Увидев это у меня закружилась голова где ошибка

Русский язык 10 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2019

Деепричастие как часть речи
Нормативное построение предложений с деепричастными оборотами

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Что делая?

Что сделав?

Исходный глагол несовершенного вида

Исходный глагол совершенного вида

Образуются от основы глагола настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов: -А- или -Я-

Образуются от основы неопрелеленной формы глагола совершенного вида путем прибавления суффиксов: -В-, -ВШИ- или -ШИ-

Глядеть — гляд/ят — глядЯ

Пропе/ть — пропеВ

Кричать — крич/ат — кричА

Замахну/ться — замахнуВШИсь

Улыбаться — улыба/ются — улыбаЯсь

Испечь — испёкШИ

От глаголов быть, красться деепричастие несовершенного вида образуются с помощью суффикса -УЧИ: будУЧИ, крадУЧИСЬ.

Деепричастие совершенного вида образуются также с помощью суффикса -А(-Я): услышА, заметЯ, прочтЯ, нахмурЯсь. Вопрос помогает в данном случае определить вид деепричастия (что сделав?)

Упражнение № 120

Образуйте от приведенных глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида, обозначив суффикс деепричастия. Поставьте ударение в деепричастиях, образованных от выделенных глаголов.

Исходный глагол

Деепричастие несовершенного вида

Исходный глагол

Деепричастие совершенного вида

держать

залаять

смотреть

умыться

читать

решить

красться

рассмотреть

обещать

выучить

быть

растаять

начать

отчаяться

клеветать

начать

баловаться

прибыть

хохотать

поднять

щебетать

начаться

щекотать

отречься

прийти

закупорить

стараться

отдать

перечитывать

истечь

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами.

Пример: Алексей Александрович, пользуясь только что прочитанной брошюрой и своим прежним знанием этого предмета, поразил путешественника глубиною своего знания предмета и широтою просвещённого взгляда.

Запомните!

1. Грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым, и дополнительное действие, названное деепричастием.

Пример: Дойдя до реки, мы решили отдохнуть. (= Мы дошли и мы решили отдохнуть.)

2. Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Нельзя сказать: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь. (= Борис возвращался, а дождь застиг его). Правильный вариант: Когда Борис возвращался домой, его застиг дождь.

Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова. (= Я проезжал, а голова закружилась). Правильный вариант: Когда я проезжал березовую рощу, у меня закружилась голова.

Примечание:

Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении, сказуемое в котором выражено неопределённой формой глагола.

Пример: Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.

Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Упражнение № 121

Выполните задания теста.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1. Используя эпитеты и другие языковые средства,

1) сочинение становится ярче.

2) создается образность текста.

3) становится интереснее читать произведение

4) писатель стремится донести да нас основную идею текста.

Ответ: 4

2. Рассказывая о предстоящей экскурсии,

1) в классе начались споры.

2) у нас возник интерес к этой поездке.

3) необходимо участие родителей.

4) учитель заразил нас своим энтузиазмом.

Ответ: 4

3. Стараясь справиться с препятствием,

1) выполняется самый сложный элемент состязания.

2) высота прыжка лошади может быть разной.

3) наездник удержался в седле.

4) должны соблюдаться определённые правила.

Ответ: 3

4. Анализируя данное произведение,

1) была описана целая эпоха.

2) учителем рассмотрены некоторые эпизоды.

3) необходимо понимать замысел автора.

4) учениками были заданы вопросы.

Ответ: 3

5. Изучая различные орфограммы,

1) у нас появился интерес к русскому языку.

2) некоторые из них применяются неправильно.

3) надо уметь их правильно применять.

4) постижение лингвистических законов было успешным.

Ответ: 3

6. Проверяя диктант,

1) вас ничто не должно отвлекать.

2) у меня всегда остаются ошибки.

3) многие ученики не находят ошибки.

4) вспоминаются все правила.

Ответ: 3

7. Читая исторические романы,

1) в них часто искажаются факты.

2) более понятным становится и прошлое, и настоящее.

3) узнаешь много нового.

4) события прошлых лет оживают в памяти.

Ответ: 3

8. Закрыв книгу,

1) все прочитанное сразу же забывается.

2) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

3) образы героев недолго остаются в памяти.

4) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

Ответ: 2

9. Говоря о Пушкине,

1) критиком были найдены очень точные слова.

2) нельзя не сказать о его лицейских друзьях.

3) мне вспоминаются школьные годы.

4) у нас возникает светлое чувство.

Ответ: 2

10. Готовясь к устному выступлению,

1) стала понятна точка зрения оппонента.

2) потребуется личная убежденность оратора.

3) у меня возникло свое видение проблемы.

4) я смог разобраться в существе вопроса.

Ответ: 4

Упражнение № 122

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий, указав их вид, обозначьте границы обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

1) Поглядывая на прист…жную надорва(н/нн)ую но лихую лошадь он соверше(н/нн)о иначе стал понимать то что с ним случилось. 2) С наслаждением она вдыхала в себя снежный морозный воздух и стоя подле вагона оглядывала платформу и освещ…(н/нн)ую станцию. 3) Оставшись одна Анна всё время употр…била на то чтобы пр…сутствовать при обеде сына. 4) Чувство беспр…чи(н/нн)ого стыда которое она испытывала дорогой и волнение соверше(н/нн)о исчезли. 5) Занявшись после отъезда гостей своим туалетом… Анна была очень раздосадова(н/нн)а. 6) Вернувшись домой Алексей Александрович прошёл к себе в кабинет как он это делал обыкнове(н/нн)о и сел в кресло развернув на заложе(н/нн)ом разрезным ножом месте книгу о папизме и читал до часу как обыкнове(н/нн)о делал; только изредк… он пот…рал себе высокий лоб и встряхивал голову как (бы) отгоняя что (то). 7) Через час купец а(к/кк)уратно запахнув свой халат и застегнув крючки сюртука сел в свою туго окова(н/нн)ую тележку и поехал домой. 8) Лошадь звучно вт…нула воздух и вздрогнув вытянула крепкую чёрную губу ко Вронскому как (бы) желая поймать его за рукав. 9) Но вспомнив о наморднике она встряхнула им и опять начала переставлять одну за другою свои точё(н/нн)ые ножки. 10) Вронский любил Яшина за его необычайную физическую силу и за большую нравстве(н/нн)ую силу которую он выказывал в отношениях к начальникам и товарищам вызывая к себе страх и уважение. 11) Вот мои спасители! — закричал увидав вошедших Петрицкий перед которым стоял денщик с солё(н/нн)ым огурцом на подносе.

(По Л. Н. Толстому.)

  Ответ:

1) Поглядывая на пристяжную, надорванную, но лихую лошадь, он совершенно иначе стал понимать то, что с ним случилось. 2) С наслаждением она вдыхала в себя снежный, морозный воздух и, стоя подле вагона, оглядывала платформу и освещённую станцию. 3) Оставшись одна, Анна всё время употребила на то, чтобы присутствовать при обеде сына. 4) Чувство беспричинного стыда, которое она испытывала дорогой, и волнение совершенно исчезли. 5) 3анявшись после отъезда гостей своим туалетом, Анна была очень раздосадована. 6) Вернувшись домой, Алексей Александрович прошел к себе в кабинет, как он это делал обыкновенно, и сел в кресло, развернув на заложенном разрезным ножом месте книгу о папизме, и читал до часу, как обыкновенно делал; только изредка он потирал себе высокий лоб и встряхивал голову, как бы отгоняя что-то. 7) Через час купец, аккуратно запахнув свой халат и застегнув крючки сюртука, с условием в кармане сел в свою туго окованную тележку и поехал домой. 8) Лошадь звучно втянула воздух и, вздрогнув, вытянула крепкую чёрную губу ко Вронскому, как бы желая поймать его за рукав. 9) Но, вспомнив о наморднике, она встряхнула им и опять начала переставлять одну за другою свои точёные ножки. 10) Вронский любил Яшина за его необычайную физическую силу, и за большую нравственную силу, которую он выказывал в отношениях к начальникам и товарищам, вызывая к себе страх и уважение. 11) Вот мои спасители! — закричал, увидав вошедших, Петрицкий, пред которым стоял денщик с солёным огурцом на подносе.

Упражнение № 123

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, выделите суффиксы причастий и деепричастий, графически укажите причастные и деепричастные обороты.

1) Однажды я прочёл в газете заметку — в отделе «Дневник происшествий».

2) Заметка эта была набра…а петитом, поставле…а в самом укромном уголке газеты и вообще она (не) пр…тендовала на исключительное к себе внимание со стороны читателя.

3) И однако прочтя эту заметку я пор…зился я пр…клонился перед её библейской величавостью, шекспировской глубиной и дьявольской холодностью стиля околоточного надзирателя — выдержку из протокола которого заметка вероятно и представляла. 4) Врезалась она мне в память слово в слово:

5) «Вчера в трактир Кобозева по Калужской улице зашел уличный пр…давец счастья предл…гавший посетителям конвертики с «предсказанием судьбы»… 6) Бывший в трактире мещанин Синюхин заинтересовался предсказанием своей судьбы и тут (же) купил у продавца счастья предсказание за 5 коп. 7) Но вскрыв конверт и прочитав свою судьбу мещанин Синюхин остался ею недоволен и вскочив с места бросился дог…нять продавца счастья уже вышедшего на улицу. 8) Тут на улице между ними возг…релся спор: недовольный своей судьбой Синюхин стал требовать у продавца возврата уплаче…ых денег а продавец отказывался утверждая что он и сам не знает, что заключе…о в конверте. 9) Спор перешёл в драку причём мещанин Синюхин ударил продавца счастья по лицу. 10) Раз…ярё…ый продавец счастья назвавший себя потом Игнатием Рысис выхватил нож и ударом в живот убил наповал мещ. Синюхина. 11) Рысис арестован».

12) (Не) поразительна ли эта сухая газетная заметка: человек купил предсказание своей судьбы остался ею недоволен захотел с типичной слепотой глупого человека изм…нить эту судьбу — и что же? 13) Судьба победила его. 14) Человек нашёл свою судьбу очень плохой — и что же? 15) Через пять минут он оказался прав.

16) И судьба оказалась права.

17) А «продавец счастья» продавший своему клиенту плохое счастье кем он оказался в руках судьбы? 18) Послушным слепым орудием.

19) И я очень, очень жалею, что мне не придется н…когда встретит…ся с Игнатием Рысис отбывающим где (нибудь) в каторжной тюрьме положе…ый ему срок.

20) Чувствую я что это настоящий продавец счастья и что только у него вероятно я мог (бы) с точностью узнать предстоящую свою судьбу.

21) Так хочет…ся верить что мне бы он продал счастье получше чем счастье мещанина Синюхина.

22) А может быть…

(Из рассказа Аркадия Тимофеевича Аверченко «Счастье солдата Михеева».)

Ответ:

1) Однажды я прочёл в газете заметку — в отделе «Дневник происшествий».

2) Заметка эта была набрана петитом, поставлена в самом укромном уголке газеты и, вообще, она не претендовала на исключительное к себе внимание со стороны читателя.

3) И, однако, прочтя эту заметку, я поразился, я преклонился перед её библейской величавостью, шекспировской глубиной и дьявольской холодностью стиля околоточного надзирателя, — выдержку из протокола которого заметка, вероятно, и представляла. 4) Врезалась она мне в память слово в слово:

5) «Вчера в трактир Кобозева по Калужской улице зашел уличный продавец счастья, предлагавший посетителям конвертики с «предсказанием судьбы»… 6) Бывший в трактире мещанин Синюхин заинтересовался предсказанием своей судьбы и тут же купил у продавца счастья предсказание за 5 коп. 7)Но, вскрыв конверт и прочитав свою судьбу, мещанин Синюхин остался ею недоволен и, вскочив с места, бросился догонять продавца счастья, уже вышедшего на улицу. 8)Тут, на улице, между ними возгорелся спор: недовольный своей судьбой, Синюхин стал требовать у продавца возврата уплаченных денег, а продавец отказывался, утверждая, что он и сам не знает, что заключено в конверте. 9)Спор перешёл в драку, причем мещ. Синюхин ударил продавца счастья по лицу. 10) Разъярённый продавец счастья, назвавший себя потом Игнатием Рысис, выхватил нож и ударом в живот убил наповал мещ. Синюхина. 11) Рысис арестован».

12) Не поразительна ли эта сухая газетная заметка: человек купил предсказание своей судьбы, остался ею недоволен, захотел с типичной слепотой глупого человека изменить эту судьбу — и что же? 13)Судьба победила его. 14)Человек нашел свою судьбу очень плохой — и что же? 15) Через пять минут он оказался прав.

16) И судьба оказалась права.

17) А «продавец счастья», продавший своему клиенту плохое счастье, кем он оказался в руках судьбы? 18) Послушным слепым орудием.

19) И я очень, очень жалею, что мне не придется никогда встретиться с Игнатием Рысис, отбывающим где- нибудь в каторжной тюрьме положенный ему срок.

20) Чувствую я, что это настоящий продавец счастья и что только у него, вероятно, я мог бы с точностью узнать предстоящую свою судьбу.

21) Так хочется верить, что мне бы он продал счастье получше, чем счастье мещанина Синюхина.

22) А, может быть…

Пети́т (от фр. petit — маленький) — мелкий шрифт (3,01 мм), применяемый для набора справоч. изд. или в изд. с б. крупным шрифтом — для выделения частей текста, носящих пояснит. характер.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!

Постоянное или периодически возникающее головокружение и потеря равновесия – это два симптома, которые встречаются при очень разных заболеваниях.

В этой статье мы подробно расскажем, как установить причину головокружений, что их вызывает у женщин, у мужчин, и насколько это может быть опасно. А в первую очередь, остановимся на трех признаках, которые должны вызвать серьезные опасения.

Тревожный признак №1. Онемение

Если головокружение сопровождается чувством онемения лица и руки, особенно возникающее с одной стороны тела, это может быть признаком развития инсульта, при котором часто нарушается кровоснабжение мозжечка, отвечающего за равновесие.

При этом человеку кажется, что окружающее пространство вращается вокруг него.

Также при инсульте возникают следующие симптомы:

  • проблемы со зрением;
  • головная боль;
  • нарушение речи.

Признаки развития инсульта

При данных симптомах незамедлительно вызывайте скорую – чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы на благоприятный исход.

Интересный факт!

По статистике, мужчины сталкиваются с инсультом чаще и в более молодом возрасте.

Тревожный признак №2. Нестабильное сердцебиение

Замирание сердца, прерывистое или, наоборот, слишком частое сердцебиение, ощущение трепетания в груди – все это характерные признаки аритмии, с которыми следует обратиться к кардиологу. Однако часто бывает, что аритмия начинается именно с головокружений и нарушения координации движений, поскольку из-за неправильной работы сердца у человека падает давление, и мозг начинает испытывать нехватку кислорода.

Нестабильное сердцебиение

Также аритмию можно распознать по таким симптомам как сильная усталость и одышка.

Тревожный признак №3. Когнитивные нарушения

При рассеянном склерозе в мозге нарушается передача нервных импульсов, из-за чего возникают не только проблемы с памятью, вниманием и умственной работоспособностью, но и с чувством равновесия – головокружение – один из частых симптомов этого заболевания.

Кроме того, на рассеянный склероз указывают:

  • постоянная усталость;
  • раздражительность;
  • помутнение зрения, двоение в глазах;
  • чувство покалывания и онемения в лице, ногах, руках и пальцах.

При таких симптомах рекомендуется обратиться к неврологу или семейному врачу.

Когнитивные нарушения

Если вышеперечисленные признаки у человека отсутствуют, то, с наибольшей вероятностью, головокружение может быть вызвано одной из следующих причин.

Низкий уровень сахара в крови

Если утром, после пробуждения, появляется головокружение и потеря равновесия, а также спутанность сознания и сильная потливость, которые проходят после того как человек съедает что-нибудь сладкое – это может указывать на то, что за ночь сильно упал уровень глюкозы в крови. При таких симптомах следует обратиться к эндокринологу либо терапевту на предмет обследования по поводу сахарного диабета.

Низкий уровень сахара в крови

Обезвоживание

При нехватке жидкости в организме (обезвоживании) кровь сгущается, а это влияет на функции мозжечка и вестибулярного аппарата. При этом у человека может появиться головокружение и шаткая походка.

Важно!

Обезвоживанию часто подвержены люди старшего поколения, поскольку с возрастом область мозга, формирующая чувство жажды, работает хуже. Человек может испытывать обезвоживание, но при этом даже не ощущать жажды.

Обезвоживание

Прием препаратов

Головокружение и нестабильная походка могут возникать как побочный эффект некоторых лекарств, среди которых:

  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • обезболивающие;
  • снотворные препараты;
  • антиаритмические средства;
  • миорелаксанты;
  • противосудорожные;
  • химиотерапевтические средства.

Препараты, вызывающие головокружение

Ортостатическая гипотензия

Каждый из нас знаком с головокружением, которое иногда появляется, когда мы резко встаем из положений сидя или лежа. Это явление называется ортостатической гипотензией – при резком вставании кровь из нижней части тела не успевает достичь сердца, в результате чего резко падает артериальное давление и снижается кровоснабжение мозга.

Ортостатическая гипотензия

Для здорового человека это довольно редкое явление, однако если такие головокружения происходят регулярно, это может указывать на следующие заболевания:

  • сердечная недостаточность;
  • болезнь Паркинсона;
  • диабет;
  • патологии щитовидной железы.

Дефицит витамина В12

При хронической нехватке в организме этого важного витамина человек может постоянно ощущать головокружение и терять равновесие при ходьбе или вставании из положения сидя. Это связано с тем, что дефицит витамина В12 приводит к анемии и нарушению работы нервной системы.

Кроме головокружения, человек может ощущать другие симптомы:

  • покалывание в руках и ногах;
  • бледная или желтушная кожа;
  • одышка;
  • нечеткость зрения.

Витамин В12

Главными пищевыми источниками витамина В12 служат мясо и молочные продукты.

Стресс и тревожность

Частый стресс и тревожность могут довести человека до головокружений и проблем с равновесием. А все потому, что области мозга, отвечающие за стресс и за ориентацию в пространстве, взаимосвязаны. Кроме того, гормон стресса кортизол нарушает связь между мозгом и вестибулярным аппаратом. Человек может ощущать движение, вращение или покачивание внутри головы, причем как в виде коротких приступов, так и в хронической форме.

Кортизол

Если стресс постоянно вызывает головокружение, человек нуждается в срочной помощи психотерапевта.

Проблемы с вестибулярным аппаратом

Все вышеперечисленные причины головокружения и потери равновесия, так или иначе, связаны с нарушением работы головного мозга.

Однако, согласно медицинской статистике, в 85% случаев причиной головокружения является нарушение работы непосредственно вестибулярного аппарата – органа во внутреннем ухе человека.

Вестибулярный аппарат представляет собой комплекс чувствительных клеток, которые реагируют на малейшие движения жидкости в нашем внутреннем ухе и передают сигналы в мозг.

Вестибулярный аппарат

Когда эти клетки, по тем или иным причинам, начинают передавать неправильные сигналы, у человека неизбежно начинает кружиться голова и нарушается равновесие.

Это характерно для следующих патологий:

Болезнь Меньера

При травмах головы, вирусных инфекциях и нетипичных иммунных реакциях во внутреннем ухе может увеличиться объем жидкости, что приведет к нарушению работы вестибулярного аппарата. При болезни Меньера периодически возникают приступы головокружения, потери равновесия, глухоты, шума и звона в ушах.

Заболевание лечится медикаментозно, а также с помощью специальной гимнастики.

Болезнь Меньера

Лабиринтит

Через 1 – 2 недели после перенесенного гриппа или простуды у человека может развиться воспаление внутреннего уха и вестибулярного нерва, по которому орган равновесия посылает сигналы в мозг. В результате нерв начинает посылать в мозг искаженные сигналы, которые вызывают головокружение. При поворотах и движениях головы у человека появляется иллюзия вращения окружающих объектов и, как следствие, нарушается равновесие. Голова начинает кружиться внезапно, часто с утра.

Лабиринтит

В течение дня головокружение может усугубляться и сопровождаться следующими симптомами:

  • тошнота;
  • рвота;
  • звон в ушах;
  • потеря слуха.

Лабиринтит чаще всего проходит сам по себе за несколько недель, однако иногда он становится хроническим, и головокружение может продолжаться годами.

ДППГ (доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение)

Это заболевание с непроизносимым названием заслуживает особого внимания, поскольку именно оно является причиной большинства случаев головокружения, особенно у женщин в период менопаузы.

Интересный факт!

По данным Британского журнала общей практики, примерно в 40% случаев головокружения связано именно с ДППГ.

ДППГ

Болезнь не вызывает каких-либо осложнений, однако постоянные головокружения увеличивают опасность падений и, как следствие, переломов и черепно-мозговых травм.

В преддверии внутреннего уха человека находятся микроскопические кальциевые камешки – отолиты. Когда мы двигаем головой, например, встаем или поворачиваемся, отолиты перемещаются, раздражая нервные окончания вестибулярного аппарата, что позволяет посылать в мозг сигналы о положении нашего тела.

Отолиты и нервные окончания

Однако в результате травм головы, длительных вибраций (например, в кресле стоматолога), гормонального сбоя или просто вследствие возрастных изменений, отолиты могут попасть в полукружные каналы внутреннего уха, где им не место. Рецепторы полукружных каналов, не рассчитанные на бомбардировку кальциевыми камнями, начинают посылать в мозг неправильные сигналы.

Это приводит к тому, что при поворотах головы у человека возникают внезапные и сильные головокружения с потерей равновесия. Иногда присоединяется тошнота и рвота.

Для диагностики и лечения этого заболевания следует обращаться к ЛОРу. Врач добивается выведения отолитов из полукружных каналов с помощью так называемых «позиционных маневров» – пациент по команде врача должен определенным образом менять положение головы и каждый раз докладывать врачу о возникающих ощущениях.

Полукружные каналы

Как следует из всего вышесказанного, головокружение и потеря равновесия связаны либо с нарушением работы мозга, либо с патологией вестибулярного аппарата. А поскольку спектр причин таких нарушений слишком широк, обращаться с данными симптомами следует, в первую очередь, к терапевту или семейному врачу.

Задание 7 ЕГЭ по русскому языку

Синтаксические и грамматические нормы 

Пройдемся по наиболее часто встречающимся видам ошибок. 

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Все, те — местоимение множественного числа, поэтому, правильно соединив подлежащее и сказуемое, остается только проверить в каком числе употребляется сказуемое. 

2) Ошибка в построении предложения с однородными членами 
Объединять можно только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. 

Просмотр содержимого документа

«Задание 7 ЕГЭ по русскому языку»

В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота? Исправьте ошибки и запишите предложения верно. Деепричастный оборот менять нельзя.
1.Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

2.Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасов отвергает другой важный символ поэтического мира Пушкина – образ «поэта-жреца».

3.Используя метафоры и сравнения, текст становится эмоциональнее и ярче.

4.Приехав в столицу, мысли и душа остались в родной деревне.

5.Анализируя текст художественного произведения, не бойтесь выражать своё отношение к прочитанному.

6.Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков.

7.Оплатив счёт, необходимо письменно сообщить издательству номер платёжного поручения.

8.Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищев был зачислен в петербургский Пажеский корпус.

9.Совершая тысячекилометровые перелёты, восхищает способность птиц ориентироваться.

10.Увидев это, у меня закружилась голова.

Контрольная работа (10 класс)                                                                                                       
Вариант 1

1.      
Расставить ударение в словах:

Торты, каталог, звонишь,
оптовый, жалюзи, хвоя, щавель, красивее, зонты, кашлянуть, банты, газопровод,
включат, бармен, некролог.

2.      
Определить
значение терминов:

Лексикология,
неологизмы, морфема,  префикс, флексия, производная основа.

3.      
 Выберите
нужное слово:

1) В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2) Он надеялся на (удачный,
удачливый) улов.

3) Вода (нетерпимо, нестерпимо)
блестит на солнце.

4) (Экономичный, экономический)
эффект превзошел наши ожидания.

5) Этот дом (представляет,
предоставляет) нечто похожее на замок.

6) По дороге двигался (конный,
конский) отряд.

4.      
В
каком предложении  вместо  слова  ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1)Моя жена
благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

2) Их
ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен.

3)Его
ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.

4)ДРУЖЕСКИЕ
связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в
мире.

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми
в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми:

1)

А) Уви­дев это, у меня за­кру­жи­лась го­ло­ва.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Самая вы­со­кая сте­пень че­ло­ве­че­ской
муд­ро­сти — уме­ние со­хра­нять спо­кой­ствие духа во­пре­ки внеш­них угроз.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим
и ска­зу­е­мым

В) Все, кто читал роман Бул­га­ко­ва «Ма­стер
и Мар­га­ри­та», был по­трясён этой кни­гой.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) В посёлке ин­те­ре­со­ва­лись и ве­ри­ли
всему не­обыч­но­му.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) При­е­хав­шие де­ле­га­ты на кон­фе­рен­цию
долж­ны за­ре­ги­стри­ро­вать­ся.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния
с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ний
с кос­вен­ной речью

2)

А) Все, кто рано на­чи­на­ет учить ино­стран­ный
язык, овла­де­ва­ет им в со­вер­шен­стве.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Сек­рет ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти
кар­ти­ны И. Ле­ви­та­на «Зо­ло­той осени» за­клю­ча­ет­ся в бо­гат­стве цве­то­вой
па­лит­ры..

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим
и ска­зу­е­мым

В) Гео­фи­зи­ки за­вер­ши­ли и по­зна­ко­ми­ли
со своим ис­сле­до­ва­ни­ем на­уч­ную об­ще­ствен­ность.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) Де­ле­га­ция на­прав­ля­лась к дому
из­вест­но­го учёного, на­хо­див­ший­ся не­да­ле­ко от глав­ной пло­ща­ди.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) Сер­гей ска­зал, что я вер­нусь на
сле­ду­ю­щей не­де­ле.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния
с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ний
с кос­вен­ной речью

6.      
Определить
способ образования слова:

Подсвечник

Прибежать

Двигатель

Соавтор

Молчание  

Старость

Новизна

Обширный

Контрольная работа (10 класс)                                                                                                        
Вариант 2

1.      
Расставить ударение в словах:

Пихта,
баловать, бочковый, квартал, камбала, гренки, лифты, ходатайство, туфля,
сливовый, нефтепровод, арахис, звала, бунгало, досуг.

2.      
Определить
значение терминов:

Лексикография,
фразеологизмы, корень, аффиксы, интерфикс, непроизводная основа.

3.       Выберите нужное слово:
1) На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2) (Абонемент, абонент) не отвечает. 
3) Все лето стояла (нетерпимая,
нестерпимая) жара.

4) (Лесные, лесистые) озера очень
красивы. 

5) (Хищное, хищническое) истребление
лесов края привело к образованию оврагов.

6) В библиотеке есть список
(рекомендательной, рекомендованной) литературы. 

4.      
В
каком предложении вместо слова КОМИЧЕСКИЙ нужно употребить КОМИЧНЫЙ?

1)
В жизни вполне КОМИЧЕСКОЕ и вполне трагическое встречается редко.

2)
КОМИЧЕСКАЯ опера Бомарше сразу понравилась зрителям.

3) 
КОМИЧЕСКИЙ  жест  актера вызвал  смех  публики.

4) 
У этого клоуна КОМИЧЕСКОЕ выражение лица.      

5.
Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между
пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми:

1)

А) По пись­мам и ме­му­а­рам, на­пи­сан­ны­ми
со­вре­мен­ни­ка­ми А. С. Пуш­ки­на, ис­то­ри­кам ли­те­ра­ту­ры с точ­но­стью
до де­та­лей уда­лось вос­ста­но­вить день дуэли.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Бо­лель­щи­ки лю­би­ли и гор­ди­лись
своей ко­ман­дой.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим
и ска­зу­е­мым

В) Жур­нал «При­ро­ду» мы вы­пи­сы­ва­ем
ре­гу­ляр­но.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) При­е­хав в сто­ли­цу, мысли и душа
оста­лись в род­ной де­рев­не.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) Пуш­кин бро­са­ет вызов об­ще­ству,
го­во­ря, что «в свой же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду».

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния
с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ний
с кос­вен­ной речью

2)

А) Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са
в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной
формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Те из от­ды­ха­ю­щих, кто не любит
гор­ные лыжи, может взять на­про­кат обыч­ные.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим
и ска­зу­е­мым

В)Лишь спу­стя годы я на­учил­ся по­ни­мать
и ве­рить своей ин­ту­и­ции, ко­то­рая ни­ко­гда меня не под­во­ди­ла.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) В Москве со­сто­я­лось со­ве­ща­ние
ди­рек­то­ров школ по во­про­сам, ка­са­ю­щих­ся вы­пуск­ных эк­за­ме­нов.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) В ап­рель­ском но­ме­ре жур­на­ла
«Юно­сти» были опуб­ли­ко­ва­ны стихи мо­ло­до­го та­лант­ли­во­го поэта.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния
с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния
с при­част­ным обо­ро­том

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ний
с кос­вен­ной речью

6.      
Определить
способ образования слова:

Промолчать

Вращение

Сотрудник

Выключатель

Завистливый

Неглубокий

Скорость

Подслеповатый

За­да­ние 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой позиции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) Ла­ри­са за­во­рожённо смот­ре­ла на па­ро­ход «Ла­сточ­ку».

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Б) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь ещё так рас­стро­ен, как она.

2) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

В) По окон­ча­нию про­из­вод­ствен­ной прак­ти­ки каж­дый сту­дент дол­жен со­ста­вить отчёт о про­ведённой ра­бо­те.

3) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) Тща­тель­но под­го­то­вив­шись к за­щи­те про­ек­та, у до­клад­чи­ка долж­ны быть удач­ные при­ме­ры для до­ка­за­тельств своей ги­по­те­зы.

4) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние про­из­вод­но­го пред­ло­га

Д) Три книги ле­жа­ло на столе.

5) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии при­част­но­го обо­ро­та

 

6) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

 

7) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та

За­да­ние 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) Учеб­ни­ки, по­лу­чен­ные в на­ча­ле года и ко­то­рые ука­за­ны в спис­ке, долж­ны быть сданы на пе­ре­ре­ги­стра­цию.

1) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) Вы­ска­зав мысль о не­об­хо­ди­мо­сти раз­но­сто­рон­не­го об­ра­зо­ва­ния, она очень слабо ар­гу­мен­ти­ро­ва­на.

2) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та

В) Со­глас­но при­ка­за по­след­ний урок от­ме­нял­ся в связи с про­ве­де­ни­ем суб­бот­ни­ка.

3) на­ру­ше­ние связи под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го

Г) Иван Сер­ге­е­вич спро­сил меня, куда он идёт.

4) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Д) Пять мат­чей нашей сбор­ной по хок­кею вы­иг­ра­ны с раз­гром­ным счётом.

5) на­ру­ше­ние норм управ­ле­ния

 

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

 

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

За­да­ние 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) Всех, кто ра­бо­та­ли на суб­бот­ни­ке, по­хва­ли­ли за боль­шой вклад в озе­ле­не­ние посёлка.

1) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Б) Я не за­ме­тил, что успел ли Сер­гей выйти до воз­вра­ще­ния Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) За­да­ние, вы­пол­ня­ю­ще­е­ся нами, не вы­зва­ло осо­бых за­труд­не­ний.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) Мы любим фут­бол и стре­лять.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) Сту­дент груст­но ска­зал, что я еще пока не готов от­ве­чать.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

 

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

 

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

За­да­ние 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 А) Уви­дев это, у меня за­кру­жи­лась го­ло­ва.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Самая вы­со­кая сте­пень че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти — уме­ние со­хра­нять спо­кой­ствие духа во­пре­ки внеш­них угроз.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) Все, кто читал роман Бул­га­ко­ва «Ма­стер и Мар­га­ри­та», был по­трясён этой кни­гой.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) В посёлке ин­те­ре­со­ва­лись и ве­ри­ли всему не­обыч­но­му.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) При­е­хав­шие де­ле­га­ты на кон­фе­рен­цию долж­ны за­ре­ги­стри­ро­вать­ся.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

 

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

 

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ний с кос­вен­ной речью

За­да­ние 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го спис­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го спис­ка.

А) За­ме­ча­тель­ным рус­ским по­этом, тонко чув­ству­ю­щий при­ро­ду, яв­ля­ет­ся С. А. Есе­нин.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред-

логом

Б) Во время ре­мон­та при­ш­лось не толь­ко ме­нять все окна, но и меж­ком­нат­ные двери.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) Поезд, ко­то­рый мы ждали, при­был на вок­зал со­глас­но рас­пи­са­ния.

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) Отец рас­ска­зы­вал, что в их школе была ин­те­рес­ная тра­ди­ция: раз в год мы всей шко­лой хо­ди­ли в поход.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

 

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

 

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

За­да­ние 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A) Мы увле­ка­ем­ся и чи­та­ем при­клю­чен­че­скую ли­те­ра­ту­ру.

1) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии при­част­но­го обо­ро­та

Б) Если не мать, то отец осу­дят твой по­сту­пок.

2) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та

В) Пе­ре­хо­дя улицу, меня оштра­фо­вал ми­ли­ци­о­нер.

3) на­ру­ше­ние связи под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го

Г) Я увлек­лась рас­ска­зом Че­хо­ва «Дамой с со­бач­кой».

4) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Д) Мы со­гла­си­лись с кол­лек­ти­вом од­но­класс­ни­ков, при­няв­ши­ми ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции по­мо­щи ве­те­ра­нам.

5) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

 

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

 

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

  • Увидев это жилище у меня сложилось плохое впечатление ошибка
  • Увидев соседа у меня сложилось мнение что он чем то огорчен ошибка
  • Увидев собаку мне стало жаль ее ошибка исправить
  • Увидев собаку мне стало жаль ее где ошибка
  • Убрир произошла неизвестная ошибка мы уже работаем над ее устранением