-
У меня есть предположение то, что рыбаков задержал шторм
-
В газете «Аргументах и фактах» была опубликована метеосводка на предстоящую неделю
-
Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске
-
Это было увлекательное им путешествие
-
В референдуме принимали участие представители разных стран: Англия, Франция, Германия, Америка.
-
Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его пересдать
-
Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.
-
Все очень ждут и переживают за рыбаков
-
У девочек устремленный взгляд в море
-
Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном положении, нельзя копировать
-
Выйдя со школы, мы отправились в парк
-
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи
-
Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана
-
Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!
-
Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными
-
Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что сделано своими руками
-
Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и покрашенная
-
Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и которые заботятся об одноклассниках
-
По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все выпускники поступили в высшие учебные заведения
-
Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей Украине
-
Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением.
-
Ошибочное (неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с тем членом предложения (главным словом)
-
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
Неправильное употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
-
Неправильное употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания
-
Неправильный выбор предлога
-
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
-
Неправильное употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
Нарушение способа выражения сказуемого
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного союза
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: неправильное положение компонентов двойного союза
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения
-
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
-
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
-
Неправильное построение предложения с косвенной речью
-
Нарушение в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов
-
Нарушение в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова
-
Нарушение в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от определяемого слова в главном
-
У меня есть предположение то, что рыбаков задержал шторм
-
В газете «Аргументах и фактах» была опубликована метеосводка на предстоящую неделю
-
Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске
-
Это было увлекательное им путешествие
-
В референдуме принимали участие представители разных стран: Англия, Франция, Германия, Америка.
-
Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его пересдать
-
Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.
-
Все очень ждут и переживают за рыбаков
-
У девочек устремленный взгляд в море
-
Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном положении, нельзя копировать
-
Выйдя со школы, мы отправились в парк
-
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи
-
Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана
-
Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!
-
Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными
-
Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что сделано своими руками
-
Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и покрашенная
-
Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и которые заботятся об одноклассниках
-
По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все выпускники поступили в высшие учебные заведения
-
Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей Украине
-
Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением.
-
Ошибочное (неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с тем членом предложения (главным словом)
-
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
-
Неправильное употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
-
Неправильное употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания
-
Неправильный выбор предлога
-
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
-
Неправильное употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-
Нарушение способа выражения сказуемого
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного союза
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: неправильное положение компонентов двойного союза
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова
-
Ошибка в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения
-
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
-
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
-
Неправильное построение предложения с косвенной речью
-
Нарушение в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов
-
Нарушение в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова
-
Нарушение в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от определяемого слова в главном
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»
Ошибки в сложноподчиненных предложениях
- Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
- Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
- Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
- Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
- Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
- Неправильное использование союзов и союзных слов:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
- Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
- Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».
Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»
Тест на тему Сложное предложение. Обобщение
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(виды
нарушений)
1.
Нарушение
согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого,
выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым
числительным, местоимением.
2.
Ошибочное
(неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным,
причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с
тем членом предложения (главным словом)
3.
Нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением
4.
Неправильное
употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
5.
Неправильное
употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания
6.
Неправильный
выбор предлога
7.
Неправильное
употребление падежной формы существительного с предлогом
8.
Неправильное
употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах,
требующих разного падежа или предлога
9.
Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
10.
Нарушение
способа выражения сказуемого
11.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного
союза
12.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: неправильное положение
компонентов двойного союза
13.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов
однородного ряда и обобщающего слова
14.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве
однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения
15.
Неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом
16.
Неправильное
построение предложения с причастным оборотом
17.
Неправильное
построение предложения с косвенной речью
18.
Нарушение
в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов
19.
Нарушение
в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова
20.
Нарушение
в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от
определяемого слова в главном
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(практика)
1 вариант
Задание:
классифицируйте ошибки
1.
У меня есть предположение то, что рыбаков задержал
шторм
2.
В газете «Аргументах и фактах» была опубликована
метеосводка на предстоящую неделю
3.
Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске
4.
Это было увлекательное им путешествие
5.
В референдуме принимали участие представители разных
стран: Англия, Франция, Германия, Америка.
6.
Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его
пересдать
7.
Ты не забудешь о дне рождения никогда, который
порадовал тебя такими необычными подарками.
8.
Все очень ждут и переживают за рыбаков
9.
У девочек устремленный взгляд в море
10.
Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном
положении, нельзя копировать
11.
Выйдя со школы, мы отправились в парк
12.
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи
13.
Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана
14.
Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!
15.
Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными
16.
Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что
сделано своими руками
17.
Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и
покрашенная
18.
Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и
которые заботятся об одноклассниках
19.
По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все
выпускники поступили в высшие учебные заведения
20.
Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей
Украине
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(практика)
2 вариант
Задание: классифицируйте
ошибки
1.
Они были соперниками в игре в футбол
2.
Нужно поздравить учеников, закончивших школу с
отличием и которые получили аттестат особого образца
3.
Сегодня мы побывали не только в театре, но даже в
музее
4.
Одним из традиционных видов прикладного искусства
является резьба по дереву, существующая с древности
5.
Эта страна стала для меня родиной, в которой я
проводил много времени
6.
Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех
7.
Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит
секцией по баскетболу
8.
Городничий сказал собравшимся чиновникам, что я
пригласил вас, чтобы сообщить пренеприятное известие…
9.
Им овладела жажда к славе
10.
Сало не только любят в Украине, но и в России
11.
Зал нравится мне, что он уютный, большой и чистый
12.
Те, кто пришёл на экзамен, сдал его прекрасно
13.
Мы готовим уроки по разным предметам: русский язык,
математика, химия и другие
14.
Лежащая книга на столе прочитана от корки до корки
15.
В кинофильме «Войне и мире» Сергей Бондарчук прекрасно
сыграл Пьера Безухова
16.
Учитель сказал нам то, что мы должны прийти на
консультацию после уроков
17.
Укажите типичные ему признаки
18.
Эта передача интересна и познавательная
19.
Подъезжая к селу, начался сильный ветер
20.
По приезду в Иркутск мы отправились в институт, где и
занимались согласно расписания
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(ответы)
1 вариант
18/3/11/
5/13/1/ 20/8/16/ 2/6/19/ 15/4/9/ 17/10/14/ 7/12
2 вариант
6/14/11
2/20/1/ 8/17/4 12/19/9 13/16/3 18/5/10 15/7
Предложения,
состоящие из двух или нескольких частей,
каждая из которых имеет собственную
грамматическую основу (подлежащее и
сказуемое или один из главных членов),
называют сложными. Части могут соединяться
с помощью союзов или только с помощью
интонации. В письменном тексте части
сложного предложения обычно разделяются
запятой или другими знаками препинания.
Ошибки в
сложносочиненных предложениях.
1.Нарушение
логико-грамматической связи между
частями сложносочиненного предложения:
«Мой отец долго не забывал эту историю,
но он умер».
2.Использование
местоимения во второй части сложносочиненного
предложения, приводящее к двусмысленности:
«Пусть надежды сбудутся, и они
вернутся».
Ошибки в
использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных
— для связи частей сложносочиненного
предложения при отсутствии между ними
противительных отношений: «Вчера был
шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных
— для соединения частей сложносочиненного
предложения при отсутствии между ними
противительных отношений: «У нас во
дворе растет береза, но на ней тоже
набухают почки»;
в) двойных и
повторяющихся: «Не то птица села на
воду, или обломки разбитой лодки плывут
по морю»;
г) неоправданный
повтор союзов: «И вдруг девочки увидели
маленькую черную точку, и у них появилась
надежда»;
д) неудачный выбор
союзов: «Митраше было десять лет с
хвостиком, но сестра была старше».
Ошибки в
сложноподчиненных предложениях
1.Несоответствие
вида придаточного предложения значению
главного: «Но они все же дождутся
своего отца, так как рыбаков обязательно
должны ждать на берегу».
2. Использование
сочинения и подчинения для связи частей
в сложноподчиненном предложении: «Если
человек не занимается спортом, и он
быстро стареет».
3. Утяжеления
конструкций за счет «нанизывания»
придаточных предложений: «Парус
появился в море как счастливая весть о
том, что с рыбаками все в порядке и что
девочки смогут скоро обнять своих
родителей, которые задержались в море,
потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого
указательного слова: «Мама всегда
меня ругает, что я разбрасываю свои
вещи».
5. Неоправданное
употребление указательного слова: «У
меня есть такое предположение, что
рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное
использование союзов и союзных слов
при правильном их выборе:
а) употребление
союзов и союзных слов в середине
придаточного предложения: «В комнате
на тумбочке стоит телевизор, после школы
по которому я смотрю развлекательные
передачи»;
б) нарушение
согласования союзного слова в придаточном
предложении с замещаемым или определительным
словом в главном предложении: «На
двух полочках — художественная литература,
которыми я пользуюсь при подготовке к
урокам».
7. Использование
однотипных придаточных предложений
при последовательном подчинении:
«Прогуливаясь по берегу, я увидела
двух девочек, которые сидели на
перевернутой лодке, которая лежала у
берега верх килем».
8. Использование
придаточного предложения как
самостоятельного: «Девочки беспокоятся
за своих родных. Поэтому так печально
глядят они в даль».
Ошибки в бессоюзном
сложном предложении
1. Нарушение единства
конструкций однородных частей в составе
бессоюзного сложного предложения: «На
картине изображено: раннее утро, только
встает солнце».
2. Разложение частей
бессоюзного сложного предложения на
самостоятельные предложения: «Одеты
девочки просто. На них летние ситцевые
платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное
использование бессоюзной и союзной
связи: «Одежда на девочках простая:
которая постарше с платком на голове,
в синей юбке и серой кофте, младшая без
платка, в фиолетовом платье и темно-синей
кофточке».
Ошибки в сложном
предложении с различными видами связи.
1. Нарушение порядка
следования частей предложения: «Волны
еще пенятся, но у берега успокаиваются;
чем ближе к горизонту, тем море темнее;
и поэтому у девочек есть надежда, что
отец вернется».
2. Использование
местоимений, приводящих к двусмысленности:
«Мы видим, что кровать у девочки не
заправлена, и она подтверждает, что
девочка только что встала».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
(виды нарушений)
1.Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением.
2.Ошибочное (неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с тем членом предложения (главным словом)
3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4.Неправильное употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
5.Неправильное употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания
6.Неправильный выбор предлога
7.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
8.Неправильное употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога
9.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
10.Нарушение способа выражения сказуемого
11.Ошибка в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного союза
12.Ошибка в построении предложения с однородными членами: неправильное положение компонентов двойного союза
13.Ошибка в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова
14.Ошибка в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения
15.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
16Неправильное построение предложения с причастным оборотом
17.Неправильное построение предложения с косвенной речью
18.Нарушение в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов
19Нарушение в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова
20.Нарушение в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от определяемого слова в главном
Задание .1 вариант.
У меня есть предположение то, что рыбаков задержал шторм
В газете «Аргументах и фактах» была опубликована метеосводка на предстоящую неделю
Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске
Это было увлекательное им путешествие
В референдуме принимали участие представители разных стран: Англия, Франция, Германия, Америка.
Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его пересдать
Ты не забудешь о дне рождения никогда, который порадовал тебя такими необычными подарками.
Все очень ждут и переживают за рыбаков
У девочек устремленный взгляд в море
Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном положении, нельзя копировать
Выйдя со школы, мы отправились в парк
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи
Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана
Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!
Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными
Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что сделано своими руками
Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и покрашенная
Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и которые заботятся об одноклассниках
По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все выпускники поступили в высшие учебные заведения
Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей Украине.
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».
3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».
4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».
5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».
6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
Ошибки в строении и значении предложения:
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».
2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».
3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».
4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
Ошибки в простом двусоставном предложении:
Подлежащее:
– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».
– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
Сказуемое:
– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».
– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».
– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».
Определение:
– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».
– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».
– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».
Предложения с однородными членами:
1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».
3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».
4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».
6. Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».
7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:
1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».
2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».
3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».
Предложения с обособленными членами:
1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».
– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».
2. Нарушение правил построения причастного оборота.
– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».
– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».
3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:
1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».
2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».
3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».
4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».
Сложные предложения:
1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Сложноподчиненные предложения:
1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».
8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».
Бессоюзное сложное предложение:
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».
Сложное предложение с различными видами связи:
1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».
Исправлено:
1. О дне рождения, который порадовал бы тебя такими необычными подарками, ты не забудешь никогда.
2. Мама всегда меня ругает за то, что я разбрасываю свои вещи.
3. Я предполагаю, что рыбаков задержал шторм.
4. Зал нравится мне потому, что он уютный, большой и чистый.
5. В комнате на тумбочке стоит телевизор, по которому я смотрю развлекательные передачи после школы.
6. На двух полочках – художественная литература, которой я пользуюсь при подготовке к урокам.
7. Когда входишь в комнату, то в глаза сразу бросается большое окно. 8. Самодельные подарки лучше, ведь, если подарить купленную в магазине вещь, она может не понравится.
9. После шторма рыбаки не вернулись, и это вызывает беспокойство у детей.
10. Когда я прихожу в эту комнату, то всегда чем-нибудь занимаюсь.
11. Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, сидевших на перевернутой лодке, которая лежала у берега вверх килем.
12. Девочки знали, что ночью был шторм, и понимали, какая беда могла случиться.
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»
Ошибки в сложноподчиненных предложениях
- Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
- Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
- Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: « Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним были только одни пятерки».
- Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
- Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
- Неправильное использование союзов и союзных слов:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
- Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала верх килем».
- Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль».
Ошибки в СПП (комментируются примеры из табл.):
Несоответствие вида придаточного предложения значению главного.
Использование сочинения и подчинения для связи частей в СПП.
Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений.
Пропуск необходимого указательного слова.
Неоправданное употребление указательного слова.
Неправильное использование союзов и союзных слов: употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения; нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым словом в главном предложении.
Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении.
Использование придаточного предложения как самостоятельного.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тесты на тему»Синтаксические нормы»
Тест на тему Сложное предложение. Обобщение
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«, «Таблицы«, «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(виды
нарушений)
1.
Нарушение
согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого,
выраженного прилагательным, причастием (причастным оборотом), порядковым
числительным, местоимением.
2.
Ошибочное
(неправильное) согласование зависимого слова, выраженного прилагательным,
причастием (причастным оборотом), порядковым числительным, местоимением, не с
тем членом предложения (главным словом)
3.
Нарушение
в построении предложения с несогласованным приложением
4.
Неправильное
употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции
5.
Неправильное
употребление беспредложной конструкции вместо предложного сочетания
6.
Неправильный
выбор предлога
7.
Неправильное
употребление падежной формы существительного с предлогом
8.
Неправильное
употребление конструкций, в которых общее зависимое слово находится при словах,
требующих разного падежа или предлога
9.
Нарушение
связи между подлежащим и сказуемым
10.
Нарушение
способа выражения сказуемого
11.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: смешение компонентов двойного
союза
12.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: неправильное положение
компонентов двойного союза
13.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: нарушение в падеже членов
однородного ряда и обобщающего слова
14.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: употребление в качестве
однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения
15.
Неправильное
построение предложения с деепричастным оборотом
16.
Неправильное
построение предложения с причастным оборотом
17.
Неправильное
построение предложения с косвенной речью
18.
Нарушение
в построении сложного предложения: употребление ненужного указательного слов
19.
Нарушение
в построении сложного предложения: пропуск необходимого указательного слова
20.
Нарушение
в построении сложного предложения: отрыв придаточного определительного от
определяемого слова в главном
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(практика)
1 вариант
Задание:
классифицируйте ошибки
1.
У меня есть предположение то, что рыбаков задержал
шторм
2.
В газете «Аргументах и фактах» была опубликована
метеосводка на предстоящую неделю
3.
Мы были не только в Иркутске, а также в Красноярске
4.
Это было увлекательное им путешествие
5.
В референдуме принимали участие представители разных
стран: Англия, Франция, Германия, Америка.
6.
Ученикам, не сдавших зачёт, дали возможность его
пересдать
7.
Ты не забудешь о дне рождения никогда, который
порадовал тебя такими необычными подарками.
8.
Все очень ждут и переживают за рыбаков
9.
У девочек устремленный взгляд в море
10.
Страницу паспорта, содержащего сведения о семейном
положении, нельзя копировать
11.
Выйдя со школы, мы отправились в парк
12.
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю вещи
13.
Отдыхая в кресле, передо мной висит картина Левитана
14.
Уважаемые пассажиры, нужно оплатить за проезд!
15.
Все те, кто пришли на урок, уйдут удовлетворёнными
16.
Дедушка сказал, что в детстве мы дарили только то, что
сделано своими руками
17.
Нашу школу летом отремонтировали: она побелена и
покрашенная
18.
Надо поощрять школьников, участвующих в жизни класса и
которые заботятся об одноклассниках
19.
По окончанию школы, вопреки предсказания учителей, все
выпускники поступили в высшие учебные заведения
20.
Журналистов не только убивают в Донбассе, но и по всей
Украине
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(практика)
2 вариант
Задание: классифицируйте
ошибки
1.
Они были соперниками в игре в футбол
2.
Нужно поздравить учеников, закончивших школу с
отличием и которые получили аттестат особого образца
3.
Сегодня мы побывали не только в театре, но даже в
музее
4.
Одним из традиционных видов прикладного искусства
является резьба по дереву, существующая с древности
5.
Эта страна стала для меня родиной, в которой я
проводил много времени
6.
Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех
7.
Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит
секцией по баскетболу
8.
Городничий сказал собравшимся чиновникам, что я
пригласил вас, чтобы сообщить пренеприятное известие…
9.
Им овладела жажда к славе
10.
Сало не только любят в Украине, но и в России
11.
Зал нравится мне, что он уютный, большой и чистый
12.
Те, кто пришёл на экзамен, сдал его прекрасно
13.
Мы готовим уроки по разным предметам: русский язык,
математика, химия и другие
14.
Лежащая книга на столе прочитана от корки до корки
15.
В кинофильме «Войне и мире» Сергей Бондарчук прекрасно
сыграл Пьера Безухова
16.
Учитель сказал нам то, что мы должны прийти на
консультацию после уроков
17.
Укажите типичные ему признаки
18.
Эта передача интересна и познавательная
19.
Подъезжая к селу, начался сильный ветер
20.
По приезду в Иркутск мы отправились в институт, где и
занимались согласно расписания
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
(ответы)
1 вариант
18/3/11/
5/13/1/ 20/8/16/ 2/6/19/ 15/4/9/ 17/10/14/ 7/12
2 вариант
6/14/11
2/20/1/ 8/17/4 12/19/9 13/16/3 18/5/10 15/7