Участились случаи дтп какая ошибка

10 класс

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Продолжительность олимпиады — 180 мин

Задание 1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

Задание 2. Расставьте ударения в словах:

     Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный.

Задание 3.Определите  современное  и  историческое  морфемное  строение

предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.

Задание 4.

Определите, к каким частям речи относится слово столько в следующих предложениях:

Здесь столько цветов!

Я столько передумал за это время!

Задание 5. Определите  контекстуальное лексическое значение выделенных слов и укажите, прямым или переносным оно является.  У слов с переносным значением укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1. Все живо там: холмы, леса, / Янтарь и яхонт винограда, / Долин приютная краса / И струй и тополей прохлада. (А.С. Пушкин).

2. Гирей сидел, потупя взор, / Янтарь в устах его дымился. (А.С. Пушкин)  

Задание 6. Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

Гротеск – неглубокая пещера.

Водевиль – короткая комическая пьеса.

Пролог – заключительная часть.

Риторика – учение о ритме.

Ликовать – торжествовать.

Корифей – победитель.

Фольклор – народное творчество. 

Задание 7.Тюркское по происхождению название болгарского кислого молока мы привыкли называть йогуртом. Такое написание слова является неточным. Как правильно надо было бы писать это слово?

Задание 8.Определите, какие ошибки содержатся в предложениях, дайте им объяснение и исправьте.

1. Обе стороны подписали консенсус.

2. Икебана – букет, составленный из засушливых цветов.

3. Один неосмотрительный шаг – и твоя нога погрузилась в небольшую лужицу, которую образовал недавно прошедший дождик. Теперь она, блестящая, украшенная желтым листком, весело улыбается приветливому солнышку.

4. По данным гидрометцентра, за эти 3 дня в столице выпала месячная норма осадков. Разбушевавшаяся стихия парализовала движение в центре столицы. Участились случаи ДТП.

5. Журналисты владеют большой толикой информации.

Задание 9. Расставьте знаки препинания.

Однажды вечером кончив дневной сбор винограда партия молдаван с которой я работал  ушла на берег моря а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и лёжа на земле молчали глядя как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей что пошли к морю. (А. М. Горький)

Задание 10. Ропаликэто предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее или стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья — трех, в четвертой — четыре слога и т. д. Вот самый простой пример:

Я        Пусть

бы        мечта

был        рыдает

тебе        горестными

рабом        ожиданиями.

всегда

любимая.

Задание: составьте свойропалик на одну из следующих тем: «Школа»,  «Дружба», «Первая любовь»

Школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку (10 класс).

Критерии проверки.

Задание 1.  Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

 Задание 2.  Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить, исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

Задание 3.Определите  современное  и  историческое  морфемное  строение

предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.

Ответ:

Современное

морфемное членение

Историческое

морфемное членение

до-тл-а

до-тл-а

висок[]

вис-ок-[]

туловищ-е

тул-ов-ищ-е

копейк-а

копей-к-а

кольц-о

кол-ьц-о

Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант морфемного членения.

Итого: 10 баллов

Задание 4. Определите, к каким частям речи относится слово столько в следующих предложениях:

Здесь столько цветов!

Я столько передумал за это время!

В первом предложении СТОЛЬКО – местоимение, заменяет числительное

Во втором предложении СТОЛЬКО – наречие, так как обозначает степень действия, состояния.

Количество баллов. Каждый ответ – 1,5 балла. Итого максимум 3 балла.

Задание 5. Ответ: Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м.р., в слове невтерпеж доказательством тому является суффикс –еж,ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р. Слово наотмашь от существительного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср. тишь, глушь.

Оценка: 3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической нормы. 3 балла – за указание на словообразовательную модель как основание для орфографической нормы.

Итого: 6 баллов

Задание6. Ответ: (-) постамент, гротеск, пролог, корифей. Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант. Итого: 4 балла.

Задание 7. Сочетание букв йо – нехарактерно для русского языка. Такое сочетание передается буквой ё. Правильное написание – ёгурт, югурт. Оценка: 2 балла.

Задание 8. Ответ:

1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.

2.   Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.

3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.

4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.

5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.

Оценка: по 2 балла за ответ на каждый вопрос.Итого – 10 баллов.

Задание 9. Ответ.Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в глубокой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.

По 0,5 балла за верный ответ

Задание 10. Ответ: Составление текста —  10 баллов, 5 баллов – за творчество.

Примерные критерии оценивания:

  • наличие идеи
  • создание художественного образа
  • грамотность

ВСЕГО:60 баллов

От дорожно-транспортных происшествий не застрахован никто. Но уж если авария произошла, то очень важно не допустить ошибок, которые, как показывает практика, совершают многие водители транспортных средств. От того, какую линию поведения выберет водитель, зависит многое в этой неприятной ситуации. Кто-то отрешенно наблюдает за всем происходящим, впадает, как говорят,  в ступор. Кто-то, засучив рукава, бросается с кулаками на других участников ДТП, очевидцев, инспекторов ГАИ. Реакцию и первых и вторых нельзя назвать адекватной. Но какую стратегию поведения выбрать? И как не наделать новых ошибок?

Попробуем разобрать самые распространенные ошибки водителей после совершения дорожно-транспортного происшествия.

Ошибка № 1

Оставить место аварии, попросту сбежать: не важно, на своих двоих или на машине. Нарушают аксиому, известную каждому курсанту автошколы, обычно нетрезвые водители или те, кого психологи называют социально незрелыми. Это люди, которые не готовы нести ответственность за свои поступки во взрослой жизни. Последствия? Лишение прав на максимальный срок — на полтора года — водитель-нарушитель точно заработал. А если в ДТП еще и кто-то пострадал, то можно квалифицировать действия беглеца как оставление в опасности (такая статья есть в УК).

— Вероятность найти водителя, оставившего место ДТП, всегда высока, — предупреждает старший инспектор группы розыска ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску Роман Штанов. — На месте происшествия остаются следы, а в 7 из 10 случаев обязательно найдутся очевидцы. Даже маленькая деталь часто помогает установить истину. В нашей практике были случаи, когда по кусочку зеркала и краске удавалось установить скрывшийся с места ДТП автомобиль, и соответственно, водителя.

Что движет беглецом? Страх лишиться водительских прав, оказаться на скамье подсудимых? Да, некоторым нужна определенная смелость, чтобы найти в себе силы и не удрать. Но в шоке они не задумываются: бегство — едва ли не худший из вариантов. Впрочем, обстоятельства бывают разные и иногда ГАИ приходится решать непростые задачи. — Приезжаешь, а один из водителей скрылся, — вспоминает Роман Штанов. — Казалось бы, все очевидно: беглец и есть виновник аварии. Ан нет! Оказывается, решили рассчитаться на месте, но не успела пострадавшая сторона с компенсацией в кармане скрыться за поворотом, как настоящий виновник вызывает инспекторов ДПС: мол, стал жертвой лихача.

Ошибка № 2

Решение самому привезти пострадавшего в аварии в больницу. Обычно так делают водители, сбившие пешеходов. Но вряд ли это решение назовешь оправданным (если, конечно, ДТП не произошло в глухом лесу далеко от ближайшего населенного пункта, да еще и ночью): в городах, как правило, «скорая» приезжает в считанные минуты после вызова. А вот неумелыми действиями запросто можно сделать только хуже, предупреждают медики из службы 03. Например, если приподнять человека без сознания. Вдруг у него поврежден позвоночник? Это чревато разрывом спинного мозга… Можно разве что попытаться остановить кровотечение, допустим, если сломана нога, наложить повязку или дать понюхать нашатырный спирт. — А потом, в какую больницу везти? — продолжает Роман Штанов. — Часто привозят не по адресу — к примеру, в отделение, которое на подобных травмах не специализируется. Уже врачам приходится вызывать «скорую», и пациента везут в другой конец города. Теряется время. Причем это не освобождает водителя, который почему-то не оставил свои данные в регистратуре больницы, от ответственности. Врачи обязательно уточнят, при каких обстоятельствах получена травма, и сообщат в полицию. А автомобилист ведь уже съехал с места ДТП… Все это говорит не в его пользу. Даже если пешеход утверждает, что все в порядке, лучше вызвать сотрудников ДПС. В шоке многие не чувствуют боли и обращаются к врачам через несколько часов, а то и дней. Начинаются поиски водителя… Потом, когда автомобилиста находят, доказать правоту ему будет очень непросто. Даже если авария произошла по вине пешехода.

Ошибка № 3

Пробовать переставить машину, замести следы ДТП. Такое, увы, случается: всеми правдами и неправдами «находчивые» водители пытаются уйти от ответственности. Опытный сотрудник ДПС по расположению машин, уликам сразу смекнет, что дело нечисто. Но как поступить в этом случае второй стороне?  Практически у всех сейчас есть мобильники с фотокамерами. Сделайте как можно больше снимков. Еще один выход из ситуации — попросить остановиться кого-нибудь из водителей, обратить внимание на действия хитреца.

Ошибка № 4

После аварии оставаться на проезжей части и кружить вокруг машины. И непременно с мобильником в руке! Понятно, у водителя стресс, но из-за мелкого ДТП движение, особенно в большом городе, не останавливается. Водителям приходится мало того, что объезжать поврежденные машины, так еще и следить за участниками аварии, которые так и норовят попасть под колеса.

Ошибка № 5

Выяснять отношения без сотрудников ДПС. Когда эмоции перехлестывают через край, лучше отойти в сторону и даже не приближаться ко второму участнику аварии. А если вас атакует агрессивно настроенный водитель, то сядьте в машину, закройте стекла и вызовите 02. В Брянске конфликты между участниками аварии случаются, но нечасто.  Иногда взволнованные водители мешают оформлять ДТП, хватают за руки сотрудников ДПС, оскорбляют. В этих случаях приходится применять физическую силу. Хотелось бы посоветовать автомобилистам в дорожных ситуациях соблюдать хладнокровие. Легко сказать… Но как?  Есть определенные техники. В частности, методика противострессовых дыхательных упражнений. Ведь авария, пусть и небольшая, — сильнейший стресс. Происходит выброс адреналина, учащается пульс. Знакомо? Значит, нужно привести гормональный баланс в норму. Как? К примеру, занять себя чем-то — выставить знак аварийной остановки, закрыть двери машины. Хоть отжиматься, но только в безопасном месте!

Ошибка № 6

Безучастно наблюдать за всем происходящим. Надо сразу постараться найти очевидцев или хотя бы запомнить номера машин, водители которых могли видеть момент аварии. Сделать все, чтобы сохранить улики. По приезде сотрудников ДПС обращать внимание на детали — тормозной след, осколки стекла, повреждения. Только адекватное поведение участников поможет восстановить истинную картину происшествия.

Ошибка № 7

Намеренно занизить скорость во время разбирательств ДТП. Мол, я ехал всего-то 40 километров в час. Однако результаты автотехнической экспертизы в этом случае покажут, что у водителя была возможность остановиться, однако он этого не сделал. Резонный вопрос: почему? Автомобилист сам себя загоняет в ловушку.

Ошибка № 8

Сразу после аварии выскочить из машины, забыв о ручнике, «аварийке» и знаке аварийной остановки. Это, по меньшей мере, неразумно, и чревато последствиями, если ДТП, к примеру, произошло на горке.

Уголовные дела в сфере ДТП мне нравятся тем, что они относятся к категории неосторожных преступлений. Поверьте, защищать человека, который умышленно убил человека, выстрелив ему из пистолета в голову и защищать человека, который своими неосторожными действия и вследствие нарушения правил дорожного движения причинил смерть человеку — две совершенно разные вещи с точки зрения психологии, хотя оба таких преступления связаны со смертью человека. Кроме этого, изюминка преступлений, связанных с ДТП заключается в том, что это одна из немногих сфер, где изменение показаний для избежания от уголовной ответственности приводит вследствие поверхностного знания закона к тому, что человек еще больше ухудшает свое положение. В ходе прочтения статьи, вы сможете понять, с чем это связано.

При прочтении статьи мы разберемся в том, в каком случае лицо подлежит уголовной ответственности за ДТП, какое грозит наказание за преступления в сфере дорожного движения. Остановимся на спорных вопросов относительно наличия или отсутствия вины у водители. Разберем такие термины как техническая возможность избежать ДТП и момент возникновения опасности для водителя. Поговорим про обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и про процедуру расследования уголовных дел, связанных с ДТП. Также, мы узнаем, как действует презумпция невиновности и можно ли в таких делах решить вопрос с помощью денег.

Уголовная ответственность за нарушение в сфере дорожно транспортного движения предусмотрена статьей 264 УК РФ.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

  1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, — лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — лишение свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Итак, вопрос о привлечении водителя к уголовной ответственности возникает только в том случае, если последствием ДТП является тяжкий вред здоровья или смерть человека. Непосредственно на тяжесть преступления влияет наличие состояния опьянения, а также количество лиц, которые стали жертвами такого ДТП.

Кроме этого, диспозиция статьи четко указывает, что для привлечения лица к уголовной ответственности последствия такие должны возникнуть вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Таким образом, если мы никогда не будем нарушать правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортных средств, то никогда и не будем привлечены к уголовной ответственности. Однако, в рамках уголовного права те же самые правила дорожного движения приобретают иногда совсем иное, более глубокое значение.

Давайте разбираться на примерах, общее правило относительно скорости, с которой разрешается движения транспортных средств в населенных пунктах — 60 км/час. Данное правило указано в п. 10.2 ПДД. Однако, все знают, по городу можно ездить со скоростью 79 км/ч и не волноваться ни о камерах, ни о сотрудниках полиции, потому что наказание за нарушение скоростного режима от 0 до 20 км/ч отсутствует. Здесь стоит отметить, что для уголовного права неважно, насколько вы превысили скорость, это в любом случае нарушение ПДД. Таким образом, все лица, превышающие разрешенную скорость и не важно насколько, будут признаны виновниками в случае ДТП.

Переходим к самому популярному пункту ПДД, нарушение которого происходит чаще всего и соответственно при наличии названных последствий влечет уголовную ответственность. Это п. 10.1 ПДД. Он разделен на две части и первая из них гласит: водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Таким образом, если после произошедшего ДТП, вы даете объяснения относительно того, что при разрешенной скорости в 60 км/ч в условиях тумана и покрытого льдом дорожного покрытия, вы ехали по неосвещенной дороге в темное время суток со скоростью 60 км в час и по неосторожности совершили наезд на пешехода, который внезапно появился из тумана и попал под колеса, вследствие чего ему был причинен тяжкий вред здоровью, то вы несомненно будете привлечены к уголовной ответственности именно из-за того, что в ваших действиях будет нарушение п. 10.1 ПДД.

Вторая часть п. 10.1 ПДД (как раз та, самая популярная и самая интересная с точки зрения толкования) звучит таким образом: при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Проблема этого пункта ПДД состоит в его неопределенности для водителя — обывателя. Дело в том, что формулировка данного пункта правил сразу же порождает огромное количество вопросов, ответов на которые в правилах дорожного движения нет. И в свое время это было огромной проблемой для правоприменителя, потому что разъяснений никаких не было и появились они только через 12 лет после принятия уголовного кодекса РФ.

Давайте еще раз этот пункт огласим: При возникновении опасности для движения (вопрос: как понять, что это именно опасность для движения) (вопрос: как непосредственно определяется тот момент, когда эта опасность возникает), которую водитель в состоянии обнаружить (вопрос: которую он обнаружил или которую должен был обнаружить), он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства (так какие конкретно меры — снижение скорости или экстренное торможение).

Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда о судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения, то есть это как раз те разъяснения, который в 2008 году дал один из самых главных судов государства по возникшим вопросам в этой сфере. В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства действует следующим образом:

  1. Определяется с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим отдельно позже)
  2. С помощью формулы определяется была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
  3. Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.

Отдельно стоит сказать о том, что между нарушением ПДД и ДТП должна быть причинная связь. То есть нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности на основании того, что при наезде на пешехода он нарушил ПДД исключительно в части того, что человек на заднем сиденье не был пристегнут.

Теперь о том, как конкретно рассчитывается техническая возможность избежать ДТП. Сначала необходимо определить остановочный путь автомобиля в случае применения экстренного торможения. Это зависит от скорости автомобиля, времени реакции водителя (скорость реакции водителя является табличным значением и составляет от  0,6 секунд до 1,4 в зависимости от дорожной ситуации), от времени запаздывания тормозного привода (обычно составляет 0,1 секунду), от времени замедления автомобиля, от нарастания замедления, которое также зависит от коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием. После того, как мы определили остановочный путь автомобиля, необходимо определить расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение (то есть в момент возникновения опасности для движения). Это расстояние зависит от скорости пешехода до места наезда (табличные значения, которые зависят от возраста, пола пешехода и времени года), от расстояния, которое преодолел пешеход до места наезда, от скорости автомобиля, от пути автомобиля в заторможенном состоянии после наезда.

Все это рассчитывает эксперт, исходя из тех данных, которые ему о ДТП передает следователь. После этого сравнивается между собой две величины, которые мы посчитали, то есть остановочный путь автомобиля и расстояние от автомобиля до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение. Если остановочный путь автомобиля меньше этого расстояния, то считается, что техническая возможность избежать ДТП есть. Если остановочный путь больше расстояния до места наезда, в момент, когда водитель должен был применить экстренное торможение, то считается, что техническая возможность избежать ДТП отсутствует. И как мы уже сказали ранее, если водитель не располагал технической возможностью избежать ДТП, то п. 10.1 ПДД не нарушен, что при отсутствии других нарушений ПДД является основанием освобождения водителя от уголовной ответственности.

Исходя из этого, можно сделать интересный вывод о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше его остановочный путь и соответственно больше шансов на то, что водитель не располагал технической возможностью остановиться. Помните, в начале я говорил о том, что изменение показаний для избежания от уголовной ответственности или ее уменьшения в сфере ДТП приводит к тому, что человек еще больше ухудшает свое положение. Это связано как раз с тем, что лица, попавшие в ДТП намеренно говорят, что скорость, с которой они ехали была меньше реальной, что в итоге приводит к уменьшению остановочного пути автомобиля и соответственно увеличивают вероятность того, что эксперт установит, что водитель обладал технической возможностью избежать ДТП.

Переходим, пожалуй, от самого сложного к самому интересному, а именно к тому, как определяется момент, когда у водителя возникает опасность для движения. Как мы выяснили ранее, исходя из разъяснений Верховного Суда момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, необходимо уяснить, что следователю и суду все равно, когда вы увидели человека на проезжей части, который представляет опасность для движения. Следователю и суду важно, когда вы должны были увидеть такого человека при необходимой внимательности. Кроме этого, подразумевается, что внимательность должна быть добросовестной. Здесь подразумевается например то, что если у вас плохое зрение, вследствие которого вы сразу не смогли обнаружить опасность, то опасность будет считаться возникшей в тот момент, когда вы ее обнаружили бы, если бы носили очки, соответствующие вашему зрению.

В законе нет четкого алгоритма, как определять момент, с которого возникла опасность, более того, даже профессиональная литература об этом говорит не так много, все отдается на усмотрение следователя, (что кстати критикуется), однако сформировалась определенная устойчивая практика. Например, опасность для движения возникает с момента выхода пешехода на проезжую часть. При таких обстоятельствах водитель должен предпринять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. На дорогах, разделенных трамвайным полотном или разделительной линией опасность возникает с момента начала движения пешехода от середины проезжей части. Более интересными представляются другие случаи.

Так, например, водители для избежания уголовной ответственности начинают заниматься тем, что дискредитируют пешехода, наезд на которого совершили. Часто на практике встречаются случаи, когда водители в объяснениях следователю указывают на то, что пешеход был пьяный, шел по тротуару, шатался, а потом неожиданно выскочил на дорогу и упал под колеса. Дело в том, что для водителя опасность возникает с того момента, как только он увидел пьяного пешехода и независимо от того, где такой пешеход находился. Более того, на момент возникновения опасности не влияет, на самом деле пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или нет. Учитывается именно субъективное отношение водителя к дорожной ситуации. Здесь есть юридический каламбур, когда следователи, выполняя свою обвинительную функцию, любят в таких ситуациях подыгрывать водителю, глубоко вздыхают и возмущаются вместе с ним: “Что, прямо пьяный, да еще вдрызг? Ну, дела!”.

Есть еще один пример, где лица, давая недостоверные показания, ухудшают собственное положение. Такой пример реален и связан со случаем ДТП на воде. Защитник обвиняемого — водителя катера — пошел по пути того, что женщина, которая потом попала под лопасти катера, очень плохо плавала. Адвокат потерпевшей стороны недобросовестным способом нашел людей, которые начали давать показания, что погибшая женщина просто отлично плавала, настолько хорошо, что даже ныряла. Защитник ухватился за этот факт и смог доказать в суде, что девушка нырнула перед тем как катер вышел из-за угла, а когда катер повернул и был в непосредственной близости от потерпевшей — вынырнула. При таких обстоятельствах, водитель катера не располагал технической возможностью избежать ДТП, так как опасность для него возникла только с того момента, когда женщина вынырнула из под воды и он ее смог обнаружить.

Если вернуться к случаям, когда опасность для движения возникает еще до того, как пешеход появился на проезжей части, то в научной литературе указывается, что опасная обстановка возникает в случае, если водитель видит детей школьного возраста, увлеченных подвижными играми, которые могут оказаться в опасной зоне, или малолетних детей (дошкольного возраста) без присмотра взрослых.

Показания:  Я точно уверен, что сначала я увидел только одного мальчика, на вид примерно 5-7 лет. В тот момент, когда я увидел выходящего из-за грузового автомобиля мальчика, расстояние до мальчика было примерно, как мне кажется 50-60 метров, поэтому я прекратил набор скорости. Спустя примерно 1-2 секунды после того как мальчик остановился, чтобы пропустить мой автомобиль, из-за того же малотоннажного грузового автомобиля, возле которого находился мальчик, появился мужчина, который остановился рядом с мальчиком, справа от него. Затем, спустя примерно 1-2 секунды, мужчина внезапно для меня начал переходить проезжую часть в темпе быстрого шага. В этот момент расстояние от моего автомобиля до мужчины было примерно 8-10 метров. Я, увидев, что мужчина начал пересекать проезжую часть, постарался увести автомобиль максимально влево и применил экстренное торможение. В какой-то момент мой автомобиль правой передней частью наехал на данного мужчину

Следователь определил, что опасность возникла с момента, когда мужчина вышел из-за грузовика. Эксперт принял от следователя эти данные и путем расчетов определил, что технической возможностью избежать наезда водитель не обладал, вследствие чего следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы это постановление обжаловали и в самой жалобе указали 2 момента:

  1. Приведенные показания свидетельствуют о том, что водитель воспринимал мальчика, вышедшего из-за грузового автомобиля как дошкольника. Дошкольный возраст согласно профессиональной литературе — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
  2. Водитель воспринимал мальчика, в момент, когда последний вышел из-за грузового автомобиля как ребенка без присмотра, так как водитель увидел взрослого мужчину только через определенный промежуток времени.

На примере этого случая можно также понять, почему критикуется положение о том, что момент возникновения опасности определяется следователем, а не экспертом. Следователь, определяя момент возникновения опасности для водителя использовал следующие показания водителя: спустя примерно 1-2 секунды после того как мальчик остановился, чтобы пропустить мой автомобиль, из-за того же малотоннажного грузового автомобиля, возле которого находился мальчик, появился мужчина.

Следователь, недолго думая, считает ширину грузового автомобиля, которая составляет 2,5 метра и ставит эксперту исходные данные о том, что опасность для водителя возникла с момента преодоления пешеходом 2,5 метра от края проезжей части. Что естественно неверно, потому что учитывая угол обзора водителя, последний должен был увидеть пешехода еще до того, как он преодолел расстояние равное ширине грузовика. Таким образом, следователь обладает всей информацией по делу, но из-за недостатка специальных технических познаний часто ошибается в определении момента, когда такая опасность возникла. Эксперт же, обладая более широкими познаниями, нежели чем следователь, не обладает всей необходимой информации по делу и получает ее только от следователя, который не всегда беспристрастен. В научном сообществе ведутся разговоры о том, чтобы наделить эксперта автотехника большими полномочиями.

Рассматривая вопрос о презумпции невиновности, можно привести пример ДТП в виде наезда на пешехода, при котором не было ни камер видеофиксации, ни свидетелей. При таких условиях часто возникает спор относительно того, где был совершен наезд. Пешеход, к примеру, утверждает, что наезд был совершен на пешеходном переходе, сам он переходил дорогу в темпе спокойного шага, а автомобиль двигался со скоростью 70 км/ч. Водитель утверждает, что наезд был совершен вне зоны пешеходного перехода, сам он двигался со скоростью 60 км/ч, а пешеход двигался в темпе быстрого бега. В таких случаях, если автотехническая экспертиза не сможет разрешить возникшие противоречия, то преимущество отдается показаниям водителя. Это связано с положением ч. 3 ст. 14 УПК РФ, которое гласит, что все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены толкуются в пользу обвиняемого.

Часто встречаются разговоры о том, что в сфере ДТП все коррумпированные и все вопросы можно решить за деньги. С полной уверенностью могу заявить, что это не больше, чем миф, который основан на неправильном восприятии ситуации из-за незнания закона. Дело в том, что закон, а именно ст. 76 УПК РФ, допускает примирение сторон. Статья звучит таким образом: лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Все преступления, отнесенные к категории неосторожных преступлений по своей тяжести не могут превысить среднюю. К вреду, причиненному потерпевшему относится как имущественный ущерб, так и моральный вред, при этом моральный вред потерпевший может определять для себя сам, самостоятельно оцениваю цену своих страданий. Таким образом, если участники ДТП достигли примирения, а причиненный вред заглажен обвиняемым, то по заявлению потерпевшего уголовное дело может быть прекращено, а обвиняемый освобожден от уголовной ответственности. В подобных случаях, главное не давать никаких денег без расписки. В расписке должно быть указано то, что причиненный потерпевшему вред заглажен, претензий к водителю никаких не имеет.

Последнее, о чем хотелось бы рассказать в рамках этой темы — это то, почему по такой категории дел необходимо нанимать адвоката, специализирующегося по делам в сфере ДТП.

  1. Может составить правильные показания, от которых следователь будет отталкиваться при производстве дальнейших следственных действий.
  2. Обеспечит правильность определения скорости реакции водителя. Обычно, эксперты определяют скорость реакции водителя, как 0,6 секунд во всех случаях, что является некорректным. Очевидно, что молодой человек в моем возрасте обладает более быстрой реакцией, чем пожилой мужчине в возрасте 70 лет. Несправедливо применять к ним единое табличное значение.
  3. Обеспечит правильность определения технической возможности избежать ДТП, основываясь на тех показаниях, которые он помог составить и табличных значениях, которые смог оспорить.
  4. В случае недостатка доказательственной базы невиновности доверителя может провести адвокатское расследования относительно поиска источников информации, которая может быть полезна для защиты доверителя. Реализуется путем составления адвокатских запросов.
  5. Может выступить в качестве медиатора в деле о примирении сторон вследствие ДТП. Часто, сторона более благосклонна к адвокату другой стороны, нежели чем к человеку, который непосредственно причинил вред, управляя автомобилем.

Автор: адвокат АБ «Антонов и партнеры» Лебедев З.С.

Дата актуальности материала: 12.10.2018

Страховое возмещение по ОСАГО: ответы на нестандартные вопросы

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Иногда на дороге происходят нетипичные аварии. Например, у потерпевшего нет страховки ОСАГО, а виновник аварии не вписан в страховку. Или случилось бесконтактное ДТП, когда виновник «подрезал» другого и спровоцировал врезаться, например, в столб или ограждение. Во всех этих случаях получить компенсацию можно. А иногда внештатная ситуация случается после ДТП. К примеру, поврежденную машину утилизировали и ее нельзя передать на осмотр страховой компании. Но это не повод отказывать в компенсации, если установлен факт страхового случая или размер ущерба.
Потерпевший без страховки

Если у потерпевшего в аварии нет страховки, это не повод отказать ему в выплате по ОСАГО, напомнил Верховный суд. Этот человек может обратиться в страховую компанию, где оформлен полис виновника ДТП. 

ДТП Вождение без страховки: получить компенсацию за ДТП

Потерпевший получит деньги, даже если виновник аварии не вписан в страховку (определение ВС от 30.03.2021 по делу № 18-КГ21-9-К4). Например, если муж вел машину жены.

Как указано в ст. 14 закона «Об ОСАГО», страховщик может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, но сначала страховая компания должна выплатить компенсацию потерпевшему. 

2

Повреждения на машине нельзя осмотреть

Взыскать деньги по ОСАГО можно без осмотра машины, а ремонт или утилизация поврежденного авто — это не повод отказывать в страховой выплате. 

Как указано в п. 11 ст. 12 закона «Об ОСАГО», получить страховое возмещение можно, если представить поврежденный автомобиль страховщику для осмотра и независимой технической оценки. Можно сделать вывод, что если машину не показать и сделать ремонт, то денег не вернуть.

КАСКО и ОСАГО Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто

На самом деле это не так. В деле № 5-КГ21-102-К2 ВС постановил, что если экспертизу провести нельзя, то ущерб считают по документам: актам осмотров, фотоснимкам и другим материалам о ДТП. 

Единственное исключение — если утилизация или ремонт поврежденного автомобиля не позволяют установить факт страхового случая и размер ущерба. Тогда в страховом возмещении могут отказать.

Случилось бесконтактное ДТП

Получить страховое возмещение можно и в случае бесконтактного ДТП. Например, если водитель «подрезал» другого и создал опасную ситуацию, а потерпевший, маневрируя, врезался в столб. 

Хотя в законе нет понятия бесконтактного ДТП, его можно определить как «экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект», считает юрист



Федеральный рейтинг.

Евгений Иванов.

ДТП Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Чтобы получить выплату по ОСАГО в случае бесконтактной аварии, надо доказать, что ДТП случилось по вине другого водителя, а между повреждениями машины и его действиями есть причинно-следственная связь. Как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года, подавать документы надо к страховщику виновника, который не может отказать в ремонте или выплате компенсации.

Вместо денег дают направление на ремонт

Как указано в п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», страховое возмещение бывает в денежной форме или в виде ремонта. Часто страховые компании выбирают более выгодный для себя вариант, рассказывает управляющий партнер юрфирмы



Региональный рейтинг.

группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Интеллектуальная собственность


группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения


группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)

Семен Кирьяк. Например, если машина клиента новая, то ее ремонтируют, а если старая и ставить новые детали дорого — выплачивают деньги.

КАСКО и ОСАГО ВС указал, когда страховщик оплатит новые детали для авто

В последние годы Верховный суд стал бороться с подобной практикой. В своем решении по делу № 18-КГ21-7-К4 ВС указал, что страховщики не должны искать для себя выгоду. Если по закону автовладельцу положена выплата, навязывать ремонт нельзя. Согласно п. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО», владелец авто может потребовать деньги вместо направления на ремонт, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший умер в результате ДТП;
  • потерпевший сильно пострадал в аварии и просит выплатить деньги;
  • цена ремонта превышает максимальный размер страхового возмещения (400 000 руб.);
  • страховщик и потерпевший заранее договорились на такой расчет.

5

Близкий человек умер в ДТП

Согласно п. 6 ст. 12 закона «Об ОСАГО», право на компенсацию за смерть близкого в ДТП имеют: 

  • те, для кого погибший был кормильцем по ст. 1088 ГК (нетрудоспособные иждивенцы или те, кто получал содержание от погибшего);
  • если таковых нет, то супруга, его родители и дети, а еще те, у кого умерший находился на иждивении.
КАСКО и ОСАГО Мать или дочь: кто получит выплату за погибшего в ДТП

Чтобы получить деньги (475 000 руб.), надо обратиться в страховую компанию с заявлением. Фирма подождет еще 15 дней других обращений и в течение последующих пяти дней перечислит деньги. Если заявления подадут несколько человек, то страховщик будет разбираться, у кого приоритетное право на выплату. Без заявления получить выплату по ОСАГО за смерть близкого в ДТП не получится, страховщик не будет самостоятельно разыскивать тех, кому положены деньги. 

Иногда выплату может получить человек из «второй очереди», а после этого с опозданием появляется претендент из «первой» — то лицо, которому выплата положена по закону. Он может требовать ее перераспределения от того, кто уже получил деньги (п. 8 ст. 12 закона «Об ОСАГО»). 

6

По международной страховке 

Если ДТП случилось за границей, а машина виновника аварии застрахована в России по полису «Зеленая карта», то платить за ущерб будет российский страховщик. Такое решение Верховный суд вынес летом 2021 года по делу № 305-ЭС21-3003. 

ВС отметил, что потерпевший самостоятельно выбирает ответственное лицо. Он может обратиться как к страховщику, так и к причинителю ущерба. Если платит причинитель вреда, то он, как страхователь, в свою очередь, может требовать от страховой компании возмещения в свою пользу.

КАСКО и ОСАГО Международное ОСАГО: кто компенсирует ущерб в заграничном ДТП

Это новая позиция для российской практики. Раньше возмещение вреда производилось по закону той страны, где произошло ДТП. Например, АС Московского округа в деле № А40-92769/2013 указал: требование о компенсации надо предъявлять в белорусское национальное бюро, а не к российскому страховщику. 

ДТП на служебном автомобиле. Когда нужно расследовать несчастный случай

И какие еще расследования должны быть проведены.

ДТП на служебном автомобиле. Когда нужно расследовать несчастный случай

Как бы печально это не звучало, но именно ДТП — наиболее вероятный вариант возникновения в организации производственной травмы, в том числе тяжелой или групповой. И данный фактор актуален для всех организаций, которые в той или иной мере используют автомобили в своей работе

Расследуем ДТП

При каких обстоятельствах необходимо расследовать несчастный случай на производстве вследствие ДТП:

  1. ДТП в период официального рабочего времени сотрудника.
  2. ДТП при выполнении работ по поручению руководства.
  3. ДТП с участием транспортного средства, выданного работодателем для транспортировки сотрудника к месту службы и обратно.

Какие случаи не подлежат расследованию

  1. ДТП на личном автомобиле в нерабочее время.
  2. ДТП с участием общественного транспорта в нерабочее время.
  3. ДТП произошедшее в нерабочее время на служебном автомобиле, который используется в личных целях.

Некоторые из перечисленных вариантов могут быть весьма спорными, соответственно, делаем вывод:

если сотрудник попал в автомобильную аварию, обязательно проводим выяснение обстоятельств ДТП и только после этого принимаем решение о дальнейших действиях.

ДТП — несчастный случай на производстве

Рассмотрим вариант, когда ДТП все же признается несчастным случаем на производстве.

Что должно быть выполнено:

  1. Проведено расследование обстоятельств ДТП, с обязательной фиксацией наличия травм сотрудника, включая микротравмы.
  2. В зависимости от наличия травмы, степени тяжести повреждений и количества пострадавших сотрудников, проведены работы по оформлению несчастного случая или микротравмы.
  3. Обязательно оформлен отчет о проведенном расследовании.
  4. Оформлено расследование в рамках обеспечения безопасности дорожного движения (БДД).

Документация

Документы, которые обязаны быть в каждой организации, использующей автомобиль при выполнении служебных функций:

  • Инструкции по охране труда по профессии и видам работ, с которыми должны быть ознакомлены сотрудники, использующие в своей работе автомобиль.
  • Должностная инструкция, в которой указывается, что работник, управляющий транспортным средством, обязан соблюдать Правила дорожного движения.
  • Инструкции при работе на автомобиле.
  • Памятки для работы в сложных условиях и другие документы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ответственность

Ответственность компании будет зависеть от:

  • последствий дорожного происшествия;
  • есть ли в организации все необходимые документы;
  • проводятся все виды инструктажей, обучение;
  • организуются ли медосмотры и психосвидетельствования (если речь идет именно о водителях);
  • обеспечиваются ли работники сертифицированными средствами индивидуальной защиты и так далее.

Определят ответственного и степень вины надзорные органы. Компанию могут привлечь к штрафу, а должностное лицо — к штрафу и даже уголовному наказанию.

Чтобы разобраться, какие ДТП подлежат расследованию, какие — нет, как правильно выполнить процедуру оформления и какие документы обязательно должны быть в каждой организации, использующей автомобиль при выполнении служебных функций, регистрируйтесь на вебинар: «Оформление несчастного случая — правила для HR».

Подробно расскажем о том, какие есть особенности оформления несчастного случая, риски для работодателя, требования к оформлению ДТП со служебным автомобилем

Все участники вебинара получат возможность бесплатной консультации на встрече с экспертом. Ждем вас 1 июня в 10.00 по Мск.

Если вы в первый раз станете виновником ДТП, то вряд ли будете знать, как действовать в таких случаях. Понятно, что по факту случившегося вы вряд ли полезете гуглить необходимую информацию. Поэтому заранее прочитайте статью, в которой мы подробно разберем алгоритм действий при ДТП.

Стоит сразу сказать, что оптимальный вариант действий сразу после аварии — это вызвать юриста и делегировать ему решение всех вопросов. Так вы точно будете уверены, что все сделано правильно. В присутствии юриста на вас точно не смогут несправедливо повесить вину за ДТП, а также не станут трясти с вас деньги за что-либо. Да и решение вопросов со страховой компанией не потребует от вас вложения нервов и времени. Словом, юрист — это, прежде всего, удобно. Но и у вас должны быть кое-какие знания, которые могут вам пригодиться.

Виды ДТП и действия при них

ДТП всегда становятся причиной выброса большого количества адреналина. Человек в таком состоянии плохо ориентируется и не может адекватно оценить ситуацию. Поэтому первое, что необходимо сделать водителю, ставшему виновником ДТП — это успокоиться. Только не пейте успокоительные или алкоголь, ибо это чревато неприятностями.

Следующим вашим действием должна стать оценка степени ДТП. В зависимости от последствий аварии, ДТП подразделяют на:

  • незначительное ДТП (не больше двух машин в аварии, не больше 50 тысяч ущерба);
  • ДТП с пострадавшими;
  • ДТП с летальным исходом.

Для каждой разновидности аварии существует свой алгоритм действий при ДТП. Главное, что должен помнить водитель вне зависимости от того, является он виновником или нет — ни в коем случае нельзя покидать место происшествия. В обратном случае закон будет более жестко действовать по отношению к виновнику.

Алгоритм действий при незначительном ДТП

Незначительным можно назвать ДТП, последствием которого стала небольшая степень повреждения автомобиля. При этом не должно быть пострадавших. Такие происшествия обычно случаются на невысоких скоростях — например, во время парковки или езды по прилегающей территории. Как необходимо действовать виновнику подобного ДТП? Алгоритм следующий:

  1. Прекратить езду и зафиксировать автомобиль с помощью ручного тормоза.
  2. Обязательно включить аварийную сигнализацию и в соответствии с правилами выставить красный треугольник, сообщающий другим участникам движения о ДТП.
  3. Убедиться в том, что ни один участник аварии не получил травм, в противном случае на место ДТП нужно вызвать скорую помощь.
  4. Найти свидетелей аварии и взять их контакты, чтобы передать их потом прибывшим на ДТП сотрудникам ГИБДД.
  5. Проверить, есть ли у сторон ДТП разногласия. Если таковых не имеется, то стороны могут заполнить извещение об аварии самостоятельно. Если же претензии есть, то необходимо как можно тщательнее сфотографировать аварийную ситуацию на мобильный телефон и отправиться в ближайшее отделение ГИБДД.

Виновник ни в коем случае не должен покидать место происшествия, пока не договорится с пострадавшей стороной. Бывают случаи, когда водитель пострадавшего авто отсутствует на месте или присутствует, но в алкогольном или наркотическом опьянении. В таком случае действовать самостоятельно не нужно, следует просто вызвать патруль ГИБДД на место ДТП, вне зависимости от степени ущерба. Также виновник не имеет права покидать место происшествия, пока не заполнит извещение.

Алгоритм действий при ДТП с пострадавшими

Если в результате ДТП есть пострадавшие, то действовать нужно более оперативно. Ведь аварийные действия водителей ДТП привели к тому, что на кону уже не только сохранность автомобиля, но и здоровье, и жизнь пассажиров. Вам нужно:

  1. Вызвать скорую помощь и оказать доврачебную помощь пострадавшим.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить красный треугольник в соответствии с правилами.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола.
  4. Найти свидетелей происшествия.

Наказание за ДТП с потерпевшими будет зависеть от степени полученных травм. Если они будут незначительными, то виновный должен будет оплатить крупный штраф. Но если травмы будут серьезными, то водителю грозит лишение прав на 2 года или арест.

Алгоритм действий при ДТП с летальным исходом

Если в результате ДТП погибли люди, то виновного ждет серьезное наказание. В таких случаях, как и во всех предыдущих, важно действовать согласно алгоритму, ведь это может не только смягчить наказание, но и помочь выжившим участникам ДТП. Вам нужно:

  1. Вызвать скорую помощь.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить треугольник.
  3. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  4. Найти свидетелей происшествия.

Виновного в подобном происшествии ждет 9 лет тюрьмы, если погиб 1 пассажир. Если число погибших два и больше — срок тюремного заключения увеличивается. Если вы будете действовать на благо следствия и согласитесь на возмещение морального ущерба, а также на оплату лечения и реабилитации пострадавших в ДТП, то это может стать смягчающим обстоятельством.

Как поможет ОСАГО при ДТП

Полис обязательного страхования должен быть всегда при себе у любого водителя. Когда вы попадаете в ДТП, полис ОСАГО действует в качестве основного документа, который минимизирует расходы виновника. А еще при его наличии можно не ждать ГИБДД, а ограничиться составлением европротокола. Действие этой бумаги будет вполне законным, если произошло незначительное ДТП (с участием не более двух машин и с небольшим ущербом). Для одного ДТП достаточно одного протокола, который будет действовать на оба пострадавших автомобиля. В европротоколе обязательно следует указать:

  • место и дату происшествия;
  • количество авто в ДТП;
  • свидетелей происшествия и их контакты;
  • ФИО водителя, на которого оформлено авто, и имя фактического водителя (если это разные люди);
  • название страховой компании, выдавшей ОСАГО;
  • место удара по авто;
  • все поврежденные на авто места;
  • схему происшествия;
  • виновника происшествия.

Если водитель будет действовать согласно описанным правилам, это многократно упростит и ускорит процесс оформления ДТП. Будьте аккуратны на дорогах, чтобы эти знания вам никогда не пригодились.

Источники:

Положение о действиях при ДТП

Правила действий при ПДД

Сумма ущерба при ДТП

​Спровоцировать ДТП несложно. Достаточно часто прибегать к опасному вождению, маневрировать в потоке транспорта и экстренно тормозить, чтобы вызвать цепочку панических действий у других водителей, которые и попадают в ДТП. При этом виновники опасной езды не всегда оказываются привлечены к ответственности. Многие уверены, что отсутствие непосредственного контакта их автомобиля с машинами потерпевших является лучшим доказательством их невиновности. Если на бампере и дверях нет следов, то и водитель как бы и не считается участником ДТП. Однако это не всегда так. О том, кого следует считать виновным в ДТП и какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП, рассказывает член Ассоциации юристов России Артем Коростелев.

Бесконтактное ДТП

Верховный суд часто рассматривает такие дела и дает разъяснения. К примеру, показательно дело из города Пушкин Ленинградской области. Двигаясь по улице Железнодорожной, при выезде на улицу Генерала Хазова, водитель не уступил дорогу и тем самым создал помеху встречной машине. Ее шофер, чтобы уйти от столкновения, выехал на тротуар и врезался в дерево. Лихач посчитал, что «подрезанный» им автомобиль не нуждается в помощи быстро уехал с места ДТП. Однако прибывший на место экипаж ГИБДД посчитал, что действия оставившего место ДТП водителя оказываются противозаконными и привлек его к делу в качестве виновника ДТП,

Ранее лихачи, попавшие в подобные аварии, чтобы защитить себя, ссылались на п.1.2. Правил дорожного движения, где имеется буквальное описание термина. «Дорожно-транспортноее происшествие» — это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Фраза «с его участием» трактуется иногда, как «при непосредственном контакте». Однако участие в ДТП может быть и бесконтактным. Разбирательство прошло через суды всех уровней. Дело дошло до Верховного суда, который пояснил следующее:

«Судебные инстанции пришли к выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. Вместе с тем, то обстоятельство, что последний стал участником ДТП, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения». Речь идет об обязанности водителя, причастного к ДТП, остановить автомобиль и сообщить об аварии в ГИБДД.

Согласно п 2,5 ПДД, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

В общем, водитель, спровоцировавший дорожно-транспортное происшествие и избежавший столкновения, признается «причастным к ДТП» и обязан дожидаться наряда ГИБДД, который и оформит протокол в соответствие с законом. Виновник обязан возместить причиненный в результате ДТП вред.

На данный момент согласно устоявшейся правоприменительной практике граждане, которые своими действиями на дороге спровоцируют ДТП с участием других автомобилистов, также признаются участниками дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями, к которым, в частности, относится обязанность возместить причиненный вред в полном объеме.

В каком случае водители могут покинуть место ДТП?

Водители могут покинуть место ДТП если авария не серьезная, ущерб незначительный и на месте самостоятельно оформлена схема ДТП, которая была предоставлена инспекторам ГИБДД для оформления надлежащих документов. Разъехаться можно, если ДТП было оформлено по европротоколу. Но есть и другие уважительные причины. К примеру, виновник аварии повез пострадавшего в больницу или участники столкновения съехали на безопасное место, чтобы освободить проезжую часть.

Если водитель отъезжал с места ДТП, но успел возвратиться до прибытия ГИБДД, то подобная поездка тоже не считается попыткой скрыться с места аварии.

Если же виновник ДТП покинул скрылся по другим причинам, то он может быть наказан в соответствие с п 2. статьи 12.27 КоАП РФ. Водителя, спровоцировавшего аварию и который неправомерно покинул место ДТП, могут лишить прав на срок от года до полутора лет или поместить под арест на 15 суток.


      Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

 В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий. Речь идет о самых разнообразных нарушениях – несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Причины ДТП

             Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);

            Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование мессенджеров и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;

              Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;

            Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;

            Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;

            Плохие условия погоды. Туман, сильный дождь, снег или гололед значительно снижают дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя. Поддавшись на агрессивные выпады других участников дорожного движения, вы можете провоцировать ДТП и потратить свои нервы впустую.

ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району

От дорожно-транспортных происшествий не застрахован никто. Но уж если авария произошла, то очень важно не допустить ошибок, которые, как показывает практика, совершают многие водители транспортных средств. От того, какую линию поведения выберет водитель, зависит многое в этой неприятной ситуации. Кто-то отрешенно наблюдает за всем происходящим, впадает, как говорят,  в ступор. Кто-то, засучив рукава, бросается с кулаками на других участников ДТП, очевидцев, инспекторов ГАИ. Реакцию и первых и вторых нельзя назвать адекватной. Но какую стратегию поведения выбрать? И как не наделать новых ошибок?

Попробуем разобрать самые распространенные ошибки водителей после совершения дорожно-транспортного происшествия.

Ошибка № 1

Оставить место аварии, попросту сбежать: не важно, на своих двоих или на машине. Нарушают аксиому, известную каждому курсанту автошколы, обычно нетрезвые водители или те, кого психологи называют социально незрелыми. Это люди, которые не готовы нести ответственность за свои поступки во взрослой жизни. Последствия? Лишение прав на максимальный срок — на полтора года — водитель-нарушитель точно заработал. А если в ДТП еще и кто-то пострадал, то можно квалифицировать действия беглеца как оставление в опасности (такая статья есть в УК).

— Вероятность найти водителя, оставившего место ДТП, всегда высока, — предупреждает старший инспектор группы розыска ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску Роман Штанов. — На месте происшествия остаются следы, а в 7 из 10 случаев обязательно найдутся очевидцы. Даже маленькая деталь часто помогает установить истину. В нашей практике были случаи, когда по кусочку зеркала и краске удавалось установить скрывшийся с места ДТП автомобиль, и соответственно, водителя.

Что движет беглецом? Страх лишиться водительских прав, оказаться на скамье подсудимых? Да, некоторым нужна определенная смелость, чтобы найти в себе силы и не удрать. Но в шоке они не задумываются: бегство — едва ли не худший из вариантов. Впрочем, обстоятельства бывают разные и иногда ГАИ приходится решать непростые задачи. — Приезжаешь, а один из водителей скрылся, — вспоминает Роман Штанов. — Казалось бы, все очевидно: беглец и есть виновник аварии. Ан нет! Оказывается, решили рассчитаться на месте, но не успела пострадавшая сторона с компенсацией в кармане скрыться за поворотом, как настоящий виновник вызывает инспекторов ДПС: мол, стал жертвой лихача.

Ошибка № 2

Решение самому привезти пострадавшего в аварии в больницу. Обычно так делают водители, сбившие пешеходов. Но вряд ли это решение назовешь оправданным (если, конечно, ДТП не произошло в глухом лесу далеко от ближайшего населенного пункта, да еще и ночью): в городах, как правило, «скорая» приезжает в считанные минуты после вызова. А вот неумелыми действиями запросто можно сделать только хуже, предупреждают медики из службы 03. Например, если приподнять человека без сознания. Вдруг у него поврежден позвоночник? Это чревато разрывом спинного мозга… Можно разве что попытаться остановить кровотечение, допустим, если сломана нога, наложить повязку или дать понюхать нашатырный спирт. — А потом, в какую больницу везти? — продолжает Роман Штанов. — Часто привозят не по адресу — к примеру, в отделение, которое на подобных травмах не специализируется. Уже врачам приходится вызывать «скорую», и пациента везут в другой конец города. Теряется время. Причем это не освобождает водителя, который почему-то не оставил свои данные в регистратуре больницы, от ответственности. Врачи обязательно уточнят, при каких обстоятельствах получена травма, и сообщат в полицию. А автомобилист ведь уже съехал с места ДТП… Все это говорит не в его пользу. Даже если пешеход утверждает, что все в порядке, лучше вызвать сотрудников ДПС. В шоке многие не чувствуют боли и обращаются к врачам через несколько часов, а то и дней. Начинаются поиски водителя… Потом, когда автомобилиста находят, доказать правоту ему будет очень непросто. Даже если авария произошла по вине пешехода.

Ошибка № 3

Пробовать переставить машину, замести следы ДТП. Такое, увы, случается: всеми правдами и неправдами «находчивые» водители пытаются уйти от ответственности. Опытный сотрудник ДПС по расположению машин, уликам сразу смекнет, что дело нечисто. Но как поступить в этом случае второй стороне?  Практически у всех сейчас есть мобильники с фотокамерами. Сделайте как можно больше снимков. Еще один выход из ситуации — попросить остановиться кого-нибудь из водителей, обратить внимание на действия хитреца.

Ошибка № 4

После аварии оставаться на проезжей части и кружить вокруг машины. И непременно с мобильником в руке! Понятно, у водителя стресс, но из-за мелкого ДТП движение, особенно в большом городе, не останавливается. Водителям приходится мало того, что объезжать поврежденные машины, так еще и следить за участниками аварии, которые так и норовят попасть под колеса.

Ошибка № 5

Выяснять отношения без сотрудников ДПС. Когда эмоции перехлестывают через край, лучше отойти в сторону и даже не приближаться ко второму участнику аварии. А если вас атакует агрессивно настроенный водитель, то сядьте в машину, закройте стекла и вызовите 02. В Брянске конфликты между участниками аварии случаются, но нечасто.  Иногда взволнованные водители мешают оформлять ДТП, хватают за руки сотрудников ДПС, оскорбляют. В этих случаях приходится применять физическую силу. Хотелось бы посоветовать автомобилистам в дорожных ситуациях соблюдать хладнокровие. Легко сказать… Но как?  Есть определенные техники. В частности, методика противострессовых дыхательных упражнений. Ведь авария, пусть и небольшая, — сильнейший стресс. Происходит выброс адреналина, учащается пульс. Знакомо? Значит, нужно привести гормональный баланс в норму. Как? К примеру, занять себя чем-то — выставить знак аварийной остановки, закрыть двери машины. Хоть отжиматься, но только в безопасном месте!

Ошибка № 6

Безучастно наблюдать за всем происходящим. Надо сразу постараться найти очевидцев или хотя бы запомнить номера машин, водители которых могли видеть момент аварии. Сделать все, чтобы сохранить улики. По приезде сотрудников ДПС обращать внимание на детали — тормозной след, осколки стекла, повреждения. Только адекватное поведение участников поможет восстановить истинную картину происшествия.

Ошибка № 7

Намеренно занизить скорость во время разбирательств ДТП. Мол, я ехал всего-то 40 километров в час. Однако результаты автотехнической экспертизы в этом случае покажут, что у водителя была возможность остановиться, однако он этого не сделал. Резонный вопрос: почему? Автомобилист сам себя загоняет в ловушку.

Ошибка № 8

Сразу после аварии выскочить из машины, забыв о ручнике, «аварийке» и знаке аварийной остановки. Это, по меньшей мере, неразумно, и чревато последствиями, если ДТП, к примеру, произошло на горке.

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Невнимательность водителя после ДТП может привести к лишению его прав

За неосторожность на месте аварии водителю придется уплатить штраф, а за легкомысленное отношение к оформлению ДТП – распроститься с водительским удостоверением

Невнимательность водителя после ДТП может привести к лишению его прав

Дорожно-транспортное происшествие – это всегда психотравмирущая ситуация. Даже опытный водитель может растеряться и забыть, как действовать и на что обратить особое внимание. Потому так часто участникам ДТП приходится сталкиваться с неприятными последствиями из-за того, что они не учли, казалось бы, незначительные детали.

Что делать водителю в случае ДТП?

Если произошло ДТП, в первую очередь водитель должен:

  1. Остановить автомобиль и не перемещать его с места ДТП.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  3. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию (например, детали автомобиля, находящиеся на асфальте).
  4. Соблюдать меры предосторожности на проезжей части.
  5. Определить, имеются ли очевидцы ДТП, и по возможности зафиксировать их данные (Ф.И.О., адрес, телефон).

Можно убрать с дороги автомобиль, если из-за ДТП образовалась пробка?

Автомобиль можно переместить с проезжей части к ее краю на незначительное расстояние, если в результате ДТП созданы помехи для дорожного движения либо движение автомобилей стало невозможным. Но прежде с помощью фото- или видеосъемки необходимо зафиксировать расположение автомобилей на месте ДТП и предложить сделать это второму участнику происшествия.

Не рекомендуется передвигать автомобили, несмотря на помехи движению, если между водителями возник спор о том, кто виноват в аварии. Картина произошедшего позволит сотрудникам ГИБДД установить истинного виновника ДТП.

Водитель будет наказан за неосторожность на месте аварии?

Правило о предусмотрительном поведении на месте ДТП было установлено в декабре 2018 г. Если водитель его проигнорировал и в результате, к примеру, на него был совершен наезд мимо проезжающим автомобилем, он может быть привлечен к административной ответственности и должен будет уплатить штраф (ст. 12.27 КоАП РФ).

Как избежать проблем при оформлении ДТП водителями самостоятельно?

Незначительные дорожно-транспортные происшествия можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД. Сделать это можно, только если между водителями отсутствуют разногласия по поводу того, кто виноват в аварии, нет пострадавших и предположительная сумма ущерба составляет не более 100 тыс. руб. В этом случае участники ДТП должны подготовить извещение о происшествии – «европротокол».

Чаще при составлении «европротокола» проблем у водителей в дальнейшем не возникает, поскольку изначально разногласий не было. Однако водитель, признавший себя виновником ДТП, может передумать и оспорить протокол.

Чтобы этого не произошло, нужно внимательно заполнить все графы «европротокола» совместно со вторым участником происшествия. Обязательно укажите, что пострадавших в ДТП нет. Проверьте внесенные данные об автомобиле и водителе. Убедитесь, что его подписи стоят везде, где они требуются, а экземпляры протокола идентичны.

Подробнее о составлении «европротокола» можно прочитать в публикации «Пошаговая инструкция – участникам ДТП».

Ошибка сотрудника ГИБДД может привести к лишению прав?

Оформление ДТП проходит при участии сотрудников ГИБДД, если сумма ущерба составляет более 100 тыс. руб., есть пострадавшие или у участников происшествия возникли разногласия.

В такой ситуации нужно обязательно проверить, правильно ли сотрудники ГИБДД составили схему дорожно-транспортного происшествия. Некорректное отражение расположения автомобилей на схеме может привести к наложению на водителя штрафа либо лишению водительских прав. Например, если из-за такого неверного отражения, согласно схеме, автомобиль оказался частично на полосе встречного движения, то водитель может не только автоматически стать виновником ДТП, но и лишиться водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

В случае несогласия со схемой, составленной сотрудником ГИБДД, нужно обязательно обозначить его хотя бы словами «не согласен» в предусмотренной для этого графе. Помните: подписывать такой документ в интерпретации сотрудника у водителя обязанности нет.

К сожалению, часто водители не глядя подписывают некорректные схемы и протоколы. Потом обжаловать их в суде практически бесполезно.

Откуда берутся потерпевшие, если в ДТП не было пострадавших, и какими будут последствия?

Нужно обязательно обратить внимание, сообщал ли второй участник происшествия сотрудникам ГИБДД о том, что он пострадал в ДТП. Часто люди жалуются на то, что «ударились головой», хотя это может быть совсем не так.

Если жалоб на состояние здоровья ни от кого не поступило, это обязательно нужно зафиксировать фразой «в ДТП пострадавших нет» в протоколе, объяснениях и схеме дорожно-транспортного происшествия. Это важно, поскольку все чаще случаются ситуации, когда сразу после ДТП пострадавших не было и никто не жаловался на состояние здоровья, а позже вдруг появляются потерпевшие.

Обычно это происходит по одному и тому же сценарию. После оформления ДТП, в котором никто не пострадал, один из водителей узнает, что виноват другой участник происшествия. Спустя несколько часов после ДТП или даже на следующий день он обращается в медицинское учреждение. Там после жалоб на головную боль, головокружение и тошноту у «потерпевшего обнаруживают сотрясение головного мозга». Этот диагноз законно может быть поставлен исключительно на основании слов пациента. При этом сотрясение головного мозга относится к телесному повреждению, повлекшему легкий вред здоровью.

В результате в отношении ни о чем не подозревающего второго водителя, который оказался виновником небольшого ДТП, возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ. Он может быть подвергнут административному наказанию в виде лишения водительских прав сроком от одного года до полутора лет.

Оспорить такую ситуацию в суде крайне сложно. Потребуется проведение неоднократных медицинских экспертиз и исследований, придется потратить много времени и денежных средств.

Практика показывает, что обычно негативные последствия ДТП возникают по невнимательности водителя. Помните: при возникновении разногласий с сотрудниками ГИБДД или другими водителями лучше обратиться к юристу или адвокату; не следует подписывать неточный или не до конца понятный документ без консультации со специалистом.

С начала сентября на территории региона произошло 10 ДТП с участием пешеходов. В 3 дорожных происшествиях виноваты сами пешеходы.

Основными причинами возникновения данного вида ДТП являются, непредставление преимущества в движении пешеходам, превышение скорости движения, а также самоуверенность и невнимательность водителей.

Нередко сами пешеходы становятся нарушителями правил дорожного движения. Так основными причинами ДТП по вине пешеходов является переход проезжей части вне пешеходного перехода или в неустановленном месте. Зачастую виновниками данных ДТП являются пенсионеры.

Так, 20 сентября около 21 часа 10 минут в Ковдоре водитель, управляя автомобилем «Мерседес» допустил наезд на пенсионерку, 1939 года рождения, которая переходила проезжую часть дороги в неположенном месте в зоне видимости пешеходного перехода. В результате ДТП пострадавшая получила телесные повреждения.

11 сентября в 19 часов 45 минут в Мурманске на улице Щербакова водитель автомобиля «Хендай» при движении задним ходом допустил наезд на женщину 1936 года рождения, которая переходила проезжую часть в неустановленном месте в зоне видимости пешеходного перехода. Пострадавшая также получила травмы.

Госавтоинспекция напоминает, что при проезде перекрёстка, выполняя поворот (независимо направо, налево), водитель обязан предоставить преимущество в движении пешеходам. Особенно внимательными необходимо быть во время совершения манёвров на дворовых территориях.

Пешеходы в свою очередь должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Необходимо обязательно убедиться в безопасности перехода и отказаться от использования мобильных телефонов и наушников во время пересечения проезжей части.

В темное время суток для улучшения видимости в свете фар необходимо использовать световозвращающие элементы. Светоотражатель является надежным устройством, который снижает риск наезда на пешехода в 6 раз.

Берегите себя и своих близких, соблюдайте Правила дорожного движения!

  • Утм егаис ошибка 403
  • Участвовать работа над ошибками
  • Утконос ошибка отправки смс
  • Участвовать на выборах какая ошибка
  • Уходя со смены рабочими проверяется оборудование фабрики исправить ошибки