Типичные ошибки при чтении сборочных чертежей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Методическая разработка урока

по изучению нового материала

Тема: Чтение сборочного чертежа

Выполнила:

Арефьева Людмила Владимировна,

преподаватель

Белово

2013

План занятия

Дисциплина: Техническое черчение

Тема раздела: Сборочные чертежи

Тема урока: Чтение сборочного чертежа

Цели:

З1 общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей

— У1 читать сборочные чертежи несложных деталей

образовательные:

сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:

уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;

развивающие:

— развивать способность выявлять главное и обобщать полученную информацию;

— развивать умения ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;

— развивать способность инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.

— развивать умения слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой.

воспитательные:

-способствовать воспитанию технологической культуры, формировать самостоятельность в познавательной деятельности .

Материальное и дидактическое обеспечение занятия: опорный конспект, чертежи сборочных единиц «Съемник» и «Вилка», поэтапные карточки (Кластер), электронная презентация, мультимедиапроектор

Тип занятия: изучение нового материала

Методы проведения занятия: словесный, наглядный, деятельностный, самостоятельная работа, метод развития критического мышления

Уровень усвоения материала: продуктивный

Литература, использованная для подготовки к занятию

  1. Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

  2. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Текст]: Учебник для учреждений начального профессионального образования / И. С. Вышнепольский. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2009. – 224 с.

  3. Ёлкин, В.В. Инженерная графика учебн. Пособ для высш. Уч завед В.В.Ёлкин, В.Т. Тозик– 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

  4. Пуйческу, Ф.И. Инженерная графика : учебник для студ. Учреждений сред- проф. образования / Ф.И.Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2012. – 320.

Литература, рекомендуемая учащимся:

  1. Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

Методическое обоснование

Основной задачей дисциплины «Техническое черчение» является обучение чтению чертежей. Такая ориентация обучения определяется необходимостью усиления подготовки обучающихся к практической деятельности в сфере материального производства. Содержание учебного материала по теме «Чтение сборочных чертежей » направлено на формирование готовности обучающихся сформировать знания по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции: научиться читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы.

Для решения поставленных задач используем технологию развития критического мышления.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

Во время урока применяется прием «Инсерт» и составление кластера.

Настоящее занятие состоит из 3 этапов:

  • Первая стадия (фаза) — вызов. Задача этой фазы и деятельности преподавателя не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На стадии вызова используется прием «Инсерт», направленный на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к ”новому” Учащиеся получают текст с сборочным чертежом, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки «V» — знал, «+» — новое, «-» думали иначе, «?» — не понял, есть вопросы. Работа ведется индивидуально.

  • Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Реализуется через составление кластераграфический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем схему (солнечную систему). В центре – это наша тема; вокруг неё – «планеты», то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у «планеты» – свои «спутники», у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся охватывать большее количество информации.

  • Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется , интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность преподавателя: вернуть обучающихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Реализуется через прием «закончи фразу…»

В ходе урока прослеживается межпредметная связь с материаловедением и междисциплинарным курсом по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Ход урока

Планируемые результаты урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя,

её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание

формы и методы

КУМО

Компоненты профессиональных компетенций

Компоненты

общих компонентов

Знать общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей

1. Орг. момент (2 мин)

Проверка присутствующих на уроке.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Объявление темы урока

Слайд №1

— уметь обобщать полученную информацию

1.1.

Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

Совместная постановка цели урока.

Что называют сборочным чертежом? (сборочный чертеж – конструкторская документация содержащая чертеж сборочной единицы и взаимной связи составных частей, размеры, а так же требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы в процессе сборки )

Соответствуют ли правила расположения изображений на сборочном чертеже правилам расположения их на чертеже деталей (соответствуют)

Применяют ли изображения разрезов и сечений при выполнении сборочных чертежей (на сборочном чертеже применяют и изображения разрезов и сечений)

Что означают цифры на выносных полках (цифры на выносных полочках означают номера позиций)

Какие размеры используют при выполнении сборочного чертежа (при выполнении сборочного чертежа используют габаритные, установочные и монтажные размеры

Чем отличается сборочный чертеж от рабочего чертежа (на сборочном чертеже показана сборочная единица, состоящая из нескольких деталей, а на рабочем чертеже – рабочий чертеж одной детали)

Ответы на поставленные вопросы

Слайд №2

сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:

уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;

уметь ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой,

— инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.

Фаза вызова

Используя ранее полученные знания, а также жизненный опыт напишите 2-3 ассоциации к технической терминологии «Чтение сборочного чертежа».

(иметь представление о сборочной единице, ответить на вопросы к чертежу, прочитать основную надпись),

Выяснить принадлежность этих ассоциаций к данному понятию и сделать вывод. Результат зависит от степени эрудированности учащихся.

Определить цель урока

Обучающиеся пишут ассоциации в тетрадях.

Заслушать 2-3 ассоциации о «Чтение сборочного чертежа» и выбрать наиболее полное и достоверное

Обучающиеся определяют самостоятельно цель урока (научиться читать сборочные чертежи; научиться по чертежу, узнавать конструкцию детали и принцип ее работы)

2. Осмысление содержания

Практическая часть

Предложить технический текст «Правила чтения чертежа» (Приложение 1).

Обучающиеся читают текст, с рисунками сборочного чертежа, при первом чтении текста учащиеся ставят на полях пометки (приём «инсерт»).

Слайд № 3

(приём «инсерт»).

При повторном чтении составить алгоритм чтения сборочного чертежа (кластер). (Приложение 2)

Сформулировать вопросы к раскрытию содержания этапа чтения чертежа.

Обучающиеся параллельно с преподавателем составляют алгоритм (опорный кластер) «Правила чтения чертежа сборочной единицы») в тетрадях

Аншлаги

— уметь выявлять главное и обобщать полученную информацию

— уметь слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;

Задание

Используя алгоритм чтения чертежа сборочной единицы прочитать чертеж детали– « Съемник». (Приложение 3, 3а)

Используя кластер в тетрадях устно прочитать чертеж детали «Съемник» через поставленные самостоятельно вопросы

Слайд №4

Информационный материал по теме урока. с указанием этапа чтения чертежа на обороте листа

Формирование малой группы

Задание

Составить вопросы к чертежу детали «Вилка» (Приложение 4) указанного этапа.

Фронтальный опрос

Обучающиеся, работая в паре, составляют вопросы на каждый этап алгоритма и отвечают на поставленные вопросы

Слайд №5,

Слайд 6

3. Этап рефлексии

Рефлексия содержания учебного материала. Прием закончи фразу:

Я узнал(а), что…

Я не думал(а), что..

Я заинтересовалась (ся) …

Я обязательно…

Я считаю, что…

Мне показалось, что..

Мне (не)понравилось… Думаю, что мне потребуется…

Обучающиеся определяют достижение цели

Слайд №7

4.Выставление отметок

Оценка деятельности обучающихся. Выставление отметок.

5. Задание на дом

Озвучивание содержания задания.

Прочитать
сборочный чертеж — это означает
определить на­значение, устройство
и принцип работы изображенного на нем
изделия. При этом выясняют взаимодействие,
способы соедине­ния и форму каждой
детали.

Рекомендуемая
последовательность чтения сборочных
черте­жей:

Ознакомление
с изделием. По основной надписи выяснить
наименование изделия, масштаб изображения
и др.

Чтение
изображений. Определить, какие виды,
разрезы, сечения даны на чертеже и каково
назначение каждого изобра­жения.
Выяснить положение секущих плоскостей,
с помощью которых выполнены разрезы и
сечения, а при наличии допол­нительных
и местных видов — направления их
проецирования.

Изучение
составных частей изделия. По спецификации
выяснить их наименования, по чертежу —
форму и взаимное по­ложение. Изучить
составные части изделия по порядку
номеров позиций спецификации, причем
изображения деталей сначала следует
найти на том виде, на котором указан
номер позиции, а затем — на остальных.
Учесть, что при наличии разрезов выявлению
формы детали способствуют одинаковые
наклон и частота линий штриховки ее
сечений.

Изучение
конструкции изделия. Выяснить характер
соеди­нения отдельных деталей между
собой. Для неразъемных соеди­нений
(сварных, клепаных, паяных и т.п.) определить
каждый элемент и места их соединения,
а для разъемных — выявить все крепежные
детали.

Определение
последовательности сборки и разборки
изде­лия. Это завершающая стадия
чтения чертежа.

Рассмотрим
пример чтения сборочного чертежа
изделия, по­казанного на рис. 14.4.

На
сборочном чертеже изображена вилка
кабельная угло­вая, что видно из
основной надписи. Она является одной
из двух частей разъема, применяемого
для соединения электри­ческого кабеля.
Соединение одной части разъема — вилки
с дру­гой частью — розеткой происходит
с помощью контакта 1 и гай­ки 2.

На
сборочном чертеже даны четыре изображения:
полный разрез, часть вида слева, сечение
А—А и местный вид Б.

Формат

Зона

Поз.

Обозначение

Наименование

Кол.

Приме­чание

М

Документация

А

ХХ.ХХ.00.00 СБ

Сборочный чертеж

Сборочные единицы

1

Х

ХХ.ХХ.01.00 СБ

Контакт

1

Детали

2

ХХ.ХХ.00.01

Гайка

1

3

ХХ.ХХ.00.02

Стакан

1

4

ХХ.ХХ.00.03

Втулка

1

5

ХХ.ХХ.00.04

Корпус

1

6

XX. XX. 00.05

Заглушка

1

7

XX.XX. 00.06

Гайка

1

8

ХХ.ХХ.00.07

Уплотнитель

1

9

ХХ.ХХ.00.08

Шайба

1

10

ХХ.ХХ.00.09

Гайка

1

Стандартные
изделия

11

Винт М3х5 ГОСТ…

3

ХХ.ХХ.00.00

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата

Разраб.

Вилка кабельная
угловая

Литера

Лист

Листов

Проверил

1

Н. контр.

Утв.

Разрез
выявляет внутреннюю конструкцию изделия,
вид слева дает воз­можность понять
форму гайки 2 и стакана 3. Сечение А —А
вы­являет соединение стакана 3 и
корпуса 5. Местный вид Б показывает часть
гайки 7. Вид Б выполнен по направлению,
указан­ному соответствующей стрелкой.

По
спецификации, приведенной на рис. 14.5,
определяем, что изделие состоит из одной
сборочной единицы (контакта), де­вяти
деталей и трех стандартных винтов.

По
изображениям на чертеже определяем
форму деталей. Кор­пус показан на трех
изображениях: в основном разрезе, на
виде слева и в сечении А—А. Внешние
очертания корпуса имеют ци­линдрическую
форму с изгибом под прямым углом.
Внутренняя форма представлена двумя
резьбовыми и одним гладким отвер­стиями.

Внешний
контур стакана 3 состоит из трех
цилиндрических поверхностей и одной
конической поверхности со сквозным
ци­линдрическим отверстием. При этом
одна цилиндрическая по­верхность
имеет две прорези, показанные на виде
слева.

Гайка
7имеет прорезь (шлиц), показанную на
местном виде Б, которая предназначена
для ввинчивания ее в резьбовое отверстие
корпуса.

Гайка
10 на внешней по диаметру цилиндрической
поверхно­сти имеет рифление, показанное
частью вида на разрезе этой де­тали.

Гайка
2 имеет цилиндрическую форму с внутренней
резьбой М16х 1. На ее цилиндрической
поверхности выполнены четыре сквозных
отверстия.

Конструкция
изделия следующая. Кабель вставляют в
отвер­стие корпуса 5, припаивают к
контакту 1 через другое отверстие и
закрывают заглушкой 6. Кабель в вилке
закрепляют с помощью гайки 7, уплотнителя
8 и еще одной гайки 10. Во внутреннее
от­верстие стакана 3 вставляют контакт
/ и уплотняют втулкой 4. Ста­кан 3
проходит через гладкое отверстие гайки
2 и закрепляется в корпусе с помощью
трех винтов М2, показанных в сечении А—
А.

Разбирается
изделие в следующем порядке: отвинтить
вин­ты 11, вынуть стакан 3, снять гайку
2. Из резьбовых отверстий корпуса
вывинтить заглушку, гайки и вынуть
кабель.

Карандаши и листы ватмана постепенно уходят в прошлое, уступая место цифровым технологиям и специализированным программам. Но принципы начертания остаются теми же и необходимо учиться чтению чертежей. В производстве и в строительных организациях широко распространено использование конструкторской документации, разработать которую без знания черчения невозможно. Для создания простых и комплексных трубопроводов и электроустановок, для сборочного узла и высотных металлоконструкций всё равно необходимо создавать проекты. 

Основные правила чтения чертежей

Любая стойка или крепёж сначала воплощаются на листе бумаги или экране компьютера и лишь потом передаются в производственный цех. Для правильного понимания задачи, чтобы ответственный работник мог понять, где именно должно проходить наложение сварочных швов или делать отверстие нужного диаметра, надо уметь читать технологические документы.

Чтение чертежей

В машиностроении чертежи могут быть разными: существуют чертежи деталей, сборочные, схемы, спецификации и др. Технические рисунки должны изготавливаться согласно правилам государственных стандартов (ГОСТ) или Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). 

Количество изображений должно быть минимальным. В инженерной графике чертёж — это представление предмета с помощью проекций и точным соотношением его размеров.

Обозначения на чертежах в машиностроении

Допуски и посадки

Зачем это все нужно? Этот вопрос возникает не только у рабочего на производстве. Это задумано, чтобы на заводе не теряли время на постоянное измерение фактических размеров полученной детали, и без брака производили совместимые изделия. 

Допуски и посадки

Числовые значения верхнего и нижнего предельных отклонений указывают рядом с размерами шрифтом меньшей величины, чем для размерных чисел. Допуск – это диапазон отклонения от номинального размера. Поле допуска обозначают либо одной, либо двумя буквами основного отклонения и номером квалитета. 

Допуск

Посадка состоит из допуска на наружной, охватываемой поверхности, допуска на внутреннюю поверхность, и определяется величиной зазора или натяга. Посадки указывают с помощью дроби в правой части от размера, в числителе обозначение предельного отклонения, а в знаменателе аналогичное обозначение для совместимой детали.

Обозначения размеров

Величина детали обозначается соответствующими числами и линиями со стрелками на концах. Линии размеров непрерывны и располагаются параллельно за пределами контура детали.

Размеры на чертежах

Единицы измерения на чертежах не обозначаются, по умолчанию всё указывают в миллиметрах.

Выносные элементы

Бывают случаи, когда удобнее вынести и увеличить часть детали за пределы основного контура. По сути, это самые сложные участки рассматриваемого изделия. Обычно так поступают с деталями замысловатой формы для экономии места на чертеже. 

Выносные элементы на чертежах

Комплексную часть обводят либо кругом, либо овалом и подписывают римской цифрой. Выносному элементу этого фрагмента присваивают тот же римский номер в знаменателе, а в числителе указывают его масштаб.

Обозначение материалов в сечениях

Сечение – это изображение фигуры, получившееся после условного её рассечения. Оно показывает лишь формы детали, не раскрывая остальные сегменты, что располагаются за ним.

Чертеж с сечениями

Сечения бывают вынесенными или наложенными. Первые отображаются за пределами формы предмета, вторые прямо на нём. 

Обозначение материалов в сечениях

Контур сечения заполняют косыми сплошными линиями с углом наклона 45 градусов. Линии должны располагаться в одну и ту же сторону на всех сечениях для одной детали, учитывая и материал изделия.

Могут быть расположены в любом месте на чертеже, под произвольным углом, но в этом случае с добавлением в надписи слова «повёрнуто» над сечением.

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

Машиностроительный чертеж

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем. 

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю. 

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

  1. Буквенные, отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

  2. Цифровые, выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

  3. Буквенно-цифровые, встречаются в основном в электрических схемах.

  4. Графические – это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

Порядок чтения чертежей для начинающих

Помимо чертежей, также широко используется эскиз – это не технический чертёж. Это набросок предмета в произвольном масштабе, для изготовления которого не применяют чертёжные инструменты, и он не сопровождается надписями и размерами. Какие-либо знаки на нём и рядом с ним также не ставятся. Качество эскиза зависит от того, насколько он приближен к чертежу.

Порядок чтения чертежей

Чтение чертежа – это представление на двумерной плоской поверхности по изображениям объёмной формы предмета и его размеров и содержащее прочие сведения.

Но как научиться читать чертежи правильно? Существуют ли какие-нибудь простые, общие принципы для этого? 

Чтение происходит в следующем порядке:

  • читается основная надпись чертежа;

  • определяется главный вид;

  • анализируются виды и мысленно объединяются в единое целое;

  • определяются размеры детали и её компонентов.

Пример чтения чертежа детали

Основная надпись говорит о том, что на данном техническом рисунке изображено резьбовое соединение, в частности, скрепление болтом. Также на ней указан код документа и индекс изделия. Масштаб чертежа выполнен в натуральную величину, а именно 1:1.

Соединение резьбовое

Главный вид представлен с наложенным сечением скрепляемых деталей. Соединение показано двумя проекциями. Отдельно представлен болт, с метрической резьбой и высотой 120 мм и 30 миллиметровым диаметром. Также изображена гайка на виде сверху. А вот размеры шайбы по данным этого чертежа неясны.

Заключение

Машиностроительные чертежи — это непростые документы и не всегда можно их с ходу прочесть, но зато они могут передавать большие объёмы информации об искомых изделиях. Порой даже опытные инженеры не стесняются заглянуть в учебники или в государственные стандарты, чтобы правильно передать или понять смысл технического рисунка и сделать нужное обозначение для данной детали.

Основные правила чтения чертежей

Любая стойка или крепёж сначала воплощаются на листе бумаги или экране компьютера и лишь потом передаются в производственный цех. Для правильного понимания задачи, чтобы ответственный работник мог понять, где именно должно проходить наложение сварочных швов или делать отверстие нужного диаметра, надо уметь читать технологические документы.

чтение сборочного чертежа

В машиностроении чертежи могут быть разными: существуют чертежи деталей, сборочные, схемы, спецификации и др. Технические рисунки должны изготавливаться согласно правилам государственных стандартов (ГОСТ) или Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Количество изображений должно быть минимальным. В инженерной графике чертёж — это представление предмета с помощью проекций и точным соотношением его размеров.

Обозначения на чертежах в машиностроении

Допуски и посадки

Зачем это все нужно? Этот вопрос возникает не только у рабочего на производстве. Это задумано, чтобы на заводе не теряли время на постоянное измерение фактических размеров полученной детали, и без брака производили совместимые изделия. 

чтение строительных чертежей

Числовые значения верхнего и нижнего предельных отклонений указывают рядом с размерами шрифтом меньшей величины, чем для размерных чисел. Допуск – это диапазон отклонения от номинального размера. Поле допуска обозначают либо одной, либо двумя буквами основного отклонения и номером квалитета. 

чтение чертежа детали

Посадка состоит из допуска на наружной, охватываемой поверхности, допуска на внутреннюю поверхность, и определяется величиной зазора или натяга. Посадки указывают с помощью дроби в правой части от размера, в числителе обозначение предельного отклонения, а в знаменателе аналогичное обозначение для совместимой детали.

Обозначения размеров

Величина детали обозначается соответствующими числами и линиями со стрелками на концах. Линии размеров непрерывны и располагаются параллельно за пределами контура детали.

черчение чтение чертежей

Единицы измерения на чертежах не обозначаются, по умолчанию всё указывают в миллиметрах, это сделано специально, чтобы чтение строительных чертежей было легче и все, кто этому обучался, могли разобраться.

Выносные элементы

Бывают случаи, когда удобнее вынести и увеличить часть детали за пределы основного контура. По сути, это самые сложные участки рассматриваемого изделия. Обычно так поступают с деталями замысловатой формы для экономии места на чертеже. 

чтение чертежей для начинающих

Комплексную часть обводят либо кругом, либо овалом и подписывают римской цифрой. Выносному элементу этого фрагмента присваивают тот же римский номер в знаменателе, а в числителе указывают его масштаб.

Обозначение материалов в сечениях

Сечение – это изображение фигуры, получившееся после условного её рассечения. Оно показывает лишь формы детали, не раскрывая остальные сегменты, что располагаются за ним.

порядок чтения чертежа

Сечения бывают вынесенными или наложенными. Первые отображаются за пределами формы предмета, вторые прямо на нём. 

последовательность чтения чертежа

Контур сечения заполняют косыми сплошными линиями с углом наклона 45 градусов. Линии должны располагаться в одну и ту же сторону на всех сечениях для одной детали, учитывая и материал изделия.

Могут быть расположены в любом месте на чертеже, под произвольным углом, но в этом случае с добавлением в надписи слова «повёрнуто» над сечением.

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

план чтения чертежа

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю. 

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

  1. Буквенные, отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

  2. Цифровые, выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

  3. Буквенно-цифровые, встречаются в основном в электрических схемах.

  4. Графические – это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

Порядок чтения чертежей для начинающих

Помимо чертежей, также широко используется эскиз – это не технический чертёж. Это набросок предмета в произвольном масштабе, для изготовления которого не применяют чертёжные инструменты, и он не сопровождается надписями и размерами. Какие-либо знаки на нём и рядом с ним также не ставятся. Качество эскиза зависит от того, насколько он приближен к чертежу.

чтение и деталирование чертежа

Чтение чертежа – это представление на двумерной плоской поверхности по изображениям объёмной формы предмета и его размеров и содержащее прочие сведения.

Но как научиться читать чертежи правильно? Существуют ли какие-нибудь простые, общие принципы для этого?

Чтение происходит в следующем порядке:

  • читается основная надпись чертежа;

  • определяется главный вид;

  • анализируются виды и мысленно объединяются в единое целое;

  • определяются размеры детали и её компонентов.

Пример чтения чертежа детали

Основная надпись говорит о том, что на данном техническом рисунке изображено резьбовое соединение, в частности, скрепление болтом. Также на ней указан код документа и индекс изделия. Масштаб чертежа выполнен в натуральную величину, а именно 1:1.

правила чтения чертежей

Главный вид представлен с наложенным сечением скрепляемых деталей. Соединение показано двумя проекциями. Отдельно представлен болт, с метрической резьбой и высотой 120 мм и 30 миллиметровым диаметром. Также изображена гайка на виде сверху. А вот размеры шайбы по данным этого чертежа неясны.

Что мы узнали

Машиностроительные чертежи — это непростые документы и не всегда можно их с ходу прочесть, но зато они могут передавать большие объёмы информации об искомых изделиях. Порой даже опытные инженеры не стесняются заглянуть в учебники или в государственные стандарты, чтобы правильно передать или понять смысл технического рисунка и сделать нужное обозначение для данной детали.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Методическая разработка урока

по изучению нового материала

Тема: Чтение сборочного чертежа

Выполнила:

Арефьева Людмила Владимировна,

преподаватель

Белово

2013

План занятия

Дисциплина: Техническое черчение

Тема раздела: Сборочные чертежи

Тема урока: Чтение сборочного чертежа

Цели:

З1 общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей

— У1 читать сборочные чертежи несложных деталей

образовательные:

сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:

уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;

развивающие:

— развивать способность выявлять главное и обобщать полученную информацию;

— развивать умения ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;

— развивать способность инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.

— развивать умения слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой.

воспитательные:

-способствовать воспитанию технологической культуры, формировать самостоятельность в познавательной деятельности .

Материальное и дидактическое обеспечение занятия: опорный конспект, чертежи сборочных единиц «Съемник» и «Вилка», поэтапные карточки (Кластер), электронная презентация, мультимедиапроектор

Тип занятия: изучение нового материала

Методы проведения занятия: словесный, наглядный, деятельностный, самостоятельная работа, метод развития критического мышления

Уровень усвоения материала: продуктивный

Литература, использованная для подготовки к занятию

  1. Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

  2. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Текст]: Учебник для учреждений начального профессионального образования / И. С. Вышнепольский. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2009. – 224 с.

  3. Ёлкин, В.В. Инженерная графика учебн. Пособ для высш. Уч завед В.В.Ёлкин, В.Т. Тозик– 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

  4. Пуйческу, Ф.И. Инженерная графика : учебник для студ. Учреждений сред- проф. образования / Ф.И.Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2012. – 320.

Литература, рекомендуемая учащимся:

  1. Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

Методическое обоснование

Основной задачей дисциплины «Техническое черчение» является обучение чтению чертежей. Такая ориентация обучения определяется необходимостью усиления подготовки обучающихся к практической деятельности в сфере материального производства. Содержание учебного материала по теме «Чтение сборочных чертежей » направлено на формирование готовности обучающихся сформировать знания по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции: научиться читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы.

Для решения поставленных задач используем технологию развития критического мышления.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

Во время урока применяется прием «Инсерт» и составление кластера.

Настоящее занятие состоит из 3 этапов:

  • Первая стадия (фаза) — вызов. Задача этой фазы и деятельности преподавателя не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На стадии вызова используется прием «Инсерт», направленный на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к ”новому” Учащиеся получают текст с сборочным чертежом, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки «V» — знал, «+» — новое, «-» думали иначе, «?» — не понял, есть вопросы. Работа ведется индивидуально.

  • Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Реализуется через составление кластераграфический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем схему (солнечную систему). В центре – это наша тема; вокруг неё – «планеты», то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у «планеты» – свои «спутники», у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся охватывать большее количество информации.

  • Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется , интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность преподавателя: вернуть обучающихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Реализуется через прием «закончи фразу…»

В ходе урока прослеживается межпредметная связь с материаловедением и междисциплинарным курсом по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Ход урока

Планируемые результаты урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя,

её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание

формы и методы

КУМО

Компоненты профессиональных компетенций

Компоненты

общих компонентов

Знать общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей

1. Орг. момент (2 мин)

Проверка присутствующих на уроке.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Объявление темы урока

Слайд №1

— уметь обобщать полученную информацию

1.1.

Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

Совместная постановка цели урока.

Что называют сборочным чертежом? (сборочный чертеж – конструкторская документация содержащая чертеж сборочной единицы и взаимной связи составных частей, размеры, а так же требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы в процессе сборки )

Соответствуют ли правила расположения изображений на сборочном чертеже правилам расположения их на чертеже деталей (соответствуют)

Применяют ли изображения разрезов и сечений при выполнении сборочных чертежей (на сборочном чертеже применяют и изображения разрезов и сечений)

Что означают цифры на выносных полках (цифры на выносных полочках означают номера позиций)

Какие размеры используют при выполнении сборочного чертежа (при выполнении сборочного чертежа используют габаритные, установочные и монтажные размеры

Чем отличается сборочный чертеж от рабочего чертежа (на сборочном чертеже показана сборочная единица, состоящая из нескольких деталей, а на рабочем чертеже – рабочий чертеж одной детали)

Ответы на поставленные вопросы

Слайд №2

сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:

уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;

уметь ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;

— совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой,

— инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.

Фаза вызова

Используя ранее полученные знания, а также жизненный опыт напишите 2-3 ассоциации к технической терминологии «Чтение сборочного чертежа».

(иметь представление о сборочной единице, ответить на вопросы к чертежу, прочитать основную надпись),

Выяснить принадлежность этих ассоциаций к данному понятию и сделать вывод. Результат зависит от степени эрудированности учащихся.

Определить цель урока

Обучающиеся пишут ассоциации в тетрадях.

Заслушать 2-3 ассоциации о «Чтение сборочного чертежа» и выбрать наиболее полное и достоверное

Обучающиеся определяют самостоятельно цель урока (научиться читать сборочные чертежи; научиться по чертежу, узнавать конструкцию детали и принцип ее работы)

2. Осмысление содержания

Практическая часть

Предложить технический текст «Правила чтения чертежа» (Приложение 1).

Обучающиеся читают текст, с рисунками сборочного чертежа, при первом чтении текста учащиеся ставят на полях пометки (приём «инсерт»).

Слайд № 3

(приём «инсерт»).

При повторном чтении составить алгоритм чтения сборочного чертежа (кластер). (Приложение 2)

Сформулировать вопросы к раскрытию содержания этапа чтения чертежа.

Обучающиеся параллельно с преподавателем составляют алгоритм (опорный кластер) «Правила чтения чертежа сборочной единицы») в тетрадях

Аншлаги

— уметь выявлять главное и обобщать полученную информацию

— уметь слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;

Задание

Используя алгоритм чтения чертежа сборочной единицы прочитать чертеж детали– « Съемник». (Приложение 3, 3а)

Используя кластер в тетрадях устно прочитать чертеж детали «Съемник» через поставленные самостоятельно вопросы

Слайд №4

Информационный материал по теме урока. с указанием этапа чтения чертежа на обороте листа

Формирование малой группы

Задание

Составить вопросы к чертежу детали «Вилка» (Приложение 4) указанного этапа.

Фронтальный опрос

Обучающиеся, работая в паре, составляют вопросы на каждый этап алгоритма и отвечают на поставленные вопросы

Слайд №5,

Слайд 6

3. Этап рефлексии

Рефлексия содержания учебного материала. Прием закончи фразу:

Я узнал(а), что…

Я не думал(а), что..

Я заинтересовалась (ся) …

Я обязательно…

Я считаю, что…

Мне показалось, что..

Мне (не)понравилось… Думаю, что мне потребуется…

Обучающиеся определяют достижение цели

Слайд №7

4.Выставление отметок

Оценка деятельности обучающихся. Выставление отметок.

5. Задание на дом

Озвучивание содержания задания.

Прочитать
сборочный чертеж — это означает
определить на­значение, устройство
и принцип работы изображенного на нем
изделия. При этом выясняют взаимодействие,
способы соедине­ния и форму каждой
детали.

Рекомендуемая
последовательность чтения сборочных
черте­жей:

Ознакомление
с изделием. По основной надписи выяснить
наименование изделия, масштаб изображения
и др.

Чтение
изображений. Определить, какие виды,
разрезы, сечения даны на чертеже и каково
назначение каждого изобра­жения.
Выяснить положение секущих плоскостей,
с помощью которых выполнены разрезы и
сечения, а при наличии допол­нительных
и местных видов — направления их
проецирования.

Изучение
составных частей изделия. По спецификации
выяснить их наименования, по чертежу —
форму и взаимное по­ложение. Изучить
составные части изделия по порядку
номеров позиций спецификации, причем
изображения деталей сначала следует
найти на том виде, на котором указан
номер позиции, а затем — на остальных.
Учесть, что при наличии разрезов выявлению
формы детали способствуют одинаковые
наклон и частота линий штриховки ее
сечений.

Изучение
конструкции изделия. Выяснить характер
соеди­нения отдельных деталей между
собой. Для неразъемных соеди­нений
(сварных, клепаных, паяных и т.п.) определить
каждый элемент и места их соединения,
а для разъемных — выявить все крепежные
детали.

Определение
последовательности сборки и разборки
изде­лия. Это завершающая стадия
чтения чертежа.

Рассмотрим
пример чтения сборочного чертежа
изделия, по­казанного на рис. 14.4.

На
сборочном чертеже изображена вилка
кабельная угло­вая, что видно из
основной надписи. Она является одной
из двух частей разъема, применяемого
для соединения электри­ческого кабеля.
Соединение одной части разъема — вилки
с дру­гой частью — розеткой происходит
с помощью контакта 1 и гай­ки 2.

На
сборочном чертеже даны четыре изображения:
полный разрез, часть вида слева, сечение
А—А и местный вид Б.

Формат

Зона

Поз.

Обозначение

Наименование

Кол.

Приме­чание

М

Документация

А

ХХ.ХХ.00.00 СБ

Сборочный чертеж

Сборочные единицы

1

Х

ХХ.ХХ.01.00 СБ

Контакт

1

Детали

2

ХХ.ХХ.00.01

Гайка

1

3

ХХ.ХХ.00.02

Стакан

1

4

ХХ.ХХ.00.03

Втулка

1

5

ХХ.ХХ.00.04

Корпус

1

6

XX. XX. 00.05

Заглушка

1

7

XX.XX. 00.06

Гайка

1

8

ХХ.ХХ.00.07

Уплотнитель

1

9

ХХ.ХХ.00.08

Шайба

1

10

ХХ.ХХ.00.09

Гайка

1

Стандартные
изделия

11

Винт М3х5 ГОСТ…

3

ХХ.ХХ.00.00

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата

Разраб.

Вилка кабельная
угловая

Литера

Лист

Листов

Проверил

1

Н. контр.

Утв.

Разрез
выявляет внутреннюю конструкцию изделия,
вид слева дает воз­можность понять
форму гайки 2 и стакана 3. Сечение А —А
вы­являет соединение стакана 3 и
корпуса 5. Местный вид Б показывает часть
гайки 7. Вид Б выполнен по направлению,
указан­ному соответствующей стрелкой.

По
спецификации, приведенной на рис. 14.5,
определяем, что изделие состоит из одной
сборочной единицы (контакта), де­вяти
деталей и трех стандартных винтов.

По
изображениям на чертеже определяем
форму деталей. Кор­пус показан на трех
изображениях: в основном разрезе, на
виде слева и в сечении А—А. Внешние
очертания корпуса имеют ци­линдрическую
форму с изгибом под прямым углом.
Внутренняя форма представлена двумя
резьбовыми и одним гладким отвер­стиями.

Внешний
контур стакана 3 состоит из трех
цилиндрических поверхностей и одной
конической поверхности со сквозным
ци­линдрическим отверстием. При этом
одна цилиндрическая по­верхность
имеет две прорези, показанные на виде
слева.

Гайка
7имеет прорезь (шлиц), показанную на
местном виде Б, которая предназначена
для ввинчивания ее в резьбовое отверстие
корпуса.

Гайка
10 на внешней по диаметру цилиндрической
поверхно­сти имеет рифление, показанное
частью вида на разрезе этой де­тали.

Гайка
2 имеет цилиндрическую форму с внутренней
резьбой М16х 1. На ее цилиндрической
поверхности выполнены четыре сквозных
отверстия.

Конструкция
изделия следующая. Кабель вставляют в
отвер­стие корпуса 5, припаивают к
контакту 1 через другое отверстие и
закрывают заглушкой 6. Кабель в вилке
закрепляют с помощью гайки 7, уплотнителя
8 и еще одной гайки 10. Во внутреннее
от­верстие стакана 3 вставляют контакт
/ и уплотняют втулкой 4. Ста­кан 3
проходит через гладкое отверстие гайки
2 и закрепляется в корпусе с помощью
трех винтов М2, показанных в сечении А—
А.

Разбирается
изделие в следующем порядке: отвинтить
вин­ты 11, вынуть стакан 3, снять гайку
2. Из резьбовых отверстий корпуса
вывинтить заглушку, гайки и вынуть
кабель.

Печатать книгуПечатать книгу

  • Каково назначение чертежа общего вида? Сборочного чертежа? В чем их различия?
  • Вы узнаете: последовательность чтения сборочных чертежей.
  • Вы научитесь: определять по чертежу принцип работы изделия, анализировать форму и положение составных деталей, выявлять процесс сборки и разборки изделия на основании чертежа общего вида, выполнять деталирование.
Сайт: Профильное обучение
Курс: Черчение. 10 класс
Книга: § 29. Чтение чертежей деталей на основе анализа формы и их пространственного расположения
Напечатано:: Гость
Дата: Среда, 28 Июнь 2023, 04:27

Оглавление

  • Чтение чертежей
  • Деталирование
  • Проверим знания
  • Практическая работа № 18. Чтение сборочного чертежа
  • Практическая работа № 18.1. Чтение чертежей.

Чтение чертежей

Порядок чтения чертежа общего вида и сборочного чертежа схожи между собой. Прочитать чертеж общего вида (сборочный чертеж) — это значит выяснить строение изображенного изделия, определить его назначение и принцип работы, а также процесс его сборки и разборки. Чтение чертежей общего вида и сборочных чертежей выполняют в определенной последовательности.

Правила чтения чертежа общего виды и сборочного чертежа
1. Ознакомление с основной надписью.
2. Ознакомление с изображением. Устанавливают назначение и принцип работы изделия, его технические характеристики, требования к эксплуатации. Определяют, какие на чертеже имеются виды, разрезы, сечения. Выясняют положение секущих плоскостей, с помощью которых выполнены сечения и разрезы.
3. Изучение составных частей изделия. Определяют по спецификации названия деталей, находят их на изображении (на виде, разрезе). Сравнивая изображения каждой детали, определяют ее форму.
4. Изучение конструкции изделия. Выясняют, как соединены друг с другом детали, находят крепежные детали (для разъемных соединений).
5. Ознакомление с другими сведениями (размерами, надписями, условными обозначениями).
6. Установление характера взаимодействия составных частей изделия, их функциональные особенности и взаимодействие.
7. Изучение формы и положения конкретной детали, определение ее номера на чертеже и в таблице (спецификации). При этом необходимо учитывать общую конструкцию изделия, проекционную связь изображений, а также направление штриховки.
8. Определение процесса сборки и разборки изделия.

Для примера рассмотрим порядок чтения чертежа общего вида ручки (рис. 98, 99).

1-й этап. Название изделия можно найти в соответствующей графе основной надписи чертежа, оно раскрывает и назначение детали. Так, в нашем случае на сборочном чертеже изображена дверная ручка в масштабе 1:1.
2-й этап. Назначение ручки: аксессуар для ручного открывания двери. Устанавливается путем ввинчивания винтов в соответствующие отверстия в основании. На чертеже представлены два изображения: главный вид и вид сверху. Главный вид выявляет конструкцию ручки 2 и основания 1. Вид сверху позволяет выявить форму основания, отверстий в нем, форму ручки и форму отверстия в ней для винта 4.
3-й этап. Изделие состоит из оригинальных деталей (рис. 100). Каждая деталь в количестве 1 шт.
4-й этап. Соединение деталей ручки разъемное, выполнено при помощи винта М 8 и шайбы.
5-й этап. Габаритные размеры: высота 60 мм, длина 93 мм, ширина 44 мм. Установочные размеры между отверстиями по длине 55 мм, по ширине 26 мм.
6-й этап. Основание — основная деталь, на базе которой собирается вся дверная ручка, а также крепится по месту назначения.
Ручка — ключевая деталь изделия, потому что именно за нее мы беремся, чтобы открыть дверь.
Кольцо может являться как декоративным элементом, так и деталью, предотвращающей деформации ручки.
Винт — деталь, с помощью которой детали собираются в единое изделие. По обозначению винта (Винт М8 х 50 ГОСТ 10339-80) можно определить, что винт с потайной головкой с диаметром резьбы 8 мм с крупным шагом резьбы длиной 50 мм.
Шайба необходима для предотвращения повреждений основания во время сборки изделия. По обозначению шайбы (Шайба 8 ГОСТ 28848‐90) можно определить, что это шайба плоская, 8 в обозначении шайбы — это наименьший размер резьбы болта, вставляемого в отверстие шайбы.
7-й этап. Изделие состоит из трех деталей: основания, ручки и кольца (рис. 101). Основание представляет собой пластину толщиной 5 мм, в которой просверлено 5 отверстий: одно отверстие имеет резьбу М 8 для крепления ручки, четыре технологических отверстия для крепежных изделий. По всему периметру основания выполнена фаска шириной 1,5 мм. Ручка имеет форму усеченного конуса, диаметр у нижнего основания 26 мм, верхнего — 45 мм. В ручке имеется отверстие диаметром 9 мм для крепления с помощью винта. Отверстие раззенковано под полупотайную головку винта. Ручка имеет выступ для крепления кольца. Кольцо полое цилиндрической формы диаметром 21 мм.

8-й этап. Изделие следует разбирать следующим образом: вывинчиваем винт 4 из основания 1; отсоединяем от ручки 2 сначала основание 1, затем шайбу 5 и кольцо 3; извлекаем винт 4 из отверстия в ручке 2.

Деталирование

После прочтения чертежа общего вида и сборочного чертежа выполняются чертежи отдельных деталей, входящих в изделие. Этот процесс называется деталированием.

Деталирование — процесс выполнения по чертежу общего вида чертежей отдельных деталей (рис. 101).

Процесс деталирования предусматривает условное разделение изделия на отдельные детали и выполнение чертежей каждой из них. Любое изделие состоит из оригинальных деталей, предназначенных для данного изделия, и стандартных. В процессе деталирования выполняются чертежи только оригинальных деталей. На стандартные детали чертежи выполнять не нужно, так как эти детали изготавливаются на предприятиях.

Проанализируйте чертеж на рисунке 99. Определите, какие детали являются оригинальными, а какие — стандартными.

При выполнении деталирования рекомендуется соблюдать следующий порядок
1. Чтение сборочного чертежа.
2. Мысленное разделение изделия на отдельные детали, из которых оно состоит.
3. Определение деталей, чертежи которых нужно выполнить. Начинать деталирование целесообразно с простых по форме деталей, так как мысленное удаление этих деталей облегчит определение формы более сложных.
4. Определение необходимых изображений, которые нужны для чертежа каждой детали.

Помните! Количество изображений должно быть минимальным, но достаточным для полного изучения формы и размеров детали.

5. Выбор масштаба изображений. В процессе деталирования нужно ориентироваться на размер деталей. Небольшие детали, особенно сложной формы, изображают в большем масштабе.
6. Компоновка и последовательное построение изображения. На чертежах деталей изображают те элементы, которые на сборочном чертеже не показывают или показывают упрощенно.
7. Нанесение размеров. Их измеряют на изображениях сборочного чертежа с учетом масштаба.
Каждую деталь чертят на отдельном формате. На чертежах выполняют основную надпись. Данные для основной надписи (название детали, материал) берут из спецификации сборочного чертежа.

Проверим знания

1. В чем заключается чтение сборочного чертежа?
2. В чем значение спецификации при чтении сборочного чертежа?
3. Опишите последовательность чтения сборочного чертежа.
4. Что выясняют на каждом этапе?
5. Что вы можете рассказать о сборочной единице «Ручка шариковая»? Состав сборочной единицы: 1 — стержень; 2 — корпус; 3 — крышка.

6. Для чего выполняют деталирование?
7. Какие детали не подлежат деталированию?
8. Можно ли изготовить изделие, используя только чертеж общего вида и сборочный чертеж. Свой ответ аргументируйте

Практическая работа № 18. Чтение сборочного чертежа

Прочитайте сборочный чертеж согласно предложенному плану
1. Как называется изделие, изображенное на сборочном чертеже?
2. По наглядному изображению и названию изделия определите его назначение.
3. Определите габаритные размеры изделия.
4. Назовите изображения, которыми изделие показано на сборочном чертеже.
5. Из каких деталей состоит изделие? Опишите форму каждой детали.
6. Назовите способы соединения деталей между собой.
7. Определите назначение болта в конструкции изделия.
8. Для чего в нижней части основания имеется выступ Т-образной формы?
9. Какие поверхности изделия можно считать рабочими?
10. Опишите принцип работы зажима.

Практическая работа № 18.1. Чтение чертежей.

Прочитайте чертеж общего вида согласно предложенному план.

1. Определите наименование изделия, обозначение чертежа, масштаб изображений.

2. Установите назначение изделия, его технические характеристики, требования к эксплуатации.

3. Определите количество и наименование деталей.

4. Определите главный вид, установите число основных и дополнительных видов, а также проекционные связи между ними; определите положение секущих плоскостей, с помощью которых выполнены разрезы; установите наличие выносных элементов; прочтите надписи и обозначения над изображениями и на изображениях.

5. Выясните габаритные размеры, нанесенные на чертеже.

6. По номерам позиций чертежа и таблицы последовательно найдите на всех изображениях проекции всех деталей и изучите конструкцию каждой детали в отдельности.

7. Установите характер соединения деталей и взаимодействия составных частей в процессе работы, используя текстовую часть на поле чертежа и таблицу с перечнем составных частей. 

8. Установите последовательность разборки и сборки изделия.

  • Типичные ошибки при чтении на китайском языке
  • Типичные ошибки при чтении на иностранном языке
  • Типичные ошибки при учете кассовых операций
  • Типичные ошибки при составлении тестовых заданий открытой формы
  • Типичные ошибки при учете затрат на производство