У базарова нет сообщников он трагически одинок лексическая ошибка

Русский язык для студентов-нефилологов — М. Ю. Федосюк 2012

Нормы современного русского литературного языка
Лексические нормы. Точность и богатство речи

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, — это: 1) правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

① Объясните, чем различаются значения следующих слов.

Приведите примеры их употребления.

Дом — изба — землянка — хата — сакля; варежки — перчатки — рукавицы; пальто — шуба — тулуп; сад — роща; роща — бор; лозунг — девиз; тезис — лозунг; дефект — изъян; трофей — приз; устроить — учинить; собрание — сборище.

② В значении слов отражаются различные явления действительности. Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. В парке было заложено тридцать два дерева. 3. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 4. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 5. Передавали «Седьмую симфонию». Тысячи ленинградцев собрались у микрофонов. 6. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 7. В зале в основном были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 8. На очередном заседании Клуба книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ». 9. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 10. Сделавшись революционеркой, Ниловна стала привлекательной для сыщиков.

③ Сопоставьте словарные статьи к словам золото, пустыня и студент в энциклопедическом и толковом словаре.

Пользуясь одним из последних изданий «Словаря русского языка» С. И. Ожегова или «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, проанализируйте структуру словарной статьи в толковом словаре. Какую информацию о слове можно найти в толковом словаре?

④ По образцу словарной статьи «Словаря русского языка» С. И. Ожегова составьте собственные толкования лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу речь и получивших в ней широкое распространение.

Беспредел, дефолт, крутой, маргинал, плейер, скотч, спонсор, тусоваться, электорат.

⑤ Найдите в приведенных ниже предложениях слова или словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместо соответствующей замыслу автора положительной. Исправьте эти предложения.

1. У Базарова нет сообщников — он трагически одинок. 2. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 3. Космические корабли — новое чудище человеческого разума. 4. Л. Н. Толстой противопоставляет Болконским семью Ростовых. Это была дружная семейка, в которой царила любовь и искренность. 5. Татьяна воспитывалась в сельской глуши, и ее выходки просты и естественны. Только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 6. Задумав «Грозу» как комедию, Островский в ходе работы над пьесой прозвал ее уже драмой. 7. Метелица быстро пролез в душу маленького пастушонка. 8. Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город.

⑥ Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Ответьте на приведенные ниже вопросы.

Синонимы — это слова которые звучат и пишутся по-разному а по смыслу совпадают или очень близки само это слово происходит от греч. synonymos что значит «соименность» или «одноименность». Примеры синонимов миг — момент, бранить — ругать, огромный — громадный. Синонимичными могут быть не только пары слов но и целые ряды, например, метель метелица вьюга пурга буран; кратко коротко сжато лаконично вкратце и т. п.

Особенно многочисленны ряды таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, глагол обмануть имеет больше десятка синонимов и большая их часть яркие эмоционально окрашенные слова и обороты.

Синонимы это богатство языка. Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета свойства или действия человек как бы расцвечивает свою речь делает ее более выразительной гибкой. (По Л. П. Крысину)

сино́ним

синоними́ческий

1. Что называется синонимическим рядом?

2. Чем различаются приведенные в тексте слова, объединенные в ряды?

3. Подберите синонимы к глаголу обмануть.

4. Какую роль играют синонимы в речи?

⑦ Составьте синонимические ряды к словам восстание, лентяй, прогулка, реакционер. Определите, чем различаются члены этих рядов. Проверьте результаты работы по«Словарю синонимов русского языка».

⑧ Включите следующие слова в состав синонимического ряда. Определите, в каких коммуникативных условиях они могут употребляться.

Воззрения, восторжествовать, глазеть, грядущий, загвоздка, интеллектуал, лопать.

⑨ В киносценарии А. Володина «Осенний марафон» есть эпизод занятий со студентами — будущими переводчиками. Что называют студенты, выполняя задание Бузыкина, — родственные слова или синонимы? Выполните это задание и укажите слова и выражения, которые могут быть использованы в данных контекстах. Заполните при этом «пустые места» текста, предложив свои варианты.

Бузыкин проводил занятия. Хмуро смотрел в листок студенческой работы. Прочитал вслух:

« — Ну что ты на меня так смотришь, дружище? Думаешь, мне легко, парень? — малодушно сказал он Смиту и потом бегал от него и убегал…» Извините, Лифанов, но это подстрочник, а не перевод.

Лифанов (обиделся). Почему это подстрочник? Бузыкин. Вот, скажем, у вас тут написано убегал. И рядом — бегал. Неужели так трудно поискать что-нибудь еще? Прошу вас (обратился он к студентам), припомните родственные слова.

Студенты стали припоминать:

— …

— …

— Драпать.

Бузыкин. Драпать. Допустим. Как именно драпать? Лифанов!

Лифанов. Ну … быстро. Не знаю.

Бузыкин. Кто больше?

— Во весь мах.

— …

Бузыкин. Еще?

— …

⑩ Определите различия в значении следующих синонимов. При выполнении задания используйте «Словарь синонимов русского языка».

Восстановление — реставрация, агитация — пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать, сотрудничество — взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, преподаватель — учитель, реформа — изменение.

⑪ Замечательный русский переводчик Н. М. Любимов в течение многих лет собирал синонимы, различные определения одного и того же существительного, речевые средства, характеризующие лес, поле, снег и т. п. Его книга «Лингвистические мемуары» была призвана противостоять оскудению русской речи. Вот фрагмент из нее.

Дождь

Дождичек, дождик, перепадают дожди; полоса дождей; дождь мелкий, косой, редкий, частый, спорый, крупный, сильный, обложной, обломный, проливной, ливень, проливень.

Дождь собирается, накрапывает, моросит (моросило), сеет, сеется …, брызжет, побрызгал, припустил, разошелся, зарядил, полил, дождит, льет, поливает, льет ливмя, как из ведра, хлынул, хлещет, лужит, стучит, барабанит (в окна, по крыше), шумит. От дождя заплаканные, слезящиеся окна. «Дождь редел» (Бунин. «Грамматика любви»), стихал, утих, отшумел, прошел, перестал.1

1. Объясните, в каких ситуациях употребляются различные названия дождя и его определения, собранные Н. М. Любимовым.

2. Попробуйте построить по тому же плану словарную статью снег.

Точность словоупотребления связана не только с верным выбором нужного слова из синонимического ряда, но и с умением различать паронимы. Паронимы (от греч. para — «околб» и опута — «имя») — это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение. Сравним, например, слова ритмичный и ритмический. Они имеют общий корень, близки по звуковому составу, но различаются по значению: ритмичный — чувствующий ритм или обладающий ритмом, ритмический — основанный на ритме.

⑫ Объясните различия в значении следующих паронимов. В случае затруднения обратитесь к «Словарю паронимов современного русского языка» (М., 1994).

Абонемент — абонент, восприятие — восприимчивость, дельный — деловой — деловитый, демонстративный — демонстрационный, единичный — единственный — единый, конструктивный — конструкторский, лирический — лиричный, логический — логичный, обосновать — основать, факт — фактор, эффективный — эффектный.

паро́ним

пароними́ческий

⑬ Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Исправьте эти ошибки.

1. Исследования почвы облегчают установление недостаточности питательных веществ. 2. В полку царило воинствующее настроение. 3. Доказанная опытом, гипотетичность становится научной теорией. 4. Когда вокруг тебя пустыня, когда еще далек привал, в тебе рождается гордыня: вот, дескать, где я побывал (В. Берестов). 5. Народ терпел двойственный гнет. 6. Наташа одела спецовку электросварщика. 7. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. 8. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 9. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 10. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. 11. Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются.

Точность речи определяется не только верным выбором слова из ряда ему подобных, но и лаконизмом1 — употреблением только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для называния явлений действительности, попавших в поле зрения говорящего, и отказом от лишних единиц и повторов. Избыточность выражения, или плеоназм,разрушает коммуникативную точность речи и представляет собой одно из нарушений лексических норм.

1 Слово лаконизм (греч. lakonismos) произошло от названия одной из областей Древней Греции — Лаконии, жители которой славились немногословием,

лакони́зм

плеона́зм

⑭ Найдите избыточные словосочетания. Объясните, в чем причина их избыточности.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, ввести новое понятие, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

⑮ Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины речевых ошибок.

1. Он записал песни коренных аборигенов Севера. 2. Уровень несчастных случаев на шахтах увеличивается. 3. В школах Москвы родилась новая традиция. 4. Мы вышли к лесистому озеру. 5. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. 6. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. 7. Нервы охотников напряжены. Палец на мушке. 8. Нашей спортсменке выпало бежать в первой паре с Марсиа Персокс. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 9. В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации. 10. В субботу бутик2 «Ягуар» учинит показ мод.

2 Бутик — современный модный магазин, предлагающий особо элегантную и дорогую одежду, обувь, парфюмерию.

⑯ Перечислите основные типы речевых ошибок, вызванных нарушением лексических норм. Продолжите следующий ряд:

— неверное понимание значения слова;

⑰ Прочитайте газетную заметку «Россия возвращается в Россию». Дайте оценку точности и верности словоупотребления в ней. Обоснуйте свой ответ.

На Таганке, через улицу от знаменитого театра, невольно унаследовавшего название не менее знаменитой тюрьмы, открылся в прошлый четверг Дом русского зарубежья с библиотекой и архивом.

На тесном и узком торжестве Никита Струве напомнил слова Ремизова: «Достоевский — это Россия, без Достоевского нет России». Точно так же нет, вернее, не должно быть России без многострадальной русской эмиграции, без творческого освоения ее великого духовного наследия. И уже сегодня, сообщил Никита Алексеевич, дети и внуки наших первых эмигрантов готовы передать в свой московский Дом драгоценные крупицы этого наследия: книги, рукописи, реликвии.

Отметив высокий умственный и культурный вклад русской эмиграции в основном между двумя войнами, Александр Солженицын горячо ратовал за неотложное собирание мемуаров…

Теперь Всероссийская мемуарная библиотека будет развернута на Таганке, в Доме русского зарубежья. Здесь она будет пополняться, обрабатываться, изучаться…

⑱ Перепишите следующий текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

При нормативной оценк.. избыточных сочетаний следует иметь (в) виду, что многие из них служат ст..листическим целям, являются одним из способов усиления признака, цел..направле..ой характеристик., предмета высказывания. (Не) случайно (по) этому соединение синонимов и некоторые тавтологические соч..тания имеют общую психологическую основу — концентрацию внимания на важном представлении путем повт..рения одних и тех (же) или родстве..ых сигналов. «Мы, — зам..чал еще выдающийся рус..кий уче..ый А. А. Потебня, — что (бы) выр..зить лучше нашу мысль, нагр..м..ждаем слова, которые знач..т пр..бли- зительно одно и то (же)». В устном народном творчестве, в кла..ической и совреме.ой литератур., встречается много соч..танин слов, которые в той или иной степени повт..ряют (усиливают) основной признак выр..жаемого понятия. Но ведь (н..) кто (не) станет браковать такие, (на) пример, (широко) употребительные выр..жения, как ист..ная правда, всякая веян..на, слыхом не слыхивать, криком кричать, (во) круг да около и т. д.

(По К. С. Горбачевичу)

тавтоло́гия

тавтологи́ческий

Приведите примеры повторов, усиливающих или уточняющих выражаемую мысль, в текстах художественных произведений. Пользуясь словарями, объясните значение и происхождение слова тавтология.

⑲ Прочитайте фрагмент из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Какие черты характеризуют речь Эллочки-людоедки?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка.

1. Хамите.

2. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например, «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

10. Кр-р-расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например, Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение, удовлетворенность.)

Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов.

Как вы понимаете, что такое «богатство речи»? Каким требованиям должна соответствовать эта характеристика?

⑳ Прочитайте определения к слову улыбка, которые встречаются в произведениях русских писателей.

Кривая, натянутая, грустная, слабая, мягкая (Чехов); болезненная, странная, игривая, плутоватая, насмешливая, слащавая, хитрая (Достоевский); печальная, задумчивая, застенчивая, грустная, горькая, принужденная, напряженная (Тургенев); широкая, загадочная (Гончаров); радостная, счастливая, восторженная, приветливая, насильственная, насильная, жалостливая (Л. Н. Толстой); медленная (А. Я. Толстой); длительная, странно-длительная (Брюсов).

Подберите как можно больше определений к словам: а) голос; б) смех; в) взгляд.

21). Прочитайте фрагмент введения к «Русскому словарю языкового расширения» А. И. Солженицына.

Лучший способ обогащения языка — это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. Так и французы в начале XIX века (Ш. Нодье и др.) пришли к этому верному способу: восстанавливать старофранцузские слова, уже утерянные в XVIII веке. Но нельзя упустить … и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего и пытаться избегать таких слов, как компьютер, лазер, ксерокс, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как уик-энд, брифинг, истеблишмент …, имидж, — то надо вообще с родным языком распрощаться.

Согласны ли вы с предложениями писателя? Как вы оцениваете состояние современной русской речи? Объясните значение иноязычных слов в тексте.

Соблюдение лексических норм предполагает бережное отношение к родному языку и строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи иноязычных слов- заимствований.

(22). Прочитайте приведенные в «Словаре новых иностранных слов» Н. Г. Комлева (М., 1995) заимствования. Укажите, какие из них имеют эквиваленты в русском языке. Назовите иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется вам неоправданным.

(23). Заимствование иноязычных слов обычно вызывается потребностью в наименовании новой вещи или нового явления (магнитофон, компьютер), необходимостью разграничить содержательно близкие, но тем не менее различающиеся понятия (страх — паника), стремлением заменить сочетание слов одной единицей (ср. сейф — несгораемый шкаф, снайпер — меткий стрелок). Какими причинами вызвано заимствование приведенных ниже слов? Оправдано ли, с вашей точки зрения, их употребление в современной речи?

Гран-при (высшая награда на фестивале, конкурсе), грант (денежное пособие, выдаваемое специальными фондами и предназначенное для материального обеспечения научных исследований), йети (снежный человек), киллер (наемный убийца), ноу- хау (новые передовые технологии производства), саммит (встреча на высшем уровне), эксклюзивный (исключительный), электорат (совокупность избирателей).

(24). Определите различия в значении слов.

1. Грант, дотация, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция.

2. Аннотация, дайджест, конспект, реферат, резюме, тезисы.

3. Импресарио, меценат, спонсор, продюсер.

(25). Иноязычные слова, обозначающие коммуникативно важные понятия, попадают в зону социального внимания, становятся приметой времени. Назовите заимствованные сравнительно недавно слова, которые являются общественно актуальными в настоящее время. Определите их значение, дайте примеры их употребления.

(26). Оцените целесообразность использования иноязычных слов в следующих предложениях.

1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Движущей силой постановки «Маскарада» оказывается ледяной эстетизм, актеры здесь становятся фигурантами, имеющими скорее декоративные задачи. 3. Традиционные рождественские «sales» (распродажи) в салонах довольно редки. 4. Коммерческие отделы и иностранные бутики разукрашены елочными гирляндами и шариками. 5. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 6. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 7. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 8. Многие сейчас испытывают фьюче шок («шок будущего»). 9. Фильм В. Мотыля «И несут меня кони» не был закончен к началу феста (праздника). 10. Любовь и смерть переплетены в музыкально-детективной love-story «Эй, странник». 11. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Практикум по орфографии

Правописание словарных слов

① Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Составьте с этими словами предложения.

Аб..р..ген, ак..л..матизация, аномалия, д..магог, д..л..тант, д..ф.,рамб, д..стр..бьютор, конверсия, индексация, ген..логия, игн…рировать, к..мп..тенция, к..р..фей, л..цензия, н..в..лировать, пер..петии, т..рминал, энтр..ния, экв..валентный.

② Лексическое значение слов может влиять на их написание. Сопоставьте приведенные ниже слова, определите их значение. Составьте с ними предложения.

Ожог — ожег, кампания — компания, масленый — масляный, изморозь — изморось, презирать — призирать, равнять — ровнять, разредить — разрядить.

③ Раньше писали аттака, галлерея, каррикатура, коммиссия, корридор, литтература, раппорт. Как изменилось написание этих слов?

④ Одна или две согласные буквы пишутся в следующих словах? Определите значение этих слов.

Абе..рация, абсцес.., ак..умулятор, ас..оциация, ат..рибут, ат..аше, аф..ект, бестсел..ер, гу..анизм, диску..ия, ин..овация, ком..уникация, кор..ектный, лоб..и, пиц..ерия.

Найдите в предложениях слова и словосочетания, которые выражают отрицательную оценку вместе соответствующейщ замыслу автора положительной. Измените эти
выражения,чтобы восстановить первоначальный смысл. 1.Какие только чудеса не вытворяет современная наука!
2.Космические корабли-новое чудище человеческого разума. 3.Они были дружественны друг с другом до предела. 4.У Базарова нет сообщников-он трагически одинок
5.Татьяна воспитывалась в сельской глуши,и ее выходки просты и естественны.
6.Только в конце романв она приобретает аристократические замашки.
7.Приговорили его к семи годам пожизненного заключения.
8.Ему обьявили выговор,и дикректор поздравил его первым.

1. Укажите, в каком предложении нарушены лексические нормы:

2) У Базарова нет сообщников (ВЕРНО: единомышленников, последователей) – он трагически одинок.

2. Найдите предложение без нарушения лексических норм

2) На мне был теплый клетчатый халат с бархатными отворотами

3. Нормативным ударение должно быть на последнем слоге в слове

4) Приговор

4. Укажите случай, в котором наблюдаются отклонения от орфоэпической нормы современного русского языка:

1) Ольга нАчала (ВЕРНО — началА) выполнять домашнее задание;

5. Найдите просторечие:

1) Полуклиника (искажённое — полИклиника);

6. Укажите форму сущ-ного, соответствующую литературным нормам современного русского языка:

1) Профессора;

4) Редактора. (словарь Аванесова разрешает такую такую форму, словарь Агеенко даёт только редакторЫ)

7. Найдите слово, имеющее окраску высокого стиля:

4) предощущать.

8. Укажите неправильно употребленную форму в выделенных словах:

1) Грохот ружий (ВЕРНО — ружЕй),

9. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено сущ., сказуемое – глаг .

2) Подлежащее выражено сущ, сказуемое – сравнительным оборотом.

3) Подлежащее выражено сущ, сказуемое – составное глагольное.

4) Подлежащее и сказуемое выражены существительным.

10. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если

1) Подлежащее выражено местоимением(в некоторых случаях — да, интонационное выделение, например: Это – начало всех начал. Я – фабрикант, ты – судовладелец)

2) В составе подлежащего есть определение

3) Сказуемое выражено устойчивым оборотом

4) В составе сказуемого есть наречие

11. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) После сказуемого с отрицанием, выраженного существительным есть противопоставление

2) Перед сказуемым, выраженным сущ, есть связанное с ним дополнение в Д.п.

3) Перед сказуемым есть слова это значит

4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

12. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если

1) Подлежащее выражено сущ, сказуемое – числ.

2) Один из главных членов выражен числ.

3) Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – существительным (в некоторых случаях ставится, при интонац. выделении, например: Я – фабрикант, ты – судовладелец)

4) Перед сказуемым есть слова: это, это значит, вот, вот что

13. Тире между подлежащим и сказуемым ставится

1) При обратном порядке слов – сказуемое, выраженное существительным, предшествует подлежащему

2) Если в состав сказуемого входит глагол- связка

3) Если сказуемое выражено кратким прилагательным

4) При выделительной интонации между подлежащим, выраженным личным местоимением и сказуемым, выраженным существительным

14. Отметить неправильные высказывания.

1) Море и небо сливались в синюю бесконечность

2) Бобров маленькими глотками прихлебывал чай

3) Снова пошли затяжные дожди, обрекшие нас на бездействие

4) Не могу согласиться о том (ВЕРНО: с тем), что говорил предыдущий докладчик

15. Отметить неправильные высказывания.

1) Селихов разбогател и прославился беспощадным ростовщичеством. (ВЕРНО: Селихов разбогател с помощью беспощадного ростовщичества и прославился благодаря ему)

2) В современных переводах много языкувых (ВЕРНО: языкОвых) погрешностей.

3) Шульгин не выносил бессмысленных слов.

4) Земля вокруг была истоптана солдатскими сапогами.

16. Отметить неправильные высказывания:

1) Наконец вся компания опомнилась и увидела, что заболталась уже чересчур (ВЕРНО: увидеть болтовню нельзя!) компания опомнилась и ПОНЯЛА

2) Древний камень потом долго подпирал ворота его дома, пока окончательно не развалился.

3) Такого(ОЙ) разностороннего(ИЙ) органа(ОРГАН), как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

4) Мы сами провели предварительные исследования, обратившись к безотказному профессору – Интернету

17. Отметить неправильные высказывания.

1) В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и ихние нравы (ВЕРНО: их нравы).

2) Прогнозы на паводок с каждым днем становятся все более «многообещающими» (ВЕРНО: прогнозы о паводке)

3) С нас проводник не взял ни копейки

4) Помимо рядовых граждан спасателям двух областей пришлось откапывать делегацию министерства транспорта и коммуникаций

18. Отметить неправильные высказывания.

1) Детство провел у деда и бабки по матери

2) Кругом лежат морские звезды, испускающие таинственное сияние

3) Мы, с опущенными и обнаженными головами, последовали за носилками (лишний союз И, это НЕ однородные члены) ВЕРНО: Мы, с опущенными _ обнаженными головами, последовали за носилками

4) Раскольников пришел к своей теории в глубокой (глубокой — лишнее слово, ГЛУБОКОЙ бывает не молодость, а старость) молодости.

19. Отметить неправильные высказывания.

1) Нищие, бродившие по деревне, раньше всех узнали о смерти князя

2) Были приняты все мероприятия (ВЕРНО: приняты МЕРЫ) для повышения грамотности студентов.

3) Месяц, небольшой, белый, ясный, уже высоко стоял над темным садом

4) Низко и плоско рассыпанные (как это? плоско рассыпанные? такого НЕ бывает) на темном берегу огни плыли назад

Инфоурок


Русский язык

Другие методич. материалыПроверочная работа по русскому языку на тему «Виды лексических ошибок» (10 класс)

Скачать материал

Скачать материал

  • Сейчас обучается 60 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 303 758 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Суеверия или народные обычаи

  • Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Тема: Лексика и фразеология
  • 26.10.2018
  • 430
  • 0

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Скачать материал


    • 08.12.2018


      5020
    • DOCX
      20.1 кбайт
    • 40
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Кякова Татьяна Константиновна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Кякова Татьяна Константиновна

    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 676911
    • Всего материалов:

      195

У Базарова нет
сообщников – он трагически одинок.
Татьяна воспитывалась в сельской глуши,
и ее выходки просты и естественны; только
в конце романа она приобретает
аристократические замашки. Закоренелые
москвичи особенно сильно любят свой
город. Какие только чудеса не вытворяет
современная наука! Космические корабли
– новое чудище человеческого разума.

3. Объясните, в
чем заключается причина речевой
избыточности в следующих сочетаниях:
Главная суть, первое боевое крещение,
ландшафт местности, памятный сувенир,
демобилизоваться из армии, впервые
дебютировать, ввести новое понятие,
спросить вопрос, постоянные еженедельные
рубрики, свободная вакансия, обыденная
повседневность, странный парадокс,
биография жизни – моя автобиография,
сегодняшний день, два часа времени,
поселиться жить, пинать ногами, народная
демократия, патриот своей родины,
экспонаты выставки, прейскурант цен,
огромная махина, народный фольклор,
взаимно друг к другу, габаритные размеры,
кавалькада всадников.

4. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью и речевой недостаточностью.

1. Собака укусила
его зубами за руку. 2. Классным руководителям
обеспечить явку своих родителей (из
объявления). 3. Войскам пришлось отступать
назад. 4. Следует отметить следующие
недостатки. 5. Язык героев Шолохова резко
отличается от героев других писателей.
6. В связи с холодом в помещении делаем
только срочные переломы (из объявления
на двери ренгтген-кабинета). 7. Больной
был немедленно госпитализирован в
больницу. 8. Во время сессии трудно
приходится тем студентам, у которых
много пропусков и прогулов, недоработок
и пробелов.

5. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексической
сочетаемости:
1. Работы Лейбница
сыграли значительное влияние на развитие
математической логики. 2. Ставится упор
на более глубокое изучение математики.
3. Хотя наши фигуристы одержали поражение,
зрители приветствуют их стоя. 4. Вы должны
туда собственноручно сходить. 5. Особенно
важную роль призван выполнить новый
Закон об образовании.

6. Объясните
различия в значениях паронимов
(используйте словари паронимов и толковые
словари). С каждым из слов составьте
словосочетание.
Абонент – абонемент,
адресат – адресант, больной – болезненный,
дельный – деловой – деловитый, единичный
– единый – единственный, жилой –
жилищный, здравица – здравница, понятность
– понятливость, невежа – невежда, одеть
– надеть, представить – предоставить,
существо – сущность, статус – статут,
факт – фактор, эффективный – эффектный.

7. Раскройте скобки, выбрав подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справкой обращайтесь к словарям.

1. Огюстен Коши
доказал многие (фундаментные /
фундаментальные) теоремы анализа. 2.
Система единиц измерения должна быть
удобной для (практичных / практических)
целей. 3. Измерение любой физической
величины сводится к (экспериментаторскому
/ экспериментальному) определению
отношения данной величины к другой,
принятой за единицу. 4. Длительность
промежутков времени и расстояния –
величины (разного / различного) рода. 5.
Доказанная опытом, (гипотетичность /
гипотеза) становится научной теорией.
6. Математический анализ возник в XVII
веке, но полное его (основание / обоснование)
было дано лишь в конце XIX
века. 7. Предстояло еще дать (логические
/ логичные) основы нового исчисления.
8. В результате (длинной / длительной)
работы удалось создать Международную
систему (СИ). 9. В создании Международной
системы принимали участие многие
(метеорологические / метрологические)
организации многих стран. 10. (Систематичное
/ систематическое) учение о производных
развито Лейбницем и Ньютоном.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Тяжкое криминальное преступление ошибка
  • Тяжелый сизифов труд ошибка это
  • Тяжелый поступок лексическая ошибка
  • Тяжелый куль морфологическая ошибка
  • Тяжелые последствия экономических реформ 1992 1993 гг объясняются ошибками реформаторов