Типовые ошибки при заполнении паспортов проектов

  1. Топогеодезическая подоснова не соответствует представленной по результатам выполненных инженерных изысканий.

  2. Нарушены требования градостроительных регламентов территориальных зон, установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», в части соблюдения отступов от границ земельного участка и площади (проценту) озеленения.

  3. Не указано в графической части место размещения расчетного количества машино-мест.

  4. Не обеспечен поверхностный водоотвод с территории.

  5. Абсолютные отметки низа отмостки запроектированного здания не соответствуют решениям раздела «Архитектурные решения».

  1. Текстовая и графическая части раздела не соответствуют друг другу. Не указаны на планах и разрезах отметки, габариты, размеры, уклоны пандусов и лестниц, разрезы не приведены в соответствие с планами.

  2. Уточнить конструкцию цокольной части, обосновать отсутствие утеплителя (п.2.6 ст. 10, № 384-ФЗ РФ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

  3. В текстовой части не уточнена высота здания при различных отметках поверхности земли, указанных на чертежах фасадов.

  4. Не представлены техническое решение по креплению наружных металлических лестниц к наружным стенам здания.

  1. Не представлены оцифрованные протоколы расчётов изополей вертикальных перемещений перекрытий, свай, горизонтального перемещения всего здания, что противоречит требованиям п. 11.5 ГОСТ 27751-2014.

  2. Принятая в проектной документация несущая способность свай (Fd) меньше максимальных значений усилий в сваях, установленных в расчёте, и не подтверждена данными о несущей способности свай проектного сечения и проектной длины по результатам статического зондирования, что противоречит п 5.7 и п. 7.11.11 СП 24.13330.2011.

  3. Не представлены узлы крепления наружных ненесущих стен и перегородок к несущим конструкциям, что нарушает требования подпункта (т) пункта 14 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

  4. Не указан класс подземных сооружений по условиям эксплуатации в соответствии с п. 5.8 С П250.1325800.2016.

  5. Нормативная снеговая нагрузка не соответствует п. 10.2 СП 20.13330.2016.

  6. Не указаны сведения о несущих конструкциях, не участвующих в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре, что нарушает требования п. 5.4.2 СП 2.13130.2020.

  1. Отсутствует принципиальная электрическая схема питающей сети от источника электроснабжения согласно требований п.16 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

  2. Таблица расчета нагрузок представлена по щитам, а не по группам однотипных приемников. Не указано число однотипных приемников, не обоснованы коэффициенты спроса и мощности. Не учтены мощности приемников резервного ГВС и отопления согласно требованиям СП 256.1325800.2016, гл. 7.2.

  3. Отсутствуют на планах классы помещений по взрыво- и пожарной опасности согласно ПУЭ и группы безопасности медицинских помещений согласно ГОСТ Р 50571.28-2006.

  4. Отсутствуют сведения наличии антипанического освещения в помещениях с постоянным пребыванием МГН и детей дошкольного возраста (п.7.6.9 СП 52.13330.2016).

  5. Не представлены решения по огнезащите кабельных вводов согласно требований ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

  6. При построении схем силовых распределительных щитов, не учтено требование п.9.3 СП 256.1325800.2016.

  7. Не представлены решения по обеспечению ремонтопригодности систем электроснабжения, возможности доступа к оборудованию, электрическим сетям здания для осмотра, технического обслуживания, ремонта и замены (п.9.5 СП 118.13330.2012*).

  1. В проектной документации не учтено требование о ширине вскрытия полос при разработке траншей согласно требованиям пункта 6.1.22 СП 45.13330.2017;

  2. В текстовой части не описаны решения и технология восстановления нарушенного благоустройства (пункты 1.4.2, 11.7 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга).

  3. Границы нарушенного благоустройства не подтверждены границами работ в составе стройгенплана раздела ПОС;

  4. На плане благоустройства отсутствуют размеры и привязки в нарушение пунктов 5.9, 9 ГОСТ 21.508-93;

  1. Свободный напор у оборудования не принят в соответствии с требованиями пункта 5.2.10 СП 30.13330.2012.

  2. При оформлении графической части проектной документации не выполнены требования ГОСТ 21.601-2011, 21.704-2011, 21.205-2016.

  3. При определении объёмов водопотребления и водоотведения проектируемого объекта количество потребителей воды и режим их функционирования не увязан с заданием на проектирование, смежными разделами/подразделами проектной документации («Технологические решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.).

  4. Расчётные объёмы водопотребления и/или водоотведения превышают объёмы, разрешённые техническими условиями ресурсоснабжающих организаций.

  5. Применяемые материалы трубопроводов для систем водоснабжения и водоотведения не соответствуют конкретным условиям применения (например, оцинкованные стальные трубы на сварке, стальные оцинкованные и не оцинкованные трубы в системе ГВС с приготовлением воды в теплообменниках или электроводонагревателях, безнапорные канализационные трубы в системах внутреннего водостока и т.п.).

  6. Не указан с обоснованием расход воды на нужды наружного пожаротушения (таблица 2 СП 8.13130.2009).

  7. Прокладка трубопроводов канализации предусмотрена через помещения, недопустимые для этого в соответствии с пунктом 8.3.11 СП 30.13330.2016.

  8. Отсутствует резервирование приготовления горячей воды в системе ГВС, предусмотренное пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09.

  1. Не обоснованы принятые решения по объединению систем вентиляции с учётом требований пункта 7.2.1 СП 60.13330.2012, СанПиН 2.1.2.1188-03 и СанПиН 2.1.3.2630-10, пункта 11.7 СП 31-113-2004, пункта 8.19 СП118.13330.2012 (режим и одновременность работы систем, функциональное назначение помещений, параметры микроклимата).

  2. Частично отсутствуют противопожарные клапаны на воздуховодах у категорированных помещений, а также противопожарная изоляция воздуховодов в соответствии с требованиями пункта 6.22 СП 7.13130.2013.

  3. Не обоснованы нагрузки на систему отопления по зданию (не представлен расчёт тепловых потерь по помещениям) в соответствии с требованиями пункта 6.2.2 СП 60.13330.2012.

  4. При проектировании систем вентиляции не учитываются требования пункта 7.2.1 СП 60.13330.2012 (минимально необходимые требования безопасности зданий, функциональное назначение помещений, заданные параметры микроклимата, режим и одновременность работы, категорию по взрывопожарной опасности и т.д.).

  5. Принятые воздухообмены по помещениям не обоснованы в соответствии с действующими нормативными документами, заданиями технологической части проекта, санитарной нормой или расчетами (не учтены местные отсосы периодического или постоянного действия). Таблица воздухообменов по помещениям не содержит данных по балансу между приточным и вытяжным воздухом с учетом требований пунктов 7.5.1, 7.5.3 и 7.5.4 СП60.13330.2012.

  6. Для помещений без естественного проветривания и с постоянным пребыванием людей не учтены требования пункта 7.2.8 СП 60.13330.2012.

  7. Частично отсутствуют противопожарные клапаны на воздуховодах у категорированных помещений, а также противопожарная изоляция воздуховодов в соответствии с требованиями нормативных документов (пункт 6.22 СП 7.13130.2013).

  1. Тепловые нагрузки, принятые для расчета теплообменного оборудования в представленном томе, не соответствуют тепловым нагрузкам систем теплопотребления, указанным в решениях отопления и вентиляции.

  2. Прокладка трубопроводов тепловой сети по подвалу запроектированного общественного здания не соответствует требованиям п.9.1 СП 124.13330.2012.

  3. Технические решения и план помещения ИТП не соответствует п.14.20 СП 124.13330.2012.

  4. Расположение теплового пункта не соответствует требованиям п.2.8 СП 41-101-95 и 8.1 СП 118.13330.2012.

  5. Не представлены решения по резервированию теплоты для потребителей первой категории не допускающих перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494-2011.

  6. Не обоснован проектными решениями выбор водоподготовки в соответствии с требованиями п. 5.2 СП 41-101-95.

  1. Не представлены сведения об абонентской емкости проектируемых сетей, о количестве и емкости соединительных линий, скорости и объеме информационных потоков, присоединяемых к существующим сетям связи, их соответствие техническим условиям.

  2. Не показан уровень сигнала у абонентских окончаний приема ТВ программ (ГОСТ Р 52023-2003).

  3. На планах места установки камер видеонаблюдения не нанесены зоны обзора с учетом их технических характеристик – дальности распознавания, угла обзора.

  4. Не представлен план оповещаемой территории — не нанесена дальность зон оповещения согласно Приложению к Техническим условиям СПб ГКУ «ГМЦ».

  5. Не представлены технические условия оператора связи на подключение к сетям общего пользования (телефония, Интернет, радиовещание), предоставление VPN канала для присоединения РАСЦО. При наличии существующих подключений представить действующий договор на предоставление оператором-поставщиком услуг связи, VPN канала для присоединения к РАСЦО (пункт10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87).

  1. На стройгенплане не указана принятая крутизна откосов (п. 5.2.6, СНиП 12-04-2002), не подтверждено наличие безопасного расстояния до бровки котлована в период производства работ нулевого цикла (п. 7.2.4, СНиП 12-03-2001), не определён объем пазух котлована.

  2. В разделе не указано название действующего полигона ТБО. Не обоснована дальность вывоза отходов.

  3. Не представлены технические условия на подключение временных инженерных сетей строительной площадки на период строительства к существующим инженерным, что не соответствует требованиям пп. «б» п. 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

  4. Не обосновано применение ДГУ на строительной площадке.

  5. Расчет продолжительности строительства не соответствует требованиям СНиП 1.04.03-85*. Директивная продолжительность строительства не может превышать нормативную.

  6. Расчет потребности строительства в кадрах не соответствует требованиям подпункта 4.14 МДС 12-43.2008.

  1. Не предусмотрены мероприятия по охране атмосферного воздуха на период строительства с целью исключения превышения нормативов ПДК для атмосферного воздуха населённых мест с учётом фона (п.1 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ).

  2. На графический материал (ситуационный план) в разделе не нанесена граница водоохраной зоны, зоны распространения месторождения пресных подземных вод, границы существующей и перспективной ООПТ регионального и местного значений, санитарно-защитной зоны, источники выбросов, расчётные точки ( п.25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87).

 

Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков

12 августа 2022

Типичные ошибки в проектной документации

Главгосэкспертиза России опубликовала Аналитический отчет об итогах деятельности в 2021 году в котором проанализировало самые типичные ошибки в проектной документации.

    Так в отчете указывается, что в 2021 году объем услуг, оказанных Главгосэкспертизой по итогам рассмотрения проектно-сметной документации, в натуральном выражении составил 4 584 заключения и отчета, в том числе:

  • 4 211 заключений по услугам госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости. Доля отрицательных заключений госэкспертизы, выданных Главгосэкспертизой в 2021 году, составила 12%;
  • 373 заключений и отчетов по иным услугам.
    В отчете проанализированы и обобщены замечания экспертов по проектам и собраны наиболее часто встречающиеся ошибки, среди них:

  • отсутствие необходимой исходно-разрешительной документации или несоответствие одних документов другим, в частности, проектных решений, исходно-разрешительной документации;
  • низкая проработка предпроектной стадии, выражающаяся в допущенных ошибках в исходных данных, их недостаточности для проектирования;
  • частичное отсутствие утвержденных в установленном порядке документов землепользования, градостроительных планов, проектов планировки и межевания территории;
  • отсутствие обоснованных технических условий на подключение инженерных коммуникаций: довольно часто требуется актуализация технических условий ввиду истечения срока их действия;
  • принятие проектных решений по недействующим на момент проектирования строительным нормам, стандартам и проектной документации (сериям и типовым проектам);
  • технические ошибки в расчетах, несущих конструкции и проектных решениях, которые могут привести к аварийным ситуациям.
    Среди факторов, влияющих на качество проектной документации, в отчете выделяется следующие:

  • подготовка проектной документации осуществляется организациями с малым опытом проектирования, не специализирующимися в конкретной отрасли, не имеющими в своем штате квалифицированных специалистов;
  • привлечение непрофильных проектных организаций для разработки документации объектов капитального строительства, имеющих определенную специфику;
  • изменение требований заказчика к проектируемому объекту в процессе проектирования и экспертизы, которые влекут большой объем переработки принятых проектных решений.

Также отмечается, что большое число замечаний характерно, как правило, для объектов, в проектировании которых принимают участие несколько проектных организаций. Необоснованное сокращение сроков проектных работ также крайне негативно отражается на качестве проектной документации.
В отчете указывается, что в 2021 году были отработаны продолжены работы по тестированию, анализу и сравнению программного обеспечения для проведения оценки и (или) экспертизы цифровых информационных моделей.
В 2021 году Главгосэкспертиза продолжила работу по тестированию, анализу и сравнению программного обеспечения для проведения оценки и (или) экспертизы цифровых информационных моделей.

Подраздел «Система электроснабжения»

  1. Не представлены технические условия с указанием: подключаемой расчетной мощности, категории электроснабжения, точек подключения, что делает невозможным сделать вывод о соответствии принятой схемы электроснабжения требованиям надежности и безопасности (подпункт «б» пункта 10, пункта 11, подпункты «а», «б», «г», «д» пункта 16 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.08 № 87);
  2. В основных показателях не указаны установленная и расчетная мощности (подпункт «в» пункта 16 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.08 № 87);
  3. Электроснабжение аварийного освещения не предусмотрено по первой категории надежности (пункт 4.1 СП 6 13130.2013);
  4. Электроснабжение противопожарных устройств и аварийного освещения не предусмотрено огнестойким кабелем (пункт 4.8 СП 6.13130.2013);
  5. Не предусмотрена установка УЗО с током утечки не более 30 мА на групповые линии, питающие штепсельные розетки, к которым могут быть подключены переносные электроприемники, используемые в помещениях с повышенной опасностью (пункт 7.1.79 ПУЭ);
  6. Не предусмотрена защита групповых линий от перегрузки (пункт 1.3.10, пункт 1.3.11 ПУЭ);
  7. Сечения проводников, способы прокладки приняты без учета требований ГОСТ Р 50571.5.52-2011/МЭК 60364-5-52:2009;
  8. Молниеприемные стержни, токоотводы не запроектирован из стали горячего оцинкования (пункт 4.3 ГОСТ Р МЭК 62561.1-2014);
  9. Заземляющие электроды заземляющего устройства, заземляющие проводники не запроектированы из стали горячего оцинкования (пункт 542.2 ГОСТ Р 50571.5.54-2013);
  10. Не представлено заключение о результатах обследования существующих электрических сетей и электрооборудования (пункт 4.1, пункт 4.4, раздел 5.5 ГОСТ Р 53778-2010).

Подраздел «Система водоснабжения»

  1. Не предусмотрена установка запорной арматуры на кольцевой разводящей сети для обеспечения возможности выключения на ремонт её отдельных участков (пункт 7.1.5 СП 30.13330.2012);
  2. Не предусмотрен догрев горячей воды до 65 °С для подачи к моечным ваннам в предприятиях общественного питания (пункт 5.1.5 СП 30.13330.2012);
  3. Не предусмотрена гидравлическая увязка потерь давления в циркуляционных кольцах системы горячего водоснабжения (пункт 5.6.1 СП 30.13330.2012);
  4. Не предусматривается компенсация температурных удлинений трубопроводов горячего водоснабжения (пункт 5.4.14 СП 30.13330.2012);
  5. В тепловых пунктах не предусмотрена установка счетчика на трубопроводе холодного водопровода, подающем воду к водонагревателям, для измерения потребления горячей воды (пункт 7.2.5 СП 30.13330.2012);
  6. Конструктивные решения водопроводных колодцев принимаются без учета сейсмичности площадки строительства (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункт 16.15 СП 311.13330.2012).

Подраздел «Система водоотведения»

  1. Не предусмотрена теплоизоляция трубопроводов канализации, прокладываемых в не отапливаемых помещениях (пункт 8.2.25 СП 30.13330.2012);
  2. Конструктивные решения канализационных колодцев, класс прочности труб канализационных сетей принимаются без учета сейсмичности площадки строительства, (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункты 12.1.1, 12.1.9 СП 32.13330.2012).

Подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»

  1. На планах не указаны категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности (пункт 6.1.8 ГОСТ 21.602-2003);
  2. Не предусмотрена вентиляция в помещениях машинного отделения лифтов, электрощитовых (пункт 5.1.29 «Правила устройства электроустановок»);
  3. Прокладка транзитных трубопроводов теплоснабжения через электротехнические помещения предусмотрена без защитного кожуха, с устройством разъемных соединений (пункт 6.3.2 СП 60.13330.2012);
  4. Системы кондиционирования и общеобменной вентиляции для производственных, административно-бытовых и общественных помещений без естественного проветривания и с постоянным пребыванием людей запроектированы без учета требований пункта 7.2.8 СП 60.13330.2012 (с резервными вентиляторами (электродвигателями) или не менее двух систем с расходом воздуха не менее 50% требуемого воздухообмена);
  5. Не исключен спуск воды из трубопроводов тепловых сетей непосредственно в тепловую камеру в нарушение требований пункта 10.23 СП 124.13330.2012;
  6. В тепловых сетях трубопроводы горячего водоснабжения применяются из труб без внутреннего антикоррозионного покрытия (пункт 10.4 СП 124.13330.2012).

Подраздел «Сети связи»

  1. Не предусмотрена телефонная сеть общего пользования (пункт 1 табл. 1 СП 134.13330.2012, пункт 3.16 СНиП 31-06-2009);
  2. Не предусмотрена радиофикация (пункт 3 табл. 1 СП 134.13330.2012, пункт 3.16 СНиП 31-06-2009);
  3. Не предусмотрена сеть приема телевидения (пункт 3.16 СНиП 31-06-2009).

Типовые ошибки в проектно-сметной документации в ходе экспертизы

Типовые ошибки при сдаче документации в электронной форме

1. Объект и цель

— наименование объекта заполняется произвольно, без адреса.

Правильно: наименование объекта должно соответствовать наименованию в проектной документации, заданию на проектирование, программе по финансированию и содержать адрес объекта.

2. Заявитель и исполнитель

— заявление заполняется от имени лица, доверенного на подачу документации.

Правильно: заявление заполняется от лица, с кем заключается договор, ФИО представителя полностью — в лице кого заключается договор.

— не заполняют всех участников проекта.

Правильно: заполнять не только генпроектировщика, но и все организации, которые участвовали в проектировании и инженерных изысканиях.

3. Проектная документация

— в наименовании электронных документов не выдержаны требования приказа №783/пр от 12.05.2017.

Правильно: в наименовании электронных документов должны быть выполнены требования приказа №783/пр от 12.05.2017 года.

Пример:  Раздел ПД№1 345-17 ПЗ или Раздел ПД №5 подраздел ПД №1 345-17-ИОС1.

— к разделам проектной документации не выполняются информационно-удостоверяющие листы

Правильно: к каждому разделу обязательно должен быть выполнен информационно-удостоверяющий лист. После корректировки раздела по замечаниям экспертов также загружается и новый информационно-удостоверяющий лист.

— в ИУЛах не соответствует наименование электронного документа.

Правильно: в ИУЛах должно быть выдержано наименование электронного документа, указаны формат, дата и время сохранения документа в электронном виде. Полная цветопередача (подписи исполнителей синие).

Пример: Раздел ПД№1 345-17 ПЗ.pdf

                15-30 12.04.2018

                Раздел ПД №5 подраздел ПД №1 345-17-ИОС1.pdf

                15-30 12.04.2018

— ИУЛы выполнены не по ГОСТ 2.051-2013 (Рисунок В).

Правильно: ИУЛы должны быть выполнены по ГОСТ 21.051-2013 (образец заполнения ИУЛа см на сайте ge74.ru в разделе Экспертиза в электронной форме).

4. Инженерные изыскания

— в ИУЛах не соответствует наименование электронного документа.

Правильно: в ИУЛах должно быть выдержано наименование электронного документа, указаны формат, дата и время сохранения документа в электронном виде. Полная цветопередача (подписи исполнителей синие).

— ИУЛы выполнены не по ГОСТ 2.051-2013 (Рисунок В).

Правильно: ИУЛы должны быть выполнены по ГОСТ 21.051-2013 (образец заполнения ИУЛа см на сайте ge74.ru в разделе Экспертиза в электронной форме).

5. Исходно-разрешительная документация

— наименование электронного документа не передает его содержание.

Правильнонаименование электронного документа должно передавать передает его содержание (ТУ ИТМ Гои ЧС, Градплан, Письмо ГРБС и т.п.).

— загружается отсканированная копия исходно-разрешительного документа.

Правильнопри загрузке исходно-разрешительной документации скан делается с оригинала документа (полная цветопередача согласно требованиям приказа №783/пр от 12.05.2017 года).

6. Сметная документация (при загрузке раздел 9 на линейные сооружения и раздел 11 на объекты производственного/непроизводственного назначения)

— сметная документация представляется не в формате, предусмотренным  приказом №783/пр от 12.05.2017 (xlsx. xls).

Правильно: сметную документацию загрузить в формате приказа №783/пр (xlsx. xls) одной папкой, подписать ЭП (Раздел ПД №9 345-17 СМ.xlsx).

— не представляется сметная документация в программном комплексе ГРАНД или РИК.

Правильно: загрузить в программном комплексе ГРАНД или РИК (архив не распаковывать), подписать ЭП (Раздел ПД №9 345-17 СМ.РИК).

— не представляются прайсы, мониторинги, коммерческие предложения.

Правильно: прайсы, мониторинги, коммерческие предложения собрать в одну папку, подписать ЭП (Раздел ПД №9 345-17 СМ.Прайсы).

— не выполняется  расчет по укрупненным нормативным расценкам НЦС-2017.

Правильно: выполнить и загрузить расчет по укрупненным нормативным расценкам НЦС-2017, подписать ЭП  (Раздел ПД №9 345-17 СМ.НЦС).

— ИУЛ выполняется один на все разделы.

Правильно: ИУЛы выполнить на каждый электронный документ сметной документации, подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. Договор и смета на ПИР (при загрузке глава 5 раздел 1 и раздел 2)

— развернутая смета на проектирование и выполнение изысканий загружается не подписанная исполнителями, не согласованная заказчиком.

Правильно: развернутая смета на проектирование и выполнение инженерных изысканий должная быть подписана исполнителем и утверждена заказчиком (техническим заказчиком), полная цветопередача.

— договора и контракты на выполнение изысканий с электронной площадки подписываются лицом, доверенным на подачу документации.

Правильно: договора и контракты на выполнение изысканий с электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика (технического заказчика).

8. Имя загружаемого файла документации

— загружается файлы документации с некорректным именем: произвольное имя, длинное имя, символы нижнего подчеркивания, вопроса, восклицательного знака и т.д.

Правильно: 

  • наименование электронного документа должно соответствовать наименованию документа на бумажном носителе в соответствии с Приказом Минстроя России № 783/пр от 12 мая 2017 года;
  • допустимые символы в имени: -, /.

9. Ошибка при подписании финансовых документов в АИС «Экспертиза»

Правильно: 

  • В программе КРИПТО-ПРО / СЕРТИФИКАТЫ / папка Сертификаты — текущий пользователь / Личное / Реестр / Сертификаты — оставить только личные сертификаты электронной подписи, лишнее удалить или перенести в иную папку.

10. Неправильно определен вид работ

Правильно: 

  • Специалистами учреждения подготовлена краткая Памятка по основным критериям видов работ: Памятка-виды работ.

Реестр типовых ошибок проектной документации

Реестр типовых ошибок при выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию

Наиболее часто встречающиеся ошибки при выдаче разрешений на строительство

1

проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка:

— не соблюден минимальный процент озеленения (крышное и вертикальное озеленение не носят компенсационный характер и не включаются в показатель территории зеленых насаждений при подсчете баланса территории участка проектируемого объекта);

— не соблюдено требование по обеспеченности парковочными местами (либо парковка размещена на смежном участке);

— не соблюден минимальный процент застройки

2

предоставлены не все разделы проекта (обращаем внимание, что раздел проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения» является обязательные для предоставления)

3

в проектной документации различные технико-экономические показатели, либо данные показатели в проектной документации не соответствуют указанным в экспертизе

4

строительная площадка, либо часть благоустройства (подпорные стенки, парковки, озеленение и пр.) за границами земельного участка

5

не предусмотрены места для инвалидов либо их количество не соответствует требованиям законодательства

согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) транспортных средств выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы.

на индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске («СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»)

6

истек срок действия договора аренды, либо срок строительства превышает срок действия договора аренды

7

не получены разрешительные документы на строительство в зоне с особыми условиями территории

8

истекли сроки действия ТУ, либо они предоставлены без договоров о технологическом присоединении без которых не действительны

9

идет строительство комплекса объектов, либо от объекта устанавливается санитарно-защитная зона, выходящая за границы участка, либо предусмотрено массовое пребывание людей на объекте, при этом экспертиза проектной документации не предоставлена

10

участок в санитарно-защитной зоне предприятия, где запрещено строительство определенных видов объектов

11

срок действия ГПЗУ (3 года), или до 31.12.2021 (если ГПЗУ до 01.01.2017)

12

участок предоставлен для дальнейшей эксплуатации, а планируется полный демонтаж здания и строительство нового, либо строительство еще одного объекта

13

проектная документация предоставлена в электронном виде без электронной цифровой подписи

Наиболее часто встречающиеся ошибки при выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию

1

ошибки в заполнении документов:

— неверно указана дата утверждения проектной документации (после выдачи экспертизы проектной документации)

— неверно указаны проектные/фактические технико-экономические показатели

— дата завершения строительства в акте приемки, заключении органа государственного строительного надзора, техническом плане различна

2

благоустройство выполнено не в полном объеме

3

построенный объект не соответствует проекту

Дополнительно обращаем внимание, что при направлении заявлений в управление Росреестра портал дает возможность загрузки технического плана размер которого не превышает 100 Мб

Проектные организации, допускающие ошибки при разработке проектной документации

ООО «ГЕОПРОЕКТ»

690087, Приморский край, г. Владивосток, ул. Сельская, д. 9, кв. 101, ОГРН: 1172536002572

ООО «ДИАГНОСТИК»

690002, Приморский край, г. Владивосток, проспект Океанский, д. 90, эт. 2, оф. 1, ОГРН: 1182536017938

ООО «СТАНДАРТ-ПРОЕКТ»

690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Днепровская, д. 24 кв. 117, ОГРН: 1162536072720

ООО «ВЛАДСТРОЙПРОЕКТ»

690062, Приморский край, г. Владивосток, ул. Нефтеветка, д. 4а, оф. 18, ОГРН: 1082538007970

ООО «АРХИТЕКТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ РОДИОНОВА»

690002, Приморский край, г. Владивосток, ул. Комсомольская, д. 3, оф. 92, ОГРН: 1032501898593

Приложение 2. Разъяснения по заполнению форм паспортов национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов

Дата утверждения документа:

05.07.2021

Дата последней редакции:

01.07.2022

Тип документа

Методические рекомендации

Уровень утверждения:

Правительство Российской Федерации

Утверждён:

Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 01.07.2022 № П6 53625

Основание:

Документ (проект) разработан во исполнение пп. а) п.1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р.Белоусова от 31 июля 2020 г. № АБ-П6-8721 и в соответствии с п.20 и 30 Положения об организации проектной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»

Типовые ошибки в проектно-сметной документации в ходе экспертизы

Типовые ошибки при сдаче документации в электронной форме

1. Объект и цель

— наименование объекта заполняется произвольно, без адреса.

Правильно: наименование объекта должно соответствовать наименованию в проектной документации, заданию на проектирование, программе по финансированию и содержать адрес объекта.

2. Заявитель и исполнитель

— заявление заполняется от имени лица, доверенного на подачу документации.

Правильно: заявление заполняется от лица, с кем заключается договор, ФИО представителя полностью — в лице кого заключается договор.

— не заполняют всех участников проекта.

Правильно: заполнять не только генпроектировщика, но и все организации, которые участвовали в проектировании и инженерных изысканиях.

3. Проектная документация

— в наименовании электронных документов не выдержаны требования приказа №783/пр от 12.05.2017.

Правильно: в наименовании электронных документов должны быть выполнены требования приказа №783/пр от 12.05.2017 года.

Пример:  Раздел ПД№1 345-17 ПЗ или Раздел ПД №5 подраздел ПД №1 345-17-ИОС1.

— к разделам проектной документации не выполняются информационно-удостоверяющие листы

Правильно: к каждому разделу обязательно должен быть выполнен информационно-удостоверяющий лист. После корректировки раздела по замечаниям экспертов также загружается и новый информационно-удостоверяющий лист.

— в ИУЛах не соответствует наименование электронного документа.

Правильно: в ИУЛах должно быть выдержано наименование электронного документа, указаны формат, дата и время сохранения документа в электронном виде. Полная цветопередача (подписи исполнителей синие).

Пример: Раздел ПД№1 345-17 ПЗ.pdf

                15-30 12.04.2018

                Раздел ПД №5 подраздел ПД №1 345-17-ИОС1.pdf

                15-30 12.04.2018

— ИУЛы выполнены не по ГОСТ 2.051-2013 (Рисунок В).

Правильно: ИУЛы должны быть выполнены по ГОСТ 21.051-2013 (образец заполнения ИУЛа см на сайте ge74.ru в разделе Экспертиза в электронной форме).

4. Инженерные изыскания

— в ИУЛах не соответствует наименование электронного документа.

Правильно: в ИУЛах должно быть выдержано наименование электронного документа, указаны формат, дата и время сохранения документа в электронном виде. Полная цветопередача (подписи исполнителей синие).

— ИУЛы выполнены не по ГОСТ 2.051-2013 (Рисунок В).

Правильно: ИУЛы должны быть выполнены по ГОСТ 21.051-2013 (образец заполнения ИУЛа см на сайте ge74.ru в разделе Экспертиза в электронной форме).

5. Исходно-разрешительная документация

— наименование электронного документа не передает его содержание.

Правильнонаименование электронного документа должно передавать передает его содержание (ТУ ИТМ Гои ЧС, Градплан, Письмо ГРБС и т.п.).

— загружается отсканированная копия исходно-разрешительного документа.

Правильнопри загрузке исходно-разрешительной документации скан делается с оригинала документа (полная цветопередача согласно требованиям приказа №783/пр от 12.05.2017 года).

6. Сметная документация (при загрузке раздел 9 на линейные сооружения и раздел 11 на объекты производственного/непроизводственного назначения)

— сметная документация представляется не в формате, предусмотренным  приказом №783/пр от 12.05.2017 (xlsx. xls).

Правильно: сметную документацию загрузить в формате приказа №783/пр (xlsx. xls) одной папкой, подписать ЭП (Раздел ПД №9 345-17 СМ.xlsx).

— не представляется сметная документация в программном комплексе ГРАНД или РИК.

Правильно: загрузить в программном комплексе ГРАНД или РИК (архив не распаковывать), подписать ЭП (Раздел ПД №9 345-17 СМ.РИК).

— не представляются прайсы, мониторинги, коммерческие предложения.

Правильно: прайсы, мониторинги, коммерческие предложения собрать в одну папку, подписать ЭП (Раздел ПД №9 345-17 СМ.Прайсы).

— не выполняется  расчет по укрупненным нормативным расценкам НЦС-2017.

Правильно: выполнить и загрузить расчет по укрупненным нормативным расценкам НЦС-2017, подписать ЭП  (Раздел ПД №9 345-17 СМ.НЦС).

— ИУЛ выполняется один на все разделы.

Правильно: ИУЛы выполнить на каждый электронный документ сметной документации, подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

7. Договор и смета на ПИР (при загрузке глава 5 раздел 1 и раздел 2)

— развернутая смета на проектирование и выполнение изысканий загружается не подписанная исполнителями, не согласованная заказчиком.

Правильно: развернутая смета на проектирование и выполнение инженерных изысканий должная быть подписана исполнителем и утверждена заказчиком (техническим заказчиком), полная цветопередача.

— договора и контракты на выполнение изысканий с электронной площадки подписываются лицом, доверенным на подачу документации.

Правильно: договора и контракты на выполнение изысканий с электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика (технического заказчика).

8. Имя загружаемого файла документации

— загружается файлы документации с некорректным именем: произвольное имя, длинное имя, символы нижнего подчеркивания, вопроса, восклицательного знака и т.д.

Правильно: 

  • наименование электронного документа должно соответствовать наименованию документа на бумажном носителе в соответствии с Приказом Минстроя России № 783/пр от 12 мая 2017 года;
  • допустимые символы в имени: -, /.

9. Ошибка при подписании финансовых документов в АИС «Экспертиза»

Правильно: 

  • В программе КРИПТО-ПРО / СЕРТИФИКАТЫ / папка Сертификаты — текущий пользователь / Личное / Реестр / Сертификаты — оставить только личные сертификаты электронной подписи, лишнее удалить или перенести в иную папку.

10. Неправильно определен вид работ

Правильно: 

  • Специалистами учреждения подготовлена краткая Памятка по основным критериям видов работ: Памятка-виды работ.

lines

Прежде всего

lines

lines

Как подать заявку на поддержку проекта

lines

lines

Как правильно заполнить заявку

lines

lines

Рекомендации по формированию бюджета проекта

lines

lines

Как отправить заполненную заявку

lines

lines

Какие документы приложить к заявке

lines

lines

Статусы заявки и обратная связь

lines

section content

Содержание статьи

section navigation

Структура
раздела

left arrow

Предыдущая статья

Следующая статья

right arrow

Фонд может учреждать специальные (внеплановые) конкурсы. Методические рекомендации для таких конкурсов могут содержать отличия или уточнения по сравнению с приведенной в этой статье информацией.

Внимательно изучайте методические рекомендации к каждому конкурсу. Актуальный документ с методическими рекомендациями для текущего конкурса прикреплен в конце этой статьи.


Поле «1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»

Почему важно подать заявку по своему грантовому направлению? Вашу заявку будут оценивать эксперты с опытом именно в этом грантовом направлении. Для объективной и корректной экспертной оценки вашего проекта важно, чтобы заявка попала именно к тем экспертам, которые компетентны в этой области.

Если вы подаете заявку на основе долгосрочного проекта, приготовьтесь четко обосновать выбранные сроки. 

Убедите экспертов, что проект необходимо реализовать в более длительный промежуток времени, и объясните, почему целей проекта невозможно достичь в стандартный срок. 

Фонд ожидает от долгосрочных проектов заметных системных изменений в определенной социальной сфере и в жизни целевой группы. Если вы не уверены, что проект сможет создать изменения такого масштаба, возможно, стоит сократить сроки реализации проекта и создать более локальные изменения за более короткий период.

Если вы подаете на конкурс долгосрочный проект: 

  1. Убедитесь, что проект попадает в одно из двух грантовых направлений: «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» или «Развитие институтов гражданского общества».
  2. Во время разработки проекта закладывайте ровно столько времени, сколько вам действительно необходимо для достижения проектных целей. Искусственно растягивать или сжимать проект по времени не нужно. 
  3. Убедитесь, что подаете на конкурс продуманный проект, а не общее описание текущей деятельности организации.

Поле «1.1 Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту»

Тематика — это уточнение сферы деятельности по проекту в рамках грантового направления. Важно выбрать наиболее подходящую тематику, чтобы ваша заявка оказалась у экспертов с опытом в конкретной сфере и они бы смогли оценить ваш проект по достоинству.


Поле «2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант»

Проверьте, насколько грамотно оформлено название вашего проекта.

  • Название не начинается с кавычек, начинается с заглавной буквы, без точки в конце.
  • Из названия проекта понятна его суть.
  • В название не входит описание проекта. Название должно быть емкое и краткое: длинные формулировки трудно воспринимать. Максимальная длина названия — 500 символов вместе с пробелами, при этом фонд рекомендует делать названия проектов как можно более короткими.
  • В названии нет грамматических ошибок и опечаток. После регистрации заявки название проекта будет невозможно изменить, оно автоматически появится на сайте фонда и, вполне возможно, в социальных сетях и СМИ.


Поле «3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)»

В этом поле ответьте на вопрос: что будет происходить?

  1. Коротко опишите целевую группу проекта и укажите территорию реализации. Постарайтесь уместить это описание в одно-два предложения.
  2. Обозначьте проблему целевой группы, на решение которой направлен проект. Напишите одно-два предложения.
  3. Опишите, какие конкретные шаги вы сделаете для решения проблемы: перечислите мероприятия проекта в виде списка, по пунктам. Так читающим экспертам сразу будет понятно, из чего состоит ваш проект.
  4. Укажите, к каким результатам эти мероприятия приведут: опишите конкретные положительные изменения, которые произойдут с целевой группой в результате реализации проекта. Напишите одно-два предложения.

Пишите своими словами. Избегайте сложных, тяжелых формулировок; представьте, что рассказываете о проекте коллеге или другу. Помните, что в этом поле вам нужно указать только краткое описание проекта, его суть, детали описывать не нужно.

Проверьте текст на грамматические и орфографические ошибки. Краткое описание проекта будет публичным: оно появится на сайте фонда, и, вполне возможно, в социальных сетях и в СМИ.

Не переживайте, если вам не хватит символов: развернутое описание проекта можно будет загрузить в виде файла в формате .pdf в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта». 

Поле «3.1. Полное описание проекта, презентация проекта»

Если хотите, загрузите в это поле дополнительную, новую информацию о проекте, которая не поместилась в поле «Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта». Прикрепите презентацию проекта в формате PDF.

Это необязательно, но поможет экспертам лучше понять проект, особенно если он претендует на уникальность и содержит новые решения или методики. Фонд рекомендует включить презентацию в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей. 

Не стоит дублировать в презентации все то, что вы уже указали в заявке. Презентация помогает представить основную идею проекта визуально, дать экспертам новую информацию о проекте и подчеркнуть наиболее значимые моменты.

Если при подготовке заявки проект находится на этапе реализации, загрузите в это поле уже разработанные документы и материалы.

Поле «3.2. Видео о проекте»

Если вы хотите дать экспертам более широкое представление о проекте, добавьте в это поле не более трех ссылок на видеоролики об актуальности проекта.

Это может быть видеообращение руководителя или команды проекта, история о территории или о целевой группе, которая бы наглядно демонстрировала наличие проблемы. Это может также быть видеовизитка, реклама, анонс, учебный фильм, информационный сюжет. Ролик должен быть размещен в открытом доступе.

Фонд рекомендует включить видеоролик в заявку с запрашиваемой суммой гранта свыше десяти миллионов рублей.

Поле «3.3. Теги (ключевые слова, характеризующие деятельность по проекту»

Из вариантов, предложенных в этом разделе, выберите одну или несколько фраз, которые имеют отношение к вашему проекту. При отсутствии подходящих вариантов выберите «Другое».

Заполнять это поле не обязательно, но эта дополнительная информация поможет фонду и экспертам в работе с вашей заявкой. 


Поле «4. География проекта»

В этом поле укажите территорию реализации проекта. 

География должна быть реалистичной. Перечислите только те населенные пункты и территории, где непосредственно будете проводить мероприятия проекта, и при необходимости те территории, где находятся представители целевых групп, с которыми вы планируете взаимодействовать в рамках мероприятий проекта.

Это могут быть только один или несколько конкретных муниципалитетов, один или несколько отдельных регионов, один или несколько федеральных округов либо сразу вся страна.

  1. Обозначьте географию проекта максимально конкретно. Например, если мероприятия календарного плана запланированы в двух поселках Ленинградской области, указывайте не всю область, а именно эти поселки. 
  2. Подтвердите, что выявленная проблема целевой группы существует и актуальна на каждой из выбранных территорий. Например, если вы планируете реализацию проекта в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, то в разделе «Описание проблемы целевой группы, обоснование актуальности и социальной значимости проекта» должна быть информация, подтверждающая тот факт, что целевая группа вашего проекта сталкивается с выявленной проблемой в каждом из этих городов: результаты исследований, официальная статистика. 
  3. Убедитесь, что выбранная территория совпадает с уставом организации. Если вы планируете взаимодействовать с регионами или муниципальными образованиями, которые выходят за рамки территории деятельности организации по уставу, приложите к заявке письма поддержки, которые бы подтвердили ваши договоренности.  
  4. Отразите географию проекта в календарном плане. Например, если заявленный охват проекта — вся Россия, это предполагает, что мероприятия проекта пройдут во всех регионах страны. Если при этом хотя бы один из 85 регионов не отражен в вашем календарном плане, то в поле «4. География проекта» вместо всей России укажите исключительно те территории, на которых будете проводить мероприятия.  Размещение аудио- и видеоматериалов на ТВ и в Интернете не считается мероприятием, которое вы проводите на территории всей страны.
  5. Отразите географию проекта в бюджете проекта. Например, если вы запланировали мероприятия в других регионах и городах, убедитесь, что расходы на них также отражены в бюджете.
  6. Укажите непосредственное место проведения мероприятий, а не общий охват по аудитории. Например, если мероприятия проходят в Казани, но туда приедут участники со всей страны, в первую очередь укажите Казань, а дальше уточните, что в мероприятиях примут участие люди из конкретных регионов.


Поле «5. Дата начала реализации проекта»

Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.

Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.

Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.


Поле «6. Дата окончания реализации проекта»

Срок реализации проекта определяется календарным планом и отображается в полях 5 и 6 автоматически. Скорректировать срок вы можете в разделе заявки «Календарный план». Для этого измените даты начала и окончания реализации проекта в соответствующих полях раздела.

Срок реализации стандартного проекта не должен превышать 18 месяцев. Мероприятия в календарном плане не должны выходить за рамки проекта.

Срок реализации долгосрочного проекта не должен превышать 36 месяцев и при этом обязательно должен быть более 18 месяцев.


Поле «7. Целевые группы проекта»

Укажите одну или несколько целевых групп проекта — людей, на работу с которыми направлен проект.

Формулируйте каждую целевую группу максимально конкретно. Например, если вы собираетесь работать с детьми из малообеспеченных семей, будет недостаточно обозначить целевую группу общей категорией «Дети»: в нее входит слишком много разных детей и проблемы у детей из обеспеченных семей и малообеспеченных семей будут разными.

Как правило, основная целевая группа в проекте одна. Она может включать в себя людей разных полов, возрастов и социальных категорий, но их всех должна объединять одна общая проблема. Для описания целевой группы проекта используйте собственную формулировку. Опишите с помощью нее то общее, что объединяет разные категории людей.

Указывайте только те группы, с которыми действительно будете работать. Во время оценки заявок эксперты проверяют, для всех ли целевых групп обоснованы проблемы, обозначены цели, запланированы мероприятия в календарном плане и указаны ожидаемые результаты от реализации проекта. Прописывайте эти блоки для каждой целевой группы, чтобы спроектировать более целостный проект и написать по нему более сильную заявку.

Типичные ошибки в выборе целевых групп:

Указаны несколько целевых групп, не объединенных одной проблемой.

Например, вы решили на всякий случай указать всех, чтобы эксперты увидели, как важен ваш проект, что он полезен и детям, и матерям-одиночкам, и пенсионерам.

Целевая группа размыта или слишком широка. 

Например, вы указали людей с ОВЗ в качестве целевой группы. При этом люди с ОВЗ бывают разные: инвалиды по слуху, по зрению, маломобильные — и подход к ним тоже потребуется разный.

Указаны несколько целевых групп, при этом в рамках проекта вы будете работать только с одной. Остальные целевые группы станут благополучателями проекта — теми, на кого он тоже окажет влияние.

Например, от того, что дети научатся играть в дворовые игры, выиграют и родители. При этом весь проект мы в первую очередь посвящаем решению проблем детей. Родители, во-первых, станут благополучателями проекта, во-вторых, внесут собственный вклад в достижение цели проекта, когда прослушают образовательные семинары и станут поддерживать и поощрять дворовые активности детей. 

Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В открытом видеокурсе Фонда президентских грантов мы подробно разбираем, как ошибки в заявке влияют на оценку проекта по критериям.


Поле «8. Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта»

Чтобы правильно заполнить это поле, постарайтесь точно и емко ответить на следующие вопросы.

1. Каких людей касается проблема? 

Вначале коротко опишите целевую группу проекта: ее состав и количество ее представителей на конкретной территории реализации проекта.

В этом поле напишите о целевых группах кратко: раскрыть описание каждой целевой группы вы сможете в поле «7. Целевые группы проекта».

2. В чем заключается проблема? 

Социальная проблема — это всегда отсутствие или недостаток чего-либо, неудовлетворительное состояние жизни целевой группы. Чтобы сформулировать проблему, опишите, что сейчас не устраивает конкретную целевую группу и каковы причины существования этой проблемы. 

Если в рамках проекта вы работаете с несколькими целевыми группами, то в заявке либо покажите, что у этих групп есть общая проблема, либо укажите для каждой целевой группы отдельную проблему.

Сформулируйте проблему максимально четко и конкретно. Например, недостаточно написать «проект решает проблему образования»: из такой формулировки непонятно, что именно не так у целевой группы. Более конкретная и понятная формулировка: «Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что у старшеклассников в городе Сарапуле нет возможности получать дополнительное техническое образование». 

3. Актуальна ли проблема для выбранной целевой группы на выбранной территории реализации проекта?

Убедитесь, что проблема волнует не только вас: в первую очередь ее должна осознавать и признавать целевая группа.

Приведите результаты собственных исследований целевой группы (наблюдения, опросы, интервью), а также результаты сторонних исследований со ссылками на источники.

Укажите конкретные цитаты из СМИ, выдержки из официальной статистики, сведения от органов власти, которые касаются выбранной целевой группы на выбранной территории. Обязательно сопроводите информацию ссылками на источники.

Узнайте, как представители целевой группы решают проблему самостоятельно. Предпринимают ли они собственные инициативы? Насколько охотно откликаются на инициативы других? Важно понять уровень вовлечения целевой группы в процесс решения проблемы, чтобы сделать верный вывод об ее актуальности.

4. Каковы причины существования проблемы?

Чтобы смягчить или решить социальную проблему, нужно понять причины ее существования. 

Возможно, в процессе выявления причин вы обнаружите, что проблема, которую нашли, на самом деле — следствие другой, более глубокой проблемы, на решение которой и нужно направить свои силы.

Например, вы обнаружили, что в вашей районной детской больнице большое количество детей, от которых отказались родители. За ними осуществляется медицинский уход, но этого оказывается недостаточно для их полноценного развития.

Если вы поразмыслите глубже, то, возможно, придете к тому, что оказание прямой материальной помощи этим детям или больнице — лишь краткосрочное решение проблемы. В долгосрочной перспективе ее смогут решить работа с семьями, находящимися в кризисных ситуациях, профилактика отказов в роддомах.

Важно не только увидеть, в чем проявляется проблема, но и понять, почему она появилась. Если вы не поймете причин, которые приводят к проблеме, вы не сможете предложить эффективного способа ее решения.

Кроме того, логика социального проектирования предполагает, что причины существования проблемы напрямую связаны с задачами проекта. Устранение каждой из причин существования проблемы — это задачи проекта. Не забудьте указать по одной задаче на каждую причину существования проблемы в поле «11. Задачи проекта».

Отсутствие денежных ресурсов, оборудования или объекта недвижимости у организации либо неэффективные, на ваш взгляд, действия органов власти могут быть не единственными причинами существования проблемы. Смотрите глубже.

5. Как именно вы хотите изменить существующую проблемную ситуацию?

Опишите, что вы собираетесь сделать в рамках реализации проекта. Укажите, какие конкретные улучшения наступят для целевой группы благодаря реализованным мероприятиям проекта. Поясните, какой должна быть ситуация в вашем понимании, ответьте на вопрос: а как должно быть?

6. Кто еще занимается решением этой проблемы на выбранной территории?

Коротко перечислите, какие организации вовлечены в решение проблемы, сколько человек они охватили и каких результатов достигли. Используйте результаты опросов и приводите численные показатели.

В случае если ваша организация уже реализовывала социальные проекты для решения заявленной проблемы, покажите ваши результаты. Опишите, какой позитивный сдвиг произошел в жизни представителей целевой группы, а чего все еще не хватает и почему нужно продолжать заниматься этой проблемой.

В случае если вы получали грант на реализацию проекта по этой теме, укажите, каких результатов в решении проблемы вы уже достигли и почему этого оказалось недостаточно и вы снова обратились за помощью.

Например, вы создали мобильную службу помощи людям, оказавшимся на улице. У вас есть выездная бригада, которая два раза в неделю ездит по местам ночевки бездомных и оказывает первую помощь на месте. 

Оказалось, что этого недостаточно, и теперь вы хотите создать стационар. Приведите результаты проделанной работы и покажите свой опыт в решении проблемы. Расскажите, почему создание стационара — следующий логичный шаг. 

К примеру, если появится такой стационар, вы сможете более качественно помогать целевой группе: не просто оказывать скорую медицинскую помощь, а предоставлять полноценное лечение.

7. Каковы возможные последствия развития проблемы?

Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте: что будет, если проблему не решать? Ухудшится ли состояние целевой группы или останется таким же, как сейчас? Чем это плохо? Если вы поняли, что последствия не критические, почему все-таки хотите заниматься выявленной проблемой? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, насколько серьезные изменения для целевой группы возможны в результате реализации вашего проекта и насколько высока его социальная значимость.

Типичные ошибки в постановке проблемы целевой группы

Проблема не имеет отношения к выбранной целевой группе.

Например, целевая группа обозначена как молодые учителя со стажем работы до 2,5 лет, а проблема — как недостаток квалифицированных кадров. Кажется, проблема не у молодых учителей, а у администраций школ.

Указаны несколько проблем целевой группы вместо одной либо есть общее описание проблемной ситуации, но в чем конкретно проблема, эксперту приходится догадываться самостоятельно, после того как он изучит календарный план. 

Например, проблема обозначена так: в ряде случаев человек с инвалидностью замыкается в себе, теряет интерес к активной деятельности и здоровому образу жизни, с пессимизмом относится к своему будущему (проблема №1), а технические средства реабилитации, которые выдает и оплачивает государство, зачастую не используют или используют не в полном объеме (проблема №2). Человек не получает информационной поддержки для обеспечения непрерывной реабилитации (проблема №3).

Проблема поставлена очень широко, но относится к небольшому количеству представителей целевой группы.

Например, проблема обозначена так: российская экономика ухудшается, поскольку молодежь не испытывает чувства патриотизма и уезжает за границу; мы проведем встречи школьников с ветеранами и заодно решим демографическую проблему и проблему связи поколений. 

А на самом деле выясняется, что проблема в другом: дети в младшей школе конкретного села не интересуются историей родного края по причине того, что никто им об этом не рассказывает.

После прочтения хочется задать вопрос: «И что?». Непонятно, что указанная проблема — это действительно проблема.

Например, появляется такая формулировка проблемы: в городе нет секции бокса для пенсионеров. Возникает вопрос: а в чем именно состоит проблема? Неужели все пенсионеры должны быть боксерами?                                                    

Проблема сформулирована нечетко, общими словами, заумными фразами, из которых непонятно, в чем конкретно состоит проблема у выбранной целевой группы. 

Изучите типичные ошибки заявителей перед тем, как заполнить это поле. В базовом курсе по социальному проектированию мы подробно разбираем, какие ошибки в формулировании проблемы встречаются чаще всего.

Система заполнения заявки дает возможность добавить в это поле текст объемом 5000 символов вместе с пробелами. Если вам не хватило символов, чтобы заполнить это поле, прикрепите отдельный документ в поле «3.1 Полное описание проекта, презентация проекта».

Поле «8.1 Материалы, подтверждающие наличие проблемы»

Это поле заполнять не обязательно. При необходимости загрузите в него документы, которые подтверждают наличие проблемы и иллюстрируют проведенные исследования, а также — запросы от благополучателей на проведение проекта и т.д. В этом поле вы также можете предоставить результаты сторонних исследований, подтверждающих проблему: статистические данные, переданные органами власти, результаты исследований и практический опыт работы других организаций, которые работают над решением схожих социальных проблем, что и вы.

Прикрепите в этом поле не более 5 файлов до 10 Мб каждый. Специальных требований к формату нет, возможно подгрузить файлы с расширениями .pdf, .doc, .docx, .ppt, .pptx, .xlsx.


Поле «9. Цель проекта»

В этом поле укажите цель вашего проекта: каким будет ваше решение проблемы целевой группы. Придерживайтесь следующих принципов.

Цель проекта — это решение выявленной проблемы, и точность формулировки цели во многом зависит от того, насколько точно и конкретно вы определили проблему.

Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации своего социального проекта.

Например, вы выявили такую проблему: «Старшеклассники города Сарапула хотят учиться робототехнике, чтобы поступать в вузы на технические специальности, но у них нет возможности такого обучения». 

Тогда целью проекта станет: «Организовать дополнительное обучение робототехнике с уклоном на подготовку старшеклассников города Сарапула к поступлению на технические специальности в вузы».

Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы.

Бывает так, что в процессе решения одной проблемы вы помогаете разрешить другую и эффект от реализации вашего проекта охватывает разные сферы жизни. Это не означает, что в заявке нужно описывать все проблемы, которые охватит деятельность в рамках проекта, и ставить несколько целей.

Например, проблематика вашего проекта — социальная изоляция детей-сирот в одном из городских интернатов. Целью проекта будет социальная адаптация детей-сирот, и в рамках проекта вы будете возить детей на экскурсии по историческим местам. 

Здесь возникает соблазн поставить вторую цель проекта: приобщение детей к культуре родного края. Этого делать не нужно, поскольку это скорее дополнительный эффект от деятельности в рамках вашего проекта и он напрямую не связан с его основной проблематикой.

Чем более узко вы определите проблематику проекта, чем точнее поставите его цель, тем логичнее будет ваш проект — а значит, тем легче вам будет его разработать. 

Если у вашего проекта все же стоят несколько целей, укажите каждую в отдельном поле.

Избегайте общих фраз и будьте максимально конкретны. При постановке цели помните о том, что она должна отвечать пяти критериям.

  1. Достижимость. Убедитесь, что цель в принципе возможно достичь. Пускай цель вашего проекта нельзя будет назвать глобальной и вы не будете стремиться установить мир во всем мире, зато улучшите жизнь небольшой конкретной группы людей, если достигнете этой цели.
  2. Конкретность. Установите четкую связь между целью и проблемой, которую она решает. Например, если выявленная проблема заключается в том, что дети 7-10 лет испытывают сложности в общении со сверстниками вне школы, то цель проекта — создать условия для того, чтобы дети 7-10 лет научились общаться со своими сверстниками и заводить новых друзей вне школы с помощью дворовых игр. Такая цель четко направлена на устранение заявленной проблемы, поэтому она конкретна.
  3. Измеримость. Установите количественные и качественные показатели успешности проекта. Продумайте, какие показатели помогут вам понять, что вы достигли цели проекта. Укажите количество представителей целевой группы и опишите, какие конкретные изменения у них произошли. Соответствующие показатели укажите в поле «10 «Ожидаемые результаты проекта».
  4. Реалистичность. Убедитесь, что цель возможно достичь вашими ресурсами, с учетом собственных средств и средств партнеров, а также запрашиваемой суммы гранта. Достигнете ли вы цели, если все эти ресурсы окажутся в вашем распоряжении? Представьте примерный объем работы по проекту и попробуйте оценить, есть ли у вас материальные и человеческие ресурсы, чтобы реализовать проект.
  5. Ограниченность во времени. Проверьте, сможете ли вы достичь этой цели за указанный срок.

Типичные ошибки при постановке цели проекта

Цель более узкая, чем проблема, или решает только одну из причин проблемы. 

Например, выявленная проблема состоит в том, что люди, передвигающиеся на инвалидных колясках, не могут устроиться на работу, а цель проекта — научить этих людей шить игрушки.

Цель более широкая, чем проблема.

Например, выявленная проблема заключается в том, что у жителей района нет возможности заниматься зимними видами спорта, а цель проекта — приобщить людей к здоровому образу жизни. 

Цель не соответствует проблеме. 

Например, есть проблема: у школьников отсутствует возможность получить бесплатное дополнительное гуманитарное образование, а цель — повышение уровня знаний школьников по истории родного края.


Поле «10. Ожидаемые результаты проекта»

В поле «Количественные результаты» графе «Наименование показателя» необходимо определить группы людей в связке с ожидаемыми положительными изменениями для них по итогам реализации проекта, и указать их планируемое количество в графе «Значение». Например, «Учащиеся 10-11 классов школ района, определившиеся с выбором профессии», «Дети города N с ограниченными возможностями здоровья по зрению, воспользовавшиеся оцифрованными материалами по краеведению».

Важно проследить, чтобы общее количество людей, указанных в данном разделе, соответствовало суммарному количеству людей, указанных в поле «Ожидаемые результаты» раздела «Календарный план».

В поле «Качественные результаты и способы их измерения» важно конкретно ответить на вопрос «Что и как изменится у каждой из целевых групп после реализации мероприятий проекта?», а также продумать и описать способы измерения этих изменений и проверки самого факта их достижения.


Поле «11. Задачи проекта»

В этом поле опишите задачи, которые помогут вам достигнуть цели проекта. Каждую задачу указывайте в отдельном поле — все задачи автоматически появятся в разделе заявки «Календарный план».

Задача — это составляющая цели, которая решает конкретную причину существования выявленной проблемы.

Например, есть проблема: дети 7-10 лет, которые живут в нашем поселке, хотят играть на улице с друзьями, но не имеют такой возможности, потому что утрачена традиция дворовых игр. 

Ставим цель: создать условия для того, чтобы дети снова играли во дворе. Отвечаем на вопросы. Почему возник этот разрыв между проблемой и целью? Что мешает нам достичь желаемого результата? Из-за чего ситуация такая, какая она есть? 

Находим причины возникновения проблемы. Решением каждой из этих причин будет конкретная задача.

Причины возникновения проблемы:

  • Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть.
  • Нет тех, кто может научить дворовым играм: сегодняшние старшие тоже не играли во дворе.
  • Во дворах не организованы игры для детей, а сами они этого сделать не могут.

Решением каждой из этих трех причин будет конкретная задача:

  • Причина: «Современные дети не знают дворовых игр и не умеют в них играть» —> Задача: «Научить детей 7-10 лет играть в различные игры во дворе».
  • Причина: «Нет тех, кто может научить дворовым играм» —> Задача: «Подготовить команду волонтеров, которые могут организовать игры детей 7-10 лет во дворах».
  • Причина: «Во дворах не организованы игры для детей» —> Задача: «Организовать регулярные игры во дворах с детьми 7-10 лет силами подготовленных волонтеров».

Есть большая разница между задачами и мероприятиями.

Задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, направление движения. Когда вы формулируете задачу, вы определяете, какие препятствия между проблемой и целью необходимо преодолеть. 

Мероприятия — это конкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат. 

Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий. Например, если мы проведем серию лекций для волонтеров, будет ли это означать, что задача подготовки волонтеров для игры с детьми решена? Не будет. Чтобы выполнить эту задачу, нам необходимо провести комплекс мероприятий, включая поиск и отбор волонтеров, их обучение и проверку результатов в формате экзамена, а также отработку пробного занятия с детьми на практике.

При этом важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучающих занятий по дворовым играм» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий несколько, и готовиться к ним нужно. Соотнесите мероприятия с проблемой и постарайтесь ответить на вопрос: связано ли конкретно это мероприятие с решением проблемы, способствует ли оно непосредственно достижению цели?


Поле «12. Партнеры проекта»

Перечислите названия организаций, имена и должности лиц, готовых оказать поддержку в реализации вашего проекта. 

Подтвердите эту готовность письмами поддержки от каждого из перечисленных партнеров. Документы в формате .pdf загрузите в свободное поле для загрузки файлов.

Письма поддержки должны быть конкретными. Если речь идет о подтверждении партнерского вклада в проект, то в письме должно быть указано, что конкретно готов сделать партнер и в какие сроки.

Например, вместо того, чтобы написать «организационная помощь», укажите конкретные условия, о которых вы договорились, например: «Партнер предоставляет помещения для проведения десяти мастер-классов».

Письмами поддержки можно и нужно подтвердить:

  • Актуальность проекта для выбранной территории. В письме должно быть не просто указано, что «проект актуален», а должны быть приведены конкретные показатели, цитаты, отсылка к предыдущему опыту организации и результатам ее деятельности в той сфере, в которой вы реализуете проект.
  • Вклад партнеров в проект: денежный, информационный, материальный, методический, экспертный, административный.
  • Опыт организации в выбранном направлении реализации проекта.
  • Договоренности о взаимодействии с выбранными территориями.


Поле «13. Как будет организовано информационное сопровождение проекта»

Покажите, каким образом вы будете освещать мероприятия проекта в СМИ и в Интернете, в том числе опишите договоренности с представителями СМИ, если они у вас есть. 

Не забудьте включить мероприятия по информационному сопровождению в раздел «Календарный план» в вашей заявке.

В этом поле коротко опишите:

  • целевую аудиторию информационного сопровождения,
  • инструменты продвижения: СМИ, социальные сети и реклама в них, реклама в общественном транспорте, листовки, специальные мероприятия,
  • информационных партнеров.


Поле «14. Дальнейшее развитие проекта»

В этом поле укажите, будете ли вы продолжать деятельность в рамках проекта, после того как закончатся средства гранта.

Если да, напишите, какие для этого есть возможности, какие изменения предполагаются в проекте, как именно он будет способствовать улучшению состояния целевой группы и как будут использованы результаты проекта для дальнейшей работы по решению социальной проблемы.

Если в рамках проекта на средства гранта вы приобретаете дорогостоящее оборудование, опишите, как будете использовать его после завершения проекта.


Поле «15. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем»

Укажите, за счет каких средств вы продолжите реализацию проекта после того, как средства гранта закончатся, в случае если вы продолжите реализацию проекта.

Документы

Методические рекомендации по подготовке заявки на специальный конкурс 2022 года
Методические рекомендации по подготовке заявки на участие в специальном конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2022 г.



267 КБ

Методические рекомендации по подготовке заявок во втором конкурсе 2023 года
Методические рекомендации по подготовке заявок на участие во втором конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2023 году



382 КБ

Рекомендованные статьи

Центр поддержки > О конкурсе

Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит

Центр поддержки > О конкурсе > Что такое конкурс президентских грантов и как он проходит

Длительность проектов-участников конкурса

Центр поддержки > Подача заявки > Как правильно заполнить заявку

Как заполнить раздел «Календарный план»

Центр поддержки > О конкурсе > Кто может участвовать в конкурсе

Тем, у кого есть действующие гранты, предоставленные фондом

Центр поддержки > Подача заявки > Рекомендации по формированию бюджета проекта

Комментарии по отдельным статьям бюджета

  • Типовая ошибка при формировании цели проекта
  • Типовая ошибка при оформлении цели проекта
  • Типовая ошибка которую чаще всего допускают участники деловой беседы это
  • Типичными ошибками при оценке персонала являются
  • Типичными ошибками при аграмматической дисграфии являются тест