МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Учимся говорить правильно.
Исправляем речевые ошибки
Предлагаемые задания помогут школьникам
научиться находить, классифицировать,
исправлять речевые ошибки и недочеты.
I.
1. Эта модель демонстративная, она не продается.
2. Я занял соседу тысячу рублей до февраля.
3. Мальчик ничего не отвечал, а только хлопал
очами.
4. Суд признал его виноватым в совершении
преступления.
5. Его отец был настоящим полиглотом: он мог
подробно и обстоятельно ответить на вопрос из
любой области знаний.
6. Спасатели увидели, что в море утопает человек.
7. Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись,
он увидел высокое, бесконечное небо.
8. Теща Катерины постоянно учила жизни
домочадцев.
9. Наши товары импортируются во многие страны
мира.
10. Я перешел на более экономический тариф.
Задания
1)
Отметьте предложения, в которых какое-либо слово
употреблено в несвойственном ему значении. (2, 5, 7,
8, 9.)
2) Отметьте предложения с нарушениями
стилистической сочетаемости. (3, 6.)
3) Отметьте предложения, в которых следовало бы
вместо слова употребить его пароним. (1, 4, 10.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – демонстрационная, 2 – одолжил
или дал в долг, 3 – хлопал глазами, 4 – виновным, 5
– энциклопедистом, 6 – тонет, 7 – упал навзничь, 8
– свекровь, 9 – экспортируются, 10 – экономичный.
II.
1. Разговор с этим человеком играл важное
значение.
2. Красивые портьеры украшали комнату.
3. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.
4. Содержимое пакета нужно залить горячим
кипятком.
5. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор
ведет повествование от первого лица.
6. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о
жизни чиновника Башмачкина.
7. Наше агентство предоставляет студентам много
свободных вакансий.
8. Эта победа досталась мне дорогой ценой.
9. Ты не видишь очевидных фактов.
10. В этом магазине дорогие цены.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением
лексической сочетаемости. (1, 3, 5, 10.)
2) Отметьте предложения, в которых рядом
употреблены однокоренные слова. (2, 6, 9.)
3) Отметьте предложения, в которых употреблены
лишние слова. (4, 7.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – играл важную роль или имел
большое значение, 2 – великолепные портьеры, 3 –
поднять бокал или произнести тост, 4 – горячей
водой или кипятком, 5 – чтобы усилить
впечатление, 6 – рассказывается о жизни, 7 – много
вакансий, 9 – ты не замечаешь, 10 – высокие цены.
III.
1. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с
ума спятил.
2. Мой брат закончил школу с медалью.
3. Ты довел меня до белого колена.
4. В магазины города было завезено тридцать тонн
морковки.
5. Наша физичка заболела, поэтому занятие
перенесли.
6. От длительного перехода я так устал, что был
ни жив ни мертв.
7. Уважаемые студенты! Срочно сдайте зачетки в
деканат.
8. Я скрипя сердцем подписал этот договор.
9. Суд принял решение о дележе имущества между
супругами.
10. Сестра лила крокодиловы слезы, когда героиня
фильма погибла.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением формы
фразеологизма. (3, 8.)
2) Отметьте предложения с неверным
употреблением фразеологизмов. (6, 10.)
3) Замените разговорные и просторечные слова и
выражения в предложениях на нейтральные. (1, 2, 4, 5,
7, 9.)
4) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – лишился рассудка, 2 – окончил, 3
– до белого каления, 4 – моркови, 5 – учитель
физики, 6 – от длительного перехода я сильно
устал (ни жив ни мертв от страха), 7 – зачетные
книжки, 8 – скрепя сердце, 9 – о разделе, 10 –
горько плакала.
IV.
1.
Онегин думает, что не может больше полюбить, и
ошибся.
2. Мама закутала дочку в шаль и унесла ее.
3. Наше издательство выпустило книгу, которая
была популярна среди читателей, которые любят
детективы.
4. Автор заставляет задуматься о последствиях
своих поступков.
5. Катерина хочет, чтобы муж взял ее с собой, но
Тихон отказался.
6. Герой уходит в другой мир, а потом герой
разочаровывается в нем.
7. Этот прибор, появившийся на прилавках
магазинов, специализирующихся на продаже
техники, облегчающей домашнее хозяйство, был
оценен многими покупателями.
8. Герой не любит говорить о прошлой жизни, и
поэтому его не поняли.
9. Когда я впервые читал эту книгу, я вспомнил
лето, когда я ездил к морю.
10. Чацкий хочет изменить жизнь фамусовской
Москвы, и это ему частично удается.
Задания
1) Отметьте предложения с нарушением
видо-временной соотнесенности глагольных форм.
(1, 8, 9.)
2) Отметьте предложения, в которых неудачно
употреблены местоимения. (2, 4.)
3) Отметьте неудачно построенные предложения. (3,
7, 9.)
4) Отметьте предложения с неоправданным
повторением слов. (6, 9.)
5) Запишите исправленные варианты.
Ответы: 1 – Онегин думает…… и ошибается, 2
– и унесла девочку, 3 – среди читателей, любящих
детективы, 4 – о последствиях поступков,
совершаемых человеком, 5 – но Тихон отказывается,
6 – герой уходит в другой мир, но потом
разочаровывается в нем, 7 – этот прибор,
появившийся на прилавках магазинов, которые
специализируются на продаже облегчающей
домашнее хозяйство техники, был оценен многими
покупателями, 8 – его не понимают, 9 – читая
впервые эту книгу, я вспомнил о своей летней
поездке к морю.
V.
Нередко мастера слова в своих произведениях
отступают от речевых норм, добиваясь
определенного художественного эффекта. Найдите
в приведенных фрагментах литературных
произведений отступления от речевых норм и
скажите, какого эффекта достигают авторы.
1. Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь…
(А.Пушкин. Зимнее утро)
(Прибегая к тавтологии треском трещит,
автор передает звук, который слышит лирический
герой стихотворения.)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,
На печальные поляны льет печально свет она.
(А.Пушкин. Зимняя дорога)
(Тавтология (на печальные поляны льет
печально свет она) помогает автору
сконцентрировать внимание читателя на
эмоциональном состоянии лирического героя.)
3. На миг умолкли разговоры;
Уста жуют.
(А.Пушкин. Евгений Онегин)
(Сочетание слов разных стилей (уста жуют)
создает комический эффект.)
4. И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф.Тютчев. Сны)
(Плеоназм (со всех сторон окружены)
подчеркивает полную погруженность лирического
героя в мир сна.)
5. Идет-гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум.
(Н.Некрасов. Зеленый шум)
(Сочетание противоречивых по значению слов Зеленый
шум (катахреза) помогает автору создать единый
зрительно-слуховой образ; лексический повтор в
первой и второй строках привлекает внимание
читателя к этому образу.)
VI. Отредактируйте фрагмент сочинения.
Все образы поэмы, изображенные Гоголем,
по-своему интересны.
Читатель, читая страницу за страницей,
смеется над вычурным Маниловым, над брутальным
Собакевичем, над тупой Коробочкой, над
постоянно врущим пройдохой Ноздревым, а скряга
Плюшкин, собирающий всякий хлам, – это
вообще что-то. Но особенно привлек мое
внимание Чичиков, чем-то похожий и в то же время непохожий
на других героев поэмы.
Чичиков похож на Манилова тем, что умел
подлизаться к нужным людям, похож на
Собакевича тем, что может настаивать на своем, похож
на Ноздрева тем, что придумывает всякие
аферы, похож на Коробочку и Плюшкина тем, что
кладет нужные и ненужные вещи в ящичек.
Но
в то же время Чичиков существенно отличается от
других героев поэмы. Если герои-помещики
тунеядствуют, то Чичиков постоянно ставит
перед собой новые цели и пытается их достичь. Уже
в детстве он был бизнесменом, умел выгодно
вложить деньги и получить навар. Так, когда он
учился в школе, он продавал булочки, которые он
покупал заранее, голодающим товарищам и
извлекал из этого выгоду.
Но когда герой стал взрослым, ни одно его дело
не выгорело. Скорее всего, Гоголь наказывает своего
героя за то, что при всех своих деловых
качествах он человек безнравственный. Так,
например, он не помог своему старому учителю,
который считал Павлушу лучшим учеником; работая
в казенной палате, он, добиваясь повышения,
обманул повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценил нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…
Примерный исправленный вариант
Все образы поэмы, созданные Гоголем,
по-своему интересны. Читая страницу за
страницей, мы смеемся над манерным Маниловым
и грубым Собакевичем, над глупой
Коробочкой и постоянно лгущим плутом
Ноздревым; а скупец Плюшкин, собирающий
ненужные вещи, производит особое впечатление.
Но больше всего привлекает мое внимание
Чичиков, чем-то похожий на других героев поэмы, но
в то же время отличающийся от них.
Чичиков напоминает Манилова тем, что может
войти в доверие к нужным людям; умение героя
настоять на своем роднит его с Собакевичем; подобно
Ноздреву, Чичиков придумывает разные аферы; а
хранение нужных и ненужных вещей в ящичке сближает
героя с Плюшкиным и Коробочкой.
Но, в отличие от бездельничающих помещиков,
Чичиков постоянно ставит перед собой новые цели
и пытается их достичь. Уже в детстве он делец,
умеющий выгодно вложить деньги и получить прибыль.
Так, еще будучи школьником, он продает купленные
заранее булочки голодным товарищам и
извлекает из этого выгоду.
Однако повзрослевшему герою не удается
добиться успеха ни в одном деле. Скорее всего,
Гоголь наказывает Чичикова за то, что при
всех своих деловых качествах герой – человек
безнравственный. Так, например, Чичиков отказывает
в помощи своему старому учителю, считавшему
Павлушу лучшим учеником; служа в казенной
палате и добиваясь повышения, герой обманывает
повытчика и его дочь.
Наверное, автор ценит нравственное начало в
людях, поэтому не дает планам непорядочного
человека осуществиться…
И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный
лицей при МГТУ им. Носова
Виды речевых ошибок
Блок информации
Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
№ п/п |
Вид ошибки | Примеры |
Р1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. |
Р2 |
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. |
Р3 |
Неудачное употребление местоимений |
Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении. |
Р4 |
Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов |
По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
Р5 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
В таких случаях я взглядываю в словарь. |
Р6 |
Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте |
Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова. |
Р7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. |
Р8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Молодой юноша; очень прекрасный. |
Р9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Р10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. |
Р11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Р12 |
Употребление лишних слов, лексическая избыточность |
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. |
Тренировочные упражнения
Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.
2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.
3. Вокруг была кромешная темнота.
4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.
5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.
6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.
7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.
8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.
10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.
Задание 2. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
СЛОВАРЬ
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Задание 3. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.
1. Проявить желание, проявить заботу, проявить, дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.
2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.
3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.
4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.
5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.
6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.
Задание 4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Задание 5. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.
1.Они работали как самые отъявленные специалисты.
2.Наши воины совершили много геройских подвигов.
3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.
4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.
5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.
6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.
7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.
8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.
9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.
10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.
Задание 6. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.
1. Он учился в музыкальной консерватории.
2. Состоялся обмен имеющимся опытом.
3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры.
5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.
6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.
7. Пожар способствует ожогам.
8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак.
9. Вы можете задать интересующие вас вопросы.
10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.
Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
3. Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
4. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
5. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
6.Все гости получили памятные сувениры.
Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ
Задание 9. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.
1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»
5.Вся публика была уже в триумфе.
6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.
7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.
8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.
9.Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.
10.Моей подруге вырезали аппендицит.
Задание 10. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
2. Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3.Герои-подпольщики вели себя героически.
4.Илюша говорил, что случился этот случай зимой.
5. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6. Активисты активно участвуют в работе.
Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ
Задание 11. Найдите избыточные словосочетания.
Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.
Задание 12. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.
1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный — «только один»).
2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).
3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).
4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).
5. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес (лишнее слово- проливной).
6. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи (играть роль).
7. Наши воины свершили много геройских подвигов (героических).
8. Эта выставка обогатит ваш кругозор (расширит).
Задание 13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
1. В своей автобиографии Юрий Владимирович Никулин с благодарностью вспоминает талантливых артистов, с которыми ему довелось работать в цирке и на съёмочной площадке.
2. На семинар собрались молодые физики – будущий передовой авангард отечественной науки.
3. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
4. Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие высокомерной спесью.
5. Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.
6. На конференции выступающий большую половину своего доклада посвятил анализу развития машиностроительной отрасли.
7. Вольфганг Амадей Моцарт начал обучаться музыке в раннем детстве и уже в четыре года впервые дебютировал как композитор, сочинив концерт для клавесина с оркестром.
8. После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.
9. Социализация представляет собой процесс, главная суть которого заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.
10. Я напомню вам простую истину: вы родные братья и поэтому должны взаимно помогать друг другу.
Задание 14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.
1. Бóльшую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.
2. Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
3. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде.
4. В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.
5. Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
6. При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
7. Чувствуя себя одинокой в своём горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
8. От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.
9. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
10. Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
Тестовые задания
Вариант 1
1.Паронимами не являются слова
а) идеалистический – идеалистичный
б) умственный – интеллектуальный
в) романтический – романтичный
г) криминальный – криминогенный
2. Правильно построены словосочетания
а) продвигать кого-либо по должности
б) повышать в должности
в) ввести деятельность
г) убедиться о достоинствах работы
3. Сочетаются с неодушевленными существительными слова
а) нестерпимый
б) удачливый
в) терпеливый
г) терпимый
4. Правильно построено словосочетание
а) свободная вакансия
б) монументальный памятник
в) хронометраж времени
г) обыкновенное чудо
5. Правильно построено предложение
а) Этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.
б) У меня складывается мысль, что вы неясно представляете себе ситуацию.
в) Они сыграли главную роль в этой истории.
г) Наконец-то этот ребус распутан: задержаны трое бандитов.
6. Правильно построены предложения
а) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономическую ситуацию.
б) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.
в) Мы получили неожиданные результаты.
г) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.
7. Правильно построены предложения
а) Определить рейтинг политика непросто.
б) Я против крайностей и скоропостижных выводов.
в) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоевского.
г) Оплатите, пожалуйста, за проезд.
8. Правильными являются сочетания слов
а) самоотверженный проступок
б) главный приоритет
в) презентовать ценный подарок
г) тактический ход
9. Правильными являются сочетания слов
а) дельный взор
б) деловой вид
в) националистический бюджет
г) сатиричное произведение
10. Сочетаются с одушевленными существительными слова
а) шумовой
б) экономичный
в) шумный
г) громкий
Вариант 2
1. Лишним в синонимическом ряду является слово
а) неуч
б) невежа
в) профан
г) невежда
2. Синоним к слову плеоназм
а) избыточность
б) тавтология
в) образность
г) красочность
3. Правильно построены словосочетания
а) прыгать с парашюта
б) предпринять меры
в) заслужил известность
г) приобрел известность
4. Сочетаются с одушевленными существительными слова
а) маломощный
б) экономичный
в) экономный
г) задушевный
5. Правильно построено словосочетания
а) выдающийся виртуоз
б) высокий рейтинг
в) одеть пальто
г) заразная инфекция
6. Правильно построено предложение
а) Мы уделяем большое значение образованию наших школьников.
б) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.
в) Это не играет никакого значения.
г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
7. Правильно построены предложения
а) Нам не удалось предвосхитить эти события.
б) Результаты выборов будут подведены после решения суда.
в) Задачи, поставленные нами, достигнуты.
г) Командированные шумели в кабинете администратора
8. Правильными являются сочетания слов
а) главная суть
б) очевидный факт
в) памятный сувенир
г) тактическое обращение
9. Правильно построены словосочетания
а) гостиничный номер
б) лесистая река
в) предварительный аванс
г) практический цвет
10. Правильно построены словосочетания
а) скоропостижное решение
б) уменьшение стоимости
в) прыгать с парашюта
г) подорожание цен
План-конспект
урока по русскому языку в 10 классе
Нахождение
и исправление речевых ошибок
(из
серии уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения)
Цели урока:
Обучающие:
·
проверить умения учащихся анализировать
текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую
характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте,
анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста);
·
обобщить и систематизировать материал по
указанной теме;
Развивающие
содействовать развитию у личности:
а) общеучебных
умений – рассмотрение текста с речевыми ошибками и их исправление;
б)
интеллектуальных умений – развитие мышления через составление схем, сравнение,
развитие умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности;
в) специальных
умений – наблюдение и анализ, развитие умений анализировать, выделять главное,
обобщать.
Воспитательные:
·
воспитывать умение правильно выражать свои
мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией;
·
содействовать в ходе урока формированию
ценностного отношения к своему языку.
Ход
урока
«Хорошая
речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человек»
Д.С.
Лихачев
Такой эпиграф нашего сегодняшнего
урока.
— Что Вы можете сказать о нем?
— Давайте немного порассуждаем над этими
словами?
(этими словами автор хотел подчеркнуть
значимость в умении правильно и грамотно говорить; развитая и грамотная речь
позволяет человеку занимать определенное место в обществе, его речь говорит о
его развитии…)
— Давайте в своих тетрадях запишем слова
Д.С.Лихачева – это и будет тезис нашего дальнейшего разговора. Что такое тезис?
Тезис – это
положение, утверждение,
выставляемое и потом доказываемое
в каком-нибудь рассуждении.
— Как Вы помните к любому тезису можно
подобрать «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе». Давайте сейчас мы и
попытаемся с вами это сделать и записать.
Тезис «Хорошая
|
— Сейчас мы с Вами
попытались привести различные аргументы к высказыванию Д.С. Лихачева. Главное,
что Вы должны помнить при написании сочинения: используемые аргументы «имеют
различный вес», то есть оцениваются различными баллами.
— Для повышения уровня
речевой культуры мы должны обогащать свою речь, избегать возможные ошибки и
научиться грамотно использовать ее. Ошибка – это нарушение требований
правильности речи, нарушение норм литературного языка. Вот сегодня мы с Вами и
попробуем поработать с ошибками, которые наиболее часто встречаются в устной и
письменной речи, попробуем дать им оценку, выяснить природу их появления и поработаем
над их исправлением. Сделайте заголовок в своих тетрадях: речевые ошибки.
— Как Вы думаете, что мы
относим к речевым ошибкам?
(повторы; употребление
слова иной стилевой окраски; употребление слова в несвойственном ему значении…)
— Перед Вами листок с
разного рода примерами, прочитайте их внимательно. Все ли в них соответствует
норме? Если что-то не так, предложите замену, записав ее с правой стороны
нашего рабочего листа (с комментариями).
*Это
поле в материале, розданном учащимся, не заполнено – оно заполняется самим
учеником.
Примеры |
Предлагаемый |
1. (житель, (житель, жилец) нашего города (смешение паронимов) |
Жилец нашей квартиры Житель нашего города (житель |
2. Недавно (повтор одного |
Недавно я прочитал одну |
3. Бесчисленное (употребление лишнего слова) |
Убрать из контекста |
4. Писатель (употребление рядом однокоренных слов; тавтология) |
Писатель |
5. Книги (нарушение |
Книги играют важную |
6. По (неоправданное |
По телевизору сейчас |
7. Не (иная стилевая окраска) |
Не следует застревать |
8. В (неразличение синонимичных слов) |
В последнем |
9. Если (слово в несвойственном ему значении) |
…там можно найти |
10. Сегодня (плеоназм) |
Сегодня справочник цен |
11. Данный (неудачное |
Данный текст написал |
12. Автор (штамп) |
Автор поставил в своем |
13. Когда (бедность и однообразие речи) |
Его отправили на фронт, |
— Мы рассмотрели с Вами
некоторые виды речевых ошибок, исправили их. Давайте попробуем теперь составить
с Вами опорную схему с опорой на рабочий лист.
И так, какие речевые
ошибки мы отметили в данных примерах:
— Разобрав отдельные примеры с разными
видами речевых ошибок, давайте обратимся к тексту и посмотрим, как же в тексте,
не нарушая логики и смысла мы сможем исправить подобные ошибки. Кстати, текст
написан таким же учеником, как и Вы:
Я думаю, что автор
прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в
русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те
слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно
другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на
подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются
виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать
закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то
это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди
используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если
смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек
выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то
на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные
слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать
диалекты и составлять словари.
— Прежде чем говорить об
этом тексте, давайте вспомним, что мы называем текстом и каковы его
особенности?
Текст – это
последовательное сочетание
предложений, которое
образует
законченное сообщение.
Особенности
текста: связность; последовательность; цельность…
—
Какова тема текста? Его проблема? Есть ли здесь аргументы? (какие?)
—
Теперь давайте обратимся непосредственно к речевым ошибкам в данном тексте? Что
не так в этом тексте? (ответ аргументировать).
Для
удобства можно пронумеровать каждое предложение.
Ошибка |
Текст |
Р – многозначность Р – многословие Р – повтор Р – повтор; нарушение порядка слов Р – повтор, неудачный выбор синонимов Г – ошибка в написании слова; Р — нарушение лексической сочетаемости |
Я думаю, что автор прав Поэтому диалектные |
Проанализировав
данный текст, какой вывод мы можем сделать?
(Как
все-таки важно уметь правильно выражать свои мысли.)
—
Наше занятие подошло к концу. И хотелось бы его закончить небольшой творческой
работой «Синквейн»*. Попробуйте в течение нескольких минут составить
«Синквейн» не тему «Речевые ошибки».
*Синквейн – это……………………
Вариант
синквейна:
1.
Речевые ошибки.
2.
Устные, письменные.
3.
Учиться говорить, писать и исправлять.
4.
Хорошая речь – показатель
интеллектуального и нравственного развития человека.
5.
Общение.
Домашнее
задание:
Написать сочинение-рассуждение на очерк Д.С. Лихачева «Учиться говорить и
писать»
Раздаточный материал:
Примеры |
Варианты |
1. (житель, (житель, жилец) нашего города |
|
2. Недавно |
|
3. Бесчисленное |
|
4. Писатель |
|
5. Книги (нарушение |
|
6. По |
|
7. Не |
|
8. В |
|
9. Если |
|
10. Сегодня |
|
11. Данный |
|
12. Автор |
|
13. Когда |
Раздаточный материал:
Текст ученика:
Я думаю, что автор
прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в
русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те
слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно
другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на
подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются
виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать
закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то
это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди
используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если
смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек
выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то
на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные
слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать
диалекты и составлять словари.
Правила написания синквейна:
1
строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна,
определяющая содержание.
2
строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3
строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4
строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к
теме.
5
строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация,
повторяющая суть темы.
Приложение
Виды упражнений над речевыми ошибками:
1.
Просчитайте
следующие группы синонимов и расположите их по степени усиления признака. При
необходимости маркируйте слова в синонимическом ряду как разговорные,
устаревшие, редкие, уничижительные, просторечные или специальные. Стержневой
компонент (доминанта) каждого ряда выделен жирным шрифтом.
1. I поездка_____________________________________________________
II вояж
_______________________________________________________
III
путешествие________________________________________________
2. I недостаток
_________________________________________________
II
дефект_____________________________________________________
III
пробел_____________________________________________________
IV недочет
___________________________________________________
3. I Богоматерь
_________________________________________________
II
Мадонна____________________________________________________
III Пречистая
_________________________________________________
IV
Богородица___________________________________________________
2. Прочтите
следующие слова, рассмотрите их возможные значения и снабдите каждое двумя
антонимами:
Тусклый___________________________________________________________
Возлюбленный
_____________________________________________________
Робкий
____________________________________________________________
Добродетельный
___________________________________________________
Устойчивый _______________________________________________________
3. Прочитайте
следующие словосочетания и правильно употребите слова-паронимы, данные в
скобках:
1. Входить в
дом (ощупью, на ощупь)
Скользкий (ощупью, на ощупь)
2. (Рыбная,
рыбья) кость
(Рыбный, рыбий) суп
3. (Житейский,
житийный) опыт
(Житейский, житийный) рассказ
4. Прочитайте
следующие предложения, найдите в них ошибки и исправьте их:
1. Машине
лейтенанта стала достигать беглецов, когда раздалась автоматная очередь.
2. Когда мои
ученики пишут сочинение, я, разумеется, никогда не поставлю им их откровение в
вину.
3. Путем
нехитры преобразований нижняя часть бутылки превращалась в вазочку, а верхняя –
в лейку.
4. Остудите
воду, потому что от горячей воды ножи тупеют.
5. Исправьте
ошибки, вызванные употреблением слов в не свойственных им значениях, и запишите
свой вариант:
1. Также эту
проблему захватывает Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба»
______________________________________________________
2. Эти люди
уверены в праведности своих действий._____________________________________________________
3. На мой
взгляд, этот текст можно разделить на три тропа.
_____________________________________________________________
4. Большинство
магазинов украшают громогласные вывески. _____________________________________________________________
5. Раз такую
литературу покупают, значит, люди интересуются и им
любознательно._____________________________________________________________________________________
6. Исправьте
предложения, устранив плеоназм и тавтологию, и запишите свой вариант:
1. Сочувствие
– одно из важнейших чувств человека.
_____________________________________________________________
2. Все должны
узнать об этом мужественном подвиге.
_____________________________________________________________
3. Именно о
таких людях рассказывается в рассказе В.Астафьева.
_____________________________________________________________
4. Герой так
и не смог осуществить свою мечту и вернулся обратно.
_____________________________________________________________
5. Люди
отличаются своими взглядами на экологию окружающей среды.
_____________________________________________________________
7. Отредактируйте
предложения, заменив жаргонные и просторечные слова и выражения стилистически
нейтральными синонимами:
1. Не следует
зацикливаться на неудачах и промахах.
_____________________________________________________________
2. Мир,
наполненный серыми красками и скукотой, может спасти только любовь.
______________________________________________________
3. По
телевизору сплошные фильмы про зомбаков и вампиров.
_____________________________________________________________
8. Отредактируйте
предложения с нарушением сочетаемости слов:
1. Нужно
уметь помочь человеку, который попал в плохую ситуацию. _____________________________________________________________
2. В мире
есть силы, которые разжигают пекло войны.
____________________________________________________________
3. С
появлением телевидения чтение книг уменьшилось.
____________________________________________________________
4. Автор
понимает вопрос об истинном и ложном воспитании.
_____________________________________________________________
5. Поднятая
автором проблема неопровержимо актуальна.
____________________________________________________________
6. Автор
изображает свое личное мнение в последнем абзаце.
_____________________________________________________________
Задание по теме «Лексические и грамматические ошибки» (для 10-11 класса)
Перепишите исправленное предложение, устранив лексическую/грамматическую ошибку. Запишите номер соответствующей ошибки.
Ошибки:
1) неправильное употребление предлогов
2) неправильное построение предложение с причастным оборотом
3) неправильное употребление фразеологизмов
4) плеоназм
5) ошибки с паронимами
6) неправильное употребление устойчивых сочетаний
7) употребление слова в несвойственном ему значении
речевая недостаточность
Образец:
Исходный вариант: Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившийся матери.
Исправляем: Муж Катерины был человеком безвольным, полностью подчинившимся матери. – ошибка 2.
Для учителя: в конце предложения ответы выделены желтым цветом
- Его гуманность и человеколюбие известны всем.4
- А сейчас все пойдет по своим делам.3
- Люди начинают сеять урожай.6
- Большое значение он оказал на развитие литературы.6
- Вся страна от мала до великого поднялась на борьбу с врагом.3
- Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.3
- Он шел с товарищем со школы.1
- От утра до вечера он делает кораблики из бумаги.1
- Вопреки отца он не стал жениться. 1
- Его героизм проявился при бое с врагами.1
- Погода была дождевая и пасмурная. 5
- Через шум мотора не было слышно крика детей.1
- Благодаря борьбы красноармейцев, мы выиграли войну.1
- Чацкий является единственным персонажем из передовых людей, появившийся на сцене. 2
- Труд создает человеку радость.6
- Выступление актеров нас приятно шокировало.7
- Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.3
- По тропинкам, ведущих к озеру, шли люди. 2
- Матрешка – кукла-праздник, имевшая большую роль в развитии русской культуры. 6
- Атмосферный воздух здесь великолепен! 4
- В кабинете висели русские писатели. 8
- Лермонтов впервые дебютировал со стихотворением «Смерть поэта».4
- В классе у Марии Ивановны 40 учеников. И каждое утро 40 внимательных глаз смотрят на учительницу. 4
- В комплекте с инструментом шел гарантированный талон. 5
- Погруженная Татьяна в свои мысли не решается поговорить с Евгением. 2
- Меня поражает изумительная жадность Плюшкина.7
- Гоголь много описывает о похождениях Чичикова.1
- У него сразу вспотели ладони рук. 4
Укажите, какое слово — лишнее:
Птенцы падают вниз на землю.
Начало в 19 часов вечера.
В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
Не задирайте нос кверху!
В самые ближайшие дни мы это выясним.
Взаимоотношения между супругами улучшились.
Ошибки чтеца неприятно резали слух.
В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.
Новый сплав — великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий
Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.
Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
Загрязнение атмосферного воздуха — животрепещущая и актуальная проблема нашего века.
Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу
Наружная внешность героини достаточно привлекательна.
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет тавтологии):
Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление
Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
в любое время
возвратиться назад
импортировать из-за рубежа
объединиться воедино
Отметьте предложение без речевой ошибки (где нет плеоназма):
Темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке
Николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.
Мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
Отметьте предложения, где есть плеоназм.
Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты.
Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно.
Необходимо провести тщательную проверку оборудования.
Из лекции по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
махал руками
прейскурант цен
упал вниз
в любую минуту времени
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
более важнее
время мчится
в сентябре месяце
взаимоотношения между людьми
Отметьте словосочетание, употребленное без речевой ошибки (тавтологии или плеоназма):
первая премьера
подниматься вверх
в конечном итоге
более сильный
Отметьте предложения, где есть плеоназм.
Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары
Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером — в аэроклубе
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.
Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
Найдите случаи тавтологии и плеоназма. Исправьте предложения.
1) У Толстого каждое действующее лицо имеет своё лицо.
2) Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факультативные занятия по второй специальности.
3) Это монументальный памятник.
4) Есть ли у вас свободные вакансии?
5) Герой романа «Герой нашего времени» целеустремленно стремится к своей цели.
6) Это был его первый дебют.
Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.
3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину.
4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.
5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу.
6. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.
Устраните речевую избыточность и тавтологию:
1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела».
2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего.
3. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед.
4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.
5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее.
6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.
7. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
8. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.