В статье рассматривается взаимосвязь между историографическими исследованиями и восприятием исторических событий массовым сознанием. Проблема исследуется на материалах английской истории середины XVII в. и воспроизведения событий средствами киноискусства в последней трети XX – начале XXI в.
Ключевые слова: Оливер Кромвель, Карл I, революция, мятеж, амбиции, личность в истории, духовная жизнь общества
Креленко Н. С. Два кинопортрета Английской революции: образ в искусстве как отражение духа времени // Диалог со временем. 2012. Вып. 38. С. 241-256. https://roii.ru/r/1/38.12
Люди старшего поколения помнят время, когда фойе или зал каждого кинотеатра в стране украшала надпись «Из всех искусств для нас важнейшим является кино. В. И. Ленин». Роль кино в обществе была таким наглядным образом обозначена. Наши ближайшие и дальние соседи фактически придерживались того же взгляда на Десятую музу и ее плоды, но не столь откровенно этот подход демонстрировали.
В секуляризованном обществе кино неизбежно должно было принять на себя, частично или целиком, функции воспитательные и утешительные. «…Как только руководители общества осознали, какое влияние кино может оказывать на публику и какую роль оно может играть, они предприняли попытки его приручить, поставить его себе на службу – безразлично где, на Востоке или на Западе»1. Достаточно вспомнить свидетельства о переполненных кинотеатрах США в период «великой депрессии», когда Голливуд обрел масштабы национального обезболивающего. Показательно, что наряду с музыкальными комедиями, именно тогда появилась историческая киноэпопея «Унесенные ветром».
По эту сторону Атлантики ситуация была не менее напряженной в плане социально-экономическом и взрывоопасной в плане политическом. В СССР наиболее показательным откликом кино на «дух времени» был «Александр Невский» С. Эйзенштейна. В цитадели старой демократии не менее выразительно выглядели «Тучи над Англией» (1936) У. Хаурда и «Леди Гамильтон» (1940) А. Корды. В обоих случаях в центре – любовная история. Вполне справедливо писать о «Тучах над Англией», как о «пышной романтической ленте»2, но трогательная любовная история разворачивалась на фоне поворотных событий в английской истории – крушения Непобедимой Армады на подступах к Британским островам. Что касается «Леди Гамильтон», то в этой снятой английским режиссером в США ленте в то самое время, когда по другую сторону океана шла «битва за Англию» исторические параллели просматривались совершенно очевидно. Автор статьи не ставит своей задачей оценку художественных достоинств этих, несомненно, выдающихся фильмов, но считает важным отметить очевидную политическую злободневность тем и подчеркнутую патриотичность трактовок.
Главный потребитель кинопродукции – та категория, которую Х. Ортега-и-Гассет называл «человеком-массой»3, среднеобразованный представитель индустриального общества, знающий историю в пределах школьной программы. А школьный вариант истории – это пласт знаний о прошлом, которые являются «общепринятыми» на том или ином этапе жизни общества. Для середины ХХ века – это получившее распространение в западной историографии еще в XIX в. и сохранившее влияние на уровне школьного образования видение в истории «политики, перевернутой в прошлое». Английский вариант такого подхода называют «либерально-вигской интерпретацией истории»4.
В профессиональной исторической науке либерально-вигская история еще в 30-е гг. была потеснена марксизмом5, но для «рядового» потребителя она сохраняла свое обаяние и влияние6. «Хотя вигская интерпретация истории в наши дни вышла из моды, существует еще много историков, чей подход к истории семнадцатого века восходит к телеологической вигской структуре…»7. В этом проявились как тенденция к выявлению специфики истории-науки, так и задачи, поставленные эпохой перед историй как важной составляющей общественной идеологии. Мировые войны и революционные катаклизмы способствовали этому.
Среди англоязычных историков послевоенных десятилетий имел место так называемый «спор из-за джентри» («шторм вокруг джентри»), связанный с объяснением причин и характера общественного конфликта в Англии середины XVII в., переросшего в гражданские войны и серию политических экспериментов по управлению страной. На первом этапе этого спора защитники идеи о «прогрессивных» джентри-предпринимателях, выступивших против «реакционных сил», сплотившихся вокруг династии Стюартов (Р. Тоуни, Л. Стоун8), столкнулись с утверждениями «ревизионистов» (Х. Тревор-Роупер, Д. Хекстер9), что джентри, т.е. основная часть средних землевладельцев, были силой тормозящей, а не способствующей развитию страны.
Многие британские историки-марксисты, расставшиеся в середине 50-х гг. с политическим марксизмом (коммунистическим движением), сохранили приверженность материалистическому видению истории (А. Мортон, К. Хилл), в частности в оценке английских событий середины XVII в. как буржуазной революции. На 60-е гг. приходится появление работы К. Хилла «Век революции. 1603–1714»10. С точки зрения автора, хронологические рамки не просто отмечают «век Стюартов», суть выделенного периода – в том, что за сто с небольшим лет страна пережила радикальные изменения во всех сферах жизни и благодаря этому обновлению началось возвышение Англии. Для историка-материалиста второй половины XX в. К. Хилла революция была буржуазной, для историка-позитивиста второй половины XIX в. С. Гардинера это была пуританская революция, но оба видели в событиях XVII в. основания последующего подъема страны. В оценке итогов движения «левые» трактовки совпадали с либерально-вигской интерпретацией – гражданские войны со всеми их кровавыми ужасами, крайностями пошли во благо стране, заложили основы последующего всестороннего расцвета Англии в XVIII–XIX вв. Именно эта оценка продолжала господствовать на уровне массового сознания в восприятии революции.
Фильм «Комвель» (1970) режиссера Кеннета Хьюза (он же написал сценарий) можно рассматривать как образцовое переложение на язык киноискусства вигской интерпретации истории. В центре внимания – Оливер Кромвель (1599–1658) и Карл I Стюарт (1600–1649), сыгранные Ричардом Харрисом и Алленом Гиннесом. Созданные актерами образы ярко отражают восприятие этих исторических фигур, сложившееся в общественном сознании на протяжении трехсот лет, прошедших со времен изображенных событий. Кинофильм, представляющий революцию и ее главных героев в духе эпическом, оставляет в памяти цельный образ эпохи. Но видимая достоверность событий, мотивов поведения их участников скрывает многочисленные неточности: факты подобраны и построены так, чтобы создать нужную авторам картину прошлого, все, что может помешать, опускается, некоторые факты «сдвинуты» во времени. Так, епископская война и ирландское восстание увязаны во времени, после разгона Охвостья Кромвель уходит в частную жизнь, а завоевания Ирландии и Шотландии просто опускаются. Эпизод, посвященный попытке ареста пяти членов парламента (он описан или упомянут в каждом сочинении об английской революции, в каждом учебном пособии, посвященном этому периоду), является одним из ключевых для развития сюжета, но состав «пяти членов» изменен11.
В то время, когда король Карл рассчитывал обезглавить парламентскую оппозицию, арестовав ее лидеров, ни Кромвель, ни Айртон не были политически значимыми фигурами, и их в списке не было. Зато был там лорд Манчестер, в фильме выступающий чуть ли главным злодеем (огораживатель, с которым борется защитник простых йоменри сквайр Кромвель, трусоватый военачальник и т.д.), а ведь зимой 1641–42 гг. именно Манчестер был одной из самых авторитетных фигур среди «круглоголовых», тем более, что он был в сравнительно немногочисленной группе членов верхней палаты, противостоящей королевской политике «напролом». Что касается отношения к огораживаниям, действительно в биографии сквайра Кромвеля был эпизод, когда он выступил на стороне деревенских йоменри в их противостоянии огораживаниям, проводимым компанией осушителей болот в Или. Согласно киноверсии Корона последовательно и демонстративно поддерживала огораживателей, хотя на деле позиция Короны была сложна и противоречива.
Другой пример «сдвига во времени»: победоносному Кромвелю сообщают о смерти Джона Пима в конце гражданской войны, а ведь на самом деле это случилось несколькими годами раньше (в 1643 г.) и очень осложнило ситуацию в лагере сторонников парламента.
Стоит кратко рассмотреть, как представлен король Карл в фильме. Актера А. Гиннеса, игравшего короля сделали внешне очень похожим на того Карла I, который печально взирает на нас с многочисленных портретов кисти А. Ван Дейка, а особенно на тот портрет, где король представлен одновременно в трех ракурсах. Худощавый человек с выразительными глазами, горделиво закрученными усами и маленькой бородкой двигается так уверенно и спокойно, как, кажется обязательно должен был двигаться тот, кто с двадцатипятилетнего возраста привык подписываться «Я король». Он исполнен достоинства и благородного изящества в каждом жесте. Он сохраняет внешнее самообладание и проявляет внутреннюю неуверенность в каждом эпизоде, где присутствует. Он легко поддается влиянию окружения (более всего влиянию королевы) и меняет линию поведения с непоследовательностью обычной для мягких и упрямых людей, облеченных большой властью. Он демонстрирует царственное величие и силу духа в сцене казни. В этом эпизоде, не предусмотренным никаким этикетом он точно улавливает правильную интонацию: ни видимого трепета, ни вызывающей гордыни. В памяти всплывают строки поэта-современника Э. Марвелла:
Но венценосный лицедей
Был тверд в час гибели своей.
Не зря вкруг эшафота
Рукоплескали роты…
Он в гневе не пенял богам,
Что гибнет без вины, и сам,
Как на постель, без страха
Возлег главой на плаху…12
Позднее, но в том же ключе этому финалу и обстоятельствам, к нему приведшим, была дана такая оценка: «В жизни Карла ничто так не возвысило его, как его смерть. Он до того верил в правоту своего дела, что даже его подпольные интриги, бывшие причиной его гибели, казались ему только законными средствами для защиты нации, счастье которой в его глазах было неразрывно связано с его властью»13.
Карл в фильме таков, как его представляли и представляют многие поколения людей в Англии и за ее пределами. За кадром так и слышатся слова характеристики, данной несчастному королю знаменитым историком XIX в. Маколеем: «Нелепо было бы отвергать в нем ученого и джентльмена, человека с отличным вкусом по части изящных искусств и строгой нравственностью в частной жизни. Способности его к делам были весьма почтенны, осанка его была королевской. Но он был фальшивый, властолюбивый, упрямый, неразвитый, не знающий свойств своего народа, не замечающий признаков своего времени…»14.
Что касается Кромвеля, современные портреты которого также хорошо известны, тут авторы фильма позволили себе отступить от правды факта. Думается, сам Кромвель, требовавший, чтобы его изображали «со всеми бородавками» был бы этим недоволен. Ему приписываются такие слова, обращенные к художнику (предположительно Уокеру), готовившемуся работать над его портретом: «Я желаю, чтобы вы употребили все ваше умение, написав мое изображение абсолютно правдиво, без всякой лести, наоборот – отметили все эти шероховатости, прыщи, бородавки и все, что вы видите; в противном случае я никогда не заплачу ни фартинга за работу»15. Авторы фильма придали главному герою правильность черт лица (прежде всего наделив его не слишком мясистым носом), но сохранив «кромвелевский» тип внешности. Человек, «обладающий внутренним стержнем», – такие слова напрашиваются для характеристики киношного Кромвеля. Но, если искать внешний прототип образа, то это не живописные работы художников XVII в. (таких как Р. Уокер или П. Лели), не миниатюрный резной профиль на хранящейся в Эрмитаже камее16, а знаменитый памятник генералу, поставленный в Лондоне в самом конце XIX века к 300-летию Кромвеля.
На протяжении всего фильма (от 1640 г. до 1653 г.) герой – истовый пуританин, следующий своему «мирскому призванию». Кромвель упорно, но безрезультатно старается избегать публичности, большой политики, борьбы за власть. Первый эпизод фильма: Д. Пим в сопровождении Г. Айртона (!?) приезжает к Кромвелю, чтобы уговорить его участвовать в выборах в парламент. Кромвель отказывается, объявляя о своем намерении уехать в Новый Свет, подальше от королевского произвола, царящего в Англии. Согласно свидетельству Э. Хайда (Кларендона) о своих планах покинуть «этот Вавилон» и отправиться за океан вместе с семьей Кромвель заявил в разговоре с лордом Фолклендом в дни обсуждения Долгим парламентом Великой Ремонстрации (в декабре 1641 г.). В своей «Истории» Э. Хайд прокомментировал это такими словами: «Как легко можно было спасти это несчастное королевство!»17.
В фильме следующий за разговором с Пимом эпизод продолжает сцена насильственного изгнания огораживателями соседних йоменов, что заставляет Кромвеля изменить планы. Затем он демонстрирует неуемную энергию, силу духа и жесткость поведения, лидируя в парламенте, создавая армию «нового образца», побеждая армию короля, а после казни короля вновь пытается уйти от публичности в частную жизнь. И вновь сила обстоятельств и требование времени заставляет его вернуться и принять на себя бремя власти. Весьма показательна заключительная сцена, в которой после разгона Охвостья Кромвель, измученный, больной и усталый, произносит свои финальные реплики и бессильно падает в кресло. Человек, обреченный на власть, на то, чтобы исполнить свой долг, человек, тяготящийся этим бременем власти, но честно выполняющий свои обязанности.
Вот несколько отрывков из работ С. Гардинера, где даются оценки и объяснения характера Кромвеля. Историк предлагал видеть его «не вдохновенным Богом героем или многогрешным чудовищем, но отважным, честным человеком, борющимся согласно своему озарению и ведущего своих соотечественников божьим путем»18. «Как военный, как оратор, как политик Кромвель стоял в стороне от тех, чья деятельность была направлена на упорное осуществление последовательно намеченного плана. Внутренние сомнения и борьба, упорство с котором он искал Бога моля о божественном свете, который должен озарить путь во тьме, окружающей его, были истинным проявлением тех колебаний, с которыми он приближался к поворотному пункту на пути призвания»19. Позднее русский историк А. Н. Савин так оценил то, что было сделано Гардинером: «Гардинер свел пуританских героев на землю… английский читатель… почувствовал свое кровное родство с этими протагонистами семнадцатого века, ибо усмотрели в них вслед за Гардинером типичных или даже наиболее типичных англичан нового времени»20.
В фильме голос за кадром сообщает зрителю, что следующие пять лет Кромвель, единолично (заметим, слова диктатура, тирания не употребляются21) правя Англией, вывел ее на путь процветания22 и заложил основы демократического общества23.
Имена большинства персонажей «второго плана», появляющиеся на экране, известны всем, даже если этот персонаж на экране никак не проявлял свою индивидуальность, его имя должно подсказать зрителю: Д. Пим, Д. Хэмпден, лорд Страффорд, принц Руперт, Г. Айртон, Э. Хайд. Их внешний облик соответствует портретным прототипам, а их слова и действия – закрепившимся за ними характеристикам. В ряде эпизодов рядом с королем зритель видит юношу, который, судя по репликам действующих лиц, является принцем Уэльским (будущим Карлом II). Между тем в момент битвы при Эджхилле принцу Чарльзу было двенадцать лет, и хотя мальчиком был рослым, вряд ли выглядел таким взрослым, каким он предстает на экране. А в битве при Нэсби он не мог участвовать, поскольку находился в это время на континенте.
Довольно неожиданно изображен прославленный в будущем историограф Эдуард Хайд (Гайд), вошедший в историю исторической науки как лорд Кларендон, автор «Истории Великого мятежа»24, книги положившей начало консервативному толкованию событий XVII в. Исторический Э. Хайд был умеренным членом парламентской оппозиции, с конца 1641 г. перешел в лагерь кавалеров и приобрел влияние в эмигрантском окружении королевы Генриетты Марии и принца Чарльза. Находясь в эмиграции он начал писать в назидание принцам свои «воспоминания». Годы гражданских войн провел на континенте, стал лордом канцлером в начале Реставрации и оказался в изгнании в качестве «козла отпущения» неудач правительства на закате жизни. Его кино-двойник сначала находится при короле, а потом выступает на судебном процессе, фактически свидетельствуя против Карла Стюарта! Здесь нарушена не только «правда факта» (не был зимой 1649 г. Хайд в Лондоне), но и правда образа (Хайд преданно служил монархии, хотя не одобрял многое в действиях сначала старшего, а потом младшего Карла). Однако наличие такого формально нейтрального персонажа удобно при создании цельного исторического полотна киноверсии событий.
Пейзажи киноэпопеи создают впечатление бескрайности, но бескрайности обжитой человеком: спокойные водные просторы, зеленые дубравы, серый камень домов и церквей, неохватные небеса. Природа уютная, обустроенная, но лишенная тесноты. По извилистым дорогам скачут одинокие всадники и вооруженные отряды под голубыми небесами, затянутыми легкими облаками. А ведь первое крупное сражение между королевскими и парламентскими войсками состоялось 23 октября (1642 г.), и вряд погода была столь безмятежной, как это представлено в фильме. Батальные сцены (снимали их в Испании) с летящими навстречу друг другу, падающими конями и всадниками, даны в основном с высоты: панорамный взгляд на происходящее позволяет передать ожесточенность схватки без кроваво-грязных подробностей. Это вполне соответствует тому, как было принято показывать военные стычки разного масштаба в изобразительном искусстве XVII в., когда батальные сцены напоминали сцены своеобразного конного балета с использованием дымовых эффектов.
В таком же ключе представлены сцены казни (их в фильме три: казнь Страффорда, казнь одного из армейских агитаторов и казнь короля Карла): в первом и третьем случае страшное действо дано через взмах топора. Во втором по времени фильма эпизоде такого рода зритель, вместе с внезапно прозревшим при известии о коварстве Карла Кромвелем, видит лицо несправедливо казненного левеллера. В скобках остается отметить, что в подобных ситуациях, когда в парламентской армии по жребию казнили одного из зачинщиков беспорядков, способ казни был другим: несчастных расстреливали их же товарищи, ведь считалось что расстрел, лишая солдата жизни, не позорит его чести.
Фильм создает яркий образ эпохи, но может поставить в неловкое положение студента, который попытается «выучить» английскую революцию по «Кромвелю».
Тот вариант видения революции и его знаковых персонажей отвечал не только доминировавшему тогда в исторической науке подходу, но и совпал с умонастроением бурных 1960-х гг. в Соединенном Королевстве, переживавшем утрату своего положения в мире. Остро стоял вопрос о необходимости реформ, но каких, точнее в каком направлении… Это в частности проявилось в регулярном чередовании двух политических партий у кормила власти. В конце 70-х колебание качелей надолго замерло – в 1979 г. премьером стала М. Тэтчер, последовательный консерватор. Тот факт, что консерваторы задержались у власти, свидетельствовал об определенных подвижках в умонастроениях общества, потребовавших поисков иных духовных ориентиров.
В те годы в историографии вырисовывались новые подходы и трактовки традиционных тем, в том числе темы английской революции. Последнее было связано с итогами «спора вокруг джентри» и с общими тенденциями в развитии исторической мысли.
На семидесятые годы приходится завершение формирования очередного «нового ревизионизма». Главный итог «спора вокруг джентри» состоял в том, что произошла «смена вех» для всех участников дискуссии, определился новый уровень изучения – локальная история, новый ракурс – социальная история и менталитет общества («с подвала на чердак»). Интерес историков сосредоточился на разных проявлениях социальной жизни: бытовая культура, гендерные отношения, интеллектуальная жизнь, поведение и настроение разных слоев общества на региональном уровне. Это позволило изменить угол зрения на ключевые сюжеты английской истории, в том числе на события XVII века.
Со временем изменился круг научных интересов основных участников «шторма вокруг джентри». Так, Лоренс Стоун в последний период своей научной деятельности сосредоточился на рассмотрении социальных проблем XVII в.25. Представители «левого» крыла англоязычной историографии революции (в отечественной науке прошлого века их было принято называть «прогрессивным направлением») обратились к рассмотрению социального среза истории26. Кристофер Хилл, признанный лидер «прогрессивного направления», в последние десятилетия занимался изучением духовного компонента общественной жизни27.
Непосредственно интересующей нас теме посвящены многочисленные работы, частично написанные в традиционном «либеральновигском» ключе, но с умеренно-консервативных позиций28. Век революции рассматривается историками разных направлений как век кризиса и век эксперимента29. Заметное внимание стало уделяться проблемам локальной истории, которые нашли отражение в целом ряде работ30.
На новом этапе отношение к личности и деятельности О.Кромвеля и того исторического явления, с которым тесно связано его имя достаточно определенно обозначено в таких работах: «Оливер Кромвель и английская революция», «Свобода и английская революция»31. Изменилось название (в 1958 г. «Оливер Кромвель», в 1970 г. «Божий человек. Оливер Кромвель и английская революция») и содержательное наполнение биографий О. Кромвеля, изданных К. Хиллом32.
Работа, написанная преподавателем Кембриджского университета Д. С. Моррилом «Мятеж провинций. Консерваторы и радикалы в английской гражданской войне (1630–1650)»33 представляет собой попытку обобщения многочисленных локальных исследований, появившихся по следам «спора вокруг джентри». Свою задачу автор видел в том, чтобы рассмотреть, как отражалось политическое противостояние в центре на уровне графств. Общенациональные политические проблемы в графствах приобретали местный колорит.
Новое поколение ревизионистов поставило под сомнение значимость переломных событий XVII в. Д. Кларк в монографии «Революция и восстание. Государство и общество в Англии в XVII–XVIII вв.» (1986)34 обосновывает мысль, что английское общество сохраняло патриархальность вплоть до начала парламентских реформ XIX в., ничего эпохального в XVII–XVIII вв. для страны не произошло. Что касается смысла событий 40-х гг. XVII в., то, по мнению К. Рассела («Падение Британской монархии 1637–1642», 1991)35, он заключался в том, что Стюарты, будучи правителями столь разных владений, как Шотландия, Англия и Ирландия, и стараясь подчинить их единому порядку (введение книги общих молитв в Шотландии), натолкнулись на мощное сопротивление. В работе Д. Моррила «Характер английской революции» (1993)36 гражданские войны именуются религиозными войнами, в религиозных спорах видится причина и смысл конфликта.
Казалось бы, ничего принципиально нового, а между тем новый взгляд на вечную проблему о роли пуританского начала в событиях середины XVII в. позволил автору отодвинуть революцию в прошлое. Ведь таким образом английская революция из события, открывающего Новое время, превращается в событие, завершающее раннее Новое время. В целом очевидна тенденция дегероизировать английскую революцию, преуменьшить ее значение для истории становления нового европейского общества. Кроме того, очевиден поворот к социокультурной проблематике в рамках изучения английской революции.
По сути «новый консенсус» между либералами и консерваторами означал уступку консервативным подходам. «В этом сближении позиций, однако, стороны прошли неравные части пути и встретились значительно ближе к консервативному «пункту отправления»37.
Фильм «Убить короля» Марка Байкера (2003), посвященный событиям, связанным с процессом и казнью Карла I, представляет интерпретацию событий, которая по духу и приемам совпадает с историографией «нового консенсуса»38. В английской кинематографии тема «частной жизни» выдающихся личностей имеет давнюю историю. Она идет от «Частной жизни Генриха VIII» А. Корды (1933). В ту пору такой срез темы позволял использовать «исторические события и персонажей как канву для создания красивого и занимательного зрелища»39. Фильм Байкера несет иную смысловую нагрузку, представляет иной пласт восприятия прошлого. Зрелищно, археологически достоверно – несомненно, но за всем этим определенный взгляд на события и их участников, взгляд, условно говоря, брошенный частным лицом, взгляд, соответствующий жанрам очень распространенным в показываемую эпоху: дневник, воспоминание, переписка, в которой пишущий не просто констатирует события, но дает свои размышления, соображения по их поводу.
Сценарий фильма «Убить короля» написан Дженни Мейхью. Сценаристка представила феминизированную версию событий, поскольку роль эмоционального стержня всего сюжета отведена прелестной Энн Ферфакс, супруге генерала парламентской армии Томаса Ферфакса. Именно от лица сэра Томаса ведется рассказ, а сам он представлен знаковой фигурой армии «новой модели» парламентского лагеря.
Первый эпизод – грязь и кровь, горы трупов, открытые раны (все крупным планом) – страшные будни войны. Развитие событий начинается в 1645 г., надо полагать после битвы при Нэсби. Дата не обозначена, сражение не показано, показана «изнанка» вооруженного конфликта. Не будет никаких других собственно батальных эпизодов. Дается непосредственный результат – погибшие, сваленные в кучи, и умирающие, которых, если им посчастливится подать заметные для проходящих признаки жизни, иногда из этих куч вытаскивают. Внимание перенесено на то, как армия славит победителя, каковым представлен молодой красавец генерал Ферфакс, сопровождает его и разделяет общий восторг некто Кромвель (его должность и политическая роль на данный момент не обозначены), хотя историческая традиция, восходящая как к парламентским, так и к роялистским авторам связывает победу при Нэсби с действиями Кромвеля, который был в ту пору заместителем командующего (Ферфакса) по кавалерии. Далее по ходу развития событий, когда Ферфакс откажется участвовать в шотландском походе, Кромвель сам наденет на себя генеральские регалии и станет командующим.
Стоит отметить, что практически все общие планы даны не с высоты «птичьего полета» (как в «Кромвеле»), а с точки зрения «шагающего человека», который пробирается между скачущих всадников, видит по аллее скачущую карету, бродит в рыночной толчее…
Внешнее сходство персонажей достаточно условное – типажи «кавалеров» и «круглоголовых». Король не слишком узнаваем внешне, а вот линия поведения выдержана в русле традиции, идущей от Д. Юма: обаятельный человек, слабый властитель. Обыгрывается то обстоятельство, что Ферфакс для него человек своего круга, молодой аристократ, которого он, Карл Стюарт некогда возвел в рыцари. А вот «мистер Кромвель» – не просто враг, он чужой, он из числа тех подданных, которых монарх не персонифицирует.
Главный герой генерал Томас Ферфакс, а точнее супружеская чета Ферфаксов, высокородные, молодые, красивые. Их поступки полны благородства и естественного достоинства. Ферфакс выступил против короля исключительно бескорыстно, он ничего не ищет в этой войне для себя лично. Ситуацию осложняет то, что отец его любимой супруги – роялист, и ставит выше всего вассальную преданность королю, а не интересы несправедливо обиженной королем Англии. Ферфакс своей взвешенной позицией противостоит крайностям любого рода – и по итогам выигрывает! А выигрыш его в том, что он сумел избежать искусов честолюбия и во время возвратился в благоустроенный уют частной жизни.Кстати, авторы фильма в этом следуют вполне достоверным фактам. Он действительно с завершением гражданских войн отказался возглавить поход сначала в Ирландию, потом в Шотландию, уединился в своем поместье, а после смерти жены занялся воспитанием дочери. Но логика кино требует обязательного противовеса такой линии поведения.
Фигурой, оттеняющей линию «золотой середины», которую представляет Т. Ферфакс, оказывается Кромвель, предстающий в фильме человеком без роду-племени, стесняющимся собственной семьи, стремящимся погреться у чужого огня. В первых эпизодах он охраняет покой командующего, к которому приехала красавица-жена. Ферфакс – его друг, этому чувству Кромвель останется верен на протяжении всего развития сюжета, но его взгляд, устремленный на леди Ферфакс, служит выразительной иллюстрацией к песенке «Ах, какая женщина, мне б такую…». Внешне этот персонаж ближе историческому Кромвелю – несколько нескладный и неуклюжий. Для усиления сходства он наделен большой бородавкой (над глазом). Он не просто некрасив, он не симпатичен. В противоположность спокойному, уверенному в себе Кромвелю Р. Харриса Кромвель Т. Рота кажется суетливым и мелочно амбициозным. Тот умел ждать своего мига, этот норовит высунуться, порой некстати. У того был любимый домашний очаг, этот чувствует «в чужом пиру похмелье», засыпая за письменным столом в богатом особняке Ферфаксов, не знает, что ответить на доброжелательно-снисходительный вопрос Ферфакса «У тебя ведь тоже где-то есть дом?».
Образ трактован неоднозначно: этот Кромвель способен на самоотверженные порывы, на привязанность и благодарность, притом, что он, по современной терминологии, страдает от многочисленных комплексов. Перед зрителем облеченный в художественную упаковку обедневший и обозленный джентри, представитель того самого социального слоя, который был представлен на страницах «Джентри» Х. Тревор-Ропера40. Когда противостояние вылилось в открытое вооруженное столкновение, лидерство в революционном лагере сосредоточилось у наиболее энергичных представителей «простых джентри», объединившихся в группировку индепендентов. Испытываемое этой категорией людей чувство отчаяния радикализировало их требования (вплоть до ликвидации монархии и провозглашения республики).
Если перевести эти умонастроения на уровень житейски-бытовой, то можно сказать, главное, что управляло этими людьми – зависть. Таков Кромвель в подаче Т. Рота. Его образ жизни, его окружение, его домашние проигрывают рядом с блестящим бытом аристократа Ферфакса. Кромвель из фильма «Убить короля» не просто честолюбив («хочу власти»), это было в духе старой традиции трактовки образа честолюбца-лицемера, возглавившего движение религиозных фанатиков41. Этот Кромвель – фанатик идеи, борец за духовное обновление людей, за построение нового мира в Англии и экспансию этого мира на весь мир. В его поведении подчеркивается нетерпимость и проявления произвола сильного. Характерен в этом отношении эпизод с мелочным торговцем, убитым Кромвелем мимоходом на городской улице выстрелом в упор. Трудно утверждать категорически, но примеров такого рода как-то не отмечено даже в той литературе, которая была недоброжелательна к лорду-протектору. Впрочем, это надо специально отследить.
В одном из заключительных эпизодов Кромвель призывает умеренного и здравомыслящего Ферфакса организовать экспансионистский поход, строить империю. Ферфакс покидает могущественного друга, уходит в покой частной жизни. Потом, когда отшумят события 1658–59 гг., совершится «Счастливая реставрация» и Ферфакс будет прощен Карлом II, а труп Кромвеля будет подвергнут поруганию и посмертной казни, Ферфакс покинет свою тихую гавань, приедет взглянуть на своего болтающегося в петле сподвижника. Так завершится фильм о больших политических событиях с точки зрения истории «малых форм». Истории, трактованной через призму социального микросреза.
«Фильм – это продукт культуры, связанный с обществом, которое его производит, с обществом, которое его получает и потребляет. Оно проявляет себя, прежде всего, в цензуре, во всех ее формах, не исключая самоцензуры: должна торжествовать мораль, определенная ее форма»42. Так, спустя тридцать лет и три года одни и те же события и персонажи воспринимаются и оцениваются совсем по-разному, а эта различие оценки в значительной степени объясняется доминирующими в обществе настроениями и изменением ракурса восприятия событий историками.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Английская лирика первой половины XVII века. М., Изд-во Московского ун-та, 1989.
- Вержникова Т. Английская живопись. СПб., 2009.
- Гардинер С. Пуритане и Стюарты. СПб., 1896.
- Коттрел Д. Лоренс Оливье. М., 1985.
- Маколей Гэмпден / Маколей. Собрание сочинений. Т. II, СПб., 1861.
- Ортега-и-Гсссет Х. Восстание масс // Он же. Дегуманизация искусства. М., 1991.
- Репина Л. П. От «спора о джентри» к «новому консенсусу»: неолиберальные и неоконсервативные концепции английской революции // Английская революция середины XVII в. (К 350-летию). Реферативный сборник. М., 1991.
- Савин А. Н. Лекции по истории английской революции. М., 1937.
- Утилов В. Режиссеры английского кино // Кино Великобритании. М., 1970.
- Ферро М. Кино и история. Вопросы истории. 1993. No 2.
- Aldermen C. L. Death to the king. L., 1973.
- Ashley M. Oliver Cromwell and his world. L., 1972.
- Ashton R. English civil war. Cоnservatism and Revolution. 1603–1649. L., 1978.
- Butterfield H. The Whig interpretation of the history. L., 1951.
- Blackwood B. G. The Lancashire gentry and the Great Rebellion. 1640–1660. Manchester, 1978.
- Manning B. The English people and the English Revolution. 1640–1649. L., 1976.
- Clark J. Revolution and Rebelion. State and Society in England in the Seventeenth and Eighteenth Centuries. Cambridge, 1986.
- Frasar A. Cromwell our chief of men. Bungan, 1975.
- Freedom and the English Revolution / Ed. by R. S. Richardson and G. M. Ridden. Manchester, 1986.
- Gardiner S. R. History of the Great Civil war. L., 1905, Vol. II.
- George С. The Stuarts. A century of experiment. 1603–1714. Leicester, 1973.
- Hexter J. H. Storm over the gentry / Reappraisals in history. Aberdeen: Northwestern univ. press, 1962.
- Hill C. Intellectual origins of the English revolution. Oxford, 1965.
- Hill C. God’s Englishman. Oliver Cromwell and the English Revolution. L., 1970.
- Hill C. Oliver Cromwell.1599–1658. L., 1958.
- Hill C. Reformation to industrial revolution. A social and economic history of Britain 1530–1789. L., 1968.
- Hill C. The Century of Revolution. 1603–1714. Edinburgh, 1961.
- Hill C. The English Bible and the Seventeen-Century Revolution. L.,1993.
- Hill C. The English Revolution 1640: Three essays. L., 1940.
- Morrill J. The Nature of the English Revolution. L., 1993.
- Morrill J. C. The revolt of the provinces. Conservatives and radicals in the English Civil War, 1630–1650. L.-N.-Y., 1976.
- Oliver Cromwell and the English Revolution / Ed. bу J. Morrill. Longman, 1990.
- Russel C. The Causes of the English Civil War. L., 1990.
- Stone L. The Anatomy of Elizabethan aristocracy // Economic history rev. 1948. V. 18. No 1.
- Stone L. Social change and revolution in England 1540–1640. L., 1965.
- The Evolution of British Historiography from Bacon to Namier. Clevelend; N.Y., 1964.
- Tawney R. H. The Rise of the Gentry 1558–1640 // Economic History Review. 1941.
- Trevor-Roрer H. The crises of seventeenth century // Religion, the Reformation and Social change. N.-Y., Evaston, 1968.
-
Trevor-Roper H. The Gentry 1540–1640. L., N.Y.: Cambridge univ. press, 1951.
Слов: 4225 | Символов: 26853 | Параграфов: 45 | Сносок: 42 | Библиография: 39 | СВЧ: 18
Keywords: Oliver Cromwell, Charles I, revolution, rebellion, ambition, personality in history, spiritual life of a society
The author analyses the link between historical studies and popular historical imagination. The article is focused on the English history of the mid-17th century and its representations in films in the late 20th early 21st centuries.
Continuity
When Cromwell trashes the «Catholic» golden ornaments inside the church, the priest’s collar changes.
In the scene where Cromwell hangs the officer for treason in the soldier’s camp, a long shot of the deceased officer’s body hanging from the rope shows his mouth to be open. A close-up of the officer’s face moments later reveals that his expression has changed and his mouth is now closed.
Factual errors
Cromwell was not one of the Members of Parliament named for arrest in the King’s warrant. Cromwell was not present in Parliament at the time the King and his troops entered the House of Commons.
Cromwell’s dismissal of the Rump Parliament happened before he was offered the crown, not afterwards.
Hyde is called ‘Sir Edward Hyde’ and addressed by the Queen as ‘my lord’ in scenes which take place in 1641: he was not knighted until during the Civil War and not elevated to the peerage until 1661.
Henry Ireton is shown heading the parliamentary deputation who offer Cromwell the crown. Parliament’s offer happened in 1657, by which time Ireton had been dead for 6 years. Furthermore, the scene suggests a personal falling-out between the two men, who in reality were particularly close (Ireton was Cromwell’s son-in-law).
Edward Hyde is shown giving evidence at Charles I’s trial;
the trial happened in 1649, by which time Hyde had left the country.
Revealing mistakes
At 1:38:48, when one of Cromwell’s officers is hung and his body slowly turns to the camera, a metal wire is visible running from the hangman’s knot to the collar of the man’s jacket. This connects the actor’s chest harness to the rope so he’s not strangled.
Anachronisms
When Prince Rupert yells «Tally Ho!» as a battle cry, this was at least one century before the phrase (which is derived from the French hunting call «taïaut») had entered the English vernacular.
Prince Rupert appears at the Battle of Naseby with his poodle Boy. In reality Boy had been killed at the Battle of Marston Moor, the year before.
The Prince of Wales calls Prince Rupert «majesty» at the battle of Edgehill.
As a prince, Rupert would be called «your highness». Only a king is addressed as majesty.
Errors in geography
The Battle of Naseby is shown in an area with high hills in the distance. The reality is that part of Northamptonshire and Leicestershire borders are fairly flat. The nearest hills to what is shown in the film would be Bradgate Park to the west of Leicester or the area that is now the Hollowell Reservoir to the south.
Contribute to this page
Suggest an edit or add missing content
By what name was Cromwell (1970) officially released in India in English?
Answer
Edit page
More from this title
More to explore
Прочитало:
1 555
◴ 5 мин.
ФИЛЬМ «КРОМВЕЛЬ»
Если покопаться в старых военно-исторических фильмах, то можно нарыть немалое количество жемчужин. Одной из них является британский фильм «Кромвель». Название простое и точное, полностью передает смысл сюжета. Да, в центре рассказа стоит фигура Оливера Кромвеля, а действие протекает на фоне гражданской войны 1642-1648 гг.
И тут сразу же вопрос: а много ли нам вообще досталось от кинематографа батальных фильмов о войнах XVII века? Все эти Тридцатилетняя война, испанские терции, Рокруа, кирасиры с пистолями, религиозные вооруженные конфликты, массивные мушкеты, шпаги – увлекательнейшая с точки зрения картинки эпоха. Может быть, не такая яркая как войны треуголок или наполеоника, но уж точно не скучная. Но я очень удивлюсь если вы с ходу сможете назвать хотя бы десяток картин. Тем выше ценность «Кромвеля» производства 1970 года.
И раз уж заговорил о батальности, рассказ о фильме начну с военных сцен. Всего в кино показаны два крупных сражения гражданской войны. В одном побеждает королевская армия. Разбитый Кромвель уходит к себе в поместье, упорно тренирует армию нового образца, с которой одерживает победу во втором сражении фильма.
Да, это не столько история войны, сколько философская передача ее содержания. Но на полную войну не хватило бы двухчасового хронометража, а эти две баталии всё-таки дают неплохое представление как о войнах XVII века, так и о возможностях европейского кинематографа 1970 года.
Разумеется, масштаб сражений, представленный в «Кромвеле», не идет ни в какое сравнение ни с с нашим кино «Война и мир», ни с их же «Ватерлоо». Но это и правильно. Ведь и реальное соотношение масштаба Бородина и Нейзби примерно таково. В «Кромевеле» именно что хорошо показан истинный масштаб сражений той войны – не нарисованная на компьютере слишком пафосная и эпичная и битва и не массовка на сотню переодетых реконструкторов, а нечто соответствующее историческому прототипу.
Не испытываю иллюзий относительно массовости и всеобщности восхищения батальными сценами «Кромвеля». Конечно, всегда найдутся знатоки, указывающие на неправильность тактики, на не ту длину пик, на глупость перехода на бег с тяжелым мушкетом в руках за несколько сотен метров до противника. Ну бог с ними. Во-первых, это всё-таки художественный фильм, а не историческая реконструкция. Во-вторых, приходится делать скидку на время съемок – тогда было куда меньше придиристов к шнуркам на сандалиях легионеров или к количеству пуговиц на мундирах. Соответственно, и фильмы делали не так строго.
После разговора о самом главном в военно-историческом фильме (с ударением на «военно»), то есть о батальности, переходим к общей канве сюжета. Интересно, можно ли считать спойлерами пересказ отдельных моментов исторического фильма? Ведь по идее зрители уже вполне могут быть (или даже должны) знакомы с основными событиями истории. Например, вряд ли стоит ожидать в историческом фильме о Юлии Цезаре, что он выживет в мартовские иды. И вряд ли будет спойлером упомянуть о непременной смерти главного героя.
Так и в фильме «Кромвель» для большинства должно быть очевидным, кто победит в гражданской войне и как именно кончится жизнь Карла I. Господи, да это даже в нашем (справедливости ради, не очень удачном) фильме «Двадцать лет спустя» показали. Ну а если вы хорошо учили историю в школе, то даже назовете конкретные даты, причины и следствия. Ну а если учились не так хорошо или обладаете высоким скиллом забывания, кино поможет освежить основные события гражданской войны в Англии.
Сюжет «Кромвеля» относительно полно проходится по всем ключевым событиям 1640-х годов. Всё начинается с известного конфликта короля Карла I и парламента. Конфликта, поданного здесь хотя сжато и упрощенно, но в целом верно. Кромвель на начальной стадии еще не занимает ключевой позиции. В кадре он появляется не так чтобы уж совсем часто. Больше кажут короля.
И надо заметить, фигура короля представлена в фильме мастерски. Вот право же, умели мастера кинематографа представлять своих героев, передавать их характер и умонастроение одним лишь внешним видом. Высокомерный, самоуверенный, капризный деспот – сразу приходит на ум при виде Карла. Далее по фильму он получит еще клеймо предателя и неблагодарного паразита.
И так бы он и остался полным ничтожеством, от исчезновения которого мир станет только лучше, кабы не сцена казни. О, тут авторы смогли подать Карла во всей сложности и противоречивости. Умирает он как мужчина. Но не без трепета. Чувства казнимого в фильме не упрощены. Напротив, от сцены казни так и веет настоящей жизнью. Как бы это странно ни прозвучало.
Придворная жизнь значительно обогащает картинку фильма. Краски яркие, костюмы отменные, персонажи характерные, сцены аккуратно выверенные. Даже трудно определиться со скринами – очень многие кадры хочется заскринить и выложить. Такое количество тут красивых и атмосферных картинок, кадров, мизансцен.
Вообще по ходу фильма мелькнет немало исторических персон, имена которых, наверное, кое-что говорят англичанам, но мало затрагивают ум и сердце россиян. Тем не менее я по своей школьной памяти кое-кого смог узнать и воспринять. И тут тоже замечу мастерство авторов. Даже герой, выводимый всего пару раз в паре мизансцен, отыгрывается тщательно, он запоминается, он предстает уникальным человеком со своими тараканами,а не просто статистом уровня «кушать подано».
Но пора перейти к фигуре главного героя, к Оливеру, так сказать, нашему Кромвелю. Это на самом деле мощная актерская удача, прекрасно проработанный персонаж. Не обсуждаю здесь, насколько он приближен к реальному прототипу. Да и важно ли это? Можно ли сегодня, спустя три с половиной сотни лет сказать что-то определенное о большинстве черт характера Кромвеля? Равно как и любого другого человека той эпохи.
В конце концов, историческое произведение или точнее историко-художественное произведение – оно не всегда и не во всём о прошлом, оно порой так или иначе пытается говорить о настоящем. Ну, хотя бы о настоящем прочтении истории. Ведь если сама история не меняется, то ее прочтение меняется иногда до зеркального разворота. То у нас белые плохие, красные хорошие, то ровно наоборот.
Но давайте к киношному Кромвелю. Это действительно любопытный персонаж. Идеалист, религиозный радикал, приверженец семьи, любящий тихую уединенную жизнь в поместье – он же ярый сторонник свободы и справедливости. Эти стороны его личности вступают в конфликт. Первая тянет назад к семье, вторая тащит на политический Олимп.
Впрочем, он показан не прямо так вот рвущимся к власти диктатором. Скорее, Кромвель – это Цезарь. Как и прочие диктаторы поневоле. Или, точнее, приведенные к диктатуре самой логикой событий. И тут самый интересный поворот в текущей оценке его личности. Не он стал диктатором, таковым его сделала история, война, общество, армия, наконец. Был ли у него иной выбор? Да, уйти, уединиться, спрятаться в поместье. Но патриотизм не позволил пойти по этому пути. В какой-то момент, разочарованный в народе, в политической элите, он понимает, что пестуемые им идеалы могут быть реализованы только полным самоотречением и даже преступлением против самого себя. Сцена с его финальной речью наиболее сильная с драматической точки зрения часть фильма.
Сила актера зачастую проявляется именно в монологах. Недаром их так много в изучавшихся в школе пьесах. Актер, сыгравший Кромвеля, получил возможность развернуться вовсю, выступив сразу с несколькими очень сильными монологами. Хорошо, что фильм не дублированный, а лишь переведенный закадровыми голосами. Ибо тут важны интонации голоса, хриплый тембр, усталость или сила. Настоящий актер играет и голосом. Поэтому вообще дубляж – это преступление против хорошего кино. В отношении представляемого нами «Кромвеля» такого преступления не совершили.
Однозначный вердикт: смотреть всем любителям военно-исторического. Смотреть и думать, ну почему сейчас так не снимают, почему так не играют?
Ну-с, как говорил Кромвель в кино имени себя: «Надейтесь на Бога и держите порох сухим!»
Скачать фильм
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин
Рецензия на фильм Кромвель от Егор
- Создатели
- Отзывы4
- Рецензии1
- Награды4
-
Егор9 апреля 2018 6
Кромвель
Британцы знают толк в костюмированных драмах. Но среди обилия исторических фильмов иногда появляется фильм, при создании которого сценаристы думали, что, судя по всему, их работа заключается только в настройке правильной эпохальной атмосферы. Это не совсем так. В то время как многие фильмы (взять, например, того же «Паттона» (https://www.ivi.ru/watch/105663 ), премьера которого была незадолго до «Кромвеля») стараются сделать упор и на историчность, и на атмосферу с костюмами, и на развитие героев, «Кромвель» увязает в неясных политических кризисах.
И это несмотря на, казалось бы, почти полную историчность этого монументального кинотруда. Неслабый по тем временам хронометраж охватывает почти 10 лет. В них раскрывается конфликт короля Карла с парламентом, личностные различия между королем и Кромвелем, анализируются чувства каждого по отношению к божественному происхождению королей. И все приправлено массивными боями и окончательным захватом власти Оливером Кромвелем, причем последний не всегда ставится в центр повествования; мы следим за ним в том числе глазами небольшого количества вовлеченных в сюжет персонажей.
Если рассматривать «Кромвеля» с позиции историчности, то, как мне кажется, это хороший фильм. Но следует рассматривать это именно с позиции исторической драмы; если драма работает, то историчность, на самом деле, мало кого интересует. Атмосфера не всегда работает, хотя историчность выдержана. Дело в том, что «Кромвель» почти полностью состоит из политических и религиозных дрязг. Диалоги, конечно, написаны отлично, но нет ощущения вовлеченных в проблему людей.
И отсюда вылезает и проблема адекватности эпической формы, предложенной и поставленной в «Кромвеле». Такое чувство, что не все попадает в такт. В киноленте есть огромные сцены баталий, множество дополнительных поэтических подсюжетов и несчетное количество декораций, сделанных со всем вниманием к деталям, не говоря уже об аутентичном саундтреке. Но масштабы не доходят до максимума в первую очередь из-за персонажей.
Ричард Харрис, например, в роли Кромвеля ходит туда-сюда, повторяет заученные строчки и отвлекается. Он не наполняет эту роль своим бесспорным драматическим талантом; такое чувство, что он вообще не заинтересован, уж больно он суховат. Хуже него Алек Гиннес в роли короля, который так хочет представить самодержца в невыгодном свете, что портит персонажа, на мой взгляд. Оба актера, представляющие собой мастодонтов актерского мастерства, неожиданно блекнут, когда, например, оживленные сцены в парламенте захватывают внимание.
В конце концов исполнители главных ролей лучше всего характеризуют «Кромвеля». Пускай картина получила премию «Оскар» за лучшие костюмы, ничего кроме исторических нарядов здесь, как мне кажется, нет. Не совсем убедительно, не слишком драматично, но всё же приковывает внимание всех поклонников истории и конкретно той эпохи. Да здравствует король!
1970, Великобритания, Исторические
Правила размещения рецензии
- Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
- Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
- В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
- При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
- На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
- В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
- При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
- В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
- Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
- В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
- На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Коронные роли, часть третья
Игорь Нестеров заканчивает подборку самых ярких киновоплощений государственных лидеров
Postcriticism заканчивает рассказывать о 30 наиболее значимых кинообразах деятелей истории – императоров, королей и прочих власть предержащих, без которых большой экран выглядел бы совсем иначе.
Первую и вторую части читайте здесь и тут, в финальном тексте цикла вспоминаем роли Питера О’Тула, Кэтрин Хепберн, Ричарда Бёртона, Идриса Эльбы, Найджела Готорна, Сергея Бондарчука, Ричарда Харриса, Петра Мамонова, Хоакина Феникса и Николая Черкасова.
Питер О’Тул – Генрих II, английский король
Харизматичный Питер О’Тул сыграл храброго и жестокого Генриха Плантагенета в двух титулованных фильмах «Беккет» (1964) и «Лев зимой» (1968). Обе картины вошли в золотой фонд исторического кино, а на О’Тула стали равняться множество исполнителей королевских ролей. Король Генрих вышел поразительно цельным и мощным типажом, этаким полуварваром – полузевсом. Несмотря на то, что Американская киноакадемия проигнорировала выдающегося ирландского актёра и продолжала это делать более сорока лет, роль Генриха заслужила громких похвал и признания.
Кэтрин Хепберн – Элеонора Аквитанская, английская королева
Воплощение образа «бабушки Европы» для легендарной Кэтрин Хепберн превратилось в настоящий аттракцион страстей. Элеонора Аквитанская из кинокартины «Лев зимой» (1968) стала объектом зависти и подражания для всех киноактрис, мечтавших сыграть коронованных особ. Сложно назвать другую женскую историческую роль, где бы столь величественно переплеталось властолюбие и двуличие, боль и ярость, честолюбие и своенравие. Роль английской королевы принесла голливудской актрисе несколько высоких кинопремий, в том числе очередной, третий по счёту «Оскар».
Ричард Бёртон – Генрих VIII, английский король
Знаменитый женоубийца Генрих VIII – популярный герой театра, кинематографа и телевидения Великобритании. Фильм «Тысяча дней Анны» (1969) про короткий брак между королём Генрихом и Анной Болейн не добавил ничего нового в восприятии личности самого кровавого английского монарха, однако скрупулёзно перенёс на киноэкран его классический образ. Ричард Бёртон воплощает коронованного ревнивца, как если бы играл Синюю бороду из сказки Шарля Перро. По мнению критиков, фильм получился довольно скучным и безжизненным, однако это не помешало Бёртону эффектно изобразить самодержавного мерзавца.
Идрис Эльба – Нельсон Мандела, южноафриканский президент
Фильм «Долгая дорога к свободе» (2013) стал не первым кинематографическим панегириком победителю апартеида, но самым масштабным и дорогим. Основанная на автобиографии Нельсона Манделы, картина совершает глубокое погружение в судьбу знаменитого борца за права чёрных в ЮАР. Один из ведущих современных чернокожих актёров Идрис Эльба заботливо передаёт каждую деталь сложного образа. Пусть картина получилась довольно скучной и предсказуемой, вызвав весьма сдержанную реакцию кинокритиков, роль Эльбы заслужила всевозможных похвал и открыла актёру звёздную тропу.
Найджел Готорн – Георг III, английский король
Сыграть короля под силу далеко не каждому актёру, но вот натурально сыграть приступ королевского безумия – на порядок тяжелее. Фильм «Безумие короля Георга» (1994) разрывает привычные шаблоны изображения британских правителей. Георг III в исполнении Найджела Готорна предстаёт жалким и смешным лунатиком, временно теряющим разум, но не теряющим властной энергии. Сценарий забавно передаёт, как свита и семья вынуждены подыгрывать свихнувшемуся отцу нации в его дурацких выходках. Готорн воплотил множество ролей, но только образ безумного Георга принёс ему запоздалую киноактёрскую славу.
Сергей Бондарчук – Борис Годунов, русский царь
«Борис Годунов» (1986) по пушкинской пьесе – последний фильм Сергея Бондарчука. Роль злополучного русского самодержца также стала последней крупной актёрской работой советского кинематографиста. Невзирая не тяжеловесность постановки, где все герои изъясняются стихами, образ Бориса – получился одним из самых сложных и проработанных в историческом отечественном кино. Бондарчук редко сам появлялся на киноэкране на переднем плане, поэтому «Годунов» занимает особое место в его фильмографии. Актёру и режиссёру удаётся передать классическое понимание образа, усилив его трагические черты.
Ричард Харрис – Оливер Кромвель, английский лорд-протектор
Пусть фильм «Кромвель» (1970) кишит историческими ошибками и неточностями, образ главного английского революционера вышел рельефным и драматичным. Ирландец Ричард Харрис воплотил множество исторических типажей, но только роль Оливера Кромвеля принесла ему международное признание и высшую актёрскую награду на Московском кинофестивале. Харрис делает акцент на непреклонной тиранической натуре своего героя. Харрисовский Кромвель – это, прежде всего, грубый воин и фанатик, сбивающий холёный аристократизм и дремотную дворянскую спесь со старушки Англии.
Пётр Мамонов – Иван Грозный, русский царь
Фильм «Царь» (2009) Павла Лунгина привёл к расколу между критикой, которая высоко оценила актёрскую и режиссёрскую работы, и массовым зрителем, не воспринявшим ни образ, ни сюжет. Широкая киноаудитория, привыкшая к Николаю Черкасову из первой части «Ивана Грозного», не согласилась с мамоновским воплощением грозного царя. Пётр Мамонов превращает своего героя во властного маньяка, в ком деспотизм граничит с полоумием. Роль Ивана Грозного в русской истории – это каменная глыба, о которую ломались и продолжают ломаться копья, поэтому мамоновский образ прекрасно вписался в вечный спор между «державниками» и либералами.
Хоакин Феникс – Коммод, римский император
Не секрет, что «Гладиатор» (2000) Ридли Скотта крайне легкомысленно обращается с фактами об античности. Поэтому очевидно, что образ императора Коммода – это эффектная и умелая псевдоисторическая импровизация. Из истории известно, что Коммод – нечто среднее между Нероном и Калигулой, поэтому Хоакин Феникс тонко демонстрирует психопатическое властолюбие и коварство, однако не превращает своего героя в полного безумца. Актёр номинировался на несколько кинонаград за свою роль, но так ничего не получил. Жаль, поскольку Коммод стал последним фактурным персонажем из числа венценосных античных кинозлодеев.
Николай Черкасов – Александр Невский, новгородский князь
Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) совершил высшее достижение для исторического кино, заложив эпохальный миф. Александр Невский никогда не считался ключевым персонажем российской истории до появления этой киноэпопеи: он был одним из многих русских святых и одним из многих русских князей. Полотно Эйзенштейна и актёрская работа Николая Черкасова превратили новгородского правителя в безупречного национального героя, непобедимого мстителя и яростного защитника отечества. Можно сказать, что признание Александра Невского – главным российским историческим деятелем на проекте «Имя России» в 2008 году, это результат магии черкасовского образа и режиссёрского таланта Эйзенштейна.
|
|
Гигант мысли, отец русской демократии, двойник Квентина Тарантино. Политическое кредо — всегда. Путешествует из Петербурга в Москву на манер Александра Николаевича Радищева. Предпочитает разумный центризм, эволюцию и темное пиво. Со смертью Махатмы Ганди потерял единственного достойного собеседника и ударился в эссеистику.