Типичные ошибки арбитражного управляющего

Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) среди прочих основных понятий, используемых в законе, выделяет орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.

С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.

Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.

Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.

Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде  судебных заседаний о признании  должника несостоятельным (банкротом).

Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.

Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.

Нарушения,  связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).

Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.

Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.

Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.

Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.

Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:

  1. Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
  2. Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства. 

 Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

  1. Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
  2. Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
  3. Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
  4. Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
  5. Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
  6. Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
  7. Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
  8. Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
  9. Нарушение  очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
  10. Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
  11. Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;

14. Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)

15. Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)

16. Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).

Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.

В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.

Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.

В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).

Главная »
Новости »
Ошибки арбитражных управляющих: контроль и профилактика

О наиболее типичных нарушениях федерального законодательства, допускаемых арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства рассказали в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, статьей 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление) осуществляет функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В полномочия должностных лиц Управления входит, в том числе, составление протоколов об административных нарушениях в отношении арбитражных управляющих (по частям 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

В первом полугодии 2019 года должностными лицами Управления в отношении арбитражных управляющих составлен 31 (в 2018- 25) протокол об административных правонарушениях, из них: по части 3 статьи 14.13 КоАП – 21,  10 – по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

За 6 месяцев 2019 года количество судебных дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с учетом переходящего остатка прошлого года – 60 (в 2018 году – 43).

По состоянию на 01.07.2019 судами  рассмотрено 35 дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности и  приняты следующие решения:

– о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа по 15 делам (в 2018 году – 14);

– о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения по 9 делам                      (в 2018 году – 12);

– о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации по 11 делам (в 2018 году – 1).

Отказано в привлечении к административной ответственности по 3 делам, в 2 случаях в связи с признанием правонарушения малозначительными и объявлением устного замечания по статье 2.9 КоАП РФ, в 1 случае  в связи с отсутствием события административного правонарушения  (в 2018 – решения об отказе в привлечении к административной ответственности  не принимались).

Из проведенного анализа судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения административных материалов Управления в 2019 году, можно сделать вывод о том, что наиболее характерными и часто допускаемыми являются следующие виды нарушений федерального законодательства о банкротстве, совершаемые арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства:

а) неисполнение обязанности по представлению отчетов собранию кредиторов, или ненаправление отчетов в адрес кредиторов должника при банкротстве граждан, с установленной Законом о банкротстве периодичностью (пункт 1 статьи 143, пункт 8 статьи 213.9, пункт 5 статьи 213.12  Закона о банкротстве);

б)  неисполнение арбитражными управляющими обязанности по  указанию в отчетах полных и достоверных сведений о ходе и (или) результатах конкурсного производства (пункт 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общие правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299);

в) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве начальной продажной цены предмета залога, порядка и условий проведения торгов, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона о  банкротстве);

г) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о введении процедуры банкротства (статья 28, статья 128, пункт 1 статьи 68, пункт 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве);

д) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о результатах соответствующей процедуры банкротства (отчет) (пункты 6.1, 6.2 статьи 28 Закона о банкротстве);

е) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в  Едином федеральном  реестре сведений о банкротстве информации о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся (пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве);

ж) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в  Едином федеральном  реестре сведений о банкротстве информации о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре (пункт 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве);

з) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в  Едином федеральном  реестре сведений о банкротстве информации о  подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре (пункт 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве);

и)  нарушение очередности удовлетворения  требований кредиторов  по текущим обязательствам должника  (статья 134 Закона о банкротстве);

к) непроведение  (ненадлежащее проведение инвентаризации имущества должника (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве);

л) непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не оспаривание сделок должника, не обеспечение сохранности имущества должника (пункт 2 статьи 129, пункты 1, 5, 6, 9 статьи 213.25, пункт 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве);

м) неуведомление лица, имеющего в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов о назначении собрания кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);

н) нарушение срока ознакомления с материалами к собранию кредиторов должника (пункт 3 статьи 13 Закона о банкротстве).

До настоящего времени основным видом нарушений, является  ненадлежащее исполнение обязанностей по включению  в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве  информации об открытии соответствующей процедуры банкротства в отношении должника и иной информации, подлежащей включению в ЕФРСБ (о результатах собраний кредиторов, отчетов по завершении процедуры банкротства, об оспаривании сделок должника, о подаче заявления о привлечении к ответственности и результатах рассмотрения арбитражным судом такого заявления).

Частыми нарушениями в анализируемый период продолжают оставаться  нарушения очередности  удовлетворения текущих обязательств должника на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность в банкротства,  и сопряженные с этим нарушения  по осуществлению расчетов, минуя расчетные счета должника, а также  необоснованное отнесение ряда платежей к первоочередным, обеспечивающим деятельность должника.

Указанные  нарушения  чаще всего  устанавливаются арбитражным судом в деле о банкротстве и  выявляются должностными лицами Управления при участии в судебных заседаниях по делам о банкротстве, при рассмотрении жалоб кредиторов и уполномоченных органов,  а также  ходатайств об отстранении арбитражных управляющих.

Помимо этого, отмечается, что в первом полугодии 2019 году продолжают оставаться довольно частыми нарушения, связанные с подготовкой и проведением собраний кредиторов должника.

Наиболее типичными нарушениями, допускаемыми  арбитражными управляющими при подготовке и проведении собраний кредиторов являются:

а) нарушения, связанные с ненадлежащим уведомлением  о собрании кредиторов должника лиц, имеющих в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, выразившиеся в неуведомлении Управления о проведении собраний кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);

б) нарушение  сроков  ознакомления кредиторов   с материалами собрания кредиторов и нарушение порядка проведения ознакомления с материалами к собранию кредиторов (пункт 3 статья 13 Закона о банкротстве, Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56).

Результаты рассмотрения обращений   по делам о банкротстве физических лиц,  и результаты  проведения административных расследований по  таким обращениям показывают, что  типичными нарушениями в процедурах банкротства физических лиц  являются ненаправление кредиторам  ежеквартальных отчетов, непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не  оспаривание сделок должника.

Все приведенные виды типичных нарушений подтверждены судебной практикой по делам о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ  целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений,  как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, как показывает практика, около трети арбитражных управляющих, привлеченных к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее  исполнение) обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, совершают аналогичные нарушения повторно.

Повторное совершение правонарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, всегда свидетельствует о недостижении профилактической цели наказания и в случае повторности совершения правонарушения, назначение более строгого административного наказания является вполне оправданным, а в некоторых случаях необходимым для пресечения систематической противоправной деятельности отдельных лиц.

Типичные нарушения, допускаемые арбитражными управляющими в процедурах банкротства

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.

С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.

Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.

Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.

Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде  судебных заседаний о признании  должника несостоятельным (банкротом).

Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.

Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.

Нарушения,  связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).

Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.

Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.

Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.

Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.

Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:

  1. Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
  2. Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства. 

 Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

  1. Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
  2. Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
  3. Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
  4. Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
  5. Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
  6. Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
  7. Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
  8. Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
  9. Нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
  10. Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
  11. Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;
  12. Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)
  13. Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)
  14. Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).

Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.

В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.

Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.

В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).

О наиболее типичных нарушениях федерального законодательства, допускаемых арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства рассказали в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области — Кузбассу

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, статьей 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление) осуществляет функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В полномочия должностных лиц Управления входит, в том числе, составление протоколов об административных нарушениях в отношении арбитражных управляющих (по частям 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

В первом полугодии 2019 года должностными лицами Управления в отношении арбитражных управляющих составлен 31 (в 2018- 25) протокол об административных правонарушениях, из них: по части 3 статьи 14.13 КоАП — 21,  10 — по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.

За 6 месяцев 2019 года количество судебных дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с учетом переходящего остатка прошлого года – 60 (в 2018 году — 43).

По состоянию на 01.07.2019 судами  рассмотрено 35 дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности и  приняты следующие решения:

— о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа по 15 делам (в 2018 году – 14);

— о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения по 9 делам                      (в 2018 году — 12);

— о привлечении к административной ответственности с назначением наказания в виде дисквалификации по 11 делам (в 2018 году — 1).

Отказано в привлечении к административной ответственности по 3 делам, в 2 случаях в связи с признанием правонарушения малозначительными и объявлением устного замечания по статье 2.9 КоАП РФ, в 1 случае  в связи с отсутствием события административного правонарушения  (в 2018 — решения об отказе в привлечении к административной ответственности  не принимались).

Из проведенного анализа судебных решений, вынесенных по результатам рассмотрения административных материалов Управления в 2019 году, можно сделать вывод о том, что наиболее характерными и часто допускаемыми являются следующие виды нарушений федерального законодательства о банкротстве, совершаемые арбитражными управляющими при проведении процедур банкротства:

а) неисполнение обязанности по представлению отчетов собранию кредиторов, или ненаправление отчетов в адрес кредиторов должника при банкротстве граждан, с установленной Законом о банкротстве периодичностью (пункт 1 статьи 143, пункт 8 статьи 213.9, пункт 5 статьи 213.12  Закона о банкротстве);

б)  неисполнение арбитражными управляющими обязанности по  указанию в отчетах полных и достоверных сведений о ходе и (или) результатах конкурсного производства (пункт 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общие правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299); 

в) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве начальной продажной цены предмета залога, порядка и условий проведения торгов, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога (пункт 4 статьи 138 Закона о  банкротстве);

г) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о введении процедуры банкротства (статья 28, статья 128, пункт 1 статьи 68, пункт 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве); 

д) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве информации о результатах соответствующей процедуры банкротства (отчет) (пункты 6.1, 6.2 статьи 28 Закона о банкротстве); 

е) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в  Едином федеральном  реестре сведений о банкротстве информации о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведений о признании собрания кредиторов несостоявшимся (пункт 7 статьи 12 Закона о банкротстве);

ж) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в  Едином федеральном  реестре сведений о банкротстве информации о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о его пересмотре (пункт 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве);

з) неопубликование  (либо несвоевременное опубликование) в  Едином федеральном  реестре сведений о банкротстве информации о  подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в Законе о банкротстве, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре (пункт 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве);

и)  нарушение очередности удовлетворения  требований кредиторов  по текущим обязательствам должника  (статья 134 Закона о банкротстве);

к) непроведение  (ненадлежащее проведение инвентаризации имущества должника (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве);

л) непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не оспаривание сделок должника, не обеспечение сохранности имущества должника (пункт 2 статьи 129, пункты 1, 5, 6, 9 статьи 213.25, пункт 2 статьи 213.24 Закона о банкротстве);

м) неуведомление лица, имеющего в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов о назначении собрания кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);

н) нарушение срока ознакомления с материалами к собранию кредиторов должника (пункт 3 статьи 13 Закона о банкротстве).

До настоящего времени основным видом нарушений, является  ненадлежащее исполнение обязанностей по включению  в Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве  информации об открытии соответствующей процедуры банкротства в отношении должника и иной информации, подлежащей включению в ЕФРСБ (о результатах собраний кредиторов, отчетов по завершении процедуры банкротства, об оспаривании сделок должника, о подаче заявления о привлечении к ответственности и результатах рассмотрения арбитражным судом такого заявления).

          Частыми нарушениями в анализируемый период продолжают оставаться  нарушения очередности  удовлетворения текущих обязательств должника на предприятиях, осуществляющих производственную деятельность в банкротства,  и сопряженные с этим нарушения  по осуществлению расчетов, минуя расчетные счета должника, а также  необоснованное отнесение ряда платежей к первоочередным, обеспечивающим деятельность должника.      

           Указанные  нарушения  чаще всего  устанавливаются арбитражным судом в деле о банкротстве и  выявляются должностными лицами Управления при участии в судебных заседаниях по делам о банкротстве, при рассмотрении жалоб кредиторов и уполномоченных органов,  а также  ходатайств об отстранении арбитражных управляющих.

           Помимо этого, отмечается, что в первом полугодии 2019 году продолжают оставаться довольно частыми нарушения, связанные с подготовкой и проведением собраний кредиторов должника.

Наиболее типичными нарушениями, допускаемыми  арбитражными управляющими при подготовке и проведении собраний кредиторов являются:

а) нарушения, связанные с ненадлежащим уведомлением  о собрании кредиторов должника лиц, имеющих в соответствии с Законом о банкротстве право на участие в собрании кредиторов, выразившиеся в неуведомлении Управления о проведении собраний кредиторов (статья 12, пункт 1 статьи 13 Закона о банкротстве);

б) нарушение  сроков  ознакомления кредиторов   с материалами собрания кредиторов и нарушение порядка проведения ознакомления с материалами к собранию кредиторов (пункт 3 статья 13 Закона о банкротстве, Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56).

Результаты рассмотрения обращений   по делам о банкротстве физических лиц,  и результаты  проведения административных расследований по  таким обращениям показывают, что  типичными нарушениями в процедурах банкротства физических лиц  являются ненаправление кредиторам  ежеквартальных отчетов, непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, не  оспаривание сделок должника.

Все приведенные виды типичных нарушений подтверждены судебной практикой по делам о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ  целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений,  как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, как показывает практика, около трети арбитражных управляющих, привлеченных к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее  исполнение) обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, совершают аналогичные нарушения повторно.

Повторное совершение правонарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, всегда свидетельствует о недостижении профилактической цели наказания и в случае повторности совершения правонарушения, назначение более строгого административного наказания является вполне оправданным, а в некоторых случаях необходимым для пресечения систематической противоправной деятельности отдельных лиц.

Типичные нарушения, допускаемые арбитражными управляющими в процедурах банкротства

Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) среди прочих основных понятий, используемых в законе, выделяет орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 данные функции осуществляет Росреестр.

С целью надлежащего исполнения Росреестром своих функций он наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Росреестра уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.

Существует два способа, позволяющие Росреестру выявлять нарушения в деятельности арбитражного управляющего.

Во-первых, как правило, о нарушениях сообщают сами участники дела о банкротстве: должник, кредиторы или уполномоченный орган, функции которого исполняет налоговая служба. Указанные лица, кроме возможности подать жалобу на действия арбитражного управляющего непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой он является, или обращения с такой жалобой в арбитражный суд, могут направить соответствующее заявление в Управление Росреестра.

Если поданное указанным лицом заявление будет содержать достаточные сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностными лицами Росреестра будет возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.

Во-вторых, нарушения могут быть обнаружены непосредственно должностными лицами Росреестра в ходе участия как в собраниях кредиторов, так и при посещении в арбитражном суде  судебных заседаний о признании  должника несостоятельным (банкротом).

Все выявленные нарушения фиксируются в протоколах об административных правонарушениях, после чего Росреестр направляет в арбитражный суд заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Впоследствии арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении этого заявления.

Деятельность Управления Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление), как органа по контролю и надзору в сфере саморегулиремых организаций, показывает, что арбитражные управляющие не всегда добросовестно исполняют возложенные на них законодательством о банкротстве обязанности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате анализа административных правонарушений, выявленных должностными лицами Управления за истекший период 2019 и за три месяца текущего года, установлено, что ряд нарушений являются типичными. Вот лишь некоторые из них.

Нарушения,  связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением по организации и проведению собраний кредиторов (комитета кредиторов).

Нарушения выражаются в несоблюдении сроков по направлению уведомлений о проведении собраний кредиторов в адрес конкурсных кредиторов, нарушение сроков по включению в ЕФРСБ сообщений как о проведении собраний кредиторов, так и сообщений о результатах проведения собраний кредиторов.

Нарушения, связанные с неопубликованием или несвоевременным опубликованием на сайте ЕФРСБ сведений о введении процедур банкротства и утверждении арбитражного управляющего, а также неполноты указанных сообщений.

Также арбитражными управляющими достаточно часто допускаются нарушения при проведении торгов, что выражается и в сроках опубликования и в полноте сведений.

Данные нарушения негативно сказываются на всей процедуре проведения торгов, поскольку в значительной мере сокращают количество потенциальных покупателей и стоимость продаваемого имущества. Указанные нарушения затрагивают интересы неограниченного круга лиц и в большей своей части увеличивают затраты на проведение процедуры банкротства, а также сроки её проведения.

Кроме того, к типичным нарушениям законодательства о банкротстве можно отнести следующие нарушения:

  1. Нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов, в том числе несоответствие реестра типовой форме (статьи 5, 16). Основные трудности возникают при определении дат возникновения требований кредиторов (в том числе реквизитов документов, на основании которых возникли соответствующие требования).
  2. Нарушения, связанные с составлением анализа финансового состояния должника и заключения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства. 

 Арбитражные управляющие не составляют анализ финансового состояния, не дают заключение о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, несвоевременного публикуют на сайте ЕФРСБ сведения о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

  1. Неприложение к анализу финансового состояния должника, представляемому в арбитражный суд, документов, на основании которых был подготовлен данный анализ (пункт 8 Правил проведения финансового анализа).
  2. Нарушение установленной периодичности проведения собраний кредиторов в ходе конкурсного производства (статья 143). При отсутствии решения собрания кредиторов о сроках проведения собраний кредиторов, применению подлежит общее правило о ежемесячном проведении собраний кредиторов.
  3. Несоблюдение установленного Законом о банкротстве порядка уведомления о проведении собрания кредиторов (статья 13), выражающееся в несвоевременном уведомлении либо в неуведомлении участников собрания кредиторов о его проведении. Так, конкурсные управляющие не всегда уведомляют о проведении собраний кредиторов орган по контролю (надзору).
  4. Несвоевременное представление в арбитражный суд протоколов собраний кредиторов (статья 12).
  5. Нарушение порядка подготовки отчётов арбитражного управляющего, представляемых собранию кредиторов и в арбитражный суд (статья 143). В качестве примеров можно привести факты невключения в отчёты информации, предусмотренной правилами подготовки отчётов, противоречия между информацией, содержащейся в отчётах, несоответствие отчётов типовым формам. Кроме того, в практике встречаются случаи непредставления арбитражными управляющим участникам собрания кредиторов документов, подтверждающих сведения, указанные в отчётах.
  6. Нарушение конкурсным управляющим порядка представления собранию кредиторов предложений о порядке продажи имущества должника (статья 139). Так, не завершив оценку выявленного имущества, арбитражный управляющий выносит на обсуждение собрания кредиторов предложения о продаже всего имущества.
  7. Несоблюдение порядка опубликования сообщений о продаже имущества в ходе конкурсного производства и включение в них не соответствующих законодательству сведений о порядке продаже (статья 110). Некоторые арбитражные управляющие не направляют сообщения о проведение торгов для публикации в местный печатный орган по месту нахождения должника, публикуют соответствующие сообщения с нарушением установленных сроков либо включают в сообщения о продаже имущества путём публичного предложения сведения о сокращённых сроках подачи заявок потенциальными покупателями.
  8. Открытие нового счёта должника в банке при наличии иных счетов, невозможность использования которых не доказана арбитражным управляющим (статья 133).
  9. Нарушение  очередности удовлетворения требований кредиторов (статья 134), что выражается, во-первых, в погашении «реестровых» требований при наличии неисполненных текущих обязательств, во-вторых, в несоблюдении установленной пунктом 2 статьи 855 ГК РФ очерёдности погашения текущих обязательств.
  10. Нарушение сроков передачи отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим вновь утверждённому арбитражному управляющему документации, имущества и иных ценностей должника (статьи 83, 98, 145). Определение об освобождении либо отстранении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению, поэтому указанная передача должна быть произведена отстранённым или освобождённым арбитражным управляющим в течение трёх дней с момента вынесения соответствующего судебного акта.
  11. Нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;

14. Непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц (ст. 129)

15. Непринятие конкурсным управляющим мер по взысканию дебиторской задолженности (ст. 129)

16. Неуведомление органа по контролю (надзору), представителя работников должника о собрании кредиторов должника (ст. 12, 13).

Еще одна группа нарушений, связанных с удовлетворением требований кредиторов. Это несоблюдение очередности удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр и очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.

В последнее время вновь становится актуальным вопрос о своевременной выплате заработной платы.

Задолженность по заработной плате в процедурах банкротства разделяется на 2 вида, а именно задолженность, включенная в реестр требований кредиторов – это задолженность, возникшая до даты подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также текущая задолженность – это задолженность, возникшая после подачи заявления о признании должника банкротом.

В целях повышения уровня законности в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе с целью снижения количества типичных нарушений допускаемых арбитражными управляющими при исполнении своих профессиональных обязанностей, сотрудниками Управления, наделенными полномочиями по составлению протоколов в отношении арбитражных управляющих систематически осуществляется мониторинг открытых информационных ресурсов, в которых арбитражные управляющие размещают сведения о реализации своей профессиональной деятельности в сфере несостоятельности (банкротства).

  • Типичные ошибки антибактериальной терапии при внебольничной пневмонии
  • Типичные ошибки английского языка фитикидес
  • Типичные ошибки анализа документов
  • Типичные орфоэпические ошибки это
  • Типичные орфографические ошибки учащихся начальных классов