Указать на ошибку тип словосочетания

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Тест по теме «двусоставные предложения»
1 Вариант

1) укажите неправильно выписанное словосочетание из предложения : Весна пришла поздно, а потом накатило тепло и распустилось все разом: вишни , яблони и высокие груши.
1) Пришла поздно 2) накатило тепло 3) распустилась разом 4) высокие груши

2) В каком словосочетании неправильно определено главное слово
1) отвечая ему 2) по весеннему часу 3) там цветёт 4) цветёт в ночи

3) укажите предложение , в котором выделенные слова являются словосочетанием
1)потушили свет и легли
2)в течении лета созрели вкусные фрукты
3)работа оказалась нетрудной, на сыновей да невесток жаловаться было грех
4) и никто не бродил под душистыми ветвями не обрывал весенних цветов

4) Какие слова не являются словосочетанием?
1)Его заметил
2работу ищешь
3)угадал и промолчал
4) в конце весны

5)Укажите словосочетание со значением предмета и его признака
1)скотину пасу
2)утром проведали
3) был здесь
4)немолодой кавказец

6)Укажите словосочетание со значением действия и его признака
1)поднял руку
2)скоро открылся
3) возле просторного дома
4) ряды крыш

7)Укажите глагольное словосочетание
1)в тесном коридорчике
2)одевшись полегче
3)хлопатал мальчик
4)белой степью

8) Укажите именное словосочетание
1) слишком легко
2)для двух кроватей
3) подниматься на ступени
4) увидев рюкзак

9)Укажите наречное словосочетание
1)что-то знакомое
2) аккуратно побритые
3) жаловаться грех
4) очень хорошо

10) Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании
1) всякий клочок-примыкание
2) тишина вечера-управление
3) склоненного над удочками -согласование
4) вечерняя тишина — примыкание

11) Укажите словосочетание связанное согласованием
1)пошёл вниз
2) по-зимнему холодный
3) сидел на корточках
4) в спокойную воду

12) Укажите словосочетание связанное управлением
1) в конце дня
2) дальше объявит
3) вспомнила наконец
4) чисто выбрит

13) Укажите словосочетание связанное примыканием
1)гоню пораньше
2) покивал головой
3) с двумя восьмерками
4) стайки жаворонков

14) Укажите словосочетание , где вид связи определён верно
1) дремал без огней — управление
2) любят природу — согласование
3) сторожевые собаки — примыкание
4) тот домишко — примыкание

15)в каком предложении неверно выделено сказуемое
1) А я вот желал учиться
2) Дом все равно нужен будет
3) Он сам чуть не потонул вместе с нею
4) время тогда было голодное

16) Укажите тип сказуемого в данном предложении: и не спеши уходить , перебирая хуторские оплетни да новости
1) ПГС
2)СГС
2) СИС
4) нет сказуемого

17) Укажите предложение с СГС
1) Зеленку буду подвозить
2) сейчас луговина была свободно
3)Николай слушал и молчал , но делал по-своему
4) мать стала сторожить на крыльце

18) Укажите предложение с СИС
1)И глухо пусто в полуденной степи
2) скоро поспела уха
3)у околицы возле плотины остановилось отрясти дорожную пыль
4) Дед Архип валенки надел, стеганку и вышел из дома

19) Укажите предложение с ПГС
1) Виктор Андреевич оказался отнюдь не богатырем с плечами в косую сажень
2) а там с асфальта к ферме ее огни будут видны
3) но сейчас Архипу впечатление нужно было произвести
4) а за пазухой грел ему сердце тёплый хлеб

20) Укажите дополнение в предложении: Двор мой последние годы все более полонии пустая трава
1) Мой 2) годы 3) более 4) двор

21) Укажите предложение в котором есть определение
1) длинная гряда вдоль дорожки
2) циннии и впрямь хорошо
3) до грустного ещё далеко
4) человек нездоровый больной

22) Укажите предложение в котором есть обстоятельство
1) августовское ранее утро
2) У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает
3) Убрали лук , поздние помидоры растут
4) у тетки Лиды земли возле дома немного

23) Укажите предложение в котором есть прямое дополнение
1) смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы
2) цветы вырастить труд немалый
3) они есть в каждом дворе
4) правда ласточки на веранде теперь уже не живут

24) Укажите предложение с несогласованным определением
1) понемногу засыхает старая абрикосина
2) осот там был выше человеческого роста и в руку толщиной
3) ударил его обухом топора , он отвалился и обнажил затейливую вязь муравьиных ходов
3) сучок отвалился открыв потаённую жизнь

25) Укажите предложение в котором есть косвенное дополнение
1) иной раз гостинец несу — какие нибудь семена крошки , спелый абрикос , сливу
2) далекие страны манят
3) сижу на крылечке летним покойным полуднем
4) когда то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю художнику

Укажите ошибки в определении типа подчинительной связи в словосочетание.

1) Желание путешествовать — примыкание(сущ. + инфинитив);

2) у авторов книг- согласование(авторов — Р.п., мн. ч.; книг — Р.п., мн. ч.);

3)зависит от нас — управление (глагол + предлог + мест.; от кого?, Р.п.);

4) всё лучшее — согласование (всё — ед.ч., ср. род, И.п.; лучшее — ед.ч., ср. род, И.п.);

5) много слов — управление (наречие + сущ.; чего? Р.п.);

6) намного ближе — примыкание ( наречие + наречие);

7) многих слов — согласование (многих — мн.ч., Р.п.; слов — мн.ч., Р.п.);

8) стать взрослым — примыкание (стать кем? взрослым) — управление.

Объяснение

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.

Существуют следующие типы связи слов в словосочетании:

➣согласование(главное и зависимое слово употребляются в одном роде, числе и падеже);

➣управление (главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже);

➣примыкание (зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, поскольку является неизменяемым).

Укажите примеры нарушения норм управления:

1)у заведующей аптеки — у заведующей чем? аптекой;

2) оформил согласно приказа — оформил согласно чему? приказу;

3) написал отзыв на реферат;

4) удивлён происшедшим.

Объяснение

▸ Слово заведующая управляет творительным падежом: чем?

▸ Предлог согласно употребляется с дательным падежом: чему?

1.Какие слова не являются словосочетанием?

А) играть вничью

Б) очевидно задержится

В) скучно и грустно

Г) придёт позже

2.В каком ряду даны все слова со связью согласование?

А) кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка

Б) разрисованная витрина, развешанные на стенах любящие родители

В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь

3.В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?

А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей

Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна

В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала

Г) переходит через границу, смотреть вдаль, двое из нас

4.Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании

А) идти вслепую – примыкание

Б) этот человек – согласование

В) старший по подъезду – управление

Г) очень честный – согласование

5.В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?

А) холодно на улице, встать в строй, кусок колбасы

Б) дом моделей, мой дом, частная жизнь

В) часто ошибаться, плывя по реке, волноваться понапрасну

Г) смотреть в глаза, верить в победу, сыграть вничью

6.Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании

А) яйцо вкрутую – согласование

Б) сильно переживать – примыкание

В) никому не дать – управление

Г) быстрый бег – согласование

7.В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является наречие?

А) весьма занятно, рядом с домом, далеко от дома

Б) слева от дачи, задержаться допоздна, уехать домой

В) искать впотьмах, радостно встретить, по-летнему жарко

8.В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний?

А) коснуться проблем, скучаю за тобой

Б) прикоснуться к горячей плите, согласно пословице

В) директор школы, заведующий аптеки

Г) различать союзы, преимущество надо мной

Слайд 1

Тема урока: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»

Слайд 2

Цель урока:

Слайд 3

Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.

Слайд 4

Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)

Слайд 5

И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!

Слайд 6

А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова:

Слайд 7

Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директора Бухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектора Возраст – возрасты Профессор – профессора Диспетчер – диспетчеры Сторож – сторожа Договор – договоры Тенор – тенора Драйвер – драйверы Фельдшер – фельдшера Инженер – инженеры Флюгер – флюгера Лектор – лекторы Хутор – хутора Порт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры

Слайд 8

Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизов Армяне – армя н Монголы – монголов Башкиры – башки р Таджики – таджиков Болгары – болга р Узбеки – узбеков Буряты – бурят Якуты – якутов Грузины – грузи н Лезгины – лезги н Осетины – осети н Румыны – румы н Татары – тата р Турки – турок Туркмены – туркме н Цыгане – цыга н

Слайд 9

Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы — абрикосов Яблоки – яблок Ананасы — ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны — баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов

Слайд 10

А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения.

Слайд 11

Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию . Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 И.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Р.п. пят и десят и Пят и сот дв ух сот Д.п. пят и десят и Пят и ст ам Дв ум ст ам В.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Т.п.пять ю десять ю Пять ю ст ами Дв умя ст ами П.п. о пят и десят и О пят и ст ах О дв ух ст ах

Слайд 12

Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. тр ех сот сорок а четыр ех Д.п. тр ем ст ам сорок а четыр ем В.п.триста сорок четыре Т.п. тр емя ст ами сорок а четырь мя П.п. о тр ех ст ах сорок а четыр ех И.п. триста сорок четверт ый (вагон) Р.п. триста сорок четверт ого (вагона) Д.п. триста сорок четверт ому (вагону) В.п. триста сорок четверт ый (вагон) Т.п. триста сорок четверт ым (вагоном) П.п. о триста сорок четверт ом (вагоне)

Слайд 13

Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить . (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.

Слайд 14

Перейдем к заданию А4. Это задание основано на умении строить предложение с деепричастным оборотом. Правило звучит так: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к одному и тому же лицу или предмету. Рассмотрим пример 1. Обдумав план сочинения, я стал подбирать эпиграф . Находим подлежащее и смотрим, относится ли деепричастие к этому подлежащему. Я обдумал план сочинения (можно деепричастие заменить глаголом). Предложение построено правильно. Рассмотрим пример 2. Возвращаясь домой, шел дождь. Рассуждаем так же. Находим подлежащее и смотрим, относится ли к нему деепричастие. Дождь возвращался домой. Дождь не может возвращаться домой. Предложение построено неверно.

Слайд 15

Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписани я вместо согласно расписани ю . Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)

Слайд 16

Домашнее задание. Решите задания теста. Прокомментируйте свой ответ. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часах в) четырьмястами студентами б) более позднее г) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой странице в) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора

Слайд 17

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Готовясь к экзамену, а) была проведена серьёзная работа. б) ученики провели серьёзную работу. в) выпускникам пришлось нелегко. г) ожидали большие трудности. 6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Увидев красный сигнал светофора, а) водитель затормозил. б) автомобиль остановился. в) машина была остановлена. г) движение на дороге прекратилось. 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изменив свой облик, А) у Марины появится возможность обрести интересную жизнь. Б) ваши возможности станут безграничными. В) подчёркивается индивидуальность стиля. Г) можно открыть в себе новые способности.

Памятка «Речевые и грамматические ошибки»

Грамматическая ошибка– это нарушение
норм словообразования, словоизменения,
построения словосочетания и предложения.

Грамматическая ошибка

В структуре слова

В структуре
словосочетания

В структуре
предложения

I. Грамматические
ошибки в структуре слова
могут быть
связаны с неверным словообразованием
и формообразованием.

1) Ошибки в словообразовании – это
неверное образование слова по имеющимся
в языке моделям, когда пишущий или
говорящий использует не тот суффикс
или не ту приставку, «теряет» морфему,
придумывает не существующие в языке
слова и ничем это не мотивирует: раболепит,
надсмехается, подскользнулся

2) Ошибки в образовании форм слов
появляются тогда, когда говорящий или
пишущий изменяет слово так, как ему не
свойственно. У каждой части речи есть
свои трудные случаи формообразования.
Рассмотрим примеры ошибок.

а) Имя существительное: образование
формы множественного числа (инженера,
договора); формы Р.п. множественного
числа (дуплов, днов, носок, чулков).

б) Имя прилагательное: образование формы
степеней сравнения (более внушительнее,
самый наиглубокий
).

в) Местоимения: образование форм
притяжательного местоимения их(ихний, ихнего); употребление начальной
буквы «н» в местоимениях 3 лица (благодаря
нему, вместо её
).

г) Имя числительное: склонение
количественных числительных (с
пятистами шестидесяти семью испытуемыми
);
склонение порядковых числительных (в
двух тысяча восьмом году)
; использование
собирательных числительных (двое
участниц, обоими функциями
).

д) Глаголы: использование просторечных
форм (меряет, щипит); образование
форм 1 лица (победю, пылесосю);
образование деепричастий (спя, едя).

II. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

а) Нарушение норм согласования: Описал
виды сочинений, применяющихся на уроках
русского языка
.

б) Нарушение норм управления, то есть
постановка зависимого слова в иной
падеж (смеётся с меня, заведующая
кафедры, скучал по вам
), неправильное
использование предлогов при образовании
падежной формы зависимого слова
(оплачивать за участие в конференции).

III.Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (Те, кто исследовали
вербальную агрессию, пришли к выводам…;
Для меня становится очевидным взаимосвязь
темы и основной мысли текста
).

2) Нарушения способа выражения сказуемого
(В статье я нашел цитату, которая
знакомая).

3) Ошибки в построении предложения с
однородными членами: использование
общего дополнения при однородных
сказуемых тогда, когда они требуют
разных падежей зависимого слова (Мы
любим и увлекаемся психологией
);
использование в качестве однородных
оборота и придаточного предложения
(Это была статья, написанная И. Брандтом
и которую я изучил
).

4) Ошибки в построении предложений с
причастным оборотом (Представленные
данные в статье…
).

5) Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом (Прочитав
текст, мне кажется, что…; Изучив
статистику, выводы изменились
).

6) Ошибки в построении сложного предложения
(Данные исследования отражены в
публикации, которые он получил в ходе
многолетней практики
).

7) Ошибки в передаче чужой речи (Академик
Л. Щерба писал, что: «
Репликам
абсолютно не свойственны сложные
предложения, которые являются уделом
лишь монолога
»).

8) Нарушение порядка слов в предложении
(Он не только изучал письменную речь,
но и устную
).

Речевая ошибка– это неверное
использование языковой единицы: слова,
фразеологизма, словосочетания. Такие
ошибки связаны с бедностью или пассивностью
словаря, неумением правильно подобрать
слово для выражения мысли, использованием
речевых штампов, неумением устранить
возможность многозначного понимания
фразы за счёт контекста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

I вариант

1. Укажите номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 серебряный иней

2 читать книгу

3 сделать работу

4 поезд ушел

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 взявший у него – согласование

2 работающий прибор – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 торжественно встречать – примыкание

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 зеленое поле —

2 к большим домам —

3 почерневший от пыли —

4 синее небо-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как управление.

1 читал письмо

2 слушаем поучения

3 короткое сообщение

4 вернуться с добычей

5. Найдите словосочетание с главным словом существительным.

1дивный сон

2 стремящийся к знаниям

3 освещавшая комнату

4 привезенный из города

6. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 бледный от боли

2 очень сильный

3 колодец с водой

4 возвратиться из похода

7. В каком словосочетании слова связаны согласованием?

1 смотрящего мальчика

2 ночь темна

3 читать хорошо

4 вера в лучшее

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.

Лужи после этого дождя всегда теплые.

_____________________________________________________________________________

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

II вариант

1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 серебряный иней

2 мелкий дождь

3 сделать работу

4 втирать очки

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 спросивший гость – согласование

2 красная кофта – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 пошел в кино – управление

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 новый район —

2 к большим домам —

3 проверять работу —

4 синее небо-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.

1 вернуться поздно

2 очень громко

3 по-весеннему тепло

4 пропустил из-за болезни

5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.

1 комментировать происшедшее

2 очень быстро

3 многие города

4 обсудить все

6. В каком словосочетании слова связаны управлением?

1 привычка командовать

2 зимними вечерами

3 пробили на башне

4 на городской башне

7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 обеими руками

2 удостоен премии

3 за строящимся домом

4 работать кое-как

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

Зимовщики строят временные дома из блоков

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

III вариант

1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 мои планы

2 сильный дождь

3 сделать ошибку

4 задача решена

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 купивший у него – согласование

2 прямая спина – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 намного дальше – примыкание

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 часть населения —

2 в следующем месяце —

3 проверять работу —

4 копать яму-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.

1 отвечал не читая

2 просил спеть

3 надевать пальто

4 пропустил из-за болезни

5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.

1 вследствие болезни

2 то снег, то дождь

3 хотел уйти

4 мягкий хлеб

6. В каком словосочетании слова связаны управлением?

1 цвет бордо

2 выпил кофе

3 дочитать письмо

4 на городской башне

7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 слушал радио

2 главная улица

3 любовь к родине

4 работать с другом

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Она выполнила задание быстро.

____________________________________________________________________________________________________

_______________________________

________________________________________________________________________________________________

IV вариант

1. Укажи номер примера, слова в котором не образуют словосочетания.

1 бить баклуши

2 слепой дождь

3 читать роман

4 сверкающее солнце

2. Найдите ошибку в определении способа связи.

1 ее предчувствие – согласование

2 красная ручка – согласование

3 сообщим пришедшему – управление

4 громко кричать – примыкание

3. Определите вид подчинительной связи, укажите номер лишнего словосочетания.

1 ее глаза —

2 цвета бордо —

3 попросил спеть —

4 думающий читатель-

4.Найдите словосочетание, в котором слова не связаны таким способом, как примыкание.

1 хотел уйти

2 очень громко

3 по-весеннему тепло

4 буду играть

5. Найдите словосочетание с главным словом – существительным.

1 допил чай

2 очень быстро

3 черный кофе

4 обсудить все

6. В каком словосочетании слова связаны управлением?

1 купил портмоне

2 зимними вечерами

3 собирал гвозди

4 на городской башне

7. В каком словосочетании слова связаны примыканием?

1 двумя руками

2 будем встречаться

3 сообщение пришедшему

4 выпить кофе

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление

Ветер приближается всегда с шумом

Ответы

В1

В2

В3

В4

4

4

4

1

1

4

1

1

3

3

2

4

3

4

4

4

1

3

4

3

2

3

1

3

1

4

1

4

Теплые после дождя

Временные дома

Выполнила быстро

Приближается с шумом

Виды синтаксических
ошибок

Синтаксические
ошибки возникают из-за нарушения структуры словосочетания и предложения.

   Ошибки в словосочетаниях

Словосочетания в русском языке строятся  на
основе трех типов подчинительных связей: согласования, управления и примыкания.
Примыкают только неизменные части речи и формы, этот тип связи основывается
лишь на смысловых отношениях  главного и зависимого слова, поэтому
грамматических ошибок в таких словосочетаниях быть не может. Таким образом,
синтаксические ошибки в структуре словосочетания бывают  двух типов: ошибки в
согласовании и ошибки в управлении.

      Типы ошибок в словосочетании

1. Ошибки в согласовании. Чаще всего ошибки
в согласовании возникают вследствие невнимательности при переписывании текста,
особенно если грамматическая структура фразы была изменена при редактировании.
Увеличивает шансы на появление таких ошибок и чрезмерное усложнение фразы,
особенно если определение выражено причастным оборотом и включено в однородный
ряд.

1) Согласование определения и определяемого
слова.

     Растет интерес к творчеству писателей,
подвергшихся гонениям. (писателей каких? подвергающихся гонениям).

      Кутузов предстает перед нами
человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком
каким? умеющим видеть…).

 2) Согласование приложения и определяемого
слова.

    Кроме комедии «Горя от ума» ни одно из
произведений, созданных Грибоедовым, не стало знаменитым (вм. кроме комедии
«Горе от ума»:
названия произведений являются несогласованными приложениями
и не изменяются при изменении определяемого слова).

      Почему эту комедию ставят и по сей
день, а зрители вновь сопереживают героям «Горе от ума»?  (вм. …героям
кого? чего? — «Горя от ума»: в данном случае «Горе от ума» не
является приложением, поскольку определяемое слово отсутствует).

2. Ошибки в управлении. Управление — такой
вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной
падежной формы. Ошибки в управлении связаны с неверным выбором формы  падежа
или предлога, пропуском необходимого предлога или употреблением предлога в
словосочетании, где его быть не должно. Часто ошибки в управлении возникают под
влиянием аналогии (синонимы ил однокоренные слова, требующие разных
предложно-падежных форм). Иногда ошибки в управлении возникают вследствие
изменения первоначального замысла и редактирования предложения.

    1) Выбор неверной предложно-падежной
формы управляемого слова.

    Статуи, дворцы навевают в
поэтессе
грусть об ушедшем времени. (Ср.: навевают на кого?)

    И по сей день мы преклоняемся
честности и благородству
Чацкого. (Ср.: преклоняться перед чем?)

2) «Нанизывание» падежей

      Читатель не может не испытывать
обаяния героинь произведений Пушкина
(…испытывать (чего?) обаяния (кого?)
героинь (чего?) произведений (кого?) Пушкина).

3) Неверные смысловые связи из-за
неудачного порядка слов.

         Мы читали описание фашистских
зверств Ильи Эренбурга.

         Нельзя не восхищаться женским
характером Пушкина.

Ошибки в предложении

 Ошибки в предложении
группируются в соответствии со структурными типами предложений. Выделяются
ошибки в простом предложении, в сложном предложении и ошибки в предложениях с
цитатами.

    Типы ошибок в простом
неосложненном предложении

1. Ошибки в
согласовании подлежащего и сказуемого в числе:

      —Ошибочное согласование в
результате недостатка внимания

     Фамусову неважно, соответствует ли его
родственник служебному месту, главное, чтобы его люди были пристроены (вм. родственник
соответствует
).

      — Подлежащее —
собирательное существительное

         Современная молодежь, к сожалению,
не читают классическую литературу (вм. молодежь не читает. Сказуемое
при подлежащем — собирательном существительном ставится в единственном числе).

  — Подлежащее со
словами большинство, часть

Большинство сейчас предпочитают
классике любовные романы. (вм. большинство предпочитает).

Подлежащее — вопросительное,
относительное или неопределенное местоимение (кто, кто-то)

Те, кто встали на путь зла,
обречены на поражение.  (вм. кто встал. Подлежащее требует сказуемого в
единственном числе).

   — Подлежащее с уточняющими или
сравнительными оборотами

Мы можем заметить, что Молчалин, как
и Скалозуб, и Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, ровесники Чацкого и вполне
могли бы явиться
сторонниками его идей. (вм. Молчалин… мог бы явиться…
Сказуемое согласуется только с подлежащим, а не с однородными членами внутри
сравнительного оборота).

2) Ошибочное согласование  подлежащего и
составного именного сказуемого в роде.

   Для Чацкого становится очевидным собственная
неприязнь ко всем этим людям (вм. становится  очевидной
неприязнь)

3) Неверное построение грамматической
основы в результате смешения двух разных структур.

     Развязкой конфликта
общественного в комедии происходит в 21 явлении (Ср.: развязка происходит в
21 явлении + развязкой становится сцена в 21 явлении
.)

2. Пропуск обязательного члена предложения.

   1) пропуск подлежащего

  И все же, я думаю, не напрасно — голос
Чацкого получил резонанс (не напрасно — что?).

2) Пропуск сказуемого

Фамусов Софье: «Сама его безумным
называла». (Подобными конструкциями оформляются ремарки в пьесе, но они
неуместны в тексте сочинения).

3) Пропуск определения

Теперь Чацкий понимает, кому он обязан
вымыслом о сумасшествии (о сумасшествии чьем?)

4) Пропуск дополнения

Пущенная Софьей и подхваченная сплетня
стремительно распространяется среди гостей, не вызывая почти ни в ком тени
сомнения (подхваченная кем?)

5) Пропуск обстоятельства

С первых минут своего пребывания он
(Чацкий) начинает отпускать колкости в адрес гостей (пребывания где?).

3. Неверный порядок слов в предложении

1) Перестановка членов предложения.

 Что мещало Татьяне оставить старого лысого
мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве  Онегина? (Без комментариев)

2) Разрыв цельной грамматической конструкции

Это образ  любящей, страдающей молодой
женщины от  неразделенной любви (страдающей от неразделенной любви
причастный оборот, который должен стоять до или после определяемого слова
женщины).

 3) Неверное расположение частиц

Великий трагик бывал у актрисы  в гостях и
даже посвятил ей стихотворение. (вм. даже посвятил ей стихотворение).

4) Парцелляция. Это оформление части
предложения как самостоятельного предложения. Парцелляция возможна как в
простом, так и сложном предложении. Чаще всего отрывается от предложения:

а) однородные сказуемые:

Все это Толстой сделал,  чтобы современник
открыл для себя личность Петра
I, понял его реформы. По достоинству оценил.

б) сравнительные обороты:

Скалозуб — карьерист. Как и Молчалин,
который от «образцового» Максима Петровича перенимает приемы продвижения по
службе и отличается от него только ничтожным положением секретаря.

в)придаточные предложения:

Отказ Онегина был бы  смертельным ударом
для Татьяны. Если бы не ее мужество.

Типы ошибок в простом
осложненном предложении

1. Ошибки в предложениях с однородными
членами

   1) объединение в ряд однородных членов
логически  несопоставимых понятий

 — Объединение в однородный ряд слов,
обозначающих родовые и видовые отношения.

В восстановлении разрушенного хозяйства
больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных 
предприятий. 
(Фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия)

— Объединения слов,
далеких по значению.

Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту
Кутузова и красоту зрелища.

2) Неодинаковое морфологическое оформление
одно родных членов

— Неверный падеж одного из
однородных дополнений

Чацкий рвется к «свободной жизни», к
«занятиям наукой и искусством», «службы делу, а не лицам».

Рассогласование однородных членов с
обобщающим словом.

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами
справедливость, благородство, простота. (вм. справедливостью,
благородством, простотой)

Однородные дополнения —
существительные и инфинитив

Татьяна Ларина любила природу и читать
французские романы.

Однородные именные части сказуемых —
краткие и полные прилагательные

Он был тоненький, худенький и несколько
глуповат.

Однородные именные части сказуемых —
существительное и прилагательное

Во всех своих рассказах Чехов высмеивал
тех, кто был хамелеоном и тщеславен.

— Однородные
обстоятельства — деепричастия и наречия

Чацкий любит Софью страстно и не
задумываясь
над ее чувствами к нему.

3) Неверное употребление союзов,
соединяющих однородные члены

Пропуск необходимой части
повторяющегося или двойного союза

Его не интересует состояние Чацкого, ни
даже чувства собственной дочери, его беспокоит только одно: «Ах! боже мой! что
станет говорить княгиня Марья Алексеевна!».  (вм. ни состояние Чацкого, ни
чувства собственной дочери).

Двойной союз,
соединяющий неоднородные понятия

Не только героизм Корчагина проявляется в
бою, но и в мирные дни. (вм. не только в бою, но и в мирные дни).                   

4) Нарушение норм синтаксической
сочетаемости  однородных членов с общим зависимым компонентом

Тихон избавиться от чувства страха и зависимости
перед женой.
(Ср.: страха перед кем? зависимости — от кого?).

  5) Неодинаковое синтаксическое оформление
однородных членов.

Мне бы хотелось раскрыть образ Чацкого
и почему его можно считать героем нашего времени.  

 6) Смешение ряда однородных членов и
обособленных предложений

   Чацкий является представителем
типического меньшинства, к которому можно присоединить князя Федора,
химика-ботаника, двоюродного брата Скалозуба. (Так сколько героев можно отнести
к представителям типического меньшинства?)    

2. Ошибки в предложениях с обособленными
членами

1) Ошибки в предложениях с причастными
оборотами

 — Нарушение согласования причастия с
определяемым словом

В поэма «Мцыри» рассказывается о судьбе
несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по
свободной жизни.

Отрыв обособленного определения,
выраженного причастным оборотом, от определяемого слова.

  Но сколько нечестных людей работают в
органах власти, получивших прекрасное образование.

Включение определяемого слова в середину
причастного оборота.

Жителям пострадавшего района от засухи
была оказана помощь.   (вм. района, пострадавшего от засухи или
пострадавшего от засухи района).

2) Ошибки в предложениях с деепричастными
оборотами

Деепричастные обороты, не соотнесенные
по смыслу с подлежащим

Переводя на другой язык афоризмы
Грибоедова, они потеряют свою остроту. (Деепричастие должно обозначать
действие того же субъекта, который выполняет действие, обозначенное глаголом —
сказуемым, Ср.: потеряют афоризмы; переводят — ?)

— Деепричастные обороты,
не соотнесенные по смыслу со сказуемым

Противостоять ей он (Горич) не может, хотя
сознает свое трагическое положение: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька», — под
неволей подразумевается супружество. (Сознает… подразумевая — сказуемое и
деепричастие не соотнесены по смыслу)

Укажите ошибки в определении типа подчинительной связи в словосочетание.

1) Желание путешествовать — примыкание(сущ. + инфинитив);

2) у авторов книг- согласование(авторов — Р.п., мн. ч.; книг — Р.п., мн. ч.);

3)зависит от нас — управление (глагол + предлог + мест.; от кого?, Р.п.);

4) всё лучшее — согласование (всё — ед.ч., ср. род, И.п.; лучшее — ед.ч., ср. род, И.п.);

5) много слов — управление (наречие + сущ.; чего? Р.п.);

6) намного ближе — примыкание ( наречие + наречие);

7) многих слов — согласование (многих — мн.ч., Р.п.; слов — мн.ч., Р.п.);

8) стать взрослым — примыкание (стать кем? взрослым) — управление.

Объяснение

Словосочетание — это сочетание двух или более знаменательных слов по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи.

Существуют следующие типы связи слов в словосочетании:

➣согласование(главное и зависимое слово употребляются в одном роде, числе и падеже);

➣управление (главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже);

➣примыкание (зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу, поскольку является неизменяемым).

Укажите примеры нарушения норм управления:

1)у заведующей аптеки — у заведующей чем? аптекой;

2) оформил согласно приказа — оформил согласно чему? приказу;

3) написал отзыв на реферат;

4) удивлён происшедшим.

Объяснение

▸ Слово заведующая управляет творительным падежом: чем?

▸ Предлог согласно употребляется с дательным падежом: чему?

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

  • Укл ошибка 45 причины
  • Указать на ошибку синоним
  • Указывать на ошибки синтаксический разбор словосочетания
  • Указать на ошибку предложное или беспредложное
  • Указывать на ошибки синоним