Текст лихачева об ошибках великих людей сочинение

Сочинение ЕГЭ по тексту Д.С. Лихачёву я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге, 9 примеров готовых сочинений проблема текста с аргументами из литературы с реального ЕГЭ прошлых лет по русскому языку для 11 класса.

Проблема текста:

1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?)

2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?)

3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?)

4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?)

5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?)

6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?)

7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?)

8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?)

Я получил недавно письмо в котором сочинение ЕГЭ

Ошибки в нашей сложной жизни… Возможно ли прожить жизнь, не допустив оплошностей? Как приобрести жизненный опыт и стать мудрее? Этими вопросами задается известный филолог Д.С. Лихачев.

Размышляя над данной проблемой, автор приводит в пример письмо школьницы, которая интересуется: следует ли обращать внимание на ошибки великих людей? Лихачев отвечает, что «никто не свободен от ошибок» даже в повседневной жизни. Действительно, невозможно отрицать, что каждый человек хотя бы раз допускал оплошность. Но как же исправить содеянное? Развивая этот вопрос, Лихачев вспоминает эпизод из жизни, когда молодому человеку хватило сил признаться в своем дурном поступке. Этот знакомый восхитил Лихачева и помог понять, что важно «переломить себя, найти смелость и мужество признать ошибки». Также Лихачев отмечает, что исправить ошибки молодости не поздно и в зрелом возрасте.

Позиция автора по данной проблеме ярко выражена.

Д.С. Лихачев считает, что путь признания ошибок может быть долгим и трудным, но лишь человек, который раскаялся в своих грехах, способен сохранить честь и достоинство. Я согласен с автором в том, что только высоконравственный человек способен исправиться — этот героический поступок может поднять его в глазах окружающих.

Зачастую самые серьезные ошибки человек совершает в молодости из-за недостатка опыта. Такая ситуация описана в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Родион Раскольников, бедный студент, желая на практике проверить теорию сильной личности, идет на преступление против закона и совести: хладнокровно убивает старуху-процентщицу. Но Родион не может переступить через свою человеческую сущность, совесть мучает его. Вскоре он понимает, что совершил ошибку и приходит с повинной, чтобы заплатить за содеянное. На каторге герой постепенно становится на путь духовного и нравственного развития. Ф.М. Достоевский подчеркивает, что человек, раскаявшийся в совершенных ошибках, достоин прощения и нуждается в наставлении и сострадании.

Непростой путь искупления показывает Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи, Понтий Пилат предстает перед сложным выбором: казнить философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего гуманизм, или навлечь гнев кесаря, власть которого «неоспорима». Трусость берет верх над Понтием Пилатом, и он подписывает смертный приговор мудрецу, хоть сам и не счастлив от своего решения. Расплатой за этот поступок послужило бессмертие и одиночество в течение двух тысяч лет. Ошибка прокуратора была неисправима, но осознал содеянное и искренне раскаялся в том, что наказал невиновного. В финале романа Мастер и Понтий Пилат встречаются в вечном мире, Воланд считает, что прокуратор заслужил прощение и позволяет освободить его. На примере Понтия Пилата Булгаков показывает нам, что нужно следовать зову совести, только это может уберечь от трагических ошибок.

Действительно, вся жизнь человека – это вечный поиск своего места в жизни через пробы и ошибки. Главное, чтобы человек, ошибаясь, принимал эти ошибки, анализировал их и тем самым приобретал бесценный жизненный опыт.

Имеет ли человек право на ошибку сочинение ЕГЭ

Имеет ли человек право на ошибку? Этой проблеме посвящён текст Д. С. Лихачёва.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленному вопросу, автор пишет, что «велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался». Так Д. С. Лихачёв подчёркивает мысль: даже значимые, известные всем люди не могут избегать оплошностей. Также важен фрагмент, где филолог рассказывает о своём друге, которым все восхищаются, несмотря на то, что «в молодости он совершил дурной поступок».

Этот пример доказывает: каждый человек, в независимости от того, кем является в настоящем, мог поступить неправильно в прошлом.

Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, что все люди в течение жизни совершают ошибки.

Позиция автора очевидна. Он убеждён, что «никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни».

Я согласен с Д. С. Лихачёвым. Действительно, мы не сможем избежать совершения неправильных поступков, даже если будем стараться сделать это. В подтверждение своих слов приведу пример из ранобэ «Прощальная соната для фортепиано». Жюльен научил Мафую играть на гитаре, но не учёл того, что у девочки были слабые пальцы. После нескольких месяцев активной практики они перестали двигаться. Жюльен совершил оплошность, когда решил обучить Мафую играть на гитаре, но этого никто не мог предсказать. Именно поэтому совершать ошибки естественно, так как люди от них не застрахованы.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек имеет право поступать неправильно.

Стоит ли раскаиваться за совершенные поступки? сочинение ЕГЭ

Иногда судьба подкидывает человеку трудности, которые он должен преодолеть. Однако не всегда мы можем выйти из сложившейся ситуации сухими из воды, часто совершаем ошибки, о которых помним долгое время. Стоит ли раскаиваться за совершенные поступки? Этим вопросом задается Д. С Лихачёв.

Автор рассказывает о своем известном друге, которого с любовью признает общественность, но даже всеобщий любимец успел совершить в молодости страшные ошибки, о которых он помнил всю жизнь. Вместо того чтобы провести остаток жизни в самобичевании или же озлобленности к окружающему миру, человек раскаялся в собственном грехе и рассказал о нем близкому другу: «Сам признался». Писатель утверждает, что путь к раскаянию бывает долгим и невероятно сложным, хотя результат будет стоить всех тех душевных терзаний, которые испытает человек в борьбе с самим собой: «Но как же украшает мужество признать свою вину — украшает и человека, и общество».

Эти примеры дополняют друг друга, являясь подтверждением того, что за совершенные ошибки нужно раскаиваться, несмотря на то, что это бывает невероятно трудно.

Дмитрий Лихачев считает, что необходимо признавать свои грехи, ибо это — верный путь к искуплению, а искупление позволяет человеку освободить душу и открыться навстречу светлому будущему.

Я полностью согласна с позицией автора и в доказательство своего мнения могу привести пример из произведения Фёдора Достоевского «Преступление и наказание».

Главный герой, Родион Раскольников, совершил страшный грех — он убил старуху-процентщицу и её сестру, после чего испытал невыносимые муки совести, даже заболел от душевных страданий. Только раскаяние за собственный проступок принесло Раскольникову долгожданное душевное спокойствие, будучи на каторге, он, покаявшийся, готов начать жизнь с чистого листа. Благодаря этому примеру мы можем убедиться, что раскаяние даёт человеку покой и шанс на исправление ошибок прошлого.

Для признания своих ошибок человеку нужны силы и мужество, ведь невероятно трудно заглянуть в себя и коснуться не самых приятных тем, запрятанных глубоко в сердце, но только так можно ступить на истинный путь становления свободной личности, не обремененной самобичеванием.

Проблема признания ошибок сочинение ЕГЭ

«Береги платье снову, а честь смолоду» — учит нас старая русская поговорка. Но всегда ли удается нам следовать этому мудрому изречению? Я думаю, нет. Все мы люди, неидеальные и неправильные, и никто не спасен от возможности оступиться, ошибиться. Но в любом случае — осознанный был поступок или неосознанный — человек должен уметь признавать свои грехи.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв, советский и российский филолог и культуролог, в своем тексте поднимает важную проблему признания ошибок.

Писатель рассказывает о двух различных, но вместе с тем и удивительно схожих произошедших с ним случая. Первый заключается в том, что автор получил письмо школьницы, в котором она рассказывает про свою подругу, что написала сочинение о «очень крупном советском писателе», но указала на его возможные ошибки и недочеты, и подверглась неоправданному гневу учительницы литературы. «За что же?» — будто спрашивает Лихачёв, ведь он считает, что в нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок, и указывать на них не можно, а нужно. И указывать не только простым, но и великим людям: все равны по этому критерию.

Второй случай — это личный опыт автора. Случайно он узнал от человека, которого любил, что тот в молодости совершил дурной поступок. Но это не повлияло на отношение писателя к тому господину. У героя рассказа хватило смелости признать свою ошибку, понимая, что он может вызвать таким откровением непонимание, недоумение, отвращение и даже злость. Но он рассказал об этом. А, значит, покаялся, прошел путь очищения души и осознания своих грехов. А, значит, он заслуживает уважения.

На мой взгляд, позицию автора лучше всего можно представить следующей цитатой: «Да, говорят: «Береги честь смолоду». Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

Я согласна с мнением писателя, ведь абсолютно каждый человек имеет право на второй шанс, заслуживает прощения и понимания, если он сам осознал свою неправоту и ошибку, постарался исправиться.

В подтверждение собственных слов приведу ярчайший пример из русской художественной литературы: главная героиня романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Наташа Ростова. Девушка поддалась искушению и собралась было бежать от семьи с Анатолем Курагиным, не зная о нем ничего, но чувствуя к нему симпатию. Наташа не понимала в тот момент, какую обиду нанесет своим поступком Князю Андрею Болконскому. В будущем же героиня будет глубоко раскаиваться, молить о прощении и заслужит его.

Таким образом, проблема признания ошибок останется злободневной для человечества навечно, потому как создать правильное общество с идеальными людьми, составляющими его главную часть, невозможно. Да и нет надобности в сотворении совершенного человека: он прекрасен со всеми недостатками и недочетами. Люди должны лишь стать более понимающими, более сострадательными к другим. Тогда искоренится злоба и равнодушие, а, значит, уйдёт и горькое отчаяние.

Как прожить жизнь сочинение ЕГЭ по тексту Лихачёва

Как прожить жизнь? Возможно ли не совершать ошибки в течение жизни? Именно эта проблема привлекла внимание автора текста Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

В качестве примера он рассматривает письмо, в котором школьница пишет о своей подруге и задумывается над вопросом: «Можно ли писать об ошибках великих людей?» Лихачёв даёт однозначный ответ: «Не только можно, но и нужно. . . . Никто не свободен от ошибок в нашей жизни. . . .»

Также Дмитрий Сергеевич рассказывает о человеке, который в молодости совершил дурной поступок, а теперь все им восхищаются и ценят его. Писатель убеждает читателя, что каждый имеет право на ошибку, но главное — уметь её признать и сделать правильный вывод.

Оба примера иллюстрируют отношение автора к поставленному вопросу.

Они связаны общей мыслью, которая заключается в том, что если человек оступился, то ему нужно переломить себя, найти в себе смелость и мужество всё исправить. Даже если уже прошло много времени, то всё равно стоит подумать об этом, ведь лучше поздно, чем никогда.

Позиция Лихачёва по данной проблеме ярко выражена. Он считает, что путь признания ошибок может быть долгим и тяжким, но лишь человек, который раскаялся в своих грехах, способен сохранить честь и достоинство.

Безусловно, нельзя не согласиться с автором. Люди не должны идти против своей совестью и не должны совершать с ней сделку. В любой ситуации следует сохранять достоинство. Лучше быть обесчещенным перед другими, чем перед своей совестью. В подтверждение этого можно привести Катерину из драмы Александра Николаевича Островского «Гроза». Она, совершив ошибку, смогла рассказать об этом своему мужу, перед которым она и провинилась. Девушка не могла поступать против совести, поэтому была обречена на вечные страдания. Она хотела искупить свою вину.

Таким образом, можно сделать вывод: не ошибается тот, кто ничего не делает, а вся наша жизнь — это череда событий, которые мы создаём сами. Так что все имеют право на ошибку.

Проблема отношения к совершённым ошибкам сочинение ЕГЭ

Дмитрия Сергеевич Лихачёв в исходном тексте ставит проблему отношения к совершённым ошибкам.

Размышляя о проблеме правильного подхода к исправлению ошибок, автор приводит в пример фигуристов, которые, падая во время выступления на льду, тут же встают и продолжают танец. Важно «красиво» исправлять свои ошибки.

Однако автор считает. что в жизни человек допускает больше ошибок, чем на льду. Дело в том. что одни люди не признают своих ошибок, а другие переживают, думают что жизнь кончилась. Этим примером Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорит нам, что правильное отношение к своим ошибкам — это искусство.

Сопоставляя танцы на льду и реальную жизнь, автор помогает читателю сформулировать ответ на вопрос: как же нужно относится к совершённым ошибкам?

Позиция автора такова: «признаться в своей ошибке… не всегда легко». Но нужно научиться исправлять свои ошибки быстро и красиво.

Я согласна с мнением Дмитрия Лихачёва, так как жизнь человека невозможна без ошибок, которые он должен самостоятельно исправлять.

Так, Филипп Филиппович из повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова совершает ошибку — пытается создать из собаки человека. Его эксперимент проваливается, потому что подопытный. Шариков, становится безнравственным чудовищем. Профессор сумел вовремя признать свою ошибку и принял решение закончить эксперимент. Этот опят сделал героя мудрее, ведь на ошибках учатся.

Таким образом, умение признавать и исправлять свои ошибки является искусством.

Можно ли писать об ошибках великих людей? сочинение

«Можно ли писать об ошибках великих людей?» — на этот вопрос обращает внимание читателей Д.С. Лихачёв в данном отрывке.

Вопрос уместности обращения к ошибкам выдающихся личностей является очень спорным и животрепещущим, в процессе поиска ответа на него формируется множество различных точек зрения. Так, например, учительница девочки, сочинение которой упоминает рассказчик, «сочла… неуместным» писать об ошибках гениального писателя, и её можно понять, поскольку всем и всегда хочется верить, что есть или хотя бы были люди идеальные, исключительно праведные и всегда правые. Однако сам автор видит решение данного вопроса в другом. В качестве примера он пишет о человеке, которым «сейчас все восхищаются, которого очень ценят». Любит его и сам Лихачёв, хотя и знает, что в молодости этот человек «совершил дурной поступок, очень дурной». Писатель не укоряет сознавшегося в его проступке, потому как понимает, что многое из сделанного было неосознанным, а «путь раскаяния может быть долгим и трудным». Постепенно автор подводит нас к мысли о том, что «мужество признать свою вину – украшает человека и общество», а «тревоги совести», вызванные осознанием ошибки, «подсказывают» и «учат… сохранять достоинство… нравственного живого человека».

С позицией автора сложно не согласиться: жизнь – это трудный и тернистый путь с множеством тропинок и ответвлений, стоит сделать шаг в сторону — и можно не вернуться. Все мы люди, и все мы ошибаемся, так почему же проступки великих должны быть забыты? «Никто не свободен от ошибок в нашей… сложной жизни», — напоминает автор. Рассуждая над поставленной проблемой, я соглашусь с писателем и добавлю от себя, что гораздо важнее вовремя осознать свою ошибку и, если только возможно, постараться исправить её.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз вспомнить о том, что ошибки – это необходимый этап любого великого дела. Не нужно бояться оступиться, но важно пройти тяжёлый путь раскаяния и осознать неправоту, сохранив в итоге честность перед самим собой. Ошибки великих личностей – это лишь подтверждение неидеальности человеческой натуры, а потому необходимо помнить о них, отдавая, конечно, должное уважение их выдающимся поступкам.

Как прожить жизнь? Можно ли прожить её без ошибок?

Как прожить жизнь? Можно ли прожить её без ошибок? Почему так важно уметь признавать свою вину, раскаиваться? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Д.С.Лихачёва.

В своём тексте Дмитрий Сергеевич поднимает проблему совести. Чтобы привлечь внимание к проблеме, он рассказывает о письме школьницы, где она сообщает, что её подруге учительница запретила писать «об ошибках великих людей». Автор с этим не согласен, он считает «что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался». Ошибаются все, главное, считает автор, «найти в себе смелость и мужество признать ошибки».

Он рассказывает о близком ему человеке, который в молодости совершил очень дурной поступок. А теперь все им восхищаются и ценят его. Д.С.Лихачёв убеждён, что никогда не поздно раскаяться. А помогут в этом «тревоги совести». «Они подсказывают, учат…». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о значимости совести в жизни каждого человека.

Позиция автора текста мне понятна. Она раскрывается в следующем предложении: « Они (тревоги совести) подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека». Совесть даёт нам возможность осознать ошибки, раскаяться и жить дальше, «не делая ничего, даже мелкого, против своей совести».

Я разделяю точку зрения автора и также убеждена, что очень непросто «сберечь честь» на протяжении всей жизни, ошибаются все.

Трудно, но необходимо признавать свои ошибки, чтобы не совершать их вновь. Совесть подскажет, где мы оступились, где свернули с правильного пути. А «тревоги совести» помогут человеку прийти к раскаянию, порой долгому и трудному пути. Писатели часто подвергают своих героев испытаниям, где они совершают ошибки. Те из них, кто проходит через «тревоги совести», раскаяние имеют право на прощение и новую жизнь. Попробую это доказать.

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников пошёл на убийство старухи-процентщицы, чтобы проверить свою теорию, согласно которой он разделил людей на две группы: «тварей дрожащих» и «право имеющих», причём последние имели право переступать и через кровь. Он убивает, как он считает, мерзкую, никому не нужную старуху и Лизавету, случайную свидетельницу его преступления. Герой уверен, что он «право имеющий». Но беспокойная совесть заставила пройти его через такие мучения, которые мы подлинно чувствуем, читая роман, что он понял: никто не имеет право убивать. Любые теории, которые дают на это добро, ложные. Раскольников пройдёт долгий мучительный путь, прежде чем раскаяться. Но в конце романа мы видим другого героя, обновлённого и вернувшегося к жизни, хотя и в самом начале нового пути. И мы, читатели, в душе за него очень рады.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтия Пилата терзают муки совести. Головная боль – симптом беспокойной совести, потеря себя, как человека. На совести прокуратора сотни преступлений, но самое страшное — казнь ни в чем не повинного философа Иешуа Га-Ноцри. Он побоялся спасти его от смертной казни. Нет покоя Понтию Пилату «двенадцать тысяч лун», только ночью ему снится сон, в котором казни не было, а Понтий Пилат не струсил, а спас безумного мечтателя. Но сон заканчивается, и его опять терзают муки совести. Мастер освободит прокуратора от долгих мук, так закончится его роман. Прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В заключение ещё раз подчеркну: совесть дана человеку, чтобы он смог дать оценку своим поступкам, чтобы умел признавать свои ошибки. Она указывает нам правильный путь в жизни. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, совести. Старайтесь совершать поступки, за которые не будет стыдно. Живите по совести!

Какова роль совести в жизни человека? сочинение ЕГЭ

Какова роль совести в жизни человека? Именно эту проблему поднимает Дмитрий Михайлович Лихачёв.

Чтобы привлечь читателей к данной проблеме, автор размышляет о нашем внутреннем контроллере — совести. Лихачёв убежден в том, что каждый человек имеет право на ошибку, но никто и никогда «не должен идти против своей совести». Данные слова позволяют нам понять: любого человека украшает умение признавать свою вину, которую он прежде всего находит,прислушиваясь к голосу совести.

Далее, размышляя о проблеме совести,писатель показывает как чувства совести помогают людям в сложных ситуациях: «тревоги совести… они подсказывают…они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека». Данный фрагмент позволяет понять, что совесть заставляет нас поступать честно и справедливо, раскаиваться в плохих поступках.

Оба примера дополняют друг друга и указывают на то, что совесть является нравственным чутьем, которое регулирует понятие добра и зла.

Позиция автора ясна: внутреннее сознание добра и зла помогает принимать правильные решения и оставаться людьми даже в самых трудных ситуациях.

Я согласна с точкой зрения автора, потому что убеждена в том: если люди не будут анализировать свои поступки и не нести ответственность за них, то человек и общество пропадут. Совесть является отражением нравственного поведения человека. Так в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев испытывает вину перед Савельичем за проигрыш Зурину в бильярд, пьянство, грубое обращение. После чего же молодой человек просит прощения у него за свое поведение и даёт ему слово «впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою». Именно совесть заставляет его признать ошибку.

Размышления над текстом Лихачёва позволяют сделать вывод: каждому человеку необходимо научиться прислушиваться к своей совести, чтобы не было больно и стыдно за свои поступки.

Текст Лихачёва для сочинения ЕГЭ

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал…

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести… (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д. С. Лихачёву)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Авторская позиция

1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс.

2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.

3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.

4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.

5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести.

6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.

7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества

8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

Задание №27 ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150 слов.

Смотрите также на нашем сайте:

Сочинение ЕГЭ по русскому языку 11 класс примеры с проблемами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва  — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность  — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал…

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести… (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Примерный круг проблем Авторская позиция
1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?) 1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс
2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?) 2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.
3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?) 3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.
4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?) 4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.
5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?) 5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести..
6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?) 6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.
7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?) 7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества
8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?) 8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы
I Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста

Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно

1

Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0
К2 Комментарий к проблеме исходного текста

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями

5

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно).

ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.

Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями

4

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста.

Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.

Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями

ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-

иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно)

3

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно).

ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации

2

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны

1

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены.

ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.

ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

Указания к оцениванию.

1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал

смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная

ошибка, не засчитывается.

3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

не связанную с пониманием проблемы исходного текста,

то данная ошибка учитывается при оценивании работы

по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)

0
К3 Отражение позиции автора по проблеме исходного текста

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов

0
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано.

ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором»)

0
II Речевое оформление сочинения
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

Допущена одна логическая ошибка

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки

0
К6 Точность и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.

ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического

строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0
III Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0
К8 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0
К9 Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0
К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре или более ошибки

0
К11 Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка или более

0
К12 Соблюдение фактологической точности

Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0
Максимальное количество баллов 24

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — орфографических ошибок нет;

К8 — пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — допущено не более двух ошибок;

К8 — допущено не более двух ошибок;

К9 — грамматических ошибок нет;

К10 — допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста

экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

___________________

* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Текст Лихачёва Д.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал…

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести… (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Информация о тексте

Проблемы Позиция автора
1. Проблема ошибок в жизни человека. (Можно ли прожить жизнь, не совершая никаких ошибок?) 1. В нашей сложной жизни никто не свободен от ошибок. Совершать ошибки, осознавать их – естественный процесс.
2.Проблема взаимосвязи величия человека и ошибок, которые он совершил. Проблема огласки ошибок великих людей. (Может ли величие человека состоять в том, что он ни в чём не ошибался? Связано ли понятие «величие» с ошибками, которые человек совершает? Можно ли говорить об ошибках великих людей или это нужно скрывать?) 2. Величие человека состоит не в том, что он не совершал никаких ошибок. Поэтому об ошибках великих людей можно и нужно говорить.
3. Проблема роли совести в жизни человека. (Какова роль совести в жизни человека? Защищает ли жизнь «по совести» от ошибок? Приносит ли жизнь «по совести» пользу?) 3. Жизнь «по совести» не защищает от ошибок, но совесть – это то, что подсказывает, учит, помогает не нарушать этических норм, сохранять достоинство нравственно живущего человека. Даже если человек не очень много сделал в жизни, но жил в согласии со своей совестью, он уже принёс значительную пользу.
4. Проблема выбора ориентиров на жизненном пути. (Как нужно прожить жизнь человеку? На что ему важно ориентироваться прежде всего?) 4. Человек не должен совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Не нужно идти против своей совести. Поэтому главным ориентиром должна быть собственная совесть.
5. Проблема выбора: быть обесчещенным в глазах окружающих – или в своих собственных. (Что лучше: быть обесчещенным в глазах окружающих или потерять честь и достоинство в собственных глазах?) 5. Лучше быть обесчещенным перед другими людьми, нежели перед своей совестью. Конечно, бесчестие в глазах окружающих – это большая жертва, но её нужно принести.
6. Проблема чести. (Можно ли, совершив в молодости дурной, бесчестный поступок, вернуть себе честь в зрелом возрасте?) 6. Если не удалось сберечь честь смолоду, её можно и нужно вернуть себе в зрелом возрасте.
7. Проблема раскаяния. (Нужно ли раскаиваться в совершённых ошибках?) 7. Несмотря на то что путь к раскаянию может быть долгим и трудным, поскольку признавать свои ошибки очень тяжело, это очень полезно, это украшает человека, ведь раскаяние – это проявление мужества
8. Проблема последствий ошибок. (Какие опасности ждут человека, совершившего ошибку? Что является одним из самых страшных последствий ошибки?) 8. Человек, совершивший ошибку, может впасть в отчаяние. Тогда может наступить разочарование, потеря веры в людей, в порядочность, а это самое страшное.

Ошибки преследуют каждого человека на протяжении всей его жизни, никто не застрахован от них. Но далеко не все смогут признать свои проступки, раскаяться в совершенных деяниях.

Нужно ли раскаиваться в совершенных ошибках? Такой вопрос волнует автора прочитанного мной текста.

Автор анализирует, какие поступки человек может совершать в течение жизни, и все ли они оказываются верными. Лихачев отмечает, что «никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни», тем самым признавая их неизбежность. Однако он подчеркивает, что нужно «найти в себе смелость и мужество признавать ошибки».

Дмитрий Сергеевич утверждает, что, как труден бы ни был путь к раскаянию, человек должен находить в себе силы, чтобы признать свои ошибки. Нет сомнения в справедливости слов автора. Я считаю, что тот, кто смог преодолеть свой страх и раскаяться, заслуживает прощения и уважения. Раскаяние — это показатель мужества.

В подтверждение моих слов приведу следующий литературный аргумент. Вспомним драму А.Н.Островского «Гроза». Катерина, совершив ошибку, смогла рассказать об этом своему мужу, перед которым она и провинилась. Девушка не могла поступать против совести, поэтому была обречена на вечные страдания. Она хотела искупить свою вину, признать ошибку, сурово наказав себя и очистившись от большого греха.

В произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, совершает преступление, убив старуху-процентщицу. Не без помощи близкого человека, Сонечки, он решается признать свой проступок. Девушка помогла герою пройти по суровому пути раскаяния, и именно этот путь заставил проявиться лучшие черты характера Раскольникова. Хоть он и понес наказание, но очистил свою совесть, тем самым облегчив свою и без этого непростую жизнь.

Прочитав текст Д.С.Лихачева, понимаешь, что хоть это и бывает трудно, нам необходимо научиться признавать свои ошибки, раскаиваться в совершенных проступках.

Вместе со статьёй «Сочинение по тексту Лихачева «Проблема ошибок» читают:

Сочинение на тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?»

Сочинение на тему «Опыт и ошибки», аргументы из литературы

Сочинение на тему «Опыт и ошибки», 11 класс

Загрузка…

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей

подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать

сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении

школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению

в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница

сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той

школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках

великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об

ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не

ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной

жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не

совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство.

(11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего,

даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь

колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни.

(13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед

человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах

окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть

обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек

должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это

героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей

совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что

человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не

свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который

оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит

в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут

и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря

веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось

сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте,

переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень

ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем

в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне

потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли

с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал,

что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он:

моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался

в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из

того, что делал…

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же

украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести… (35)Они подсказывают, учат; они помогают не

нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно

живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский

филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН

В современном мире каждый человек когда-либо совершает ошибки. Но не все смогли найти силы признать свои оплошности. Д. С. Лихачёв задается вопросом : А нужно ли признавать свои ошибки?
В прочитанном мною тексте советский и русский филолог ставит проблему важности осознания своих ошибок.
В результате размышлений ,автор озвучивает мысль о том, что человек может «найти в себе смелость и мужество признать ошибки». А именно решимость признать свои заблуждения «украшают человека и общество». Осознавая свои ошибки, человек не только вкладывает душевные силы в свое нравственное сознание, но и улучшает мир вокруг. Также автор текста обращает внимание на то, что вернуть себе честь в зрелом возрасте «нужно и можно». Если человек оступился «в нашей сложной жизни», то никогда не поздно переосмыслить свои неправильные действия, «переломить себя».
Мнение Д. С. Лихачева выражается на протяжении всего текста. Автор считает, что нет ничего постыдного в том, чтобы осознавать свои ошибки. Человека может подстерегать много трудностей на пути осознания неправильных поступков. Но, по мнению автора, лучше быть о»бесчещенным в глазах окружающих,» чем в своих собственных.
Я полностью согласна с Д. С. Лихачевым. Нужно учиться

  • Текст для страницы ошибки 404
  • Текст для работы над ошибками 3 класс
  • Текст для поиска ошибок 3 класс
  • Текст для исправления речевых ошибок 10 класса
  • Текст для 500 ошибки