Упражнения на речевые ошибки младших школьников

Составитель: Читахова Анжелика Георгиевна, учитель начальных
классов МБОУ СОШ № 93 г. Ростова-на-Дону.

Комплекс упражнений как средство
исправления  45   речевых ошибок младших школьников.

1.Найти
в предложении лишнее слово.

·     В
саду собирают яблоки, фрукты, груши.

·     На
празднике было много мальчиков, детей, девочек.

·     На
лугу растут ромашки, цветы, колокольчики.

2.Найдите
повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).

·Покрытая
сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.

·Рядом
с лагерем есть лес, а за ним есть речка.

·Ребята
бежали за лисой, но она убежала.

·Был 
солнечный день.  День был теплый.

3.Найдите
ошибки, напишите правильный вариант.

·У
меня много делов.

·Ждут
каникулов

·Ходят
без польт.

·Засох
из камня.

4. Предложите  правильный
вариант.

·Текет
крыша

·Красивше

·Туманная
утра

·Вся
семья встретились

Приложение
3

5.   Прочитайте 
предложения.  Напишите  правильный вариант.

·   Я
люблю не только рисовать, а лепить из пластилина.

·   На
зеленой лужайке стоял колодец старый.

·   День
стал короче, а ночь длинной.

6.                                                                                         
Найдите повторы слов в предложениях.
Исправьте.

·   Лосиха
с лосенком побежали. За ними побежала  стая волков. Лоси побежали к сторожке.

7.Предложите
правильный вариант

·   Пример
решается действием отнимания.

·   Девочки
собирают ягоды и малину.

·   Около
ух пятнышки.

8.Составьте
из двух предложений одно.

·   Птиц
в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.

·   Поймал
Сережа ужа. Посадил его в клетку.

9.Предложите правильный вариант.

·   Вкусная
картофель

·   Не
ложи на парту

·   Колодец
был высох.

10.В данных предложениях вставьте
слово «который» в нужной форме.

·   Гречиха
– травянистое растение, из семян … изготовляют крупу.

·   Белка
– зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.

11.Найдите
ошибки, напишите правильный вариант.

Приложение
3

·   Шишка
на лбе

·   Урожай
яблоков

·   Пирожки
с повидлой

·   Шесть
карандашов

12.Предложите правильный вариант

·         
Застрял в лужу

·         
Описывать о природе

·         
Вкусная печенья

·         
На лбе шишка

13.Выберите
одно из слов, указанных в скобках.

·   Мы
до этого не (догадались, додумались)

·   Вот
до чего (доводит, приводит) невнимательность.

·   Он
(поразился, удивился) случившемуся.

14.Найдите
и устраните повторы в предложениях

·   Высохли
трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная
песня.

15.Среди
данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.

·   В
библиотеке дети читают книги

·   Во
дворе много маленьких малышей.

·   На
улице хорошая погода.

16.Найдите
повторы слов в тексте.  Предложите  правильный вариант.

·   Волк
бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли.

Приложение
3

17.Предложите
правильный вариант.

·         
На берег трудно приблизиться.

·         
Притронулся до горячей плиты.

18.Найдите
ошибки, предложите правильный вариант.

·   Вкусная
повидла

·   Языки
пламя

·   На
пушистых веток

19.Среди
предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

·   В
гнезде жили пернатые птицы.

·   Мы
ездили на экскурсию в музей.

·   Ночь
переночевали в лесу.

20.Найдите
повторы в данных предложениях. Исправьте.

·   Ребята
положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли

.

21.Найдите
и исправьте ошибки.

·   Солнце
слепила глаза.

·   Детвора
готовились к празднику.

22.Составьте
из двух предложений одно.

·   Вася
слез с дерева на землю. Пошел домой.

·   Еж
отвернулся от молока, фыркнул. И убежал.

23.Среди
данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав
правильный вариант.

·   Купить
мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле.

Приложение 3

24.Среди
данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.

·   Летом
старшеклассники ходили в поход.

·   Дедушка
пришел на то место, был колодец.

·   Осенью
птицы улетают на юг.

25.
Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки,
указав правильный вариант.

·   Дети
бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.

26.Исправьте
ошибки.

·       
Небо заволоклось тучами.

·       
Я с мамой ездили к бабушке.

27.Составьте
из двух предложений одно.

·   Я
не пошел гулять. Была плохая погода.

·   Весна
– время года. Распускаются почки.

28.Устраните
повторы в тексте.

·   Мальчик
с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на
помощь.

29.Предложите
правильный вариант. Укажите ошибку.

·   Особенно
очень сильно кричали вороны.

·   По
дорожке бежал молодой щенок.

30.Среди
данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте.

·         
Журавль клювом клюнул лягушонка.

Приложение
3

·         
На перемене дети пошли в столовую.

·         
Пахнет запахом весны.

31.
Устраните повторы в тексте.

·   Ребята
проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой
дороге.

32.Найдите
и исправьте ошибки.

·         
У меня это вызывает любопытность.

·         
У него беззаботливый характер.

33.Укажите
ошибки.

·         
Стукнул по голове волка Яша.

·         
Он подыскал надежного себе помощника.

34.Выберите
одно из слов, указанных в скобках

·   Этому
нужно (уделить, выделить) особое внимание.

·   Дети
(огорчились, обиделись) отмене поездки.

35.Предложите
правильный вариант. Укажите ошибку.

·                
На рисунке нарисованы разные грибы.

·                
Кругом желтеют желтенькие цветы.

36.
Устраните повторы в предложении.

·   Стрижа
обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец.

37.Среди
данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите
исправленное предложение.

·                
Собаки напали на след зайца.

Приложение
3

·         
Птичка вылетел из клетки.

·         
Я интересуюсь изучением Луны.

38.Предложите
правильный вариант. Укажите ошибку.

·   Листья
на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми.

·   На
поляне красуется красавец клен.

39.Устраните
повторы в тексте.

·   У
меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю
Мурзика.

40.Прочитайте
предложение, дайте правильный вариант.

·   Девушка
была румяной, гладко причесана.

·   Дуров
стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.

41.Предложите
правильный вариант. Укажите ошибку.

·         
Я расскажу интересный рассказ.

·         
По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.

42.Устраните
повторы в тексте.

·   Озорник
бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца.

Сборник примерных заданий по исправлению и предупреждению речевых ошибок:

Задание №1. Прочитай предложения.

1. Я коснулся языком неба.

2. Все, к чему бы он ни прикасался, ломалось.

3. Любопытство взяло над ним верх, и он решил подсмотреть за своей собакой в щелочку.

Объясни значение выделенных слов.

Что нужно сделать для того, чтобы упростить чтения данных слов?

Задание №2. Устно замени заимствованное слово на русское.

Эволюция, тайм-аут, глоссарий, бойкот, интрига, оппонент, фортуна.

Задание №3. Объясни образование выделенных слов.

Вылезает из окна в сад: — Какие мы вылезатели!

Дождь мучитель и некуданепускатель.

Ты у меня лучшевсехняя!

А потом волшебник как колданул – и вырос дремучий лес.

Переделай предложения так, чтобы они звучали красиво.

Задание №4. Отгадай профессии.

1. Киноснимальщик.

2. Лекарствопродавальщик.

3. Блюдаподавальщик.

4. Книгаписальщик

5. Странауправляльщик.

6. Фотоснимальщик.

Измени профессии так, чтобы они звучали верно.

Задание №5. Прочитай предложение.

Мама больше время проводит со мной, чем папа.

Хорошо ли оно звучит? Измени предложение так, чтобы оно звучало правильно.

Задание №6. Прочитай высказывание.

Игра одноразная: поиграл и всё! А эта – многоразная.

От каких слов образованы выделенные слова? Замени их правильными.

Задание №7. Прочитай предложения.

1. Маленькие котёнки к кошке пришли, а кот Василий их не пустил.

2. Маленькие жеребёнки бегали по полю за своей мамой.

3. Маленькие слонёнки хотели дотянуться хоботом до плода на дереве.

4. Машоночков у нас дома нет. Есть одна большая мыша.

Найди в предложениях слова, которые тебе кажутся неверными, и замени слова на правильные. Обоснуй свой выбор.

Задание №8. Прочитай диалог.

– Катя, что случилось? Почему ты плачешь?

– Цветок у нас совсем зачах.

– Не переживай. Может расчахнет ещё?

Почему здесь употреблено слово «расчахнет»? Каким словом его следует заменить?

Перед началом работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок, многие учителя задаются вопросом: «А стоит ли исправлять такие ошибки? Разве с возрастом они не пропадут сами?». Ответом на этот вопрос нужно считать – нет. Как показывает опыт множества известных педагогов и ученых, занимающихся вопросом речевых ошибок – не всегда ошибки (здесь имеются ввиду системные ошибки) с возрастом уходят из детской речи. Конечно, морфологические и словообразовательные нормы у школьников с годами улучшаются, а вот синтаксические и морфологические ошибки, как говорит Цейтлин С.Н. «можно встретить и в сочинениях учеников 11 классов». [Цейтлин, 2013, 165]

Работу по предупреждению речевых ошибок вести нужно обязательно. Конечно, здесь не имеется ввиду, что учителя должны только этим и заниматься, ведь рабочие программы и учебный план никто не отменял, но уделять этому немного времени на уроке все же стоит. Да и на помощь всегда может придти внеурочная деятельность или классный кружок.

Речевые ошибки школьников и пути их устранения

Обобщение опыта

В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов , неправильностей . Неудачно подобранное слово , неверно построенное предложение , искажённая морфологическая форма — все эти ошибки называются речевыми .

Бороться с ними трудно, так как невозможно бывает использовать какие – либо правила. Учитель следит за устной речью школьников, проверяет тетради, исправляет ошибки. Но нельзя удовлетворяться всего лишь исправлением допущенных ошибок, нужно их предупреждать. Необходима планомерная работа, система совершенствования речи детей. Задача состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок, научить их предупреждать ошибки.

Методика исправления и предупреждения речевых ошибок используется в опыте многих учителей, хотя дело это сравнительно трудное. Поэтому у меня и появилось желание поделиться опытом своей работы именно по данному вопросу. .

В чём же трудности?

Во- первых, в исправлении речевых ошибок школьник не может опереться на такую чёткую систему определений и правил, как например , в работе над орфографией, а « чувство языка» у него развито

ещё слабо.

Во- вторых, уровень грамматических и других теоретических знаний

по языку у младших школьников ещё невысок.

В–третьих, речевые ошибки учащихся в своём большинстве индивидуальны, что почти полностью исключает привычные

общеклассные формы работы .

Однако, исследовав научные и методические статьи М. Р. Львова, Н. И. Политовой, Н. И. Жинкина, Т. А. Ладыженской и др. ,

журнальные статьи, практические пособия для учителей, в которых нашёл отражение специальный эксперимент, я стала успешно использовать методику исправления и предупреждения речевых ошибок

в собственной практике .

Лингвистической и психологической основой такой системы являются исследования ошибок и их причин — ошибок, которые в школьной практике получили название стилистических. Они делятся на речевые ( словарные , грамматические и пр. ) и неречевые

( композиционные, логические, искажения фактов ).

Речевые ошибки

Лексико- стилистические Синтаксико- стилистические

Морфолого – стилистические

1

На первом месте по частоте стоят словарные , или лексико –

стилистические ошибки .

1) Повторение одних и тех же слов , например :

У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается .

Причинами повторов могут быть малый объём внимания пишущего ,

бедность словаря. Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они, получив соответствующее указание учителя,внимательно перечитывают свой текст.

2) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему

значении в результате непонимания его .

Примеры из речи учащихся :

Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп .

Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .

Ошибки такого типа — следствие низкого общего речевого развития , недостаточной начитанности , бедности словаря .

3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов :

Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ). Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).

Причины ошибок данного типа : бедность фразеологии , малый

языковой опыт .

4) Употребление слова без учёта его эмоционально –

экспрессивной или оценочной окраски :

Хороша берёза летом. От густых ветвей много тени. Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки ( терминологические сочетания в смешанном лесу и хвойные деревья более подходят к научному , « деловому» тексту ) .

Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка , с отсутствием языкового чувства , с непониманием стилистической

характеристики слова .

5) Употребление просторечных и диалектных слов и

словосочетаний :

Никита шёл « взади» (нужно : сзади ).

«Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).

Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребёнка в том, что слова, употребляемые его отцом или мамой, которые он слышит от рождения, на самом деле « неправильные» слова, их употреблять нельзя. Учитель должен обладать большим тактом, чтобы не оскорбить ребёнка.

Устранить диалектизмы и просторечные слова можно на основе формирующегося понятия о литературном языке .

Младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры , встречаются отклонения от нормы .

Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их разъяснения, исправления, но есть и общий путь их предупреждения : это языковой анализ текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте, анализ роли и целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.

К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим

неправильное образование слов и особенно форм слов .

1) В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со

словообразовательной системой русского языка:

На стройке работают бетонщики , « штукатурщики» ( нужно :

штукатуры ), монтажники .

Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .

2) Образование просторечных форм слов общелитературного языка :

« они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул» и пр.

Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений, под влиянием общеязыкового развития,

благодаря созданию хорошей речевой среды .

  1. Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :

«трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся

море .

Причины: влияние просторечия, ребёнку трудно произносить громоздкие, фонетически усложнённые слова. В устной речи говорящий «теряет» отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы,

и это работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата .

4) Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном

числе:

У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .

Съел « два супа» (нужно : две тарелки супу ) .

Причина этих ошибок — в стремлении детей к конкретности .

Синтаксико- стилистические ошибки весьма многообразны .

  1. Нарушение управления :

Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ).

Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .

Глагольное управление не регулируется правилами . Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний.

Ошибки в управлении очень стойки, трудноустранимы. Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с наиболее

« опасными» глаголами , например :

верить — кому ? чему ? во что ?

упрекать – кого ? в чём ? и пр.

2 ) Нарушения согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом , например :

Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья

встретила ) .

Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения, а также в

самом механизме письма .

3) Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к

искажению смысла:

Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).

Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение

целиком , прежде чем записать его .

Работу над правильным порядком слов я начинаю в 1 классе . Дети сами, перечитывая текст, могут улучшить порядок слов в своих предложениях. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом, позволяющие переставлять слова, изменять их последовательность в предложениях.

4) Нарушение смысловой или грамматической связи между

местоимениями и теми словами , на которые они указывают :

Когда Коля прощался с отцом , он (кто: Коля или отец ?) не плакал .

Пишущему ясно , о ком идёт речь . Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить , нужна практика самопроверки и взаимопроверки . Привыкнув задумываться над ролью местоимений , школьники в подобных случаях сами исправляют текст , перестраивают предложения , переписывают заново .

5) Местоимённое удвоение подлежащего :

Кирилл – он был самый сильный в отряде .

Можно указать две причины таких ошибок: во- первых , ученик начинает писать предложение, не зная, как закончит его; во – вторых ,

влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно

является ошибкой .

6) Неумение делить текст на предложения :

Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .

Основа исправления таких ошибок — работа над предложением .

Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки, логические , а также искажения фактов .

Неречевые ошибки

Композиционные Искажения фактов

Логические

Типичная композиционная ошибка — несоответствие текста сочинения или изложения плану, т. е. нарушение последовательности в изложении

событий .

Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик, допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему: возможно, что наблюдения, отбор фактов были проведены бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе, что именно следует сказать вначале, что далее, что в

конце , в заключении сочинения .

К числу логических ошибок относятся :

1) Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых

эпизодов :

Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой. ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат. Изложение рассказа

В . Бианки « Купание медвежат» ).

Чтобы понять причины таких пропусков, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно. Но мысль его спешит, обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . ..

Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению

пропусков .

2) Детской речи свойственны иногда нелепые, парадоксальные

суждения, связывание понятий разных уровней :

По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в

шалаше.

Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой .

Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до его записи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило,

могут самостоятельно исправить ошибки .

От речевых и логических ошибок следует отличать искажения

фактического материала :

Наступила осень, скворцы, синички, ласточки улетели на юг. Только

воробьи и снегири остались. ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России, а снегири прилетают на зиму из северных областей ).

Таковы основные типы ошибок речи — её формы и содержания.

Зная основные типы ошибок, умея определять их основные причины, учитель может разработать методику их исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:

  • исправление речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся;

  • записи и замечания учителя в тетрадях учащихся ( в том числе

условные знаки на полях );

  • классная работа над ошибками общими, типичными — на уроках, на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений ( цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого типа );

  • индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными

ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление;

  • система стилистических упражнений , языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка , что служит общей основой для конкретной работы над ошибками , допущенными учениками данного класса ;

  • языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии , некоторых синтаксических конструкций ;

  • стилистические замечания , где это возможно , при изучении

грамматики ;

  • специальное обучение школьников самостоятельному редактированию ( совершенствованию ) собственного сочинения и

изложения .

Все допущенные в тетрадях ошибки должны быть так или иначе исправлены либо учителем , либо самим учеником , что предпочтительнее . При проверке тетрадей ошибки исправляются дифференцированно. Те из них, которые, по мнению учителя, дети самостоятельно исправить не смогут, он исправляет сам: перестраивает предложения , заменяет слова , добавляет необходимое , зачёркивает лишнее. Затем при разборе ошибок ( лучше всего в индивидуальной беседе) учитель убедится , понял ли школьник свою ошибку , не допустит ли он подобной ошибки в дальнейшем .

Но цель состоит в том , чтобы повысить самостоятельность учащихся . Нужно искать такие способы исправления ошибок, которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика .

Если учитель обнаружил неудачно употреблённое слово, он его подчёркивает, а на полях записывает: « Замени слово!»

В отдельных случаях слово может не подчёркиваться , а замечание или условный знак на полях обязывает ученика найти

неудачное слово на этой строке и заменить его.

В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача .

Одна из самых частых ошибок в начальных классах — повторение одного и того же слова. Эту ошибку дети сравнительно легко исправляют сами, если учителем на полях поставлен условный знак, например буква « П» ( повторение ). Пропуск чего — либо важного обозначается знаком « V» , нарушения порядка слов — цифрами над словами , неудачный выбор слова — буквой « С» , неточное употребление местоимения – буквой « М» , « Г» — нарушение границ предложения ,«Z» — необходимость абзаца .Такие условные обозначения я использую при проверке сочинений и изложений . Можно помечать ошибки цифрой на полях тетради . Учитель подчёркивает эти ошибки волнистой линией , а на полях ставит соответствующий знак. Например :

1. Лес стоит величавый . Листья в лесу жёлтые, П

красноватые . Листьев на земле много. Речки сейчас

очень красивые , по берегам очень много листьев , и

по воде плывёт много жёлтых и красных листьев .

2. Деревья гнутся от ветра, низко плывут облака. М

С них облетают последние листья .

Введение условных обозначений речевых ошибок и недочётов должно проводиться постепенно, не более 2-3 типов на одном занятии с последующим закреплением этих обозначений в работе над изложениями и сочинениями . Эти условные обозначения включаются в памятку , находящуюся на первой странице тетради по развитию речи .

Велика роль уроков анализа проверенных изложений и сочинений . На этих уроках зачитываются лучшие образцы , разбираются недочёты содержания , полнота раскрытия темы , последовательность изложения материала , речевые и орфографические ошибки . Иногда я так строю свою работу , что на одном уроке разбираем речевые ошибки , на другом заменяем неудачно выбранные слова. Требования к такому уроку :

а) тема чётко выделяется и сообщается учащимся , например

«Замена неудачно выбранного слова» ;

б) анализируются литературно – художественные образцы , позволяющие проследить, как выбирает слово писатель;

в) даются тексты работ учащихся , содержащие ошибки : школьники их находят, исправляют сами и таким образом готовятся к

самостоятельному редактированию .

Система таких уроков на различные темы создаёт основу для самостоятельной работы учащихся над собственными индивидуальными

ошибками .

Взаимопроверка сочинений и изложений в начальных классах мало распространена из – за трудоёмкости . Но в тех случаях , когда она всё же проводится , учитель может добиться успехов в самопроверке и в

редактировании сочинений .

Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе

изучения грамматических тем . Для этого нужно уяснить , какие возможности открывает изучаемая грамматическая форма для выражения оттенков мысли , для краткости и точности высказывания , для устранения возможных недочётов речи . Соответствующие моменты включаются в урок : школьники учатся исправлять ошибки речи ( своей или чужой ) на основе изучаемого грамматического материала .

Рассмотрим фрагмент урока на тему « Изменение имён прилагательных по родам» ( 2 класс ) , на котором наряду с другими решалась задача учить детей использовать синонимы – прилагательные , обладающие дополнительными оттенками значений и эмоционально – экспрессивной окраской , для устранения повторяющихся

маловыразительных прилагательных .

На уроке дети отметили разнообразные признаки одних и тех же предметов и явлений : деревьев ( сосны , берёзы ) ; погоды в тот день

( туманная , мрачная , пасмурная ) .

Сделали вывод о том , что у одного предмета бывает несколько признаков , они выражаются различными прилагательными . Признаки принадлежат предмету, и прилагательные , их обозначающие , не имеют собственного рода , а изменяются по родам в зависимости от имени

существительного .

Затем дети составили несколько словосочетаний : холодный, дождливый день- ясный , тёплый день ; стройное , красивое дерево –

кривое , безобразное дерево .

Они проанализировали также несколько прилагательных в

художественном тексте и определили их род .

Открывается доска , на которой записаны примеры из детских

сочинений и изложений :

1. Кругом стоят большие деревья . Ребята собирают грибы . Вдруг стало темно . Большие сосны зашумели , пошёл дождь . Все спрятались под ветками большой ели . ( Слова для замены : огромные ,

высокие , развесистой ) .

2. Наступила холодная зима . Снег покрыл землю белым ковром . Дует холодный ветер .( Слова для замены : студёный , ледяной ).

Задание : заменить прилагательные , взяв для замены слова из списка в скобках . Два раза употреблять одно и то же слово не

следует !

Каждый выбирает то слово , которое ему кажется лучшим . варианты замены обсуждаются , затем записываются . Задаются вопросы : « Как вы понимаете слово огромные ? Чем это прилагательное

отличается от прилагательного большие ?» и пр .

Подобную работу я проводила в своём классе . Если же класс сильный и позволяет время , можно выйти за рамки темы «Имя прилагательное» и предложить исправить другие недочёты в отрывках , например , слово пошёл ( дождь ) заменить словом полил и т. д .

Очень важно , чтобы школьники на примерах поняли зависимость форм прилагательного от существительного. Это залог предупреждения ошибок в согласовании . Задача развития речи на данном уроке — в обучении детей пользоваться синонимами , выбирать наиболее яркое , точное слово и не допускать повторения одинаковых слов .

Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя дополнительного времени не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить

грамматические понятия .

Одно из умений учащихся , которому я уделяю особое внимание — это умение совершенствовать написанный текст . Необходимо обучать

детей самопроверке и простейшему редактированию .

Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста и обычно проходит при высокой активности класса , у учащихся

появляется вера в свои силы .

Самопроверка и редактирование протекают так . Когда я убеждаюсь , что многие учащиеся класса завершают свои изложения или сочинения , пишу на доске : « Самопроверка !» В отдельных случаях вывешивается плакат , на котором записаны 2-3 указания к самопроверке , например : « Проверь : не по вторяются ли одинаковые

слова и выражения ?»

Наблюдая за классом , я подхожу к тем ученикам , которые закончили писать , и оказываю им индивидуальную помощь : напоминаю ,каких ошибок следует опасаться , сообщаю , сколько времени осталось до конца урока , а в отдельных случаях указываю ученику то место в сочинении , над которым следует ещё поработать . Прямо указать ошибку тоже можно , но лишь после того , как убедишься

в неспособности ученика исправить её самостоятельно .

Саморедактирование проводится на уроке . Дети заменяют слова, устраняют повторы , изменяют порядок слов , связывают предложения союзами , иногда изменяют последовательность изложения или делают

другие композиционные изменения .

Хорошим средством совершенствования речи являются черновики . К сожалению, ими мы пользуемся редко из – за недостатка времени . Тем не менее, изредка, я всё же провожу в 3 и 4 классах сочинения с черновиками . В этом случае после самопроверки и редактирования дети переписывают исправленный текст начисто . Как показывает опыт , учащиеся , переписывая , делают новые ценные исправления .

В заключении хочу представить эти результаты .

В начале 1 класса я несколько раз проводила индивидуальные беседы с учащимися, а также наблюдала за речью ребят на уроках . Мои наблюдения показали , что объём устных рассказов детей в среднем составлял 50 слов , предложения в основном простые . В качестве средств связи между предложениями дети использовали повторение наречий после , потом , ещё , союзы а , и .

Во 2 классе объём устных высказываний составил в среднем 80 – 90 слов, т. е . увеличился на 30- 40 слов. Появились элементы размышления, использовались синонимы. Количество простых предложений уменьшается до 52 %. Это касается устной речи.

Особое место в школе занимает сочинение . Это творческая работа. В начальных классах сочинения проводятся как обучающие .

Это первые шаги в творчестве ребят, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя. Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему. Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика.

Памятка анализа устных и письменных высказываний

1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ?

2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная

мысль ?

3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ?

4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ?

5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние

предложения ?

( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или

нет ? )

6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены

предложения ?

7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?

* Памяткой целесообразно пользоваться при самопроверке в процессе написания сочинений и изложений.

Памятка подготовки к изложению

1. Прочитай внимательно текст.

2. Определи, о чём говорится в тексте (тему).

3. Определи, что главное хотел сказать автор (основную мысль).

4. Раздели текст на части.

5. Выдели главное в каждой части .

6. Озаглавь каждую часть (составь план ).

7. Выпиши трудные слова.

8. Перечитай текст.

9. Напиши изложение.

10. Проверь работу.

Памятка работы над сочинением

1. Определи, о чём ты будешь писать (тему).

2. Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать

(основную мысль).

3. Наметь, какие части будут в сочинении (план текста).

4. Определи , о чём надо написать подробнее .

5. Подбери слова и выражения, которые помогут точно и верно

раскрыть тему и главную мысль текста.

6. Напиши первый вариант текста.

7. Проверь сочинение. Исправь ошибки и недочёты.

8. Перепиши текст.

Сборник упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений.

Камышлов, 2022

Сборник игр направлен на коррекцию речевых нарушений./ сост. В.Ю Голыгина учитель начальных классов, 2022

Сборник включает в себя упражнения, направленные на коррекцию трудностей речевых нарушений у младших школьников. В сборник включены содержание, пояснительная записка, упражнения, список литературы.

Сборник предназначен для студентов специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», учителей начальных классов и родителей.

Содержание

Пояснительная записка.

  1. Упражнение для мотивации учащихся

  2. Упражнения для открытия новых знаний

  3. Упражнения для закрепления знаний

  4. Упражнения для осуществления контроля

Пояснительная записка.

Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи определяется прежде всего значимостью речи в психическом развитии, в организации и развитии психической деятельности ребенка и в процессе его социальной адаптации. Речь является одним из важнейших компонентов человеческого общения. При тех или иных ее нарушениях неизбежно страдают многие аспекты жизнедеятельности человека. Трудности возникают в общении, учебе, при выборе профессии и т.д. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Понятие «тяжелые нарушения речи» объединяет различные виды речевой патологии, требующие дифференцированных подходов к их коррекции и выбору методов обучения. Контингент детей с тяжелыми нарушениями речи, характеризуется не только многообразием речевых нарушений, но и особенностями личностного, когнитивного, эмоционального развития, зависящими как от влияния первичного речевого нарушения, так и от своевременности квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания в семье.

Цель: коррекция речевых нарушений у младших школьников.

Задачи:

— осуществить комплексный подход к профилактике и коррекции     детей младшего школьного возраста;

— оказать помощь в решении проблем  агрессивного ребенка;

—  снизить уровень агрессивности детей;

— создать  благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией;

— оказать помощь родителям и педагогам в работе  с агрессивными  детьми.

Рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи

Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во- вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если Вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом. Есть некоторые особенности проведения отдельных видов работы. На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звука. Поэтому почти все внимание уделяется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее занимает 10-15 минут. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений, способствующих повышению активности органов артикуляционного аппарата. Гимнастику следует проводить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий.

Система коррекционных занятий

Упражнения на этап мотивации.

1.Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

 Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

2. Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, повышение мотивации для дальнейшей работы.

А П Р О Н К Г О Ш Щ З Ж Д Л Б Ь О К Р П А С В К У Ы Ц К Е Н Г А Ш Щ Д Л О К Ь О Р П А В У Ы Ц К Е Н Г Ш Щ Щ Л О Р Н К П Е А В К У Ы Ц В А Е П Н Р Г О Ш Л Щ Д О Р Т П И А С Ч И А О Е К Е Р М А Р О Г Л Д К А Р П П РИ П А В К Е П Р К П А Ы Ф С М Р О Л К Ы А П Р О Ь И М У Г Б О А Е К Ы У П Р М У К А Р О Л Д Ж

Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

«Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

Главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

3. Цель: развитие умения определения количества звуков в слове на слух.

Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три».

Образец: МАК — 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три — [к — о — н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

4. Цель: формирование умения сравнивать слова на слух.

Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать.

Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.

Упражнения на этап открытия новых знаний

1. Цель: формирование знаний о прилагательном.

«Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

железо —

бумага —

дерево —

снег —

пух —

стекло —

2. Цель: подведение к теме урока (упражнение на синонимы).

Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)

Ценный — это какой? Жесткий — это какой?

Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?

3. Цель: подведение к теме урока

Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

4. Цель: научить ребенка узнавать новые слова через объяснение, ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

стихотворение, азартная игра.

  1. Цель: способствует развитию речи, умению грамотно высказать свою мысль, а также умению находить и использовать ассоциации. Ссылка на задание —https://learningapps.org/display?v=pdf0qunha20

Упражнения на этап закрепление.

1. Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: пробка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

I

пробка

вьюга

чулок

I I

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

2.Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: учитель раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.  

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Составить предложения, используя данные слова.

3.Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

4.Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

5.Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, закрепление изученной буквы

Найди и зачеркни все буквы «О»

К Е П Н Р О Р П А В О А Ч П Р О Л Р П А О В Ы К Е Н Г Ш О Р П А В Щ О В Ы Я У К Е Н О Г Ш Л Д О Р Ь Р О П А В О Ы У К Е Н Г Ш О Щ Л Г О Н Е К О У Ц Ф Ы Я В Ч О

Упражнения на этап контроля и самооценки.

1.Цель: способствует формированию орфографической зоркости.

Контрольная работа по теме «Слова, обозначающие действия предметов»

Прорубь.

Был март. Снег осел. Ваня побежал на пруд. Он ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Ваня упал в воду. (20 слов)

Задания.

1) Изменить слова по принципу «один – много»

пруд – … , снег – … .

2) Подчеркнуть в 3 – 6 предложениях слова, обозначающие действия предметов.

2. Цель: способствует формированию орфографической зоркости.

Контрольное списывание

У Ромы слон. У Шуры шар.

– На, Рома, шар.

– На, Шура, слона. (12 слов)

Задание. Подчеркнуть буквы а, у, о, ы.

3. Цель: совершенствование умения находить гласные, согласные.

Диктант.

Зимой.

Настала зима. Пошёл снег. В саду столик для птиц. Катя сыпала корм. (13 слов)

Задания.

1) В 1-ом предложении подчеркнуть гласные.

2) В 4-ом предложении подчеркнуть согласные.

4. Цель: развитие логического мышления

-Послушай предложения и скажи, все ли в них верно.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов будут дожди.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало пышным лесом.

Как нужно исправить предложение?

5. Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных

Ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=phza4ip6t20

Список литературы

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования № 373 от 06.10.2009 (далее – ФГОС НОО)

2. Закон Российской Федерации № 273 — ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 № 1677

4. Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

 

Введение.

Во многом от развития речи зависит, будут ли допускаться те или иные речевые ошибки. Поэтому задача учителя в 1 классе поработать над устной речью учеников. Для этого можно использовать коллективную форму работы, например, на уроках окружающего мира, где вторым этапом работы является речевая разминка и индивидуальную форму работы на уроках чтения по карточкам с разными видами упражнений.
Большое значение по предупреждению речевых ошибок имеют речевые упражнения. А речевые упражнения состоят из книжного материала, картин, окружающего мира. Предлагая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы: на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач. Воспитать у детей познавательный интерес, стремление и умение все видеть, слышать, воспринимать мир вокруг – вот путь, который, обеспечив основу для развития мышления и речи в единстве, даст материал для речевых упражнений.

В первом классе можно выделить следующие направления по предупреждению речевых ошибок:

1.Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.

Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и тоже по-разному. Элементарную работу с синонимами начинают в 1 классе.

Например, в «Грамоте» дети читают рассказ В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? дети дают характеристику щенку. Какой он? Глупый, смешной. А как по другому можно сказать смешной?
(забавный, потешный).

Антонимы – слова с противоположным значением. В учебнике «Грамота» мы уже находим: «Снегирей больше, чем синиц. Синиц меньше, чем снегирей». В рассказе И. Бутмина «Трус» рассказывается о двух мальчиках: трус и храбрый. Антонимы укрепляют фразу, делают ее симметричной, удобной для интонирования. Сама интонация подчеркивает противопоставленность слов: больше – меньше, трус – храбрец, хорошо – плохо. На антонимах построены многие пословицы: «Земелька черная, а хлеб белый родит», «Человек от лени болеет, от труда здоровеет».

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребенка. В учебнике дается текст Е, Пермяка «Про нос и язык». Приводятся четыре значения слова язык: язык – орган человеческого тела, иностранный язык, язык пламени, язык колокола. Первоклассникам вполне доступна многозначность хорошо известных им слов.

2. Работа над пословицами.

Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы – исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельна ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Пословица, как правило, вводится как итог беседы, как итог прочитанного рассказа. Работая над пословицей, следует обратить внимание на антонимы присутствующие в ней.

3. Работа по активизации словаря.

Слово может быть усвоено активно и пассивно. Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без его употребления. Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях.

Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Активизация словаря – одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.

4. Работа над словосочетанием.

Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия. Работа над словосочетанием начинается уже в учебнике «Грамота», где даны в левом столбике прилагательные, а в правом существительные и необходимо по смыслу соотнести одно слово с другим. Например,

Зеленая     лицо
Радостное… лягушка…

Дальнейшая работа над словосочетанием будет происходить только через предложение: как правило, в предложении выделяется несколько словосочетаний. Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

5. Работа над предложением.

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. В учебнике «Грамота» детям предлагается составить предложения из предложенных слов.

Самолет   делает зарядку
Таня летит над морем
Коля   улетают на юг
Утки  рисует котенка

Такого рода задания помогают детям понять, что же такое предложение. В первом классе первоначальный прием для построения предложения служит вопрос учителя.

Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение ответ: «Дети собирали в лесу малину». Самостоятельность первоклассников в данном случае проявилась в том, что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение что заменили существительным малину и придали предложению повествовательную интонацию.

Этот прием применяется на самых ранних ступенях обучения  и постепенно вытесняется более сложными вариантами: вопрос формулируется так, что учащиеся вынуждены ввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» — «Дети собирали в лесу малину».
Вопросы почему? Зачем? Где? Когда? и т.п. стимулируют составление сложноподчиненных предложений.

6. Работа над текстом.

Современная методика сочинения требует также работы над простейшими типами текста. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения. Но целенаправленная работа над данными видами текстов начинается со 2 класса. В 1 же классе особенно хорошо использовать такие виды работ как:

— деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
— восстановление деформированного текста;
— устный пересказ прочитанного;
— устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу;
— выборочный пересказ.

Приложение

  • Упражнения на поиск речевых ошибок 11 класс
  • Упражнения на поиск ошибок английский язык
  • Упражнения на ошибки восприятия
  • Упражнения на нахождение орфографических ошибок
  • Упражнения на исправление грамматических ошибок 11 класс