Типичные ошибки при написании научной статьи

За написание научных статей студенты берутся еще на бакалавриате, успевая за 4 года опубликовать несколько из них. Написание и оформление первых работ «накапливает» ошибки, которые помогает исправить научный руководитель.

Несмотря на это даже опытные авторы, уже получившие ученые степени «переносят» свои погрешности из публикации в публикацию. Видимо, срабатывает народная мудрость: «В одно ухо влетело, а во второе вылетело».

Содержание

  • 1 Общий перечень ошибок, из-за которых могут отказать в публикации
  • 2 Погрешности в содержании
  • 3 Ошибки в организации написания статьи
  • 4 Недочеты оформления
  • 5 Наиболее распространенные языковые ошибки
  • 6 3 подсказки для автора научной статьи

Общий перечень ошибок, из-за которых могут отказать в публикации

Распространенные ошибки в научных статьях

Ошибки в научной статье

Данный список основан на впечатлениях редколлегий от статей, присылаемых для печати:

  1. Статья не раскрывает научную проблему.
  2. Статья политически ангажирована или с рекламным подтекстом.
  3. Использование устаревшей литературы (это замечание не касается классики, например трудов Аристотеля, Ницше и подобных авторов).
  4. В список источников включаются труды самого автора, такой прием члены редколлегий называют самоцитированием, и отклоняют публикацию из-за некорректности.

Погрешности в содержании

Главное, что следует запомнить любому автору: научная статья – новые знания, основанные на старом опыте и экспериментах автора. Если редколлегия этих «новых знаний» не обнаружит, статья вернется к вам с отказом в публикации.

Кроме этого правила необходимо знать об ошибках, которые также препятствуют публикации:

  • статья являет собой не авторское исследование, а лишь переписанные данные с других источников (документов, материалов конференций, монографий, других научных трудов) с незначительными изменениями;
  • содержание статьи не соответствует направлению журнала, избежать такой ошибки поможет УДК;
  • изобилие научно-публицистических рассуждений, если журнал имеет строго научный характер;
  • слабая аргументация изложенных фактов;
  • несогласие с отдельными научными фактами, теориями, гипотезами без обоснования своей позиции;
  • использование устаревшей информации;
  • неполное или некорректное описание исследования;
  • несоответствие основной части и выводов вводным тезисам;
  • отсутствие цитат из трудов известных, авторитетных ученых;
  • использование устаревшей терминологии.

Отдельный блок ошибок скрывается в названиях статей:

  1. Название не соответствует содержанию (содержание шире или уже, в нем рассматривается иное явление).
  2. Название не соответствует научному стилю, например, имеет рекламный характер или юмористическую тональность).
  3. Копирует название самого журнала или другого издания.
  4. Не соответствует УДК.
  5. Содержит авторские термины, которые невозможно понять без объяснения.

Ошибки в организации написания статьи

Организационные ошибки при написании научной статьи

Организационные ошибки

Изложение материалов статьи разворачивается по определенной структуре:

  1. Определение темы (проблемы) и ее связи с задачами практического характера.
  2. Анализ новых трудов по выбранной проблеме.
  3. Выделение аспектов, которые требуют решения.
  4. Формирование целей исследования.
  5. Основная часть исследования.
  6. Выводы.

Организовывать работу нужно исходя из этой логической цепочки. Нельзя, например, ставить задачи перед определением актуальности, ведь они не возникают на ровном месте.

Основную часть лучше писать после определения целей, ведь она должна им соответствовать. То есть, работу нужно организовывать так, чтобы избежать в ней логических и научных «неровностей»

Недочеты оформления

Ошибки при оформлении статьи

Ошибки в оформлении научной статьи

Перед тем как отдать научную статью в редакцию, ее должен оценить рецензент. Многие авторы пользуются этим, отдавая невычитанные материалы, считая, что рецензент лучше знает, что исправить. Такой подход «убийственный» для автора, ведь складывается впечатление, что тот не знает элементарных вещей.

Чтобы не портить свою репутацию, не допускайте таких погрешностей:

  • ошибки орфографического, синтаксического и грамматического характера (не поленитесь заглянуть в сборники правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком);
  • размещение инициалов после фамилии, научный стиль требует ставить их перед фамилией: Р. Н. Сидоров, а не Сидоров Р. Н.;
  • отрыв инициалов от фамилии (располагаются на разных строчках);
  • спутывание тире и дефисов при печати, лишние пробелы возле знаков­­­;
  • пропуск знаков (их неправильная расстановка) в списке литературы;
  • несоответствие параметров шрифта требованиям редакции.

Обратите внимание! Инициалы в статье необходимо разделять пробелами.

Наиболее распространенные языковые ошибки

Распространенные языковые ошибки

Стилистические ошибки

Языковые ошибки сразу бросаются в глаза читателю, а также утруждают восприятие текста.

Наиболее распространенные из них такие:

  • слишком длинные предложения (их следует разбить на простые);
  • употребление слов-штампов, не принадлежащих к научному стилю: вроде бы, стоит попробовать, надо поразмышлять и других;
  • неправильный порядок слов;
  • употребление иностранных заменителей российских слов (апробировать – утверждать, имеет тенденцию – склонно, базируется – основывается и др.);
  • ошибки, допущенные по невнимательности, например написание –ться и –тся;
  • оформление сокращений (если возникают сомнения, обратитесь к соответствующему ГОСТу).

3 подсказки для автора научной статьи

  • При подборе литературы обращайте внимание на год издания классического труда: в разные периоды развития науки существовали свои взгляды на ту или иную проблему и под этот шаблон часто подгонялась классика (упускались «ненужные» части трудов, добавлялись комментарии издателей).
  • Не перенасыщайте статью иллюстративным материалом, так как авторские мысли теряются в нем, а статья превращается в склад картинной галереи.
  • После написания статьи, дайте ей немного «отлежатся», а потом перепроверьте, этот прием всегда помогает обнаружить ошибки, которые спрятались во время первой проверки.

Этот перечень ошибок далеко не полный, но каждый знает свои слабые места, при написании и проверке работ именно они должны стать объектом «особого внимания» автора.

Об алгоритме подготовки презентации вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

написание научных работ на заказСегодня мы постараемся рассмотреть их более подробно, а также распишем основные ошибки, что часто возникают у студентов, аспирантов, кандидатов наук и т. д.

  • Безграмотная работа. Часто возникает ситуация, что из-за спешки автор работы не успевает её перечитать либо делает это невнимательно. В таких случаях можно воспользоваться программами для проверки текста на ошибки. Или же перечитать свой труд на следующий день. Тогда вы сможете найти те ошибки, что не заметили при предыдущем прочтении.
  • Выбранная тема является неактуальной. Актуальность является одним из самых важных требований, предъявляемых к научной работе. Поэтому в тексте обязательно стоит прописать, в чём состоит новизна ваших исследований.
  • Исследование носит описательный характер. Научное исследование должно не только выявлять, описывать определённую проблему, но и предлагать методы её решения. Поэтому в большинстве обширных научных исследований должна быть не только теоретическая часть, но и практическая.
  • После экспериментальной части не описаны результаты. Дело в том, что научный труд как раз и пишется для выявления определённых результатов, которые обычно помещают в последней части, т. е. в заключении. Там же описывается, как можно использовать их в практических целях.
  • После каждой главы в основной части дипломной работы либо диссертации пропущены промежуточные итоги. Подобные выводы в научном исследовании нужны, чтобы можно было более чётко отследить мысль учёного, а также самому автору не ошибиться в чём-либо при написании труда.

Нет времени? Вдохновения?

Требуется помощь?

Просто заполните заявку!

  • Использование публицистического стиля. Любое исследование в первую очередь является разновидностью научной работы, поэтому должно быть соответствующе представлено и написано. С употреблением конкретных терминов, чёткой логикой и структурой повествования, подробным описанием эмпирической части и т. д.
  • Слабая аргументация основных положений. Чтобы хорошо прописать основные моменты, нужно тщательно изучить всю имеющуюся литературу, проработать каждый вопрос, а также спорные места. Тогда вам не составит объяснить определённое положение, выдвинутое на обсуждение или защиту.
  • Отклонение от темы исследования. Обычно это происходит в том случае, если автор работы до конца не понимает тему, поэтому вносит в текст всё, что ему кажется хоть немного обоснованным. В случае полного или частичного непонимания темы стоит обратиться к научному руководителю, чтобы он объяснил спорные моменты. В том случае, если работу приходится писать самостоятельно, то перед тем, как составить мнение о теме, перечитайте всё, что найдёте о ней. Это поможет иметь более полное мнение об исследуемой проблеме, задаче.
  • Слишком размытая формулировка темы исследования. Обозначать тему в тексте научной работы стоит точно и чётко, чтобы читатель понимал, о чём конкретно идёт речь. А не терялся в предположениях из-за размытости формулировки.
  • Переписывание чужой работы. Практически любая научная работа должна быть уникальной, то есть написанной самим автором. Но иногда случается так, что студент или диссертант скачивает работу с просторов Интернета, а затем выдаёт за свою. Дело в том, что дипломы, курсовые, а также различного рода диссертационные работы тщательно проверяются на плагиат с помощью специальных программ. Преподавателям часто попадаются на глаза почти одинаковые тексты, поэтому во многих случаях они могут вычислять их вполне самостоятельно.
  • Несоразмерность. Иногда получается так, что автор исследования расписывает теоретическую часть работы на пятьдесят листов, в то время как практической уделяет всего двадцать. В таком случае части научного труда советуют уравнивать, чтобы подобные вещи не привлекали внимание. Так как в таком случае сразу станет ясно, что определённый вопрос был изучен слишком поверхностно.
  • Отсутствие плана и конкретной стратегии. Сложно собраться с мыслями, когда под руками нет никакой опоры. Поэтому важно иметь план работы. Так как он сумеет организовать вас. Вы точно будете знать что нужно писать в каждом пункте. Ничего не забудете и не выпустите из виду. План также может почти автоматически превратиться в содержание научного труда, если в нём проставить номера страниц. Это удобно, так как сэкономит время и не нужно будет ничего на этот счёт придумывать.
  • Игнорирование сроков. Большинство преподавателей не любят, когда им сдают работу после обговорённой заранее даты. В любом случае, это является неуважением к научному руководителю, который ждёт выполненного задания. Такой подход к делу может закончиться снижением оценки, либо очень длительной и придирчивой проверкой и защитой.
  • Переоценка сил. Когда на работу отведено много времени, часто кажется, что его ещё достаточно, и поэтому студент/аспирант/диссертант всё ещё успеет сделать. Но жизнь довольно непредсказуема, поэтому могут возникнуть какие-либо форс-мажоры или непредвиденные ситуации, что на время перетянут всё внимание на себя. Поэтому не стоит надеяться на авось, а лучше сразу планировать, когда вы будете писать работу. Это поможет активизироваться. К тому же, написание практически любого вида научного труда является систематическим процессом, поэтому здесь важно двигаться шаг за шагом, безо всяких резких прыжков.
  • Несоблюдение режима сна и отдыха. Написать работу быстро — это ещё не значит, что делать это нужно без передышек. Такой подход к делу является в корне неправильным, так как он истощает. Причём не только физически, но и морально. Если до сдачи работы осталось немного времени, а материала собрано мало, да и в вордовском файле напечатано всего несколько предложений, первое, что нужно сделать, так это успокоиться. А затем чётко распределить время работы и отдыха. Помните, что написать курсовую можно спокойно за неделю, а диплом за две-три.

В заключение данной стать хотелось бы сказать, что написание научного труда требует от автора серьёзной концентрации на самой работе. Обычно, когда люди хотят сделать всё быстрее и, причём самым лёгким способом, они терпят фиаско. Поэтому в данном случае стоит набраться сил, терпения и действительно начать работать, чтобы в конечном итоге получить желаемый результат.

написание научных работ на заказСегодня мы постараемся рассмотреть их более подробно, а также распишем основные ошибки, что часто возникают у студентов, аспирантов, кандидатов наук и т. д.

  • Безграмотная работа. Часто возникает ситуация, что из-за спешки автор работы не успевает её перечитать либо делает это невнимательно. В таких случаях можно воспользоваться программами для проверки текста на ошибки. Или же перечитать свой труд на следующий день. Тогда вы сможете найти те ошибки, что не заметили при предыдущем прочтении.
  • Выбранная тема является неактуальной. Актуальность является одним из самых важных требований, предъявляемых к научной работе. Поэтому в тексте обязательно стоит прописать, в чём состоит новизна ваших исследований.
  • Исследование носит описательный характер. Научное исследование должно не только выявлять, описывать определённую проблему, но и предлагать методы её решения. Поэтому в большинстве обширных научных исследований должна быть не только теоретическая часть, но и практическая.
  • После экспериментальной части не описаны результаты. Дело в том, что научный труд как раз и пишется для выявления определённых результатов, которые обычно помещают в последней части, т. е. в заключении. Там же описывается, как можно использовать их в практических целях.
  • После каждой главы в основной части дипломной работы либо диссертации пропущены промежуточные итоги. Подобные выводы в научном исследовании нужны, чтобы можно было более чётко отследить мысль учёного, а также самому автору не ошибиться в чём-либо при написании труда.

Нет времени? Вдохновения?

Требуется помощь?

Просто заполните заявку!

  • Использование публицистического стиля. Любое исследование в первую очередь является разновидностью научной работы, поэтому должно быть соответствующе представлено и написано. С употреблением конкретных терминов, чёткой логикой и структурой повествования, подробным описанием эмпирической части и т. д.
  • Слабая аргументация основных положений. Чтобы хорошо прописать основные моменты, нужно тщательно изучить всю имеющуюся литературу, проработать каждый вопрос, а также спорные места. Тогда вам не составит объяснить определённое положение, выдвинутое на обсуждение или защиту.
  • Отклонение от темы исследования. Обычно это происходит в том случае, если автор работы до конца не понимает тему, поэтому вносит в текст всё, что ему кажется хоть немного обоснованным. В случае полного или частичного непонимания темы стоит обратиться к научному руководителю, чтобы он объяснил спорные моменты. В том случае, если работу приходится писать самостоятельно, то перед тем, как составить мнение о теме, перечитайте всё, что найдёте о ней. Это поможет иметь более полное мнение об исследуемой проблеме, задаче.
  • Слишком размытая формулировка темы исследования. Обозначать тему в тексте научной работы стоит точно и чётко, чтобы читатель понимал, о чём конкретно идёт речь. А не терялся в предположениях из-за размытости формулировки.
  • Переписывание чужой работы. Практически любая научная работа должна быть уникальной, то есть написанной самим автором. Но иногда случается так, что студент или диссертант скачивает работу с просторов Интернета, а затем выдаёт за свою. Дело в том, что дипломы, курсовые, а также различного рода диссертационные работы тщательно проверяются на плагиат с помощью специальных программ. Преподавателям часто попадаются на глаза почти одинаковые тексты, поэтому во многих случаях они могут вычислять их вполне самостоятельно.
  • Несоразмерность. Иногда получается так, что автор исследования расписывает теоретическую часть работы на пятьдесят листов, в то время как практической уделяет всего двадцать. В таком случае части научного труда советуют уравнивать, чтобы подобные вещи не привлекали внимание. Так как в таком случае сразу станет ясно, что определённый вопрос был изучен слишком поверхностно.
  • Отсутствие плана и конкретной стратегии. Сложно собраться с мыслями, когда под руками нет никакой опоры. Поэтому важно иметь план работы. Так как он сумеет организовать вас. Вы точно будете знать что нужно писать в каждом пункте. Ничего не забудете и не выпустите из виду. План также может почти автоматически превратиться в содержание научного труда, если в нём проставить номера страниц. Это удобно, так как сэкономит время и не нужно будет ничего на этот счёт придумывать.
  • Игнорирование сроков. Большинство преподавателей не любят, когда им сдают работу после обговорённой заранее даты. В любом случае, это является неуважением к научному руководителю, который ждёт выполненного задания. Такой подход к делу может закончиться снижением оценки, либо очень длительной и придирчивой проверкой и защитой.
  • Переоценка сил. Когда на работу отведено много времени, часто кажется, что его ещё достаточно, и поэтому студент/аспирант/диссертант всё ещё успеет сделать. Но жизнь довольно непредсказуема, поэтому могут возникнуть какие-либо форс-мажоры или непредвиденные ситуации, что на время перетянут всё внимание на себя. Поэтому не стоит надеяться на авось, а лучше сразу планировать, когда вы будете писать работу. Это поможет активизироваться. К тому же, написание практически любого вида научного труда является систематическим процессом, поэтому здесь важно двигаться шаг за шагом, безо всяких резких прыжков.
  • Несоблюдение режима сна и отдыха. Написать работу быстро — это ещё не значит, что делать это нужно без передышек. Такой подход к делу является в корне неправильным, так как он истощает. Причём не только физически, но и морально. Если до сдачи работы осталось немного времени, а материала собрано мало, да и в вордовском файле напечатано всего несколько предложений, первое, что нужно сделать, так это успокоиться. А затем чётко распределить время работы и отдыха. Помните, что написать курсовую можно спокойно за неделю, а диплом за две-три.

В заключение данной стать хотелось бы сказать, что написание научного труда требует от автора серьёзной концентрации на самой работе. Обычно, когда люди хотят сделать всё быстрее и, причём самым лёгким способом, они терпят фиаско. Поэтому в данном случае стоит набраться сил, терпения и действительно начать работать, чтобы в конечном итоге получить желаемый результат.

Трудности с учебой?

Требуется поддержка?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Популярные статьи

Оставьте комментарий

Научные статьи студенты пишут в течение всего бакалавриата и за 4 года успевают опубликовать по несколько работ. Первые работы – это накопление опыта ошибок, в исправлении которых помогает научный руководитель.

Однако все чаще встречаются случаи, когда авторы, имеющие ученую степень, так и «переносят» эти ошибки из одной публикации в другую. По всей видимости, оправдывается народная мудрость – «В одно ухо влетает, в другое вылетает».

В этой статье мы расскажем о наиболее распространенных ошибках молодых ученых. Данный материал можно использовать как чек-лист при написании научной статьи.

Список ошибок, которые могут привести к отказу в публикации

Этот перечень составлен сотрудниками редколлегий, которые модерируют присылаемые статьи в редакцию журнала:

  • в статье не раскрыта научная проблема
  • статья имеет экстремисткий либо рекламный подтекст
  • использована устаревшая литература (данное положение не касается классических трудов, к примеру, вышедших из-под пера Ницше, Аристотеля и пр.). Также стоит подбирать только качественные источники для цитирования
  • в списке источников присутствуют работы непосредственного автора статьи – данный прием расценивается членами редколлегий как самоцитирование, вследствие чего публикация отклоняется
  • размер списка авторов не соответствует объему работы (например, 5 авторов на статью в 4 страницы). Не стоит забывать и про порядок авторства в статье

Содержание статьи не несет научной составляющей

Каждый автор обязан запомнить – из научной статьи читатель должен почерпнуть новые знания, к которым сам автор пришел, основываясь на собственном предыдущем опыте и экспериментах. Если членами редколлегии «новых знаний» обнаружено не будет, они вернут статью, а в публикации будет отказано.

Помимо вышеуказанного правила следует знать и о следующих факторах, которые воспрепятствуют публикации:

  • статья является не авторским исследованием, а переписанными данными из сторонних источников (документы, материалы конференций, сведения из монографий и научных трудов другого авторства) с внесением незначительных изменений
  • содержание статьи идет вразрез с направлением журнала. Во избежание ошибки такого рода следует пользоваться УДК (что такое УДК?)
  • статья изобилует научно-публицистическими рассуждениями, тогда как журнал является изданием строго научного характера
  • изложенные факты недостаточно аргументированы
  • автор выражает несогласие с отдельными, научно подтвержденными, фактами, гипотезами и теориями, не обосновывая при этом собственную позицию
  • статья построена на устаревшей информации
  • исследование описано неполно либо некорректно
  • из вводных тезисов не вытекают основная часть и выводы статьи
  • в работе не приведены цитаты известных ученых, имеющих авторитет в науке
  • использована устаревшая терминология

Примечание автора: «На самом деле требования к содержанию научной статьи может быть и не таким жестким – все зависит от конкретного научного журнала, куда вы планируете публиковаться. Зачастую редакция журнала защищает себя простой фразой: «За содержание статьи ответственность несет автор» и обращает внимание преимущественно на оформление. Достаточно грустный факт для российской науки»

Некорректное название научной статьи

Целый пласт ошибок возникает при составлении названий статей. Претензии к названиям возникают из-за:

  • несоответствия названия содержанию – материал статьи шире либо уже, или в статье рассматривается другой предмет
  • несоответствие названия научному стилю, к примеру, стиль подачи – в рекламном духе или в фривольной тональности
  • название повторяет название самого издания, где статья должна быть опубликована, либо другого издания
  • в названии содержатся авторские термины, непонятные без пояснения

Примеры правильных названий статей

Ошибки в структуре статьи

В статье материалы должны быть изложены в соответствии с определенной структурой:

  • должны быть обозначены тема (проблема) и ее связь с решениями, носящими практический характер
  • по избранной проблеме должны быть проанализированы новые труды
  • должны быть выделены аспекты, требующие разрешения
  • цель исследования – четко сформулирована
  • основной блок с описанием исследования
  • выводы

Работа должна быть построена в соответствии с данной логической цепочкой. К примеру, не следует перечислять поставленные практические задачи до аргументации актуальности проблемы, иначе получится, что задачи вытекают из ничего.

Основная часть должна следовать после перечисления поставленных целей, поскольку описывает их осуществление. Одним словом, текст должен быть построен так, чтобы в нем не было «неровностей» логического и научного характера.

Как написать научную статью — основные элементы структуры работы

Недочеты в оформлении

Прежде чем направить научную статью в редакцию, необходимо предоставить ее рецензенту для получения его оценки. Нередко авторы пользуются этим и отдают материалы для оценки, предварительно не вычитав их, полагая, что рецензент – профессионал, и ему виднее, что надлежит поправить. Данный подход для автора «убийственен», поскольку способствует формированию мнения о нем как о не компетентном специалисте.

Во избежание порчи собственной репутации необходимо пресекать следующие погрешности:

  • орфографические, грамматические и синтаксические ошибки (не стоит лениться – надо чаще обращаться к сборникам правил русского языка)
  • при форматировании не допускать отрыва инициалов от фамилии – они должны стоять в одной строке
  • не путать при печати дефис с тире. Следить, чтобы между словом и этими знаками не было двойных пробелов (также – после всех остальных знаков препинания должен быть одинарный пробел)
  • не пропускать и правильно расставлять знаки в списке литературы (оформление по ГОСТу)
  • не пренебрегать требованиями редакции по поводу параметров шрифта

Речевые ошибки в тексте

Глаз читателя автоматически выхватывает в тексте языковые ошибки – они мешают восприятию информации. К самым распространенным относятся:

  • неоправданно длинные предложения (их надо разбивать на простые)
  • злоупотребление словами-штампами, не относящимися к научному стилю (например: «следует поразмышлять», «вроде бы», «стоило бы попробовать» и др.)
  • неправильный порядок слов в предложении (синдром Йоды)
  • использование вместо русских терминов, заимствованных в иностранных языках (например: вместо «склонен» – «имеет тенденцию», вместо «основан» – «базируется» и т.п.). Это достаточно субъективный пункт, но стоит иметь в виду
  • опечатки из-за невнимательности (к примеру, вместо «-ться» – «-тся»)
  • некорректное сокращение слов

3 подсказки на заметку авторам научных статей

  1. при отборе для статьи классической литературы обращать внимание на год издания книги: развитие науки проходит несколько периодов, в течение которых существуют определенные взгляды по тем или иным вопросам. Под шаблон данного текущего времени нередко подгонялись классические труды – в них «упускали» отдельные части, в текст добавляли комментарии издателя.
  2. не перенасыщать статью иллюстрациями, поскольку это отвлекает читателя от авторской мысли. Кроме того, серьезная статья с множеством «картинок» приобретает несколько странный вид.
  3. закончив писать статью, следует отложить ее на некоторое время в сторону, а затем перепроверить свежим взглядом. Данный прием поможет обнаружить те ошибки, которые были пропущены при первой вычитке.

Вышеприведенный перечень ошибок отнюдь не полон, но каждому известно о своих слабых местах. При проверке собственных работ именно на них авторы должны обращать особое внимание.

Нужна помощь в написании научной статьи? Проконсультируйтесь с нашими специалистами, отправив заявку на электронную почту или заполнив форму обратной связи

← вернуться в Блог

Теги статьи:

Интересные и похожие статьи:

В подборку пока ничего не попало 🙃

Поделись страницей в соц.сетях:


Не только у ученых, но даже у студентов и школьников
возникает необходимость рассказать о своих научных исследованиях. Для этого
ученые пишут монографии, студенты — курсовые работы, а школьники делают
«проекты» и презентации. Конечно, все это — разные уровни научности.
Но есть то, что их объединяет — научный стиль изложения. Да, монография ученого
по ядерной физике и сообщение школьника на эту же тему — тексты совершенно
разные, но функционально они похожи. И тот, и другой текст транслируют научную
информацию определенной аудитории. Именно эту задачу и решает научный стиль. О
том, что это такое, в чем его особенности и каких ошибок следует избегать,
чтобы овладеть научным стилем, мы расскажем в этой статье.

Что
такое стиль и, в частности, научный стиль

Сегодня
мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у
науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам
приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad
mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать,
но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика
для ума.

Также рекомендуем:

Стиль научной статьи

Однако
постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные
языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль,
который и получил название научного.

Что вообще такое стиль? Если попробовать объяснить
по-простому, то это — разновидность употребления языка. Язык содержит в себе
огромное количество элементов, «этажей», структур. Но не всё в нём годится для
того, чтобы создавать научные труды. Ученый выбирает лишь некоторые элементы — и
из них строит свой текст. Этот выбор элементов и последующее их применение и
называется стилем. В нашем случае — научным, так как область функционирования
этого стиля — наука. Кстати, выделяемый именно по «области функционирования»
научный стиль является одним из так называемых «функциональных стилей».

Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините
за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать,
если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль
— это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную
информацию наиболее полно и точно.

Какие «элементы»
языка входят в научный стиль

Как и всякий другой,
научный стиль характеризуется:

  • определенным составом языковых элементов
    (единиц)
  • определенной организацией этих элементов
    в текст

Ниже мы проследим основные особенности как языковых
единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые
допускают люди при написании научного текста.

Здесь же отметим, что внутри научного стиля есть свои
разновидности. Скажем, одна и та же информация, изложенная, с одной стороны, в
монографии, с другой — в учебнике и, с третьей, — в научно-популярной книжке, —
будет преподнесена по-разному, хотя и сохранит единство научного стиля. Во всех
трех случаях будут видны его оттенки, или «подстили». Но на них мы в данном
случае останавливаться не будем.

Зачем науке свой стиль

Свой стиль науке нужен
по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука,
слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком.
Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва.
Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно
и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах
Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже,
извиняюсь, гуманитарии.

А с другой стороны,
специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное
сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого
нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода
«посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее,
конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова
понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской
терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента
«белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем
горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно
показательный.

Специфика научной информации

Итак, какие же особенности
научного стиля связаны со спецификой научной информации:


  • Терминологичность

    . Любая наука имеет
    свой терминологический, понятийный аппарат. Все эти понятия и термины
    содержатся и объясняются в специальных словарях. Но

    научные тексты
    рассчитаны на тех, кто уже знаком с терминологией

    . Поэтому в самих текстах
    термины не объясняются.

  • Точность

    . Одно из
    фундаментальных свойств науки, находящее свое отражение в тексте.

    Точными
    должны быть не только слова

    (лексические и фразеологические единицы),

    но
    и формулировки

    . Это, конечно, не исключает метафор или каких-нибудь
    эмоциональных маркеров в тексте, но делает их применение крайне узким и почти
    всегда нуждающимся в обосновании.

  • Логическая
    последовательность

    . Свойство, относящееся не к отдельным языковым
    единицам, а к тексту в целом.

    Логическая последовательность обеспечивает
    надежную научную аргументацию

    .

  • Однозначность

    . Многие слова в языке
    обладают таким свойством, как полисемия — многозначность. Мы часто используем
    его в разговорной речи, писатели любят прибегать к нему в художественных
    текстах. А вот в науке полисемия очень часто — пагубное явление, она разрушает
    точность научного высказывания. Поэтому

    даже если вы используете
    многозначные слова, старайтесь делать так, чтобы из контекста было понятно то
    значение, которое вы вкладываете

    .

Специфика научного сообщества

В научных текстах она
проявляет себя следующим образом:


  • Клишированность

    . Почти все науки имеют
    дело с повторяющимися, воспроизводимыми явлениями (экспериментами, алгоритмами,
    формами взаимодействия с миром и человеком). Для описания этих явлений в каждой
    науке сложились определенные языковые стереотипы, клише. Когда вы сами будете
    описывать свои эксперименты или наблюдения, то так или иначе будете прибегать к
    этим клише. Они с течением времени, что называется, входят в «плоть и кровь»
    научного текста. Чаще всего

    клишированными бывают

    аннотации к научным статьям

    , строящиеся по единому образцу

    (некоторые издания в требованиях к
    публикациям указывают

    даже слова и речевые обороты, которые нужно употреблять
    в аннотации — не проходите мимо этих указаний

    ). Да и сама

    форма научных
    статей достаточно стереотипна

    : опыт предшественников (+литература по
    предмету) — собственные изыскания — выводы. Клишированность в науке (в отличие
    от искусства) не порок, а достоинство: она тесно связана с научной
    аргументацией и позволяет ученым быстрее вникать в суть дела.


  • Научная фразеология

    . В целом, это, как
    правило, составные понятия, образованные по принципу фразеологизма. У каждой
    науки они свои, поэтому нет смысла давать каких-то рекомендаций. С течением
    времени фразеология вашей науки станет неотъемлемой частью вашего стиля. Так,
    например, историкам не нужно объяснять, что такое


    «потемкинские деревни»


    или


    «столыпинский
    галстук»


    . А вот неисторикам такие вещи иногда приходится
    «прогугливать».

  • Местоимения

    .

    В науке принято
    говорить не от «я», а от «мы»

    :


    мы считаем, нам кажется, с нашей точки
    зрения


    .

    «Я»-кать не принято!

    Естественно, это касается научных
    статей и текстов подобного рода. В устном выступлении «я» будет уместнее, чем
    «мы».

  • Сложные синтаксические построения

    . Наука занимается
    сложными вещами, и рассказать о них «просто» получается не всегда. К тому же
    деятельность ученого, как правило, направлена на описание каких-либо объектов и
    процессов, а не на действие. В тексте это выражается тем, что

    существительных
    больше, чем глаголов

    . А раз действий мало, а описаний много —

    усложняются
    и синтаксические конструкции

    . И в этом смысле совет один:

    учите правила
    пунктуации

    .

Типичные ошибки при написании научных
работ

Наконец, перейдем к тем
ошибкам, которые чаще всего встречаются при написании научных работ.
Естественно, мы не будет здесь говорить об орфографических, грамматических и
синтаксических ошибках, которые делаются из-за незнания школьной программы
(хотя и это, увы, не редкость). Остановимся только на ошибках стилистических — возникающих
именно при использовании научного стиля.

Подобные ошибки мы
разделили бы на три части.

Ошибки, связанные
с
усложнением языка


  • Неоправданная замена
    русских слов иностранными

    . Если есть русские синонимы, вполне
    точно передающие смысл, лучше употреблять их, например:


    нетерпимость


    вместо


    интолерантность




    ;




    прогулка


    вместо


    променад;




    обзор


    (или


    краткое
    изложение


    ) вместо


    дайджест


    . Конечно, не стоит
    уподобляться Шишкову, который ратовал за слово «мокроступы» вместо «галоши», но
    следить за чистотой русского языка все-таки не помешает.

  • «Птичий язык»

    . Как правило, может
    встречаться у студентов, которые пытаются овладеть научным стилем и для этого стараются
    как можно сильнее усложнить текст, сделать его наименее понятным, нагрузить
    всей возможной терминологией. Удачно такой «птичий язык» пародирует Н.В. Гоголь
    во втором томе «Мертвых душ»: Чичиков находит книгу с таким названием:


    «Предуготовительное
    вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности, и в
    применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной
    производительности»


    . Конечно, увлекаться подобными вещами не стоит,
    ведь термины созданы для того, чтобы максимально прояснять, а не затемнять
    смысл.

Ошибки, связанные с неточностью словоупотребления.

Это
целый пласт речевых ошибок, для простого описания которых не хватит и отдельной
статьи. Поэтому мы укажем только на некоторые:


  • Жаргонизмы

    . Например, компьютерные


    баг,
    дрова, железо, кряк


    — в научном тексте недопустимы.

  • Неправильный выбор синонима

    .Например,
    вместо: «Шахматы в Омске


    культивируются


    с конца XIX века», — лучше написать: «Шахматы
    в Омске


    развиваются


    с конца XIX
    века».

  • Смешение паронимов

    , типа


    практичный
    — практический, сакральный — сакраментальный, сущность — существо, провести — произвести


    .
    Естественно, что ошибочность словоупотребления в данном случае будет видна
    только из контекста. Правда, приходилось сталкиваться и с очевидными
    (внеконтекстными) ошибками. Некоторые, например, путают (по значению!)


    пассионарный
    и пассивный


    .

  • Полисемия

    . Сама по себе многозначность
    не ошибка, нужно просто четко следить за тем, в каком значении употребляется то
    или иное слово и даже термин. Например, термин «контекст» означает определенные
    внутри- или межтекстовые связи. А в выражении «в контексте эпохи» это слово
    употребляется уже в переносном значении. В научном тексте лучше всего
    разграничивать и оговаривать оба эти случая (если оба они имеют место).

Ошибки, связанные с различными
излишествами:


  • Тавтологии

    . Повторы однокоренных
    слов:


    в описании писателя, изучение учения, пересказ рассказа


    и
    другие. Исправляется подбором синонимов.

  • Многословие

    . Часто возникает в том
    случае, если в вашем тексте нет подлинно научного содержания. Лучше всего,
    помня о том, что «краткость — сестра таланта», стараться изложить свои идеи
    максимально кратко. Если краткость превзошла все ожидания и от идей не осталось
    ничего, дело, видимо, не во владении научным стилем, а в отсутствии самих идей.

  • Плеоназмы

    .


    Долгий и продолжительный,
    экфрастическое описание


    и другие. Вообще речевая избыточность «лечится»
    сокращениями, вычеркиваниями лишних слов. Как шутил (шутил ли?) П.А. Вяземский,
    переиздание чего-либо должно быть не «исправленным и дополненным», а
    «исправленным и убавленным».

Тональность текста

Ошибки в тональности текста, вероятно, больше сопутствуют
текстам по гуманитарным предметам. Во всяком случае, не только
научно-популярные, публицистические, критические, но даже и научные издания по
этим дисциплинам очень часто содержат оценочные суждения, выраженные очень
пристрастно. К тому же профессиональные историки (или филологи) могут
исповедовать разные политические взгляды и отстаивать их. Конечно, в идеале
никакие политические и — шире — мировоззренческие установки не должны влиять на
научность. Научность не должна приноситься в жертву
мировоззрению. Однако так бывает далеко не всегда.

А молодые историки и филологи, читая «страстные» книги
своих старших коллег, извлекают из них не только факты, но и способ их
изложения — чаще всего полемический (мы в данном случае, безусловно, говорим не
обо всей науке, а только о наиболее характерных образцах подобного рода,
которые оказываются в то же время наиболее читаемыми).

Однако научная статья должна все-таки быть относительно
нейтральной и оперировать проверяемыми данными, не основанными на
приверженности ее автора какому-то узкому мировоззрению. Безусловно, научность
не исключает полемики — однако эта

полемика должна вестись адекватно, этично
и не выходить за пределы научности

.

И напоследок — два полезных совета


Больше читайте научной литературы

. Читая научную
литературу, вы не только изучаете свой предмет, но и усваиваете научный стиль.
Любой писатель (даже если этот писатель — ученый) — это прежде всего читатель.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи


Старайтесь писать научные тексты

. Доклады, рефераты,
курсовые — для преподавателей это способ проверить ваши знания, а для вас
написание подобных работ — прекрасная возможность на практике овладеть научным
стилем. А если у вас уже есть научный руководитель, просите его проверять ваши
статьи не только с точки зрения соответствия научной специфике, но и с точки
зрения стиля.

Первая научная статья студента: инструкция по написанию, советы, ошибки

Каждый студент рано или поздно сталкивается с необходимостью написания научной статьи. Многие из них пишут научные статьи для выполнения различных требований вуза и преподавателей, например, для защиты магистерской диссертации. Другие студенты делают это добровольно, без принуждения, еще на начальных курсах. В этом случае им будет значительно проще, когда потребуется написать научную работу.

Подготовительная работа

Нельзя приступить к написанию научной работы с чистого листа. Для этого следует быть «в теме». Поэтому необходимо посещать лекции и семинары, читать научные издания, смотреть соответствующие программы, т.е. «держать руку на пульсе». Это – необходимая база для начала подготовительной работы.

Перед написанием любой статьи следует провести полномасштабную подготовительную работу. Для этого необходимо «вооружиться» журналами по соответствующей тематике. Чтобы не листать каждый журнал, можно воспользоваться следующим советом. Возьмите последний номер интересующего вас журнала за последний год. В конце номера, как правило, приведен список всех статей, которые были опубликованы в данном году. Это поможет выбрать нужную статью в максимально короткие сроки.

Для написания статьи следует использовать как можно больше источников. Они должны быть актуальны. Как правило, следует использовать статьи в научных журналах за последние три года. Если студент для написания статьи использует учебники, то самый старый из них должен быть издан не ранее, чем пять лет назад. Рекомендуется также использовать актуальные и проверенные материалы из интернет-изданий. Основные мысли из статей следует конспектировать и подвергать собственной переработке.

научная статья: с чего начать?

Советы по написанию научных статей

Каждый студент, который написал научную статью, имеет право называться молодым ученым. И дальнейшая его судьба зависит от него самого – продолжать эту работу или нет.

Прежде всего, студенту для написания научной статьи следует уметь делать компиляцию материала. Это означает, что автор должен переработать несколько источников и привести их в своей статье. Поскольку студенту еще трудно излагать свои собственные мысли, то за основу можно взять идеи других авторов. Тем не менее, студент должен привести в научной работе собственное мнение по рассматриваемому вопросу. Согласен ли автор с компилированным им материалом или нет? Следует обосновать свою точку зрения.

Статья должна быть выстроена логически. Для этого рекомендуется придерживаться следующей схемы: идея, ее обоснование (аргументация), вывод.

При написании научной статьи можно придерживаться определенного шаблона. К примеру, в начале работы можно раскрыть исторический аспект изучаемой проблемы. Какие ученые уже занимались данным исследованием? К каким результатам они пришли? Что нового может добавить автор в уже проведенные исследования? Ответы на эти вопросы будет уместно привести в начале работы. Это подготовит почву к самому исследованию.

Здесь же рекомендуется обосновать актуальность работы. При исследовании вопроса можно обратиться к опыту передовых стран. Как данная проблема решается у них? Можно ли перенести данный опыт в реалии российской действительности?

секреты написания статьи

Отметим, что данный шаблон будет актуальным, к примеру, для таких специальностей, как экономика, история и прочих гуманитарных наук. Для других дисциплин он может не подойти. Поэтому все индивидуально.

В конце работы необходимо сделать вывод. В нем не следует приводить новую информацию. В выводе в сжатом виде должна быть подведена основная мысль всей статьи. Следует также отметить, добился ли автор поставленной цели. Здесь уместно использовать следующие фразы: «Итак, проанализировав такой-то вопрос, автор пришёл к выводу, что…», «Таким образом, в статье была выявлена такая-то закономерность» и т.д.

Даже несмотря на то, что студент еще только встал на путь написания научных статей, он должен избегать банального пересказа мнений других ученых. Он должен предложить свое видение проблемы и пути ее решения. Даже если это будет спорным. Автору важно уметь правильно аргументировать свое мнение и отстоять свою точку зрения. Каждый ученый имеет право на собственное суждение.

Соавторство при написании научных статей

Не все знают, что к написанию научной статьи можно привлечь соавтора. Об этом следует поставить в известность своего преподавателя или научного руководителя. Некоторые студенты пишут научные статьи совместно с преподавателями. Это выгодно всем сторонам. Преподаватель при подключении к работе студента выполняет свои нормативы по кураторской деятельности и совместной работе со студентами. Кроме того, иногда плата за публикацию делится между соавторами поровну. Но, как правило, преподаватель сам оплачивает публикации. Кроме того, подобная статья считается полноценной публикацией.

Что такое соавторство?

Студенту это также выгодно. Во-первых, если в соавторах значится известный ученый, то такую работу проще опубликовать. Во-вторых, преподаватель обязательно поможет с написанием статьи. Наконец, опытный соавтор поможет опубликовать работу.

Однако студентам следует быть внимательными. К сожалению, некоторые преподаватели не соблюдают этику преподавания. Случается, что они целиком возлагают материальное бремя на студента, или не участвуют в процессе подготовки и написания статьи. Но при этом они значатся в соавторах, хотя они не провели никакой работы.

Частые ошибки молодых ученых при написании научной статьи

Отметим наиболее часто встречающиеся ошибки юных ученых:

  • использование личного местоимения «я» вместо «мы». При написании научной статьи автору следует быть предельно скромным и не «выпячивать» свою личность. Поэтому следует использовать безличные конструкции (считается, что…) или местоимение «мы» (мы полагаем, что…);
  • использование ненаучного стиля;
  • чрезмерная водность текста;
  • низкая уникальность;
  • отсутствие свежих идей.

Рекомендации по повышению уникальности работы

Из-за того, что студент в основном использует заимствованные мысли, его работа рискует оказаться неуникальной. Чтобы этого избежать, следует воспользоваться следующими рекомендациями:

  • тщательно перерабатывать каждый абзац;
  • менять местами абзацы;
  • разбавлять предложения вводными фразами;
  • разбавлять заимствованные мысли собственными суждениями.

Подобная переработка материала приведет к повышению его уникальности. А вот бездумной замены одного слова на другое следует избегать. Иначе рискует потеряться смысл работы.

Процесс написания научной статьи – это творческое занятие, которое требует базовой подготовки и кропотливой исследовательской работы. Начинающему студенту не лишним будет обратиться к преподавателю, курирующему его работу, за помощью и советами.

МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ

НАД НАУЧНЫМИ ПУБЛИКАЦИЯМИ

С.В. Иванова

Анализ типичных ошибок при подготовке научных статей

Автором предлагается анализ статей, направляемых для публикации в научные журналы. Значительный опыт работы в качестве эксперта научных материалов, главного редактора научных журналов позволяет вычленить существенные типичные ошибки и дать некоторые рекомендации авторам по написанию статей и их называнию. Работа носит методический характер и подготовлена в помощь авторам.

Ключевые слова: научная статья, научный журнал, публикация.

Данная записка обращена к авторам публикаций в научных периодических журналах. Она основывается на анализе большого количества материалов, предоставленных для публикации в научные журналы. Здесь рассмотрены только самые общие случаи, типичные ошибки, встречающиеся у авторов, вне зависимости от специализации журнала. Опыт главного редактора, члена редколлегий нескольких научных журналов, рецензента и эксперта, многократно слышанные замечания моих коллег в редакциях, а главное — стремление помочь авторам в быстрой и эффективной подготовке статей, — все это побудило осветить проблемы, возникающие при написании текстов для научных журналов. Повторюсь, что главная цель — помочь авторам. В большинстве редакций идет глубокая проработка статей, зачастую неоднократная доработка и рецензирование, что свидетельствует о том, что мы, рецензенты и редакторы, авторов любим, да и сами часто находимся в этой роли, поэтому, действительно, хочется представить фактические наблюдения и по возможности помочь советом. Пусть никого не обидит моя прямота.

«Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые, — сказал А.И. Герцен почти двести лет назад. А.А. Богданов в своей «Тек-тологии» (20-е годы XX века) укорял академических ученых в преднамеренной сложности преподавания дисциплин для рабочих и крестьян молодой Советской России на рабочих факультетах, сравнивая эту

© Иванова С.В., 2016

ситуацию с сохранением сакрального знания жрецами в Древнем Египте. Когда-то я полагала, что самый неудобоваримый текст мне встретился в качестве инструкции к швейной машинке, но нет — число научных текстов, страдающих сложностью, невнятностью и наукообразием, нарастает.

Основная причина отклонения статей рецензентами и членами редакционной коллегии кроется в наукообразии текста при его, мягко скажем, «ненаполненности» научными смыслами. Ничего нового, еще Д.С. Лихачев писал: «Главный враг науки — наукообразность. Главная опасность наукообразности в ее близости с наукой».

Разумеется, что отклоняются статьи:

— с националистическим и пристрастно-религиозным «колоритом»;

— политически ангажированные;

— эзотерические;

— очевидного рекламного характера (если только это не прямая реклама, публикация которой разрешена и соответствующим образом оформлена);

— переписывающие с незначительными изменениями или видимостью анализа документы и материалы органов власти, форумов и конференций, общественных организаций (если только это не пресс-релиз о научном событии);

— не соответствующие научным направлениям журнала. Чтобы не попасть впросак с научной специализацией, следует внимательно относиться к УДК, эта позиция проверяется в обязательном порядке. В журналах обычно сообщается, по каким научным направлениям могут быть опубликованы статьи в данном издании.

По экспертным оценкам, отклоненных статей в журналах все-таки меньше, чем направленных авторам с замечаниями. Назову самые часто встречающиеся причины отправки статей на доработку:

— несоответствие жанру (иногда авторы присылают части диссертационной работы, анализ проведения исследования);

— несоответствие требованиям к научному содержанию (например, научно-публицистические рассуждения; не подтвержденные аналитическими данными, фактами и ссылками заявления о состоянии науки, экономики, общества; некорректное описание исследования (либо описание некорректного с научной точки зрения исследования, его параметров и критериев); ненаучные темы. Например, однажды в редакции сочли ненаучной статью о дизайне причесок, хотя она была написана хорошим языком, с выполнением требований журнала к публикациям и сопровождалась прекрасным иллюстративным материалом);

— использование устаревшей литературы, учебников, отсутствие ссылок на свежие публикации в научных журналах по аналогичной тематике.

По последнему пункту требуется уточнение. Речь идет не о том, что нельзя цитировать классиков. Можно и нужно. И в этом случае не важ-

но, какого года издания цитируются труды Аристотеля, Умберто Эко или Луки Пачоли. Но очевидно, что не может освещаться известная проблема только сквозь призму научных монографий и статей 10—20-летней давности. Обычно такой материал определяется рецензентами как устаревший, этого не могут скрыть общие рассуждения автора о его актуальности. Бывает и так, что актуальность проблемы очевидна и показана автором, а вот пути решения предлагаются из вчерашнего дня.

Бывает так, что в статье не цитируются известные ученые, исследующие рассматриваемую проблему, но при этом автор включает в список литературы малоизвестный круг его университетских руководителей, коллег по кафедре и… самого себя (до семи собственных произведений!). Приходится разъяснять некорректность как частого самоцитирования, так и цитирования статей из того журнала, куда статья подана. Российский индекс цитирования (РИНЦ) показывает такую ситуацию с полной определенностью.

Проблемой некоторых авторов является незнание ими современного законодательства, нормативной базы той сферы, о которой они пишут. Порой исследователи далеки от нормотворчества и не желают изучить терминологию законодательства, в результате они не только используют устаревшие и/или не общепринятые термины и определения, но и нередко борются с «ветряными мельницами», доказывая необходимость того, что уже записано в законах и иных нормативных актах. Возможно, записанное в актах еще не внедрено на практике или законы нарушаются. Однако утверждать, что чего-то нет в законе, и не видеть воплощения нормативных актов в жизни, замечать и анализировать нарушения — это совершенно разные вещи. Подчас автор говорит о несогласии с формулировкой какого-либо понятия в законе и науке и предлагает что-то свое. Или: автор отвергает какое-либо явление в государстве и обществе, в социально-экономической жизни страны и мира. Конечно, автор может заявить нечто, но он должен обосновать, доказать свое мнение научными методами. Тем-то и отличается научная статья от лозунгов и публицистики. Не было случая, чтобы рецензенты удовлетворялись заявлением, чаще всего видны слабые попытки найти нечто «новое» в сопровождении поверхностного знания проблемы, критиканства, слабого изучения методологических основ и источников.

Мы встречаемся с парадоксальной, но только на первый взгляд (!), ситуацией: чем моложе исследователь (имеется в виду не возраст, а опыт научной деятельности), чем меньше он познал, тем смелее он предлагает в своих материалах концепции, теории, парадигмы, употребляет слово «впервые» (подчас относительно банальных вещей). Опытный ученый осторожнее обращается с терминами. Считаю неверным винить молодежь, ей надо помогать, учеников надо бережно растить. Когда приходит статья аспиранта, которую нужно возвращать или сильно дорабатывать, тог-

да я обращаюсь к рецензии научного руководителя (ведь без этого мы не принимаем статей аспирантов). И думается мне, что за похвалами слабой статьи у научного руководителя стоит только желание получить публикацию своего аспиранта для защиты, а не стремление вырастить настоящего исследователя.

Надо заметить, что нет такой статистики и таких наблюдений, которые говорили бы о преимуществах статей докторских перед аспирантскими. Бывает очень по-разному… Оказывается, у многих редакторов и рецензентов имеется привычка не смотреть анкетные данные автора, читать статью «вслепую». Тогда не влияет «аура» имени, ученой степени, должности. Известно, что в ряде западных журналов существует такое правило: рецензенты получают безымянные статьи, как и авторы получают анонимные рецензии. У нас действует только второе. Есть о чем подумать.

Аналитическая записка будет неполной, если не обратиться к вопросу названия статей. Выделим то типичное, с чем встречаются редакторы и рецензенты:

— название не соответствует представленному материалу (шире или уже содержания; представляет для рассмотрения иной предмет, отличный от предмета статьи и т. п.);

— название не соответствует жанру (имеет публицистический, юмористический или иной характер);

— в названии содержатся авторские, не общепринятые термины и определения, требующие специальных разъяснений;

— название статьи отражает наименование интеллектуального и/или материального «продукта» (в частности, название проекта, организации, массовой игры и т. д.), что придает ему рекламный характер;

— название дублирует название данного журнала или другого известного научного издания;

— название не соответствует УДК, поставленному автором.

Хочется надеяться, что эта аналитическая записка поможет избежать

некоторых авторских ошибок при подготовке научных статей*.

* Записка не содержит такой обязательной части, как список литературы. Основой для ее написания послужили десятки изученных автором научных журналов, их перечисление было бы некорректным.

Научные статьи студенты пишут в течение всего бакалавриата и за 4 года успевают опубликовать по несколько работ. Первые работы – это накопление опыта ошибок, в исправлении которых помогает научный руководитель.

Однако все чаще встречаются случаи, когда авторы, имеющие ученую степень, так и «переносят» эти ошибки из одной публикации в другую. По всей видимости, оправдывается народная мудрость – «В одно ухо влетает, в другое вылетает».

В этой статье мы расскажем о наиболее распространенных ошибках молодых ученых. Данный материал можно использовать как чек-лист при написании научной статьи.

Список ошибок, которые могут привести к отказу в публикации

Этот перечень составлен сотрудниками редколлегий, которые модерируют присылаемые статьи в редакцию журнала:

  • в статье не раскрыта научная проблема
  • статья имеет экстремисткий либо рекламный подтекст
  • использована устаревшая литература (данное положение не касается классических трудов, к примеру, вышедших из-под пера Ницше, Аристотеля и пр.). Также стоит подбирать только качественные источники для цитирования
  • в списке источников присутствуют работы непосредственного автора статьи – данный прием расценивается членами редколлегий как самоцитирование, вследствие чего публикация отклоняется
  • размер списка авторов не соответствует объему работы (например, 5 авторов на статью в 4 страницы). Не стоит забывать и про порядок авторства в статье

Содержание статьи не несет научной составляющей

Каждый автор обязан запомнить – из научной статьи читатель должен почерпнуть новые знания, к которым сам автор пришел, основываясь на собственном предыдущем опыте и экспериментах. Если членами редколлегии «новых знаний» обнаружено не будет, они вернут статью, а в публикации будет отказано.

Помимо вышеуказанного правила следует знать и о следующих факторах, которые воспрепятствуют публикации:

  • статья является не авторским исследованием, а переписанными данными из сторонних источников (документы, материалы конференций, сведения из монографий и научных трудов другого авторства) с внесением незначительных изменений
  • содержание статьи идет вразрез с направлением журнала. Во избежание ошибки такого рода следует пользоваться УДК (что такое УДК?)
  • статья изобилует научно-публицистическими рассуждениями, тогда как журнал является изданием строго научного характера
  • изложенные факты недостаточно аргументированы
  • автор выражает несогласие с отдельными, научно подтвержденными, фактами, гипотезами и теориями, не обосновывая при этом собственную позицию
  • статья построена на устаревшей информации
  • исследование описано неполно либо некорректно
  • из вводных тезисов не вытекают основная часть и выводы статьи
  • в работе не приведены цитаты известных ученых, имеющих авторитет в науке
  • использована устаревшая терминология

Примечание автора: «На самом деле требования к содержанию научной статьи может быть и не таким жестким – все зависит от конкретного научного журнала, куда вы планируете публиковаться. Зачастую редакция журнала защищает себя простой фразой: «За содержание статьи ответственность несет автор» и обращает внимание преимущественно на оформление. Достаточно грустный факт для российской науки»

Некорректное название научной статьи

Целый пласт ошибок возникает при составлении названий статей. Претензии к названиям возникают из-за:

  • несоответствия названия содержанию – материал статьи шире либо уже, или в статье рассматривается другой предмет
  • несоответствие названия научному стилю, к примеру, стиль подачи – в рекламном духе или в фривольной тональности
  • название повторяет название самого издания, где статья должна быть опубликована, либо другого издания
  • в названии содержатся авторские термины, непонятные без пояснения

Примеры правильных названий статей

Ошибки в структуре статьи

В статье материалы должны быть изложены в соответствии с определенной структурой:

  • должны быть обозначены тема (проблема) и ее связь с решениями, носящими практический характер
  • по избранной проблеме должны быть проанализированы новые труды
  • должны быть выделены аспекты, требующие разрешения
  • цель исследования – четко сформулирована
  • основной блок с описанием исследования
  • выводы

Работа должна быть построена в соответствии с данной логической цепочкой. К примеру, не следует перечислять поставленные практические задачи до аргументации актуальности проблемы, иначе получится, что задачи вытекают из ничего.

Основная часть должна следовать после перечисления поставленных целей, поскольку описывает их осуществление. Одним словом, текст должен быть построен так, чтобы в нем не было «неровностей» логического и научного характера.

Как написать научную статью — основные элементы структуры работы

Недочеты в оформлении

Прежде чем направить научную статью в редакцию, необходимо предоставить ее рецензенту для получения его оценки. Нередко авторы пользуются этим и отдают материалы для оценки, предварительно не вычитав их, полагая, что рецензент – профессионал, и ему виднее, что надлежит поправить. Данный подход для автора «убийственен», поскольку способствует формированию мнения о нем как о не компетентном специалисте.

Во избежание порчи собственной репутации необходимо пресекать следующие погрешности:

  • орфографические, грамматические и синтаксические ошибки (не стоит лениться – надо чаще обращаться к сборникам правил русского языка)
  • при форматировании не допускать отрыва инициалов от фамилии – они должны стоять в одной строке
  • не путать при печати дефис с тире. Следить, чтобы между словом и этими знаками не было двойных пробелов (также – после всех остальных знаков препинания должен быть одинарный пробел)
  • не пропускать и правильно расставлять знаки в списке литературы (оформление по ГОСТу)
  • не пренебрегать требованиями редакции по поводу параметров шрифта

Речевые ошибки в тексте

Глаз читателя автоматически выхватывает в тексте языковые ошибки – они мешают восприятию информации. К самым распространенным относятся:

  • неоправданно длинные предложения (их надо разбивать на простые)
  • злоупотребление словами-штампами, не относящимися к научному стилю (например: «следует поразмышлять», «вроде бы», «стоило бы попробовать» и др.)
  • неправильный порядок слов в предложении (синдром Йоды)
  • использование вместо русских терминов, заимствованных в иностранных языках (например: вместо «склонен» – «имеет тенденцию», вместо «основан» – «базируется» и т.п.). Это достаточно субъективный пункт, но стоит иметь в виду
  • опечатки из-за невнимательности (к примеру, вместо «-ться» – «-тся»)
  • некорректное сокращение слов

3 подсказки на заметку авторам научных статей

  1. при отборе для статьи классической литературы обращать внимание на год издания книги: развитие науки проходит несколько периодов, в течение которых существуют определенные взгляды по тем или иным вопросам. Под шаблон данного текущего времени нередко подгонялись классические труды – в них «упускали» отдельные части, в текст добавляли комментарии издателя.
  2. не перенасыщать статью иллюстрациями, поскольку это отвлекает читателя от авторской мысли. Кроме того, серьезная статья с множеством «картинок» приобретает несколько странный вид.
  3. закончив писать статью, следует отложить ее на некоторое время в сторону, а затем перепроверить свежим взглядом. Данный прием поможет обнаружить те ошибки, которые были пропущены при первой вычитке.

Вышеприведенный перечень ошибок отнюдь не полон, но каждому известно о своих слабых местах. При проверке собственных работ именно на них авторы должны обращать особое внимание.

Нужна помощь в написании научной статьи? Проконсультируйтесь с нашими специалистами, отправив заявку на электронную почту или заполнив форму обратной связи

← вернуться в Блог

Теги статьи:

Интересные и похожие статьи:

В подборку пока ничего не попало 🙃

Поделись страницей в соц.сетях:

  • Типичные ошибки при написании курсовой работы
  • Типичные ошибки при постановке целей доклад
  • Типичные ошибки при написании диссертации
  • Типичные ошибки при подготовке межевых планов
  • Типичные ошибки при написании диктанта 3 класс