Тест бентона органические ошибки

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по применению теста Бентона (Der
Benton-Test,
автор — A.L. Benton.)

Инструкция испытуемому: “Я сейчас
покажу Вам несколько карточек с простыми
геометрическими рисунками. Их надо
запомнить и воспроизвести на листе
бумаги один под другим, как они
располагаются на карточке. Красота
рисунка никакой роли не играет, надо
только показать правильно форму, величину
относительно друг друга и местоположение.
Рисовать только после того, как я уберу
карту с изображением. До этого момента
смотрите не отрываясь и не отвлекаясь
(7-10 секунд), даже если Вам покажется, что
Вы уже все запомнили, Вам понятно?” (при
несоблюдении–отметить импульсивность
испытуемого).

Экспериментатору: “Держим карточки
перед испытуемым, оперев на стол под
углом приблизительно в 45°, каждую 10
секунд (первые две с одной фигурой можно
держать 5–7 секунд, особенно если
испытуемый достаточно сохранный). Иметь
на столе второй запасной карандаш на
случай, если испытуемый сломает первый
(отметить мышечное напряжение).

Оценка выполнения: Правильное
воспроизведение одной карточки
оценивается в 1 балл и 0 баллов – если
имеется хотя бы одна из перечисленных
ниже ошибок. Таким образом, оценка за
одну серию из 10 карточек будет от 0 до
10 баллов. Отдельно подсчитываются
ошибки. Это могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается
сокращенно: “Оп” с указанием:

Оп БП – Опущение Большой Правой.

Оп БЛ – Опущение Большой Левой

Оп МП – Опущение Малой — периферической
Правой.

Оп МЛ – Опущение Малой — периферической
Левой.

2. Деформация фигуры – “Деф” (Деф БП,
Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение
фигуры с предыдущей карты). Обозначается
— “Перс” (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс
МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 900 или
180°) – “Рот”, например: Рот 180° БП, Рот
45° БЛ и т.д.

5. Локализация (расположение фигуры) –
“Лок”: Лок БП, Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная
локализация ошибок в определенной части
карты (левой или правой). Для учета этих
ошибок полезно применять две серии
Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно
с небольшим интервалом во времени (5-10
минут) – это обеспечит большую надежность
результатов.

6. Величина–“Вел”: Вел БП, Вел БЛ, Вел
МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в
баллах) и количества ошибок по тесту
Бентона с уровнем интеллекта служит не
для суждения об уровне IQ (он определяется
с помощью специальных тестов интеллекта:
Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла
и др.), но для выявления патологического
снижения памяти на геометрические
фигуры по Бентону (когда она не
соответствует уровню интеллекта,
определяющемуся соответствующими
тестами), которое может быть и при
относительно сохранном интеллекте
испытуемого.

Зависимость оценки по тесту Бентона от
уровня интеллекта

(норма от 15 до 44 лет включительно)

Оценка по

Бентону

Уровень
интеллекта

Оценка IQ
по

StanfordBinet

Соответствующий
уровень интеллекта по Векслеру (WAIS
или WISC)

9-10

Выше
среднего я много выше среднего

выше 109

“Хорошая
норма”, а также “Высокая” и “Очень
высокая норма”

Средний
уровень

95 – 109

“Средняя
норма”

7

Низкий,
малоодаренный

80 – 94

“Низкая
(плохая) норма”

6

Пограничный

70 – 79

“Пограничная
зона”

5

Слабоумие

Ниже 70

“Умственный
дефект”

Поправки на возраст:

  • от 45 до
    54 лет к оценке по Бентону прибавляется
    1 балл

  • от 55 до
    64 лет к оценке по Бентону прибавляется
    2 балла

  • от 66 до
    74 лет к оценке по Бентону прибавляется
    3 балла

  • от 75
    лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов

Зависимость количества ошибок по Бентону
от уровня интеллекта

(норма от 15 до 39 лет включительно)

Кол-во
ошибок по Бентону

Уровень
интеллекта

Оценка
IQ по Stanford-Binet

Соответствующий
уровень интеллекта по Векслеру (WAIS
или WISC)

0 —

Выше
среднего и много выше среднего

выше 109

“Хорошая
норма”, а также “Высокая” и “Очень
высокая норма”

2

Хорошая —
средняя

105-109

“Средняя
норма” (три “подуровня”)

3

Средний
уровень

95-104

4

Низко-средняя

90–94

5

Малоодаренный

80–89

“Низкая
(“плохая”) норма”

6

Пограничный

70–79

“Пограничная
зона”

7

Слабоумие

ниже
70

“Умственный
дефект”

Поправки на возраст:

от 40 до 44 лет от количества ошибок
отнимается 1 ошибка

от 45 до 54 лет от количества ошибок
отнимается 2 ошибки

от 55 до 64 лет от количества ошибок
отнимается 3 ошибки (выше 65 лет – можно
отнять 4–5 ошибок)

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга
обычно получают не более 4–5 баллов
(редко).

Больные неврозами получают в среднем
6–8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6–7
баллов.

Норма получает в среднем 8–9 баллов, но
может быть и 7, и даже меньше–при “Низком”
или “Пограничном” интеллекте (см.
таблицу).

Краткая инструкция к проведению
обследования и оценке результатов теста
Бентона составлена на основе собственного
опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой
(1981).

Сопоставление оценок теста Бентона с
оценками интеллекта в единицах IQ,
на основе которого можно судить об
“органическом” снижении (в случае
несоответствия этих оценок), в руководстве
Бентона приводится по методике
Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта
обычно используется методика Векслера
(WAIS для взрослых и WISC
для детей), поэтому, наряду с оценками
интеллекта по Стенфорд-Бине (Stanford-Binet),
в таблицах приведены соответствующие
им количественные оценки интеллекта
(Ю) и “квалификации” (словесные
определения) уровней интеллекта по
Векслеру.

Для удобства сравнивания количества
ошибок “правой” и “левой” локализации
(особенно часто это ошибки локализации
малой периферической фигуры) произведены
незначительные изменения в рисунках
Бентона таким образом, чтобы количество
периферических малых фигур справа и
слева в каждой серии теста было одинаковым
(4 справа и 4 слева).

Соседние файлы в папке тест Бентона

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

А. Я. Психология

Тест зрительной ретенции Бентона

   Предложил A. L. Benton в 1952 г. Тест изначально был ориентирован на исследование запоминания рисунков различных форм. Рисунки объединяются в три формы — С, D, Е. Все эти формы эквивалентны друг другу, каждая состоит из десяти карточек-образцов. На каждой карточке изображено несколько простых геометрических фигур.

Тест Бентона обычно используется в патопсихологической диагностике при подозрениях на наличие органических повреждений мозга, а также при уточнении степени их тяжести.

Одна карточка предъявляется испытуемому на 10 секунд. Затем испытуемый должен воспроизвести (нарисовать самостоятельно) содержание карточки.

Оценка одного ответа производится по количественному и качественному показателю. Количественная оценка:

— правильное репродуцирование оценивается в 1 балл,

— неправильное — в 0 баллов.

Соотношение правильно и неправильно выполненных заданий является показателем умственного ущерба.

Качественный анализ тоже способен дать интересные сведения. Бентон составил специальную таблицу возможных ошибок. При этом ошибки, совершаемые здоровыми людьми, и ошибки больных, страдающих органической церебральной патологией, деменцией, различаются.

Ошибки, таким образом, делятся на «естественные» и «органические». Следует учесть, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц. Это может быть следствием переутомления, отвлечения. Наличие же двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых, но психически здоровых обследуемых.

Пример. На одной из картинок нарисованы две крупные фигуры (как бы главные) и одна мелкая. «Естественная» ошибка — испытуемый забыл мелкую фигуру, но он сознает это и оставил для нее пустое место. Также может быть несколько изменено взаимное расположение фигур. «Органические» ошибки:

— больной разделил на фрагменты одну из основных фигур, нарисовав ее части в разных местах,

— воспроизвел все фигуры в одной величине.

Другие примеры «естественных» ошибок:

— перестановка главной фигуры справа налево,

— неправильное перемещение главной фигуры по вертикали,

— поворот вокруг оси малой или большой фигур,

— сознательный пропуск малой фигуры,

— сознательный пропуск элементов фигуры,

— поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Другие примеры «органических» ошибок:

— полный или частичный пропуск малых фигур,

— повторение (дубликация) малых фигур,

— дубликация основной фигуры,

— расположение периферической фигуры между главными или внутри главной,

— поворот фигур на рисунке на 90 градусов.

Примеры «тяжелых» ошибок, которые наблюдаются при явной органической церебральной патологии:

— тенденция к деформации фигур по размерам,

— повторение главной фигуры в одном и том же образце,

— повторение элементов фигуры в образце,

— контаминация (сплавление) фигур,

— тенденция к персеверации фигур,

— значительное искажение фигур,

— вставки в фигуры,

— полный пропуск образца.

Литература

Блейхер В. М, Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.


См. также

Тесты способностей

  • Диагностика периферических нарушений речи у детей
  • Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра
  • Диагностическая методика «Проблема Эверье»
  • Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
  • КОСКОМ 2
  • Корректурная таблица Бентона
  • Корректурные пробы
  • Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Метод оценки устойчивости представлений
  •     … и другое

Рейтинг@Mail.ru

   RSS RSS 
  azps@azps.ru 

Тест зрительной ретенции Бентона. Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы —С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки — 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное — в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке—4 набора фигур.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью , теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная , таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа «органических» ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие ; о том, что тест

Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной «органической» ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух «органических» ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.

Например, на картинке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая. Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры «органических» ошибок: больной разделил (позиция Bi) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Рис 2. Карта-образец в тесте Бентона

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры «органических» ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90

о

Примеры «тяжелых» ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск .образца.

^

Складывание картинок из отрезков. Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.

Обследуемому предлагают (в возрастающей сложности) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные — на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одинаковы, но разрезаны по-разному. Для повторных исследований желательно иметь несколько наборов, аналогично подобранных. Отрезки рисунка даются испытуемому без определенного порядка, перевернутыми. Составляться они должны без образца.

При выполнении задания обращается внимание не только на время и конечный результат, но обязательно должны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале анализа предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок.

Существенную роль при этом играет выделение опорных сигнальных деталей рисунка.

При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, прикладывая беспорядочно один отрезок к другому (по методу проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетельствует об отсутствии у обследуемого плана.

Характер работы обследуемого может свидетельствовать и о нарушении критичности мышления, когда неправильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.

^ Это одна из наиболее давно употребляющихся методик психологического исследования. Результаты исследования свидетельствуют об осмыслении сюжета рассказа и о состоянии памяти обследуемого.

Для исследования применяются специально подобранные рассказы, чаще всего поучительного характера, притчи. Направленность задания в некоторой степени зависит от способа его проведения (С. Я. Рубинштейн, 1962). Так, если читать текст рассказа обследуемому, то этим облегчается восприятие смысла рассказа, но от обследуемого требуется более значительное сосредоточение внимания. Если же обследуемый сам читает рассказ, он повторным чтением легко компенсирует недостаточность внимания.

Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно). Обращается внимание на характер изложения—словарный запас, возможное наличие парафазии, темп речи, особенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность. Существенное значение имеет следующее: насколько доступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с окружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа.

Понимание скрытого, переносного смысла рассказа часто бывает затруднено при интеллектуальной недостаточности, хотя пересказ при этом очень близок к заданному тексту.

Для проведения исследования необходимо приготовить серию текстов, отличающихся различной степенью сложности.

Могут быть применены и тексты с пропущенными словами (методика Эббингауза). Читая этот текст, испытуемый должен вставить недостающие слова, сообразуясь с содержанием рассказа и нередко ознакомившись с последующими фразами. При этом могут обнаруживаться нарушения критичности мышления — слова вставляются случайно, иногда лишь по ассоциации с близко расположенными к недостающему. Допускаемые при этом нелепые ошибки больной иногда не исправляет и после замечания исследующего.

^ Методика направлена преимущественно на исследование интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей. Однако она отличается от понимания сюжетных рассказов тем, что в процессе исследования больше удается уловить весь ход рассуждений испытуемого и оценить особенности механизма осмысления в динамике (А. Н. Бернштейн, 1911).

Возможны различные варианты, модификации опыта. Основной заключается в показе больным специально подготовленной серии картин различной сложности, выполненных преимущественно в реалистической манере. Обычно с этой целью используют открытки-репродукции. Инструкция содержит просьбу к испытуемому охарактеризовать содержание картины. Описывая картину, обследуемый обнаруживает не только возможность понять ее сюжет, но и проявляет свой запас знаний, особенности речи (лексикон, грамматическая четкость, темп и т. д.), свое отношение к изображаемым событиям. Обычно здоровые обследуемые вначале анализируют картину (про себя или вслух), выделяют в ней второстепенные и основные детали. Затем, отвлекаясь от несущественного, они сопоставляют основные элементы, связывают их воедино, и таким образом происходит проникновение в сюжет картины.

Затруднение понимания сюжетных картин обнаруживается при состояниях,

характеризующихся интеллектуальной недостаточностью. Особенности речи при этом могут показывать обеднение словарного запаса, затруднения в поисках нужного слова, афатические и парафатические проявления, элементы олигофазии.

Очень полезным оказывается эта исследование при очаговой органической патологии. Так, при симультанной агнозии (затылочная локализация поражения) больные испытывают затруднения, заключающиеся в невозможности охватить сразу всю ситуацию, произвести зрительный синтез (А. Р. Лурия, 1962). В связи с этим .больные очень активно предлагают различные догадки о сюжете рисунка, в которых, однако, не отражаются истинные связи между различными компонентами, деталями рисунка.

При поражении лобных отделов головного мозга оценка картины производится без стадии предварительного анализа ее деталей на основе какого-либо фрагмента. При этом обычно игнорируются элементы, создающие эмоциональный фон картины (Э. Я. Евла-хова, 1957), в особенности нарушается восприятие мимики и жестов персонажей.

Для исследования может быть использован и другой вариант этой методики, когда обследуемому предлагают юмористические рисунки. В этих случаях задание нередко оказывается более сложным и, кроме того, полученные результаты позволяют судить о некоторых личностных особенностях обследуемого, о понимании им юмора, об умении откликнуться на шутку, о тенденции соотнести ситуацию юмористического рисунка со своим жизненным опытом.

Одним из вариантов этой методики можно рассматривать разработанный Н. К. Киященко (1965) вариант методики ТАТ. Если при исследовании методикой ТАТ обследуемому говорят, что опыт направлен на изучение его воображения, то при модификации Н. К. Киященко в инструкции сообщается, что исследуется восприятие больного. Таким образом, меняется установка обследуемого, он не стремится продемонстрировать возможности своего воображения. В оценке результатов обращается внимание на активность обследуемого, его отношение к содержанию рисунка, способность выделить эмоциональный подтекст рисунка.

Особое внимание умению обследуемого выделить эмоциональный подтекст картины придается в предложенной А. И. Лапицким (1970) методике «Сопоставление картин с эмоционально насыщенным сюжетом». Методика эта напоминает методику исключения — обследуемому предлагают 4 репродукции художественных картин, из которых одну он должен исключить по отличию ее эмоционального и тематического содержания. В то же время все четыре картины должны иметь некоторые общие формальные признаки (общность плана, перспективы и т. п,).

Методика апробирована А. И. Лапицким на здоровых обследуемых и больных шизофренией. При этом у больных шизофренией выявлена неспособность вчувствоваться в переживания других лиц (в данном случае персонажей картин), постичь их внутреннее состояние, намерения и замыслы.

^ Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования сопоставления, т. е. сравнительной оценки нескольких данных в их отношениях друг к другу. Для выполнения задания испытуемый должен установить различия в отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, определить последовательность расположения сюжетных рисунков, установить связь событий, отраженных на этих рисунках.

Для исследования необходимо подготовить несколько серий сюжетных рисунков. Эти серии отличаются по степени сложности. С этой же целью используются рассказы в рисунках Бидструпа. Последние более сложны. Кроме того, при использовании карикатур характер задания несколько меняется—выявляется доступность для больного заложенного в сюжете компонента юмора. Для исследования могут быть использованы и картинки из соответствующих субтестов методик исследования Векслера и Мейли.

Обследуемому объясняют, что на картинках изображено какое-то событие, и, если он их

правильно, по порядку, разместит, то получится связный рассказ об этом событии.

Затем исследующий регистрирует в протоколе порядок расположения больным рисунков и записывает сопровождающую выполнение задания мотивировку решения, ход рассуждений. Если задание сразу выполняется ошибочно, то можно на это указать обследуемому и предложить начать все сначала. Важно отношение больного к обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при ослабоумливающих органических заболеваниях головного мозга, оно свидетельствует о нарушении критичности мышления. Если больной, несмотря на подсказку исследующего, не может правильно расположить рисунки, то опыт можно упростить — серия сюжетных рисунков предлагается ему в правильном порядке и он должен лишь составить рассказ, который отражал бы последовательность развития событий.

При объяснении больным хода своих рассуждений необходимо выяснить, что служило основным критерием для сопоставления этих рисунков во времени — выделил ли больной общие для всех рисунков серии элементы, как улавливались им изменения, отличающие один рисунок от другого.

Затруднения в установлении развития сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения. Особенно явственно они обнаруживаются при органических поражениях головного мозга с преимущественной локализацией в лобных отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947), когда больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопоставить их не могут и приходят к совершенно нелепым выводам о развивающемся на этих рисунках событии. Причем для такого рода больных с лобным синдромом характерна абсолютная некритичность мышления, их ошибочные рассуждения недоступны коррекции.

Методика для выявления нарушений критичности мышления, разработана (В. М, Блейхер, В. А. Худик, 1982) на основе методики установления последовательности событий. Некритичность мышления в экспериментальной ситуации, моделируемой с помощью методики, характеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами, рассогласованием акцептора деятельности.

Методика включает в себя несколько серий картинок, обычно используемых для установления последовательности развития по ним определенного сюжета. Первая серия (рис. 3, а) содержит 4 картинки, вторая (рис. 3, б)—6 картинок. Две картинки второй серии, однако, не соответствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат противоречащие ему детали, либо в них игнорируются некоторые основные признаки, играющие важную роль в развитии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персонажам они существенно не отличаются от других картинок второй серии.

Разработаны параллельные варианты, позволяющие проводить повторные обследования больного этой методикой через некоторое время, например, в процессе лечения.

Больные с нарушениями критичности мышления не могут выделить картинки-артефакты. Они пытаются включить их в составляемый по картинкам рассказ, становящийся от этого бессмысленным. Некоторые больные, убедившись в том, что рассказ не получается, откладывают все картинки в сторону и заявляют исследующему о том, что не могут выполнить задание.

Классификация. Методика классификации применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. В процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам — сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Goldstein (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник (1958).

Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, животных. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации — методики эти, как и аналогичные, словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны, о чем свидетельствуют исследования Т. И. Тепеницыной (1959) и В. М. Блейхера (1965). Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной —

Серии картинок для исследования критичности мышления

классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, т.к как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.

Набор карточек для классификации должен быть специально подготовлен, предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например по конкретно-ситуационному типу. В связи с этим желательно пользоваться набором карточек, подготовленным в лаборатории экспериментальной патопсихологии Московского НИИ психиатрии.

В проведении опыта можно выделить два основных этапа, на первом обследуемый более

или менее самостоятельно образуют группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их сродство. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп — растений, животных и предметов. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки — правильные и ошибочные. При этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке — исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем. Следует регистрировать рассуждения больного в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

Исключение. Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения — словесный и предметный.

Словесный вариант производится при помощи бланка, содержащем серии из 5 слов. Обследуемому говорят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если обследуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1—2 примера исследующий решает совместно с ним: «Василий, Федор, Семен и Порфирий —имена, а Иванов—фамилия»; «молоко, сливки, сыр, сметана — молочные продукты, а сало — животный жир». Убедившись в том, что принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно выполнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии бланков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения.

Приводим типичные примеры для исследования по методике исключения в ее словесном варианте: дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

Существенную роль, играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам — сам ли он их заметил или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.

Для проведения предметного варианта необходимо подготовить набор карточек, каждая из которых содержит изображения 4 предметов. Дается инструкция: «Из изображенных на рисунке 4 предметов 3 имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а 1 существенно от них отличается и должен быть исключен». Как и в предыдущем варианте, отдельные серии предъявляются обследуемому в определенной последовательности, с нарастающей сложностью. Наряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обусловленно формальный ответ, например: «Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из 3, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее решение — в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедобны». Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных

шизофренией.

^ Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи, например:

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Предварительно дается инструкция: «В каждой строчке здесь 1 слово находится перед скобками, а 5—в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать 2 наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только 2 и подчеркните их». Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно прослушав инструкцию, и решения их в этих случаях поверхностны, легкомысленны. Тогда следует обратить внимание обследуемого на том, что он не усвоил инструкцию и повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллектуальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними решить 1—2 задачи.

Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемому приходится продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Так, к слову «игра» правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как «игроки» и «правила», в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово «карты». При таком решении задания следует обязательно обсудить с больным результаты. Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает обследуемому найти правильное решение. Это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (например, при астенических состояниях). В этих случаях больные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.

^ Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания — в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов — образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:

электричество пар

проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет по

трубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.

Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.

Образование сложных аналогии предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы, так же как и С. Я. Рубинштейн (1962), применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием.

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например: «овца — стадо» — часть и целое, «малина — ягода» — это определение, «море — океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное решение задания носит следующий характер: «Глава является частью романа, аналогично тому, как овца — частью стада».

Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

^ К этой группе можно отнести ряд методик, различных по степени сложности. Некоторые из них могут быть выполнены при относительно высоком уровне обобщения.

1. ^ Обследуемому предъявляют ряд чисел. Анализ их расположения позволит ему продолжить этот ряд. Последовательно предъявляются все более сложные ряды:

13 5 7

15 12 9 6

9 19 2 9 3

2 2 4 7 11 16

11 15 18 9 13 16 8

Приводим примеры решения такого рода заданий:

13 5 7 (9,11)

15 12 9 6 (3,0)

^ (1968) предназначена для диагностики олигофрении. Она состоит из 3 экспериментальных заданий возрастающей сложности. Для исследования

необходим набор красных и белых брусков.

Обследуемому предлагают удлинить начатый исследуемый «заборчик»:

I задание — КБ КБ КБ

II задание—КББ,КББ,КББ

III задание—КБ, КББ КБББ

При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа задания, насколько стереотипен избранный обследуемым модус деятельности, как влияют на эту деятельность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цвета). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизмененном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.

^ Эти методики применяются для исследования мышления.

Для определения понятия необходимо проанализировать целый ряд признаков предмета или явления и выделить из них наиболее существенные. Степень точности определения зависит от признаков, которые выбирает обследуемый для характеристики того или иного предмета или явления. Наиболее точным считается (М. П. Кононова, 1963) определение, при котором отмечается родовое и видовое различия (например, «стол — это мебель, необходимая в быту или для работы»); правильное, но менее точное определение основано лишь на родовых признаках («стол — это мебель»); на более низкой ступени находится определение по назначению предмета («стол—для того, чтобы есть или писать») совершенно недостаточным является определение, отмечающее лишь наглядные признаки предмета («стол—деревянный, на четырех ножках»).

При исследовании методикой определения понятий следует отмечать не только способность обследуемого выделять основные признаки, но и построение определения, четкость формулировки. Этой методикой легко обнаруживается расплывчатость суждений, избыточная детализация, склонность к резонерству.

Близка к описанной методика сравнения понятий. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между несколькими предметами, явлениями. В связи с этим сравнение понятий более сложный, чем определение понятий, мыслительный процесс, включающий в себя анализ и синтез, требующий дифференцировки существеных признаков на общие и разные для нескольких объектов.

При сравнении нескольких понятий выполнение задания идет в два этапа: вначале выделяются существенные признаки каждого из них, а затем из них выбираются совпадающие для этих объектов и те, которые обусловливают разницу между ними. При сравнении относительно однородных объектов первыми оказываются родовые, а вторыми—видовые признаки. К относительно однородным понятиям относятся: часы — хронометр, трамвай — троллейбус и т. п.

Рис 4. Набор фигур для методики формирование понятий

Наряду с этим Т. К. Мелешко (1966) предлагает для сравнения разнородные понятия: тарелка — ложка, ботинок — карандаш, глобус — бабочка, плащ — ночь, часы — река. Проведенные автором исследования методикой сравнения неоднородных понятий показали, что больные шизофренией часто пользуются мало характерными для здоровых, «нестандартными» признаками. Хотя «стандартность» того или иного признака характеризуется статистическими показателями, этот вариант может использоваться и при диагностически направленном психологическом эксперименте, так как при нем обнаруживается легкость выделения больными шизофренией «слабых» признаков.

Сравнение понятий помогает выявить интеллектуальную недостаточность, резонерские суждения.

^ Для исследования способности формирования понятий часто применяется методика, разработанная Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым (1930). Методика эта весьма сложна, и правильное выполнение задания обследуемым свидетельствует об отсутствии у него интеллектуального снижения. По данным Л. С. Выготского (1938), с помощью данной методики можно констатировать нарушение функций образования понятий не только при явных расстройствах мышления, но и у больных, у которых вне экспериментальной обстановки трудно заметить нарушения формального мышления.

Перед обследуемым в беспорядке размещают набор стереометрических фигур, отличающихся формой, цветом и величиной (рис. 4). На скрытой от него нижней стороне этих фигур имеются условные надписи («биг», «цев», «гур», «лаг»). Произвольно выбирается одна фигура и исле дующий объясняет, что надпись на ней (например, «цев») совершенно ничего не означает, условна, но имеющимся в этом наборе фигурам с аналогичной надписью присущ общий признак. Обследуемый должен установить, какие фигуры входят в эту группу, т. е. определить понятие «цев». После этого обследуемый отбирает несколько фигур и объясняет свою гипотезу. Например, он считает, что к «цев» относятся все фигуры того же цвета. Тогда исследующий переворачивает одну из отобранных

Рис. 5. Набор фигур для методики формирования понятий по А. Ф. Говорковой

ошибочно фигур и показывает надпись — несмотря на то, что она того же цвета, она не «цев».

Если обследуемый отбирает ряд фигур, руководствуясь одинаковой формой, исследующий таким же образом показывает ему ошибочность этой гипотезы.

Таким образом, остается одна возможность — определить понятие «цев» в зависимости от размеров, что представляется довольно трудным, так как размеры фигур характеризуются двумя признаками — площадью основания и высотой.

Результаты опыта оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось обследуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения при этом, как воспринималась помощь исследующего. При этом исследовании обнаруживаются аффективно-личностные качества обследуемого, особенно выявляющиеся в реакции на неуспех.

Методика Выготского—Сахарова несколько упрощена А. Ф. Говорковой (1962). Цель

этого упрощения—приспособление методики формирования искусственных понятий к детскому возрасту.

Обследуемому показывают 16 вырезанных из картона фигур (рис. 5), отличающихся формой (2 вида), цветом (красные и зеленые) и величиной (4 варианта). На обороте этих фигур написаны их условные обозначения, например «гацун». Одну из фигур «га-цун» (например, № 5) дают обследуемому и просят отобрать другие фигуры этого разряда. Каждую отобранную фигуру обследуемый переворачивает и по надписи на обороте убеждается в правильности или ошибочности своего выбора. О результатах исследования судят по количеству ходов, понадобившихся обследуемому для формирования понятия.

При исследовании детей этой методикой определяется их способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неподкрепленные признаки. Эти особенности характеризуют течение процессов обобщения и отвлечения у обследуемых.

Тест визуального удерживания Бентона: характеристики и как его использовать - Психология

Тест визуального удерживания Бентона: характеристики и как его использовать — Психология

Содержание

  • Что такое тест визуального удержания Бентона и что он оценивает?
  • Характеристики
  • Способ применения и толкование
  • Клиническое использование теста
  • Библиографические ссылки:

Полезный визуальный тест у пациентов с неврологическими заболеваниями.

Нейропсихологические тесты позволяют нам оценивать людей для определения когнитивного статуса и других высших функций.

Тест Бентона на визуальное удержание — это тест, используемый для определения того, есть ли у пациента ухудшение восприятия и зрительной памяти, а также других типов двигательных навыков, которые включают копирование и воспроизведение форм и рисунков.

Здесь мы объясняем более подробно из чего состоит тест Benton Visual Retention Test и что он оценивает?, каковы его основные характеристики, способы его применения и коррекции, а также способы его использования в клинической практике.

  • Статья по теме: «Виды психологических тестов: их функции и характеристики»

Что такое тест визуального удержания Бентона и что он оценивает?

Тест Бентона на визуальное удержание нейропсихологический тест, первоначально разработанный А.Л. Бентона и предназначен для оценки когнитивных нарушений. по трем основным направлениям: зрительное восприятие, зрительная память и зрительно-конструктивные навыки.

Визуальное восприятие — это концепция, которая включает в себя интерпретацию, которую наш мозг делает для различных стимулов, получаемых через зрение. Это восприятие включает в себя целый набор процессов, с помощью которых человек организует, выбирает и интерпретирует значимым образом и на основе своего предыдущего опыта визуальную информацию. Это активный процесс, в котором информация не только фиксируется, но также трансформируется, придается значение и последовательность.

Когда дело доходит до зрительной памяти, она позволяет нам идентифицировать раздражитель, исследовать его и приписывать ему значение. Этот тип памяти включает в себя процесс восприятия, кодирования, хранения и извлечения хранимых знаний и представлений, возникающих в результате когнитивной обработки. Визуальная память использует информацию для оценки, сравнения и определения местоположения объектов, мест и людей путем создания мысленного образа.

В свою очередь, Визоконструктивные навыки — это способность планировать и выполнять движения. необходимо организовать серию элементов в пространстве и сформировать двух- или трехмерные чертежи и конструкции.

  • Вам может быть интересно: «15 самых распространенных неврологических расстройств»

Характеристики

Тест Benton Visual Retention Test продемонстрировал свою чувствительность к проблемы с грамотностью, невербальные проблемы с обучением, черепно-мозговые травмы, синдром дефицита внимания, Болезнь Альцгеймера и другие формы деменции.

Этот тест был признан эффективным для оценки трудностей в восприятии пространственных отношений и памяти о вновь приобретенных зрительных стимулах, а также для диагностики повреждений мозга как у детей, так и у взрослых.

Проведенные исследования подтверждают, что тест является надежным и существует корреляция между различными формами теста, хотя есть свидетельства того, что введение A в форме C кажется немного проще, чем в формах D и E.

Также подтверждена валидность теста визуального удерживания Бентона.с использованием других нейропсихологических тестов, таких как комплексный тест фигуры Рей или кубический тест WAIS, а также путем сравнения различных групп пациентов (с когнитивными нарушениями и изменениями) и здоровых субъектов.

Однако этот нейропсихологический тест, по-видимому, не обладает специфической чувствительностью к поражениям в гиппокампе правого полушария, в отличие от других тестов, таких как тест памяти лица Уоррингтона или субтест памяти лица Векслера (WSM-III).

Способ применения и толкование

Тест Бентона на визуальное удержание имеет 3 альтернативные формы (C, D и E), и в то же время эквивалентные, которые можно проводить в различных условиях. Во время теста пациенту предъявляют 10 карточек. (большинство из них содержат 3 фигуры, две большие и одну маленькую) на несколько секунд, с уникальным дизайном в каждой из них.

По истечении времени для каждого введения человека просят немедленно воспроизвести дизайн каждой карты (в упражнении на зрительную память).

На втором этапе вас просят скопировать каждый из 10 дизайнов карточек., карты на виду. Результаты каждой задачи оцениваются и распределяются по шести категориям: пропуски, искажения, сохранения, повороты, неправильные вставки и ошибки размера.

Итоговая оценка варьируется от 0, если допущено множество ошибок, до 10, если все правильно. Тест необходимо скорректировать с учетом возраста пациента и его IQ.

Четыре возможные типы проведения теста:

  • Выдержка 10 секунд и немедленное воспроизведение памяти.
  • Выдержка 5 секунд и немедленное воспроизведение памяти.
  • Копия чертежей (без ограничения по времени). Для пожилых людей с серьезными когнитивными нарушениями.
  • Выдержка 10 секунд и отложенное воспроизведение памяти (на 15 секунд).

Клиническое использование теста

Тест Бентона на визуальное удержание чувствителен к снижению когнитивных функций, травмам головного мозга и различным психическим заболеваниям, хотя с помощью этого теста сложно диагностировать конкретное расстройство.

Что касается результатов теста, было показано, что большое количество персевераций может указывать на повреждение лобной доли, в то время как многие упущения в периферических конструкциях предполагают возможную травму мозга, особенно в правой теменной доле.

С другой стороны, общая производительность в тесте не различает людей с односторонним поражением левого или правого полушария. Тем не менее, похоже, что врачи могут различать двигательные нарушения, нарушения восприятия или памяти на основе анализа результатов тестов.

Заболевания, которые, как было доказано, значительно снижают результат теста у человека: деменции, травмы головного мозга, таламический инсульт и болезнь Альцгеймера.

Как копия, так и версия на память, по-видимому, особенно чувствительны к обнаружению деменции и могут помочь выявить субъектов с риском развития болезни Альцгеймера в будущем. Точно так же тест также смог выявить детей с трудностями в обучении.

Наконец, следует отметить, что тест визуального удерживания Бентона был одним из тестов, включенных в батарею NCTB Всемирной организации здравоохранения более 30 лет назад с целью выявления эффектов, вызванных химическим воздействием на человека. нервная система; С тех пор его продолжают использовать для оценки такого воздействия на рабочих местах, демонстрируя высокую чувствительность к различным химическим компонентам, таким как ртуть, свинец или пестициды.

Библиографические ссылки:

  • Бентон А. Л., Эбигейл Б., Сиван А. Б., Хамшер К. Д., Варни Н. Р. и Сприн О. (1994). Вклады в нейропсихологическую оценку: клиническое руководство. Издательство Оксфордского университета, США.
  • Бентон, А. Л., Варни, Н. Р., и Хамшер, К. С. (1978). Визуально-пространственное суждение: клиническое
  • контрольная работа. Архив неврологии, 25, 364-367.
  • Видаль, Дж. Л. Б., & Кампос, Э. Р. (2009). Тест Бентона на визуальную задержку у взрослых с травмой головного мозга. Quaderns de Psicología, (18), 19-35

  • Терморегулятор ризур цсу 2 ошибки
  • Тест raid массива на ошибки
  • Тест диска на ошибки через командную строку
  • Террария ошибка не найден указанный модуль
  • Терморегулятор оке 20 ошибка е1