стоя сбоку у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно ( по мере необходимости ) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.
Комплекс общеразвивающих упражнений:
1. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, выпрямить.
2. И. П.- то же, что упр. 1. Скрестные движения ногами в боковой плоскости.
З. То же, что упр. 2, но скрестные движения в лицевой плоскости.
4. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги в коленях и коснуться пола за головой, в и. п.
5. И. п. — стойка на лопатках. Носками коснуться пола за головой, в и. п.
6. И. П.- стойка на лопатках. Поворот туловища и ног влево; то же — вправо.
7. И. П.- стойка на лопатках, ноги врозь пошире. Коснуться носками разведенных ног пола справа и слева от головы, в и. п.
8. И. П.- стойка на лопатках. Носками обеих ног коснуться пола слева, в и. п.; то же, но справа, в и. п.
9. И. П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги и опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, в и.п.
10. И., П.- стойка на лопатках. Согнуть ноги, опереться коленями о пол за головой, опереться ладонями о пол, пальцами к лопаткам у плеч, выпрямляя руки, перекат назад через голову или плечо в упор присев на коленях, перекат вперед в положение лежа на спине, ноги вперед.
11. И. П.- стойка на лопатках. Носком правой (левой) прямой ноги коснуться пола за головой подальше, согнуть ее и опереться коленом, голову наклонить к левому (правому) плечу, перекат через правое (левое) плечо в упор на правом колене, левую ногу назад, перекат вперед в стойку на лопатках.
Метки: Для всего тела
Материал опубликовал:
Александр
Cр. рейтинг постов: 3.84
Эксперт в области бодибилдинга и пауэрлифтинга. Тренируюсь более 20 лет, подписывайтесь на мои соц. сети.
Instagram: @alex_muskul.pro
Упражнение, которое способно… продлить жизнь. Именно к таким относится всем знакомая с детства «березка». В спортивных кругах данное упражнение именуют стойкой на лопатках, но суть от этого не меняется. Считается, что «березка» полезна для детей и взрослых. Вот почему учат ему еще с детского сада. А потом… незаслуженно забывают. Между прочим, выполнение рекомендовано при некоторых гинекологических заболеваниях, проблемах с венами, спиной, снабжением сосудов головного мозга.
Если в пожилом возрасте человек без проблем выполняет «березку», то волноваться ему не о чем, все системы организма трудятся в штатном режиме. Меж тем, неправильно выполненное упражнение грозит проблемами с позвоночником и суставами. Поэтому относиться к выполнению стойки на лопатках надо максимально сосредоточенно и осторожно, чтобы не было беды.
Содержание
- 1 Мышца, поднимающая лопатку
- 2 Техника выполнения упражнения
- 3 Стойка на лопатках: подводящие упражнения
- 4 Польза упражнения
- 5 Противопоказания
- 6 Видео: «березка» и ее влияние на шейный отдел позвоночника
- 7 Заключение
Мышца, поднимающая лопатку
Мышца, поднимающая лопатку
Мышца, которая отвечает за поднятие лопатки, очень слабая, подвержена различным поражениям и повреждениям. Когда данная область оказывается поврежденной, то у человека возникает резкая, даже ноющая боль, которая с течением времени может усиливаться. Болит:
- в области лопатки;
- в области шеи;
- в области надплечья;
- в области плеча;
- в области грудной клетки.
Если повреждена мышца, которая отвечает за поднятие лопатки, то становится практически невозможно поворачивать шею, поднимать или разводить руки. Иногда наклоняться взад или вперед. Из-за подобных поражений может быть нарушено дыхание (в редких случаях). Поэтому так важно эту мышцу тренировать. Упражнение стойка на лопатках здесь , как нельзя кстати. Это простой, быстрый, не требующий дополнительного оборудования метод укрепления мышц, которые поднимают лопатки.
Техника выполнения упражнения
Вариантов выполнения стойки на лопатках три:
- без опоры;
- с опорой;
- облегченная.
Без опоры именуется классической. Необходимо лечь спиной на плоскую твердую поверхность, вытянуть руки вдоль тела, расположить ладони вниз, выпрямить ноги. Ступни и коленные чашечки должны прикасаться друг к другу. Закидываете ноги за голову. Сгибаете руки в локтях и укладываете их под поясницу, выпрямляете конечности вверх. Тело вытянуто ровно вверх, дыхание ровное, ягодичные и мышцы бедер сильно напряжены. Грудь касается области подбородка. Локти вместе. Выходить из стойки надо очень медленно, постепенно, чтобы не нанести травму резким движением.
Стойка на лопатках без опоры
«Березка» с опорой выполняется у стены. Опора рекомендована начинающим атлетам. Лицам пожилого возраста. Стена в данном случае выступает , как гарант безопасности и правильного выполнения упражнения. Если почувствуете сильную боль, на стену можно опереться в любой момент. Необходимо лечь спиной на плоскую ровную поверхность, прижать ягодичные мышцы к стенке. Поднимаете нижнюю часть туловища, так, чтобы стопы нашли упор на стенке. Ладошки необходимо разместить под поясницей, а ноги, тем временем, выпрямить. Тело и пол должны оказаться в перпендикулярном относительно друг друга положении.
Стойка на лопатках с опорой
Облегченная «березка» выполняется со стулом. Нужно расположиться на его краю, а ноги закинуть на спинку. Верхнюю часть спины надо опустить на ровную поверхность снизу, а ноги поднять кверху. Ножки нужно держать руками, чтобы стул вдруг не перевернулся.
Стойка на лопатках со стулом
Стойка на лопатках: подводящие упражнения
Сразу вставать в стойку на лопатках не рекомендуется, важно тщательно подготовить тело. Выполните легкую разминку. Поразводите руки, сделайте наклоны, выполните дыхательную гимнастику. Если болит шея, выполнение упражнения лучше отложить.
Важно размять плечи, спину и ягодицы для того, чтобы выполнение «березки» было максимально продуктивным и результативным. Иначе можно растянуть мышцы, что грозит неприятными ощущениями. Подводящим упражнением может стать ходьба на месте, отжимания, неглубокие приседания, прыжки со скакалкой, бег на месте. Разогретые мышцы – залог правильного упражнения стойки на лопатках.
Польза упражнения
От простой «березки» столько пользы. Она:
- улучшает кровообращение;
- укрепляет сосудистую сетку;
- нормализует работу позвонков;
- укрепляет мышцы;
- обновляет клетки;
- способствует регенерации тканей;
- отвечает за стабилизацию гормонов;
- дарит расслабление;
- стимулирует щитовидную железу;
- развивает работу вестибулярного органа;
- ускоряет обмен веществ, способствует похудению.
Стойка на лопатках пригодится тем, кто:
- страдает от частого насморка;
- имеет проблемы с дыханием;
- страдает от нарушения сердечного ритма;
- имеет варикозное расширение вен;
- страдает от запоров, геморроя;
- находится в депрессии, апатичном состоянии;
- страдает от резких головных болей, мигреней;
- поставлен диагноз «атеросклероз»;
- мучается регулярной бессонницей;
- часто испытывает психологические и физические перегрузки;
- находится в состоянии стресса.
Противопоказания
Нельзя выполнять стойку на лопатках тем, кто:
- имеет травму позвоночника;
- страдает от радикулита и других серьезных заболеваний спины;
- поставлен диагноз «гипертония», «стенокардия» и прочее;
- подхватил ОРВИ, ОРЗ, грипп;
- ждет ребенка;
- кормит малыша грудью;
- в период менструальных и других влагалищных кровотечений.
Если вы сомневаетесь, стоит ли конкретно вам выполнять данное упражнение, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Иногда полезный эффект превышает все противопоказания. Но рисковать тоже не стоит.
Видео: «березка» и ее влияние на шейный отдел позвоночника
Заключение
Любое упражнение должно выполняться правильно, тогда оно принесет желаемый положительный эффект. Если во время упражнения наблюдается затруднение дыхания, головокружение, потемнение в глазах, боли в ушах, резкие боли в мышцах, груди, то от выполнения стойки на лопатках нужно отказаться. Если по завершению упражнения боль не исчезает, а только усиливается, необходимо срочно обратиться к врачу во избежание серьезных проблем.
Если вы делаете упражнение впервые, попросите родных или близких вас проконтролировать или подстраховать. Лишней такая мера безопасности точно не будет.
С этого класса
мальчики и девочки начинают осваивать
разные упражнения. Мальчики должны
освоить кувырок вперед в стойку на
лопатках и стойку на голове и руках
согнув ноги. Девочкам предстоит
освоение кувырка назад в полушпагат.
286
Кувырок вперед
в стойку на лопатках
Техника выполнения.
Из упора
присев или упора стоя на коленях,
разгибая ноги, согнуться в тазобедренных
суставах и, наклоняя голову на грудь,
опуститься на шею и лопатки. Далее, не
отрывая носки от пола, подставляя руки
под спину, поднять ноги в стойку на
лопатках, перекатом вперед в группировке
встать (рис. 83).
Последовательность
обучения.
-
Из упора присев
перекатом назад стойка на лопатках. -
Из упора стоя на
коленях кувырок вперед в стойку на
лопатках. -
Из упора присев
кувырок вперед в стойку на лопатках.
Типичные
ошибки.
-
Преждевременный
отрыв ног от опоры и падение вперед. -
Постановка рук с
широко разведенными локтями. -
Ошибки, типичные
для стойки на лопатках.
Страховка и
помощь. Во
избежание сильного вращения и возможного
опускания таза, стоя сбоку, поддерживать
за голень, помогая перейти в стойку на
лопатках, далее помогать, как при
выполнении стойки на лопатках.
Стойка на голове согнув ноги
Техника выполнения.
Упражнение
является подводящим для освоения стойки
на голове и руках. Из упора присев,
разгибая ноги, опереться головой о
мат, перенося массу тела на руки и голову,
без толчка и маха согнуть к груди сначала
одну ногу, затем другую, принимая стойку
на голове согнув ноги (рис. 84).
Последовательность
обучения.
1. Руки
и голова должны образовать равносторонний
треугольник. Кисти располагаются на
ширине плеч. Голова опирается верхней
частью лба.
287
2. Из
упора присев стойка на голове с согнутыми
ногами с по
мощью.
3. Из
упора присев стойка на голове
самостоятельно.
Типичные
ошибки.
-
Неправильная
постановка головы: не на лоб, а на темя.
-
Близкая постановка
головы к рукам (нарушен принцип
равностороннего треугольника).
-
Сгибание ног не
к груди, а за спину.
Страховка и
помощь. Помогать,
стоя сбоку на коленях, поддерживая
одной рукой под спину, другой за голени.
Кувырок назад в полушпагат
Техника выполнения.
Заканчивая
кувырок назад, согнуть одну ногу к
груди и, опираясь на руки, поставить ее
на колено, другую ногу не сгибать и не
опускать; выпрямиться, разогнуть руки
в упор стоя на колене. Опуская ногу и
отодвигаясь, выпрямиться, скользя
руками по полу, — полушпагат (рис. 85).
Последовательность
обучения.
1. Из
упора присев кувырок назад в упор присев.
288
-
Из упора присев
кувырок назад в упор стоя на коленях. -
Из упора присев
кувырок назад в упор стоя на одном
колене, другую назад. -
Из упора стоя на
коленях, опираясь руками о пол,
выдвигая вперед левое (правое) колено
и отводя назад другую ногу, коснуть-
ся тазом пятки
левой (правой) ноги; выпрямиться, руки
в стороны, смотреть вперед (рис. 86).
5. Из
упора стоя на одном колене, другую назад,
опуская од
ну ногу и отодвигаясь,
выпрямиться, скользя руками по полу,
и
принять полушпагат.
6. Из упора присев
кувырок назад в полушпагат.
Типичные
ошибки.
-
Резкое опускание
согнутой и прямой ноги. -
Сгибание ноги,
отведенной назад.
Страховка и
помощь. Стоя
сбоку, поддерживать под бедро прямой
ноги и под плечо.
Комбинация для
совершенствования и
контрольного урока для мальчиков
1. Из
упора присев кувырком вперед стойка
на лопатках —
2,5 балла.
-
Перекат вперед в
сед с наклоном —
1,0 балл. -
Кувырок назад в
упор присев —
2,0 балла. -
Стойка на голове
согнув ноги —
3,0 балла. -
Опускаясь в упор
присев, прыжок вверх
прогибаясь —
1,5 балла.
Комбинация для
совершенствования
и контрольного урока для девочек
-
Из упора присев
кувырок вперед —
1,0 балл. -
Кувырок вперед в
сед с наклоном —
1,5 балла. -
Лечь и «мост» —
3,0 балла. -
Лечь и стойка на
лопатках —
2,0 балла. -
Перекатом вперед
сед с наклоном —
1,0 балл. -
Кувырок назад в
полушпагат —
1,5 балла.
Соседние файлы в папке Гимнастика
- #
- #
- #
- #
Метки: Для всего тела
Материал опубликовал:
Александр
Cр. рейтинг постов: 3.83
Эксперт в области бодибилдинга и пауэрлифтинга. Тренируюсь более 20 лет, подписывайтесь на мои соц. сети.
Instagram: @alex_muskul.pro
Упражнение, которое способно… продлить жизнь. Именно к таким относится всем знакомая с детства «березка». В спортивных кругах данное упражнение именуют стойкой на лопатках, но суть от этого не меняется. Считается, что «березка» полезна для детей и взрослых. Вот почему учат ему еще с детского сада. А потом… незаслуженно забывают. Между прочим, выполнение рекомендовано при некоторых гинекологических заболеваниях, проблемах с венами, спиной, снабжением сосудов головного мозга.
Если в пожилом возрасте человек без проблем выполняет «березку», то волноваться ему не о чем, все системы организма трудятся в штатном режиме. Меж тем, неправильно выполненное упражнение грозит проблемами с позвоночником и суставами. Поэтому относиться к выполнению стойки на лопатках надо максимально сосредоточенно и осторожно, чтобы не было беды.
Содержание
- 1 Мышца, поднимающая лопатку
- 2 Техника выполнения упражнения
- 3 Стойка на лопатках: подводящие упражнения
- 4 Польза упражнения
- 5 Противопоказания
- 6 Видео: «березка» и ее влияние на шейный отдел позвоночника
- 7 Заключение
Мышца, поднимающая лопатку
Мышца, поднимающая лопатку
Мышца, которая отвечает за поднятие лопатки, очень слабая, подвержена различным поражениям и повреждениям. Когда данная область оказывается поврежденной, то у человека возникает резкая, даже ноющая боль, которая с течением времени может усиливаться. Болит:
- в области лопатки;
- в области шеи;
- в области надплечья;
- в области плеча;
- в области грудной клетки.
Если повреждена мышца, которая отвечает за поднятие лопатки, то становится практически невозможно поворачивать шею, поднимать или разводить руки. Иногда наклоняться взад или вперед. Из-за подобных поражений может быть нарушено дыхание (в редких случаях). Поэтому так важно эту мышцу тренировать. Упражнение стойка на лопатках здесь , как нельзя кстати. Это простой, быстрый, не требующий дополнительного оборудования метод укрепления мышц, которые поднимают лопатки.
Техника выполнения упражнения
Вариантов выполнения стойки на лопатках три:
- без опоры;
- с опорой;
- облегченная.
Без опоры именуется классической. Необходимо лечь спиной на плоскую твердую поверхность, вытянуть руки вдоль тела, расположить ладони вниз, выпрямить ноги. Ступни и коленные чашечки должны прикасаться друг к другу. Закидываете ноги за голову. Сгибаете руки в локтях и укладываете их под поясницу, выпрямляете конечности вверх. Тело вытянуто ровно вверх, дыхание ровное, ягодичные и мышцы бедер сильно напряжены. Грудь касается области подбородка. Локти вместе. Выходить из стойки надо очень медленно, постепенно, чтобы не нанести травму резким движением.
Стойка на лопатках без опоры
«Березка» с опорой выполняется у стены. Опора рекомендована начинающим атлетам. Лицам пожилого возраста. Стена в данном случае выступает , как гарант безопасности и правильного выполнения упражнения. Если почувствуете сильную боль, на стену можно опереться в любой момент. Необходимо лечь спиной на плоскую ровную поверхность, прижать ягодичные мышцы к стенке. Поднимаете нижнюю часть туловища, так, чтобы стопы нашли упор на стенке. Ладошки необходимо разместить под поясницей, а ноги, тем временем, выпрямить. Тело и пол должны оказаться в перпендикулярном относительно друг друга положении.
Стойка на лопатках с опорой
Облегченная «березка» выполняется со стулом. Нужно расположиться на его краю, а ноги закинуть на спинку. Верхнюю часть спины надо опустить на ровную поверхность снизу, а ноги поднять кверху. Ножки нужно держать руками, чтобы стул вдруг не перевернулся.
Стойка на лопатках со стулом
Стойка на лопатках: подводящие упражнения
Сразу вставать в стойку на лопатках не рекомендуется, важно тщательно подготовить тело. Выполните легкую разминку. Поразводите руки, сделайте наклоны, выполните дыхательную гимнастику. Если болит шея, выполнение упражнения лучше отложить.
Важно размять плечи, спину и ягодицы для того, чтобы выполнение «березки» было максимально продуктивным и результативным. Иначе можно растянуть мышцы, что грозит неприятными ощущениями. Подводящим упражнением может стать ходьба на месте, отжимания, неглубокие приседания, прыжки со скакалкой, бег на месте. Разогретые мышцы – залог правильного упражнения стойки на лопатках.
Польза упражнения
От простой «березки» столько пользы. Она:
- улучшает кровообращение;
- укрепляет сосудистую сетку;
- нормализует работу позвонков;
- укрепляет мышцы;
- обновляет клетки;
- способствует регенерации тканей;
- отвечает за стабилизацию гормонов;
- дарит расслабление;
- стимулирует щитовидную железу;
- развивает работу вестибулярного органа;
- ускоряет обмен веществ, способствует похудению.
Стойка на лопатках пригодится тем, кто:
- страдает от частого насморка;
- имеет проблемы с дыханием;
- страдает от нарушения сердечного ритма;
- имеет варикозное расширение вен;
- страдает от запоров, геморроя;
- находится в депрессии, апатичном состоянии;
- страдает от резких головных болей, мигреней;
- поставлен диагноз «атеросклероз»;
- мучается регулярной бессонницей;
- часто испытывает психологические и физические перегрузки;
- находится в состоянии стресса.
Противопоказания
Нельзя выполнять стойку на лопатках тем, кто:
- имеет травму позвоночника;
- страдает от радикулита и других серьезных заболеваний спины;
- поставлен диагноз «гипертония», «стенокардия» и прочее;
- подхватил ОРВИ, ОРЗ, грипп;
- ждет ребенка;
- кормит малыша грудью;
- в период менструальных и других влагалищных кровотечений.
Если вы сомневаетесь, стоит ли конкретно вам выполнять данное упражнение, проконсультируйтесь с лечащим врачом. Иногда полезный эффект превышает все противопоказания. Но рисковать тоже не стоит.
Видео: «березка» и ее влияние на шейный отдел позвоночника
Заключение
Любое упражнение должно выполняться правильно, тогда оно принесет желаемый положительный эффект. Если во время упражнения наблюдается затруднение дыхания, головокружение, потемнение в глазах, боли в ушах, резкие боли в мышцах, груди, то от выполнения стойки на лопатках нужно отказаться. Если по завершению упражнения боль не исчезает, а только усиливается, необходимо срочно обратиться к врачу во избежание серьезных проблем.
Если вы делаете упражнение впервые, попросите родных или близких вас проконтролировать или подстраховать. Лишней такая мера безопасности точно не будет.
Добавил:
Upload
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз:
Предмет:
Файл:
ChETVERTNOJ_PLAN_3_klass.docx
Скачиваний:
201
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
75.95 Кб
Скачать
Модель
технической подготовленности:
А)
Образец техники
Из
упора присев выполнить перекат назад
в группировке. В момент касания пола
лопатками и затылком руки как можно
быстрее подставить под спину, пальцами
обхватить поясницу и зафиксировать
стойку на лопатках согнув ноги. Затем,
сохраняя устойчивое положение (равномерно
распределить тяжесть тела на затылок,
шею, лопатки и руки), разогнуть ноги
вверх.
Общая
двигательная задача:
Выполнить стойку на лопатках
Первая
фаза: перекат назад
Двигательная
задача фазы: Из упора присев выполнить
перекат назад в группировке.
Исходное
положение: упор присев
Основные |
Смысловые |
Требования |
Из положения |
Перекат назад |
Положение плотной |
Вторая
фаза: фаза фиксации
Двигательная
задача фазы:В момент касания пола
лопатками и затылком руки как можно
быстрее подставить под спину, пальцами
обхватить поясницу и зафиксировать
стойку на лопатках согнув ноги.
Основные |
Смысловые |
Требования |
В момент касания |
Ноги в согнутом |
Плечи лежат на |
Третья
фаза: фаза выпрямления ног
Двигательная
задача фазы: Сохраняя устойчивое
положение (равномерно распределить
тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и
руки), разогнуть ноги вверх.
Основные |
Смысловые |
Требования |
Из положения |
Руки и туловище |
Ноги |
Б)
Условия практического применения
Стойка
на лопатках выполняется в физкультурном
зале на гимнастических матах. В последующем
стойка на лопатках станет элементом
гимнастических и акробатических
комбинаций.
В)
Показатели успешности обучения
(количественные или качественные)
Грубые
ошибки:
1.
Согнутое положение туловища
2.
Устойчивость в равновесии потеряна
3.
Ноги согнуты в тазобедренном или в
коленном суставе
4.
Отсутствие группировки при перекате
Значительные:
1.
Незначительное сгибание ног в тазобедренном
суставе
2.
Небольшое отклонение ног от вертикали
3.
Носки не оттянуты
4.
Широко разведены локти
Оценка
«5» — стойка на лопатках выполнена без
ошибок
Оценка
«4» — 1 значительная ошибка
Оценка
«3» — 2 значительные ошибки
N |
Частные задачи |
Средства и |
1 |
Сформировать |
С.: М.П.: Демонстрация |
2 |
Сформировать |
С.: М.П.. С.: М.П.: С.: М.П.: С.: М.П.: С.: М.П.: С.: М.П.: Учитель |
3 |
Повторить технику |
С.: М.П.: С.: М.П.: Каждый по |
4 |
Повторить технику |
С.: М.П. Каждый по |
5 |
Разучить технику |
С.: М.П.: С.: М.П.: В парах. Один |
6 |
Разучить выход |
С.: 1 2 М.П.: Упражнение |
7 |
Добиться выполнения |
С.: 1 2 – перекатом в |
8 |
Сформировать |
С.: 1 2 М.П.: Демонстрация |
9 |
Добиться |
С.: М.П.: учащиеся по |
10 |
Добиться слитного |
С.: М.П.: Многократное |
11 |
Проверить и |
С.: 1 2 3 М.П.: Показательные |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #