Умение признать свою ошибку или вину попросить прощения показатель силы или слабости человека почему

Насколько важно уметь признавать свои ошибки?

Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я сама не вижу никакой проблемы и сложности в том, чтобы признать свою ошибку. И не могу понять, почему это сложно для других.

Ошибаются в жизни ВСЕ люди — даже самые умные и гениальные. И ежу понятно, что каждый из нас не является каким-то уникальным исключением из этого правила. И что дает упрямое упорство и непризнание своих ошибок? Улучшение и исправление ситуации? Улучшение наших взаимоотношений и усиление доверия между людьми, пострадавших от наших ошибок?

У меня почему-то никогда не возникало проблем с тем, что я признавала свои ошибки, и меня не никогда не тыкали потом в них носом и не считали слабой и ни на что негодной. Хотя, может мне просто везло или я была невнимательной и не замечала этого.

Поэтому мне кажется, что умение признавать ошибки это не показатель силы или слабости, а, скорее всего, показатель некоей честности человека — и с самим собой, и с окружающими людьми. Т.е. для не признающего своих ошибок больше важен именно СВОЙ внутренний комфорт и СВОИ собственные интересы, нежели интересы окружающих его людей. Ну, и этим окружающим возможно стоит тогда внутренне мысленно настраиваться на то, что в другой сложной ситуации этот человек опять не будет с нами до конца честен и СВОИ интересы для него всегда будут превалировать над нашими. Ну, т.е. нужно перестать идеализировать такого человека (если это имело место) и осознать его истинную цену.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

AdaKa­i
[2.3K]

5 лет назад 

Признавать свои ошибки это основное из качеств успешного человека. Это даёт возможность учится чему-то новому, а так же говорит о том, что ты в гармонии с самим собой и с окружающими. Только сильный человек может понять, в чём именно он допустил ошибку, принять её, и попытаться не допустить в следующий раз. Если копать глубже, то это основное из качеств древнего человека, благодаря которому он выжил и эволюционировал в хомо сапиенс. Возможность самообучаться и развиваться, вот что такое признавать свои ошибки!

Ikema­tsu
[3K]

5 лет назад 

Некоторые люди считают, что признавать ошибки — признак слабости. В этот момент человек становится более уязвимым, вместо того, чтобы твердо стоять на своем мнении. Люди, которые так думают — ни за что не признают свою неправоту, даже если уже сами понимают, что ошиблись. Они боятся выглядеть глупо, боятся критики. Правильно ли это? Если подумать, то нет. Такая позиция порождает ложь, которая губительнее, чем самая горькая правда.

Почему умение признавать ошибки считают показателем силы? Это сложный выбор, на который может решиться не каждый человек. Признать собственное поражение — значит нанести удар по собственному эго. В то же время — это ценное умение. Если человек умеет признавать свои ошибки, значит он получает опыт в результате своих действий и не наступит на те же грабли в следующий раз. Ошибки делают людей сильными. А тех, кто боится их допускать — неспособными к выживанию.

Нет сомнений, что умение признавать свои ошибки — это показатель силы, зрелости и залог успеха.

Сиди и думай
[3.3K]

5 лет назад 

Признавать ошибки это признак силы но только если ты их признаешь внутри и работаешь над тем что бы эти ошибки не повторились.

Можно конечно и перед всеми показывать что ты признал свою ошибку но не с нашим менталитетом. Зачастую люди воспринимают это как слабость и начинают на тебя давить, правда бывают и исключения когда в тебе видят силу в таких ситуациях.

Итог таков что с нашими людьми однозначного ответа нет.

Xolma­r
[20.1K]

5 лет назад 

Умение, в первую очередь выявлять ошибки, как таковые, а потом уже признавать их, -это показатель мудрости. Мы, в первую очередь, делаем это для себя. Мнение других не должно быть приоритетным. Вы судья самому себе. Пушкин сказал, что опыт-сын ошибок трудных. Если каждый сумеет таким образом анализировать и делать выводы из совершенных промахов, то копилка жизненного опыта будет пополняться жизненно необходимой информацией. За фиксацией, что ошибка совершена, немедленно должны последовать шаги по нивелированию ее последствий без самобичевания и чувства вины. Только анализ и выводы. И как только эта работа проделана, об ошибке нужно постараться забыть и двигаться дальше.

Камил­ь1975
[371]

5 лет назад 

Умение признать свои ошибки-это похвальное качество человека, поскольку характеризует его с положительной стороны. Несомненно, это признак силы, ибо только сильный человек способен увидеть свои ошибки, признать их и впредь не повторять. Слабый человек никогда не признает свои ошибки, поскольку гордыня не позволит это сделать, а гордыня-весьма скверное качество. Есть такой афоризм: «Человеку свойственно ошибаться, но сваливать свои ошибки на других-еще типичнее».

БУКВИ­ЦА
[87.9K]

5 лет назад 

Умение признавать и исправлять свои ошибки, показатель — зрелости(духовной, моральной, физической, психологической) и личностного роста.

storu­s
[73.9K]

4 года назад 

Очень часто люди боятся признавать свои ошибки и промахи. Они всеми силами стараются оправдать себя и переложить всю вину на кого-то другого. Их эго сильно зависит от мнения окружающих и дрожит от страха, что другие люди подумают о нём плохо. Но на самом деле, это признак слабости. Лишь сильный человек может смело говорить о своих ошибках, признавать их и пытаться исправить.

Когда я работал учителем в школе, то заметил, что дети просто до ужаса не любят признавать свою вину. В любом конфликте они всячески обеливают себя любыми способами. Когда наблюдаешь со стороны проявление данного аспекта человеческой натуры в чистом виде и в ограниченном коллективе, то оно становится невероятно отчетливым. К примеру, двое детей, которые обзывали друг друга, с каким-то маниакальным упорством начинают доказывать, что первым начал обзываться именно их оппонент. Я убеждал их признаться, обещая что никакого наказания не будет, но ни один из детей не мог переступить некую невидимую черту и признать свою ошибку или проступок.

Я и сам знаю, как трудно признавать свою вину. Для этого нужна немалая сила, ведь что-то внутри нас яростно препятствует подобному поступку.

сауле батал­овна
[58.5K]

5 лет назад 

На мой взгляд — показатель силы. Найти в себе мужество признать неправоту, извиниться, может далеко не каждый. Многие думают, что это и есть слабость. Хотя это честность человека, справедливое отношение к ситуации, реальный взгляд. Ведь перед этим следует анализ, а это опыт, преимущество в будущих ситуациях. Есть шанс не наступить на одни и те же грабли в будущем. Зрелость, мудрость в том и заключается, что человек ведет себя правильно и достойно в ситуациях конфликта, спора, в трудные моменты и т.д.

Знаете ответ?

Умение признать свою ошибку или вину, просить прошения — показатель силы или слабости человека? Почему?

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Умение признать свою ошибку или вину, просить прошения — показатель силы или слабости человека? Почему? …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Русский язык » Умение признать свою ошибку или вину, просить прошения — показатель силы или слабости человека? Почему?

Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

(Еф. 4: 31–32)

Умение прощать и просить прощение есть свойство человека сильного и великодушного. В русском языке (а русские люди всегда отличались силой духа и милосердием даже к врагам) при расставании говорится: «Прощай». То есть мы просим прощения за все, чем, может быть, вольно или невольно обидели человека при встрече.

Прощать – это свойство Божие, ведь Господь совершил величайший акт прощения, Он не только простил согрешивших людей, но и был распят за наши грехи на кресте. И мы, носящие в себе образ Божий, созданные по этому образу, должны учиться у Него прощению. Поэтому и апостол Павел говорит нам: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (Еф. 4: 32). Обида не дает нам общаться не только с людьми, но и создает преграду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Семейная жизнь вообще невозможна без прощения. Ведь супруги, дети, родители – самые близкие друг другу люди, они очень тесно общаются, взаимодействуют, и это общение, к сожалению, не состоит из одних только приятных моментов. И умение прощать обиды, быть снисходительным к немощам других – весьма ценный навык для семейного человека.

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», – сказал наш великий святой – преподобный Серафим Саровский. Многим эти слова кажутся совершенно недостижимым идеалом. Но ведь если, например, в семье сложилась тяжелая, напряженная ситуация, родные враждуют между собой и хотя бы один человек начнет вести себя иначе, то есть хоть в малой степени стяжает дух мира и прощения, не будет отвечать злом за зло, перестанет обижаться, будет всех любить, то обстановка в этой семье изменится в лучшую сторону. И люди вокруг такого человека будут также меняться, видя его мирное расположение.

Уже говорилось о прощении при расставании супругов. Но прощение, снисхождение необходимо в семейной жизни не только в таких драматических ситуациях, но и буквально ежедневно. Даже на уровне каких-то бытовых мелочей. К примеру, какая-нибудь женщина имеет большую склонность к порядку во всем (этакий «комплекс отличницы») и хочет все держать под контролем. Но ее домашние не хотят ее слушать и подчиняться ей. Это вызывает у нее чувство постоянной обиды и недовольства. Но если эта дама поймет, что порядок далеко не самое главное в жизни, что можно позволить себе и окружающим быть неидеальными, что мир не провалится в тартарары, если она позволит себе немного отойти от придуманного ею распорядка, то и ее жизнь, и жизнь ее домашних, несомненно, изменится в лучшую сторону. Пусть в доме будет не так чисто, зато в семье будет больше мира. Занудство может погубить хорошие отношения. Одна женщина рассказывала мне, как очень обижалась на мужа за то, что он, несмотря на ее уговоры, никак не мог научиться выдавливать зубную пасту из тюбика с конца, а не с середины. Видя, что очень расстраивается из-за этого и теряет мир с супругом, она придумала такой простой выход: купила два тюбика – один для себя, а другой для мужа. Теперь каждый выдавливает пасту как хочет. А главное, она усвоила урок, что нельзя отравлять жизнь себе и близким из-за такой ерунды.

Один христианин, правда, к сожалению, не православный, сказал: «Христианину легче простить, чем отвернуться от человека. Прощение избавит вас от ненужного гнева, ненависти и пустой ругани».

И это воистину так. Обида, особенно застарелая, убивает в нас любовь к ближнему. Непрощение причиняет огромный вред и урон в первую очередь нам самим. Человек обиженный, злопамятный очень страдает от злобы, гнева и уныния. Обида мешает ему жить полноценной жизнью, радоваться тем дарам, которые нам посылает Бог. Если обида сильно укоренилась в сердце, то она, как незажившая рана, постоянно дает знать о себе, ноет, болит и причиняет обижающемуся постоянное беспокойство и скорбь.

И напротив, умеющий прощать, великодушный – по-настоящему счастливый человек. Ведь когда мы имеем мир в душе и находимся в мире с людьми, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.

Но все-таки что делать, если не удалось сохранить этот мир и обида поселилась в нашей душе?

Первое и самое главное правило в таком случае – начинать молиться за обидчика, за того человека, который вольно или невольно причинил нам скорбь. Этот совет дает нам Сам Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). И непреложную истину этих евангельских слов я неоднократно испытал на собственном опыте. Самый верный способ простить человека – это начать молиться за него каждый день. Молитвы о примирении враждующих и «о ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном православном молитвослове. Можно также после этих молитв молиться своими словами о том, чтобы Господь помог нам справиться с обидой и примириться с ближними.

Второе, что следует помнить, если вы встали на путь примирения: нужно всячески избегать злословия и осуждения наших обидчиков. Не только вслух, но даже мысленно не ругать, не порицать и не осуждать их. К сожалению, очень велик соблазн начать рассказывать всем и каждому, как несправедливо с нами поступили, как нас обидели, и на первых порах это приносит мнимое облегчение, но потом на душе становится гораздо хуже. Злословие, осуждение открывает дорогу гневу; мы долго не можем забыть и простить обиды, сами «накручиваем» себя и постоянно бередим старую рану, не даем ей зажить.

Особенно часто такую ситуацию можно наблюдать после развода супругов. Обычно женщина, после развода оставшаяся с детьми, испытывает страшную обиду на мужа (и ее, конечно, можно понять). Она начинает обсуждать его недостойное поведение с подругами, родными и – что хуже всего – настраивает детей против отца, рассказывая, какую ужасную жестокость и несправедливость совершил их папа и вообще какой он плохой человек. Этим она причиняет сильный вред не только себе, усугубляя свою боль и страдания, но и наносит большую душевную травму своим детям. Ведь они совершенно не виноваты в том, что их родители не смогли сохранить семью и развелись. Так почему же нужно втягивать их в семейные «разборки» и лишать детей возможности любить отца? Ведь право иметь родителей есть у каждого человека, и каждый должен почитать и любить их.

Еще один важный момент, необходимый при прощении, выражается знаменитой святоотеческой формулой: «Ненавидеть грех, но любить самого грешника». То есть не отождествлять человека с теми нехорошими поступками, которые он иногда совершает. Ведь каждый из нас сотворен Богом с чистой душой и стремлением к добру; все, что есть в нас греховного, не является принадлежностью нашей природы, это все пришлое, наносное, и поэтому важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения. Грех не может являться частью природы самого человека, он приходит в душу от диавола. Другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий – это человек больной, немощный, а значит, достойный жалости, а не осуждения и порицания. Кстати, когда мы молимся за обижающих нас, то как раз проявляем жалость, сострадание к ним, видим в них не какое-то воплощение зла, а людей, страдающих от своих грехов. Молиться за обидчиков есть проявление великодушия, а проклинать их – проявлять слабость души.

Даже самых близких и любимых людей нельзя идеализировать. В моей жизни было несколько случаев, когда люди, которые были мне весьма близки, причиняли мне большую боль. Было нелегко простить их, но, справившись со своими чувствами, я понимал, что в своей обиде виноват в основном я сам, потому что позволил себе видеть в них какой-то придуманный идеал, а не реальных, живых людей со своими слабостями и недостатками.

Коль скоро мы заговорили о грехе и немощи человеческой, не лишним будет вспомнить, что и сами мы люди немощные и грешные. Если произошла ссора, разрыв, очень важно увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Ведь даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то все равно не все сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять ответственность за случившееся на себя. Если мы будем объективно оценивать наше участие и долю вины в конфликте, нам будет гораздо легче простить человека, разобраться в ситуации и примириться с ним.

Находясь в состоянии обиды, мы видим только нашу позицию, и то не очень объективно. То есть нам кажется, что кто-то нас обидел, оскорбил, унизил, и часто воспринимаем все это как личное оскорбление. На самом деле в большинстве случаев обида наносится не специально. Человек, как говорится, не ведал, что творил. Обидев нас, сделал это либо невольно, либо по недостатку воспитания и такта. У него наверняка была своя позиция, оправдание своим поступкам. И чтобы преодолеть обиду и простить ближнего, нам нужно не обвинять его, а, наоборот, оправдать. Кстати, не раз испытывал на себе, что когда, обидевшись на какое-то колкое замечание или критику в свой адрес, я потом справлялся с обидой и старался вникнуть в слова своего оппонента, отрешившись от обиды и самолюбия, то убеждался, что в них есть очень много нужного и полезного для меня. Хотя по форме критика иногда звучала резко и обидно.

Обижаясь на человека, особенно близкого нам, мы как бы закрываем свои глаза пеленой, совершенно перестаем видеть его положительные, хорошие стороны. Мы видим только обиду, оскорбление, и эти очень сильные, но греховные эмоции застилают в нашей памяти все то, что было между нами хорошего, а хорошие, светлые моменты, связанные с нашим ближним, обязательно были.

Не раз наблюдал, как супруги, поссорившись и расставшись, начинали понимать, как много они теряют и как не могут жить друг без друга.

Еще один очень важный момент: не нужно бояться первым проявить инициативу примирения. Все мы люди гордые, и нам бывает очень трудно сделать первый шаг, даже когда полностью осознаем свою вину. Мы опасаемся, что нашу попытку к примирению неправильно поймут, боимся оказаться отвергнутыми. Бояться этого не нужно: как правило, наш оппонент тоже мучается такими же сомнениями и, оценив нашу добрую волю, охотно пойдет на примирение.

Просить прощение первому непросто, но после примирения такой человек чувствует себя гораздо лучше, чем тот, с кем он примиряется, ведь он не только помирился, но и победил свою обиду и гордыню.

Но даже если ваша попытка к примирению не нашла отклика в сердце другого, не оставляйте надежду. Нужно пробовать примириться еще и еще раз, но сделать это через некоторое время. А пока необходимо усилить молитву о мире.

Все ли можно простить? Например, можно ли вообще простить предательство, измену?

Будут ли супруги после измены стараться сохранить брак или расстанутся – решать только им самим. Только они могут сделать этот непростой выбор. Но в любом случае простить обиду, даже очень тяжелую, – это долг христианина. Что бы ни случилось в нашей жизни, нужно помнить: человек создан Богом для радости, любви и счастья. Поэтому в самых трудных ситуациях нужно уметь подниматься и идти дальше, смотря в будущее с верой и надеждой. Жизнь продолжается, и она не должна превращаться в ад из-за непрощенных обид, тоски и горестных воспоминаний.

Пережить измену, разлуку помогут все те же правила прощения: обязательная молитва о прощении и примирении, отсутствие осуждения и злословия, осознание собственной немощи и виновности в случившемся и другие изложенные выше принципы.

Один мой знакомый очень мучился от ревности и обиды, он подозревал жену в измене, хотя прямых доказательств у него не было. Я спросил у него: не изменял ли он сам своей супруге? (Я знал, что первая жена развелась с ним, потому что он был неверен ей.) Тогда этот мужчина ответил, что несколько лет назад он действительно изменил жене, поддавшись искушению на какой-то вечеринке. Что ж, как говорит Священное Писание, «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7). И, может быть, те обиды, которые вам нанесли близкие, – это вразумление вам за ваши прегрешения против них или за грехи юности.

Здесь важно избегать еще одной опасности – отчаяния. Даже самый неприятный или греховный эпизод нашей жизни – это всегда очень большой опыт, и из него нужно уметь извлекать уроки. Делая правильные выводы из пережитого, мы стараемся не повторять прежних ошибок и делаемся сильнее и мудрее. Поэтому даже измена и развод не повод для тоски и отчаяния. Цель жизни христианской – спасение души. И совершается оно через наш духовный рост, совершенствование. И быть может, разлука с супругом (или супругой) также нужна нам для того, чтобы стать лучше, совершеннее. Научиться прощать, терпеть и любить.

Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Большая сила всегда великодушна.

Сочинение

Личность человека многогранная, и, безусловно, ограничивать людей двумя категориями сложно и странно, однако иногда такое ограничение оправдывает себя и вводит мотив некоего противостояния. В данном тексте Б.М. Бим-Бад предлагает нам задуматься над вопросом: «В чем проявляется сила и слабость человека?».

Обращаясь к теме, автор подводит нас к мысли о том, какими качествами обладает сильный человек, а какими слабый – и приводит в пример «сверхсилача», человека сильного не только физически, но и нравственно, духовно. Он за всю свою жизнь не причинил никому зла, хотя имел на это возможность. Этот «богатырь» импонирует Б.М. Бим-Баду, потому что именно такие личности способны бескорыстно совершать добро и помогать людям, пользоваться своей силой с честью и достоинством. И в противовес ему автор приводит собирательный образ человека, против которого нацелено воспитание и культура как таковые. Слабым людям, в силу их «недалекости», корыстолюбия, жестокости, «душевной ущербности» никогда не придет в голову совершать благородные поступки – а ведь именно на благородстве зиждется сила духа, и наоборот. Автор делает акцент на том, что именно поэтому слабые люди редко добиваются успеха – для созидания чего-то нужны иные нравственные ориентиры, людям сильным легче держаться на плаву – им в этом помогает «благородство духа» — «по уму и чести».

Б.М. Бим-Бад считает, что слабость человека проявляется в агрессии, в стремлении к разрушению, а сила – в великодушии и благородстве.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что гораздо сложнее создавать что-то доброе, помогать людям, сохранять честь и достоинство при любых обстоятельствах – это, бесспорно, является привилегией сильных личностей. Все остальное, нацеленное на разрушение и негатив – признак духовно неполноценных, слабых людей.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко и точно показывает, как отражаются сила и слабость на состоянии человека. Поистине сильной является Соня Мармеладова – она готова была жертвовать последним ради своей семьи, пойти по «желтому билету» – и даже после этого девушка сохранила благородство духа. Героиня была способна жертвовать собой ради других и вселять в людей силу, веру и надежду – именно она спасла Родиона Раскольникова от полной духовной смерти и привела его к просвещению. В противовес девушке представлен Свидригайлов: он глумится над нравственностью, с гордостью признаёт свои грехи и, в целом, является низким, мерзким, корыстным и циничным человеком. Этот герой по-настоящему слабый: он не способен на добродетель и даже отвергает её, в интересах Свидригайлова лишь постоянная праздность и самодовольство.

Проблема силы и слабости человека представлена и в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – сильный и смелый альтруист, целью и предназначением которого является бескорыстная, искренняя помощь людям. Он убил себя, вырвав из груди пылающее сердце, чтобы осветить другим людям путь через весь лес. К сожалению, толпа самих людей в основной своей массе состояла из слабых, ничтожных личностей. Они, в виду своего малодушия и духовной нищеты, не были способны на банальную благодарность – сначала эти люди обвиняли Данко в том, что он не может вывести их из леса, а позже, выбравшись с его помощью на свободу, растоптали сердце героя, испугавшись его мощи и благородства.

Таким образом, можно сделать вывод, что сила человека проявляется в богатстве его души, а слабость – в его нравственной нищете. Безусловно, всю свою жизнь важно стремиться к тому, чтобы быть сильной личностью – противном случае жизнь превращается в ничтожное существование.

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид — проявлением силы или слабости — достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление — гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины — сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел — Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит — Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати — личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» — сила или слабость?».

Тест по произведению

Сочинение на тему:

«Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского «Гроза»?

Читая пьесу Островского «Гроза», невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил «сильные, бунтующие
мотивы» в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым — Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни — мотив неминуемой гибели («Ты убей, загуби меня
со полуночи… «). «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?» — предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! «Не жалей, губи меня!» — восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: «Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы».
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на «ты» (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. «Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск», — говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: «Для чего мне
теперь жить, ну для чего?»

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. «Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя.» размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться».
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье «Мотивы русской драмы» он оценивал
«Грозу». Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой»: «Вся жизнь Катерины, по его
мнению, — состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

На самом деле самоубийство — не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины — сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: «Под
деревцем могилушка… Солнышко ее греет… Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. » Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.

По моему мнению, признание своих ошибок — это всегда очень сложный шаг для любого человека. Ведь все люди устроены так, что им трудно признаться в том, что они бывают не правы. С возрастом почти каждый из нас учится на своих ошибках и начинает анализировать свои поступки. Человек, умеющий признавать свою неправоту, всегда обладает сильным характером. Слабый духом будет до последнего врать, обманывать самого себя, но никогда не признает своих ошибок. В правильности такой точки зрения меня убеждают прочитанные мною произведения.

В качестве первого аргумента я бы хотела привести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Одним из главный героев этого произведения является Наташа Ростова. Известно, что ее образ был для писателя самым любимым и идеальным.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Лев Николаевич Толстой описывал ее как живую, искреннюю, добрую и чувствительную натуру. Казалось бы, что в ее образе нет ничего порочного. Но даже такие идеальные герои хоть раз в жизни совершают ошибки. Так будучи помолвленной с Андреем Болконским, но вынужденная ждать целый год до свадьбы с ним, она, поддавшись чувствам молодой души, влюбляется в молодого красавца Анатолия Курагина. Но через некоторое время стало ясно, что она для него лишь игрушка. Вследствие этого, Наташа Ростова осознает, что совершила непоправимое — она изменила человеку, которому искренне призналась в любви. Но несмотря на то что Андрей Болконский сказал, что отныне не хочет иметь ничего общего с Натальей, она долгое время искала у него прощения. Данный эпизод может показать нам, что Наташу Ростову можно назвать по-настоящему сильным человеком, который, совершив ошибку, смог не только признать свою неправоту, но и попытался исправить содеянное.

Вспомним также роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников. Он был выходцем из низшего социального слоя, жил в маленькой комнате, ему едва хватало денег на существование. Из-за нехватки средств он был вынужден бросить обучение в одном из университетов Петербурга. В силу этих и некоторых других обстоятельств он решается на убийство старухи-процентщицы. Помимо неё Раскольникову проходится убить женщину, которая оказалась там в ненужный момент. После убийства герой долго не мог прийти в себя, он чувствовал, как совесть не дает ему покоя. Некоторое время Родиона Романовича не покидала мысль о том, чтобы сознаться в преступлении. В какой-то момент он решил рассказать обо всём следователю. Такой поступок стоил ему огромных усилий, так как очень трудно было переступить через собственные страхи и сомнения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что главный герой этого романа, признав свои ошибки, показал, насколько сильным духом он обладает.

Обобщая всё вышесказанное, хотелось бы сделать вывод о том, что если человек умеет признавать свои ошибки, то это всегда нужно рассматривать как проявление силы духа. Ведь ни один слабый человек никогда не признает, что он был неправ. Сильная же личность сможет проанализировать свои поступки и начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Обновлено: 2017-11-24

Внимание!


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Был неправ, вспылил….

Кто из нас в своей жизни не совершал ошибок? Причем не только совершал, а потом сожалел и мучился? Думаю, нет такого человека, который бы ответил отрицательно на эти вопросы.

Для любого человека периодически совершать ошибки – это нормально
. Ведь не совершает ошибки только тот, кто ничего не делает. Хотя порой, на мой взгляд, это самая большая ошибка. Сейчас я хочу поговорить не о самих ошибках, а об их последствиях. Точнее, об исправлении их негативных последствий.

Умение признавать свои ошибки – великое достоинство и великое искусство. Уметь отступить, принять свою ошибку и исправить ее может далеко не каждый. Многие считают, что, признав ошибку, тем самым человек проявляет слабость.

А так ли это на самом деле?

Думаю, каждый человек хоть раз оказывался в ситуации, когда с завидным упорством отстаивал свою точку зрения, хотя и ему самому, и всем окружающим было ясно, что эта позиция ошибочна. Почему же так трудно признать свою ошибку, что мешает это сделать?

Мешает, как нам кажется, избыток гордыни. Но это только кажется, потому что за на самом деле это страх….

Страх оказаться побежденным, нехорошим, неумным, непризнанным, отвергнутым, нелюбимым. Людей, не умеющих признавать свои ошибки, одолевает страх одиночества и неуверенность
. Именно они является причиной порой абсурдного отстаивания ошибочной позиции. Некоторые родители тоже вносят свою лепту, когда внушают ребенку: «Как бы то ни было, отстаивай свою точку зрения!»

По мнению большинства людей, отступление – признак слабости. Фактически, признавая свою ошибку, человек берет на себя ответственность и признается в том, что он чего-то не умеет, не знает. Он становится открытым, незащищенным. А в сочетании со страхом одиночества это серьезное испытание для того, кто не уверен в себе и своем окружении.

Отступление, как и любая демонстрация «слабости», требует большой силы. Ведь не зря говорят, что признать свою ошибку может сильный и смелый человек, а упорствовать будет трус.
Хотя подобная «трусость» — это, скорее, беда человека, которому кажется, что публично признав свою ошибку, он становится неуверенным, непостоянным, сомневающимся, меняющим свое решение. А поскольку в его понимании все это отрицательные черты характера, то, проявляя эти качества, он, как следствие, становится плохим.

Фактически, мы подошли к тому, что у человека, не умеющего признавать свои ошибки, проблема заключается не в самих ошибках, а лежит намного глубже. Если человеку трудно признавать и принимать, что он может ошибаться и что-то делать неправильно, нужно понять установки, которые мешают это делать. Нужно понять, что же причиняет дискомфорт и боль.

Только ответы на эти вопросы помогут отказаться от стереотипов, осознать глубинные причины, мешающие признавать ошибки, стать более уверенным в себе, более сильным и более счастливым.

Кабинет

    • Категории

©2023


Главная

Умение признать свою ошибку или вину , просить прошения- показатель силы или слабости человека ?…



  • 0




Умение признать свою ошибку или вину , просить прошения- показатель силы или слабости человека ? Почему?




Любовь Камовникова


Вопрос задан 13 августа 2019 в


5 — 9 классы,  

Русский язык.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена


  • 1
    Ответ (-а, -ов)

    • По голосам
    • По дате



    • 0


    Показатель силы.Так как только слабый и трусливый не осмелится на такой поступок(попросить прощения.

    Отмена




    Роберт Нувильев


    Отвечено 13 августа 2019

    • Комментариев (0)

    Добавить

    Отмена

  • Ваш ответ

  • Улучшить уровень благосостояния лексическая ошибка
  • Умение признать свои ошибки одним словом
  • Ультра исо пишет что устройство занято ошибка 5
  • Улучшить подготовку лексическая ошибка
  • Умение признавать собственные ошибки