Учить учащихся рисовать рисунки исправить ошибку

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Полынская И.Н.

1


1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет»

В статье рассматриваются методы исправления ошибок в рисовании с натуры у школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Цель статьи состоит в разработке наиболее эффективных методов исправления ошибок в рисовании с натуры у школьников. Задачи: разработать методические рекомендации, включающие комплекс заданий и упражнений, направленных на корректировку и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов, а также выявить наиболее типичные ошибки, допускаемые учениками в процессе работы над рисунком натюрморта. Были выделены группы ошибок, допускаемых учащимися: ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости; ошибки в определении пропорций и нарушение симметрии предметов; ошибки в изображении круглых геометрических форм; ошибки в передаче конструкции предметов, и линейной перспективы; ошибки в передачи объема средствами линейного и тонового рисунка
Гипотеза исследования заключается в предположении, что работы школьников будут более правильными и грамотными в исполнении при соблюдении условий правильно организованной, планомерной работы, методических разработок и рекомендаций. Применялись наиболее рациональные и обоснованные методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, где акцент делался на корректировку и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов.

рисование

изображение

натюрморт

ошибки

методические рекомендации

школьники

изобразительное искусство

обучение

1. Ткачева Л.В. Обучение учащихся начальных классов основам цветоведения в системе внеурочной деятельности // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов. Нижневартовск, 2020. С. 155-157.

2. Мелькова Е.А. Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие школьников // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей / Отв. ред. А.В. Коричко. 2018. С. 273-275.

3. Полынская И.Н. Формирование композиционных умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства при иллюстрировании сказок народов крайнего севера // European Social Science Journal. 2018. № 11. С. 278-285.

4. Хабибулина М.Р. Художественно-творческая деятельность как потенциал развития личности дошкольника // Общество, педагогика, психология: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 сентября 2020 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2020. 184 с.

5. Щуринова Т.В. Рисование с натуры птиц и мелких зверьков на уроках изобразительного искусства // Научные труды магистрантов и аспирантов: сборник научных трудов / Отв. ред. Д.А. Погонышев. Нижневартовск, 2020. С. 170-173.

6. Полынская И.Н., Ересько Д.А. Методические рекомендации обучения учащихся в кружковой работе живописи натюрморта с натуры акварельными красками // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 148-153.

7. Саламова Ю.Х. Изобразительная деятельность школьников // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей. 2017. С. 339-341.

8. Савинов А.М. Рисунок в графическом дизайне: учебно-методическое пособие. Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2014. 112 с.

9. Полынская И.Н. Проблемная ситуация как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства // Человек и образование. 2016. № 2 (47). С. 64-67.

10. Сезенина Н.В. Формирование композиционных умений у младших школьников при иллюстрировании сказок на уроках изобразительного искусства // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции. 2020. С. 322-325.

Задача педагога по изобразительному искусству – организовать процесс обучения таким образом, чтобы максимально раскрыть потенциальные возможности и художественно-творческие способности каждого обучающегося.

Цель уроков изобразительного искусства – научить школьников основам изобразительной грамоты, сформировать умения рисования с натуры, по воображению и памяти. «В общеобразовательной школе уроки изобразительного искусства являются очень важными и необходимыми в образовании и воспитании школьников» [1, с. 155].

Устранение и корректировка ошибок и неточностей в рисунках школьников является значимым моментом в обучении изобразительному искусству. Задача преподавателя заключается в том, чтобы при обучении основам изобразительной грамоты школьники осознанно, анализируя свою работу, могли самостоятельно устранить ошибки, допущенные при построении художественного объекта.

Умение осознанно, без помощи преподавателя  исправлять допущенные ошибки в рисунке является основой крепких и глубоких знаний и усвоения учебного материала. Нежелательно прямое указание на ошибки, и тем более недопустимо, чтобы педагог собственноручно исправлял ошибки в рисунках обучающихся. Такой метод обучения не является эффективным, так как не устраняет причин, породивших погрешности. Следует отметить, что полноценное и тщательное объяснение задания учителем является одним из условий предупреждения ошибок.

Важным является понимание учащимися причин возникновения той или иной ошибки при изображении предметов и объектов. Следует научить школьников осознанно определять пропорциональные соотношения между предметами, а также сохранять внутрипредметные пропорции при изображении. При конструктивном анализе изображаемых предметов целесообразно учить детей наносить в рисунке все вспомогательные и расчетные линии, определяющие характер самого предмета, что тоже поможет избежать неточностей и ошибок в работе.

Цель исследования заключается в разработке у школьников эффективных методов исправления ошибок в рисовании с натуры. Решение данной проблемы заключается в том, чтобы учащийся в процессе работы над рисунком с натуры мог избавиться от ошибок и не делать их в пределах программных требований, т.е. усвоил основы рисования с натуры. В соответствии с задачами обучения и воспитания в разные периоды существования общеобразовательной школы применялись различные методы исправления ошибок.

Несомненно, педагог в течение всего процесса обучения должен быть деятельным и проявлять творческий подход. Это нужно для того, чтобы максимально повысить активность обучающихся и сформировать у них сознательное отношение к работе над изображением, необходимость соблюдения правил конструктивного анализа предметов и объектов, перспективного построения и композиционного решения. Умение сравнивать рисунок с натурой также является одним из важных аспектов в рисовании и воспитывает у школьников критическое отношение к тому, что они воспринимают и изображают. «Изобразительная деятельность способствует развитию исключительно положительных качеств ребенка, мотивируя его к дальнейшему творчеству» [2, с. 275]. Такое отношение очень важно для познания и усвоения изучаемого учебного предмета.

Материал и методы исследования. Непременными условиями предупреждения ошибок и корректировки рисунков обучающихся являются квалифицированное и основательное объяснение учителем задания, решение целевой установки урока и высокая степень разработанности и организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования были выявлены весьма важные моменты в решении данной проблемы, на которые следует обратить особое значение в процессе обучения школьников рисованию с натуры. Исходя из результатов теоретического анализа и накопленного педагогического опыта работы с учащимися можно выделить определенные стереотипные виды ошибок, допускаемых школьниками при изображении предметов и объектов с натуры:

– ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости. «Несмотря на то что (хотя) по основам композиции в методике преподавания изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы накоплен достаточно большой опыт, однако ошибки в композиции являются самыми распространенными» [3, с. 218–219];

– ошибки в определении пропорций и нарушение симметрии предметов; «… наполненность листа, некая симметрия, сохранены пропорции цветов, рисунок имеет законченность, есть композиция. Все эти критерии могут указывать на работу мастера» [4, с. 166];

– ошибки в изображении круглых геометрических форм;

– ошибки в передаче конструкции предметов и линейной перспективы. «Поэтому ознакомление учащихся на практической работе с перспективным изображением должно быть основой занятий по рисованию» [5, с. 172]. «На занятиях надо обращать особое внимание на техническое выполнение живописных, конструктивных или пространственных задач» [6, с. 150];

– ошибки в передаче объема средствами линейного и тонового рисунка. «Передача объема предметов в рисунках дает полноту и глубину каждому предмету, проникновенности ко всему существующему» [7, с. 340].

В учебном процессе применяется как групповая форма обучения, которая дает возможность поставить учебную целевую установку, осуществить словесно-наглядный метод изложения учебного задания, спланировать работу в группе, так и индивидуальная, обеспечивающая индивидуальный подход к выполнению задания, обсуждению ошибок в рисунках и способов их корректировки, позволяющая провести анализ работ учащихся и сделать соответствующие выводы.

Сочетание внешнего и внутреннего контроля учебной работы служит основанием для усовершенствования содержания изучаемого материала и более широкого использования заданий, валидных по отношению к требованиям и уровню подготовки обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Чтобы выявить наиболее типичные ошибки в рисунках школьников, допускаемые в работе с натуры, было проведено опытно-экспериментальное исследование в форме констатирующего и преобразующего этапов эксперимента. В результате анализа продуктов изобразительной деятельности обучающихся, полученных в ходе всех этапов опытно-экспериментального исследования, мы разработали критерии оценки по выявлению наиболее типичных ошибок при рисовании с натуры в процессе выполнения заданий. Была представлена такая система критериев оценки, в которой каждый элемент содержит необходимые и достаточные показатели, позволяющие определить характер ошибок в процессе изображения объектов и предметов с натуры и которая дает возможность объективно провести мониторинг изучаемого процесса и сделать выводы по всем этапам опытно-экспериментального исследования (констатирующему и преобразующему этапам эксперимента).

Данные критерии оценки объединены по параметрам.

Параметр № 1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости:

а) низкий уровень – явные ошибки, связанные с композиционным решением предметов и объектов на листе бумаги, неверная передача пространственных планов в рисунке;

б) средний уровень – незначительные отклонения в передаче пространственных планов в рисунке и композиционного расположения предметов и объектов на плоскости листа;

в) высокий уровень – правильное композиционное расположение предметов на плоскости листа, точная передача пространственных планов в рисунке.

Параметр № 2. Определение пропорций и симметрии предметов:

а) низкий уровень – типичные ошибки в передаче пропорций и нарушение симметрии предметов;

б) средний уровень – незначительные отклонения передачи пропорций и симметрии предметов и объектов;

в) высокий уровень – правильная передача пропорций и симметрии предметов.

Параметр № 3. Изображение круглых геометрических форм:

а) низкий уровень – характерные ошибки в передаче перспективы окружности, в изображении предметов круглых геометрических форм;

б) средний уровень – незначительные ошибки в передаче перспективы окружности, в изображении предметов круглых геометрических форм;

в) высокий уровень – правильная передача перспективы окружности в изображении предметов круглых геометрических форм.

Параметр № 4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы:

а) низкий уровень – характерные ошибки в передаче конструктивного анализа формы предметов и объектов;

б) средний уровень – неточности в конструктивном решении формы предметов и линейной перспективы;

в) высокий уровень – правильный анализ конструкции предметов и перспективное построение.

Параметр № 5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка:

а) низкий уровень – явные ошибки в передаче объема средствами линейного и тонального решения в рисунке;

б) средний уровень – незначительные отклонения в передаче объема средствами линейного и тонального решения в рисунке;

в) высокий уровень – грамотная передача объема средствами линейного и тонового решения в рисунке.

Основная цель констатирующего этапа эксперимента состояла в диагностике исходного уровня типичных ошибок при работе с натуры в процессе изобразительной деятельности обучающихся. Констатирующий этап эксперимента проводился на базе МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 31 города Нижневартовска с учащимися 1–4-х классов.

Для экспертизы исследуемого материала мы использовали аналитический метод количественного и качественного анализа продуктов изобразительной деятельности учащихся 1–4-х классов.

На данном этапе исследования школьникам предлагалось задание – изобразить графитным карандашом несложный натюрморт с натуры. Экспертиза рисунков школьников 1–4-х классов дает возможность наглядно установить корреляцию процентных показателей по классам, учитывая критерии оценки по разработанным нами параметрам. Рассмотрев работы обучающихся по критериям оценивания и сопоставив рост показателей параметров по всем уровням, мы  представили таблицу мониторинга результата констатирующего этапа педагогического эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Анализ рисунков испытуемых констатирующего эксперимента

Параметры

1-й класс (26 учащихся)

2-й класс (24 учащихся)

3-й класс (22 учащихся)

4 класс (23 учащихся)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости

71%

18%

11%

64%

21%

15%

54%

29%

17%

47%

32%

21%

2. Определение пропорций и симметрии предметов

79%

13%

8%

73%

16%

11%

70%

19%

11%

58%

28%

14%

3. Изображение круглых геометрических форм

83%

11%

6%

80%

12%

8%

75%

14%

11%

69%

18%

13%

4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы

83%

10%

7%

82%

11%

7%

78%

13%

9%

74%

15%

11%

5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка

89%

8%

3%

85%

9%

6%

82%

11%

7%

78%

13%

9%

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

Анализируя данные таблицы 1, можно отчетливо увидеть, что показатели по всем параметрам довольно низкие. Например, трактовка в рисунках учащихся такого параметра, как «Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости», при изображении простейшего натюрморта с бытовыми предметами на низком уровне 1-го класса составил 71%, во втором классе – 64%, в 3-м классе этот показатель составил 54%, а в 4-м классе – 47%. Средний уровень этого же параметра тоже невысок: в 11-м классе составил 18%, во 2-м классе – 21%, в 3-м  классе – 29% и  в 4-м классе – 32%. Высокий уровень данного параметра составил в 1-м классе 11%, во 2-м классе – 15%, в 3-м  классе – 17 и, наконец, в 4-м классе – 21%. Такое же положение наблюдается и при рассмотрении других параметров: «Определение пропорций и симметрии предметов»; «Изображение круглых геометрических форм»; «Передача конструкции предметов и линейной перспективы»; «Передача объема средствами линейного и тонового рисунка».

Анализ продуктов изобразительной деятельности обучающихся начальных классов дал возможность выявить у них существенные проблемы, возникающие на различных этапах работы над рисунком, и определить причины их происхождения.

В результате анализа опытно-экспериментального исследования, а также изучения обозначенных проблем в обучении изобразительному искусству содействовали основой экспериментальных разработок.

Первостепенная задача преобразующего этапа эксперимента состояла в практической проверке эффективности разработанного комплекса заданий и упражнений, способствующих более эффективному обучению школьников основам реалистического рисования. Для решения проблемы исследования школьникам предполагалось выполнение конкретных задач, которые необходимо решить путем выполнения специальных заданий и упражнений (табл. 2).

Таблица 2

Комплекс специальных заданий и упражнений преобразующего этапа педагогического эксперимента

Тема

Содержание занятий

Кол-во часов

1-й класс

1.

«Дары Югорского края»

Изобразить с натуры натюрморт с кедровой шишкой, грибами

1 час

2.

«Берестяной туесок»

Изобразить берестяной туесок цилиндрической формы

1 час

3.

«Туесок для брусники и голубики»

Изобразить натюрморт с берестяным туеском прямоугольной формы и рассыпанными возле него ягодами

1 час

4.

«Аромат полевых цветов»

Изобразить крынку с букетом полевых и луговых цветов

1 час

2-й класс

1.

«Беличьи запасы»

Изобразить натюрморт с кедровыми шишками, орехами, грибами на форе нейтральной драпировки

1 час

2.

«Хантыйская куженька для рыбы»

Нарисовать графитным карандашом деревянную куженьку с передачей характерных особенностей

1 час

3.

«Горит костер рябины красной»

Изобразить натюрморт с букетом рябиновых гроздей в вазе

1 час

4.

«Праздник к нам приходит»

Изобразить праздничный новогодний натюрморт с еловыми ветками, елочными украшениями, конфетами и мандарином

1 час

3-й класс

1.

«Полна набирушка морошки»

Передать характер берестяной набирушки для ягод на фоне драпировки

1 час

2.

«Осенний натюрморт»

Изобразить натюрморт с фруктами в плоском блюде: долька арбуза, яблоко, груша, сливы

1 час

3.

«Хантыйский тутчанг»

Нарисовать графитным карандашом традиционную хантыйскую сумку из оленьей шкуры «тутчанг»

1 час

4.

«Грибное лукошко»

Изобразить натюрморт с лукошком, грибами и керамической крынкой

2 часа

4-й класс

1.

«Яблочный спас»

Изобразить натюрморт с бытовыми предметами и яблоками на фоне цветной драпировки

1 час

2.

«Вещи бабушки Аннэ»

Изобразить натюрморт с хантыйскими бытовыми предметами: выбивалкой для снега, корноватиком, берестяным коробом

2 часа

3.

«Дело мастера»

Изобразить натюрморт со слесарными инструментами: рубанком, киянкой, зубилом и т.д.

1 час

4.

«В хантыйском лабазе»

Изобразить натюрморт с традиционными хантыйскими бытовыми предметами на фоне бревенчатой кладки (имитации бревенчатой кладки)

2 часа

Предлагаемый комплекс заданий и упражнений имеет общепринятую структуру и содержит необходимый образовательный контент: программное обеспечение, включающее цели и задачи изобразительной деятельности; методы и характер взаимодействия педагога с учащимися; дидактические концепции обучения; методические рекомендации к занятиям; обеспечение необходимыми наглядными пособиями, ТСО и т.д. Представленные задания и темы уроков подобраны с учетом особенностей возраста учащихся, строгой логичности и последовательности излагаемого учебного материала, целевой установки для решения данной проблемы, а также способствуют результативному обучению рисования с натуры на уроках изобразительного искусства. «Кроме того, задания должны применяться рационально. Они не могут становиться самоцелью, а должны гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения» [8, с. 109].

Комплекс представленных заданий прошел апробацию с учащимися начальных классов. Анализ результатов констатирующего и преобразующего этапов  эксперимента показал, что уровень практических умений в рисовании с натуры школьников значительно повысился. Разработанные задания содействовали успешному и плодотворному усвоению учениками методических способов и приемов работы над рисунком с натуры. Школьники, участвующие в преобразующем этапе эксперимента, научились внимательно относиться к композиционному решению изображения, передавать пространственные планы в рисунке; определять пропорции и симметрию изображаемых предметов; более точно изображать предметы цилиндрической формы и перспективу окружности; грамотно осуществлять конструктивный анализ формы предметов; передавать объем предметов натюрморта средствами линейного и тонального рисунка.

Для того чтобы учебный процесс помог существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения педагогических задач, использовались следующие методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, где акцент делался на корректировку и исправление ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта. «Важно, чтобы в сознании школьников была сформулирована учебная проблема в целом, осознана главная познавательная задача, а затем организован частичный поиск там, где это возможно» [9, с. 65].

Итак, рассмотрим таблицу сравнительного анализа результатов преобразующего этапа педагогического эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Анализ рисунков испытуемых преобразующего эксперимента

Параметры

1-й класс (26 учащихся)

2-й класс (24 учащихся)

3-й класс (22 учащихся)

4 класс (23 учащихся)

уровни

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1. Композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости

38%

39%

23%

31%

42%

27%

28%

45%

27%

23%

48%

29%

2. Определение пропорций и симметрии предметов

59%

28%

13%

50%

32%

18%

43%

36%

21%

37%

41%

22%

3. Изображение круглых геометрических форм

64%

24%

12%

54%

31%

15%

45%

39%

16%

40%

42%

18%

4. Передача конструкции предметов и линейной перспективы

68%

21%

11%

55%

29%

16%

49%

34%

17%

40%

39%

21%

5. Передача объема средствами линейного и тонового рисунка

74%

17%

9%

60%

28%

12%

54%

33%

13%

41%

41%

18%

н – низкий уровень; с – средний уровень; в – высокий уровень

Анализируя показатели таблицы № 3, можно проследить стабильную динамику роста показателей преобразующего этапа эксперимента по сравнению с констатирующим этапом. Видна значительная разница. Например, композиционное решение предметов и объектов на листе бумаги, передача плановости в работах учащихся 1-го класса на высоком уровне составили 23%, что выше на 12% по сравнению с констатирующим этапом исследования. Средний уровень этой же позиции составил в 1-м классе 39%, что на 21% выше предшествующего этапа, низкий уровень упал до 38%, тогда как на констатирующем этапе это показатель составил 71%.

Итак, повышение роста показателей можно проследить по всем параметрам от класса к классу.

Выводы. Экспертиза рисунков учащихся начальных классов в процессе опытно-экспериментальной проверки позволила сделать вывод о том, что представленные в статье методические рекомендации и установки способствуют решению проблемы корректировки и исправления ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта у школьников и оказывают положительное влияние на качество обучения. Очевидно, что мы верно определили траекторию образовательного процесса школьников. Следовательно, можно сделать выводы: корректировка и своевременное исправление ошибок в процессе работы над рисунком натюрморта учащихся начальных классов значительно повысили качество обучения.

Результаты преобразующего этапа эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу, что эффективнее будет не допускать возможных ошибок и предупреждать их в работе над рисунком с натуры. Это возможно, если педагог ставит посильные задачи школьникам, досконально продумает методы обучения, формы организации учебного процесса. Важнейшими условиями эффективного формирования изобразительных умений и навыков являются мотивация и активность школьников на уроках изобразительного искусства. «Немаловажным фактором успешности в обучении является целеустремленность, упорство, настойчивость в работе, неоднократное повторение и закрепление полученных умений на уроках» [10, с. 324].

В итоге все методы работы над исправлением ошибок в рисовании должны привести учеников начальных классов к тому, чтобы они целостно воспринимали натуру, умели осуществлять критический анализ своих рисунков, осознавали явные и незначительные ошибки, исправляли их и корректировали, добивались точного и грамотного художественного изображения натуры.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н. МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В РИСОВАНИИ С НАТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30511 (дата обращения: 31.01.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Приёмы исправления ошибок учащихся при рисовании

Прежде всего нужно остановиться на частных ошибках учащихся в распределении рисунка на листе бумаги (элементарная композиция рисунка). Программа требует от учащихся «правильно размещать изображение на листе бумаги в зависимости от формы рисуемых предметов, характера задания и поставленной учителем задачи».

Это, казалось бы, простое требование в практике обучения рисованию нуждается в неослабном внимании со стороны учителя и в длительном приобретении навыков со стороны учащихся.

Поэтому в младших классах следует для привития навыка распределения рисунка на листе бумаги с первых же уроков научить детей делить лист бумаги пополам, на четыре части и указывать, в какой части разместить рисунок. Если рисунок даётся для всей страницы (в младших классах размер этой страницы не должен превышать 1/16 обычного листа рисовальной бумаги), то следует указать учащимся, как найти середину листа: разделить длинную и короткую сторону листа пополам и противоположные точки деления соединить лёгкими линиями, пересечение этих линий укажет середину листа, и в соответствии с найденной серединой надо равномерно размещать рисунок.

Исправление ошибок в размещении рисунка на листе бумаги нужно производить согласно указаниям, данным учителем при объяснении урока.

В зависимости от формы изображаемого предмета нужно соответственно поворачивать тетрадь длинной или короткой стороной вверх, т. е. всегда придерживаться такого порядка: если предмет больше в вышину, тетрадь повернуть короткой стороной вверх, если же больше в ширину — длинной стороной.

В старших классах этот навык размещения рисунка углубляется и закрепляется путём определения общей высоты и ширины предмета или группы их и предварительной отметки на листе бумаги этой высоты и ширины, исходя из середины листа (рис. 35 и 36).

По этим указаниям преподавателя проводится в дальнейшем и исправление ошибок учащихся при размещении ими рисунка на листе бумаги.

Другая типичная ошибка, часто встречающаяся в рисунках учащихся—это неправильное, изображение окружности при различных сокращениях её (верхнее и нижнее основание в округлых предметах). Ошибки эти заключаются в том, что учащиеся не всегда делают плавные закругления сокращённой окружности, а рисуют её с углами с правой и левой стороны. Об этом говорилось раньше, при рисовании с натуры различных предметов цилиндрической и конической формы.

Если такие ошибки имеются, то с учащимися следует провести наблюдения окружности или картонного круга, и эти наблюдения при различных положениях окружности убедят детей в том, что даже при самом большом сокращении окружности никаких углов в изображении не будет, а останется плавная закруглённая линия. Ошибки при рисовании прямоугольных, призматических предметов чаще всего выражаются в нарушении параллельности сторон и в перспективных сокращениях удаляющихся граней предмета.

При рисовании группы предметов ошибки допускаются в том, что не соблюдается относительное расположение предметов и относительная величина их. Путём сравнения рисунка с натурой и предметов в. группе между собой преподаватель указывает учащимся на допущенные ошибки, способы их исправления (подвинуть один предмет вперёд или назад, увеличить или уменьшить другой предмет и т. д.).

Самый лучший и верный способ недопущения ошибок со стороны учащихся — это продуманное и ясное объяснение преподавателя перед началом любого урока рисования и привлечение внимания учащихся к наблюдению над натурой.

В программе по рисованию указаны виды исправлений ученических работ (см. объяснительную записку программы). К одним из них не следует прибегать часто, это «показ или исправление рукой учителя ошибок в рисунке ученика».

Частое применение такого способа исправления рисунков может привести к тому, что даже самые активные учащиеся потеряют уверенность в себе и после поправок учителя перестают дальше работать над рисунком. Следовательно, этот вид исправления ошибок можно применять только в тех случаях, когда другие приёмы исправления не дают нужных результатов, причем при исправлениях ошибок надо добиваться, чтобы «учащийся понял и полностью осознал причину и характер своей ошибки, а также способ её исправления; без выполнения этого условия исправление рисунка не достигает цели» (из программы).

Самый яркий показатель революции в образовании — принятие идеала детского самовыражения педагогическим сообществом, считает один из главных теоретиков искусства Эрнст Гомбрих. В 1939 году он описал для журнала The Listener противоречия, парадоксы и психологические иллюзии воспитания художественного вкуса у детей — основные тезисы этого эссе остаются актуальными до сих пор. T&P публикуют перевод.

Отец всех повествователей Геродот рассказывал восхитительную историю о египетском фараоне Псамметихе, который хотел выяснить, какой из языков был самым старым, искренним и подлинным, и задумал настоящий психологический эксперимент. Он приказал воспитывать двух новорожденных детей в абсолютной изоляции — никому не разрешалось говорить в их присутствии.

В один прекрасный день малыши стали протягивать свои маленькие ручки к няням с криками «Бекос, бекос». Как только царь услышал об этом, он отправил посланников странствовать по миру и искать язык, в котором встречается слово «бекос». Оказалось, так во Фригии называли хлеб. В тот день разрешился старый спор — фригийцев удостоили почестей первоначальной расы, поскольку их язык явно происходил от самой природы.

Иллюзия спонтанности

Идею этого эксперимента возродили не так давно. Когда на пороге ХХ века чудеса детского искусства открылись глазам энтузиастов-исследователей, они объявили его истинным, подлинным и, следовательно, исходным изобразительным языком человечества.

«Не учите ребенка, а позвольте ему учить вас, — такие советы давали великие пионеры вроде Франца Чижека (австрийский художник и педагог — Прим. T&P) оскорбленным учителям старой закалки. — Образование вредит изначальной силе и чувствительности ребенка».

Сегодня педагогические успехи этого принципа не вызывают сомнений. Бессчетное число учителей по всему миру убедились на собственном опыте: наличие материала для самовыражения и правильная поддержка могут проявить в среднестатистическом ребенке эстетическое восприятие, которому позавидует любой опытный художник.

Однако у непосредственного детского творчества обнаружился один непримиримый враг — сам ребенок. Безразличный к нашим сожалениям, он неумолимо движется к роковой цели — стандартам взрослых людей. Даже если учитель прикладывает все усилия, чтобы держаться в стороне и не вмешиваться, ребенок вытягивает из педагога нужную ему информацию. Одной одобрительной улыбки или равнодушного взгляда может хватить, чтобы проложить этот путь и расстроить планы современного царя Псамметиха.

Блестящие плоды венских классов Чижека — исчерпывающее тому доказательство. Глядя на них, любой на мгновение засомневается и решит, что перед ним работа взрослого художника. Несомненно, завтра то же самое будет справедливо относительно работ, вдохновленных и бессознательно направленных сегодняшними учителями. Принцип спонтанности, несравненный в качестве педагогического правила, несет в себе психологическую иллюзию. Детское творчество не может вырасти без связи с умом взрослого и никогда не отделяется от стандартов и ценностей современного искусства.

Рисунок одного из учеников Франца Чижека. ...

Рисунок одного из учеников Франца Чижека. Источник: The Listener

Новые методы

Этот факт ни в коей мере не умаляет значения реформаторов и их программы. Они привлекли наше внимание к работе детского разума и научили видеть в рисунке ребенка смелое и ясное выражение его знаний о мире вместо ничтожной попытки «изобразить» видимую реальность.

Этот подход определил новый учебный план начальных школ в Вене после революции 1918 года. Рисование и создание картин горячо поощрялось как средство самовыражения, а принцип невмешательства исполнялся вплоть до прощения фактических ошибок.

Благодаря школьной реформе широкое распространение получил своеобразный метод Рихарда Роте — обучение ребенка рисованию через воспитание его мысли. Он не тренировал технику, как в старом рисовании от руки с ее унылыми механическими упражнениями, и не учил глаз, как натуралистическая школа, но развивал воображение, способность представлять с помощью разума.

Если ребенок рисовал человека с пеньками вместо рук, Роте ничего не исправлял на бумаге и спрашивал: «Как этому бедному человеку придется согнуться, чтобы надеть чулки?» —

и наклонялся, чтобы показать ребенку, как функционирует настоящее тело. Чтобы уравновесить это интеллектуальное обучение, официальный комментарий к учебному плану советовал учителю время от времени выбирать «нереальные» или фантастические предметы, такие как «спящие деревья» или «птицы и бабочки, которых не существует».

Метод Роте помогает ускорить развитие ребенка без навязывания взрослых стандартов. Но стоит помнить, что не учителя, а художники — настоящие первооткрыватели детского творчества. В прошлом оно оставалось неизвестным не потому, что эти поколения были слепы к красоте, а из-за того, что для них искусство означало нечто неотделимое от технического мастерства. Только когда эта концепция утратила свою строгость, ребенок со всей его первозданностью внезапно оказался в центре внимания. Это важно помнить, чтобы объяснить кризис, в котором находится художественное образование на континенте как в России, так и в Германии.

Идеология и детские рисунки

В России преподавание искусства признано важной частью образования, а рисование с помощью воображения практикуется с большим успехом. Но, похоже, даже урок рисования используется для того, чтобы мягко направить ребенка к объектам и идеям, которыми нужно интересоваться. Частое появление тракторов на детских рисунках приветствуется советской критикой как здоровое проявление симпатии к идеалам конструктивной социальной работы — в отличие от буржуазных детей, чьи рисунки выражают декадентское бегство от реальности.

Немецкий учитель искусства (П.К. Зоммер) атакует современные методы с гораздо большей жестокостью. Сходство их результатов с тем, что сейчас официально называется «дегенеративным искусством», заставляет его осудить весь подход как нечто близкое государственной измене: «Этот вид искусства ушел от природы и, следовательно, от любви к дому, от Бога и веры в его воскресение. Плоды такого образования представляют опасность для нового государства». Возможно, именно это чувство заставило новую власть отменить ремесленные занятия в начальных школах после оккупации Австрии.

Без периодов и предпосылок

По ту сторону политической борьбы за детскую душу остается то, что можно назвать неизбежным парадоксом художественного образования:

как может эстетический опыт — нечто в высшей степени самопроизвольное — стать предметом преподавания, которое не может отречься от предвзятых стандартов и ценностей?

Очевидно, что вторая цель художественного образования — понимание искусства — все еще открыто противоречит подлинным идеалам непосредственности и невмешательства. Обучение пониманию искусства не достигло существенного прогресса на континенте, потому что сильно ограничено вкусами и предпочтениями конкретных учителей истории или рисования.

Хотя еще в 1890-х годах в Германии Альфред Лихтварк пытался освободить произведения искусства из холодного заточения музеев. Он не связывал искусство с историческими периодами и не описывал предпосылок его возникновения, чтобы не превращать картину в простую иллюстрацию истории культуры. Его ученики пытались понять замысел художника, личность заказчика, роль конкретной картины в большой коллекции и очень не скоро переходили к формальным ценностям произведения (Лихтварк был заклятым врагом формалистского подхода). Предпочитая репродукциям оригиналы, а великолепию выдающихся имен — скромных местных мастеров, Лихтварк пытался укрепить связь между искусством прошлого и повседневностью своих учеников. Концентрируясь на конкретных работах, он сумел избежать ловушки поверхностных описательных лозунгов, в которую неизбежно попадали предшественники.

Безупречные потребители

По другую сторону Атлантики тоже придумали немало. Например, американские музеи активно привлекают детей и создают для них максимально комфортную обстановку. А в школах принцип оценивания распространился далеко за пределы искусства. Всевозможные повседневные вещи регулярно становятся предметом обсуждения. Детей учат обращаться к эстетическому суждению, даже когда речь идет о выборе одежды или столовых приборов.

Американский подход отчасти опирается на оптимистичную веру в непогрешимость нынешнего вкуса. Такое обучение влечет за собой ряд опасностей: подготовка безупречных потребителей может подавлять индивидуальность, вместо того чтобы ее развивать.

Тест на восприятие искусства, которым поль...

Тест на восприятие искусства, которым пользовались американские преподаватели. Ученик должен выбрать лучший из трех рисунков и продемонстрировать свой уровень эстетической восприимчивости. Источник: The Listener

Взять хотя бы тесты, которые разработали для проверки эстетической восприимчивости ребенка, где из трех простых моделей или конструкций нужно отметить лучшую. Взгляните, к примеру, на лампы в третьей строке — я вижу в них скорее последовательность стилей и эпох, чем абсолютных качеств. К тому же

формальные элементы теряют всякое значение без эмоционального контекста. Даже кривая линия может обрести красоту, если выражает бурю чувств.

Эта школа мысли, кажется, повторяет ошибки раннего метода рисования от руки. Его сторонники считали нечто логически простое также наиболее очевидным с точки зрения эстетики и первым делом тренировали умение чертить прямые линии.

Нет, пусть ребенок знакомится не с безжизненными образцами, а с работами и формами, которые он может полюбить! Для этого можно заполнить школьные библиотеки изображениями в рамках, которые ученики смогут брать домой и обменивать (точно книги).

Нельзя забывать и о совете Шопенгауэра: «С произведением искусства следует обращаться как с принцем. Оно должно заговорить с тобой первым».

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Причины и способы исправления

неправильного навыка рисования и письма

Уважаемые родители, пройдёт ещё совсем немного времени и Ваш ребёнок пойдёт учиться в школу.

Современные первоклассники отличаются хорошо развитым интеллектом, глубокими знаниями об окружающем мире, многие уже умеют бегло читать. Однако в 1-ом классе дети часто испытывают серьёзные трудности при овладении навыками письма.

Все частные причины неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

  • Неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце;
  • Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к пишущему стержню.
  • Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что  верхний кончик ручки направлен в сторону от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом.
  • Неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте.
  • Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим пишущим инструментом на лист бумаги.
  • Несоблюдение гигиенических правил при письме (рисовании): ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и т.д.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме и рисовании. В результате на листе получаются неровные, извилистые дрожащие линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у ребёнка — дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно в процессе наблюдений за его изобразительной деятельностью.

Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев.

Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружности диаметром примерно 3 см. (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Чтобы сформировать у ребёнка правильный навык или ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка, можно использовать несколько несложных игровых приемов:

  • Если вы замечаете, что ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, то можете на верхней фаланге безымянного пальца поставить «волшебную» точку фломастером, объяснив ребёнку, что карандаш должен лежать на этой точке.
  • Если ребёнок держит ручку слишком близко (или, наоборот, слишком высоко) к пишущему стержню, то можно на самой ручке сделать меточку, ниже которой не должен опускаться указательный палец. (Оптимальное расстояние от указательного пальца до кончика пишущего стержня 2 —2,5см.)
  • Избавиться от жёсткой фиксации кисти руки на листе может помочь обведение и рисование крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки, а также работа в альбомах для раскрашивания.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приёмом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника.

Изменение неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудно для ребёнка. Новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 15 — 20 минут) занятия.

Показав ребёнку, как правильно следует держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребёнок эти правила, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия.


Типичные ошибки при обучении детей рисованию

Значение изобразительной деятельности для развития ребенка трудно переоценить. Рисование -это способ познания окружающего мира, развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, это — речевое развитие и психологическое здоровье ребенка. Главное правильно организовать занятия рисованием с ребенком.

Многие родители, и педагоги, в процессе рисования большее внимание уделяют точности передачи изображаемого объекта, аккуратности в рисунке, технике и приемам изобразительной деятельности. Все это несомненно важно, если ребенок уже обнаружил в себе некий талант и тягу к рисованию.

Все дети талантливы, а задача взрослого, эти таланты развить. Но порой, мы взрослые, невольно, не даем ребенку раскрыть совой талант. Излишне сосредотачиваясь на технике, и точности изображения, мы мешаем развитию ребенка как творца. Лишаем его необходимой смелости и свободы действий. И как итог убиваем интерес к рисованию.

Поэтому на первых этапах необходимо вызвать у ребенка желание рисовать, желание творить, выражая через рисунок свои чувства. Здесь важно не только похвалить работу малыша, но и правильно выбрать тему для рисунка, технику исполнения, подобрать материалы, провести подготовительную работу.

Не стоит ставить конечное изображение как первостепенную цель. В занятии рисованием важен весь процесс: всестороннее изучение изображаемого объекта, наблюдение за ним, рассматривание репродукций художников с изображением того же объекта, чтение художественных произведений и слушание музыкальных, обсуждение увиденного и услышанного, выбор материалов для работы, и собственно сам процесс рисования.

Занятия изобразительной деятельностью — это долгий и многогранный процесс, в котором происходит всестороннее развитие ребенка.

Ниже я приведу несколько типичных «ошибок», которые допускают взрослые при обучении детей рисованию.

1. Шаблонное рисование.

Часто случается так, что мы учим ребенка «шаблонному рисованию». Взрослый рисует образец и просит нарисовать так же, без привязки к определенному объекту.
Например, рисование цветка. На листе бумаге, или доске взрослый рисует круг – сердцевину цветка, добавляет лепестки – овалы, линию – стебелек и говорит: «Смотри — это цветочек». И ребенок, повторяя действия взрослого усваивает «шаблон цветка». В более старшем возрасте, в самостоятельной художественной деятельности, все изображения цветка будут именно такими. Даже несмотря на то, что потом мы будем учить ребенка рисовать колокольчик, тюльпан, василек, ландыш, то есть те цветы, которые не имеют, той, усвоенной с детства структуры: середцевина, лепестки, стебель.

Поэтому даже в том возрасте, когда изобразительные навыки еще не сформированы, начинать рисование цветка, необходимо с изучения всего многообразия цветущих растений. А для изображения, конечно, выбрать, объект, доступный малышу в этом возрасте. Главное, чтобы была возможность рассмотреть этот объект в реальности, а не только его изображение.

Это может быть фиалка, дикий шиповник, подсолнух, незабудка, мак. То есть те цветы, лепестки которых можно изобразить простым мазком или примакиванием кисти.
Что касается рисования декоративных, фантазийных растительных и цветочных орнаментов, на мой взгляд, это стоит делать, уже в более старшем возрасте. То есть тогда, когда такие рисунки будут являться продуктом собственной творческой деятельности, а не простым копированием.

2. Отсутствие визуального образа реального объекта.

Рисунок – это не только передача формы, пропорций, цвета, это еще и восприятие изображаемого объекта художником, его видение.

Поэтому неправильно предлагать ребенку нарисовать то, чего он не может увидеть в реальной жизни. Если возможности рассмотреть изображаемый объект нет, например, рисование цыпленка, или лисицы, стоит дать возможность детям рассмотреть этих животных на видео.

Это нужно для того, чтобы ребенок не просто повторял за педагогом определенные действия, необходимые для изображения объекта, а полностью погрузился в процесс рисования. Чтобы рисунок был не просто копией другого изображения, а эмоциональным откликом на увиденное.

3. Отсутствие эскизов.

Работая над своими полотнами, все художники сначала создают целые серии эскизов, как всей композиции, так и отдельных ее элементов.

Мы же зачастую хотим, чтобы ребенок сразу рисовал начисто. Отсюда у многих детей возникает страх испортить картину. Появляется излишняя напряженность, дрожание руки, расстройство если что-то не удалось как надо. Поэтому при рисовании сюжетных картин, необходимо давать детям возможность сделать набросок картины, потренироваться в изображении отдельных объектов.

Это может происходить в рамках серии занятий. Например, мы хотим нарисовать с ребенком летнюю полянку. Сначала мы будем упражняться в изображении неба, потом будем тренироваться рисовать растения, попробуем изобразить бабочку. И лишь после этого приступим к созданию летнего пейзажа.

4. Отсутствие фона, и линии горизонта.

Два этих фактора я объединила в один, потому, что один вытекает из другого. Практически всегда мы предлагаем ребенку для рисования белый лист бумаги.

Фон является неотъемлемой частью картины, независимо от того, что на ней изображено. Картина имеющая фон выглядит более законченной. Маленьким детям можно предложить тонированные листы бумаги, а вот со старшими детьми созданию фона можно и нужно посвятить отдельное занятие.

Все, наверное, замечали, что при рисовании пейзажей дети рисуют сверху небольшую синюю полоску неба, а снизу коричневую – земли, а по середине остается белое пространство. То есть интуитивно дети понимают, что трава, деревья, цветы, растут на земле, а облака, птицы – находятся в небе. Поэтому нужно помочь маленьким художникам, рассказать и показать, что такое горизонт и линия горизонта.

5. Использование традиционных материалов и инструментов для рисования.

Когда мы готовим материалы для занятия рисованием с ребенком, при выборе бумаги мы чаще всего останавливаемся на белых листах формата A4. Но порой, бывает так, что отдельно стоящий тюльпан, будет гораздо проще изобразить, на листе формата А6. А вот для большой сюжетной картины, привычного формата может оказаться мало.

Поэтому предлагайте детям для рисования разные форматы бумаги, используйте вместо привычных белых листов тонированные. Рисовать с детьми можно не только на бумаги, для этих целей отлично подойдет картон, крупная галька, ткань.

Разнообразьте традиционный набор инструментов для рисования губками, щетками, штампами, используйте листья, пищевую пленку.

А главное помните, каждый рисунок ребенка, должен стать не просто рисунком, а законченной творческой работой, которая может стать элементом декора, а не просто лежать в стопке рисунков. Тогда у ребенка появится желание творить, создавать, кропотливо работая как над замыслом, так и над исполнением.

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Методическая разработка «Исправляем ошибки на уроках изобразительного искусства»

Автор: Усова Нина Владимировна

Организация: МБОУ ТР Октябрьская ООШ

Населенный пункт: п. Октябрьский

Когда я показываю ребятам рисунки, выполненные ребятами другого класса или прошлого года, то кроме удачных, использую рисунки с ошибками (не всегда можно проконтролировать все рисунки ребят на уроке, да и дома ребята доделывают то, что не успели на уроке, поэтому рисунки с ошибками есть почти по каждой теме). Во время урока, когда вижу, что кто-то делает не то, спрашиваю: «Что неверно? Всё ли здесь верно?» предлагаю самим ребятам найти ошибку. Собственноручное отыскание и исправление ошибок надолго сохраняется в памяти ребят. Анализ ошибок, выявление причин возникновения, умение исправить свою ошибку в итоге и приводит к правильному рисованию.
Чтобы самому не сделать ошибку, надо знать вероятные ошибки. Решая следующие ситуации с ребятами, я задаю и много наводящих вопросов. В каждой ситуации решений может быть несколько, для решения ребята идут разными путями, поэтому и наводящие вопросы могут быть разными в разных классах по одному и тому же эпизоду, рисунку. Таким образом происходит управление познавательной деятельностью обучающихся.

Приложения:

  1. file0.rar.. 41,4 КБ

Опубликовано: 07.05.2018

Подборка по базе: МР профилактика и предупреждение ООП 25.07.22.pdf, Детские ошибки. Не обращать.doc, Спец.подготовка Тема 9. Предупреждение преступлений.docx, отчет Морозова (проверка на ошибки).docx, Экономическая безопасность как основа национальной безопасности , 3 ошибки, из-за которых тебя отправят служить.pdf, 2.Эконометрика для ИМИТ_ Теоретический материал 5_ Стандартные о, ПР 6 и 7 Графические изопроцессы Microsoft Word.docx, РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ИИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.docx, Проектирование районной исправление.docx


Графические ошибки

Предупреждение и исправление

1. Недостатки санитарно-гигиенического аспекта:

а) учащиеся сидят, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;

б) пишут буквально «носом»;

в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки и подпирает голову;

г)  правая рука неправильно располагается на столе (локоть или резко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, или в плотную, прижат к корпусу);

д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и к правому плечу;

е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.
2.Мотивационно-потребностный     блок    письма,    т.е.формирование отношений ученика к деятельности письма ,его заинтересованность. «Не хочу» и «не могу» — два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.
3.Небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей.
 4.Недостаток   в   результативности   обучения   детей письму – это     несформированность     почерка,      иначе     говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма.

Графические ошибки

  1. Нарушение наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
  1. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы        состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также  ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

  1. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л,

вместо д-а.
Основные правила красивого письма
В первую очередь следует разобраться с причинами плохого почерка. Но не нужно забывать о простых, но значимых моментах, которые часто не соблюдаются ребятами. Если все делать правильно, то почерк заметно улучшится.

  • На наклон письма влияет положение тетради. Класть ее нужно так, чтобы нижняя часть образовывала с краем стола угол приблизительно равный 30-40 градусам. Проверить правильность положения тетради можно при работе с прописями, имеющими косые линии, которые должны быть перпендикулярны краю стола.
  • Правильный захват и удобная ручка. Правильному захвату необходимо учить уже в то время, когда малыш впервые берет карандаши, фломастеры для рисования. Чтобы правильно держать пишущий предмет надо его положить на нижнюю боковую часть среднего пальца, а указательным и большим пальцем зафиксировать это положение, просто опустив их на ручку. Захват не должен быть сильным, иначе рука будет постоянно уставать, письмо будет медленным, а буква и слова неровными. Пишущий предмет должен быть удобным, оптимальная ширина 7-10 мм.
  • Правильная посадка. Необходимо глубоко сесть на стул, пододвинуться к столу настолько, чтобы впереди оставалось место шириной с ладонь. Ноги согнуты под углом 90%, спина прямая, плечи находятся на одной высоте. Корпус тела может быть слегка наклонен вперед, при этом локти лежат на краю стола, голова не опущена. Если ребенок полностью прислоняется к спинке стула, то локти его должны чуть-чуть выходить за край стола и быть на расстоянии 10-15 см от тела. Такое положение считается идеальным.
  • Регулярные тренировки. Соблюдая три предыдущих условия можно приступать к письму. Чем больше будет практических занятий, тем увереннее, красивее станет почерк.

Картотека «Игры и упражнения для развития
изобразительных способностей»

Методические рекомендации для воспитателей
«Игры и упражнения для развития изобразительных способностей»

методические рекомендации для воспитателей
«игры и упражнения для развития изобразительных способностей»

Игры и упражнения на развитие изобразительных
способностей

детей 3-4 лет

1 Передача формы

Задача: учить изображать предметы округлой
формы и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.)

Настольная игра «Геометрическое лото» Варианты
заданий: предложить рассказать из каких геометрических фигур составлено
изображение зайца, неваляшки, снеговика и составить изображение. Дидактическое
задание – дорисуй недостающие части зайчику, мишке собачки и т. д.

2 Изображение предмета

Задача: учить изображать простые предметы,
рисование прямых линий (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать
их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клеточный платок и др.)

Дидактические игры: «Составь животное из
фигур».

Дидактические задания: нарисуй мячик для
мышки, шарик для пятачка, травку, чтобы спрятался зайчик, дорожку для
сороконожки, серпантин для ёлки, дорожка для колобка, лучики для солнышка и т.
д.

3 Композиция

Задача: создание несложных сюжетных композиций,
повторяя изображение одного предмет (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют,
или, изображая разнообразные предметы, располагая изображение на всей
поверхности листа.

Элементы одной формы можно рисовать в порядке
возрастания и убывания, располагая изображение на всей поверхности листа:
ёлочки (треугольники, домики, снеговики, неваляшки, матрёшки.

Дидактическая игра «В гостях у сказки» —
выкладывание силуэтов сказочных героев и предметов окружающего мира – домик,
деревья, солнышко, облака и т. д. на листе бумаги.

4 Передача движений

Задача: учить ритмично наносить линии, штрихи,
пятна, мазки.

Дидактические задания: «Нарисуй иголки для
ежа», «Нарисуй расчёску для собачки», «Заборчик для петушка» и т. д.

Учимся рисовать прямые линии: щётка для
шарика, ёжик и ёлочка, дорога, травка для зайца, трава и дрова.

Учимся рисовать кружочки: колечко, шарики,
бусы, орешки и др.

5 Цвет:

Задача: Формировать представление детей о
реалистичности цвета предметов и образов декоративного искусства.

Настольная игра «Малыш и краски». Варианты
заданий: раскладывание вкладышей по цвету, собрать фигуры определённого цвета,
формы и размера, «змейка» — выложить карточки вкладыши по определённому
признаку.

Дидактические игры: «Сухой аквариум»,
«Разноцветное варенье», «Цветные дорожки и квадратики», «Цветные палочки
Кюзенера», Блоки Дьенеша, подвижные игры с разноцветными мячами.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать
идентичный по цвету предмет из однородных предметов (шариков, которые лежат
вперемежку на столе, разноцветных счетных палочек из пособия Кюзенера,
разноцветных квадратиков, кругов, треугольников из пособия Дьенеша сначала из
2-х, а затем из четырех цветов. Цветовые сочетания:

Красный – синий;

Желтый — черный;

Зеленый – красный;

Синий – белый;

Желтый – красный.

Воспитателям в непосредственно образовательной
деятельности, формировать у детей способы зрительного и тактильного
обследования предметов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их
форм, пропорций, цвета и фактуры. При рассматривании картин, иллюстраций в
книжках обращать внимание детей и учить находить связь между предметами и
явлениями окружающего мира.

В самостоятельной деятельности детей
привлекать к рисованию, рассматриванию картинок в детских книжках, рассказывание
по картинкам. На прогулках организовать наблюдение в природе и уголке живой
природы для уточнения представления детей о внешнем виде растений и животных, а
также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений. Знакомить с книжной
графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Ю. Васнецов,
В. Лебедева, Е. Рачёва и других.

Создавать условия для самостоятельного
освоения детьми способов изображения знакомых предметов на основе доступных
средств художественной выразительности. В центре «Художественное творчество»
организовать место для самостоятельного рисования, карандаши, мелки должны
находиться в доступном для детей месте иметь эстетичный вид: в красивом
стаканчике, подточенные. Бумага может быть разного размера и формы: круглая, прямоугольная,
овальная.

Игры и упражнения на развитие изобразительных
способностей

детей 4-5 лет

1 Передача формы:

изображение предметов круглой, овальной,
квадратной, прямоугольной, треугольной форм.

Настольная игра «Геометрическое лото»

Варианты заданий: рассказать из каких
геометрических фигур составлено изображение, выложить такие же картинки из
набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом,
показать карточку и предложить рассказать, какие фигуры использованы в изображении,
предложить разложить фигуры по цвету, форме и размеру.

2 Изображение предмета:

умение правильно передавать расположение
частей при изображении сложных предметов

«Составь животное из фигур», «Утёнок растёт»,
«Как можно нарисовать солнышко»

Симметричные рисунки: бабочка, листок,
варежка, солнышко, дерево.

Дидактические задания: исправь ошибку
художника (найти в рисунке недостающие детали).

3 Передача пропорций предмета в изображении

соблюдение соотношений предметов по величине:
дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Дидактические игры: «Переполох в лесу»
(деревья стали маленькими, грибы большие, солнце упало на землю и т. д.)

Дидактические задания: помоги матрёшкам встать
по росту, семья собирается в парк (разложить силуэты людей по росту).

4 Композиция:

создание сюжетных композиций, повторяя
изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие, располагая
изображение на всей поверхности листа.

«Составь картинки», «Натюрморт», «Пейзаж».

Элементы одной формы можно рисовать в порядке
возрастания и убывания, располагая изображение на всей поверхности листа:
ёлочки (треугольники, домики, снеговики, неваляшки, матрёшки.

Дидактическая игра «В гостях у сказки» —
выкладывание силуэтов сказочных героев и предметов окружающего мира – домик,
деревья, солнышко, облака и т. д. на листе бумаги.

5 Передача движений:

ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен,
мазков.

Дидактические задания: «Составь ежа из
палочек», «Ежи и дикобразы», «Повтори штриховку», «Повтори рисунок».

6 Цвет:

характеризует передачу реального цвета
предметов и образов декоративного искусства.

Настольная игра «Малыш и краски». Варианты
заданий: раскладывание вкладышей по цвету, собрать фигуры определённого цвета,
формы и размера, «змейка» — выложить карточки вкладыши по определённому
признаку.

«Цветные палочки Кюзенера», Блоки Дьенеша,
подвижные игры с разноцветными мячами.

«Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения
руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и
дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают
животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или
карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение
самостоятельно.

«Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов
геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного
животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки,
шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают
их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками, выясняя, похожи ли они
на изображения настоящих животных.

«Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать
изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка,
карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания,
выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают
изображение.

«Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных
(щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных
(птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации,
изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую
фактуру животному (птице).

«Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа,
умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные
палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером
рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из
палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

Воспитателям в непосредственно образовательной
деятельности, формировать у детей способы зрительного и тактильного
обследования предметов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их
форм, пропорций, цвета и фактуры. При рассматривании картин, иллюстраций в
книжках обращать внимание детей и учить находить связь между предметами и
явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке аппликации.

В самостоятельной деятельности детей
привлекать к рисованию, рассматриванию картинок в детских книжках,
рассказывание по картинкам. На прогулках организовать наблюдение в природе и
уголке живой природы для уточнения представления детей о внешнем виде растений
и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений.
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской
книги – Ю. Васнецов, В. Лебедева, Е. Рачёва и других.

Создавать условия для самостоятельного
освоения детьми способов изображения знакомых предметов на основе доступных
средств художественной выразительности. В центре «Художественное творчество»
организовать место для самостоятельного рисования, карандаши, мелки должны находиться
в доступном для детей месте иметь эстетичный вид: в красивом стаканчике,
подточенные. Бумага может быть разного размера и формы: круглая, прямоугольная,
овальная.

Игры и упражнения на развитие изобразительных
способностей

детей 5-7 лет

1 Передача формы:

изображение предметов круглой, овальной,
квадратной, прямоугольной, треугольной форм.

Настольная игра «Геометрическое лото»

Варианты заданий: рассказать, из каких
геометрических фигур составлено изображение, выложить такие же картинки из набора
геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом,
показать карточку и предложить рассказать, какие фигуры использованы в
изображении.

Дидактические игры на развитие чувства формы:
«Где, чья тень?», «На что похоже?», «Собери фигуру по картинке», «Превращения».

Изображение предмета:

умение правильно передавать расположение
частей при изображении сложных предметов.

Настольная для развития зрительного
восприятия, логического мышления, внимания.

Настольная игра «Геометрическая мозаика».
Задания — например – показать карточку и предложить рассказать, какие фигуры
использованы в изображении, запомнить и выложить изображение самостоятельно.

Игры и упражнения на развитие изобразительных
способностей и творческого воображения: «Составь животное из фигур», «Утёнок
растёт»

Передача пропорций предмета в изображении:

Соблюдение соотношений предметов по величине:
дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Дидактическая игра «Бегемотики», «Где растут
грибы», «Составь пейзаж».

Игры на развитие зрительного внимания.
Задания: рассмотри картинку и назови изображенные предметы, сравни две картинки
и найди различия.

Композиция:

создание сюжетных композиций, повторяя
изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие, располагая
изображение на всей поверхности листа.

«Перспектива»

Цель: закрепить знания о перспективе, линии
горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане
картины.

Материал: картинная плоскость с изображением
неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор
разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).

Инструкция: разложить силуэты на картинной
плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).

«Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта,
научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету
(натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и
т. д.)

Материал: изображения цветов, овощей, фруктов,
ягод, грибов, посуды.

Инструкция: составь натюрморт.

Передача движений:

ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен,
мазков.

Дидактические задания: «Составь ежа из
палочек», «Ежи и дикообразы», «Мы недавно из пруда, дайте полотенце», «Цирковые
акробаты».

Дидактические задания: дорисуй узоры на
одежде, повтори красками рисунки по контуру, повтори красками штриховку рыбок,
повтори рисунок одного из домиков, посмотри, как нарисованы черепашки и
повтори. «Учимся рисовать» (пособие – живопись, графика).

Игры на развитие зрительного внимания:
настольно печатная игра «Скоро в школу».

Цвет: характеризует передачу реального цвета
предметов и образов декоративного искусства. Дидактические игры: «Сухой
аквариум», «Разноцветное варенье», «Цветные дорожки и квадратики», «Цветные
палочки Кюзенера», Блоки Дьенеша, подвижные игры с разноцветными мячами.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать
идентичный по цвету предмет из однородных предметов (шариков, которые лежат
вперемежку на столе, разноцветных счетных палочек из пособия Кюзенера,
разноцветных квадратиков, кругов, треугольников из пособия Дьенеша сначала из
2-х, а затем из четырех цветов. Цветовые сочетания:

Красный – синий;

Желтый — черный;

Зеленый – красный;

Синий – белый;

Желтый – красный.

«Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»

Цель: упражнять в изменении фактуры животных
(щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.

Материал: карточки с изображением животных
(птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.

Задание: дети, в зависимости от ситуации,
изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую
фактуру животному (птице).

«Составь ежа из палочек».

Цель: учить схематичности передачи образа,
умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: палочки (можно использовать счетные
палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером
рисовать изображение из палочек).

Задание: дети выкладывают изображения из
палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.

«Ежи и дикобразы».

Цель: учить регулировать амплитуду движения
руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.

Материал: картинки с изображением ежей и
дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).

Задание: дети выбирают карточку и срисовывают
животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или
карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение
самостоятельно.

«Составь животное из фигур».

Цель: учить подбирать из набора шаблонов
геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного
животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.

Материал: карточки с животными (для проверки,
шаблоны различной величины и формы.

Задание: дети составляют животных и наклеивают
их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками, выясняя, похожи ли они
на изображения настоящих животных.

«Утенок растет».

Цель: учить увеличивать и уменьшать
изображения, рисуя по клеткам.

Материал: картинка с изображением утенка,
карточки с маленькими, большими и средними клетками.

Задание: дети, в зависимости от задания,
выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают
изображение.

«Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя
шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом
лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами
голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

«Бегемотики»

Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны
(части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные
украшения по образцу и по заданию.

Материал: бегемотики из картона разных
размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).

Правила игры: как можно быстрей «одеть»
бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика — балл) и разукрасить
одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий,
красный и черный цвета).

«Парикмахерская для Шарика».

Цель: учить рисовать разнообразные собачьи
«прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.

«Нарисуй рыбкам разную чешую».

Цель: учить придумывать изображение фактуры по
заданию воспитателя.

«Как зверята играют?»

Цель: передавать движения животных, не
используя или частично используя шаблоны.

«Где, чей хвост?»

Цель: учить логически думать и подбирать
хвосты методом исключения, рисовать по образцу.

«Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира
(будущего) и назови их».

Цель: учить придумывать новые изображения,
используя опыт и знания о различных художественных материалах.

«Фантастическое животное»

Цель: развивать творческое воображение,
используя разные способы изображения.

Материалы: разные части животных, птиц, рыб,
насекомых (вырезанные из бумаги).

Инструкция: составить из имеющихся элементов
фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают
фантастическое животное в выбранной ими технике.

«Веселые ладошки»

Цель: развивать творческое воображение.

Материал: картонные силуэты ладошек, предметы-
шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т. д. разного цвета.

Инструкция: нарядить каждый пальчик.

Вариант: на красочный оттиск ладони приклеить
плоские или объемные предметы

«Забавный клоун»

Цель: развивать творческое воображение,
чувство цвета.

Материал: фигурки клоуна и много разноцветных
предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.

Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в
одной цветовой гамме)

Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7
комплектов предметов по цветам радуги.

«Дом паука»

Цель: развивать чувство композиции.

Материал: листы картона разного цвета, цветные
толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные
карандаши или фломастеры, уголь.

Инструкция: Ты знаешь, где живет паук? Какой у
него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно
нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех,
что уже есть.

Затем дети рисуют или выполняют коллективную
работу в технике коллажа.

Дидактические игры и упражнения «РАЗНЫЕ ФОРМЫ»

Дидактическая задача. Закрепить представление
о плоских и объёмных ге-ометрических формах; направить интерес на их сравнение
и анализ сходства — различия; показать тени объёмных тел; создать поисковую
ситуацию; вылепить из пластилина (глины) объёмные формы, глядя на их
схематичное или неполное изображение на плоскости, предложить вылепить объёмные
формы на основе имеющихся модулей (комбинаторика, анализ формы, мысленное
конструирование); создать условия экспериментирования с вылепленными формами
(преобразование и превращение одной формы в другую и обратно); развивать
пространственное мышление и воображение.

Материал. Вылепленные из пластилине формы и
фигурки (объёмные и рельефные); вырезанные из цветной плотной бумаги
геометрические формы; рисунки геометрических тел.

Варианты упражнений. В зависимости от
поставленной дидактической задачи, взрослый демонстрирует детям предметы,
имеющие ту или иную геометрическую форму; сообщает цель упражнения, объясняет
необходимые условия или правила:

нарисовать три разных яблока, которые могут
быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу;

вылепить три разных яблока, которые могут быть
разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу;

нарисовать три круга одинакового размера и
превратить их в разные предметы (например, часы, солнышко, цветок, очки,
велосипед, портрет);

вылепить три разных по величине круга. Для
этого нужно скатать шары и сплющить. Во что можно превратить эти круги, если
сложить их вместе? (В пирожное, пирамидку, цветок.)

  • Учись на своих ошибках цитата
  • Учитывая изложенные обстоятельства решение суда первой инстанции следует отменить ошибка
  • Учись на своих ошибках поговорки
  • Учитывать ошибки на английском
  • Учителю приходилось многое объяснять где ошибка