Удрученные опытом коммерсанты не повторяют своих ошибок

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

§ 7. Упр. 34. ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская. Запишите выделенные предложения в исправленном виде.

Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Что неправильно напи-
сал Мишка в «письмишке»? Запишите выделенные предложения в исправленном виде. Какие правила орфографии не знает Мишка?

ГРУСТНЫЕ ВЕСТИ
Пришло письмишко мне,
Гляжу —
Из лагеря, от Мишки.
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
Здесь — лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетёт —
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен.
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся — надо подлечить:
Заставить правила учить.

Материал к заданию 20 ЕГЭ русский язык

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЕГЭ-2018 Лексические нормы русского языка (задание №20)

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить ( крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый ( крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный ( крепкий организм ).

4. Надежный ( крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени ( крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий ( крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2 . Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению ( останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга ( иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ) .

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

В речи встречаются различные виды многословия .

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

— слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня

— одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников

— разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню

— несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук.

НАРУШЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

Всю четвёртую декаду апреля было холодно

Всю последнюю декаду апреля было холодно

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

У Ирины карие волосы и зелёные глаза.

У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза.

3. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности

На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности

4. Смешение паронимов(близкие по звучанию, но разные по смыслу слова)

В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится.

5. Неудачный выбор одного из синонимов

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили .

Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали .

6. Употребление лишнего слова (речевая избыточность)

В своёмстихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А.С.Пушкина.

7. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий(речевая недостаточность)

В читальный зал в одежде не входить.

В читальный зал в верхней одежде не входить.

8. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов

В рассказе А.П.Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче .

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится (повествуется, идёт речь) о враче.

9. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах .

Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах.

10. Смешение лексики разных исторических эпох

Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу.

Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке.

11. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Тренировочные упражнения.Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие.

2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья.

3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок.

5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию.

6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты.

2.Наши воины совершили много геройских подвигов.

3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает.

6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

3.Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

4.Публика сканировала: «Браво, Сильвини!»

5.Вся публика была уже в триумфе.

6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений.

7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

9.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Задание 7. Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости:

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея.

2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы

3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

4. Катерина оказала протест против темного царства.

5. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

9.Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

10.Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

11. Они работали как самые отъявленные специалисты.

12. В нашем коллективе надвигались радостные события.

13. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят.

14. Пришли ребята, удрученные опытом работы.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ОТВЕТЫ (задание 8)
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Задание 11. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Античная мифология; классические языки.

Врождённый талант, прирождённый ум.

Гостеприимный человек, радушный приём, хлебосольный хозяин.

Губительное действие, пагубное влияние.

Единый миг, один момент.

Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, продолжительный период, долговременный кредит.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, устранить недостатки.

Найти опору, обрести поддержку.

Обнаружить закономерность, открыть закон.

Доказать теорему, обосновать теорию.

Предвещать поражение, предсказать успех.

Расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

1. . имеющиеся недостатки. 2. Неожиданно у молодых предпринимателей возникли серьёзные проблемы. 3. . уделяем особое внимание. 4. . стартуют спортсмены. 5. Большое внимание было уделено . 6. . почтили присутствием . 7. Ведущую роль . играет. 8. . бурное развитие кинематографии. 9. . обеспечивает город ранними овощами. 10. Уже в раннем детстве . 11. Большую роль. сыграли .

1. только заядлые болельщики . 2. Успеваемость в старших классах снизилась . 3. . выгул собак. 4. . в связи с необходимостью санобработки помещения . 5. Особое внимание в работе комитета уделяется . 6. Наши спортсмены продолжают устанавливать рекорды. 7. Дети читают стихи , стоя полукругом . 8. Мои ноги подкашивались от усталости . 9. . грохотал барабан. 10. С большим волнением читаешь письма ветеранов. 11. Неожиданные заморозки губительно сказались на посевах кукурузы . 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать. 13. . он подарил книги школьной библиотеке. 14. . которые разделяют точку зрения коммунистических лидеров. 15. . и быстро покинула квартиру. 16. столь большого счёта. 17. Передовая технология позволяет устранить многие недостатки . 18. . кивает. 19. Увеличилось число несчастных случаев. 20. Ниловна предстаёт перед нами забитой, запуганной женщиной.

источники:

http://class.rambler.ru/temy-gdz/7-upr-34-gdz-russkiy-yazyk-5-klass-ladyzhenskaya-zapishite-vydelennye-predlozheniya-v-ispravlennom-vide-45255.htm

http://infourok.ru/material-k-zadaniyu-ege-russkiy-yazik-3193274.html

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
божИться, бомбардировАть


бАловаться, бАлуюсь


брАлась, бралО

+
вАришь, ввАлишься

Задание
{{1255}} ТЗ 1255 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


бОжиться, бомбардИровать

+
бралАсь, брАло

+
берЕменеть, блАговестить


взвИлась, взвилсЯ

Задание
{{1256}} ТЗ 1256 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
бурИшься, былА


варИшь, ввалИшься

+
баловАться, балУюсь


вертИшься, верховодИть

Задание
{{1257}} ТЗ 1257 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


беременЕть, благовЕстить

+
вЕртишься, верховОдить

+
взвилАсь, взвИлся


бУришься, бЫла

Задание
{{1258}} ТЗ 1258 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


взорвалсЯ, взрЫхлить

+
взятА, вИлся


вкралИсь, вкралОсь

+
влИло, влИлся

Задание
{{1259}} ТЗ 1259 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
вкрАлись, вкрАлось


влилО, влилсЯ

+
взорвАлся, взрыхлИть


взЯта, вилсЯ

Задание
{{1260}} ТЗ 1260 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
вобрАло, вогналА


воздАла, воздалО


возложИшь, воссоздАла

+
возлилА, возложИл

Задание
{{1261}} ТЗ 1261 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
воссоздАло, вострубИшь


впИлась, впилсЯ


вплЫла, вплылО

+
втАщишь, втрАвишь

Задание
{{1262}} ТЗ 1262 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


вчертИшь, глазИровать

+
гналАсь, гнАло

+
говоренО, гУбишь


говОрено, губИшь

Задание
{{1263}} ТЗ 1263 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
дАришь, датИровать


гофрИровать, дАлась


двигАть, демаскировАть

+
демаскИрую, добЫл

Задание
{{1264}} ТЗ 1264 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


доварИшь, довИла

+
добылА, добЫли

+
довилАсь, довИлся


доврАлась, довралсЯ

Задание
{{1265}} ТЗ 1265 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
додралА, додрАло


догнИла, догнилО

+
дождалАсь, дождАлся


дозвАлась, дозвалсЯ

Задание
{{1266}} ТЗ 1266 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
доклЕить, докУришься


дозвОнишься, доизбрАла


долилсЯ, домОвничать

+
долИлся, домовнИчать

Задание
{{1267}} ТЗ 1267 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
дОняло, допилА


дОпила, допИла


дорвАла, дорвалО

+
допилАсь, допИлишь

Задание
{{1268}} ТЗ 1268 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


досвЕрлишь, доснЯла

+
доткАло, дочИнишь

+
дралАсь, ждалА


дружИшь, душИшь

Задание
{{1269}} ТЗ 1269 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
забаловАть, забряцАть


ждалО, жИлось


заворОжить, завьюжИть

+
завЁлся, завилА

Задание
{{1270}} ТЗ 1270 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


загналО, задарИшь

+
завьЮжишь, заглушИшь

+
задрАлся, зажилА


задрАла, задрАлась

Задание
{{1271}} ТЗ 1271 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
зазвАло, зазвонИшь


зажрАлась, зажралсЯ

+
закУтишь, залилА


заклЯлась, зАлила

Задание
{{1272}} ТЗ 1272 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
зАмерло, заморИшь


залИла, залУчишь


зАнять, зАперла

+
зАнял, занялА

Задание
{{1273}} ТЗ 1273 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


запломбИровать, запорОшить

+
зАперли, запилА

+
засорИшь, застУдишь


запрОдала, запродалА

Задание
{{1274}} ТЗ 1274 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
зачалА, зачИнишь


затрУсишь, затупИшься

+
звАло, звонИшь


защЕмишь, заявИшь

Задание
{{1275}} ТЗ 1275 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


извилсЯ, изжИла

+
идУт, избралА


изъявИшь, испИла

+
излилА, измЕнишься

Задание
{{1276}} ТЗ 1276 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
кичИшься, клЯлся


исчерпАешь, исчерпАть


кралАсь, крейсировАть

+
кнЯжить, копИровать

Задание
{{1277}} ТЗ 1277 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
кУришь, лавИровать


крестИшься, кровотОчить

+
морИшь, навралА


лгАла, лилОветь

Задание
{{1278}} ТЗ 1278 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
начЕрпать, нивелИровать


надсвЕрлишь, насОришь

+
обогналА, ободралА


Обжить, обзвОнишь

Задание
{{1279}} ТЗ 1279 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
оцЕнишь, пИлишься


оглянЁшься, одОлжить


плесневЕть, плодонОсить

+
повторИшь, подомовнИчать

Задание
{{1280}} ТЗ 1280 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
раздолбИшь, рАзниться


позвОнишь, премИровать

+
расщЕдриться, расщЁлкать


разрЫхлить, расклешИть

Задание
{{1281}} ТЗ 1281 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:


ритОрствовать, ретИроваться

+
рулИшь, сдрУжишься

+
сдЮжить, соболЕзновать


стАреешь, сумЕрничать

Задание
{{1282}} ТЗ 1282 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в глаголах, соответствующий
норме:

+
тУпишься, умЕньшить


холИть, хоронИшь

+
хОлить, хорОнишь


тупИшься, уменьшИть

Задание
{{1283}} ТЗ 1283 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в кратких причастиях, кратких
прилагательных и деепричастиях,
соответствующий норме:

+
взятА, взЯто


вИдны, влИта


возданЫ, воссозданЫ

+
воссОзданы, говоренА

Задание
{{1284}} ТЗ 1284 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в кратких причастиях, кратких
прилагательных и деепричастиях,
соответствующий норме:


довитЫ, доданО

+
говоренО, говоренЫ


доизбранА, дОлив

+
дОданы, дожИв

Задание
{{1285}} ТЗ 1285 Тема 4-19-0

Вариант
ударения в кратких причастиях, кратких
прилагательных и деепричастиях,
соответствующий норме:

+
допитА, доснятА


дОлита, долИта

+
залитА, занЯв


зАвита, завИта

Задание
{{1286}} ТЗ 1286 Тема 4-19-0

Во
всех словосочетаниях ряда правильно
выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук

+
бЕз толку, бЕз году, зА год


без тОлку, без гОду, за гОд

+
зА город, зА душу, зА ногу


за гОрод, за дУшу, за нОгу

Задание
{{1287}} ТЗ 1287 Тема 4-19-0

Во
всех словосочетаниях ряда правильно
выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук

+
зА ухо, Из виду, из вИду


за Ухо, на зИму, на нОчь

+
Из дому, из дОму, Из лесу

+
из лЕсу, Из носу, из нОсу

Задание
{{1288}} ТЗ 1288 Тема 4-19-0

Во
всех словосочетаниях ряда правильно
выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук

+
нА голову, на гОлову, нА зиму

+
нА ночь, нА пол, нА поле


на пОл, на Ухо, от рОду

+
на пОле, нА пять, на пЯть

+
нА стену, на стЕну, нА ухо

Задание
{{1289}} ТЗ 1289 Тема 4-19-0

Во
всех словосочетаниях ряда правильно
выделена буква, обозначающая ударный
гласный звук

+
От роду, пО лесу, по лЕсу

+
пО морю, по мОрю, пО уху

+
по Уху, под вЕчер, пОд ноги


пОд вечер, под рУки

+
под нОги, пОд руки

Задание
{{1290}} ТЗ 1290 Тема 4-19-0

Ударение
поставлено верно в слове

+
газопровОд


сливОвый


красивЕе


наАняла

+
исчЕрпать

+
гЕнезис


дОсуг


дремотА

+
включИт


жАлюзи

Задание
{{1291}} ТЗ 1291 Тема 4-19-0

Ударение
падает на третий слог

+
еретик


анатом


донельзя

+
духовник

+
заждалась


раскупорить


пуловер


ходатайствовать

+
позвонит


принудить

Задание
{{1292}} ТЗ 1292 Тема 4-19-0

Во
всех словах ряда правильно выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук


апострОф, маркЕтинг

+
квартАл, договОр


ломОта, молОх


ракУшка, щавЕль

Задание
{{1293}} ТЗ 1293 Тема 4-19-0

Во
всех словах ряда правильно выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук

+
зубчАтый, пиалА


досУг, ломОта


сЕстринский, митингОвый


плЕсневать, усугУбить

Задание
{{1294}} ТЗ 1294 Тема 4-19-0

Во
всех словах ряда правильно выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук


творОг, кУхонный

+
рИтор, срЕдства


танцОвщица, тортЫ


временщИк, вручИт

Тема:
Нормы современного русского литературного
языка: орфоэпические нормы

Задание
{{1295}} ТЗ 1295 Тема 4-20-0

###
— совокупность норм литературного
произношения

+
орф*эпия

+
орфоэпия

Задание
{{1296}} ТЗ 1296 Тема 4-20-0

Правила
произношения и ударения — ### нормы

+
орфо*пические

+
орфоэпические

Задание
{{1297}} ТЗ 1297 Тема 4-20-0

Выбор
акустических вариантов фонемы на каждом
шаге развертывания речи регулируют
нормы

+
произношения


ударения


грамматические


стилистические

Задание
{{1298}} ТЗ 1298 Тема 4-20-0

Стиль
произношения, характеризующийся
отчетливой артикуляцией, тщательным
произнесением всех звуков, неторопливым
темпом


нейтральный

+
полный


разговорный


краткий

Задание
{{1299}} ТЗ 1299 Тема 4-20-0

###
стиль произношения характеризуется
достаточно отчетливой артикуляцией,
но одновременно и некоторой редукцией
звуков.

+
нейтральный

Задание
{{1300}} ТЗ 1300 Тема 4-20-0

###
стиль — способ произношения, свойственный
ситуациям общения в быту, в непринужденной
обстановке.

+
разговорный

Задание
{{1301}} ТЗ 1301 Тема 4-20-0

В
русском языке выделяются следующие
стили в области произношения


нейтральный


просторечный

+
разговорный


книжный

Задание
{{1302}} ТЗ 1302 Тема 4-20-0

Разговорный
стиль общения доминирует в

+
бытовом общении


научном общении


публичном общении


официально-деловом общении

Задание
{{1303}} ТЗ 1303 Тема 4-20-0

Литературному
стилю общения присущи


использование произносительных вариантов


устранение произносительных вариантов

+
строгое следование сформировавшимся
нормам


произвольное следование сформировавшимся
нормам

Задание
{{1304}} ТЗ 1304 Тема 4-20-0

Произносительная
система современного литературного
языка

+
не отличается от произносительной
системы дооктябрьского периода


отличается от произносительной системы
дооктябрьского периода

+
продолжает традиции дооктябрьского
периода


сохранилась в общих чертах


сохранилась во всех основных чертах

Задание
{{1305}} ТЗ 1305 Тема 4-20-0

В
основе русского литературного произношения
лежит


новгородский говор


орловский говор

+
московский говор


тульский говор


рязанский говор

Задание
{{1306}} ТЗ 1306 Тема 4-20-0

Аканье
первоначально было признаком

+
диалектного произношения


просторечного произношения


книжного произношения


церковного произношения

Задание
{{1307}} ТЗ 1307 Тема 4-20-0

Нормы
произношения определяются


лексической системой

+
фонетической системой


морфологической системой


синтаксической системой

Задание
{{1308}} ТЗ 1308 Тема 4-20-0

Слова,
в которых согласный перед е произносится
твердо

+
антитеза


анапест

+
гротеск

+
эстетика


эффект

+
генетика

+
теннис


бассейн

+
фонема


бенефис

Задание
{{1309}} ТЗ 1309 Тема 4-20-0

Сочетание
чн произносится как шн:


Дачный

+
Прачечная


Млечный путь

+
Скворечник

Задание
{{1310}} ТЗ 1310 Тема 4-20-0

Сочетание
чн произносится как шн:


Алчный


Прочный

+
Пустячный

+
Яичница

Задание
{{1311}} ТЗ 1311 Тема 4-20-0

Сочетание
чн произносится как шн:


Заочный


Сказочный

+
Конечно


Командировочный

Задание
{{1312}} ТЗ 1312 Тема 4-20-0

Сочетание
чн произносится как шн:


Сливочный


Чесночный


Лоточник

+
Горчичный

Задание
{{1313}} ТЗ 1313 Тема 4-20-0

Сочетание
[чн] произносится в слове


скворечник

+
коричневый

+
сердечный (приступ)


сердечный (друг)

Задание
{{1314}} ТЗ 1314 Тема 4-20-0

Сочетание
[шт] произноситься в слове


мечта

+
чтобы


почтальон


чтение

Задание
{{1315}} ТЗ 1315 Тема 4-20-0

Произношение
слова совпадает с правописанием


маленького


извозчик

+
прочный


без шума


конечно


принимается


помощник

+
сообщник


разжёг


сумасшедший

Задание
{{1316}} ТЗ 1316 Тема 4-20-0

Произношение
слова указано верно


инциндент

+
постричься


ханженство


явство


дермантин


желантин

+
пертурбация

+
поскользнуться

+
светопреставление


полувер

Задание
{{1317}} ТЗ 1317 Тема 4-20-0

В
слове четыре звука


поёшь

+
съел


ярко


лень

Задание
{{1318}} ТЗ 1318 Тема 4-20-0

В
слове нет согласного [Й]


медальон

+
метёт


рисует


бьётся

Задание
{{1319}} ТЗ 1319 Тема 4-20-0

В
слове произносится звук [А]

+
яблоко


вырастить


посадить


чаепитие

Задание
{{1320}} ТЗ 1320 Тема 4-20-0

В
слове произносится звук [О]


ночевать


фонетика

+
жердочка


аромат

Задание
{{1321}} ТЗ 1321 Тема 4-20-0

Звук
[И] произносится в слове


жить


шить

+
чисто


цирк

Задание
{{1322}} ТЗ 1322 Тема 4-20-0

Звук
[Ы] не произносится в слове


без исследования


мышь


межинститутский

+
контригра

Задание
{{1323}} ТЗ 1323 Тема 4-20-0

Все
согласные звонкие в слове


мороз


тепло

+
земля


нож

+
молотьба


пешеход


трепетать


просьба

+
сделал


заряд

Задание
{{1324}} ТЗ 1324 Тема 4-20-0

Звук
[В] произносится в слове


коровка


зов


автобиография

+
главный


филателия


кровь


афера


барельеф

+
вафли

+
весёлый

Задание
{{1325}} ТЗ 1325 Тема 4-20-0

Звук
[Т] произносится в слове


отбежать


старший


(моего) братца

+
сад


купается

+
надпись

+
пешеход


тема


тест


пять

Задание
{{1326}} ТЗ 1326 Тема 4-20-0

Звук
[ С ] произносится в слове


сделать

+
наказ


масштаб


с шумом


майонез


просьба

+
паровоз

+
бесполезно

+
сугроб

+
мороз

Задание
{{1327}} ТЗ 1327 Тема 4-20-0

Звук
[ П ‘] произносится в слове


кнопка

+
голубь


помощь


сруб

+
прорубь

+
пенал


полочка

+
пять


плен


куб

Задание
{{1328}} ТЗ 1328 Тема 4-20-0

Написание
соответствует произношению слова


справка


косьба


сдал

+
звон

Задание
{{1329}} ТЗ 1329 Тема 4-20-0

Во
всех словах ряда наблюдается процесс
оглушения:


вкусный, косьба, мед


перевод, дуб, резьба, сдавать


дуб, сделка, книжка, сапог

+
пропавший, вторник, кормежка, без шума

Задание
{{1330}} ТЗ 1330 Тема 4-20-0

Перед
Е твердая согласная произносится в
слове


пресса

+
тенденция


нервы


демон

+
партер

+
энергия


музей


девиз

+
турне


деспот

Задание
{{1331}} ТЗ 1331 Тема 4-20-0

Мягкая
согласная произносится перед Е в слове

+
ремарка


поэтесса


деликатес

+
Одесса

+
бенефис


коттедж


кашне


термос

+
термин

+
фанера

Тема:
Нормы современного русского литературного
языка: нормы лексической сочетаемости

Задание
{{1332}} ТЗ 1332 Тема 4-21-0

Лексическая
сочетаемость определяется


семантикой слова


семантикой слова и уместностью
употребления

+
семантикой слова, его эмоционально-экспрессивной
окраской, принадлежностью к тому или
иному стилю речи


семантикой слова, логичностью и
несогласованностью

Задание
{{1333}} ТЗ 1333 Тема 4-21-0

Ошибка
в лексической сочетаемости наблюдается
в предложении


Делегаты съезда проявили неудовлетворенность
сведениями, собранными социологической
группой

+
Примерно такой гимн поднят всеми СМИ
России по поводу выплаты долгов
бюджетникам


Проверка будет произведена комиссией,
которую назначила администрация


Такое использование однокоренных слов
сближает этимологизацию с парономазией

Задание
{{1334}} ТЗ 1334 Тема 4-21-0

Ошибка
в лексической сочетаемости наблюдается
в предложении


Исследование единицы с привлечением
микро- и макротекста может привести к
различным результатам.


Жители оазиса окружили всадников
пустыни, и через полчаса на песке лежало
четыреста девяносто трупов.

+
Губернатор обильно общался с местными
предпринимателями.


Впервые шел сильный дождь.

Задание
{{1335}} ТЗ 1335 Тема 4-21-0

Ошибка
в лексической сочетаемости наблюдается
в предложении


Вождь позвал чужестранца и вручил ему
пятьдесят золотых монет.

+
СМИ удовлетворяют современным потребностям
молодежи.


Вчера меня продуло и я схватил сильный
насморк.


Наступила зима, морозная, вьюжная.

Задание
{{1336}} ТЗ 1336 Тема 4-21-0

Ошибка
в лексической сочетаемости наблюдается
в предложении

+
Педагог предпринял меры, заставившие
учеников взяться за ум.


Прими меры, иначе ты не выпутаешься.


Для достижения цели, Вова предпринял
первые серьезные шаги.


Он оказался человеком ответственным,
предпринявшим серьезные шаги.

Задание
{{1337}} ТЗ 1337 Тема 4-21-0

Ошибка
в лексической сочетаемости наблюдается
в предложении


Человек своими поступками заслуживает
уважение.

+
По-моему, Д. Билан заслужил известность.


Речь президента, заслуживающая уважения,
поразила своей выразительностью.


Многие исполнители приобрели известность
благодаря одной песне.

Задание
{{1338}} ТЗ 1338 Тема 4-21-0

Ошибка
в лексической сочетаемости наблюдается
в ряду


глубокий колодец, глубокая река


глубокая яма, глубокая осень

+
глубокое утро, глубокая зрелость


глубокий покой, глубокая старость

Задание
{{1339}} ТЗ 1339 Тема 4-21-0

Верное
сочетание наблюдается в словосочетании

+
бархатный сезон


бархатное время


бархатное лето


бархатный возраст

Задание
{{1340}} ТЗ 1340 Тема 4-21-0

Верное
сочетание наблюдается в словосочетании


отъявленные специалисты

+
отъявленные негодяи


отъявленные добродетели


отъявленные друзья

Задание
{{1341}} ТЗ 1341 Тема 4-21-0

Верное
сочетание наблюдается в словосочетании

+
достигнутые успехи


достигнутые недостатки


достигнутые несовершенства


достигнутые поражения

Задание
{{1342}} ТЗ 1342 Тема 4-21-0

Верное
сочетание наблюдается в словосочетании


удрученные опытом


удрученные счастьем


удрученные радостью

+
удрученные несчастьем

Задание
{{1343}} ТЗ 1343 Тема 4-21-0

Верным
является словосочетание

+
вопиющие нарушения


вопиющие достижения


вопиющие успехи


вопиющая удача

Задание
{{1344}} ТЗ 1344 Тема 4-21-0

Неправильное
сочетание слов наблюдается в ряду


меховая промышленность, меховой магазин,
меховые варежки, меховая шапка


снежные хлопья, снежный ком, снежная
долина, снежные вершины


снять в центре, снять для работы, снять
на лето, быстро снять

+
обречен на победу, обречен на успех,
обречен на гениальность, обречен на
процветание

Задание
{{1345}} ТЗ 1345 Тема 4-21-0

Неправильное
использование ФЕ наблюдается в предложении


Улица была покрыта снегом вдоль и
поперек.


Отец терпеливо и осторожно вводил его
в круг торговых дел.

+
Его манера держаться заставляла любую
девушку войти в краску.


Лягушка полетела вверх тормашками на
землю.

Задание
{{1346}} ТЗ 1346 Тема 4-21-0

Неправильное
использование ФЕ наблюдается в предложении

+
Привычка ложиться с левой ноги меня не
подвела.


Мы глубоко вросли корнями у себя дома.


Ты имей в виду, палки в колеса вставляешь,
вот чем занимаешься.


И я всем сердцем, всею душою тебе доверяю.

Задание
{{1347}} ТЗ 1347 Тема 4-21-0

Лексическая
сочетаемость нарушена в предложениях:


Он лежал, всю ночь не смыкая глаз.

+
Он лежал, всю ночь, не смыкая взгляда.

+
Котловина производила уютное впечатление.


Котловина производила приятное
впечатление.

Задание
{{1348}} ТЗ 1348 Тема 4-21-0

Лексическая
сочетаемость нарушена в предложениях:

+
Главная сила Сибири — в ее обильной
минерально-сырьевой базе.


Сила Сибири — в ее богатейшей
минерально-сырьевой базе.

+
Эти функции поручаются отделу рекламы.


Эти функции возлагаются на отдел рекламы.

Задание
{{1349}} ТЗ 1349 Тема 4-21-0

Лексическая
сочетаемость нарушена в предложениях:

+
Достойное место занимают реликвии,
преподнесенные делегациями.


Достойное место занимают подарки,
преподнесенные делегациями.

+
Улучшили художественный уровень
экспозиций народные музеи.


Возрос художественный уровень экспозиций
народных музеев.

Задание
{{1350}} ТЗ 1350 Тема 4-21-0

Нарушение
традиционной контекстно-лексической
сочетаемости и искажение общепринятых
значений слов допущено в варианте:

+
автор станка

+
оказать грубость

+
допустить прибавку


оказать содействие


допустить ошибку

+
повысить изучение спроса


автор книги


повысить успеваемость

Задание
{{1351}} ТЗ 1351 Тема 4-21-0

Нарушение
традиционной контекстно-лексической
сочетаемости и искажение общепринятых
значений слов допущено в варианте:

+
проявить дисциплину


провести организацию

+
достичь повышения

+
изжить прогульщиков


проявить заботу


провести совещание


достичь успеха

+
изжить потери

Задание
{{1352}} ТЗ 1352 Тема 4-21-0

Нарушение
традиционной контекстно-лексической
сочетаемости и искажение общепринятых
значений слов допущено в варианте:

+
география достижений

+
индустрия быта


география почв


тяжелая индустрия

+
габариты роста

+
оказать заносчивость


габариты станка


оказать доверие

Тема:
Нормы современного русского литературного
языка: лексические нормы

Задание
{{1353}} ТЗ 1353 Тема 4-22-0

Лексические
нормы включают в себя


правильную постановку знаков препинания


правильное падежное употребление


употребление слова в соответствии с
его словарным значением

+
употребление слова в строгом соответствии
с его словарным значением и нормы
лексической сочетаемости

Задание
{{1354}} ТЗ 1354 Тема 4-22-0

В
случае употребления слова в несвойственном
ему лексическом значении наблюдается
ошибка на несоблюдение


точности

+
правильности


логичности


выразительности

Задание
{{1355}} ТЗ 1355 Тема 4-22-0

Неразличение
паронимов


грамматическая ошибка

+
лексическая ошибка


орфоэпическая ошибка


синтаксическая ошибка

Задание
{{1356}} ТЗ 1356 Тема 4-22-0

Слова,
употребленные без учета их семантики

+
В XIV веке на Руси начался буйный расцвет
архитектуры.


Он изо всех сил старается произвести
на Софью впечатление.

+
Вся публика была уже в триумфе.

+
Публика сканировала: «Браво, Савльвини».


Наш класс считается экономическим, то
есть мы будущие менеджеры.

Задание
{{1357}} ТЗ 1357 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении


Весной можно с удовольствием наблюдать
великолепное цветение садов.


А вам не обидно?

+
Кризис в экономике свидетельствует о
невнимании прежнего правительства
финансовой и банковской системам.


Правительство вместо решения политических
проблем решало задачи политические.

Задание
{{1358}} ТЗ 1358 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении


Выполнять свои функции — предназначение
каждого.

+
Наш музей выполняет все свои особенности.


У каждого человека есть особенности,
отличающие его от остальных.


В кабинет вошла девушка лет, выполняющая
обязанности заместителя директора.

Задание
{{1359}} ТЗ 1359 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении

+
Мы надеялись получить ответ на эти
опасности.


Вас попросили прислать ответ на наш
запрос.


Жанна была расстроена тем, что не получила
долгожданный ответ на записку.


Никогда не отвечайте на замечания
старшего, даже если он не прав.

Задание
{{1360}} ТЗ 1360 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении

+
Это выступление занимает существенное
значение в моей жизни.


Спортсмен хорошо выступил и занял первое
место.


Можно ли предположить, что дисциплина
«Основы культуры речи» имеет большое
значение для Вас?


Имейте совесть, помолчите!

Задание
{{1361}} ТЗ 1361 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в сочетании
слов


предоставить отпуск, представить факты,
предоставить кредит


представить отчет, предоставить квартиру,
представить справку

+
представить заем, предоставить
доказательства, представить права


предоставить независимость, представить
к награде, предоставить слово

Задание
{{1362}} ТЗ 1362 Тема 4-22-0

Пароним
неверно употреблен в предложении


Вчера состоялась премьера фильма «На
заре молодости», знаешь, эффектное
зрелище.


Вами выбран эффективный метод —
сравнительно-исторический.


На девушке был эффектный костюм.

+
Эффектный способ «заарканить девушку»
— подарить цветы.

Задание
{{1363}} ТЗ 1363 Тема 4-22-0

Пароним
неверно употреблен в предложении

+
Как оказалось, в вестибюле гостиницы
сидели командировочные.


Гостиничные номера для командированных
были безупречны.


Из сумки выпало командировочное
удостоверение.


Для того чтобы получить командировочные,
необходимо день простоять в очереди.

Задание
{{1364}} ТЗ 1364 Тема 4-22-0

Пароним
неверно употреблен в предложении


Выполните теоретическую часть работы
и приступайте к практической.


Оказывается, не так уж легко исполнять
песню.

+
На исполнение домашней работы ушел
целый час.


Я с удовольствием выполню вашу просьбу.

Задание
{{1365}} ТЗ 1365 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
синонимическом ряду


смелость, храбрость, отвага, неустрашимость

+
позор, стыд, фарисейство, бесчестье


фривольный, игривый, пикантный, нескромный


дюжий, могучий, здоровенный, сильный

Задание
{{1366}} ТЗ 1366 Тема 4-22-0

Синоним
неуместно употреблен в предложении

+
Старый моряк вышел на бульвар в своем
нарядном кителе.


Он словно потерялся немного, словно
сробел.


Я употребляю его в том смысле, в котором
оно значит: обыкновенный, тривиальный,
привычный.


Он собственно не шел, а волочился, не
поднимая ног от земли.

Задание
{{1367}} ТЗ 1367 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении

+
Моя семья никакого отношения не имела
к искусству, то есть я из нормальной
семьи.


Надеюсь, у тебя нормальное развитие?!


Давайте поговорим в нормальной обстановке.


У нее нормальная температура.

Задание
{{1368}} ТЗ 1368 Тема 4-22-0

Нарушение
лексической нормы наблюдается в
предложении


Недостаточность знаний вас подвела


Ссориться из-за каждой мелочи.

+
Все неудовлетворенны малостью суммы,
которую правительство выделяет на
образование.


Твой недостаток заключается в неумении
слушать.

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,674
  • гуманитарные
    33,657
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,082
  • разное
    16,909

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Спишите, исправляя лексические и синтаксические ошибки.
1) К нам пришли работать люди удрученные опытом. 2) Пора обратить внимание на устранение достигнутых недостатков. 3) Не смыкая взгляда, разведчик лежал на опушке леса. 4) Неприятные инциденты сопровождали его жизнь в течение многих лет. 5) Писатель заслужил известность написав роман о войне 1812 года. 6) Нина Степановна была экономичной хозяйкой. 7) Хотя известные фигуристы одержали поражение, зрители приветствовали их стоя.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §11. Словосочетание. Упражнение №74

Решение

1) К нам пришли работать люди, умудренные опытом. 2) Пора обратить внимание на устранение имеющихся недостатков. 3) Не смыкая глаз, разведчик лежал на опушке леса. 4) Неприятные инциденты сопровождали его в течение многих лет жизни. 5) Писатель получил известность, написав роман о войне 1812 года. 6) Нина Степановна была экономной хозяйкой. 7) Хотя известные фигуристы потерпели поражение, зрители приветствовали их стоя.

Исправьте лексические и синтаксические ошибки. 1) К нам пришли работать люди удрученные опытом 2) Пора обратить внимание на устранение достигнутых недостатков

Ваш ответ

решение вопроса

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,275
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,155
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны?

Русский язык | 1 — 4 классы

Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны.

Перепишите предложения, исправляя ошибки.

1)О чем ты говоришь?

– удивленно спросил отец, с удивлением посмотрев на дочь.

2)Бобёр – животное из отряда грызунов.

3)Карл Брюллов рисовал картину А.

4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в просторном поле, среди сильных сугробов.

5)После прочтения статьи непринужденно начинаешь задумываться над вопросами нравственности.

6)Ведь взгляд на что — тодетскими, ничего не знающими еще в этом мире глазами может стать поводом для серьезных размышлений.

7)Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью безвозмездно.

8)В новом магазине проводилась дегустация игривого вина.

9)Благодаря засухе урожай оказался низким.

10)Все отмечают благоустроенность жителей заново отстроенного посёлка.

11)Юношу не устраивала будняя жизнь.

12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят дилеммы устройства на работу.

13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе займу.

14)Он все делает инкогнито, ни с кем не советуется.

15)Для всех очевидна внутренняя подоплёка этих заявлений.

16)В наше время многие молодые люди настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует.

17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но нетрудным праздником.

18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую патриаршую семью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала.

19)Глядя в зерцало, жених подкручивает усы.

1)О чем ты говоришь?

– удивленно спросил отец, ВНИМАТЕЛЬНОпосмотрев на дочь.

2)БОБР – животное из отряда грызунов.

3)Карл Брюллов рисовал ПОРТРЕТ А.

4)В дороге машина заглохла, и мы оказались в ОТКРЫТОМ поле, средиГЛУБОКИХ сугробов.

5)После прочтения статьи невольно начинаешь задумываться Онравственности.

6)Ведь взгляд на что — тодетскими, ничего не знающими еще в этом мире глазами может стать поводом для размышлений.

(ВЗГЛЯД И ГЛАЗАМИ)

7)Многие люди сегодня помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью .

8)В новом магазине проводилась дегустация ИГРИСТОГО вина.

9)ИЗ — ЗАзасухИ урожай оказался низким.

10)Все отмечают благоустроенность жиЛЬЯ заново отстроенного посёлка.

11)Юношу не устраивала БУДНИЧНАЯ жизнь.

12)Перед выпускниками нашего факультета не стоят ПРОБЛЕМЫ устройства на работу.

13)Если тебе срочно нужны деньги, то я тебе ОДОЛЖУ.

14)Он все делает В ОДИНОЧКУ, ни с кем не советуется.

15)Для всех очевидна подоплёка этих заявлений.

16)В наше время многие молодые люди настолько ЗАНЯТЫсвоим хобби, что политика их совершенно не интересует.

17)Уважаемые учителя, примите наши поздравления с вашим нелёгким, но ВАЖНЫМ праздником.

18)Когда Екатерина Воронцова вышла замуж за Дашкова, в старинную московскую ПАТРИАРХАЛЬНУЮсемью, ей пришлось учиться говорить на родном языке, так как русского она не знала.

19)Глядя в зерКАЛО, жених подкручивает усы.

Помогите пожалуйста, совсем не помню школьную программу, а очень срочно надо?

Помогите пожалуйста, совсем не помню школьную программу, а очень срочно надо.

«Определите, какая из двух ошибок — речевая избыточность или речевая недостаточность допущены в предложениях.

Отредактируйте их : 1.

Онегину пришлось смириться с тем, что Татьяна никогда не станет его женой и жить с душевной раной в сердце.

2. Многие молодые люди в наше время настолько увлекаются своим хобби, что политика их совершенно не интересует.

Блока все двенадцать унаследовали в себе остатки «старого мира», поэт в своей поэме этот старый мир изображает в образе паршивого пса.

В «Евгении Онегине» А ?

В «Евгении Онегине» А .

Пушкина читаем : автомедонты наши бойки, неутомимы наши тройки.

Автор говорит здесь о русских ящиках.

Что в этом отрывке намекает на то, что Пушкин хорошо знал текст «Иллиады» Гомера.

Наш сосед был очень тихим и спокойным человеком?

Наш сосед был очень тихим и спокойным человеком.

Все говорили , что он .

. Отец умеет делать все, недаром его называют .

. Мой друг любит менять свои решения , и родители говорят , что у него .

. Надо понять , что нельзя судить о людях по себе и других людей .

. закончите предложения и запишите их.

Объясните значения фразеологизмов.

Найдите ошибку в оформлении обращения ?

Найдите ошибку в оформлении обращения .

Примите, древние дубравы, под тень свою питомца муз .

Привет тебя, мой край родной с твоими тёмными лесами .

Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?

Вот молодой юноша учитесь у старших.

Найдите ошибку в оформлении обращения ?

Найдите ошибку в оформлении обращения .

1) Примите, древние дубравы, под тень свою питомца муз .

2) Привет тебя, мой край родной с твоими тёмными лесами .

3) Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?

4) Вот молодой юноша учитесь у старших.

Перепишите предложение, выделяя лексические ошибки и укажите её тип?

Перепишите предложение, выделяя лексические ошибки и укажите её тип.

Напишите свой вариант исправления : Нашим специалистам предстоит решить не одну дилемму.

Синтаксический разбор предложения : Новый язык надо учить потому, что он проложит в тебе дорогу к другим людям?

Синтаксический разбор предложения : Новый язык надо учить потому, что он проложит в тебе дорогу к другим людям.

В каком предложении есть грамматические ошибки на управление?

В каком предложении есть грамматические ошибки на управление?

1 Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок 2 Все это говорило о том, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними 3 Ответ по заявлению был получен немедленно 4 Многие молодые режиссеры добились больших успехов в создании интересных кинофильмов.

Какая лексическая ошибка в предложении, и объяснить почему?

Какая лексическая ошибка в предложении, и объяснить почему.

Необходимо под нашей эгидой, или по русски говоря, под нашей крышей вести научные исследования.

Основная Мысль Данного Текста?

Основная Мысль Данного Текста.

На территории нашей огромной страны живет множество разных народов.

У каждого народа есть свой родной язык который передается из поколения в поколения.

Благодаря родному языку люди не только общаются друг с другом, но и хранят историю, культуру, традиции своего народа, ощущают себя его частью.

Русский язык считают РОДНЫМ большинство граждан Российской Федерации — 130 миллионов человек.

Родным называют язык, на котором мы начинаем говорить и думать с раннего детства, перенимая его от окружающих нас взрослых людей, от своих родных.

В течение всей жизни мы учимся пользоваться своим языком для общения с другими людьми.

Знание языка необходимо нам для учебы и работы.

Язык помогает людям договариваться о том, как нужно вести себя в обществе.

В нашей многонациональной стране русский является государственным языком.

Это общий язык для людей разный национальностей России.

Многие из этих людей с детства могут говорить на двух языках : на своем родном и на русском.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Найдите в тексте лексические ошибки и объясните, чем они вызваны?, относящийся к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

CCП : Под кроной деревьев витал лесной запах и тонко щебетали птицы. БСП : Бронзовая статуя тускло блестела на солнце, Илья долго смотрел на неё и, вздохнув, продолжил читать книгу. СПП : Вода в бассейне для плаванья была настолько странного цвета.

Все слова среднего рода Например : Облако — оно мое, счастье — оно моё. И так далее.

Все словасреднего рода.

Подчеркиваешь : реют _ двумя чертами ласточки, стрижи — одной чертой днем, в воздухе — пунктиром + точки парят — двумя чертами над пашнями , реками. — пунктиром коршуны и орлы — одной чертой Затем подписываешь над каждым словом часть речи.

Ответ : Поднимайся выше, тополь, Над дорогою степной. Мы садами и цветами Разукрасим край родной. Объяснение : Дорогою — словарное слово, его нужно запомнить ; степной — проверочное слово степь ; садами — проверочное слово сад ; цветами — проверочн..

Два — им двоих — р. П двоим — д. П двоих — в. П двоими — т. П. о двоих — п. П.

Люди бывают разные. Спор бывает разным.

Манеры спора Правила спора.

О лучшем друге Я считаю лучшего друга лучшим потому что у нас общие интересы. Мы оба любим . . Нам это нравится. Мы всегда вместе. Нам вместе весело и хорошо. Лучший друг никогда не придаст. Лучший друг он обычно добрый, дружелюбный, неравнодуш..

Спрописной буквыпишутся имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы : Николай Васильевич Гоголь, Всеволод Большое Гнездо, Петр Первый, Лже — Нерон, рыцарь Печального Образа(о Дон — Кихоте). Прозвища пишутся без кавычек : Владимир Красное Солнышко..

§ 7. Упр. 34. ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская. Запишите выделенные предложения в исправленном виде.

Прочитайте стихотворение А. Шибаева. Что неправильно напи-
сал Мишка в «письмишке»? Запишите выделенные предложения в исправленном виде. Какие правила орфографии не знает Мишка?

ГРУСТНЫЕ ВЕСТИ
Пришло письмишко мне,
Гляжу —
Из лагеря, от Мишки.
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше:
Здесь — лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетёт —
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен.
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся — надо подлечить:
Заставить правила учить.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5421134_najdite-v-tekste-leksiceskie-osibki-i/

http://class.rambler.ru/temy-gdz/7-upr-34-gdz-russkiy-yazyk-5-klass-ladyzhenskaya-zapishite-vydelennye-predlozheniya-v-ispravlennom-vide-45255.htm

Задание 1. Устраните ошибки, связанные с неточным употреблением слов. 
Учащиеся работали на своём экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты. 2. Не будем умалчивать о вопиющих достижениях молодых артистов. 3. Из кружка авиамоделирования пришли ребята, удручённые опытом. 4. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «иметь место», «оказывать влияние» и т.п. 5. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь русской патриархальной семьи. 6. Участники семинара сами могут поставить вопросы выступающему. 7. Перед началом учебы я обратно прочитал рассказы А.П. Чехова. 8. Мэрия рассмотрела проект закона, разрешающего эфтаназию для собак.

  • Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами исправить речевые ошибки
  • Уемов логические ошибки отзывы
  • Удостоен наградой лексическая ошибка
  • Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами исправить ошибку
  • Уе5 код ошибки на стиральной машине сименс