Типичные грамматические ошибки презентация для 7 класса

Скачать материал

Основные грамматические нормы современного русского литературного языкаТипичн...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 198 человек из 54 регионов

  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Основные грамматические нормы современного русского литературного языкаТипичн...

    1 слайд

    Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
    Типичные грамматические ошибки в речи

  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИГрамматические ошибки – это нарушение грамматических нор...

    2 слайд

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
    Грамматические ошибки следует отличать от орфографических.
    Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать.
    Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.

  • Словообразовательные - состоящие в неоправданном словосочинительстве или вид...

    3 слайд

    Словообразовательные — состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка.

    Такие ошибки нельзя считать орфографическими.
    РАЗНОВИДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

  • Морфологические - связанные с ненормативным образованием форм слов и употребл...

    4 слайд

    Морфологические — связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
    РАЗНОВИДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

  • Синтаксические - связанные с нарушением структуры словосочетания или предложе...

    5 слайд

    Синтаксические — связанные с нарушением структуры словосочетания или предложения.
    РАЗНОВИДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

  • Нарушение норм русского литературного словообразования:
 а) неправильное прям...

    6 слайд

    Нарушение норм русского литературного словообразования:
    а) неправильное прямое словообразование: зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд);
    б) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
    в) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

    Ошибочное словообразование, искажение слов:
    «Разночинская интеллигенция»; «полность изображения»; «благородность души»; «взятничество»; «упорность»;«надсмешка»; «скупидомка»; «скучание»; «ихние слова»;«завсегдатели трактира»; «жаждает».
    СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

  • Морфологические нормыЗапомните род существительных:
Мужской род: банкнот, тол...

    7 слайд

    Морфологические нормы
    Запомните род существительных:
    Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф;
    Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета.
    Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч.: адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа.

  • Морфологические нормыОкончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.: 
Нулевое окон...

    8 слайд

    Морфологические нормы
    Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.:
    Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.:
    ▪ названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок (но: греков, узбеков, якутов, монголов, курдов);
    ▪ названия парных предметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок (но: носков);

  • Морфологические нормы▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер...

    9 слайд

    Морфологические нормы
    ▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом (но: граммов, килограммов, ярдов, акров);

    ▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин (но: помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов).

  • Морфологические нормыЗапомните!
▪ форма несов.вида к положить – класть, а не...

    10 слайд

    Морфологические нормы
    Запомните!
    ▪ форма несов.вида к положить – класть, а не ложить;
    ▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить. Есть лишь возвратный глагол несов.вида ложиться, которому соответствует форма сов.вида – лечь: ложиться спать – лечь спать;
    ▪ повелительное наклонение от глагола лечь:
    ляг — лягте

  • Морфологические нормыОт данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.:
	мандарины, г...

    11 слайд

    Морфологические нормы
    От данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.:
    мандарины, гектары, ботинки, граммы, комментарии, носки, осетины, помидоры, сапоги, туфли, яблоки, яблони.
    От данных сущ. образуйте форму Им.п. мн.ч.:
    бухгалтер, конструктор, лектор, ректор, редактор, джемпер, инспектор, свитер, слесарь, токарь, торт, шницель, шофёр, отпуск, сектор, шторм, ястреб.

  • Морфологические нормыПроверьте свои ответы!
	▪ мандаринов, гектаров, ботинок,...

    12 слайд

    Морфологические нормы
    Проверьте свои ответы!
    ▪ мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетин, помидоров, сапоги — сапог, туфель, яблок, яблонь.
    ▪ бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуска, секторы и сектора, штормы и шторма, ястребы.

  • Исправьте грамматические ошибки:Малыши были крепкие и веселы.
Я чувствую себ...

    13 слайд

    Исправьте грамматические ошибки:

    Малыши были крепкие и веселы.
    Я чувствую себя более скромнее в этой роли
    Мы подготовили около пятиста специалистов
    C обоих сторон
    C троими ученицами
    Ихнии привычки

  • Синтаксические нормы- правильное построение  словосочетаний и предложений...

    14 слайд

    Синтаксические нормы-
    правильное построение словосочетаний и предложений

    Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.

  • Синтаксические нормыОшибки могут быть связаны 
с неправильным управлением гла...

    15 слайд

    Синтаксические нормы
    Ошибки могут быть связаны
    с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры;
    с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь;
    с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов;

  • Синтаксические нормы▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок сл...

    16 слайд

    Синтаксические нормы
    ▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении:
    Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.
    ▪ Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко.

  • Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление...

    17 слайд

    Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов
    Благодаря чему?
    Говорить что? о чём?
    На благо кому? кого?
    Наблюдать что? за чем?
    Напомнить что? о чём?
    Обеспечить кого? чем?
    Обязан кому? чем?
    Опираться на что?
    Отзыв о чём? на что?
    Отличить что? от чего?
    Памятник кому? чего?

    Скучать о ком? по чему?
    Соскучиться по чему?
    Тенденция чего? к чему?
    Требовать что? чего?
    Уделять внимание чему?
    Уверенность в чём?
    Удивляться чему?
    Удостоить чего?
    Указать что? на что?
    Упрекать в чём? за что?
    Цена чего? чему?

  • Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:Беспокоиться...

    18 слайд

    Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:
    Беспокоиться о чём? – тревожиться за что?
    Доволен чем? – рад чему?
    Дорожить чем? – ценить что?
    Предостеречь от чего? – предупредить о чём?
    Коснуться чего? – говорить о чём?
    Писать о чём? – описывать что?
    Платить за что? – оплачивать что?
    Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём?
    Упрекать в чём?- попрекать чем? –порицать за что?
    Различать что и что? – отличать что от чего?
    Отзыв о чём? – рецензия на что?
    Обращать внимание на что? – уделять внимание чему?

  • Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомБЛАГОДАР...

    19 слайд

    Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    БЛАГОДАРЯ
    СОГЛАСНО
    ВОПРЕКИ
    НАПЕРЕРЕЗ
    НАПЕРЕКОР
    ПОДОБНО

    благодаря умению
    согласно расписанию
    вопреки правилам

    ПО (в значении «после»)
    +
    существительное в П.п
    (по чем?)

    по окончании
    по приезде
    по истечении
    по прибытии
    по завершении
    по истечении
    по прилете
    существительное
    в Д.п (кому?)

  • Исправьте ошибки в управленииМать описывает о путешествии.
Действуем соглас...

    20 слайд

    Исправьте ошибки в управлении

    Мать описывает о путешествии.
    Действуем согласно распоряжения.
    Заведующий склада отдал распоряжение.
    График нарушен вопреки указания директора.
    Больше время уделить на чтение книг.
    Павел пришёл с армии.
    Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.

  • Исправьте синтаксические ошибкиЛюбить и наслаждаться природой.
Смотреть и люб...

    21 слайд

    Исправьте синтаксические ошибки
    Любить и наслаждаться природой.
    Смотреть и любоваться картиной.
    О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор.
    Я люблю игру на фортепиано и петь в хоре.
    Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран.

  • Исправьте синтаксические ошибкиРяд предложений остались нерассмотренными.
Ряд...

    22 слайд

    Исправьте синтаксические ошибки
    Ряд предложений остались нерассмотренными.
    Ряд парт было придвинуто к стене.
    Тридцать одна делегация принимали участие в совещании.
    Женщины, в том числе Анна Петровна, выразила своё возмущение.
    Все, кто видел море, не забывает его.

  • Запомните!При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, с...

    23 слайд

    Запомните!
    При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса
    При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе
    При подлежащем типа ряд, часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт

  • Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборотаЗапомни...

    24 слайд

    Ошибки, связанные с неправильным
    употреблением деепричастного оборота
    Запомните!
    Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что и сказуемое: Слушая музыку Моцарта, мы ощущаем причастность к чуду.
    Исправьте ошибки:
    ▪ Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
    ▪ Думая о ней, мне становится грустно
    ▪ Приехав домой, мне стало значительно лучше

  • Грамматическая связь между подлежащим и сказуемымОшибка может скрываться в сл...

    25 слайд

    Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым
    Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».

    1) Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы.
    2) Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели.

  • Грамматическая связь между подлежащим и сказуемымНЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬ...

    26 слайд

    Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым
    НЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИГСТВО

    Одушевленные
    Мн.ч.
    1) Несколько электрических лампочек погасло.
    2) Большинство предприятий отказалось от участия в выставке.

    3) Несколько человек побежали вслед.
    4) НО! Большинство человек ранено.

  • Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым1) Если подлежащее несклоняе...

    27 слайд

    Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым
    1) Если подлежащее несклоняемое существительное:
    Тбилиси покорила своей красотой.
    2) Если подлежащее сложносокращенное существительное:
    ООН сделал заявление о несоблюдении прав некоторых государств.

  • Причастный оборот1) Внутри причастного оборота не может быть определяемое сло...

    28 слайд

    Причастный оборот
    1) Внутри причастного оборота не может быть определяемое слово, оно может стоять до или после него:
    Пришедшие зрители на встречу с режиссером.

    2) Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом:
    жители гор, напуганных ураганом
    жители гор, заросшие елями

  • Деепричастный оборотНаходим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет л...

    29 слайд

    Деепричастный оборот
    Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием.
    1) Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение.

    2) Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет.

  • Однородные члены предложенияв предложениях с союзом И1) Союз И не может свя...

    30 слайд

    Однородные члены предложения
    в предложениях с союзом И

    1) Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением:
    Я не люблю болеть и когда получаю двойку.
    Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
    Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её.
    Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься.

    2) Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий:
    Он высок и худощавый. Она умная и красива.

    3) Союз И не может связывать инфинитив и существительное:
    Я люблю стирать, готовить и чтение книг.

    Декабристы любили и восхищались русским народом.
    Родители заботятся и любят детей.
    Я понимаю и сочувствую тебе.
    Он изучил и пользовался правилом.
    Я люблю и горжусь сыном.

  • Однородные члены предложенияИспользование составных союзов1) «НЕ ТОЛЬКО…, Н...

    31 слайд

    Однородные члены предложения
    Использование составных союзов

    1) «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И»:
    Не только мы, но наши гости были удивлены.
    Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также внесценические персонажи.
    Как и днем, так и ночью кипит работа.

    2) Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке:
    Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
    В сочинении надо как о главных героях, так и рассказать о художественных особенностях.

  • Однородные члены предложенияОбобщающие слова при однородных членахОбобщающее...

    32 слайд

    Однородные члены предложения
    Обобщающие слова при однородных членах
    Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже:
    Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжи и плаванье.
    Сильные люди обладают двумя качествами: доброта и скромность.

  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных формЯ работаю невнимательно...

    33 слайд

    Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
    Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок.

  • Несогласованное приложениеНесогласованное приложение – это название книги, жу...

    34 слайд

    Несогласованное приложение
    Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины, заключенное в кавычки.
    Грамматическая ошибка:
    в романе «Войне и мире»; на картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
    1) В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется:
    в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская».

    2) Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение:
    герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской».

  • Прямая и косвенная речьПредложение с косвенной речью представляет собой сложн...

    35 слайд

    Прямая и косвенная речь
    Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение.
    Проводник сказал, что я принесу вам чай.
    Пассажир спросил, что может ли он открыть окно.

  • Сложноподчиненное предложениеЛишний союз:
Меня мучил вопрос, что надо ли всё...

    36 слайд

    Сложноподчиненное предложение
    Лишний союз:
    Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу.
    Я не подумал, что насколько я был далек от истины.

    2) Смешение сочинительных и подчинительных союзов:
    Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

    3) Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко мне.

    4) Отсутствует указательное слово:
    Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь.

    5) Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова:
    Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения.

Краткое описание документа:

Презентация содержит теоретический материал по грамматическим нормам современного русского языка, классификацию типичных грамматических ошибок, а также практические задания по данной теме.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 303 757 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 18.03.2020
  • 418
  • 1

«Татарский язык: учебник для образовательных организаций  с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)», Хайдарова Р.З., Ибрагимова Г.И., Малафеева Р.Л.

«Русский язык», Каленчук М.Л., Чуракова Н.А. и др.

  • 18.03.2020
  • 1275
  • 14
  • 18.03.2020
  • 566
  • 6

«Башҡорт теле (Башкирский язык)», Габитова З.Г., Усманова М.Г.

  • 17.03.2020
  • 162
  • 0

«Башҡорт теле (Башкирский язык)», Габитова З.Г., Усманова М.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»



Презентация «Грамматические ошибки. Их классификация»

Подписи к слайдам:

Грамматические ошибки.
Их классификация

Разработка Просвирниной А.А., МБОУ «Мурманский международный лицей» г. Мурманска

  • Грамматические ошибки бывают трех видов:
  • -словообразовательные (нарушена структура слова);
  • -морфологические, или формообразовательные ( ошибки в образовании формы слова);
  • -синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения).

Разновидности грамматических ошибок

Примеры

Словообразова-тельные

Ошибоч —

ное слово-

образова-ние

Подскользнуться, завпечатлеть, трудолюбимый, надсмехаться, начатие, влаственный

Морфологиче-ские

Ошибка в образова-нии форм

сущест-го

Пять килограмм(ов)

апельсин(ов), моё день рожденье, в

пальте

Ошибки в образовании форм прилагательно —

го

Более грамотнее, самый интереснейший

Ошибки в образовании форм местоимений

Ихний, евонный, ейный

Ошибки в образовании форм глагола

Победю, махаю, нагинаюсь, приказовать

Синтаксиче-ские

Нарушение согласования

По словам историка Ключевского, называвшем Петра 1 «работником на троне», царь был необыкновенно трудолюбивым человеком, в совершенстве освоивший 14 ремёсел.

Нарушение управления

Желание узнавать новое заложено у человека с детства

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Заметка написа-

на простым языком и посвящено актуальным проблемам.

Ошибки в построении предложения с обособленным обстоятель-ством (деепричаст-ным оборотом)

Прочитав это текст, разные мысли посетили меня.

Ошибки в построении предл-я с обос- ным опред-м

Ключевский восхищается Петром, изучив- вший его био- графию.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор рассуждает об учениках и почему они не хотят учиться.

Ошибки в построении сложного предложения

Он пишет, что маленький дом заслуживает описания, в котором он живет.

Смешение прямой и косвенной речи

М.Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной».

Пропуски необходимых слов

Можно ещё много о Ме-

щёрском крае.

Нарушение границ предло-

жений

Люблю тебя.

Так как ты мой

друг.

Выполните задания

  • 1.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • 1) бдительные сторожа 2) прилягте на диван 3) более пятисот рублей 4) на ширине плечей
  • Ответ: плеч
  • 2. В каком предложении допущено неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
  • 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
  • 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
  • 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
  • Ответ: предл.№ 1( согласно приказу…)
  • 3.В каком предложении допущено нарушение связи между подлежащим и сказуемым?
  • 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
  • 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
  • 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
  • Ответ: предл.№ 3( миллион писем при-
  • шёл…)
  • 4.В каком примере допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?
  • 1) Работая на кораблестроительных верфях Голландии, Петру легко далось чертежное искусство.
  • 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
  • 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
  • Ответ: предл. № 1
  • 5.В каком примере допущено нарушение в построении предложения с несогласованным приложением?
  • 1) Миллион писем пришли на адрес редакции.
  • 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
  • 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
  • Ответ: предл. № 3

Используемая литература

  • 1.Г.Т.Егораева. Тематический сборник за-
  • даний и методических рекомендаций. «Экзамен».М., 2014.
  • 2.В.В.Петрова.Русский язык. ЕГЭ. Теоретический курс. Задания для самосто- ятельной подготовки. «Экзамен». М.,2007.
  • 3.В.В.Львов. Русский язык. ЕГЭ. Типовые
  • тестовые задания. «Экзамен».М., 2014.

Слайд 1

Типология речевых и грамматических ошибок Учитель МБОУ СОШ №9 Рамгулова Людмила Александровна

Слайд 2

Введение В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок.

Слайд 3

Введение Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям . Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии — нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе — нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…). Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие:

Слайд 4

Грамматические ошибки — ошибки в структуре языковой единицы; нарушение любой грамматической нормы. 1) Ошибочное словообразование. Трудолюби м ый , на д смехаться. 2) Ошибочное образование формы существительного. Многие чуд а техники. Не хватает врем я . 3) Ошибочное образование формы прилагательного. Более интересн ее .

Слайд 5

Грамматические ошибки — 4) Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями. 5) Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего пафоса. 6) Ошибки в образовании личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания. 7) Неправильное употребление временных форм глаголов. Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать расчёты.

Слайд 6

Грамматические ошибки 8) Ошибки в образовании действительных и страдательных причастий. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора. 9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев на сцену. Пиша о жизни. 10) Неправильное образование наречий. Автор тута был не прав. 11) Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, увлекающи мися джазом.

Слайд 7

Грамматические ошибки 12) Нарушение управления. Повествует читател ей . Сделать свою правду более красив ую . 13) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественн ой сторон е произведения. 14) Нарушение способа выражения сказуемого. Мы были рады, счастливы и весёлые .

Слайд 8

Грамматические ошибки 15) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст , возникает такое чувство… 16) Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами . 17) Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочла ещё в детстве. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, но и с понятием «умный» связывает вольнодумство.

Слайд 9

Грамматические ошибки 18) Ошибки, связанные с употреблением частиц. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. 19) Нарушение границ предложения. Было уже поздно. Когда он опомнился.

Слайд 10

Грамматические ошибки Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания.

Слайд 11

Речевые ошибки При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление . Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, — при выведении второй (нижней).

Слайд 12

Речевые ошибки При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты:

Слайд 13

Речевые ошибки 1) Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. 2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Моё отношение к этой проблеме не поменялось . Были приняты эффектные меры. 3) Неразличение синонимов. Имя этого поэта знакомо во многих странах.

Слайд 14

Речевые ошибки 4) Неразличение паронимов. В таких случаях я взглядываю в словарь. 5) Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею . 6) Разрушение образной структуры фразеологизмов. Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади . 7) Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удаётся объегорить других.

Слайд 15

Речевые ошибки 8) Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление . Автор использует художественные особенности . 9) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша. Очень прекрасный. 10) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В этом рассказе рассказывается о событиях древности.

Слайд 16

Речевые ошибки 11) Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 12) Ошибки в употреблении антонимов в построении антитезы. В третьей части текста звучит не весёлый , но и не мажорный мотив. 13) Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Слайд 17

Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). 1 . К концу жизни мировоззрения поэта изменились.

Слайд 18

1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая) Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 19

2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 20

2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая) Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 21

3 . Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 22

3 . Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая) Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 23

4 . Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 24

4 . Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая) Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).

Слайд 25

Спасибо за внимание!


1


Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.


2


Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; — это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.


3


Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше


4


Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году Ошибочное образование формы местоимения ихние дети Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы


5


Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым


6


Читая текст, возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом


7


Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.


8


Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова. наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор


9


лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров Самопроверка:


10


Много горожанов, партизанов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова.


11


Много горожан, партизан Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар Самопроверка :


12


Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, 1) человеком может быть получена травма. 2) существует опасность получения травмы. 3) человек рискует получить травму. 4) нарушается техника безопасности на воде.


13


Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность, техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Правильный ответ – 3.

Презентация на тему «Грамматические ошибки»

  • Скачать презентацию (0.3 Мб)


  • 265 загрузок

  • 4.2 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Грамматические ошибки»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 24 слайдов. Средняя оценка: 4.2 балла из 5. Также представлены другие презентации по русскому языку для 7-11 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    24

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Грамматические ошибки

    Слайд 1

    Грамматические
    ошибки
    Алешина З.Н.

  • Слайд 2

    Если да — смотри дальше
    В
    У
    З

  • Слайд 3

    Что повторить?

    Морфологические нормы
    1. Имя существительное

    Окончание существительных в род. падеже
    — фрукты, овощи:
    абрикосов, лимонов, мандаринов, помидоров,
    НО
    яблок.
    — меры веса и площади: граммов, килограммов, гектаров.
    одежда, обувь: носков.
    НО: чулок, сапог, ботинок.
    Туфля – туфель (мн. ч.)
    — национальности: таджиков, чеченцев, казахов,
    НО туркмен, турок,.
    — отдельных слов: рельсов, верховьев, кеглей, джинсов, консервов, брелоков, яслей,
    НО:
    макарон, полотенец.

  • Слайд 4

    — множественное число отдельных существительных:

    директора, доктора, профессора, катера, ордера, конуса,
    НО: тренеры, бухгалтеры, ректоры, шоферы, почерки.
    Имя числительное

    — составные порядковые числительные;
    ! Склоняется только последняя часть:
    в две тысячи девятом году (=29),
    в пятьсот семьдесят восьмом номере.
    -сложные составные количественные числительные;
    ! Склоняется каждая часть: 459 (сколькими?)
    четырьмя/стами пятью/десятью девятью.
    444 (скольких?) четырехсот сорока четырех.
    — 40, 90, 100 – две формы: им. и вин. пад. – сорок, остальные -сорока.
    — количественные и собирательные числит.
    Жен. р. и животные: две женщины, две девушки, две студентки, три медведя
    НО:
    муж.род, ребята, детеныши –
    двое мужчин, двое прохожих, двое ребят, семеро козлят.
    — числит. оба – обе

  • Слайд 5

    3. Формы степеней сравнения

    Несамый добрейший, а самый добрый или добрейший.
    Не более смелее, а смелее.
    4.Местоимение

    Их, а не ихней
    У нее, а не у ней
    5. Глагол
    — положите, а не положьте ;

    — класть, а не ложить; положи, а не ложи;

    — заезжай, а не заедь; поезжай, а не едь, ехай;

    -приляг, а не приляжь

  • Слайд 6

    Синтаксические нормы

    1.Нарушение согласования
    -Скупость перерождается в жадность, уродующая (какую?) личность.
    -Согласованные и несогласованные приложения
    О драме «Гроза»,НО: О «Грозе» Островского

    2.Нарушение управления:

    — предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляется с дат. п.
    Не согласно расписания, а согласно расписанию.

    — временные предлоги употребляются в пред. п. :
    по приезде (по чем?) по прибытии, по завершении, по окончании.
    — разноуправляемые глаголы:
    Я мечтала (о чём?) и стремилась (к чему?) учиться.
    3. Координация подлежащего и сказуемого
    Все, кто бы ни писал о природе, отмечали ее поэтичность.

  • Слайд 7

    4. Неправильное употребление деепричастного оборота
    Оканчивая школу, передо мной всталвопрос…

    5. Ошибки при однородных членах предложения
    Неправильное употребление союза не только…но и
    Качественное постельное белье не толькозалог хорошего сна, оно еще повышает самооценку.
    Речевые ошибки
    Паронимы: одеть-надеть
    главный- заглавный
    искусный – искусственный
    личный — личностный

  • Слайд 8

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    11 24 34 41 53

  • Слайд 10

    В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?

    1) На тёмной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
    2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
    3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
    4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.

  • Слайд 11

    В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?

    1) Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге.
    2) Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
    3) На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности.
    4) Литература призвана создавать прекрасного человека, и к этому ВЫСОКОМУ делу приобщены талантливые люди.

  • Слайд 12

    В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?

    1) Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки, торопясь, ОДЕЛИ деревья.
    2) Кривые улочки этого старинного городка постепенно замостили и ОДЕЛИ в асфальт.
    3) Дарья Алексеевна продумала, во что ОДЕТЬ детей, когда они пойдут в лес.
    4) Водолазы ОДЕНУТ специальные водонепроницаемые костюмы.

  • Слайд 13

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

    1) Трое щенят
    2) Бухгалтера готовили отчет
    3) Поезжайте на юг
    4) Крупнейшее озеро
    1) Глубочайшее озеро
    2) Поклади на место
    3) Повара вкусно готовили
    4)Трое суток
    1) Самый красивейший пейзаж
    2) Четверо саней
    3) Обжаривайте со всех сторон
    4) Инженеры завода
    1) Самая длинная дорога
    2) Займись делом
    3) Обоих подруг
    4 Тормоза автомобиля

  • Слайд 14

    1) Заграничные паспорта
    2) Ложите на стол
    3) Редчайший вид
    4) Пятеро футболистов
    1) Мягчайший пирог
    2) Цепляясь за скалы
    3) В продаже нет чулок
    4) Двухстами больницами
    1) Шестиста тридцати яблок
    2) Купили яблок
    3) Несите вещи
    4) Самый быстрый самолет
    1) Самый веселый праздник
    2) Пятеро учителей
    3) Нет носок
    4) Сделав работу

  • Слайд 15

    1) более пятиста человек
    2) инженеры
    3) наисложнейший
    4) в день именин
    1) молодые бухгалтеры
    2) ихней работы
    3) в течение тридцати минут
    4) дамских туфель
    1) к две тысячи пятому году
    2) жгёт костер
    3) пачка макарон
    4) фильм интереснее
    1) с пятидесятью
    2) оденьтесь теплее
    3) высохла
    4) спелых абрикосов

  • Слайд 16

    Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    1)Те, кто не сдал чертежи вовремя, не будут допущены к экзамену.
    2) Занятия шли согласно распорядку дня.
    3) Довольно скоро с пушкинской одой «Вольностью» познакомился и Александр Первый.
    4) Одним из упрямцев, умевших отстоять свое мнение перед преподавателем, был Дельвиг.

  • Слайд 17

    1)С мнением историка соглашались теперь и те, кто еще недавно критиковал его позицию.
    2) С первого июня электрички будут ходить согласнолетнего расписания.
    3) В рассказе «Матренин Двор» отразились основные стороны жизни российской деревни середины XX века.
    4) Пушкин стал одним из участников нового поэтического общества, противостоящего идеям Шишкова.

  • Слайд 18

    1)Согласно показаниям свидетелей, на закрытом предприятии осуществляется, тем не менее, активная производственная деятельность.
    2) Все, кто знал его до войны, не мог не заметить перемен в его характере.
    3) Молодое поколение писателей чувствует себя вправе пересматривать традиционные ценности, говорить о них с новых позиций.
    4) Образ Иешуа в «Мастере и Маргарите» до сих пор вызывает жаркие споры ученых и религиозных деятелей.

  • Слайд 19

    1) По мнению бывалых моряков, «Чайка» была быстрейшей из яхт, когда-либо бороздивших просторы Средиземного моря.
    2) Пирог по этому рецепту сумеют испечь даже те, кто совершенно не умеет готовить.
    3) Дедушка любил при случае цитировать «ВасилийТеркин» Твардовского.
    4) Молодое поколение художников выбирает для себя новые ценности и ориентиры в искусстве.

  • Слайд 20

    1)Те из нас, кто сумел подняться на вершину горы, смогли увидеть великолепную панораму бухты.
    2) В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях.
    3) Войдя в комнату, я застал Игната за чтением «Идиота» Достоевского.
    4) Согласно расписанию, поезд должен был подойти через пять минут.

  • Слайд 21

    1) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал милицейский патруль.
    2) Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на «пять».
    3) Сразу же по приезду в столицу известный спортсмен встретился с журналистами.
    4) Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

  • Слайд 22

    1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
    2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.
    3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
    4) Кто бы ниприезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

  • Слайд 23

    1) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.
    2) И.С. Тургенев говорил, что Россия без любого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не проживёт.
    3) Благодаря особенностям почвы на этом горном склоне можно найти чуть ли не поло­вину всех известных дикорастущих цветов.
    4) В основу стихотворения В.А. Жуковского «Певец» положены известные образы- символы — лира и венец.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Грамматический и синтаксический разбор

Презентация: Основа предложения

Презентация: Синтаксические грамматические нормы

Презентация: Присоединительные члены предложения

Презентация: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Презентация: Предложения с нарушением синтаксической нормы

Презентация: Учебный тренажёр и проверочный тест ЕГЭ

Презентация: Грамматические нормы-задания для подготовки к ЕГЭ

Презентация: Образование форм слова

Презентация: Грамматическая основа предложения

Презентация: Схемы разборов

Презентация: Языковые нормы

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Тип речевой ошибки когда осуществляется неверное произношение слов логическая фактическая
  • Типичные грамматические ошибки конспект кратко
  • Тип пользователя не синхронизирован билайн тв ошибка
  • Типичные грамматические ошибки видеоурок 7 класс
  • Тип ошибки соединение kyocera ошибка 2101