Типичные ошибки при употреблении причастных оборотов

Недопустимо
включение в состав причастного оборота
союзов и союзных слов
Так
как кот, удивлённый случившимся, он
перестал красть.

Чаще
всего в речи допускается два типа ошибок
и недочётов, связанных с нарушением
порядка расположения причастного
оборота и определяемого слова:

  • причастный
    оборот, расположенный после определяемого
    слова, отделяется от главного слова
    другими словами: Студенты
    спешат к реке, приехавшие в лагерь
     
    грамматически некорректное предложение;
    правильный вариант: Студенты,
    приехавшие в лагерь, спешат к реке
    ;

  • определяемое
    слово включается в середину причастного
    оборота: У
    него было раскрасневшееся лицо от
    мороза
     —
    грамматически некорректное предложение,
    поскольку здесь нарушены законы
    словосочетания: раскрасневшееся от
    мороза, а не лицо от мороза. Грамматически
    корректным будет вариант: У
    него было раскрасневшееся от мороза
    лицо
    .

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

  • Причастия
    настоящего времени употребляются
    тогда, когда необходимо подчеркнуть,
    что причастие обозначает:

1)
признак, действие которого совпадает
с моментом речи или с действием
глагола-сказуемого: Я
узнал мальчика, несущегося мне навстречу
на велосипеде
;

2)
постоянный признак: Я
знаю почтальона, носящего нам письма
.
Иногда при указании на постоянный
признак можно употреблять и причастие
прошедшего времени: Я
уселся на скамью, стоящую в конце
бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую
в конце бульвара

Билет
№12.

  1. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения в разных стилях.

ФОРМИРОВАНИЕ
РУССКОЙ ЛЕКСИКИ

Освоение
заимствованных слов русским языком

Иноязычные
слова, попадая в наш язык, постепенно
ассимилируются им: приспосабливаются
к звуковой системе русского языка,
подчиняются правилам русского
словообразования и словоизменения, в
той или иной степени утрачивая, таким
образом, черты своего нерусского
происхождения.

Прежде всего
обычно устраняются иноязычные особенности
звукового оформления слова, например
носовые звуки в заимствованиях из
французского или сочетания звуков,
свойственные английскому языку, и т. д.
Затем изменяются нерусские окончания
слов, формы рода. Например, в словах
почтальон, суфлер, тротуар уже не звучат
характерные для французского языка
звуки (носовые гласные, трассированный
[r]); в словах митинг, пудинг нет английского
заднеязычного н, произносимого задней
частью спинки языка (в транскрипции
[*нг], кроме того, первое из них утратило
дифтонг; начальные согласные в словах
джаз, джин произносятся с характерной
русской артикуляцией, хотя их сочетание
для нас непривычно. Латинское слово
seminarium превратилось в семинарий, а затем
— в семинар; греческое analogos — в ан`алог,
a analogikos — в аналогичный. Существительное
seukla, имеющее в греческом языке значение
множественного числа, в русском стало
восприниматься как существительное
единственного числа, причем не среднего,
а женского рода: свекла. Немецкое
marschierеп получает русский суффикс -овать
и преобразуется в маршировать.

Обрастая
словообразовательными аффиксами,
заимствованные слова входят в
грамматическую систему русского языка
и подчиняются соответствующим нормам
словоизменения: образуют парадигмы
склонений, спряжений.

Освоение
заимствованных слов обычно приводит и
к их семантическим изменениям. Большинство
иноязычных слов в русском языке утрачивают
этимологические связи с родственными
корнями языка-источника. Так, мы не
воспринимаем немецкие слова курорт,
бутерброд, парикмахер как слова сложной
основы (курорт из kurie-rеn — ‘лечить’ + Ort —
‘место’; парикмахер — дословно ‘делающий
парик’; бутерброд — ‘масло’ и ‘хлеб’)

В результате
деэтимологизации значения иноязычных
слов становятся немотивированными.

Однако не все
заимствования ассимилированы русским
языком в равной мере: есть такие, которые
настолько обрусели, что не обнаруживают
своего иностранного происхождения
(вишня, тетрадь, партия, шалаш, суп,
котлета), иные же сохраняют отдельные
черты языка-оригинала, благодаря которым
выделяются в русской лексике как
слова-пришельцы.

Среди заимствований
есть и не освоенные русским языком
слова, которые резко выделяются на фоне
русской лексики. Особое место среди
таких заимствований занимают экзотизмы
— слова, которые характеризуют специфические
особенности жизни разных народов и
употребляются при описании нерусской
действительности. Так, при изображении
быта народов Кавказа используются слова
аул, сакля, джигит, арба и др. Экзотизмы
не имеют русских синонимов, поэтому
обращение к ним при описании национальной
специфики продиктовано необходимостью.

В другую группу
выделяются варваризмы, т.е. перенесенные
на русскую почву иностранные слова,
употребление которых носит индивидуальный
характер. В отличие от других лексических
заимствований варваризмы не зафиксированы
словарями иностранных слов, а тем более
словарями русского языка. Варваризмы
не освоены языком, хотя со временем
могут в нем закрепиться. Таким образом,
практически все заимствования, прежде
чем войти в постоянный состав лексики,
какое-то время были варваризмами.
Например, В. Маяковский употребил как
варваризм слово кемп (Я лежу,- палатка
в кемпе) , позднее достоянием русского
языка стало заимствование кемпинг.

К варваризмам
примыкают иноязычные вкрапления в
русскую лексику: о’кей, мерси, happy end,
pater familias. Многие из них сохраняют нерусское
написание они популярны не только в
нашем, но и в других языках Кроме того,
употребление некоторых из них имеет
давнюю традицию, например alma mater.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Неправильное построение предложения с причастным оборотом


Неправильное построение предложения с причастным оборотом

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 376.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 376.

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе.

Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.
+

Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота Маша принесла домой найденного котенка на улице.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Маша принесла домой котенка, найденного на улице.

В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).

Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал).

В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу.

Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу.

Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали.

Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кира Матвеева

    6/7

  • Ирина Паращенко

    7/7

  • Дарья Кузнецова

    7/7

  • Лаура Джуккаева

    7/7

  • Андрей Малахов

    6/7

  • Даша Глухова

    6/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 376.


А какая ваша оценка?

Недопустимо
включение в состав причастного оборота
союзов и союзных слов
Так
как кот, удивлённый случившимся, он
перестал красть.

Чаще
всего в речи допускается два типа ошибок
и недочётов, связанных с нарушением
порядка расположения причастного
оборота и определяемого слова:

  • причастный
    оборот, расположенный после определяемого
    слова, отделяется от главного слова
    другими словами: Студенты
    спешат к реке, приехавшие в лагерь
     
    грамматически некорректное предложение;
    правильный вариант: Студенты,
    приехавшие в лагерь, спешат к реке
    ;

  • определяемое
    слово включается в середину причастного
    оборота: У
    него было раскрасневшееся лицо от
    мороза
     —
    грамматически некорректное предложение,
    поскольку здесь нарушены законы
    словосочетания: раскрасневшееся от
    мороза, а не лицо от мороза. Грамматически
    корректным будет вариант: У
    него было раскрасневшееся от мороза
    лицо
    .

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

  • Причастия
    настоящего времени употребляются
    тогда, когда необходимо подчеркнуть,
    что причастие обозначает:

1)
признак, действие которого совпадает
с моментом речи или с действием
глагола-сказуемого: Я
узнал мальчика, несущегося мне навстречу
на велосипеде
;

2)
постоянный признак: Я
знаю почтальона, носящего нам письма
.
Иногда при указании на постоянный
признак можно употреблять и причастие
прошедшего времени: Я
уселся на скамью, стоящую в конце
бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую
в конце бульвара

Билет
№12.

  1. Стилистическое использование слов иноязычного происхождения в разных стилях.

ФОРМИРОВАНИЕ
РУССКОЙ ЛЕКСИКИ

Освоение
заимствованных слов русским языком

Иноязычные
слова, попадая в наш язык, постепенно
ассимилируются им: приспосабливаются
к звуковой системе русского языка,
подчиняются правилам русского
словообразования и словоизменения, в
той или иной степени утрачивая, таким
образом, черты своего нерусского
происхождения.

Прежде всего
обычно устраняются иноязычные особенности
звукового оформления слова, например
носовые звуки в заимствованиях из
французского или сочетания звуков,
свойственные английскому языку, и т. д.
Затем изменяются нерусские окончания
слов, формы рода. Например, в словах
почтальон, суфлер, тротуар уже не звучат
характерные для французского языка
звуки (носовые гласные, трассированный
[r]); в словах митинг, пудинг нет английского
заднеязычного н, произносимого задней
частью спинки языка (в транскрипции
[*нг], кроме того, первое из них утратило
дифтонг; начальные согласные в словах
джаз, джин произносятся с характерной
русской артикуляцией, хотя их сочетание
для нас непривычно. Латинское слово
seminarium превратилось в семинарий, а затем
— в семинар; греческое analogos — в ан`алог,
a analogikos — в аналогичный. Существительное
seukla, имеющее в греческом языке значение
множественного числа, в русском стало
восприниматься как существительное
единственного числа, причем не среднего,
а женского рода: свекла. Немецкое
marschierеп получает русский суффикс -овать
и преобразуется в маршировать.

Обрастая
словообразовательными аффиксами,
заимствованные слова входят в
грамматическую систему русского языка
и подчиняются соответствующим нормам
словоизменения: образуют парадигмы
склонений, спряжений.

Освоение
заимствованных слов обычно приводит и
к их семантическим изменениям. Большинство
иноязычных слов в русском языке утрачивают
этимологические связи с родственными
корнями языка-источника. Так, мы не
воспринимаем немецкие слова курорт,
бутерброд, парикмахер как слова сложной
основы (курорт из kurie-rеn — ‘лечить’ + Ort —
‘место’; парикмахер — дословно ‘делающий
парик’; бутерброд — ‘масло’ и ‘хлеб’)

В результате
деэтимологизации значения иноязычных
слов становятся немотивированными.

Однако не все
заимствования ассимилированы русским
языком в равной мере: есть такие, которые
настолько обрусели, что не обнаруживают
своего иностранного происхождения
(вишня, тетрадь, партия, шалаш, суп,
котлета), иные же сохраняют отдельные
черты языка-оригинала, благодаря которым
выделяются в русской лексике как
слова-пришельцы.

Среди заимствований
есть и не освоенные русским языком
слова, которые резко выделяются на фоне
русской лексики. Особое место среди
таких заимствований занимают экзотизмы
— слова, которые характеризуют специфические
особенности жизни разных народов и
употребляются при описании нерусской
действительности. Так, при изображении
быта народов Кавказа используются слова
аул, сакля, джигит, арба и др. Экзотизмы
не имеют русских синонимов, поэтому
обращение к ним при описании национальной
специфики продиктовано необходимостью.

В другую группу
выделяются варваризмы, т.е. перенесенные
на русскую почву иностранные слова,
употребление которых носит индивидуальный
характер. В отличие от других лексических
заимствований варваризмы не зафиксированы
словарями иностранных слов, а тем более
словарями русского языка. Варваризмы
не освоены языком, хотя со временем
могут в нем закрепиться. Таким образом,
практически все заимствования, прежде
чем войти в постоянный состав лексики,
какое-то время были варваризмами.
Например, В. Маяковский употребил как
варваризм слово кемп (Я лежу,- палатка
в кемпе) , позднее достоянием русского
языка стало заимствование кемпинг.

К варваризмам
примыкают иноязычные вкрапления в
русскую лексику: о’кей, мерси, happy end,
pater familias. Многие из них сохраняют нерусское
написание они популярны не только в
нашем, но и в других языках Кроме того,
употребление некоторых из них имеет
давнюю традицию, например alma mater.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Неправильное построение предложения с причастным оборотом


Неправильное построение предложения с причастным оборотом

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 356.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 356.

При составлении причастных оборотов и включении их в речевые конструкции нередко допускаются ошибки. Наиболее распространенные из них представлены в данной статье. Также приведены примеры правильного использования причастных оборотов с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Нарушения в построении предложений с причастным оборотом обычно связаны с незнанием либо непониманием норм употребления причастий и причастных оборотов в речи.

Наиболее распространенные ошибки приведены в таблице.

Правило Примеры неправильного построения предложений с причастным оборотом Примеры правильного построения предложений с причастным оборотом
Между причастным оборотом и определяемым словом нежелательно употреблять другие члены предложения Подарки лежали в коробке, купленные к празднику.

Расцветавший только раз в год у нас на столе стоял кактус.

Подарки, купленные к празднику, лежали в коробке.

Расцветавший только раз в год кактус стоял у нас на столе.

Причастие в составе причастного оборота должно быть согласовано с определяемым словом (существительным или местоимением) в числе, роде, падеже Я весь день напевал услышанный в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанному спортсменом победа.

Я весь день напевал услышанную в автобусе песенку.

Это была вторая по счету одержанная спортсменом победа.
+

Определяемое слово не может употребляться в середине причастного оборота Маша принесла домой найденного котенка на улице.

В парке было много покрашенных лавочек в синий цвет.

Маша принесла домой котенка, найденного на улице.

В парке было много лавочек, покрашенных в синий цвет.

Для выражения одновременных действий, причастие и глаголы в предложении должны быть одного вида и времени (кроме будущего) Женщина, играющая гостям на скрипке, сидела у окна.

Котенок, лежащий на коврике, наблюдал за хозяйкой.

Женщина, игравшая гостям на скрипке, сидела у окна (играла и сидела).

Котенок, лежавший на коврике, наблюдал за хозяйкой (лежал и наблюдал).

В позиции перед определяемым словом причастный оборот не обособляется (исключение – если определяемое слово выражено личным местоимением); в позиции после определяемого слова – оборот выделяется запятыми с двух сторон Хлеб купленный в булочной очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке, зонт мы вернули владельцу.

Хлеб, купленный в булочной, очень понравился Саше.

Найденный в раздевалке зонт мы вернули владельцу.

Для выражения дополнительного действия, которое совершается над определяемым предметом, употребляются страдательные причастия НВ, а не возвратные действительные причастия НВ Задача, решающаяся всем классом, была сложна.

Убирающийся воином в ножны клинок был сделан из прочной стали.

Задача, решаемая всем классом, была сложна.

Убираемый воином в ножны клинок, был сделан из прочной стали.

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Паращенко

    7/7

  • Дарья Кузнецова

    7/7

  • Лаура Джуккаева

    7/7

  • Андрей Малахов

    6/7

  • Даша Глухова

    6/7

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 356.


А какая ваша оценка?

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Во избежание ошибок при употреблении причастий и причастных оборотов необходимо учитывать следующие синтаксические нормы:

1. Причастие — это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы.

Грамматически некорректным будет предложение: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

В этом случае следует употреблять придаточное предложение: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. Недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть.

В этих случаях происходит наложение структуры простого предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет следующий вариант высказывания: Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь).

Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов, связанных с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова:

  • причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь — грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке;

  • определяемое слово включается в середину причастного оборота: У него было раскрасневшееся лицо от мороза — грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

  • Причастия настоящего времени употребляются тогда, когда необходимо подчеркнуть, что причастие обозначает:

1) признак, действие которого совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого: Я узнал мальчика, несущегося мне навстречу на велосипеде;

2) постоянный признак: Я знаю почтальона, носящего нам письма. Иногда при указании на постоянный признак можно употреблять и причастие прошедшего времени: Я уселся на скамью, стоящую в конце бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую в конце бульвара.

  • Если необходимо подчеркнуть совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени несовершенного вида и глагол-сказуемое несовершенного вида в форме прошедшего времени (хотя в этом случае возможна и форма настоящего времени причастия, поскольку выраженный им признак будет постоянным): Приходивший поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне; Приходящий поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне.

  • Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно указывает на действие, которое предшествует моменту речи или тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

    Я увидел почтальона, принёсшего мне письмо.

  • Если категории времени и вида не учитываются, то это приводит к смысловой неточности.

Например: Завод построили за три года вместо предполагаемых двух. В данном случае, поскольку речь идёт о прошлом, следовало бы использовать не причастие настоящего времени (предполагаемых), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся).

В предложении: Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов – использовано причастие настоящего времени. Это допустимо, если необходимо подчеркнуть постоянность признака, выраженного причастием. Но поскольку в действительности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (сначала издавались приказы, а затем начальники цехов их не выполняли), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы, издававшиеся дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов).

Примечание. Причастия вообще не имеют формы будущего времени.

5. Действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчик). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, прочитанная книга).

Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся. Однако значение этих форм далеко не всегда синонимично, поскольку причастия, образованные от возвратных глаголов, прежде всего указывают на то, что субъект выполняет действие сам, а не испытывает действие со стороны (сын, учащийся в первом классе). Поэтому неудачными будут конструкции типа: коровы, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами. В данном случае уместнее использовать формы страдательных причастий: коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами.

6. Причастный оборот выступает синонимом определительного придаточного предложения со словом «который».

Например: Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств». — Московское училище живописи и ваяния, основанное в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».

Но бывают случаи, когда определительную придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом:

  • союзное слово «который» стоит в форме косвенного падежа (замена возможна только в форме И.п. или В.п. без предлога): Вдали виднелись деревья, на которых (П.п.) распустились листочки;
  • в главном предложении есть указательные местоимения (тот, та, такой…): Мы решали такие задачи, которые могут встретиться на экзамене;
  • сказуемое в придаточном предложении выражено глаголом в условном наклонении: Я увидел книгу, которую хотел бы иметь в своей библиотеке;
  • сказуемое в придаточном предложении выражено глаголом будущего времени: Мы устроили праздник для детей, которые осенью пойдут в школу;
  • придаточное предложение является безличнымВажный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. 

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Источник:

  • licey.net — Балашова Л.В., Дементьев В.В. «Курс русского языка» (§ 3.5 «Предложения с причастными оборотами. Особенности употребления причастных оборотов»);
  • licey.net — упражнения к теме «Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»;
  • alleng.ru — упражнения к теме «Употребление предложений с причастными оборотами» в пособии Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Стилистика и культура речи» (ссылка на скачивание пособия).

Дополнительные источники:

  • evartist.narod.ru — Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию (§ 211 «Причастный оборот»);
  • hi-edu.ru — упражнения по теме «Употребление причастий и причастных оборотов» (№ 347, 348, 354);
  • alleng.ru — упражнения по теме «Употребление причастий и причастных оборотов» (§ 76, упр. 343, 344) (ссылка на скачивание пособия).

Дополнительно на Геноне:

  • Что такое причастие как часть речи?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • Где найти упражнения по теме «Отличие отглагольных прилагательных от причастий»?
  • Какова начальная форма причастия?
  • Каковы правила правописания причастий на -анный и -енный?
  • Где найти упражнения к теме «Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных»?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  • Что такое страдательное причастие?
  • Что такое действительное причастие?
  • Когда пишется одно Н в причастиях?
  • Когда пишется НН в причастиях?
  • Сколько Н пишется в кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква Е перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква А перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Как правильно выделить суффикс в причастиях и отглагольных прилагательных на -анный, -енный и -аный, -еный?
  • Где найти дистанционные уроки по теме «Правописание прилагательных и причастий»?
  • Каков план морфологического разбора причастия?
  • Где найти таблицу «Образование причастий»?
  • От каких глаголов причастия не образуются?

Грамматические ошибки в употреблении причастного оборота

Грамматические ошибки в употреблении причастного оборота

Грамматические ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов Автор презентации: Пензина Л.А., учитель русского языка МАОУ «Гимназия №41» г.Новоуральска Свердловской области

Грамматические ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов

Автор презентации:

Пензина Л.А., учитель русского языка

МАОУ «Гимназия №41»

г.Новоуральска Свердловской области

Виды ошибок Причастный оборот оторван от определяемого слова. Определяемое слово поставлено внутрь причастного оборота. Неверное образование временной формы причастия.

Виды ошибок

  • Причастный оборот оторван от определяемого слова.
  • Определяемое слово поставлено внутрь причастного оборота.
  • Неверное образование временной формы причастия.

Найдите ошибки 1.Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами. 2.Мы не забудем тех, кто погиб в концлагерях, переносивших страшные муки. 3.Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова. 4. Проявленная инициатива молодежью оказала помощь заводу. 5. Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит высокую оценку .

Найдите ошибки

1.Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами.

2.Мы не забудем тех, кто погиб в концлагерях, переносивших страшные муки.

3.Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших у него дрова.

4. Проявленная инициатива молодежью оказала помощь заводу.

5. Ученик, напишущий изложение без ошибок, получит высокую оценку .

Замените придаточные предложения причастным оборотом Осёл, который побывал в Мекке, всё равно останется ослом (Саади). Книга, которая лежит на столе, прочитана. В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют. Фрукты нового урожая, которые отправляют с юга, уже поступают в магазины.

Замените придаточные предложения причастным оборотом

  • Осёл, который побывал в Мекке, всё равно останется ослом (Саади).
  • Книга, которая лежит на столе, прочитана.
  • В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.
  • Фрукты нового урожая, которые отправляют с юга, уже поступают в магазины.

Запишите текст, отредактировав его Залезшая обезьяна на дерево хотела полакомиться ягодкой, которая росла внизу. Но разленившаяся обезьяна не хотела слезать с дерева, на котором она сидела. И вот она придумала, как достать ягодку, не слезая с дерева. Ей пришла отличная мысль, увидев рядом удавчика. Ухватив его за хвост, она спустила его вниз, и сорванная им ягодка оказалась у неё. Вот какая обезьяна хитрая.

Запишите текст, отредактировав его

  • Залезшая обезьяна на дерево хотела полакомиться ягодкой, которая росла внизу. Но разленившаяся обезьяна не хотела слезать с дерева, на котором она сидела. И вот она придумала, как достать ягодку, не слезая с дерева. Ей пришла отличная мысль, увидев рядом удавчика. Ухватив его за хвост, она спустила его вниз, и сорванная им ягодка оказалась у неё. Вот какая обезьяна хитрая.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Правило Добавочное действие, выраженное деепричастием, должно относиться к подлежащему.

Правило

Добавочное действие, выраженное деепричастием, должно относиться к подлежащему.

Найдите ошибки, исправьте их Читая эти строки, пробуждается гордость за русских людей. Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии. Не успев моргнуть глазом, налетела туча. Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора. Подходя к лесу, мне стало холодно.

Найдите ошибки, исправьте их

  • Читая эти строки, пробуждается гордость за русских людей.
  • Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии.
  • Не успев моргнуть глазом, налетела туча.
  • Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора.
  • Подходя к лесу, мне стало холодно.

Правило Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределённой форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта.

Правило

  • Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределённой форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта.

Какими придаточными следует заменить деепричастный оборот? Не соблюдая правил дорожного движения, ждёт опасность. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили. Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё-таки врезалась в столб.

Какими придаточными следует заменить деепричастный оборот?

  • Не соблюдая правил дорожного движения, ждёт опасность.
  • Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.
  • В тот день, выезжая из парка, тормоза барахлили.
  • Нажав на тормоз изо всех сил, машина всё-таки врезалась в столб.

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную

«Завод построили за три года вместо предполагаемых двух». Ошибка в употреблении времени причастия. Исправление: Завод построили за три года вместо предполагавшихся двух.

«сын, воспитывающийся отцом». Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами. Исправление: сын, воспитываемый отцом.

«сделающий», «вздумающий». Не образуются формы причастий на -щий от глаголов совершенного вида со значением будущего времени, так как действие уже завершено. Исправление: который сделает, который вздумает

«выступление, вызвавшее бы возражения». Глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют. Исправление: выступление, которое вызвало бы

«лежащая книга на столе». Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного. Исправление: книга, лежащая на столе;  лежащая на столе книга

Время причастия должно соответствовать времени глагола, обозначающего основное действие (завод уже построили, т.е. предполагали тоже в прошлом:  предполагавшихся а не предполагаемых двух лет.

Если это причастие не имеет собственно-возвратного значения (типа умываться, одеваться, причесываться…) лучше использовать форму страдательного причастия (сын не сам себя воспитывает, поэтому  «сын, воспитываемый отцом»).

Грубая ошибка – образованные формы причастий от глагола СВ со значением будущего времени (действие завершено, форм причастий будущего времени у причастий нет), и формы причастий от глаголов в сослагательном наклонении.

Небрежность в построении предложения порой приводит к расчленению причастного оборота. Любой оборот (определительный, обстоятельственный, сравнительный…) не допускает расчленения, это единый член предложения.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Ошибки при употреблении причастий

Тест на тему Ошибки при использовании оборотов

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Употребление причастного оборота.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Предложения с причастными оборотами. 

Как мы с вами, ребята, договорились, на станции «Задние № 8» мы задержимся и отдельно рассмотрим каждый тип ошибок.

Сегодня речь пойдёт об ошибках в построении причастного оборота.

Сначала вспомним, что такое причастие и причастный оборот.

Причастие— самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по его действию. Таким образом, оно всегда образовано от глагола, вы должны «слышать» в нём глагол: читающая – читать, построенный – построить и т.д. Причастие отвечает на вопросы какой? что делающий, что сделавший?

Причастие «узнаём» по его суффиксам:-УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.

Причастный оборот— это причастие с зависимыми словами (то есть к этим словам задаётся вопрос от причастия).

Типичные ошибки в построении предложений с причастными оборотами.

В предложениях с причастными оборотами возможны ДВЕ ошибки. Рассмотрим их.

  • Неверное построение предложения с причастным оборотом.

    Запомните: определяемое слово (то есть слово от которого задаётся вопрос ко всему причастному обороту) должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. Ни в коем случае оно не должно находиться ВНУТРИ оборота. В этом и заключается ошибка.

Рассмотрим пример.

Увлечённая ДЕВОЧКА чтением книги привлекла его внимание.

Пояснение.

 В данном предложении причастный оборот — «увлечённая чтением книги», определяемое слово- «девочка» ( Кто был увлечён? Девочка. Девочка какая? Увлечённая чтением книги.)

Ошибка в том, что слово «девочка» стоит ВНУТРИ оборота, а оно должно находиться либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Верный ответ.

  1. Девочка, увлечённая чтением книги, привлекла его внимание.

  2. Увлечённая чтением книги девочка привлекла его внимание.

  • Ошибка в согласовании причастия и определяемого слова, то есть причастие стоит в неверном падеже, числе или роде.

Рассмотрим пример.

Путники вышли на поляну, освещённой солнцем.

Определяемо слово «поляну». От него задаём вопрос: какую? «освещённую». В данном случае причастие стоит в неверном падеже, поэтому имеет неправильное окончание.

Вспомните, что окончание причастий, как и прилагательных, определяется по вопросу: каким? читающим; какую? Читающую;  о каком? о читающем ( если окончание стоит после мягкого согласного) и о подсказанном ( если окончание стоит после твёрдого согласного) и т.д.

Запомните, что в именительном падеже мужского рода это правило не подходит, нужно запомнить эту форму: какой? думающий; какой? построенный.

Верный ответ.

Путники вышли на поляну (какую?), освещённую солнцем.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите причастие в предложении. (Отвечает на вопросы какой? что делающий? что сделавший? Имеет суффиксы: -УЩ,-ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ, ВШ,-Ш,- А+НН,ЕНН,- ОНН,-Т, -ЕМ, -ОМ.

  • Найдите причастный оборот. (Причастие с зависимыми словами)

  • Найдите определяемое слово (от него задаётся вопрос к причастному обороту).

  • Посмотрите, где находится определяемое слово. Если ВНУТРИ причастного оборота, то это ошибка.

  • Посмотрите, согласуется ли причастие с определяемым словом в роде, числе и падеже. Для этого задайте вопрос от определяемого слова и по его окончанию определите окончание причастия (какое? – ОЕ, какие? -ИЕ, каким? -ИМ, какую?- -УЮ и т.д.) Если окончание другое, то есть причастие НЕ согласуется с определяемым словом, то это ошибка.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с причастным оборотом.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Во избежание ошибок при употреблении причастий и причастных оборотов необходимо учитывать следующие синтаксические нормы:

1. Причастие — это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы.

Грамматически некорректным будет предложение: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

В этом случае следует употреблять придаточное предложение: Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. Недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть.

В этих случаях происходит наложение структуры простого предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет следующий вариант высказывания: Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (приехавшие в лагерь студенты) или после него (студенты, приехавшие в лагерь).

Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов, связанных с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова:

  • причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь — грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь, спешат к реке;

  • определяемое слово включается в середину причастного оборота: У него было раскрасневшееся лицо от мороза — грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза. Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

  • Причастия настоящего времени употребляются тогда, когда необходимо подчеркнуть, что причастие обозначает:

1) признак, действие которого совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого: Я узнал мальчика, несущегося мне навстречу на велосипеде;

2) постоянный признак: Я знаю почтальона, носящего нам письма. Иногда при указании на постоянный признак можно употреблять и причастие прошедшего времени: Я уселся на скамью, стоящую в конце бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую в конце бульвара.

  • Если необходимо подчеркнуть совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени несовершенного вида и глагол-сказуемое несовершенного вида в форме прошедшего времени (хотя в этом случае возможна и форма настоящего времени причастия, поскольку выраженный им признак будет постоянным): Приходивший поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне; Приходящий поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне.

  • Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно указывает на действие, которое предшествует моменту речи или тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

    Я увидел почтальона, принёсшего мне письмо.

  • Если категории времени и вида не учитываются, то это приводит к смысловой неточности.

Например: Завод построили за три года вместо предполагаемых двух. В данном случае, поскольку речь идёт о прошлом, следовало бы использовать не причастие настоящего времени (предполагаемых), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся).

В предложении: Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов – использовано причастие настоящего времени. Это допустимо, если необходимо подчеркнуть постоянность признака, выраженного причастием. Но поскольку в действительности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (сначала издавались приказы, а затем начальники цехов их не выполняли), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы, издававшиеся дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов).

Примечание. Причастия вообще не имеют формы будущего времени.

5. Действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчик). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, прочитанная книга).

Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с постфиксом -ся. Однако значение этих форм далеко не всегда синонимично, поскольку причастия, образованные от возвратных глаголов, прежде всего указывают на то, что субъект выполняет действие сам, а не испытывает действие со стороны (сын, учащийся в первом классе). Поэтому неудачными будут конструкции типа: коровы, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами. В данном случае уместнее использовать формы страдательных причастий: коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами.

6. Причастный оборот выступает синонимом определительного придаточного предложения со словом «который».

Например: Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств». — Московское училище живописи и ваяния, основанное в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».

Но бывают случаи, когда определительную придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом:

  • союзное слово «который» стоит в форме косвенного падежа (замена возможна только в форме И.п. или В.п. без предлога): Вдали виднелись деревья, на которых (П.п.) распустились листочки;
  • в главном предложении есть указательные местоимения (тот, та, такой…): Мы решали такие задачи, которые могут встретиться на экзамене;
  • сказуемое в придаточном предложении выражено глаголом в условном наклонении: Я увидел книгу, которую хотел бы иметь в своей библиотеке;
  • сказуемое в придаточном предложении выражено глаголом будущего времени: Мы устроили праздник для детей, которые осенью пойдут в школу;
  • придаточное предложение является безличнымВажный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.

Упражнения к теме «Употребление причастий и причастных оборотов. Синонимия синтаксических конструкций»

Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. 

1. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом.

3. Мы увидели крестьян, отправляющих домой.

4. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминавшая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

7. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, торговавшая спичками и хлебом.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и которые не получили компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.

11. Полученное задание на практике следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

13. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Ответы:

1. В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

2. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ.

3. Мы увидели крестьян, отправляющихся домой.

4. Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

5. Там стоит какая-то фигура, напоминающая надсмотрщика.

6. Честь и хвала воспитателям, сумевшим вырастить хороших людей.

7. Книга, прочитанная с увлечением, содержит много интересного.

8. На окраине поселка стояла палатка, в которой продавались спички и хлеб.

9. В тяжелом положении находились люди, потерявшие жилье и не получившие компенсацию.

10. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и вызвала большие споры.

11. Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

12. Выступивший по телевидению президент рассказал о новых указах.

13. Выращенные в теплице овощи менее полезны, чем грунтовые.

14. Учебники, полученные в начале года и указанные в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

Упражнение 2. Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.

2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.

4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.

5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.

6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.

7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.

9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.

10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.

11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.

13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.

14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.

15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил.

17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн.

19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

20. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.

21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.

22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

Упражнение 3. Объясните, почему в данных предложениях невозможна замена придаточной части причастным оборотом.
1. Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу.
2. А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
3. Есть люди, которых на пути к заветной цели не остановит ни одно препятствие.
4. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.
5. Российские учёные предлагают разместить на Луне микроволновые станции, которые можно питать электроэнергией от солнечных батарей.
6. В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.
7. Лишь немногие осознают ту огромную роль, которую играет магний в нашем организме.
8. Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.
9. Это село возникло в более поздний период рядом с остатками древнего города, название которого оно закрепило за собой.
10. Дело В.В.Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.
11. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была бы достигнуть неба.
12. Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
13. Важный момент, который необходимо учитывать при выборе материала для покрытия террасы, — это лёгкость ухода за ним.
14. Есть множество приёмов, которые помогут превратить ваш сад в райский уголок.
15. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп и Гималаев, когда-то формировались под водой.

Источник:

  • licey.net — Балашова Л.В., Дементьев В.В. «Курс русского языка» (§ 3.5 «Предложения с причастными оборотами. Особенности употребления причастных оборотов»);
  • licey.net — упражнения к теме «Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс русского языка»;
  • alleng.ru — упражнения к теме «Употребление предложений с причастными оборотами» в пособии Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Стилистика и культура речи» (ссылка на скачивание пособия).

Дополнительные источники:

  • evartist.narod.ru — Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию (§ 211 «Причастный оборот»);
  • hi-edu.ru — упражнения по теме «Употребление причастий и причастных оборотов» (№ 347, 348, 354);
  • alleng.ru — упражнения по теме «Употребление причастий и причастных оборотов» (§ 76, упр. 343, 344) (ссылка на скачивание пособия).

Дополнительно на Геноне:

  • Что такое причастие как часть речи?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • Где найти упражнения по теме «Отличие отглагольных прилагательных от причастий»?
  • Какова начальная форма причастия?
  • Каковы правила правописания причастий на -анный и -енный?
  • Где найти упражнения к теме «Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных»?
  • Какие признаки глагола есть у причастия?
  • Какие признаки прилагательного есть у причастия?
  • Что такое страдательное причастие?
  • Что такое действительное причастие?
  • Когда пишется одно Н в причастиях?
  • Когда пишется НН в причастиях?
  • Сколько Н пишется в кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква Е перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Когда пишется буква А перед Н (НН) в причастиях и отглагольных прилагательных?
  • Как правильно выделить суффикс в причастиях и отглагольных прилагательных на -анный, -енный и -аный, -еный?
  • Где найти дистанционные уроки по теме «Правописание прилагательных и причастий»?
  • Каков план морфологического разбора причастия?
  • Где найти таблицу «Образование причастий»?
  • От каких глаголов причастия не образуются?

  • Типичные ошибки при употреблении паронимов
  • Типичные ошибки при составлении анкеты
  • Типичные ошибки при укладке плитки
  • Типичные ошибки при сокращении алгебраических дробей
  • Типичные ошибки при телефонном собеседовании