Нормы русского литературного языка ⇐ Высшее образование
Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
-
Автор темы
Девочка — Припевочка
- Всего сообщений: 2
- Зарегистрирован: 11.09.2010
- Образование: студент
- Откуда: г.Березовский
- Возраст: 31
Нормы русского литературного языка
Помогите пожалуйста определить нормы русского литературного языка, заранее благодарна!!
Определите,какие нормы русского литературного языка нарушены в данных предложениях, исправьте их.
А.1.Не доходя до оврага,снаряд взорвался.
2.Новые Сочи отстроены по планам архитекторов.
3.Гагарин был первым проходимцем в космосе.
4.Опоздал на последнюю электричку — пришлось идти пешком.
5.Охотники являются истребителями живой природы.
6.Звери ведут более скрытный образ жизни.
7.Благодаря разливу рек движение остановлено.
8.Птицы летят на низкой высоте — быть дождю.
9.Закончив фреску, большая ее часть покрылась плесенью.
10.На его пути происходило много трудностей.
11.Я бесконечно рад и горд, что учусь в ВУЗе.
12.Как быть этой страстной, пылкой, гордой натуре, которая должна прожить всю жизнь под высоким забором купеческой усадьбы?
13.Базаров предстает перед нами в разгар своей физической слабости.
14.Рукописи остались нерукотворным памятником творцу.
15.Его патриотизм был интернациональным.
Б.1.Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных.
2.У меня возник вопрос,посмотрев кино.
3.Остановим прогрессирование регрессивных функций мышц.
4.Много технических трудностей перенес художник.
5.Гости с любопытством дивились.
6.Я долго водил перед его глазами кусок говяжьего мяса.
7.Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.
8.Магазин расположен вблизь университета.
9.Так он проработал над этой работой четыре года, работал он увлеченно.
10.Я пробовал успокоить забродившего вахтера.
11.Более увереннее ведет линию на бумаге ребенок.
12.Молодежь легко покидает отеческие гробы.
13.Смерть ни в чем неповинной кобылы бесчеловечна.
14.Теория Раскольникова дала большую трещинку.
15.Он был одет на старомодный маневр.
-
vadim_i_z
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 7814
- Зарегистрирован: 27.09.2006
- Образование: высшее естественно-научное
- Откуда: Минск, Беларусь
- Возраст: 66
Re: Нормы русского литературного языка
Сообщение
vadim_i_z » 12 сен 2010, 14:01
А где хотя бы слово «пожалуйста»?
-
Мирандолина
- —
- Всего сообщений: 1119
- Зарегистрирован: 12.09.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Откуда: Днепропетровск
- Возраст: 50
Re: Нормы русского литературного языка
Сообщение
Мирандолина » 12 сен 2010, 14:05
Девочка — Припевочка:Определите,какие нормы русского литературного языка нарушены в данных предложениях, исправьте их.
А.1.Не доходя до оврага,снаряд взорвался.
2.Новые Сочи отстроены по планам архитекторов.
3.Гагарин был первым проходимцем в космосе.
4.Опоздал на последнюю электричку — пришлось идти пешком.
5.Охотники являются истребителями живой природы.
6.Звери ведут более скрытный образ жизни.
7.Благодаря разливу рек движение остановлено.
8.Птицы летят на низкой высоте — быть дождю.
9.Закончив фреску, большая ее часть покрылась плесенью.
10.На его пути происходило много трудностей.
11.Я бесконечно ради горд, что учусь в ВУЗе.
12.Как быть этой страстной, пылкой, гордой натуре, которая должна прожить всю жизнь под высоким забором купеческой усадьбы?
13.Базаров предстает перед нами в разгар своей физической слабости.
14.Рукописи остались нерукотворным памятником творцу.
15.Его патриотизм был интернациональным.
Б.1.Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных.
2.У меня возник вопрос,посмотрев кино.
3.Остановим прогрессирование регрессивных функций мышц.
4.Много технических трудностей перенес художник.
5.Гости с любопытством дивились.
6.Я долго водил перед его глазами кусок говяжьего мяса.
7.Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.
8.Магазин расположен вблизь университета.
9.Так он проработал над этой работой четыре года, работал он увлеченно.
10.Я пробовал успокоить забродившего вахтера.
11.Более увереннее ведет линию на бумаге ребенок.
12.Молодежь легко покидает отеческие гробы.
13.Смерть ни в чем неповинной кобылы бесчеловечна.
14.Теория Раскольникова дала большую трещинку.
15.Он был одет на старомодный маневр.
А. 1. Лучше сказать «не долетев».
2. Несклоняемые названия городов традиционно относятся к мужскому роду.
3. Лучше сказать «первопроходцем».
4. Всё правильно.
5. Лучше сказать «охотники истребляют».
6. Лучше сказать «скрытый».
7. Лучше сказать «по причине разлива».
8. Лучше сказать «низко».
9. Лучше сказать «когда фреска была закончена».
10. Лучше сказать «встречалось».
11. Пропущен пробел.
12. Лучше сказать «за высоким забором».
13. Лучше сказать «в разгаре».
14. «Нерукотворный памятник» — это цитата.
15. «Интернациональный патриотизм» — бессмыслица.
Б. 1. Лучше сказать «примерять».
2. Лучше сказать «После просмотра кино».
3. «Регрессивное прогрессирование» — бессмыслица.
4. При чем тут «технические»?
5. Лучше сказать «смотрели».
6. Лучше сказать «куском».
7. При чем тут «сливки общества»?
8. Лучше сказать «вблизи» или «близко от».
9. «Проработал над работой» — тавтология.
10. Что такое «забродившего»?
11. Лучше сказать «более уверенно» или «увереннее».
12. При чем тут «гробы»?
13. Пропущен пробел, да и «бесчеловечна» явно не к месту.
14. Лучше сказать «трещину».
15. Лучше сказать «манер».
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 7 Ответы
- 4629 Просмотры
-
Последнее сообщение Саид
15 окт 2010, 21:51
-
- 9 Ответы
- 10398 Просмотры
-
Последнее сообщение slava1947
30 мар 2011, 18:43
-
- 1 Ответы
- 1972 Просмотры
-
Последнее сообщение vadim_i_z
14 дек 2011, 13:49
-
- 1 Ответы
- 2166 Просмотры
-
Последнее сообщение vadim_i_z
31 май 2015, 22:46
-
- 15 Ответы
- 1834 Просмотры
-
Последнее сообщение Джонни
06 фев 2022, 19:22
Аптекарь
– аптекари, борт – борта, буфер – буферы,
веер – веера, век – века, вексель –
векселя, вензель – вензеля, ворох –
ворохи, директор — директоры, доктор —
доктора, инструктор – инструктора,
редактор – редакторы, хлев — хлева,
шомпол – шомпола, якорь – якоря, ястреб
— ястребы, боров – боровы, корпус –
корпусы, мех – меха, овод – оводы,
фельдшер – фельдшеры, флюгер – флюгеры,
хутор – хутора, шелк – шелка, штемпель
– штемпели, хлеб – хлеба, цвет – цвета,
юнкер – юнкеры.
Задание 6
1.
На заседании администрации Великого
Новгорода, прошедшем на этой неделе,
было принято решение с 20 сентября
начинать отопительный сезон. В первую
очередь тепло поступит в больницы,
школы и детские сады, а уже затем в наши
квартиры. Все неисправности, связанные
с отоплением, будут устранены за две
недели со дня подачи тепла. Остается
только надеется, чтобы к этому времени
погода не приготовила неожиданных
сюрпризов, как это было в 1996 году.
Данный
текст относится к публицистическому
стилю.
Своеобразие
информационно-содержательной функции,
выполняемой публицистическим стилем,
заключается в том, что, во-первых,
информация в этой сфере общественных
отношений адресуется не узкому кругу
специалистов, как, например, в сфере
науки, а широким массам, всем носителям
языка; во-вторых, здесь необходима
быстрота передачи информации, что не
является необходимым, например, в
официально-деловом стиле (публицистика,
как правило, посвящена «злобе дня»).
Публицистический
стиль используется
в разных жанрах (передовая статья,
репортаж и др.) периодической печати и
в средствах массовой информации, в
общественно-политической литературе,
агитационно-пропагандистских выступлениях
(на митингах и собраниях) и т. д.,
следовательно, реализуется и в письменной,
и в устной формах.
Основной
чертой публицистического
стиля является
сочетание экспрессивности и стандарта,
что связано с тем, что в этом стиле
информационно-содержательная функция
сочетается с функцией убеждения,
эмоционального воздействия. Кроме того,
публицистический
стиль
характеризуется открытой оценочностью
речи, призывным и лозунгово-декларативным
характером выражения, простотой и
доступностью изложения, рекламностью.
Здесь широко используется, помимо
нейтральной, высокая, торжественная
лексика и фразеология, эмоционально
окрашенные слова, риторические вопросы,
восклицания, повторы и др.
Особенными
характеристиками текста является
высказывание автором своей личной точки
зрения, так сказать «на злобу дня!».
Задание 7
1.
Волга намного ширше самых малюсеньких
речонок.
Присутствует
грамматическая ошибка в употреблении
слова «ширше».
Правильно:
Волга намного шире самых малюсеньких
речонок
2.
Самый новый костюм надели в праздничный
день.
Присутствует
лексическая ошибка – употребление
лишнего слова «самый»
Правильно:
Новый костюм надели в праздничный день
3.
Это «Гладиатор», смотрите в киноцентре
со следующей недели.
Присутствует
пунктуационная ошибка.
Правильно:
Это «Гладиатор». Смотрите в киноцентре
со следующей недели.
4.
Благодаря собственной ошибке служащий
не точно выполнил задание.
Присутствует
лексическая ошибка.
Правильно:
Из-за собственной ошибки служащий не
точно выполнил задание.
5.
В приемной городничего были утки, гуси
и другой хлам.
Присутствует
лексическая ошибка.
Правильно:
В приемной городничего были утки, гуси
и всякий хлам.
6.
У меня возник вопрос, посмотрев кино.
Присутствует
грамматическая ошибка.
Правильно:
Посмотрев кино, у меня возник вопрос.
7.
Учитель танцевал красившее, чем участники
соревнований.
Присутствует
лексическая ошибка.
Правильно:
Учитель танцевал красивее, чем участники
соревнований.
8.
Более увереннее ведет линию на бумаге
ребенок.
Присутствует
грамматическая ошибка.
Правильно:
Более уверенно ведет линию на бумаге
ребенок.
9.
Несколько погромче зазвучала музыка в
зале.
Присутствует
грамматическая ошибка.
Правильно:
Несколько громче зазвучала музыка в
зале
10.
В чем вы понимаете, что такое счастье?
Присутствует
лексическая ошибка.
Правильно:
Как вы понимаете, что такое счастье.
11.
Во многие дома беда пришла благодаря
стихийным бедствиям.
Присутствует
лексическая ошибка.
Правильно:
Во многие дома беда пришла из-за стихийных
бедствий.
12.
В первую очередь подлежат запрету
якорные стоянки всех типов судов в
Охотском море в радиусе 4 км от мыса
Пильтун.
Присутствует
грамматическая ошибка.
Правильно:
В первую очередь запрещены якорные
стоянки всех типов судов в Охотском
море в радиусе 4 км от мыса Пильтун.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2023 (с ответами). Соответствует демоверсии ЕГЭ 2023 года.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?
Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные… Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями — семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?
Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.
(По В.В. Одинцову)
ЗАДАНИЕ 1
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
ЗАДАНИЕ 2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯЗЫ́К. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
2) СЛУЖИТЬ. Нести, исполнять службу.
3) СЕМЬЯ. Группа родственных языков.
4) ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление.
5) КОПАТЬ. Отваливая землю, доставать, извлекать.
ЗАДАНИЕ 3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используется разговорное слово («копать») и риторические вопросы (А что если сравнивать разные языки? Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?).
2) Цель автора текста: убедить читателя в необходимости изучать русский язык.
3) Текст предназначен для неспециалистов (учащихся старших классов). Об этом можно судить по использованию облегчающих восприятие текста приемов аналогии (между профессиональной деятельностью археологов и лингвистов), сравнения действий историка языка с действиями взрослых, желающих узнать свое речевое поведение в детстве на основе наблюдений над действиями детей.
4) Текст относится к научному стилю речи, так как в нем присутствуют языковые средства, характерные для данного стиля. К лексическим средствам относятся термины (лингвист, письменность, санскрит, семья славянских языков, романских языков). К морфологическим особенностям можно отнести употребление глаголов в «настоящем вневременном» значении (обнаруживают, раскапывают, находят, распределяются, употребляются). К синтаксическим особенностям относится использование составных именных сказуемых (вещи реальны, конкретны).
5) Наряду с характерными особенностями художественного стиля (отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность), текст отличается сдержанной эмоциональностью, экспрессией, обусловленной желанием воздействовать на адресата, заинтересовать его.
ЗАДАНИЕ 4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание
2) мозАичный
3) обогнАла
4) обострЁнный
5) зАсветло
ЗАДАНИЕ 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В маникюрных салонах популярной услугой стало НАРАЩИВАНИЕ ногтей.
При покупке компьютера всегда выдают ГАРАНТИРОВАННЫЙ талон на случай поломки.
АДРЕСАНТ отправил ценную бандероль.
От переводчиков требовалось не переходить тонкую ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ грань.
Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.
Снаружи хлынула застоявшаяся ДОЖДЕВАЯ вода.
ЗАДАНИЕ 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Как и сегодня, даже в самой глубокой древности движения рук, мимика лица только сопутствовали речи, были ее верными, но скромными помощниками.
ЗАДАНИЕ 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Пара САПОГ
Опытные ПРОФЕССОРА
Более СЕМИСТА учащихся
Гораздо КРАСИВЕЕ
ЛЯГ на пол
ЗАДАНИЕ 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом В) Ошибки в построении предложения с однородными членами Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) Нарушение в построении предложения с косвенной речью |
1) Благодаря разливов рек движение остановлено. 2) Прочитав интересную книгу, я посоветовал ее другу. 3) Она со злостью набрала на клавиатуре электронный адрес, указанный в справочнике. 4) У меня возник вопрос, посмотрев кино. 5) На заводе было установлено 121 счетчик и 11 измерителей. 6) Рубаху и костюм, поместив их в чехол, я уложил на заднее сиденье, решив, что переоденусь по приезде на место. 7) Автор сочувствует и даже славит Игоря. ![]() 9) В романе «Поиск предназначения» есть прямые отсылки к этому событию в жизни. |
ЗАДАНИЕ 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- подг..рать, водор..сли, ок..сел (на один глаз)
- прекл..нение, ур..внение, г..ризонтальный
- пл..вец, прил..гательное, заск..чить
- подст..лить, соб..рать, инт..ллигентный
- к..морка, утв..рь, выр..стать
ЗАДАНИЕ 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- бе..шумный, и..сушить, ра..путать
- пр..забавный, пр..городный (киоск), пр..бить (доску)
- ..делать (уроки), ра..чертить, бе..заботный
- пр..ехать (домой), пр. глушить, пр..брежный
- д..ехать, пр..дать (в магазине), з..петь
ЗАДАНИЕ 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- владел..ц, нищ..нка, потч..вать
- засе..нный, леле..мый, горшоч..к
- кузнеч..к, пугов..ца, протал..нка
- продл..вать, ре..ть, масл..ные (блины)
- искат..ль, сирен..вый, увид..нный
ЗАДАНИЕ 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- (они) кол..т, се..щий
- застел..нный, увид..ть
- слыш..мый, выгор..вший
- движ..щий, бре..щий
- закле..нный, чита..мый
ЗАДАНИЕ 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вы вовсе (НЕ) ДОБРЫЙ человек, как пытаются внушить мне многие.
(НЕ) УВИДЕВ в нем признаков сожаления, он обрушил на него ещё один взрыв ярости.
Напрасно искали они металлическую коробочку, в которой лежала еще никем (НЕ) ПРОЧИТАННАЯ телеграмма.
И по ту и по другую сторону тут был лес, правда густой, тёмный, (НЕ) КРАСИВЫЙ.
Ты знаешь, я (НЕ) МОГУ тебе пока объяснить.
ЗАДАНИЕ 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Она сложила узлы и (В)ТЕЧЕНИЕ дня переволокла один за другим в новое жилище, ЧТО(БЫ) начать новую жизнь.
Но, может, (ПО)ТОМУ и не выдержал, что был самым сильным, (ОТ)ТОГО и надорвался.
Бабушка наверняка осудила бы взрослого Колюню (ЗА)ТО, что ни в каких голосованиях её внук В)СИЛУ своей лени не участвовал.
Просто я узнал об устройстве мира ЧТО(ТО) такое, что мне не понравилось, ПО(ТОМУ) что ужасало.
Пчёлка (ТОТ)ЧАС полетела на этот запах, и по запаху нашла (светло)розовый кустик травы душицы.
ЗАДАНИЕ 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В утре(1)ем воздухе стоял запах дымка от разожже(2)ой на кухне печки, раздавалось звонкое петуши(3)ое пение, далекий лай собак, печальный звон колокольчиков, если в то ветре(4)ое время года на пастбище гнали коз.
ЗАДАНИЕ 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Над нами теперь торжественно шумели темно-зелеными вершинами красивые стройные кедры.
- Я запутался в поводках упал и они разбежались.
- Пастуший сезон кончился и пастух был озабочен поисками работы на зиму.
- Безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
- Пушкинские рисунки намного превосходят в свободе и живости иллюстрации его современников.
ЗАДАНИЕ 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В это время из-за высоты (1) находившейся в полверсте (2) от крепости (3) показались новые (4) конные толпы, и вскоре вся степь усеялась множеством людей (5) вооруженных копьями и сайдаками.
ЗАДАНИЕ 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).
По мнению моей мамы (1) такое поведение (2) будто бы (3) говорит о том, что они ещё абсолютные дети, потому что (4) как утверждает мама (5) ни один взрослый человек никогда не захочет (6) казаться (7) старше своего возраста.
ЗАДАНИЕ 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Как только занималась заря (1) и как только (2) двери заводили свой разноголосый концерт (3) старички уже сидели за столами (4) и пили кофе.
ЗАДАНИЕ 20
Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые).
Удивительно (1) что (2) когда кто-нибудь из ребят ошибался в интонации (3) или неправильно произносил слово (4) я с ничем не оправданным нахальством старался переглянуться с Евгением Дмитриевичем (5) хотя за всю свою жизнь только один раз был в театре (6) где мне больше всего понравилась ловко изображённая при помощи световых эффектов мчащаяся машина.
ЗАДАНИЕ 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3)На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5)Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6)Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7)По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8)Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9)Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1) Было бы относительно просто, если бы можно было врага определять, скажем, в виде ядерного реактора или в виде ядерной энергетики. (2)Но это не так. (3)И даже если мы откажемся от этого технического способа и заменим его другим — то не будет о’кей. (4)Будет хуже. (5)Вот ведь какая вещь. (6)Потому что враг не в технике. (7)Не в типе самолета, не в типе реактора атомного, не в виде энергетики. (8)Если крупномасштабно смотреть на эту проблему, основной враг — это сам способ создания и проведения энергетических или технических процессов, зависящих от человека. (9)Самое важное — человеческий фактор. (10)Если раньше мы смотрели на технику безопасности как на способ защиты человека от воздействия на него машин или каких-то вредных факторов, то сейчас возникла другая ситуация.
(11)Сегодня нужно технику защищать от человека. (12)В самом деле, от человека, в руках которого сосредоточены потрясающие мощности. (13)Защищать от человека в любом смысле: от ошибок конструктора, от ошибок проектанта, от ошибок оператора, ведущего этот процесс. (14)А это уже совсем иная философия.
(15)Невозможно, неправильно и глупо отказываться от достижений человеческого гения. (16)Отказываться от развития атомной энергетики, химической промышленности или еще от чего-то. (17)Это не нужно. (18)А нужно сделать две вещи: во-первых, правильно понимать воздействие таких серьезных новых машин и видов техники на окружающую среду и, во-вторых, разработать систему взаимодействия человека с машиной. (19)Это проблема не лично человека, работающего с такой машиной, а это гораздо более общая и важная проблема. (20)Ведь при таком взаимодействии могут возникнуть серьезные катастрофы, неприятности от недосмотра, глупости, от неправильных действий. (21)Сейчас нам нужно отыскать оптимум системы… (22)При этом надо создавать защитные барьеры, насколько это возможно, и на случай, когда и человек будет ошибаться, и машины окажутся ненадежными…
(23)Все мы видим, как говорится, невооруженным глазом, что на всех этапах создания техники у нас есть некоторая недоработанность, неряшливость, что ли. (24)На всех этапах от создания до эксплуатации… (25)Я все время думаю: почему это происходит? (26)И, знаете, прихожу к парадоксальному выводу…: что это оттого, что мы сильно увлеклись техникой. (27)Прагматически, голой техникой. (28)Это охватывает многие вопросы, не только безопасности. (29)Давайте задумаемся: почему в те времена, когда мы были гораздо беднее и была гораздо более сложная обстановка, почему сумели за исторически ничтожный срок в 30-е, 40-е, 50-е годы — поразить весь мир темпом создания новых видов техники и качеством славились ?.. (30)Что же случилось, почему ?
(31)Первая попытка — объяснить это какими-то субъективными, организационными факторами. (32)Но это не очень серьезно. (33)Мы могучий народ, и огромный у нас потенциал заложен. (34)И каждый руководитель, и каждая организационная система на каком-то историческом отрезке использовала и удачные решения, и провальные, но не могли же они так сильно повлиять.
(35)И я пришел к такому парадоксальному выводу: та техника, которой наш народ гордится, которая финишировала полетом Гагарина, была создана людьми, стоявшими на плечах Толстого и Достоевского… (36)Люди, создававшие тогда технику, были воспитаны на величайших гуманитарных идеях. (37)На прекрасной литературе. (38)На высоком искусстве. (39)На прекрасном и правильном нравственном чувстве. (40)И на яркой политической идее построения нового общества, на той идее, что это общество является самым передовым. (41)Это высокое нравственное чувство было заложено во всем: в отношении их друг с другом, отношении к человеку, к технике, к своим обязанностям. (42)Все это было заложено в воспитании тех людей. (43)И техника была для них лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них.
(44)Они выражали свою мораль в технике. (45)Относились к создаваемой и эксплуатируемой технике так, как их учили относиться ко всему в жизни Пушкин, Толстой, Чехов.
(46)А вот в следующих поколениях, пришедших на смену, многие инженеры стоят на плечах «технарей», видят только техническую сторону дела. (47)Но если кто-то воспитан только на технических идеях, он может лишь тиражировать технику, совершенствовать ее, но не может создавать нечто качественно новое, ответственное.
(48)Мне кажется, что общим ключом ко всему происходящему является то, что долгое время игнорировалась роль нравственного начала — роль истории нашей культуры — а ведь это одна цепочка. (49)Все это, собственно, и привело к тому, что часть людей на своих постах могла поступать недостаточно ответственно. (50)Но даже один, плохо работая, создает в цепочке слабое звено, и она рвется… (51)Низкий технический уровень, низкий уровень ответственности этих людей — это не причина, а следствие. (52)Следствие их низкого нравственного уровня.
(53)Обычно понимают так: ага, безнравственный человек — это тот, который позволяет себе брать взятки, например. (54)Но это крайний случай. (55)А разве нравствен человек, который не хочет свой чертеж сделать лучше, не хочет сидеть по ночам, мучиться, не хочет искать более совершенные решения ? (56)Человек, который говорит: «Зачем напрягаться, если можно сделать такое решение, которое профессионально вроде бы кажется нормальным, хотя не является оптимальным, не является наилучшим». (57)И вот начался процесс распространения технической отсталости. (58)Мы ни с чем не справимся, если не восстановим нравственного отношения к выполняемой работе , какой бы она ни была, медицинская или химическая, или реакторная работа, или биологическая. (59)Надо восстановить чувство ответственности, критичности, чувство нового… (60)А как это сделать ? (61)Увеличивать или уменьшать долю тех или иных предметов? (62)Я не знаю. (63)Но я уверен, что в школу надо приводить интересных людей. (64)Ведь Россия всегда была сильна тем, что учитель — это человек, который в нравственном отношении чаще всего является идеалом для своих учеников.
(65)И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. (66)Это неделимые вещи. (67)Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание — это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. (68)В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. (69)Мы тогда станем беспомощным обществом. (70)Возникает естественный вопрос, вопрос гармонии.
(По В.А. Легасову)
В.А. Легасов — советский химик-неорганик, доктор химических наук, профессор, академик АН СССР,член правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, герой России.
ЗАДАНИЕ 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Общая культура и техническая культура — это совершенно не связанные между собой вещи.
- Мы станем беспомощными, если забудем про технику.
- Человечество необходимо защищать от техники.
- В 30-е — 50-е годы наша страна поразила весь мир темпом создания новых видов техники, поскольку та техника создавалась людьми, воспитанными на величайших гуманитарных идеях.
- Необходимо отказаться от развития атомной энергетики.
ЗАДАНИЕ 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- Предложение 6 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 3.
- В предложении 56 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 55
- В предложениях 48-52 представлено рассуждение.
- В предложениях 41-47 представлено повествование.
- Предложение 13 раскрывает, поясняет содержание предложения 11.
ЗАДАНИЕ 24
Из предложений 33-37 выпишите антонимы (антонимическую пару).
ЗАДАНИЕ 25
Среди предложений 15-20 найдите найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и сочинительного союза. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
ЗАДАНИЕ 26
В своих рассуждениях В. Легасов часто использует такой стилистический прием, как (А)______, («защищать» в предложениях 11,13; «отказываться» в предложениях 15-16), чтобы добиться последовательности и логичности текста.
Описывая влияние культуры на ученых, автор прибегает к использованию тропа (Б)_______(«величайших», «прекрасной»), что, безусловно, придает выразительности его размышлениями. эпитет
Чтобы повысить внимание читателя к проблеме и усилить выразительность текста, автор использует синтаксическое средство (В)_______ в предложениях 29-30, 55.
В размышлениях В. Легасова можно часто встретить синтаксическое средство (Г)_____ (в предложениях 6-7, 31-32, 36-40), что помогает усилить экспрессивность речи и эмоциональный эффект от прочитанного.
Список терминов:
- Сравнение
- Парцелляция
- Эпитет
- метафора
- Риторический вопрос
- Лексический повтор
- Антитеза
- Синекдоха
- Фразеологизм
ЗАДАНИЕ 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Найдите предложения с ошибочным употреблением деепричастного оборота.
Найдите предложения с ошибочным употреблением деепричастного оборота.
Прочитав письмо, он очень обрадовался. Возвращаясь домой, мне стало грустно. Он сидел, укутавшись в теплое одеяло. У меня возник вопрос, посмотрев кино. Боясь опоздать, он очень торопился. Сомкнув глаза, мальчик заснул.
я думаю 2 и 4,помогите пожалуйста
- оборот
- предложение
- употребление
1
вариант
1.
Установите |
|
А) нарушение связи между подлежащим и |
1) Путники невольно залюбовались |
2.
Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Нарушение связи между подлежащим |
1) Благодаря разливов рек движение |
3.
Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной |
1) И никто этого не замечает, и это |
4.
Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с |
1)Совершенно случайно, благодаря |
2
вариант
1.
Установите соответствие между
грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой
позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) неправильное построение предложения с |
|
2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) ошибка в построении предложения с |
1) Н. А. Некрасов возобновил издание журнала |
3.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с |
1) Указ «О вольных хлебопашцах», дающий помещикам |
4.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с |
1) В древнегреческих школах встречались |
3
вариант
1.Установите соответствие
между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение в построении предложения с |
1) Заменив собой все прежние кредитные |
2.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) неправильное употребление падежной |
1) После покушения на императора журнал |
3.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с |
1) Оценивая заслугу адмирала, императрица |
4.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
|
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Д) неверный выбор падежной формы имени существительного с |
1) Прочитав аннотацию к книге, мне захотелось купить её и 2) По возвращению с работы мать позвала сына ужинать, но он 3) Маша, одетая в розовое платьице, выходит из подъезда и пошла 4) Со своего недоступного острова, оберегаемого войском 5) Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, 6) Он подплыл поближе, вглядываясь в тумане в чёрную глыбу на 7) Воодушевлённой возможностью посидеть с Никитой наедине и
9) «Кто из вас сегодня опоздали на первое занятие?» — строго |