Умный учиться на ошибках других

Содержание

  1. Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.
  2. Смысл пословицы «умные учатся на ошибках других, а глупые на своих»
  3. Поговорка «Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих» НЕ Верна ?
  4. Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.
    • Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?
  5. Умный учится на чужих ошибках
  6. «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак…»
  7. Ошибки
  8. Умные учатся на своих ошибках, а дураки их не делают

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.

Это конечно полная неправда, которая заставляет страдать многих людей, боящихся совершить ошибки. Они сидят и смотрят на тех, кто что-то делает, завидуют им, злятся на них, злятся на себя, но боятся. Боятся ошибок, ведь тогда они будут дураками. Чтобы не быть дураками, надо прочитать много литературы, стать экспертами, экспертами теоретического всезнания. А на самом деле незнания.

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих.
В жизни все совершенно наоборот. Умные люди учатся на собственном опыте, проводят его анализ и корректируют дальнейшие действия. Иногда, исходя из этого анализа, спрашивают совета у других умных «как Поступить Лучше», другие умные при этом делятся точно таким же своим опытом. А откуда еще взяться по-настоящему умным советам! Только из опыта. И если человек не проанализирует свой опыт, он ничегошеньки не поймет.

У вас бывали ситуации, когда вы делали что-то, ошибались и косячили, а потом думали «ну, б. лин! Мне ведь именно об этом говорили»? Конечно было. А еще наверняка вы ругали себя за то, что сделали, потому как стыдно как дурак ошибаться, надо — то умней!

Но задумайтесь вот над чем: если бы вы не получили этот опыт, вы бы так ничего и не поняли.

Внимание! Только в искусственных системах есть идеальные эталонные метры, сферические шары и кони в вакууме. В природе идеального нет. В природе даже прямых линий нет. Кстати, знаете какая есть популярная искусственная система в жизни каждого из нас? Школа, конечно. Именно там дрючат за первые малейшие ошибки. В интернете долго гуляла фотка «Двойки», которую поставили одному парню за то, что он провел операцию деления в уравнении, потому что деление еще не проходили и оно запрещено (см. Запрещенное на территории России государство деления и умножения.

Невозможно, невозможно чему-то научиться, не совершая ошибок. В том случае, если даже вам 10 раз скажут «не Ходи Туда, не Общайся с Этим Человеком, не Трогай эту Штуку», вы все равно пойдете, пообщаетесь и потрогаете штуку, потому что не понимаете, а что в этом такого. И только когда вам станет больно или страшно, вы поймете, о чем речь (если конечно почувствуете, а не проигнорируете.

Либо вам станет хорошо, и вы поймете, что другой человек ошибался, а вы теперь сами можете научить, как сделать чтоб хорошо.

Но для этого надо рискнуть и прожить этот опыт на себе. Ко мне часто приходят клиенты, которые ужасно боятся общаться с противоположным полом, боятся сказать «Привет», сказать о своих чувствах, о своем решении, пригласить, позвать, отказать, показаться навязчивыми. Им кажется, что можно сразу все сделать идеально. Их приводит в ужас одна только мысль сделать «Как-нибудь», а не хорошо. А хорошо не умеют, потому что не пробовали. См. Паралич перфекциониста.

Невозможно сесть на велосипед и поехать, не упав. Так и невозможно общаться и строить отношения, не попробовав ошибаться.

Я часто рекомендую перед свиданием, если их давно не было, специально настроиться на «Завал», т. е. не стараться, не одеваться красиво, а провалить встречу. Это конечно не значит ругаться или вести себя некрасиво, но не пытаться никого впечатлить.

Менеджерам продаж, например, верно рекомендуют завалить первые 5 звонков, чтобы страх звонка, страх ошибки ушел. Мир не рухнет от ваших ошибок, зато вы станете лучше.

Закончу одной шуткой (не шуткой: настоящий эксперт — это тот человек, который совершил все возможные ошибки в заданной узкой области.

Смысл пословицы «умные учатся на ошибках других, а глупые на своих»

Смысл пословицы "умные учатся на ошибках других, а глупые на своих"Так устроен мир, что 10% людей получают 90% всего.

Строя МЛМ бизнес, не стоит об этом забывать. Через жизнь каждого более-менее серьезного сетевика проходят по меньшей мере тысячи людей, прежде чем найдутся те несколько из этих 10%.

И чем больше их проходит, тем меньше времени уходит на каждого ненужного кандидата. Накопленный опыт позволяет легко определить те 10%, на которых стоит обратить внимание.

Интересно правда и то, что новые кандидаты при этом уже не особенно и нужны. По прошествии нескольких месяцев в бизнесе, как правило, большая часть времени уходит на работу с уже существующими партнерами.

Вот так и происходит все по закону подлости, когда навыки нужны – их нет, а когда появляются – становятся нужны уже совсем другие.

Как же выйти из этого замкнутого круга?

Ответ прост и спрятан в пословице:

«Умные учатся на своих ошибках, а мудрые – на чужих»

Поступайте как мудрые. Используйте опыт других людей.

Система построения МЛМ бизнеса – это ничто иное, как опыт других людей представленный в виде четких шагов.

Поговорка «Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих» НЕ Верна ?

Поговорка «Умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих» НЕ Верна.

Умный учится на своих ошибках. Собственный опыт это все же единственный учитель.
А дурак только потому и дурак, что вообще НЕ учится.

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Многие твердят, что л учше на чужих ошибках учиться . Мол, почитайте романы, любовные истории, автобиографии людей, чьи-то воспоминания, дневники – и вынесите для себя уроки, чего нужно делать, а чего не нужно. Но, как показывает жизнь, такой опыт бывает редко полезным. Люди стремятся учиться на чужих промахах лишь потому, что боятся их совершать. А это трусость. Все люди разные, у каждого свои трудности. С одними проблемами вы можете столкнуться, а с другими – нет. Тогда зачем изучать жизненные трудности всего человечества?

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Лучше на чужих ошибках учиться или на своих?

Как многие не верят в то, что не видят и не чувствуют, так большинство не может выучить урок, пока сами его не пройдут. Вспомните многочисленные истории, как «мама мне говорила, а я не послушался». Почему так происходит? Человеку самому нужно понять, что нужно и не нужно, что важно и не важно, что он ценит и чего не ценит. Пока вам говорят, вы лишь слушаете. Но как только проблема случается, вы теряетесь, хотя раньше знали правильный ответ на свой вопрос.

Пока люди учатся на чужих ошибках, они боятся совершать свои. Со стороны смотреть намного безопаснее, чем самому попасть в «яму». Когда человек сталкивается с расхожей проблемой, он напрочь забывает все, что раньше знал. Он поддается сиюминутным чувствам и эмоциям, совершая действия, которые ему приходят в голову. Зачастую люди совершают глупости, хоть раньше и рассуждали разумно.

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Пока человек сам не пройдет некую сложную ситуацию и не сделает для себя определенные выводы, не сможет учиться. Невозможно научиться на чужих ошибках, поскольку они чужие, а не личные. Эти ситуации не затрагивают чувства, эмоции, ум. Человек не проживал тех трудностей, которые переживали другие. А значит, он не понимает, почему должен поступать так, а не иначе. Почему она должна прощать мужу измену, а не уходить от него? Почему он должен терпеть критику своего начальника, а не бросать работу? Почему ребенок не может взять себе в кроватку все игрушки, а только одну? Пока человек сам не попадет в ситуацию, когда ему нужно что-то решать, предпринимать и делать, не вынесет лично для себя урок. Вот почему многократно повторяются одни и те же сложные истории у разных людей. Человек учится не на чужих ошибках, а только на своих.

На чужих ошибках можно и очень удобно делать умозаключения. Можно рассуждать и даже стараться что-то для себя решить. Многое можно прочесть; как избежать конфликта , как бороться с ленью и даже как стать успешным . Но когда непредвиденное случается лично, лишь от человека зависит, как он поступит. Зачастую люди напрочь забывают опыт других и совершают ошибки, типичные для всех.

Лучше на чужих ошибках учиться — вопрос интересный.

Умный учится на чужих ошибках

Я уже год как пытаюсь разобраться в этом вопросе, но никак не могу ничего понять. Когда нам лет в 14 твердят, что так нельзя, с теми не гуляй туда не ходи, это плохой человек мы не слушаемся. Мы же не хотим понимать своих родителей, мы твердо настаиваем на своем и совершаем очень много ошибок, которые не лучшим образом отражаются на наше будущем. Да казалось бы я слишком молода что бы этом говорить но и молчать я не могу. В жизни каждого человека наступает переломный момент, когда случается что-то плохое. Момент, когда приходится делать выбор всю жизнь смотреть на жизнь через розовые очки или же на конец снят их и посмотреть на жестокую реальность. Кто то пытается их снять но, испугавшись реальности они одевают их обратно на всегда, а кто-то выбирает другой путь. Они снимают очки с осознанием того что они уже повзрослели и пора поступать как взрослый человек. А кто-то не снимает их никогда не в 18 не в 30 и даже в 70 они боятся их снять. Но какой, же путь лучше? Однако же есть люди, которые даже в 30 остаются маленькими и их поступки не соответствуют возрасту. Понимая, что они навсегда оставили при себе свои розовые очки и их уже невозможно снять. Они пытаются понять реальность пытаются поступать как взрослые люди, однако же, у них ничего не получается. Всего лишь потому, что когда то струсили, теперь они играют в реальность, но не живут в ней. Встречая призраков прошлого, мы боимся заглянуть им в глаза. Боимся собственных совершенных ошибок. Возможно, когда мы не боимся заглянуть в глаза прошлого и можем правильно рассудить сами себя и является признаком взрослости. По сколько в жизни не всегда действует принцип «предупрежден, значит вооружен». Может не стоит бояться реальности не стоит бояться взрослеть. Может чем раньше, тем лучше? Я сделала свой выбор. Но я не могу сделать его за других. Как вам поступить решать лишь вам. Но не стоит бояться, как бы вам не было страшно. Не жалейте себя и о том что сделано. Смотрите в будущее, ведь оно станет у каждого прекрасным. Если он будет, к этому стремится. Все в наших руках.

«Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак…»

Как хорошо афоризм Уинстона Черчилля отражает менталитет наших людей: «Я всегда готов учится, но мне не всегда нравится, когда меня учат».

Большинство людей учатся у нас неохотно (не все, но большинство – заучки как я не в счет), и терпеть не могут, когда им кто-то делает замечание или дает советы. Но вот самим поучать – за милую душу. Говорят со стороны виднее, но это не всегда так. В большинстве случаев не разобравшись в ситуации люди начинают поучать, упрекать и раздавать советы. Кто им дал право на это?

Например, у меня был недавно случай, когда бабушка моего бывшего одноклассника решила меня в моем возрасте отсчитать как школьницу. У меня такого тона даже родители не позволяют. Все дело было в рванных джинсиках. Я понимаю, что это другое поколение и она глубоко верующая. Но даже батюшки так не разговаривают с людьми. Она всегда была от меня без ума. Я всегда с ней была вежлива и искренна… Все изменилось в тот день, когда я прошла мимо нее в длинной тунике (сзади даже ниже колен) и в своих любимых самых рванных джинсах. Ничего не подозревая, я прошла мимо нее и поздоровалась. Она резко меня окликнула и в приказном порядке попросила подойти ближе. Я тихо обалдела, но без задней мысли подошла. Она стала меня как школьницу отчитывать за внешний вид. Который в принципе не был не вульгарным, ни открытым. Просто не укладывался в устаревшие узкие рамки. Я с улыбкой ей ответила, что главное, чтобы мне нравилось, поспешила уйти, чтобы не высказать все, что я думаю о таких умниках (воспитание не позволило проигнорировать возраст). У меня даже папе пришлось смириться с моей страстью к рванной одежке, так как это бесполезно и я все компенсирую длинным верхом.

После такого «урока» свои привычки я не поменяла, но теперь эту бабушку обхожу десятой дорогой, а если и встречаю, то быстро сухо здороваюсь и исчезаю. Просто не нужно обижать хороших девочек зря.

Если вас никто не просит, держите свое мнение при себе, пока вас не попросит, кто-то высказаться. Заведите личный блог или дневник и умничайте на здоровье, но в лицо человеку, да еще и в грубой форме…- это моветон.

Еще один перегиб, когда родной человек упрямо не хочет прислушиваться к близким людям, аргументируя это тем, что пусть вы и правы, но он (она) сам (а) будет учиться на своих ошибках, – это тупость. Не зря говорят: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».

Согласны? :)

"Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак..."

Ошибки

Обучение на своих ошибках более действевенно, потому что это твой опыт,ты испытал на себе. Учиться на чужих ошибках труднее. Не все ошибки одного человека являются ошибками другого. Я думаю он более приемлем для мудрых людей,которые могут просчитать все «за» и «против». А для основной массы помните в песне «говорила мама мне про любовь обманную, да напрасно тратила слова. Затыкала уши, я её не слушала, ах, мама, мамочка, как же ты была права…»

Умные учатся на своих ошибках, а дураки их не делают

Умные учатся на своих ошибках, а дураки их не делают
Так-то все знают, что человеку свойственно ошибаться . Кто не знает, или всерьёз думает, что есть никогда не ошибающиеся люди — выйдите пожалуйста отсюда, я не хочу вас знать и видеть.

Так вот, человеку в принципе свойственно ошибаться. Кто-то ошибается реже, кто-то чаще. При этом конкретный умный человек может ошибаться часто, а глупый редко, или наоборот. Не то чтоб способность ошибаться совершенно не коррелировала с интеллектом, но… Вот кто испытает более частые проблемы с тем, что не может поднять штангу: тяжелоатлет, или офисный клерк? То-то и оно.

Причём даже там, где задачи казалось бы одинаковые, один человек может видеть поверхность задачи, а другой смотреть вглубь, для последнего задача запросто окажется сложнее и многоплановее. Кто умнее — сами понимаете.

А вот признать ошибку , особенно в этих наших интернетах, может далеко не каждый. Для этого надо во-первых, обладать критическим мышлением, что в принципе не редкость. Во-вторых, применять его к своим словам и поступкам, что уже могут далеко не все. Ну и в-третьих, позволять такому мышлению возобладать над примитивной логикой «я прав, а значит я главнее, за это дадут плюшек, значит я должен быть прав».

В результате имеется натуральный парадокс: человек, признавший свою ошибку часто выглядит респектабельнее человека, который ошибки вовсе не совершал. Нет, ну конечно если человек ошибается постоянно, и постоянно же за это извиняется, то получается клоунада. А время от времени свои ошибки весьма полезно признавать. Очень полезно.

Самое забавное, даже ЧСВ чешется таким способом с заметным удовольствием. Рекомендую.

А написать сей пост побудил, развёрнутый неким fabiy_maksim. Представьте на минуту, что до человека бы дошло, что можно сказать «упс, действительно не заметил/не подумал», и насколько умнее он бы выглядел. А так — ну, сами видите. Я там тоже поучаствовал номинально, правда как явный «подлец» — с самого начала помнил, что за модель смартфона у автора поста.
Опять же, если бы извинился за хамство, выглядел бы лучше. Но влом ;)

Человеку свойственно допускать ошибки, такова его природа. Но умный человек будет учиться на своих ошибках и извлекать из них ценный опыт, а глупец — повторять одни и те же действия, ведущие к неудаче, будучи не в силах разорвать замкнутый круг.

Некоторым крайне тяжело признаться себе и окружающим в том, что они поступили неправильно. Склонность отрицать свои ошибки исключает возможность вынести полезную информацию из произошедшего и избежать их повторения. Но умный человек, желающий расти и развиваться, оступившись, сделает всё, что в его силах, чтобы стать лучше, умнее, увереннее. Он не станет игнорировать низкие результаты, неоправданные ожидания и претензии со стороны окружающих.

Мы составили список банальных ошибок, которые умный человек никогда не допустит дважды.

1. Совершение поступка, влекущего негативные последствия

Раз за разом делать одно и то же, надеясь, что результат будет другим, — это фишка людей, которые не умеют признавать свои ошибки и отступать от первостепенного плана. Глупо верить, что успех твоих действий зависит от количества попыток и ни от чего больше. Умные люди осознают это и вместо того, чтобы принимать одни и те же решения, стараются пробовать новые варианты, менять что-то в своём подходе, отступать на шаг назад и анализировать ситуацию.

2. Поиск оправданий окружающим людям

Можно простить негативное отношение своему другу, родственнику или коллеге, но только один раз. У человека может быть действительно очень сложный день или тяжёлая жизненная ситуация, поэтому важно пойти ему навстречу и не таить в себе обиду. Но, если с тобой раз за разом продолжают общаться неуважительно, опаздывают на оговорённые заранее встречи, в последний момент отказываются помочь, распускают за твоей спиной слухи и сплетни, порочащие твою честь и достоинство, самое глупое, что ты можешь сделать, — продолжить искать такому человеку оправдания.

Вскоре он привыкнет к тому, что с тобой можно поступать как ему угодно и не беспокоиться об испорченных отношениях или обидах с твоей стороны. Ты сам ставишь себя в такую ситуацию, оправдывая тех, кто не ценит тебя, твоё время и твои нервы.

3. Попытка изменить ситуацию, которая от него не зависит

Нужно чётко понимать, что ни один человек не может контролировать всё, что с ним происходит. Есть ситуации, которые могут случиться, даже если ты предусмотрел практически всё. Окажется, что ты опоздаешь на важную встречу из-за плохой погоды, или у тебя сломается автомобиль, или такси приедет слишком поздно.

Умный человек не станет пытаться изменить то, что от него не зависит. Он предпочтёт поберечь свои силы, нервы и время, смириться с произошедшим и решить, как исправить уже случившееся. Это куда продуктивнее, чем пытаться совершить невозможное, возомнив себя богом.

4. Попытка изменить другого человека

Умный человек с первой неудачи понимает, что его попытки изменить кого-то тщетны. Он осознает, что единственная возможность, при которой человек может принять необходимость перемен, — это его искреннее желание и проявление силы воли. Никто — ни родители, ни любимый человек, ни лучшие друзья — спровоцировать его изменения не в силах.

Глупец же, вместо того чтобы смириться, пытается менять всё и всех вокруг себя. Он уверен в том, что его желание помочь сотворит чудо и подтолкнёт других людей к необходимым им переменам. Когда его затея терпит неудачу — он не останавливается, а продолжает пытаться снова и снова. Но всякий раз его ожидает провал.

5. Попытка угодить окружающим

Единожды пойдя против себя в попытке угодить окружающим, умный человек поймёт, что совершил ошибку, и не повторит её. Ведь всем вокруг понравиться невозможно, да и зачем, если главное — нравиться самому себе. Глупцу же будет казаться, что он делает всё правильно, ведь угождать другим людям значит принимать комплименты и хорошее отношение в свой адрес. Такой расклад его полностью устраивает, и он готов заходить всё дальше и дальше лишь для того, чтобы получить очередную порцию одобрения.

6. Бездумное ведение бюджета

Каждый человек может оказаться в ситуации, когда у него будет куча неоплаченных счетов, займов или кредитов. Но там, где умный возьмётся за голову, придёт в себя, начнёт погашать свои долги и жёстко контролировать свои доходы и расходы, глупец раз за разом будет совершать одни и те же ошибки. Он будет покупать по утрам кофе навынос, питаться в кафе и ресторанах, брать кредит на новый телефон и другую технику и в конце каждого месяца с удивлением заглядывать в пустой кошелёк. Глупец не может просто сесть и разобраться, куда уходят его деньги: ему это не нужно. Куда легче снова занять деньги, чтобы рассчитаться со старыми долгами, — и так по кругу.

7. Игнорирование возможных последствий

Глупые люди хотят получить всё здесь и сейчас, совершенно не задумываясь о будущем. Они легко застревают в рутине, направляя своё внимание и все внутренние ресурсы на то, чтобы им было хорошо в настоящем. Каждый раз, когда они решают проигнорировать полную картину происходящего и возможные последствия своих решений, случается что-то плохое. Но они не учатся на своих ошибках.

Умные же считают, что нужно серьёзно задумываться о будущем и на основе этого выстраивать не только краткосрочные, но и долгосрочные цели. Они понимают, чем грозит жизнь по принципу «‎здесь и сейчас», потому что помнят, как однажды уже совершили похожую ошибку.

8. Попытка быть кем-то другим

Одно дело — восхищаться конкретной чертой характера или внешности какого-то человека, и совсем другое — пытаться во всём быть похожим на него. Это не приведёт ни к чему, кроме разочарования в себе и собственной жизни. Умные люди поняли это после первого же негативного комментария в их сторону о том, что они притворяются, выходят из образа, пытаются казаться умнее или круче, чем есть на самом деле. В тот самый момент они осознали, что копировать кого-то другого бессмысленно — лучше направить все силы на то, чтобы раскрыть в себе индивидуальность и непохожесть на остальных.

9. Неумение ждать

Те, кто хочет многого добиться в жизни, должны научиться терпеливо ждать. Это касается и тех, кто мечтает об успехе, и тех, кто грезит о настоящей и крепкой любви. Ничего ценного не даётся человеку мгновенно: для этого необходимо много работать, вкладывать все имеющиеся ресурсы, а также уметь ждать, когда появятся первые результаты его трудов. Умный человек понимает, что требовать мгновенной отдачи как минимум глупо. Возможно, когда-то давно он бросил начатое на полпути из-за отсутствия результатов, о чём в дальнейшем не раз жалел.

10. Чрезмерная доверчивость

Глупые люди раз за разом дают обманывать себя мошенникам и манипуляторам. Они верят людям на слово, никогда не просят доказательств, не пытаются как-то себя обезопасить. Им достаточно пообещать что-то, чтобы они приняли положительное решение, отдали чужому человеку свои пароли, деньги или вписались в сомнительную авантюру. Жизнь ничему их не учит: каждый раз они обещают себе, что не попадутся на такие уловки, но всё повторяется снова и снова.

Умные люди знают, что в мире полно добрых и честных людей, но предпочитают проверять каждого, кто пытается втереться в их доверие. Они понимают, что в таких ситуациях лучше перебдеть и лишний раз убедиться, что им ничего не угрожает, чем пускать всё на самотёк.

10 речевых привычек, которые вызывают недоверие со стороны собеседника

Вам хотя бы раз говорили о том, что на ошибках учатся? Разница лишь в том, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый — на своих. А что будет, если мы вам скажем, что это не совсем правда, и ошибки в целом имеют слабый образовательный потенциал. Разбираемся, что мешает людям учиться на чужих ошибках и как с этим справиться.

Ошибки и мозг

На сегодняшний день проведено множество экспериментов с целью узнать, как происходит обучение на практике. Ученые уже выяснили, что важную роль для формирования знания в долгосрочной памяти играет повторение и награда.

Ученые из Массачусетского Технологического Института так в ходе эксперимента над приматами с применением МРТ выяснили, что наиболее ярким стимулом для обучения была награда за правильный ответ. Когда примат, правильно выполнивший задание от организаторов эксперимента, получал награду, его нейроны (светившиеся во время правильного ответа), продолжали активность еще несколько миллисекунд. Но ведь все время давать правильные ответы невозможно.

Ошибки также заставляют наш мозг работать и обучаться, но процесс этот идет гораздо сложнее и витиеватее. Когда мы совершаем ошибку, если выбрать рациональный сценарий, то мы должны проанализировать весь свой опыт: последствия ошибки, предпосылки, что заставило нас выбрать конечное решение и так далее.

Иногда к ошибкам добавляется еще и эмоциональная составляющая, которая либо помогает нам как следует прочувствовать и закрепить полученный опыт, либо — вовсе вышибает пробки и разносит по кирпичикам все эмоциональное спокойствие — вспомните хотя бы себя во время важных экзаменов и что происходило в это время с вашими знакомыми-отличниками.

И таким образом, анализируя и прорабатывая свой опыт, мы приходим к умозаключениям и логическим цепочкам, которые в конце концов имеют шанс быть запомненными. Если этого не произойдет, велика вероятность, что мы с размаху прыгнем на те же грабли. Но с чужими ошибками все еще сложнее.

Что нам мешает учиться на чужих ошибках?

Любое изучение чужого опыта, даже когда мы получаем его из первых рук, может быть искажено в силу «трудностей перевода». Мы можем изучать ошибки человека, который нам не близок по своему мировоззрению, и это различие может сыграть важную роль в формировании опыта. Например, в школе ребенку-отличнику предлагают «учиться на ошибках», ставя в пример ребенка с более низкой успеваемостью. На примерах работы второго ученика разбираются нерешенные большинством примеры, но отличник, наблюдающий это, скорее всего будет сидеть и думать: «Ну я же не тупой, чтобы так ошибиться».

С похожей мыслью уже в более взрослом возрасте люди слушают истории знакомых, попавших в токсичные отношения или обманутых мошенниками. Отсутствие эмпатии, нежелание признавать, что человек и сам может оказаться в такой же ситуации, совершить ту же ошибку, не дает в полной мере воспринять чужой опыт.

К тому же, человек может совершить системную ошибку выжившего. То есть, изучая только опыт другого человека, как свершившийся факт, вы запомните только один сценарий, и — возможно — будете просто повторять чужие ошибки, вместо того, чтобы избегать их или в крайнем случае совершать свои.

Однако никто не говорит, что чужие ошибки полностью бесполезны. Просто к ним нужен особенный подход.

Во-первых, пересмотрите свое отношение к ошибкам в целом

Как дети строгой системы, в которой ты либо отличник, либо — будущий дворник, мы часто склонны преувеличивать масштабы трагедии, когда речь идет об ошибках. Ко многим из них можно относиться по-философски, как к полезному опыту, будь то опрометчивое желание надеть носки разного цвета или заказать капучино, несмотря на непереносимость лактозы.

Во-вторых, включайте эмпатию

Изучение чужого опыта можно сравнить с чтением книги, если сюжет или переживания главного героя вас не увлекают, то вы не сможете запомнить и — впоследствии — проанализировать его опыт.

В-третьих, мыслите шире рассказанной истории

Одинаковые ошибки могут приводить к различным последствиям, поэтому не ожидайте, что опыт вашего знакомого в точности повторится и у вас. Помните, что одних героев, съевших отравленное яблоко, может спасти поцелуй любви, в то время как другим понадобится активированный уголь.

Исходный текст — русская присказка «На ошибках учатся«, это народная мудрость.

В вопросе использован уже искажённый, более поздний вариант, передёргивание, выдаваемое насильно за афоризм.

На эту тему уже говорилось тут.

А если пытаться оправдать его логикой — то уж лучше учиться на любых ошибках, чем никак.

И высказываний на эту тему достаточное количество

текст при наведении

но жонглировать ими умный человек не станет. Мой ответ:

не все рождаются сразу гениями, или дураками. Если человек учится на своих ошибках — он уже не глуп. Дурак, как тут говорили — «Поржал и пошел». А люди, которые козыряют «афоризмом» из вопроса, лишь мнят себя умнее других, на деле же зачастую — самоувереные и высокомерные бездари.

Если человек в состоянии понять, что другой совершает ошибку — замечательно, но не факт, что это знание он усвоит, пока не наступит на такие же грабли.

Да и всегда ли можно осознать, что другой совершает ошибку… Я гуманитарий, наблюдаю, как сантехник ковыряется в трубах, как понять, что он делает не так? Узнать об этом можно либо от него самого, либо когда произойдёт авария, другой сантехник мне расскажет, где именно накосячил его коллега. А вот нужно ли мне это знание, совершенно другой вопрос.

Смысл пословицы состоит в том, что если человек умный, он смотрит какие ошибки совершают другие люди и старается их не повторять, идя своим путем. А глупый человек совершает те же ошибки, что делали до него другие, зная об этом. То есть, наступает на одни и те же грабли, раз за разом. Но лично мое мнение, пока сам не проверишь, не поверишь. Бывают такие ситуации, когда одним не под силу сделать то, что под силу сделать другому.

Arnfinn ответил на вопрос 12.09.2021

О́пытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений; также жизненный опыт.

Цитаты[править]

  •  

Вопрос за вопросом, проба за пробой, опыт за опытом — принятие, условное согласие, сомнение, отказ — плод должен удовлетворять не одному и не двум, а целому десятку, пятидесяти, сотне требований; если этого нет, то он выходит из соревнования. И не следует думать, что это работа на два-три года. Я уже двенадцать лет работал над одной нектариной, которая, как я надеюсь, лишь в этом году будет настолько крупной, что я смогу её выпустить в свет.[1]

  •  

Технику можно вывести только из опыта. Законы резания металлов не могли бы быть найдены, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно изобретение, усовершенствование, отбор и браковка[2].

  — Антон Макаренко, «Педагогическая поэма», 1935
  •  

Для ясности теоретического понимания нет лучшего пути, чем учиться на своих собственных ошибках, на собственном горьком опыте.

  — Фридрих Энгельс
  •  

Опытность — не дочь времени, как говорится ложно, но событий.

  — П. А. Вяземский, «Старая записная книжка»
  •  

Дураки говорят, что они учатся на собственном опыте, я предпочитаю учиться на опыте других.

  — Отто фон Бисмарк
  •  

Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих. Выходит, что умные учатся у дураков.

  — (реклама пива «Толстяк»)
  •  

Итак, все законы выводятся из опыта. Но для выражения их нужен специальный язык. Обиходный язык слишком беден; кроме того, он слишком неясен для выражения столь богатых содержанием точных и тонких соотношений.[3]:251

  — Жюль Анри Пуанкаре
  •  

Мудрость людей пропорциональна не их опыту, а их способности к его приобретению.

  — Генри Шоу
  •  

Связь между завтрашней погодой и сегодняшним поведением вороны для нас неясна, но представима; связь между рисунком печени принесённого мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна, и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием душевнобольного? И всё-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно опытом.

  — Фаддей Зелинский, «Религия эллинизма», 1922
  •  

Опыт — это не то, что с вами произошло, это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло.

  — Олдос Хаксли
  •  

Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости.

  — Джош Биллингс
  •  

Опыт хорош, если за него не заплачено слишком дорого.

  — Томас Фуллер
  •  

Опыт — не знания, а ошибки, которые, как известно, не учат. Нет оснований кичиться опытом.

  — Леонид Зорин
  •  

Опыт — это то, что ты получаешь, когда ищешь нечто совершенно другое.

  — Томас Дьюар
  •  

Следует помнить, что из опыта мы должны извлечь только мудрость, содержащуюся в нём, — и не больше.

  — Марк Твен
  •  

Умудрённый опытом остерегается.

 

Expertus metuit.

  — Гораций
  •  

Опыт — это такое деликатное название для всех глупостей, которые мы натворили в жизни.

  — автор неизвестен[6]

Источники[править]

  1. Лютер Бербанк и Холл Вильбур. «Жатва жизни», — Москва, «Сельхозгиз», 1939 г. 212 стр. (С предисловием доктора И.И.Презента и с приложением статей К.А.Тимирязева, А.Гарвуда и В.Холла). Перевод И.Боргмана.
  2. Антон Макаренко. Педагогическая поэма.. — Педагогика, 1981. — ISBN 1154
  3. 1 2 Е.С.Лихтенштейн (составитель) Слово о науке. Книга вторая.. — М.: Знание, 1981. — 272 с. — (817728). — 100 000 экз.
  4. «Пшекруй», № 867
  5. «Пшекруй» № 777
  6. «Пшекруй» № 616, с. 13

См. также[править]

  • Эксперимент

Эту пословицу, а может поговорку можно рассмотреть как с точки зрения индукции, так и дедукции. Как говорится сколько людей на свете, столько и теорий, каждый мыслит по своему, и «со своей колокольни виднее». Кому как выгодно в данный момент с его субъективной точки зрения, так он и будет утверждать. Поэтому, думаю, что каждый имеет право учится как на своих ошибках, которые пройдут через чувства и разум, и человек такого больше не повторит, так и на чужих ошибках, если человек много читает, наблюдает, делает какие то умозаключения. Но поверьте, хоть сколько человек читал, наблюдал, слышал о том или другом, попадая в аналогичную ситуацию совершает те же глупости, что и другие. Хорошо рассуждать когда ты не был в той ил иной ситуации. Не зря в сказках Иванушка-дурачок, Емеля и другие герои все таки становятся вдруг и умными и красивыми и прочее. Глупость проявляется тогда, когда попадая в одну и ту же ситуацию, человек поступает каждый раз одинаково, значит «наступая на одни и те же грабли», человек не делает выводы, умозаключение, как можно этого избежать, что при этом нужно и как сделать и т.д. Поэтому не нужно обобщать, надо просто жить. Даже самые умные люди (профессора и доктора наук) могут делать ошибки. Ошибки не совершают те, кто ничего не делает.

  • Умный учится на чужих ошибках дурак на своих а мудрый использует опыт
  • Умный учится на чужих ошибках а дурак на своих смысл пословицы
  • Умный учится на чужих ошибках а дурак на своих продолжение
  • Умный тот кто учиться на своих ошибках
  • Умный тот кто учится на своих ошибках