Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) среди прочих основных понятий, используемых в законе, выделяет орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.
С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.
Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде судебных заседаний о признании должника несостоятельным (банкротом).
Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.
Нарушения, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).
Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.
Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.
Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.
Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.
Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:
- Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
- Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
- Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
- Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
- Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
- Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
- Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
- Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
- Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
- Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
- Нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
- Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
- Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;
14. Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)
15. Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)
16. Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).
Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.
Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.
В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).
Главная »
Новости »
Ошибки арбитражных управляющих: контроль и профилактика
О наиболее типичных нарушениях федерального законодательства, допускаемых арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства рассказали в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, статьей 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление) осуществляет функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В полномочия должностных лиц Управления входит, в том числе, составление протоколов об административных нарушениях в отношении арбитражных управляющих (по частям 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
В первом полугодии 2019 года должностными лицами Управления в отношении арбитражных управляющих составлен 31 (в 2018- 25) протокол об административных правонарушениях, из них: по части 3 статьи 14.13 КоАП – 21, 10 – по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
За 6 месяцев 2019 года количество судебных дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с учетом переходящего остатка прошлого года – 60 (в 2018 году – 43).
По состоянию на 01.07.2019 судами рассмотрено 35 дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности и приняты следующие решения:
– о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа по 15 делам (в 2018 году – 14);
– о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения по 9 делам (в 2018 году – 12);
– о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации по 11 делам (в 2018 году – 1).
Отказано в привлечении к административной ответственности по 3 делам, в 2 случаях в связи с признанием правонарушения малозначительными и объявлением устного замечания по статье 2.9 КоАП РФ, в 1 случае в связи с отсутствием события административного правонарушения (в 2018 – решения об отказе в привлечении к административной ответственности не принимались).
Из проведенного анализа судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения административных материалов Управления в 2019 году, можно сделать вывод о том, что наиболее характерными и часто допускаемыми являются следующие виды нарушений федерального законодательства о банкротстве, совершаемые арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства:
а) неисполнение обязанности по представлению отчетов собранию кредиторов, или ненаправление отчетов в адрес кредиторов должника при банкротстве граждан, с установленной Законом о банкротстве периодичностью (пункт 1 статьи 143, пункт 8 статьи 213.9, пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве);
б) неисполнение арбитражными управляющими обязанности по указанию в отчетах полных и достоверных сведений о ходе и (или) результатах конкурсного производства (пункт 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общие правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299);
в) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве начальной продажной цены предмета залога, порядка и условий проведения торгов, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона о банкротстве);
г) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о введении процедуры банкротства (статья 28, статья 128, пункт 1 статьи 68, пункт 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве);
д) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о результатах соответствующей процедуры банкротства (отчет) (пункты 6.1, 6.2 статьи 28 Закона о банкротстве);
е) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся (пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве);
ж) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре (пункт 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве);
з) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре (пункт 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве);
и) нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам должника (статья 134 Закона о банкротстве);
к) непроведение (ненадлежащее проведение инвентаризации имущества должника (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве);
л) непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не оспаривание сделок должника, не обеспечение сохранности имущества должника (пункт 2 статьи 129, пункты 1, 5, 6, 9 статьи 213.25, пункт 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве);
м) неуведомление лица, имеющего в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов о назначении собрания кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);
н) нарушение срока ознакомления с материалами к собранию кредиторов должника (пункт 3 статьи 13 Закона о банкротстве).
До настоящего времени основным видом нарушений, является ненадлежащее исполнение обязанностей по включению в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве информации об открытии соответствующей процедуры банкротства в отношении должника и иной информации, подлежащей включению в ЕФРСБ (о результатах собраний кредиторов, отчетов по завершении процедуры банкротства, об оспаривании сделок должника, о подаче заявления о привлечении к ответственности и результатах рассмотрения арбитражным судом такого заявления).
Частыми нарушениями в анализируемый период продолжают оставаться нарушения очередности удовлетворения текущих обязательств должника на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность в банкротства, и сопряженные с этим нарушения по осуществлению расчетов, минуя расчетные счета должника, а также необоснованное отнесение ряда платежей к первоочередным, обеспечивающим деятельность должника.
Указанные нарушения чаще всего устанавливаются арбитражным судом в деле о банкротстве и выявляются должностными лицами Управления при участии в судебных заседаниях по делам о банкротстве, при рассмотрении жалоб кредиторов и уполномоченных органов, а также ходатайств об отстранении арбитражных управляющих.
Помимо этого, отмечается, что в первом полугодии 2019 году продолжают оставаться довольно частыми нарушения, связанные с подготовкой и проведением собраний кредиторов должника.
Наиболее типичными нарушениями, допускаемыми арбитражными управляющими при подготовке и проведении собраний кредиторов являются:
а) нарушения, связанные с ненадлежащим уведомлением о собрании кредиторов должника лиц, имеющих в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, выразившиеся в неуведомлении Управления о проведении собраний кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);
б) нарушение сроков ознакомления кредиторов с материалами собрания кредиторов и нарушение порядка проведения ознакомления с материалами к собранию кредиторов (пункт 3 статья 13 Закона о банкротстве, Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56).
Результаты рассмотрения обращений по делам о банкротстве физических лиц, и результаты проведения административных расследований по таким обращениям показывают, что типичными нарушениями в процедурах банкротства физических лиц являются ненаправление кредиторам ежеквартальных отчетов, непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не оспаривание сделок должника.
Все приведенные виды типичных нарушений подтверждены судебной практикой по делам о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, как показывает практика, около трети арбитражных управляющих, привлеченных к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, совершают аналогичные нарушения повторно.
Повторное совершение правонарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, всегда свидетельствует о недостижении профилактической цели наказания и в случае повторности совершения правонарушения, назначение более строгого административного наказания является вполне оправданным, а в некоторых случаях необходимым для пресечения систематической противоправной деятельности отдельных лиц.
Типичные нарушения, допускаемые арбитражными управляющими в процедурах банкротства
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.
С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.
Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде судебных заседаний о признании должника несостоятельным (банкротом).
Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.
Нарушения, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).
Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.
Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.
Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.
Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.
Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:
- Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
- Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
- Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
- Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
- Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
- Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
- Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
- Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
- Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
- Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
- Нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
- Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
- Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;
- Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)
- Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)
- Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).
Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.
Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.
В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).
О наиболее типичных нарушениях федерального законодательства, допускаемых арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства рассказали в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области — Кузбассу
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, статьей 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление) осуществляет функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В полномочия должностных лиц Управления входит, в том числе, составление протоколов об административных нарушениях в отношении арбитражных управляющих (по частям 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
В первом полугодии 2019 года должностными лицами Управления в отношении арбитражных управляющих составлен 31 (в 2018- 25) протокол об административных правонарушениях, из них: по части 3 статьи 14.13 КоАП — 21, 10 — по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
За 6 месяцев 2019 года количество судебных дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с учетом переходящего остатка прошлого года – 60 (в 2018 году — 43).
По состоянию на 01.07.2019 судами рассмотрено 35 дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности и приняты следующие решения:
— о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа по 15 делам (в 2018 году – 14);
— о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения по 9 делам (в 2018 году — 12);
— о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации по 11 делам (в 2018 году — 1).
Отказано в привлечении к административной ответственности по 3 делам, в 2 случаях в связи с признанием правонарушения малозначительными и объявлением устного замечания по статье 2.9 КоАП РФ, в 1 случае в связи с отсутствием события административного правонарушения (в 2018 — решения об отказе в привлечении к административной ответственности не принимались).
Из проведенного анализа судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения административных материалов Управления в 2019 году, можно сделать вывод о том, что наиболее характерными и часто допускаемыми являются следующие виды нарушений федерального законодательства о банкротстве, совершаемые арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства:
а) неисполнение обязанности по представлению отчетов собранию кредиторов, или ненаправление отчетов в адрес кредиторов должника при банкротстве граждан, с установленной Законом о банкротстве периодичностью (пункт 1 статьи 143, пункт 8 статьи 213.9, пункт 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве);
б) неисполнение арбитражными управляющими обязанности по указанию в отчетах полных и достоверных сведений о ходе и (или) результатах конкурсного производства (пункт 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общие правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299);
в) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве начальной продажной цены предмета залога, порядка и условий проведения торгов, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона о банкротстве);
г) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о введении процедуры банкротства (статья 28, статья 128, пункт 1 статьи 68, пункт 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве);
д) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о результатах соответствующей процедуры банкротства (отчет) (пункты 6.1, 6.2 статьи 28 Закона о банкротстве);
е) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся (пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве);
ж) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре (пункт 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве);
з) неопубликование (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре (пункт 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве);
и) нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам должника (статья 134 Закона о банкротстве);
к) непроведение (ненадлежащее проведение инвентаризации имущества должника (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве);
л) непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не оспаривание сделок должника, не обеспечение сохранности имущества должника (пункт 2 статьи 129, пункты 1, 5, 6, 9 статьи 213.25, пункт 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве);
м) неуведомление лица, имеющего в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов о назначении собрания кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);
н) нарушение срока ознакомления с материалами к собранию кредиторов должника (пункт 3 статьи 13 Закона о банкротстве).
До настоящего времени основным видом нарушений, является ненадлежащее исполнение обязанностей по включению в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве информации об открытии соответствующей процедуры банкротства в отношении должника и иной информации, подлежащей включению в ЕФРСБ (о результатах собраний кредиторов, отчетов по завершении процедуры банкротства, об оспаривании сделок должника, о подаче заявления о привлечении к ответственности и результатах рассмотрения арбитражным судом такого заявления).
Частыми нарушениями в анализируемый период продолжают оставаться нарушения очередности удовлетворения текущих обязательств должника на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность в банкротства, и сопряженные с этим нарушения по осуществлению расчетов, минуя расчетные счета должника, а также необоснованное отнесение ряда платежей к первоочередным, обеспечивающим деятельность должника.
Указанные нарушения чаще всего устанавливаются арбитражным судом в деле о банкротстве и выявляются должностными лицами Управления при участии в судебных заседаниях по делам о банкротстве, при рассмотрении жалоб кредиторов и уполномоченных органов, а также ходатайств об отстранении арбитражных управляющих.
Помимо этого, отмечается, что в первом полугодии 2019 году продолжают оставаться довольно частыми нарушения, связанные с подготовкой и проведением собраний кредиторов должника.
Наиболее типичными нарушениями, допускаемыми арбитражными управляющими при подготовке и проведении собраний кредиторов являются:
а) нарушения, связанные с ненадлежащим уведомлением о собрании кредиторов должника лиц, имеющих в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, выразившиеся в неуведомлении Управления о проведении собраний кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);
б) нарушение сроков ознакомления кредиторов с материалами собрания кредиторов и нарушение порядка проведения ознакомления с материалами к собранию кредиторов (пункт 3 статья 13 Закона о банкротстве, Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56).
Результаты рассмотрения обращений по делам о банкротстве физических лиц, и результаты проведения административных расследований по таким обращениям показывают, что типичными нарушениями в процедурах банкротства физических лиц являются ненаправление кредиторам ежеквартальных отчетов, непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не оспаривание сделок должника.
Все приведенные виды типичных нарушений подтверждены судебной практикой по делам о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, как показывает практика, около трети арбитражных управляющих, привлеченных к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, совершают аналогичные нарушения повторно.
Повторное совершение правонарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, всегда свидетельствует о недостижении профилактической цели наказания и в случае повторности совершения правонарушения, назначение более строгого административного наказания является вполне оправданным, а в некоторых случаях необходимым для пресечения систематической противоправной деятельности отдельных лиц.
Типичные нарушения, допускаемые арбитражными управляющими в процедурах банкротства
Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) среди прочих основных понятий, используемых в законе, выделяет орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.
С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.
Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.
Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде судебных заседаний о признании должника несостоятельным (банкротом).
Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.
Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.
Нарушения, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).
Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.
Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.
Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.
Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.
Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:
- Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
- Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства.
Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
- Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
- Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
- Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
- Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
- Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
- Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
- Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
- Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
- Нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
- Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
- Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;
14. Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)
15. Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)
16. Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).
Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.
Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.
В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).