Третьяков скупил кучу картин исправить ошибки

Художественный стиль речи. Основные виды тропов.

Цели: 

— Повторить, расширить и закрепить знания о художественном стиле речи, о тропах речи.

— Способствовать развитию умения определять принадлежность текста к какому-либо стилю, последовательно доказывая правильность выбора; умения находить в художественном тексте тропы, называть их, объяснять их роль в произведении; умения находить и исправлять стилистические и речевые ошибки в тексте; составлять собственный текст художественного стиля.

— Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса и уважения к художественной литературе.

Тип занятия – урок обобщения и систематизации знаний

Вид  – смешанный

Методы – проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский

Оборудование – компьютер, проектор

I.  Организационный момент.

II.  Проверка д. з.

Найти тексты художественного стиля.

Один студент выразительно читает. Остальные находят в тексте признаки художественного стиля по плану:

План анализа художественного текста

  1. функция
  2. жанры
  3. лексика
  4. стилевые черты

III.  Актуализация знаний

— Перечислите стили речи.

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

— Что выделяет из них художественный стиль?

(Использование изобразительно-выразительных средств. Эстетическая функция, совмещение разных стилей).

— Что такое тропы?

(Изобразительно-выразительные средства).

— Перечислите основные виды тропов

  1. Метафора,
  2. Метонимия,
  3. Синекдоха,
  4. Олицетворение,
  5. Эпитет,
  6. Гипербола,
  7. Литота,
  8. Сравнение,
  9. Перифраза,
  10. Аллегория,
  11. Ирония

IV . Мотивационный.

Тема. Целеполагание. Слайд 1.

V. Основная часть        

Повторение теории (преподаватель говорит, текст  проецируется на доске, студенты записывают в словари для терминов)

а) функция 

— Основная функция художественного стиля —  это функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя

(Индивидуальное сообщение.  Эстетический – художественный. Относящийся к чувству прекрасного, к красоте).

Б) жанры

— жанры х. с. – рассказ, очерк, повесть, роман, эпопея, поэма, стихотворение, басня.

В) лексика

использование тропов

Г) стилевые черты

— Образность, экспрессия, использование возможностей разных стилей речи. Слайд 2

(Индивидуальное сообщение: экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

Д) тропы — определение

— Тропы  (греч. tropos – поворот)– обороты речи, в которых  слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения  большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение, перифраза, аллегория, ирония. Слайд 3.

Е)  подробнее о тропах

  —  Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить

окно). Слайд 4.

 — Эпитет –образная характеристика посредством метафорического прилагательного  

Сияньем тощим фонаря//Глухие своды озаря,//Идут…   Слайд 5.

  — Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами

      вечными сиял). Слайд 5.

 — Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.

(Читал Толстого. Три тарелки супа съел). Слайд 6.

   — Синекдоха –  разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны). Слайд 7.

 — Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц  закат пылал). Слайд 8.

 — Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить). Слайд 9

 — Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — обращение к Ослу) Слайд 10

  — Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство). Слайд 11.

  — Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные  предметы или живтных. (Отговорила роща золотая). Слайд 12.

 — Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков  или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев). Слайд 13.

2)  упражнения

   А) Найти в тексте тропы, объяснить их роль. (Тексты проецируются на доске и на партах у каждого распечатки).

  1.        Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…. Попадались и речки с обрытыми берегами, …и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. (Олицетворение, метафора, сравнения, эпитет способствуют образному созданию пейзажа). Слайд 14.
  2. Иван Бунин ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

      Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

      Заунывно гудящий певучей струной,

      Ты зачем залетаешь в жилье человечье

      И как будто тоскуешь со мной?

      За окном свет и зной, подоконники ярки,

      Безмятежны и жарки последние дни,

      Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

      На подушечке красной, усни.

      Не дано тебе знать человеческой думы,

      Что давно опустели поля,

      Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

      Золотого сухого шмеля! Слайд 15.

(Эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение, аллегория (шмель – собеседник лирического героя, выражение его размышлений).

   — У Бунина прилагательные последний и золотой встречаются довольно часто. Каково здесь значение прилагательного последний? (тема смерти,  увядания, осени, конца тепла и радости).

— В этом стихотворении автор использует цветопись. Перечислите цвета. Какие ассоциации они вызывают?

(Эпитет «черный» символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета «золотое» придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами «царственный», «величественный» образ. «Золотое оплечье» — величественный, бархатный – так и хочется   погладить, черный и золотой – торжественные цвета.  В смерти шмеля нет трагизма: шмель – и живой, и мертвый – охарактеризован одним эпитетом «золотой», его качественное значение: «прекрасный», «дорогой», «несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты»).

— Помимо цветописи здесь есть еще и звукопись. Какие звуки повторяются и для чего?

(Употребление метафоры «певучей струной» и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] (аллитерация) в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля).

Б)  Исправление ошибок

       — Найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки в фрагментах сочинений. (Предложения на доске и в распечатках).

         1. Третьяков скупил кучу картин.

        2. Тургенев поссорился с Белинским и Некрасовым и в ответ им кидает «Отцы и дети».

        3. Аркадий кадрил Одинцову.

       4. Базаров заразился от больного трупа.

        5. Павел Петрович и Базаров часто спорили. У него было твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они были связаны между собой.

Слайд 16.

 В) Творческое задание

     Переделайте текст разговорного стиля в текст художественного стиля. (Предложения на доске и в распечатках).

    Осень настуила.  На улице слякоть, холодина, полно опавших листьев. Небо опять заволокло. Кажется, опять дождик собирается. На улицу неохота носа высовывать. Слайд 17.

VI. Подведение итогов.

    — Назовите основные черты художественного стиля.

  — Перечислите и охарактеризуйте основные виды тропов.

VII. Оценки с комментариями.

        VIII. Домашнее задание.

Написать два небольших текста на тему «Времена года»: в научном и художественном стилях.     Слайд 18.

                1. 
Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь
Серебряный»

— Дозволь, боярин,
слово молвить.

— Говори.

-Челом бью к твоей
милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими
людьми.

Тут ратники
подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и
прикрученные к седлам….

— Слушайте,
мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто
вы таковы?

— Что у тебя глаза
лопнули, что ли? — отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто!
Царские люди, опричники!

                2.
Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная
мысль данного текста? Найдите в тексте сравнения, метафоры и олицетворения

Не так ли и ты,
Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога,
гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим
чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это
наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых
светом конях? Эх, кони, кони, что за

 кони! Вихри ли
сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во вашей жилке? Заслышали с вышины
знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув
копытами земли, превратились они в вытянутые линии, летящие по воздуху, и
мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает
ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром
разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь,
постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

(Н.В. Гоголь)

                3.
Прочитайте и сравните данные тексты. Какой из текстов вам больше, почему?
Какими средствами художественной выразительности пользовались авторы? Выпишите
из текста примеры эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений.

1) Если бы Чичиков
прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему; но
мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома
заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было совершенно
обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскивалась каплями дождя. Наконец
громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из
ведра.

Сначала, принявши
косое направление, хлестал он в одну сторону кибитки, потом в другую, потом,
изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо вверх
его кузова; брызги наконец стали долетать ему в лицо.

(Н.В. Гоголь)

2) Разразился
ливень с оглушительными громовыми ударами и ослепительно быстрыми, огненными
змеями молний, когда мы под вечер подъезжали к Суходолу. Черно-лиловая туча
тяжко свалилась к северо-западу, величаво заступила полнеба напротив. Плоско,
четко и мертвенно бледно зеленела равнина хлебов под ее огромным фоном, ярка и
необыкновенно свежа

 была мелкая
мокрая трава на большой дороге. Мокрые, точно сразу похудевшие лошади шлепали,
блестя подковами, по синей грязи, тарантас влажно шуршал…

(И.А. Бунин)

4. Запишите
слова в две колонки. Для каждого из общеупотребительных слов (1-я колонка)
найдите соответствующее по значению слово высокого, поэтического стиля (2-я
колонка).

Бездыханный,
безжизненный, бессердечие, братство, будущий, вечный покой (после смерти),
вещий, влачился, во имя, восстань, в присутствии кого-либо, встань, выя, глагол
(речь, слово), глаза, глас, голос, город, град (город), грядущий, губы,
десница, для пользы кого-либо, че¬го-либо, достигать, единение всех людей,
основанное на христианском понимании любви, милосердия, взаимопонимании; жестокосердие,
исполнись, ланиты, лоб, мужи, мужья, мучить, на благо, наполнись, обет,
обладающий даром предвидения, отчизна, очи, перед лицом чего-либо, кого-либо;
под знаком, правая рука, произошло, ради, ради кого-либо, чего-либо; родина,
свершилось, скитался, слово (речь), снедать, стяжать, судией, судьёй, сынов,
сыновей, сыновья, сыны, торжественное обещание, умереть, упокоение, упокоиться,
уста, учители, учителя, характеризуясь чем-либо, цветик, цветок, чело, шея,
щёки.

6.  Найти в
тексте тропы, объяснить их роль.

       Поля, все
поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь
снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким
кустарником, вились овраги…. Попадались и речки с обрытыми берегами, …и
покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и
зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с
отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и
разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно,
мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в
лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями;
исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.

7.   
Исправление ошибок

       — Найдите и
исправьте стилистические и речевые ошибки в фрагментах сочинений.

         1. Третьяков скупил кучу картин.

        2. Тургенев поссорился с Белинским и
Некрасовым и в ответ им кидает «Отцы и дети».

        3. Аркадий кадрил Одинцову.

       4. Базаров заразился от больного трупа.

        5. Павел Петрович и Базаров часто спорили. У
него было твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они были связаны между собой.

8.  Переделайте
текст разговорного стиля в текст художественного стиля.

    Осень
наступила.  На улице слякоть, холодина, полно опавших листьев. Небо опять
заволокло. Кажется, опять дождик собирается. На улицу неохота носа высовывать.

16.12.2020 16:00, Gir9

Найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки. 1. Третьяков скупил кучу картин.
2. Тургенев поссорился с Белинским и Некрасовым и в ответ им кидает «Отцы и дети».
3. Аркадий кадрил Одинцову.
4. Базаров заразился от больного трупа.
5. Павел Петрович и Базаров часто спорили. У него было твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они были связаны между собой.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 18:50

Составь два предложения с любой парой слов : бил-был; мил-мыл; мал-мял; ров-рев; лук-люк.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 04:30

Какое из слов: золотой, серебряный, медный ,стеклянный-может быть нарицательным существительным?

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 08:30

Подберите синонымы к прилагательным в словосочетаниях: яркий луч, яркая внешность, яркий пример, яркая зелень, яркий талант. к прилагательным в словосочетаниях подберите синонимы и антонимы: колосальные возмжности,
гипертрофированная опасность, гуманное отношение, прогрессивные взгляды, абсурдный вывод.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 01.03.2019 10:10

Начало осени для лесных обитателей -хорошая пара. лес богат разными лакомствами: , грибами, орехами. а на опушках и на полянах стоят дикие яблони. сколько на них яблок! они маленькие и кислые. но и на эти фрукты найдутся
охотники: медведи, кабоны, ежи. продолжи текст 2-3 предложениями.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 14:50

Определить вид и наклонения этих слов: шёл наследил, катался, падал, ходил, подойду, взгляну, изломан, бегал, знал, узнал, бродит, подсмотрел, оставляет

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 21:40

Разобрать слово говорливая и бодрость

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 13:00

Сочинение на тему как работает продавец

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 16:00

Написать сочинение ! начало должно быть таким: беспокойным выдался этот день!

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 20:50

Составьте вопросительное предложение, употребив в нём местоимение второго лица, и повествовательное предложение-с местоимением первого лица. я, мы-местоимения первого лица ты, вы-местоимения второго лица он, она, оно,
они-местоимения третьего лица

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 21:20

Запиши два глагола; быть и будить. их значение тебе понятны? тогда поспрягай оба глагола, выделяя окончания. не забудь определить спряжение и не попадись в ловушку!

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 04.03.2019 03:30

Укажите члены предложения и их выражения .был солнечный прозрачный и холодный день выпавший за ночь снег нежно лежал на улицах на крышах и на плешивых бурных горах .пароход не мог идти дальше за туманом не видно ни
бакенов ни перевальных огней

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 04.03.2019 04:30

Лексический разбор слова разноцветный

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Литература, 12.05.2021 11:15

Категория

История, 12.05.2021 11:15

Категория

Категория

Математика, 12.05.2021 11:15

Категория

История, 12.05.2021 11:15

Категория

Окружающий мир, 12.05.2021 11:15

Категория

Категория

Математика, 12.05.2021 11:15

Категория

Алгебра, 12.05.2021 11:15

Категория

Математика, 12.05.2021 11:15

1. Тема урока

Художественный стиль речи.
Основные виды тропов.

2.

Признаки художественного стиля
Главная
функция художественного стиля эстетическая
Художественный текст должен изображать что-либо
и воздействовать на читателя.
Жанры художественного стиля: роман, повесть,
рассказ, стихотворение, басня, поэма, комедия,
трагедия
Лексические особенности художественного стиля использование тропов.
Стилевые
черты
художественного
стиля
:
экспрессия, использование возможностей разных
стилей речи.

3. Тропы (греч. tropos – поворот) -обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях

достижения большей художественной выразительности.
Наиболее распространенные виды тропов:
Метафора,
метонимия,
синекдоха,
олицетворение, эпитет, гипербола, литота,
сравнение, перифраза, аллегория, ирония.

4.

МЕТАФОРА — троп, в котором употребляются слова и
выражения в переносном значении на основе
аналогии
сходства,
сравнения
(скрытое
сравнение)
Пример:
И тьмой, и холодом объята душа усталая
моя (М.Лермонтов)

5.

ЭПИТЕТ — образная характеристика посредством
метафорического прилагательного.
Пример:
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак
(А.Пушкин)

6.

Сравнение — троп, в котором одно явление или
понятие объясняется посредством сопоставления
его с другим. Обычно при этом используются
сравнительные союзы( как, будто, точно, словно,
как будто)
Пример:
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей
вселенной (А.Пушкин)

7.

МЕТОНИМИЯ — троп, в основе которого замена
одного слова другим, имеющим причинную связь с
первым.
Пример:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень
голубой (А.Пушкин)

8.

СИНЕКДОХА — один из видов метонимии, в основе
которого – перенесение значения с одного
предмета
на
другой
по
признаку
количественного соотношения между ними
Пример:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М.Лермонтов)

9.

ГИПЕРБОЛА — троп, основанный на чрезмерном
преувеличении
тех
или
иных
свойств
изображаемого предмета или явления
Пример:
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на
камне у моря сижу (А.Ахматова)

10.

ЛИТОТА — троп, противоположный гиперболе,
художественное преуменьшение
Пример:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более
наперстка (А.Грибоедов)

11.

ИРОНИЯ — употребление слова или выражения в
смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
Пример:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к
Ослу) (И.Крылов)

12.

АЛЛЕГОРИЯ — Иносказательное изображение
отвлеченного понятия с помощью конкретного
жизненного образа. Например, в начале
«Божественной комедии» Данте встречает в
лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу,
которые являются аллегорией человеческих
страстей – сладострастия, гордыни и алчности.

13.

ПЕРИФРАЗА — троп, в котором прямое название
предмета, человека, явления заменяется
описательным выражением, в котором указаны
признаки не названного прямо предмета, лица,
явления.
Пример:
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей — лев

14.

Олицетворение -перенесение свойств
человека на неодушевленные предметы или
животных.
Пример:
Отговорила роща золотая (С Есенин).

15. Найдите в тексте тропы, объясните их роль.

Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка
вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие
леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились
овраги…. Попадались и речки с обрытыми берегами, …и
покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из
хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых
гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где
штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и
разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу
сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные,
на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли
придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными
ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы
жадно щипали траву по канавам.

16. Найдите в тексте тропы, объясните их роль

Иван Бунин. Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

17. Найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки:

Третьяков скупил кучу картин.
Тургенев поссорился с Белинским и Некрасовым и
в ответ им кидает «Отцы и дети».
Аркадий кадрил Одинцову.
Базаров заразился от больного трупа.
Павел Петрович и Базаров часто спорили. У него
был твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они
были связаны между собой.

18. Переделайте текст разговорного стиля в текст художественного стиля.

Осень наступила. На улице слякоть,
холодина, полно опавших листьев.
Небо заволокло, кажется, опять
дождик собирается. На улицу неохота
и носа высовывать.

19. Домашнее задание:

Написать два небольших текста на тему «Времена
года» в научном и художественном стилях.

 Проверка домашнего задания. На доске схемы сложных предложений. Нужно соотнести предложения из домашнего упражнения с подходящей схемой и поставить номер этой схемы.

 Вступительное слово учителя (кратко)
Лет двадцать назад Д.С.Лихачев впервые использовал словосочетание «экология культуры». Речь шла о том, что сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. «Искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух», — утверждал К.Д.Ушинский.

Слайд 1.(После прочтения цитаты экран закрывается)

 Цитату – эпиграф к нашему уроку можно записать в форме прямой речи. Но цитирование возможно и при помощи косвенной речи. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Задание 1. Замените предложение с прямой речью косвенной. (Записывают с комментированием)

 К.Д.Ушинский утверждал, что «искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух».

 По мнению К.Г.Ушинского, «искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух».

 Уточняющие вопросы учителя:
 Что представляют собой предложения с косвенной речью? (Предложения с косвенной речью представляют собой СПП; главная часть – слова автора, придаточная – чужая речь).

 С помощью чего присоединяется к словам автора косвенная речь? (косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов).

 Задание 2. Сделайте линейную схему СПП. (У доски – выполняет и комментирует ученик).
При необходимости открывается слайд 2, слайд 3. Учащиеся могут проверить правильность построения схемы.

 В главной части сложноподчиненного предложения могут располагаться указательные слова. Для чего они нужны? (Для связи главной части с придаточной, помогают в главной части выделить то слово или словосочетание, которое поясняется придаточной частью. Указательные слова являются членами предложения).
Добавьте указательные слова в сложноподчиненное предложение. (Как изменится схема предложения?)
(Утверждение Ушинского о том, что ««искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух», значимо в наше время).

 Как объяснить отсутствие запятой перед одиночным союзом И в придаточной части сложноподчиненного предложения?

 
В СПП может быть две и более придаточных части. По типу связи придаточных частей с главной частью и между собой выделяются предложения следующих основных типов:
с последовательным подчинением придаточных,
с параллельным подчинением,
с однородным и неоднородным соподчинением.
Какая характеристика больше подходит для нашего предложения? (однородное соподчинение – придаточные части одного вида относятся к одному и тому же члену главной части)

Чем являются предложения, передающие чужую речь разными способами? (Предложения, передающие чужую речь разными способами, являются синтаксическими синонимами).

 В тестах ЕГЭ есть задание, которое заключается в замене придаточной определительной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Как не ошибиться в этом?

 (Придаточная часть сложноподчиненного предложения присоединяется чаще всего относительными местоимениями КОТОРЫЙ, ЧТО, реже – наречием ГДЕ. Эти союзные слова являются не только средством связи, но и членами предложения придаточной части. Если союзное слово выполняет функцию подлежащего (И.п.), то замена придаточной части причастным оборотом возможна).

 Не только синтаксические синонимы, но и слова – синонимы необходимы в речи. (Знание и использование в речи слов – синонимов помогает точнее выразить мысль, избежать повторения одного и того же слова).

 Задание 3. Найди речевые ошибки, исправь их.

Третьяковская галерея – богатейший музей русской живописи, дар столице России от великого ее гражданина Павла Михайловича Третьякова, имя которого можно поставить в галерею самых замечательных граждан России.

 Третьяковская галерея – богатейший музей русской живописи, дар столице России от известного мецената Павла Михайловича Третьякова, имя которого можно поставить в ряд самых замечательных граждан России.

Основная часть урока.

 Каждый получает индивидуальный лист с деформированным текстом и заданием к нему. (Работают в группах).
Выберите из правой колонки подходящее завершение каждой фразы. У вас получатся простые предложения; простые предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами; простые предложения, осложнённые однородными членами; ССП; СПП. Понаблюдайте за расстановкой знаков препинания. Пронумеруйте полученные предложения в таком порядке, чтобы получился текст «В Третьяковской галерее». СПП выпишите и сделайте схемы.

 В доме, специально перестроенном, и в зданиях, примыкающих к нему, полотно были вынуждены поместить в отдельной комнате, закрытой для посетителей.
 Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, начал собирать картины русских художников с 1856 года и любуемся картинами замечательных русских художников.
Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и разместилась галерея.
 

 Третьяков, купивший эту картину, получил от властей предписание не выставлять произведение, изображавшее цареубийство, на всеобщее обозрение, и

всю жизнь оказывал поддержку людям искусства.
 С восторгом мы ходим по музею и России
 В 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад, который увидеть знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Долгое время он не знал, до сих пор остается эмблемой галереи.
Оторвавшись от полотен ИИ.Левитана, Шишкина, мы входим в репинский зал, чтобы скоро ли снимут запрет и картина займет свое постоянное место в зале.

 А теперь смотрим слайды (4 – 10) и проверяем правильность расстановки предложений. Определяем тип текста. (Учитель комментирует каждый слайд).

1) Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и России.
1 предложение – простое. (Вступление. В предложении заключена тема текста).

2) Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, начал собирать картины русских художников с 1856 года и всю жизнь оказывал поддержку людям искусства.
2 предложение – простое, осложненное однородными сказуемыми. (Меценат, спонсор, покровитель.)

3) В доме, специально перестроенном, и в зданиях, примыкающих к нему, разместилась галерея.
3 предложение – простое, осложненное причастными оборотами.(Галерея, музей, выставка. Вернисаж).

4) В 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад, который до сих пор остается эмблемой галереи.
4 предложение – сложноподчиненное с придаточным определительным.

5) С восторгом мы ходим по музею и любуемся картинами замечательных русских художников.
5 предложение – простое с однородными сказуемыми. (Картины, полотна, пейзажи).

6) Оторвавшись от полотен ИИ.Левитана, Шишкина, мы входим в репинский зал, чтобы увидеть знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». (Репин – русский живописец, передвижник, создатель исторических полотен).
6 предложение – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели.

7) Третьяков, купивший эту картину, получил от властей предписание не выставлять произведение, изображавшее цареубийство, на всеобщее обозрение, и полотно были вынуждены поместить в отдельной комнате, закрытой для посетителей.
7 предложение – сложносочиненное.

8) Долгое время он не знал, скоро ли снимут запрет и картина займет свое постоянное место в зале.
8 предложение – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Обращается внимание на союз-частицу ЛИ.

(Основная часть – со 2 по 7 предложение) Смысловая связь предложений в тексте не только в том, что все они о Третьяковской галерее и ее создателе, но и о чувстве удивления, гордости, преклонения перед людьми-ценителями искусства, прожившими свою жизнь с пользой для общества, оставившими свое имя в веках.
Задание 4. Определите на слух, сколько сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными в тексте-описании картины «Иван Грозный и сын его Иван». (Текст читает ученик)

Над картиной Репин работал в комнате, специально обставленной. Сам кроил черное одеяние для Ивана и серебристую рубаху для царевича.
И вот картина окончена. Собрались гости. Репин отдернул занавеску, и все увидели сумеречный полумрак царских палат, пол, который был покрыт узорными коврами, кресло, что опрокинулось случайно, брошенный жезл. В центре фигуры отца и сына, освещенные ярче.
Только что свершилось убийство, и в ту же секунду понял царь, что случилось непоправимое. И вот перед нами не грозный самодержец, а отец, который судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытаясь остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

 Домашнее задание: написать небольшое сочинение (тип текста – рассуждение), которое могло бы быть заключением первого текста-повествования и второго текста-описания. Обязательно используйте в сочинении сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными. В своём сочинении можно вернуться к началу, к теме, тогда текст получит композиционную завершенность. Одинаковое начало и конец текста акцентируют внимание на его основной мысли, усиливают связь предложений в нем.
Основной мыслью вашего сочинения также может быть ответ на вопрос: «Что значат для нас духовные ценности»?

 В завершении нашего урока мы обратимся к таблице «Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и изъяснительными». Прочитайте текст. Какую новую информацию для вас он содержит?

Приложение 1 (Слайды к уроку)

Источники информации

1.Методические рекомендации для учителя. Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Е.В.Бунеева Образовательная программа «Школа 2100»
М. «Баласс»2000.
2.Подборка газет «Русский язык» Издательского дома «Первое
сентября»
3.Материалы Фестиваля педагогический идей «Открытый урок»
Интернет festiyal. 1 September. Ru.
4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3CD)»
5. Сканированные рисунки и фотографии из различных источников.
6. Быстрова Е.А.Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ-1996, №1.
7.Энциклопедия образовательных технологий. Г.К.Селевко. М. НИИ школьных технологий. 2006
8. Русский язык 9 класс Образовательная система «Школа 2100»

Художественный стиль речи. Основные виды тропов.

Цели: 

— Повторить, расширить и закрепить знания о художественном стиле речи, о тропах речи.

— Способствовать развитию умения определять принадлежность текста к какому-либо стилю, последовательно доказывая правильность выбора; умения находить в художественном тексте тропы, называть их, объяснять их роль в произведении; умения находить и исправлять стилистические и речевые ошибки в тексте; составлять собственный текст художественного стиля.

— Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса и уважения к художественной литературе.

Тип занятия – урок обобщения и систематизации знаний

Вид  – смешанный

Методы – проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский

Оборудование – компьютер, проектор

I.  Организационный момент.

II.  Проверка д. з.

Найти тексты художественного стиля.

Один студент выразительно читает. Остальные находят в тексте признаки художественного стиля по плану:

План анализа художественного текста

  1. функция
  2. жанры
  3. лексика
  4. стилевые черты

III.  Актуализация знаний

— Перечислите стили речи.

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный).

— Что выделяет из них художественный стиль?

(Использование изобразительно-выразительных средств. Эстетическая функция, совмещение разных стилей).

— Что такое тропы?

(Изобразительно-выразительные средства).

— Перечислите основные виды тропов

  1. Метафора,
  2. Метонимия,
  3. Синекдоха,
  4. Олицетворение,
  5. Эпитет,
  6. Гипербола,
  7. Литота,
  8. Сравнение,
  9. Перифраза,
  10. Аллегория,
  11. Ирония

IV . Мотивационный.

Тема. Целеполагание. Слайд 1.

V. Основная часть        

Повторение теории (преподаватель говорит, текст  проецируется на доске, студенты записывают в словари для терминов)

а) функция 

— Основная функция художественного стиля —  это функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя

(Индивидуальное сообщение.  Эстетический – художественный. Относящийся к чувству прекрасного, к красоте).

Б) жанры

— жанры х. с. – рассказ, очерк, повесть, роман, эпопея, поэма, стихотворение, басня.

В) лексика

использование тропов

Г) стилевые черты

— Образность, экспрессия, использование возможностей разных стилей речи. Слайд 2

(Индивидуальное сообщение: экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).

Д) тропы — определение

— Тропы  (греч. tropos – поворот)– обороты речи, в которых  слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения  большей художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет, гипербола, литота, сравнение, перифраза, аллегория, ирония. Слайд 3.

Е)  подробнее о тропах

  —  Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить

окно). Слайд 4.

 — Эпитет –образная характеристика посредством метафорического прилагательного  

Сияньем тощим фонаря//Глухие своды озаря,//Идут…   Слайд 5.

  — Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами

      вечными сиял). Слайд 5.

 — Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.

(Читал Толстого. Три тарелки супа съел). Слайд 6.

   — Синекдоха –  разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны). Слайд 7.

 — Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц  закат пылал). Слайд 8.

 — Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить). Слайд 9

 — Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? — обращение к Ослу) Слайд 10

  — Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство). Слайд 11.

  — Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные  предметы или живтных. (Отговорила роща золотая). Слайд 12.

 — Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков  или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев). Слайд 13.

2)  упражнения

   А) Найти в тексте тропы, объяснить их роль. (Тексты проецируются на доске и на партах у каждого распечатки).

  1.        Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги…. Попадались и речки с обрытыми берегами, …и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. (Олицетворение, метафора, сравнения, эпитет способствуют образному созданию пейзажа). Слайд 14.
  2. Иван Бунин ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ

      Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

      Заунывно гудящий певучей струной,

      Ты зачем залетаешь в жилье человечье

      И как будто тоскуешь со мной?

      За окном свет и зной, подоконники ярки,

      Безмятежны и жарки последние дни,

      Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

      На подушечке красной, усни.

      Не дано тебе знать человеческой думы,

      Что давно опустели поля,

      Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

      Золотого сухого шмеля! Слайд 15.

(Эпитеты, метафора, сравнение, олицетворение, аллегория (шмель – собеседник лирического героя, выражение его размышлений).

   — У Бунина прилагательные последний и золотой встречаются довольно часто. Каково здесь значение прилагательного последний? (тема смерти,  увядания, осени, конца тепла и радости).

— В этом стихотворении автор использует цветопись. Перечислите цвета. Какие ассоциации они вызывают?

(Эпитет «черный» символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета «золотое» придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами «царственный», «величественный» образ. «Золотое оплечье» — величественный, бархатный – так и хочется   погладить, черный и золотой – торжественные цвета.  В смерти шмеля нет трагизма: шмель – и живой, и мертвый – охарактеризован одним эпитетом «золотой», его качественное значение: «прекрасный», «дорогой», «несущий в себе мир хрупкой, нетленной красоты»).

— Помимо цветописи здесь есть еще и звукопись. Какие звуки повторяются и для чего?

(Употребление метафоры «певучей струной» и нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з],[с] (аллитерация) в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля).

Б)  Исправление ошибок

       — Найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки в фрагментах сочинений. (Предложения на доске и в распечатках).

         1. Третьяков скупил кучу картин.

        2. Тургенев поссорился с Белинским и Некрасовым и в ответ им кидает «Отцы и дети».

        3. Аркадий кадрил Одинцову.

       4. Базаров заразился от больного трупа.

        5. Павел Петрович и Базаров часто спорили. У него было твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они были связаны между собой.

Слайд 16.

 В) Творческое задание

     Переделайте текст разговорного стиля в текст художественного стиля. (Предложения на доске и в распечатках).

    Осень настуила.  На улице слякоть, холодина, полно опавших листьев. Небо опять заволокло. Кажется, опять дождик собирается. На улицу неохота носа высовывать. Слайд 17.

VI. Подведение итогов.

    — Назовите основные черты художественного стиля.

  — Перечислите и охарактеризуйте основные виды тропов.

VII. Оценки с комментариями.

        VIII. Домашнее задание.

Написать два небольших текста на тему «Времена года»: в научном и художественном стилях.     Слайд 18.

1. Тема урока

Художественный стиль речи.
Основные виды тропов.

2.

Признаки художественного стиля
Главная
функция художественного стиля эстетическая
Художественный текст должен изображать что-либо
и воздействовать на читателя.
Жанры художественного стиля: роман, повесть,
рассказ, стихотворение, басня, поэма, комедия,
трагедия
Лексические особенности художественного стиля использование тропов.
Стилевые
черты
художественного
стиля
:
экспрессия, использование возможностей разных
стилей речи.

3. Тропы (греч. tropos – поворот) -обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях

достижения большей художественной выразительности.
Наиболее распространенные виды тропов:
Метафора,
метонимия,
синекдоха,
олицетворение, эпитет, гипербола, литота,
сравнение, перифраза, аллегория, ирония.

4.

МЕТАФОРА — троп, в котором употребляются слова и
выражения в переносном значении на основе
аналогии
сходства,
сравнения
(скрытое
сравнение)
Пример:
И тьмой, и холодом объята душа усталая
моя (М.Лермонтов)

5.

ЭПИТЕТ — образная характеристика посредством
метафорического прилагательного.
Пример:
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак
(А.Пушкин)

6.

Сравнение — троп, в котором одно явление или
понятие объясняется посредством сопоставления
его с другим. Обычно при этом используются
сравнительные союзы( как, будто, точно, словно,
как будто)
Пример:
Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей
вселенной (А.Пушкин)

7.

МЕТОНИМИЯ — троп, в основе которого замена
одного слова другим, имеющим причинную связь с
первым.
Пример:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень
голубой (А.Пушкин)

8.

СИНЕКДОХА — один из видов метонимии, в основе
которого – перенесение значения с одного
предмета
на
другой
по
признаку
количественного соотношения между ними
Пример:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
(М.Лермонтов)

9.

ГИПЕРБОЛА — троп, основанный на чрезмерном
преувеличении
тех
или
иных
свойств
изображаемого предмета или явления
Пример:
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на
камне у моря сижу (А.Ахматова)

10.

ЛИТОТА — троп, противоположный гиперболе,
художественное преуменьшение
Пример:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более
наперстка (А.Грибоедов)

11.

ИРОНИЯ — употребление слова или выражения в
смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
Пример:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (обращение к
Ослу) (И.Крылов)

12.

АЛЛЕГОРИЯ — Иносказательное изображение
отвлеченного понятия с помощью конкретного
жизненного образа. Например, в начале
«Божественной комедии» Данте встречает в
лесу трех зверей – пантеру, льва и волчицу,
которые являются аллегорией человеческих
страстей – сладострастия, гордыни и алчности.

13.

ПЕРИФРАЗА — троп, в котором прямое название
предмета, человека, явления заменяется
описательным выражением, в котором указаны
признаки не названного прямо предмета, лица,
явления.
Пример:
Солнце русской поэзии – Пушкин
Царь зверей — лев

14.

Олицетворение -перенесение свойств
человека на неодушевленные предметы или
животных.
Пример:
Отговорила роща золотая (С Есенин).

15. Найдите в тексте тропы, объясните их роль.

Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка
вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие
леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились
овраги…. Попадались и речки с обрытыми берегами, …и
покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из
хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых
гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где
штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и
разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу
сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные,
на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли
придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными
ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы
жадно щипали траву по канавам.

16. Найдите в тексте тропы, объясните их роль

Иван Бунин. Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

17. Найдите и исправьте стилистические и речевые ошибки:

Третьяков скупил кучу картин.
Тургенев поссорился с Белинским и Некрасовым и
в ответ им кидает «Отцы и дети».
Аркадий кадрил Одинцову.
Базаров заразился от больного трупа.
Павел Петрович и Базаров часто спорили. У него
был твердое лицо, зеленые овальные глаза. Они
были связаны между собой.

18. Переделайте текст разговорного стиля в текст художественного стиля.

Осень наступила. На улице слякоть,
холодина, полно опавших листьев.
Небо заволокло, кажется, опять
дождик собирается. На улицу неохота
и носа высовывать.

19. Домашнее задание:

Написать два небольших текста на тему «Времена
года» в научном и художественном стилях.

Русский язык, 03.03.2019 00:20, vectr2003

Вот в тестах есть такие : в каких рядах все причастия образованы от одного глагола? и варианты ответов: 1) молотый, моловший, мелющий; 2) проповедующий, проповедуемый, проповедовавший 3) воспроизведенный, воспроизводивший,
воспроизводящий; 4) подхваченный, подхвативший, подхватываемый; 5) получаемый, получающий, получивший. так вот вопрос: как именно делать такие ? каким правилом нужно пользоваться, чтобы правильно сделать ? объясните .

Ответов: 2

Посмотреть ответ

 Проверка домашнего задания. На доске схемы сложных предложений. Нужно соотнести предложения из домашнего упражнения с подходящей схемой и поставить номер этой схемы.

 Вступительное слово учителя (кратко)
Лет двадцать назад Д.С.Лихачев впервые использовал словосочетание «экология культуры». Речь шла о том, что сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. «Искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух», — утверждал К.Д.Ушинский.

Слайд 1.(После прочтения цитаты экран закрывается)

 Цитату – эпиграф к нашему уроку можно записать в форме прямой речи. Но цитирование возможно и при помощи косвенной речи. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Задание 1. Замените предложение с прямой речью косвенной. (Записывают с комментированием)

 К.Д.Ушинский утверждал, что «искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух».

 По мнению К.Г.Ушинского, «искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух».

 Уточняющие вопросы учителя:
 Что представляют собой предложения с косвенной речью? (Предложения с косвенной речью представляют собой СПП; главная часть – слова автора, придаточная – чужая речь).

 С помощью чего присоединяется к словам автора косвенная речь? (косвенная речь присоединяется к словам автора при помощи союзов и союзных слов).

 Задание 2. Сделайте линейную схему СПП. (У доски – выполняет и комментирует ученик).
При необходимости открывается слайд 2, слайд 3. Учащиеся могут проверить правильность построения схемы.

 В главной части сложноподчиненного предложения могут располагаться указательные слова. Для чего они нужны? (Для связи главной части с придаточной, помогают в главной части выделить то слово или словосочетание, которое поясняется придаточной частью. Указательные слова являются членами предложения).
Добавьте указательные слова в сложноподчиненное предложение. (Как изменится схема предложения?)
(Утверждение Ушинского о том, что ««искусство, созданное народом, развивает способность, которая создает в человеке человека и которая отличает человека от животного: развивает дух», значимо в наше время).

 Как объяснить отсутствие запятой перед одиночным союзом И в придаточной части сложноподчиненного предложения?

 
В СПП может быть две и более придаточных части. По типу связи придаточных частей с главной частью и между собой выделяются предложения следующих основных типов:
с последовательным подчинением придаточных,
с параллельным подчинением,
с однородным и неоднородным соподчинением.
Какая характеристика больше подходит для нашего предложения? (однородное соподчинение – придаточные части одного вида относятся к одному и тому же члену главной части)

Чем являются предложения, передающие чужую речь разными способами? (Предложения, передающие чужую речь разными способами, являются синтаксическими синонимами).

 В тестах ЕГЭ есть задание, которое заключается в замене придаточной определительной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Как не ошибиться в этом?

 (Придаточная часть сложноподчиненного предложения присоединяется чаще всего относительными местоимениями КОТОРЫЙ, ЧТО, реже – наречием ГДЕ. Эти союзные слова являются не только средством связи, но и членами предложения придаточной части. Если союзное слово выполняет функцию подлежащего (И.п.), то замена придаточной части причастным оборотом возможна).

 Не только синтаксические синонимы, но и слова – синонимы необходимы в речи. (Знание и использование в речи слов – синонимов помогает точнее выразить мысль, избежать повторения одного и того же слова).

 Задание 3. Найди речевые ошибки, исправь их.

Третьяковская галерея – богатейший музей русской живописи, дар столице России от великого ее гражданина Павла Михайловича Третьякова, имя которого можно поставить в галерею самых замечательных граждан России.

 Третьяковская галерея – богатейший музей русской живописи, дар столице России от известного мецената Павла Михайловича Третьякова, имя которого можно поставить в ряд самых замечательных граждан России.

Основная часть урока.

 Каждый получает индивидуальный лист с деформированным текстом и заданием к нему. (Работают в группах).
Выберите из правой колонки подходящее завершение каждой фразы. У вас получатся простые предложения; простые предложения, осложненные причастными, деепричастными оборотами; простые предложения, осложнённые однородными членами; ССП; СПП. Понаблюдайте за расстановкой знаков препинания. Пронумеруйте полученные предложения в таком порядке, чтобы получился текст «В Третьяковской галерее». СПП выпишите и сделайте схемы.

 В доме, специально перестроенном, и в зданиях, примыкающих к нему, полотно были вынуждены поместить в отдельной комнате, закрытой для посетителей.
 Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, начал собирать картины русских художников с 1856 года и любуемся картинами замечательных русских художников.
Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и разместилась галерея.
 

 Третьяков, купивший эту картину, получил от властей предписание не выставлять произведение, изображавшее цареубийство, на всеобщее обозрение, и

всю жизнь оказывал поддержку людям искусства.
 С восторгом мы ходим по музею и России
 В 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад, который увидеть знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Долгое время он не знал, до сих пор остается эмблемой галереи.
Оторвавшись от полотен ИИ.Левитана, Шишкина, мы входим в репинский зал, чтобы скоро ли снимут запрет и картина займет свое постоянное место в зале.

 А теперь смотрим слайды (4 – 10) и проверяем правильность расстановки предложений. Определяем тип текста. (Учитель комментирует каждый слайд).

1) Без Третьяковской галереи мы не представляем себе Москвы и России.
1 предложение – простое. (Вступление. В предложении заключена тема текста).

2) Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, начал собирать картины русских художников с 1856 года и всю жизнь оказывал поддержку людям искусства.
2 предложение – простое, осложненное однородными сказуемыми. (Меценат, спонсор, покровитель.)

3) В доме, специально перестроенном, и в зданиях, примыкающих к нему, разместилась галерея.
3 предложение – простое, осложненное причастными оборотами.(Галерея, музей, выставка. Вернисаж).

4) В 1904 году по проекту Васнецова был возведен новый фасад, который до сих пор остается эмблемой галереи.
4 предложение – сложноподчиненное с придаточным определительным.

5) С восторгом мы ходим по музею и любуемся картинами замечательных русских художников.
5 предложение – простое с однородными сказуемыми. (Картины, полотна, пейзажи).

6) Оторвавшись от полотен ИИ.Левитана, Шишкина, мы входим в репинский зал, чтобы увидеть знаменитую картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». (Репин – русский живописец, передвижник, создатель исторических полотен).
6 предложение – сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным цели.

7) Третьяков, купивший эту картину, получил от властей предписание не выставлять произведение, изображавшее цареубийство, на всеобщее обозрение, и полотно были вынуждены поместить в отдельной комнате, закрытой для посетителей.
7 предложение – сложносочиненное.

8) Долгое время он не знал, скоро ли снимут запрет и картина займет свое постоянное место в зале.
8 предложение – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Обращается внимание на союз-частицу ЛИ.

(Основная часть – со 2 по 7 предложение) Смысловая связь предложений в тексте не только в том, что все они о Третьяковской галерее и ее создателе, но и о чувстве удивления, гордости, преклонения перед людьми-ценителями искусства, прожившими свою жизнь с пользой для общества, оставившими свое имя в веках.
Задание 4. Определите на слух, сколько сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными и определительными в тексте-описании картины «Иван Грозный и сын его Иван». (Текст читает ученик)

Над картиной Репин работал в комнате, специально обставленной. Сам кроил черное одеяние для Ивана и серебристую рубаху для царевича.
И вот картина окончена. Собрались гости. Репин отдернул занавеску, и все увидели сумеречный полумрак царских палат, пол, который был покрыт узорными коврами, кресло, что опрокинулось случайно, брошенный жезл. В центре фигуры отца и сына, освещенные ярче.
Только что свершилось убийство, и в ту же секунду понял царь, что случилось непоправимое. И вот перед нами не грозный самодержец, а отец, который судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытаясь остановить кровь. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

 Домашнее задание: написать небольшое сочинение (тип текста – рассуждение), которое могло бы быть заключением первого текста-повествования и второго текста-описания. Обязательно используйте в сочинении сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными. В своём сочинении можно вернуться к началу, к теме, тогда текст получит композиционную завершенность. Одинаковое начало и конец текста акцентируют внимание на его основной мысли, усиливают связь предложений в нем.
Основной мыслью вашего сочинения также может быть ответ на вопрос: «Что значат для нас духовные ценности»?

 В завершении нашего урока мы обратимся к таблице «Значение и строение сложноподчиненных предложений с придаточными определительными и изъяснительными». Прочитайте текст. Какую новую информацию для вас он содержит?

Приложение 1 (Слайды к уроку)

Источники информации

1.Методические рекомендации для учителя. Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Е.В.Бунеева Образовательная программа «Школа 2100»
М. «Баласс»2000.
2.Подборка газет «Русский язык» Издательского дома «Первое
сентября»
3.Материалы Фестиваля педагогический идей «Открытый урок»
Интернет festiyal. 1 September. Ru.
4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3CD)»
5. Сканированные рисунки и фотографии из различных источников.
6. Быстрова Е.А.Коммуникативная методика в преподавании родного языка. РЯШ-1996, №1.
7.Энциклопедия образовательных технологий. Г.К.Селевко. М. НИИ школьных технологий. 2006
8. Русский язык 9 класс Образовательная система «Школа 2100»

  • Требуется while c ошибка
  • Тренажер работа над ошибками
  • Третья ошибка фен планар
  • Требует сертификат безопасности как убрать ошибку
  • Тренажер найди ошибку 4 класс