Типичные ошибки при употреблении числительных

Ошибки в употреблении имени числительного


Ошибки в употреблении имени числительного

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1004.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1004.

В русском языке правильное написание числительных весьма затруднено. Больше всего ошибок возникает при склонении этой части речи. В статье приведены наиболее распространенные ошибки в использовании числительных, а также представлены правильные варианты с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Имя числительное относится к тем частям речи, при употреблении которых можно допустить массу ошибок. Как показывает практика, это ошибки, связанные с падежными формами различных числительных, а также орфографические недочёты. Чтобы речь стала более грамотной, полезно использовать в ней имена числительные как можно чаще.

Самые распространённые ошибки в употреблении форм числительных

Неправильное употребление имени числительного, как правило, связано с незнанием основных особенностей этой части речи.

Чаще всего в речи люди ошибаются в таких случаях:

  • В составных количественных числительных при склонении ставят в форму нужного падежа только последнее слово. Например: В сто двадцать семи домах было отключено электричество. Правильный вариант: В ста двадцати семи домах было отключено электричество.
  • Неправильно согласовывают собирательные числительные с зависимыми от них существительными: Районным отделом образования в течение года было организовано шесть методических объединений, трое из которых были выездными. Согласно правилам русского языка, собирательное числительное трое не может сочетаться с существительным среднего рода. Здесь правильнее использовать количественное числительное: три из которых были выездными.
  • Нарушают сочетаемость числительных обе и оба, особенно в формах косвенных падежей: Обоим командам жюри присудило по одному очку. Правильно будет сказать: обеим командам.
  • Неправильно склоняют сложные числительные на -ста, -сто, -сот: Двухстам человекам не хватило противогазов. Правильно говорить: двумстам, трёмстам, четырёмстам и т. д.
  • Неправильно образуют формы некоторых косвенных падежей числительного девяносто: С девяностами баллами команда прошла в финал. Правильно говорить: с девяноста баллами.
  • Забывают вставить мягкий знак в конце первой основы сложных слов. Вот некоторые примеры: шестсот, девятсот.
  • Пишут мягкий знак там, где его не должно быть. Например: семьнадцать, девятьнадцать.
  • Допускают ошибки в образовании падежных форм дробных числительных полтора и полторы, полтораста: Полторастам солдатам не довелось вернуться домой. Правильно нужно писать: полутораста солдатам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Щербовских

    8/8

  • Любовь Резник

    8/8

  • Богдан Полтавченко

    8/8

  • Ирина Терещенко

    8/8

  • Егор Волченков

    8/8

  • Лариса Рымарева

    5/8

  • Сергей Гоенко

    8/8

  • Николай Болотин

    8/8

  • Зейнеп Булатова

    7/8

  • Венера Ибадлаева

    7/8

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1004.


А какая ваша оценка?

Ошибки в употреблении числительных примеры. Морфологические ошибки

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста — это 150, полтора — один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Во всех остальных падежах — ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), «(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Школа- лицей №16 г.Шахтинска

Коварная часть речи — имя числительное.

( Ох, уж эти числительные!)

Карагандинская обл. г.Шахтинск

Хамитова Ольга Тураровна

Учитель русского языка и литературы,

1.1.Лексико-грамматические характеристики имен числительных……………………… . 4-5

2.1. Образование и употребление имен числительных…………………………….……. . 6-7

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных…………. ……. . 7-8

2.3. Склонение имен числительных…………………………………………. …. ……… . 9-10

Список литературы. ……. …..12

В наше время очень актуален вопрос о грамотности нашей речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения.

Сбор и анализ литературных данных;

Сбор статистических данных;

Анализ и обобщение информации;

В ведение

В наше время очень актуален вопрос о грамотности речи. К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных и лексической сочетаемости числительных с другими словами в тексте.

Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Удивительная тема: «Имя числительное»! С числами мы каждый день встречаемся на уроках математики, а на уроках русского языка мы закончили изучение этой темы в 6 классе.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего около 50). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Частые ошибки в употреблении имен числительных в речи обусловили актуальность данной работы.

Гипотеза: регулярные тренировочные занятия по употреблению числительных исправить помогают исправить их неправильное употребление в речи.

Цель нашей работы: выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации для их устранения .

Задачи исследования:

рассмотреть особенности имени числительного как части речи;

выявить специфику грамматических норм склонения имени числительного;

проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных;

помочь одноклассникам научиться правильно употреблять числительные в речи.

Методы исследования :

сбор и анализ литературных данных;

сбор статистических данных;

анализ и обобщение информации;

1. Имя числительное как часть речи

1.1. Лексико-грамматические характеристики имен числительных

Грамматическая категория — это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Грамматические категории обладают различной степенью абстрагирования. Например, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода является более абстрагированной категорией.

Термин «грамматическая категория» используется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных общими грамматическими признаками. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Однако при этом добавляется уточняющее прилагательное лексический , т.е. речь идет о лексико-грамматических категориях слов, или частях речи.

Имя числительное — разряд слов, которые служат названиями отвлеченных чисел ( два плюс три — пять ), или определенного количества однородных предметов, выраженного в целых или дробных числах ( два рубля, три пятых тонны ), или порядка предметов по счету ( третий этаж ).

Со стороны семантической имя числительное является названием отвлеченного числа, не осложненным какими-либо иными значениями. Например, слова три и тройка обозначают количество, однако к именам числительным относится лишь слово три, а слово тройка входит в разряд имен существительных.

Слово три — числительное, так как имеет значение отвлеченного числа, это слово однозначно, его значение исчерпывается указанием числа в определенных счетных таблицах. Слово тройка — название количества, совмещающее это значение с названиями предметов: цифры три , школьной отметки, игральной карты, трех лошадей, запряженных рядом, трех самолетов, образующих звено и т.д.

Обозначение количества в слове тройка лишено отвлеченного характера, свойственного числительным; слово тройка имеет предметное значение в качестве основного и поэтому относится к именам существительным.

Со стороны морфологической числительное характеризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа,

2) большинство числительных не имеет категории рода (род имеют числительные один, два, оба, полтора, тысяча, миллион и др.),

3) многие числительные отличаются особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неделимы и выступают как один член предложения ( два дня, две ночи, двое суток );

2) не могут определяться именем прилагательным.

Разряды имен числительных

Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных:

1) количественные (один, два)

2) собирательные (трое, четверо)

3) дробные (три пятых, ноль целых две десятых)

4) неопределенно-количественные (мало, несколько)

5) порядковые (первый, второй)

Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд — порядок предметов по счету.

Трудности в употреблении имен числительных нередко связываются с возможностями их сочетаемости с другими словами.

Так, собирательные числительные обычно сочетаются:

1. с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретила пятерых однокурсников; на улице стояло семеро зевак; но допустимо и: пять друзей, пятерых однокурсников: семь зевак;

2. с существительными дети, ребята, люди, лица в значении «человек»: у главного бухгалтера пятеро детей, встретила троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц; но допустимо и: пять детей, трех ребят, шесть действующих лиц;

3. в значении субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в желтых майках, нас пятеро;

4. с неодушевленными существительными, употребляющимися только во множественном числе и названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, но в косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами.

2. Понятие грамматической нормы в употреблении имен числительных

2.1. Образование и употребление имен числительных

Т рудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок «1 100 000 000-й гражданин», бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах. Неопределенно-количественные слова (сколько, столько, несколько, мало, много и т.п.) сочетаются с существительными как обычные количественные числительные, а склоняются по типу собирательных числительных.

В сочетании с предлогом по неопределенно-количественные слова употребляются в двух падежных формах.

Отдельными правилами определяются правописание сложных слов, в состав которых входят числительные, а также особенности согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входит числительное.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных. Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного (шесть — шестой), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, триста — трехсотый и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть (двадцать пять — двадцать пятый). В числительном сороковой и тысячный выделяются словообразующие суффиксы прилагательных -ов и -н.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся слитно.

Числительные девяносто и сто сохраняют свою начальную форму.

2.2. Типичные ошибки одноклассников в употреблении числительных

Трудно слушать человека, который произносит много цифровых данных, а если прибавить к этому еще и частые ошибки в употреблении имен числительных, то восприятие такой речи становится сложным.

Ошибки такого рода объясняются нарушениями правил образования различных форм слова . В нашей школе проблема неправильного употребления и произношения числительных также имеет место. Учащимся 7-8 классов было предложено выполнить следующее задание.

Какие из данных словосочетаний употреблены правильно, а какие неправильно? Распределите примеры по столбикам ( правильное употребление — неправильное употребление).

С шестьюдесятью пирожными, шестидесятью пирожными;

с двумястами рублями, с двумястами рублей;

с шестьюстами семьюдесятью двумя рублями, с шестьсот семьдесят двумя рублями;

массой в тысячу пятьсот тонн, массой в тысяча пятьсот тонн;

на двадцать два дня, на двадцать двое суток;

в полутораста километрах от цели, в полутораста километров от цели;

с полутора десятками человек, с полутора десятком человек.

Результаты нашего опроса таковы:

Допустили 3-5 ошибки

Допустили 5 ошибок и более

Из данных таблицы видно, что владеют нормами употребления числительных в речи только 16% учащихся 7-8 классов.

1. Ошибки в склонении количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

2.3. Склонение имен числительных

В составном количественном числительном изменяется каждое слово.

Пример склонения количественного числительного 3892 человека.

Родит. – Три тысячи восьмисот девяноста двух человек.

Дат. – Трем тысячам восьмистам девяноста двум людям.

Вин. – Три тысячи восемьсот девяносто два человека.

Твор. – Тремя тысячами восьмьюстами девяноста двумя людьми.

Предл. – (о) Трех тысячах восьмистах девяноста двух людях.

При склонении дробных числительных изменяются обе части.

Имен. – Три пятых.

Родит. – Трех пятых.

Дат. – Трем пятым.

Винит. – Три пятых.

Твор. – Тремя пятыми.

Предл. – (о) Трех пятых.

При смешанном числе (целое и дробь) существительным управляет дробь, а не целое число.

При употреблении слов «с половиной», с «четвертью», «с третью», существительным управляет целое число.

«Десять и пять десятых процента» (существительное «процент» употребляется в единственном числе).

«Десять с половиной процентов» (существительное ставится во множественном числе).

Особенности в склонении имеют слова «полтора», «полторы», «полтораста», относящиеся к дробным числительным.

При склонении они имеют формы только двух падежей .

Родит. – Полутора метров, полутора тонн.

Дат. – Полутора метрам, полутора тоннам.

Винит. – Полтора метра, полторы тонны.

Твор. – Полутора метрами, полутора тоннами.

Предл. – (о) Полутора метрах, (о) полутора тоннах.

Собирательные числительные употребляются : – с существительными мужского и общего рода, называющими лиц;

− с существительными мужского рода на «а» сочетаются только собирательные числительные;

С существительными «дети», «ребята», «люди» и с существительным «лицо» (в значении «человек»);

− с существительными имеющими форму только множественного числа;

− с личными местоимениями;

− с названиями детенышей животных;

− в качестве числительных, перешедших в разряд существительных;

− с существительными, называющими парные предметы;

− с существительными, относящимися к официально-деловой лексике.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа. В косвенных падежах при неодушевленных существительных собирательные числительные обычно заменяются на количественные.

В сочетании с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и согласуются с существительными в формах рода, числа и падежа и имеют падежные окончания прилагательных.

Это происходит путем прибавления к полной основе количественного числительного окончания полного прилагательного («шесть» – «шестой»), у сложных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900) изменяется и первая часть основы (например, «триста» – «трехсотый» и т.п.).

Составные числительные при образовании порядковых преобразуют только последнюю часть («двадцать пять» – «двадцать пятый») .

В числительном «сороковой» и «тысячный» выделяются словообразующие суффиксы прилагательных «ов» и «н» .

Порядковые числительные, оканчивающиеся на «тысячный» , «миллионный» , «миллиардный» , пишутся слитно.

Числительные «девяносто» и «сто» сохраняют свою начальную форму.

Речевой ошибкой является любое отступление от современной языковой нормы. Под языковой нормой понимается общепринятое и формализованное (в словарях и учебниках русского языка) употребление слов, словообразований и синтаксических конструкций

Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. «Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов» .

Несмотря на то, что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.

В проведенном нами исследование рассмотрены особенности имени числительного как части речи, выявлена специфика грамматических норм склонения имени числительного, проанализированы причины ошибок в употреблении имен числительных.

В ходе анкетирования учащихся 7-8 классов выявлено, что 84% опрошенных не владеют нормами употребления числительных в речи, что недопустимо для специалиста с высшим образованием, да и для любого современного человека.

Итог нашей работы — буклет, в котором даны рекомендации по употреблению числительных, представлены таблицы с разными типами склонения этой части речи, собран занимательный языковой материал (лингвистические миниатюры, грамматические сказки, стихи о числительном, задачи, шарады, загадки, игры-упражнения для развития интереса) для тренировочных занятий с одноклассниками.

Список литературы

Валгина Н.С., Современный русский язык, М., 2002 г.

Введенская Л.А. и др., Русский язык и культура речи, Ростов н/ Д, 2003 г.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Язык и культура, М.,1990г.

Виноградов В.В., Современный русский язык, М., 1990 г.

Головин Б.Н., Основы культуры речи, М., 1988 г

Голуб И.Б., Стилистика русского языка, М.. 2001г.

Граудина Л.К., Ицкович В.И., Катлинская Л.П., Грамматическая правильность русской речи, М., 2001 г.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н., Культура русской речи, М., 2001 г.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. — М., 1992.

Кожина М.Н., Стилистика русского языка, М., 1977 г.

Кочергина В.А., Современные задачи исследования частей речи, М., 1989г.

Лекант П.А., Современный русский язык, М., 1998 г.

Медведева С.Ю., Специфика языка печати как средства массовой коммуникации, М., 1986 г.

Новикова В.И., Употребление числительных в современной речевой практике, М., 2001г.

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один — «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.

Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных — «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), — то исчезает — «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.

Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение — мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) — наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».

Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных — «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.

Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).

Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» — уже недопустимый вариант.

Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но гак нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного. Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление«, «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных. Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Данное решение обязательное для исполнения.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ъ».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Обратите внимание

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

источники:

https://belkaim.ru/gastroenterology/oshibki-v-upotreblenii-chislitelnyh-primery-morfologicheskie/

Обновлено: 21.06.2023

Числительные — одна из наиболее сложных частей речи в русском языке. Большое количество затруднений при использовании в письменной и устной речи обычно связано с неверным согласованием числительных с другими частями речи. Кроме того, очень много ошибок допускается при употреблении слов “оба” и “обе”, “полтора” и “полтораста”, а также склонении числительных.

Неверное употребление

Ниже представлен разбор наиболее распространенных ошибок при употреблении числительных.

Составных, в которых есть два, три, четыре

Числительные, включающие в себя “два”, “три” или “четыре” нельзя употреблять вместе с существительными, у которых нет формы единственного числа. Например, нельзя сказать две каникулы, три грабли.

Также, если они находятся в Именительном и Винительном падеже, то их можно использовать только в единственном числе. Неправильно: он съездил в тридцать три путешествий. Правильно: он съездил в тридцать три путешествия.

Неправильное согласование “обе”, “оба”

Слово “оба” можно использовать только вместе с существительными в мужском или среднем роде, обе же сочетается только с существительными в женском роде. Неверно: обоих рек, обоими дорогами. Верно: обеих рек, обеими дорогами. “Оба” и “обе” никогда не употребляются во множественном числе.

Неуместное употребление собирательных

Собирательные числительные нельзя употреблять со словами, обозначающими профессии. Например, недопустимо говорить пятеро служащих (только пять служащих). Также их нельзя использовать с существительными женского рода и названиями животных. Неверно: шестеро девушек, четверо волков. Верно: шесть девушек, четыре волка.

При этом собирательные числительные можно использовать с существительными мужского рода, личными местоимениями, названиями детенышей животных, словами “люди” и “ребята”, существительными называющими парные предметы.

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Часто трудности возникают при изменении этих числительных по падежам. Для слова полтора существует только два варианта использования (кроме основного): полторы для женского рода и полутора для существительных мужского и среднего рода во всех падежах кроме именительного и винительного. Неверно писать “не более полтора стаканов”, правильно “не более полутора стаканов”.

Числительное полтораста во всех падежах, исключая именительный и винительный, используется в форме “полутораста”. Ошибка: “около полтораста километров”. Правильно писать и говорить “около полутораста километров”.

Путаница в обозначении дат

При склонении имя существительное не меняет свою форму, изменяется только числительное. Поэтому неправильно говорить “поздравляю с Девятым маем”. Правильно: “поздравляю с Девятым мая”.

Если в предложении используются такие слова как “праздник” или “дата”, то после них числительное ставится в Именительный падеж и пишется с большой буквы. Неверно: поздравляю с праздником Первым сентября. Верно: поздравляю с праздником Первое сентября.

Ошибки в склонении собирательных

Собирательные числительные всегда склоняются по тем же правилам, что и прилагательные. Например, трое котов-троим котам-троих котов

В склонении дробных чисел

В дробных числах числитель и знаменатель слоняются по разному. Числитель необходимо склонять как целое число, а знаменатель как порядковое числительное (или прилагательное) во множественном числе. Поэтому неправильно потреблять “двум третьих”, правильно “двум третьим”.

В образовании слов

Наиболее распространенными являются ошибки, связанные с образованием числительных в состав которых входит “сто”, “девяносто” и “сорок”. У этих числительных во всех падежах (кроме именительного и винительного) используются формы “ста”, “сорока” и “девяноста”. Неверно: в доме проживало больше сорок человек. Верно: в доме проживало больше сорока человек.

В согласовании с другими частями речи

Основная сложность в использовании имен числительных — это правильно согласовать их с другими частями речи. Основная проблема заключается в том, что в одних случаях числительные следуют за согласованным словом, а в других управляют им.

Неправильная связь определений и числительных

Определение, стоящее после числительного и перед существительным в мужском роде, необходимо ставить в Родительный падеж. Неверно: на дереве висело три спелые яблока. Верно: на дереве висело три спелых яблока.

Если в подобной ситуации определение находится перед существительным в женском роде, то оно ставится в Именительный падеж. Неверное: четыре полных чашки. Верно: четыре полные чашки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего

Если в конце составного количественного числительного стоит слово “один” и оно является подлежащим, то такое числительное ставится в единственное число. Неверно: двадцать один чайника в магазине. Верное: двадцать один чайник в магазине.

В том же случае, если в состав числительного входят слова два, три, четыре и т.д., то оно согласуется с существительным в единственном числе (среднем роде) или во множественном числе. Сорок пять кошек жили (жило) в подвале. Оба варианта верны.

С именами существительными

Порядковые числительные всегда изменяются вместе с именами существительными, с которыми они связаны. А вот количественные числительные могут как зависеть от существительного, так и быть главными. Два, оба и полтора одновременно управляют родительным падежом и согласуются в роде с существительным. Неправильно: обои майки. Правильно: обе майки.

В правописании

Одной из наиболее распространенных ошибок при написании имен числительных является пропуск мягкого знака. Неверно: пятдесят лет. Верно: пятьдесят лет.

Много ошибок связано с наращением числительного (прибавлением к числовому обозначению “-х”, “-ть” и других). Так, например, нельзя прибавлять наращение “-го”, если по числительного идет слово “года”. Неверно: в сентябре 1967-го года. Верно: в сентябре 1967-го. Или в сентябре 1967 года.

К названиям дней наращения никогда не прибавляются. Неверно: 5-е марта. Верно: 5 марта.

Заключение

Ошибки в употреблении числительных допускают и школьники, и взрослые люди. Как видно, разобраться с правилами использования этой части речи не так уж и сложно. При возникновении затруднений же всегда можно обратиться к словарю или грамматическим онлайн-сервисам.

Правильно: В ста тридцати пяти школах Москвы объявили карантин

Правильно: в родительском чате одновременно написали пять матерей

Правильно: в полутора километрах

Правильно: в школе учатся больше пятисот человек

Правильно: трёмстам рабочим сделали выговор

Правильно: он остался с девяноста рублями

Правильно: на классный час пришли две ученицы

Правильно: перед первым сентября

Готовиться к датам, даже если они не очень праздничные, нужно грамотно. Возможно, ошибку в открытке, которую подписал первоклассник для любимой учительницы, никто и не заметит. Но нам, взрослым людям, так писать стыдно. Когда мы говорим о дате, после порядкового числительного название месяца ставится в родительный падеж. Перед первым октября (а не октябрём), с первым января (а не январём) или с 9 мая (а не маем).

Правильно: крепость вина — 4,7 процента

Теперь бонус: если сложные числительные вам не поддаются, вы переживаете, что скажете неправильно, — держите подсказку. Это сервис, где можно написать число, а вам выдадут его склонения по падежам.

Такие числа в И.п. или В.п. могут использоваться только с существительными в ед.ч.

Неправильно: мы провели двадцать два мероприятий.

Правильно: мы провели двадцать два мероприятия.

Неправильное согласование “обе” и “оба”.

Они могут изменяться по родам: оба стакана (м.р.), обе кружки (ж.р.), оба облака (ср.р.).

Р.п. – обОих портретов, обЕих чашек;

Д.п. – обОим младенцам, обЕим женщинам;

Они не способны изменяться по числам!

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки: по обеим маршрутам, на обеих станциях.

Правильно: по обоим маршрутам, на обеих станциях.

Неуместное употребление собирательных числительных.

Эта часть речи может сочетаться с:

  • Именами существительными мужского рода или общего рода, если они называют предметы мужского рода.

Неверно: двое женщин пошли в магазин.

Верно: двое мальчиков пошли в магазин.

Неверно: они были шестеро.

Верно: их было шестеро.

Неверно: в доме было семеро котов.

Верно: в доме было семеро котят.

Пример: в саду гуляли шестеро ребят.

  • Причастиями и прилагательными, которые могут выступать в роли существительных.

Пример: двое вышедших, трое больных.

  • Существительными, стоящими только во множественном числе или называющими парные предметы.

Например: трое брюк, семеро суток.

Ошибки в употреблении числительных

С остальными словами сочетать эти числительные нельзя!

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Чтобы не допускать ошибок в образовании формы этих числительных, можно изучить приведенные таблицы.

Полтора

Ошибки в употреблении числительных

Полтораста

Ошибки в употреблении числительных

Путаница в обозначении дат

Неправильно: поздравляю с Восьмым мартом.

Правильно: поздравляю с Восьмым марта.

Ошибки в склонении

В порядковом числительном, если его склонять, изменяется только последнее слово (семьдесят пятый), а в качественном – обе части (шестидесяти трем). В сложных числительных изменяются все слова (восьми тысяч восьмидесяти шести), в количественных составных тоже (девятисот восьмидесяти двум).

Ошибки в употреблении числительных

Собирательные числительные

Они изменяются точно, как и имена прилагательные, и стоят во множественном числе, например: двое мужчин, двоих мужчин, двоим мужчинам.

Дробные числа

В этих словах знаменатель склоняется как порядковое числительное в мн.ч., а числитель – как целое число.

Исправленные: одной целой трех седьмых, одной целой шестью девятых.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в образовании

Самой типичной ошибкой в употреблении числительных является неправильное образование слов сорок, девяносто и сто, примеры: в отеле больше сто человек, мы съели больше сорок бургеров.

Во всех падежах (кроме И.п. и В.п.) эти слова существуют в неизменяемой форме: сорока, девяноста, ста.

Ошибки в согласовании с другими частями речи

Связь определений и числительных

Правило:

  1. Если определение стоит после количественного числительного и сочетается с существительными мужского рода, то оно должно стоять в Р.п. Пример: два красивых автомобиля, пять новых удостоверений.
  2. Если определение расположено после числительного и сочетается с существительным в женском роде, то оно ставится в И.п., например: четыре пустые бутылки, три чистые салфетки. Неграмотно будет сказать: четыре красивые автомобиля или три чистых салфетки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего, в котором употреблено числительное

Составное количественное имя числительное, в конце у которого стоит один, в случае подлежащего согласуется со сказуемым в ед.ч.: сорок один цветок в букете, тридцать один телефон в магазине.

Если количественное числительное входит в предложении в подлежащее и оканчивается на два, три и т.д., то оно связывается со сказуемым в ед.ч и ср.р и во мн.ч.: двадцать пять девочек прибежали (прибежало) на дискотеку.

Ошибки в связи числительных с именами существительными

Порядковые числительные зависят от имен существительных полностью: в числе, падеже и роде. Другие числительные могут быть и главными, а могут зависеть:

  • В И.п. числительное (исключение – один) управляет существительным, а в других падежах зависит от него. Например: ехали три (не трое!) девушки (управление), расскажу о четырех (не четыре!) видах мышей (согласование).
  • Зависимое от числительного существительное обычно используется в Р.п.: девять собак. Существительные с числительными с два и т.д. находится в В.п.: выпустить трех собак.
  • Два, оба, полтора образовывают одновременно обе связи: управление (управляют родительным падежом) и согласование (согласуются в роде) вместе: две игры, полтора пакета, обе майки, оба чехла.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в правописании

В употреблении числительных на письме самой частой ошибкой является пропущенный мягкий знак, примеры: девятсот рублей, семдесят тетрадей.

Правило:

В числах от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине обязательно вставляется мягкий знак!

Примеры: шестЬдесят палок, восемЬсот домов.

Неправильное употребление имени числительного: пятдесят батареек.

В чём особенности склонения порядковых и количественных числительных, каковы типичные ошибки в употреблении этой части речи? Ответы на эти вопросы, а также алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть вопросы, касающиеся имени числительного, очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Неправильное употребление имени числительного

Задание № 7, связанное с неправильным употреблением форм числительных, одно из сложных, так как очень много числительных, их группы изменяются по-разному. Надо хорошо запомнить, как именно. Предлагаю сначала вспомнить, а если забыли, то просто выучить, как изменяются по падежам те или иные числительные. Только после этого можно приступать к выполнению задания.

Именно при склонении количественных числительных чаще всего допускаются ошибки.

Запомните, ребята, образцы склонения количественных числительных и по ним проверяйте слова, данные в задании № 8.

Читайте также:

  • Греко бактрийское государство кратко
  • История кофе в россии кратко
  • Цинь шихуанди биография кратко
  • Черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении слушать кратко
  • История создания песни бухенвальдский набат кратко
  • Главная
  • ЕГЭ. Теория по векам. Правители
  • Смутное время
  • Первый — последний
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Ошибки в употреблении имени числительного. Типичные ошибки. Примеры. Комментарии.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

 Ошибки в употреблении имени числительного.

 Типичные ошибки. Примеры. Комментарии.

Ошибка № 1.

Ошибка при склонении числительных.

Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.

Примеры.

  • Он заканчивал школу в двух тысяч двадцать втором году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).

Верно.

Он заканчивал школу в две тысячи двадцать втором году.

  • С семистамиработниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).

Верно.

С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.

Ошибка № 2.

Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Пример.

По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).

Верно.

По обеим сторонам дороги росли сосны.

Ошибка № 3.

Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.

Примеры.

  • Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)

Верно.

Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.

  • Двоеогромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно, так как сущ. обозначает взрослых животных).

Верно.

Два огромных волка перебежали дорогу.

  • К школе родители купили двое пар брюки пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)

Верно.

К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.

Ошибка № 4.

 Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.

Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. , имеющими только множественное число.

Пример.

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

Верно.

Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.

Ошибка № 5.

Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА, -СТО, -СОТ.

Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.

Пример.

Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.

Верно.

Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.

Ошибка № 6.

Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.

Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.

Пример.

Он прочитал не более полтораста страниц.

Верно.

Он прочитал не более полутораста страниц.

 ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: ошибка в употреблении имени числительного.

Пример № 1.

У обоих подруг сегодня был экзамен.

 (Слово подруга – ж.р., поэтому и числительное обе должно быть в ж.р.)

Верно.

У обеих подруг сегодня был экзамен.

Пример № 2.

Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас. (Слово пара – женского рода, поэтому употреблять с  ним собирательное числительное нельзя).

Верно.

Две пары ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

Пример № 3.

 Вопреки первоначальным планам, путешествие затянулась на целых двадцать двое суток. (Собирательные числительные не могут входить в составные числительные).

Верно.

Вопреки первоначальным планам, путешествие затянулась на целых двадцать два дня.

E-mail

вернуться на стр.  «Имя числительное в табл.«, «Морфологический разбор числительного«, на главную

Составное числительное, оканчивающегося на «два», «три», «четыре»

Независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного.

Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых (а не «тридцать двух раненых»).

Составное порядковое числительное

Склоняется только последнее слово

Строительство комплекса должно быть завершено к две тысячи третьему году (а не к «двум тысячам третьему» году).

Употребление собирательных числительных

-Собирательные числительные не сочетаются с сущ. ж.р.

Двое мальчиков и две девочки (а не двое девочек)

-Не рекомендуется употреблять собирательные числительные, если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение.

Не случайно оказались в этом регионе сразу два сенатора  (акцент на личности, а «двое сенаторов» – понижение статуса).

-Числительное оба согласуется в роде  с существительным и не сочетается с существительным без ед.ч.

По обеим сторонам улицы росли деревья (а не по обоим). У тех и других брюк нет ремня (а не у обоих брюк).

Употребление количественных числительных

-У сложных числительных от 50 до 80,от 200 до 900 склоняются обе части

Более восьмисот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно (а не более восемьсот тысяч пенсионеров)

-У количественных числительных склоняются все части

Книга с пятьюстами тридцатью двумя иллюстрациями (а не с пятьсот).

Употребление дробных числительных

При склонении дробных числ. количественные и порядковые числ. согласуются. Управляемое сущ. употребляется в Р.п. Рекорд улучшен на 25,6 секунды (а не 25,6 секунд).

При изменении падежных окончаний чаще всего возникают сложности. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год – в тысяча девятьсот шестьдесят первом году)

Принято говорить: ноль целых и пять десятых, ноль часов ноль минут, счет матча ноль — ноль, телефон службы спасения — ноль один. Однако это относится только к форме именительного падежа, в косвенных падежах предпочтительны формы варианта нуль: ниже нуля, от нуля, к нулю. И единственной правильной формой прилагательного признается вариант с буквой у — нулевой.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Морфологические ошибки при употреблении числительных
Тест на тему Имя числительного

Тест на тему Разряды числительных
Тест на тему Имя числительное (орфография, орфоэпия, лексика)
Контрольный тест на тему Имя числительное
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на стр.  «Имя числительное в табл.«, «Морфологический разбор числительного«, на главную

Обновлено: 27.06.2023

Числительные — одна из наиболее сложных частей речи в русском языке. Большое количество затруднений при использовании в письменной и устной речи обычно связано с неверным согласованием числительных с другими частями речи. Кроме того, очень много ошибок допускается при употреблении слов “оба” и “обе”, “полтора” и “полтораста”, а также склонении числительных.

Неверное употребление

Ниже представлен разбор наиболее распространенных ошибок при употреблении числительных.

Составных, в которых есть два, три, четыре

Числительные, включающие в себя “два”, “три” или “четыре” нельзя употреблять вместе с существительными, у которых нет формы единственного числа. Например, нельзя сказать две каникулы, три грабли.

Также, если они находятся в Именительном и Винительном падеже, то их можно использовать только в единственном числе. Неправильно: он съездил в тридцать три путешествий. Правильно: он съездил в тридцать три путешествия.

Неправильное согласование “обе”, “оба”

Слово “оба” можно использовать только вместе с существительными в мужском или среднем роде, обе же сочетается только с существительными в женском роде. Неверно: обоих рек, обоими дорогами. Верно: обеих рек, обеими дорогами. “Оба” и “обе” никогда не употребляются во множественном числе.

Неуместное употребление собирательных

Собирательные числительные нельзя употреблять со словами, обозначающими профессии. Например, недопустимо говорить пятеро служащих (только пять служащих). Также их нельзя использовать с существительными женского рода и названиями животных. Неверно: шестеро девушек, четверо волков. Верно: шесть девушек, четыре волка.

При этом собирательные числительные можно использовать с существительными мужского рода, личными местоимениями, названиями детенышей животных, словами “люди” и “ребята”, существительными называющими парные предметы.

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Часто трудности возникают при изменении этих числительных по падежам. Для слова полтора существует только два варианта использования (кроме основного): полторы для женского рода и полутора для существительных мужского и среднего рода во всех падежах кроме именительного и винительного. Неверно писать “не более полтора стаканов”, правильно “не более полутора стаканов”.

Числительное полтораста во всех падежах, исключая именительный и винительный, используется в форме “полутораста”. Ошибка: “около полтораста километров”. Правильно писать и говорить “около полутораста километров”.

Путаница в обозначении дат

При склонении имя существительное не меняет свою форму, изменяется только числительное. Поэтому неправильно говорить “поздравляю с Девятым маем”. Правильно: “поздравляю с Девятым мая”.

Если в предложении используются такие слова как “праздник” или “дата”, то после них числительное ставится в Именительный падеж и пишется с большой буквы. Неверно: поздравляю с праздником Первым сентября. Верно: поздравляю с праздником Первое сентября.

Ошибки в склонении собирательных

Собирательные числительные всегда склоняются по тем же правилам, что и прилагательные. Например, трое котов-троим котам-троих котов

В склонении дробных чисел

В дробных числах числитель и знаменатель слоняются по разному. Числитель необходимо склонять как целое число, а знаменатель как порядковое числительное (или прилагательное) во множественном числе. Поэтому неправильно потреблять “двум третьих”, правильно “двум третьим”.

В образовании слов

Наиболее распространенными являются ошибки, связанные с образованием числительных в состав которых входит “сто”, “девяносто” и “сорок”. У этих числительных во всех падежах (кроме именительного и винительного) используются формы “ста”, “сорока” и “девяноста”. Неверно: в доме проживало больше сорок человек. Верно: в доме проживало больше сорока человек.

В согласовании с другими частями речи

Основная сложность в использовании имен числительных — это правильно согласовать их с другими частями речи. Основная проблема заключается в том, что в одних случаях числительные следуют за согласованным словом, а в других управляют им.

Неправильная связь определений и числительных

Определение, стоящее после числительного и перед существительным в мужском роде, необходимо ставить в Родительный падеж. Неверно: на дереве висело три спелые яблока. Верно: на дереве висело три спелых яблока.

Если в подобной ситуации определение находится перед существительным в женском роде, то оно ставится в Именительный падеж. Неверное: четыре полных чашки. Верно: четыре полные чашки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего

Если в конце составного количественного числительного стоит слово “один” и оно является подлежащим, то такое числительное ставится в единственное число. Неверно: двадцать один чайника в магазине. Верное: двадцать один чайник в магазине.

В том же случае, если в состав числительного входят слова два, три, четыре и т.д., то оно согласуется с существительным в единственном числе (среднем роде) или во множественном числе. Сорок пять кошек жили (жило) в подвале. Оба варианта верны.

С именами существительными

Порядковые числительные всегда изменяются вместе с именами существительными, с которыми они связаны. А вот количественные числительные могут как зависеть от существительного, так и быть главными. Два, оба и полтора одновременно управляют родительным падежом и согласуются в роде с существительным. Неправильно: обои майки. Правильно: обе майки.

В правописании

Одной из наиболее распространенных ошибок при написании имен числительных является пропуск мягкого знака. Неверно: пятдесят лет. Верно: пятьдесят лет.

Много ошибок связано с наращением числительного (прибавлением к числовому обозначению “-х”, “-ть” и других). Так, например, нельзя прибавлять наращение “-го”, если по числительного идет слово “года”. Неверно: в сентябре 1967-го года. Верно: в сентябре 1967-го. Или в сентябре 1967 года.

К названиям дней наращения никогда не прибавляются. Неверно: 5-е марта. Верно: 5 марта.

Заключение

Ошибки в употреблении числительных допускают и школьники, и взрослые люди. Как видно, разобраться с правилами использования этой части речи не так уж и сложно. При возникновении затруднений же всегда можно обратиться к словарю или грамматическим онлайн-сервисам.

Правильно: В ста тридцати пяти школах Москвы объявили карантин

Правильно: в родительском чате одновременно написали пять матерей

Правильно: в полутора километрах

Правильно: в школе учатся больше пятисот человек

Правильно: трёмстам рабочим сделали выговор

Правильно: он остался с девяноста рублями

Правильно: на классный час пришли две ученицы

Правильно: перед первым сентября

Готовиться к датам, даже если они не очень праздничные, нужно грамотно. Возможно, ошибку в открытке, которую подписал первоклассник для любимой учительницы, никто и не заметит. Но нам, взрослым людям, так писать стыдно. Когда мы говорим о дате, после порядкового числительного название месяца ставится в родительный падеж. Перед первым октября (а не октябрём), с первым января (а не январём) или с 9 мая (а не маем).

Правильно: крепость вина — 4,7 процента

Теперь бонус: если сложные числительные вам не поддаются, вы переживаете, что скажете неправильно, — держите подсказку. Это сервис, где можно написать число, а вам выдадут его склонения по падежам.

Такие числа в И.п. или В.п. могут использоваться только с существительными в ед.ч.

Неправильно: мы провели двадцать два мероприятий.

Правильно: мы провели двадцать два мероприятия.

Неправильное согласование “обе” и “оба”.

Они могут изменяться по родам: оба стакана (м.р.), обе кружки (ж.р.), оба облака (ср.р.).

Р.п. – обОих портретов, обЕих чашек;

Д.п. – обОим младенцам, обЕим женщинам;

Они не способны изменяться по числам!

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки: по обеим маршрутам, на обеих станциях.

Правильно: по обоим маршрутам, на обеих станциях.

Неуместное употребление собирательных числительных.

Эта часть речи может сочетаться с:

  • Именами существительными мужского рода или общего рода, если они называют предметы мужского рода.

Неверно: двое женщин пошли в магазин.

Верно: двое мальчиков пошли в магазин.

Неверно: они были шестеро.

Верно: их было шестеро.

Неверно: в доме было семеро котов.

Верно: в доме было семеро котят.

Пример: в саду гуляли шестеро ребят.

  • Причастиями и прилагательными, которые могут выступать в роли существительных.

Пример: двое вышедших, трое больных.

  • Существительными, стоящими только во множественном числе или называющими парные предметы.

Например: трое брюк, семеро суток.

Ошибки в употреблении числительных

С остальными словами сочетать эти числительные нельзя!

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Чтобы не допускать ошибок в образовании формы этих числительных, можно изучить приведенные таблицы.

Полтора

Ошибки в употреблении числительных

Полтораста

Ошибки в употреблении числительных

Путаница в обозначении дат

Неправильно: поздравляю с Восьмым мартом.

Правильно: поздравляю с Восьмым марта.

Ошибки в склонении

В порядковом числительном, если его склонять, изменяется только последнее слово (семьдесят пятый), а в качественном – обе части (шестидесяти трем). В сложных числительных изменяются все слова (восьми тысяч восьмидесяти шести), в количественных составных тоже (девятисот восьмидесяти двум).

Ошибки в употреблении числительных

Собирательные числительные

Они изменяются точно, как и имена прилагательные, и стоят во множественном числе, например: двое мужчин, двоих мужчин, двоим мужчинам.

Дробные числа

В этих словах знаменатель склоняется как порядковое числительное в мн.ч., а числитель – как целое число.

Исправленные: одной целой трех седьмых, одной целой шестью девятых.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в образовании

Самой типичной ошибкой в употреблении числительных является неправильное образование слов сорок, девяносто и сто, примеры: в отеле больше сто человек, мы съели больше сорок бургеров.

Во всех падежах (кроме И.п. и В.п.) эти слова существуют в неизменяемой форме: сорока, девяноста, ста.

Ошибки в согласовании с другими частями речи

Связь определений и числительных

Правило:

  1. Если определение стоит после количественного числительного и сочетается с существительными мужского рода, то оно должно стоять в Р.п. Пример: два красивых автомобиля, пять новых удостоверений.
  2. Если определение расположено после числительного и сочетается с существительным в женском роде, то оно ставится в И.п., например: четыре пустые бутылки, три чистые салфетки. Неграмотно будет сказать: четыре красивые автомобиля или три чистых салфетки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего, в котором употреблено числительное

Составное количественное имя числительное, в конце у которого стоит один, в случае подлежащего согласуется со сказуемым в ед.ч.: сорок один цветок в букете, тридцать один телефон в магазине.

Если количественное числительное входит в предложении в подлежащее и оканчивается на два, три и т.д., то оно связывается со сказуемым в ед.ч и ср.р и во мн.ч.: двадцать пять девочек прибежали (прибежало) на дискотеку.

Ошибки в связи числительных с именами существительными

Порядковые числительные зависят от имен существительных полностью: в числе, падеже и роде. Другие числительные могут быть и главными, а могут зависеть:

  • В И.п. числительное (исключение – один) управляет существительным, а в других падежах зависит от него. Например: ехали три (не трое!) девушки (управление), расскажу о четырех (не четыре!) видах мышей (согласование).
  • Зависимое от числительного существительное обычно используется в Р.п.: девять собак. Существительные с числительными с два и т.д. находится в В.п.: выпустить трех собак.
  • Два, оба, полтора образовывают одновременно обе связи: управление (управляют родительным падежом) и согласование (согласуются в роде) вместе: две игры, полтора пакета, обе майки, оба чехла.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в правописании

В употреблении числительных на письме самой частой ошибкой является пропущенный мягкий знак, примеры: девятсот рублей, семдесят тетрадей.

Правило:

В числах от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине обязательно вставляется мягкий знак!

Примеры: шестЬдесят палок, восемЬсот домов.

Неправильное употребление имени числительного: пятдесят батареек.

В чём особенности склонения порядковых и количественных числительных, каковы типичные ошибки в употреблении этой части речи? Ответы на эти вопросы, а также алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть вопросы, касающиеся имени числительного, очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Неправильное употребление имени числительного

Задание № 7, связанное с неправильным употреблением форм числительных, одно из сложных, так как очень много числительных, их группы изменяются по-разному. Надо хорошо запомнить, как именно. Предлагаю сначала вспомнить, а если забыли, то просто выучить, как изменяются по падежам те или иные числительные. Только после этого можно приступать к выполнению задания.

Именно при склонении количественных числительных чаще всего допускаются ошибки.

Запомните, ребята, образцы склонения количественных числительных и по ним проверяйте слова, данные в задании № 8.

Читайте также:

      

  • Греко бактрийское государство кратко
  •   

  • История кофе в россии кратко
  •   

  • Цинь шихуанди биография кратко
  •   

  • Черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении слушать кратко
  •   

  • История создания песни бухенвальдский набат кратко

  • Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов
  • Типичные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности
  • Типичные ошибки при употреблении причастных оборотов
  • Типичные ошибки при составлении бизнес плана
  • Типичные ошибки при употреблении паронимов