Трусиха диктант 4 класс работа над ошибками

Урок 42 21 11

Тема: Диктант . Работа над ошибками.

Цели: проверить и закрепить знания уч-ся о правописании окончаний имён существительных, учить применять полученные знания,

Развивать память ,мышление, орфографическую зоркость ,воспитывать любовь к дельфинам.

Оборудование: текст

Тип урока: проверка знаний

Ход урока

1.Организационный момент

2. Знакомство с текстом

Дельфины – наши друзья.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.

Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.

С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания. Огромная волна обрушилась на рыбака.

  2. Определи склонение и падеж существительного:

на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли.

3.Работа над ошибками.

Найдите ошибки в тексте. Сколько их?

Какие правила надо помнить, чтобы не допустить этих ошибок?

  1. Работа над ошибками

(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)

Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слови

В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слот’ вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, подводник — В..ДЯНОЙ певчий — за п.. вала ясный — объяснил сердце — с..рдечный

тянут — пот..нули кончик — нак..нечник долг — зад..лжал скрип — заскр..пел винтик — зав..нтил

Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова

Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, положи, ложки — ло..ка следы, вслед — еле., просьба, просил — опро.. отрез, вырезать — сре.. обувка, нет обуви — обу..ь завязал, связка — завя..ка кладу, подклад — закла..ка травы, травка — сбор тра..

Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ-ЩУ

    1. Дополни правило. ЧА—ЩАпиши с буквой .. ЧУ—ЩУ пиши с буквой .. ЖИ—ШИ пиши с буквой ..

    2. Вставь пропущенные буквы.

11оют чиж… Летают стриж… Волки ищ..т добыч… Над рекой крич..т 1 Ики.

I? ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.

Рефлксия

  1. Рефлексия

  • Послушайте сказку. Назовите главного героя.

В дверь позвонили. Дверь отворилась, и в нее выглянула буква.

  • Здесь живет такая-то буква? -Да.

  • Не могли бы вы поработать?

  • А как?

  • Постоять в начале слова.

  • В начале слова я не работаю.

  • Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А.

  • Простите, в таких местах я не бываю.

  • Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постои i Г’

  • Какие это буквы, будьте добры?

  • Первая Ч, а вторая Н.

  • Нет, и туда я не пойду.

  • А где же вы можете поработать?

  • Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука*.

  • Какая это буква? (Мягкий знак.)

    1. Подведение итогов урока

  • Какое задание вам было интересно выполнять?

  • Чему научились?

МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области

Тексты с заведомыми ошибками  с дополнительным грамматическим заданием

(на основе диктантов)

                                ПНШ 4кл.

                                                 (русский язык 4 класс)

УМК «Перспективная начальная школа)    

Пясецкая Татьяна Александровна

учитель начальных классов

г. Димитровград

2013г.

Пояснительная записка.

Тексты с заведомыми ошибками  с дополнительным грамматическим заданием (на основе диктантов)   предназначены для учеников 4 классов.

Работу над ошибками и грамматическое задание ученики выполняют в рабочих тетрадях. Материал используется после изучения темы «Спряжение глагола». Задача детей: 1)найти ошибки в тексте, исправить, грамотно прокоментировать орфограмму, в которой допущена ошибка, 2) выполнить граматические задания к текстам.

Цели:

  • обучать грамотному оформлению работы над ошибками, определять число, склонение, падеж имен существительных; число, лицо, спряжение глаголов; выполнять разбор предложения по частям речи и членам предложения, делать схему предложения;
  • развивать орфографическую зоркость, усидчивость, зрительное внимание, устойчивость внимания при выполнении упражнений;
  • воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Проверочные  работы по русскому языку

№1

Беловежская пуща

    На дисятки киламетров тянитца пущя. Густые леса сменяются полями балотами лугами. В пуще встретеш различные виды* звирей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.

    В пуще много видов деревев. Идёш солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сасновой и еловой хвоей*. Вдрук среди мрачных елей  милькает белая берёска. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.

   В рощи* растут старые дубы. Есть гиганские сосны и ели и берёзы и клёны. Ходешь среди них и любуешься этими велеканами. Серце наполняится гордостью  за  родную природу*.

                                                                                                          ( По Н. Деленковскому)

1)   Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».

2)   Грамматическое задание:

*- определи число, падеж, склонение.

3)  Во втором предложениии определи части речи и члены предложения.

№2

Краски осени

      Харашо паработала осень, разукрасила всё вокрук. Под каждым деревом лежат и жёлтые и багровые и бурые листя. Солнце негреет  но светит очень ярко. В его лучах разнацветными  алмазами блистят** дождевые капли. Какая красота?

Понебу медлено плывут** белые облока. Воздух свеж и прозрачен. На краю леса в золотом убори стоят** клёны. Издалека виден куст дикой смородины. Он оделся не в жолтый, а в красный нарят. С удовольствием смотреш**  на краски ранней осени! 

                                                                                                        ( По Г. Гуляевой)

1)   Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».

2)   Грамматическое задание:

**- определи число, лицо, спряжение.

3)  В шестом предложениии определи части речи.

№3

На рыбалке

  Сонце уже садилось. Мы с дядий*  тронулись в путь. Дарога к реке*  шла через рошь*. Всё в пути*  меня занимаит. Вот пробегаит  мыш. Где – то слышется**  плачь  птици*.  Так паёт сыч.

   Вечир. Близица**  ночь. Кругом стоит**  полная тиш. Только неунимаится дергач  а камыш ведёт тихую биседу с рекой.

   Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на лески огромный лещ. Про мелоч*  и гаварить**  не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы* уходим**  в шалаш* и там праводим остаток ночи.

                                                                                                               ( По С. Сладкову)

 1)   Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».

2)   Грамматическое задание:

*- определи падеж;                       **- определи спряжение.

  Исходные тексты

Беловежская пуща

    На десятки километров тянется пуща. Густые леса сменяются полями, болотами, лугами. В пуще встретишь различные виды зверей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.

    В пуще много видов деревьев. Идёшь солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сосновой и еловой хвоей. Вдруг среди мрачных елей  мелькает белая берёзка. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.

   В роще растут старые дубы. Есть гигантские сосновые ели, берёзы и клёны. Ходишь среди них и любуешься этими великанами. Сердце наполняется гордостью  за  родную природу.

                                                                              ( По Н. Деленковскому)

Краски осени

      Хорошо поработала осень, разукрасила всё вокруг. Под каждым деревом лежат жёлтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на  траве. Какая красота в лесу!

     Небо чистое и очень синее. По небу медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.

    На краю леса в золотом уборе стоят берёзы и клёны. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в жёлтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!

                                                                              ( По Г. Гуляевой)

На рыбалке

  Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Всё в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где – то слышится плач птицы. Так поёт сыч.

   Вечер. Близится  ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведёт тихую беседу с рекой.

   Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи.

                                                                                           ( По С. Сладкову)

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Программа Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 

Проверочные  работы по русскому языку (диктанты)(4 класс ОС «Школа 2100»)Работа Горшенина Ирина Анатольевна учитель начальных классов

МОУ – средняя общеобразовательная школа

с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области

М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В.Малаховская. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

Класс: 4 «А»

Предмет: русский язык

Учебник, авторы: УМК «Школа России», русский язык 4 класс 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: «Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Падежные окончания прилагательных»»

Тип урока: закрепление

Цель урока: создание условий для развития умения анализировать и исправлять допущенные ошибки, учить распознавать орфограммы, объяснять написание слов, обобщение знаний о правописании падежных окончаний имен прилагательных

Задачи урока

Дидактические: повторить падежные вопросы и окончания имени прилагательных, совершенствование навыков написания падежных окончаний имени прилагательных

Развивающие: развивать устную и письменную речь, логическое мышление, умение классифицировать, анализировать и обобщать

Воспитательные: воспитывать усидчивость и любовь к русскому языку, умение планировать свою работу

Ресурсы: классная доска, лист самооценки, рабочая тетрадь, учебник

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф— фронтальная, И— индивидуальная, П— парная,

Г— групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П— познавательные, Р— регулятивные, К— коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Определить уровень готовности обучающихся к уроку.

Словесный метод: беседа.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Ф

1

Учащиеся готовы к восприятию нового.

РУУД: умение слушать учителя, управлять своим поведением.

Создать благоприятный настрой.

Мотивация учебной деятельности

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности.

Словесный метод: беседа.

Читает фразу французского философа Ж.Ж. Руссо и задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Ф

2

КУУД: умение слушать и вступать в диалог.

Мотивация к учебной деятельности.

Словарный диктант

Создать условия для закрепления навыков письма.

Практический метод: выполнение задания.

Вызывает детей к доске, остальные пишут в тетрадях словарный диктант.

Выполняют задание.

И

5

ПУУД: ориентируются в своей системе знаний. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

Проявляют интерес к предмету.

Актуализация знаний

Организовать проверку ранее полученных знаний, которая будет способствовать усвоению новой темы урока.

Словесный метод: беседа, объяснение.

Задает вопросы на тему: «Имя прилагательное, род, падеж, число и т.д.»,

Повторяют правила.

Отвечают на вопросы, повторяют правила.

Ф

Учебник.

5

Включать обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне.

КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Целеполагание

Формировать представления о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.

Словесный метод: беседа.

Подводит обучающихся к цели урока с помощью вопросов.

Выдвигают предположения, анализируют, ставят цели.

Ф

1

Применение понятий в контексте заданных вопросов.

РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Работа над орфографическими ошибками

Закрепление детьми знаний о падежном окончании имен прилогательных

Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение.

Дает задание на определение падежных окончаний имени прилагательного.

Выполняют задания.

Ф

И

Классная доска.

10

Применение понятий в контексте заданных вопросов.

РУУД: умение регулировать свои знания.

КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы.

Осознание своих возможностей.

Динамическая пауза

Помочь детям снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.

Практический: выполнение заданий.

Предлагает выполнить физминутку.

Выполняют физминутку.

Ф

2

РУУД: умение регулировать свои действия.

Умение регулировать свои действия.

Работа над пунктуационными ошибками

Закрепить знания о падежных окончаниях имен прилагательных, о разборе предложений по составу и синтаксически, о морфологическом разборе прилагательном

Практический: выполнение заданий.

Дает задание на разбор предложений по составу и синтаксически. Дает задание на морфологический разбор прилагательного.

Выполняют задания.

И

Ф

Классная доска.

10

Применение понятий в контексте заданных заданий.

КУУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 ПУУДизвлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника.

Осознавать успешность или неспешность своей деятельности.

Итоги урока

Подвести детей к выводу урока и проверить их полученные знания.

Словесный метод: беседа.

Задает вопросы по всему уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

2

РУУД: осуществляют итоговый контроль.

Рефлексия

Создать условия для положительной самооценки.

Практический: выполнение заданий.

Проводит рефлексию у обучающихся.

Отвечают на вопросы в листе самооценки.

И

Лист самооценки.

2

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя

Осознавать успешность своей деятельности.

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь учащихся

Организационный момент

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Влада Олеговна и я проведу у вас урок русского языка.

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, сядьте поудобнее и давайте начнем урок.

-Я очень рада видеть ваши улыбки. Пусть хорошее настроение останется у нас до конца урока.

— Я вам желаю плодотворной работы на урок.

— Здравствуйте.

Мотивация к учебной деятельности

— Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: «Вы — талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь тому, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и полезное, а также поставим перед собой цель и задачи, которые достигнем.

— А для этого, что нужно сделать?

— Нужно внимательно слушать учителя, не разговаривать и не отвлекаться.

Словарный диктант

— А сейчас откройте пожалуйста свои тетради. Запишите «число, классная работа».

— Следим за своей осанкой. Спинку держим ровно, голова чуть наклонена.

— Сейчас проведем небольшой словарный диктант.

— Я диктую слова, а вы записываете: автомобиль, семена, электричество, сейчас, правительство, аппетит, космос, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка, салют, богатство, ботинки.

— Проверим.

Записывают и проверят словарные слова

Актуализация знаний

— Какие части речи вы знаете?

— Что вы знаете о прилагательном?

— Повторим правила на странице 11-12, 14-16, 29, 38-39.

— С какой темой вы знакомились на прошлых урока?

— Существительные, прилагательные, глагол, местоимения, наречия, числительные.

— Отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?». Обозначает признак предмета. Могут употребляться в полной и краткой форме, могут быть единственного и множественного числа. Изменяются по родам, падежам.

Повторяют правила

— Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Целеполагание

— Как вы думаете, какая будет тема урока?

— Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшнем уроке?

— Верно.

— Работа над ошибками.

— Проанализировать и исправить допущенные ошибки.

Работа над орфографическими ошибками

— Выпиши  имена прилагательные. Объясни свой выбор.

— Стеной,  стальной, дедушкой, белой, красной, краской, мамой, ласковой, тёплой, родной, степной.

— Определите грамматические признаки имён прилагательных.

— Сделай вывод: род, число и падеж имени прилагательного  зависят от……. .

— Большой ком —   …ч., ….род,……п.

— Большой семьёй-  —  …ч., ….род,……п.

— Большой кошке-   —   …ч., ….род,……п.

— Из большой чашки—   …ч., ….род,……п.

— Сравни окончания имён прилагательных . Объясни правописание окончаний имён прилагательных.

— летние (дни) — летнее (платье)

— дни (какие?) летние — платье (какое?) летнее

— поздним (вечером) — о позднем визите

— вечером (каким?) поздним – о визите (каком?) позднем

— Запиши  словосочетания. Выдели окончания. Определи  число, род и падеж  у  имени прилагательного.

— Син.. (…) небо, син.. (…) цветы,  весенн..  (…)  солнце, весенн.. (…) дни, осенн.. (…)    листья,   осенн..  (…) ненастье, горяч..  (…)   молоко,  горяч.. (…)  пирожки,  верхн..  (…)   место,   верхн.. (…) ветки,  старш.. (…)   братья,   старш.. (…) поколение.

— Под передн.. (…) стулом, в передн.. (…)  углу, за соседн.. (…) домом, о соседн.. (…) магазине, лучш… (…) ученикам, о лучш.. (…)  друге, в дальн.. (…) походе, с дальн.. (…) родственником, ранн.. (…) утром, в ранн.. (…) детстве, вечерн.. (…) поездом, на вечерн.. (…) сеансе.

Выполняют упражнения

Динамическая пауза

— Кто хочет провести физ. минутку?

— Выходи к доске и показывай упражнения.

— Встаньте и выйдете из-за парт и повторяйте за одноклассником.

Выполняют упражнения

Работа над пунктуационными ошибками

— Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Также разберем предложения по составу и проведем синтаксический разбор.

— Зимн.. солнце светит, но не греет. Но мы всё равно любим эти зимн..  дни. 

— На первом этаже школы учатся   млад…  школьники.   Младш.. поколение учеников  гордится своей школой. 

— В театре нашему классу достались  задн.. ряды. Вася сел на самое задн.. место.

— Вечером полезно прогуливаться на свеж.. воздухе. В воздухе запахло свеж.. хлебом. Коля пришёл в новогодн.. костюме, а ушёл  с  новогодн..  подарком.

— Сделаем морфологический разбор прилагательных.

-9. Спиши предложения, вставив прилагательное. Укажи его признаки.

— ……….(…………)   чай нужно пить осторожно. У больного были    ………(……)   щёки. Варежки быстро высохли на ……….. (……)   батарее. Коля не любил ………. (……)   молоко.

Слова для справок:  горячей, горячий, горячее, горячие.

Выполняют задания

Итоги урока

— Какая тема была сегодня на уроке?

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Как вы думаете, достигли ли мы ее?

— Работа над ошибками.

— Проанализировать и исправить допущенные ошибки.

— Да.

Рефлексия

— У каждого на парте ест лист самооценки. Обведите вариант, который больше всего подходит вам:

1) На уроке мне было все понятно и не было трудностей

2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала

3) На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала

— Спасибо за работу, урок окончен.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

— Спасибо. До свидания.

Школа России — одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению. А вот узнать, насколько они подготовлены по русскому языку, помогут нам контрольные работы в виде диктантов с грамматическим заданием. А работа над ошибками позволит повторить материал и «закрыть» пробелы в знаниях.

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.
Планируемые результаты: п. – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Клюква

   Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
   В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно.
3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении.
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Трусиха

   Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
   Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
   Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

По Н. Артюховой

Грамматические задания:
1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам:
Вариант I                                        Вариант II
○, ○ и ○.                                             ○ и ○.
[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ].                                     [ _ ͇ ], [ _ ͇ ].
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи».

Осень

   Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.
   Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:
1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное.
2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II – холодная, подосиновики, медленно.
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб.
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

Как мужик убрал камень

   На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
   Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
   А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
   Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматические задания:
1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть.
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров.
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имен существительных.

 Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес

   Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
   С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
   Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

Зимний день

   Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
   Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
   Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматические задания:
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён существительных.
2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные:
1. В …, …, … уборе стоит осенний лес.
2. На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение».

Лесной голосок

   В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
   Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
   Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!

Грамматические задания:
1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Совесть

   Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
  На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
   Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

По А. Гайдару

Грамматические задания:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс

Волчиха

   Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё.
   С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу. Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты.

Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась.

Грамматические задания:
   1 вариант
1. Выполнить полный разбор 8 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 8 предложении
3. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная.

   2 вариант
1. Выполнить полный разбор: 1 предложения
2. Указать склонение и падеж существительных в 1 предложении
3. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая.

 Итоговая контрольная работа по русскому языку

Диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4 классе.

Последние денёчки

   Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно  ребятишки бегут по последнему снежку.
   Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

Грамматические задания:
1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи.
2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным.
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.

Контрольный диктант по теме “Предложение”

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

По Н.Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматическое задание:

1.Выпиши предложение к схемам:

вариант 1 – О,О, и О;

вариант 2 – О и О;

2. Выпишите словосочетания, обозначьте главное и зависимое слова:

вариант 1 – из девятого предложения;

вариант 2 – из первого предложения последнего абзаца;

3. Сделать звуко-буквенный разбор слов:

1 вариант – “вдруг”;

2 вариант – “очень”.

Урок 18
АНАЛИЗ ДИКТАНТА И РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Ц е л ь : обобщить полученные знания, анализировать ошибки, допущенные
в диктанте и при выполнении грамматического задания.
Планируемые  предметные  результаты:  Участвовать   в   устном   общении   на   уроке,
соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника,
извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств,
анализировать их.
Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д   у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
1.  П р а в о п и с а н и е   безударных   гласных   в   корне   слова,   проверяемых
ударением.
нору
заглянули
на холме
в тени
сидит
отгоняет
смешные
еловые
скользят
когтями
зверек
повернулся
побежал
голову
смогла
– Что объединяет все эти слова? (Орфограмма.)
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Подберите (устно) к каждому слову проверочное.
– Запишите по одному родственному слову к каждому из данных также с
безударной гласной в корне.
– Выделите орфограмму.
2. П р а в о п и с а н и е   парных согласных. И г р а  «Какие буквы убежали?».
5 учеников получают карточки со стихотворным текстом с пропущенными
парными согласными. Участник игры должен прочитать текст, сказать, какая
буква «убежала», доказать проверочным словом свой ответ.
Класс   записывает   пары   слов,   выделяя   парный   согласный   в   слабой   и
сильной позиции.
Я и круглый, я и гла.кий,
И на вкус приятно сла.кий.
Знает каждый карапу.,
Что зовут меня арбу..
На ушах его сере.ки,
А на но.ках есть сапо.ки.
На головке гребешок.
Вот такой наш петушок!
Кто сидит на крепкой но.ке
В бурых листьях у доро.ки?
Встала ша.ка из травы –
Нет под ша.кой головы.
Плывет парохо.
То вза., то впере.,
А за ним такая гла.ь –
Ни морщинки не видать!
Сла.кие кро.ки
На коро.кой но.ке,
Кто проходит бли.ко,
Кланяется ни.ко.
– Какие слова с парной согласной встретились в диктанте?
(К овражку, близко, сполз, когтями.)
– Подберите проверочные слова к каждому случаю.
3. П р а в о п и с а н и е   п р и с т а в о к .
Учитель диктует предложения. Учащиеся записывают и объясняют, какая
гласная пишется в приставке.
(Можно записать предложения на доске, пропустив гласную в приставке.)
П.днялся ветер, з.шумели деревья, н.бежали тучи, п.лил дождь, п.бежали
ручьи.
Н.двяжи нитку, з.пусти змея п.выше, н.тяни нитку и не давай ей .слабевать. – Найдите в тексте диктанта слова, в которых есть приставка, объясните
правописание.
4. Правописание мягкого знака.
Барсучью – 
Забраться – 
Скользят –
Работать –
– Что объединяет эти слова? (Слова с мягким знаком.)
– Какую роль выполняет Ь в каждом отдельном случае?
– Подберите на каждый случай употребления мягкого знака по 3 своих
примера.
5. П р а в о п и с а н и е   п р е д л о г о в .
– Раскройте скобки, объясняя правописание.
(На) летели (на) мальчика гуси, (у) несли (у) сестрицы братца. (За) плакала
Аленушка (от) горя. (По) бежала (по) чистому полю, (до) бежала (до) речки
студеной, (про) дорогу (у) речки (с) просила.
– Перечислите, с какими частями речи в сказке употреблены предлоги.
– А как вы объясните правописание этих слов?
(На) него, (не) научился.
6. В каких словах вами были еще допущены ошибки?
(Анализ и объяснение правописания.)
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
III. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании.
1. Н а ч а л ь н а я   ф о р м а   г л а г о л а .
– Какая форма глагола называется начальной?
– Что нужно помнить при определении начальной формы глагола?
(Что делать? Что 
– Запишите начальную форму.
а) Скользят – …
Повисли – … Наклонился – …
Помнит – …
б) Найдите ошибки.
наговорил – говорить
рассмотрит – рассматривать
зазеленела – зазеленеет
посмотрит – посмотреться
2. О п р е д е л е н и е  главных членов предложения.
– Что вы знаете о главных членах предложения?
– Выпишите из стихотворения пары главных членов.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
3. Определение падежа имен существительных.
– Как определить падеж имен существительных?
– Какие падежи вы знаете?
– Назовите падежные вопросы. Почему они звучат парами?
– Соедините существительные с названием падежа.
(Работа по карточкам.)
4. З в у к о б у к в е н н ы й   а н а л и з   с л о в .
Детям предлагается выполнить анализ слов с комментированием у доски.
Столб з.­б.                     Близко з.­б.
5. С т р о е н и е   с л о в а .
– Подберите слова к предложенным схемам. Запишите столбиком. – Какие из слов в контрольной работе подходили к данным схемам?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 55.

Контрольные работы по русскому языку в 4 классе

УМК  «Школа России»

Контрольный диктант по теме « Повторение»

Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают
её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в
снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была
широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы.
Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся
в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную
зелёную ниточку с многими клюквинками.

По М. Пришвину

Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание

1.   Выписать по одному слову с орфограммами в
корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным.
Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.

2.   Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
вариант 1 – ягода, вариант 2 – поздно.

3.   Обозначить грамматическую основу: вариант
1 – в третьем предложении, вариант 2 – в шестом предложении.

4.*Выписать из текста слова с противоположным значением.

Контрольный диктант по теме « Предложение»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение».

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали.
Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети
бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она
заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя
плакала навзрыд. Она очень испугалась. (84 слова)

По Н. Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматическое задание

1.Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

Вариант 1 Вариант 2

,и . и .

(- =), а (- =). (- =), (- =).

2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить
главное и зависимое слова.

Вариант 1

Огромный пёс нёсся прямо на девочку.

Вариант 2

Ребята выходили из своих убежищ.

3.Сделать звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – вдруг, вариант
2 – очень.

 Контрольный диктант по теме « Части речи»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Части речи»

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни.
Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берез
лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины.
Краснеет красный гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый
стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. ( 70 слов)

По И. Соколову – Микитову

Слово для справки: краснеет.

Грамматическое задание

1.   Выписать предложения: вариант 1 – с
однородными членами, вариант 2 – сложное.

2.   Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно,
вариант 2 – холодная,
подосиновики, медленно
.

3.   Сделать звуко – буквенный разбор слова:
вариант 1 – поздний, вариант 2 – гриб.

4*.Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним
словосочетания в разных значениях.

(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 63).)

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных
падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Правописание
безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много
места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке
камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти
их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под
камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет
шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал
выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за
умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому Слова для справок: его, тысяч,
предложил.

Грамматическое задание

1.   Выписать по одному словосочетанию с
именами существительными 1, 2, 3 – го склонения. Выделить окончание
существительных, определить падеж.

2.   Выполнить звуко – буквенный разбор слова :
вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

3.   Разобрать имя существительное как часть
речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 – инженеров.

4*.Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён
существительных.

1.   Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

2.   Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

3.   Радость, шаг, один, печаль.

Контрольный диктант за первое полугодие

Цель: проверить знания,
умения и навыки по темам, изученным в первом полугодии.

Лес

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен
этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных
хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые.
Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток.

Поймают жуков , гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела
работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней
хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы.

Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте
природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова.)

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматическое задание

1.   Выписать три словосочетания с именами
существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён
существительных.

2.   Списать предложения. Имена
существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа
множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка
сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

3.   Разобрать имя существительное как часть
речи: вариант 1 — вредители, вариант 2 – гусениц.

4*. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.

Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в
голове.

 Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме « Имя
прилагательное»

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё
вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в
лес. Деревья стоят, словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили
пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают
сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц — беляк пробежал по нетронутому
снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

1.   Выписать три словосочетания « прил. +
сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2.   Составить три словосочетания: прил.+сущ.
м.р. в Т.п, прил.+сущ. ср.р. в Д.п., прил.+сущ. ж.р. в П.п.

3.   Списать, вставить подходящие по смыслу
имена прилагательные

1.   В….., ……, … уборе стоит осенний лес.

2.   На ….. небе загорелись….. звёзды.

 Контрольный диктант по теме « Местоимение»

Цель: проверить знания, навыки и умения по теме « Местоимение».

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался
знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но
никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а
она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты
поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг
неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко
кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая,
грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к
соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!(119
слов)

Грамматическое задание

1.   Выписать из текста местоимения, указать их
лицо, число и падеж.

2.   Распределить слова по группам и записать в
два столбика.

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

3.   Списать, вставить подходящие по смыслу
местоимения.

В субботу …. пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На …
были красные, жёлтые, оранжевые листья ….. встал под деревом. На …. дождём
посыпались осенние листья.

 Контрольный диктант по теме « Глагол»

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме « Глагол».

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой
пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за
красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с
тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела
его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под
кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина
заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1.   Выписать из текста три глагола, указать их
время, лицо, число и род.

2.   Поставить глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

 Итоговый контрольный диктант

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам, изученным в 4
классе.

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую
кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки
навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в
лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по
последнем снежу.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и
снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он
бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)

Грамматическое задание

1.   В последнем предложении выделить основу,
выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

2.   Разобрать слова как части речи.

Укрыли, молочным, (за) ночь.

3.   Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.

Урок 42 21 11

Тема: Диктант . Работа над ошибками.

Цели: проверить и закрепить знания уч-ся о правописании окончаний имён существительных, учить применять полученные знания,

Развивать память ,мышление, орфографическую зоркость ,воспитывать любовь к дельфинам.

Оборудование: текст

Тип урока: проверка знаний

Ход урока

1.Организационный момент

2. Знакомство с текстом

Дельфины – наши друзья.

Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.

Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.

Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.

С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.

Грамматическое задание:

  1. Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания. Огромная волна обрушилась на рыбака.

  2. Определи склонение и падеж существительного:

на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли.

3.Работа над ошибками.

Найдите ошибки в тексте. Сколько их?

Какие правила надо помнить, чтобы не допустить этих ошибок?

  1. Работа над ошибками

(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)

Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слови

В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слот’ вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, подводник — В..ДЯНОЙ певчий — за п.. вала ясный — объяснил сердце — с..рдечный

тянут — пот..нули кончик — нак..нечник долг — зад..лжал скрип — заскр..пел винтик — зав..нтил

Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова

Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, положи, ложки — ло..ка следы, вслед — еле., просьба, просил — опро.. отрез, вырезать — сре.. обувка, нет обуви — обу..ь завязал, связка — завя..ка кладу, подклад — закла..ка травы, травка — сбор тра..

Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ-ЩУ

    1. Дополни правило. ЧА—ЩАпиши с буквой .. ЧУ—ЩУ пиши с буквой .. ЖИ—ШИ пиши с буквой ..

    2. Вставь пропущенные буквы.

11оют чиж… Летают стриж… Волки ищ..т добыч… Над рекой крич..т 1 Ики.

I? ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.

Рефлксия

  1. Рефлексия

  • Послушайте сказку. Назовите главного героя.

В дверь позвонили. Дверь отворилась, и в нее выглянула буква.

  • Здесь живет такая-то буква? -Да.

  • Не могли бы вы поработать?

  • А как?

  • Постоять в начале слова.

  • В начале слова я не работаю.

  • Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А.

  • Простите, в таких местах я не бываю.

  • Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постои i Г’

  • Какие это буквы, будьте добры?

  • Первая Ч, а вторая Н.

  • Нет, и туда я не пойду.

  • А где же вы можете поработать?

  • Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука*.

  • Какая это буква? (Мягкий знак.)

    1. Подведение итогов урока

  • Какое задание вам было интересно выполнять?

  • Чему научились?

МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области

Тексты с заведомыми ошибками  с дополнительным грамматическим заданием

(на основе диктантов)

                                ПНШ 4кл.

                                                 (русский язык 4 класс)

УМК «Перспективная начальная школа)    

Пясецкая Татьяна Александровна

учитель начальных классов

г. Димитровград

2013г.

Пояснительная записка.

Тексты с заведомыми ошибками  с дополнительным грамматическим заданием (на основе диктантов)   предназначены для учеников 4 классов.

Работу над ошибками и грамматическое задание ученики выполняют в рабочих тетрадях. Материал используется после изучения темы «Спряжение глагола». Задача детей: 1)найти ошибки в тексте, исправить, грамотно прокоментировать орфограмму, в которой допущена ошибка, 2) выполнить граматические задания к текстам.

Цели:

  • обучать грамотному оформлению работы над ошибками, определять число, склонение, падеж имен существительных; число, лицо, спряжение глаголов; выполнять разбор предложения по частям речи и членам предложения, делать схему предложения;
  • развивать орфографическую зоркость, усидчивость, зрительное внимание, устойчивость внимания при выполнении упражнений;
  • воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Проверочные  работы по русскому языку

№1

Беловежская пуща

    На дисятки киламетров тянитца пущя. Густые леса сменяются полями балотами лугами. В пуще встретеш различные виды* звирей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.

    В пуще много видов деревев. Идёш солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сасновой и еловой хвоей*. Вдрук среди мрачных елей  милькает белая берёска. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.

   В рощи* растут старые дубы. Есть гиганские сосны и ели и берёзы и клёны. Ходешь среди них и любуешься этими велеканами. Серце наполняится гордостью  за  родную природу*.

                                                                                                          ( По Н. Деленковскому)

1)   Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».

2)   Грамматическое задание:

*- определи число, падеж, склонение.

3)  Во втором предложениии определи части речи и члены предложения.

№2

Краски осени

      Харашо паработала осень, разукрасила всё вокрук. Под каждым деревом лежат и жёлтые и багровые и бурые листя. Солнце негреет  но светит очень ярко. В его лучах разнацветными  алмазами блистят** дождевые капли. Какая красота?

Понебу медлено плывут** белые облока. Воздух свеж и прозрачен. На краю леса в золотом убори стоят** клёны. Издалека виден куст дикой смородины. Он оделся не в жолтый, а в красный нарят. С удовольствием смотреш**  на краски ранней осени! 

                                                                                                        ( По Г. Гуляевой)

1)   Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».

2)   Грамматическое задание:

**- определи число, лицо, спряжение.

3)  В шестом предложениии определи части речи.

№3

На рыбалке

  Сонце уже садилось. Мы с дядий*  тронулись в путь. Дарога к реке*  шла через рошь*. Всё в пути*  меня занимаит. Вот пробегаит  мыш. Где – то слышется**  плачь  птици*.  Так паёт сыч.

   Вечир. Близица**  ночь. Кругом стоит**  полная тиш. Только неунимаится дергач  а камыш ведёт тихую биседу с рекой.

   Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на лески огромный лещ. Про мелоч*  и гаварить**  не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы* уходим**  в шалаш* и там праводим остаток ночи.

                                                                                                               ( По С. Сладкову)

 1)   Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».

2)   Грамматическое задание:

*- определи падеж;                       **- определи спряжение.

  Исходные тексты

Беловежская пуща

    На десятки километров тянется пуща. Густые леса сменяются полями, болотами, лугами. В пуще встретишь различные виды зверей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.

    В пуще много видов деревьев. Идёшь солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сосновой и еловой хвоей. Вдруг среди мрачных елей  мелькает белая берёзка. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.

   В роще растут старые дубы. Есть гигантские сосновые ели, берёзы и клёны. Ходишь среди них и любуешься этими великанами. Сердце наполняется гордостью  за  родную природу.

                                                                              ( По Н. Деленковскому)

Краски осени

      Хорошо поработала осень, разукрасила всё вокруг. Под каждым деревом лежат жёлтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на  траве. Какая красота в лесу!

     Небо чистое и очень синее. По небу медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.

    На краю леса в золотом уборе стоят берёзы и клёны. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в жёлтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!

                                                                              ( По Г. Гуляевой)

На рыбалке

  Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Всё в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где – то слышится плач птицы. Так поёт сыч.

   Вечер. Близится  ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведёт тихую беседу с рекой.

   Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи.

                                                                                           ( По С. Сладкову)

  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Программа Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 

Проверочные  работы по русскому языку (диктанты)(4 класс ОС «Школа 2100»)Работа Горшенина Ирина Анатольевна учитель начальных классов

МОУ – средняя общеобразовательная школа

с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области

М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В.Малаховская. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

Класс: 4 «А»

Предмет: русский язык

Учебник, авторы: УМК «Школа России», русский язык 4 класс 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: «Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме «Падежные окончания прилагательных»»

Тип урока: закрепление

Цель урока: создание условий для развития умения анализировать и исправлять допущенные ошибки, учить распознавать орфограммы, объяснять написание слов, обобщение знаний о правописании падежных окончаний имен прилагательных

Задачи урока

Дидактические: повторить падежные вопросы и окончания имени прилагательных, совершенствование навыков написания падежных окончаний имени прилагательных

Развивающие: развивать устную и письменную речь, логическое мышление, умение классифицировать, анализировать и обобщать

Воспитательные: воспитывать усидчивость и любовь к русскому языку, умение планировать свою работу

Ресурсы: классная доска, лист самооценки, рабочая тетрадь, учебник

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф— фронтальная, И— индивидуальная, П— парная,

Г— групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П— познавательные, Р— регулятивные, К— коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

Определить уровень готовности обучающихся к уроку.

Словесный метод: беседа.

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя

Ф

1

Учащиеся готовы к восприятию нового.

РУУД: умение слушать учителя, управлять своим поведением.

Создать благоприятный настрой.

Мотивация учебной деятельности

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности.

Словесный метод: беседа.

Читает фразу французского философа Ж.Ж. Руссо и задает наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы.

Ф

2

КУУД: умение слушать и вступать в диалог.

Мотивация к учебной деятельности.

Словарный диктант

Создать условия для закрепления навыков письма.

Практический метод: выполнение задания.

Вызывает детей к доске, остальные пишут в тетрадях словарный диктант.

Выполняют задание.

И

5

ПУУД: ориентируются в своей системе знаний. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

Проявляют интерес к предмету.

Актуализация знаний

Организовать проверку ранее полученных знаний, которая будет способствовать усвоению новой темы урока.

Словесный метод: беседа, объяснение.

Задает вопросы на тему: «Имя прилагательное, род, падеж, число и т.д.»,

Повторяют правила.

Отвечают на вопросы, повторяют правила.

Ф

Учебник.

5

Включать обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне.

КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Целеполагание

Формировать представления о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся.

Словесный метод: беседа.

Подводит обучающихся к цели урока с помощью вопросов.

Выдвигают предположения, анализируют, ставят цели.

Ф

1

Применение понятий в контексте заданных вопросов.

РУУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Работа над орфографическими ошибками

Закрепление детьми знаний о падежном окончании имен прилогательных

Словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение.

Дает задание на определение падежных окончаний имени прилагательного.

Выполняют задания.

Ф

И

Классная доска.

10

Применение понятий в контексте заданных вопросов.

РУУД: умение регулировать свои знания.

КУУД: умеют формулировать ответы на вопросы.

Осознание своих возможностей.

Динамическая пауза

Помочь детям снять напряжение, восстановить умственную работоспособность.

Практический: выполнение заданий.

Предлагает выполнить физминутку.

Выполняют физминутку.

Ф

2

РУУД: умение регулировать свои действия.

Умение регулировать свои действия.

Работа над пунктуационными ошибками

Закрепить знания о падежных окончаниях имен прилагательных, о разборе предложений по составу и синтаксически, о морфологическом разборе прилагательном

Практический: выполнение заданий.

Дает задание на разбор предложений по составу и синтаксически. Дает задание на морфологический разбор прилагательного.

Выполняют задания.

И

Ф

Классная доска.

10

Применение понятий в контексте заданных заданий.

КУУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 ПУУДизвлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника.

Осознавать успешность или неспешность своей деятельности.

Итоги урока

Подвести детей к выводу урока и проверить их полученные знания.

Словесный метод: беседа.

Задает вопросы по всему уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

2

РУУД: осуществляют итоговый контроль.

Рефлексия

Создать условия для положительной самооценки.

Практический: выполнение заданий.

Проводит рефлексию у обучающихся.

Отвечают на вопросы в листе самооценки.

И

Лист самооценки.

2

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя

Осознавать успешность своей деятельности.

Конспект урока

Этап урока

Прямая речь учителя

Прямая речь учащихся

Организационный момент

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Влада Олеговна и я проведу у вас урок русского языка.

— Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, сядьте поудобнее и давайте начнем урок.

-Я очень рада видеть ваши улыбки. Пусть хорошее настроение останется у нас до конца урока.

— Я вам желаю плодотворной работы на урок.

— Здравствуйте.

Мотивация к учебной деятельности

— Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: «Вы — талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь тому, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и полезное, а также поставим перед собой цель и задачи, которые достигнем.

— А для этого, что нужно сделать?

— Нужно внимательно слушать учителя, не разговаривать и не отвлекаться.

Словарный диктант

— А сейчас откройте пожалуйста свои тетради. Запишите «число, классная работа».

— Следим за своей осанкой. Спинку держим ровно, голова чуть наклонена.

— Сейчас проведем небольшой словарный диктант.

— Я диктую слова, а вы записываете: автомобиль, семена, электричество, сейчас, правительство, аппетит, космос, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка, салют, богатство, ботинки.

— Проверим.

Записывают и проверят словарные слова

Актуализация знаний

— Какие части речи вы знаете?

— Что вы знаете о прилагательном?

— Повторим правила на странице 11-12, 14-16, 29, 38-39.

— С какой темой вы знакомились на прошлых урока?

— Существительные, прилагательные, глагол, местоимения, наречия, числительные.

— Отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?». Обозначает признак предмета. Могут употребляться в полной и краткой форме, могут быть единственного и множественного числа. Изменяются по родам, падежам.

Повторяют правила

— Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Целеполагание

— Как вы думаете, какая будет тема урока?

— Какую же цель мы с вами поставим на сегодняшнем уроке?

— Верно.

— Работа над ошибками.

— Проанализировать и исправить допущенные ошибки.

Работа над орфографическими ошибками

— Выпиши  имена прилагательные. Объясни свой выбор.

— Стеной,  стальной, дедушкой, белой, красной, краской, мамой, ласковой, тёплой, родной, степной.

— Определите грамматические признаки имён прилагательных.

— Сделай вывод: род, число и падеж имени прилагательного  зависят от……. .

— Большой ком —   …ч., ….род,……п.

— Большой семьёй-  —  …ч., ….род,……п.

— Большой кошке-   —   …ч., ….род,……п.

— Из большой чашки—   …ч., ….род,……п.

— Сравни окончания имён прилагательных . Объясни правописание окончаний имён прилагательных.

— летние (дни) — летнее (платье)

— дни (какие?) летние — платье (какое?) летнее

— поздним (вечером) — о позднем визите

— вечером (каким?) поздним – о визите (каком?) позднем

— Запиши  словосочетания. Выдели окончания. Определи  число, род и падеж  у  имени прилагательного.

— Син.. (…) небо, син.. (…) цветы,  весенн..  (…)  солнце, весенн.. (…) дни, осенн.. (…)    листья,   осенн..  (…) ненастье, горяч..  (…)   молоко,  горяч.. (…)  пирожки,  верхн..  (…)   место,   верхн.. (…) ветки,  старш.. (…)   братья,   старш.. (…) поколение.

— Под передн.. (…) стулом, в передн.. (…)  углу, за соседн.. (…) домом, о соседн.. (…) магазине, лучш… (…) ученикам, о лучш.. (…)  друге, в дальн.. (…) походе, с дальн.. (…) родственником, ранн.. (…) утром, в ранн.. (…) детстве, вечерн.. (…) поездом, на вечерн.. (…) сеансе.

Выполняют упражнения

Динамическая пауза

— Кто хочет провести физ. минутку?

— Выходи к доске и показывай упражнения.

— Встаньте и выйдете из-за парт и повторяйте за одноклассником.

Выполняют упражнения

Работа над пунктуационными ошибками

— Спиши предложения. У прилагательных определи число, род, падеж. Также разберем предложения по составу и проведем синтаксический разбор.

— Зимн.. солнце светит, но не греет. Но мы всё равно любим эти зимн..  дни. 

— На первом этаже школы учатся   млад…  школьники.   Младш.. поколение учеников  гордится своей школой. 

— В театре нашему классу достались  задн.. ряды. Вася сел на самое задн.. место.

— Вечером полезно прогуливаться на свеж.. воздухе. В воздухе запахло свеж.. хлебом. Коля пришёл в новогодн.. костюме, а ушёл  с  новогодн..  подарком.

— Сделаем морфологический разбор прилагательных.

-9. Спиши предложения, вставив прилагательное. Укажи его признаки.

— ……….(…………)   чай нужно пить осторожно. У больного были    ………(……)   щёки. Варежки быстро высохли на ……….. (……)   батарее. Коля не любил ………. (……)   молоко.

Слова для справок:  горячей, горячий, горячее, горячие.

Выполняют задания

Итоги урока

— Какая тема была сегодня на уроке?

— Какую цель мы ставили в начале урока?

— Как вы думаете, достигли ли мы ее?

— Работа над ошибками.

— Проанализировать и исправить допущенные ошибки.

— Да.

Рефлексия

— У каждого на парте ест лист самооценки. Обведите вариант, который больше всего подходит вам:

1) На уроке мне было все понятно и не было трудностей

2) На уроке мне было все понятно, но были трудности в понимании нового материала

3) На уроке мне многое было не понятно, и были трудности в понимании нового материала

— Спасибо за работу, урок окончен.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

— Спасибо. До свидания.

  • Трудолюбимый надсмехаться вид грамматической ошибки
  • Трус своей лени боится исправить ошибки
  • Трудоемкий труд лексическая ошибка
  • Трус кормит а лень портит исправить ошибки
  • Трудовой договор ошибки при составлении трудовая инспекция