Типичные ошибки егэ английский язык устная часть

Выступление на ММО: Методика выполнения и
типичные ошибки при выполнении устной части ЕГЭ по английскому языку.

Владение устной речью всегда являлось одной из целей
обучения иностранному языку. Сегодня мы говорим о коммуникативной компетенции,
включающей речевую компетенцию, т.е. способность эффективно использовать
изучаемый язык как средство общения и познавательной деятельности;
языковую/лингвистическую компетенцию, т.е. овладение языковыми средствами в
соответствии с темами и сферами общения и умение оперировать ими в
коммуникативных целях; социокультурную компетенцию (включающую
социолингвистическую), т.е. знания о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка, умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно
этой специфике, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные
факты; компенсаторную компетенцию, т.е. умение выходить из положения при
дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения; учебно-познавательную
компетенцию – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих
совершенствовать владение иностранным языком и использовать его для продолжения
образования и самообразования. Не будет преувеличением сказать, что
коммуникативная компетенция в широком смысле лежит в основе всей человеческой
деятельности. Вне коммуникативной компетенции невозможно существование
человеческой цивилизации и самого человека как homo sapiens.

 В устную часть в настоящее время включены 4 задания,
а именно: 1. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного
характера. Изменений по сравнению с 2021 г. нет. 2. В задании 2 предлагается
ознакомиться с рекламным объявлением и задать четыре вопроса на основе ключевых
слов. Сокращено количество вопросов: 4 вместо 5. 3. В задании 3 предлагается
дать интервью на актуальную тему, развёрнуто ответив на пять вопросов. Новое
задание для ЕГЭ, но формат задания уже используется в КИМ ОГЭ. 4. В задании 4
предлагается проблемная тема для проектной работы и 2 фотографии, выбор которых
в качестве иллюстраций надо обосновать, и нужно выразить своё мнение по
проблеме проектной работы. Задание нового формата.

Задание 1 базового уровня сложности – чтение вслух
фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального
текста оценивается по одному критерию – фонетической стороне речи. Задание
проверяет технику чтения, а именно правильное оформление фонетической стороны
устной речи (звуки в потоке речи, интонация, ударение, беглость речи), что
отражает понимание содержания читаемого. Базовые навыки чтения вслух
формируются ещё в начальной школе. К сожалению, далее, в основной и старшей
школе, им практически не уделяется внимания. Более того, часто фонетикой просто
пренебрегают, принося её в жертву неверно понимаемой «коммуникативности», в
результате чего в вузы приходят абитуриенты, не владеющие элементарной техникой
чтения. Между тем, чтение вслух остаётся востребованным компонентом иноязычного
общения – достаточно вспомнить, что на большинстве международных научных
конференций, особенно в естественных и точных науках, доклады зачитываются
вслух.

Сегментный уровень (звуки).

При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно
продемонстрировать следующие навыки (их отсутствие ведёт к снижению оценки):

 · владеть правилами чтения и исключениями из правил,
позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и
приводящих к сбою коммуникации;
· дифференцировать и правильно произносить долгие и
краткие гласные: [iː] – [ɪ] (peak – pick); [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] –
[ʌ] (heart – hut); [u:] – [u ] (pool – pull);

·
дифференцировать и правильно произносить межзубные [ð]/[θ] и фрикативные
согласные[z]/[s] без замещения их межзубными фрикативными (think – sink);

·
дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v]
согласные;
·
дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (как, например, в
словах walk – work, form – firm);

·
владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции
перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is,
there are);

·
правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы
местоимений и других служебных слов.

Сверхсегментный уровень (интонация).

При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно
продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведёт к
снижению оценки):

 · расстанавливать паузы – правильно делить текст на
смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более
короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);

·
расстанавливать фразовое ударение – чередование ударных и неударных слов в
зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи);

·
владеть нисходящим тоном для законченной смысловой группы;

Участники ЕГЭ при выполнении задания 1 допускают
следующие типичные ошибки:
· делают грубые фонетические ошибки, искажающие смысл
высказывания;

·
неправильно ставят ударение в словах, состоящих из нескольких слогов;

·
неправильно ставят ударение в сложных словах, имеющих два корня, например:
foreground, airborne;

·
пропускают слова и строчки;

·
неправильно расставляют фразовое ударение;

· не умеют
делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, так как не понимают
структуры предложения;

· не умеют
читать синтагмы с перечислением;

·
неправильно произносят разные коммуникативные типы предложений.

Задание 2 базового уровня сложности – условный
диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку)
проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации;
обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства
оформления высказывания.

Диалог носит условный характер: от экзаменуемого
требуется ТОЛЬКО задать 4 прямых вопросов по указанным содержательным аспектам.

Наиболее типичные ошибки – коммуникативное задание не
понято, вместо вопросов экзаменуемый создает монологическое высказывание;
вопросы заданы не по всем указанным в задании пунктам; порядок слов прямого
вопроса не соблюдается; интонация не соответствует выбранному типу вопроса.
Экзаменуемые иногда произносят один и тот же вопрос с разной грамматической
структурой, надеясь, что один из предложенных вариантов – правильный. В этом
случае оценивается последний произнесённый учащимся вопрос, не имеет значения,
правильный он или неправильный. Иногда
задаются бессмысленные вопросы, например: “How much is the
price?”, “Where is the location?”, “How long are the opening hours?”
Ещё одной
довольно частотной ошибкой в задании 2 является использование местоимения it в
первом вопросе вместо названия предмета/задания и т.д., так что непонятно, о чём
идёт речь. Например, в первом пункте давалось слово ‘location’. Необходимо было
спросить, где находится турагентство. Школьники спрашивали: “Where is it
located?”, в то время как нужно было спросить: “Where is your agency located?”
Последующие вопросы могут содержать местоимение it, если вопросы относятся к
той же организации, тому же месту или предмету. В случае, если в задании 2
вместо постановки первого вопроса первые 20 секунд, отведённые на первый
вопрос, участник экзамена молчит, в следующие 20 секунд, на втором слайде,
задаёт сразу первый и второй вопрос, то эти вопросы принимаются, если они
правильно сформулированы с точки зрения коммуникации и языкового оформления.
Если задается вопрос “Where is your cinema?” к опорному слово “location”, то мы
его принимаем так как он имеет правильную грамматическую форму вопроса и
уместен по коммуникативной ситуации. Однако в обучении мы все-таки настраиваем
участников экзамена на то, чтобы глагол в вопросе прозвучал: “Where is your
cinema located/situated?”

Задание 3 базового уровня сложности – условный
диалог-интервью. Участнику необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на
актуальную тему. Тематика задания 3, как и тематика задания 2, построена на
стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально
трудовой сфер общения. В ходе выполнения этого задания участник ЕГЭ должен
продемонстрировать следующие умения диалогической речи:
· полно сообщать
запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных типов;
· выражать свое
мнение / отношение к теме обсуждения;
· точно и правильно употреблять языковые
средства оформления высказывания.

Обращаем внимание экспертов на наиболее типичные
ошибки экзаменуемых при выполнении задания 3:

·
дают неразвернутые, неполные и неточные ответы;

·
вместо точных, коммуникативно оправданных ответов на вопросы дают фрагменты
топиков, часто состоящие из 7-8 предложений;

·
отвечают одним словом или словосочетанием;

 · несколько раз повторяют одну и ту же фразу, забывая,
что необходимо произнести как минимум две разные фразы;

·
допускают фактические ошибки в ответе;

·
делают слишком большую паузу после вопроса или между своими фразами и не
укладываются в 40 секунд;

·
вместо связного предложения произносят отдельные слова и словосочетания, часто
– со значительными неоправданными паузами между ними;

·
не учитывают при ответе время (глагола), которое использовалось в вопросе;

·
допускают многочисленные лексико-грамматические ошибки, показывая, что не
достигли уровня А2.

Задание 4 высокого уровня сложности – это связное
тематическое монологическое высказывание с элементами описания и рассуждения. В
задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым
выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две
фотографии-иллюстрации к теме проекта, объяснить, чем отличаются данные
фотографии, обосновать выбор фотографии-иллюстрации, выразить и аргументировать
своё мнение по теме проектной работы. Создание монологического тематического
высказывания с элементами рассуждения, с опорой на вербальную ситуацию и
фотографии проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте
коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой,
социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Задание 4 требует
развитых когнитивных способностей, так как в задании требуются не только умения
описывать, но и умения рассуждать, такие как сопоставлять и сравнивать,
выделять главное и второстепенное, аргументировать свою точку зрения, находить
причинно-следственные связи, делать выводы. Помимо развитых когнитивных
способностей для успешного выполнения задания 4 также требуется высокий уровень
(В2) коммуникативной компетенции для получения максимальных баллов.
Максимальный балл за успешное выполнение задания 4 – 10 баллов.

Особенностью данного задания является то, что,
во-первых, в этом задании необходимо не просто описать фотографии, а их надо
связать с темой проекта, сопоставить и сравнить, найти различия, определить,
почему они могут служить иллюстрациями к предложенной теме проектной работы,
объяснить, что именно и как они иллюстрируют, высказать и обосновать свое
мнение о теме проекта, выделить преимущества и недостатки объектов,
иллюстрирующих /раскрывающих тему проекта, во-вторых, задание имеет форму
голосового обращения к другу, что обусловливает характер обращенности к другу
(наличие адресности во введении и других частях монолога), возможности
включения риторических вопросов в монологическое высказывание.

Начнем с важнейшего критерия «Решение коммуникативной
задачи», в котором выделяются 5 аспектов: Аспект 1. Краткое описание
фотографий, объясняющее выбор фото для проектной работы: Аспект 2. Различие
между фотографиями, объясняющее выбор фото для проектной работы: Аспект 3.
Достоинства и недостатки (1–2) двух видов объектов; Аспект 4. Мнение автора по
теме проектной работы высказано и обосновано. При таком ответе, содержащем 7-5
и менее фраз, коммуникативная задача оказывается невыполненной, содержание
нераскрытым. Ответ оценивается в 0 баллов по критерию РКЗ и не проверяется по
другим критериям. Участник ЕГЭ получает в целом 0 баллов за такой ответ.

Типичные ошибки экзаменуемых по критерию РКЗ в задании
4: непонимание инструкции к заданию и использование формата задания 4
предыдущих лет; отсутствие связи своего ответа с проектом, использование в
описании и сравнении фотографий только второстепенных деталей, никак не
связанных с темой проекта, что означает непонимание коммуникативной задачи;
непонимание коммуникативной задачи находит отражение также в том, что
экзаменуемые говорят, что фотографии выбрали для них; отсутствие или
неправильная формулировка высказывания своего мнения по теме проекта и/или
отсутствие его обоснования в завершении; использование заученных фраз или
фрагментов топиков, ведущих, как правило, к отходу от темы. К сожалению,
апробация показала, что учащиеся часто формулируют вступительную фразу
неправильно. Вместо приветствия/обращения к другу, необходимого в голосовом
сообщении, участники апробации начинали со следующих фраз: I’d like to compare
and contrast…
I’m
going to talk about… There are two pictures…Hi!
My name is…далее
давали свою реальную фамилию и имя. Все указанные вступительные фразы
неправильно сформулированы — так нельзя начинать голосовое обращение к другу
(см. формулировку задания). Отметим, что в новом задании 4 отсутствие или
неправильная формулировка вступительной фразы (приветствия/обращения к другу)
оценивается по критерию ОТ (см. дополнительную схему оценивания). Обращаем
внимание экспертов на то, что, если в ответе даётся только одно различие, балл
не снижается, так как ни в плане задания, ни в критериях ничего об этом не
сказано. Однако в процессе обучения нужно настаивать, чтобы учащиеся давали
хотя бы две черты различия, так как это один из основных пунктов в плане. При
этом черты различия не должны иметь случайный характер, они должны быть связаны
с темой проекта, в котором раскрывается смысл сравнения изображённых на фото
ситуаций (увлечения, профессии, питание, свободное время, виды спорта и т.п.),
а не просто случайные детали: два человека – три человека, мужчины – женщины,
белая блузка – голубая блузка. В последнее время в ответах участников ЕГЭ в
заключении появилась фраза “Thank you for listening”, по-видимому, по аналогии
с кембриджскими экзаменами, где беседу с участником ведёт
экзаменатор-собеседник. В нашем случае это не оправдано. В ЕГЭ 2022 г., как и в
предыдущие годы, балл за эту фразу не снижается, но в процессе обучения
объясняем школьникам, что в голосовом сообщении другу она совсем неуместна.
Выполняя задание 4, участники ЕГЭ могут допустить фактические ошибки, которые
тоже оцениваются по критерию РКЗ. Фактические ошибки – это разновидность
неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий приводит утверждения,
противоречащие действительности, искажает факты из изображённого на фото.
Например, изображены мальчики, а экзаменуемый говорит, что на картинке девочки;
женщина в брюках, а экзаменуемый говорит, что она в платье; на картинке молодой
человек, а экзаменуемый говорит, что старик. Но иногда трудно определить, 20
или 30 лет человеку на фото; в этом случае расхождение во мнениях выпускника и
эксперта не должно вызвать снижения баллов. Иногда при описании экзаменуемые
путают времена года: лето – осень, ранняя весна – зима. Это считается неточным
ответом только, если на фотографии есть чёткие указания на сезон, например:
сугробы, снеговик. Иногда наблюдаются несоответствия в количестве: на картинке
три человека, а экзаменуемый говорит, что четыре. Ошибки такого рода
оцениваются по критерию «Решение коммуникативной задачи»; аспект, в котором
допущена подобная ошибка считается неточным. В дополнительной схеме они
отмечаются как плюс-минус (±).

Рекомендуется в процессе обучения на старшей ступени
повторять материал, подлежащий усвоению в начальной школе:
· работать над
артикуляцией наиболее сложных звуков, в том числе межзубных;
· повторять правила
чтения;
· осознать,
что такое фразовое ударение, смысловая группа (синтагма) и применять эти знания
на практике;
· уметь
интонационно оформлять утверждения и вопросы разных типов.

К сожалению, спонтанной речи все еще уделяется
недостаточно времени на уроках. К тому же, многие УМК ориентируют обучающихся
только на подготовленную устную речь, причем подготовка понимается как создание
письменного текста и заучивание его наизусть. Необходимо создавать на уроках
коммуникативные ситуации, в ходе которых школьники естественно обмениваются
информацией – задают вопросы и отвечают на них, а также шире использовать
парную работу и работу в малых группах. Формировать умения спонтанной речи
следует на основе плана и других вербальных опор – полезных слов и выражений и
шире использовать визуальные опоры. Мини-диалоги «В магазине», «В спортивной
секции» или озвучивание мультфильма с подобными аутентичными ситуациями не
займут много времени, но будут способствовать формированию умений спонтанной
речи в гораздо большей степени, чем заучивание готовых диалогов.

В процессе обучения следует больше внимания уделять
умениям спонтанной речи, создавать ситуации для неподготовленного устного
общения в рамках изучаемой тематики, например начинать каждый урок с
естественных вопросов разным ученикам о погоде, о том, как они добирались до
школы, какой фильм недавно посмотрели. На завершающем этапе обучения следует
полностью отказаться от задания на создание письменных текстов для последующего
их устного воспроизведения и использовать план ответа и/или список полезных
слов и выражений в качестве вербальных опор. Развивая предметные умения
говорения, следует развивать следующие речевые и общекоммуникативные умения,
которые нужны не только для успешного выполнения этого задания, но и в целом
для успешного общения в устной форме:
· внимательно слушать прозвучавший вопрос и
не пугаться незнакомых слов: даже если какие-то отдельные слова непонятны, можно
уловить общий смысл вопроса и ответить на него;
· помнить, что в
любом диалоге нередко требуется не просто дать ответ о любимом писателе или
фильме, но дать какое-то обоснование, особенно когда в конце вопроса звучит
why/why not;
· если
необходимо высказать свое мнение, можно использовать следующие выражения: I
believe /In my opinion /To my mind /Personally, I believe и т.д.;
· в случае
затруднения можно заполнить паузу раздумья словом well, произнесенным с
соответствующей интонацией, – это будет вполне естественно в спонтанной речи.

Анализ приведенных выше высказываний участников, а
также анализ работ других участников ЕГЭ по английскому языку дает возможность
выделить следующие типичные ошибки:
· невнимательно читают инструкцию и план задания; · не называют тему
проекта или искажают ее;
· при описании фотографий не объясняют, почему выбрали
их для проекта;
· приводят
несущественные различия, никак не связанные с темой проектной работы (как
правило, это второстепенные детали);
· сообщают, что фотографии для них выбрали
другие;
·
сравнивают фотографии, а не хобби, профессии, виды деятельности и т.д.;
· не всегда логично
предлагают описание преимуществ и недостатков двух видов отдыха, книг,
профессий и т.д.;
·
забывают высказывать свое мнение или не обосновывают его;
· не следуют точно
пункту 4, не обращая внимания на его формулировку, которая различна в разных
вариантах, а также может сужать или расширять тему проекта;
· не учитывают
коммуникативную ситуацию, т.е. отсутствует адресность (обращение к другу в
начале и соответствующая заключительная фраза в конце голосового сообщения);
· не успевают
произносить заключительную фразу, часто из-за того, что стараются вместо
спонтанной речи использовать заученные фрагменты топиков;
· недостаточно
используют средства логической связи либо используют их неправильно;
· дают по одной
фразе на каждый пункт плана, что воспринимается, скорее, как вопросы-ответы, а
не целостный монолог;
·
допускают ряд лексико-грамматических и фонетических ошибок. Подчеркнем еще раз,
что работа с заданиями экзаменационного формата иной раз принимает форму
«натаскивания», когда школьнику предлагается выучить шаблонный ответ и
использовать его независимо от конкретного задания, визуальных и вербальных
основ. В этом случае и появляется несуразица вроде «на одной фотографии два
дерева, а на другой три дерева» как объяснение выбора фотографий в качестве
иллюстраций к проектной работе. Правильно организованная, сознательная работа с
заданиями экзаменационного формата – анализ и рефлексия, а не воспроизведение
заученных фраз безотносительно к заданию – способствует формированию предметных
и метапредметных умений. В процессе обучения, работая с заданием 4 устной части
в его новом формате, мы учим школьников извлекать из формулировки задания, и
инструкции к нему стратегию выполнения задания, информацию, которая определяет
действия по выполнению задания, а это практически важное умение, востребованное
в реальной жизни. В ходе этой аналитической работы важно, чтобы обучающиеся
могли сами объяснить, что необходимо сделать для успешного выполнения задания.
Рекомендуется также время от времени делать аудиозапись ответов обучающихся, а
затем обсуждать достоинства и недостатки этих ответов, трудности и пути
совершенствования спонтанной речи. Важно проводить профилактику типичных
устойчивых ошибок, возникающих при выполнении заданий во всех видах речевой деятельности.
Следует приучить школьников записывать свою устную речь на электронные
носители, прослушивать ее, анализировать и корректировать свои ответы; это
поможет развитию не только целого спектра предметных, но и метапредметных
умений и личностных качеств. Последние формируются и развиваются на основе
приобретения опыта целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
корректировки,
самооценки. Нужно развивать
как внешнюю мотивацию школьников к тренировке спонтанной речи, так и
внутреннюю. Только внутренняя мотивация позволит школьникам тренироваться в
спонтанной речи не только на уроках, но и за их пределами, например в
лингвистических лагерях, беседах с одноклассниками и учителями вне уроков.
Спонтанная речь является важной целью обучения, так как реальная жизнь требует
вести спонтанный обмен информацией, высказывать и обосновывать свою точку
зрения и свое отношение к обсуждаемым темам и проблемам.

В 2022 году в ЕГЭ изменились задания по говорению. Теперь основная цель задание №4 — это не просто описать и сравнить картинки (как это было в экзамене до 2021 года), но и представить их другу как выбранные для проекта, акцентируя внимание на виды деятельности, которые на них изображены. Задание предполагает повышенный уровень сложности, и поэтому очень важно подробно и точно дать ответ по каждому критерию в виде логичного монолога. К сожалению, многие учащиеся невнимательно читают задание или трактуют его неправильно. В этой статье мы рассмотрим основные ошибки, которые допускают отвечающие при выполнении задание №4 по говорению.

Самое простое, но в тоже время самое важное замечание, на которое необходимо обратить внимание, это то, что высказывание должно иметь вступительную и заключительную фразы. Это значит, что ответ необходимо начинать с приветствия друга и заканчивать речь также обращаясь к другу. Отсутствие вступительной или заключительной фразы — это снижение общей оценки на один балл по содержанию (критерий 2).

Другая, не менее обидная ошибка, связана с невнимательностью учащихся. В четвёртом пункте задания, в котором необходимо высказать своё мнение, всегда даны разные формулировки. Например, вы можете увидеть один из таких вариантов, как you prefer / would prefer / preferred when you were a child и т.п. Ответ необходимо дать именно с той формулировкой, которая требуется в задании. Значение имеет каждое слово, поскольку изменение формулировки меняет смысл ответа. Несоответствие ответа вопросу задания может привести к снижению на один балл по содержанию (критерий 1).

Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это вопрос о преимуществах и недостатках. Многие во время своего ответа используют фразу, что хотят сказать о преимуществах и недостатках двух картинок. Эта фраза приведет к снижению на один балл по содержанию. Поскольку необходимо говорить о плюсах и минусах двух типов деятельности или объектов, которые можно увидеть в формулировке, например, of the two types of books или the two ways of spending spare time.

Многих смущает фраза justifying the choice of the photos for the project (подтверждая выбор картинок для проекта), которую необходимо учитывать при кратком описании и при обозначении различий. В обоих случаях желательно использовать шаблонные фразы. Например, при описании: So you can see that these two pictures are connected with our project; при различиях: No doubt, these two pictures have some differences which are related to our project. Кроме этого можно также составить свой монолог без использования шаблонных фраз так, чтобы по каждому ответу на вопрос прослеживалась связь с темой проекта.

Безусловно, подготовка к идеальному ответу предполагает много практики, необходимо неоднократно тренироваться с учителем, записывать свою речь и прослушивать ее самостоятельно, анализируя ошибки, и получение высоких баллов будет приятным завершением всех этих усилий.

Список литературы

1. СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ — образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс].

https://en-ege.sdamgia.ru/test?theme=56 (04.07.2022).

2. ФИПИ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» -образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс].

https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11 (04.07.2022).

3. SvetlanaEnglishOnline — онлайн-тренажёр по говорению.

https://speaking.svetlanaenglishonline.ru/ (04.07.2022).

Автор: Ростовцева Альфия Мюнировна

       В связи с введением в ЕГЭ по английскому языку в 2015 году устной части, возникла необходимость подготовки учащихся к выполнению данной части, включающей монологическую и диалогическую речь. При разборе заданий устной части ЕГЭ по АЯ следует обратить внимание учащихся на то, что каждое задание имеет свою цель и задачи и проверяет определенные умения и навыки учащихся владения уровнем коммуникативной компетенцией и требует особых стратегий выполнения. Говорение является важным видом речевой деятельности, к сожалению, его исключение из ЕГЭ привело к тому, что учителя в школе уделяют меньше внимания обучению говорению. В 2015 г. в ЕГЭ была введена устная часть, где экзаменуемый должен продемонстрировать владение умениями и навыками устной речи и чтения текста вслух. Иностранный язык, являясь практической дисциплиной, ориентирован на овладение способами использования иностранного языка в различных видах деятельности и сферах общения. Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме, поставленной в задании, и озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие. Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. Задания по говорению в ЕГЭ должны проверять умения говорения на базовом и профильном уровне, представляется целесообразным проверять лишь базовые умения диалога, сделав дифференцирующей составляющей данной части экзамена задания, ориентированные на контроль монологических умений, как наиболее интегративных и важных для потенциального контекста деятельности абитуриентов. Другими словами, заданием высокого уровня сложности должен быть монолог. Содержательно устная часть включает 4 задания: 1) задание 1 базового уровня сложности – чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста; 2) задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 3) задание 3 базового уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку); 4) задание 4 высокого уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий). Неизменным условием проведения экзамена является качественная цифровая запись ответов экзаменуемых. Согласно новой концепции устной части ЕГЭ по иностранным языкам, она проводится в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, на основе особого программного обеспечения. Технический специалист-организатор обеспечивает соблюдение процедуры и работу технических средств. Задания предъявляются экзаменуемому на дисплее компьютера, в компьютерную программу заложен точный хронометраж времени на подготовку и на ответ. Все время ответа ведется аудиозапись. Аудиозаписи ответов экзаменуемых в установленном порядке предоставляются для оценивания экспертам, прошедшими специальную подготовку. Говорение как особый вид речевой деятельности и контроль умений говорения Устная речь включает интегрированные рецептивные умения понимать звучащую речь (аудирование) и продуктивные умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или опосредовано с помощью какого-либо технического средства (телефона, компьютера и т.д.). Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение учащимися умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в школьных стандартах и примерных программах. Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме, поставленной в задании, и озвученное в устной форме. Известно, что в качестве продукта говорения выступает речевое высказывание – устный текст, а в качестве единицы говорения – речевое действие. Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. В действующих в настоящее время стандартах 2004 года предполагается, что в области монологической речи на базовом уровне учащиеся должны: • владеть различными видами монолога; • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; • кратко передавать содержание полученной информации; • рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; • рассуждать о фактах и событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. Рассмотрим данные умения в контексте возможных форм их контроля. Курсивом выделим те задания, которые пока можно предлагать исключительно в рамках альтернативных форм контроля, но не на экзамене в формате ЕГЭ, хотя введение компьютеризированного экзамена не исключает возможности их использования в будущем. Монологические умения говорения на базовом уровне и возможные типы контрольных заданий владеть различными видами монолога • описать человека (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); • описать неодушевленные предметы (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний); • описать место/ местность (с использованием изобразительной наглядности и/или на основе фоновых знаний). делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме • сделать сообщение по теме/ проблеме с опорой на фоновые знания; • составить сообщение с опорой на информацию линейных и нелинейных текстов (графиков, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.); • найти информацию по заданной теме/проблеме, в том числе с использованием ресурсов Интернет и представить ее в устной форме; кратко передавать содержание полученной информации • прослушать предложение/ текст и передать его содержание; • прочитать текст (вслух или про себя) и передать его содержание; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки • рассказать о себе/ своей семье/ друзьях/одноклассниках; • рассказать о своих планах и намерениях на будущее; • рассказать о конкретных или гипотетических событиях своей жизни, обосновывая мотивы своих поступков/ намерений; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны / стран изучаемого языка • рассказать о конкретных фактах истории или культурных особенностях своей страны или стран изучаемого языка (с опорой на изобразительную наглядность и/или нелинейные тексты, а также без визуальной опоры, на основе фоновых знаний). На профильном уровне учащиеся должны: • подробно/кратко излагать прочитанное/ прослушанное /увиденное; • давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей; • описывать события, излагать факты; • представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка; • высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы; • оценивать факты/события современной жизни. Монологические умение говорения на профильном уровне и возможные типы контрольных заданий Подробно / кратко излагать прочитанное / прослушанное / увиденное • прочитать текст и кратко/ подробно изложить его содержание; • прослушать устный текст /фрагмент лекции и кратко/ подробно изложить его содержание; • просмотреть видео сюжет и кратко/ подробно изложить его содержание; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей • дать характеристику известных исторических личностей своей страны/ стран изучаемого языка или мирового сообщества (с опорой на иллюстративную наглядность/ нелинейные тексты или только на основе фоновых знаний); • дать характеристику литературных персонажей известных литературных произведений русской литературы и литературы стран изучаемого языка/ мировой литературы (в рамках списков литературных произведений, рекомендованных для обязательного изучения в школе); описывать события, излагать факты • описать конкретное событие из собственной жизни/ жизни своей страны/ стран изучаемого языка (с опорой или без опоры на план/ визуальные опоры/ нелинейные тексты); представлять социокультурный портрет свой страны и стран изучаемого языка • представить (в виде проекта) социокультурный портрет страны или ее отдельного региона, показав взаимосвязь между географическим положением, историей, спецификой этнического состава населения, родом деятельности и образом жизни различных этнических и социальных групп, их участия в социально-политической и культурной жизни страны и т.д. высказывать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы • высказать отношение к предложенной проблеме/ ситуации, аргументировав свою позицию. На уровне монолога сложность может представлять введение заданий на: • монолог-описание (человека, места, неодушевленного предмета), хотя в системе международных экзаменов для детей и подростков такие задания используются достаточно широко не только на уровне В1, но и А2; • монолог-повествование, особенно если это задание предполагает рассказ о конкретных событиях из истории своей страны или стран изучаемого языка, не говоря о характеристике жизни выдающихся исторических деятелей или литературных персонажей, хотя формально такие задания возможны, поскольку эти умения зафиксированы в стандарте; • краткий и подробный пересказ услышанного/увиденного/ прочитанного, т.к. пересказу сегодня уже не уделяется достаточного внимания в системе языкового обучения. В стандартах 2004 года предполагается, что в области диалогической речи на базовом уровне учащиеся должны уметь: • участвовать в беседе на знакомую тему; • осуществлять запрос информации; • обращаться за разъяснениями; • выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме. СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «УСТНАЯ ЧАСТЬ» Чтение отрывка из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста: • внимательно прочитать текст задания про себя; • выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова; • разметить интонацию различных типов коммуникативных предложений; • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи. Условный диалог-расспрос: • внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на условия предлагаемой ситуации общения и ограничители (пункты плана) и объем диалога (время); • задавать требуемые по содержанию вопросы, т.е. опираться на ключевые слова, данные в задании; • задавать прямые вопросы, как требуется в задании; • использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания; • использовать интонацию, соответствующую выбранному типу вопроса. Тематическое монологическое высказывание • внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объем монолога (время, кол-во фраз в ответе); • раскрывать содержание всех пунктов; • строить высказывание в соответствии с данным планом; • при планировании монологического высказывания сначала продумать ключевые фразы каждого пункта; • начинать следует с общего представления темы; • давать развернутую аргументацию, если в пункте есть “Why”; • избегать давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах. Навыки, которые желательно продемонстрировать, формируются в основном бессознательно, на имитационном уровне, при работе с аудиозаписями учебных материалов; понимание этих особенностей устной английской речи поможет учащимся повысить свою общую иноязычную компетенцию. Сегментный уровень (звуки) При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки (их отсутствие ведет к снижению оценки): • владеть правилами чтения и исключениями из правил, позволяющими произносить слова без грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации; • дифференцировать и правильно произносить долгие и краткие гласные [iː] – [ɪ] ( peak – pick) ; [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] ( heart – hut); [ u:] — [ u ] (pool – pull) • дифференцировать и правильно произносить межзубные [ ð ]/ [ θ ] и фрикативные согласные[z]/[s] , без замещения их межзубными фрикативными (think – sink); • дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные; • дифференцировать и правильно произносить гласные [ɔː] и [ɜː] (как, например, в словах walk – work, form – firm); • владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … ) • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов. Желательно также, чтобы экзаменуемый умел: • противопоставить согласные [p] – [b], [t] – [d], [k] – [g] по силе/слабости, то есть 1) сопровождать произношение сильных согласных [p], [t],[k] придыханием, аспирацией, наиболее проявляющейся в позиции перед ударной гласной (исключая сочетания [sp], [st], [sk], так как в них аспирация не наблюдается); 2) слабые согласные [b], [d], [g] в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом. При такой ошибке неизбежно появляется призвук [ə]; • соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный; • избегать палатализации согласных перед гласными [i], [iː], [e], [æ], [ɜː], [eɪ], [ɪə]. Сверхсегментный уровень (интонация) При чтении вслух экзаменуемый должен обязательно продемонстрировать следующие навыки в области интонации (их отсутствие ведет к снижению оценки): • расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения); • расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи); • владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы; • владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления; • правильное интонационное оформление разных коммуникативных типов высказывания. Желательно также, чтобы экзаменуемый продемонстрировал: • владение основным мелодическим контуром – нисходящей шкалой; • владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы); • владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени. Задание оценивается холистически. Экзаменуемый получает 1 балл, если его речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы (допускается не более 5 фонетических ошибок, в т.ч. 1–2 ошибки, искажающие смысл). Если же речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более 5 фонетических ошибок ИЛИ сделано 3 и более фонетических ошибок, искажающих смысл, ответ оценивается в 0 баллов Критерии оценивания выполнения задания 1 (чтение текста вслух) – максимум 1 балл 1 0 Фонетическая сторона речи Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать фонетические ошибки, искажающие смысл (такие ошибки сегментного уровня также называются фонематическими ошибками). Неправильное произношение звука (замена фонемы) приводит к искажению смысла, если пара слов различается именно на его основе, например, live – leave, cut – cart. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например, put произносится с тем же звуком, что cut или слово science – с двумя согласными в начале. Таким образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации. Фонетические ошибки, искажающие смысл, могут быть и на сверхсегментном уровне, например, неверная расстановка пауз, искажающая смысл высказывания (как, например, паузация в русском предложении «Казнить нельзя помиловать»). Задание 2 базового уровня сложности – условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку) проверяет следующие умения диалогической речи: осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания. Данное задание оценивается холистически. Экзаменуемый должен задать 5 вопросов, каждый из которых оценивается по шкале 0–1 баллов. Если вопрос задан, возможные погрешности не затрудняют восприятия, коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл. Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов. Максимально за правильное выполнение этого задания экзаменуемый может получить 5 баллов. Коммуникативная ситуация запроса информации в одних заданиях предлагается как телефонный разговор (you are calling to make clarifications), в других – как непосредственное общение (you are shopping …). В любом случае она носит условный характер: от экзаменуемого требуется ТОЛЬКО задать 5 вопросов по указанным содержательным аспектам. Этикетный диалог не включен в задание. Критерии оценивания выполнения задания 2 (максимум — 5 баллов) Оценивается отдельно каждый из 5 задаваемых вопросов. 1 0 Вопросы 1–5 Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия Вопрос не задан, или заданный вопрос по содержанию не отвечает поставленной задаче И/ИЛИ не имеет правильной грамматической формы прямого вопроса И/ИЛИ фонетические и лексические ошибки препятствуют коммуникации Что значит «отвечает поставленной коммуникативной задаче»? – запрос информации осуществлен и соответствует коммуникативной установке, данной в задании, употребленная лексика, грамматические средства и фонетические погрешности не искажают смысл высказывания. Что значит «правильная грамматическая форма прямого вопроса? – Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке. Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания). Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me …?” принимается только если за ним следует полный вопрос косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т.е. “Could you tell me where the hotel is situated?”. В этом случае мы рассматриваем “Could you tell me …?” как прямой вопрос «Не могли бы вы сказать…?» Владение грамматической нормой экзаменуемый демонстрирует, используя в продолжение прямого вопроса придаточное (косвенный вопрос). Если в придаточном предложении используется вопросительный порядок слов “Could you tell me where is the hotel situated?” — это грамматическая ошибка, вопрос не принимается. Сокращенные вопросы типа “Could you tell me about the price?” и “What about…” не принимаются. Что значит возможные фонетические погрешности? – любые фонетические ошибки (см. разбор критериев задания 1), не затрудняющие восприятие смысла высказывания. Необходимо, чтобы интонация соответствовала типу вопроса (общий, специальный и т.п.), но на этапе введения устной части, большинство экспертов считает нецелесообразным ставить 0 баллов только за несоответствие интонации типу вопроса. Наиболее типичные ошибки – коммуникативное задание не понято, вместо вопросов экзаменуемый дает монологическое высказывание; вопросы заданы не по всем указанным в задании пунктам; порядок слов прямого вопроса не соблюдается; интонация не соответствует выбранному типу вопроса. При оценивании выполнения этого задания важно правильно классифицировать грубые ошибки. Общий подход изложен в разъяснении к оцениванию задания 1 по чтению текста. Грубые ошибки – это либо ошибки, искажающие смысл и ведущие к сбою в коммуникации (например, учащийся вместо слова “reason” использует слово “cause” — грубая лексическая ошибка), либо ошибка базового уровня (например, игнорирование окончания –s 3-его лица единственного числа глаголов в настоящем простом времени). Таким образом, под грубыми ошибками, понимаются ошибки, которые приводят к значительным затруднениям или сбою в коммуникации. Задание 4 высокого уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий) также проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Данное задание оценивается аналитически по тем же трём критериям и параметрам, что и задание 3: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла), организация устного высказывания (макс. – 2 балла), языковое оформление высказывания (макс. –2 балла). Эти критерии и параметры подробно рассмотрены выше в рекомендациях по оцениванию задания 4 и не нуждаются в дальнейших пояснениях. Различие между заданиями 3 и 4 состоит в разном уровне сложности коммуникативно-когнитивной задачи (описание фотографии и сравнение двух фотографий) и разным требованиям к языковому оформлению высказывания. Для успешного выполнения задания 4 от экзаменуемого требуется более широкий репертуар лексических единиц, грамматических форм и синтаксических структур, чем для задания 3. Что такое «решение коммуникативной задачи»? — Соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, полнота и точность раскрытия темы, продуктивность речи, соответствие объему высказывания. Что означает «содержание полно и развернуто отражает все аспекты, указанные в задании»? – Под аспектом понимаются пункты задания, под полным и развернутым ответом понимается точный и развернутый в нескольких предложениях ответ на каждый пункт плана. Задействованы все детали картинки (картинок), которые правильно и точно интерпретированы. Правильно использованы стратегии рассуждения, описания, повествования. В задании 3 используются, в первую очередь, стратегии повествования и описания и частично рассуждения. В задании 4 – на первый план выходят стратегии рассуждения, а затем уж описания. Немаловажен также объем высказывания: для получения максимального балла — 3 по критерию решение коммуникативной задачи монологическое высказывание экзаменуемого должно содержать 12-15 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана); для получения 2-х баллов требуемый объем – 9-11 фраз. Типичные ошибки по данному критерию в задании 3: описание двух картинок вместо одной (или попытка описать все три фотографии); неправильная интерпретация содержания картинки, отсутствие ответа или неполные ответы на пункты плана. Вместе с тем, встречаются ответы с неоправданным отходом от темы и переходом от жанра описания к жанру рассказа. Например, на фотографии изображена девушка, которая готовит на кухне, а учащиеся рассказывают о том, что она готовится к приему гостей и переходят к рассказу о вечеринке (которой на фотографии нет!). Еще одной ошибкой является отсутствие адресности, сигнализирующее о непонимании коммуникативной ситуации. В начале и в конце монолога от отвечающего ожидается прямое обращение к другу, а не фразы типа «Я хочу описать эту фотографию» и «Я показываю эту фотографию другу, потому что хочу его познакомить с моим братом». Неожиданной ошибкой на экзамене 2015 г. стало описание себя на фото (в инструкции к заданию было сказано: ты сделал это фото, следовательно, тебя на фото нет, на фото – другие люди). Иногда эта ошибка приводила и к нарушению логики: сначала участник экзамена говорил, что на фото он сам (причем это фото явно не было selfie), фотографировала его мама/подруга, а затем в пункте 4 объяснял, почему участник экзамена сделал эти снимки. Проанализировав устные ответы участников ЕГЭ 2015 г., разработчики приняли решение уточнить формулировку задания. Согласно демоверсии устной части 2016 г., в пункте 1 надо сказать когда и где было сделано фото, а в пункте 4 пояснить другу, почему это фото хранится в вашем альбоме. Типичные ошибки по данному критерию в задании 4 –отдельное описание двух картинок вместо их сравнения; неумение найти и сформулировать общее и различное; неумение высказать свои предпочтения и обосновать их. Что такое «организация текста»? — логичность в изложении материала, связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.), композиция текста, т.е. деление текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану. Что означает «высказывание логично и носит завершенный характер»? – Участник строит последовательно, связно и в соответствии с планом свое высказывание, которое имеет четкую композицию, в том числе вступительную и заключительную фразу, соответствующую ситуации. Монологическое высказывание не заканчивается на середине фразы. Что понимается под использованием средств логической связи? – Средства логической связи придают связность монологическому высказыванию и часто показывают характер монологического высказывания — рассуждение, описание, повествование. Типичные ошибки в в организации высказывания в заданиях 3 и 4 – отсутствие или неправильная формулировка вступительной и заключительной фраз, отсутствие или неправильное использование средств логической связи. Что понимается под языковым оформлением высказывания? — точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых конструкций базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4. Что понимается под лексическими ошибками? — Нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний. Что понимается под грамматическими ошибками? — Нарушения в использовании грамматических средств. Что понимается под фонетическими ошибками? – нарушения в использовании фонетических средств. Что такое грубые ошибки? – Типичные ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют смысл высказывания.

На чтение 15 мин Просмотров 2к. Обновлено 19.03.2022

Говорить на английском — сложно. Это знают все, но возможно. Говорить с компьютером сложно вдвойне. Но к этому можно и нужно готовиться заранее. В этой статье разберем все задания устной части ЕГЭ  и как получить  максимальный балл, а именно 20 баллов.

Содержание

  1. Задание 1 — чтение текста на английском языке
  2. Что важно учитывать  при чтении текста ЕГЭ по английскому языку задание 1
  3. Задание 2 ЕГЭ по английскому языку — задать 5 прямых  вопросов на английском языке
  4. Критерии оценивания устной части задания 2 на ЕГЭ по английскому языку
  5. Типы вопросов, которые можно задавать во 2 задании ЕГЭ устной части по английскому языку
  6. Типичные ошибки на экзамене по английскому языку  в задании 2 ЕГЭ устная часть
  7. Клише для успешной сдачи задания 2 в устной части ЕГЭ по английскому языку
  8. Задание 3 — описание картинки — тематическое монологическое высказывание
  9. Требования к выполнению задания 3
  10. Критерии оценивания задания 3 ЕГЭ по английскому языку
  11. Задание 4 — сравнение картинок — тематическое монологическое высказывание
  12. Требования к выполнению задания 4
  13. Критерии оценивания задания 4 ЕГЭ по английскому языку
  14. Таблица типичных фраз для сравнения фотографий
  15. Пример сравнения двух картинок задания 4 на ЕГЭ по английскому
  16. По какому плану отвечать задание 4 в устной части ЕГЭ по английскому языку
  17. Сколько времени дается на экзамене для сравнения фотографий
  18. Советы от преподавателя как лучше готовиться к устной части ЕГЭ

Задание 1 — чтение текста на английском языке

В этой части экзамена у Вас будет 1,5 минуты, чтобы прочитать текст научно-популярного характера про себя, а потом вслух. На чтение вслух есть 1,5 минуты. Задание несложное, но требует подготовки, чтобы получить 1 балл за выполнение этого задания правильно. В этом задании Вы можете допустить не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл.

Что важно учитывать  при чтении текста ЕГЭ по английскому языку задание 1

  1. Понимать, что ты читаешь. Правильно расставить интонацию, выделить ключевые слова. Выделить голосом и продемонстрировать свое понимание текста. А это невозможно без понимания слов в тексте.  В первую очередь эксперты оценивают именно это.
  2. Учитывать интонацию в конце предложения. Интонация понижается. Это важное дополнение я выношу отдельным пунктом, потому что ребята эту интонацию повышают к концу. Повышать можно, но только в вопросе.
  3. Знать разницу звуков  i-i: (peak-pick)o-ɔ: (short-shot)ʌ-ɑ: (heart-hut)

    u-u: (pool-pull)

    θ-ð (think-that)

    s-z (think-sink)

    ɔ:-ɜː walk-work, form-firm

    Эти звуки не должны быть идеальными, как после года фонетики в лингвистическом университете, но приближенными к правильному произношению. Также, не нужно забывать про  связующий r (linking r), в таких конструкциях как where is, where are, there is, there are в позиции между гласными.

  4. Грубой ошибкой в устной части ЕГЭ по английскому считается, когда эксперты не могут понять произношение слова или искажение слова до неузнаваемости.
  5. Ученики не могут выделить смысловые группы при прочтении текста.
  6. Если исправляете правильное на неправильное, то засчитывается последний вариант.
  7. Меняете слово world на word, cards на carts.
  8. Обращать внимание на краткие и полные формы it’s-it is. Читать нужно то, что написано.

Задание 2 ЕГЭ по английскому языку — задать 5 прямых  вопросов на английском языке

Во втором задании можно получить максимум 5 баллов. По одному баллу за каждый правильный вопрос. Здесь очень важно понимать коммуникативную задачу и внимательно посмотреть кому и зачем Вы задаете вопросы.

Критерии оценивания устной части задания 2 на ЕГЭ по английскому языку

  • Вы задаете вопрос, который должен соответствовать нескольким критериям оценки. Давайте разберем эти критерии
  • Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче- коммуникация не затрудняется и вопрос по сути задан правильно
  • имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса — вопрос задан грамматически правильно. Можно использовать разные типы вопросов.
  • возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия. Даже если сделать ошибки в произношении, которые не мешают коммуникации, то можно получить заветный балл. Такая же ситуация с лексикой.

Типы вопросов, которые можно задавать во 2 задании ЕГЭ устной части по английскому языку

Виды вопросов в английском языке существуют разные:

  1. Общие вопросы (questions with Yes/No answers)-Can you drive?Отрицательные вопросы (Negative questions) — Don’t you like ice cream?
  2. Специальные вопросы (Wh- questions) — What do you like?
  3. Альтернативный вопрос (Alternative question)  — Do you like apples or bananas
  4. Разделительные вопросы (Tag questions) — It is a dog, isn’t it?

В этом задании можно задавать любые типы вопросов, самое главное он должен быть прямой и правильно построен грамматически.

НО, МЫ НЕ МОЖЕМ ЗАДАВАТЬ

Непрямые вопросы (Indirect questions), которые могут начинаться с  таких фраз как:

Do you know…..?

Can/Could you tell me……?

Have you got any idea……?

Типичные ошибки на экзамене по английскому языку  в задании 2 ЕГЭ устная часть

Ошибки в этом задании связаны с порядком слов в вопросе.

  • Например, Where the school is located? Правильным вариантом будет Where is the school located?
  • Если вопрос про location идет первым, то не надо говорить it, нужно пояснить school, theatre и так далее, иначе вопрос не будет засчитан.
  • никакого вступления здесь не нужно.
  • очень частая ошибка: путают do, does

Клише для успешной сдачи задания 2 в устной части ЕГЭ по английскому языку

Очень многие спрашивают какие же клише нужно использовать во 2 задании ЕГЭ по английскому язык, но, к счастью, их просто нет. Вам дается 20 секунд, чтобы задать вопрос и всё.

Задание 3 — описание картинки — тематическое монологическое высказывание

Задание 3 соответствует  базовому уровню сложности английского   языка. В этом задании нужно выбрать одну картинку из трех и описать её. На подготовку дается 1,5 минуты, а потом  2 минуты, чтобы описать ее вслух для записи на компьютер.

Требования к выполнению задания 3

В этом задании нужно представить, что вы показываете Вашему другу альбом с фотографиями и описываете одну фотографию из Вашего альбома. Почему это важно и нужно представить? Потому что это общение с Вашим другом и нужно учитывать адресность, которую показываете в вступительном предложении, например Hi, Liz. Нужно не забыть сказать техническую фразу “I have chosen picture 1”, чтобы эксперт понял какую картинку Вы описываете. Но если Вы забыли сказать, то ничего страшного не случится, ноль баллов Вам не поставят — это точно. Описание картинки Вы делаете по плану в задании:

  1. where and when the photo was taken;
  2. what/who is in the photo;
  3. what is happening;
  4. why you keep the photo in your album;
  5. why you decided to show the picture to your friend.

Проще будет идти по плану, чтобы не забыть ничего сказать. Количество предложений должно быть 12-15. Эксперты не считают по пальцам количество предложений. Это количество специально дано, чтобы понять, что их не совсем мало для оценивания и для учащегося, чтобы он понял примерное количество предложений. Эксперты считают предложения по грамматическим основам, т. е подлежащее и сказуемое.

В задании 3 и 4 ЕГЭ по английскому языку очень важно знать следующее: нельзя использовать клише. Что такое клише в понимании экспертов — это предложения, которые подойдут ко всем картинкам, в независимости, что изображено на картинке.  Например,  I decided to show the picture to you because it was an unforgettable moment for me. Такая фраза подойдет почти к любой картинке. Чтобы она не звучала как клише, продолжите ее и скажите почему это был такой момент, например  I decided to show the picture to you because it was an unforgettable moment for me as it is the first time I’ve ridden a camel. То такое предложение уже не будет звучать как клише.

Еще одна рекомендация: чтобы красиво и правильно описать картинку, можно придумать легенду об изображенном событии, чтобы Вам было проще осветить все пункты плана, а не просто давать ответы на вопросы по пункту плана.

В методических рекомендациях по ошибкам 2019 написано следующее: “Однако основной ошибкой многих участников ЕГЭ является то, что даются только краткие, не связанные между собой ответы на вопросы плана и нет связного целостного монолога. Давая по одному предложению на пункты 2 и 3, невозможно описать фотографию в деталях, да и в целом дать качественное описание. Для того чтобы монолог был успешным, необходимо дать связное описание изображения, основываясь на плане, а не набирать количество реплик за счет «универсального» выученного введения или «универсальных» выученных фраз для раскрытия на пунктов плана 4 и 5.”

Критерии оценивания задания 3 ЕГЭ по английскому языку

В дополнительной схеме оценивания  есть 3 пункта по которым оценивается это задание:

  1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)- максимальный балл — 3
  2. Организация  — максимальный балл — 2
  3. Языковое оформление высказывания максимальный балл — 2

Чтобы проверить себя, нужно взять дополнительную схему оценивания и проверить все пункты Вашего высказывания. Итак, что проверяем

В решении коммуникативной задачи

Аспект 1. Ответ на вопрос, где и когда было сделано фото, дан ( в этом аспекте не забыть сказать ГДЕ и КОГДА. обычно ребята забывают один пункт плана.

Аспект 2. Ответ на вопрос, кто/что изображено на фото, дан

Аспект 3. Ответ на вопрос, что происходит на фото, дан

Аспект 4. Ответ на вопрос, почему автор хранит это фото в своем альбоме, дан

Аспект 5. Ответ на вопрос, почему автор решил показать это фото другу, дан

В организации:

  1. Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания (проверить вступление и заключение, обычно заключение забывают или не успевают)
  2. Логичность и использование средств логической связи

В языковом оформлении проверяем:

  1. Грамматические ошибки
  2. Лексические ошибки
  3. Фонетические ошибки

На максимальный балл 2 допускается — не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок.

На 1 балл допускается — не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых).

На ноль баллов нужно сделать пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок).

Задание 4 — сравнение картинок — тематическое монологическое высказывание

Задание 4 является заданием высокого уровня и требует развитых как предметных, так и метапредметных умений. Данное задание намного труднее, чем 3 задание, так как требует более сложных метапредметных умений сравнения, сопоставления, поиска общих и отличительных черт в двух фотографиях. Сложнее оно и с точки зрения предметных умений, так как в задании высокого уровня требуется богатый лексический словарь и разнообразный репертуар грамматических средств.

Требования к выполнению задания 4

В этом задании нужно сравнить 2 картинки, найти сходства и различия. Для этого дается 1,5 минуты на подготовку в тишине и потом 2 минуты для того, чтобы дать ответ. Количество предложений должно быть примерно 12-15, но если предложения сложные, то эксперты считают грамматические основы.

Критерии оценивания задания 4 ЕГЭ по английскому языку

В дополнительной схеме оценивания  есть 3 пункта по которым оценивается это задание:

  1. Решение коммуникативной задачи (Содержание)- максимальный балл — 3
  2. Организация  — максимальный балл — 2
  3. Языковое оформление высказывания максимальный балл — 2

Чтобы проверить себя, нужно взять дополнительную схему оценивания и проверить все пункты Вашего высказывания. Итак, что проверяем:

В решении коммуникативной задачи:

Аспект 1. Краткое описание фотографий (что происходит на фото и где) дано

Аспект 2. Ответ на вопрос о сходстве фотографий дан

Аспект 3. Ответ на вопрос о различиях фотографий дан

Аспект 4. Ответ на вопрос о предпочтениях экзаменуемого дан

Аспект 5. Обоснование своих предпочтений дано

В организации:

  1. Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания
  2. Логичность и использование средств логической связи

В языковом оформлении проверяем:

  1. Грамматические ошибки
  2. Лексические ошибки
  3. Фонетические ошибки

На максимальный балл 2 допускается — не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок.

На 1 балл допускается — не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых).

На ноль баллов нужно сделать пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок).

Таблица типичных фраз для сравнения фотографий

В этой таблице можно найти список фраз для сравнения фотографий.

Сравнение:

Both photos show…. Обе фотографии показывают
In both pictures the people are На обеих фото люди
One similarity is that Одна схожесть
The second similarity Вторая схожесть
What both these pictures have in common is Что эти картинки имеют общего
However, there are also some differences between the pictures. Хотя, между картинками есть некоторые различия
The main difference Главное различия
The first difference  Первое различие
Another important difference is that  Другое важное различие
In contrast,  В отличие

Пример сравнения двух картинок задания 4 на ЕГЭ по английскому

Ниже можно увидеть пример описания двух картинок, из досрочного этапа ЕГЭ 2020описания двух картинок, из досрочного этапа ЕГЭ

I am going to compare and contrast these two pictures. In the first picture you can see two excited students studying the book at the table in the room while in the second picture the girl is sitting at the table in the kitchen trying to understand the material. One similarity is that both pictures show people who are trying to study for an exam or preparing for the lesson inside the building. Another similar thing is that both photos show people who use additional materials for studying. However, there are also some differences between the pictures. The main difference between two pictures is  the way people are studying for the lesson or the exam. In the first picture you can see a group of people, two people who support and explain  to each other difficult questions.  In the second picture there is one girl who has some problems understanding something because she is doing it by herself. Another important difference is that in the first picture students use very old method  of studying, with the help of the book, while in the second picture the girl is using the laptop to study the material. I personally prefer the way of studying like in picture 1 in a group of people because I like teamwork. It is very effective from the point of view of the effects of studying. In conclusion,  I want to say that studying is the most important thing for students and teenagers.

По какому плану отвечать задание 4 в устной части ЕГЭ по английскому языку

План очень простой и написан в комментариях к заданию.

  1. give a brief description of the photos (action, location);
  2. say what the pictures have in common;
  3. say in what way the pictures are different;
  4. say which way of studying presented in the pictures you prefer;
  5. explain why.

Вот такой план Вы увидите в любом сборнике. Сейчас напишу по шагам, что нужно делать.

Шаг 1 — сделать вступление, это обязательно. Много не надо. Одно предложение будет достаточно. Например, I am going to compare and contrast these two pictures.

Шаг 2  — дать краткое описание фотографий, сначала одной, потом другой. Не забудьте, что краткое. В понятие краткое входит место действия и что делают люди на фото (action, location).

Шаг 3 — найти сходства в картинках, одно или два  — это неважно. Эксперты это не оценивают, главное, чтобы было сходство. Но, что очень важно учитывать, когда Вы говорите о сходствах — это то, что сходства должны быть связаны четвертым пунктом плана. В нашем случае  — это путь обучения, каким образом могут учиться люди. Поэтому Ваше сравнение должно быть посвящено этой теме.

Шаг 4  —  найти различия, которые тоже связаны с пунктом 4 плана. Одно или 2  — неважно. Единственное о чем нужно думать, что Вы должны говорить 2 минуты. Поэтому, если одно различие, то нужно его хорошо расписать.

Шаг 5 — сказать о своих предпочтениях. Обращайте внимание, что здесь нужно внимательно посмотреть на пункт: предпочитаете сейчас (prefer), когда были ребенком( preferred as a child), предпочли (would prefer)

Шаг 6 — объяснить почему предпочитаете именно это.

Шаг 7 — завершить свое высказывание. Сделать заключение.

Сколько времени дается на экзамене для сравнения фотографий

Время — самый ценный ресурс нашей жизни, на ЕГЭ тоже. Вам дается  1,5 минуты на подготовку. Вы про себя или вслух готовите Ваше монологическое высказывание. Писать ничего нельзя. Учитывайте и то, что вместе с Вами в комнате будут еще 3 или 4 человека, которые тоже будут готовиться или уже отвечать. После того как время на подготовку прошло, Вы начинаете отвечать и говорите не больше 2 минут. Общее время на устную часть  — 15 минут.

Советы от преподавателя как лучше готовиться к устной части ЕГЭ

  • Совет самый простой и в тоже время самый сложный — тренироваться и практиковаться. Чем больше, тем лучше. Practice makes perfect.
  • Если есть репетитор или школьный учитель, то можно записывать ему голосовые сообщения и отправлять. Благодаря 21 веку, сделать это можно очень легко: Viber, Whatsapp, Вконтакте и другие социальные сети и мессенджеры.
  • Если нет репетитора, то можно найти друга (study buddy) и обмениваться с ним своими описаниями. Картинки можно брать с сайта ФИПИ или решу ЕГЭ. Также, есть много пособий по подготовке ЕГЭ. Чем больше картинок опишите, тем больше шансов на лучший балл.
  • Оценивать свои ответы по дополнительной схеме оценивания задания 3 и 4  для экспертов. Это очень важный навык. Так Вы поймете, что и где нужно улучшить.
  • Перед  самим экзаменом лучше тренироваться в экстремальных условиях. Включаете телевизор и начинаете описывать картинку. Примерно так и будет на реальном экзамене, в классе Вы будете не  один, придется подстраиваться под шум. И лучше идти готовым к этому.
  • Очень важно включать секундомер и на подготовку, и на ответ. Вы будете привыкать к тому, что нужно следить за временем.

Слайд 1

Устная часть Задание №1 Чтение текста основные ошибки, допускемые выпускниками

Слайд 2

Все начинается с интонации Мы используем восходящую интонацию в следующих случаях:

Слайд 3

Все начинается с интонации Мы используем восходящую интонацию в следующих случаях:

Слайд 4

Все начинается с интонации Понижение тона в английском языке:

Слайд 5

Все начинается с интонации Понижение тона в английском языке:

Слайд 6

Фразовое ударение Обычно безударны Обычно ударны Артикли Предлоги Союзы Местоимения Вспомогательные глаголы Существительные Глаголы Прилагательные Наречия Слово NOT и его объединенные варианты со вспомогательными и модальными глаголами

Слайд 7

Грамотная расстановка пауз В соответствии со знаками препинания При отсутствии знаков препинания: • после обстоятельственных слов, обычно со значением места, времени, причины; • перед союзом и, если при трех и более однородных членах он объединяет два последних; • после обращений, если они стоят в начале и в конце предложения; • перед сравнительными оборотами; • после междометий.

Слайд 8

Грамотная расстановка пауз (на примере диалога) John: Tell me,| Victor,| what do you do on Sundays? Victor: On Sunday| I try to sleep late. John: And on weekdays? Victor: Unfortunately,| I never have much peace on weekdays,| because I must work. John: Work? You? Victor: Yes. I’m a student of English|─ like you. John: OK, Victor. What exactly| do you do on weekdays? Victor: On Monday morning| I play golf. John: Golf? Victor: Yes. And on Monday afternoons| I go swimming at the swimming pool. I need to relax after my game of golf. John: Oh, | yes.

Слайд 9

Victor: On Tuesday| and Wednesdays,| after my serious music lessons at the music school| I am a singer in a rock group… John: Stop!| Stop!| Please…| Enough!| What do you do on Thursdays? Victor: I rest all day long.| I wake up in the evening| to set my alarm-clock for lunch-time on Friday.| On Fridays| I go to the library| to meet my friends| to organize a picnic in the country| among the birds| and the bees| and the flowers| and the trees. John: Please,| Victor.| But| there’s one thing I don’t understand.| When do you do learn English?| Victor: A quarter of an hour every evening,| in a comfortable armchair,| with my video English method| and a large glass of orange juice!

Слайд 10

Грамотная расстановка пауз Нет пауз между: Предлогом, артиклем и пр. служебными словами и знаменательным словом (the man) Компонентами фразового глагола ( go on, look for) Глаголом и дополнением, выраженным местоимением ( tell him) Смысловым и вспомогательным глаголом ( don’t understand)

Слайд 11

Запомните! В английском языке нет слова « hunGred » , а есть слово « hunDred »,читайте его правильно! Всем известное слово « year » в британском варианте транскрипции читается [jiƏ]

Слайд 12

Запомните! Определенный артикль имеет два варианта произношения Если за ним следует слово, начинающееся с согласного звука

Слайд 13

Запомните! ЧИТАЕМ of [ɒv] Off [ɒf]

Слайд 14

Запомните! В ударном положении при отсутствии последующей гласной: WOR [wɜː] work, word, world WAR [wɔː] war, wardrobe reward

Слайд 15

Запомните! [I] = [ И Ы ] i t, s i t, l i ve,m i ll [I : ]=[ И: ] ea t, s ea t, l ea ve, m ea l

Слайд 16

Запомните! Связующий ‘R’ Если за словом, оканчивающимся на согласную букву ’r’(‘re’), c ледует слово, начинающееся с гласного звука, то на стыке слов четко произносится звук [R] , который называется ‘ связующий r’ . the car [R] is mine BUT the car [-] was mine; her [R] eyes are brown BUT her [-] coat is brown; they were [R] eight dogs BUT they were [-] seven dogs; the future [R] is bright BUT the future [-] will come

Слайд 17

Нельзя “ оглушать ” звонкие звуки! Читайте окончания правильно: S [Z]- после гласных и звонких согласных : play s , dog s . ES[IZ]- после –х, — ze , –se , –ce , –s , –z , –sh , – ch: hors es, watch es, bush es. ED [D] — после гласных и звонких согласных: call ed , form ed ,studi ed . ED [ID]- после согласных t , d : divid ed , want ed , operat ed .

Слайд 18

Читаем числа (не даты!) 137- one hundred and thirty-seven 5,253-five thousand two hundred and fifty-three 2,500,000-two million five hundred thousand And ставим только после сотен!

Слайд 19

Читаем числа ( дроби)

Слайд 20

Даты

  • Типичные ошибки егэ английский язык 2022
  • Типичные ошибки выявляемые при аудите внеоборотных активов
  • Типичные ошибки допускаемые при собеседовании кратко
  • Типичные ошибки выявляемые аудитором при аудите банковских операций
  • Типичные ошибки допускаемые при заключении внешнеэкономических контрактов