Трудоемкий труд лексическая ошибка

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 6.

Лексические ошибки.

Как выполнить задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Разберём типы лексических ошибок.

  • Самой простой ошибкой являются случаи, когда употребляются слова с близким, даже само собой разумеющимся значением: холодное мороженое, мокрая вода
  • Плеоназм. Следующий тип ошибок связан с тем, что употребляются близкие по смыслу слова , то есть имеющие примерно одно и то же: главная суть, прейскурант цен, истинная правда, чернеющая темнота, своя автобиография, первая премьера, импортировались из-за рубежа, необычный феномен, яблочная шарлотка, жаркий зной, богатая роскошь, убит насмерть, маленькие малыши, обратный бумеранг, светловолосая блондинка, народный фольклор.
  • Лексическая несочетаемость. Могут быть даны предложения, в которых какие-то слова просто не подходят по смыслу: совершенно мёртвый.
  • Одновременное использование слов или словосочетаний, имеющих одинаковое значение, поэтому что — то является лишним: без слов, молча; после сна, спросонья; потупили опущенные головы; всю, с начала до конца
  • Тавтология. Неверно, если рядом находятся однокоренные слова: существует, существенный; цветущие цветы; рассказанное сказание.

 Алгоритм выполнения задания № 6.

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Если необходимо найти лишнее слово, то найдите его и выпишите.
  • Если нужно найти неправильно употреблённое слово , то подумайте, какое слово нужно употребить вместо данного, запишите это слово.

Примеры задания № 6.

Пример № 1.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В театре была постановка первой премьеры спектакля по рассказам М. Зощенко.

Ответ: первой

Пояснение:

«Премьера» — это первый показ чего-либо, поэтому слово «первой» в данном случае будет лишним.

Пример № 2.

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Необходимо стремиться к  повышению кругозора, идти в ногу со временем.

Ответ: расширению

Пояснение.

Кругозор не повышают, а расширяют.

E-mail

Исправьте предложения.

Объясните с чем связана допущенная лексическая ошибка, определите ее вид.

1) Первая премьера этого спектакля состоялась в декабре.

2)В парке запрещен выпас собак.

3)День рождения начнется в три часа.

4)Вечер, посвященный творчеству поэта состоялся в субботу утром.

5)Еще когда Пушкин был молодым лицемером, он уже писал вольнолюбивые стихи.

6)В приморском крае вновь началась избирательная фиеста.

7)Когда похолодает, придется одевать шапку.

8)Устаревшие слова писатели часто используют, чтобы создать колорит древности.

9)В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

10)Он не смог сформулировать главную идею своего доклада.

На этой странице сайта размещен вопрос Исправьте предложения? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

1

Тренировочные работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

2

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой

лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему

значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком

и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писателилибералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению

народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести

из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в

солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,6.7,8,9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10

3

РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:

Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует

употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной

копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на

автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас

езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются

самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику

безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в

боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного

сторожа.

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

4

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,

период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),

повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить

вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с

коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней

много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания

сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от

другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного

времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее

результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных

художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными

аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,2,3,5,7,8.9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8

5

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей

правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого

поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество

иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много

сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической

сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.

Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел чтото сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие

годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение

которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу

слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и

заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научнопрактическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, помоему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

7

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее

настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов

элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в

результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены

речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в февралемесяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на

белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться

совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

8

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой

области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать

историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

23 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»

Сборник тренировочный упражнений с ответами.

l-norm.doc
l-norm.pdf

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТЫ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

Автор: Красиченко Ирина Анатольевна.



  • 0




Исправьте лексические ошибки в следующих предложениях.
1. первая премьера спектакля состоялась в декабре.
2.в парке запрещен выпас собак.
3.день рождение начнется в три часа.
4.вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром.
5.еще когда Пушкин был молодым лицемером, он уже писал вольнолюбивые стихи

  • Комментариев (0)



  • 0


1. В декабре состоялась первая премьера спектакля.
2. В парке выгул собак запрещён.
3.
4. В субботу состоялся вечер, посвящённый творчеству поэта.
5.

  • Комментариев (0)

3. Устраните лексические ошибки.

1) Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

2) На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

3) Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4) Дорогу нам преградил ледяной айсберг.

5) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

6) Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

7) Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

Задание 6 проверяет знание лексических норм.

В этом задании нужно исправить лексическую ошибку: заменить неуместное слово или исключить лишнее. Лексическая ошибка – это неуместное употребление слова, использование слова в неверном значении, нарушение сочетаемости.

hidden head

Использование слова в неверном значении

Важно употреблять слово в его точном значении. Иногда люди не знают значение слова, и тогда возникает ошибка.

Он бежал по экскаватору в метро.
Экскаватор – неуместное слово, ведь экскаватор – это машина для рытья земли, по ней невозможно бежать в метро. Очевидно, имелся в виду эскалатор – движущаяся лестница.

Он очень нелицеприятный человек: всё время обманывает, грубит.

Слово нелицеприятный употреблено в значении ‘неприятный’. Это неверно, поскольку нелицеприятный – беспристрастный, справедливый. Обычно с помощью этого слова характеризуют какое-либо действие, которое можно оценить, например, нелицеприятная критика, дискуссия.

Чтобы найти ошибку этого типа, нужно проверить, в точном ли значении употреблены все слова в предложении. Если на экзамене попадется слово, в значении которого ты сомневаешься, подбери другие контексты его употребления. В каких еще предложениях обычно употребляют это слово? Контексты подскажут тебе его значение.

hidden head

Нарушение лексической сочетаемости

Слова в предложении должны сочетаться. Ошибочны выражения это играет значение или черствый шоколад, потому что в них нарушена лексическая сочетаемость.

Правила сочетания слов

  1. Слова должны сочетаться по смыслу, соответствовать логике жизни.
    Например, ошибочны выражения быстро плестись, спрыгнуть вверх, огромный домик.
  2. Некоторые слова могут сочетаться только с ограниченным рядом других слов.
    Например, карими могут быть только глаза, а волосы не могут; можно причинить ущерб, боль, но нельзя причинить удовольствие, радость.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ

Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.

Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

hidden head

Речевая избыточность

Избыточное повторение одного и того же смысла в нескольких словах называется плеоназмом.

Примеры плеоназма
Май месяц – это плеоназм, поскольку в слове май уже есть значение ‘месяц’. Слово май лишнее. Первый дебют – плеоназм, так как дебют – это первое выступление, значение ‘первый’ уже содержится в слове дебют. Внутренний интерьер – плеоназм, так как интерьер – это внутренний вид помещения.

Тавтология – избыточное повторение одного и того же смысла в однокоренных словах.

Примеры тавтологии
Трудоёмкий труд, спросить вопрос, танцевать танец.

hidden head

Неверное употребление фразеологизмов

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания с образным (небуквальным) смыслом.

Денис задирает нос не означает, что Денис поднимает вверх нос. Это выражение значит, что Денис ведет себя высокомерно, зазнаётся.

На контрольной Алиса считала ворон и допустила кучу ошибок. Выражение считать ворон не стоит понимать буквально: Алиса не рассматривала птиц в окно. Выражение значит, что девушка была невнимательна, рассеянна.

Ошибки, связанные с фразеологизмами

  1. Использование фразеологизма в неверном значении
    Подросток был невысокий и выглядел совсем ребенком: словом, косая сажень в плечах.
    Косая сажень в плечах означает крепкое, богатырское телосложение, но в предложении употреблено в противоположном смысле. Это ошибка.
    Косая сажень – это расстояние от пятки до вытянутой вверх руки. Это больше 2 метров! А теперь представь человека, у которого такое расстояние “в плечах”, то есть между вытянутыми руками.
  2. Изменение слов во фразеологизме
    Большинство фразеологизмов не имеет вариантов употребления. Это значит, что во фразеологизме не стоит менять слова даже на синонимичные.
    Ошибка: он был не в своем блюде; правильно: он был не в своей тарелке.
    Ошибка: у них было шляпное знакомство; правильно: шапочное знакомство.

ИНТЕНСИВ ПО 9-15 ЗАДАНИЯМ ЕГЭ

Видеоуроки, много практических заданий с подробными объяснениями и шпаргалка.

Улучши свой балл с нами! Узнать подробности

hidden head

Стилистическая неуместность

Разные условия общения требуют разных слов. Некоторые слова можно использовать в любой ситуации. Это нейтральные слова, например: окно, учиться, экзамен.

Некоторые слова подходят для книг (воспевать, воздвигнуть). Некоторые – только для бытовой речи (абитура, велик, дурак). Для общения группы людей может использоваться сленг (краш, флексить, криповый). Использование сленга в официально-деловой или публицистической речи – это ошибка.

Важно не путать стили речи. В заданиях ЕГЭ тексты относятся к газетно-публицистическому или художественному стилям. В газетно-публицистическом неуместно использовать слова разговорно-бытового или официально-делового стиля. В художественном можно использовать лексику этих стилей, но только как особый приём, например, для описания речи персонажа.

I. Нестилистические
ошибки.

  1. Лексические ошибки:

  1. употребление слов в несвойственном им
    значении как следствие незнания значений
    этих слов. Примеры

взяты из сочинений школьников
и отчасти из студен­ческих работ, а
также из статей и пособий по практиче­ской
стилистике: «Началась гражданская
интервенция»;
«Онегин улучшил жизнь крестьян тем, что
заменил ярем
барщиной»; «Художник нарисовал
репродукцию

и вышел из комнаты»;

  1. неумение учитывать
    семантическую сочетаемость слов,
    известных учащимся: «Летом и осенью
    тысяча девятьсот сорок первого года
    фашисты строили
    нале­ты

    на Москву»; «Во всем мире проходят
    лозунги

    за мир» (здесь, кроме того, налицо
    повторение одного и того же слова и
    пропуск члена предложения);

  2. неустраненная контекстом
    многозначность, порож­дающая
    двусмысленность: «У него еще нет понятия
    нормы
    »;
    «Это предложение надо оставить»;

  3. смешение паронимов: «Зина
    поступила
    в подпольную организацию “Юные мстители”
    (вступила);
    «К служ­бе Чацкий относился честно
    и добровольно-»
    (добросо­вестно);

  4. лексические анахронизмы
    (их можно считать и лек­сико-стилистическими
    ошибками): «Печорин полу­чил путевку
    на Кавказ»; «Лиза была домработницей
    в доме Фамусова»;

  5. употребление неизвестных
    литературному языку слов как результат
    неправильного словотворчества (этот
    тип ошибок может быть отнесен и к ошибкам
    слово­образовательного характера):
    «Наташе очень хоте­лось, чтобы все
    почувствовали очарователъство
    при­роды»; «Мне нравится его прямота
    и остроумностъ».

  1. Ошибки в использовании фразеологических
    оборотов:

  1. смешение компонентов в
    близких по значению фра­зеологизмах:
    «Пьеса «Вишневый сад» сыграла
    боль­шое значение’»
    (смешение фразеологизмов иметь
    зна­чение

    и играть
    роль)’,

  2. анахронизмы при использовании
    устойчивых слово­сочетаний: «У бабушки
    Ненилы были плохие жилищ­ные
    условия»’,

    «После окончания лицея Пушкин был
    принят на работу

    в Коллегию иностранных дел»; «Дворовых
    заставляли работать и по
    выходным дням»’,

  3. несоответствие значения
    фразеологического сочета­ния
    контексту: «Отец Павла Власова посвятил
    жизнь побоям

    жены».

  1. Морфологические ошибки (связанные с
    нарушением

правил образования форм слова):

  1. образование форм множественного
    числа от суще­ствительных, употребляемых
    только в единственном числе: «У наших
    писателей выражены преданности
    идее»;
    «У них все время происходят брани»’,

  2. ошибки в образовании
    падежных форм имен суще­ствительных:
    «Рахметов был обыкновенным юно-
    шем
    »;
    «А сколько построено фабриков»;
    «Свободных местов
    в зале не было»;

  3. ошибки в образовании
    степеней сравнения прилага­тельных:
    «Алеша Попович более
    моложе,

    чем все ос­тальные богатыри»; «…Это
    был самый
    умнейший

    чело­век своего времени»; «Эти частицы
    еще более
    мельче
    молекул»;

  4. ошибки в образовании
    местоимений: «Ихнее
    помес­тье должно продаваться за
    долги»; «Ихняя
    религия — это собственность»;

  5. ошибки в образовании
    глагольных форм: «Душа Ка­терины
    жаждает
    любви»; «Мы хочем
    пойти в лес»;

  6. неправильное образование
    деепричастий: «Деревья, почувствуя
    приход весны, распускают листики»;
    «Сол­даты, увидя
    наши танки, бросились в атаку»; «Моя
    мама, работав
    на фабрике, одновременно учится в
    институте».

4.
Синтаксические ошибки:

  1. ошибки на разные случаи
    согласования: «Наше пра­вительство
    заключают

    мирные договоры»; «Автором раскрыто
    важные факты»;
    «Крестьянство боролись
    против
    гнета помещиков»;

  2. ошибки на разные случаи
    управления: «Иной бы при­мирился
    и к такой жизни»;

    «Ниловна начинает гор­диться
    за Павла»;

  3. смешение краткой и полной
    форм имен прилагатель­ных в роли
    сказуемого: «Все были готовые
    к походу»; «Он был недовольный
    его поведением»;

  4. нарушение видовременной
    контекстной соотноси­тельности
    глаголов: «Когда мать узнает,
    что сын чи­тает запрещенную литературу,
    у нее появился
    страх за него»;

  5. ошибки при однородных членах предложения:

а) нарушения в грамматической
связи однородных уп­равляемых слов
со словом управляющим: «В прош­лом
люди мечтали
и стремились о новой счастливой жизни»;

  1. объединение на правах
    однородных членов слов, обо­значающих
    видовое и родовое понятия: «Наши
    совре­менники любят и читают стихи
    и произведения

    Вы­соцкого»;

в) объединение на правах
однородных членов слов, принадлежащих
разным частям речи: «Книги по­могают
нам в учебе
и выбирать

профессию»;

б) нарушение порядка слов
в причастном обороте: «Приехавший
Онегин в деревню,
поселился в доме дяди»;

  1. неправильное употребление деепричастного
    оборота (неучитывание того, что
    деепричастие выражает дей­ствие того
    же подлежащего, что и глагол-сказуемое):

<<Заходя
в комнату, у
нас сосало под ложечкой»;

« Читая
пьесу, Петя Трофимов

мне очень понравился»;

  1. нарушение правил размещения
    слов в предложении: «В основе драмы
    Островского «Гроза» лежит
    с окру­жающим темным царством конфликт
    Катерины»;

  2. неправильное употребление
    местоимений, приводя­щее к
    двусмысленности: «Из окна падает свет
    и осве­щает туго заплетенные косички
    девочки и светлую кофточку, но она
    ничего не замечает» (удаленность
    местоимения от соотносительного слова);

  3. дублирование подлежащего:
    «Пелагея
    Ниловна она
    прошла
    большой жизненный путь»; «Лопухов
    и Кирса­нов они

    типичные демократы-разночинцы»;

  4. нарушение порядка расположения
    частей сложного предложения; удаленность
    придаточного от опреде­ляемого им
    слова, создающаяся при этом неясность
    высказывания: «Несколько птиц
    Вера подарила зи­мовщикам острова
    Диксон, которые
    там хорошо акк­лиматизировались»;

  5. установление отношений
    однородности между чле­ном простого
    предложения и частью сложного: «Ша-
    башкин увидел в Дубровском человека
    горячего и что он мало знает толку в
    делах»;

  6. отсутствие логико-грамматической связи
    между час­тями сложного предложения:
    «Татьяна не хочет по­вторять печальный
    пример своей матери, которая в молодости
    была выдана за нелюбимого человека, но
    затем ей понравилось быть полновластной
    хозяйкой усадьбы»;

  7. загромождение сложного предложения
    (в частности, придаточными): «Павел стал
    уходить в город, где были
    революционеры-интеллигенты, которые
    давали ему политическую литературу,
    распространявшуюся не­легально, с
    тем, чтобы помочь Павлу разобраться в
    тех вопросах жизни, какие его особенно
    интересовали»;

  8. смешение прямой и косвенной
    речи: «Володя отве­тил, что
    не я

    это сделал»;

  9. неумелое введение цитат.

  1. Стилистические
    ошибки.

Сразу оговоримся, что термин
стилистическая
ошибка
носит
условный характер. В этом случае уместнее
говорить о недочетах, неудачах
высказывания. Но мы сохраняем этот
термин в целях методических — ради
единства терминологии.

  1. Ошибки, связанные со слабым овладением
    ресурсами рус­ского языка:

  1. бедность словаря и фразеологии:

а) немотивированное повторение
в узком контексте одного и того же слова
или однокоренных слов: «Строители
не страшатся смерти. Когда погибает
Костя Зайкин, они не убегают со
стройки
,
так как знают, что стройка
нужна городу»; «Она любит свою работу
и работает
на заводе давно. Прихо­дит с работы
усталая»;

б) плеоназмы и тавтология,
которые делают речь бедной, однообразной,
снижают ее выразитель­ность. Примеры
тавтологии: «Лодки приближа­лись
все ближе»;
«Машины освобождают трудоем­кий
труд

рабочих». Плеоназмы: «Шабашкина не
мучила своя
собственная

совесть»; «Удар пришелся ему внезапно
и неожиданно»;
«Ведущий лидер

в на­шем классе Сережа Нифонтов»;
«Нашим войскам пришлось отступать
назад»;

  1. употребление штампов: «В
    своей комедии Грибоедов очень остро
    поставил целый ряд

    важнейших проблем
    того
    времени»; «Это они, герои-молодогвардейцы,
    отдали
    свою жизнь за светлое будущее всего
    человече­ства».

    Из-за невнимания к штампам, отсутствия
    борь­бы с ними эти устойчивые
    словосочетания попадают

в устную разговорную речь
учащихся и закрепляются в ней. См.
отмечаемое Норой Галь упот ребление
штам­пов в разговорной речи школьников:
«Мы всегда ве­дем борьбу за повышение
успеваемости» (Галь
Н.Я.
Слово
живое и мертвое. М., 1987. С. 5);

  1. употребление слов-паразитов,
    которые особенно часты в устной речи,
    например: «Ну, пошли, значит,
    мы од­нажды в лес…»;

  2. немотивированное употребление
    нелитературной лек­сики: просторечных
    слов, диалектизмов, например: «На
    Плюшкине было какое-то шмотье»;
    «В жаркие дни очень охота
    купаться»; «Павел еще пуще
    сплачивает своих друзей»; «Кабаниха
    всячески стращала
    Катери­ну»; «Чичиков сумел всех
    объегорить»
    (в сочинении);

  3. однообразие в построении предложений,
    в выборе конструкций;

  4. отсутствие образных средств там, где
    они естественны и даже необходимы для
    раскрытия темы сочинения.

  1. Ошибки, обнаруживающие недостаточно
    развитое языко­вое стилистическое
    чутье:

  1. погоня за красивостью (употребление
    экспрессивных средств, не мотивированное
    стилистически):

а) неоправданное использование
определений-при­лагательных в целях
достижения якобы речевой об­разности,
выразительности; неумелый выбор этих
определений (неуместных в данном
контексте) либо их нагромождение,
обращение к излишней по теме эмоциональности,
гиперболизму и т.п.: «В наши веселые,
радостные, счастливые

дни детства запус­каются на другие
планеты сложнейшие летательные аппараты»;
«Памятный всем нам образ Высоцкого и
задиристые,
грохочущие,
искрометные

его песни не забудутся»; «Пьеса «На
дне»… призывала к дру­гой, справедливой,
свободной, радостной
и весе­лой

жизни»;

б) создание надуманных
метафор, неудачных сравне­ний в
стремлении к красивости: «А что за небо!
Его серебристо-голубая лазурь, как
добродушный гномик,
улыбается
нам веселой, искрящейся улыбкой»;

  1. смешение разностильной
    лексики, в частности немо­тивированное
    употребление разговорных и книжных
    слов: «Мы видим, что Андрей Болконский
    — человек с передовыми взглядами.
    Светское общество ему не
    родня
    »
    (последнее слово в данном контексте
    неумест­но не только по смыслу, но и
    потому, что носит разго­ворный
    характер); «А.П. Чехов в пьесе «Вишневый
    сад» показал не только людей двух разных
    классов, но и новых, посредством
    которых писатель обличал су­ществующий
    строй» (немотивированное использова­ние
    книжного слова); «Достоевский лез
    из кожи,

    что­бы как-то выбиться из долгов»
    (неуместный по сти­листической окраске
    фразеологизм);

  2. неблагозвучие, которое создается:

а) скоплением гласных: «А у
Андрея
Болконского…»; «Не
ее ему
лучше
было встретить…»;

б) скоплением шипящих: «Роман «Мать» —
замеча­тельнейшее произведение,
изображающее лучших людей того времени,
посвятивших свою жизнь, как они считали,
борьбе за светлое будущее»;

в) употреблением рядом или
повторением одинако­вых в звуковом
отношении частей слов: «Не раз
распространяли
молодогвардейцы листовки»; «Доп­рос
рослого парня продолжался».

Ошибки, связанные с нарушением норм
функциональ­ных стилей.

Сюда относится широкое и немотивированное
ис­пользование в одном стиле речи
языковых средств (слов, словосочетаний,
форм, конструкций), наиболее типич­ных
для другого. Например:

  1. злоупотребление канцеляризмами
    (лексикой и фра­зеологией делового
    стиля): «Не только в те годы, но и сейчас
    произведение «Война и мир» пользуется
    боль­шим спросом у населения»

    (здесь же и неудачный выбор слова);

  2. злоупотребление специальными терминами
    в тексте не­научного характера.

  1. Нарушения стилистических требований,
    связанных с ши­роким контекстом.

Сюда входят нарушения требований общей
функцио­нально-стилевой целостности
произведения, которая определяется
темой сочинения, избранным аспектом ее
раскрытия, характером заголовка. Так,
в школе нередки случаи, когда тема
сочинения, требующая эмоциональ­ного
выражения своих впечатлений от
прочитанного, воплощается в форме сухого
пересказа сведений из учеб­ника,
сюжетной линии произведения и т.п.

Например, в сочинении ученика X класса
на тему «Мать и сын рядом. Это прекрасно!»,
вместо эмоцио­нального, глубоко
прочувствованного рассказа об иде­альных
отношениях между матерью и сыном, их не
толь­ко кровном, но и духовном родстве,
излагается история создания романа,
затем поочередно показывается снача­ла
жизнь Павла, а затем — Ниловны. В
заключение сочи­нения учащийся пишет
о значении романа «Мать».

В результате оказалось, что сочинение
написано не на тему, а его эмоциональный
тон и стиль не отвечают заглавию.

К довольно распространенным ошибкам
анализируемой груп­пы относятся и
случаи обращения автора сочинения к
патетике, неуместной по теме и общей
стилистической атмосфере текста, к
ложноторжественным восклицаниям, к не
отличающейся языко­вым вкусом
образности («красивостям»). Учащиеся
средних школ слабо владеют типами речи,
особенно рассуждением, недостаточ­но
сведущи в особенностях жанров (знакомство
с которыми пре­дусмотрено программой
и рекомендуется методистами).

Если же говорить об элементарных речевых
ошибках, упо­мянутых выше, то большую
часть из них в речи школьников со­ставляют
нарушения норм грамматики и лексики;
возможность появления таких ошибок
должна непременно учитываться в си­стеме
методических приемов при изучении
соответствующих тем. Предупреждение и
исправление собственно стилистичес­ких
ошибок тоже должно быть предметом
постоянного внима­ния учителя, как
того и требуют новейшие методические
реко­мендации.

§ 63. Естественно, что задачи воспитания
речевой культуры в школе не ограничиваются
отмеченным выше аспектом. Важ­но,
чтобы само преподавание языка, особенно
так называемое развитие речи, было
функционально-стилистически направ­ленным,
т.е. деятельностным.

Школьные программы по русскому языку
предусматривают формирование «умений
и навыков связного изложения мыслей в
устной и письменной форме», знакомство
с основными функ­циональными стилями
(не только теоретическое, но и практи­ческое,
например написание сочинения в
публицистическом стиле, заявления и
т.д.). Курс родного языка в школе призван
помочь учащимся не только приобрести
орфографическую и пунктуационную
грамотность, но и овладеть языком как
сред­ством общения в различных сферах
жизни, т.е. овладеть навы­ками
использования стилистически
дифференцированной речи. Для достижения
этой цели требуется целенаправленная
методика преподавания.

Конечно, самым эффективным методом
повышения рече­вой культуры, в том
числе стилистической, является такой,
при котором обучение проводится на
уровне речевой деятельности. А это
невозможно вне функционально-стилистической
основы. В свое время В. Матезиус высказывал
мысль, что воспитание стилистической
культуры и чутья, чувства стиля должно
начи­наться с ранних лет. О важности
развития чувства языка и «вку­са»
пишет В.Г. Костомаров. Об искусственности
школьных уп­ражнений говорил еще Л.В.
Щерба. Исследования психологов,

психолингвистов, методистов показывают,
что приближение условий обучения к
естественным условиям общения способно
значительно повысить речевую культуру.

Если, например, упражнения
в выборе нормативного или синонимического
средства являются сами по себе важными,
од­нако имеют все же преимущественно
лишь познавательный ха­рактер, то
«эффективность наблюдений над языковыми
сред­ствами значительно повышается,
если они проводятся в рамках речевой
деятельности, потому что только в этом
случае пробле­ма выбора языкового
средства… перестает быть искусственной,
наполняется практическим смыслом,
становится учебной проб­лемной
ситуацией» (Капинос
В.И.

Значение стилистики в прак­тике
преподавания родного языка // Основные
понятия и кате­гории лингвостилистики.
Пермь, 1982. С. 6).

Тот же автор — В.И. Капинос — отмечает:
«…чтобы придать речевой работе
коммуникативный характер, надо включить
в систему работы над связной речью
умение ориентироваться в условиях и
задачах речи, устанавливать стиль
будущего выска­зывания», «ясно
представлять себе собеседника, условия
речи и основную цель общения» (Там же.
С. 10, 13). При этом указыва­ется и
теоретическая основа, на которую должны
опираться ме­тодические «разработки»:
«Стилистика делает возможным орга­низацию
обучения родному языку как речевой
деятельности или, что то же самое, как
средству общения. В этом основной смысл
введения стилистики в школьный
практический курс языка» (Там же. С. 13).
Развивая далее свою мысль, В.И. Капи­нос
пишет: «Практика показала, что работа
над связной речью учащихся… становится
значительно эффективнее, если в обуче­нии
мы опираемся на понятие функционального
стиля речи… В этом случае появляется
возможность увязать на основе стиля
изучение грамматики… с работой по
развитию речи учащихся» (Там же. С. 2).

О роли и значении стилистики — причем
именно функцио­нальной — для школы
говорят и другие исследователи, напри­мер:
«Школа не может ограничиться отработкой
лишь логи­ческой стороны связной
речи… необходимо работу над связной

речью поставить на
функционально-стилистическую основу»
(Иконников
С. Н.

Стилистическая работа в процессе
изучения русского языка. М., 1977. С. 3).
Очень интересна и полезна в этом
отношении книга Т.А. Ладыженской «Живое
слово» (М., 1986).

Стилистика помогает ввести
учащегося в речевую ситуацию, подобную
естественной, развивает умение оценивать
задачи об­щения в той или иной сфере,
а методика преподавания языка, развития
речи должна быть направлена на то, чтобы
вызвать у учащихся «потребность к
коммуникации». «Тем самым она под­ключает
речевое действие к деятельности общения
(коммуни­кации) и превращает
искусственное говорение… в естественное
высказывание» (Капинос
В.И.

Значение стилистики в практике
преподавания родного языка. М., 1982. С.
11). Это закономер­но, так как «язык
выполняет свое назначение лишь постольку,
поскольку в нем есть стилевая
дифференциация. Отсюда оче­видно,
что функциональные стили должны быть
отправным пунк­том рационального
преподавания языка…» (Виноградов
В.В., Костомаров В.Г.

Теория советского языкознания и практика
обучения русскому языку иностранцев
// Вопросы языкозна­ния. 1967. № 2. С. 8).

Однако пока что, к сожалению, методика
преподавания рус­ского языка в средней
школе не всегда обеспечивает
коммуни­кативный принцип в работе
по развитию речи. Задачи методики в
этом плане связаны с углублением
коммуникативно-деятель- ностных основ
развития речи, а следовательно, и
функциональ- но-стилистических.
Основываясь на представлениях о
струк­туре речевой деятельности,
разработанных А.Н. Леонтьевым,

В.И. Капинос, например, определяет четыре
фазы умений, со­ответствующие фазам
речевой деятельности (ориентировка в
предмете речи; планирование; реализация
программы; конт­роль), и отмечает, что
современная методика развития речи
лишь частично формирует эти навыки. В
основном она направ­лена на раскрытие
темы и основной мысли, т.е. мотивирована
лишь содержательно. Мотивации же более
высокого ранга уде­ляется меньше
внимания.

Историзм
стиля.

Формирование
функционального стиля в национальный
период развития русского литературного
языка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тренировочные  работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

Автор работы: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Яренская СШ»

Селиванова Г.Г.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10

Ответ:

тест 2- 1,3,5,7,8,9,10

Речевая недостаточность

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,7

Ответ:

тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

Речевая избыточность

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10

Ответ:

тест 2- 1,2,3.4,5.6,8

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

Лексическая сочетаемость

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

Смешение паронимов

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

Использованные источники

В.И. Капинос, Л.И. Пучкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М.: Интеллект-Центр, 2004

8

  • Трус кормит а лень портит исправить ошибки
  • Трудовой договор ошибки при составлении трудовая инспекция
  • Трудовая ошибка 11 букв сканворд
  • Трудовая книжка запись об ошибке
  • Трудный жизненный путь выпал на долю василия тимофеевича ошибка