Учимся на чужих ошибках примеры

Вам хотя бы раз говорили о том, что на ошибках учатся? Разница лишь в том, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый — на своих. А что будет, если мы вам скажем, что это не совсем правда, и ошибки в целом имеют слабый образовательный потенциал. Разбираемся, что мешает людям учиться на чужих ошибках и как с этим справиться.

Ошибки и мозг

На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.

Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ. Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд. Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.

Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.

Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.

И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.

Что нам мешает учиться на чужих ошибках?

Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта. Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью. На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».

С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.

К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.

Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.

Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом

Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.

Во-вторых, включайте эмпатию

Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.

В-третьих, мыслите шире рассказанной истории

Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.

Все они достигли успеха благодаря каким-то качествам, решениям и поступкам, которые все остальные тщательно рассматривают, раскладывают по полочками и растирают и выпаривают в ретортах, чтобы получить свой философский камень — то бишь рецепт универсального успеха. Но тем не менее этот путь не особенно приводит к ожидаемому результату: много из ваших друзей, спящих в обнимку с биографией Джобса, продали в прошлом году свой стартап хотя бы за сто тысяч долларов? У меня — ни одного!

Весь парадокс ситуации заключается в том, что, следя за успешными людьми, никто особо не обращает внимание на неудачников и их ошибки — а секрет кроется именно здесь! В статистике есть такое определение «Ошибка выжившего» — когда статистики ищут закономерности в одной группе, так называемых «выживших», забывая о другой — не менее важной, группе «погибших».

Чтобы доказать свое утверждение, приведу знаменитый исторический пример. Во время Второй мировой войны в США было создано специальное ведомство, которое, помимо прочего, занималось проблемой безопасности бомбардировщиков — их было настолько легко сбить, что в лучшем случае половина возвращалась обратно. Изучая вернувшиеся бомбардировщики, военные решили, что надо укрепить броней места, прошитые пулями — крылья, носовую часть и прочие.

Но тут в дело вмешался математик, изучил проблему и объяснил, что нужно искать места, где уцелевшие бомбардировщики не были повреждены — именно это самые уязвимые места, ведь самолеты вернулись обратно только потому, что туда не попали! Ими оказались бензобак и кабина пилота — которые закрыть броней было гораздо проще, нежели крылья. Таким образом, этот вывод математика — даже не инженера! — спас жизни множества пилотов, и этот принцип используется в военной технике до сих пор.

Точно так же в жизни мы видим только вершину айсберга — только тех, кто добился успеха, стараясь не обращать внимание на неудачников, опасаясь заразиться их неудачами. Хотя пословица гласит, что умные люди учатся на чужих ошибках, в научной литературе публикуются результаты только успешных экспериментов, а если бы был каталог неуспешных, ученые могли бы снова и снова не повторять ошибок предшественников.

И вот признаюсь, я решила рискнуть и составить список ошибок, которые приводят людей к жизненному краху, не только профессиональному, но и личному — на примере моих знакомых и их историй из жизни.

1. Ориентироваться на чужое мнение, даже самых близких людей, а не на собственные желания. По-моему, это классический пример — хотел быть художником, но родители сказали, лучше быть юристом, денежнее и престижнее. В результате человечество имеет еще одного посредственного и печального юриста, вместо того чтобы иметь хорошего и счастливого художника.

2. Пытаться быть всегда хорошим. Вытекает из предыдущего пункта. Вежливость — это замечательно, но тот же популярный Стив Джобс был редким хамлом. Победителей не судят!

3. Тратить время на неинтересную работу. К сожалению, жизнь слишком коротка, чтобы каждый день с ненавистью тащиться туда, где тебе не нравится — даже если за это хорошо платят.

4. Ставить перед собой нереальные цели. В последнее время я замечаю, как люди выбиваются из сил, стараясь выплатить ипотеку за квартиру в двести-триста квадратных метров, теряя на этом здоровье и жизненные силы — лишь бы не стать хуже других. Это касается многих вещей; об этом уже миллионы раз говорилось, что деньги и вещи еще никого не сделали счастливее, но тем не менее пятые Айфоны по-прежнему лидируют в списке желаний.

5. Не отстаивать собственные интересы, считая их второстепенными. Семейные психологи говорят, что все проблемы в семье происходят оттого, что один член семьи позволяет себе лишнее, а другой молчит и терпит.

6. Брать на себя лишние обязательства — особенно за родственников и подросших детей. Разумеется, у этой ошибки есть психологическая подоплека — стремление к контролю, которое в результате разрушает жизнь и того, кто контролирует, и тех, кто привык к постоянной неусыпной заботе.

7. Давать людям третий шанс. Второй шанс еще можно дать — но уже с некоторыми ограничениями. Но в третий раз прощать изменившего или запившего мужа — это уже непростительная ошибка!

8. Делать гадости людям. Я не особенно верю в карму и в высшие силы, но замечаю, что люди, которые обманывали других, совершали подлости и предавали, рано или поздно оказываются в одиночестве. Благодаря тем, кто не совершает предыдущую ошибку и не дает им второй/третий шанс.

9. Винить в своих неудачах других. Подлые партнеры, мужики-козлы, невнимательные работодатели и неблагодарные дети — вот кто виноват в том, что жизнь рванула под откос.

10. Думать, что кто-то придет и решит все твои проблемы. Типичная ошибка девушек, ждущих принца — проблемы накапливаются, принц не приходит, либо приходит и приносит с собой массу других проблем.

Разумеется, этот список далеко не полный — зато каждый из нас может его дополнить и расширить, и возможно, это позволит нарастить броню и подстелить соломку именно в том самом месте!

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.

Это конечно полная неправда, которая заставляет страдать многих людей, боящихся совершить ошибки. Они сидят и смотрят на тех, кто что-то делает, завидуют им, злятся на них, злятся на себя, но боятся. Боятся ошибок, ведь тогда они будут дураками. Чтобы не быть дураками, надо прочитать много литературы, стать экспертами, экспертами теоретического всезнания. А на самом деле незнания.

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.

У вас бывали ситуации, когда вы делали что-то, ошибались и косячили, а потом думали «ну, б. лин! Мне ведь именно об этом говорили»? Конечно было. А еще наверняка вы ругали себя за то, что сделали, потому как стыдно как дурак ошибаться, надо — то умней!

Но задумайтесь вот над чем: если бы вы не получили этот опыт, вы бы так ничего и не поняли.

Внимание! Только в искусственных системах есть идеальные эталонные метры, сферические шары и кони в вакууме. В природе идеального нет. В природе даже прямых линий нет. Кстати, знаете какая есть популярная искусственная система в жизни каждого из нас? Школа, конечно. Именно там дрючат за первые малейшие ошибки. В интернете долго гуляла фотка «Двойки», которую поставили одному парню за то, что он провел операцию деления в уравнении, потому что деление еще не проходили и оно запрещено (см. Запрещенное на территории России государство деления и умножения.

Невозможно, невозможно чему-то научиться, не совершая ошибок. В том случае, если даже вам 10 раз скажут «не Ходи Туда, не Общайся с Этим Человеком, не Трогай эту Штуку», вы все равно пойдете, пообщаетесь и потрогаете штуку, потому что не понимаете, а что в этом такого. И только когда вам станет больно или страшно, вы поймете, о чем речь (если конечно почувствуете, а не проигнорируете.

Либо вам станет хорошо, и вы поймете, что другой человек ошибался, а вы теперь сами можете научить, как сделать чтоб хорошо.

Но для этого надо рискнуть и прожить этот опыт на себе. Ко мне часто приходят клиенты, которые ужасно боятся общаться с противоположным полом, боятся сказать «Привет», сказать о своих чувствах, о своем решении, пригласить, позвать, отказать, показаться навязчивыми. Им кажется, что можно сразу все сделать идеально. Их приводит в ужас одна только мысль сделать «Как-нибудь», а не хорошо. А хорошо не умеют, потому что не пробовали. См. Паралич перфекциониста.

Невозможно сесть на велосипед и поехать, не упав. Так и невозможно общаться и строить отношения, не попробовав ошибаться.

Я часто рекомендую перед свиданием, если их давно не было, специально настроиться на «Завал», т. е. не стараться, не одеваться красиво, а провалить встречу. Это конечно не значит ругаться или вести себя некрасиво, но не пытаться никого впечатлить.

Менеджерам продаж, например, верно рекомендуют завалить первые 5 звонков, чтобы страх звонка, страх ошибки ушел. Мир не рухнет от ваших ошибок, зато вы станете лучше.

Закончу одной шуткой (не шуткой: настоящий эксперт — это тот человек, который совершил все возможные ошибки в заданной узкой области.

Смысл пословицы «умные учатся на ошибках других, а глупые на своих»

'Смысл пословицы

Строя МЛМ бизнес, не стоит об этом забывать. Через жизнь каждого более-менее серьезного сетевика проходят по меньшей мере тысячи людей, прежде чем найдутся те несколько из этих 10%.

И чем больше их проходит, тем меньше времени уходит на каждого ненужного кандидата. Накопленный опыт позволяет легко определить те 10%, на которых стоит обратить внимание.

Интересно правда и то, что новые кандидаты при этом уже не особенно и нужны. По прошествии нескольких месяцев в бизнесе, как правило, большая часть времени уходит на работу с уже существующими партнерами.

Вот так и происходит все по закону подлости, когда навыки нужны – их нет, а когда появляются – становятся нужны уже совсем другие.

Как же выйти из этого замкнутого круга?

Ответ прост и спрятан в пословице:

«Умные учатся на своих ошибках, а мудрые – на чужих»

Поступайте как мудрые. Используйте опыт других людей.

Система построения МЛМ бизнеса – это ничто иное, как опыт других людей представленный в виде четких шагов.

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Многие твердят, что л учше на чужих ошибках учиться . Мол, почитайте романы, любовные истории, автобиографии людей, чьи-то воспоминания, дневники – и вынесите для себя уроки, чего нужно делать, а чего не нужно. Но, как показывает жизнь, такой опыт бывает редко полезным. Люди стремятся учиться на чужих промахах лишь потому, что боятся их совершать. А это трусость. Все люди разные, у каждого свои трудности. С одними проблемами вы можете столкнуться, а с другими – нет. Тогда зачем изучать жизненные трудности всего человечества?

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?

Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался». Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете. Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.

Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум. Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе. Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.

На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить. Многое можно прочесть; как избежать конфликта , как бороться с ленью и даже как стать успешным . Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит. Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучиться новому

Есть так много возможностей учиться на ошибках, вот некоторые из них:

Напомните себе, что ошибки делают вас людьми

. Сделать ошибку приемлемо. Просто не позволяйте ей повториться.

Признайте свои ошибки и овладейте ими

. Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучения, а не источник страха или смущения.

Приветствуйте критику

. Относитесь к критике, как к подарку, а не пощечине.

Дайте себе оценку

. Жизнь — это классная комната. Каждый раз, заканчивая какое-либо дело, задавайте себе вопрос: «Если бы у меня была возможность сделать это снова, что бы я сделал по-другому?»

Бросьте вызов своему распорядку

. Оставьте зону комфорта и не бойтесь меняться. Когда люди не учатся на ошибках, их ошибки часто превращаются во вредные привычки.

Измените свои привычки

. Избавьтесь от своих плохих привычек. Практика не сделает вас совершенным, если вы делаете это неправильно.

Подумайте, прежде чем начать что-то делать

. Вспомните, делали ли вы это в прошлом, чтобы не пришлось изобретать колесо.

Учитесь у других

. Если вы учитесь на ошибках других людей, вам не придется совершать каждую ошибку самостоятельно.

Умный учится на чужих ошибках

Я уже год как пытаюсь разобраться в этом вопросе, но никак не могу ничего понять. Когда нам лет в 14 твердят, что так нельзя, с теми не гуляй туда не ходи, это плохой человек мы не слушаемся. Мы же не хотим понимать своих родителей, мы твердо настаиваем на своем и совершаем очень много ошибок, которые не лучшим образом отражаются на наше будущем. Да казалось бы я слишком молода что бы этом говорить но и молчать я не могу. В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда случается что-то плохое. Момент, когда приходится делать выбор всю жизнь смотреть на жизнь через розовые очки или же на конец снят их и посмотреть на жестокую реальность. Кто то пытается их снять но, испугавшись реальности они одевают их обратно на всегда, а кто-то выбирает другой путь. Они снимают очки с осознанием того что они уже повзрослели и пора поступать как взрослый человек. А кто-то не снимает их никогда не в 18 не в 30 и даже в 70 они боятся их снять. Но какой, же путь лучше? Однако же есть люди, которые даже в 30 остаются маленькими и их поступки не соответствуют возрасту. Понимая, что они навсегда оставили при себе свои розовые очки и их уже невозможно снять. Они пытаются понять реальность пытаются поступать как взрослые люди, однако же, у них ничего не получается. Всего лишь потому, что когда то струсили, теперь они играют в реальность, но не живут в ней. Встречая призраков прошлого, мы боимся заглянуть им в глаза. Боимся собственных совершенных ошибок. Возможно, когда мы не боимся заглянуть в глаза прошлого и можем правильно рассудить сами себя и является признаком взрослости. По сколько в жизни не всегда действует принцип «предупрежден, значит вооружен». Может не стоит бояться реальности не стоит бояться взрослеть. Может чем раньше, тем лучше? Я сделала свой выбор. Но я не могу сделать его за других. Как вам поступить решать лишь вам. Но не стоит бояться, как бы вам не было страшно. Не жалейте себя и о том что сделано. Смотрите в будущее, ведь оно станет у каждого прекрасным. Если он будет, к этому стремится. Все в наших руках.

Некоторые люди никогда не усваивают урок

Задайте себе вопрос: “Я имею 20 лет опыта или один год опыта, который повторился 20 раз?” Ниже представлены основные 12 причин, почему люди не учатся на своих ошибках. Они говорят:

“Я уже знаю, как это делается”

. Некоторые люди думают, что они все это знают и им нечему учиться.

“Я никогда больше не окажусь в такой ситуации”

. Некоторые люди отказываются тратить время на изучение ошибки, которая возможно больше не повторится, хотя это скорее всего произойдет.

«В любом случае это не имеет значения”

. Некоторые люди считают, что не могут повлиять на большинство неудач, поэтому их изучение — бессмысленно.

“У меня нет времени”

. Некоторые люди слишком заняты, чтобы думать, а тем более учиться на своих ошибках.

“Я редко ошибаюсь”

. Некоторые люди считают, что они не ошибаются. Очевидно, они никогда не узнают так ли это на самом деле.

“Я всегда так делаю”

. Некоторые люди делают что-либо без предусмотрительности. Последнее, о чем они думают — это извлечение уроков.

“Да что они знают?”

. Некоторые люди избегают критики, как чумы. Они считают, что если они не знают о своих недостатках, у них их нет.

“Никто мне никогда не говорил об этом”

. Некоторые люди живут или работают одни. Они повторяют ошибки, потому что они не знают о них.

“Мне так хорошо”

. Некоторые люди имеют странное чувство реальности. Всякий раз, когда они делают ошибки, они убеждают себя в обратном.

“Мне просто не повезло”

. Некоторые люди считают, что ошибка — результат неудачи. В этом случае бессмысленно учиться на этом.

“Меня не волнует, как это сделали другие”

. Некоторые люди отказываются рассматривать вопрос о том, что было сделано раньше, и уж тем более применять это на практике.

“Я слишком стар, чтобы учиться по-новому”

. Некоторые люди думают, что они живут уже слишком долго и у них нет необходимости учиться. Это ошибка!

«Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак…»

Как хорошо афоризм Уинстона Черчилля отражает менталитет наших людей: «Я всегда готов учится, но мне не всегда нравится, когда меня учат».

Большинство людей учатся у нас неохотно (не все, но большинство – заучки как я не в счет), и терпеть не могут, когда им кто-то делает замечание или дает советы. Но вот самим поучать – за милую душу. Говорят со стороны виднее, но это не всегда так. В большинстве случаев не разобравшись в ситуации люди начинают поучать, упрекать и раздавать советы. Кто им дал право на это?

Например, у меня был недавно случай, когда бабушка моего бывшего одноклассника решила меня в моем возрасте отсчитать как школьницу. У меня такого тона даже родители не позволяют. Все дело было в рванных джинсиках. Я понимаю, что это другое поколение и она глубоко верующая. Но даже батюшки так не разговаривают с людьми. Она всегда была от меня без ума. Я всегда с ней была вежлива и искренна… Все изменилось в тот день, когда я прошла мимо нее в длинной тунике (сзади даже ниже колен) и в своих любимых самых рванных джинсах. Ничего не подозревая, я прошла мимо нее и поздоровалась. Она резко меня окликнула и в приказном порядке попросила подойти ближе. Я тихо обалдела, но без задней мысли подошла. Она стала меня как школьницу отчитывать за внешний вид. Который в принципе не был не вульгарным, ни открытым. Просто не укладывался в устаревшие узкие рамки. Я с улыбкой ей ответила, что главное, чтобы мне нравилось, поспешила уйти, чтобы не высказать все, что я думаю о таких умниках (воспитание не позволило проигнорировать возраст). У меня даже папе пришлось смириться с моей страстью к рванной одежке, так как это бесполезно и я все компенсирую длинным верхом.

После такого «урока» свои привычки я не поменяла, но теперь эту бабушку обхожу десятой дорогой, а если и встречаю, то быстро сухо здороваюсь и исчезаю. Просто не нужно обижать хороших девочек зря.

Если вас никто не просит, держите свое мнение при себе, пока вас не попросит, кто-то высказаться. Заведите личный блог или дневник и умничайте на здоровье, но в лицо человеку, да еще и в грубой форме…- это моветон.

Еще один перегиб, когда родной человек упрямо не хочет прислушиваться к близким людям, аргументируя это тем, что пусть вы и правы, но он (она) сам (а) будет учиться на своих ошибках, – это тупость. Не зря говорят: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».

Согласны? :)

'

Цитаты про опыт и ошибки

Темы выпуска — опыт и ошибки цитаты и афоризмы:

Человек, которые не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает. Герберт Прокноу

В отличие от мужчин женщины признавали бы свои ошибки немедленно, если бы совершали ошибки. Роберт Лембке

Человек должен научиться прощать свои ошибки. Артур Дэвисон Фикк

Все люди совершают ошибки, и дело совсем не в этом. Дело в том, какой опыт они извлекают. Олег Рой “Обняться, чтобы уцелеть”

Учитесь на ошибках других людей — вы не можете прожить достаточно долго, чтобы сделать их все самостоятельно. Мартин Ванби

Всегда честно признавай свои ошибки, это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые. Марк Твен

Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. Джордж Сантаяна

Даже самые юные из нас иногда ошибаются. Бенджамин Лжоветт

Совершать промахи — значит щадить своих врагов; вести себя безукоризненно — значит быть вправе их не страшиться. А. Латур-Шамбли

Если бы мне пришлось прожить свою жизнь заново, я бы осмелилась сделать больше ошибок. Надин Хистри

Самое верное средство ошибаться — это считать себя непогрешимым. П. Буаст

Если вычеркнуть из жизни ошибки, может остаться одна подпись. Г. Малкин

Самая большая ошибка заключается в том, что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. Т. Карлейль

Самый хороший учитель...

Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их. Леонардо да Винчи

Желание избежать ошибки вовлекает в другую. Гораций

Признаться в ошибке — вторая ошибка. Джин Керр

Забудьте ошибки. Забудьте неудачу. Забудьте всё, кроме того, что вы собираетесь делать сейчас и делайте. Сегодня ваш счастливый день. Уилл Дюран

Ошибки не выполняют свою миссию в оказании помощи человеку, который винит в своих ошибках других людей. Генри С. Хаскинс

Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других. А. Моруа

Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей. Н. Чернышевский

Кто быстро ошибается, быстро исправляет ошибку. Фрэнсис Бэкон

Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед. У. Ченнинг

Легче правильно сделать самому, чем объяснять, в чем ошибки другого. Г. Лонгфелло

Ошибка дает возможность начать всё с начала, только более разумно. Генри Форд

Многолетний опыт, нередко печальный, привел меня к выводу, что нельзя прийти ни к каким выводам. Вита Саквилл-Уэст

Опыт старших — это более длинная цепь ошибок в сравнении с опытом молодых. Инна Гофф

Мы охотнее признаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении. И. Гёте

Опыт породил больше робких людей, чем умных. Генри Уилер Шоу

Не ошибается только тот. кто ничего не делает; но вся его жизнь — одна большая ошибка. Кардинал Мерсье

Наступить на грабли...

Непростительными бывают ошибки лишь тех, кого мы больше не любим. М. Скюдери

Опыт — это школа, в которой человек узнает, каким дураком он был раньше. Г. Шоу

Несчастны те, кто никогда не ошибается, они никогда не бывают правы. Ш. Линь

Опыт — это название, которое каждый дает своим ошибкам. О. Уайльд

Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются. Ж. Ренар

Опыт — это дорогая школа, но что делать, если для дураков нет другой школы. Б. Франклин

Опыт — хорошая вещь, если вы за нее не переплатили. Томас Фуллер

Опыт — хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета. М. Антрим

Опыт — это гребень, который дарит нам жизнь, когда мы уже лишились волос. Л. Стерн

Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика. Т. Карлейль

Опыт — это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. А. Мюссе

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Теодор Рузвельт

Опыт — это сумма совершенных ошибок, а также ошибок, которых, увы, не удалось совершить. Франсуаза Саган

Нередко умное решение проблемы возможно только после ряда серьезных ошибок. В. Зубков

Опыт бежит за человеком — впустую. Человек быстрее. Роберт Лембке

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка — это лишать себя опытности. Люк Вовенарг

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем. Франклин Джонс

Знаки препинания в жизни...

Опыт превращает дурака в опытного дурака. Цаль Меламед

Мы легко забываем наши ошибки, если они никому, кроме нас, не известны. Ф. Ларошфуко

Ошибаться свойственно человеку; а признаваться в ошибках — только сверхчеловеку. Дуг Ларсон

Лучший из людей, если б у него на лбу были написаны совершенные им ошибки, должен был бы нахлобучить шляпу на глаза. Т. Грэй

Ошибки — обычный мост между опытом и мудростью. Филлис Терос

Кто жаждет совершить великое, тот должен рисковать и делать ошибки, не падая из-за этого духом и не страшась себя обнаружить; человек, знающий свои слабости, может попытаться обратить их себе на пользу, но такое удается не часто. Л. Вовенарг

Ошибки глупцов порою так разительны, их так трудно предвидеть, что они ставят мудрецов в тупик и полезны лишь тем, кто их совершает. Ж. Лабрюйер

Когда не делаешь ошибок, перестаешь совершенствоваться. Джордж Мартин. «Пир для воронов»

Ошибки молодых — неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше. Веслав Брудзиньский

Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы. Э. Маккензи

Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг. Джоан Коллинз

Жизнь очень интересна, если вы делаете ошибки. Жорж Карпентье

Промедление лучше ошибки. Томас Джефферсон

Жаль, что нельзя остановить время и вернуть все назад, чтобы исправить предыдущие ошибки. Жизнь не дает второго шанса. Поэтому живи сердцем. Доверяй своему сердцу. Делай все, чтобы добиться своей цели. Никогда не опускай руки. Хит Леджер

Самая большая ошибка — стараться быть более приятным, чем вы есть на самом деле. У. Бэджот

Если окинуть взглядом свою жизнь, готов спорить, о восьмидесяти процентах своих поступков вы пожалеете. Но жизнь — это и есть ошибки. Сильвестр Сталлоне

Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно боятся сделать ошибку. Элберт Хаббард

Если все ошибаются, значит, все правы. П. Лашоссе

Самые великие умы делают самые большие ошибки. К. Гельвеций

Для большинства из нас опыт — это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь. Сэмюэль Коллридж

Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки даже в вопросах делания денег. Майкл Маркс

Жизненный опыт...

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки — мой учитель. Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки — мой друг. Тот, кто мне льстит- мой враг. Сян-Цзы

Все называют опытом собственные ошибки. Оскар Уайльд

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. Элберт Хаббард

Возможно, две ошибки, борющиеся друг с другом, плодотворнее, чем одна безраздельно царящая истина. Ж. Ростан

Человек совершает роковые ошибки не потому, что ведёт себя безрассудно (минуты, когда человек безрассуден могут приносить ему и самые большие удачи в жизни) а как раз от излишней рассудочности. Вот главная причина глупых поступков. Оскар Уайльд

Большое достоинство человека заключается в его способности исправлять свои ошибки и постоянно делать нового человека из самого себя. Ван Ян-Мин.

Темы коллекции: приколы, высказывания, изречения, шутки, статусы, фразы и опыт и ошибки цитаты и афоризмы об их взаимосвязи…

Умные учатся на своих ошибках, а дураки их не делают

Умные учатся на своих ошибках, а дураки их не делают

Кто сказал, что умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих?

Тем важнее их описание здесь, ведь, как известно, лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

Если во сне вы листаете или читаете его, то сон предсказывает вам, что вы сможете извлечь пользу из опыта прошлых лет и предпочтёте учиться на чужих ошибках.

Здесь уже не лились реки крови, рустинцы учились на чужих ошибках, но остающиеся на их территории пинки уже не были народом икезов или гаюнов.

Давайте учиться на чужих ошибках – репертуар своих слишком однообразен.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: суспензивный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Мудрые учатся на чужих ошибках, умные – на своих, и только глупцы не учатся совсем.

Я верю в то, что люди могут учиться на чужих ошибках.

Она всегда учится на чужих ошибках.

Учиться на чужих ошибках очень полезно.

Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости искать свой, особенный, путь в государственном строительстве.

Ведь когда-то мы должны учиться на чужих ошибках.

Поэтому предлагаю продолжить учиться на чужих ошибках.

Хотя это явление не до конца изучено, но этот пример из практики уже может послужить уроком грибоводам (предпочитающим учиться на чужих ошибках), которые подолгу не могут определиться со штаммами, а также с нормализацией условий их выращивания.

Я почти уверен, что учиться на чужих ошибках практически невозможно, но вот на чужих успехах – можно и нужно.

А мой бывший жених умеет учиться на чужих ошибках и имеет отличного адвоката, так что будущая-бывшая жена вряд ли отхватит большие отступные.

Говорят, умные люди учатся на чужих ошибках, а глупые – на собственных.

Но он не стал делиться с ними своим горьким жизненным опытом. Они бы вряд ли его послушали. Молодёжь не ищет лёгких путей и не желает учиться на чужих ошибках.

Как говорится, только мудрец учится на чужих ошибках – дураку приходится на своих.

Учиться на чужих ошибках гораздо проще и безопаснее, чем на собственных.

Жизнь вовсе не прожита зря хотя бы потому, что на моих ошибках смогут поучиться. Если бы люди ещё учились на чужих ошибках!..

Любопытство сгубило кошку, а я дак и вовсе не собиралась учиться на чужих ошибках.

Во первых иметь возможность учится на чужих ошибках, тем самым сберечь уйму времени, а во вторых быть одновременно и учеником и цензором и собственным учителем.

– Но согласитесь, люди редко учатся на чужих ошибках. Некоторые ничему не учатся даже на собственных.

Да, можно учиться на чужих ошибках, но ведь нам не всегда дано пройти, через «чужие двери», что бы найти своё зерно мудрости.

Я не хочу учиться на чужих ошибках, мне дана жизнь, а значит, и собственные ошибки, и боль.

Но ведь у нас не очень любят учиться на чужих ошибках, верно?

Учитывая мой жизненный опыт, а также мои наблюдения и исследования в сфере изучения биографий совершенно разных людей, я подготовила перечень правил для тех, кто готов учиться на чужих ошибках и не тратить своё время на жизненные разочарования.

Встречаясь с людьми, погружаясь в их жизненные истории, поневоле начинаешь учиться на чужих ошибках, стараясь избегать своих собственных.

Это позволяет эффективно учиться на чужих ошибках и принимать наилучшие решения в сложных ситуациях.

Все знают, что учиться на чужих ошибках менее болезненно, чем на своих.

Разумно уже учиться на чужих ошибках.

Ну и наконец, эта идея учиться на чужих ошибках, она означает в широком смысле вот этот самый социально-коммерческий дарвинизм, когда я у кого-то посмотрел, обучился и выиграл, при этом себя улучшая, но при этом если я сам попадаю в какую-то угнетённую дарвинистическую яму, т я могу волне себе погибнуть, несмотря на те ресурсы, которые у меня есть.

Такие, как ты – упрямые ослы, не желающие учиться на чужих ошибках с упорством безумного, – совершают собственные.

Видимо он очень быстро учился на чужих ошибках.

Если вы готовы учиться на чужих ошибках и хотите избежать собственных, читайте и применяйте. Тогда никакие обстоятельства не выбьют почву из-под ваших ног.

Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя учиться на чужих ошибках.

Видишь ли, я не стесняюсь учиться на чужих ошибках.

– Стараюсь учиться на чужих ошибках. Откуда про драку узнал? В трудовой книжке про такое не пишут.

Будем учиться на чужих ошибках.

Нам, молодым всегда советуют учиться на чужих ошибках.

Гораздо приятнее учиться на чужих ошибках, нежели на своих, что я вам и предлагаю.

– Да ладно, не переживай, говори, что думаешь, тем более что умные люди на самом деле учатся на чужих ошибках.

– Я тебе это говорю. Осел, который однажды угробил любовь из-за вбитой в голову чуши. Твой дед призывал учиться на чужих ошибках. Вот и учись!

Видимо, мы все просто неспособны учиться на чужих ошибках.

Если найдутся такие, кто в принципе согласен учиться на чужих ошибках, – первое место в рейтингах невест им обеспечено.

Чем взрослее становится человек, тем больше он начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, готовом учиться на чужих ошибках.

В современном мире женщина должна рассчитывать на себя, я хочу быть умной, поэтому учусь на чужих ошибках.

Всегда стоит учиться на чужих ошибках.

Всегда хорошо учиться на чужих ошибках, жаль, что тогда я был так глуп, чтобы пользоваться этим советом.

Для того чтобы поймать мышь, надо думать, как она. В каких углах наиболее безопасно? Чем вкусным перекусить? Где расположить своё гнездо? Пожалуй то же самое происходит с нами, при чтении автобиографии знаменитости. Вдохновляемся и черпаем знания, которые пригодятся в будущем. Пытаемся поймать причину успеха. Важно отметить, что к такому роду литературы просто необходимо подходить с особым вниманием. Ведь там так много и искренне описаны успехи и достижения, но редкий читатель обращает внимание на те трудности и ошибки, с которыми столкнулся герой. Очень жаль, ведь ошибки — главный секрет личностного роста, а вследствии и успеха. Ниже приведены примеры и аргументы почему нужно учиться на чужих ошибках.

Для примера можно привести пилота самолета. Только представьте, что он не учился бы на чужих ошибках, а только на своих. Раз — не справился с управлением, два — не справился с управлением и только на третий раз понял в чем же была его ошибка. Нет, так не работает. Страшно представить к чему бы это привело. Если рассмотреть простые бытовые ситуации, то к примеру можно отнести стирку. Все знают, что красное с белым не стирают, а портить вещи, ради собственного опыта, совсем не хочется.

Важно соблюдать золотую середину и не бросаться в другую крайность. Надо полагаться полностью на себя и нести всю ответственность. Например, пришла к вам знакомая с новостью о том, что в соседнем магазине просроченные товары на полках стоят. Всё может быть иначе, соседка не на ту дату посмотрела, при маркировке ошибку допустили или товар стоял уже списанный, а женщина всё перепутала. Если в своей жизни правильно соблюсти баланс, то жизненные преграды будут преодолеваться с легкостью.

Содержание

  • Как учиться на чужих ошибках?
    • Продолжать путь великих людей
    • Меньше слов
    • Не бойтесь ошибок
  • Послесловие

Как учиться на чужих ошибках?

Как научиться такому важному качеству?

Продолжать путь великих людей

Мудрецы, ученые, философы оставили после себя много значимых открытий, которые помогают нам сегодня сосуществовать. Многие люди допускают одну и ту же ошибку. Они пытаются «создать велосипед», а стоит только внимательно изучить уже пройденный путь и обратить внимание на ошибки, которые уже были сделаны. Неважно какая у вас сфера деятельности, кто-то однозначно уже был на этом пути.

Меньше слов

Человек встает на путь саморазвития только тогда, когда начинает слушать. Все мы способны слышать и слушать. Собирать необходимую информацию, а далее анализировать и получать знания об ошибках и опыте других. Но наше эго любит говорить только о своих делах и о том, что нам важно и интересно. Данный факт не так плох, если научиться направляет его в нужное русло. Достаточно просто научиться слушать и поддерживать разговор. Тогда всю необходимую информацию вы сможете получать, не прилагая особых усилий.

Не бойтесь ошибок

Хочется еще раз повторить, что ошибки каждого делают сильнее и опытнее. Это главный процесс развития. Как только вы начнете разочаровываться в себе, то вспоминайте младенца, который неуклюже делает свои первые шаги. Если фокусировать своё внимание и бить прямо в цель, то в конечном итоге вы дойдете до «вершины». В моменты провалов, делайте выводы и ищите возможности решения проблем. Чаще всего, как таковых проблем и нет, а они придуманы нашим воображением.

Послесловие

Держитесь золотой середины. Доверяйте своему внутреннему голосу и изучайте труды людей, которые уже чего-то достигли на намеченном пути. Помните, что ошибки — это полезно, но до той степени, пока они не начнут повторяться.

Case study: грамотно учимся на чужих ошибках

Было ли у вас когда-нибудь в разговоре, чтобы ваш партнер начал приводить в пример какой-то случай, произошедший с его друзьями, родными, знакомыми или с ним самим? Обычно это бывает что-то вроде: «Ты знаешь, а вот у Даши произошла аналогичная ситуация, она…», и начинается рассказ с поучающим выводом. Как правило, эта ситуация разбирается, чтобы проанализировать ее особенности, подвести итоги и перенести их на свою практику. Но какой контраргумент здесь всегда работает? Верно! Все же у Дарьи все могло сложиться определенным образом, отличающимся от вашего.

В англоязычной практике одним из наиболее популярных методов изучения какого-то объекта является метод case study. Такой метод применяется в самых разных областях, и, возможно, вы встречали его по ходу исследования каких-либо бизнес-процессов либо при изучении английского языка. Со временем данная методика начала применяться и в отечественной практике.

Ниже мы рассмотрим сущность этого метода, посмотрим, какие примеры можно приводить в рамках подхода, каковы его плюсы и минусы, на какие виды он подразделяется и как писать свой пример case study.

Что такое case study-метод?

Допустим, вам нужно глубинно изучить какого-то человека, группу людей или событие, явление, т.е. вы располагаете объектом исследования. В рамках подхода case study вы сможете достичь такого подробного, разностороннего изучения комплексного объекта в реальных жизненных условиях. Само слово «case» переводится с английского как «случай, дело», таким образом, вы изучаете какой-то феномен в его действии, и, что более ценно, основываясь на реальных событиях. Методика давно зарекомендовала себя как устоявшийся инструмент исследования и свободно применяется в самых различных областях с превалированием гуманитарных дисциплин.

Интерес подхода case study заключается в том, что он представляет собой одновременно и процесс изучения (т.е. метод исследования), и результат этого изучения [RE. Stake, 1995], и, что важно, данный результат наблюдается в естественных для объекта изучения условиях. Именно поэтому данный метод зачастую называют «натуралистическим» подходом, а также противопоставляют экспериментальному, при котором объекты полностью находятся под контролем исследователя, подвластны его влиянию и фактически помещены в искусственно созданную среду [S. Crowe et al., 2011].

При использовании case study-подхода практически каждый аспект изучаемого объекта, его существование и историческое развитие исследуются с целью выведения закономерностей и причин того или иного его поведения. Наиболее распространенные области знаний, использующие метод case study, – это психология, медицина, образование, политика, социология. Соответственно, цель метода – изучить как можно больше об индивидууме или группе, чтобы экстраполировать полученную информацию на аналогичные кейсы.

Однако минус такого подхода в его чрезмерной субъективности, что приводит к сложности обобщения выводов для всей выборки исследования [K. Cherry, 2022], ведь все же различные факторы могут оказывать свое действие в самых разных формах в зависимости от специфики объекта. Тем не менее, если учитывать данный момент, можно нивелировать этот негативный эффект.

Рассмотрим виды case study:

  1. Коллективные: изучение группы индивидов или целой общности. К примеру, психологи могут изучать, как доступ к ресурсам среди группы людей повлиял на коллективное ментальное здоровье и сказался на межгрупповых отношениях. Такой метод может быть также полезен при анализе нескольких кейсов одновременно.
  2. Описательные: рассмотрение какой-либо описывающей теории. Предметы изучения подвергаются исследованию, информация анализируется, а результаты сравниваются с первоначальными постулатами теории.
  3. Объясняющие: изучение объекта с целью выявления причин, т.е. принципиально важных факторов, вызывающих какие-либо события, связанные с этим объектом.
  4. Исследовательские: используются, как правило, как вводные, предварительные исследования, служащие затем базисом для развития более глубинных аналитических работ ученых.
  5. Инструментальные: позволяют исследователям понять больше об объекте, чем уже известно и объяснимо, как бы взглянуть на него с другой стороны. Одни из наиболее популярных методов.
  6. Внутренние: метод, при котором ученый имеет личный мотив в изучении. К примеру, Ж. Пиаже выбрал в качестве объекта собственных детей в своем психологическом исследовании. Используются при изучении уникальных кейсов.

В каждом конкретном случае исследователи выбирают тип case study, наиболее подходящий для них.

Чтобы сущность метода была более понятна, приведем конкретные примеры.

Примеры кейсов

Для начала стоит рассмотреть айдентику как наиболее интересный и красноречивый пример.

Айдентика

Первым в нашем примере выступает случай нынешней компании из Екатеринбурга «Подсолнухи», услуги которой были оказаны маркетологами из Syndicated Brands.

Компания позиционирует себя как пироговую, специализируется на приготовлении кофе, пирогов (или их кусочков) с разными начинками и десертов на вынос. «Подсолнухи» обратились к профессионалам маркетинга с целью доработать визуальный образ: логотип, упаковку, общую визуальную концепцию бренда. Перед последними стояли задачи сохранения стилистики бренда как исконно русского, а также внесения чего-то европейского, современного и модно вписывающегося в российскую действительность.

Маркетологи приступили к изменению логотипа, т.к. старый (традиционное русское солнышко; довольно банально, согласитесь?) не совсем удовлетворял текущим тенденциям и не был привлекателен для значительного числа молодой аудитории. В результате, команда создала новый логотип, который выглядел вот так:

Как вам? Полагаем, что логотип может вызвать различные реакции, однако в компании его забраковали, ссылаясь на нечитаемость, а также чрезмерную броскость и несовместимость по стилю. В пекарне отмели геометрические узоры, говоря: «Это не мы», «Это слишком сложно». И действительно, маркетологам удалось создать более удачную концепцию со второй попытки, применив более «русифицированную версию логотипа» – вместо геометрии в ход пошли образы поленницы с теплой цветовой гаммой «лубочного» стиля. Смотрите:

И эта концепция пришлась руководству и сотрудникам «Подсолнухов» по душе. Концепт был утвержден. Упаковка была доработана таким образом [С. Славинский, 2014]:

«Что же с проблемой нечитаемости логотипа», – спросите вы? Маркетологи ответили на этот вопрос двумя важными ответами:

  1. Это знак. А задача знака заключается в том, чтобы его запоминали. Во-первых, вы обязательно попытаетесь хотя бы в течение двух секунд прочитать надпись, а следовательно, запомните. Во-вторых, выглядит стильно и интересно.
  2. В слогане сказано, что это необыкновенные пироги и десерты, а разве может быть самая обыкновенная надпись у необыкновенных пирогов и сладостей? Вряд ли… [С. Славинский, 2014]

Собственно, данный пример показывает то, что важно обращать внимание на детали, искать необычные способы воздействия на клиентов, т.е. создавать специфическую айдентику, но в то же время не увлекаться, сохраняя элементы традиционности. Изучив данный пример в сфере маркетинга, рассмотрим следующий – уже в сфере автопромышленности.

«Ё-мобиль»

При анализе кейсов важно рассматривать не только успешные примеры, но в большей степени даже неудачные, т.к. учиться на чужих ошибках – наиболее мудрая стратегия.

В 2010 году крупный российский бизнесмен Михаил Прохоров инвестировал 150 млн. евро в российско-белорусскую компанию «Яровит», известную тюнингом грузовиков МАЗ. На базе «Яровита» была создана компания, поставившая себе довольно высокую планку – создать автомобиль, который будет включать в себя прорывные технологии, в числе которых:

  • гибридная схема;
  • быстро заряжающийся суперконденсатор;
  • легкий композитный кузов;
  • роторно-лопастной газобензиновый двигатель.

Таким образом, в совокупности все вышеперечисленные технологии носили характер высоких инноваций, в совокупности не встречавшихся ни в одном из автомобилей мира. Что же? Вызов, конечно, серьезный, смелый, амбициозный, но, к сожалению, основатели новосозданной компании немного переоценили свои возможности.

Первая загвоздка возникла тогда, когда главный инвестор (вышеупомянутый М. Прохоров) настоял на концепции городского автомобиля для частного потребителя, а не общественного коммерческого транспорта по типу каршеринга (первоначально задумка была именно такой). А, как известно, любое решение приводит за собой цепочку новых, с которыми не все и всегда могут соглашаться.

Следующее деструктивное решение было принято вследствие изменения концепции кузова. По итогу, каждая коррекция приводила к распаду команды ученых, инженеров и, что самое главное, постепенному исчезновению веры и энтузиазма относительно проекта. К сожалению, в 2014 году инвестиционная группа «Онэксим» объявила об отсутствии коммерческих перспектив проекта «Ё-мобиль». Наработки проекта были переданы в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) [Д. Медовников, 2019].

Какие важные заключения можно сделать при изучении данного кейса? На самом деле их довольно много, если всматриваться в детали. Приведем некоторые, главнейшие из них:

  1. Наиболее важная причина кроется в чрезмерном акценте на инновациях. Как отметил знаменитый политический, экономический деятель РФ А. Б. Чубайс на презентации проекта: «Я вам могу пожелать только успеха, потому что, честно говоря, я очень сильно в нем сомневаюсь. У вас инновация на инновации и инновацией погоняет. Вам бы на чем-то одном хотя бы сосредоточиться и хоть что-то одно реализовать». И на самом деле, следует начинать с чего-то одного, а затем уже, в случае успешной реализации первой задумки, двигаться к следующим достижениям.
  2. Такое большое количество инновационных элементов в одном продукте – желание удивить весь автомобильный рынок. Но давайте будем откровенны: Россия никогда не славилась производством хороших авто. Есть ряд других стран, занимающих значительную нишу на этом рынке, поэтому проявлять слишком большие амбиции на данном поле деятельности – весьма опрометчивый шаг.
  3. Команда – это одна из важнейших составляющих любого проекта. Причем команда – это не только ученые, рядовые работники. Это и руководство, и инвесторы, и обслуживающий персонал. Важно учитывать интересы друг друга, слышать и прислушиваться, принимать решения коллегиально, в общем и целом так, чтобы энтузиазм не покидал никого, а вера оставалась на каждом этапе проекта.

Итак, разобрав оба кейса, надеемся, вы поняли наглядно, в чем заключается метод case study. Также хотелось бы отметить, что наиболее распространенным форматом, используемым при написании case study, является APA. Коротко укажем на то, что это такое и для чего он нужен.

Используем APA-формат

Данный формат берет начало в психологической науке и впервые был использован в 1929 году Американской ассоциацией психологов (American Psychological Association) в публикации Бюллетеня Психологии.

Возможно, вы уже знаете, что он собой представляет, и многократно его уже использовали. Как правило, наиболее часто данный формат применяется в психологии, социальных науках. Если коротко, это общий научный язык публикаций, позволяющий систематизировать информацию и привести ее к надлежащему виду. А вид этот состоит из следующих блоков:

  1. Заглавная страница – «обложка» вашего исследования, состоящая из названия, имени автора (авторов), профессиональной принадлежности; также следует упомянуть уникальный профессиональный код, имя научного руководителя (если таковой имеется), дату публикации.
  2. Аннотация – короткое содержание вашей работы, сжатая до 100-200 слов и зависящая от специфики публикации или требований.
  3. Главная часть – основная текстовая часть вашего исследования. Также может делиться на компоненты: введение, методология, результаты исследования, обсуждение.
  4. Список использованных источников – все материалы, статьи, ресурсы, которые вы использовали в своем исследовании. Помните одно важное правило: все источники, указанные в работе, должны быть отражены в списке использованной литературы, а все пункты списка использованной литературы должны присутствовать в работе.

Познакомившись с форматом APA, разберем универсальную структуру для разбора кейсов и изучим более детально, как писать case study так, чтобы читателю было познавательно и полезно.

Как писать case study?

Case study – это метод, предполагающий получение новых знаний при анализе конкретных ситуаций, а рассмотрение какого-то кейса подробно нам нужно с целью обретения нового опыта. Если вы хотите учиться быстрее и интереснее, в том числе писать более качественные case study, предлагаем вам пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель вы фактически научитесь учиться эффективнее.

Чтобы научиться анализировать какой-либо объект, явление, нужно понимать механизм анализа, его последовательность и сущность. Прежде всего, разделим всю технологию case study на два метода:

  1. Перспективный: индивид или группа людей подвергаются наблюдению с целью формирования вывода. К примеру, в сфере маркетинга мы можем исследовать влияние ароматизаторов на продажи. Значит, в перспективном методе мы ставим ароматизаторы на торговую площадку и ждем определенное время, обследуя изменение продаж.
  2. Ретроспективный: противоположный перспективному методу; при нем мы исследуем исторические данные, т.е. обращаемся в прошлое. Продолжая логику указанного примера, мы являемся носителями убеждения о том, что размещение ароматизаторов влияет на увеличение продаж. Отталкиваясь от этого убеждения, можно изучить всю последовательность действий, специфику именно данного метода, особенности предприятия, его использовавшего, и т.д.

Оба способа предполагают работу с информацией, и в таком случае возникает вопрос: а где ее искать? Конечно, в век информации довольно сложно не придавать ей значения, не понимать, где ее отыскать, однако нас интересует в большей степени именно информация научного и официального толка.

Приведем шесть главных источников, которые могут стать опорой при поиске информации для вашего кейса:

  • Архивные записи. Данные переписи, других исследований (аналогичных или сопутствующих), опросов, обзорных статей, списков с интересующими лицами или объектами – все это представляет собой архивные данные, которые являются наиболее важным источником.
  • Прямое наблюдение. Эта стратегия включает исследование объекта в природных, а точнее, естественных для него условиях. В прямом наблюдении может участвовать один исследователь, однако, как правило, это бывает группа ученых (например, биологи, археологи, физики, геодезисты и т.д.)
  • Официальная документация. Законодательные акты, официальные письма, указы и приказы, административные записи – все эти источники обычно составляют базис исследования, особенно в сфере гуманитарных наук. Безусловно, они важны, т.к. такая нормативная документация диктует основные правила регулирования рассматриваемого объекта.
  • Интервью. В западной научной литературе данный метод признается одним из самых важных и ключевых при написании case study. И действительно, если вам необходимо рассмотреть мнения специалистов в какой-то области или экспертов по какому-то вопросу, вы можете прочитать или посмотреть его интервью, обычно включающее либо исследовательские вопросы, либо открытые (т.е. такие, при которых отвечающий волен ответить со своей субъективной точки зрения).
  • Исследования участника. Данная методология предполагает то, что субъект исследования становится также и его объектом. Выражаясь более простым языком, исследователь помещает себя в рамки своего эксперимента и наблюдает за происходящими изменениями от первого лица. Таким образом, ему удается сделать непосредственные выводы.
  • Физические приспособления. Различные инструменты, объекты, приспособления и другие предметы могут служить нам подручными средствами при прямом наблюдении за изучаемым объектом. Будьте внимательны относительно их работоспособности и правильного использования, чтобы считывать корректные результаты.

Итак, после выбора методологии в зависимости от специфики вашего исследования можно приступать к непосредственному материалу. В рамках подхода case study его принято делить на два раздела: история кейса и решение проблемы.

История кейса

Данная область состоит из следующих подразделов:

  1. Предпосылки рассмотрения кейса. Здесь нужно представить историю развития объекта, его особенности, людей, причастных к его созданию или самих людей как объектов.
  2. Описание появившейся проблемы. В данном пункте необходимо поставить «диагноз», выявить основной вопрос, сподвигнувший вас рассмотреть именно этот кейс. Расскажите про момент, когда наступил критический поворот, подумайте, какие факторы привели к этому. Если необходимо привести какие-то числовые данные, не забудьте найти официальный источник.
  3. Точки зрения специалистов. Приведите значимые и весомые мнения специалистов, экспертов относительно данного кейса, позвольте читателю оценить кейс с разных граней. При этом приведите аргументы в пользу рассматриваемых мнений, обоснуйте, почему выбрали мнения именно данных специалистов. Отразите также наиболее сложные вопросы, которые вам встретились в исследовательском пути.

Следующим этапом необходимо представить решение проблемы.

Разрешение проблемы кейса

Внимательно проанализируйте принимаемые главными лицами решения, приведшие объект к трансформации. С помощью числовых данных (если это возможно) оцените результат: ухудшилось ли положение, осталось неизменным либо улучшилось. Помогла ли выбранная тактика изменений достичь желаемого эффекта?

А также:

  • Если кейс оказался успешным, сделайте вывод о методах, применявшихся в данной ситуации, выведите закономерность, но с поправкой на специфику объекта.
  • Если кейс ничего не изменил для объекта, то сделайте вывод об отсутствии связи с рассматриваемыми факторами.
  • Если кейс принес ухудшение положения, подумайте, каковы причины данных изменений, какую закономерность следует выявить. Возможно, вы бы смогли предложить более удачный способ разрешения проблемы либо здесь опять-таки можно сослаться на мнение экспертов, высказавшихся по поводу данного случая [R. Heale, A. Twycross, 2018].

Case study, как правило, представляет собой иллюстративный лифлет, поделенный на блоки (в электронном виде case study обычно представлен в pdf-формате). Если у вас есть возможность и необходимость представить материал медийно, интересно, подберите соответствующий дизайн для вашего case study, чтобы он был более наглядным и привлекательным. Примерно это выглядит вот так [A. Corner, 2021]:

Надеемся, что теперь вы будете использовать метод case study в своей исследовательской практике, а читатели ваших кейсов будут с увлекательностью и наслаждением перечитывать каждое его заключение.

Желаем вам успехов!

И в заключение предлагаем пройти небольшой тест на закрепление материала:

Ключевые слова:1LLL

Вам хотя бы раз говорили о том, что на ошибках учатся? Разница лишь в том, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый — на своих. А что будет, если мы вам скажем, что это не совсем правда, и ошибки в целом имеют слабый образовательный потенциал. Разбираемся, что мешает людям учиться на чужих ошибках и как с этим справиться.

Ошибки и мозг

На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.

Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ. Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд. Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.

Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.

Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.

И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.

Что нам мешает учиться на чужих ошибках?

Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта. Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью. На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».

С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.

К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.

Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.

Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом

Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.

Во-вторых, включайте эмпатию

Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.

В-третьих, мыслите шире рассказанной истории

Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.

Когда мы только начинаем свой жизненный путь, мы познаем мир со слов родных и близких. Именно они говорят нам, что соседский мальчик попал в аварию, перебегая дорогу, или то, что они в детстве пробовали на спор засунуть в рот лампочку и не смогли вытащить ее обратно без посторонней помощи, обращая наше внимание на серьезные последствия этих необдуманных поступков. Мы учимся на чужих ошибках и уже не повторяем их. На таком принципе строится любое обучение: нам говорят то, что уже известно и проверено методом сотен проб и ошибок, а мы применяем уже готовые сведения на практике и не повторяем путь их создателей. Поэтому я считаю, что человек может и должен учиться таким образом.

Примеры, подтверждающие данную мысль, можно найти в романе Толстого «Анна Каренина». Константин Левин видит, как спился и деградировал его брат Николай. Из доброго и порядочного человека он превратился в ничтожного и отталкивающего пьяницу, дни которого сочтены. Младший брат оказался умнее: он тщательно следил за здоровьем, занимался гимнастикой, избегал вина и продажных женщин, занимался хозяйством вдали от суетного и порочного городского мира. Чтобы понять, что невоздержанное и безответственное поведение в сочетании со спиртным губит душу и тело человека, Константин не пробует этого сам, ему достаточно проанализировать ошибки брата и постараться их не повторить, что он и сделал, как мы знаем.

Другой пример мы можем найти в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мармеладов стал алкоголиком и пустил по миру семью. Его родная дочь Соня вынуждена была продавать свое тело, чтобы прокормить приемных детей отца и его больную жену. Хоть проститутки и известны, как женщины, увлекающиеся спиртным и изрядно им злоупотребляющие, Соня к нему не притрагивалась. Такое горе, как у нее, нередко заливают алкоголем, чтобы забыть, но девушка твердо усвоила, что пьянство – источник бед и пороков. Не зря автор говорил, что грязное занятие не запятнало ее душу: она делала это, чтобы выжить, но на ошибках отца научилась не примиряться с пороком и не благоволить ему. Поэтому Соня смогла выбраться из омута нищеты, в отличие от Мармеладова, и зажить честной и добродетельной жизнью.

Можно ли учиться на чужих ошибках? Конечно же, да, даже нужно. Без учета опыта предыдущих поколений человечество не сможет двигаться вперед и развиваться, ведь навсегда останется на одних и тех же граблях. Постигая мир, мы не должны пробовать на себе все глупости и нелепости, их и так в изобилии совершали до нас. Мы обязаны учесть этот горький опыт других людей и двигаться дальше, протаптывая тропинку прогресса для наших потомков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Учитель провел опрос всех учеников ошибка
  • Учимся на ошибках упражнение
  • Учитель предложил нам написать контрольную работу устно ошибка
  • Учимся на ошибках беседа
  • Учитель попросил ученика прочитать свой реферат ошибка