Типичные ошибки при подготовке межевых планов

Управление Росреестра по Курганской области (далее – Управление) осуществляет федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии.
Государственный геодезический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, посредством организации систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении геодезической и картографической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Управление проводит мероприятия по обязательным проверкам соблюдения кадастровыми инженерами требований к геодезическому и картографическому обоснованию кадастровых работ, в том числе, требований к обеспечению точности определения границ объектов недвижимости. Данные мероприятия осуществляются в рамках:
— проверки межевых и технических планов на предмет достоверности сведений об используемой исходной геодезической и картографической основе, соблюдения требований к точности и методам определения координат характерных точек земельных участков, контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также сведений о состоянии геодезических пунктов, содержащихся в межевых и технических планах;
— реализации федерального государственного надзора в области геодезии и картографии.
При проверки Управлением межевых и технических планов на соблюдение вышеуказанных требований, основными ошибками кадастровых инженеров являются:
1) в состав межевого или технического плана не включены сведения о наименовании и реквизитах документа о предоставлении данных картографо-геодезического фонда или государственного фонда данных, полученных при проведении землеустройства (далее – ГФДЗ) о координатах пунктов государственной геодезической сети ( далее – ГГС) или опорной межевой сети;
2) при использовании для подготовки межевого плана картографической основы, полученной из государственного картографо-геодезического фонда или ГФДЗ, в межевом плане не указаны реквизиты полученного документа, не указаны наименование организации, изготовившей материал, инвентарный номер, номер или номенклатура, дата его создания и дата последнего обновления;
3) в разделе «Схема геодезических построений» межевого плана не отражено расстояние от базовых станций до ближайшей характерной точки объекта кадастровых работ;
4) в межевом плане неверно указаны наименования геодезических пунктов и значения их координат;
5) в межевой или технический план включены сведения о геодезических пунктах, которые не получены в установленном порядке;
6) несоответствие сведений раздела «Схема геодезических построений» и информации, отраженной в разделе «Исходные данные»;
7) в составе сведений межевого или технического плана указаны не актуальные сведения о состоянии (сохранности) использованных пунктов ГГС или опорной межевой сети.

Начальник Катайского отдела Управления Росреестра по Курганской области Е.А. Икбал

По результатам анализа решений, принятых по результатам рассмотрения документов, подготовленных кадастровыми инженерами, за 2019 год, выявлено, что типовыми ошибками, допускаемыми при подготовке межевых, технических планов, актов обследования, являются:

— отсутствие всех предусмотренных требованиями сведений о кадастровом инженере: не указан СНИЛС кадастрового инженера; не указаны СРО, в которую вступил кадастровый инженер, реквизиты договора подряда на выполнение кадастровых работ; отсутствует номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность; неверно указан реестровый номер кадастрового инженера;

— ошибки, связанные с видом разрешенного использования земельного участка: вид разрешенного использования, указанный в межевом плане, не соответствует документу-основанию; в межевом плане не указан вид разрешенного использования земельного участка; вид разрешенного использования не соответствует Правилам землепользования и застройки; представленная с межевым планом XML-схема не обеспечивает внесение вида разрешенного использования образуемого земельного участка по документу; вид разрешенного использования не соответствует Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540; вид разрешенного использования образуемых земельных участков не соответствует виду разрешенного использования исходного земельного участка; указанный в межевом плане и постановлении вид разрешенного использования является условно-разрешенным; указанный в межевом плане и постановлении вид разрешенного использования является вспомогательным;

— ошибки, связанные с обоснованием произведенного уточнения границ земельного участка: в представленном межевом плане не указаны и не представлены документы, содержащие сведения о местоположении границ земельного участка, на основании которых подготовлен межевой план; отсутствует обоснование местоположения границ земельного участка, не приведены сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, а также не указаны какие меры были приняты для получения необходимых документов; сведения о расположении смежных земельных участков, указанные в межевом плане, не соответствуют ранее составленным документам; конфигурация, площадь, местоположение земельного участка отличается от ранее составленного документа; информация о местоположении уточняемого земельного участка противоречит плану застройки садоводческого товарищества, включенного в состав Приложения к межевому плану;

— нарушения, связанные с указанием сведений об обеспечении доступа: не заполнена информация об обеспечении образуемых земельных участков доступом к землям общего пользования; противоречивые сведения о доступе; отсутствует соглашение о доступе; отсутствует доступ к землям общего пользования; отсутствует доступ к помещениям согласно представленному поэтажному плану; в поэтажном плане не отражен доступ на этаж;

— ошибки, связанные с адресом объекта недвижимости: в составе Приложения технического, межевого плана отсутствует документ, подтверждающий присвоение адреса объекту; в межевом плане указан адрес как установленный, однако в соответствии с документом установлено местоположение земельного участка; адрес, указанный в Межевом/Техническом плане, не соответствует Постановлению/Распоряжению (соглашению/решению); адрес, указанный в акте органа местного самоуправления, отсутствует в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС);

— нарушения, связанные с указанием предельных размеров земельных участков: не указаны предельные размеры земельных участков в межевом плане; в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование размера образуемого земельного участка; в разделе «Заключение кадастрового инженера» не указаны реквизиты документов, устанавливающих предельные (минимальный и максимальный) размеры земельных участков;

— в текстовой части межевого плана отсутствует описание прохождения частей границ земельного участка и описание закрепления точек;

— ошибки, связанные с документами, на основании которых подготовлен технический план: в приложении технического плана не представлена Декларация об объекте недвижимости; отсутствует проектная документация; проектная документация включена не в полном объеме; в декларации не указано назначение здания, в декларации не указан кадастровый номер объекта; в декларации не указан земельный участок, на котором расположено здание; в декларации и не указано наименование объекта недвижимости; форма декларации не соответствует Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953; проектная документация, подтверждающая, что произведенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом и заключение инженера проекта на государственный кадастровый учет не представлены;

— ошибки, связанные с указанием кадастрового квартала в межевом/ техническом плане, подготовленном в форме электронного документа: указан один кадастровый квартал, фактически объект недвижимости частично расположен в двух кадастровых кварталах; указанный в межевом/техническом плане кадастровый квартал не соответствует приведенным координатам;

— нарушения при заполнении раздела «Исходные данные» межевого плана, а именно: в разделе «Исходные данные», отсутствуют реквизиты документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включены не все сведения о документах, на основании которых подготовлен представленный межевой план, не указаны/не верно указаны реквизиты документа;

— нарушения, допущенные при согласовании границ земельных участков, оформлении результатов согласования границ земельных участков, подготовке акта согласования границ: отсутствует согласование с собственником смежного земельного участка (а также проведено согласование с лицом, не являющимся правообладателем смежного земельного участка); в публикации не указаны кадастровые номера смежных земельных участков, либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные смежные земельные участки; в акте согласования не указаны кадастровые номера смежных земельных участков; согласование проведено с правообладателем здания, а не с правообладателем земельного участка; отсутствует согласование со всеми землепользователями земельного участка (помимо собственников, владеющих земельными участками); в составе приложения межевого плана отсутствует документ, подтверждающий полномочия представителя на согласование границ; отсутствует выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая полномочия представителя на согласование границ; в межевой план не включен Акт согласования местоположения границ земельного участка (далее — Акт согласования); количество Актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков; в Акте согласования не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность; в Акте согласования местоположения границ земельного участка не заполнена графа 3 Горизонтальное положение (S), м; в приложение к межевому плану не включена копия печатного издания, свидетельствующего о соблюдении установленного порядка согласования местоположения границ (в составе приложения межевого плана отсутствуют копии страницы печатного издания, содержащей извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, и первого листа, содержащего реквизиты такого печатного издания); в извещении не указан кадастровый номер земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы; не выдержан срок для возражений (межевой план утвержден раньше срока, предусмотренного для направления возражений); отсутствует согласование всей границы с заинтересованными лицами, являющимися правообладателями земельного участка, в отношении которого подготовлен Акт согласования границ (н1-н1) (или согласование не со всеми правообладателями); отсутствие в «Заключении кадастрового инженера» информации о выполненных действиях по установлению информации о правообладателях смежных земельных участков (согласование проводится путем опубликования извещения о проведении собрания);

— раздел «Схема расположения земельных участков» представленного межевого плана не соответствует требованиям;

— нарушения, связанные с разрешением на обработку персональных данных: в составе Приложений межевого/технического плана отсутствует согласие заказчика кадастровых работ на обработку персональных данных; включено согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заказчиком кадастровых работ; «Согласие на обработку персональных данных» подготовлено в нарушение ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

— нарушения, связанные с указанием связи объекта капитального строительства и земельного участка: не указан объект капитального строительства (далее — ОКС), расположенный на земельном участке или не приводится перечень ОКС, расположенных в пределах земельного участка или указаны сведения не обо всех объектах недвижимости, расположенных на земельном участке; указан ошибочный номер ОКС (или указанный ОКС, принадлежит иному лицу); в межевом плане не указаны ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей; — не приводятся сведения о земельном участке либо указывается не полный перечень земельных участков, в пределах которых располагается ОКС; неверно указан кадастровый номер ЗУ, в пределах которого расположен ОКС;

— в межевом плане, подготовленном в виде XML-документа, отсутствует документ-основание, устанавливающий категорию (DocCategory) и вид разрешенного использования (DocUtilization) образуемого земельного участка;

— нарушения, связанные с указанием в межевом плане смежных земельных участков: отсутствует надлежащим образом заполненный раздел «Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком»; указаны сведения не обо всех земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком; ошибочно указан кадастровый номер смежного земельного участка;

— постановка земельного участка осуществляется на основании Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, однако образование земельного участка должно осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

— объект недвижимости накладывается на иные объекты недвижимости; объект капитального строительства выходит за границы земельного участка;

— в составе технического плана, подготовленного после вступления в силу Закона № 340-ФЗ в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, отсутствуют уведомления, предусмотренные ч. 11.1 ст. 24 Закона о регистрации; уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства в орган регистрации не представлено; не были представлены документы, подтверждающие получение разрешения на строительство (реконструкцию) и разрешения на ввод построенного (реконструированного) вышеуказанного объекта недвижимого имущества; не соблюден порядок ввода в эксплуатацию здания;

— сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют сведениям документа, на основании которого соответствующий технический план подготовлен: технический план не соответствует Проектной документации; сведения, указанные в техническом плане о годе завершения строительства, не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости; сведения, указанные в техническом плане, не соответствуют представленной декларации (например: площадь, количество этажей, материал стен);

— представленная XML-схема технического плана не соответствует требованиям Приказа Росреестра от 25.04.2019 г. № П/0163; технический план не подписан усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего соответствующий технический план;

— местоположение и конфигурация образуемых земельных участков определены таким образом, что измененные обособленные земельные участки не будут соответствовать части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса, а именно: не обеспечивается рациональное использование земель; земельный участок образует чересполосицу с земельным участком; образуемый земельный участок не соответствует ч.б ст. 11.9 Земельного кодекса;

— в перечень документов, использованных при подготовке Акта обследования,

не включено уведомление о планируемом сносе объекта капитального

строительства и уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства; отсутствует уведомление о сносе объекта капитального

строительства;

— в межевом/техническом плане отсутствует надлежащим образом оформленный чертеж; чертеж оформлен не в соответствии с требованиями;

— нарушения при заполнении раздела «Сведения об измененных земельных участках»: в разделе «Сведения об измененных земельных участках» не указан кадастровый номер обособленного земельного участка, входящего в состав единого землепользования, преобразование которого осуществляется; сведения, указанные в разделе «Сведения об измененных земельных участках» представленного межевого плана не соответствуют разделу «Сведения об измененных земельных участках и их частях» проекта межевания;

— указаны не все сведения, предусмотренные п. 32 Требований к межевому плану; указаны неактуальные сведения о поверке прибора (действительность свидетельства о поверке используемого при межевании прибора указана до даты, истекшей к моменту подготовки межевого плана);

— нарушения, связанные со Схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории: Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленная в форме электронного документа отсутствует, что не соответствует п. 9 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ; отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись лица, подписавшего Схему/Постановление (ЭЦП иного лица); в межевом плане представлены две утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории;

— отсутствует обоснование увеличения/уменьшения площади (при исправлении реестровой ошибки); отсутствует обоснование наличия реестровой ошибки; отсутствует обоснование изменения конфигурации при исправлении реестровой ошибки;

— площадь земельного участка, указанная в межевом плане, не соответствует фактической (по представленным координатам);

— отсутствует поэтажный план в составе технического плана здания; представленный поэтажный план не соответствует схеме и координатам, приведенным в техническом плане;

— в техническом плане в графах «6» , «7», «8» реквизита «2» раздела «Исходные данные» сведения устаревшие; отсутствуют сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ;

— в представленном межевом плане отсутствует реквизит «3» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» (или указанный реквизит заполнен не в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана);

— обозначение характерных точек границы, указанное в Акте согласования, не соответствует Чертежу;

— земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах;

— границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка;

— границы земельного участка пересекают границы муниципального образования.

ДОКЛАД на тему: «Ошибки кадастровых инженеров, допускаемые при подготовке межевых и технических планов»

Дата публикации — 29.09.2022

ДОКЛАД
на тему:
«Ошибки кадастровых инженеров, допускаемые при подготовке межевых и технических планов»

Доклад подготовил: государственный регистратор Курдюмова Яна Александровна
Дата: 28.09.2022

1. Статьей 15 Закона N 218 ФЗ предусмотрена возможность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно, а также государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на основании заявления кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом (пункт 6 части 1, пункт 5 части 2 статьи 15 Закона N 218 ФЗ).
В этом случае, документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера — работника юридического лица на подачу заявления в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.»
Заявление о государственном кадастровом учете или о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (далее — заявление) 
и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав 
в соответствии с положениями части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ в форме документов на бумажном носителе либо в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К заявлению согласно части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель) 
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми 
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 Закона N 218-ФЗ.
Росреестр считает необходимым отметить, что указанные в части 2.1 статьи 36 Закона N 221-ФЗ документы не предназначены для включения в приложение межевого плана, технического плана, акта обследования, являются самостоятельными документами, прилагаемыми к заявлению с целью подтверждения полномочий на обращение в орган регистрации прав.
Таким образом, предусмотренные частью 2.1 статьи 36 Закона N 221-ФЗ документы, подтверждающие полномочия кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера — работника юридического лица на представление заявления в орган регистрации прав без доверенности, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 21 Закона N 218-ФЗ, в том числе частью 9 статьи 21 Закона N 218-ФЗ, согласно которой документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе (т.е УКЭП кадастрового инженера и лица с которым заключен договор подряда). 
2. Продолжаются встречаться ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке технических планов в части указания земельных участков, на которых расположен объект недвижимости, а именно указываются не все земельные участки или не все кадастровые кварталы.

3. Напоминаю, что с даты признания утратившими силу Приказов №№921 и 953 (19.06.2022) вступили в силу приказы Росреестра :
-Приказ Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы 
и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»
-Приказ Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений»
-Приказ Росреестра от 04.03.2022 
N П/0072 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»:

Хочу заострить внимание, на соблюдении требований к подготовке декларации. Большое количество недочетов связано именно с технической стороной вопроса, а именно с нарушением п.п. 8 и 9 Требований:
8. Нумерация листов Декларации, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, является сквозной в пределах документа. Номер листа Декларации включает в себя также указание общего количества листов Декларации.Незаполненные строки реквизитов Декларации не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак «-» (прочерк). 
9. Декларация в форме документа на бумажном носителе на каждом листе Декларации (в свободном месте страницы под основным текстом Декларации, размещенным на соответствующей странице) заверяется подписью лица, составившего Декларацию, с указанием расшифровки подписи лица (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должности (при наличии) и даты подготовки Декларации. Подпись лица, которое вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, подпись представителя соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления заверяется оттиском печати соответствующего юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления (при наличии печати).

4. В случае если заказчиком работ является физическое лицо, то в состав приложения межевого плана или технического плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных.
На практике встречаются случаи, когда в приложении указывается согласие иного лица (не являющегося заказчиком). Например, за собственника действует представитель по доверенности, заказчиком указан собственник объекта недвижимого имущества, однако в приложение включается согласие доверенного лица – данное обстоятельство является основанием для приостановления по п. 7 ст. 26 Закона № 218-ФЗ (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации).
    5. Согласно пп.13 и 14 п. 51 Требований, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений», в раздел «Характеристики объекта недвижимости» включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости:
— год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по окончании его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение в случае подготовки технического плана с целью получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
 — год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.

Поделиться новостью

  • Типичные ошибки при подготовке деловых писем
  • Типичные ошибки при написании бизнес плана
  • Типичные ошибки при планировании проекта
  • Типичные ошибки при плавании кролем на спине
  • Типичные ошибки при мотивации персонала