Типичные графические ошибки младших школьников

В
написании букв у первоклассников могут
быть выделены более или
менее устойчивые типы графических
ошибок, которые встре­чаются,
кстати, не только в I
классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение
наклона приводит к непараллельности
элементов одной
или нескольких букв, часто сопровождается
их исправлением.

2.
Нарушение
пропорций:

вертикальных
(неодинаковая высота букв
или их частей), горизонтальных
(неодинаковая ширина букв и
их элементов), пропорций между частями
букв (увеличенные или уменьшенные
элементы букв).

3.
Искажение овалов, полуовалов и элементов,
содержащих зак­
ругления,
изогнутые линии.

К
числу
этих ошибок относятся искажения,
связанные с неумением вести правильную
кривую линию (часто
получается линия, как бы состоящая из
бесчисленных мел­ких
зигзагов, — ломаная линия), а также
ошибки, связанные с несоблюдением
пропорций:

4.
Пропуск элементов

отдельных
букв или замена
элементов

букв:
ц
вместо
щ,
н
вместо
ю.

Для
успешного преодоления
ошибок письма

очень
важно разобраться в их причинах и в
каждом отдельном случае выбрать
для
исправления
ошибки соответствующий прием. Чтобы
преодолеть
ошибки
первой группы, необходима отработка
прямых параллель
ных
линий с нужным наклоном.

Для
исправления ошибок второй
группы
следует развивать глазомер, без чего
невозможно соблюде­ние
пропорций.

Третья
группа ошибок требует работы над кривыми
линиями, изгибами и закруглениями, над
плавностью движения
руки.

Ошибки
четвертой группы связаны с нарушениями
внимания.

Общие
для всех ошибок причины — недостаточная
координированность
движений руки пишущего, неправильное
положе­ние
тела при письме, недостаточное
освещение, неудобная мебель и т.п.

Учителю
необходимо хорошо знать, какие именно
ошибки мо­гут
возникнуть при написании той или иной
конкретной буквы, и
при обучении письму предупреждать
возможные ошибки.

6

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    10.02.2015654.85 Кб131методика.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа № 3»

Статья

Особенности графических и орфографических ошибок

у учащихся   младшего школьного возраста

с ОВЗ

Составила:

учитель начальных классов

 Н.В.Ерастова

г. Комсомольск на Амуре

2016 г.

Особенности графических и орфографических ошибок у

учащихся   младшего школьного возраста с ОВЗ

При формировании навыка письма процесс овладения техникой письма практически невозможен  без учёта  требований грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой).

Изучением этой проблемы занимались: В.В. Воронкова, И.М. Дьяконова, Л.Я. Желтовская, Г.И. Карноухова, Р.И. Лалаева, С.П. Резодубов, Н.А. Федосова ( 2,3,4,5,6,7 ).

Требование комплексного подхода к обучению письму обусловлено самой природой акта письма. Из многочисленных его определений наиболее полным и точным считается определение И.М Дьяконова (3, с.38 ) «Письмо представляет собой фиксацию человеческой речи… с помощью системы начертательных обозначений». Под начертательными обозначениями обычно понимаются буквы, объединение которых в слоги, слова регулируется специальными правилами каллиграфии, графики и орфографии.

Прежде чем думать, как написать ту или иную букву, как её рационально соединить с предыдущей и последующей, нужно сначала решить вопрос, какую букву нужно писать. И чем меньше на это будет затрачено усилий и времени ученика, тем больше внимания будет уделено достижению чёткости начертаний букв, правильности их соединений, ритмичности, связности письма, что особенно важно в первые годы обучения.

Вот почему при записи любого слова на занятиях по русскому языку и чистописанию необходима предварительная работа по слого-звуко-буквенному и орфографическому анализу слов, то есть работа по предупреждению возможных фонетико-орфографических и орфографических ошибок, затруднений.

Орфографическая ошибка возможна на месте какой-либо орфограммы. Иванова В.Ф.(1, с.24) даёт следующее определение орфограммы. Орфограмма — это написание, выбранное или ещё искомое, в том случае, где, пишущему предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука (фонемы).

Умственно отсталые дети не различают сходные звуки, особенно согласные: поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и  « бочки », и « бошки », и « почхе » и так далее. В дошкольном возрасте ошибки детей при повторении ими новых слов, расцениваются окружающими обычно лишь как дефекты произношения.

Однако в школе, в процессе обучения ребёнка письму, становиться возможным установить, что многие ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора. Когда ребёнок пишет под диктовку « удка » вместо утка или « лотка » вместо лодка, он не различает [д] и [т]. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Ребёнку трудно установить, в каком порядке следуют друг за другом звуки, например, в слове чернила. Он уже научился узнавать его в чужой речи и более или менее точно воспроизводить в собственной устной речи. Но когда нужно написать, то есть установить, выяснить для себя порядок следования звуков, ребёнок затрудняется это сделать, поэтому вместо чернила он может написать « чренила » или « черниал » и так далее. Из-за слабости фонематического анализа умственно — отсталый ребёнок плохо различает на слух окончания слов, это препятствует усвоению грамматических форм.

В.В. Воронкова (2, с.10) выделяет следующие типичные графические ошибки в написания букв у младших школьников с умственной отсталостью.  

На практике при письме встречаются следующие графические ошибки :

1.нарушение наклона 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

Учащиеся допускают такие же ошибки, плюс не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть линейность при письме.

2.ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв и их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорции между частями.

У учащихся встречаются следующие ошибки, связанные с нарушением пропорций:                                                                                                                                                          

3) искажение овалов, полуовалов и других элементов,   содержащих закругление, изогнутые линии.                                                                          

4)  пропуски элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо «м — л», вместо «д — а», вместо «ш — и», вместо «му — лу».
         Такого типа ошибки очень часто встречаются у младших школьников с умственной отсталостью.

5) ошибки, связанные с ориентированностью букв. Есть буквы, ориентированные   вправо:   Б, В, Г, Е, К   и   другие, есть  буквы, ориентированные влево — У, Ч, Э, Я.

На начальном этапе усвоения письма дети могут путать буквы, писать «R» вместо «Я», « Р» вместо «Ч», «€» вместо «Э».

6 ) другой тип графических ошибок связан е разными возможностями графики, обозначать мягкость согласных и передавать на письме «j», «j» может передаваться следующими способами: а) «я», «е», «ю» в позициях после «ь», «ъ».   Функция   «ь» и «ъ» знаков указывает на бифонемное сочетание букв «я» — «j» и «а», б) буквой «й». На мягкость согласных фонем указывают:

-йотированные гласные буквы «я», «е», «ё», «ю», «я» в позиции
после согласных букв;

-«ь» знак после согласных букв. Возможны следующие ошибки:

1)  употребление сочетания «ь» знака и нейотированной гласной буквы там, где должна быть йотированная гласная буква, например: «мьач» вместо «мяч»,   «льуди» вместо «люди».

  1.  употребление сочетаний «й» плюс нейотированная гласная буква в позиции после гласной буквы, вместо йотированной гласной буквы, например:  «мойа» вместо «моя».
  2.  употребление йотированной гласной буквы вместо «й», например «заека» вместо «зайка», «моеся» вместо «мойся».

Итак, в результате непонимания функции йотированных гласных на письме возможны орфографические ошибки.

 Таким образом, можно утверждать, что графические  навыки отличаются рядом вышеизложенных особенностей, что обуславливает организацию коррекционной работы.

Библиографический список

1.Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, -1991.-192 с.

2.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988.

3.Дьяконова И.М. Основы формирования графического навыка у младших школьников / Начальная школа. -1999. — № 4.

4. Желтовская  Л.Я.  Нарушение  письма у младших школьников.  /Начальная школа. — 1989. — № 2 с. 35.

5.Корноухова Г.И. Как помочь детям с трудностями в обучении? / Начальная школа. -1987. — № 5. с. 11.

6.Лалаева Р.И. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — №2. с.60.

7.Резодубов С.П. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, -1991.-192 с.

8.Федосова Н.А. Русский язык. I часть. М.: Просвещение, 1989.

Графические
недочёты в письме и приёмы их устранения

На практике при письме встречаются следующие
графические ошибки:

1)
дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно
расставляют слова на строке;

2)
пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

3)
очень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или
чрезмерный наклон вправо или влево;

4)
не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность
при письме;

5)
не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

6)
нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма;

7)
имеет место “заборность”, условность письма;

8)
не соблюдается связанность букв при письме;

9)
полная неразборчивость почерка, “каша”.

Коррекционная работа по формированию графической
грамотности ведется в двух направлениях:

1)
развитие фонематического слуха и звуковой культуры.

2)
формирование зрительно-двигательных образов букв в памяти учащихся.

Работа в этом направлении может содержать следующие
упражнения:


обобщение букв по одному из элементов: э, е, ё — по полуовалу;


исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента: э, е, ё,
о — о;


нахождение общего элемента в буквах: у, н, ы, и — линия с закруглением внизу;


сравнение букв: У, И.


нахождение указанного элемента в буквах: прямая линия — а, г, ж, з, к, н, п;


составление группы букв на основе общего элемента;


продолжение ряда букв на основе одного из элементов: э, е, ё, з, Е, З, В, Б …
(полуовал);


списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;


корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками второй
категории.

Для выработки каллиграфической четкости и устойчивости
письма на минутках чистописания можно использовать следующие виды работы:


называние и запись основных элементов письменного алфавита, нахождение их
шаблонов;


отработка написания отдельных букв и их соединений;


сравнение элементов в буквах по их пространственному расположению, по размеру;


повторение правил написания отдельных элементов в буквах;


сравнение написания общего элемента в разных буквах;


выполнение логических упражнений (смотри отработку графической грамотности).

Для отработки связности письма возможно выполнение
следующих упражнений:


безотрывное написание нескольких букв, слогов, трехбуквенных слов;


списывание текста с уточнением: подчеркнутые слоги запиши без отрыва ручки;


выписывание из текста слов с указанными орфограммами: записать орфограммы не
останавливаясь;


письмо росчерков по прописи, рисование узоров-бордюров;


отработка безотрывного начертания элемента в сочетании его по 2, 3, 4;


составление узоров-росчерков;


повторение алгоритма соединений букв;


списывание с письменного текста задания: вставить пропущенные буквы.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  ПИСЬМА у младших школьников .  Виды, причины, коррекция

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПИСЬМА

у младших школьников .

Виды, причины, коррекция

Письмо делится на три составляющие:

Письмо делится на три составляющие:

  • Каллиграфия (правила начертания букв);
  • Графика (правила обозначения звуков буквами);
  • Орфография (система действий по выбору правильного написания буквы в слове).

Каллиграфические ошибки:

Каллиграфические ошибки:

  • Неумение придерживаться строки
  • Несоблюдение наклона и размеров букв
  • Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)
  • «дрожащее письмо»
  • Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

Графические ошибки: Искажение букв (недописывание или прибавление элементов букв)   Пропуск букв и слогов  снки - санки, кичат- кричат Пропуск двух и более букв  здоровье – дорве, брат - бт,  девочка - девча, колокольчики - калкочи

Графические ошибки:

Искажение букв (недописывание или прибавление элементов букв)

  Пропуск букв и слогов

снки — санки, кичат- кричат

Пропуск двух и более букв

здоровье – дорве, брат — бт,

девочка — девча, колокольчики — калкочи

Замена букв

Замена букв

  •  д-т ( тавно, сыдый, медёт, втрук.);
  • в-ф ( партвель, ворточка картовель);
  • ё-ю (клёква, замюрз, салёт, перелютные);
  • г-к-х (черёмука, гороговый, за голмом);
  • ч-с (сквореч, чапля, процитал, цястый)
  • ц-с (рельцы, куриса, наулетсах).

Перестановки букв и слогов  Чулан – чунал, плюшевого - плюшегово  Вставки гласных букв (обычно при стечении согласных)  шекола, ноябарь, дружено Персерверации (согласный или гласный заменяет вытесненную букву в слове)  на деревьях - на девевьях  с родными - с родмыми

Перестановки букв и слогов

Чулан – чунал, плюшевого — плюшегово

Вставки гласных букв (обычно при стечении согласных)

шекола, ноябарь, дружено

Персерверации (согласный или гласный заменяет вытесненную букву в слове)

на деревьях — на девевьях

с родными — с родмыми

Ошибки на уровне слова  Раздельное написание частей слова  и дут, на чалось, б рат, поп росил Слитное написание слов и служебных слов : усосны, надерево Контаминации – слитное написание слов их искажение  лепят  бабу – лептбау  была зима - блзм

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание частей слова

и дут, на чалось, б рат, поп росил

Слитное написание слов и служебных слов : усосны, надерево

Контаминации слитное написание

слов их искажение

лепят бабу – лептбау

была зима — блзм

Дисграфия –  одно из проявлений системного нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение языковых знаний и умений;  это стойкие ошибки одного или нескольких видов  Дизорфография - неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления

Дисграфия

одно из проявлений системного нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение языковых знаний и умений;

это стойкие ошибки одного или нескольких видов

Дизорфография — неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления

Почему возникает дисграфия?

Почему возникает дисграфия?

  • 1. Нарушение функций головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного.
  • Если центральная нервная система у ребёнка развивается особенным образом, если она сформирована недостаточно полноценно, то это неизбежно скажется на формировании его речи, памяти, мышления.
  • 2. Специфические ошибки на письме в школе – следствие нарушения устной речи дошкольников.

Причины типичных ошибок письма у младших школьников:

Причины типичных ошибок письма у младших школьников:

  • малый опыт чтения и письма;
  • недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;
  • неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;
  • психофизиологические особенности: нечёткость слуховых, речедвигательных и моторных образов слов в речевой памяти;
  • влияние просторечия и диалектного произношения

Рекомендуемые практические упражнения:   Списывание: - с рукописного текста; - с печатного текста  (с обязательным проговариванием слогов и самопроверкой)

Рекомендуемые практические упражнения:

  • Списывание:

— с рукописного текста;

— с печатного текста

(с обязательным проговариванием слогов и самопроверкой)

  • Графический диктант

Прочитай и запиши слова, вставляя недостающий слог СА или ТЫ:  Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-,  поло-, хала-, ли-, лис-  Запиши слова, составленные  из данных слогов:

  • Прочитай и запиши слова, вставляя недостающий слог СА или ТЫ:

Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-,

-ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-,

поло-, хала-, ли-, лис-

  • Запиши слова, составленные
  • из данных слогов:

Ко, пей, ли, мин, ви, та, ке, ра, та,

Ри, ку, ца, то, ав, бус, ни, пят, ца

Спасибо за  внимание!

Спасибо за

внимание!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы первоклассники научились писать красиво и правильно, учитель должен уделять особое внимание проверке тетрадей и анализу ученических работ. На каждом уроке учитель должен делать анализ графических ошибок, указывать на их причины, объяснять детям способы исправления. Такая работа должна проводиться как коллективно, так и индивидуально.

Среди характерных графических ошибок учащихся первых классов чаще встречаются следующие:

«Переворачивание» и «зеркальное изображение» элемента буквы объясняется особенностью восприятия детьми форм предметов или их изображений независимо от положения в пространстве, т.е. незрелым пространственным воображением. Проблема восприятия графического знака обостряется вследствие поверхностного усвоения первоклассниками тех или иных элементов и букв. Для устранения таких недостатков учитель должен обращать внимание школьников на конструктивные особенности букв, элементы, из которых они состоят.

«Деформация изображений письменных букв» происходит в связи с недостаточно сформированным умением детей координировать движения пальцев, рук и глаз, а также неумением анализировать собственные графические изображения, сравнивать их с образцом. Искаженные формы чаще наблюдаются в буквах х, л, м, т, ж, л. У них нарушаются пропорции по ширине и высоте, наклону элементов. Кроме того, неправильное графическое изображение буквы приводит иногда к написанию другой. Так, например, если первый элемент буквы м школьники начинают писать очень высоко, то эта буква становится более похожей на ш.

Основным приемом предотвращения ошибок такого типа является систематическое внимательное наблюдение первоклассников за качеством написания букв, слогов и слов, определения ошибок в изображении. Это обусловлено тем, что детское восприятие особенно точное и конкретное. Главное, чтобы замечания школьникам были правильными, объективными и корректными.

«Неправильное направление движения руки при написании букв» объясняется, в основном, произведенным еще до школы рефлексом руки, когда ученик выполнял любые графические упражнения без присмотра старших и проводил линии в них в свободном направлении. Такие ошибки исправляются без каких-либо осложнений, если учитель вовремя их замечает. Для устранения указанного недостатка необходимо не только рассматривать с учениками готовые образцы написания букв, но и показывать на доске процесс написания, сопровождая его подробным объяснением.

«Пропуски элементов в отдельных буквах» встречаются там, где есть подобные буквы (ш-и, м-л, т-п, е-с). Чтобы ликвидировать эти ошибки, учитель должен обратить внимание учащихся на количество элементов, посчитать их, прописать с учениками эти буквы в парах.

Первоклассники часто пропускают буквы, особенно те, которые обозначают гласные звуки. Это объясняется тем, что в добукварный период учащиеся недостаточно прочно усвоили знания о слогообразующий роль гласного звука в слове. Пропуски буквы, обозначающей согласный звук в определенной степени можно объяснить близостью расположения звуков в слове в артикуляционном плане. Для устранения таких ошибок учитель должен уделять больше внимания звуковому анализу слов и обучению детей сложению букв с учетом количества гласных звуков в слове.

«Смешивание и замена подобных букв» происходит из-за недостаточно сформированного умения сопоставлять буквы, находить в них общее и отличное. Учащиеся выделяют в слове звук, но не обозначают соответствующей буквой. Причиной такой ошибки могут быть пробелы в обучении письму подобных букв: отсутствие сопоставления и противопоставления графического строения букв, поэлементного их анализа, поверхностное усвоение первоклассниками тех или иных элементов и букв.

Для предотвращения и устранения смешения учениками подобных букв необходимо проводить их правильный анализ. Например:

— Сравните между собой заглавные буквы Е и 3. Чем они похожи, а чем отличаются?

— С какого элемента начинаем писать букву Е (с верхнего правого.) А букву 3 (с верхнего левого).

— Покажите в воздухе, как будет двигаться ваша рука при написании буквы 3. (Полуовалом пишутся справа).

— А теперь покажите, как вы будете писать букву Е. Куда будет двигаться рука? (Полуовалом пишутся слева).

«Недописывание отдельных элементов букв» приводит к искажению смысла слова. Выработанный стереотип неправильного воспроизведения графического образа буквы можно объяснить невнимательностью, но в большей степени — недостаточным усвоением особенностей и разнообразия написания строчных и больших, рукописных и печатных букв.

При написании слова учащиеся должны соблюдать не только правильное изображение элементов и букв, но и внимательно следить за правильностью сочетания между собой. Кроме того, во время написания слов и предложений учащиеся должны соблюдать равномерное расстояние между словами, одинаковое размещение слов в строке, равномерное расположение слов и предложений на соответствующей сетке тетради, добиваться определенных нажатий и написания.

Причиной нарушений в написании могут быть невнимательность и небрежность, а также отсутствие навыков самоконтроля. Учитель не должен довольствоваться только констатацией успехов или неудач детей, он должен осознавать причины графических ошибок учащихся, пытаться их предупреждать и методически грамотно исправлять.

Система упражнений, направленных на предотвращение и устранение графических (фонетико-графических) ошибок, имеет следующие задачи:

— Совершенствование умений видеть сходство между формами букв, написанием и сочетанием;

— Совершенствование умений соотносить акустико-артикуляционный образ звука с соответствующей буквой;

— Совершенствование умений контролировать двигательный процесс. Примеры упражнений:

— Сравните буквы, подчеркните рукописные.

— Обведите пары букв, которые начинают писаться одинаково.

— На слух определите звуки, которых не хватает в словах. Запишите эти слова.

— Найдите в предложении буквы, которые начинают писаться с такого движения. Запишите их.

Внимание к графическим навыкам письма со стороны учителя приучает детей писать с максимальной тщательностью, заботиться об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно.

С целью контроля процесса формирования графического навыка письма у учащихся первого класса можно проводить творческие задания на списывание и диктанты.

  • Типичные ошибки лидеров которые терпят поражение менеджмент
  • Типичные грамматические ошибки это
  • Типичные ошибки которые соискатели допускают при собеседовании
  • Типичные грамматические ошибки таблица
  • Типичные ошибки каузальной атрибуции